Симптомы синдром дефицита внимания: Синдром дефицита внимания: Причины, симптомы, диагностика и лечение

Содержание

Синдром дефицита внимания: Причины, симптомы, диагностика и лечение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.

Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.

Причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности 

Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность; патологическое влияние.
Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так. На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность.

Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного.

Симптомы

Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Признаки гиперактивности:

  • Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
  • Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
  • Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.
  • Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:
  • Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».
  • Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
  • Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Диагностика

Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ.

Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.

Сканирование лобной части головного мозга служит как для исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, так и для подтверждения диагноза.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный — психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами.

От действия мам и пап зависит очень многое. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.

Хвалите ребенка по любому доступному поводу — помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.

Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.

Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.

Общение — важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения ребенка.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз — не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

Что такое синдром дефицита внимания у детей?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка. Чаще всего заболевание проявляется в возрасте семи лет или с началом регулярного обучения (в школе или подготовительной группе). СДВГ характеризуется невнимательностью и высокой отвлекаемостью ребенка практически на любых занятиях, избыточной двигательной активностью, импульсивным поведением, проблемами в социальном общении.

СДВГ является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний у детей. Различают формы с преобладанием гиперактивности, с преобладанием невнимательности и импульсивности, либо сочетанные.

СДВГ является медицинским диагнозом, который может поставить врач-невролог или психиатр после подробного осмотра ребенка, анкетирования и консультации родителей. Синдром изучается учеными уже более двадцати лет и, по данным исследований, от 4 до 12% детей школьного возраста страдают СДВГ. Заболевание является наиболее частой причиной школьной неуспеваемости и трудностей в общении. И если ко взрослому возрасту человек все-таки научается сдерживать свою избыточную активность, то рассеянность, импульсивность и трудности с концентрацией внимания без своевременной терапии остаются у пациента навсегда и могут существенно влиять на его жизнедеятельность.

Причины возникновения СДВГ у детей

Пациентов с СДВГ часто обвиняют в отсутствии дисциплины, хотя причинами такого поведения являются не особенности характера, а нарушение развития нервной системы. Изучение развития мозга ребенка позволяет связывать появление таких нарушений с относительно негрубыми и трудно локализуемыми отклонениями в развитии центральной нервной системы на самых ранних этапах развития.

По современным данным, причинами нарушений внимания и контроля своего поведения у детей, сталкивающихся с проблемами невнимательности и синдромом гиперактивности, являются отставание или искажение развития управляющих функций мозга. Известно, что большую, но не единственную роль в возникновении СДВГ играет наследственность. К развитию синдрома может также приводить сочетание таких факторов, как повреждение головного мозга, неблагополучная окружающая среда, неадекватный стиль воспитания. Доказано, что изменение социально-бытовых условий меняет поведение ребенка.

Симптомы и диагностика

Симптомы этого заболевания включают сложности с концентрацией внимания, неусидчивость, импульсивность, чрезмерную двигательную активность, трудности организации и контроля за поведением. Это приводит к проблемам в учебе, в общении со сверстниками и родителями. При отсутствии своевременного лечения даже во взрослом возрасте наблюдается выраженная социально-психологическая дезадаптация.

Способы лечения СДВГ у детей в клинике EMC

Лечение СДВГ всегда требует комплексного подхода. В клиниках EMC в Москве опытные врачи проводят диагностику и лечение синдрома дефицита внимания у детей, используя наиболее эффективный комплекс диагностических и терапевтических методик:

  • Нейропсихологическая реабилитация — занятия со специалистом-нейропсихологом, в ходе которых ребенок выполняет специальный комплекс двигательных и умственных упражнений, направленных на коррекцию и тренировку отдельных психических операций и способностей, формирование навыков самоконтроля.
  • Психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, включающая консультации психотерапевта, тренинги эффективной детско-родительской коммуникации, развитие навыков социального взаимодействия.
  • Фармакотерапия – индивидуально подбираемый курс лечения современными препаратами с доказанной эффективностью.
  • Биологическая обратная связь (БОС) – наиболее современный высокотехнологический метод лечения, обеспечивающий тренировку возможностей саморегуляции ребенком своих состояний с помощью компьютерных игровых заданий, выполняя которые он учится контролировать различные показатели работы мозга, регистрируемые специальной аппаратурой.

БОС применяется врачами для тренировки способностей человека к регуляции своего физиологического и психоэмоционального состояния. С помощью специальных сенсоров компьютер регистрирует постоянно изменяющиеся данные – частоту сердечных сокращений и дыхания, температуру тела или ритмическую активность мозга. Эти данные пациент наблюдает в реальном времени в виде понятных зрительных или слуховых стимулов. Процесс БОС-терапии представляет собой постепенное обучение навыкам самостоятельного осознанного управления функциями своего организма. Для этого в клиниках EMC пациенту предлагаются необычные компьютерные игры, в которые он может играть с помощью только ритмов своего организма (и это действительно может каждый!).

Тактика лечения СДВГ в EMC предполагает, что фармакотерапия назначается неврологом только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Медикаментозное лечение сводится к минимуму, а ключевую роль отводят психотерапевтической помощи и обучению ребенка механизмам самоконтроля.

В клиниках EMC в Москве ведут прием опытные врачи с многолетним стажем работы. В Детской клинике EMC ведут прием врачи всех необходимых специальностей для постановки правильного диагноза и проведения эффективного лечения. 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) — поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Термин СДВГ был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции», хотя изучение этой проблемы началось еще с 30-х годов. В последние годы достигнуты большие успехи в изучении СДВГ.

Актуальность определяется высокой частотой данного синдрома и его большой социальной значимостью. СДВГ встречается от 2,2% до 18% у детей школьного возраста и в два раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Практически в каждом школьном классе есть по крайней мере один ребенок с данным заболеванием. Считается, что некоторые дети, а именно 30%, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

Диагностировать СДВГ можно, начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе). Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза, т. е. не ранее 5-6-летнего возраста. К тому же многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени, что затрудняет диагностику.

Существуют генетические и физиологические причины данного состояния. Некоторые исследователи настаивают даже на влиянии климатических факторов в его развитии. Так в семьях детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения. Наряду с генетическими, выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери. Пре- и перинатальные факторы риска включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение.

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный характер: генетические и  психические заболевания, последствия инфекционных поражений центральной нервной системы.

Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых.

Диагностируют СДВГ по следующим критериям: — наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности; — раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования; — некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе; — симптомы не являются проявлением других заболеваний; — нарушение обучения и социальных функций.

Дефицит внимания, если ребенок:  — не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе; — с трудом поддерживает внимание в работе и игре;  — не слушает то, что ему говорят;  — не в состоянии следовать инструкциям;  — не может организовать игру или деятельность;  — имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;  — часто теряет вещи;  — часто и легко отвлекается; — бывает забывчив.

Ребенок гиперактивен, если он: — совершает суетливые движения руками и ногами; — часто вскакивает со своего места; — гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема; — не может играть в «тихие» игры; — всегда находится в движении;  — очень много говорит.

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:  — отвечает на вопрос, не выслушав его;  — не может дождаться своей очереди;  — вмешивается в разговоры и игры других.

