Фонетико фонематическое недоразвитие речи: Логопедические занятия при фонетико-фонематическое недоразвитии речи ФФНР в Москве

Содержание

Логопедические занятия при фонетико-фонематическое недоразвитии речи ФФНР в Москве

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – термин, означающий сложности формирования произносительной системы языка, вследствие нарушения восприятия звуков речи.

Логопедический диагноз «ФФНР» может быть установлен детям с различными по структуре логопедическими трудностями и диагнозами, например, детям с ринолалией, дислалией, дизартрией, алалией. Само по себе понятие «фонетико-фонематическое нарушение» не объясняет причин речевого нарушения и требует дополнений. Изначально оно было разработано для комплектации логопедических групп в детских садах и коррекционных логопедических заведениях, чтобы отделить детей с ФФНР от детей с ОНР (общее недоразвитие речи) и детей с заиканием (логоневроз).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет особую опасность в виде высокой вероятности дальнейших сложностей обучения, которые проявляются в школьном возрасте. ФФНР в дошкольном возрасте является основной причиной возникновения дисграфии и дислексии.

Дети с несформированной фонетико-фонематичекой функцией путают буквы на письме и при чтении, не могут дифференцировать звуки на слух, упрощают слоговую структуру слов, искажают звуки (ротацизмы, каппацизмы, сигматизмы, ламбдацизмы), испытывают трудности с соотнесением букв со звуками.

Диагностика недоразвития речи

Для построения более продуктивной работы с ребенком с ФФНР требуется уточнение диагноза, понимание причин возникновения фонетико-фонематического недоразвития и составление индивидуального маршрута развивающего обучения. Особое внимание необходимо уделить причинам, вызвавшим ФФНР: в ряде случаев, это неврологическое нарушение (при сопутствующей дизартрии), анатомический дефект (при ринолалии), особенности слухо-речевого внимания, несформированность мнестической деятельности.

Ранняя диагностика структуры ФФНР и как можно более раннее начало логопедической работы с детьми, имеющими подобные трудности, дает возможность избежать больших проблем в будущем, требующих гораздо большего количества сил и средств.

Часто у детей с ФФНР отмечаются задержки формирования и других психических функций, задержку психического развития (ЗПР). Таким образом, при разработке индивидуального маршрута обучения, требуется разностороннее мультидисциплинарное обследование специалистами смежных областей: речевым неврологом и логопедом.

Диагностикой состояния речевой функции у детей с ФФНР занимается логопед. Диагностикой состояния высших психических функций – дефектолог или нейропсихолог.

Лечение

Для определения схемы лечения необходимы консультации речевого невролога и логопеда. В ряде случае невролог рекомендует сделать исследование — слуховые вызванные потенциалы, чтобы исключить нарушения физического слуха.

Коррекционнаяая работа логопеда включает в себя артикуляционную гимнастику, упражнения на звуко-буквенный анализ, логоритмические упражнения. Коррекционной работой с детьми с ФФНР занимается, преимущественно, логопед, однако часты случаи, когда для оптимизации процесса обучения и формирования отстающих в развитии психических функций необходима также нейропсихологическая коррекция.

В случае грубого нарушения фонематического слуха мы рекомендуем пациентам Программу по коррекции речевых нарушений, включающую европейский стандарт реабилитации — транскраниальную магнитную стимуляцию. 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — Логопедический центр УЛЫБКА

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) отличается от фонематического недоразвития речи (ФНР) тем, что нарушено не только звукопроизношение, но и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Причины фонетико-фонематического недоразвития речи

(ФФНР) могут бытьврождённые и приобретённые, как и при ФНР.

 Но зачастую имеются проблемы со слухом и/или зрением.

Признаки фонетико-фонематического недоразвития речи

— у ребёнка не сформирован фонематический слух (особенный слух на звуки), поэтому он не слышит и не различает звуки на слух, не может определить их количество и последовательность их в слове;

— речь неразборчивая, нечёткая дикция;

— подмена сложных звуков более простыми звуками для произношения;

— неправильное употребление предлогов, окончаний в словах;

— использование одного звука для замены двух или нескольких звуков;

— неправильное применение звуков в словах, хотя отдельно этот звук произносится верно.

У детей при ФНР и ФФНР имеет место сохранный интеллект.

