Анна алексеевна новикова: Новикова Анна Алексеевна — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Новикова Анна Алексеевна — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

  • Профессор:Факультет креативных индустрий / Институт медиа
  • Академический руководитель образовательной программы:Трансмедийное производство в цифровых индустриях
  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
  • Научно-педагогический стаж: 26 лет.

Образование, учёные степени

  • 2011

    Доктор культурологии: Государственный институт искусствознания, специальность 24.00.01 «Теория и история культуры», тема диссертации: Экранная интерпретация реальности средствами телевидения
  • 2000

    Кандидат искусствоведения: Государственный институт искусствознания, специальность 17.00.01 «Театральное искусство», тема диссертации: Роль драматического театра в формировании выразительных средств телевидения
  • 1994

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: Журналистики, специальность «Журналистика», квалификация «журналист, литературный работник газеты»

Профессиональные интересы

медиакоммуникациимассовая культураантропология медиателевизионные зрелищацифровая культура

Достижения и поощрения

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук

  • 1

    Прохоров А. В. Путь героя в современных аудиовизуальных искусствах, 2023
  • 2

    Степанова Н. А. Интерсемиотичность мюзикла как жанра и интермедиальность современных подходов к его постановке (aспирантура: 1-й год обучения)
  • 3

    Деффа Д. Э. Тема не утверждена (aспирантура: 1-й год обучения)
  • 4

    Евпак Е. Г. Трансформация деятельности композитора в эпоху цифровизации креативных индустрий (на примере творчества московских композиторов первой четверти XXI века) (aспирантура: 2-й год обучения)
  • 5

    Миловидов С. В. Технологии машинного обучения в изобразительном искусстве начала XXI века (aспирантура: 3-й год обучения)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

  • Python как иностранный (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
  • Академическое письмо на английском языке (преподается на английском языке) (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Рус
  • Global Media, War, and Technology (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Анг
  • Global Media, War, and Technology (Маго-лего; 3 модуль)Анг
  • История и теория медиа (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)Рус
  • Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
  • Продюсирование в медиа и креативных индустриях (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
  • Продюсирование цифровых проектов в медиа, социальных и культурных индустриях (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
  • Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
  • Проектный семинар «Мультимедийная книга» (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Contemporary Data Analysis: Survey and Best Practices (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Анг
  • Contemporary Data Analysis: Survey and Best Practices (Маго-лего; 2 модуль)Анг
  • Современные художественные практики и арт-журналистика (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
  • Теории и методы (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
  • Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
  • Цифровые медиа для будущего (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
  • Элементы журналистики и сторителлинга: производство контента в цифровой среде (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
  • Архив учебных курсов

Учебные курсы (2021/2022 уч.

год)
  • Аудиовизуальные коммуникации: трансмедийный поворот (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
  • Идеологические и эстетические коды западного кино (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
  • Методы гуманитарных наук в исследованиях цифровой культуры (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-4 модуль)Рус
  • Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
  • Новая грамотность цифровой эпохи: от новостной к коммуникативной (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
  • Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
  • Продюсирование цифровых проектов в медиа, социальных и культурных индустриях (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Современные художественные практики и арт-журналистика (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; направление «42. 03.05. Медиакоммуникации», направление «42.03.02. Журналистика»; 4-й курс, 3 модуль)Рус

  • Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

  • Арт-критика театра и перформативных искусств (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
  • Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
  • Идеологические и эстетические коды западного кино (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
  • Методы гуманитарных наук в исследованиях цифровой культуры (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-4 модуль)Рус
  • Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
  • Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
  • Продюсирование цифровых проектов (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • Продюсирование цифровых проектов (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
  • Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Управление медиаконтентом в творческих индустриях (театр) (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус

Учебные курсы (2019/2020 уч.

год)
  • Арт-критика театра и перформативных искусств (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
  • Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
  • Введение в арт-журналистику (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
  • Идеологические и эстетические коды западного кино (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
  • Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
  • Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
  • Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
  • Прагматика киноискусства (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
  • Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; направление «42. 04.05. Медиакоммуникации», направление «42.04.05. Медиакоммуникации»; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус

  • Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

  • Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
  • Введение в арт-журналистику (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
  • Идеологические и эстетические коды западного кино (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
  • Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
  • Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
  • Прагматика киноискусства (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)Рус
  • Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • Трансмедийный сторителлинг (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус

Учебные курсы (2017/2018 уч.

