Год и три месяца развитие: Развитие детей от 1 года до 2 лет
Развитие детей от 1 года до 2 лет
Читателям → Читателям от 0 до 3-х лет → Календарь развития малыша → Развитие детей от 1 года до 2 лет
Возрастные особенности ребенка от года до 2-х лет.
К 1 году и 3-м месяцам, ребёнок самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнить простые просьбы взрослого (накормить куклу, построить домик и т.п.), правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их.
Начинает активно употреблять облегчённые слова (собака – «ав-ав», машина – «би-би» и т.д.), может перешагивать через предметы, лежащие на полу, бегать, держать чашку при питье, более умело пользуется ложкой.
Полуторагодовалый малыш нанизывает кольца пирамидки, складывает башню из кубиков, знает почти все свои игрушки и подаёт их по просьбе. Родители должны регулярно высаживать ребёнка на горшок – каждый раз перед сном и после сна, после еды, перед прогулкой и после неё. За успех можно похвалить, но делать строгий выговор за мокрые штанишки, настойчиво удерживать на горшке, требуя результата, и гневиться за его отсутствие, не следует. Это вызывает у ребёнка негативную реакцию и может способствовать развитию упрямства.
На втором году жизни у ребёнка заметно меняется характер. Он начинает проявлять повышенный интерес к окружающим предметам, старается заглянуть во все уголки квартиры, залезть в ящики стола или шкаф. Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету. Это вызвано тем, что у ребёнка ещё не выработались определённые модели поведения и в некоторых случаях, когда ему говорят слово «нельзя», он просто не знает как нужно себя повести, поэтому продолжает шкодить.
В 1 год и 9 месяцев ребёнок толкает мяч ногой, поднимается по лестнице, отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок. В его словаре около 20 слов. Предпринимает самостоятельные попытки одеваться и раздеваться.
В 2 года ребёнок бросает мяч из-за головы, использует короткие предложения, понимает определяющие предлоги (на, под, рядом, сзади). Может называть своё имя, говоря о себе. Ребёнок умеет самостоятельно есть, расстёгивает большие пуговицы, моет и вытирает руки, охотно играет в простые игры, с помощью взрослого чистит зубы. На этом этапе развития нужно обогатить мир ребёнка развивающими игрушками, они способствуют развитию интеллекта, творческих задатков и абстрактного мышления.
Не буду, не хочу! Послушание – одно из слагаемых воспитания. С его помощью взрослые пытаются уберечь ребенка от ошибок, передают собственный жизненный опыт, помогают избежать опасных поворотов. И нередко отказы малыша подчиняться взрослые воспринимают как «вызов». Но период отрицания – неизбежная фаза развития крохи: от нее зависят будущие его волевые качества.
Сто раз «нет»!
«В полтора года Гера превратился в «нехочуху». Я предлагаю ему банан, любимое лакомство, − он убегает с криком: «Не хочу!». Пытаюсь умыть − вырывается, упорно твердя: «Неть-неть!». Даже на утреннее приветствие отвечает недовольным отрицанием». (Галина, мама Германа 1 г. 7 мес.)
Комментарий психолога
В возрасте 1,5−2 лет происходит скачок в физическом и умственном развитии ребенка. Малыш уже понимает значение многих слов, учится говорить, объясняться с окружающими. Одним из первых в словарном запасе ребенка появляется слово «нет», имеющее ярко выраженную отрицательную окраску. Дети рано осознают, что с помощью этого короткого слова, несущего сильный эмоциональный заряд, способны донести до взрослых свое мнение. Примерно в этот же период у детей (у некоторых позже – около 3 лет) наступает так называемый «возраст систематического отказа», когда малыш к месту и не к месту начинает отнекиваться, отказываясь даже от любимых блюд или желанной игрушки. Иногда складывается впечатление, будто ребенок больше не нуждается в одобрении родных, а, наоборот, всячески пытается рассердить родителей, делает все наперекор, провоцируя конфликт: мама предлагает почитать книжку − кроха кричит: «Гулять!», но стоит маме убрать книгу и начать собираться, как ребенок кидается с криками: «Почитай!». Родители нередко списывают такие проявления на «испортившийся характер», «дурную наследственность», «плохое воспитание».
