Как реагировать на детские истерики: Утихомирить скандалиста. Шесть шагов, чтобы справиться с детской истерикой | Здоровье ребенка | Здоровье
Какие ошибки совершают родители, пытаюсь утихомирить капризничающего ребёнка? Как взрослые сами провоцируют детские истерики? Объясняет семейный психотерапевт.
Сидя на карантине, многие родители как никогда прежде столкнулись с проблемой детских истерик. Как с ними справляться? Рассказывает доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии Высшей школы экономики, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва.
Часто, когда ребёнок впадает в истерику, родители чувствуют беспомощность. Одни начинают идти на попятную и выдают ребёнку желаемое, тем самым закрепляя такой способ поведения и провоцируя капризы в дельнейшем, другие наказывают или игнорируют. Однако начинать стоит всё же не с наказаний, обещаний и прочего, а с налаживания отношений с ребенком.
Что делать, если ребенок уже разошелся, кричит и не может остановиться?
Сначала попробуйте обнять ребёнка и физическим способом остановить его.
Если он совсем маленький, достаточно просто взять на руки (посадить к себе на колени), держать и не отпускать, чтобы он не бился, не катался по полу и т. д. Ребенка постарше лучше обхватить сзади за плечи, прижав его руки, чтобы это отличалось от обнимашек, но чтобы он почувствовал какое-то ограничение. В психологии это называется сдерживанием. Когда дети не могут справиться со своими эмоциями и остановиться, им важно почувствовать снаружи надежные и неопасные границы.
После этого начинайте разбираться с причинами, почему ребенок плохо себя ведет.
Если вы догадываетесь, почему он скандалит (к примеру, потому что ему запретили играть в телефоне), желательно сначала посочувствовать, пожалеть, дать поплакаться. Но после этого твёрдо сказать: «Ты расстроен, потому что я тебе не даю поиграть на компьютере, в телефоне. Понимаю, что тебе очень хочется, но больше нельзя». Если вы не понимаете, что стало причиной плохого поведения, стоит порасспрашивать ребёнка о его чувствах. Вариантов много. Например, это может быть обида на родителей. Тогда важно извиниться и восстановить отношения либо объяснить, что ребенок вас не так понял. Если ребёнок взбунтовался из-за чрезмерного контроля и опеки, попробуйте дать ему больше выбора. Например, малышу вместо требования «Ешь кашу» можно задать вопрос: «Какую кашу ты будешь сегодня есть — овсяную или манную?» У ребенка появляется ощущение, что он что-то решает.
Понятно сообщите ребёнку, что ему нужно делать.
То есть родителю не стоит говорить ребенку, чего ему не делать. Лучше сказать, что ему делать вместо этого. Когда ребенок валяется по полу, стучит ногами и кричит, попробуйте сказать: «Встань, пойди подними игрушку, которую ты бросил», «Посмотри книжку» или «Посмотри мультик спокойно».
Если ребёнок вас не слышит и продолжает кричать, спокойно подойдите, скажите, что он выбрал не послушаться вас, поэтому ему нужно идти на «перерыв».
Отведите его в другую комнату, посадите на диван (отведите в угол). Это сценарий из серии «пусть посидит, подумает над своим поведением». Через 2-3 минуты подходите и спрашивайте, готов ли он поговорить спокойно. Если не готов, пусть дальше сидит один, родитель игнорирует. Если и через 5-6 таких подходов ребенок не слушается, важно родителю «сохранить лицо», то есть хоть каким-то образом обеспечить то, чего он добивался: отвести за руку ребенка, отнести, вместе с ним убрать игрушку и т. п. Здесь важно не поощрять своим вниманием негативное поведение ребенка, не заводиться самому, последовательно выполнять одну и ту же дисциплинарную процедуру, не ругаясь, не оскорбляя ребенка и не «зверея».
Наказания почти неизбежны, но только не в виде физического воздействия.
Лучше договориться с ребенком заранее о том, как и за что его будете наказывать. Это должно быть понятно и предсказуемо для ребенка. Сначала давайте ребёнку право выбора: или он прекращает скандалить, или вы его наказываете. Лучше всего в качестве наказаний работают естественные негативные последствия плохого поведения, а также лишение удовольствий. К примеру, если ребенок скандалит, потому что хочет стащить со стола кружку с водой, разрешите ему схватить её и облиться. Конечно, если в кружке просто вода, а не горячий чай. Часто эффективно срабатывает лишение удовольствий. Например, уменьшение времени на мультики, игры в компьютере и т. д. Нельзя лишать того, что ребенку жизненно необходимо, например полезных продуктов типа фруктов, прогулок на свежем воздухе, родительского чтения перед сном или привычного ритуала засыпания.
Полезно даже говорить ребёнку: «Мне жаль, что тебя приходится наказывать». Но если наказание необходимо, нельзя сворачивать с пути. Важно также удостовериться, что наказание не оскорбляет ребёнка, не унижает его достоинство.
Если истерики случаются регулярно, нужно попытаться переломить привычный способ взаимодействия.
Сначала предупредите, что сейчас будет по-другому: вы не станете реагировать на капризы, а если они будут продолжаться, то последует наказание. При этом нужно помнить, что когда что-то меняется в способе взаимодействия, то дети первым делом будут проверять границы, настаивать на старом до последнего и ждать, когда вы «сломаетесь». Поэтому собираясь налаживать другое поведение, важно набраться терпения и быть последовательными.
Чтобы истерики случались реже, родителям стоит понаблюдать за собой. Нередко плохое поведение взрослые провоцируют сами. Каковы наиболее частые причины?
Слишком большое количество запретов.
Маленький ребенок не в состоянии удержать в голове весь набор запретов, справиться со всеми своими желаниями. Организуйте его жизнь так, чтобы запретов было меньше, исключите по возможности лишние соблазны.
Завышенные или неясные требования.
Ребенок уже привык, что у него ничего не получается, и как он ни старается, его все равно критикуют. Либо родители все время говорят разное, либо выражаются сложно и непонятно, и ребенок не знает, чего от него хотят.
Неорганизованность в жизни ребенка.
Важно понять, что если ребенок маленький, то совести в том смысле, как ее понимают взрослые, у него пока быть не может, ответственности — тоже. Нельзя ждать от малыша, что он проявит сознательность и все будет делать правильно. Порядок в доме — это ответственность родителя. Если вы организуете жизнь ребенка правильно и он эти правила понимает, ему будет только спокойнее. Он будет лучше развиваться, когда у него нет тревоги и не надо вычислять, что он делает неправильно. Когда родители проявляют строгость или наказывают ребенка только тогда, когда терпение совсем закончилось, ребёнок не понимает, что вдруг случилось с мамой или папой: те же его проступки всегда проходили, а тут сделал что-то менее значительное, и родитель взорвался.
Недостаток внимания.
Когда детям не хватает внимания, они готовы сделать все что угодно, чтобы его добиться. Какое это будет внимание — вопрос второстепенный. Важно лишь то, что мама или папа реагируют, и ребёнок уверен, что он им нужен, его любят. Родители могут этим управлять. Используйте избирательное внимание — обращайте внимание на хорошее и по возможности не реагируйте на плохое поведение, если оно не угрожает самому ребенку и окружающим. Если родитель включается только на проступки, то ребенок, соответственно, тоже добивается своего плохим поведением.