год)
  • Антропология медиа (Маго-лего; 3, 4 модуль)Рус
  • Аудиовизуальные коммуникации: история и современность (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 3, 4 модуль)Рус
  • Новостная грамотность: новость как объект манипуляции (Майнор; где читается: Факультет креативных индустрий; 1, 2 модуль)Рус
  • Основы драматургии (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус

Участие в редколлегиях научных журналов

С 2015 по 2015 гг.: приглашенный редактор (создание тематического выпуска) журнала «Этнографическое обозрение».

Конференции

  • 2019

    VI Транссибирский арт-фестиваль (Новосибирск ). Доклад: Культура в цифровой среде: мультимедийные форматы и сериальные «вселенные»
  • Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения. Доклад: Арт-журналист как публичный интеллектуал
  • 2018

    Арт-журналистика в цифровую эпоху: реалии и прогнозы (Москва). Доклад: Арт-журналистика и иммерсивные медиапрактики: эстетический и этический аспекты
  • Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения. Доклад: Арт-журналистика в современной медиасреде: между пиаром и перформансом.
  • 2014

    Paradise Found, or Paradise Lost? Nostalgia, Culture and Identity in Central and Eastern Europe (Nanterr). Доклад: Soviet cinema in rural Russia: nostalgia and pursuit of identity.

  • 2013

    Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе (Москва ). Доклад: Стереотипы массового сознания и восприятие телевизионных программ сельской аудиторией
  • Новые медиа сегодня: контент и технологии (Ростов-на-Дону). Доклад: Некоторые особенности медиапотребления сельских жителей Ростовской области (по результатам исследования в пос. Коксовый)
  • 2012

    Четвертые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации-2012. СМИ после постсоциализма: тренды 2000-х». (Москва). Доклад: Депрессивное медиапотребление: Результаты исследования медиапотребления владельцев спутникового телевидения, проживающих в сельской местности

  • À la recherche des publics populaires/Looking for Popular Publics: être peuple/being people (Нанси). Доклад: Les « siens » et les « autruis » : la représentation de l’opposition dans le discours de la télévision étatique russe (“One’s” and “another’s”: the representation of the opposition within the discourse of Russian state television)

Публикации

71
  • Статья Novikova A. Transmedia Storytelling in Education as a Practice of Media Ecology // ETC: A Review of General Semantics. 2023. Vol. 80. No. 2. P. 11-25. (в печати)

  • Книга Дорощук Е. С., Новикова А. А., Сергеева Т. С. Арт-журналистика. Очерки теории и практики. Каз. : Издательство Казанского университета, 2023.

  • Глава книги Новикова А. А. Культурные индустрии: от художественной критики к продюсированию // В кн.: Арт-журналистика. Очерки теории и практики. Каз. : Издательство Казанского университета, 2023. Гл. 5. С. 67-87.

  • Книга Новикова А. А., Сальникова Е. В., Хренов Н. А., Журкова Д. А. Смена вех: отечественное кино середины 1980-х — 1990-х. М. : Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2022.

  • Глава книги Бережная М., Кирия И. В., Кобелев К., Новикова А. А., Познин В., Пронин А. Аудиовизуальная журналистика: эстетические ресурсы и практики // В кн.: Эстетика аудиовизуальной журналистики. М. : КноРус, 2021. Гл. 2. С. 33-156.

  • Глава книги Новикова А. А. Заложники колеи // В кн.: Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. Гл. 2. С. 42-54.

  • Книга Кирия И. В., Чумакова В. П., Новикова А. А., Качкаева А. Г., Петрова Е. В. Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей . М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.

  • Книга Когда «корона» тяжела: цифровые медиа в эпоху пандемии / Сост.: А. А. Новикова; под общ. ред.: А. Г. Качкаева, С. А. Шомова. М. : Издательские решения. Ридеро, 2021.