В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2мес. позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания.

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы. Родители ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.

Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

Как мне вести себя дома, если у  ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.  Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.  Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня. — Обедайте и ужинайте в одно и то же время. — Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать. — Ведите список важных дел. — Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться. — Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой. — Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания. — Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.  — При необходимости контролируйте занятия и домашние дела. — Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.  — Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении. — Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).  — Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку. — Не вступайте в споры с ребенком. — Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

                                                                Павленко Т.В, заведующая педиатрическим отделением

УЗ «15-я городская детская поликлиника»

г. Минска

 

Груши и индейка с овощами уменьшают симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности — Сибирь |

Новосибирск. 27 декабря. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ — Ученые из Нидерландов выяснили, какая диета способствует уменьшению симптомов синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также послушанию детей, сообщает издание Сибирского отделения РАН «Наука из первых рук».

«Ученые из Нидерландов решили оценить, насколько улучшения поведения пациентов коррелируют с изменениями в активности мозга. Считается, что эти показатели являются самыми лучшими прогностическими параметрами ответа на лечение СДВГ», — говорится в сообщении.

В исследовании приняли участие 79 мальчиков с СДВГ в возрасте 8-10 лет, при этом у 57 детей дополнительно диагностировали «вызывающее оппозиционное расстройство», характеризующееся выраженным непослушанием.

В начале и конце эксперимента родители заполняли опросник для оценки симптомов СДВГ, а ученые измерили активацию мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Во время этой процедуры дети выполняли специальные задания на внимание и познавательные процессы.

В течение пяти недель эксперимента дети ели только определенные продукты, а родители вели дневник, отмечая, что ребенок ел и как себя вел.

«Диета была достаточно строгая: рис, индейка, овощи, груши, оливковое и топленое масло, соль, рисовый напиток с кальцием. В результате родители отметили у 63% детей уменьшение симптомов СДВГ, как минимум на 40%. Экспериментальная диета оказала положительное влияние и на симптомы отрицательного отношения к взрослым», — отмечается в публикации.

При этом у детей во время выполнения заданий не удалось заметить активацию в отделах мозга, которые затрагиваются при СДВГ, однако была выявлена связь между уменьшением симптомов СДВГ и увеличением активности предклинья — особой структуры мозга, которая активно работает во время отдыха и участвует в переработке внутреннего опыта (анализе своего «я», планировании будущего, оценке прошлого и т.п.).

«Это может говорить о том, что экспериментальная диета оказала положительный эффект за счет компенсаторных изменений в областях мозга, не имеющих прямого отношения к развитию синдрома», — говорится в публикации.

Ученые планируют изучать механизмы, лежащие в основе полученного эффекта, предположительно, связанного с опосредованной эндокринной, нервной и иммунной системами связью «мозг-кишечник».

онлайн упражнения и помощь при лечении СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без неё — это расстройство нейроразвития, возникающее в детстве (СДВГ у детей), которое при отсутствии должного лечения может привести к серьёзным последствиям в подростковом возрасте и даже у взрослого человека. Симптомы СДВГ у детей и взрослых характеризуются выраженными проблемами с вниманием (особенно при выполнении монотонных, долговременных или слабо мотивирующих видов деятельности) и чрезмерной активностью (у гиперактивных детей). Различают Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков (СДВГ у детей и СДВГ у подростков), а также Синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей и подростков (СДВ у детей и СДВ у подростков), в зависимости, соответственно, от наличия или отсутствия симптомов гиперактивности. В обоих случаях данное расстройство негативно влияет на учёбу и социальную жизнь ребёнка или подростка с СДВГ, снижает успеваемость в школе и сказывается на дружеских отношениях со сверстниками.

Поэтому тренировка CogniFit для детей с СДВГ направлена на развитие когнитивных способностей, наиболее часто страдающих при СДВГ в детском возрасте, таких как внимание, ингибиция, планирование и зрительно-моторная координация. Упражнения при СДВГ у детей доступны с любого устройства, подключённого к интернету, будь то компьютер, планшет или смартфон. Продолжительность сессий когнитивной тренировки при проблемах с вниманием у детей и подростков (СДВГ) составляет примерно 15-20 минут. Рекомендуется проводить как минимум одну сессию в день, три дня в неделю. Частоту и количество сессий можно увеличить в соответствии с потребностями пользователя.

Цель упражнений CogniFit («КогниФит») для детей с СДВГ — укрепление нарушенных когнитивных способностей и снижение симптомов дефицита внимания. Таким образом, тренировка направлена на повышение качества повседневной жизни страдающего СДВГ ребёнка или подростка, помогая ему улучшить успеваемость и психосоциальное развитие. Кроме того, задания для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) являются прекрасным дополнением к обычному лечению СДВГ у детей.

Следует отметить, что упражнения CogniFit при СДВГ у детей являются персонализированными, т.е. они адаптируются к потребностям страдающих СДВГ детей и подростков. Кроме того, программа тренировки состоит из разнообразных упражнений, которые позволяют проработать основные когнитивные способности, связанные с недостатком внимания и гиперактивностью у детей и подростков с СДВГ.

Следует иметь ввиду, что CogniFit не лечит СДВГ, однако может очень помочь обычному лечению СДВГ, поскольку помогает улучшить когнитивные способности, нарушенные при этом расстройстве.

симптомы СДВГ, причины, диагностика, лечение

Синдром дефицита внимания (СДВ) — неврологически-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Синдром дефицита внимания встречается у 5—10 % детей школьного возраста и в 10 раз чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Многие признаки синдрома дефицита внимания, как правило, заметны ещё до 4 лет и неизменно — до 7, но до достижения среднего школьного возраста они могут не создавать особых трудностей.

Симптомы СДВ

Дошкольники с синдромом дефицита внимания, как правило, беспокойны, им трудно общаться и взаимодействовать с окружающими, они плохо ведут себя. Для старших детей типична непоседливость, они забывчивы и дезорганизованы.

Примерно у 20 % детей с синдромом дефицита внимания отмечаются трудности с обучением, и приблизительно 90 % не успевают в школе. У 40 % ко времени полового созревания выявляются депрессия, тревожность и склонность действовать «назло». Приблизительно 60 % маленьких детей имеют такие нарушения, как вспышки гнева; дети старшего возраста неустойчивы к жизненным трудностям. Хотя импульсивность и гиперактивность имеют тенденцию уменьшаться с возрастом, невнимательность и связанные с ней симптомы могут сохраняться и у взрослого человека.

К нарушениям, которые появляются или сохраняются в подростковом периоде и взрослой жизни, относятся академическая неуспеваемость, низкая самооценка, тревога, депрессия и трудности с социальной адаптацией. Люди, имеющие синдром дефицита внимания, лучше приспосабливаются к работе, чем к учёбе и связанными с ней ситуациями. Если синдром дефицита внимания оставить без лечения, риск алкоголизма, наркомании и самоубийств у людей с данным расстройством оказывается высоким.

Причины возникновения

Нарушение имеет наследственный характер либо приобретённый при осложнениях в развитии ребёнка.

