Дистимичность в психологии это: 10. Дистимический тип акцентуации
10. Дистимический тип акцентуации
Дистимичность легко определяется уже в детстве. На нее указывают явная робость, нерешительность, застенчивость, подавленность, частые слезы, уход от инициативы в контактах, опрятность. Дистимных подростков часто не принимают в группе сверстников, поэтому они проявляют искреннюю благодарность тем, кто оказывает им внимание. Пассивность, медлительность мышления при нормальном интеллектуальном развитии заставляет дистимного подростка тратить много времени на подготовку уроков и, тем не менее, такие подростки часто не успевают в школе.
Дистимность — прямая противоположность гипертимности; проявляется в серьезности, обычной сосредоточенности на мрачных, печальных сторонах жизни. Радости у дистимных подростков редки и быстро проходящие. Глубоко потрясшее событие может довести до состояния реактивной депрессии.
Серьезная настроенность дистимных подростков приводит к серьезным этическим позициям.
Субдепрессивное состояние, которое характерно для них, может переходить при определенных условиях в депрессивное психическое заболевание.
Дистимическим личностям свойственны критическое отношение к себе, чувство вины — во всех неудачах они склонны обвинять только себя. Надеясь что-то изменить, они иногда пытаются попробовать что-то новое, например, поменять профессию, но это не приносит им ощущения равновесия и, как правило, это новое тоже окрашивается печальными красками. С возрастом дистимичность снижается, а при умеренной выраженности она соответствует норме.
Типичный пример акцентуации:
Офелия,
Соня Мармеладова
Рисунок 4.
На рисунке 4 представлены для сравнения средние значения акцентуаций в двух группах:
девиантные подростки, состоящие на учете в милиции и контрольная группа нормальных школьников. Количество испытуемых — по 40 человек в каждой группе24[24].
Вопросы для самопроверки:
1) Как понятие нормы используется в определении понятия «акцентуации характера»?
2) Как, по мнению А.Е. Личко, акцентуации характера соотносятся с вероятностью психической травматизации, и, как следствие, — с отклоняющимся поведением?
3) Каково мнение А.Е. Личко в отношении статичности или изменчивости акцентуаций во времени?
4) Попытайтесь, по примеру автора пособия, отнести тот или иной литературный персонаж к определенному типу акцентуации. Следует иметь в виду, что такая классификация может не быть однозначной.
5) Какие обобщающие выводы Вы могли бы сделать, рассмотрев график, приводимый к данной теме? Что объединяет, и что различает хулиганов и подростков контрольной группы?
Специфические причины девиантного поведения подростков
Подростковый возраст охватывает период от 10 – 11 до 14 – 15 лет.
Половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение: повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы (Еникеев М.И., 1999; Кле М., 1992; Ремшмидт Х., 1994). Следовательно, происходящие в организме подростка биологические изменения, могут обусловливать резкие изменения его поведения.
М. Мид (1928)(Изучала влияние социальных условий на психологические особенности подростков). Характер протекания подросткового периода зависит от сложности общества, от дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую. После работ Маргарет Мид переходный возраст начинает рассматриваться не как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, а как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.
Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский (1929) считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Т.о., отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка.
Следовательно: качественное своеобразие психофизического, умственного, социального, эмоционального развитие определяет особенности дальнейшего взросления и поведения подростка.
Согласно точке зрения Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева о том, что девиации (наряду с флуклуациями в неживой природе и мутациями в живой) являются разновидностью изменчивости, обеспечивающей жизнедеятельность и развитие любой системы. В социальных системах изменения реализуются, в том числе, и путем девиантного поведения, следовательно, отклонения в поведении естественны и необходимы. =>
Стремление к новому, взрослому положению, выход за пределы дозволенного дают подростку возможность дальнейшего развития. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку. (Выготский Л.С., Бернс Р., Божович Л.И., Кон И.С., Кондратьев М.Ю., Столин В.В., Д. И., Эриксон Э. и др.).
Подростковый возраст характеризуется:
— наличием потребности в самовоспитании,
— активной работой над собой,
— становлением самостоятельности,
— формированием чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых.
Основное противоречие между притязаниями и реальными возможностями:
Подросток, с одной стороны, не может отказаться от притязаний и, с другой стороны, не может видеть (оценить объективно) своих слабостей и ограниченности, которые (интуитивно) маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении. (Курсив для пояснения мой – А.Х.)