На этапе диагностики обоих нарушений для уточнения диагноза необходимы обследования смежных специалистов: невролога, лор-врача, окулиста, ортодонта.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи включает в себя все занятия по устранению фонетического недоразвития речи, а также следующие дополнительные занятия

— развитие фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания, мышления;

— умение концентрироваться и переключать внимание;

— обучение определения звукового состава слов, деления слов на слоги;

— развитие связной речи, грамматики;

— формирование готовности к обучению грамоте.

Всё это необходимо скорректировать к школе, т.к. нарушения в устной речи всегда ведут к трудностям при обучении письму.

В нашем Центре «Улыбка» успешно применяются специальные логопедические методики для устранения данных нарушений.

 При ФФНР работа по коррекции занимает более длительное время, чем при ФНР.

Индивидуальные занятия проходят 2 раза в неделю.

Прогноз в обоих случаях благоприятный, если вовремя обратиться за помощью к логопеду, систематически заниматься дома с родителями и скорректировать все проявления до школы.

Смотрите интересные вопросы-ответы

Вставить табличка с иконками и подписями:    

Логопеды: когда и с какими проблемами обращаться

Артикуляционная гимнастика

Логопедический массаж: виды, цели и задачи

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией

%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией
  • Курчик Э.
    Д1.52019-05-28T16:23:01+05:002019-05-28T16:23:01+05:00 endstream endobj 6 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents [125 0 R 126 0 R 127 0 R] /Group > /Tabs /S /StructParents 0 /Annots [128 0 R] >> endobj 7 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 130 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 1 >> endobj 8 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 131 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 2 >> endobj 9 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 132 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 3 >> endobj 10 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 133 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 4 >> endobj 11 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 135 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 5 >> endobj 12 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents 136 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 6 >> endobj 13 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 137 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 7 >> endobj 14 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 139 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 8 >> endobj 15 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 140 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 9 >> endobj 16 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 141 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 10 >> endobj 17 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 142 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 11 >> endobj 18 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents 143 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 12 >> endobj 19 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 144 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 13 >> endobj 20 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 145 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 14 >> endobj 21 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 146 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 15 >> endobj 22 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 147 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 16 >> endobj 23 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 148 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 17 >> endobj 24 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 149 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 18 >> endobj 25 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 150 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 19 >> endobj 26 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 151 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 20 >> endobj 27 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [152 0 R] /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 153 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 21 >> endobj 28 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 154 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 23 >> endobj 29 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 155 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 24 >> endobj 30 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 156 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 25 >> endobj 31 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 159 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 26 >> endobj 32 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 162 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 27 >> endobj 33 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 163 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 28 >> endobj 34 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 165 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 29 >> endobj 35 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 166 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 30 >> endobj 36 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 167 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 31 >> endobj 37 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 168 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 32 >> endobj 38 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 169 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 33 >> endobj 39 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 170 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 34 >> endobj 40 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 171 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 35 >> endobj 41 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 173 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 36 >> endobj 42 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 174 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 37 >> endobj 43 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 176 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 38 >> endobj 44 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 177 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 39 >> endobj 45 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 178 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 40 >> endobj 46 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 179 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 41 >> endobj 47 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 180 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 42 >> endobj 48 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 181 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 43 >> endobj 49 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 182 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 44 >> endobj 50 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 183 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 45 >> endobj 51 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 184 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 46 >> endobj 52 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 185 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 47 >> endobj 53 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 188 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 48 >> endobj 54 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 189 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 49 >> endobj 55 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 190 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 50 >> endobj 56 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 191 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 51 >> endobj 57 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 192 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 52 >> endobj 58 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 193 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 53 >> endobj 59 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 194 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 54 >> endobj 60 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 195 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 55 >> endobj 61 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 196 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 56 >> endobj 62 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 197 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 57 >> endobj 63 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 198 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 58 >> endobj 64 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 199 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 59 >> endobj 65 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 200 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 60 >> endobj 66 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 201 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 61 >> endobj 67 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 202 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 62 >> endobj 68 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 203 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 63 >> endobj 69 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 204 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 64 >> endobj 70 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 205 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 65 >> endobj 71 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 206 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 66 >> endobj 72 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 207 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 67 >> endobj 73 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 208 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 68 >> endobj 74 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 210 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 69 >> endobj 75 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 212 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 70 >> endobj 76 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 214 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 71 >> endobj 77 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 215 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 72 >> endobj 78 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 217 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 73 >> endobj 79 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 218 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 74 >> endobj 80 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 220 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 75 >> endobj 81 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 221 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 76 >> endobj 82 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 223 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 77 >> endobj 83 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 224 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 78 >> endobj 84 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 225 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 79 >> endobj 85 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 226 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 80 >> endobj 86 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 227 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 81 >> endobj 87 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 228 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 82 >> endobj 88 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 229 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 83 >> endobj 89 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 230 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 84 >> endobj 90 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [231 0 R] /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 232 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 85 >> endobj 91 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 233 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 87 >> endobj 92 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 234 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 88 >> endobj 93 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 235 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 89 >> endobj 94 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 236 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 90 >> endobj 95 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 237 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 91 >> endobj 96 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 238 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 92 >> endobj 97 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 239 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 93 >> endobj 98 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 241 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 94 >> endobj 99 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 244 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 95 >> endobj 100 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 247 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 96 >> endobj 101 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 252 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 97 >> endobj 102 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 253 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 98 >> endobj 103 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 254 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 99 >> endobj 104 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 255 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 100 >> endobj 105 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 256 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 101 >> endobj 106 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 257 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 102 >> endobj 107 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 259 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 103 >> endobj 108 0 obj > /ExtGState > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 261 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 104 >> endobj 109 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 267 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 105 >> endobj 110 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 272 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 106 >> endobj 111 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 276 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 107 >> endobj 112 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 281 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 108 >> endobj 113 0 obj > endobj 114 0 obj > endobj 115 0 obj > endobj 116 0 obj > endobj 117 0 obj > endobj 118 0 obj > endobj 119 0 obj > endobj 120 0 obj > endobj 121 0 obj > endobj 122 0 obj > endobj 123 0 obj > endobj 124 0 obj > stream x

