Второе дыхание. О взаимосвязи возраста футболиста и его позиции на поле

В свои 33 года Каррик продлил контракт еще на год перед выездной игрой сборной Англии против Италии в Турине. Жаль, что это решение заняло так долго времени, но тренеры клуба и сборной действительно ценят его таланты. Луи ван Гал сделал Каррика неотъемлемой частью своей новой системы, поставив игрока за спинами пахарей – Андера Эрреры и Маруана Феллаини. Решение Роя Ходжсона дать Каррику место в старте, возможно, было продиктовано травмой Джека Уилшира, но возникало четкое понимание того, что Каррик является реальным претендентом на место в полузащите сборной Англии.

Несмотря на обычное сейчас явление, карьера Каррика не протекала равномерно. Временами его позиция оттянутого плеймейкера казалась неубедительной. Не наделенный талантом задавать скорость игры, и явно не выглядевший похожим на игрока перед линией защитников, он не подходил типичной английской модели динамического бокс-ту-бокс полузащитника, кем являлись большинство его сверстников, да и его нельзя было назвать выдающимся в борьбе за мяч. Зачастую его талант игнорировался и даже порицался, но сейчас, разменяв четвертый десяток, единственный настоящий английский реджиста получает должное одобрение.

 

 

Чем больше говорят о позициях на поле, тем больше роль реджисты рассматривается как относительно современный феномен. В общих чертах, на протяжении истории зона опорного полузащитника была предназначена для игроков, которые выполняют оборонительные действия, а созидательные действия возникают еще дальше от своих ворот.

Однако, первые признаки футболистов с обязанностями реджисты появились в «Методе» Витторио Поццо в начале ХХ века. Поццо возглавлял сборную Италии в различные промежутки крайне противоречивой значительности, но в 30-х годах он внес изменения в расстановку и определил новую эру.

Работая и обучаясь в Англии, Поццо восхищался игрой хавбека «Манчестер Юнайтед», Чарли Робертса. Робертс отлично начинал атаки, чего и требовал Поццо от хавбека в свой тренерский период. На тот момент центральные полузащитники были всего лишь частью защитной линии, состоявшей из трех игроков, которых изначально рассматривали в качестве полузащиты в формации 2-3-5. Поццо изменил 2-3-5 на свой лад, отказавшись от добавления третьего игрока оборонительного плана. Вместо этого, он хотел, чтобы его полузащита могла направлять движение мяча; он хотел плеймейкера, или по-итальянски, реджисту.

Луис Монти играл за Аргентину на чемпионате мира в 1930 году, помог дойти до финала, где они проиграли Уругваю, но в 1931 году он заиграл в Италии, перейдя в «Ювентус» из «Сан-Лоренцо». Его итальянские корни способствовали тому, что его вызвал Поццо на роль реджисты в центре поля в расстановке 2-3-2-3 по системе «Метод». Монти было уже за тридцать, у него был избыток веса и ему недоставало скорости, но он был тем, кого хотел Поццо. Он опускался ниже, когда итальянцы не могли завладеть мячом, а затем становился творцом атак. Так, Поццо выиграл чемпионат мира в 1934 с 33-летним Монти, который был сердцем команды.

Продолжавшееся развитие тактики в футболе в конечном итоге привело к появлению четверки защитников, в то время как зона перед защитой отдавалась опорнику, который, выместив реджисту, имел совершенно иной облик и набор обязанностей. Там, где реджиста двигался, опорник был на месте. Где реджиста дирижировал атакой, опорник цементировал свою зону. Первый был создателем; последний же – разрушителем. Начинали больше принимать тот факт, что можно размещать обе роли в зоне полузащиты, но если должен быть только один игрок перед защитниками, то предпочтение отдавалось тому, кто способен бороться за мяч – эффективный, но не экстраординарный.

Использование разрушителя приносило пользу – эта роль предполагала еще один слой обороны перед защитниками и за спинами других полузащитников, более нацеленных на атаку. Клод Макелеле является наиболее заметным представителем таких игроков в недавнее время; его отъезд из «Реал Мадрида» нарушил баланс в команде, и в то же время укрепил хребет нуворишам из Лондона в первое пришествие Жозе Моуринью.