Отказы ребенка нужно воспринимать спокойно: нервная реакция усугубляет ситуацию. Однако дело в том, что примерно в 2−3 года у детей формируются волевые качества, стремление к независимости, самостоятельности, которое знаменитый психолог Эрик Эриксон назвал «автономией». Дети перестают нуждаться в чрезмерной заботе со стороны взрослых и хотят сами делать выбор. Зачастую ребенок еще не способен грамотно выразить свои желания и, чаще всего, даже не может разобраться в своих чувствах и переживаниях и потому, раздираемый противоречиями, начинает все отрицать, от всего отказываться. Однако именно такое «взбалмошное» поведение говорит о нормальном психическом развитии малыша. Ребенок по-прежнему нуждается в признании взрослых, хочет заслужить похвалу, но при этом стремится выделиться, обрести собственное «я». Поэтому родителям не стоит сердиться на малыша, а следует «расширить жизненное пространство», предоставить возможность выбора.
Уроки дипломатии
Чрезмерные ограничения, постоянные запреты, пренебрежение к достижениям ребенка лишь закрепляют строптивое поведение. Возбудимые дети могут впадать в истерику, валиться на пол, стучать ногами, рыдать. Однако родителям важно не поддаваться на провокацию, но в то же время «ослабить вожжи», снять часть запретов и предоставить малышу определенную свободу. Разумеется, при этом взрослые могут (и должны) направлять ребенка, но аккуратно, незаметно, без давления.
Источник: психолог Лариса Захарова
Журнал «Счастливые родители», №135.
http://www.parents-online.ru/
Список использованной литературы:
1. Ахмылова, Н. Сыпь песочек, лей водичку / Н. Ахмылова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 8. – С.66-68.
2. Забегайлова, С. Какую книжку купить ребенку? / С. Забегайлова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 1. – С.70-71.
3. Карельская, Е. Г. Речистые наши малыши / Е. Г. Карельская // Лиза. Мой ребенок. –2007. – N 9. – С. 134-136.
4. Матушкина, О. Я – знайка! / О. Я. Матушкина // Лиза. Мой ребенок. – 2008. – N 5. – С. 118-123.
5. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : девятый месяц / Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 9. – С.90-98.
6. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : восьмой месяц /Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 8. – С.82-87.
7. Смирнова, Е. Мария Монтессори : система дошкольного воспитания / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 2. – C. 110-114.
8. Шибанова, А. Ай да наши пальчики! / А. Шибанова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 7. – С.142-144.
9. Я хочу быть умницей // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 2. – С.86-91.
Развитие ребёнка от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев жизни: что должен уметь ребенок
Ребенку от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: что он должен уметь
Что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца? Как правило, к этому времени ребенок уже уверенно держится на ногах, а к 1 году и 6 месяцам спокойная ходьба перерастает в небольшие пробежки и даже прыжки.
В этом возрасте продолжается развитие речи, малыш уже знает около 10 слов, а возможно, и больше. К 1,5 годам словарный запас ребенка расширяется и может содержать около 30-40 слов. Такие простые слова, как «мама», «папа», «деда», произносятся с легкостью и правильно. В этом возрасте можно видеть попытки карапуза связать несколько слов в предложение, кроме того, он уже умеет отвечать на вопросы «кто это», «где». Часто слова и речь сопровождается жестикуляцией и яркой мимикой, особенно если ребенок рад или недоволен.
Начинается развитие детской речи, все, что вы говорите малышу, приобретает смысл. Формируются основы овладения языком, как понимающие, так и говорящие. Примерно к 1,5 годам малыш прекрасно понимает, когда к нему обращаются, при разговоре смотрит в глаза и с удовольствием слушает.
Несмотря на то, что каждый ребенок развивается с учетом индивидуальных особенностей, основные его навыки должны укладываться в перечень умений, характерных для определенного возраста. Небольшие отклонения вполне допустимы и не являются поводом для родительской паники. Пусть они выступают в качестве «звоночков» для более активного участия родителей в жизни малыша.
