Диагностика заикания – Заикание у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Содержание

Заикание. Причины, симптомы и лечение заикания

Заикание – нарушение ритма и плавности речи, характеризующееся повторением букв, слогов или слов.

Заикание возникает в результате возникающих судорог мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти). Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей. В тоже время, интересным фактом является то, что люди с заиканием спокойно поют.

Заикание, чаще всего, возникает у детей, возрастом от 2 до 5 лет. У мальчиков заикание встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Очень важно вовремя заметить первые признаки заикания и сразу же обратиться к логопеду.

Первыми признаками заикания является протягивание слов, повторение букв или слогов. Проявляется нервозность. Иногда малыш вовсе замолкает, и это его очень расстраивает. Если с заиканием не бороться, то наивысшего пика эта дисфункция речевого аппарата достигает в юности, а к 30 годам и дальше — затихает.

Заикание. МКБ

МКБ-10: F98.5
МКБ-9: 307.0

Причины заикания

Рассмотрим причины заикания более подробно.

Заикание возникает:

1. У детей с дефектом нервной системы (неврозоподобное заикание):

— наследственная предрасположенность;
— травма при родах;
— тяжелая беременность матери;
— болезненность в первые годы жизни.

Такие детки внешне абсолютно здоровы. Но, при обследовании, могут обнаружить повышенное внутричерепное давление и повышенную судорожную готовность.

2. У детей со здоровой нервной системой:

— после неврозов, вызванных стрессами и переутомлением, после испуга или сильного расстройства, потрясения;

Такому подвержены впечатлительные детки. Им не стоит смотреть фильмы, которые могут испугать. Не стоит их заставлять много учиться, а плохие новости рассказывать аккуратно. Такого типа заикание усиливается, когда ребенок волнуется.

Другие причины заикания

Бывают, случаи, когда ребенок хочет кому-то подражать, после чего он начинает заикаться;

Заикание также может возникнуть, если ребенка насильно переучить из левши в правшу.

Симптомы заикания

Если ребенок колеблется перед началом речи, повторяет слова или запинается – это еще не значит, что он заикается. В этом случае стоит присмотреться и понаблюдать за ним. Многие детки просто слишком торопятся что-то сказать и не успевают за собой выразить свою мысль правильно. Такая речь в возрасте 2-7 лет относиться к норме.

Но, если такая речь постоянно и сопровождается тревогой, напряжением и избеганием речи – то это может указывать на начальную стадию заикания.

Симптомы заикания:

— частые повторы слов, слогов или букв;
— протяжные звуки;
— избегание общения;
— частое пребывание в расстроенном состоянии;
— напряженные мышцы лица и шеи;
— относительная слабость воли;
— страх говорить в присутствии определённых людей или в обществе;

— резкие подъемы громкости голоса.

Осложнения заикания

Наличие заикания может вынудить человека избегать разговоров, в результате чего, у него сужается круг общения, и как следствие — общего развития. Может возникнуть мнительность, напряженность, настороженность, чувство неполноценности, раздражительность, пугливость, которые приводят к еще большему усугублению заикания.

Также, заикание может привести к снижению успеваемости в учебе, помешать в выборе профессии, карьерном росте, создании семьи, т.к. заикающийся человек, или как таких людей часто называют – «заика», с годами становится стеснительным и замкнутым.

Диагностика заикания

Диагноз «заикание» ставят, если симптомы длятся более 3 месяцев.

Среди методов диагностики заикания различают:

— реоэнцефалография;
— Электроэнцефалография (ЭЭГ) головного мозга;
— МРТ.

Лечение заикания

Как избавится от заикания? Лечение заикания включает в себя соблюдение следующих мероприятий:

1. При первых признаках заикания, в ребенке необходимо воспитывать уверенность и сознательное стремление преодолеть этот недостаток.
2. Разговаривайте с ребенком плавно, спокойно, выговаривайте внятно слова.
3. Никогда не перебивайте ребенка, всегда давайте ему возможность выговориться.
4. Приучите ребенка управлять темпом речи, избегать ускорений и говорить на выдохе, а не на вдохе.

5. Научите говорить слова чуть замедленно, но не монотонно.
6. Регулярно общайтесь с ребенком, задавайте вопросы, пусть он Вам постоянно что-то рассказывает. Но сначала, делайте это только в узком, семейном кругу, а по мере успеха, расширяйте круг «посвященных».
7. Никогда не заставляйте ребёнка говорить или читать, когда ему не комфортно, т.к. в этой ситуации заикание может только усилиться.
8. Во время разговора смотрите ребенку в глаза и при его заикании ни в коем случае не показывайте, что Вы расстроены, не отводите глаз.
9. Следите за речью ребенка, исполняйте все вышеперечисленные рекомендации, но не переусердствуйте с контролем.