 

 

Однако, в последнее время наблюдается возрождение креативных полузащитников. Кроме того, многие из них играют ярче всего ближе к закату карьеры, прямо как Монти.

Прошлым летом, когда Тони Кроос попрощался с «Баварией» и ушел в «Реал Мадрид», чемпионы Германии приняли меры по его замене. Пеп Гвардиола указал на игрока, который ему был нужен, и его переход был одним из условий переезда Крооса в Мадрид. Этим игроком был Хаби Алонсо.

В свои 32 года Алонсо начал новую главу в замечательной карьере, оставив за спиной Мадрид ради получения новых знаний под руководством Гвардиолы. Нужно сказать, что в момент перехода Алонсо «Бавария» осталась без Тиаго Алькантары и Бастиана Швайнштайгера, которые выбыли из-за травм. Эти факторы, наряду с уходом Крооса, предложили Алонсо роль заменителя – качественной замены, которого можно использовать при необходимости. Спустя несколько месяцев Алонсо стукнуло 33, но есть и более впечатляющие цифры. Он побил рекорд Бундеслиги, коснувшись мяча 204 раза в матче против «Кельна», который завершился со счетом 2:0, а его пасы были невероятными и остаются до сих пор.

Когда Алонсо прибыл в «Баварию», Гвардиола назвал его «идеальным решением» и дал постоянное место в своей системе. Будучи сосредоточенным на инновациях, тактика Гвардиолы в «Баварии» некоторым образом повторяла «Метод» Поццо, а Алонсо был его Монти.

Алонсо, привыкший играть одним из двух опорников, слегка изменил роль в «Баварии». Теперь у него больше свободы, он опускается значительно глубже, иногда находясь даже между и позади центральных защитников, для того чтобы получать мяч и начинать атаки. Став чистым реджистой, если такие когда-то и были, Алонсо сейчас испытывает так называемую «вторую молодость» в новом доме, и возраст не является помехой. Ранее в этом сезоне Алонсо говорил: «Чем старше становишься, тем меньше пытаешься бегать и больше думать. С возрастом нужно становиться более хладнокровным. Необходимо читать и понимать игру лучше».

 

 

Если и есть в мире футболист, который знает, как противостоять своему возрасту и его последствиям, то это Андреа Пирло. Бесстрастный итальянец начинал карьеру в качестве плеймейкера другого типа, и, подписав контракт с «Интером» после прорывного сезона в «Брешии», его использовали за спинами форвардов. Он боролся за свое место, и в итоге был отправлен назад в «Брешию» в аренду в 2001 году, где Карло Маццоне наигрывал его на более оттянутой роли.

Пирло успешно развивался и показывал признаки того футболиста, кем он станет впоследствии. Возможно, наиболее характерным был момент, когда именно он отдал пас на Роберто Баджо, который забил потрясающий гол «Ювентусу» в том сезоне. Контролируя мяч в центре поля, Пирло выдал идеально длинный пас над головами защиты «Юве» на ход Баджо. Контроль мяча и завершение были идеальными; это были последние великие голы увядающего гения. А все это организовала интуиция и мастерская подрезка мяча в исполнении молодого Пирло.

С тех пор Пирло из «нерадзурри» превратился в «россонери», сменив команды, но оставшись в том же городе, играя на том же стадионе, но уже в «Милане» под руководством Карло Анчелотти. Любопытен тот факт, что «Брешия» временно заменила Пирло Гвардиолой, легендарным реджистой, чье время в «Барселоне» подошло к концу. Анчелотти не только продолжал наигрывать Пирло на его любимой позиции в глубине поля, но и построил полузащиту вокруг него. Поставив непроходимого Дженнаро Гаттузо и сурового Массимо Амброзини, Пирло, таким образом, дали право дирижировать атакой.

Отьезд Анчелотти в 2009 году завершился переходом власти в руки Массимилиано Аллегри; это провозгласило конец карьеры Пирло в «Милане». Аллегри ввел в состав Марка ван Боммела и попеременно ставил перед четверкой защитников то Амброзини, то голландского костолома, чем променял технику Пирло на их надежность. Пирло, следовательно ушел свободным агентом в «Ювентус», но глядя, как в свои 32 года его игровое время в последнем сезоне на «Сан Сиро» уменьшилось, мало кто догадывался, что его переход значительно ухудшит состояние «Милана».