Частая ошибка родителей: до того, как похвалить, многие выжидают — вот еще немножко ребёнок постарается, и тогда похвалю. А у ребёнка как раз не хватает того самого маленького шажка, чтобы дождаться похвалы. Он гораздо раньше принимает решение, что все бесполезно, не надо и стараться. Поэтому очень важно хвалить, отмечать даже малейшее движение в сторону хорошего. Но хвалить важно за что-то конкретное. Не просто «молодец!», а «молодец, что такую интересную картинку нарисовал!». Тогда дети будут связывать свое хорошее поведение с хорошим отношением к ним родителей.
С помощью избирательного внимания можно моделировать поведение ребенка — интерпретировать как хорошее даже малейший намек на желательное поведение и хвалить за него. К примеру, сделал маленький перерыв в крике, чтобы глотнуть воздуха — это уже повод сказать: «Как мне нравится, когда ты тихо сидишь и не кричишь». И это постепенно в сочетании с игнорированием самих истерик будет работать. Когда родитель ловит хорошие моменты и на них обращает внимание, ребенок старается двигаться к тому же.
А еще важно помнить, что ни один нормальный ребенок не ведет себя хорошо постоянно. Как и у взрослых, у детей бывают не самые хорошие дни. Их нужно просто перетерпеть, а ребенка в такие моменты важно просто понять и пожалеть.
Как реагировать на детские истерики и капризы?
Почти все мамы сталкиваются с истериками своих детей. И многие не знают, что с этим делать Как реагировать на крики и слезы ребенка? А ведь от того, как родители реагируют на детскую истерику, зависит поведение вашего чада в будущем. Мы выделим важные моменты, которые помогут мамам грамотно реагировать на все негативные эмоции малыша и воспитывать в нем гармоничную личность. Для начала уясним, что надо знать маме в первую очередь.
Маме нужно
- Осознать и понять, что это нормально.
- Перестать бояться детских капризов и истерик.
- Понимать, что таким образом ребенок выражает свои сильные эмоции.
Взрослые держат свои плохие эмоции в себе. Бурное выражение своих переживаний осуждается обществом. И мы, взрослые, это понимаем. Дети этих норм не знают и позволяют себе выражать свой внутренний мир и настроение так, как они чувствуют.
Нам, взрослым, необходимо разрешить им выражать свои внутренние переживания. Это абсолютно нормально. У каждого ребенка есть негативные эмоции. И это здорово, что ребенок их выражает. Эмоции необходимо выплеснуть. Потому что они никуда не денутся. Просто наша задача как родителей, научить выражать внутренние конфликты адекватно.
Первое что мы должны принять, что ребенок имеет право выражать свои эмоции. Это просто его негативные переживания. И это нормально их выражать. Мы не должны наших детей затыкать или думать, что с ними, что-то не так. Мы это просто принимаем. Да, у него сейчас плохое настроение.
Что делать и как реагировать
Клинический психолог Вероника Степанова о способах успокоить ребенка в истерике:
- Главное – относиться спокойно!
- Еще главнее – последовательность в поведении мамы.
- Никогда не поддаваться и не уступать ребенку во время истерики.
- Любить, принимать, обнимать!
Что мы должны делать, так это относиться к этому спокойно. Спокойствие действительно помогает. Проговаривайте про себя, что все хорошо , прекрасно, что ребенок выражает свои эмоции.
Очень важный момент, можно даже сказать ключевой – это последовательность поведения мамы. Для ребенка очень важно предсказуемость в поведении. Ребенок должен знать, как мама отреагирует на его нехорошее поведение. Но если мама реагирует по-разному, ребенок начинает бояться непредсказуемости.
Например, в детских домах дети не плачут, потому что знают, что все равно к ним никто не подойдет. И они понимают, что не получат внимания. Со временем дети смиряются и не плачут. Поэтому последовательность в поведении очень важна. Надо реагировать на истерики одинаково и желательно одинаково спокойно.
Если, например, ребенок истерит по поводу того, что ему надо потрогать что-то опасное, то надо все равно реагировать одинаково, чтобы ребенок понял, что истерикой он ничего не добьется. Важно объяснить спокойно, что так делать нельзя. И со временем ребенок перестанет истерить. Потому что малыш поймет, что мама не поведется на его крики.
Если вы знаете, что сдадитесь после криков ребенка и пойдете у него на поводу, то лучше сразу сделать то, что просит малыш. К примеру, папа играет с дочкой, и ему пришлось срочно отойти по делам. Девочка тут же впадает в истерику, а папа сразу возвращается к ней. Все, это большая ошибка. Ребенок понял, что истерикой можно добиться всего, что он пожелает.
Надо показывать, что вы любите малыша, но так делать нельзя. Надо начинать реагировать на истерики ребенка правильно, начиная с самого раннего возраста. Тогда в дальнейшем истерик можно будет избежать.
Капризы и негативные эмоции
- Запомните, что ребенок делает это не на зло вам!
- Негативные эмоции – это нормально.
- Не запрещать их, не стыдить за них.
- Учить выражать адекватными способами, принятыми в обществе.
Ребенок не пытается нас злить, он просто хочет кричать — и кричит. Наша задача, как родителей, — научить адекватно, выражать свои эмоции. Ребенок истериками пытается что- то показать. Запрещать эти эмоции не стоит. Стыдить тоже нельзя. Его истерика — это естественное выражение его чувств. Если мы запрещаем истерить, ребенок просто не понимает, что происходит, ведь это естественное для него поведение.
Во время истерики важно ребенка поддержать. Если он не нуждается в вас в этот момент, это не есть хорошо.
Отзеркаливание
Это самая эффективная методика разрешения любых конфликтных ситуаций (не только с детьми). Каждому ребенку нужно, чтобы его понимали. Родители должны обозначить его чувства, и ему тут же станет легче.
Отзеркаливание – это когда мы принимаем и понимаем чувства ребенка и сообщаем ему об этом. Удовлетворяем его потребность в принятии и поддержке.
Мы — существа социальные, нам необходима поддержка, как детям, так и взрослым. Родители должны принимать и понимать чувства своего ребенка. Проговаривайте переживания малыша, объясняйте, что с ним сейчас происходит. Ребенок просто не понимает что с ним творится, и еще если на него кричать, или паниковать вместе с ним, ребенку еще хуже становится, ведь он не понимает, что происходит с ним и мамой. Он замыкается или еще больше истерит. Малыша надо познакомить с его чувством и объяснить ему, что он сейчас расстроен, и вы его понимаете. Ребенок тут же успокоится.
Как работает отзеркаливание:
- Обозначить ситуацию.
- Показать принятие.
- Проговорить чувства ребенка.
- Сказать, что это нормально.
- Привести свой пример.
- Еще раз проговорить чувства.
- Только потом объяснение/отказ.
Как сдерживаться маме
- Мамины негативные эмоции — это тоже нормально!
- Эмоции всегда впереди разума, так у всех.
- Разрешать себе негативные эмоции.
- Проговаривать их, объяснять ребенку.
- Не винить себя!