  • Статья Новикова А. А., Романичева Е. С. Медиаэкологический подход к развитию современного литературного образования // Литература в школе. 2021. № 4. С. 105-120. doi

  • Глава книги Новикова А. А. Страхи и надежды // В кн.: Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. Гл. 9. С. 140-159. doi

  • Статья Архангельский А. Н., Новикова А. А. Трансмедийный поворот в стратегиях обучения: нарративные практики на уроках литературы // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 63-81. doi

  • Книга Бережная М. А., Кирия И. В., Кобелев К. А., Максим А. А., Новикова А. А., Познин В., Пронин А., Почкай Е. П., Соломаткина Т. А. Эстетика аудиовизуальной журналистики. М. : КноРус, 2021.

  • Статья Новикова А. А. «Культурные индустрии» как часть публичной сферы: трансформация форм соучастия // Художественная культура. 2020. № 1. С. 65-86. doi

  • Книга Новикова А. А., Сальникова Е. В., Эваллье В. Д. Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма. М. : Издательские решения , 2020.

  • Книга Новикова А. А., Кирия И. В. История и теория медиа. 2-е изд. . М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. doi

  • Глава книги Новикова А. А. Музеи и их виртуальные расширения: конвергенция на фоне карантина // В кн.: Искусство в контексте пандемии: медиатизация и дискурс катастрофизма. М. : Издательские решения , 2020. Гл. 19. С. 456-475.

  • Статья Novikova A., Chumakova V. SOVIET CINEMA AND NOSTALGIA FOR THE USSR IN THE RUSSIAN VILLAGE // Communications. Media. Design. 2019. Vol. 4. No. 2. P. 5-25.

  • Статья Chumakova V., Novikova A. SOVIET CINEMA AND NOSTALGIA FOR THE USSR IN THE RUSSIAN VILLAGE // Communications. Media. Design. 2019. Vol. 4. No. 2. P. 5-25.

  • Глава книги Новикова А. А. Между искусством и антропологией медиа: поиски подходов и перспективы // В кн.: Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции XXI века / Отв. ред.: А. А. Новикова, В. Д. Эваллье. М. : Издательские решения. Ридеро, 2019. С. 240-263.

  • Книга Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции XXI века / Отв. ред.: А. А. Новикова, В. Д. Эваллье. М. : Издательские решения. Ридеро, 2019.

  • Книга Новикова А. А. Воображаемое сообщество: очерки истории экранного образа российской интеллигенции. ООО «Издательство «Согласие», 2018.

  • Глава книги Новикова А. А. Сериал как инструмент социокультурного воздействия // В кн.: Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности Т. 3. М. : Издательские решения. Ридеро, 2018. С. 119-130.

  • Глава книги Новикова А. А., Кирия И. В. Трансформации журналистской деятельности в контексте культурных и коммуникативных практик // В кн.: Эстетика журналистики. СПб. : Алетейя, 2018. С. 39-54.

  • Книга Новикова А. А., Кирия И. В., Бережная М. А., Беленький А., Каверина Е., Познин В., Пронин А. Эстетика журналистики. СПб. : Алетейя, 2018.

  • Статья Кирия И. В., Новикова А. А. Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. № 2. С. 276-288.

  • Глава книги Новикова А. А. Имитация стабильности. Образ православного священника в современных сериалах // В кн.: Дары. Альманах современной христианской культуры. М. : Артос, 2017.

  • Книга Кирия И. В., Новикова А. А. История и теория медиа. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.

  • Статья Новикова А. А. Курс «Цифровое книгоиздание» департамента медиа НИУ ВШЭ // Университетская книга. 2017. № март. С. 43-45.

  • Глава книги Новикова А. А. Экранные отражения спортивных событий: конструирование реальности // В кн.: Наука телевидения и экранных искусств. Выпуск 13 Вып. 13: Экраны и публичные пространства в новое и новейшее время. М. : ГИТР им.М.А.Литовчина, 2017. С. 255-270.

  • Книга Как это делается: продюсирование в креативных индустриях / Отв. ред.: А. Г. Качкаева, А. А. Новикова, Р. Юркина. Издательские решения. Ридеро, 2016.

  • Глава книги Новикова А. А. От художественной критики к продюсированию: трансформация профессии // В кн. : Арт-журналистика в современном медиапространстве. Каз. : Издательство Казанского университета, 2016. С. 5-9.