Прошло четыре сезона, и «Ювентус» выиграл каждый скудетто с момента перехода Пирло. Когда Аллегри сменил Антонио Конте на посту главного тренера «Ювентуса» в начале этого сезона, у него не было выбора, кроме как отдать должное Пирло, продолжив давать ему место в составе «Ювентуса» на роли реджисты в формации 4-1-3-2.

То, что Пирло сделал за два последних десятилетия, изменило модель обучения глубоко оттянутых плеймейкеров. Ранее, возможно подогреваемые словами знаменитого журналиста Джанни Бреры о том, что итальянцы слабы по физическим данным и должны сосредотачиваться на защите, итальянские тренеры добавили элемент борьбы в свои системы, и, по этой причине, получали в итоге меньше плеймейкеров. Традиционно, идея о том, что плеймейкер может играть перед линией защиты, как Пирло, изначально рассматривалась рискованной, такой тип игроков считали пижонами, так как в этой зоне нужна была брутальная сила, решительность и цепкость.

Одним примером такой перспективы в действии был момент, когда Фабио Капелло возглавил «Реал Мадрид» и счел Фернандо Редондо слишком элегантным для игры в глубине поля. Капелло всегда предпочитал на этой позиции физически крепкого игрока, он использовал Марселя Десайи, будучи в «Милане», и считал, что навыки Редондо принесут больше пользы ближе к атаке.

Капелло оставил Мадриду изменившегося Редондо, с более четким пониманием своей пользы на роли глубоко оттянутого плеймейкера. Кажется, это восприятие постоянно менялось в современном итальянском футболе, теперь в нем играет множество игроков наподобие Давида Писарро и Мирко Вальдифьори. Грубая сила остается ценным качеством для опорной зоны в серии А, но и те, кто предпочитает владеть мячом, а не гоняться за противником, тоже получили свой шанс, а Пирло в свои 35 продолжает вести всех за собой в этой борьбе.

Так же и Каррик. Когда сэр Алекс Фергюсон купил его из «Тоттенхэма» за 18,6 млн фунтов, он стал шестым в списке самых дорогих приобретений «Манчестер Юнайтед» за всю историю. Ему также дали номер 16, который ранее носил боец в стиле бокс-ту-бокс Рой Кин. Некоторые видели в этом прямую замену Каррика на Кина, но это предположение было далеко от правды. Да, Кин оставил дыру в полузащите «Юнайтед», но Фергюсон не собирался ее затыкать; скорее, он готовил полную замену в построении.

 

 

Понимая необходимость создания слоев в полузащите в противоположность к линии из четырех, Фергюсон поставил Каррика на роль центрального полузащитника, который будет контролировать мяч. Это приобретение ознаменовало окончательный отход от 4-4-2 для «Манчестер Юнайтед», так как они адаптировались к изменявшемуся миру. Через несколько лет они выигрывают Лигу Чемпионов, используя смесь 4-3-3 и 4-2-3-1 с большим влиянием Каррика.

Майкл никогда не выходил на элитный уровень Пирло и Алонсо, в основном из-за того, что ему недостает их рассудительности и дальности пасов. При этом, его игнорировали так долго, пока английский футбол, исторически тяжело принимающий новые идеи, не смог оценить его вклад. Пока все препирались по поводу того, кто должен играть в схеме 4-4-2: Стивен Джеррард или Фрэнк Лэмпард, сборная Англии полностью упустила возможность использовать Каррика позади одного из них или обоих, отказавшись от 4-4-2 и достигнув баланса в полузащите. Только когда Ходжсон возглавил национальную сборную, все увидели преимущества расстановки в полузащите в форме «даймонд» и Карриком в основании схемы.

Так как Каррику исполнилось 34, у него есть возможность в ближайшие годы стать центральной фигурой как в клубе, так и в сборной. Люди начинают удивляться тому, как это эффективно, и задают вопрос, как долго он сможет играть в таком возрасте, но возраст – не проблема для реджисты, как это показывает лучший в мире представитель.

