Идеализация безделья: ЕГЭ по русскому языку 2023 задание 27: номер 42 | v8xsi
ЕГЭ по русскому языку 2023 задание 27: номер 42 | v8xsi
(1)О необходимости труда, о его красоте, чудодейственной силе и магических свойствах в нашей семье не говорилось никогда. (2)О работе болтают бездельники: нормальные люди её делают. (3)Старательно, чётко, аккуратно и скромно. (4)Ведь работать, не крича о собственном трудовом рвении, столь же естественно, как есть не чавкая.
(5)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (6)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тётя, её дочь и кто-то ещё — жила на паёк отца и на его более чем скромную зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (7)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном, и я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
(8)Так вот, о вечерах. (9)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и жёлтым кругом керосиновой лампы. (10)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая; мать и тётка тоже латают, штопают или перешивают; бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает; сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух, а я играю тут же, стараясь не шуметь. (11)Это обычный вечерний отдых, и никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (12)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд, и мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (13)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО, для нас ещё не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья, и человек, который не трудится, воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
(14)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (15)Это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и (…). (16)Отдых для русского человека — крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
(17)Когда же он превратился в самоцель? (18)В пустое времяпрепровождение, ничегонеделание, в полудрёму под солнцем? (19)Мы и не заметили, как отдых стал занимать неправомерно много места в наших разговорах, планах и, главное, интересах. (20)В нашем сознании «труд» и «отдых» как бы поменялись местами: мы работаем для того, чтобы отдыхать, а не отдыхаем, чтобы работать. (21)И я не удивлюсь, коль в новом «Толковом словаре» «труд» перестанет быть существительным, а вместо него останется глагол «трудиться». (22)«„Трудиться” — заниматься каким-либо трудом с целью заработать денег на „отдых”».
(23)Я столь запальчиво пишу об этом повальном бедствии нашем, потому что с детства был приучен глубоко презирать две язвы человеческого общества: идеализацию безделья и натужную, потную, лакейскую жажду приобретательства. (24)Я понимаю, что неприлично ссылаться на собственную семью, но всё же хочу низко поклониться тем, кто посеял во мне эту нетерпимость.
(По Б. Васильеву)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера, укажите смысловую связь между ними и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите в формате Текст.
ЕГЭ по русскому языку 2023 задание 25: номер 66 | 0xe5d
(1)О необходимости труда, о его красоте, чудодейственной силе и магических свойствах в нашей семье не говорилось никогда. (2)О работе болтают бездельники: нормальные люди её делают. (3)Старательно, чётко, аккуратно и скромно. (4)Ведь работать, не крича о собственном трудовом рвении, столь же естественно, как есть не чавкая.
(5)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (6)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тётя, её дочь и кто-то ещё — жила на паёк отца и на его более чем скромную зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (7)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном, и я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
(8)Так вот, о вечерах. (9)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и жёлтым кругом керосиновой лампы. (10)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая; мать и тётка тоже латают, штопают или перешивают; бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает; сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух, а я играю тут же, стараясь не шуметь. (11)Это обычный вечерний отдых, и никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (12)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд, и мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (13)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО, для нас ещё не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья, и человек, который не трудится, воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
(14)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (15)Это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и (…). (16)Отдых для русского человека — крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
(17)Когда же он превратился в самоцель? (18)В пустое времяпрепровождение, ничегонеделание, в полудрёму под солнцем? (19)Мы и не заметили, как отдых стал занимать неправомерно много места в наших разговорах, планах и, главное, интересах. (20)В нашем сознании «труд» и «отдых» как бы поменялись местами: мы работаем для того, чтобы отдыхать, а не отдыхаем, чтобы работать. (21)И я не удивлюсь, коль в новом «Толковом словаре» «труд» перестанет быть существительным, а вместо него останется глагол «трудиться». (22)«„Трудиться” — заниматься каким-либо трудом с целью заработать денег на „отдых”».