  • Книга Архангельский А. Н., Борусяк Л. Ф., Гаврилов А. Ф., Миклашевская О., Мицук Т. И., Новикова А. А., Харитонов В. В. Цифровое книгоиздание / Сост.: А. А. Новикова. Издательские решения. Ридеро, 2016.

  • Глава книги Новикова А. А., Туров Я. А. Экранизация как «открытое произведение»: от романа к сериалу // В кн.: Кино в меняющемся мире Т. 2. М. : Издательские решения. Ридеро, 2016. С. 99-115.

  • Глава книги Новикова А. А., Тимофеева О. А. Экранные герои в контексте литературной традиции: от кино к видеоиграм // В кн.: Литература в зеркале медиа Т. 2. М. : Издательские решения. Ридеро, 2016. С. 40-54.

  • Статья Chumakova V., Novikova A. Yuri Lotman’s cultural semiotics as a contribution to media ecology // Explorations in Media Ecology. 2015. Vol. 14. No. 1+2. P. 73-85. doi

  • Статья Новикова А. А. Антропология медиа в России: истоки и перспективы // Этнографическое обозрение. 2015. № 4. С. 3-12.

  • Глава книги Новикова А. А. Документальная драма на советском и постсоветском телевидении: репрезентация прошлого в идеологическом контексте // В кн.: Телевидение между искусством и массмедиа. М. : Государственный институт искусствознания, 2015. С. 366-379.

  • Глава книги Новикова А. А., Кирия И. В. Недоурбанизированная идентичность: компаративный анализ медиапотребления сельских жителей Костромской и Ростовской областей // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 155-163.

  • Глава книги Новикова А. А. Телевизионные новости: между общественным благом и популярной культурой // В кн.: Телевидение между искусством и массмедиа. М. : Государственный институт искусствознания, 2015. С. 180-195.

  • Статья Novikova A. Infotainment on Russian TV as a tool of desacralization of Soviet myths and creation of a myth about the future // IC Revista Científica de Información y Comunicación. 2014. No. 11

  • Статья Novikova A. Infotainment on Russian TV as a tool of desacralization of Soviet myths and the creation of a myth about the future // La Revista Científica de Información y Comunicación IC. 2014

  • Глава книги Кирия И. В., Новикова А. А. Депрессивное медиапотребление // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 317-337.

  • Глава книги Новикова А. А. Идеология как развлечение: телевизионный этап проекта «Имя Россия» // В кн.: Пути развития постсоциалистического мира: междисциплинарный анализ / Науч. ред.: М. А. Пильгун. М. : Academia, 2014. С. 119-132.

  • Глава книги Давыдов С. Г., Кирия И. В., Новикова А. А., Чумакова В. П. Медиа-потребление и «конструированная реальность» жителей северного села // В кн.: Потенциал ближнего Севера: экономика, экология, сельские поселения. К 15-летию Угорского проекта: коллективная научная монография / сост. и под ред. Н.Е.Покровского и Т.Г.Нефедовой. / Сост.: Н. Е. Покровский, Т. Г. Нефедова; науч. ред.: Н. Е. Покровский, Т. Г. Нефедова. М. : Логос, 2014. Гл. 5. С. 162-211.

  • Глава книги Качкаева А. Г., Кирия И. В., Давыдов С. Г., Новикова А. А. Освещение деятельности власти и оппозиции ведущими российскими телеканалами в период думских и президентских выборов 2011–2012 гг. // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 4 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 305-316.

  • Глава книги Новикова А. А. Российская телеаудитория на пороге цифровизации: модель общества в зеркале федеральных новостей // В кн.: От центрального к цифровому: телевидение в России / Под общ. ред.: В. Струков, В. Зверева. Воронеж : Наука-Пресс, 2014. С. 142-173.

  • Статья Новикова А. А., Чумакова В. П. Советские фильмы в новой медиасреде: идеализация или дискредитация представлений о прошлом // Обсерватория культуры. 2014. № 2. С. 61-67.

  • Глава книги Новикова А. А. «Виртуальный музей» как феномен современной медиакультуры // В кн.: Высокое и низкое в художественной культуре Т. 3. М. : Издательство Нестор-История, 2013. С. 132-153.

  • Глава книги Новикова А. А. Александр Аркадьевич Шерель: Профессор-режиссер // В кн.: Поколения ВШЭ. Ученики об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 138-142.

