Как развить у детей память: 9 способов развить память и внимание у ребенка
Карта сайта
|
|
методики для улучшения памяти у детей
Упражнение «Цифры и ассоциации»
Возраст: от 5 летЧто развивает: память, образное мышление.
Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.
Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.
Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.
А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.
<<Форма демодоступа>>
Упражнение «Таблица Шульте»
Возраст: от 7 летЧто развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.
Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.
Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.
Упражнение «Пять спичек»
Возраст: от 7 летЧто развивает: внимательность, образное мышление.
Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.
Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.
Упражнение «Что вокруг»
Возраст: от 5 летЧто развивает: внимательность.
Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.
Упражнение «Спидкубинг»
Возраст: от 7 летЧто развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.
Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.
Упражнение «Чертоги разума»
Возраст: от 7 летЧто развивает: образное мышление, внимательность, логику.
Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.
Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.
Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Шпаргалка: что ещё полезно для памяти
Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:
- Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
- Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
- Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.
Как улучшить рабочую память у детей
Ваш ребенок с трудом удерживает в памяти один бит информации, занимаясь чем-то другим? Например, вы вместе готовите спагетти, а ваш ребенок отвечает за соус. Но ваш ребенок уходит, чтобы ответить на сообщение, и забывает вернуться и пошевелиться. Проблемы с рабочей памятью могут вызвать проблемы с подобными задачами.
Рабочая память относится к тому, как мы удерживаем и работаем с информацией, хранящейся в кратковременной памяти. (В прошлом термин рабочая память использовалась взаимозаменяемо с кратковременной памятью .) Это часть группы навыков, называемых исполнительными функциями.
Дети постоянно используют рабочую память для обучения. Это необходимо для таких вещей, как выполнение многошаговых инструкций или решение математической задачи в уме. Вы можете помочь своему ребенку улучшить рабочую память, внедряя простые стратегии в повседневную жизнь.
Изучите темы, выбранные нашими экспертами
Стратегии и советы
1. Работа над навыками визуализации.
Предложите детям создать в уме картину того, что они только что прочитали или услышали. Например, скажем, вы попросили своего ребенка накрыть стол на пять человек. Предложите ребенку представить, как должен выглядеть стол, а затем нарисуйте его. Когда дети лучше визуализируют, они могут описывать изображение, а не рисовать его.
2.
Пусть ваш ребенок научит вас.Способность объяснить, как что-то делать, предполагает осмысление информации и ее мысленное хранение. Может быть, ваш ребенок осваивает какой-то навык, например, как вести мяч в баскетболе. Попросите ребенка научить вас этому навыку. Учителя делают нечто подобное, объединяя учеников в пары в классе. Это позволяет им сразу начать работать с информацией, а не ждать, пока их вызовут.
3. Попробуйте игры, использующие зрительную память.
Существует множество игр на совпадения, которые могут помочь детям развивать зрительную память, например, классическая игра «Концентрация» (или «Память»). Вы также можете сделать что-нибудь, например, дать детям страницу журнала и попросить их обвести все вхождения слова и или буквы и . Номерные знаки также могут быть очень забавными. По очереди произносите буквы и цифры на номерном знаке, а затем также произносите их в обратном порядке.
4. Играть в карты.
Простые карточные игры, такие как Crazy Eights, Uno, Go Fish и War, могут улучшить рабочую память двумя способами. Дети должны помнить правила игры. Они также должны помнить, какие карты у них есть и какие играли другие люди.
5. Поощряйте активное чтение.
Есть причина, по которой маркеры и стикеры так популярны: записывая заметки и подчеркивая или выделяя текст, дети могут запомнить информацию достаточно долго, чтобы ответить на вопросы о ней. Говорить вслух и задавать вопросы о материале для чтения также может помочь с рабочей памятью. Подобные стратегии активного чтения также могут помочь в формировании долговременных воспоминаний.
6. Разделяйте информацию на более мелкие фрагменты.
Вы когда-нибудь задумывались, почему в телефонных номерах и номерах социального страхования есть дефисы? Потому что легче запомнить несколько небольших групп цифр, чем одну длинную цепочку цифр. Помните об этом, когда вам нужно дать ребенку многошаговые инструкции. Запишите их или дайте по одному. Вы также можете использовать графические органайзеры, чтобы разбивать письменные задания на более мелкие части.
7. Сделайте его мультисенсорным.
Использование нескольких органов чувств для обработки информации может помочь с рабочей памятью и долговременной памятью. Записывайте задачи, чтобы ваш ребенок мог их просмотреть. Произнесите их вслух, чтобы ваш ребенок мог их услышать. Пройдитесь по дому, обсуждая семейные дела, которые должен выполнить ваш ребенок. Использование мультисенсорных стратегий может помочь детям удерживать информацию в памяти достаточно долго, чтобы использовать ее.