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

    Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

    Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

    Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

    Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

    Основные направления коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста

    Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г. А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

    Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.

    В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

    I раздел работы — артикуляторный (подготовительный)
    Этот этап предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков:
    [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях Развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.
    Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся обязательно на звуках, правильно произносимых. Затем в определённой последовательности включаются поставленные к этому времени исправленные звуки.
    II раздел работы — дифференцировочный
    На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.
    III раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза
    Этап состоит в следующем:
    1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
    2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
    3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа — выделение первого гласного звука из начала слова.
    4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору — схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой — слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
    5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
    6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
    7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.
    8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа «сом».
    9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].
    10. Полный звуко-слоговой анализ и синтез односложных слов из 3-х звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
    11. Полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
    12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: «сок» — «сук».
    13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
    14. Полный слого-звуко-буквенный анализ слов.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | Центр нейрофизиологии и реабилитации

    Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

    Выделяют основные проявления, характеризующие это состояние:

    1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук «т» произносится вместо «с», «ч», «ш»  ( «тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).
    2.  Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук «л» употребляется вместо звука «р» , звук «ф» — вместо звука «ш». У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками «т» и «д» ( «табака» вместо собака и т.д.)
    3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки «р», «л» или «с» изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «столял стлогает дошку» вместо столяр строгает доску.

    Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.

    Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различия фонем)

    Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения с логопедом позволит не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить ребенка к обучению в школе.

     

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Ягодка»

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

    Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

    Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

    Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

    Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

    Основные направления коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста

    Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

    Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.

    В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

    I раздел работы — артикуляторный (подготовительный)
    Этот этап предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков:
    [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях Развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.
    Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся обязательно на звуках, правильно произносимых. Затем в определённой последовательности включаются поставленные к этому времени исправленные звуки.
    II раздел работы — дифференцировочный
    На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.
    III раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза
    Этап состоит в следующем:
    1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
    2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
    3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа — выделение первого гласного звука из начала слова.
    4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору — схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой — слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
    5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
    6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
    7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.
    8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа «сом».
    9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].
    10. Полный звуко-слоговой анализ и синтез односложных слов из 3-х звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
    11. Полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
    12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: «сок» — «сук».
    13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
    14. Полный слого-звуко-буквенный анализ слов.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и фонематическое нарушение речи (ФНР)

    Фонематическое нарушения речи означает неспособность для ребенка определения на слух правильных звуков. Такая проблема проявляется в том, что звуки произносятся не правильно, оглушаются или озвончаются, заменяются — твердые на мягкие, пропускаются или переставляются в словах.
    При этом ребенок не замечает допущенных ошибок, так как попросту «не слышит» разницы.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает по причине фонематического нарушения слуха. То есть ребенок не только произносит звуки неправильно, но и не может определить на слух, какой звук необходим в том или ином случае.