  • Статья Кирия И. В., Новикова А. А. Депрессивное медиапотребление (исследование телевизионных предпочтений сельских жителей) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. № 5. С. 53-63.

  • Статья Новикова А. А., Кирия И. В. Депрессивное медиапотребление (исследование телевизионных предпочтений сельских жителей). Часть 2 // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. № 6. С. 154-167.

  • Глава книги Давыдов С. Г., Кирия И. В., Новикова А. А., Чумакова В. П. Медиа-потребление и «конструированная реальность» жителей северного села // В кн. : Дезурбанизация и природный капитал: миграционные тренды, инфокоммуникация и новые сельские поселения / Под общ. ред.: Н. Е. Покровский, Т. Г. Нефедова. М. : [б.и.], 2013. С. 121-159.

  • Глава книги Новикова А. А., Васкез М. Миф о прогрессе в контексте дискурса модернизации: инноград Сколково в теленовостях // В кн.: Смеющаяся НЕреволюция: движение протеста и медиа (мифы, язык, символы) / Под общ. ред.: А. Г. Качкаева. М. : Фонд «Либеральная миссия», 2013. С. 38-66.

  • Глава книги Новикова А. А. Телевидение как инструмент постмодернизма: «американские горки» медиакультуры // В кн.: Высокое и низкое в художественной культуре Т. II. М., СПб. : Издательство Нестор-История, 2013. С. 195-221.

  • Книга Новикова А. А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. doi

  • Глава книги Шерстобоева Е. А., Копалкина Т. Г., Лученко К. В., Новикова А. А., Санданов А. Б. Культура в Интернете. Интернет-культура // В кн. : Культура России. 2000-е годы / Рук.: А. Я. Рубинштейн; под общ. ред.: Е. П. Костина. СПб. : Алетейя, 2012. С. 719-739.

  • Глава книги Новикова А. А. Мифы о советских ценностях на современном российском телевидении // В кн.: Теория художественной культуры. Выпуск 14 / Отв. ред.: Н. А. Хренов. Вып. 14. М. : Государственный институт искусствознания, 2012. С. 340-358.

  • Статья Новикова А. А. Телевизионная картина мира как объект исследования // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Филологические науки . 2012. № 13 (93). С. 217-226.

  • Глава книги Новикова А. А. «Высокое» и «низкое» в городской культуре России на рубеже веков // В кн.: Высокое и низкое в художественной культуре Т. 1. СПб. : Издательство Нестор-История, 2011. С. 125-149.

  • Статья Новикова А. А. Культурологический метод в исследовании журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. № 4. С. 42-58.

  • Статья Novikova A. Myths about soviet values and contemporary russian television // The Russian Journal of Communication. 2010. No. 3/4. P. 281-295.

  • Статья Новикова А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 56-65.

  • Книга Новикова А. А. Телевизионные зрелища: журналистика, массовая культура и игры постмодернизма. М. : Факультет журналистики МГУ, 2010.

  • Статья Новикова А. А. Архетипические герои на ТВ // Обсерватория культуры. 2009. № 5. С. 54-60.

  • Статья Новикова А. А. Герои и красавицы: взгляд на отечественных телеведущих через призму массовой культуры // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2009. № 4. С. 36-39.

  • Книга Ракурсы / Сост.: А. А. Новикова. Вып. 7. М. : ЛЕНАНД, 2008.

  • Книга Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб. : Алетейя, 2008.

  • Статья Новикова А. А. Телевизионные игры как социокультурный феномен // Обсерватория культуры. 2008. № 1. С. 41-47.

  • Статья Новикова А. А. Аттракционы на телеэкране // Обсерватория культуры. 2007. № 5. С. 31-37.

  • Статья Новикова А. А. Формульные жанры на телевидении  // Обсерватория культуры. 2007. № 3. С. 34-39.

  • Книга Новикова А. А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей. М. : Эдиториал УРСС, 2004.

Опыт работы

Новикова Анна Алексеевна

Доктор культурологии, с 2011 г.

 

Нынешний статус:

1.Академическая карьера

Ведущий научный сотрудник  ФГНИУ Государственного института искусствознания МК РФ, с 2013 г.

Работает в институте с 2000 г.  в Секторе (Отделе) Художественных проблем СМК  (с 2013 г. – сектор Медийных искусств).