  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.
  • Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы в области живота.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной).
  • Травмы позвоночника.
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

Однако, симптомы дефицита внимания ослабевают по мере роста и взросления.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ Правильной речи Полноценного развития Перспективного будущего

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)

Составители: д.м.н., профессор Кравцов Ю.И., к.м.н. Анисимов Г.В., д.м.н. Калашникова Т.П., к.м.н. Селиверстова Г.А., к.м.н. Андрусенко А.А., Трясцина М.А., Вшивков М.И.

Как заподозрить проблему?

Критерии диагноза и клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности:

— наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

— раннее (до 6 лет) появление симптомов и длительность более 6 мес;

— симптомы наблюдаются дома и в школе; — симптомы не являются проявлением других заболеваний;

— трудности обучения и нарушение социальных функций (соответствие поведения общественным нормам, проблемы взаимоотношений с окружающими) является необходимым критерием для установления диагноза.

Ребенок имеет дефицит внимания при наличии не менее 6 из описанных ниже симптомов: — не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

— с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

— не слушает то, что ему говорят;

— не в состоянии следовать инструкциям;

— не может организовать игру или деятельность;

— имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

— часто теряет вещи; — часто и легко отвлекается, теряя интерес к занятиям;

— бывает забывчив.

Ребенок гиперактивен при наличии не менее 5 из перечисленных ниже симптомов:

— совершает суетливые движения руками и ногами;

— часто вскакивает со своего места;

— беспокоен, гиперподвижен в ситуациях, когда это неприемлемо;

— не может играть в «тихие» игры;

— всегда находится в движении;

— очень много и громко говорит.

Ребенок импульсивен (не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

— отвечает на вопрос, не выслушав его;

— не может дождаться своей очереди;

— вмешивается в разговоры и игры других;

— попадает в опасные ситуации.

Родительское сопровождение:

  • В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку.
  • Избегайте повторения слов «нет», «нельзя» и конфликтных ситуаций.
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня (время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна).
  • Избегайте, по возможности, скопления людей это оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.
  • Оберегайте ребенка от утомления, это приводит к нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребенку возможности расходовать избыточную энергию.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, спортивные занятия.
  • Установите контакт с педагогами.

Педагогическое сопровождение в школе:

  • Вместе с ребенком и его родителями обратитесь за помощью к психологу.
  • Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства- планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
  • Используйте поощрения.
  • Не ждите, пока деятельность ребенка во время выполнения задания станет хаотичной, вовремя помогайте ему. Давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность.
  • Повышайте его самооценку.
  • Во время урока целесообразно минимизировать отвлекающие факторы (выбор места за партой).
  • При необходимости посоветуйте родителям пригласить для ребенка педагога для дополнительных занятий и выполнения школьных уроков.
  • Предусмотрите возможность для двигательной «разрядки» на уроке.
  • Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.

В чем разница между СДВ и СДВГ

Ваш ребенок много мечтает в школе и легко отвлекается, когда делает домашнее задание или работу по дому. Может быть, они постоянно ерзают. Вы можете задаться вопросом, есть ли у них синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Или это синдром дефицита внимания (СДВ)?

Есть ли разница?

Больше нет. В 1994 году врачи решили, что все формы синдрома дефицита внимания будут называться «синдромом дефицита внимания/гиперактивности» или СДВГ, даже если человек не был гиперактивным.Теперь это называется , невнимательный тип, или СДВГ, гиперактивный/импульсивный тип, или СДВГ, комбинированный тип.

Какой термин подходит вашей семье, зависит от конкретных симптомов и диагноза вашего ребенка. Важно поговорить с опытным психиатром, чтобы убедиться, что вашему ребенку поставлен правильный диагноз.

Мечтатель или Непоседа?

СДВГ — это расстройство головного мозга. Это может мешать повседневной деятельности вашего ребенка дома и в школе. Детям, у которых есть это, трудно концентрировать внимание и контролировать свое поведение, а иногда они гиперактивны.

Перед постановкой диагноза вам необходимо отметить симптомы вашего ребенка. CDC предлагает контрольный список СДВГ для детей, который может помочь вам отслеживать их.

Вот признаки, на которые следует обращать внимание:

  • Невнимательность: Включает неорганизованность, проблемы с выполнением задания, постоянные мечтания и невнимание, когда к нему обращаются напрямую.
  • Импульсивность: Включает спонтанные решения, не думая о возможности причинения вреда или долгосрочных последствий. Они действуют быстро, чтобы получить немедленную награду.Они могут регулярно прерывать учителей, друзей и семью.
  • Гиперактивность: Включает в себя ерзание, ерзание, постукивание, разговоры и постоянное движение, особенно в ситуациях, когда это неуместно.

Специалисты в области психического здоровья в США используют Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам ( DSM ) для диагностики всех психических состояний, включая СДВГ. Последняя версия делит его на три типа:

  • СДВГ с преимущественно невнимательным проявлением (то, что раньше называлось СДВ)
  • СДВГ с преимущественно гиперактивно-импульсивным проявлением
  • СДВГ с комбинированным проявлением (симптомы как невнимательности, так и гиперактивно-импульсивных)

Ваш диагноз ребенка будет зависеть от их конкретных симптомов.

СДВГ Преимущественно невнимательное представление

Дети с этим заболеванием не гиперактивны. У них нет высокого уровня энергии, наблюдаемого у других с СДВГ. На самом деле дети с этой формой могут казаться застенчивыми или «в своем собственном мире».

СДВ диагностируется, если у ребенка в возрасте до 16 лет наблюдается 6 или более симптомов невнимательности (5 или более для подростков старшего возраста) в течение как минимум 6 месяцев подряд, но отсутствуют признаки гиперактивности/импульсивности.

Симптомы включают:

  • Проблемы с концентрацией внимания (легко отвлекается)
  • Не любит или избегает длительных умственных задач (таких как домашние задания)
  • Проблемы с выполнением задания в школе, дома или даже во время игры
  • Дезорганизован и кажется забывчивым
  • Не слушает, когда с ним прямо говорят
  • Не обращает пристального внимания на детали
  • Часто теряет вещи
  • Делает ошибки по невнимательности
  • Пытается выполнять инструкции

Дети с этим Подтип СДВГ может остаться недиагностированным, потому что симптомы могут быть списаны на мечтания.

СДВГ Преимущественно гиперактивно-импульсивное Проявление

Дети с этой формой СДВГ обладают массой энергии и постоянно двигаются, что вызывает проблемы. Диагноз ставится, если у ребенка в возрасте до 16 лет наблюдается 6 или более симптомов гиперактивности/импульсивности в течение как минимум 6 месяцев (5 или более для подростков старшего возраста). Эта форма более заметна, чем невнимательный тип.

Симптомы включают:

  • Выбалтывание ответов до завершения вопроса
  • Постоянное перебивание других
  • Проблемы с ожиданием своей очереди
  • Слишком много говорит
  • Нервничает, постукивает и извивается
  • например, когда учитель говорит или во время обеда)
  • Бегает или карабкается в неподходящих ситуациях
  • Не может спокойно играть
  • Всегда «на ходу»

СДВГ Комбинированное представление

У ребенка с этим типом симптомы как невнимательности, так и гиперактивности/импульсивности.

В чем разница между СДВГ и синдромом Туретта?

