Синдром стендаль: искусство, от которого так хорошо, что плохо

Содержание

искусство, от которого так хорошо, что плохо

Синдром Стендаля — это одно из наиболее необычных психологических расстройств, психосоматическое заболевание, также известное как «флорентийский синдром» и «гиперкультуремия». Причина появления этого состояния — произведения искусства, которые воспринимаются человеком как красивые и при этом кучно расположены в одном месте (например, в художественной галерее), что создает совершенно невероятную обстановку и перегружает человека сенсорными впечатлениями. Разбираемся, как и почему искусство может быть столь прекрасным, что вы можете почувствовать себя плохо.

Люди, попавшие под воздействие «концентрата красоты», испытывают крайне широкий спектр симптомов, среди которых — физическое и эмоциональное беспокойство (учащенное сердцебиение, сильное головокружение, панические атаки и обмороки), чувство растерянности и дезориентации, потливость, тошнота, диссоциативные эпизоды, временная амнезия, паранойя и — в крайних случаях — галлюцинации и временное «безумие».

Хорошая новость — отрицательный эффект от красоты относительно недолгий и обычно не требует медицинского вмешательства. Новость похуже — чтобы не стать жертвой синдрома, недостаточно избегать галерей. Некоторые люди испытывают подобные симптомы, хотя и в меньшей мере, просто в присутствии того, что они считают безмерно красивым (например, любуясь прекрасным закатом).

Синдром Стендаля чем-то схож с синдромом Парижа, когда туристы, впервые посещающие город, испытывают тревогу, головокружение, тахикардию, галлюцинации или бредовые мысли, осознав, что Париж кардинально отличается от идеализированного города, который они ожидали увидеть. Еще одна крайняя форма культурного шока — это иерусалимский синдром, при котором туристы страдают от навязчивых религиозных мыслей и заблуждений, находясь в священном городе Иерусалиме.

Как можно догадаться, заболевание получило свое название благодаря французскому писателю XIX века Мари-Анри Бейлю, более известному под псевдонимом Стендаль, который в возрасте 34 лет подробно описал свой опыт лицезрения флорентийского искусства эпохи итальянского Возрождения (отсюда и альтернативное название «флорентийский синдром»). Когда Стендаль посетил собор Санта-Кроче во Флоренции и впервые увидел знаменитые потолочные фрески Джотто, он испытал чрезмерную взволнованность:

«…Я был в каком-то экстазе от мысли, что я во Флоренции, так близко к великим людям, могилы которых я видел. Поглощенный рассматриванием возвышенной красоты, я достиг точки соприкосновения своих чувств с небесными ощущениями. Все вокруг словно говорило с моей душой. Мне показалось, что иссяк источник жизни. Я шел, боясь упасть».

Но в чем особенность Флоренции, почему синдромом не страдают посетители, скажем, галереи Tate Modern в Лондоне?

Вероятно, эта странная эстетическая болезнь свидетельствует об особой силе искусства эпохи Возрождения. Прекрасные произведения и то, как они выставляются во Флоренции с тех пор, как Джорджо Вазари начал строить Уффици в 1560-х годах, породили саму идею «искусства» как чего-то гипнотического. Например, по сей день «чудесное» «Благовещение», которое, как говорят, было написано Якопо Понтормо с помощью ангелов, открывается посетителям церкви Сантиссима-Аннунциата, и его магия все еще работает.

«Вертумн и Помона» // Поджо, а Кайано, вилла Медичи

Со времени первой публикации опыта Стендаля истории известны сотни случаев, когда люди испытывали аналогичные эффекты, особенно в знаменитой галерее Уффици во Флоренции (однажды у посетителя галереи случился сердечный приступ от лицезрения картины Боттичелли «Рождение Венеры» — к счастью, мужчина выжил). Однако только в 1979 году это состояние получило название благодаря усилиям итальянского психиатра, доктора Грациеллы Магерини.

В период с 1977 по 1986 год она задокументировала 106 подобных случаев среди людей, госпитализированных в больницу во Флоренции, где она работала. Речь идет, кстати, о больнице Санта-Мария-Нуова, которая сама по себе произведение искусства и датируется XV веком: здесь препарировал трупы еще Леонардо да Винчи. В книге❓Magherini, G. (1989). La Sindrome di Stendhahl. Firenze: Ponte Alle Grazie. доктора, составленной на основе ее исследований этих случаев, были подробно описаны люди, у которых после просмотра известных картин или скульптур возникали тяжелые эмоциональные реакции, приводящие к сильному беспокойству и/или психотическим эпизодам.

Магерини считала, что такие реакции связаны со «скрытым психическим или психологическим расстройством, которое проявляется как реакция на изображения сражений и другие шедевры». 106 случаев она разделила на три типа:

  • Тип I: пациенты (n = 70) с преобладающими психотическими симптомами (например, параноидальными психозами).

  • Тип II: пациенты (n = 31) с преимущественно аффективными симптомами.

  • Тип III: пациенты (n = 5), преобладающими симптомами которых являются соматические проявления тревоги (например, панические атаки).

