Здравствуйте, дорогие!
Очень долго готовила эту статью, думала, фотографировала, и наконец, статья готова)
И сегодня я расскажу вам, как можно занять ребёнка бесплатно и почти бесплатно и просто. То, как мы это делаем. Многие игры будут сразу для двух детей разного возраста. В конце статьи будет мой вопрос к вам.
Недавно прочитала в одном из блогов, что лучшее развитие ребёнка — это развитие жизнью. Мол, не мешайте ребёнку и обеспечьте ему нормальную жизнь, а не существование в пластмассовом аквариуме.
И этими словами успокоилась моя совесть, а то я переживала, что не делаю детям лэпбуки и сенсорные коробки. Зачем? Их прекрасно развивает сама жизнь. И часть игр моих детей я покажу вам сегодня.
А пока перечислю принципы, которые облегчают эту задачу «занять ребёнка»:
1. Чем больше интернета, мультиков, телефонов — тем сложнее ребёнку себя занять. Он ходит, мается, не может «втыкнуть» реальность. Прям как мы
2. Чем больше занята мама ПРАВИЛЬНЫМ трудом, тем охотнее дети занимают сами себя. Под правильным трудом я имею в виду такой, который запланирован и спокойно выполняется, так что есть возможность держать в голове детей, а не дела. И спокойно отвлекаться от работы по дому и уделять время детям.
3. Чем меньше мама в интернете, тем проще дети. Отсутствие лишней информации способствует моему сосредоточению на делах и на детях — словом, на ЭТОЙ реальности. И дети спокойны, что мама ЗДЕСЬ, и играют сами, у них нет необходимости часто дёргать маму и проверять, что я ТУТ.
4. Мультики смотрим только полезные и только вместе с мамой, с обсуждением. Так ребёнок получает пользу от мультика (если он полезный), а не тупо «залипает». А потом идёт и использует увиденное в своих играх.
5. Лучшая игра — это труд. Помощь маме, какая-то взрослая деятельность, результат которой не важен маме, но процесс важен ребёнку. Покажу дальше примеры на фото.
6. Довольна мама — счастлива семья. Это опробовано и доказано мной и другими мамами тысячи раз. Мамы! Берегите здоровье и психику. У меня все проблемы решаются, когда я ограничиваю себя в интернете. Сразу мозг начинает работать правильно, и чувствуешь себя лучше, видишь, где именно пробелы, и что с этим делать.
В общем, если у меня получается контролировать и дисциплинировать СЕБЯ, то проблема «как занять ребёнка» отпадает сама собой.
И ещё хочу сказать, что каждый день нужно выделять время на качественное общение с детьми, а не просто занимать их. Я занимаю их, когда готовлю, в основном.
Ешё где-то читала, что развитие детей происходит по этапам с главенствующей темой для каждого этапа. Это очень помогло мне понять, на что стоит делать акцент при занятиях с детьми. Вот эти этапы:
0-1 год — общение с родителями, другими людьми.
1-3 года — манипуляции с предметами, сохранение зависимости от взрослого.
3-7 — ролевые игры, дети примеряют на себя взрослую деятельность.
7-10 — обучение.
Эта классификация помогла мне не требовать обучения от старшего (4,9) или ролевых игр от младшего (2,2). Всему своё время.
А теперь покажу примеры наших «занятий».
Это самое простое)
Лето у нас — самая простая детская пора. Утром заводишь детей в сад-огород на кучу песка (земли), и их нет. Бегаешь только поглядываешь-проверяешь. У нас мальчики, и это:
1. Бесконечные игры с машинками — с землёй, песком, камнями, палочками.
2. Стройка, рыбалка и другие мужские занятия Тут я как мама мальчиков снимаю сливки — с ними занимаются мужчины
3. Огород. Это моё самое любимое, потому что самое разнообразное. Варианты занять детей: копать, сажать (лук, чеснок, попозже — и семена), подавать (сеянцы рассады, например), поливать, постарше — полоть, рыхлить, выдёргивать урожай (морковь, свёклу, лук), собирать картошку в ведро и ещё тысячи вариантов.