СДВГ и синдром Туретта — это два разных состояния, но у них есть несколько общих черт. Они часто начинаются примерно в одном возрасте, а в некоторых случаях у детей могут быть оба заболевания.

Но между ними есть несколько ключевых отличий. Очень важно правильно поставить ребенку диагноз.

Чем они похожи

Основным симптомом синдрома Туретта являются повторяющиеся движения или звуки, называемые тиками, которые человек не может контролировать.Они могут быть простыми, такими как постоянное моргание, фырканье, хрюканье или кашель. Они также могут быть сложными, такими как пожимание плечами, выражение лица, движения головы или повторение слов или фраз. Тики обычно случаются несколько раз в день.

Иногда у детей с СДВГ могут быть симптомы, очень похожие на тики. Они могут ерзать, извиваться или издавать случайные звуки, если ведут себя глупо. Иногда у детей, которые принимают лекарства от СДВГ, называемые стимуляторами, могут быть тики. Лекарства не вызывают их, но могут сделать их заметными.И они часто проходят сами по себе.

Признаки обоих состояний проявляются примерно в одном и том же возрасте. Симптомы СДВГ могут начать проявляться в возрасте от 3 до 6 лет. Большинство детей диагностируют в начальной школе. В среднем синдром Туретта начинается в возрасте около 7 лет.

У некоторых детей есть оба заболевания. Более 60% людей с синдромом Туретта также страдают СДВГ. У них также могут быть связанные состояния, такие как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), расстройства обучения и депрессия.

Исследователи обнаружили, что может существовать генетическая связь между синдромом Туретта и такими расстройствами, как СДВГ и ОКР. У них схожая биология, что делает их более вероятными.

Чем они отличаются

Тики при синдроме Туретта отличаются от движений или звуков, которые могут издавать дети с СДВГ. Они почти всегда связаны с быстрыми, повторяющимися движениями или звуками лица или плеч, которые каждый раз происходят одинаково.

Часто у детей с СДВГ нет тикоподобных движений.Вместо этого им трудно оставаться сосредоточенными или концентрировать внимание. Они могут легко отвлекаться или иметь проблемы с организованностью.

Дети с синдромом Туретта часто перерастают свои тики к позднему подростковому или раннему взрослому возрасту — они случаются реже, а иногда и вовсе исчезают. Симптомы СДВГ часто сохраняются во взрослом возрасте.

Также редко встречается синдром Туретта. CDC обнаружил, что около 138 000 детей в США были диагностированы с ним, в то время как около 6,4 миллиона когда-либо диагностировали СДВГ.

Исследователи считают, что генетика во многом связана с обоими состояниями. Но другие возможные причины СДВГ могут включать черепно-мозговую травму, низкий вес при рождении или курение и употребление алкоголя во время беременности.

Диагностика и лечение

Ваш врач сможет определить, относятся ли симптомы вашего ребенка к СДВГ, синдрому Туретта, к обоим или к чему-то другому. Специального теста для диагностики любого состояния не существует. Ваш врач спросит о симптомах и о том, когда они начались. Они могут сделать анализ крови и медицинский осмотр, чтобы выяснить, может ли что-то еще быть причиной проблемы.

Лечение детей с СДВГ часто включает сочетание лекарств и поведенческой терапии. Стимуляторы — это препараты, которые чаще всего назначают при этом состоянии, но другие препараты, такие как атомоксетин, гуанфацин, клонидин и антидепрессанты, также могут помочь.

В поведенческой терапии СДВГ дети учатся или строят на позитивном поведении, чтобы заменить другие, вызывающие проблемы.

Если у вашего ребенка синдром Туретта, врач, скорее всего, порекомендует ему принимать лекарства от тиков.Они могут включать некоторые типы лекарств от СДВГ, противосудорожные препараты, антидепрессанты, антипсихотические препараты, которые блокируют химический дофамин мозга, и инъекции ботокса. Лекарства не избавляют от тиков полностью, но могут помочь контролировать их.

Дети с синдромом Туретта также могут попробовать поведенческую терапию. Один тип, называемый реверсированием привычки, помогает им научиться определять, что приближается тик, а затем научиться новому поведению, которое нужно делать вместо этого. Это похоже на комплексное поведенческое вмешательство при тиках (CBIT), которое учит детей заменять конкурирующее поведение, когда они чувствуют побуждение к тикам, и менять повседневные действия, чтобы уменьшить тики.

Если у вашего ребенка одновременно СДВГ и синдром Туретта, врач может сначала лечить СДВГ. Это может облегчить стресс и улучшить внимание, что иногда может усилить способность ребенка контролировать свои тики.

СДВГ ПИ Симптомы, причины и лечение

Дети по своей природе мечтатели. Нет ничего необычного в том, что они смотрят в окно, погруженные в свои мысли.

Но если у вашего ребенка постоянно возникают проблемы с концентрацией внимания, есть вероятность, что у него невнимательный тип СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Чем он отличается от других видов СДВГ

Невнимательный СДВГ раньше называли синдромом дефицита внимания. Детям, у которых есть это, очень трудно концентрировать внимание. Вот как вы можете отличить его от двух других типов расстройства.

  • Гиперактивно-импульсивный СДВГ заставляет детей казаться постоянно в движении. Их тела и рты всегда двигаются, словно приводятся в движение мотором.
  • Комбинированный СДВГ — это когда у ребенка проявляются как невнимательность, так и гиперактивно-импульсивные симптомы.

Как диагностируется невнимательный СДВГ

Врачу необходимо знать, делает ли ваш ребенок как минимум шесть из следующих вещей, чтобы диагностировать состояние:

  • Мечтает и легко отвлекается
  • Упускает важные детали или делает ошибки по невнимательности по домашнему заданию и тестам
  • Быстро становится скучно и с трудом сохраняет концентрацию
  • Имеет проблемы с организацией (например, теряет домашние задания или поддерживает беспорядок и беспорядок в спальне)
  • Похоже, не слушает, когда к нему обращаются
  • Избегает задач, требующих большой концентрации
  • Часто теряет след
  • Забывает в повседневных делах
  • С трудом выполняет инструкции и часто переключается с задачи на задачу, ничего не доведя до конца

(Признаки похожи для взрослых, у которых может быть диагностирован этот тип СДВГ, если у них проявляются пять из этих симптомов в течение 6 месяцев. )

Врач вашего ребенка может также порекомендовать некоторые тесты, чтобы исключить заболевания, которые могут иметь схожие симптомы, в том числе:

Как помочь ребенку с этим заболеванием способен концентрироваться, предлагать терапию или использовать небольшое устройство, чтобы помочь стимулировать часть мозга, которая, как считается, отвечает за СДВГ. Это недавно одобренное FDA устройство, называемое системой внешней стимуляции тройничного нерва (eTNS) Monarch, может назначаться пациентам в возрасте от 7 до 12 лет, которые еще не принимают лекарства от СДВГ.

Комбинация медицины и терапии является наиболее распространенным подходом.

Поведенческая терапия также научит вас некоторым приемам воспитания, например:

  • Установите систему поощрений за хорошее поведение.
  • Отказать в привилегиях или отменить награды, чтобы справиться с нежелательным поведением.