- Учиться их выражать приемлемым способом.
Не переживайте, что вы злитесь на кроху. Это абсолютно естественно. Ведь мама целый день следит за домом, за ребенком. А это большая нагрузка как физическая, так и моральная.
Алина Нафикова
Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).
Задать вопрос
Никогда не вините себя. Лучше учитесь вместе с ребенком спокойно и адекватно реагировать на любую сложную ситуацию.
Детские истерики: два вида истерик у вашего ребенка, которые необходимо уметь различать. Истерика верхнего этажа (верхнего мозга) и истерика нижнего этажа (нижнего мозга). В чем разница и почему важно их отличать.
Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением — детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские капризы, другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка. Но детские психологи просят родителей быть осторожнее: существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной родительской реакции. И важно уметь их различать.
Истерика верхнего мозга (верхнего этажа)
Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя купить ему новую куклу или радиоуправляемую машинку. Эта истерика — банальная попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.
Читаем подробно: детская истерика в магазине — как реагировать родителям
В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить. Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в данной ситуации его ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение вернется к полной норме.
Истерика верхнего этажа — это своего рода моральный терроризм, для разрешения которого есть только два пути:
- Согласиться и дать ребенку то, чего он требует.
- Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял — его спектакль не имеет зрителей.
Психологи советуют спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы, расскажите почему вы отказываетесь, например, покупать новую машинку. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности. И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем.
Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом:
- Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания.
- Дайте резонные причины для отказа.
- Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание.
- Предложите сделку: вы купите ребенку машинку или куклу, как только это представится возможным.
“Эта кукла действительно очень красивая и я отлично понимаю, почему ты ее так сильно хочешь. Но сейчас у нас совсем нет лишних денег, мы не можем купить ее сегодня. Ты ведешь себя очень некрасиво, мне стыдно за тебя. Если ты не успокоишься, то мне придется наказать тебя, и тогда в эти выходные ты не поедешь в цирк. Если ты успокоишься и поймешь, что сейчас ведешь себя ужасно, то мы купим тебе куклу сразу, как только у нас появятся на нее деньги”.
Читаем также: Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?
Если же ваш ребенок, даже несмотря на все ваши логичные доводы и спокойный тон, продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. И донесите до него важную мысль о том, что теперь он никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью его вина!
Ребенок должен осознать, что не все его желания обязаны мгновенно воплощаться в жизнь, но если он будет терпелив и научится вести себя адекватно, то в итоге получит то, чего так хочет.
Читаем также: 10 причин плохого поведения детей
Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)
В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа — явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.
Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики — снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.
Читаем также: Почему ребенок бьется головой об пол и стены — причины и как реагировать?
Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.
Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом.
Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:
- Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
- Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
- Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
- Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.
Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей — выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.
Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!
“Ты настолько сильно не хотел доедать свой обед? Неужели каша тебе так не понравилась? Или ты уже был сыт и не хотел доедать? Не нужно так расстраиваться, ты же мог просто сказать, что уже наелся. Давай ты будешь говорить нам с папой, когда больше не захочешь есть, а мы не будем тебя заставлять. Хорошо, мы договорились?”
Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада. Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.
“Даже если еда показалась тебе не очень вкусной или если ты уже наелся, то не стоит вести себя таким образом. Это очень некрасиво! Ведь я старалась и готовила для тебя. Ты мог бы просто сказать, что не голоден, я бы не стала тебя заставлять есть. Нельзя выходить из себя, если тебе просто что-то не понравилось”.
Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.
Как быстро распознать верный тип истерики
Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.
Ложная истерика:
- Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
- Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
- Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
- С ребенком получается договориться;
- Истерика больше носит демонстративный характер.
Истинная истерика:
- Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
- Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
- Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
- Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
- Истерика напоминает состояние аффекта.
Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.
Читаем также: Как бороться с детской истерикой: советы психолога
Как узнать причины истерик и уметь мгновенно предупреждать их?
Все родители периодически сталкиваются с проблемой детских истерик – слезы, крики, валяния по полу в общественных местах ставят мам и пап в тупик. Чтобы ваша жизнь не превратилась в сплошной кошмар, а ваш ребенок перестал добиваться своего с помощью слез, психолог Виктория Люборевич-Торхова рассказывает об эффективных методах борьбы с детскими истериками:
a a a a a a a
Детские истерики. Как реагировать и предупредить?
15.11.2019
3
Истерика у ребенка — это нормальное явление, а не проявление плохого воспитания, нетерпеливости, наглости. Это — перегруз психоэмоциональной системы. Когда малыш закатывает истерику, казалось бы, по любому поводу,он показывает свою реакцию на ситуацию, которую он хотел бы, чтобы она была по его сценарию. Но у него не получилось этого добиться.
В чем причина истерик?
Спровоцировать такое поведение ребенка способны несколько факторов:
- Физическое состояние, если малыш переутомлен, устал, чувствует голод или боль. До 4-5 лет дети не понимают, что хотят есть и спать и начинают истерить. Поэтому задача родителей держать такие моменты под контролем.
- Эмоциональное состояние — перегруз эмоций (внутренние переживания). Недостаток внимания или эмоциональной связи с ребенком тоже способствует частым истерикам.
- Психологическая незрелость — ребенок пока еще не в состоянии остановить себя физически и психологически и не реагировать на определенные события бурно.
Истерика учит малыша контролировать свои импульсы и свои эмоции.
Накопленные эмоции в истерике дети могут выразить только слезами. Поэтому родители должны разрешить ребенку выпустить свои сложные эмоции и принять их.
Истерика у ребенка в 1 год
Истерики могут случаться и у годовалого ребенка, хотя считается, что они характерны для детей более старшего возраста.
В год ребенок еще не умеет хорошо ходить, говорить и не обладает массой других навыков. Часто это может расстраивать малыша и он будет закатывать истерику, выражая свои эмоции криком, плачем, падением специально на пол. Так он будет добиваться своего, если, например, ему не разрешили взять какую-то вещь или он не может до нее добраться сам.
Также у малыша появляется страх отделения от мамы (сепарационная тревога) и страх чужих взрослых, что тоже может вызвать слезы и крик.
Истерика у ребенка в 2 года
В 2 года ребенок часто закатывает истерику по любому поводу, как кажется родителям. Почему?
В этом возрасте ребенок уже ходит, начинает активно разговаривать, понимает, как делиться и делать что-то по очереди, учится распознавать свои эмоции. Малыш впервые начинает осознавать себя и пробовать свои врожденные свойства. Но вербальные, физические и эмоциональные навыки еще не развиты до конца и ребенок может легко расстроиться, если ему не удается выразить свои желания словами или сделать что-то самому.
Из-за чего малыш может расстроиться и закатить истерику:
- Вы его не поняли и не дали,что он хотел
- Он не хочет ждать своей очереди
- Ребенок не смог налить молоко/сок в стакан или поймать мяч, но очень хотел
- Малыш также может начать плакать, потому что бутерброд не целый, хотя он его только откусил
- Сегодня он ненавидит макароны, хотя вчера еще обожал
- Мама заговорила в неподходящее время или не так во время игры…
Во время сильной истерики малыш будет кричать, плакать, топать ногами, падать на пол, пинаться, кусаться, бросать вещи.