Таким образом, подростковый возраст – возраст противоречия одновременно растущих тенденций – социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я»).
ДП и Концепция психического развития ребенка, Д.Б. Эльконина:
Три ситуации отставания индивида в освоении социального опыта действий и отношений:
— зацикливание «на игре ради игры»,
— на «учебе ради учебы»,
— существенный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной деятельности в рамках многоплановой деятельности, реализация которой в социально одобряемых формах соответствует ожиданиям социума.
А.В. Петровский (концепция персонализации личности):
Индивид (подросток) испытывает потребность быть личностью, «идеально представленной» в сознании значимых других, причем теми своими особенностями, которые он сам ценит в себе. Однако эта потребность может быть удовлетворена лишь при наличии способности быть личностью.
Ю.М. Орлов:
В подростковом возрасте осуществляется активная интеграция подростка в группу сверстников. При этом индивидуализация может проявляться в форме самоутверждения (позитивного или негативного). Если мотив самоутверждения – стремление к лидерству и престижности, а форма позитивная — то самоутверждение может положительно влиять на процесс и результат учебной и общественной деятельности.
Ведущий мотив подростка (по Кондратьеву М.Ю.): «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться».
Поисковая активность подростка (Филонов Л.Б.) направлена на «поиск пределов допустимого». Это может оказывать негативное воздействие на самосознание, порождать честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими.
Несовершеннолетние правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. (Овчинский В.С.)
Стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемые взрослыми как отклоняющееся поведение (Ермолаева-Томина Л.Б., 1995; Мухина В.С., 1995; Мяло К.Г., 1991; Филонов Л.Б., 1979 и др.), с точки зрения самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта.
Т.о., нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса — кризиса идентичности (Дольто Ф., Эриксон Э., Сагатовская Л.С. и др.).
На отклонения в поведении подростка оказывают прямое влияние следующие особенности взаимоотношений:
— положение изгоя в классе,
— отвержение со стороны учителей,
— ярлык девианта в школе.
Неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведет к тому, что подросток начинает поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи (Ананьев Б.Г., Коломинский Я.Л., Творогова Н.Д.).
Борисов И.Ю., Розин М.В. отмечают у современных подростков из неформальных групп потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой группы потребностей переживается как «пустота», «скука», «тоска», «проскальзывание жизни».
Отрицательное влияние семьи:
— безнадзорность,
— попустительство со стороны родителей,
— ослабление социального контроля,
— дефицит общения,
— неодобрение родителями друзей
Т.о., к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.
Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. (В 70-80-е годы для этого требовалось не менее трех лет). Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и сопровождается правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами (Ананьев В.А., 1999; Вахромов Е., 2000, Еникеев М.И., 1999). Д.И. Фельдштейн (1998) отмечает, что у современного подростка желание соответствовать ожиданиям коллектива и общества ослабевает, а желание уклониться от них, напротив, растет; отсутствуют условия для реального выхода подростков на серьезные дела общества, что лишает их возможности занять активную социальную позицию, освоить отношения взрослого общества. Это противоречие приводит к искусственной задержке личностного развития современных подростков, острому внутреннему конфликту.
Вопросы для самопроверки:
1) Какие поведенческие изменения, как правило, влечет за собой процесс полового созревания подростка?
2) В чем, по Л.С. Выготскому, выражается «несовпадение трех точек созревания»?
3) Перечислите основные психологические характеристики подросткового возраста. Какие две тенденции при этом вступают в противоречие?
4) Какие основные мотивы поведения выделяют у подростков?
5) Какие факторы оказывают положительное (сдерживающее) и отрицательное (провоцирующее) влияние на отклонения в поведении подростка?
Акцентуация характера | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
Акцентуация характера
Акцентуация характера (англ. character accentuation) — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией. Ср. Радикал.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Акцентуации характера — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний (см. Синдром), представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. акцентуация характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях; социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношениям не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям (см. Психогении), адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) А. х., к-рые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.