Родители, учителя и консультанты могут использовать эти методы, чтобы помочь детям с невнимательным СДВГ не сбиться с пути:

  • Составьте списки дел. Создавайте списки домашних заданий и домашних дел и размещайте их в местах, где ваш ребенок может их легко увидеть.
  • Мелкие проекты. Разбивайте проекты и запросы на небольшие задачи. Вместо того, чтобы говорить: «Сделай домашнее задание», вы можете сказать: «Закончи свой лист по математике. Затем прочитай одну главу своей книги по английскому языку. Наконец, напиши один абзац, описывающий то, что ты прочитал».
  • Дайте четкие инструкции. Сделайте их простыми и понятными.
  • Организация. Убедитесь, что одежда и школьные задания вашего ребенка всегда в одном месте и их легко найти.
  • Займитесь рутиной. Чувство порядка помогает невнимательным детям оставаться сосредоточенными. Следуйте одному и тому же расписанию каждый день: «одеться, почистить зубы, позавтракать, надеть пальто». Разместите расписание в центральном месте, например, на кухне или в главном коридоре вашего дома.
  • Избавьтесь от отвлекающих факторов. Как можно чаще дома выключайте телевизор, компьютер, радио и видеоигры. Попросите учителя посадить ребенка подальше от окон и дверей в классе.
  • Дайте награды. Все любят похвалу за хорошо выполненную работу. Когда домашнее задание будет выполнено вовремя или уборка спальни будет убрана, сообщите ребенку, что вы это заметили. Вы можете предложить им сходить в зоопарк или выпить замороженного йогурта.

Ваш ребенок проводит большую часть своего времени в школе, поэтому вам необходимо связаться с его учителем, чтобы следить за его успеваемостью в классе. Вместе вы можете придумать разные способы помочь ребенку. Школа может предоставить приспособления для лучшего удовлетворения потребностей вашего ребенка.Поговорите с директором.

Когда у ребенка есть необходимое лечение, инструменты и поддержка, он сможет сосредоточиться и достичь своих целей.

NIMH » Синдром дефицита внимания/гиперактивности

Хотя лекарства от СДВГ не существует, доступные в настоящее время методы лечения могут уменьшить симптомы и улучшить функционирование. Лечение включает медикаментозное лечение, психотерапию, образование или обучение или комбинацию методов лечения.

Лекарства

У многих людей лекарства от СДВГ снижают гиперактивность и импульсивность и улучшают их способность концентрироваться, работать и учиться.Иногда необходимо попробовать несколько разных лекарств или дозировок, прежде чем найти правильный, который работает для конкретного человека. Любой, кто принимает лекарства, должен находиться под пристальным наблюдением лечащего врача.

Стимуляторы. Наиболее распространенный тип лекарств, используемых для лечения СДВГ, называется «стимуляторы». Хотя лечение СДВГ с помощью лекарств, считающихся стимуляторами, может показаться необычным, они работают за счет повышения уровня химических веществ в мозге дофамина и норадреналина, которые играют важную роль в мышлении и внимании.

Под медицинским наблюдением стимулирующие препараты считаются безопасными. Однако, как и все лекарства, они могут иметь побочные эффекты, особенно при неправильном использовании или превышении предписанной дозы, и требуют, чтобы лечащий врач контролировал реакцию пациента на лекарство.

Нестимуляторы. Некоторые другие лекарства от СДВГ не являются стимуляторами. Этим лекарствам требуется больше времени, чтобы начать действовать, чем стимуляторам, но они также могут улучшить концентрацию, внимание и импульсивность у человека с СДВГ.Врачи могут назначить несентимулятор: когда у человека возникают неприятные побочные эффекты от стимуляторов, когда стимулятор оказался неэффективным, или в сочетании со стимулятором для повышения эффективности.

Несмотря на то, что Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) не одобрило их специально для лечения СДВГ, некоторые антидепрессанты используются отдельно или в сочетании со стимуляторами для лечения СДВГ. Антидепрессанты могут облегчить все симптомы СДВГ и могут быть назначены, если у пациента возникают неприятные побочные эффекты от стимуляторов.Антидепрессанты могут быть полезны в сочетании со стимуляторами, если у пациента также есть другое состояние, такое как тревожное расстройство, депрессия или другое расстройство настроения. Нестимулирующие лекарства от СДВГ и антидепрессанты также могут иметь побочные эффекты.

Врачи и пациенты могут работать вместе, чтобы найти лучшее лекарство, дозу или комбинацию лекарств. Узнайте основы о стимуляторах и других лекарствах для психического здоровья на веб-странице NIMH Mental Health Medications и посетите веб-сайт FDA, чтобы узнать о последних одобренных лекарствах, предупреждениях и информационных руководствах для пациентов.

Психотерапия и психосоциальные вмешательства

Было показано, что несколько конкретных психосоциальных вмешательств помогают людям с СДВГ и их семьям справиться с симптомами и улучшить повседневное функционирование.

У детей школьного возраста фрустрация, вина и гнев могут накопиться в семье до того, как ребенку будет поставлен диагноз. Родители и дети могут нуждаться в специализированной помощи, чтобы преодолеть негативные чувства. Специалисты в области психического здоровья могут рассказать родителям о СДВГ и о том, как он влияет на семью. Они также помогут ребенку и его родителям развить новые навыки, взгляды и способы общения друг с другом.

Все виды терапии для детей и подростков с СДВГ требуют активной роли родителей. Психотерапия, включающая только индивидуальные сеансы лечения с ребенком (без участия родителей), неэффективна для управления симптомами и поведением СДВГ. Этот тип лечения, скорее всего, будет эффективен для лечения симптомов тревоги или депрессии, которые могут возникать вместе с СДВГ.

Поведенческая терапия — это вид психотерапии, цель которого — помочь человеку изменить свое поведение. Это может включать в себя практическую помощь, например помощь в организации заданий или выполнении школьных заданий, или преодоление эмоционально сложных событий. Поведенческая терапия также учит человека:

  • следить за своим поведением
  • хвалить себя или вознаграждать за желаемое действие, например, контролировать гнев или мыслить перед тем, как действовать

Родители, учителя и члены семьи также могут дать отзыв об определенном поведении и помочь установить четкие правила, списки обязанностей и структурированный распорядок, чтобы помочь человеку контролировать свое поведение. Терапевты также могут обучать детей социальным навыкам, например, тому, как ждать своей очереди, делиться игрушками, просить о помощи или реагировать на поддразнивание. Обучение чтению выражения лица и тона голоса других людей, а также тому, как правильно реагировать, также может быть частью обучения социальным навыкам.

Когнитивно-поведенческая терапия помогает человеку научиться осознавать и принимать собственные мысли и чувства для улучшения внимания и концентрации. Терапевт также призывает человека с СДВГ приспособиться к жизненным изменениям, которые приходят с лечением, например, думать, прежде чем действовать, или сопротивляться желанию идти на ненужный риск.

Семейная и супружеская терапия может помочь членам семьи и супругам найти продуктивные способы справиться с деструктивным поведением, поощрять изменения поведения и улучшать взаимодействие с человеком с СДВГ.