Другие методы лечения заикания

Невротическое заикание хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Лечение включает в себя коллективную игровую психотерапию и логопедическую ритмику. Также для лечения заикания назначают физиотерапию, общий массаж и логопедический массаж.

Главным приемом лечения заикания считается замедленная ритмизированная речь. Существуют также специальные устройства для людей с проблемой заикания, которые отбивают ритм и помогают координировать речь.

Советую ни в коем случае не обращаться и не водить ребенка к бабкам, дедкам, различным экстрасенсам и поддавать их гипнозу. Лучше делайте все от Вас зависящее и молитесь Богу, Он сотворил нас, и Ему нет ничего невозможного!

Будьте здоровы!!! 🙂

К какому врачу обратиться при заикании?

Заикание — видео

Обсудить заикание на форуме…

 

medicina.dobro-est.com

Причины заикания у детей — методы диагностики и лечения

Заикание у детей – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, спровоцированное судорогами в дыхательном, речевом и голосовом аппарате. Патология может быть врожденного характера либо возникать при воздействии на организм различных неблагоприятных факторов. Избавиться от проблемы удается с помощью лечебно-оздоровительного комплекса и систематических занятий с логопедом. Родителям следует знать, почему может появляться заикание у ребенка 4 лет, какая норма речи в дошкольном возрасте и как не допустить развития патологии.

Виды

Выделяют следующие виды заикания у детей в зависимост от формы судорог:

  • тоническое заикание характеризуется длительным и сильным сокращением мышц, что вызывает задержку речи;
  • клоническое заикание у детей характеризуется тем, что наблюдается сразу несколько кратковременных судорог, которые вызывают непроизвольное повторение отдельных звуков и слогов;
  • смешанная форма диагностируется в том случае, если сочетается два вида нарушения.

В зависимости от течения заикания выделяются следующие виды:

  1. постоянное заикание – патология присутствует при различных формах речи и во всех ситуациях;
  2. волнообразное заикание может периодически исчезать и появляться;
  3. возвратное заикание, исчезнув на длительное время, появляется снова.

Выделяют две клинические формы заикания:

  • невротическая форма развивается, как результат психических травм либо слишком раннего активного введения второго языка общения;
  • неврозоподобное заикание у детей диагностируется при органическом поражении головного мозга и поддается лечению намного сложнее.

При выборе лечения учитывается форма патологии, характер ее течения и личностные особенности детей с заиканием.

Причины появления заикания у детей и подростков

Спровоцировать патологию могут различные внешние и внутренние факторы, воздействующие на организм. В том случае, если диагностировано заикание у детей в 2-3 года, то причина, скорее всего, кроется в нарушениях функционирования головного мозга. Врожденными причинами заикания у детей могут служить:

  1. Патологии беременности. Стать причиной речевого нарушения может гипоксия плода во время его внутриутробного развития. Кроме этого, вызвать болезнь могут различные инфекции матери во время беременности и внутриутробная инфекция плода.
  2. Проблемы при родах. Заикание может появляться после тяжелой родовой деятельности и гипоксии. Кроме этого, во время родов малыш мог получить травмы, которые в последующем отразятся на нормальной работе головного мозга. Часто причиной заикания становится рождение ребенка раньше положенного срока.
  3. Наследственность. В том случае, если кто-то из близких родственников страдает заиканием, то высока вероятность появления такой патологии и у малыша. Генетический фактор лежит в основе определения причин, спровоцировавших заикание.
  4. Индивидуальные особенности организма. Вероятность появления речевого нарушения намного выше у тех малышей, которые имеют холерический склад темперамента. Это связано с повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.

В некоторых случаях заикание может быть приобретенным и происходит это по следующим причинам:

  • Психологическая травма. Спровоцировать нарушение может сильный стресс или испуг. Кроме этого, нередко такая патология выявляется у детей, которым не хватает внимания либо, наоборот, они слишком избалованны.
  • Неблагоприятный климат в семье. Стать причиной заикания могут частые скандалы и ссоры родителей в семье, а также физическое наказание. Нередко такая патология появляется у детей, которые слишком много времени проводят перед телевизором или за компьютером.
  • Перенесенные патологии. Заикание может возникнуть после таких заболеваний, как менингит, энцефалопатия и травмы мозга. Иногда в основе патологии лежит грипп, ОРВИ и сахарный диабет.
  • Физиологические процессы. Стать естественной причиной заболевания до 5 лет может незрелость полушария головного мозга и его работа в тестовом режиме. Такие нарушения не требуют коррекции, поскольку самостоятельно проходят по мере взросления малыша.

