Диагноз дефицит внимания: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
Синдром дефицита внимания/гиперактивности
Представлены современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Подчеркивается необходимость четкого соблюдения критериев диагноза синдрома и взвешенного подхода к медикаментозной терапии.
В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии — синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов — педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.
Синдром дефицита внимания/гиперактивности — дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин «минимальное мозговое повреждение». В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель «минимального мозгового повреждения» уступила место более динамичной и более гибкой модели «минимальной мозговой дисфункции».
В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация — DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), — согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием «синдром дефицита внимания/гиперактивности». В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» в подразделе «Нарушение активности и внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F90.1).
Частота синдрома дефицита внимания/гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Подобные различия объясняются несоблюдением четких критериев диагноза. Согласно данным Американской ассоциации психиатров, синдромом дефицита внимания/гиперактивности страдают около 5% детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть по крайней мере один ребенок с данным заболеванием. В исследовании Н.Н. Заводенко и соавт. [1] частота синдрома дефицита внимания у школьников составила 7,6%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.
Классификация. Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
— синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
— синдром дефицита внимания без гиперактивности;
— синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.
Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).
Этиология изучена недостаточно. Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения [2]. Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно «амнезируются». В родословных детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности также часто прослеживается отягощенность по обсессивно-компульсивному синдрому (навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам и синдрому Жиль де ля Туретта. Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данных патологических состояниях.
Предполагается, что синдром дефицита внимания/гиперактивности детерминируется мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен — гена D4 рецепторов, гена D2 рецепторов и гена, ответственного за транспорт дофамина [3]. S. Faraone, J. Biederman [3] обсуждается гипотеза, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью.
Наряду с генетическими, выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания/гиперактивности. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери [2]. Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение.
Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина [3]. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности дофаминергическими препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов — серотонина и норадреналина.
Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдрома дефицита внимания/гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей [4]. Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе — лишь у 5% [4].
Критерии диагноза и клинические проявления. Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним, согласно DSM-IV, относятся:
— наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;
— раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;
— некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;
— симптомы не являются проявлением других заболеваний;
— нарушение обучения и социальных функций.
Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза «синдром дефицита внимания/гиперактивности». Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).
Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:
— не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
— с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
— не слушает то, что ему говорят;
— не в состоянии следовать инструкциям;
— не может организовать игру или деятельность;
— имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
— часто теряет вещи;
— часто и легко отвлекается;
— бывает забывчив.
Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:
— совершает суетливые движения руками и ногами;
— часто вскакивает со своего места;
— гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
— не может играть в «тихие» игры;
— всегда находится в движении;
— очень много говорит.
Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:
— отвечает на вопрос, не выслушав его;
— не может дождаться своей очереди;
— вмешивается в разговоры и игры других.
В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания.
Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов [5], у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы [6]. Родители ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.
При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения [7].
Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности необходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и др.), астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией. Дифференциальный диагноз нередко бывает затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто — с психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.) [8].
Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.
Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального [9]. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как «хулиганское» и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня «гиперактивного» ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.
Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов — антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.
Препаратом первой очереди выбора в терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. Препарат назначается однократно утром в дозе 10 мг (1 таблетка), однако суточная доза может достигать 6 мг/кг. Терапевтический эффект наступает быстро — в течение первых дней приема. Несмотря на высокую эффективность метилфенидата, имеются ограничения и противопоказания к его применению, связанные с частыми побочными эффектами. К последним относятся задержка роста, раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсические нарушения, сухость во рту и головокружение. К препарату может развиться привыкание. Противопоказаниями к приему препарата являются возраст ребенка меньше 6 лет, выраженные состояния тревоги и ажитации, а также наличие семейной отягощенности по тикам и синдрому Туретта. К сожалению, метилфенидат отсутствует на российском фармацевтическом рынке. В отечественной педиатрической практике шире используется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочных эффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше 7 лет — в дозе 25-50 мг/сут. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7-10 дней. Эффективность амитриптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.
Единичные отечественные исследования доказывают также эффективность применения ноотропных препаратов (ноотропила, пирацетама и инстенона) в терапии детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Н.Н. Заводенко и соавт. наблюдали положительный эффект инстенона у 59% больных [1]. Инстенон назначали в дозе 1,5 таблетки в день детям в возрасте 7-10 лет в течение 1 мес. Отмечалось улучшение характеристик поведения, моторики, внимания и памяти.
Наибольший эффект в лечении СДВГ достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии [10].
Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного [11]. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.
Российский вестник перинатологии и педиатрии, N3-2000, с.39-42
Литература
1. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Семенов П.А. и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Московский мед журн 1998; 19-23.
2. Weinstein С.S., Apfel R.J., Weinstein S.R. Description of mothers with ADHD with children with ADHD. Psychiatry 1998; 61: 1: 12-19.
3. Faraone S.V., Biederman J. Neurobiology of attentiondeficit hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 1998; 44: 10: 951-958.
4. Amen D.G., Carmichael B.D. High-resolution brain SPECT imaging in ADHD. Ann Clin Psychiatry 1997; 9: 2: 81-86.
5. Willens Т.Е., Biedermann J., Mick E. et al. Attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD) in associacion with early onset substance use disorder. J Nerv Ment Dis 1997; 185: 8: 475-482.
6. Di Scale С., Lescohier I., Barthel M., Li G. Ingures to children with ADHD. Pediatrics 1998; 102: 6: 1415-1421.
7. Purvis K.L., Tannock R. Language abilities in children with attention deficit hyperactivity disorder, reading disabilities, and normal controls. J Abnorm Child Psychol 1997; 25: 2: 133-144.
8. Pliska S.R. Comorbidity of ADHD with psychiatric disordes: an overwiev. J Clin Psychiatry 1998; 59: 7: 50-58.
9. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M 1997.
10. Frankel F., Myatt R., Cantwell D.P. Parent-assisted transfer of childrens social skills training; effect on children with and without ADHD. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1997; 36: 8: 1056-1064.
11. Biederman J., Mick E., Faraone S.V. Normalized functioning in youths with persistent attention-deficit/hyperactivity disorder. J Pediatr 1998; 133: 4: 11: 544-551.
Что такое СДВГ и почему диагноз не приговор
Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у каждого десятого ребенка. Однако диагностировать его могут не все врачи. Без лечения он прогрессирует, ухудшая качество жизни. Так как помочь пациентам с СДВГ?
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте. У патологии есть более десятка симптомов. Самые распространенные — невозможность долго концентрироваться, рассеянность, невнимательность, неусидчивость, вспыльчивость, плохая память. Со стороны кажется, что такой человек будто «летает в облаках».
Врачи выделяют три подвида психического расстройства.
- Первый — с преобладанием дефицита внимания. Человек не может сосредоточиться, рассеян, забывчив.
- Второй — гиперактивный и импульсивный. Когда сложно долго находиться в одной позе и сдерживать эмоциональные порывы.
- Третий — смешанный. Объединяет в себе признаки первого и второго. Встречается чаще всего.
Перечисленные симптомы списывают на особенности характера, обвиняя человека или себя в лени, прокрастинации и конфликтности. На самом деле «виноват» не индивид, а его мозг и нервная система. Согласно Международной классификации болезней, СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам.
В России синдром недостаточно изучен. Не все специалисты о нем осведомлены и знают критерии оценки. Многие не понимают, как диагностировать и лечить заболевание, сообщила РБК семейный и детский психолог высшей категории Ольга Демьяненко. Это приводит к тому, что иногда здоровым детям ставят этот диагноз ошибочно. А тем, кто реально страдает от СДВГ, не оказывается нужная помощь.
Как распознать СДВГ у детей
Некоторые специалисты могут диагностировать СДВГ даже у детей до одного года. Главные признаки — сильная возбудимость и гиперактивность. Младенцы часто плачут, кричат, дергают ручками и ножками, говорит Ольга Демьяненко. У детей более старшего возраста (4–5 лет) синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется уже более явно.
«Ребенок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте. И это не связано с какой-то игрой — ему движение необходимо само по себе. Он очень быстро переключается. Взял одну игрушку, поиграл, потом другую. Также он не может долго удерживать свое внимание на чем-то. Ему нужно переключение, он быстро устает. Плюс тяжело успокаивается, долго не может заснуть», — рассказывает Демьяненко.
Ребенку с СДВГ сложно выполнять инструкции, он часто даже не слышит, что ему говорят. Также маленький человек не может вести себя тихо и сдержанно, даже когда повода для беспокойства нет. Он громко разговаривает, громко смеется, кричит.
Насколько распространен СДВГ
Расстройство встречается примерно у 2–10% детей. Данные исследований на этот счет разнятся. У мальчиков патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек.
Часть детей «перерастают» этот синдром. То есть психические функции восстанавливаются по мере взросления. Но так происходит не всегда. Во взрослом возрасте синдром присутствует у 2–4% людей, сообщают в своей работе французские исследователи. У более половины людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы заболевания сохраняются во взрослом возрасте, уточняет в беседе с РБК Анна Портнова, руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России.
У выросших людей проявляются те же симптомы, включая, невнимательность, гиперактивность и импульсивность, нарушение эмоциональной регуляции. Если болезнь не лечить, в зрелом возрасте на СДВГ в 80% случаев накладываются другие психические расстройства — тревожные расстройства, расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, нарушения сна, синдром беспокойных ног. Таким людям вообще сложно. Все сферы жизни «страдают» от этого заболевания.
Степень влияния СДВГ на человека зависит от его личностных особенностей. Один сможет адаптироваться и будет жить нормально, другой — пойдет по наклонной. Согласно недавнему исследованию, среди молодежи и взрослых правонарушителей содержащихся под стражей в полиции, тюрьмах, учреждениях пробации и судебно-психиатрических заведениях, около 25% страдают СДВГ. Они находятся в неблагоприятном положении в системе из-за того, что симптомы их заболевания не распознаются или неправильно понимаются. Вместо оказания психиатрической помощи к ним применяют дисциплинарные взыскания, что не помогает.
Причины СДВГ
Работа мозга у детей с СДВГ и у здоровых отличается, утверждают ученые из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. При психическом расстройстве изменяется энергетический обмен во фронтальных отделах головного мозга. Именно они являются ключевыми звеньями в регуляции поведения и эмоций, а также отвечают за функцию программирования и контроля. Происходит снижение обмена и уменьшение функциональных связей лобных отделов с другими мозговыми структурами. При СДВГ левое и правое полушарие плохо «ладят» друг с другом, связи между ними нарушаются. Отмечаются «несбалансированности отношений регуляторных подкорково-стволовых структур».
Точную причину этих нарушений врачи до сих пор не установили. Считается, что значительную роль играет наследственная предрасположенность. Также СДВГ у ребенка может развиться из-за того, что его мама курила при беременности, употребляла алкоголь или наркотики. Расстройство может возникнуть из-за осложнений в родах или хронических болезней матери.
Ученые из Ростовского государственного медицинского университета провели исследование и выяснили, что бесконтрольное использование цифровых технологий в детском возрасте усиливает симптомы СДВГ. А также приводит к повышенной агрессии и раздражительности, замкнутости, неумению контролировать эмоции, повышенному чувству беспокойства, тревоги и страха.
Как лечить СДВГ
Диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» должны поставить несколько специалистов. Это врач невролог или невропатолог, а также нейропсихолог или клинический психолог и психиатр. Только убедившись в верности диагноза, нужно принимать меры.
Для ребенка важны не только лекарственные препараты, но и правильный психолого-педагогический подход, предупреждает Анна Портнова. По ее словам, хороший педагог посадит такого ученика на первую парту и будет стараться удерживать его внимание. А плохой — отправит на последнюю и будет постоянно делать замечания, усугубив тем самым состояние ребенка.
Также при диагнозе СДВГ эффективна когнитивно-поведенческая терапия, которую проводит психолог или психиатр.
Существуют препараты, которые улучшают работу мозга и активируют функцию внимания. Но в России их зарегистрировано мало. Многих лекарств, которые имеют доказанную эффективность, у нас просто нет, говорит Портнова. И это большая проблема.
Терапия у психолога — более доступный вариант коррекции симптомов СДВГ для россиян. И она достаточно эффективна в большинстве случаев.
Кадр из сериала «Хороший доктор». Подпись: У персонажа сериала Сэлен Моррисон — СДВГ. Она использует оригинальные методы для концентрации внимания: медитации, игру на укулеле, а также множество гаджетов — фитнес-браслеты, планшеты и т.п.
Как жить с СДВГ взрослому человеку
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности сохраняется и во взрослом возрасте. Эксперты говорят — к этому состоянию можно адаптироваться, даже без использования медикаментов. Человек с СДВГ может быть успешным как в личной жизни, так и в профессии. Этого можно добиться, контролируя свои привычки, научившись распознавать и использовать свои сильные стороны и контролировать свое поведение.
Человеку с СДВГ психологи советуют правильно организовать свое рабочее пространство, убрав со стола лишние предметы. Например, стопку ненужных бумаг или книг. Чтобы ничего не забыть, можно каждый день составлять список дел. Отличным подспорьем для человека с этим расстройством может стать планировщик дня, календарь на смартфоне или компьютере. Люди с СДВГ любят откладывать дела в долгий ящик. Чтобы этого избежать, руководствуйтесь принципом: если задача может быть выполнена за две минуты или меньше, сделайте это сейчас.
Людям с СДВГ бывает сложно правильно управлять своим временем. Чтобы этого избежать, психологи советуют использовать часы. Когда вы начинаете делать работу, запишите время и произнесите его вслух. Для каждой задачи необходимо выделить определенный временной промежуток. Это легко сделать, используя таймер или будильник. Пусть он срабатывает в регулярные промежутки. Тогда сложнее будет потерять чувство времени — распространенная проблема людей с СДВГ.
Взрослые с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности часто бывают слишком импульсивными. Они перескакивают с одной задачи на другую. Это может помешать работе. Эксперты рекомендуют всегда начинать с самой важной задачи. Главная ошибка — брать слишком большой объем работы. Разбивайте крупные проекты или задания на более мелкие управляемые шаги.
Здоровый образ жизни — главный помощник для людей с СДВГ. Хорошее питание, много сна и регулярные физические упражнения могут помочь сохранять спокойствие, минимизировать перепады настроения и бороться с любыми симптомами тревоги и депрессии.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — Диагностика
Если вы подозреваете, что у вас или вашего ребенка может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обратитесь к врачу общей практики.
Если вы беспокоитесь о своем ребенке, вам может помочь поговорить с его учителями перед визитом к врачу общей практики, чтобы узнать, есть ли у них опасения по поводу поведения вашего ребенка.
Врач общей практики не может официально диагностировать СДВГ, но он может обсудить с вами ваши проблемы и при необходимости направить вас на обследование к специалисту.
Когда вы обратитесь к врачу общей практики, он может спросить вас:
- о ваших симптомах или симптомах вашего ребенка
- когда эти симптомы появились
- где проявляются симптомы – например, дома, в школе, колледже или университете, или на работе
- независимо от того, влияют ли симптомы на повседневную жизнь вас или вашего ребенка – например, если они затрудняют общение
- , если в вашей жизни или жизни вашего ребенка недавно произошли важные события, такие как смерть или развод в семье
- если в семейном анамнезе СДВГ
- о любых других проблемах или симптомах различных состояний здоровья, которые могут быть у вас или вашего ребенка
Следующие шаги
Дети и подростки
Если врач общей практики считает, что у вашего ребенка может быть СДВГ, он может сначала предложить период «выжидательного ожидания» продолжительностью около 10 недель, чтобы увидеть, улучшаются ли симптомы вашего ребенка, остаются ли они такими же или ухудшаются.
Они также могут предложить начать групповое обучение или образовательную программу для родителей с акцентом на СДВГ. То, что вам предложили программу обучения и обучения родителей, не означает, что вы были плохим родителем — она направлена на то, чтобы научить вас тому, как помочь себе и своему ребенку.
Дополнительную информацию см. в разделе Лечение СДВГ.
Если поведение вашего ребенка не улучшается, и вы и врач общей практики считаете, что это влияет на их повседневную жизнь, врач общей практики должен направить вас и вашего ребенка к специалисту для формальной оценки.
Взрослые
Вас также могут направить к обратитесь к специалисту, если у вас был СДВГ в детстве или молодом возрасте, и ваши симптомы в настоящее время вызывают умеренные или тяжелые функциональные нарушения.
Оценка
Вас или вашего ребенка могут направить к одному из следующих специалистов для официальной оценки:
- детский или взрослый психиатр
- педиатр – специалист по детскому здоровью
- медицинский работник с соответствующей квалификацией, прошедший обучение и опыт в диагностике СДВГ
К кому вас направят, зависит от вашего возраста и того, что доступно в вашем регионе.
Не существует простого теста, чтобы определить, есть ли у вас или вашего ребенка СДВГ, но ваш специалист может поставить точный диагноз после подробного обследования. Оценка может включать:
- медицинский осмотр, который может помочь исключить другие возможные причины симптомов
- серия бесед с вами или вашим ребенком
- беседы или отчеты других значимых людей, таких как партнеры, родители и учителя
Диагностика у детей и подростков
Узнайте больше о симптомах СДВГ. симптомы по крайней мере в 2 разных условиях – например, дома и в школе, чтобы исключить возможность того, что поведение является просто реакцией на определенных учителей или на родительский контроль
Диагностика у взрослых
Диагностировать СДВГ у взрослых сложнее, потому что существуют некоторые разногласия по поводу того, применим ли список симптомов, используемых для диагностики детей и подростков, также и к взрослым.В некоторых случаях у взрослого может быть диагностирован СДВГ, если у него есть 5 или более симптомов невнимательности или 5 или более симптомов гиперактивности и импульсивности, перечисленных в диагностических критериях детей с СДВГ.
В рамках вашего обследования специалист спросит о ваших нынешних симптомах. Однако в соответствии с текущими диагностическими рекомендациями диагноз СДВГ у взрослых не может быть подтвержден, если ваши симптомы не проявляются с детства.
Если вам трудно вспомнить, были ли у вас проблемы в детстве, ваш врач может захотеть просмотреть ваши старые школьные записи или поговорить с вашими родителями, учителями или кем-либо еще, кто хорошо знал вас, когда вы были ребенком.
Для того, чтобы у взрослого был диагностирован СДВГ, его симптомы также должны оказывать умеренное влияние на различные сферы его жизни, например:
- неуспеваемость на работе или в учебе
- опасное вождение
- трудности с заведением или сохранением друзей
- трудности в отношениях с партнерами
есть СДВГ. Это потому, что в настоящее время считается, что СДВГ не может впервые развиться у взрослых.
Последняя проверка страницы: 24 декабря 2021 г.
Дата следующей проверки: 24 декабря 2024 г.
Симптомы и диагностика СДВГ
COVID-19: информация для родителей детей с СДВГ
Узнать больше
Определение наличия у ребенка СДВГ — это процесс, состоящий из нескольких этапов. На этой странице представлен обзор того, как диагностируется СДВГ. Не существует единого теста для диагностики СДВГ, и многие другие проблемы, такие как нарушения сна, тревожность, депрессия и некоторые виды неспособности к обучению, могут иметь схожие симптомы.
Если вы обеспокоены тем, что у ребенка может быть СДВГ, первым делом поговорите с поставщиком медицинских услуг, чтобы выяснить, соответствуют ли симптомы диагнозу. Диагноз может быть поставлен специалистом в области психического здоровья, таким как психолог или психиатр, или поставщиком первичной медико-санитарной помощи, например педиатром.
Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует поставщикам медицинских услуг спрашивать родителей, учителей и других взрослых, ухаживающих за ребенком, о поведении ребенка в различных условиях, например дома, в школе или со сверстниками. Подробнее о рекомендациях.
Медицинский работник также должен определить, есть ли у ребенка другое заболевание, которое может лучше объяснить симптомы, или которое возникает одновременно с СДВГ. Узнайте больше о других проблемах и состояниях.
Почему семейный анамнез важен, если у вашего ребенка проблемы с вниманием и обучением
Как диагностируется СДВГ?
Медицинские работники используют рекомендации Диагностического и статистического руководства Американской психиатрической ассоциации, пятое издание (DSM-5) 1 , чтобы помочь диагностировать СДВГ. Этот диагностический стандарт помогает обеспечить правильную диагностику и лечение людей с СДВГ. Использование одного и того же стандарта в разных сообществах также может помочь определить, сколько детей страдают СДВГ и как это состояние влияет на общественное здоровье.
Вот критерии в сокращенной форме. Обратите внимание, что они представлены только для вашего сведения. Только обученные медицинские работники могут диагностировать или лечить СДВГ.
Получите информацию и поддержку в Национальном ресурсном центре по СДВГ
Критерии DSM-5 для СДВГ
Люди с СДВГ демонстрируют устойчивую модель невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности, которая мешает функционированию или развитию:
- Невнимательность : шесть и более симптомов невнимательности у детей до 16 лет или пять и более у подростков в возрасте 17 лет и старше и взрослых; симптомы невнимательности присутствуют не менее 6 месяцев и не соответствуют уровню развития:
- Часто не уделяет пристального внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности в школьных заданиях, на работе или в других видах деятельности.
- Часто с трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто не слушает, когда к нему обращаются напрямую.
- Часто не выполняет инструкции и не выполняет школьные, домашние дела или обязанности на рабочем месте (например, теряет концентрацию, отвлекается).
- Часто испытывает трудности с организацией задач и действий.
- Часто избегает, не любит или не хочет выполнять задачи, требующие умственных усилий в течение длительного периода времени (например, школьные или домашние задания).
- Часто теряет вещи, необходимые для занятий и занятий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны).
- Часто легко отвлекается
- Часто забывчив в повседневных делах.
- Гиперактивность и импульсивность: шесть или более симптомов гиперактивности-импульсивности у детей до 16 лет или пять или более у подростков в возрасте 17 лет и старше и взрослых; симптомы гиперактивности-импульсивности присутствуют в течение как минимум 6 месяцев в степени, которая является разрушительной и несоответствующей уровню развития человека:
- Часто ерзает, постукивает руками или ногами или ерзает на сиденье.
- Часто покидает место в ситуациях, когда ожидается, что он останется на месте.
- Часто бегает или карабкается в ситуациях, когда это неуместно (подростки или взрослые могут ограничиваться чувством беспокойства).
- Часто не может спокойно играть или участвовать в досуге.
- Часто «на ходу» ведет себя так, как будто его «приводит в движение мотор».
- Часто много болтает.
- Часто выпаливает ответ до завершения вопроса.
- Часто не может дождаться своей очереди.
- Часто прерывает других или вмешивается в их дела (например, вмешивается в разговоры или игры)
Кроме того, должны быть соблюдены следующие условия:
- Некоторые симптомы невнимательности или гиперактивности-импульсивности присутствовали в возрасте до 12 лет.
- Несколько симптомов присутствуют в двух или более условиях (например, дома, в школе или на работе; в кругу друзей или родственников; при других видах деятельности).
- Имеются четкие доказательства того, что симптомы мешают или снижают качество социальной, школьной или рабочей деятельности.
- Симптомы нельзя лучше объяснить другим психическим расстройством (например, расстройством настроения, тревожным расстройством, диссоциативным расстройством или расстройством личности). Симптомы возникают не только во время течения шизофрении или другого психотического расстройства.
В зависимости от типов симптомов различают три вида (проявления) СДВГ:
- Комбинированное представление : если за последние 6 месяцев присутствовало достаточное количество симптомов обоих критериев невнимательности и гиперактивности-импульсивности
- Преимущественно невнимательное представление : если за последние шесть месяцев присутствовало достаточно симптомов невнимательности, но не гиперактивности-импульсивности
- Преимущественно гиперактивно-импульсивное представление : если в течение последних шести месяцев присутствовало достаточно симптомов гиперактивности-импульсивности, но не невнимательности.