Ведущий научный сотрудник Лаборатории медиаисследований ЦФИ НИУ-ВШЭ.

Сфера научных интересов – история и теория телевидения и новых медиа, антропология и экология медиа.

 

  1. Прочая деятельность

С 2011 по н.в. профессор факультета Медиакоммуникаций НИУ-ВШЭ

 

В прошлом:

С 2000 по 2012 преподаватель РГГУ

С 2005 по 2011 преподаватель (с 2010 – доцент) факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова


Информация

*
  • Общий стаж: 29 лет
  • Научно-педагогический стаж: 26 лет
  • Преподавательский стаж: 18 лет

Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

 

«>

«>

«> ауд.

Новикова Анна Алексеевна, профессор Департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна (Москва)

НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»

Кандидатуру предлагают: Архангельский Александр Николаевич, Рампаццо Гамбарато Ренира, Чумакова Варвара Павловна, Петрова Евгения Викторовна, Степанова Наталья Александровна (выпускница программы «Медиапроизводство в креативных индустриях», преподаватель курса «Основы драматургии»)

 

Разговор с Анной Алексеевной Новиковой обычно непрост. С ней практически невозможно перекинуться парой слов на бегу и забыть о встрече. Даже в обсуждении погоды Анна Алексеевна заметит какую-нибудь деталь, которая заставит задуматься, что-то пересмотреть, интерпретировать иначе. Она всегда видит глубже того, что ей показывают. И это и профессиональный навык медиа исследователя, и особенность характера. Уникальный замес рациональности и креативности —  такое сочетание особо ценно в профессиях, связанных с медиа. 

В Высшей школе экономики доктор культурологии, профессор Анна Алексеевна Новикова работает с 2011 года. Она  академический руководитель магистерской  программы «Медиапроизводство в креативных индустриях». Это  одна из самых востребованных магистерских программ департамент медиа. В новом учебном году ее авторы планируют несколько сменить акцент программы, еще  точнее заточить ее под потребности стремительно меняющейся индустрии. Обновленная программа будет называться «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». В ней ювелирно точно сплетены преподавательские возможности теоретиков и практиков. Академическому руководителю программы Анне  Алексеевне Новиковой отлично удается объединять людей в интересном деле, находить для каждого ракурс, в котором наиболее ярко проявится его талант. 

За время работы в Высшей школе экономики Анна Алексеевна Новикова провела более 50 учебных курсов. У каждого из них есть особенность, которая делает именно его востребованным. К примеру, Анна Алексеевна один из авторов курса «Антропология медиа», который читается в рамках Маго-лего. Это актуальное  направление на Западе, в России пока очень мало представлено. Анна Алексеевна и в академической, и в образовательной среде является одним из основоположников подходов и традиций нового направления.

Образовательные инициативы Новиковой жизнеспособны и интересны. Анна Алексеевна внесла значительный вклад в создание и развитие курса «Цифровое книгоиздание», аналогов которого нет в России. В рамках курса уже выпущено более 10 книг, некоторые из них вошли в топ самых востребованных изданий цифровой платформы.  

 Под руководством Новиковой написано несколько десятков выпускных квалификационных работ. Для многих студентов именно со знакомства с Анной Алексеевной начался путь и в академическую среду, и в профессию. 

В этом году традиционный  курс Новиковой по основам драматургии адаптирован для бакалавров образовательной программы «Медиакоммуникации». Семинары ведут четверо выпускников магистерской программы «Медиапроизводство в креативных индустриях» разных лет. Сейчас все они – сценаристы-практики.

Анна Алексеевна много лет сотрудничает с Государственным институтом искусствознания. Она автор научных статей и монографий по проблематике сферы медиа, ее уважают и ценят в  академической среде.

У каждого из тех, кто выдвигает кандидатуру Анны Алексеевны Новиковой на престижную университетскую премию, есть своя личная связанная с номинантом история сотрудничества. Но наша группа только небольшая часть сообщества коллег и студентов, кому есть, что сказать об успехах Анны Алексеевны. У Новиковой талант поддерживать людей в их самых смелых начинаниях и приводить идеи к воплощению.