В некоторых случаях у детей появляется ложное заикание, когда они подражают взрослым, страдающим таким дефектом. Патология может развиваться и у леворуких учеников, которых родители пытаются искусственно научить писать правой рукой.

Признаки и симптомы

При заикании могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. при попытке произнести звук в середине слова возникает судорожный синдром;
  2. появляются продолжительные паузы в середине слова между звуками;
  3. присутствуют слогово-звуковые повторения и беспричинные паузы в середине слова.

При таком речевом нарушении ребенок становится более нервным, агрессивным и плаксивым. При попытках произнести слово он сталкивается с неудачей, потому сильно переживает из-за своего дефекта. Медицинская практика показывает, что болезнь может сопровождаться проблемами со сном, появлением ночного энуреза, нарушением аппетита и пищеварения.

Родителям необходимо как можно раньше заметить признаки речевого нарушения и обратиться за консультацией к специалисту. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше шансов на полное устранение недуга.

Диагностика

Для постановки диагноза проводится осмотр ребенка такими специалистами, как невролог, логопед, педиатр, детский психолог и психиатр. Обязательно изучается анамнез больного, его наследственность и особенности психоречевого и моторного развития. Кроме этого, уточняется время появления проблем с речью и обстоятельства, спровоцировавшие болезнь. В процессе диагностических мероприятий обращается внимание на следующие показатели:

  • форма, локализация и частота речевых судорог;
  • особенности темпа речи, голоса и дыхания;
  • наличие сопутствующих речевых и двигательных нарушений;
  • отношение ребенка к своему заболеванию.

У ребенка обязательно обследуется состояние фонематического слуха, звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи. Для установления органического поражения центральной нервной системы назначаются такие диагностические процедуры, как МРТ головного мозга, ЭЭГ, ЭхоЭГ, реоэнцефалография.

Способы лечения заикания в детском и подростковом возрасте

Лечение патологии проводится совместно с логопедом, педиатром и психологом. Задачей педиатра является устранение сопутствующих заболеваний, укрепление детского организма и профилактика простудных заболеваний. Малышу назначается посещение таких процедур, как массаж, бассейн и электросон.

Основной задачей психолога является помощь пациенту в выборе правильной модели поведения в обществе. Необходимо, чтобы малыш научился себя комфортно чувствовать в любой ситуации и не бояться общаться с окружающими.

На занятиях с логопедом ребенку необходимо научиться говорить без напряжения и исправить дефекты произношения звуков и слогов. Кроме этого, ведется работа, направленная на обучение четкой артикуляции и выразительной речи. Совместно с логопедом ребенок выполняет упражнения, а после этого во фразах закрепляет полученные навыки.

Особое место в лечении отводится дыхательным упражнениям, с помощью которых удается сделать голос более естественным и свободным. Такие упражнения увеличивают подвижность голосовых связок и тренируют диафрагму. В зависимости от степени дефекта может назначаться курс точечного массажа, когда специалист воздействует на специальные точки на лице, ногах, спине и грудной клетке. Для восстановления нервной регуляции речи необходимо, чтобы занятия проводились систематически. Песенки при заикании для детей помогают сделать речь плавной и учат выговаривать слова без пауз.

При серьезных психических и нервных расстройствах может назначаться медикаментозное лечение, которое включает прием транквилизаторов и противосудорожных препаратов. Обычно назначаются следующие лекарства:

  1. Пантогам;
  2. Мидокалм;
  3. Галоперидол;
  4. Тенотен;
  5. Фенибут.

Такие препараты разрешается принимать лишь по назначению врача и в строгом соответствии с прилагаемой инструкцией.

Методы лечения заикания в домашних условиях

Родителям необходимо знать, что наиболее оптимальным периодом для лечения речевого нарушения является возраст до 7 лет.

При лечении патологии в домашних условиях взрослым необходимо:

  • следить за распорядком дня ребенка и строго его соблюдать;
  • создать в доме благоприятную психологическую атмосферу;
  • как можно больше общаться с ребенком и делать это в доброжелательной форме;
  • повышать иммунитет малыша и укреплять его здоровье;
  • ограничить просмотр телепередач и компьютерные игры.

Рекомендуется как можно больше гулять с ребенком на свежем воздухе и желательно исключить азартные соревновательные игры. Взрослым необходимо подготовиться к тому, что курс терапии будет долгим, ведь справиться с заиканием не так просто.

Дополнительные рекомендации врачей

Как только у ребенка появились признаки заикания, необходимо обязательно показать его специалисту. Все занятия с ребенком должны быть систематическими и не разрешается делать длительных перерывов.