Описывая пациентов, которых она наблюдала, Магерини сказала, что все они были чувствительными эмоциональными людьми, которые, по сути, «передозировались» искусством. Поскольку во Флоренции выставлено так много знаменитых шедевров, туристы стремятся втиснуть как можно больше красоты в несколько дней своего пребывания в городе. Жертвы синдрома, как правило, впечатлительные одинокие люди в возрасте от 26 до 40 лет, которые испытывают стресс от путешествия и могут страдать от нарушений биоритма.

Среди людей, которых изучала Магерини и которые были госпитализированы, также около половины ранее лечились от психических заболеваний, хотя «предыдущее лечение» могло означать, что кто-то из них просто посещал еженедельные сеансы терапии.

Отвечая на вопрос, «Почему именно Флоренция?», Магерини предложила чуть более прозаическое объяснение, никак не связанное с «магическим влиянием искусства». Она сказала, что Флоренция — это особый локус воздействия, потому что здесь сосредоточено искусство эпохи Возрождения, которое внешне красиво и узнаваемо, но часто содержит более темные, тревожные детали. Магерини отмечает, что это может вызывать у чувствительных зрителей подсознательные реакции и воспоминания. После нескольких дней отдыха — или, что еще лучше, отъезда из Италии и возобновления нормальной жизни — пациенты обычно полностью выздоравливают.

На сегодняшний день в академической литературе рассматривается относительно немного случаев синдрома Стендаля. Впрочем, в 2005 году бразильский нейрохирург Эдсон Амансио опубликовал статью,❓Amâncio, E. J. (2005). Dostoevsky and Stendhal’s Syndrome, Arq Neuropsiquiatr, 63, 1099-1103. в которой утверждал, что существуют доказательства того, что Федор Достоевский страдал синдромом Стендаля при просмотре шедевра Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» во время своего посещения музея в Базеле. Также, согласно статье в Daily Telegraph, группа исследователей в Италии в настоящее время изучает это явление более систематически, измеряя реакции туристов (частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания и др.) на просмотр произведений искусства внутри Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции.

Рекомендации врачей относительно синдрома довольно простые: обязательно продолжать ходить по художественным музеям и галереям, но достаточно отдыхать в перерывах между просмотрами захватывающих дух шедевров итальянского искусства.

причины, симптомы и лечение в статье психолога Исаченкова О. А.

Над статьей доктора Исаченковой Ольги Александровны работали литературный редактор Маргарита Тихонова, научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Дата публикации 9 июня 2020Обновлено 16 августа 2021

Определение болезни.

Причины заболевания

Синдром Стендаля — это патологическое состояние, включающее в себя комплекс психических и соматовегетативных симптомов, таких как паника, расстройство сознания, обморок, тахикардия, одышка и др., возникающих при соприкосновении человека со знаменитыми произведениями живописи, архитектуры и другими культурным ценностями, а также впечатляющими явлениями природы и выдающимися людьми.

Данный синдром не является общепризнанным заболеванием в медицинском сообществе, и вопрос о добавлении диагноза «Синдром Стендаля» в международные классификации остаётся дискуссионным.

Наиболее часто проявления синдрома наблюдаются в итальянском городе Флоренция, который является крупнейшим туристическим центром. В нём сосредоточены культурные шедевры мирового искусства итальянской эпохи Возрождения. В связи с этим данный синдром имеет другое название — «флорентийский». Считается, что наиболее мощным воздействием на психическое состояние человека, в том числе с развитием негативных последствий, обладают произведения Микеланджело, Рафаэля, Караваджо, Брунеллески и др. , расположенные в галерее Уффици и других музеях Италии [4][6][18].

Свое название «сидром Стендаля» получил благодаря великому классику французской литературы Стендалю, который отличался своей впечатлительностью и чувствительностью к искусству. В 1817 году, будучи ещё молодым писателем, он посетил Флоренцию и был потрясён культурным и историческим наследием города. После посещения базилики Святого Креста, которая украшена восхитительными фресками итальянского скульптора Джотто и где захоронены такие великие итальянцы, как Галилей, Микеланджело, Макиавелли и др., он почувствовал необычность своего состояния и едва не потерял сознание. В своей книге «Рим, Неаполь и Флоренция» он описал это так: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порождённые энергией страсти — после чего всё стало бессмысленным, маленьким ограниченным — так, когда ветер страстей перестал надувать паруса, которые толкают вперёд человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит пороков и добродетелей» [5][8].

 

Спустя более полтора века итальянский психиатр Грациелла Магерини, работавшая в психиатрическом отделении флорентийского госпиталя Санта Мария Нова, исследовала более ста пациентов с симптомами, включающими панику, тахикардию, обморочное состояние, галлюцинации и др., которые возникли у них во время туристического путешествия, посещения галереи Уффици и других музеев Флоренции. Вспомнив о наличии сходных симптомов у известного французского писателя, она назвала такое патологическое состояние «синдромом Стендаля».