Обучение навыкам воспитания (тренинг по управлению поведением родителей) обучает родителей навыкам поощрения и поощрения положительного поведения своих детей. Родителей учат использовать систему поощрений и последствий для изменения поведения ребенка, давать немедленную и положительную обратную связь за поведение, которое они хотят поощрять, и игнорировать или перенаправлять поведение, которое они хотят воспрепятствовать.

Конкретные поведенческие вмешательства в классе и/или академические приспособления для детей и подростков доказали свою эффективность в лечении симптомов и улучшении поведения в школе и со сверстниками. Вмешательства могут включать планы управления поведением или обучение организационным или учебным навыкам. Приспособления могут включать преимущественное размещение в классе, снижение учебной нагрузки или увеличение времени на тестах и ​​экзаменах. Школа может предоставить приспособления в соответствии с так называемым планом 504 или, для детей, которые имеют право на услуги специального образования, через индивидуальный план обучения (IEP).

Чтобы узнать больше о Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), посетите веб-сайт IDEA Министерства образования США.

Техники управления стрессом могут принести пользу родителям детей с СДВГ, повышая их способность справляться с фрустрацией, чтобы они могли спокойно реагировать на поведение своего ребенка.

Группы поддержки могут помочь родителям и семьям общаться с другими людьми, имеющими схожие проблемы и заботы. Группы часто встречаются регулярно, чтобы поделиться разочарованиями и успехами, обменяться информацией о рекомендуемых специалистах и ​​стратегиях, а также поговорить с экспертами.

Национальный ресурсный центр по СДВГ, программа для детей и взрослых с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (CHADD®), поддерживаемая Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC), располагает информацией и множеством ресурсов. Вы можете связаться с этим центром через Интернет или по телефону 1-866-200-8098.

Для получения дополнительной информации о психотерапии см. веб-страницу Psychotherapies на веб-сайте NIMH.

Советы, которые помогут детям и взрослым с СДВГ оставаться организованными

Для детей:

Родители и учителя могут помочь детям с СДВГ оставаться организованными и следовать указаниям с помощью таких инструментов, как:

  • Соблюдение режима и расписания. Сохраняйте один и тот же распорядок дня каждый день, от времени пробуждения до времени сна. Включите время для домашних заданий, игр на свежем воздухе и занятий в помещении. Держите расписание на холодильнике или на доске объявлений. Пишите изменения в расписании как можно раньше.
  • Организация повседневных вещей. Имейте место для всего (например, одежды, рюкзаков и игрушек) и держите все на своих местах.
  • Использование органайзеров для домашних заданий и тетрадей. Используйте органайзеры для школьных принадлежностей и принадлежностей. Подчеркните ребенку важность записи заданий и принесения домой необходимых книг.
  • Быть ясным и последовательным. Детям с СДВГ нужны четкие правила, которые они могут понять и соблюдать.
  • Хвалить или награждать за соблюдение правил. Дети с СДВГ часто получают и ожидают критики. Ищите хорошее поведение и хвалите его.

Для взрослых:

Профессиональный консультант или терапевт может помочь взрослому с СДВГ научиться организовывать свою жизнь с помощью таких инструментов, как:

  • Поддержание режима.
  • Составление списков для различных задач и действий.
  • Использование календаря для планирования событий.
  • Использование напоминаний.
  • Выделение специального места для ключей, счетов и документов.
  • Разбивка больших задач на более управляемые, более мелкие шаги, чтобы выполнение каждой части задачи вызывало чувство выполненного долга.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) у детей

Что такое СДВГ?

СДВГ, также называемый синдромом дефицита внимания, представляет собой поведенческое расстройство, обычно впервые диагностируемое в детстве, которое характеризуется невнимательностью, импульсивностью и, в некоторых случаях, гиперактивностью.Эти симптомы обычно возникают вместе; однако одно может происходить без другого (ов).

Симптомы гиперактивности, если они присутствуют, почти всегда проявляются к 7 годам и могут присутствовать у очень маленьких дошкольников. Невнимательность или дефицит внимания могут быть незаметны, пока ребенок не столкнется с ожиданиями начальной школы.

Какие существуют типы СДВГ?

К трем основным типам СДВГ относятся следующие:

  • СДВГ, комбинированный тип.  Этот наиболее распространенный тип СДВГ характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением, а также невнимательностью и отвлекаемостью.

  • СДВГ импульсивного/гиперактивного типа. Этот наименее распространенный тип СДВГ характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением без невнимательности и отвлекаемости.

  • СДВГ, невнимательный и отвлекаемый тип. Этот тип СДВГ характеризуется преимущественно невнимательностью и отвлекаемостью без гиперактивности.

Что вызывает синдром дефицита внимания/гиперактивности?

СДВГ является одной из наиболее изученных областей психического здоровья детей и подростков. Однако точная причина расстройства до сих пор неизвестна. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что СДВГ является генетическим. Это биологическое заболевание головного мозга. У детей с СДВГ обнаруживаются низкие уровни дофамина (химического вещества мозга), который является нейротрансмиттером (разновидность химического вещества мозга). Исследования мозга с использованием ПЭТ-сканеров (позитронно-эмиссионная томография; форма визуализации мозга, которая позволяет наблюдать за работой человеческого мозга) показывают, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях мозга, которые контролируют внимание, социальные суждения. , и движение.

Кто страдает синдромом дефицита внимания/гиперактивности?

По оценкам, от 4% до 12% детей страдают СДВГ. Мальчики в 2-3 раза чаще страдают СДВГ гиперактивного или комбинированного типа, чем девочки.

Многие родители детей с СДВГ испытывали симптомы СДВГ в детстве. СДВГ обычно встречается у братьев и сестер в одной семье. Большинство семей обращаются за помощью, когда симптомы у их ребенка начинают мешать обучению и адаптации к школьным и возрастным занятиям.

Каковы симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности?

Ниже приведены наиболее распространенные симптомы СДВГ. Однако каждый ребенок может испытывать симптомы по-разному. 3 категории симптомов СДВГ включают следующее:

  • Невнимательность:

    • Короткая продолжительность концентрации внимания для возраста (трудно удерживать внимание)

    • Трудно слушать других

    • Трудности с вниманием к деталям

    • Легко отвлекается

    • Забывчивость

    • Плохие организаторские способности для возраста

    • Плохие навыки обучения для возраста

  • Импульсивность:

    • Часто прерывает других

    • Трудно дождаться своей очереди в школе и/или социальных играх

    • Склонен выпаливать ответы вместо того, чтобы ждать, пока его вызовут

    • Часто идет на риск и часто не задумываясь, прежде чем действовать

  • Гиперактивность:

    • Кажется, что он находится в постоянном движении; бегает или карабкается, иногда без видимой цели, кроме движения

    • С трудом остается на своем месте, даже когда это ожидается

    • ерзает руками или извивается, сидя на своем месте; чрезмерно ерзать

    • Чрезмерно болтает

    • С трудом занимается спокойной деятельностью

    • Постоянно и часто теряет или забывает вещи

    • Неспособность сосредоточиться на задаче; переходит от одной задачи к другой, не доводя ни одну из них до конца

Симптомы СДВГ могут напоминать другие заболевания или проблемы с поведением. Имейте в виду, что многие из этих симптомов могут возникать у детей и подростков, у которых нет СДВГ. Ключевым элементом диагностики является то, что симптомы должны значительно нарушать адаптивное функционирование как дома, так и в школе. Всегда консультируйтесь с врачом вашего ребенка для постановки диагноза.