С учетом увеличения количества возрастных реджист, выглядит справедливым предположить, что подобный возраст сочетается с самой ролью. Одной из причин является тот факт, что при увеличении динамики игры с упором на прессинг, контрпрессинг, высоким темпом, быстрыми переводами мяча, возрастные полузащитники становятся неспособными держать темп и, следовательно, должны адаптироваться к игре в глубине поля. При этом, их недостаток скорости и атлетизма можно компенсировать полузащитниками и защитниками вокруг такого игрока. Грубость и жесткость больше не их забота, вместо этого, они могут использовать свои знания, которые приходят с опытом контроля игры.

Реджисты яростно борются против увядания проблесков света, стараются доказать, что остается место для паузы и неторопливых, неспешных, ритмичных распасовок в современной игре. В этой борьбе им помогают некоторые тренеры, которые видят преимущества в наличии такого футболиста в составе. Гвардиола знает эти преимущества лучше остальных, потому что он был одним из них. Теперь, больше чем когда-либо, существует серьезный прецедент для их реабилитации при манере игры, где плеймейкер окружается двумя опорными полузащитниками.

 

 


Для некоторых, однако, это не кажется значительным. Джеррард является примером игрока, который был сдвинут назад к защите, но не смог полностью адаптироваться к новой роли. Это – знак того, что реджиста не является утопической фантазией, выдуманной сторонниками эстетичного спорта, захваченного рослыми боевыми игроками, но, по сути, роль со своим собственным набором особых навыков. Это – не просто оправдание для того, чтобы включить стареющих игроков; если им не хватает требуемых характеристик, они не справятся со своей ролью. Следовательно, несмотря на то, что лучшие реджисты в мире, грубо говоря, старше тридцати, возраст является не предпосылкой, но следствием.

Что более вероятно, так это тот факт, что роль реджисты позволяет им играть позади остальных ввиду вышеупомянутых особенностей, требуемых для успешного исполнения роли. Прогрессивные команды сейчас атакуют из глубины и защищаются с первых линий, в результате обязанности по созданию моментов ложатся на плечи тех, кто далек от линии фронта. Луи ван Гал упомянул эту идею в 90-х годах во время работы в «Аяксе», заявив: «В современном футболе игроки в центре защитной четверки… стали настоящими плеймейкерами». Тот факт, что это подтверждение исходит от человека, который сделал Каррика неотъемлемой частью своей защитной базы, далеко не мелочи.

Мы остаемся в том положении, которое выявил Арриго Сакки, как эру специализации в том плане, что реджиста все же нуждается в помощи партнеров. Конечно, плеймейкеры теперь располагаются глубже, но они должны быть сбалансированы футболистами, более нацеленными на разрушение. Единственной разницей является то, что выдвинутые плеймейкеры нуждались в разрушителе за спиной, а реджисте он нужен был перед собой.

Мы не достигли эпохи, где каждый игрок оборонительного плана обладает отличной техникой. Тем не менее, если раньше игрокам защиты и атаки давали указания вроде «выбей мяч» и «забивай голы», то сейчас это отношение меняется. Теперь, по крайней мере, на топ-уровне, линии более размыты, от игроков атаки требуется вносить свой вклад в оборонительные действия, а игрокам защитного плана необходимо более умело обращаться с мячом.

Естественно, при таких обстоятельствах реджиста становится более важным элементом. Их хладнокровность при обращении с мячом и способность выкручиваться из сложных ситуаций является скорее необходимостью, когда атакующие игроки стараются больше прессинговать и более организованны в этом плане. Эволюция игры, следовательно, требует специалистов на роли реджисты, а не просто адаптацией других полузащитников к ней. И хотя эта роль еще рассматривается, как место для стареющих звезд, тенденция указывает на то, что в будущем игроки наподобие Каррика не будут ждать тридцати лет для одобрения своих талантов.

 

Blair Newman, The Guardian

Комментарии

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Следите за "Театром Мечты" в социальных сетях

X

Авторизация
или войдите через соцсеть:
.