В своей книге, вышедшей в 1989 году, Магерини обобщила свои наблюдения и сделала ряд интересных выводов относительно возникновения данного синдрома. Так, отсутствие данного расстройства у туристов из Северной Америки и Азии объяснялось наличием у них других кардинально отличающихся культурных традиций. В свою очередь итальянцы, с детства погружённые в атмосферу этого высокого искусства, по мнению психиатра, обладают своеобразной защитой от развития данных нарушений. Наиболее уязвимыми являются образованные впечатлительные молодые люди 25-40 лет с богатым воображением, интересующиеся искусством, но не имеющих широкого доступа к художественным живописным произведениям в обыденной жизни.

Определённую роль в развитии синдрома Стендаля может сыграть и так называемый «феномен ожидания». Несоответствие предполагаемых ожиданий и полученных впечатлений от произведения искусства у особо чувствительных личностей может быть пусковым механизмом развития синдрома Стендаля [15][17].

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы синдрома Стендаля

Среди соматовегетативных проявлений синдрома отмечают слабость, потливость, учащённое сердцебиение, головокружение, подъём артериального давления, боль в области груди и живота, тошноту, ощущение нехватки воздуха, обмороки и т. д.

 

К психическим проявлениям синдрома можно отнести изменение восприятия звуков и цветов, амнезию, бурные эмоциональные реакции, повышение настроения вплоть до эйфории или напротив — беспокойство, раздражительность, тревогу, страх, ужас, отчаяние и гнев. В тяжёлых случаях может развиться спутанность сознания, дезориентация в пространстве, бредовые идеи и зрительные галлюцинации. Иногда наблюдается нарушение реальности, описываемое больными как ощущение неестественности или отчуждённости от мира (дереализация), и изменение самовосприятия (деперсонализация). У некоторых пациентов возникает чувство сопричастности к увиденному, как будто они попадают внутрь картины.

В своей работе первоисследовательница синдрома, доктор Грациелла Магерини, отметила, что у большинства её пациентов наблюдались именно психотические симптомы, такие как спутанность сознания, бред преследования и галлюцинации, и в меньшей степени — аффективные и эмоциональные расстройства в виде агрессивных и тревожных проявлений [15][17]. Такое соотношение симптомов, вероятно, связано с тем, что доктор Г. Магерини описывала состояние пациентов, находившихся в стационаре. Как правило, туда попадают люди с тяжёлыми психотическими проявлениями этого синдрома.

Все признаки расстройства могут быть вызваны созерцанием большого количества красивых произведений, погружением и идентификацией человека с некоторыми из них. При этом может наблюдаться картина психического дискомфорта, ошеломлённость и сопутствующие психовегетативные симптомы. Например, в одной из работ зарубежных исследователей описано состояние пациента, сопровождающееся паникой, дезориентацией во времени, идеями преследования, бессонницей, тревогой, которые возникли после посещения кафедрального собора и продолжались в течение последующих трёх недель. Ряд исследователей этого синдрома отмечают, что подобные нарушения в своей жизни испытывали такие выдающие личности, как Фёдор Достоевский, Марсель Пруст, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг и др. [7][8].

В поведенческом аспекте люди с синдромом Стендаля могут вести себя по-разному. Одни как бы застывают на месте с блаженным и отрешённым выражением лица, другие, наоборот, проявляют повышенную активность, начинают суетиться, кричать, раздражаться, проявлять агрессию, в связи с чем представляют опасность для окружающих. Иногда они могут совершать акты вандализма, пытаясь повредить или разрушить произведение искусства, которое вызвало у них внутренний психический дискомфорт. Один из последних подобных случаев произошёл в 2009 году в Лувре, когда посетительница музея попыталась повредить портрет Моны Лизы. В связи с этим работников музеев обучают навыкам определения таких посетителей, оказания им первой помощи, а также предотвращения их разрушительных действий [4][16][19].

Патогенез синдрома Стендаля

Большинство исследователей склоняются к тому, что синдром Стендаля представляет собой аффективно-шоковую реакцию на стресс, который возникает при визуальном контакте человека с объектом искусства, чрезмерно значимым для него и связанным с глубокими переживаниями. Эта реакция может проявляться в виде различных аффективно-эмоциональных нарушений вплоть до выраженного реактивного психоза продолжительностью от нескольких часов до 2-3 недель. Некоторые авторы небезосновательно сравнивают его с посттравматическим стрессовым расстройством.

Известно, что искусство способно оказывать огромное воздействие на человека, причём оно может обладать как созидающим, так и разрушающим эффектом. Ещё Иммануил Кант в своей работе «Критика способности суждения» выдвинул гипотезу, что созерцание эстетически стимулирующих объектов может вызывать чередование отталкивания и притяжения и при избыточном воображении подобно пропасти, в которой созерцающий субъект боится потерять себя [2].

При возникновении синдрома Стендаля у человека нередко появляется ощущение чрезмерной погружённости в изображённый образ, слияние с ним, сопровождающееся психотическими симптомами, потерей самоконтроля и реальности происходящего. По мнению ряда авторов, в основе этих реакций может лежать бессознательная актуализация тревожащих психику факторов, возникших ранее. Данные болезненные (травмирующие) переживания вновь воздействуют на человека, оказывая дополнительное негативное влияние. Они превышают порог переносимости пациента и наносят ему повторную травму [13].