А! Ещё жуков собирать колорадских, если ребёнку интересны насекомые. Главное тут — не отказать ребёнку в его желании помочь. Потом сама исправлю его «неточности»
Можно ещё выделить ему грядку, чтобы он сам что-то там выращивал. Моё сельское детство началось в 10 лет, но зато это самые счастливые воспоминания детства.
Где-то читала, что огород помогает ребёнку освоить причинно-следственные связи и всё такое. Ну ладно
Фотографий нет, потому что в такие моменты мы все в процессе))
4. Обработка продукции. Это шелушение фасоли, обрезка лука, моркови, перетаскивание лука на просушку и т.д. Участие в заготовках на зиму — сбор зелени, мытьё овощей, яблок и т.д. Та ещё мелкая моторика!) Даже сама залипала прошлым летом по шелушению фасоли.
5. Сам отдых. Это и купания, брызганья в тазах и во всевозможных ёмкостях, общение с родственниками, наблюдение за домашними животными и насекомыми, лазанья, исследования и прочие занятия, которые дети сами себе придумывают, пока я занимаюсь делами (готовка, СТИРКА, уборка, огород, маленькие детки до двух лет).
Главное — это периодически проверять ребёнка и искать его))) Конечно, мне сначала нужно быть точно уверенной, что нигде нет битого стекла или торчащих гвоздей и прочих опасностей. Так что занять ребёнка летом в деревне вообще не проблема. А вот
Тут как я и говорила, для себя определила, что если я сама «не ем хлеба праздности», то и дети знают, как себя занять. Зима — это для нас время обучения, общения, дома.
Мы прибираемся в доме (дети помогают), много читаем, учимся читать, считать, писать, готовимся к праздникам (новый год, Рождество, Пасха, дни рождений). Стараюсь по силам привлекать детей к готовке, н-р, порезать картошку, почистить чеснок, перемешать что-то венчиком для тортов, достать блендер, убрать, принести, подать.
Андрюшу (4,9) учим пользоваться плитой (выключить чайник, пожарить семечки, наложить себе еды из кастрюли и т.д.). Ваню (2,2) учим сматывать провод пылесоса, убирать за собой тарелку после еды, резать ножом хлеб на сухарики, картошку в суп, в общем — обслуживать себя и нас).
Ещё, чтобы снять с себя чувство вины за то, что не занимаюсь с детьми «по системе», решила определить ТЕМУ для каждого дня. Например, в понедельник делать акцент на буквах, чтении — участвуют оба ребёнка одновременно.
Вторник — цифры, счёт. Среда — творчество, четверг — познание (что-то новое из мультиков или книг), пятница — духовное развитие — чтение житий святых, какие-то православные мультики, разговоры и т.п.
Ещё периодически мы распечатываем какие-нибудь обучающие пособия, рисуем в раскрасках, собираем паззлы. Об этом ниже.
Если дети не болеют, то это игры на улице — санки, валяние в снегу, расчистка двора от снега, снежки, лужи, сосульки и т.д. Если болеют или просто хотят побегать дома — пожалуйста. Слава Богу, у нас есть, где побегать теперь.
Раньше, в маленькой квартире, нас спасала наша любимая универсальная фанерка, которая была горкой:
И спортивная лесенка. А побегать мы ездили к бабушкам в гости. Ещё как вариант есть детский центр — там можно и побегать, и с горок пластмассовых покататься всласть, и на машинках больших поездить. Правда, это платно — у нас 100р.в час. Что ещё?
Ещё гениальным изобретением человечества считаю… туалетную бумагу! Её и в пир и в мир, и детям материал для игр. Стоит копейки, удовольствия масса.
Ещё хорошо почти бесплатно занимает детей самодельное тесто для лепки play dough, которое тоже стоит 10 р. за 100 грамм, если делать самим по этому рецепту>> О том, как мы им играем тоже в той статье.