    ФФНР может проявляться в разной степени:

    • Дефектное звукопроизношение происходит по причине сложностей с анализом фонем.
    • Ребенок правильно произносит все звуки, но имеет затруднения с фонематическим слухом.
    • В речи ребенка есть проблемы с определением правильного звукового порядка в словах.

    Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи

    Наиболее характерными признаками наличия ФФНР, на которые следует обратить родителям внимание, могут стать:

    • Замена в речи «сложных» звуков на более легкие для произношения. Например, звук Р может стать звуком Л, шипящие и свистящие замениться на взрывные звуки (Ш или Ж на Т или Д как твердые, так и мягкие).
    • Смешение звуков. То есть отдельно ребенок может выговорить сложные для него фонемы, но в словах и предложениях они по-прежнему заменяются на более простые.
    • Один звук может заменять даже пару или более. Например, один взрывной звук может стать заменой сразу нескольким шипящим и свистящим.
    • При правильном произношении ребенок может не различать звуки, относящиеся к разным типам, на слух. В данном случае на первый план выступает проблема фонематического нарушения.

    Почему нужно к специалисту

    Данная проблема может казаться родителям несущественной. В конце концов, даже в классических детских рассказах мы читаем, как мило дети шепелявят или грассируют, обладая при этом отличными интеллектуальными способностями.

    Однако специалисты предупреждают о том, что такое нарушение может обернуться проблемой при обучении в школе. ФФНР означает прежде всего тот факт, что ребенок не способен провести анализ и определить нужный звук. Это влечет за собой проблемы в правописании, а также дислексию, дисграфию. Кроме того, неправильное произношение может сохраниться на всю жизнь, ведь ребенок «не видит и не слышит» своей ошибки.

    К кому обращаться?

    Если у родителей возникает подозрение на имеющиеся у ребенка проблемы с речью, нужно как можно раньше посетить логопеда. Специалист проведет подробное обследование и сделает вывод, есть ли необходимость в коррекционных мерах.

    Как проходит обследование:

    • Задавая ребенку вопросы или предлагая выполнить то или иное упражнение, логопед определит «сложные» для произнесения фонемы. Над правильной постановкой звуков нужно будет поработать.
    • Следующим этапом необходимо выяснить, есть ли у ребенка сложности со слуховым восприятием звуков. Определенного вида тесты позволяют с уверенностью выявить это нарушение. Логопед предложит назвать первый или последний звук в названии предмета, изображенного на картинке, указать последовательность звуков (для старших дошкольников), найти из разных предметов те, которые начинаются на определенный звук и т. д.

    С учетом всех возможных показателей обследования назначается план коррекционных действий специалиста. Важно решить проблему до начала обучения в школе, чтобы ребенок учился успешно.

    Как работает логопед с ФФНР

    Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы.
    В логопедических занятиях присутствуют:

    • Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
    • Игровая логопедическая гимнастика.
    • Тренировка слухового внимания.
    • Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
    • Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.

    Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу.
    Коррекционные меры должны быть комплексными. Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители. Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.

    Как быстро можно устранить проблему ФФНР

    Не стоит ждать от занятий мгновенных результатов. Ведь ребенку совместно с логопедом придется пройти значительный путь от подготовки аппарата речи для постановки правильного звукопроизношения до автоматизации звуков в речи, формирования устойчивого фонетического слуха и умения проводить фонематический анализ.
    Именно поэтому важно начать работу как можно раньше. Как правило, данная проблема может быть выявлена в 4-5 лет. Это значит, что до поступления в школу ребенок справится со всеми затруднениями и сможет стать успешным учеником.

    Дата публикации: 27.06.2016. Последнее изменение: 09. 05.2018.

    (PDF) Речевое развитие и фонологическая осведомленность дошкольников

    Речевое развитие 9

    г, т, д, ж, м, н, з, к/. Они были менее способны производить: /r, l, f, v, , , s, z, , , t, d/. Никакие другие

    устойчивые шаблоны не были очевидны. Porter and Hodson (2001) сообщают, что нормативная речь

    производства в их выборке (например, адекватно произведенная по крайней мере в 85% случаев)

    включала приобретение всех основных классов фонем к трехлетнему возрасту, за исключением жидкостей (/l / и

    /r/), которые чаще всего усваивались к пяти годам, и сибилянты, которые усваивались

    без шепелявости к семи годам.