Выделяются следующие основные типы Акцентуации характера:
- циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;
- гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;
- лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
- астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;
- сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;
- психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;
- шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия (см. Экстраверсия — Интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания (см. Эмпатия), трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;
- эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;
- застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;
- демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» (см. Ипохондрия) при неудовлетворенной потребности в признании;
- дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;
- неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;
- конформный (см. Конформность) — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы А. х.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Акцентуация (лат. accentus — ударение) — усиление, заострение определенных психических свойств. K. Leonhard [1964, 1968] разработана концепция акцентуированных личностей. Выделяются отдельные черты личности (акцентуированные), которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств.
Акцентуация личности — промежуточное явление между нормой и психопатией. Выделяют десять типов акцентуация характера и темперамента:
- гипертимность, склонность к застреванию аффекта,
- эмотивность,
- педантичность,
- тревожность,
- циклотимность,
- демонстративность,
- возбудимость,
- дистимичность (субдепрессивность),
- склонность к аффективной экзальтации.
В патологии демонстративности соответствует истерическая психопатия, педантичности — ананкастическая психопатия, склонности к застреванию — паранойяльная психопатия, возбудимости — эпилептоидная психопатия.
Отмечены сочетанные А. различных личностных свойств, в том числе интро- и экстраверсии. А.Е. Личко [1977] рассматривает А. не в личностном плане, а соотносит ее с характером, так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности, мировоззрение и т.д. У подростков он различает следующие типы А. характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, смешанные.
Диагностика Акцентуации личности, характера основывается на данных клинического обследования и результатах психологического исследования с помощью опросников Шмишека, Литтманна-Шмишека, ПДО.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Акцентуации характера — чрезмерное усиление определенных черт характера, что ведет к особенностям психического статуса, которые, однако, обычно не выходят за пределы психической нормы, но нередко затрудняют контакты с окружающими людьми.
Есть мнение (Александровский Ю.А., 2005) о том, что «акцентуированные личности занимают промежуточное положение между психически здоровыми и больными с психопатическими расстройствами». Наиболее частые типы акцентуаций: истероидный, гипертимный, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, эмоционально-лабильный.
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
- Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Акцентуация характера
Стойкое депрессивное расстройство (дистимия) | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Стойкое депрессивное расстройство, известное как дистимия или вялотекущая депрессия, менее тяжелое, чем большая депрессия, но более хроническое. У женщин встречается в два раза чаще, чем у мужчин.
Персистирующее депрессивное расстройство (PDD) является серьезным и инвалидизирующим расстройством, которое имеет много общих симптомов с другими формами клинической депрессии. Обычно это менее тяжелая, но более хроническая форма большой депрессии. PDD упоминалась как дистимия в предыдущих версиях DSM.
PDD характеризуется депрессивным настроением, которое наблюдается большую часть времени в течение как минимум двух лет. У детей и подростков настроение может быть скорее раздражительным, чем депрессивным. В дополнение к депрессии или раздражительному настроению должны присутствовать как минимум два из следующих признаков: бессонница или чрезмерный сон, низкая энергия или усталость, низкая самооценка, плохой аппетит или переедание, плохая концентрация или нерешительность и чувство безнадежности. Более тяжелые симптомы, отмечающие большую депрессию, часто отсутствуют при ПРД, включая ангедонию (неспособность чувствовать удовольствие), психомоторные симптомы (особенно вялость или возбуждение) и мысли о смерти или самоубийстве.
ПДР может возникать отдельно или в сочетании с другими аффективными или психическими расстройствами. Например, более половины людей, страдающих ПРД, испытывают по крайней мере один эпизод большой депрессии; это состояние известно как двойная депрессия. По сравнению с людьми с большим депрессивным расстройством люди с ПРД подвержены более высокому риску тревожных расстройств и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ.
По данным Национального института здравоохранения США, за указанный 12-месячный период в США ПРД поражает 1,5 процента людей.
Содержимое
- Симптомы
- Причины
- Уход
Симптомы
Основным признаком персистирующего депрессивного расстройства является подавленное, мрачное или грустное настроение, которое сохраняется большую часть дня, больше дней, чем нет, в течение как минимум двух лет. Люди с ПРД часто описывают свое настроение как постоянно грустное или как «подавленное». Другие симптомы могут включать:
- Плохой аппетит или переедание
- Нарушения сна
- Низкая энергия или усталость
- Низкая самооценка
- Плохая концентрация
- Чувство безнадежности
При PDD эти симптомы не являются прямым результатом общего состояния здоровья или употребления психоактивных веществ. Кроме того, они приводят к нарушению функционирования в рабочей, социальной или личной сферах.