Не разрешается самостоятельно выбирать медикаментозные средства и начинать давать их ребенку без консультации со специалистом. Дело в том, что при приобретенном характере заболевания противосудорожные средства и транквилизаторы могут еще больше ухудшить состояние и усугубить работу мозга.

На протяжении всего курса коррекционной работы ребенок должен находиться в спокойной и доброжелательной обстановке без конфликтов и ссор.

Профилактические мероприятия

Профилактика такого речевого нарушения заключается в создании условий для благоприятного течения беременности, заботе о психическом и физическом благополучии ребенка. Кроме этого, необходимо следить за речевым развитием малыша, правильно подбирать учебный и развлекающий материал с учетом возраста.

Для предупреждения рецидивов заикания необходимо придерживаться всех назначений логопеда на этапе коррекционной работы и после нее. Кроме этого, нужно создать для ребенка благоприятную домашнюю обстановку для его полноценного и гармонического развития.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

blog.oratorskoeiskusstvo.com

Заикание у детей : причины, симптомы, диагностика, лечение

По характеру судорог, появляющихся при речевом процессе, можно выделить тоническую и клоническую формы заикания у детей. Сами судороги бывают либо инспираторными, либо экспираторными – это зависит от того, когда они появляются –  на вдохе либо на выдохе. По характеру причины возникновения заболевание разделяют на симптоматическое либо эволюционное (оно может быть неврозоподобным или невротическим).

Тонический тип заикания выглядит как долгие паузы в речевом процессе либо растягивание звуков. Помимо этого, заикающийся обычно выглядит скованно и напряжённо, рот полуоткрыт или полностью закрыт, а губы при этом плотно сомкнуты.

Невротическое заикание появляется у ребёнка из-за психической травмы, которую он получает в возрасте 2-6 лет. Выглядит оно как клонические судороги, которые усиливаются в начале фразы или при сильном эмоциональном напряжении. Такие дети очень волнуются, когда им нужно говорить или вообще отказываются разговаривать. Следует отметить, что в целом развитие речевого и двигательного аппарата у такого ребёнка полностью соответствует всем возрастным этапам развития, а у некоторых детей может даже их опережать.

Клоническое заикание у детей выглядит, как постоянное повторение отдельных звуков/слогов, либо целых слов.

Неврозоподобное заикание обычно появляется вследствие какого-то мозгового нарушения. У этого дефекта имеются следующие признаки – дети подвержены быстрому истощению и утомляемости, весьма раздражительны, движения нервные. У такого ребёнка иногда диагностируют патологические симптомы психиатрические, характеризующиеся нарушениями двигательных рефлексов и трудностями поведения.

Возникает такое заикание обычно в 3-4 года и никак не зависит от наличия и/или отсутствия психологических травм. В основном оно появляется в момент интенсивного развития у ребёнка фразовой речи. В дальнейшем нарушения продолжают постепенно усиливаться. Речь становится хуже, если ребёнок устал или болеет. Развитие движений и речевого аппарата осуществляется в правильные сроки или же может немного запаздывать. Временами неврозоподобное заикание у ребёнка появляется на фоне некоторого недоразвития его речевой функции.

Физиологическое заикание у детей

Физиологические итерации – это повторы в речи ребёнка отдельных слов. У маленьких детей они наблюдаются достаточно часто, и не считаются признаком болезни. Считается, что это – физиологический симптом, который характерен для отдельного периода развития у малыша речевого навыка, и он свойствен 80% детей во время процесса активного развития фразовой речи в возрасте 2-5 лет). Если не возникло осложнений, повторения пройдут, когда ребёнок укрепит условные рефлексы своей речи и научится правильно выражать свои мысли.

Физиологическое заикание у детей – это результат того, что мышление ребёнка в своём развитии опережает прогресс речевых навыков. В маленьком возрасте дети довольно ограничены в выражении возникающих у них мыслей, потому как у них небольшой словарный запас, они ещё не научились облекать мысли в правильную форму, а артикуляция ещё не сформировалась, из-за чего речь отличается нечёткостью.

Физиологические шероховатости в речи у ребёнка могут появиться по причине некоторых неблагоприятных факторов (таких, как травмы, болезни, неподходящие педагогические приёмы).

[22], [23], [24]

Заикание у детей дошкольного возраста

Проявления заикания могут возникнуть с 2-3х лет. Так как в период 2-5 лет речевые навыки быстро развиваются, характер детской речи может иметь такие отличия – ребёнок говорит бурно, в быстром темпе, глотает окончания фраз и слов, берёт паузы посреди речи, говорит на вдохе.