Истерики в этом возрасте носят эмоциональный характер, когда дети расстроены. Но постепенно ребенок может научиться использовать истерику с целью получить от взрослых то, что он хочет. Поэтому тут очень важно поведение и реакция взрослых на истерику
Истерики у ребенка 3 лет
К 3 годам малыш уже многое понимает. Наступает этап, когда он хочет проявлять по полной свою самостоятельность и отстаивать свое “я” перед вами. Но не всегда у него это получается делать спокойно. В результате ребенок истерит. Этот период осложняется тем, что малыш часто бывает негативным, упрямым и действует часто наперекор взрослым.
Поэтому в 3 года ребенок часто устраивает истерику, если что-то пошло не по его или он желает добиться своего во что бы то ни стало. Часто, казалось бы, на “пустом” месте.
Истерики у ребенка 4-5 лет
К этому возрасту количество истерик у детей сокращается. Ребенок уже может выразить словами, что хочет, он полностью открыт и не стремится конфликтовать.
Он уже осознает любовь к родителям. И самым интересным и важным для него становятся люди и отношения.
Ребенок уже хорошо может вербализировать свои чувства и эмоции. Истерика в этом возрасте случается, если родители не идут на поводу, он что-то не поделил с друзьями,. Также в этом возрасте может начать врать. Причина лжи — страх не понравиться взрослым, а ребенку сейчас важно быть хорошим.
Во время истерики ребенок не просто плачет, а может кричать что-то обидное: “Я тебя ненавижу, уйду, ты плохая мама..” . Но это не значит, что он так думает на самом деле.
Как реагировать на истерику?
Советы психолога
Бесполезно успокаивать ребенка и разговаривать с ним во время истерики. Иногда чем больше вы говорите, тем больше ребенок плачет и кричит. Также не стоит наказывать малыша — нужно, наоборот, помочь разобраться с чувствами и эмоциями.
Если ребенок взвинчен, то лучше молчать. Но не игнорировать — вы должны быть доступны и присутствовать эмоционально. Опуститесь на уровень ребенка и сядьте рядом. Спросите: “Хочешь, я тебя обниму?” Если скажет, что нет, просто будьте рядом.
Можно повторять одну и ту же фразу: “Мама рядом, я готова тебя обнять, я помогу тебе справиться”. Не стоит говорить: “У тебя все хорошо” — ведь это не так на самом деле.
В такие моменты очень важно контролировать уровень своих эмоций и учиться принимать страдания ребенка. Для этого взгляните на ситуацию глазами малыша.
Оставайтесь спокойными и уверенными в себе и не отгораживайтесь: “Пока ты истеришь, я уйду”.
Вместо этого вызывайте у ребенка сопереживание: “Ты так визжишь, моим ушам больно. Пожалуйста, тише.”
Установите понятные правила и границы дозволенного. Они должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему.
В течение дня акцентируйте внимание малыша на хорошем.
Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя. Пусть будет меньше запретов таким образом.
После 2 лет используйте принципы логичных и естественных последствий. Например, если ребенок не хочет надевать варежки и истерит по этому поводу, выходите на улицу без них. Но предупредите: “Без варежек твои руки замерзнут и ты не сможешь долго гулять”. Как только вы заметите, что руки замерзают, спросите: “Хочешь, варежки?” Ребенок легче согласится их надеть. Или: “Ты не поспал днем и я поэтому тоже не отдохнула — у меня нет сил идти на площадку теперь.” Так ребенок будет понимать, как каким последствиям приводят его действия.
А вот, чего важно избегать:
- Шантажа
- Подкупа
- Одноразовых решений
Они не научат ребенка принимать правильные решения и не помогут решить проблему истерик в перспективе.
Помните о правилах безопасной истерики:
- “Я не раню себя”
- “Я не раню других”
- “Я не порчу имущество”
Если одно из них нарушено, нужно ограничить ребенка в действиях.
Ваш малыш часто капризничает и устраивает истерику? Поделитесь в комментариях, какие трудности у вас возникают в такие моменты?
Содержание:
Как пережить вынужденное сидение дома с детьми, да еще и совместить его с удаленной работой? Родители делятся в соцсетях лайфхаками, чем занять детей на карантине, а тем временем дети, чувствуя растущее напряжение и тревогу взрослых, все чаще закатывают истерики. Как с ними справляться прямо сейчас – и что предпринять на будущее?
Помочь ребенку выразить чувства
Называть чувства. Наверное, это база всех остальных вариантов. Истерика — это когда ты не можешь управлять своими чувствами. Поэтому, называя чувства ребенка, мы делаем их менее масштабными, даем им «имя», а значит, и задаем границы. «Ты зол. Ты обижен. Тебе грустно» — и вот ребенок уже чувствует опору.
«Это маленькая проблема, средняя или большая?» Всего один вопрос очень помог мне показать своей дочери, что есть вещи, которые легко исправить, и не стоит из-за них сильно переживать. Есть вещи, которые требуют помощи или терпения, а есть что-то, с чем иногда невозможно справиться, но и это можно пережить. Детская психика очень пластична, и малышам порой гораздо проще справиться с разочарованием, нежели взрослым.
«Как ты сердишься?» Этот вопрос дает ребенку возможность выразить свои чувства в физической форме, а значит, и выпустить их.
«Если бы у меня была волшебная палочка…» Иногда деткам важно чувствовать, что их желания ценны и важны для мамы и что все дело — во внешних обстоятельствах. «Если бы я могла прямо сейчас наколдовать суп, мы бы с тобой гуляли еще и еще, но у меня нет волшебной палочки, придется идти домой его варить. А как думаешь, у кого есть волшебные палочки?». Малыш отвлекается и идет домой. Хотя не всегда, конечно!
«На что похожа твоя злость?» Еще одна вариация выражения своих «огромных» чувств в человеческих масштабах. «Похожа твоя злость на ураган? Не-е-ет? Может, на маленькую птичку, которая пищит? Тоже не-е-ет? А может, на драко-о-она?! Трехголового!»
Рассказать о себе. Хороший способ для детей постарше: рассказать, как вы были маленьким и как вам тоже было обидно, когда такое случалось. Например, «знаешь, когда мне тоже было три годика, мама всегда уводила меня с площадки, а я так хотела, так хотела еще поиграть. И я тоже садилась и плакала. Обидно же, да?»
Мы, во-первых, показываем ребенку его эмоции, во-вторых, говорим, что понимаем их, и, в-третьих, делим весь этот эмоциональный груз на двоих.
Записать жалобы. На самом деле самая большая проблема состоит в том, чтобы выдержать детскую истерику. Многие знают о контейнировании — способности мамы «вмещать» в себя детские эмоции. Так вот, если контейнер переполнен и вы чувствуете, что начинаете заводиться, есть способ: принесите листочек с ручкой и скажите себе, что не будете сейчас впитывать в себя чувства ребенка, а выложите их на лист.
— Почему ты плачешь? Обидно?
— Да-а-а…
— Хорошо, так и запишем: обидно.