При изучении людей с синдромом Стендаля были выявлены следующие предрасполагающие факторы:

  • напряжённый ритм путешествия и осмотра достопримечательностей с избыточной культурной, эстетической и сенсорной нагрузкой;
  • культурный код, подразумевающий приверженность человека к нравственно-культурным ценностям эпохи Возрождения или же диссонанс религиозных убеждений;
  • наличие предшествующих и сопутствующих психических проблем. Так, в исследовании, проведённом в 2010-2011 годах, более 2/3 пациентов с синдромом Стендаля имели в анамнезе различные психические нарушения в виде маниакально-депрессивных, шизотипических, невротических, параноидальных и других расстройств, сопровождающиеся состоянием тревоги и депрессии [18][19].

Существует точка зрения, что в произведениях искусства может быть заложен символический код, который влияет на подсознание человека. Кроме того, каждый художник обладает своим стилем письма, во многом зависящем от психологического состояния, которое на подсознательном уровне передаётся особо чувствительным людям. Учитывая тот факт, что все живописцы эпохи Возрождения были одновременно философами, учёными и естествоиспытателями, можно предположить, что в их произведения вкладывались не только культурные и мистические символы эпохи (о них много сказано в художественной книге Дэна Брауна «Код да Винчи»), но и символические элементы, взывающие к самым тонким структурам подсознания. Однако данные предположения не имеют никаких научных обоснований.

Классификация и стадии развития синдрома Стендаля

В медицинском сообществе ведётся дискуссия о правомочности диагноза «синдром Стендаля», в связи с чем в настоящее время он не упоминается в международных медицинских классификационных системах — МКБ (Международная классификация болезней) и DSM (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам). Однако он продолжает изучаться и упоминается в программах обучения студентов медицинских, культуроведческих и психологических направлений разных стран [12][14][20].

Синдром Стендаля можно отнести к группе так называемых схожих «синдромов путешественников», таких как:

  • Парижский синдром;
  • Иерусалимский синдром;
  • синдром гиперкультуремии;
  • синдром избытка красоты;
  • синдром Давида;
  • синдром Рубенса и т. д. [11].

Парижский синдром наблюдается в основном у японцев, посещающих Париж. Он обусловлен разочарованием в результате несоответствия ожидаемых представлений с увиденными реалиями, которые связаны с недостаточной чистотой и красотой парижских улиц и достопримечательностей. При данном синдроме у туристов могут возникать бредовые идеи преследования, деперсонализации и другие психотические симптомы.

 

Иерусалимский синдром наблюдается у людей, впервые посещающих Иерусалим. Он связан с необычайно сильным воздействием различных религиозных святынь на особо верующих и впечатлительных людей. При этом их захватывают гипертрофированные ощущения владения божественным даром, пророческими силами, манией величия и т. д. [9].

Синдромы Рубенса и Давида возникают при осмотре картин Рубенса и скульптуры Микеланджело. Они связаны с сильными сексуальными чувствами, эстетическим наслаждением и завистью к объектам искусства. Данные синдромы сопровождаются соответствующими психическими нарушениями вплоть до нанесения ущерба себе или объекту внимания. Психиатр Грациелла Магерини описала несколько случаев проявления синдрома Давида. Так, молодой американский музыкант при взгляде на скульптуру Давида почувствовал необъяснимый страх и на короткое время лишился памяти; девушка из Германии, увидев скульптуру, побледнела и упала без сознания прямо на ступенях базилики; некоторые туристы при виде скульптуры проявляли повышенную болтливость, у кого-то наблюдалось раздвоение личности.

 

Что касается степени тяжести синдрома Стендаля, то у некоторых пациентов наблюдаются относительно лёгкие клинические симптомы и кратковременное течение: головокружение, сердцебиение, холодный липкий пот, отсутствие опоры под ногами и т. д. Однако в более тяжёлых случаях отмечается психотическая симптоматика, проявляющаяся потерей самоконтроля, сознания, дереализацией, возникновением галлюцинаций, бреда, желанием уничтожить предмет искусства, вызвавший сильные эмоции. В таком состоянии человек представляет опасность как для себя, так и для окружающих [4][12].

Осложнения синдрома Стендаля

Синдром Стендаля — это транзиторное (преходящее) нарушение, которое может самостоятельно исчезнуть в течение 1-2 часов или нескольких суток. Однако без оказания медицинской помощи и при тяжёлом течении расстройства существует опасность длительного сохранения и углубления психопатологической симптоматики, развитие тяжёлых форм депрессии, агрессивного поведения и тревожных расстройств. Известны случаи, когда больные начинали проявлять агрессию к себе, окружающим, а также совершали акты вандализма по отношению к произведениям искусства. Поэтому в настоящее время работников музеев, особенно во Флоренции, обучают распознаванию неадекватных реакций посетителей и правильному реагированию на них, не допуская повреждения произведений искусства [4][6][17].

 

Диагностика синдрома Стендаля

При диагностике данного синдрома важно оценить психическое состояние пациента. Специальные тесты для этого не разработаны, поэтому врачи опираются только на клиническую симптоматику и психодиагностическую беседу. При этом важно провести дифференциальную диагностику с длительно текущими тревожными расстройствами и эндогенными психическими заболеваниями, такими как шизофрения, биполярное расстройство, эпилепсия и т. д.