Как диагностируется синдром дефицита внимания/гиперактивности?

СДВГ — наиболее часто диагностируемое расстройство поведения в детском возрасте. Педиатр, детский психиатр или квалифицированный специалист в области психического здоровья обычно выявляют СДВГ у детей.Детальный анамнез поведения ребенка от родителей и учителей, наблюдения за поведением ребенка и психопедагогическое тестирование способствуют постановке диагноза СДВГ. Поскольку СДВГ представляет собой группу симптомов, диагностика зависит от оценки результатов из нескольких различных источников, включая физические, неврологические и психологические тесты. Некоторые тесты могут использоваться для исключения других состояний, а некоторые могут использоваться для проверки интеллекта и определенных навыков. Проконсультируйтесь с врачом вашего ребенка для получения дополнительной информации.

Лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности

Конкретное лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности будет определено лечащим врачом вашего ребенка на основании:

  • Возраст вашего ребенка, общее состояние здоровья и история болезни

  • Степень выраженности симптомов у вашего ребенка

  • Толерантность вашего ребенка к определенным лекарствам или методам лечения

  • Ожидания течения состояния

  • Ваше мнение или предпочтение

Основными компонентами лечения детей с СДВГ являются поддержка родителей и обучение поведению, правильное размещение в школе и медикаментозное лечение.Лечение психостимуляторами высокоэффективно у большинства детей с СДВГ.

Лечение может включать:

  • Психостимулирующие препараты.  Эти лекарства используются из-за их способности уравновешивать химические вещества в мозге, которые мешают ребенку поддерживать внимание и контролировать импульсы. Они помогают «стимулировать» или помогают мозгу сосредоточиться и могут использоваться для уменьшения основных характеристик СДВГ.
    Лекарства, которые обычно используются для лечения СДВГ, включают следующее:

    • Метилфенидат (риталин, метадат, концерта, метилин)

    • Декстроамфетамин (декседрин, декстростат)

    • Смесь солей амфетамина (Аддералл)

    • Атомоксетин (Страттера).Нестимулирующий препарат SNRI (селективный ингибитор обратного захвата серотонина и норадреналина) с полезными свойствами при сопутствующих симптомах настроения.

    • Лисдексамфетамин (Вивансе)

    Психостимуляторы использовались для лечения расстройств поведения у детей с 1930-х годов и широко изучались. Традиционные стимуляторы с немедленным высвобождением действуют в организме быстро, действуют от 1 до 4 часов, а затем выводятся из организма.Также доступны многие стимулирующие препараты длительного действия, действующие от 8 до 9 часов и требующие приема 1 раз в день. Дозы стимулирующих препаратов должны соответствовать школьному расписанию ребенка, чтобы помочь ребенку концентрировать внимание в течение более длительного периода времени и улучшить успеваемость в классе. Общие побочные эффекты стимуляторов могут включать, но не ограничиваться следующим:

    Большинство побочных эффектов употребления стимуляторов слабо выражены, уменьшаются при регулярном использовании и реагируют на изменение дозы. Всегда обсуждайте возможные побочные эффекты с лечащим врачом вашего ребенка.

    Антидепрессанты также можно назначать детям и подросткам с СДВГ, чтобы улучшить внимание при одновременном снижении агрессии, беспокойства и/или депрессии.

  • Психосоциальное лечение. Воспитание детей с СДВГ может быть трудным и может создавать проблемы, которые создают стресс в семье. Занятия по навыкам управления поведением для родителей могут помочь уменьшить стресс для всех членов семьи. Обучение родителей навыкам управления поведением обычно происходит в группе, что поощряет поддержку родителей.Навыки управления поведением могут включать следующее:

    Учителей также можно обучать навыкам управления поведением, которые они могут использовать в классе. Обучение учителей обычно включает использование ежедневных отчетов о поведении, которые сообщают родителям о поведении в школе. Методы управления поведением, как правило, улучшают целевое поведение (например, выполнение школьных заданий или удержание рук ребенка при себе), но обычно не помогают уменьшить общую невнимательность, гиперактивность или импульсивность.

Профилактика синдрома дефицита внимания/гиперактивности

В настоящее время не известны профилактические меры по снижению заболеваемости СДВГ у детей. Тем не менее, раннее выявление и вмешательство могут уменьшить тяжесть симптомов, уменьшить влияние поведенческих симптомов на учебу в школе, ускорить нормальный рост и развитие ребенка и улучшить качество жизни детей или подростков с СДВГ.

СДВГ (для родителей) — Nemours KidsHealth

Что такое СДВГ?

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности.Это медицинское состояние. У человека с СДВГ есть различия в развитии мозга и активности мозга, которые влияют на внимание, способность сидеть на месте и самоконтроль. СДВГ может повлиять на ребенка в школе, дома и в дружеских отношениях.

Каковы признаки СДВГ?

Всем детям иногда трудно быть внимательными, слушать и следовать указаниям, сидеть на месте или ждать своей очереди. Но для детей с СДВГ трудности сложнее и случаются чаще.

Дети с СДВГ могут проявлять признаки в любой или во всех этих областях:

  • Невнимательный. Дети, которые невнимательны (легко отвлекаются), имеют проблемы с концентрацией внимания, концентрацией и выполнением задания. Они могут плохо слушать указания, упускать важные детали и не доводить начатое до конца. Они могут слишком много мечтать или бездельничать. Они могут казаться рассеянными или забывчивыми и терять свои вещи.
  • Гиперактивный. Гиперактивные дети непоседливы, беспокойны и легко заскучают. Им может быть трудно усидеть на месте или оставаться в тишине, когда это необходимо.Они могут спешить и совершать ошибки по невнимательности. Они могут карабкаться, прыгать или хулиганить, когда не должны. Сами того не желая, они могут действовать таким образом, что мешают другим.
  • Импульсивный. Импульсивные дети действуют слишком быстро, прежде чем подумать. Они часто перебивают, могут толкнуть или схватить, и им трудно ждать. Они могут делать что-то, не спрашивая разрешения, брать вещи, которые им не принадлежат, или действовать рискованно. У них могут быть эмоциональные реакции, которые кажутся слишком сильными для данной ситуации.

Иногда родители и учителя замечают признаки СДВГ, когда ребенок еще совсем маленький. Но для маленьких детей нормально быть рассеянными, беспокойными, нетерпеливыми или импульсивными — это не всегда означает, что у ребенка СДВГ.

Внимание, активность и самообладание развиваются понемногу, по мере взросления детей. Дети учатся этим навыкам с помощью родителей и учителей. Но некоторые дети не намного лучше обращают внимание, успокаиваются, слушают или ждут. Когда эти вещи продолжаются и начинают вызывать проблемы в школе, дома и с друзьями, это может быть СДВГ.

Что вызывает СДВГ?

Неясно, что вызывает различия в работе мозга при СДВГ. Имеются убедительные доказательства того, что СДВГ в основном передается по наследству. У многих детей с СДВГ есть родители или родственники с этим заболеванием. Дети также могут подвергаться большему риску, если они родились раньше срока, подвергались воздействию токсинов окружающей среды или их матери употребляли наркотики во время беременности.