Ещё один отличный способ занять ребёнка — самодельный снег! Рецепт прост:
Если хотите ароматный снежок, то используйте детское масло. Эту идею мы взяли на grow-clever.com. Там есть ещё три рецепта самодельного снега. Но самый простой — этот, с маслом. Гениально! Дети могут час проиграть. А потом ещё и уберут за собой (труд!).
Кстати, на том сайте мы берём гениальные бесплатные тематические комплекты для распечатки! Очень всем советуем!
Да. Один раз мы её сделали. Типа, мама развивает детей Набрали на улице мха, ёлочных веток, шишек и т.д. В восторге была только я. Детям было не интересно. Ну ладно, тогда с чистой совестью сняли тему «искусственного развития детей».
Паззлы можно делать и самим. Можно распечатать картинку и разрезать её — это даже сложнее собирать, ведь детали — не стандартные квадратики с ушками, а самые разные.
Можно паззлы нарисовать — это ещё круче. Мама прокачивает свои навыки в рисовании, делает что-то ВМЕСТЕ с детьми, держит их на ручках, гладит, смотрит в глаза. Я срисовываю с интернета машинки. Дети их раскрашивают. Приклеиваем на картон. Вырезаем:
Маленьким деткам можно и попроще сделать паззлы, из двух-трёх деталей:
Да, и раскраски можно нарисовать самим. У нас — это опять же, всевозможные машины.
Когда второй был грудным, старший часами любил раскрашивать. Я решила совместить ему приятное с полезным, и он раскрашивал буквы и цифры, так и выучил.
С этим сложно. Т.к. младший ест краски, просто их любит. И одних их оставить наедине с красками нельзя.
А старший, наоборот, любит краски. Как-то мы купили гипсовые фигурки по 50 рублей, так он с удовольствием их раскрасил. А когда был маленький, мог просто часами сидеть и закрашивать листы каким-нибудь цветом.
Сейчас он чаще рисует ручками, карандашами, фломастерами. И пишет.
Супер-развлечение для них — раскрашивать гипсовые фигурки. Просто счастье творчества:
Ещё мы сделали грифельную доску из фанеры, чёрной акриловой краски и затирки для плитки (абразив). Не скажу, что получилось супер, но думаю, можно постараться и сделать получше. Просто рисование мелками на ней не особо увлекает детей, но бывает.
Иногда даю детям телефон пофотографировать и поснимать. Старшему доверяю фотоаппарат. Кто же ещё сфотографирует маму))
12 Наклейки
Это тоже одно из самых любимых занятий. Но оно стоит денег. Зато из всех способов занять ребёнка оно стоит в пятёрке лучших в нашей семье. Особенно чтятся многоразовые наклейки.
Чуть не забыла о важном
Всякие кукуруза, зелёный горошек, семечки, зёрнышки граната, яблоки кусочками и другие фрукты, сухарики, блины — всё, что нужно как-то долго есть детям — это один из лучших способов занять ребёнка, вы знаете это))
Это тоже бюджетный способ занять ребёнка. Особенно, если это редко. Но тут есть одна проблема. Маленькие детки могут пролить пузыри из бутылочки. Но им можно дать пузыри-пистолеты. Правда, они не бесплатные, но способ очень классный!
Если очень редко, то обычные шарики за пять рублей способны очень порадовать и занять детей. Меня они выручали не раз.
В будущем, думаю, мы попробуем с детками сделать папье-маше на шариках.
Вроде пока всё, что вспомнила… Конечно, есть ещё много чего, если вспомню, допишу.
А как вы занимаете сразу двух детей в быту? Или хотя бы одного? Поделитесь идеями! Идей никогда не будет много
Нужен совет! Муж считает, что детей не надо никак занимать. Пусть играют сами. Пусть УЧАТСЯ играть сами. А я вижу, что им очень нравится разнообразная деятельность, да и мне это доставляет удовольствие. Как считаете?
Желаю вам нескучных творческих дней и спокойных деток!
Помните, что нет пути, ведущего к счастью! Счастье — это и сам путь!
Всего вам доброго!
P.S. В следующий раз роведём небольшой конкурс комментаторов! Не пропустите, подпишитесь на рассылку.