Является ли стойкое депрессивное расстройство менее тяжелым, чем большая депрессия?
Да, персистирующее депрессивное расстройство менее тяжелое, чем большая депрессия, но, как следует из названия, это состояние является хроническим и может длиться долго. Это может затянуться, и важно обратиться за помощью в этом состоянии.
Может ли стойкое депрессивное расстройство приходить и уходить?
Да. Симптомы стойкого депрессивного расстройства, также известного как дистимия, состоят из легкой депрессии, которая может длиться более двух лет. Симптомы могут исчезнуть, но затем вернуться в течение нескольких месяцев.
Что такое двойная депрессия?
Двойная депрессия относится к началу большого депрессивного эпизода, когда человек уже страдает от хронической депрессии. В этом случае постоянные симптомы остаются, но человек также испытывает симптомы большой депрессии. К сожалению, многие люди с ПРД считают новые симптомы неизбежной частью своей жизни или естественным прогрессом ПРД и не обращаются за помощью, даже когда их страдания становятся более острыми.
Причины
Персистирующее депрессивное расстройство, по-видимому, связано с комбинацией генетических, биохимических, экологических и психологических факторов. Кроме того, хронический стресс и травма могут спровоцировать ПДР.
Считается, что стресс ухудшает способность регулировать настроение и предотвращает углубление и сохранение легкой грусти. Социальные обстоятельства, особенно изоляция и отсутствие социальной поддержки, также способствуют развитию ПРД. Эта причина может быть особенно изнурительной, учитывая, что депрессия часто отталкивает тех, кто может оказать поддержку, что приводит к усилению изоляции и ухудшению симптомов. Кроме того, спровоцировать депрессивный эпизод может травма, потеря любимого человека, сложные отношения или любая стрессовая ситуация. Последующие депрессивные эпизоды могут возникать как с очевидным триггером, так и без него. В пожилом возрасте ПДР чаще всего является результатом соматического заболевания, снижения когнитивных функций, тяжелой утраты и физической инвалидности.
Исследования показывают, что депрессивные заболевания являются расстройствами головного мозга. Технологии визуализации мозга, такие как магнитно-резонансная томография, показали, что мозг людей, страдающих депрессией, выглядит иначе, чем у людей без депрессии. Части мозга, ответственные за регулирование настроения, мышления, сна, аппетита и поведения, по-видимому, функционируют ненормально. Кроме того, важные нейротрансмиттеры — химические вещества, которые клетки мозга используют для связи, — похоже, не сбалансированы. Но эти изображения не показывают, почему возникла депрессия.
Похожи ли дистимия и циклотимия?
Дистимия, или стойкое депрессивное расстройство, представляет собой легкую хроническую депрессию. Циклотимия является легким случаем биполярного расстройства. Человек с циклотимией может в один момент находиться в легкой депрессии, а в другой — в легком маниакальном состоянии.
Уход
Психотерапия
Многие люди со стойким депрессивным расстройством не получают необходимого лечения; во многих случаях потому, что они посещают только своих семейных врачей, которые часто не могут диагностировать расстройство. Часть проблемы заключается в том, что люди, страдающие ПРД, считают, что их симптомы — неизбежная часть жизни. У пожилых людей слабоумие, апатия или раздражительность могут маскировать ПДР. Полезны открытые вопросы: «Какое у вас было настроение в последнее время?»
Как и большую депрессию, ПРД можно лечить с помощью поддерживающей терапии, которая обеспечивает уверенность, сопереживание, образование и развитие навыков. Определенные виды психотерапии, такие как поддерживающая терапия, когнитивно-поведенческая терапия, психодинамическая терапия и межличностная терапия, могут помочь облегчить ПДР. КПТ помогает выявить и изменить негативные стили мышления, которые способствуют саморазрушительным установкам и поведению. Кроме того, люди изучают методы, которые улучшают социальные навыки и учат способам справляться со стрессом и отучать чувство беспомощности. ИПТ помогает пациентам справиться с межличностными спорами, потерями и разлуками, а также жизненными переменами. Данные исследования, проведенного при поддержке NIMH, показывают, что ИПТ, в частности, может быть многообещающим при лечении депрессивных расстройств.