Честно поговорить. Существует много способов для успокоения маленьких детей, но стоит признать, что и у старших случаются истерики. И тогда, конечно, важно честно выяснить причины истерики. Причем не поводы, а именно причины. Например, то, что ребенок не хочет рано вставать в школу, может быть лишь поводом, а причиной окажется то, что одноклассники обзываются. Или наоборот.
Физические способы успокоить истерику
Попросить ребенка кричать как можно громче. Это хороший способ, если, конечно, это не звучит как «Ой, давай! Ори еще громче, никто ж не слышит!». Нужно грамотно сказать что-то вроде: «Помоему, ты не всю обидку показываешь. Давай всю! Давай-ка громче покричим, как мы на самом деле недовольны!». Вполне себе способ выпустить эмоции.
Погудеть. Один из способов разделить эмоции ребенка — войти в звуковой резонанс. Гудеть или тянуть звук «а-а-а» в такт плачу ребенка. Только звук должен быть ниже, спокойнее и тише. И тогда ребенок через время подстроится и успокоится.
Побить предметы. Реальность там, где твое тело. Если ребенок сильно злится, то выразить это физически — значит и выпустить это из себя. Даже для нас с вами работает ведь!
Порвать бумагу. Младших детей такой способ просто отвлекает, а старшим может предлагаться в качестве варианта того, как выплеснуть злость.
Игры с песком или пластилином. Игры с приятными тактильными ощущениями — тоже отличные помощники мам. Причем эта идея хороша как для годовалых малышей, так и для тридцатилетних тетенек. Полепишь куличики, поразминаешь руки, и уже куда-то ушли злость и обида.
Купаться. Особенно приятный метод для лета или перед сном. Купание прекрасно снимает нервное напряжение и отвлекает, а пока ребенок занят игрой в воде, мама может выдохнуть и тоже успокоиться.
Сделать массаж. Очень приятный и нежный способ вернуть внимание ребенка из эмоций обратно в тело.
Потанцевать. Еще один прекрасный телесный способ справиться с чувствами. Вы можете пригласить ребенка на танец, взять на руки, закружить или просто танцевать с ним рядом.
Переодевание. Особенно такое любят девочки. Иногда приходится долго убираться после того, как даешь дочери возможность самой выбрать себе одежду из шкафа и перемерить все, что захотелось, но удовольствие ребенку обеспечено. Конечно, это не работает в случае сильной истерики. Этот метод скорее для длительного нытья, «нехочуханья» и отказов слушаться.
Аквагрим. Дети очень любят грим! Девочки любят красить губки, а мальчикам можно предложить «превращение» в какое-нибудь животное. Необязательно иметь специальные краски, вполне подойдет мамина косметичка или натуральные «краски» типа сметаны, куркумы или еще что-нибудь, что есть в холодильнике. Но одно правило: грим не получится нарисовать, если есть слезки!
Ароматы. Еще один способ «переключить» чувства — дать ребенку понюхать что-нибудь с сильным запахом. «Ой! Что это за запах? По-моему, пахнет сыром! Ты что, где-то запрятал(а) сыр? Или, может, папа где-то оставил? Давай-ка принюхаемся…»
Объятия. Говорят, человеку просто для здоровья нужно четыре объятия в день. Восемь — для спокойствия. Шестнадцать — для счастья. Может, это и не доказано на 100%, но это невероятно приятно и не несет никакого вреда для организма или отношений.
Попросить помощи у брата или сестры. Двое людей, которые тебя любят, гладят и обнимают, всегда лучше, чем один. А если у вас многодетная семья, объятий и вовсе может быть через край.
Дать грудь. Простой, как и все гениальное, способ от нашей подписчицы: «Для ребенка на ГВ (то есть грудном вскармливании) можно вообще ничего не придумывать. Почти любую истерику можно остановить, просто дав малышу грудь».
И здесь нам хочется успокоить тех родителей, которые переживают, что таким образом они формируют у ребенка связь между успокоением и едой. Нет никаких доказательств этому мифу. А вот то, что грудь для ребенка — это не только про еду, а очень сильно про связь с мамой, всем очевидно. Грудь даже называют второй пуповиной, так что вы можете быть спокойны на этот счет.
Покушать. Этот вариант здесь не как способ «заесть» неприятные эмоции. Это о том, что не все дети и не всегда могут слышать маленькие сигналы своего тела. Они могут быть голодны, а из-за этого утомлены, а из-за этого слишком нервно на все реагировать. Сами они этого понять не могут. Так что если ребенок раскапризничался, стоит оценить, хорошо ли он ел в последний раз и как давно это было.
Как отвлечь ребенка во время истерики
Отвлечь знакомыми стихами. Такой вариант больше подходит для ребенка, который действительно любит читать стихи. Некоторым деткам очень нравится показывать, как много они помнят наизусть, и они не упускают момента «показать себя». Да и ритмичность стихотворений тоже часто играет на пользу.
Мультики и песенки. Мультфильмы всегда были и останутся предметов сотен споров, но то, что они потрясающе работают, — это факт. Особенно, если вы в машине и если взять ребенка на руки нет возможности.
Родителям, которые переживают из-за глупого содержания мультиков, я очень рекомендую подобрать каналы, на которых делают поделки, показывают животных или рассказывают познавательные истории.
Истории. Да, кстати, любые истории прекрасно затягивают внимание ребенка, если их рассказывать вовлеченно. Неважно: про кота, про подружку, про последний поход в кино… Рассказывать можно любую ерунду. Главное — артистично и быстро.
Пальчиковые игры. Многие родители подмечают, как пальчиковые игры типа «Сорока-белобока кашу варила…» захватывают внимание ребенка. Причиной тому, во-первых, акцент на ручках (малыш концентрируется на телесных ощущениях), а во-вторых, любовь детей к историям.
Новая игрушка или игра. Этот способ, кстати, не такой уж и затратный, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, в интернете сейчас миллиард идей для игр и занятий с подручными материалами. Во-вторых, вам необязательно все время покупать новые игрушки. Вы просто можете разложить их по темам в коробки и убрать в шкаф. Если игрушки не лежат постоянно на виду у ребенка, то они снова становятся интересными.
Мыльные пузыри. Мы, наверное, никогда не перестанем удивляться волшебству мыльных пузырей. Допускаем, что не все дети от них в восторге, но все-таки 90% человечества испытывает радость и счастье при виде мыльных пузырей!
Показать зеркало или селфи-камеру. Довольно популярный среди наших подписчиков вариант. Мы проводили опрос в соцсетях, и многие родители сообщили, что используют отражение как способ отвлечь ребенка. Причем это работает для всех возрастов.
Выглянуть в окно. Это отличный способ. То, что происходит на улице, почти всегда завлекает детей. Можно рассказывать, кто там и куда пошел, можно считать машины. А еще этот метод хорошо помогает, если маме надо с кем-то оставить ребенка. «Стой у окна, и, когда я выйду, ты помашешь мне ручкой».
Животные. Кошки, собаки и даже рыбки оказываются прекрасными напарниками в воспитании ребенка. Первые могут сами прийти ласкаться к плачущему малышу, а за последними просто интересно наблюдать — успокаивает.
Разглядывать цветы. Если вы на улице или в огороде, то можно приглядеться к природе. Например, к растениям. Есть хорошая цитата на эту тему: «Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей». Очень умиротворяюще звучит.