8. Помогите установить связи.
Помогите ребенку формировать ассоциации, которые связывают разные детали и делают их более запоминающимися. Один из способов — заинтересовать ребенка с помощью забавных мнемоник. (Например, вымышленное имя «Рой Г. Бив» может помочь детям запомнить порядок цветов в радуге — красный, оранжевый, желтый и т. д.). -срочная память. Это также помогает с рабочей памятью, которую мы используем для хранения и сравнения новых и старых воспоминаний.
Упражнения и игры, улучшающие память, — это лишь некоторые из способов помочь вашему ребенку развить исполнительные навыки. И посмотрите, как проблемы с этими навыками могут повлиять на повседневную жизнь ребенка.
Основные выводы
Обучение детей способам визуализации мыслей может помочь улучшить их рабочую память.
Карточные игры и другие развлечения помогут укрепить рабочую память.
Поиск способов связи информации может помочь вашему ребенку с долговременной памятью, а также рабочей памятью.
Похожие темы
Стратегии и советы
Как улучшить рабочую память у детей: тренировка мозга детей
Рабочая память — это способность удерживать информацию в уме при выполнении сложных задач. Маленький ребенок может выполнять простые задачи — точить карандаш, когда его просят, — в то время как ребенок в средней школе может помнить ожидания нескольких учителей.
Поскольку учащиеся с синдромом дефицита внимания (СДВ или СДВГ) и нарушениями обучаемости часто имеют проблемы с кратковременной памятью, важно уменьшить объем рутинной информации, которую они должны помнить. Крайне важно, чтобы их память была свободна для ключевой части стоящей перед ними задачи.
Родители и учителя могут помочь учащимся с СДВГ разработать стратегии, позволяющие больше запоминать и, что самое важное, регулярно использовать разработанные ими стратегии.
Как улучшить рабочую память у детей в школе
Запишите домашние задания. Каждый день записывайте каждое задание на доске в одном и том же месте, чтобы учащиеся знали, где его найти. Дети с СДВГ могут не слушать или не обращать внимания, когда вы даете им устные инструкции, и вы не можете полагаться на то, что они всегда будут помнить инструкции.
Составьте контрольные списки. Один из способов уменьшить потребность в памяти — предоставить вашему классу список шагов, необходимых для выполнения задания. Инструкции должны быть краткими.
[Пройдите этот тест: есть ли у вашего ребенка дефицит рабочей памяти?]
Узнайте, что они слышали. Предложите учащимся со слабой рабочей памятью повторить инструкции к заданию и пояснить те части, которые они могли забыть.
Выделите время в конце урока, чтобы учащиеся записали домашнее задание в своих журналах заданий. Убедитесь, что дети с СДВГ делают то, о чем вы просите. Веселые визуальные напоминания также могут помочь. Например, для задания сочинения попросите каждого ученика обвести свою руку на листе бумаги, а затем написать каждым пальцем название одной части сочинения: утверждение тезиса, тематические предложения для первого, второго и третьего абзаца и заключение.
Установите зрительный контакт с ребенком , прежде чем давать ему классное задание.
Своевременно обновляйте домашние задания на школьном веб-сайте. Родители детей с СДВГ полагаются на эту информацию, чтобы убедиться, что их дети знают, что делать.
Говорите медленно и сообщайте информацию небольшими порциями. Получая слишком много информации сразу, ребенок со слабой рабочей памятью быстро теряет след. Она может все еще работать в течение первых нескольких минут урока после того, как вы пошли дальше.
[Щелкните, чтобы скачать: 11 советов по перенаправлению внимания]
Сделайте лекции интерактивными. Чтобы помочь детям со слабой рабочей памятью запомнить что-то важное, спланируйте лекцию, включив в нее ответы от них. Например, проводя урок математики, вы можете предложить учащимся добровольно поделиться тем, что они узнали о дробях, делении или любом другом материале, пройденном в этот день. Повторение ключевого момента поможет закрепить его в их памяти.
Используйте дикие и дурацкие стратегии. Представление информации в типичной форме может не привлечь внимание учащегося, но кривая может помочь понять ее для лучшего запоминания позже.
Используйте мозговые перерывы или движение и упражнения. Упражнения увеличивают приток крови к мозгу и помогают учащимся мыслить более ясно. Таким образом, вместо того, чтобы предлагать учащимся поднимать руки для ответа, вы можете предложить им прыгать на своих стульях. Вы также можете поощрять движение, позволяя детям ходить к фонтану на перерыв.
Разработайте порядок сдачи домашних заданий. Некоторые учителя просят учеников класть выполненную работу на парту, как только они садятся за урок, а затем отмечают в своих зачетных книжках, что домашнее задание выполнено. Еще одна идея: сделайте сдачу домашнего задания «билетом на выход из класса» в конце дня. Встаньте у двери и соберите ее, когда ученики уйдут. Как вы можете себе представить, дети будут подчиняться, когда альтернативой будет необходимость остаться в школе на одну минуту дольше.