Ребенок в 1 год и 6 месяцев начинает пытаться связывать информацию от разных чувств. Он может определить юмор окружающих его людей, различает пол и даже знает, из чьих губ звучит данная речь.
Навыки ребенка от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
На втором году жизни отмечается активное развитие сенсорно-речевой зоны мозга. Эти изменения соответствуют внезапному скачку языковых способностей. В течение второго года наблюдается и значительное увеличение скорости миелинизации, которая помогает мозгу выполнять более сложные задачи.
Миелинизация – высокоорганизованный процесс, считается одним из наиболее значимых показателей созревания мозга и часто является основным коррелятом речи и языка.
Ребенок теперь лучше осознает собственные эмоции и намерения. Когда он видит свое отражение в зеркале, он полностью понимает, кто это. Вскоре он начнет использовать свое имя, а также личные местоимения, такие как «я» и «ты».
Главные навыки ребенка от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев:
- Пытается залезать на высокий стул и слезать с него.
- Быстро и уверенно поднимается по ступенькам на четвереньках.
- Поднимается по ступенькам, держась за руку мамы.
- Уверенно стоит на ногах и ходит (передвигается самостоятельно, не держась за опору).
- Держит самостоятельно ложку, чашку, бутылку и другие мелкие предметы, такие как расческа, карандаш и т. д.
- Открывает ящики, тумбочки, достает предметы, находящиеся внутри.
- Помогает маме себя одеть (подставляет ножку, чтобы обуться, подает ручку, чтобы надеть курточку).
Ребенка в 1,5 года интересует все, что его окружает, он пытается быть самостоятельным, но помните, что он все еще зависит от вас и вы оказываете огромное влияние на его развитие.
Рост ребенка от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев – нормы для мальчиков и девочек
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рост ребенка в этот период может находиться в следующих границах:
- Девочки: от 74,9(8) до 86,5(4) см.
- Мальчики: от 76,9(8) до 87,7(6) см.
Данные отечественных педиатров немного отличаются:
- Девочки: от 76,1 до 84,4 см.
- Мальчики: от 77,4 до 86,9 см.
Вес ребенка от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев – нормы для мальчиков и девочек
По данным ВОЗ, вес ребенка в этот период должен находиться в следующих пределах:
- Девочки: от 8,0 до 13,2 кг.
- Мальчики: от 8,7 до 13,8 кг.
По данным педиатров отечественной медицины:
- Девочки: от 9,7 до 12,2 кг.
- Мальчики: от 10,1 до 13,1 кг.
Пищеварительная система ребенка уже функционирует и правильно развита – пищеварительные ферменты полностью активны. У ребенка в 1,5 года аппетит уменьшается, что связано с замедленными темпами его развития по сравнению с предыдущими месяцами и, следовательно, с более низким спросом на калории. Теперь ребенок будет набирать вес в среднем по 2 кг в год.
Психическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца до 1 года и 6 месяцев
Второй год жизни ребенка – это время, когда малыш проявляет себя, пытается быть независимым и часто «восстает» против своих родителей. Это неизбежные этапы эмоционального и психологического развития малыша, когда полученный опыт формирует причинно-следственные связи. На этом этапе развития, вполне осознанно, ребенок понимает, как надо делать, а как нельзя. Психологическое и эмоциональное развитие ребенка можно отметить приобретением следующих навыков:
- Ребенок копирует других, особенно взрослых и детей старшего возраста.
- Ему нравится быть с другими детьми, играть с ними.
- Он проявляет свою независимость.
- Может возмущаться, если не дают делать то, что ему запрещено. Не нервничайте, если ребенок плачет и кричит, не реагируйте агрессивно. Постарайтесь успокоить ребенка, попросите объяснить, что его расстроило. Важно, чтобы малыш научился выражать свои чувства с первых лет жизни.