Очень классные идеи!А мы перенимаем их с канала Ватсапмомс.Главное,чтобы маме самой нравилось что-то поэкспериментировать.В этом нет ничего плохого.Просто такие взрослые приколы,которые можно проводить с детьми.Недавно теневой театр сделали.Буквально за пару минут.Ржали (простите)всей семьёй!
Спасибо за вотсапмамс) Посмотрели, позитивненько так) Надо будет попробовать театр теней)
Прекрасная статья ))
Мы рисуем масляной пастэлью. Типа мелков, но руки не пачкает.
Еще прячу в кастрюле с рисом фигурные макароны, а дочка их там ищет (рис и макароны не вареные). Мне тут попались макароны в виде паровозов, ракет и вертолетов — как раз для деток ))
А еще есть такая штука, как акварельные карандаши. Они рисуют как обычные карандаши, а потом мокрой кисточкой нарисованое можно размазать, как краску. Нам-то еще рановато, но через год и до них доберемся ))
Карина! Спасибо за идеи! Они могут очень помочь мне и другим читателям!
Спасибо очень интересно. Я со своими детишками рисую во основном, читаем много
Сыну год и 4
Я из тех, кто почти не занимается:
1. Не умею, не знаю как, не хватает выдумки
2. Сейчас сил не хватает ни на что — 27 недели беременности, в связи с этим же последние 2 месяца почти не гуляем
Плюс к тому же я очень молчаливая
Сын очень спокойный и прекрасно может сам себя занять
Изредка мы лепим из пластилина, рисуем красками или карандашами, а в основном моя задача просто менять сыну игрушки, если он не знает чем заняться
С рождения пыталась ему читать, но довольно быстро мне это наскучило, т.к самой эта литература не интересна, а сын на нее по сути не реагировал. потом еще несколько раз пробовала, но поняла, что мы не доросли, чтобы слушать, а вот разглядывать картинки и листать, очень нравится, порой увлекается и рвет, поэтому предпочитаю давать картонные книжки.
Муж как и твой считает не нужным целевое занятие детей, но я не могу никак расстаться с чувством вины перед сыном, что не все ему даю, с чувством собственной неполеноценности как мамы. А что будет после рождения дочки. . .
Пока читала статью, появилось несколько вопросов:
1. Как ты стираешь вещи после рисования. Если мы рисуем, то сын в одном памперсе
2. В каком возрасте не страшно, что ребенок в песочнице наестся песка. Летом гуляли, песок нравился, но я была вся настороже, т.к сын постоянно пытался его есть. Тоже самое с пластилином
3. На фотке рядом с маленьким нож, в каком возрасте первый раздала ему нож? Очень страшно. Часто слышу, что дети в год, год и 2 убирают посуду, моют, едят сами, но как ??? Я боюсь даже стеклянную кружку ему дать. .. или это все мои бзики
1. У нас прохладно, в памперсе не порисуешь. Одежду стираю так. Хороший порошок + отбеливатель. Есть ещё пятновыводитель-карандаш и пятновыводитель-спрей. Вообще не парюсь, если одежда пачкается. Есть отдельная одежда «в люди» — она д.б. чистейшая. И вся остальная — домашняя, огородная. Правда, бывают специальные фартуки для рисования, но думаю, моим детям это не понравится, хотя…)
2. Старший никогда не ел всякую бяку. Младший же компенсировал это. Он ел и книжки, и бумагу, и землю. Песок ему не понравился, на зубах скрипит, наверно)) Грязь и опасность есть везде. Мне помогают только молитвы за ребёнка.
3. Нож дала тогда, когда увидела, что координация позволяет ему не ткнуть случайно в глаз. Сначала, конечно, это были тупые закруглённые ножи. И давала, когда лепит тестом — очень им нравилось резать и тыкать тесто ножом. Потом мягкий хлеб, когда делали сухарики. Потом мягкую картошку и морковку, когда делали салат. Сырую картошку — это высший пилотаж. Старший резался два раза, плакал, но это опыт. Теперь не режется)
Всё будет хорошо! Хорошо доносить и родить!