(23)Я столь запальчиво пишу об этом повальном бедствии нашем, потому что с детства был приучен глубоко презирать две язвы человеческого общества: идеализацию безделья и натужную, потную, лакейскую жажду приобретательства. (24)Я понимаю, что неприлично ссылаться на собственную семью, но всё же хочу низко поклониться тем, кто посеял во мне эту нетерпимость.
(По Б. Васильеву)
Среди предложений 17–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора и форм одного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Искусство и наука ничегонеделания
Культура|Время чтения: 5 минут
Безделье — утерянное искусство. Это сообщение лежит в основе книги Эндрю Смарта: Автопилот: искусство и наука ничего не делать . «Праздничать, — пишет он, — одно из самых важных занятий в жизни».
«Я часто задавался вопросом, не являются ли особенно те дни, когда мы вынуждены оставаться без дела, днями, проведенными в самой глубокой деятельности. Не являются ли сами наши действия, даже если они совершаются позже, не чем иным, как последними отголосками огромного движения, происходящего в нас в праздные дни. В любом случае очень важно бездельничать с уверенностью, с преданностью, возможно, даже с радостью.
— Райнер Мария РилькеДни, когда даже наши руки не шевелятся, настолько исключительно тихи, что едва ли возможно поднять их, не услышав всего».
Нас просят делать больше, работать усерднее и стремиться сделать каждое мгновение эффективным. Смысл этой книги прямо противоположный. Вы должны делать меньше, а не больше.
Данные нейробиологии утверждают, что прямо сейчас вашему мозгу нужен отдых. В то время как наш разум превосходно приспособлен для интенсивных действий, для нормального функционирования наш мозг также должен бездействовать — оказывается, большую часть времени.
Хроническая занятость не только вредна для мозга, но и может иметь серьезные последствия для здоровья. «В краткосрочной перспективе, — пишет Смарт, — занятость разрушает творческий потенциал, самопознание, эмоциональное благополучие, вашу способность к общению и может нанести вред вашему сердечно-сосудистому здоровью».
Наш мозг, как и самолет, имеет автопилот, в который мы включаемся, отдыхая и «отказываясь от ручного управления».
Автопилот знает, куда вы действительно хотите попасть и что вы действительно хотите сделать. Но единственный способ узнать, что знает ваш автопилот, — это перестать управлять самолетом и позволить автопилоту вести вас. Точно так же, как пилоты опасно устают, управляя самолетами вручную, всем нам нужно сделать перерыв и позволить нашим автопилотам управлять нашими самолетами больше времени.
И все же мы ненавидим праздность, не так ли? Разве это не пустая трата времени?
Наш противоречивый страх перед бездельем вместе с нашим предпочтением лени может быть пережитком нашей эволюционной истории. На протяжении большей части нашей эволюции сохранение энергии было нашим приоритетом номер один, потому что просто получить достаточно еды было монументальной физической проблемой. Сегодня для выживания не требуется много (если вообще требуется) физических усилий, поэтому мы изобрели всевозможные бесполезные занятия. При малейшей или даже благовидной причине сделать что-то люди будут заняты.
Люди, у которых слишком много свободного времени, обычно становятся несчастными или скучающими.
Тем не менее, утверждает Смарт, скука — это ключ к самопознанию.
То, что приходит в ваше сознание, когда вы бездействуете, часто может быть сообщениями из глубин вашего бессознательного «я» — и эта информация не всегда может быть приятной. Тем не менее, ваш мозг, скорее всего, обращает на это ваше внимание по уважительной причине. Из-за праздности великие идеи, похороненные в вашем бессознательном, имеют шанс проникнуть в ваше сознание.
Краткая история безделья.
По крайней мере, со времен Гомера у нас неоднозначное отношение к этому вопросу. В «Одиссее» лотофаги бездельничали весь день, «жуя лотос», и были одновременно гостеприимны и, по-видимому, вполне довольны. Но они представляли угрозу для Одиссея и его команды. Когда он прибыл в страну пожирателей лотоса, капитан-трудоголик послал пару своих людей, чтобы исследовать местных жителей.