Лекарства
Как и в случае других форм депрессии, для людей с ПРД существует ряд вариантов лечения. Наиболее распространенные лекарственные препараты включают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, СИОЗС, такие как флуоксетин (Прозак) и сертралин (Золофт), или антидепрессанты двойного действия, такие как венлафаксин (Эффексор). Некоторые пациенты могут реагировать на трициклические антидепрессанты, такие как имипрамин (тофранил). Антидепрессанты имеют ряд побочных эффектов, которые могут осложнить лечение. Например, СИОЗС могут вызывать расстройство желудка, легкую бессонницу и снижение полового влечения.
Для многих пациентов долгосрочное сочетание медикаментозного лечения и психотерапии, включающее прочные отношения со специалистом в области психического здоровья, является наиболее эффективным курсом лечения. Восстановление от PDD может занять некоторое время, и симптомы часто возвращаются. По этой причине многих пациентов поощряют продолжать делать то, что помогло им выздороветь — будь то лекарство, терапия или их комбинация — после выздоровления.
Ссылки
Американская психиатрическая ассоциация, Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание
Национальная медицинская библиотека
Ухер, Р., Пейн, Дж. Л., Павлова, Б., и Перлис, Р. Х. (2014). Большое депрессивное расстройство в DSM-V: последствия для клинической практики и исследования изменений по сравнению с DSM-IV. Депрессия и тревога, 31(6), 459–471.
Последнее обновление: 15.02.2022
Персистирующее депрессивное расстройство – Симптомы и причины
Обзор
Персистирующее депрессивное расстройство – это непрерывная, длительная форма депрессии. Вы можете чувствовать грусть и опустошенность, терять интерес к повседневным делам и испытывать трудности с выполнением дел. Вы также можете иметь низкую самооценку, чувствовать себя неудачником и чувствовать себя безнадежным. Эти чувства сохраняются годами и могут мешать вашим отношениям, учебе, работе и повседневной деятельности.
Если у вас стойкое депрессивное расстройство, вам может быть трудно сохранять оптимизм даже в счастливые моменты. Вас могут охарактеризовать как человека мрачного, постоянно жалующегося или неспособного повеселиться. Стойкое депрессивное расстройство не такое тяжелое, как большая депрессия, но ваше текущее депрессивное настроение может быть легким, умеренным или тяжелым.
Поскольку персистирующее депрессивное расстройство является длительным, справиться с симптомами депрессии может быть непросто. Сочетание разговорной терапии и лекарств может быть эффективным при лечении этого состояния.
Товары и услуги
- Книга: Книга семейного здоровья клиники Мэйо, 5-е издание
- Информационный бюллетень: Письмо о здоровье клиники Мэйо — электронное издание
Симптомы
Симптомы стойкого депрессивного расстройства обычно появляются и исчезают в течение нескольких лет. Интенсивность симптомов может меняться со временем. Но симптомы обычно не исчезают более двух месяцев подряд. Кроме того, эпизоды большой депрессии могут возникать до или во время стойкого депрессивного расстройства.
Симптомы стойкого депрессивного расстройства могут вызвать серьезные проблемы в вашей жизни и могут включать:
- Печаль, опустошенность или подавленность.
- Потеря интереса к повседневной деятельности.
- Усталость и отсутствие энергии.
- Низкая самооценка, самокритика или ощущение, что вы не способны.
- Проблемы с четкой фокусировкой и принятием решений.
- Проблемы с выполнением дел хорошо и вовремя.
- Быстро становится раздраженным, нетерпеливым или злым.
- Избегание социальной активности.
- Чувство вины и переживания за прошлое.
- Плохой аппетит или переедание.
- Проблемы со сном.
- Безнадежность.
У детей симптомы стойкого депрессивного расстройства могут включать депрессивное настроение и раздражительность, что означает легкое раздражение, нетерпение или гнев.
Когда обратиться к врачу
Если эти чувства продолжаются долгое время, вы можете подумать, что они всегда будут частью вашей жизни. Но если у вас есть какие-либо симптомы стойкого депрессивного расстройства, обратитесь за медицинской помощью.