В этом возрасте такие признаки являются естественным этапом процесса обучения речевому навыку, но у ребёнка, имеющего склонность к заиканию, наблюдается специфическое поведение:

  • Во время речи он часто останавливается, и при этом у него напрягаются шейные и лицевые мышцы;
  • Ребёнок мало говорит, старается избежать необходимости разговаривать;
  • Резко прерывает начатую речь и долго молчит;
  • Находится в сконфуженном и подавленном настроении.

ilive.com.ua

Типы и виды заикания, диагностика — Статьи — Лечение заикания

Диагностика и определение формы логоневроза и логофобии

  1. По причине возникновения
  2. По типу речевых судорог
  3. По локализации речевых судорог
  4. По степени тяжести
  5. Вегетативные реакции, речевые уловки, логофобия
  6. По степени логофобии
  7. По характеру течения

На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

По причине возникновения *

  • Психогенное (невротическое) заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм. Распространено в подавляющем большинстве случаев.
  • Органическое (неврозоподобное) заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий.
  • Наследственное заикание – передается по наследству и связано с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA. Наследственное заикание тоже классифицируется как неврозоподобное.

* Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения. Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.

По типу речевых судорог

Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

  • Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
  • Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
  • Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.

По локализации речевых судорог

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

  • Голосовое заикание:
  1. Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  2. Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  3. Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
  • Дыхательное заикание:
  1. Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
  2. Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
  • Артикуляционное заикание:
  1. Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
  2. Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
  3. Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.

В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания. 

Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.  

По степени тяжести

  • Легкая степень заикания — когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.
  • Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.
  • Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.

Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.  

Логофобия, речевые уловки, вегетативные реакции

  • Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
  • Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
  • Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.

По степени логофобии

Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

  • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
  • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
  • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.

Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

По характеру течения

  • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
  • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
  • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
  • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
  • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.


При составлении статьи использована информация:

  • Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.

zaikanie.info

причины, симптомы, лечение заикания — Онлайн-диагностика

Медучреждения, в которые можно обратиться

Общее описание

Заикание (F98.5) — это психопатологическое расстройство, характеризующееся сложным нарушением речи в виде нарушения ритма, непроизвольных остановок в момент высказывания или вынужденных повторов отдельных звуков и слогов, что вызвано судорогами мышц речедвигательного аппарата.

Распространенность: 1–5% среди населения.

Предрасполагающие факторы: психотравмирующие ситуации, наследственная отягощенность по психическим заболеваниям, родовая травма, резкий испуг, травма головного мозга.

Заикание чаще бывает у детей 2–5-летнего возраста. У мальчиков этот дефект встречается в 4 раза чаще девочек.

Клиническая картина

Первыми признаками заикания могут быть неуверенность речи, нарушение плавности, частые повторы слов. Данные нарушения сопровождаются видимым напряжением при произношении, расстраивают говорящего. В результате осознания своего дефекта пациенты могут отказываться говорить. Пик развития заикания отмечается в юношестве, после 30 лет ослабевает.

Клинические проявления — повторы звуков/слогов, эпизоды молчания, растягивание звуков. Часто заикание сопровождается тревогой, лицевым тиком, возможно избегающее поведение.

Некоторые пациенты, пытаясь не допустить заикания, намеренно понижают тон речи, говорят медленно, нараспев. В 70% случаев может развиться страх речи (логофобия). Заикание усиливается в ситуациях, связанных с повышенным вниманием, волнением, ослабевает в покое.

Диагностика заикания

Диагноз устанавливается на основании психопатологической симптоматики, анамнеза заболевания. Требуются консультации невролога, логопеда, нейропсихологическое тестирование.

Дифференциальный диагноз:

  • Невроз.
  • Скандированная речь при заболеваниях мозжечка.
  • Задержка психоречевого развития.

Лечение заикания

  • Поведенческая психотерапия.
  • Биологическая обратная связь.
  • Занятия с логопедом.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Точечный массаж.
  • Медикаментозная терапия (противосудорожные препараты, транквилизаторы, нейрометаболиты).

Лечение назначается только после подтверждения диагноза врачом-специалистом.

Основные лекарственные препараты

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

  • Магнерот (корректор нейромышечных нарушений). Режим дозирования: внутрь, до еды, запивая небольшим количеством жидкости по 2 табл. 3 раза в день в течение 7 дней, затем — по 1 табл. 2-3 раза в сутки ежедневно. Продолжительность курса лечения 4-6 нед.
  • Мидокалм (миорелаксант центрального действия). Режим дозирования: внутрь, после еды, не разжевывая, запивая небольшим количеством воды. Взрослым и детям с 14 лет в начальной дозе 50 мг 2-3 раза в день, постепенно повышая дозу до 150 мг 2-3 раза в день.
  • Финлепсин (антипсихотическое средство). Режим дозирования: внутрь, во время или после еды, запивая достаточным количеством жидкости по 1-2 табл. в сутки (200-400 мг). При необходимости дозу можно увеличивать до 2 табл. 2 раза в сутки.
  • Грандаксин (анксиолитическое средство). Режим дозирования: внутрь, по 50-100 мг (1-2 табл.) 1-3 раза в день.
  • Ново-пассит (седативный препарат). Режим дозирования: внутрь, до еды по 1 таб. или по 5 мл раствора для приема внутрь 3 раза/сут. При необходимости возможно увеличение дозы до 2 таб. или до 10 мл раствора 3 раза/сут.