    1

    Анализ моделей ошибок Портера и Ходсона дополнительно выявил

    три типа ошибок согласных, которые были относительно нетипичными для дошкольников: пропуски

    одноэлементных согласных (например, /da:/ для «собака»), пропуск одного согласного внутри кластера (называемого

    «кластерными редукциями»; например, /fæg/ для «флага»), а также замены, которые включали изменения

    манеры или места артикуляции (например, /t/ вместо /s/ или /d / для /l/ манеры, /d/ для /g/ места)

    2

    .

    Замены, связанные с озвучиванием, были типичными для их выборки (2001), и этот вывод отражает

    ошибки детей при выполнении перцептивных задач (Treiman, Broderick, Tincoff, & Rodriguez, 1998).

    Таким образом, исследования нормально развивающихся детей показывают, что к четырем годам большинство

    детей приобрели продуктивный контроль над формой согласных и местом их артикуляции,

    что, возможно, является основным основанием для категоризации английских фонем.Исключение составляют

    жидкости (/l/ и /r/), резкие фонемы (т. е. s, z, ,  и т. д.) и кластеры (например, /st/). Исследования

    также показывают, что пропуски и межфонемные замены класса, которые изменяют способ или место

    , являются нетипичными фонологическими ошибками для дошкольников.

    1

    Важно отметить, что Портер и Ходсон использовали процедуру анализа APP-R для подсчета

    ошибок при воспроизведении речи. Эта процедура «позволяет засчитывать произведения в пределах границ фонемы» (с. 169), что позволило бы

    оценить использование /s/ вместо /z/ или // как правильное, хотя анализ паттернов ошибок классифицировал бы это произведение как

    как «замену внутри фонемных классов» (см. ниже). Фонемы //, // и /h/, а также аффрикаты (/t,

    d/) не изучались в исследовании Портера и Ходсона.

    2

    Фонемы в английском языке классифицируются по трем параметрам: способ, место и звучание. Замены, включающие

    звонкость, не считаются нетипичными по двум основным причинам: суждения о звонкости варьируются в зависимости от контекста, а

    озвучивание считается характеристикой развивающейся речи (Shriberg & Kent, 1995, p.79).

    Личностно-дифференцированный подход при дисграфии Коррекция младших школьников с общим недоразвитием речи

    В работах известных авторов хорошо представлены механизмы письма и структура работы по устранению девиаций чтения и письма, связанных с дефицит некоторых операций письма или отклонение функционирования речевой системы. Согласно концепции А. Р. Лурии о психофизиологических механизмах письма, авторы выявили в структуре дисграфии лингвистические и оптико-пространственные отклонения, лексико-грамматические, фонетико-фонематические нарушения, расстройство формирования навыков языкового анализа и синтеза; представили направления и приемы профилактической и коррекционной работы.Вопрос о состоянии детей с нарушением письма на психологическом уровне его организации до конца не изучен. Представленная в статье коррекционная работа направлена ​​на устранение девиаций в устной и письменной речи и направлена ​​на формирование межполушарного взаимодействия. Учитывали профиль функциональной асимметрии полушарий и тип ведущей модальности у детей. Методы нейролингвистического программирования в коррекционном процессе использовались как средства психологической коррекции, гармонизации личности, развития внимания, памяти, мышления и речи, повышения практической грамотности детей.


    Ключевые слова: коррекция процесса письма, нейролингвистическое программирование, нейропсихологический подход, мотивация письменной речи, сенсорное восприятие, регуляция, самоконтроль

    [1] Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. (2008). Преодоление трудностей упражнений: нейропсихологический подход, с. 320. СПб.: Петр.

    [2] Вихнович С. Н. (2016). У дошкольников с недоразвитием общей речи Формирование предикативной лексики с использованием икон, с. 176. Москва: Национальный книжный центр.

    [3] Гриндер, М. и Ллойд, Л. (2001). НЛП в лингвистике, с. 320. М.: Институт общечеловеческих исследований.

    [4] Емельянов Е. Н. (2010). Плохая успеваемость в школе: диагностика причин; «Ошибки», которым легко научиться. Советы нейропсихологу, с. 128. М.: Эксмо.

    [5] Глозман, Ж. М. и Соболева А.Е. (ред.) (2014). Комплексная коррекция нарушений обучаемости в школе, с. 544. М.: Смысл.

    [6] Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. (ред.) (2011). Логопатопсикология.Учебное пособие для студентов, с. 285. М.: Владос.