Поговорите со студентами о том, что делать, если они что-то забудут. Назначьте — или попросите учащихся выбрать — товарища по учебе, с которым они могут поговорить, если забыли, что должны делать домашнее задание, или не могут вспомнить, что делать в классе.
Используйте аналоговые часы во время уроков , чтобы помочь своим ученикам в управлении временем. Они смогут отслеживать, сколько времени прошло и сколько осталось.
Обращайте особое внимание на сроки выполнения и ключевые понятия. Публикуйте их, часто обращайтесь к ним и напоминайте родителям и учащимся в домашних заметках, информационных бюллетенях или школьной голосовой почте. Для основных тем, затронутых во время инструктажа, используйте такие реплики, как «Это важно!» Это также помогает обрамлять важную информацию числами, например, «Запомните 5 вещей».
Попросите учащихся разработать свои собственные «системы щекотки» — способы напоминать себе о вещах, которые они должны помнить (разрешения, деньги на обед, спортивная одежда). Это может привести к обсуждению в классе, чтобы дать учащимся возможность поделиться стратегиями, которые работают для них.
Как улучшить рабочую память в домашних условиях
Выделите ребенку специальное место для хранения важных вещей — ключи от дома, бумажник, спортивный инвентарь. Как только он вернется домой из школы, убедитесь, что он положил эти вещи на свои места. Награда за выполнение — или наказание за невыполнение — укрепит привычку оставаться организованным.
Создайте контрольный список напоминаний , чтобы убедиться, что у вашего ребенка есть все, что ему нужно взять с собой в школу. В начале наблюдайте, как она просматривает контрольный список, чтобы убедиться, что она кладет все предметы в свой рюкзак. Не повторяйте то, что в списке, а попросите ее рассказать вам (это помогает перенести информацию из вашей рабочей памяти в ее). Попросите вашего ребенка использовать контрольный список, когда он закончит домашнее задание накануне вечером, чтобы не спешить утром.
Составьте и используйте списки дел самостоятельно, , чтобы ваш ребенок увидел, что это стратегия выживания на всю жизнь. Жизнь слишком сложна, чтобы ожидать, что дети будут запоминать все!
Проведите с ребенком мозговой штурм о том, как он может запоминать важные вещи. Может ли он написать это на тыльной стороне ладони, запрограммировать свой смартфон, чтобы он напоминал ему, попросить друзей с лучшей памятью подсказать ему?
Домашние задания для улучшения рабочей памяти
Получите разрешение от учителей, чтобы ваш ребенок мог отправлять задания по электронной почте. Это легко для детей, которые делают домашнее задание на компьютере. Некоторые семьи сканируют домашнее задание на сканере и отправляют его по электронной почте учителю. Этот совет не укрепит рабочую память, но это хорошая стратегия преодоления трудностей для учащихся со слабыми исполнительными функциями.
Поощряйте ребенка за то, что он помнит. Раз в неделю отправляете учителям письмо по электронной почте, чтобы убедиться, что все домашние задания сданы. Дайте вашему ребенку пять баллов за все сданные домашние задания, четыре балла за пропуск только одного задания и никаких баллов, если он пропустил более одного задания. Создайте меню наград, которые ребенок может заработать. Выделяйте больше баллов за более сложные задания.
Дайте вашему ребенку распорядок выполнения домашнего задания. Домашнее задание представляет собой сложную серию подзадач, которые необходимо выполнять в последовательном порядке. Требуется много оперативной памяти. Объясните ребенку, что для выполнения домашнего задания он должен:
- Знать, что это за задание
- Запишите задание
- Принесите домой необходимые материалы
- Сделай домашнее задание
- Вернуть домашнее задание в сумку или рюкзак
- Принесите выполненную домашнюю работу в школу.
Утренние занятия для улучшения рабочей памяти
Попросите ребенка записать на магнитофон этапы его утреннего распорядка. Прослушивание его собственного голоса при воспроизведении создает меньше напряжения, чем ваше нытье о том, что делать. Если он забывает шаг, он может просто перемотать ленту, чтобы понять, что он пропустил.
Прорепетируйте с ребенком, что вы ожидаете от него, чтобы он запомнил, непосредственно перед ситуацией.
Используйте цифровые напоминания. С детьми в средней школе используйте мобильные телефоны, текстовые сообщения или мгновенные сообщения, чтобы напомнить им о том, что они должны сделать.
Сведите к минимуму внешние отвлекающие факторы — выключите телевизор или уменьшите громкость, если хотите, чтобы ребенок полностью сосредоточился на том, что говорит что-то важное.