Важно учитывать связь возникающих симптомов с психотравмирующей ситуацией, т. е. возникновение соответствующих симптомов при осмотре художественных картин, скульптур и других произведений искусства. Также нужно обращать внимание на содержательную связь возникшей симптоматики с провоцирующими художественными образами. Так, в бредовой речи или галлюцинациях пациента с синдромом Стендаля могут присутствовать образы автора или объекта изображения из соответствующей картины.

Существенным моментом для постановки диагноза может служить клиническая картина протекания данного нарушения. Она заключается в относительно быстром возникновении и купировании возникших симптомов [6][13]. В некоторых случаях, особенно при наличии психотической симптоматики, осознание появления и редукции проявлений синдрома затруднено.

Лечение синдрома Стендаля

Первая помощь при развитии синдрома заключается в удалении пациента от раздражающего объекта, обеспечении доступа свежего воздуха, уменьшении эмоциональной и физической нагрузки. В лёгких случаях этого достаточно, однако при более тяжёлом течении требуется госпитализация пациента в психиатрическое отделение и оказание специализированной помощи.

В период развития острых реактивных состояний с целью блокирования психомоторного возбуждения, тревоги и страха используются психотропные, седативные (галоперидол, диазепам, реланиум и пиритинол) и снотворные средства. Особенно они показаны пациентам, имеющим личностные особенности в виде повышенной мнительности, тревожности, восприимчивости, параноидальной склонности и т. д. При необходимости поддержания нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма используют ноотропные, кардиотропные и другие симптоматические препараты.

После купирования острых состояний в лечении синдрома Стендаля используются различные психотерапевтические методы. В первую очередь показана когнитивно-поведенческая, рациональная и психодинамическая терапия. Они направлены на анализ поведенческих и эмоциональных реакций, вызвавших шоковое состояние, а также анализ причин, которые могли спровоцировать эти реакции. Также применяются гипнотические техники, методы убеждения, самовнушения, эриксоновский гипноз, заключающийся в недирективном мягком внушении пациенту рациональных убеждений, и т. д. Они помогают стабилизировать психику, развить навыки саморегуляции, в том числе управление агрессией [3][10][21].

Прогноз. Профилактика

Синдром Стендаля хорошо поддаётся лечению и в большинстве случаев проходит бесследно. В научно литературе нет данных о том, возникает ли данный синдром повторно, но исключать такую возможность нельзя.

Профилактические меры должны быть направлены на снижение стрессовой нагрузки, сбалансированность ритма осмотра достопримечательностей, достаточное питание и отдых во время путешествий и т. д. В особенности это необходимо для людей со стремлением к быстрому жизненному ритму, неустойчивым нервно-психическим состоянием, склонностью к фиксации на переживаниях (принимающих всё «близко к сердцу») и т. д. Также им рекомендуется предварительно просматривать фотографии и видеозаписи тех мест, которые они планируют посетить.

В определённой степени профилактике синдрома Стендаля способствует посещение культурных объектов вместе с туристической группой. Оно позволяет сделать ритм знакомства с достопримечательности более сбалансированным.

Пациентам с ранее существовавшими психическими заболеваниями целесообразно проконсультироваться с психологом или психиатром перед посещением мест с высокой личной и эмоциональной значимостью, связанных с его внутренними переживаниями. При наличии внутренних психологических проблем и психотравматического опыта желательно пройти психотерапию, направленную на их коррекцию и лечение [6][16][17].

Что такое «арт-атака» (синдром Стендаля)?

Искусство может вызвать множество эмоций, включая радость, печаль и гнев. Но возможно ли иметь серьезные психические или физические симптомы после встречи с произведением искусства?

Это явление иногда называют арт-атакой. Более официальное название – синдром Стендаля.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о распространенности синдрома Стендаля, его симптомах и вариантах лечения, а также о научных данных, лежащих в основе этого состояния.

Синдром Стендаля относится к совокупности интенсивных физических и психических симптомов, которые вы можете испытать во время или после просмотра произведения искусства.

Согласно исследованию 2021 года, это считается психосоматическим расстройством. Это означает, что у вас могут быть сильные психологические симптомы, которые также вызывают физические.

Синдром Стендаля был впервые описан в 1989 году итальянским психиатром Грациэллой Магерини, отмечают исследователи в обзоре состояния 2020 года.

Слово «Стендаль» происходит от псевдонима автора романов Мари-Анри Бейля. Сам Бейль описал потрясающую встречу в 1817 году во время посещения флорентийской базилики Санта-Кроче, согласно упомянутому ранее исследованию 2021 года.

Это состояние также иногда называют «флорентийским синдромом», согласно исследователям в 2018 году. Это связано с тем, что Магерини придумала его, работая в больнице во Флоренции, где она лечила более 100 посетителей после того, как у них появились симптомы, связанные с просмотром произведений искусства. площадь, согласно вышеупомянутому исследованию 2021 года.

Другое название этого состояния — эстетическая болезнь.