    [7] Логинова Е.А. (2004). Расстройство письма. Особенности ее проявления и коррекции у детей с недоразвитием психики (учебник, под ред. Л. С. Волковой), с. 208. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

    [8] Сиротюк А. Л. (2007). Физиологические основы обучения студентов: Учебное пособие, с. 224. М.: ТЦ Сфера.

    Фонологическое развитие детей: этапы и обзор — видео и расшифровка урока

    Счастливый, хоть и непонятный, ребенок

    Основные навыки

    Есть несколько основных фонологических навыков, которые все мы приобретаем естественным образом в детстве.Эти способности нельзя считать приобретенными, так как все дети без серьезных когнитивных или физических проблем приобретут их. Конкретные навыки в следующем списке приобретаются в порядке от самого простого к самому сложному.

    • Знание слов — это способность отслеживать определенные слова в предложении. Большинство детей приобретают эту способность в возрасте от 1,5 до 2 лет.
    • Понимание рифмы и аллитерации : к 4 годам большинство детей могут понимать и ценить рифму и аллитерацию. Эта тактика используется во многих детских рассказах (например, Салли продает ракушки на берегу моря).
    • Восприятие слогов : в возрасте 5 лет большинство детей различают слоги и могут элементарно ими манипулировать.
    • Манипулирование рифмами : сочинить рифму намного сложнее, чем понять ее. Эта способность, как правило, осваивается к 5,5 годам.
    • Знание фонем : это самый сложный навык в фонетическом развитии, который приобретается в возрасте от 6 до 9 лет.Осведомленность о фонеме — это способность ребенка манипулировать фонемами , наименьшей единицей разговорной речи. Например, ребенок, освоивший этот навык, должен уметь мысленно изменять слова, добавляя или удаляя фонемы, например, заменяя звук /н/ в слове дождь на /л/, создавая рельс. Для вас это звучит просто, но если попросить 5-летнего ребенка сделать это, это будет уроком разочарования.

    Стадии развития

    Теперь, когда мы понимаем некоторые важные навыки, которые приобретают дети, давайте посмотрим на общее развитие детей в первые годы жизни. Как упоминалось ранее, самый трудный для освоения навык (осведомленность о фонеме) может быть достигнут уже в 6 лет, поэтому большая часть фонологического развития происходит в возрасте от 0 до 6 лет.

    • 0–3 месяца: Произносит гортанные звуки (например, э, ба) и отдельные слоги
    • 3–6 месяцев: начало бормотания, озвучивание удовольствия и неудовольствия, изменение высоты тона и интонации
    • 6–9 месяцев: бормочет несколько слогов, используя простые звуки (например, м, н, д, т), имитирует интонацию в лепете, пытается воспроизвести слова, но безуспешно, например, «баба» вместо «бутылка»
    • 9–12 месяцев: Вокализует во время игры, «бормочет», пытаясь воспроизвести разговор, большинство детей усваивают свое первое слово
    • 1 — 1.5 лет: в основном неразборчив, хотя и запоминает слова, часто пропускает начальные и конечные фонемы, может использовать большинство гласных, но мало согласных 90–110
    • 1,5–2 года: Настоящая лексика начинает заменять лепет, может задавать вопросы, повышая интонацию в конце предложения, примерно 65% разборчивости
    • 2–3 года: становится все более разборчивым, по-прежнему пропускает иногда конечные фонемы, осваивает более сложные согласные (например, п, м, ш)
    • 3–4 года: Продолжает расширять словарный запас, совершает очень мало фонологических ошибок, усваивает самые трудные одиночные согласные (например,г. , к, г, ж)
    • 4–5 лет: Полностью понимает, только очень сложные слова вызывают фонологические ошибки
    • 5-7 лет: овладение несколькими согласными, такими как ing, th, sh, zh

    Итоги урока

    Хорошо, это было много информации в довольно коротком порядке, верно? Давайте подведем итог действительно важным вещам, которые вам нужно вынести из этого урока.

    Фонология — это систематическая организация звуков, используемых для создания речи.Наименьшая единица языка известна как фонема . Пять наиболее важных навыков, которые развивают дети, — это знание слов, понимание аллитерации и рифмы, знание слогов, манипуляция рифмами и знание фонемы. Дети рождаются без способности говорить, но они быстро приобретают элементарные навыки в первый год жизни. В этот первый год младенцы пытаются имитировать речь своим лепетом и начинают использовать некоторые из первых «простых» согласных, такие как b, t и d.К моменту своего первого дня рождения большинство младенцев уже сказали свое первое настоящее слово.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.