СДВГ не вызван слишком большим количеством экранного времени, плохим воспитанием или употреблением слишком большого количества сахара.

Как диагностируется СДВГ?

Если вы считаете, что у вашего ребенка СДВГ, запишитесь на прием к детскому врачу.  Они проведут обследование, включая проверку зрения и слуха, чтобы убедиться, что симптомы не вызваны чем-то другим.

Чтобы диагностировать СДВГ, врачи начинают с вопросов о здоровье, поведении и активности ребенка. Они говорят с родителями и детьми о вещах, которые они заметили. Ваш врач может попросить вас заполнить контрольные списки о поведении вашего ребенка, а также может попросить вас дать контрольный список учителю вашего ребенка.

После получения этой информации врачи ставят диагноз СДВГ, если ясно, что:

  • У ребенка проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность или импульсивность выходят за рамки обычного для его возраста.
  • Такое поведение продолжается с тех пор, как ребенок был маленьким.
  • Поведение влияет на ребенка в школе и дома.
  • Проверка работоспособности показывает, что другая проблема со здоровьем или обучением не вызывает проблемы.

Многие дети с СДВГ также имеют проблемы с обучением, оппозиционное и вызывающее поведение или проблемы с настроением и тревогой. Врачи обычно лечат их вместе с СДВГ.

При необходимости врач может направить вас к детскому психологу или психиатру.

Как лечится СДВГ?

Лечение СДВГ обычно включает:

  • Медицина. Это активирует способность мозга концентрировать внимание, замедляться и использовать больше самоконтроля.
  • Поведенческая терапия. Терапевты могут помочь детям развить социальные, эмоциональные навыки и навыки планирования, которые отстают при СДВГ.
  • Коучинг для родителей. Благодаря коучингу родители узнают, как лучше всего реагировать на поведенческие проблемы, являющиеся частью СДВГ.
  • Поддержка школы. Учителя могут помочь детям с СДВГ хорошо учиться и получать больше удовольствия от учебы.

Правильное лечение помогает улучшить состояние при СДВГ. Родители и учителя могут научить младших детей лучше управлять своим вниманием, поведением и эмоциями. По мере взросления дети должны учиться улучшать собственное внимание и самоконтроль.

Если СДВГ не лечить, детям может быть трудно добиться успеха. Это может привести к низкой самооценке, депрессии, оппозиционному поведению, неуспеваемости в школе, рискованному поведению или семейным конфликтам.

Чем могут помочь родители?

Если у вашего ребенка диагностирован СДВГ:

  • Примите участие. Узнайте все, что сможете, о СДВГ. Следуйте лечению, которое рекомендует лечащий врач вашего ребенка. Посетите все рекомендуемые посещения терапии.
  • Безопасно раздавайте лекарства. Если ваш ребенок принимает лекарство от СДВГ, всегда давайте его в рекомендованное время и в рекомендованной дозе. Храните лекарства в надежном месте.
  • Сотрудничайте со школой вашего ребенка. Спросите учителей, должен ли ваш ребенок иметь IEP или план 504. Чаще встречайтесь с учителями, чтобы узнать, как дела у вашего ребенка. Работайте вместе, чтобы помочь вашему ребенку добиться успеха
  • Родитель с целью и теплотой. Узнайте, какие подходы к воспитанию лучше всего подходят для ребенка с СДВГ, а какие могут усугубить СДВГ. Говорите открыто и поддерживайте о СДВГ с вашим ребенком. Сосредоточьтесь на сильных сторонах и положительных качествах вашего ребенка.
  • Общайтесь с другими для поддержки и информирования. Присоединяйтесь к группе поддержки, такой как CHADD для СДВГ, чтобы получать обновления о лечении и другую информацию.

СДВГ может улучшиться, если дети получают лечение, едят здоровую пищу, достаточно спят и занимаются спортом, а родители поддерживают их и знают, как реагировать на СДВГ.

Что такое СДВГ? Симптомы, диагностика и лечение

Синдром дефицита внимания (СДВ) — это более старый термин для того, что сейчас известно как СДВГ. Хотя некоторые люди до сих пор используют термины «СДВГ» и «СДВГ» взаимозаменяемо и могут называть состояние «СДВГ», если у ребенка проблемы с концентрацией внимания и он не гиперактивен, СДВГ официально признан правильным термином для диагностированного состояния в текущей версии американского стандарта. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM) Психиатрической ассоциации .

Состояние обычно называлось ADD до 1987 года, когда в третьем издании DSM к названию было добавлено слово «гиперактивность». Когда в 1994 году было опубликовано исправленное четвертое издание DSM, СДВГ был разделен на определенные подтипы с учетом того факта, что у человека может быть диагностирован СДВГ без симптомов гиперактивности. (1)

Существует три формы — или «презентации» — СДВГ, как указано в пятом издании DSM (DSM-5), опубликованном в 2013 году.(2)

1. Преимущественно гиперактивно-импульсивный

Люди с этим типом СДВГ в основном борются с гиперактивностью и импульсивностью, хотя у них также могут быть некоторые симптомы невнимательности.

Гиперактивность включает в себя постоянное движение, чрезмерное беспокойство и разговоры. У взрослых это может проявляться в преувеличенном беспокойстве и уровне активности, который другие люди находят утомительным.

Импульсивность включает в себя принятие важных решений и совершение действий без продумывания последствий, особенно когда эти действия могут быть вредными или пагубными, а результирующие последствия длятся долго.

Импульсивность также характеризуется стремлением к мгновенному удовлетворению. В социальных ситуациях импульсивный человек может до крайности перебивать других и быстро становиться нетерпеливым, разочарованным или злым. (3)

2. Преимущественно невнимательный

Люди этой категории в основном имеют симптомы невнимательности, хотя у них также могут быть проблемы с гиперактивностью и импульсивностью. Эта форма раньше (и иногда до сих пор) называлась ADD.

Невнимательность характеризуется стремлением оставаться сосредоточенным, легко отвлекается от текущей задачи и отсутствием настойчивости или организованности. (4) Это может привести к профессиональным и личным трудностям из-за отсутствия внимания к деталям и невыполнения важных сроков, встреч и общественных мероприятий.

3. Комбинированная гиперактивность-импульсивность и невнимательность

У лиц этой группы наблюдаются симптомы гиперактивности, импульсивности и невнимательности. У большинства детей этот комбинированный тип; но наиболее распространенным симптомом СДВГ у детей дошкольного возраста является гиперактивность. (2)

Гиперактивные дети могут чрезмерно говорить, извиваться и ерзать, им трудно усидеть на месте.В детстве импульсивность может принимать форму нетерпения, агрессии и трудностей с ожиданием своей очереди. Невнимательность может включать мечтательность, трудности с выполнением инструкций, забывчивость в повседневных делах и проблемы с концентрацией внимания.

У взрослых симптомы СДВГ могут принимать форму импульсивности, частых прерываний, беспокойства, неспособности сосредоточиться, отсутствия организации и выполнения действий, трудностей с выполнением сроков, частых перепадов настроения и трудностей с преодолением стресса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.