Хотя Магерини ввел этот термин чуть более 30 лет назад, симптомы и переживания, связанные с синдромом Стендаля, не новы. По данным исследователей в 2018 году, даже некоторые исторические личности, в том числе психоаналитик Зигмунд Фрейд, страдали от синдрома Стендаля в прошлом. 0003

Хотя синдром Стендаля считается хорошо задокументированным заболеванием, он не включен в последнее издание «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам».

Насколько редко встречается синдром Стендаля?

Хотя точная заболеваемость неизвестна, синдром Стендаля считается крайне редким, согласно исследователям 2018 года. Конкретные триггеры для состояния могут различаться, потому что восприятие красоты очень индивидуально. Это в основном наблюдается у одиноких взрослых в возрасте от 26 до 40 лет, предполагает исследование 2021 года, упомянутое ранее.

Кроме того, исследователи обзора состояния 2020 года считают, что синдром Стендаля может зависеть от региона, поскольку в Европе зарегистрировано больше случаев, чем в остальном мире. Эти исследователи предполагают, что это также может быть у туристов, которые посещают художественные музеи и другие культурные объекты.

Говорят, что синдром Стендаля развивается в результате встречи с чем-то невероятно красивым.

Изобразительное и архитектурное искусство являются наиболее распространенными причинами, согласно исследователям в 2018 году. Другие предметы в вашей естественной среде, такие как красивый восход солнца или захватывающий дух вид на горы, также могут вызвать это.

Синдром Стендаля вызывает не только визуальная красота или искусство. Другие факторы включают нахождение в исторически или культурно значимом месте, а также размышления о важных событиях прошлого, согласно исследованию 2020 года.

Синдром Стендаля чаще всего возникает у путешественников в города, известные своими художественными музеями, исторической архитектурой и культурными центрами, показывают исследования 2020 года. Эти города могут включать:

  • Афины
  • Флоренция
  • Париж
  • Рим
  • Токио

Согласно исследованию 2020 года, наличие «впечатлительного характера» в сочетании со стрессом и поездками может быть фактором риска развития синдрома Стендаля. Исследователи также отмечают, что неясно, могут ли быть связаны какие-либо основные заболевания.

Определенные факторы окружающей среды и образа жизни могут увеличить ваш риск, при этом исследователи в 2018 году отметили более высокую заболеваемость синдромом Стендаля у людей, которые одиноки, очень религиозны или подходят к концу путешествия.

Другие возможные факторы риска синдрома Стендаля могут быть связаны с поездками, предполагают исследователи 2018 года. Эти факторы могут включать:

  • стресс
  • недостаток сна
  • смену часовых поясов
  • голод
  • обезвоживание
  • воздействие солнца

Симптомы синдрома Стендаля могут быть как психическими, так и физическими. Они возникают, когда вы испытываете произведение искусства. Некоторые из этих симптомов могут имитировать симптомы панической атаки.

Симптомы могут включать:

  • rapid heart rate
  • chest pains
  • dizziness
  • fainting
  • hallucinations
  • anxiety
  • shortness of breath
  • nausea
  • sweating
  • confusion
  • paranoia
  • loss of consciousness

The 2021 research упоминалось ранее, предполагает, что захватывающая, но подавляющая природа синдрома Стендаля может показаться вам встречей со всеми вашими героями одновременно.

Почему искусство заставляет людей плакать?

Есть поговорка, что «красота в глазах смотрящего», а в некоторых случаях искусство буквально доводит до слез.

Согласно исследованию 2015 года, плач считается типичной биологической реакцией на когнитивный процесс, через который вы можете пройти, когда сталкиваетесь с чем-то эстетически привлекательным. Это могут быть картины, скульптуры, музыка и многое другое.

Симптомы синдрома Стендаля считаются временными и обычно не требуют лечения.

Если вы чувствуете себя ошеломленным от встречи с произведением искусства, вы можете облегчить свои симптомы, сделав перерыв и удалившись из этого места. Если вы все еще чувствуете себя неловко, подумайте о том, чтобы попрактиковаться в некоторых щадящих техниках заземления, таких как глубокое дыхание или медитация сканирования тела.

Если у вас или у вашего близкого проявляются возможные симптомы, такие как спутанность сознания или обморок, важно помочь предотвратить и вылечить травмы, которые могут возникнуть в результате этого. В этих ситуациях обратитесь за медицинской помощью.

Вы также можете поговорить с врачом, если у вас есть опасения по поводу вашего опыта и вы хотите получить подтверждение того, что у вас действительно был синдром Стендаля. Врач также может помочь с любыми дифференциальными диагнозами, такими как тревожные расстройства.

Хотя общепринятого лечения синдрома Стендаля не существует, вы можете поговорить с врачом о более общем лечении психосоматических расстройств, если вы часто испытываете симптомы.

Возможные варианты включают когнитивно-поведенческую терапию и антидепрессанты, согласно исследованию 2017 года.