Рекомендации

Рекомендуется консультация психиатра, нейропсихологическое тестирование.

Заболеваемость (на 100 000 человек)

МужчиныЖенщины
Возраст,
лет
0-11-33-1414-2525-4040-6060 +0-11-33-1414-2525-4040-6060 +
Кол-во
заболевших
018001800180180180100120012009090505

Симптомы

  • Вера 2018-06-10 15:04:03

    Здравствуйте.Сыну 20 лет, стал сильно заикаться во время службы в армии. Куда обратиться в Ростове-на-Дону, с этой проблемой?
  • Елена 2018-04-03 01:25:35

    Здравствуйте, моему сыну 5 лет, начал заикаться примерно год назад, посоветуте пожалуйста в какую клинику в Санкт-Петербурге обратиться и какие действительно необходимы провести исследования? Нейро…
  • валентина 2017-09-20 16:52:20

    как и где лечить логоневроз у 6-летнего ребенка в астрахани?
  • Елена 2017-07-12 13:07:55

    Здравствуйте! Мне 42 года. Подскажите пожалуйста клинику в Благовещенске где лечат заикание и к какому врачу обратиться.
  • дарья 2017-02-03 17:51:26

    Здравствуйте.Подскажите медицинские центры в Тольятти,занимающиеся заиканием у детей.
  • Ivan 2016-11-13 20:53:32

    Здравствуйте мне 20 лет. Заикаюсь сколько себя помню,хотя говорят,что говорить я начинал чисто без запинок. К какому специалисту можно обратиться в Самаре?
  • Андрей 2016-11-09 15:48:53

    Добрый день) заикаюсь от волнения и в голове что то давит в виски) подскажите какие таблетки употребить?
  • александр 2016-10-24 22:56:26

  • александр 2016-09-26 02:25:03

    19лет диагноз логоневроз тоноклинического типа средней степени 2года логопед лечение у 3неврологов и психотерапевтов заикаюсь в общественных местах дома реже уже не знаю что делать и куда обращаться…
  • Марина 2016-08-30 22:53:43

    Ещё раз здравствуйте! Я уже писала Вам, что заикаюсь с раннего детства, без заикания себя не помню. Подскажите медицинское учереждение в Калуге где лечат закание. Невролог назначил Атаракс, мне не…
  • Екатерина 2016-08-30 16:14:30

    Здравствуйте! Моей внучке 3 года и она не говорит ни одного слова, даже мама и папа. Только произносит отдельные звуки в разной тональности, в зависимости от эмоций. Спокойный, добрый, веселый…
  • Галина 2016-08-22 01:24:23

    Здравствуйте мне 40 лет. Заикаться начала после сильного стресса.8 лет назад муж ушёл к другой женщине, выселил из квартиры с 3 детьми на улицу,пока прошли все суды, на выселение, заикаться стала…
  • Наталья 2016-07-12 23:58:22

    Здравствуйте! моему. Сыну 15 лет. Заикание. Где то 6. Лет. В данный момент занимаемcя у логопеда- заиколога. Выполняем все задания дома ещё :::::::::::: речевые упражнения + дыхательные упражнения…
  • марина 2016-07-10 20:59:13

    Здравствуйте.Наша дочь до 3 лет говорила хорошо, потом испугалать грозы и раскатов грома.Сейчас ей 15 лет. Обращальсь к врачпм, пропивали курсы таблеток.Не может выговорьть первые слога…
  • Эсмира 2016-06-12 03:39:45

    Здравствуйте мне 19 лет У меня тоническое заикание, заикаюсь на первом букве слова почти что на все, если говорю быстро, а медленно говорить не могу не получается. Пожалуйста помогите, как…
  • Филипп 2016-05-13 21:20:00

    Мне 24 года, но никак не получается справиться с заиканием. Причём «Эпиттеру» принимаю по назначению врача уже более 6 месяцев. Дома практически не заикаюсь, на работе не всегда владею речью. Какой…
  • Влада 2016-04-25 13:44:53

    Здравствуйте! Возникла проблема с речью, могу повторять одно слово несколько раз,понимаю что говорю не то,но не могу остановиться. Что это значит и куда мне обратиться, к какому врачу? Возраст 23 года
  • Жанна 2016-03-16 15:23:34