Пожиратели лотоса «не причинили им вреда», а вместо этого предложили людям Одиссея немного своего отвара, который был настолько силен, что греки оставили всякую мысль о возвращении домой. Одиссей, олицетворение героического генерального директора, заставил пострадавших мужчин вернуться на корабль, а затем привязал их к корабельным скамьям. Он понял, что если остальная часть команды попробует наркотик, они никогда не покинут остров, и приказал кораблю отчалить. В переводе Сэмюэля Батлера «они заняли свои места и ударили веслами по серому морю».Несмотря на западное клише о Китае как о стране, где труд, производительность и трудолюбие считаются величайшими идеалами, во времена Конфуция праздность была не субкультурой, а неотъемлемой частью культуры. Джентльмен-конфуцианец отрастил длинные ногти, чтобы доказать, что ему не нужно работать руками. Конфуцианство на самом деле пренебрегало тяжелым трудом и вместо этого идеализировало досуг и беззаботность. По словам Лоуренса Э. Харрисона, старшего научного сотрудника Tufts, «для китайцев «Сизиф» — не трагедия, а веселая шутка».
Харрисон пишет, что высшим философским принципом даосизма является у-вэй, или неусилие, что означает, что истинно просветленный человек духовно или интеллектуально идет по жизни с минимальной затратой энергии. В военном деле древние китайцы считали, что хороший полководец заставляет врага истощать себя и выжидает удобного случая для атаки, используя обстоятельства в свою пользу, делая как можно меньше. Это контрастирует с западной идеей о попытке достичь какой-то заранее определенной цели с огромным усилием и силой. Таким образом, парадоксально, что, несмотря на долгую историю безделья Китая, в настоящее время его считают мировой фабрикой. Возможно, это связано с тем, что, как недавно сказал мне один китайский физик, Китай «преодолел» конфуцианство только за последние полвека или около того. С приходом Просвещения на Западе, когда работа стала механизированной, бюрократизированной и дегуманизированной, философы дали отпор. В тот момент, когда капиталистическая мировая система начала беспрецедентный период экспансии, западная культура популяризировала концепцию «благородного дикаря», одной из отличительных черт которого было бездельничать и поедать плод, который якобы падал ему на колени.
Несравненный Сэмюэл Джонсон опубликовал серию эссе о пользе праздности в периодическом издании The Idler с 1758 по 1760 год. Он писал, что «бездельем… можно наслаждаться без вреда для других; поэтому за ним не следят, как за мошенничеством, которое ставит под угрозу собственность, или как за гордыней, которая, естественно, ищет своего удовлетворения в чужой неполноценности. Праздность есть молчаливое и мирное качество, которое не возбуждает ни зависти из-за хвастовства, ни ненависти из-за противодействия; и поэтому ни один орган не занят его осуждением или обнаружением».
Но капиталистов было не остановить. XIX век ознаменовался приходом глобальной индустриальной экономики. Когда люди стали функционировать как винтики в сложной машине, называемой фабрикой, Фредерик Тейлор, крестный отец эффективной американской трудовой этики, представил капиталистическим надзирателям «научный менеджмент» в «Принципах научного менеджмента». Его целью было интегрировать жизнь рабочего с жизнью бизнеса посредством того, что тогда считалось научным пониманием человека.
Тейлор стремился повысить эффективность производства, ежеминутно измеряя время и движение задач. Предвосхищая современные причуды производительности, такие как «Шесть сигм», Тейлор стремился заменить знания и опыт каждого торговца стандартизированной и «научной» техникой выполнения работы. В то время как тейлоризм был и остается чрезвычайно популярным среди бизнес-класса, гуманисты всех мастей не проявляли энтузиазма. В 1920, возможно, в ответ на возрастающую тейлоризацию, концепция робота — полностью механизированного, бездушного рабочего, физически и духовно дегуманизированного — была введена чешским драматургом Карелом Чапеком. Само слово «робот» в переводе с чешского означает «рабочий». В том же году американский юморист Кристофер Морли опубликовал ставшее уже классическим эссе «О лени». «Человек, который действительно, полностью и философски ленив, — писал он, — единственный полностью счастливый человек. Именно счастливый человек приносит пользу миру. Вывод неизбежен».[…]
С появлением 1980-х годов и Рональда Рейгана мантра о том, что продуктивность необходима для повышения самооценки, утвердилась.
Это было хорошо для Америки, это было хорошо для бизнеса. Лень, с другой стороны, была антиамериканской…
Автопилот: искусство и наука ничегонеделания продолжает более подробно исследовать преимущества и историю праздности.
Повторное посещение «Восхваления праздности»
На прошлой неделе новый знакомый выразил легкое удивление по поводу объема моего письма. Он спросил меня, как я придумываю идеи для своих произведений. Мне пришлось сделать паузу, чтобы подумать об этом, поскольку мой процесс стал скорее рефлексом, чем чем-либо еще.
Я ответил, что у меня есть роскошь времени. Несмотря на повышенный темп моей жизни после переезда в Вашингтон, округ Колумбия, я продолжаю оставлять много часов незапланированными, чтобы иметь возможность читать, думать и писать.
Мне вспоминается эссе Бертрана Рассела 1932 года под названием «Восхваление праздности», в котором критиковалась современная одержимость трудом в эпоху машин и производством как самоцелью.
Большая часть работы в богатых странах сейчас, однако, приходится на сферу услуг. Работа в сфере услуг была всегда, но не так много, как сегодня. Тем не менее, как ни странно, в эпоху, когда все меньшая и меньшая часть населения производит реальные физические предметы жизни — работу, которая в прошлом была связана с долгими часами физического труда и монотонной монотонной работой, — многие из тех, кто занимается профессиями, управляющими работа и другие рабочие места белых воротничков увеличили их рабочий день почти без ограничений. Мы получаем электронные письма от коллег по работе и клиентов в любое время суток, иногда с задачами, которые необходимо выполнить немедленно. Ужин с другом-адвокатом на прошлой неделе был прерван электронным письмом от клиента, которому в тот вечер нужна была записка на следующее утро.
Давайте на мгновение вернемся к Расселу, который, кажется, немного ухмыляется, когда дает своим читателям определение работы, но, на мой взгляд, попадает в точку:
Прежде всего: что такое работа? Работа бывает двух видов: во-первых, изменение положения материи на поверхности земли или вблизи нее относительно другой такой же материи; во-вторых, говоря другим людям сделать это.
Первый вид неприятен и плохо оплачивается; второй приятный и высокооплачиваемый. Второй вид способен к неограниченному расширению: есть не только те, кто отдает приказы, но и те, кто дает советы относительно того, какие приказы следует отдавать. Обычно две противоположные группы людей дают одновременно два противоположных совета; это называется политика. Умение, необходимое для такого рода работы, — это не знание предметов, по которым даются советы, а знание искусства убедительной речи и письма, т. е. рекламы.
Тот факт, что Рассел выступал за четырехчасовой рабочий день в 1932 году из-за производительности машин и важности свободного времени для развития личности, говорит нам о том, как далеко мы еще НЕ продвинулись. В богатых странах мы по-прежнему стремимся максимизировать производство и потребление, как если бы эти два результата были единственными путями к счастью.
Кроме того, большая часть того, что сегодня называют так называемой информационной экономикой, просто предназначена для ускорения и повышения эффективности «изменения положения материи на поверхности земли или вблизи нее относительно другой такой материи». Как таковая, она просто помогает и подстрекает к чрезвычайно опасным изменениям в биосфере, включая потепление климата.
Рассел использует слово «безделье» в своем названии, я полагаю, чтобы быть более провокационным, когда он мог бы использовать «досуг». (Позднее эссе Йозефа Пипера, озаглавленное «Досуг, основа культуры», становится прекрасным развитием темы Рассела.) Деловой раздел New York Times , включающий «туристические операции, туристические агентства, парки развлечений, поля для гольфа, игровые и рыболовные заповедники, спортивные стадионы, спортивные команды, кинотеатры, танцевальные и театральные труппы, прокат товаров для отдыха и другие услуги в сфере досуга». Кажется, что очень мало из этого относится к досугу в классическом смысле. Латинский термин «otium» обеспечивает лучшую формулировку того, что имеют в виду Рассел и Пипер, поскольку он включает не только отдых и развлечение, но также созерцание и изучение, особенно в том, что касается искусства и философии.
Бесчисленные развлечения, которые мы сегодня называем досугом, в основном стали возможными благодаря неустанному потреблению энергии и ресурсов. Если бы люди заменили досуг, которым сейчас больше всего занимаются, настоящим «отиумом», мы бы, несомненно, использовали гораздо меньше ресурсов. Однако, чтобы освободить место для «отиума», нам, возможно, придется сократить рабочий день. Это нужно было бы сделать, не допуская сокращения основных средств защиты, таких как медицинское страхование и пенсии, поскольку это просто заставило бы людей гоняться за дополнительными часами, необходимыми для получения этих средств защиты. Мы могли бы меньше производить и меньше потреблять, но у нас было бы больше времени для настоящего досуга. Больше людей могут обнаружить, что у них есть роскошь времени, которая превратилась в настоящую роскошь для тех немногих в наше время, кто ее ценит.
(Существует некий смутный смысл этой возможности, связанный с движением за всеобщий базовый доход, который вполне мог бы финансировать сокращенный рабочий день или рабочую неделю, обеспечивая при этом удовлетворение основных потребностей. )
Рассел указывает, что сокращение рабочий день мог бы частично решить проблему вынужденного безделья безработных, увеличив количество рабочих мест во многих заведениях. Это безделье почти никогда не бывает настоящим досугом, поскольку оно наполнено постоянным беспокойством, порожденным неуверенностью в благополучии себя и своей семьи.
Но чтобы иметь настоящий досуг, мы должны быть свободны от отвлекающих факторов, которые ему мешают. Мой друг, преподающий студентам колледжа, недавно сообщил мне, что сотовые телефоны стали настолько отвлекать, что их использование в классах в его учебном заведении запрещено. В ходе некоторых исследований он обнаружил, что сотовые телефоны на самом деле мешают обучению, потому что частые оповещения не дают людям простоя, необходимого для закрепления того, что они изучают, и сохранения в долговременной памяти. Без такого хранения не может быть фактического обучения. Иногда нам просто нужно смотреть в стену, объяснил он.
Так много представителей современной культуры настаивают на том, что постоянная стимуляция является сутью жизни. По правде говоря, постоянная стимуляция — это просто тактика рекламодателей, разработчиков приложений, веб-сайтов и множества средств массовой информации, чтобы зацепить вас своими сообщениями и их продуктами. Досуг требует отстранения от всего этого и — это главное — научиться получать удовольствие от уединения, спокойного наблюдения за окружающим миром и самоанализа.
Обучение этому требует времени и практики. Награды тонкие, но могут быть глубокими. А поскольку рекламодатели, производители приложений, веб-сайты и средства массовой информации не могут заработать много денег на вашем одиночестве и размышлениях, они никогда не будут поощрять вас уделять им время. На самом деле, больше всего они боятся того, что в часы созерцания вы обнаружите, как мало вам на самом деле нужна помощь тех, кто борется за ваше внимание на различных ваших электронных устройствах.
Изображение: «Двое мужчин созерцают луну». Художник: Каспар Давид Фридрих около 1825–1830 гг. «Эти две фигуры видны сзади, чтобы зритель мог участвовать в их общении с природой.