Другой язык. В методе, который предложила наша подписчица, работает эффект внезапности: начните говорить с ребенком на иностранном языке.
Позвонить кому-нибудь. Иногда для снижения градуса эмоций (особенно, если мама тоже начинает заводиться) можно позвонить папе, бабушке или подруге. Малыши отвлекаются, мама выдыхает. Если все заняты и отвлекать неудобно, я иногда звоню в какую-нибудь службу поддержки или интернет-магазин с автоответчиком. Чужой голос вызывает еще больший интерес.
Придумать срочное дело. «Ох! Малы-ы-ыш, я совсем забыла! Нам же срочно нужно бежать на кухню и поставить макароны вариться! Бежим! Ох, как же у меня вылетело из головы? Сейчас не сварим макароны, потом кушать захотим, а ничего и нет». Чем младше ребенок, тем проще такое «дело» может быть.
Включить воду в кране. Говорят, можно вечно смотреть на то, как течет вода и горит огонь.
Кстати, огонь! Можно зажечь свечку, просто смотреть на нее и успокаиваться: «Смотри, огонек сверху белый, внутри синенький, а вокруг все желтое. Ты замечал?» А еще свечку можно задувать.
Дыхательная гимнастика. Из предыдущего пункта сразу вырисовался этот. Часто в истерике наше дыхание сбивается, зажимается или становится слишком быстрым. Поэтому в ход идут фразы типа «Ай, я стукнула палец! Подуйподуй мне, пожалуйста!» или «Кажется, мне в глаз попала соринка. Можешь подуть на меня?»
«Сколько?» В качестве примеров приведем здесь несколько диалогов:
— Ты злишься, потому что тебе не дали шарики?
— Да-а-а…
— А сколько шариков ты бы хотел?
— Два! Нет, три! Многа-а-а…
— А «многа» — это сколько?
— Ше-е-есть!
— А сколько минут ты бы еще хотел поиграть?
— Пять.
— А потом домой, если разрешу пять?
— Да.
То есть, во-первых, это работает как «договор», а во-вторых, включает у ребенка фантазию, что снижает накал страстей.
«Твой друг тебя уже ждет!» Если вы собираетесь куда-то, где будет приятель вашего малыша, то можно сказать: «А Вася-то сейчас постоит, подумает, что ты не приходишь, и уйдет домой!» Если ребенок очень любит играть со своим другом, то он быстро отбросит свои «пустяковые» проблемы и успокоится.
Чтобы детских истерик стало меньше
Просто позволить истерике быть. Выше мы говорили о базовом и самом, пожалуй, важном способе: называть ребенку его чувства и не запрещать их выражать. Но если у родителя сейчас не хватает ресурса на подобное, то можно просто оставаться рядом, ничего не говорить и дать ребенку время. Работает на все возрасты. Даже, говорят, на 30-летних детей!
Успокоиться. Чем младше ребенок, тем заметнее то, насколько на его настроение влияет настроение мамы. Когда вы задерганы, переживаете, малыша может вывести из себя практически любая мелочь, а когда вы спокойны, ребенок проще реагирует на неприятности.
Дать себе ресурс. Идея заключается в том, что «пустая» мама не сможет дать ребенку поддержки. Она лишь так же будет раздражаться, и все превратится в снежный ком. Конечно, не нужно бежать на маникюр от плачущего малыша, но если вы заметили, что истерики стали чаще, то, возможно, это очень даже выход.
Игнорирование. Здесь есть один нюанс: если мы говорим о переизбытке чувств, усталости, большом стрессе, испуге — этот метод запрещен, причем чем меньше ребенок, тем опаснее так поступать. Но если мы говорим о манипуляциях, когда ребенок требует чего-то опасного или вредного, и вы действительно видите, что его крик — это способ заставить вас дать ему желаемое, то, да, нет ничего страшного в том, чтобы отстраниться и не вовлекаться в эту игру.
Хочется уточнить, что такая реакция обычно не требует частого повторения. Если ребенок видит ее, он довольно скоро поймет, что истерики «не работают». А если он не понимает, возможно, причина в другом.
Преступление-наказание. Лишение ребенка мультиков или прогулки в парк действительно работает. Как часто использовать этот метод и использовать ли вообще — решать каждой отдельной семье. Но важно правильно формулировать то, за что вы лишаете ребенка чего-то.
Наказывать его за то, что он плачет, — не самая лучшая идея. А вот если он в своей истерике обижает других детей или портит вещи, которые портить нельзя, то «наказание» вполне может быть границей. Однако если вы решили ее ставить, выдерживайте. Не давайте пустых угроз.
И еще отмечу, что психологи не рекомендуют лишать сладкого за плохое поведение. Таким образом, мы формируем связь еда-награда, а это чревато проблемами с пищевым поведением.
Дать, чего требует. Вот мы все перечисляем варианты того, как получить свою взрослую выгоду — спокойного ребенка, а между тем совсем забыли упомянуть, что иногда мы действительно сами доводим ребенка до истерики. Стоит уважать желание ребенка досмотреть серию мультфильма или требовать свою игрушку, которую забрал чужой мальчик.
Мы пишем это, чтобы акцентировать внимание на следующем: порой, начитавшись статей о педагогике или наслушавшись советов от бабушек, мы решаем быть стойкими и не идти на поводу у ребенка. Мы, бывает, боимся дать слабину, потому что переживаем, что ребенок научится манипулировать нами с помощью истерики. Но это не всегда уместно.
Банальная ситуация: дочь требует, чтобы ей надели другое платье, а мама спешит отвести ее в сад и не хочет переодевать. Если подумать, ребенок имеет право на такое требование. И может, тогда это не «идти на поводу», а «уважать мнение другого человека»?
Анализ режима дня. Еще один метод, работающий не на моментальное решение, а влияющий на причину. Ребенок на 100% становится более нервным, если мало гуляет, плохо спит, мало двигается или просто живет не по устойчивому режиму.
Все спокойное внимание мамы. Одна из наших подписчиц сказала, что часто ребенок истерит, потому что он не получает всего спокойного внимания мамы. И здесь важны все части фразы.
Все — ребенок хочет, чтобы вы разговаривали с ним, не развешивая при этом белье.
Спокойное — не раздраженное, не «буду, чтобы ты не истерил», а полное, спокойное внимание.
Внимание мамы — малышу нужны именно вы. Не просто игра, не книжка, не песенка, а мама. Именно эта неповторимая связь.
Перечитать этот список. Можно и вместе с ребенком, чтобы обратить все в шутку и дать ему и себе возможность выбирать свои реакции. «Смотри, тут написано, что, если ты плачешь, можно обниматься, купаться или гладить тебя по спине. Что выбираешь?»
«Я все равно тебя люблю». Как бы ни было иногда трудно выдержать детские эмоции, как бы ни было иногда трудно найти общий язык, важно помнить: вы все равно самый лучший родитель своему ребенку, а он самый лучший ребенок для вас.
Даже если он жутко нахулиганил, побил брата или толкнул сестру, залил краской паспорт, даже если он не хочет собираться в садик, принимать лекарства, мыть голову или ложиться спать, даже если вы уже отругали его чересчур резко, сказали лишнего, отправили в угол или шлепнули по попе… Эти слова все равно будут к месту.
опыт мамы 4 детей. Причины истерик у детей
Содержание:
«Как справляться с детскими истериками?» — спрашивают мамы друг у друга, у блогеров, психологов и врачей. Честный ответ — никак. Нет, вы, конечно, можете постараться сделать так, чтобы для истерики не было повода — но если ребенку нужно сбросить эмоциональное напряжение, он все равно найдет, из-за чего поскандалить. Нам остается просто научиться правильно реагировать на детские истерики.
Детскую истерику мы чуем издалека. Она как природный катаклизм, как приближающийся торнадо — зловещая и опасная. Мы ощущаем, как меняется атмосферное давление. Наблюдаем, как меркнет свет и небо заволакивают тучи. Мы видим по глазам ребёнка: надвигается гроза! И, как и в случае с торнадо, остановить её мы бессильны. Вся эта энергия должна куда-то выплеснуться, а мы находимся в эпицентре. Всё, что можно сделать, — рвануть куда глаза глядят, найти убежище и уповать на лучшее.
А потом начинается… В процессе задействовано всё тело. Пальцы ног поджаты. Глаза выпучены. Кулаки сжаты. И в мгновение ока деточка оказывается на полу, и воет, и визжит, и выкрикивает худшие слова, известные столь маленькому существу: «Ненавижу тебя! Всю жизнь тебя ненавидел! Ты ужасная мама!» Гнев, огонь, яд. «Чтоб ты умерла!»
Бывает, мне прилетает по физиономии. Другой раз могут поцарапать или вырвать клок волос — иногда моих, а иногда и собственных. Подчас истерика набирала такие обороты, что деточку тошнило. Было страшновато. Наверное, никогда я не чувствовала себя такой растерянной и беспомощной, никогда моё сердце так не болело из-за кого-либо. И что бы я ни говорила и ни делала, ничто не могло остудить эту ярость.
Успокоить истерику невозможно
Мы никогда не могли предсказать, от чего у ребёнка сорвёт крышу. И не могли придумать, как это прекратить. В худшие времена истерики разражались через день. Я даже обращалась за советом к врачам. Так были испорчены не один и не два семейных отпуска.
Как сейчас помню один момент — в подробностях, настолько он был ужасен. Мы зашли в сувенирную лавку маленького городка. Родители мужа тоже присутствовали — большая семейная поездка. И тут деточку торкнуло. Она рухнула на пол. Затем выскочила из магазина и с оглушительным рёвом побежала прямо по проезжей части на глазах сотен прохожих. Они смотрели на ребёнка. И, конечно, они смотрели на недотёпу-мать, которая бежала следом. Уверена: почти все, кто это видел, думали обо мне очень плохо.
Но к тому моменту я уже выработала свою тактику реагирования. Я уже знала: попытки договориться с деточкой, или утешить её, или ругать совершенно бессмысленны. Ничего делать не надо — только ждать, пока пройдёт гроза.
В душе я, конечно, переживала. Я была в ярости и в отчаянии. Каждый раз, с каждой истерикой моё сердце рвалось на части. Но я научилась вести себя как солдат — как бы выключать эмоции и с каменным лицом ждать, пока минует кризис. И твердить себе: «Это закончится. Это обязательно закончится. А до тех пор ты ничего не можешь сделать — только обеспечить ребёнку безопасность».
Предотвратить истерику не всегда получается
Конечно, не все истерики столь мощны. Если честно, наблюдать за некоторыми из них — сущая умора. Помню, пошли мы как-то раз в магазин игрушек. Знаю-знаю: четверо детей в магазине игрушек — да ты что? Ошибка новичка, но было поздно. Всё равно что запустить четвёрку лис в курятник и сказать: «Можно только посмотреть».
Но вот в чём штука: обычно я справлялась. Мне почти всегда удаётся зайти в магазин со всей оравой и благополучно выйти. Ну, может, немного поноют, пару раз спросят: «Можно мне это?» Моя проверенная тактика — неопределённо пообещать: «Может, в следующий раз, солнышко», — и выметаться поскорее.
В то самое утро я успела дойти до пункта 16 своего бесконечного списка дел: купить подарки к двум предстоящим дням рождения. У меня был чёткий план. Детям я сообщила, что мы на задании и нам нужно установить рекорд скорости. Пять минут — и обратно в машину. Готовы? На старт!
Мы бежали вместе вдоль полок, чтобы их глаза не остановились ни на какой фигне. Я отвлекала их вопросами, и это работало, как гипноз. Помните про курятник? Так вот, я считала цыплят, не успевали они вылупиться. Один подарок был уже у меня в руках, второй я приметила на полке, как вдруг это случилось: мой шестилетний сын увидел игрушку своей мечты. Ту самую, которую каждое утро рекламировали по телевизору в его любимой программе.
Истерика в магазине
Я увидела, что он заметил её, — и поняла, что пропала. «Мамочка…» Отчасти я готова была уступить ему. Он так о ней мечтал! Но купи я что-нибудь одному, пришлось бы покупать и всем остальным. Что означало: эти трое остальных перевернут вверх дном весь магазин, пока не найдут то, чего они действительно очень хотят. По прошлому опыту я оценила продолжительность всей процедуры примерно в девять часов.
«Мамочка, я хочу это…» Я сделала попытку его отвлечь. «Мамочка, можно мне, пожа-а-а-а-а…» У меня не было выбора. Я не хотела этого говорить. Я знала, что будет, когда скажу. И сказала. Да, я сказала: «Нет».
В один миг мой тихий, сдержанный мальчик обратился в Самого Оглушительного Крикуна В Мире. Он бушевал на пределе звуковых возможностей. Его лицо побагровело. «Я хочу эту игрушку!»
Я схватила его за руку и попыталась увести. Он вырвал руку, повалился наземь, и понеслось… Он валялся на полу магазина игрушек. Он колотил по этому полу ногами и руками. Получай, пол! Я хочу эту игрушку! Даже остальные дети уже смотрели на него с видом «Чувак, мы поняли, что ты пытаешься сделать, но убавь звук!»
Что подумают люди
Когда оказываешься в такой ситуации (и уж простите меня, мамы, вы непременно в ней окажетесь), ваша первая мысль: «Что подумают люди? Подумают ли они, что я ужасная мать?» Даже не парьтесь! Вот правда. В тот раз я перехватила взгляд другой мамы, которая оказалась у того же ряда полок, что и мы. Она только улыбнулась и пожала плечами. И этими двумя движениями было сказано очень много. Она сказала: «Ничего, со всеми бывает».
И это верно. Истерики бывают у всех. Короткие, бурные, иногда смешные. Но давайте будем честны: обычно они начинаются, потому что вы пытаетесь быть хорошей, ответственной мамой. Поэтому отныне моя генеральная стратегия — расслабиться и наслаждаться концертом.
Этот оглушительный визг, эти мелькающие во всех направлениях ручки и ножки! И эти ругательства! Они так стараются изобрести самое гадкое, что только можно сказать вам! Но пока они себе физически не вредят, они не вредят никому в принципе. Поэтому просто дайте им выпустить пар.
Иногда я молча улыбаюсь и думаю: когда они вырастут, уж я им напомню, как они меня обзывали! Ты хочешь попросить у меня ключи от машины? Тогда, возможно, не стоило обзывать меня большой тупой дурой двенадцать лет назад.
Вам остается только быть рядом
Но самые бурные истерики — как та, в сувенирной лавке, — могут вас напугать. Они физически изнуряют и ребёнка, и родителей. А хуже всего то, что как только в голове у деточки щёлкнет, она практически теряет контроль над происходящим. Эти слова и эти поступки — не её осознанный выбор. Это биология. Это взрыв.
Постепенно мы завели такой обычай — я просто говорю: «Дай знать, когда закончишь». И через пять, максимум десять минут — очень редко сорок пять, — гроза стихает, и деточка залезает ко мне на колени. И даже испытывает минутное раскаяние. Тогда ребёнок смотрит мне в глаза и говорит: «Не удалось вовремя остановиться». И это уже довольно много.
Но вы ещё кое-что должны узнать о ребёнке. Тот огонь, который разжигает истерику, питает теплом любящее и страстное сердце. Деточка любит меня сильнее других, и чувствует сильнее других, и готова отдать мне больше, чем другие. У неё всё через край — и любовь, и ненависть. Она больно ушибается, но высоко взлетает.
Сейчас истерик стало меньше, и они не такие бурные. Дитя научилось контролировать бурю изнутри и направлять энергию в иное русло. И не было никакого волшебного момента, когда начались эти перемены. Это происходило медленно, само собой, по мере того как деточка взрослела.
Как зовут деточку, не столь важно. Это моё дитя. А могло бы быть и ваше. На её месте мог бы быть ваш племянник или племянница, или сын подруги, или девочка, которую вы однажды увидели на улице.
Вы не плохая мама, если у вашего ребёнка истерика. Ваши сын или дочь психически здоровы. Детям нужно учиться выражать свои чувства. И каждый из них учится по-своему. Им нужно понять, какие эмоции кипят у них внутри, прежде чем делать попытку с ними совладать. И каждый понимает это в своё время.
А вам остаётся только быть рядом, чтобы помочь, как умеете. Иногда эта помощь состоит лишь в том, чтобы обеспечить им безопасность и дождаться, пока буря стихнет, тучи рассеются и покажется голубое небо.
Создание приложения CRUD в React с помощью хуков
В React появилась новая концепция — Hooks. Крючки являются альтернативой занятиям. Если вы использовали React ранее, вы будете знакомы с простыми (функциональными) компонентами и , компонентами класса .
Простой компонент
const Example = () => {
return Я простой компонент div>
} Компонент класса
class Example extends Component {
render () {
return Я компонент класса div>
}
} Многие функции, доступные классам, такие как методы жизненного цикла и состояние , до сих пор не были доступны для простых компонентов.Новое предложение Hooks добавляет всю эту функциональность и многое другое.
Я хотел попробовать Hooks и посмотреть, как приложение может выглядеть без каких-либо классов, но я пока не видел примеров, поэтому решил создать его самостоятельно. Я создал простое приложение CRUD (создание, чтение, обновление, удаление), которое использует Hooks и не содержит классов, и я создал этот учебник для всех, кто хочет научиться их использовать.
Если вы не знаете, как создать простое CRUD-приложение в React, независимо от того, используете ли вы классы или хуки, эта статья также подойдет вам.
Предпосылки
Чтобы следовать этому руководству, вам понадобятся базовые знания HTML, CSS и JavaScript / ES6. Вы также должны знать основы React, которые вы можете узнать, прочитав «Начало работы с React».
голов
В этом уроке мы сделаем простое приложение CRUD. У него будут пользователи, и вы сможете добавлять, обновлять или удалять пользователей. Мы не будем использовать какие-либо классы React, а вместо этого будем использовать State Hooks и Effect Hooks на функциональных компонентах.Если вы заблудились по пути, не забудьте проверить источник завершенного проекта.
Создать приложение React
Начнем с установки проекта с приложением create-реакции-приложение (CRA).
NPP Create-реагировать-приложение реактивные крюки
Затем запустите npm и
.
Теперь все готово к Реакту.
Начальная настройка
Давайте начнем с очистки всех файлов из шаблона, которые нам не нужны. Удалите все из папки / src
, кроме приложения .js
, index.js
и index.css
.
Для index.css
я просто копирую и вставляю CSS из Primitive, простой шаблонный CSS-шаблон, который я создал, поскольку цель этого приложения — работать с React, а не заботиться о дизайне. Этот шаблон CSS просто добавляет некоторые разумные значения по умолчанию и простую сетку, чтобы мы могли приступить к созданию прототипа.
В index.js
мы упростим его, удалив ссылки на Service Workers.
index.js
импорт React от «реагировать»
импортировать ReactDOM из 'Reaction-DOM'
Импортировать './index.css'
импортировать приложение из "./App"
ReactDOM.render ( , document.getElementById ('root'))
А в App.js
я сделаю простой, функциональный компонент для App
вместо класса.
App.js
импорт React от «реагировать»
const App = () => {
возвращение (
Приложение CRUD с крючками h2>
Добавить пользователя h3>
DIV>
Просмотр пользователей h3>
DIV>
DIV>
DIV>
)
}
Приложение по умолчанию для экспорта Теперь у нас есть начальная настройка и скелет для приложения.
Штат против Крюка Штат
Если мы посмотрим на очень простой пример компонента класса с состоянием и функционального компонента с состоянием Хука, мы увидим сходства и различия. С помощью состояния класса вы получаете один объект основного состояния и обновляете его с помощью методов класса и setState ()
.
Я сделаю небольшой пример кода, как если бы это была библиотека, и у вас есть книги, которые имеют состояние.
Пример состояния компонента класса
Приложение класса расширяет Компонент {
initialState = {
заглавие: '',
доступно: ложь,
}
state = initialState
updateBook = (книга) => {
этот.setState ({title: book.title, доступно: book.available})
}
}
В состоянии Hook есть метод получения и установки для каждого типа состояния (вы можете иметь столько, сколько хотите), и мы, очевидно, создаем функции вместо методов.
Пример состояния крючка
const App = () => {
const initialBookState = {
заглавие: '',
доступно: ложь,
}
const [книга, setBook] = useState (initialBookState)
const updateBook = (книга) => {
setBook ({название: книга.название, доступно: book.available})
}
}
Я не собираюсь углубляться в обоснование хуков по сравнению с компонентами классов, так как вы можете прочитать все об этом во введении в React’s Hooks. Я просто покажу вам, как с ними работать, чтобы создать функциональное приложение.
Настройка View
Первое, что мы сделаем, это создадим некоторые образцы данных и таблицу для их отображения для представления. Создайте новый каталог с именем таблиц
в SRC
и файл внутри с именем UserTable.JS
Мы сделаем скелет для стола.
таблиц / UserTable.js
импорт React от «реагировать»
const UserTable = () => (
<Таблица>
<Й> Имя е>
<Й> Имя пользователя й>
<Й> Действия е>
TR>
THEAD>
Имя данных td>
Имя пользователя td>