Используйте свое дыхание

Дыхательные упражнения — один из самых простых способов успокоить свои эмоции и проверить свое тело. В следующий раз, когда вы почувствуете тревогу или подавленность, попробуйте следующую схему дыхания:

  1. Вдохните на четыре секунды
  2. Задержите полный вдох на 1 секунду
  3. Выдохните на шесть секунд
  4. Задержите пустое дыхание на 1 секунду
  5. Повторить цикл

Щелкните здесь, чтобы узнать о других полезных схемах дыхания для снижения стресса и беспокойства.

Синдром Стендаля считается редким явлением, но как только вы испытаете его, у вас может быть больше шансов испытать его снова в будущем, особенно если вы столкнетесь с эмоционально привлекательным произведением искусства, согласно упомянутому ранее исследованию 2020 года.

Если вы планируете поездку в место, где вы можете познакомиться с историческими произведениями искусства, вы можете подумать о том, чтобы заранее как следует отдохнуть, чтобы снизить риск синдрома Стендаля. Вы также должны сообщить всем, кто путешествует с вами, о том, что вам может понадобиться помощь, и о том, как лучше всего вам помочь.

Синдром Стендаля не считается смертельным, хотя такие симптомы, как спутанность сознания или обморок, могут привести к травме.

Исследование 2020 года отмечает, что в 2018 году у одного человека случился сердечный приступ во время просмотра исторических произведений искусства во Флоренции. Но неясно, произошло ли это из-за синдрома Стендаля или других факторов, и все еще необходимы дополнительные исследования по этой теме, чтобы лучше понять его причины и последствия.

Если вы испытываете симптомы этого редкого синдрома на регулярной основе или всякий раз, когда вы сталкиваетесь с кажущимся красивым произведением искусства, вы можете обсудить с врачом, как справиться с симптомами.

Синдром Стендаля был впервые описан в конце 1980-х годов как состояние, при котором чрезмерное знакомство с искусством может вызвать у вас недомогание.

Хотя необходимо провести дополнительные клинические исследования, считается, что определенные факторы риска могут увеличить ваши шансы столкнуться с этим синдромом. К ним относятся возраст, место назначения и недостаток сна.

Последствия синдрома Стендаля носят временный характер, но во время него также можно получить травму. Поговорите со своим врачом, если вы беспокоитесь о том, чтобы испытать это состояние во время путешествия, особенно если у вас есть история возможных симптомов.

Что такое «арт-атака» (синдром Стендаля)?

Искусство может вызвать множество эмоций, включая радость, печаль и гнев. Но возможно ли иметь серьезные психические или физические симптомы после встречи с произведением искусства?

Это явление иногда называют арт-атакой. Более официальное название – синдром Стендаля.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о распространенности синдрома Стендаля, его симптомах и вариантах лечения, а также о научных данных, лежащих в основе этого состояния.

Синдром Стендаля относится к совокупности интенсивных физических и психических симптомов, которые вы можете испытать во время или после просмотра произведения искусства.

Согласно исследованию 2021 года, это считается психосоматическим расстройством. Это означает, что у вас могут быть сильные психологические симптомы, которые также вызывают физические.

Синдром Стендаля был впервые описан в 1989 году итальянским психиатром Грациэллой Магерини, отмечают исследователи в обзоре состояния 2020 года.

Слово «Стендаль» происходит от псевдонима автора романов Мари-Анри Бейля. Сам Бейль описал потрясающую встречу в 1817 году во время посещения флорентийской базилики Санта-Кроче, согласно упомянутому ранее исследованию 2021 года.

Это состояние также иногда называют «флорентийским синдромом», согласно исследователям в 2018 году. Это связано с тем, что Магерини придумала его, работая в больнице во Флоренции, где она лечила более 100 посетителей после того, как у них появились симптомы, связанные с просмотром произведений искусства. площадь, согласно вышеупомянутому исследованию 2021 года.

Другое название этого состояния — эстетическая болезнь.

Хотя Магерини ввел этот термин чуть более 30 лет назад, симптомы и переживания, связанные с синдромом Стендаля, не новы. По данным исследователей в 2018 году, даже некоторые исторические личности, в том числе психоаналитик Зигмунд Фрейд, страдали от синдрома Стендаля в прошлом.0003

Хотя синдром Стендаля считается хорошо задокументированным заболеванием, он не включен в последнее издание «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам».

Насколько редко встречается синдром Стендаля?

Хотя точная заболеваемость неизвестна, синдром Стендаля считается крайне редким, согласно исследователям 2018 года. Конкретные триггеры для состояния могут различаться, потому что восприятие красоты очень индивидуально. Это в основном наблюдается у одиноких взрослых в возрасте от 26 до 40 лет, предполагает исследование 2021 года, упомянутое ранее.

Кроме того, исследователи обзора состояния 2020 года считают, что синдром Стендаля может зависеть от региона, поскольку в Европе зарегистрировано больше случаев, чем в остальном мире. Эти исследователи предполагают, что это также может быть у туристов, которые посещают художественные музеи и другие культурные объекты.

Говорят, что синдром Стендаля развивается в результате встречи с чем-то невероятно красивым.

Изобразительное и архитектурное искусство являются наиболее распространенными причинами, согласно исследователям в 2018 году. Другие предметы в вашей естественной среде, такие как красивый восход солнца или захватывающий дух вид на горы, также могут вызвать это.