Психологические параметры, которые малыш может проявлять в таком возрасте:
- Любовь к активным играм, где нужно бегать, искать, бросать мяч.
- Повышенное любопытство – нравится открывать шкафы, ящики, рассматривать содержимое.
- Яркая демонстрация своих чувств, эмоций, как положительных, так и негативных.
- Проявление соответствующей реакции на простые просьбы – «положи игрушку», «дай руку».
Иногда малышу в этом возрасте снятся кошмары. Ребенок может проснуться с криком в середине ночи. Все потому, что в 1,5 года он уже многое замечает, но мало что правильно интерпретирует.
Научитесь хвалить малыша за его прогресс и соответствующее поведение. Родительская поддержка является важным элементом, который способствует правильному психологическому развитию ребенка.
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца до 1 года и 6 месяцев
Детям в возрасте до 2 лет, как и раньше, требуется отдых в дневное время, а именно – сон 2-3 часа. В ночное время суток продолжительность сна ребенка составляет 9-10 часов.
Изменения произошли и в рационе питания, расширился круг допустимых для употребления продуктов. Неизменным остается только способ их приготовления – отварное, на пару, запеченное.
Хотя диета ребенка после первого дня рождения становится все более разнообразной, молоко и молочные продукты по-прежнему являются важным элементом рациона питания. Рекомендуется давать 2 порции молока в день и 1 порцию других молочных продуктов, таких как йогурт, кефир, творог, высококачественный желтый сыр.
Помните! Важным компонентом рациона является вода, которая участвует во многих биохимических реакциях, транспортирует питательные вещества и поддерживает постоянную температуру тела. У детей в возрасте 1-3 лет потребность в жидкости составляет 50 мл на 1 кг веса. Для детей лучше выбирать воду с низким содержанием натрия и минералов.
Каждый ребенок растет в своем собственном темпе, вы не можете точно предсказать, когда ваш малыш приобретет новые навыки. Различные проявления развития ребенка после 1 года дают общее представление об изменениях, которые могут ожидать родители, но процесс всегда индивидуален.
Если что-либо в поведении ребенка вызывает беспокойство, следует немедленно связаться с педиатром, чтобы исключить возможные отклонения в развитии.
Вехи развития ребенка: 3 месяца
Авторы редакторов WebMD
Отзыв Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 22 февраля 2022 г.
Может поднимать голову и грудь, находясь на животе грудь, опираясь на локти, будет большим триумфом.

Разжимает и сжимает руки
ДвижениеВаш ребенок часто смотрит на свои руки в эти дни? Они только что обнаружили, что могут открывать и закрывать их. Нажмите на легкую игрушку или погремушку в его руке, и он схватит ее, исследует или встряхнет и бросит, когда потеряет интерес.
Давит на ноги, когда ступни стоят на твердой поверхности
ДвижениеДайте ребенку постоять несколько секунд с вашей помощью. Держите их в положении стоя с ногами на полу, и они оттолкнутся и выпрямят ноги. Пусть подпрыгнут пару раз, если попытаются. Какое приключение!
Может смахивать свисающие предметы и может хватать игрушки для рук и трясти их
Движение Ваш ребенок учится зрительно-моторной координации. Положите их под тренажерный зал для младенцев, и они всем телом бросятся бить ватин и хватать висящие игрушки. Держите перед ним игрушку, пока он сидит у вас на коленях, и дайте ему попробовать дотянуться до нее.
Может начать следить глазами за движущимися объектами
Зрение и слухТеперь глаза вашего ребенка могут двигаться и фокусироваться одновременно. Они могут следовать за объектом, движущимся по полукругу. Им нравится смотреть, как все движется! Покачивайте мобиль над их кроваткой. Просмотр станет любимым занятием.
Распознает знакомые предметы и людей на расстоянии
Социальные и когнитивные способностиПри рождении ваш ребенок мог видеть только нечеткие формы. Теперь они могут распознавать очертания лица, когда кто-то входит в комнату. Они даже могут улыбаться вам через всю комнату! Чаще берите их с собой в коляску или переноску и дайте им открыть для себя все, что можно увидеть.