Максим Максимович Ковалевский Документы, 1873-1950 гг. | Библиотека редких книг и рукописей


Ящик для запросов 1

Вставка 1 Амфитеатров Александр Валентинович


Вставка 1 Аничков, Евгений Васильевич


Вставка 1 Аничкова, Анна Митрофанова


Вставка 1 Анненский, Николай Федорович


Вставка 1 Арсеньев Сергей Васильевич


Вставка 1 Белоголовой, Н.А.


Вставка 1 Бернацкий, Михаил Владимирович


Вставка 1 Боборыкин Петр Дмитриевич


Вставка 1 Чехов, Антон Павлович


Вставка 1 Чернов, И.


Вставка 1 Давыдов, М.Н.


Вставка 1 Деружинский, Владимир


Вставка 1 Долгоруков, П.


Вставка 1 Дриль, Дмитрий


Вставка 1 Джаншиев, Григорий


Вставка 1 Эльсниц, А.


Вставка 1 Гагарин, А.


Вставка 1 Гессен, Иосиф Владимирович


Вставка 1 Гончарова-Лампицкая Вера


Вставка 1 Грабарь Владимир Эммануилович


Вставка 1 Градовский, Александр Дмитриевич


Вставка 1 Гредескул1, Николай


Вставка 1 Грузенберг Семен Осипович


Вставка 1 Губарев, Дмитрий Николаевич.


Вставка 1 Гуревич Любовь Яковлевна


Вставка 1 Гусаков, А.


Вставка 1 Ященко, Александр Семенович


Вставка 1 Ясинский, Михаил


Вставка 1 Исаев Андрей Алексеевич


Вставка 1 Юрасов, Н.


Вставка 1 Кареев, Николай Иванович


Вставка 1 Катков, Василий Давыдович


Вставка 1 Хрущев, Павел Дмитриевич


Вставка 1 Кипричников, Н.


Вставка 1 Конанова, Мария


Вставка 1 Кончевская Надежда Владимировна


Вставка 1 Коротаев, М.


Вставка 1 Котляревский Сергей Андреевич


Вставка 1 Ковалевский Максим Максимович


Вставка 1 Крауз-Келлес, Казимеж


Вставка 1 Кулаковская, Е.


Вставка 1 Куперник, Л.


Ящик запросов 2

Вставка 2 Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич


Вставка 2 Лорис-Меликов, Иван Захарович


Вставка 2 Лавров Петр Лаврович


Вставка 2 Луначарский, Платон Васильевич


Вставка 2 Магазинер, Я.


Вставка 2 Мечников, Илья Ильич


Вставка 2 Мечникова, Ольга


Вставка 2 Михайловский, Николай Константинович


Вставка 2 Милюков Павел Николаевич


Вставка 2 Минзес, Борис


Вставка 2 Новикова Ольга Алексеевна


Вставка 2 Олсуфьева, Анна.


Вставка 2 Олсуфьева, Елизавета


Вставка 2 Плещеев, А.


Вставка 2 Познер, Станислав


Вставка 2 Поспелов, А.

С.


Вставка 2 Потапенко Игнатий Николаевич


Вставка 2 Пыпин, Александр Николаевич


Вставка 2 Раппапорт, С.


Вставка 2 Рясанов Аркадий Иванович


9тов, Александр Петрович


Вставка 2 Шишко Леонид Эмроануилович


Вставка 2 Соболевский, В.М.


Вставка 2 Солдатенков, П.


Вставка 2 Струве Петр Бернгардович


Вставка 2 Султанова, Екатерина.


Вставка 2 Суворин Алексей Сергеевич


Вставка 2 Тарановский, Федор Васильевич


Вставка 2 Туган-Барановский, Михаил Иванович.


Вставка 2 Тургенев, Иван Сергеевич


Вставка 2 Устинов, В.


Вставка 2 Винавер Максим Моисеевич


Вставка 2 Вырубов, Г.


Вставка 2 Жуль, Ян

Том 22, Специальный выпуск 2 (Название: Предпринимательство и инвалидность)


  • Предпринимательство и инвалидность: методологические аспекты и инструмент измерения
    1

    Автор(ы):

    Вирджиния Барба-Санчес, Пилар Ортис-Гарсия, Анхель Олаз-Капитан

      Резюме Полнотекстовый PDF