Мне помогает иногда, когда упадок энергии, понять, что это такой период. Это нормально, и это пройдёт. Белая полоса, чёрная, белая… Главное, не затягивать.
Ирина, Вы как всегда в тему :) Я как раз тоже озадачилась,как одновременно детей занимать. Троих (6 лет,5лет и 3 года) :) А тут как раз Марафон в ВК «Учимся регулярно играть с ребенком». Там педагог,Екатерина Демидова ,мама троих деток ,призывает выработать привычку играть с детками хотя бы 15 минут в день. Но с полной отдачей. То есть придумываем игру, и 15 минут играем.Кроме того,она кое что насчёт игр объясняет, интересно. Так вот. Я стала играть. По 15 минут,иногда больше. Но каждый день. Дети ужасно довольны,если не сказать,счастливы :) В игры включаем какие то познавательные,развивающие элементы. Кстати,после того,как я стала регулярно с ними играть(а не просто заниматься,учить чему-то и т.д.), они сами игры стали придумывать,какой-то сюжет,что то интересное, и уже играют между собой,не конючат и меня не дёргают :) Так что,по моему,дело хорошее :) А из занятий… все любят рисовать. Старший любит оригами,подолгу может сидеть,складывать. Раскраски,аппликации(вырежи и наклей) очень любят,сами распечатываем-свой принтер,так что выходит бюджетно:) Недавно как-то вышивали на канве,очень довольны были:) Книги очень любят, у нас их много (это та категория,которая у меня почти не подлежит расхламлению ;) ), могут обложиться ими и долго-долго рассматривать картинки,старший уже им кое что сам читает :) Пазлы- лото -мемори -ходилки — настольные игры- у нас их много, играем все :) А недавно открыли такую вещь,как математеческий планшет. Это фурор,я не ожидала,что они так впечатлятся- играют в него все и подолгу. И лего- тут тоже серьёзно и надолго могут засесть :) Так что кажется им есть,чем заняться:)
Надя, Вы даже не представляете себе, как полезен мне был Ваш комментарий! Спасибо огромное! А можно ссылку на Екатерину Демидову? Никак не нашла в интернете.
vk.com/demidova_ek
Надя! Спасибо огромное!!!! Просто Бог послал мне то, что я у Него просила!!!) Через Вас послал)
Спасибо Ириночка! Вы так вдохновляете! Мы любим пластилин по вашему рецепту. Старший 3,5 года берет формы для орешков и вафельницу (совецкие старые такие) и может играть в пекарню. Младший книголюб в свои 1,5 всё время с книжкой!
Наталия! Спасибо большое за отзыв, это очень важно для меня и блога!
Да, мои тоже сегодня играли в пекарню целый час, но просто рюмкой печеньки вырезали.
vk.com/club137181611 группа марафона. Скоро новый поток
О! Какая красочная и интересная статья! Спасибо, Ирина! Согласна с твоими принципами воспитания детей :)
Парсмаунт пикчерс.
Ирина, полностью с Вами согласна. Обзор игр просто замечательный
Ирина! Благодарю!
Я редко придумываю что-то специально, чтобы занять сразу обоих. Чаще — приходится подумать, как их развести, чтобы каждый занялся своим делом )))
Вместе они обычно не скучают, сами придумывают развлечения, причем иницатива не только от старшего, но и младший многое выдумывает сам. Но тут, наверно, личные особенности. Старший лет до 3 однозначно требовал к себе взрослого и сам не играл. Младший играет сам с рождения.
Сейчас, примерно после полутора лет, а после двух — тем более, стали играть совместно. Это очень весело, но бывает шумно и небезопасно, если с головой уйдут в игру — напр, маленький начинает повторять дела, которые просто рано делать (прыгать с кровати, которая для него еще высокая).
Также сейчас доросли до того, что можем читать вместе, уже есть книги, которые уже интересны маленькому и пока еще интересны старшему.
Оля, вижу, мальчишки вовсю осваивают мир) А ты как мама растишь мужчин!)