Может издавать воркующие звуки и поворачивать голову на некоторые звуки
Слух и речь Ваш ребенок воркует, охает и охает? Они начинают имитировать звуки, первый шаг к речи. Поворкуйте им в ответ, и они начнут понимать, как разговаривают два человека. Добавляйте настоящие слова и в разговоры с малышом. Они поймут слова задолго до того, как смогут их произнести.
Начинает проявлять социальную улыбку
Социальная и эмоциональнаяВаш ребенок может начать улыбаться при звуке вашего голоса уже в возрасте 6 недель. Это их первый социальный навык, когда они учатся выражаться не только плачем. Ваш ребенок знает, что он чувствует себя счастливым, когда видит вас. И когда вы отвечаете, вы даете им понять, что они тоже делают вас счастливыми!
Любит играть с людьми и может плакать, когда игра останавливается.
Социальное и эмоциональноеТеперь вашему ребенку нравится играть с людьми. Хлопните в ладоши или вытяните их широко, или крутите ногами, как будто они едут на велосипеде. Делайте лица, чтобы они копировали. Не волнуйтесь, если они заплачут, когда время игры закончится — им не нравится, когда время игры с вами заканчивается.
© 2022 ООО «ВебМД».
Вехи развития: 3 месяца — HealthyChildren.org
Авторизоваться | регистр
Возраст и этапы
Возрасты и этапы
Слушать
Испанский
Размер текста
Каких этапов развития должен достичь мой ребенок к трем месяцам?
К тому времени, когда вашему ребенку исполнится три месяца, он резко превратится из полностью зависимого новорожденного в активного и отзывчивого младенца. Она потеряет многие из своих новорождённых рефлексов, приобретя более сознательный контроль над своим телом. Вы обнаружите, что она часами осматривает свои руки и наблюдает за их движениями.
Вот еще несколько вех, на которые стоит обратить внимание.
Вехи движения
- Поднимает голову и грудь в положении лежа на животе
- Поддерживает верхнюю часть тела руками в положении лежа на животе
- Вытягивает ноги и бьет ногами, лежа на животе или на спине
- Открывает и закрывает руки
- Давит на ноги, когда ступни стоят на твердой поверхности
- Сводит руки ко рту
- Проводит рукой по висящим предметам
- Игрушки для захвата и рукопожатия
Вехи зрения и слуха
- Внимательно смотрит на лица
- Следует за движущимися объектами
- Распознает знакомые предметы и людей на расстоянии
- Начинает использовать руки и глаза в координации
- Улыбается звуку твоего голоса
- Начинает бормотать
- Начинает имитировать некоторые звуки
- Поворачивает голову в сторону звука
Социальные и эмоциональные вехи
- Начинает улыбаться
- Любит играть с другими людьми и может плакать, когда игра останавливается
- Становится более коммуникативным и выразительным с лицом и телом
- Имитирует некоторые движения и выражения лица
Наблюдение за развитием
Хотя каждый ребенок развивается по-своему, индивидуально и со своей скоростью, неспособность достичь определенных этапов может сигнализировать о проблемах со здоровьем или в развитии, требующих особого внимания.
- Кажется, не реагирует на громкие звуки
- Не замечает своих рук к двум месяцам
- Не улыбается на звук вашего голоса к двум месяцам
- Не следит глазами за движущимися объектами в возрасте двух-трех месяцев
- Не берет и не держит предметы к трем месяцам
- Не улыбается людям к трем месяцам
- Не может нормально держать голову в три месяца
- Не тянется к игрушкам и не берет их к трем-четырем месяцам
- Не болтает к трем-четырем месяцам
- Не подносит предметы ко рту к четырем месяцам
- Начинает бормотать, но не пытается имитировать ваши звуки к четырем месяцам
- Не отталкивается ногами, когда ее ступни ставятся на твердую поверхность, к четырем месяцам
- Имеет проблемы с движением одного или обоих глаз во всех направлениях
- Косит глаза большую часть времени (Иногда косоглазие нормально в эти первые месяцы.