Синдром Стендаля вызывает не только визуальная красота или искусство. Другие факторы включают нахождение в исторически или культурно значимом месте, а также размышления о важных событиях прошлого, согласно исследованию 2020 года.

Синдром Стендаля чаще всего возникает у путешественников в города, известные своими художественными музеями, исторической архитектурой и культурными центрами, показывают исследования 2020 года. Эти города могут включать:

  • Афины
  • Флоренция
  • Париж
  • Рим
  • Токио

Согласно исследованию 2020 года, наличие «впечатлительного характера» в сочетании со стрессом и поездками может быть фактором риска развития синдрома Стендаля. Исследователи также отмечают, что неясно, могут ли быть связаны какие-либо основные заболевания.

Определенные факторы окружающей среды и образа жизни могут увеличить ваш риск, при этом исследователи в 2018 году отметили более высокую заболеваемость синдромом Стендаля у людей, которые одиноки, очень религиозны или подходят к концу путешествия.

Другие возможные факторы риска синдрома Стендаля могут быть связаны с поездками, предполагают исследователи 2018 года. Эти факторы могут включать:

  • стресс
  • недостаток сна
  • смену часовых поясов
  • голод
  • обезвоживание
  • воздействие солнца

Симптомы синдрома Стендаля могут быть как психическими, так и физическими. Они возникают, когда вы испытываете произведение искусства. Некоторые из этих симптомов могут имитировать симптомы панической атаки.

Симптомы могут включать:

  • rapid heart rate
  • chest pains
  • dizziness
  • fainting
  • hallucinations
  • anxiety
  • shortness of breath
  • nausea
  • sweating
  • confusion
  • paranoia
  • loss of consciousness

The 2021 research упоминалось ранее, предполагает, что захватывающая, но подавляющая природа синдрома Стендаля может показаться вам встречей со всеми вашими героями одновременно.

Почему искусство заставляет людей плакать?

Есть поговорка, что «красота в глазах смотрящего», а в некоторых случаях искусство буквально доводит до слез.

Согласно исследованию 2015 года, плач считается типичной биологической реакцией на когнитивный процесс, через который вы можете пройти, когда сталкиваетесь с чем-то эстетически привлекательным. Это могут быть картины, скульптуры, музыка и многое другое.

Симптомы синдрома Стендаля считаются временными и обычно не требуют лечения.

Если вы чувствуете себя ошеломленным от встречи с произведением искусства, вы можете облегчить свои симптомы, сделав перерыв и удалившись из этого места. Если вы все еще чувствуете себя неловко, подумайте о том, чтобы попрактиковаться в некоторых щадящих техниках заземления, таких как глубокое дыхание или медитация сканирования тела.

Если у вас или у вашего близкого проявляются возможные симптомы, такие как спутанность сознания или обморок, важно помочь предотвратить и вылечить травмы, которые могут возникнуть в результате этого. В этих ситуациях обратитесь за медицинской помощью.

Вы также можете поговорить с врачом, если у вас есть опасения по поводу вашего опыта и вы хотите получить подтверждение того, что у вас действительно был синдром Стендаля. Врач также может помочь с любыми дифференциальными диагнозами, такими как тревожные расстройства.

Хотя общепринятого лечения синдрома Стендаля не существует, вы можете поговорить с врачом о более общем лечении психосоматических расстройств, если вы часто испытываете симптомы.

Возможные варианты включают когнитивно-поведенческую терапию и антидепрессанты, согласно исследованию 2017 года.

Используйте свое дыхание

Дыхательные упражнения — один из самых простых способов успокоить свои эмоции и проверить свое тело. В следующий раз, когда вы почувствуете тревогу или подавленность, попробуйте следующую схему дыхания:

  1. Вдохните на четыре секунды
  2. Задержите полный вдох на 1 секунду
  3. Выдохните на шесть секунд
  4. Задержите пустое дыхание на 1 секунду
  5. Повторить цикл

Щелкните здесь, чтобы узнать о других полезных схемах дыхания для снижения стресса и беспокойства.

Синдром Стендаля считается редким явлением, но как только вы испытаете его, у вас может быть больше шансов испытать его снова в будущем, особенно если вы столкнетесь с эмоционально привлекательным произведением искусства, согласно упомянутому ранее исследованию 2020 года.

Если вы планируете поездку в место, где вы можете познакомиться с историческими произведениями искусства, вы можете подумать о том, чтобы заранее как следует отдохнуть, чтобы снизить риск синдрома Стендаля. Вы также должны сообщить всем, кто путешествует с вами, о том, что вам может понадобиться помощь, и о том, как лучше всего вам помочь.

Синдром Стендаля не считается смертельным, хотя такие симптомы, как спутанность сознания или обморок, могут привести к травме.

Исследование 2020 года отмечает, что в 2018 году у одного человека случился сердечный приступ во время просмотра исторических произведений искусства во Флоренции. Но неясно, произошло ли это из-за синдрома Стендаля или других факторов, и все еще необходимы дополнительные исследования по этой теме, чтобы лучше понять его причины и последствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *