Дисграфия что это такое как лечить: причины, симптомы и лечение в статье невролога Панкратова И. В.
Дисграфия и дислексия у детей
Дислексия.
Нарушение чтения (дислексия) – расстройство развития навыка чтения, связано со снижением активности лобных долей и зоны понимания речи головного мозга, которые отвечают за понимание прочитанного материала, а так же с недоразвитием зоны чтения головного мозга, отвечающей непосредственно за навык чтения. Причины дислексии:
последствия перинатального поражение ЦНС, последствия родовой травмы, гидроцефалия, задержка психоречевого развития, снижение интеллектуальных способностей, аутистические проявления, ОНР (общее недоразвитие речи) и др.
Симптомы и признаки дислексии:
Ребенок не может запомнить буквы, путает их между собой
Не может соединить буквы в слоги, а слоги в слова.
При чтении заменяет одни буквы другими, «угадывает» окончания слов
Долгое время читает по слогам, медленно, переставляет слоги местами
Неправильно согласовывает слова в предложениях: путая род, число, падеж.
Не понимает прочитанный материал – «механическое чтение»
(скорость чтения при этом может не страдать)
Дисграфия
Нарушение письма (дисграфия) – расстройство развития навыка письма, связано со снижением активности лобных долей, которые отвечают за понимание правил русского языка и умение применить эти правила на практике, а так же с недоразвитием зоны письма головного мозга, отвечающей непосредственно за письменную речь.
Причины дисграфии:
последствия перинатального поражение ЦНС, последствия родовой травмы, гидроцефалия, задержка психоречевого развития, снижение интеллектуальных способностей, аутистические проявления, ОНР (общее недоразвитие речи) и др.
Симптомы и признаки дисграфии:
Ребенок не может запомнить как писать буквы (забывает, зеркалит, пишет их неправильно).
![](/800/600/http/psy-files.ru/wp-content/uploads/b/0/3/b03d810714d8f12e4be517bc7504ecf8.jpg)
Допускает большое количество ошибок при письме, которые носят стойкий характер на протяжении долгого времени — «работа над ошибками» не помогает.
Не может правильно применять заученные правила
Не замечает собственных ошибок, допущенных при письме.
Дисграфия часто сопровождается плохим почерком — “курица лапой”.
Коррекция дисграфии — что нужно знать?
- Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме — это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.
- Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С». Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков.
Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.
Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо – сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ.
Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения дислексии, дисграфии и других проблем обучения проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Волгоград, Казань, Саратов, Оренбург, Ульяновск, Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Астрахань, Тольятти, Барнаул, Набережные Челны, Калининград, Кемерово, Санкт-Петербург, Уфа, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шымкент, Астана, Ташкент, Фергана.
что это такое. Каккой бывает дисграфия
+7 (495) 780-07-71
Колл-центр работает круглосуточно
Скорая помощькруглосуточно
Автор
Ксензова Ольга Николаевна
Врач
Логопед
Дата создания: 2020.09.15
Кэшбэк 1000р на все услуги за визит в марте Подробнее Все акции
Данное нарушение речи – дисграфия, достаточно «молодое» понятие в области патологий речевого развития. Относительно недавно – только с конца 19 века данное состояние речи детей стало глубоко обследоваться и выводиться в отдельную науку. Множество исследователей при работе с детьми, замечали и описывали похожие отклонения в речи и в грамматике.
На начальной стадии исследования нарушения чтения и письма считали единым нарушением. Но со временем стали разделять на более узкие понятия: дисграфия – нарушение письма, дислексия – нарушение чтения. В чистом виде любая из выше представленных патологий встречается редко. Чаще вместе с расстройством письменной речи страдает и чтение. Дети, которые демонстрируют на письме грубые аграмматические нарушения, также отходят и от норм при процессе чтения. Поэтому в заключениях логопедов после диагностики детей часто можно встретить всеобъемлющее значение, которое будет выглядеть так: «нарушение чтения и письма».
В раннем периоде изучения этой проблемы считали, что первоначальной причиной данной патологии является недостаточность интеллектуального развития. Но со временем было доказано, что нарушения чтения и письма не связаны с интеллектуальным недоразвитием. Обследуемые дети с наличием нарушений демонстрировали хорошие результаты в математических навыках – они хорошо решали задачи и примеры, тем самым показав хорошие логические способности, что в корне противоречит мнению о умственном нарушении.
Ведя разговор о нарушении чтения и письма, надо прояснить некоторые моменты, связанные с терминологией.
На Западе под диагнозом «дислексия» понимают общее объединённое нарушение чтения и письма. Российские логопеды склонны разделять это понятие на более узкое значение: «дисграфия»-нарушение письма, а «дислексия» в данном случае – нарушение чтения.
Что такое дисграфия?
Так что же такое дисграфия? Определение в логопедическом словаре звучит так: дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки: замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Есть вопросы?
Оставьте телефон –
и мы Вам перезвоним
Причины дисграфии
За все время изучения данной проблемы исследователи так и не пришли к единому мнению о причинах её возникновения. Одни авторы согласны с советским невропатологом Ткачевым, считавшим, что причиной возникновения нарушений чтения и письма, является плохая память детей. Т.е. они плохо запоминают буквы, слоги, звуки и в связи с этим не могут соотнести звуки с буквами.
Но существует и другое мнение, которое так же нашло своих последователей среди исследователей данной патологии, например, советского психиатра Мнухина С.С., который настаивал на том, что причиной данных проблем являются негативные наследственные факторы, такие как алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей, родовые травмы. Так же было замечено, что наряду с нарушением письма у детей присутствует ряд и других признаков. Например, таким деткам трудно рассказать о себе – назвать адрес, имена родителей; ошибочно называют времена года, путают дни недели с месяцами; не могут воспроизвести в строгой последовательности счет, названия дней недели даже после многократного повторения.
В настоящее время разрозненность мнений сохраняется в первоначальном виде. Современные авторы также выделяют две возможные группы причин. Первая связана c наследственным фактором, наличием похожих проблем у родителей и близких родственников. Ко второй группе причисляют органические нарушения в перинатальный или постнатальный период. Неравномерность развития мозговых структур плода в период беременности приводит к неправильному формированию некоторых функций.
Но в современном обществе формируется и третье направление, которое соотносят с причиной формирования нарушения чтения и письма – это воздействие современной социальной среды и, следовательно, данный тип нарушения носит приобретённый характер. Т.е. у таких деток нет наследственных факторов, а также отсутствуют и органические поражения мозговых структур. Это означает, что нарушение сформировалось под воздействием неправильно подобранных форм обучения: несвоевременное начало обучения ребенка грамоте, формирования навыков письма в недопустимо раннем возрасте, применение обучающих материалов, не соответствующих возрасту и зрелости ребенка.
Симптомы дисграфии
Чаще всего дисграфию начинают выявлять в начальной школе, после того, как ребенок овладевает первыми навыками письма. Уже во втором полугодии первого года обучения можно заметить часто повторяющиеся ошибки «непонятного» характера. Не надо путать их с орфографическими ошибками, что для учащегося начальной школы будет нормой. Если учащийся путает правила написания «Жи-Ши», или проверку ударных и безударных, то это является естественным процессом в освоении русской грамматики. Но если ребенок настойчиво пишет слитно предлоги, а приставки наоборот раздельно от слова, а также допускает много других искажений, о которых подробней будет сказано ниже, то это дает учителю повод рекомендовать родителям посетить логопеда.
Очень важно понимать, что дисграфия не появляется неожиданно. В основе формирования данной патологии лежит длительный процесс, который начинается в самом раннем детстве. При диагностике нарушения всегда на поверхность выходят более ранние проблемы, которые присутствовали весь дошкольный период. Все недостаточно сформированные элементы речевого развития в школьные годы из устной речи переходят на письмо. Нарушения формирования речи у каждого ребенка персональные, поэтому и нарушения на письме у детей так же разнятся.
Если в дошкольном возрасте у ребенка преобладало отставание грамматической формы речи, то на письме будут присутствовать ошибки грамматического характера – слитное написание слов и предлогов и т.п.., если у ребенка в дошкольном возрасте возникали проблемы звукового характера, то соответственно на письме будут преобладать ошибки фонематического типа.
Виды дисграфии
Существует несколько форм дисграфии:
-
артикуляторно-акустическая дисграфия;
-
дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания;
-
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
-
аграмматическая дисграфия;
-
оптическая дисграфия;
Редко, когда дисграфия проявляется в моноформе, чаще она носит смешанный характер и зависит от тяжести нарушений в дошкольный период. И тогда мы можем увидеть на письме ошибки и грамматического характера и фонематического одновременно.
Для более полного понимания, как проявляются разные виды дисграфий, можно посмотреть характеристику данных нарушений, которая сформирована и представлена специалистами сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И.Герцена.
Артикуляторно-акустическая дисграфия – данная форма встречается у детей с недостаточным развитием звукового анализа и синтеза. При акустической дисграфии детям сложно различать звуки. Особенно – схожие по артикуляции и звучанию. На письме это выглядит как замена букв, смешение и пропуски, а также неправильное отражение звукопроизношения на письме. Т.е. ребенок пишет так же, как и произносит. Обычно в основе нарушения по данному типу лежит нарушение в дошкольном возрасте в виде дислалии (нарушение звукопроизношения), дизартрии, ринолалии.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания – при данной форме на письме ребенок заменяет фонетически близкие звуки (ц-т, ч-щ, п-б, м-н и тп. .). Особенностью данной дисграфии является то, что в устной речи ребенок все звуки произносит правильно. Так же можно наблюдать на письме дефект смягчения («албом») и замены гласных звуков — е-и, о-у (рука-«рока», мел – «мил»).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – на письме искажается структура предложения и слова, предлоги пишутся слитно, приставки отдельно, отдельные слова разрываются (в лесу – «влесу», пришел – «при шёл», стоит дом – «стоидом»). Наблюдаются пропуски гласных и согласных (работа – «рбота», дерево – «дерво», шапка – «шака», груша – «руша» и т.п.), добавление лишних букв (сосны – «сосыны»), перестановка букв и слогов (трава – «врата»).
Аграмматическая дисграфия – связана с недоразвитием грамматического стороя речи, искажаются предложения, слова, у детей возникают трудности в образовании множественного числа существительных, а также ошибочно образуются их уменьшительно-ласкательные формы, не соблюдается последовательность предложений, не соблюдаются смысловые связи (дома – «домы», стулья – «стулы», «много карандашов», цыплята – «цыпленки», «один матрешка» и т. п.). Такие нарушения являются частью лексико-грамматического недоразвития речи.
Оптическая дисграфия – неустойчивое зрительное восприятие, буквы не узнаются и в каждом слове воспринимаются по-разному. На письме такие замены выглядят так: п-и, п-н, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к… Так же возможно зеркальное написание букв, особенно у левшей.
Моторная – часто связана с почерком, в процессе написания возникают проблемы в движениях кисти руки и нарушение восприятия букв со зрительным образом.
Все указанные формы дисграфий носят постоянный и устойчивый характер. В некоторых случаях дисграфия сопровождается неречевыми отклонениями, такими как ослабленная память, рассеянное внимание, психические заболевания.
Методы диагностики дисграфии
Если вы сами обратили внимание на «смешные» ошибки на письме, которые делает ребенок при выполнении школьных заданий, или вам указал на них классный руководитель, необходимо обратиться для консультации к логопеду. Заключение врача будет наиболее ценным и достоверным, если на прием вы принесете несколько школьных тетрадей.
Необходимость комплексного подхода
Каждое речевое нарушение состоит из комплекса симптомов. Поэтому и обследование ребенка должно быть комплексным. Невролог осматривает на предмет неврологических заболеваний, которые могут мешать правильному формированию письменной речи (такие как гиперактивность, СДВГ, неврозоподобные состояния и т.п.). Детский психолог поможет выявить эмоциональные аспекты, мешающие ребенку полноценно овладевать письмом, проблемы с памятью и вниманием. А детский психотерапевт подтвердит отсутствие умственной отсталости, аутистического спектра и психических заболеваний. Дополнительно обследуется состояние зрения и слуха. Логопед установит уровень сформированности грамматического строя речи, развитие моторных функций, состояние фонематического анализа, состоятельность словарного запаса, отклонения в формировании звукопроизношения.
Чтобы точно продиагностировать заболевание, запишитесь на прием к специалистам сети «Семейный доктор».
Методы лечения дисграфии
Когда установлен сам факт нарушения письма и факторы его обусловливающие, можно приступать к коррекционным мероприятиям. Процесс исправления дисграфических нарушений достаточно долог. Родителям надо готовиться к длительным и регулярным посещениям логопеда.
Логопедические занятия
Во время занятий логопед поможет ребенку научиться дифференцировать звуки.
Дети учатся работать с текстом, формировать рассказ по картинке и строить грамматически правильные предложения от простых до сложных.
Предполагается развитие слогового анализа: дети обучаются разделять слова на слоги, выделять гласные. Данная работа в дальнейшем позволит устранить такие проблемы как пропуски гласных, добавление лишних букв.
Будет проводиться работа по исправлению почерка.
Используя методические материалы и многолетние индивидуальные наработки, специалисты помогают ребенку гармонично и грамотно исправить имеющиеся недостатки.
Но надо понимать, что лучшее исправление недостатков — это предотвращение формирования негативно влияющих факторов.
Профилактика дисграфии
Лучшая профилактика дисграфии – это чтение. На ранних этапах очень полезно, когда родители читают детям, с раннего детства приучают к книгам. Правильность или несовершенство устной речи в школьном возрасте непременно «ложится» на письмо.
Русский фольклор очень благоприятен для формирования навыков речи. Проговаривая с детьми потешки, вы способствуете развитию у ребенка правильного фонематического восприятия, формируете слоговой состав слова, закладываете личную культуру. Потом, когда ребенок овладевает чтением самостоятельно, оно должно стать неотъемлемой частью развития ребенка. Рассказы, сказки и книги обязательно надо подбирать в соответствии с умением и уровнем развития ребенка. Введение более сложной литературы допускается, только если ребенок сможет понимать смысл прочитанного.
Достаточно часто мамы, пытаясь развить ребенка, начинают разучивать с ним произведения, которые не подходят ребенку по возрасту. Ребёнок, обладая хорошей памятью, с легкостью заучивает большие трудные тексты, декламирует их, но не понимает смысла! Такой подход не только не приносит пользы, но и наносит существенный вред для формирования речи ребенка.
Также очень важно еще на ранних этапах развития формировать у ребенка общую и мелкую моторику – для этого подходят танцы, гимнастика, спортивные секции, аппликации, работа с пластилином и многое другое.
В настоящее время дети до 3-х, а иногда и до 5-ти лет находятся в памперсах. Насколько вредно само их ношение – отдельный вопрос, но одним из следствий подобной практики является то, что ребенок не сигнализирует о позывах. Это – один из факторов, задерживающий ребенка в общем развитии, что проявляется и на уровне речи: сдвигаются темпы речевого развития, фразовая речь у детей начинается после 3-х лет, и в большинстве случаев –неправильная.
Длительное пользование соской нарушает своевременное и правильное формирование звукопроизношения. Язык, как правило, становится вялым и малоподвижным, сдвигаются сроки формирования возрастных звуков, что впоследствии приводит к нарушению формирования фонематического слуха и – как заключительный результат – к ошибочному написанию на письме.
Еще одной из основных причин образования нарушений речи и дисграфии является аденоидит. У детей с хронической формой этого заболевания очень длительное время отсутствует носовое дыхание, что заставляет их осуществлять вдох и выдох через рот. При таких условиях ребенку трудно правильно произносить звуки, язык становится малоподвижным. Поэтому следует своевременно обращаться к специалистам для лечения лор-органов.
Соблюдая эти несложные рекомендации, можно грамотно и гармонично развить своего малыша, предохранив его от неправильного формирования речи и избежать впоследствии любых речевых нарушений!
Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.
Оцените, насколько был полезен материал
Спасибо за оценку
Как улучшить почерк: лечение дисграфии
Дисграфия — неспособность к обучению, влияющая на письмо, — не имеет быстрых и постоянных решений. Состояние, характеризующееся неразборчивым, неряшливым почерком и трудностями с изложением мыслей на бумаге, обычно лечится сочетанием тренировки мелкой моторики и компенсаторных приспособлений. Но письмо — от механики до когнитивных процессов — гораздо сложнее, чем кажется. Эффективные вмешательства отражают эту сложность.
Приведенные ниже методы и инструменты представляют собой практические способы решения основных проблем и помощи детям в улучшении навыков письма.
Наращивание силы мышц кора, рук и плеч
Это может показаться неожиданным, но наращивание силы мышц рук, плеч и кора может помочь при дисграфии. Почерк требует основы постуральной стабильности и двигательных навыков. Снижение мышечного тонуса (состояние мышц в состоянии покоя) и силы (состояние задействованных мышц) негативно влияет на постуральный контроль и использование рук, что часто наблюдается у людей с дисграфией.
Активация постуральных мышц улучшает кор, верхнюю часть тела, общую силу и стабильность тела. Игра, упражнения и движение — отличные способы сделать это. Некоторые предлагаемые упражнения включают:
- Пилатес
- Йога
- Силовая тренировка
- Плавание
- Верховая езда
- Динамическое сидение — сидение на мягком стуле (#CommissionsEarned) или на подушке Movin’ Sit Jr. (#CommissionsEarned) может активировать ядро и помочь детям с СДВГ, которым могут помочь движения и ерзание для концентрации
[Думаете, у вашего ребенка дисграфия? Take This Screener]
Чтобы укрепить плечи и руки, примите во внимание следующее:
- Играйте в Zoom Ball (#CommissionsEarned) — игрушка для двух игроков, в которой мяч движется вперед и назад
- Залезть на игровое оборудование
- Пауэрлифтинг
- Помощь по дому — пылесосить, вытаскивать мокрое белье из машины, передвигать мебель, садить, готовить
Для силы рук, ловкости и выносливости попробуйте:
- Использование пластилина или пластилина: Play-Doh (#CommissionsEarned) для детей младшего возраста и Therapy Putty (#CommissionsEarned) или Crazy Aaron’s Thinking Putty (#CommissionsEarned) для детей старшего возраста
- Игра с резистивными игрушками, такими как лопающиеся шарики (#CommissionsEarned), Squigz (#CommissionsEarned), игрушки, которые можно собрать вместе
- Включая наклонные доски, мольберты, писчую бумагу, прикрепленную скотчем к стене или даже под столом, чтобы изменить положение запястья и, таким образом, улучшить захват
Адаптивные инструменты для письма
Чем меньше, тем лучше, когда речь идет о письменных принадлежностях. Используйте короткие карандаши, мелки, мел и другие предметы меньшего размера, которые обеспечивают более легкий захват. Определите «удерживающие полосы» на мелках и фломастерах или прикрепите ленту к карандашам и мелу, чтобы научить детей, куда класть кончики пальцев (а не подушечки пальцев).
Ручки для карандашей для лучшего письма
Формованная ручка для карандашей, обычно используемая для улучшения навыков схватывания и письма, смягчает инструмент для письма и тренирует пальцы для развития более прочного и функционального захвата. Используйте популярные товары, которые можно найти в Интернете, а также в некоторых магазинах игрушек или канцелярских принадлежностей, таких как эти:
- Коготь для письма (#CommissionsEarned) — имеет маленькие чашечки для вставки пальцев, чтобы помочь детям научиться правильно ставить пальцы
- The Pencil Grip(#CommissionsEarned)/The Crossover Grip(#CommissionsEarned) — Pencil Grip представляет собой мягкую ручку с тремя сторонами, а Crossover Grip добавляет блокировку большого пальца для детей, которые обхватывают карандаш большими пальцами
- Firesara OWL (#CommissionsEarned) — эта симпатичная ручка имеет две чашки для большого и указательного пальцев, а также петлю внизу для среднего пальца; создание зрелого, эффективного захвата
[Читать: Как выглядит дисграфия у детей?]
Выбор бумаги для улучшения письма
Плохой дизайн самой писчей бумаги может затруднить почерк и формирование букв. Бумага для начинающих часто содержит множество линий и тире, которые больше запутывают, чем помогают. Для детей с дисграфией, у которых, как правило, проблемы со зрением и сенсорикой, очень загруженная страница или плохо напечатанный рабочий лист также могут мешать письму.
Найдите бумагу с простыми инструкциями или возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте линии, которые подойдут вашему ребенку. Для вдохновения посмотрите на бумагу с двойной разлиновкой, предлагаемую в рамках популярной учебной программы по письму под названием «Письмо без слез». Руководства по работе с бумагой относительно интуитивны и дают начинающим авторам основу для закрепления букв, которые при необходимости можно затемнить.
Мультисенсорные подходы к дисграфии
Сенсорные проблемы — от гиперчувствительности слуха до визуальной перегрузки — часто встречаются у детей с дисграфией и могут быть частью того, что затрудняет письмо. Обучение письму должно использовать мультисенсорный подход, чтобы помочь детям справиться с чувствительностью и предоставить альтернативные методы поощрения письма.
- Используйте различные материалы — предложите ребенку писать красками, песком, пеной или даже едой и раскатывать пластилин или пластилин, чтобы формировать буквы.
- Попробуйте вспомогательные технологии . В качестве альтернативы тому, чтобы брать в руки карандаш или мелок, такие приложения, как Letter School и iTrace, отлично подходят для тренировки буквообразования и обучения написанию слов с листа. Попросите вашего ребенка время от времени переключаться с использования пальцев на стилус, чтобы он мог привыкнуть к ощущению инструмента для письма.
- Играйте в игры , такие как Крестики-нолики и Соедините четыре, чтобы учить диагонали, которые детям с дисграфией часто сложно воспринимать и воспроизводить.
- Начните работать с клавиатурой скорее раньше, чем позже. Ручные письменные принадлежности всегда будут необходимы, но работа с клавиатурой — важный навык, который позволяет вашему ребенку выражать свои идеи и творчески мыслить, не сдерживая рутинную работу с почерком.
В Learning Without Tears есть программа для детей младшего возраста. Typingclub.com — хороший бесплатный онлайн-учебник по набору текста для студентов, использующих компьютеры, а Taptyping — полезный учебник для тех, кто использует планшеты, такие как iPad.
Развивайте зрительные навыки для лучшего письма
Предотвращение зрительного напряжения и изменение окружающей среды помогает решить сенсорные проблемы, которые обычно влияют на зрение и, таким образом, на способность писать у детей с дисграфией.
- Пройдите всестороннее обследование глаз , которое проводит оптометрист. Найдите специалиста в своей области через Колледж оптометрии и развития зрения.
- Следуйте правилу 20/20/20 . Каждые 20 минут пусть ваш ребенок смотрит на что-то на расстоянии около 6 метров в течение 20 секунд. Это особенно важно, если ваш ребенок учится удаленно или много использует экраны, так как это помогает отдохнуть и перефокусировать глаза.
- Используйте блокираторы синего света на экранах. Фильтры, блокирующие синий свет, могут быть добавлены к очкам или размещены поверх экрана, чтобы блокировать синий свет, который, как известно, препятствует выработке мелатонина, гормона, который регулирует циркадные ритмы (внутренние часы 24 часа) и может мешать сну, что часто является проблемой уже для детей с СДВГ. По крайней мере, активируйте встроенные ночные настройки или используйте приложение f.lux, которое затемняет экран по ходу вечера.
- Попробуйте цветные фильтры для тех, кто чувствителен к резкому белому свету, и тем, у кого чувствительность к контрасту, когда темные буквы на белом фоне плохо читаются и могут даже казаться искаженными. Большинство компьютеров и планшетов имеют цветные фильтры, встроенные в параметры специальных возможностей (перейдите в системные настройки > специальные возможности > дисплей). Это также встроено в iPhone, а пользователи Android могут загрузить приложение Irlen Colored Overlay.
- Избавьтесь от флуоресцентных ламп. Очень чувствительные люди могут слышать или видеть эти мерцающие огни, что может мешать письму и общей концентрации внимания. Переключитесь на теплые светодиоды, лампы накаливания, галогенные лампы или рассеянный естественный свет.
- По возможности держите источники света на уровне глаз. Верхний свет, падающий вниз, может создавать проблемы для детей, чувствительных к яркому свету.
- Держите рабочие места свободными от беспорядка, чтобы уменьшить визуальную нагрузку.
Дисграфия: дополнительная поддержка
Писать — это не просто прикладывать карандаш к бумаге. Это сочетание нервно-мышечных, двигательных, когнитивных, перцептивных и лингвистических навыков. Дисграфия усложняет эти компоненты и часто сопровождается другими сенсорными, двигательными проблемами и проблемами обработки информации, которые требуют внимания специалистов.
Эрготерапевты используют методы, которые помогают развивать физическую силу, стабильность и ловкость, улучшают буквообразование и справляются с визуальными процессами и сенсорными проблемами.
Педагоги и логопеды могут помочь с фонематическим восприятием (прослушиванием и определением отдельных звуков), которое помогает детям обрабатывать и воспроизводить слова и предложения. Эти специалисты также могут работать над концептуализацией — определением того, о чем писать, — и организацией мыслей.
Дополнительную информацию и стратегии обучения вы можете найти в моих книгах Воспитание сенсорно-умного ребенка и Проблемы сенсорной обработки , а также на моем веб-сайте www.sensorysmarts.com.
Лечение дисграфии: дальнейшие действия
- Прочтите: Как лечить симптомы дисграфии
- Узнать: Как распознать дисграфию у ребенка
- Смотреть: Преодоление дисграфии и проблем с письмом – руководство для учителей и родителей
Содержание этой статьи было адаптировано из веб-семинара экспертов по СДВГ «Почерк моего ребенка такой грязный: стратегии улучшения дисграфии у детей с СДВГ» Линдси Бил, магистр искусств, OTR/L (доступен как подкаст экспертов по СДВГ по ADDitude). эпизод № 322), который транслировался в прямом эфире 1 сентября 2020 г.
SUPPORT ADDITUDE
Спасибо, что прочитали ADDitude. Чтобы поддержать нашу миссию по обучению и поддержке СДВГ, рассмотрите возможность подписки. Ваши читатели и поддержка помогают сделать наш контент и охват возможными. Спасибо.
#CommissionsEarned
Будучи партнером Amazon, ADDitude получает комиссию от соответствующих покупок, сделанных читателями ADDitude по партнерским ссылкам, которыми мы делимся. Однако все продукты, ссылки на которые есть в магазине ADDitude Store, были независимо выбраны нашими редакторами и/или рекомендованы нашими читателями. Цены точные, товар в наличии на момент публикации.
- Фейсбук
- Твиттер
- Инстаграм
- Пинтерест
Предыдущая статья Следующая статья
Лечение дисграфии у детей и взрослых в школе или дома
Если вам или вашему ребенку только что поставили диагноз дисграфия, нарушение способности к обучению, которое влияет на почерк и мелкую моторику, ваш следующий шаг — добиться приспособления дома или на рабочем месте. В зависимости от типа дисграфии — пространственной, моторной или дислексической — трудотерапия также может быть полезна.
Дисграфия неизлечима, и лекарства не помогут. Но проблемы, связанные с письмом и мелкой моторикой, можно решить, особенно если вы начнете рано. Кроме того, понимание родителей, учителей, начальства и друзей может иметь решающее значение для восстановления нарушенной самооценки и оказания поддержки взрослым и детям, живущим с дисграфией, для достижения успеха.
Академические вмешательства при дисграфии
Самое важное, что может сделать школа, чтобы помочь вашему ребенку справиться с симптомами дисграфии, — это уменьшить нагрузку на процесс письма, либо требуя меньше писать в целом, либо разрешая такие альтернативы, как набор текста или устная речь. Некоторые полезные изменения в классе могут включать:
[Самопроверка: может ли у вашего ребенка дисграфия?]
– Дайте учащемуся дополнительное время на тесты. Учащимся с дисграфией требуется больше времени, чтобы составить слова и буквы — или даже заполнить кружки на экзамене с несколькими вариантами ответов — это означает, что дополнительное время снизит стресс и позволит им более успешно продемонстрировать свои знания.
– Предоставить рабочие листы. Вместо того, чтобы требовать от детей переписывать задачи с доски, что может поставить учащихся с дисграфией в невыгодное положение, учителя должны заранее распечатать рабочие листы, чтобы раздать их всему классу.
– Убрать опрятность как критерий оценки. Низкая оценка за неряшливый почерк может расстроить ребенка с дисграфией и заставить его почувствовать, что его усилия бесполезны. Если почерк ребенка абсолютно неразборчив, ему может потребоваться переход на программы для обработки текстов.
– Сокращение объема письменных заданий. На уроках математики или естественных наук уменьшите количество требуемых задач.
[Скрининг: дисграфия у взрослых]
– Предоставьте учащемуся «экземпляр для учителя» заметок. Если это невозможно, учителя могут разрешить другому ученику общаться и обмениваться заметками.
– Разрешить учащимся заменять полные предложения «ключевыми словами», когда это возможно. Это сокращает время, затрачиваемое на борьбу с почерком, и в то же время дает учащемуся возможность правильно ответить на вопрос.
– Создавайте устные альтернативы письменным заданиям. Это может означать разрешение устной версии полных экзаменов или замену краткого рабочего листа кратким устным резюме урока в конце дня.
– Допускаются некоторые орфографические ошибки. Когда это возможно, учителя должны разрешать использование словаря или устройства для проверки орфографии.
[Дисграфия — для этого есть приложение]
– Используйте физические приспособления. Это могут быть ручки для карандашей, стираемые ручки и бумага с выпуклыми линиями, которые помогают учащимся с дисграфией работать над навыками письма. Миллиметровая бумага, которая обеспечивает визуальное руководство по размещению букв и цифр, также полезна. Для больших проектов учащиеся могут использовать плакатную доску Ghostline со световой сеткой.
– Разрешить учащимся использовать компьютеры с программным обеспечением для обработки текста , когда это возможно. В качестве альтернативы учителя должны разрешить учащимся использовать программное обеспечение для планирования, прежде чем писать длинный ответ от руки.
Домашние вмешательства при дисграфии
Особенно в младших классах важно, чтобы вы работали в тандеме с образовательной группой вашего ребенка, чтобы помочь улучшить почерк дома, а также в школе. Вот несколько способов сделать это:
– Научить печатать. Это абсолютно спасительная стратегия для любого ребенка с дисграфией. Инвестируйте в хорошо зарекомендовавшую себя программу набора текста для детей, например, «Инструктор по набору текста для детей» для детей младшего возраста или классическую программу «Мэвис Бикон учит набору текста» для подростков и подростков. Вознаграждайте ребенка за занятия на компьютере — даже по десять минут в день.
– Помогите ребенку лучше держать карандаш или ручку. В ситуациях, когда набор текста невозможен, важно, чтобы ваш ребенок правильно держал карандаш. Хотя она может и не видеть смысла в изменении хвата, правильный хват снизит усталость рук и давление на карандаш, а значит, писать будет легче и менее болезненно. Сегодня на рынке представлено множество видов рукояток для карандашей, которые усиливают рукоятку «тренога», которую должны использовать дети. Тренажер Grotto Grip Pencil Grasp Trainer (pathwaysforlearning.com), разработанный и протестированный эрготерапевтами, часто считается наиболее полезным.
– Поощряйте ребенка диктовать предложения на диктофон, прежде чем записывать их. Это воспользуется его навыками говорения и позволит ему сосредоточиться исключительно на построении букв, не зацикливаясь на грамматике и синтаксисе.
– Будьте писцом для своего ребенка. Почти каждый ребенок с дисграфией сопротивляется любой домашней работе, связанной с письмом, и в результате выполнение даже простых заданий может занять несколько часов. Чтобы усилить желание вашего ребенка писать, снимите с него часть давления, согласившись писать для него — конечно, в ограниченном объеме. Например, при написании абзаца вы можете записать первое предложение так, как его диктует ваш ребенок, и ваш ребенок может написать следующее предложение — и так далее, и так далее, пока задание не будет выполнено. Это сокращает время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, снимает стресс с вашего ребенка и заставляет его заранее планировать следующее предложение и планировать свои мысли.
– Предлагайте ребенку произносить слова по мере их написания. Слуховая обратная связь задействует различные области мозга, помогая учащимся сохранять концентрацию и контролировать свои усилия.
– Упражнения на формирование букв (печатных и курсивных). Письма не должны быть идеальными. Они должны, как минимум, быть достаточно последовательными и читабельными. Убедитесь, что ваш ребенок всегда пишет буквы сверху, а не снизу — частая ловушка для начинающих писателей с дисграфией.
– Используйте программу «Почерк без слез» (hwtears.com), которая включает в себя рабочую тетрадь и онлайн-инструменты. Доказано, что он очень эффективен.
– Занимайтесь мультисенсорными упражнениями. Попросите ребенка писать пальцем в воздухе, на песке или красками. Это позволяет тактильному учащемуся «почувствовать букву» и сформировать память на основе ее формы.
– Вставьте буквы внутри строк, написав на бумаге с выпуклыми линиями (therapyshoppe.com). Этот тип сенсорной бумаги поможет вашему ребенку понять, как далеко друг от друга находятся линии, что облегчит ему письмо в будущем на обычной разлинованной бумаге.
– Развитие мышечной памяти пальцев. Кендра Вагнер, специалист по обучению, рекомендует этот прием трудотерапии: «Попросите ребенка провести большим, указательным и средним пальцами вверх и вниз по палочке для еды, лежащей на плоской поверхности, как можно быстрее. Только три «захватных» пальца должны касаться палочки для еды».
Вмешательства на рабочем месте при дисграфии
Даже если вы научились компенсировать дисграфию к тому времени, когда достигнете совершеннолетия, приспособления на работе все равно могут существенно повлиять на вашу производительность и общую удовлетворенность работой. Возможное размещение:
– Разрешить использование справочных материалов. Словарь или тезаурус — или расширенное программное обеспечение для проверки орфографии или предсказания слов — могут сделать повседневные сочинения более легкими и читабельными.
– Попросите коллегу или руководителя проверить важные письменные материалы перед их отправкой. В тех случаях, когда орфографические или грамматические ошибки могут быть восприняты как «непрофессиональные», попросите кого-нибудь проверить ваше письмо перед его распространением, это может помочь человеку с дисграфией справиться с тревогой, связанной с письмом.
– Использовать программное обеспечение для преобразования текста в речь. Read & Write Gold широко считается лучшим в своем классе и может помочь сотрудникам использовать превосходные вербальные навыки, чтобы помочь им составить электронное письмо или написать отчет.
– Разрешить сотруднику устно отвечать на вопросы или инструкции. По возможности устное общение должно иметь приоритет над письменным.
– Поставка письменных принадлежностей. Ручки для карандашей, бумага с жирными линиями или другие инструменты могут помочь взрослым с дисграфией справиться с физическим процессом письма.
– Создание компьютеризированных версий общих форм. Если человеку с дисграфией необходимо часто заполнять документы, спросите, можно ли перенести их в заполняемый PDF-файл и напечатать вместо написания от руки.
Терапевтическое лечение дисграфии
Вам или вашему ребенку также может быть полезна работа с эрготерапевтом, особенно если у вас серьезные проблемы с мелкой моторикой, связанной с письмом.