    Здравствуйте! В первых классах начался ступор в речи, после того, как меня неожиданно спросили на уроке. У меня заикаются брат и сестра. Но у меня самой скорее не заикание, а в голове проблемы, я…
  • Евгений 2016-02-26 09:03:45

    Здравствуйте подскажите пожалуйста куда в городе Новокузнецк можно обратиться по поводу лечения заикания,? мне 25 лет ,заикаюсь с самого детства
  • Екатерина 2016-02-25 16:25:19

    Здравствуйте! Мне 27 лет, заикаюсь уже очень давно (в школу шла с заиканием), заикание периодами бывает очень сильное, все зависит от психологического состояния,совсем нельзя нервничать…
  • Елена 2016-01-31 15:53:27

    Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, в какое медицинское учреждение в г.Краснодаре можно обратиться по поводу заикания у ребенка 4 лет? Ребенок разговаривал хорошо, развивается по возрасту…
  • Тамара 2016-01-28 20:41:30

    Добрый вечер! Мне 38 лет, заикаюсь с пяти лет, проживаю в Ростове-на-Дону. Подскажите в какую именно клинику обратится для лечения заикания с большей эффективностью лечения?
  • Пётр 2015-12-11 14:00:43

    Добрый день, подскажите пожалуйста, куда можно обратится в городе Иркутск. заикание с рождения,(стремительные роды) 23 года.Где в Иркутске есть клиника по лечению заикание.Спасибо за ранее.
  • Наталья 2015-12-02 15:44:20

    Добрый день, подскажите пожалуйста, куда можно обратится в городе Новосибирске, у ребенка заикание 9 лет. Постоянно наблюдаемся у невропатолога, массаж, физио, помогает на время, потом опять. Где в…
  • Марина 2015-06-05 05:34:01

    Здравствуйте, заикаюсь с раннего детства (родители говорят рано говорить начала и сразу предложениями), потом напугал кто-то, и вот с тех пор трудно произносить некоторые слова, а когда волнуюсь…
  • Вероника 2015-05-31 12:48:02

    Здравствуйте. У меня такая ситуация — недавно начла заикаться. Не все время, конечно, но иногда очень сложно что-то выговорить. Еще слова путаю. Обычно слогами меняю два рядом стоящих слова. Пример:…
  • Sergei 2015-04-21 10:03:16

    Здравствуйте мне 27 лет заикаюсь сколько помню себя, сейчас как бы меньше когда валнуюсь. Проживают в Красноярском крае в какую именно клинику обратится для лечения заикания, желательно с меньшей…
  • Елена 2015-02-24 21:45:53

    Ребёнку 13 лет, заикается давно, посещали логопедической дет. сад, регулярно наблюдались у невролога. Результатов нет. Подскажите куда обратиться за помощью.
  • online-diagnos.ru

    Как диагностировать заикание?


    Диагностирование заикания у человека может показаться лёгкой работой. Звуки-паразиты «выделяются» и мешают при разговоре с человеком. Слушатели обычно понимают, что человек заикается. Тем не менее, заикание влияет не только на речь человека. Некоторые проблемы речи заикающегося не так просто обнаружить. Из этого следует, что диагностика заикания требует навыков специалиста по исправлению речевых дефектов (логопеда).

    Во время приёма, логопед отметит количество и виды речевых дефектов, которые происходят у человека в различные моменты. Также логопед оценит реакцию человека и то, как справляется с звуками-паразитами. Логопед может расспросить о таких вещах, которые могут сделать хуже, например, дразнят ли заикающегося. Другие факторы (темп речи, языковые навыки и др.) могут зависеть от возраста и истории человека.


    После приёма информация о человеке анализируется для определения заикания. Если заикание есть, то в какой степени оно влияет на повседневную деятельность.

    Для маленьких детей важно определить, как долго будет продолжаться заикание. Это определяется с помощью ряда анализов, наблюдений и разговоров с врачом. У логопедов есть разногласия о том, какие факторы риска являются более важными.

    Многие специалисты включают в них следующие факторы:

    • случаи заикания в семье
    • заикание длительностью 6 месяцев и более
    • наличие других речевых или языковых расстройств
    • сильные переживания или беспокойства насчёт заикания со стороны ребёнка или семьи

    Ни по одному из факторов нельзя сказать, как долго ребёнок будет заикаться. Но совокупность факторов поможет логопеду решить, необходимо ли ребёнку лечение.

    Для детей старшего возраста и взрослых менее важен вопрос о продолжительности заикания. Чтобы заикание стало проблемой в повседневной жизни человека, оно должно продолжаться довольно-таки долго. Для них анализы, обследование и беседы необходимы для оценивания общей тяжести заболевания. К тому же, оценивается возможность человека надлежащим образом разговаривать и принимать участие в повседневной деятельности.