Поговорите со своим лечащим врачом о своих симптомах или обратитесь за помощью к специалисту в области психического здоровья. Или вы можете обратиться к кому-то еще, кто может помочь вам в лечении. Это может быть друг или любимый человек, учитель, религиозный лидер или другой человек, которому вы доверяете.
Если вы думаете, что можете причинить себе вред или совершить попытку самоубийства, позвоните по номеру 911 в США или местный номер службы экстренной помощи. Или обратитесь на горячую линию для самоубийц. В США позвоните или отправьте текстовое сообщение 988, чтобы связаться с 988 Suicide & Crisis Lifeline, доступной 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Или воспользуйтесь чатом Lifeline. Услуги бесплатные и конфиденциальные. У службы помощи при самоубийствах и кризисах в США есть телефонная линия на испанском языке: 888-628-9454 (звонок бесплатный).
Записаться на прием
Из клиники Майо на ваш почтовый ящик
Зарегистрируйтесь бесплатно и будьте в курсе научных достижений, советов по здоровью и актуальных тем, связанных со здоровьем, таких как COVID-19.плюс опыт управления здоровьем. Нажмите здесь для предварительного просмотра по электронной почте.
Чтобы предоставить вам самую актуальную и полезную информацию, а также понять, какая информация полезна, мы можем объединить вашу электронную почту и информацию об использовании веб-сайта с другая информация о вас, которой мы располагаем. Если вы пациент клиники Майо, это может включать защищенную информацию о здоровье. Если мы объединим эту информацию с вашей защищенной медицинской информации, мы будем рассматривать всю эту информацию как информацию и будет использовать или раскрывать эту информацию только так, как указано в нашем уведомлении о практики конфиденциальности. Вы можете отказаться от получения сообщений по электронной почте в любое время, нажав на ссылка для отписки в письме.
Причины
Точная причина стойкого депрессивного расстройства неизвестна. Как и в случае большой депрессии, она может быть вызвана более чем одной причиной, например:
- Биологические различия. У людей со стойким депрессивным расстройством могут быть физические изменения в мозге. Неясно, как эти изменения влияют на расстройство, но в конечном итоге они могут помочь определить причины.
- Химия мозга. Нейротрансмиттеры — это естественные химические вещества мозга. Исследования показывают, что изменения в нейротрансмиттерах могут играть большую роль в депрессии и ее лечении.
- Унаследованные признаки. По-видимому, стойкое депрессивное расстройство чаще встречается у людей, чьи кровные родственники также страдают этим заболеванием. Исследователи пытаются найти гены, которые могут быть вовлечены в возникновение депрессии.
- Жизненные события. Как и в случае большой депрессии, травматические события, такие как потеря любимого человека, финансовые проблемы или высокий уровень стресса, могут вызвать стойкое депрессивное расстройство у некоторых людей.
Факторы риска
Стойкое депрессивное расстройство часто начинается рано — в детстве, подростковом возрасте или в юношеской взрослой жизни — и продолжается в течение длительного времени. Определенные факторы повышают риск развития стойкого депрессивного расстройства, в том числе:
- Наличие кровного родственника первой степени родства, такого как родитель или родной брат, с большим депрессивным расстройством или другими депрессивными расстройствами.
- Травматические или стрессовые жизненные события, такие как потеря любимого человека или серьезные финансовые проблемы.
- Черты личности, которые включают в себя негативные черты, такие как низкая самооценка, чрезмерная зависимость или самокритичность, или постоянное ожидание худшего.
- Другие психические расстройства в анамнезе, такие как расстройство личности.
Осложнения
Состояния, которые могут быть связаны со стойким депрессивным расстройством, включают:
- Более низкое качество жизни.
- Большая депрессия, тревожные расстройства и другие расстройства настроения.
- Злоупотребление психоактивными веществами.
- Трудности в отношениях и семейные конфликты.
- Проблемы в школе или на работе и проблемы с выполнением дел.
- Постоянная боль и общие медицинские заболевания.
- Суицидальные мысли или поведение.
- Расстройства личности или другие расстройства психического здоровья.
Профилактика
Не существует надежного способа предотвратить стойкое депрессивное расстройство. Поскольку это часто начинается в детстве или в подростковом возрасте, выявление детей, подверженных риску заболевания, может помочь им получить раннее лечение.