    Полученная после приёма информация используется для назначения лечения, чтобы:

    • помочь человеку свободно говорить
    • общаться более результативно
    • и более активно принимать участие в жизнедеятельности.

    Лечение и диагностика заикания — видео

    Если вы заботитесь о здоровье своего ребёнка, то в данном видео вам расскажут о причинах, диагностике и лечении заикания:

    medmanual.ru

    Комплексное обследование заикающегося ребёнка.

    Осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом), с привлечением по необходимости др. специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста, лор и др.

    Обслед включ: изучение анамнестических сведений, педагогич, медицинск, психологич документаций и исследование самого заикающегося. Беседа с родителями→особенности общего, моторного и речевого развития, особенности пренатального периода (дородового)→возраст матери, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности, уточняются сведения о речевом развитии реб (первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, поведение в момент речев общения с окруж), узнать оречевом окружении (не заикаются, не говорят ли слишком быстро). Уделяется внимание вопросу воспитания реб в семье: отношение взрослых (заласкивания, потакания, неуравновешенности, резкого обращения, физических наказаний, запугивания), помощь в формировании правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, отсутствие контроля за развитием его правильного произношения.

    Когда возникло заикание, появились его первые признаки? Какие причины предполагаемые его вызвали? как развивалось, какие особенности: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постукивания рукой, ногой, покачивание головой и др.)? как проявляется оно в зависимости от обстановки или окруж людей? Как говорит реб один? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как реб относится к имеющемуся у него речевому недостатку? Обращались ли родители за помощью?

    После уточнения сведений о ребенке, проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов. Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной и производственной деят-ти. Различают первичное (в течении первого месяца пребывания реб в доу, логопункте и т.д.) и динамическое изучение в процессе коррекционно-воспитательного воздействия. Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки. Конкретные задачи речевого обследов заключаются в том, чтобы определить: -место возникновения и форму речевых судорог, -частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося, -сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения, -отношение заикающегося к своему дефекту, наличие психологических особенностей.

    Место возникновения судорог (дыхат, голос, артик, смеш) и их форма (клонич, тонич, смеш) определяются на слух или зрительно. Частота судорог представляет для логопеда особый интерес. Она позволяет судить о сохранных участках речи, от этого будет зависеть насколько правильны будут занятия с реб. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоятельности. В беседе о родит, друзьях, интересах и т.д. выявляют особенности его речевого поведения и речевых судорог. Реб предлагается составить рассказ или описать содержание картинки, пересказать знакомую сказку (логопед читает потом просит пересказать) и т.д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз. Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимости от того, произносит ли реб сложную или простую фразу, отдельные слова или звуки. На материале пересказа текста фиксируется, в каких случаях возникают речевые судороги: только в начале рассказывания, в начале фразы, на отдельных словах или звуках. Выясняется не зависят ли речевые судороги от уровня громкости речи. С это целью предлагается говорить тихо, громко, шепотом. Влияние разной степени ритмизованности на речь заикающегося может быть проверено следующ образом: он рассказывает о том что нарисовано на картинке, передает содержание сказки, которая является ритмизованной прозой, рассказывает стихотворение.

    При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения: лишние слова или звуки, произнесение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков речи, недостатки словаря и грамматического строя речи, тики, миоклонусы (непроизвольные движ), различные вспомогательные движения (произвольные движ) и некоторые особенности речевого поведения: скованность и напряженность общих движений или, наоборот, их резкость, хаотичность, несобранность, «разболтанность».

    При исследовании игровой деятельности детей выясняется хар-р их игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние.

    Обращается внимание на то, как заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе обучения и вне его. Отмечается наличие у них психологических особенностей, в частности болезненной фиксированности на своем речевом дефекте.

    О психологич особенностях логопед уточняет из бесед с родит. Сведения о его контактности с окружающ (дома, в школе, со сверстниками, взрослыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о деф, какое значение придает), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого контакта), на речевое поведение при обследовании (ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжается и в процессе коррекционного курса.

    В логопедическом заключении учитывается:

    Форма заикания (тонич, клонич, смеш), вид судорог (дыхат, голосов, артикулят, смеш), степень заикания (лег, сред, тяж), темп речи (замедл, ускорен, скороговорение, наличие тахилалии, сопутствующие заиканию дислалия, стерт форма дизартрии, онр, состояние моторной функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи, двигательные и речевые уловки, эмбалофразия, изменение стиля речи, наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение. Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние сложности на речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические особенности заикающегося, харакер игровой деятельности, отношение к учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во всех, в большинстве, в некоторых случаях).

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *