Карташев александр михайлович поселок новый: Карташев Александр Михайлович — 1 отзыв | Красногорск
Макуренков Александр Михайлович — пользователь, сотрудник
МГУ имени М.В. Ломоносова, Физический факультет, Отделение экспериментальной и теоретической физики, Кафедра медицинской физики, доцент, с 2 апреля 2018
МГУ имени М.В. Ломоносова, Химический факультет, Кафедра физической химии, НИЛ адсорбции и катализа, научный сотрудник, с 1 января 2014, по совместительству
кандидат физико-математических наук с 2012 года
Прежние места работы (Нажмите для отображения)
Институт общей физики имени А.М. Прохорова РАН
Соавторы: Берловская Е.Е., Ожередов И.А., Черкасова О.П., Черноризов А.М., Исайчев С.А., Адамович Т.В., Шкуринов А.П., Волков А.А., Тихонов В.И., Гатилов С.Б., Вараксин А.Н., Artemov V.G., Капралов П.О. показать полностью…, Isaychev E.S., Shkurinov A.P., Исайчев Е.
С., Петрова Г.П., Kurenkov N.I., Ангелуц А.А., Куренков Н.И., Назаров М.М., Петрусевич Ю.М., Пирогов Ю.А., Pavlovskaya G.E., Анисимов Н.В., Павлова О.С., Бойко А.В., Федорова К.В., Фомина Д.В., PARBUZIN V., Абаев М.А., Адамович Т.З., Богачева А.Е., Буздин В.В., Бузмаков А.В., Карасев Н.М., Манаенков А.Е., Николаев Д.О., Николаев Д.П., Сергеева И.А., Тарасова А.А., Фогт Н.Ю., Чукалина М.В., Шишков И.Ф., Barnier B., Bukreev I.M., Cedola A., Dunaev A.S., Hanson P., Harrison W.J., Ivanov Е.В., Konyukhov V.К., Leikam W., Meersmann T., Mersmann T., O’Hare J.P., Philip C., Porodinkov O.E., Randeva H.S., Shkurinov A.22 статьи, 1 книга, 42 доклада на конференциях, 40 тезисов докладов, 10 НИР, 1 награда, 4 стажировки, 2 членства в программных комитетах, 1 диссертация, 7 дипломных работ, 1 учебный курс
Количество цитирований статей в журналах по данным Web of Science: 23, Scopus: 33
РИНЦ:
IstinaResearcherID (IRID): 2724479
ResearcherID: F-3164-2017
Scopus Author ID: 23995575700
А.
В. Карташев — Николай Михайлович ЗёрновНиколай Михайлович Зёрнов
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf22Мб
Карташев занимает особое и видное место среди вождей русского религиозного возрождения XX века. Он был единственным из них, кто вышел из крестьянской среды, не принадлежал к ордену интеллигенции и сыграл значительную роль в государственной жизни России, будучи последним прокурором Синода. В его же заслугу входит упразднение этого поста и созыв Всероссийского Собора 1917–1918 гг.
Антон Владимирович Карташев родился 11 июля 1875 года в Кыштыме на Урале. Его дед был крепостным рабочим на горном заводе, который благодаря своим способностям и упорному труду стал управителем завода. Отец, родившийся в 1845 году, оставался крепостным до 16 лет. После освобождения он быстро пошел в гору, стал волостным писарем, земским гласным и кончил жизнь членом земской управы. Семья переехала в Екатеринбург, стала горожанами.
Карташевы были туляки, вывезенные на Урал для работы в рудниках. Они принадлежали к тем крепким, даровитым русским людям, которых не могло сломить даже крепостное право. На них созидалось российское государство. Это они строили восхитительные деревянные церкви русского севера, ценили и заказывали высокохудожественные иконы, понимали и свято хранили ту московскую культуру, которую загнал в подполье царь-маньяк Петр Алексеевич. Однако Карташевы не были старообрядцами. Они упорно хотели “выйти в люди”, понимали ценность образования, вместе с тем они не отрывались от родной почвы, оставаясь патриархальной, православной семьей, чтившей Царя-Освободителя и преданной монархии.
Юный Карташев, как и его предки, был зачарован красотой церковных служб. В возрасте 8 лет он был посвящен в стихарь и до конца своей жизни оставался исключительным знатоком православного богослужения и всегда пел на клиросе. В 1894 году он блестяще окончил Пермскую семинарию и был отправлен на казенный счет в Петербургскую духовную академию. В 1899 году он был оставлен при Академии для подготовки к профессорскому званию при кафедре по русской церковной истории. Через год на него было возложено все бремя преподавания по этому предмету. Он нес его до 1905 года.
Только став магистром, по особому ходатайству Академии, Карташев был вычеркнут из состава податного сословия и перестал платить крестьянские подати.
Начало его преподавания совпало с большими сдвигами в умонастроении интеллигенции, в особенности в обеих столицах. Пробудился интерес к религии; поэзия, живопись, музыка обогатились новыми талантами; оживилась политическая жизнь, приведшая к взрыву первой революции 1905 года. Молодой провинциал с его консервативным воспитанием был захвачен водоворотом новых идей и катастрофических событий. Он познакомился с четой Мережковских, встретился с бывшими марксистами, как Булгаков и Франк, сблизился с основателями “Христианского братства борьбы” – с Эрном, Свентицким и Аггеевым1. У А. В. обнаружился темперамент общественного деятеля. Он с увлечением бросился в бурное море и начал печататься под псевдонимом по церковным вопросам в “Новом пути”, издававшемся Мережковскими. Ректору Академии епископу Сергию, будущему патриарху, стала известна деятельность магистра, и он предложил Карташеву выбор между преподаванием и журналистикой. А. В. выбрал последнее. Через год, однако, он получил кафедру по истории русской церкви на Высших Бестужевских женских курсах, которую он занимал до 1919 года. Обретши свободу, Карташев стал печататься под своим именем в “Речи”, в “Русском слове” и других либеральных органах. Его исключительные дарования выдвинули его на место председателя Религиозно-философского общества, собиравшего на свои собрания цвет столичной интеллигенции и духовенства.
Временное правительство назначило прокурором Синода известного думского деятеля В. Н. Львова. Он предложил пост своего помощника Карташеву. В июле 1917 года Львов покинул обер-прокурорство, и на его место был выбран Карташев. Его первым актом было переименование своей должности в министра исповеданий. Только 10 дней был Карташев носителем должности, которая символизировала подчинение церкви власти монарха2. Всю свою энергию новый министр сосредоточил на скорейшем созыве Собора. 15 августа на его долю выпала честь приветствовать собравшихся клириков и мирян в храме Христа Спасителя и от лица Временного правительства начертать программу взаимоотношений между церковью и государством, основанных на сотрудничестве и внутренней независимости каждой стороны.
Планы переустройства церковной жизни в духе соборности и ответственности всех ее членов, разработанные на Соборе, не могли быть осуществлены из-за захвата власти Лениным. Но фундамент для них был заложен, и он еще послужит русской церкви, когда окончится страдная эпоха ее гонений. Тогда вспомнится и заслуга А. В. в этой области. Сам же он был арестован ленинистами и брошен в тюрьму. В конце января 1918 года он был освобожден, и ему удалось через год бежать из России. С 1920 года и до конца своей жизни он жил в Париже, участвуя в церковно-общественной и политической деятельности эмиграции. С 1925 года он прибавил к ней преподавание в Богословском институте при Сергиевском подворье. За 40 лет изгнания он напечатал ряд книг и многочисленные статьи в русских и иностранных журналах. Умер он 10 сентября 1960 года в Париже.
А. В. был сыном севера. Со светло-серыми глазами и аккуратно подстриженной бородой, он был нетороплив и складно сложен. В нем чувствовалась большая сила, но она не давила, так как в ней сочетались светлый ум и доброжелательное сердце. А. В. умел внимательно слушать. Слегка склонив на сторону свою крупную голову, он воспринимал собеседника, интересовался его мыслями. Он был зорким, талантливым историком, его особым дарованием было умение говорить. Плавно жестикулируя, слегка закрывая глаза, как бы погружаясь в себя, он, подобно мощной реке, уносил с собою своих слушателей. Он покорял их не ораторскими эффектами, а ясностью своей мысли, пластичностью своих образов и глубиной и оригинальностью своих исторических прозрений.
Карташев всецело принадлежал России, он стихийно любил ее, он верил в нее и сам являлся выдающимся представителем творческого размаха своей родины.
На своем семейном опыте он знал о том, что выпало на долю крестьян, но он также знал, что ни насилие, ни красный террор не принесут освобождение народу. Всем своим существом он отвергал большевизм с его утопизмом, интернационализмом, ложью и бунтарством. Он был строитель, “хозяин”, стремившийся построить на родной земле праведный строй. Ничего не было более чуждого ему, чем интеллигентская мечтательность, увлечение неосуществимыми проектами, часто сопровождающиеся незнанием своей действительности и потому легко переходящие на подражание Западу и легкомысленно готовые разрушать устои народной жизни. Эта трезвенность Карташева, его высокая оценка роли государства, его знание прошлого России выделяли его из среды интеллигенции, увлекавшейся обычно абстрактными теориями.
Следующий эпизод хорошо обрисовывает разницу его миросозерцания и его друга, бывшего марксиста о. Сергия Булгакова. Карташев пишет: “В начале тридцатых годов мы были вместе в Лондоне, в день пролетарского 1-го мая. Мы попали в поток демонстрации, несшейся неистово и бурно с тучей красных флагов и крикливых плакатов… Я удивился, как возбужденно, с искрящимися глазами о. Сергий созерцал это отвратительное для меня зрелище. Он признался, что он ощутил знакомое ему энтузиастическое волнение… Сложна лира человеческой души. Гармония перепутана в ней с диссонансами”3.
Для Карташева революция была опасным заболеванием, которое разрушало здоровые ткани народного организма. Сам он был глубоко укоренен в русском православии с его литургическим богатством и бытовым благочестием. Но он не идеализировал его, сознавая необходимость примирения христиан, и готов был учиться всему лучшему на Западе.
Вся его деятельность была вдохновлена верой в творческую роль церкви, свободной в своей внутренней жизни, ведущей человечество по пути очищения. Для него церковь и государство были необходимы друг для друга, и он не жалел своих сил для поисков путей их плодотворного сотрудничества. Его многочисленные писания сосредоточены преимущественно на двух темах: “воссоздание Святой Руси” и “вселенская миссия православия”.
Церковь была в центре всех работ Карташева. Он писал: “Она как тело Христово призвана утолять запросы не только отдельных личностей и отдельных народов, но и всего человечества, а через человечество и весь мир, всю вселенную”4. Церковь открывалась ему в ее конкретных исторических воплощениях, обогащаясь и обогащая всеми достижениями людей и придавая смысл и целеустремленность каждой эпохе в жизни христианского человечества. Будучи тонким ценителем именно русского православия, он хорошо сознавал опасность абсолютизации даже уже одобренных преданием богословских формул и литургических выражений. Его вера в реальность водительства Святого Духа делала его дерзновенным новатором. Он писал: “Христиане новых веков вовсе не осуждены на роль музейных хранителей эллинских форм догматики. Они, как и древние, суть также живые носители существенного содержания апостольского предания веры”5.
Это необычайное сочетание любовного знания и почитания прошлого со смелым устремлением в будущее делало его одновременно и консерватором, и реформатором. Поэтому так характерно одно из названий его произведений: “Реформа, реформация и исполнение церкви” (Петроград, 1916).
Карташев не был напуган размерами русской катастрофы, он никогда не терял веры, что безбожие и надругание над собственными святынями будут изжиты русскими людьми и путем покаяния родина будет очищена от лжи и жестокости советского деспотизма. Он писал: “Дух захватывает радостная надежда на возможность свободной церковной работы в освобожденной России”6. Несмотря на сосредоточенность на задачах, касающихся родины, Карташев никогда не забывал о вселенскости Церкви. Он живо интересовался экуменическим движением и принимал участие в работе Содружества св. Албания и преп. Сергия Радонежского. Он считал примирение христиан самой насущной задачей нашего времени. В своей замечательной статье “Соединение церквей в свете истории” (Христианское воссоединение, Париж, 1933) он решительно опровергает тех православных богословов, которые, под влиянием Запада, учат о прекращении церковной жизни вне пределов восточных автокефальных церквей, перенося на православную почву римо-католическую догматику. Он пишет: “Древние каноны обязуют нас признавать реальность таинств в церквах схизматических и еретических… Все верующие во Святую Троицу и вошедшие через дверь крещения суть сыны вселенской церкви, хотя обилие благодати в них не одинаково, смотря по степени соблюдения апостольской веры”.
Когда в 1933 году о. Булгаков сделал на одном из съездов Содружества предложение о вступлении в общение в таинствах с теми англиканами, которые исповедуют православно свою веру, Карташев встал решительно на сторону своего друга и в ряде статей дал историческое оправдание этой, казавшей для многих революционной, идеи. Карташев считал благочестивой утопией надежду многих, что богословы, сидя за круглым столом, найдут мирное решение всех догматических разногласий и таким образом будет восстановлено потерянное единство церкви. Он был уверен, что без борьбы и усилий эта желанная цель не будет достигнута. Поэтому он писал: “Если группа православных и англикан решится посвятить себя героической работе завершения примирения путем общения в таинствах, то стена, отделяющая их от церкви, будет прорвана и новый центр единства будет осуществлен, который сможет привлечь к себе других членов. Для этого необходимо единство веры между ними и благословение их действия хотя бы одним епископом с каждой стороны. В таком случае их действие можно считать оправданным с точки зрения вселенской миссии церкви. Отказ от действия есть отречение от ответственности, перекладывание ее на плечи будущих поколений”7.
В этом отрывке, столь характерном для Карташева, выражены и его чувство преемства в жизни церкви, и одновременно его решимость искать новых путей для решения насущных вопросов современности. В его лице русская церковь обрела подлинного выразителя ее сокровенных чаяний быть строительницей и вдохновительницей Святой Руси, лучезарной, открытой для творческой деятельности человека во всех областях жизни – политической, социальной, научной и художественной. Русское православие имеет и другой, темный лик мироотрицания и неприятия культуры. С ним Карташев был в упорной борьбе, и его представители со своей стороны видели в нем своего наиболее опасного противника. Карташев верил, что именно православие помогло русским людям создать все то прекрасное и неразрушимое, чем украшена их трудная и многогрешная история. На этом основании он и строил свою надежду, что церковь снова займет руководящее место в жизни русского государства.
Карташеву не удалось видеть осуществление своих планов. Большую часть жизни он провел в изгнании, и не было ему дано радости потрудиться на родной земле. Но он оставил после себя большое наследство, которое будет неоценимым пособием для будущих поколений строителей православной культуры. Карташев был выдающимся историком русской церкви, самоотверженным общественным и политическим деятелем и глубоко верующим христианином8.
21 ноября 1973 года
* * *
1
См.: А. В. Карташев Мои ранние встречи с о. Сергием. – Православная мысль, сб. VIII. Париж, 1951.
2
А. В. Карташев Революция и Собор 1917–1918 гг.– Богословская мысль. Париж, 1942.
3
См.: Мои ранние встречи с о. Сергием.
4
Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956, с. 16.
5
Свобода научно-богословских исследований. – В кн.– Живое предание Париж, 1937, с. 39.
6
Воссоздание Святой Руси, с. 13.
7
Выдержки из статьи А. В. Карташева Путь к соединению Церквей. (Журнал Содружества св. Албания и преп. Сергия. Лондон, 1934, №26, с. 12), дополненные из рукописи Карташева, находящейся в архиве автора.
8
Перу А. В. Карташева принадлежат следующие книги: На путях к вселенскому собору. Париж, 1932, 140с.; Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947, 270 с.; Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956, 252 с. [М., 1991]; Очерки по истории русской Церкви. Париж, 1959, тт. I и II, 1250 с. [М., 1991, 1993]; Вселенские соборы. Париж, 1963, 800с. [М., 1994].
Источник: Русская религиозно-философская мысль XX века = Russian religious-philosophical thought of the 20th century : сб. ст. / под ред. Н. П. Полторацкого. — Питтсбург : Отд. славян. яз. и лит. Питтсбург. ун-та, 1975. — 413 с. / М.Н. Зёрнов. А.В. Карташев. 262-268 с.
Россия в эпоху Просвещения: Очерки Изабель де Мадариага
Редакторы:
- Роджер Бартлетт (доктор по истории России) 0 ,
- Джанет Хартли (преподаватель международной истории) 1
- Роджер Бартлетт
Школа славянских и восточноевропейских исследований Лондонского университета, Великобритания
Посмотреть публикации редактора
Вы также можете искать этот редактор в пабмед Google Scholar
- Джанет Хартли
Лондонская школа экономики и политических наук, Великобритания
Посмотреть публикации редактора
Вы также можете искать этот редактор в пабмед Google Scholar
437 доступов
11 Цитаты
Разделы
- Содержание
- Ключевые слова
- Редакторы и филиалы
- Библиографическая информация
‘) var head = document. getElementsByTagName(«head»)[0] var script = document.createElement(«сценарий») script.type = «текст/javascript» script.src = «https://buy.springer.com/assets/js/buybox-bundle-abe5f44a67.js» script.id = «ecommerce-scripts-» + метка времени head.appendChild (скрипт) var buybox = document.querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode var сейчас = новая дата().getTime() вар начало = 1650956400000 вар конец = 1652338800000 var isMeasuringTime = сейчас > начать && сейчас -1 ;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.опция покупки»)).forEach(функция (опция, индекс) { var toggle = option.querySelector(priceNS + «.buying-option-price») var form = option.querySelector(«.форма-варианта-покупки») var priceInfo = option. querySelector(priceNS + «.price-info») если (allOptionsInitiallyCollapsed || узкаяBuyboxArea && индекс > 0) { toggle.setAttribute («ария-расширенная», «ложь») form.hidden = «скрытый» priceInfo.hidden = «скрытый» } еще { переключить.щелчок() } }) } начальное состояниеОткрыть() если (window.buyboxInitialized) вернуть window.buyboxInitialized = истина initKeyControls() если (window.fetch && isMeasuringTime) { var свернутый = buybox.querySelector(«.buying-option.expanded») === ноль var metricsAppendix = «» metricsAppendix += «&discount=» + (buybox.querySelector(«. Цена-кампания-покупки-варианта»).className.indexOf(«со скидкой») !== -1).toString() metricsAppendix += «&metricsGroup=» + кампанияPricesMetricsGroup metricsAppendix += «&collapsed=» +collapsed.toString() window.fetch(«https://test-buckets.springer.com/log?v3&time=» + сейчас + приложение metrics) .затем (функция (разрешение) { вернуть рез.текст() }) .поймать (функция () { }) } })()
Доступ через ваше учреждение
‘) var head = document.getElementsByTagName(«head»)[0] var script = document.createElement(«сценарий») script. type = «текст/javascript» script.src = «https://buy.springer.com/assets/js/buybox-bundle-abe5f44a67.js» script.id = «ecommerce-scripts-» + метка времени head.appendChild (скрипт) var buybox = document.querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode var сейчас = новая дата().getTime() вар начало = 1650956400000 вар конец = 1652338800000 var isMeasuringTime = сейчас > начать && сейчас -1 ;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.опция покупки»)).forEach(функция (опция, индекс) { var toggle = option.querySelector(priceNS + «.buying-option-price») var form = option.querySelector(«.форма-варианта-покупки») var priceInfo = option.querySelector(priceNS + «.price-info») если (allOptionsInitiallyCollapsed || узкаяBuyboxArea && индекс > 0) { toggle. setAttribute («ария-расширенная», «ложь») form.hidden = «скрытый» priceInfo.hidden = «скрытый» } еще { переключить.щелчок() } }) } начальное состояниеОткрыть() если (window.buyboxInitialized) вернуть window.buyboxInitialized = истина initKeyControls() если (window.fetch && isMeasuringTime) { var свернутый = buybox.querySelector(«.buying-option.expanded») === ноль var metricsAppendix = «» metricsAppendix += «&discount=» + (buybox.querySelector(«.Цена-кампания-покупки-варианта»).className.indexOf(«со скидкой») !== -1).toString() metricsAppendix += «&metricsGroup=» + кампанияPricesMetricsGroup metricsAppendix += «&collapsed=» +collapsed. toString() window.fetch(«https://test-buckets.springer.com/log?v3&time=» + сейчас + приложение metrics) .затем (функция (разрешение) { вернуть рез.текст() }) .поймать (функция () { }) } })()
Потемкин Александр Михайлович
Александр Михайлович | Участвовал в боях против Наполеона и за мужество и отвагу был награжден орденом Святой Анны IV степени, золотой шпагой с надписью «За храбрость», прусским орденом Железной короны. По окончании наполеоновских войн вышел в отставку в звании полковника. В 1827 году поступает на гражданскую службу. Получив чин статского советника (1843) и тайного советника (1853), он был избран предводителем петербургского губернского дворянства. Потемкин был Попечителем Санкт-Петербургского приюта, Почетным Попечителем Санкт-Петербургского Попечительского Совета, Управляющим Родовспомогательного учреждения, Попечителем Ссудной конторы и Управляющим Школой глухих, действительным членом Императорского Благотворительного общества . За отличие в службе награжден орденом Белого орла (1856 г.), орденом Святого Александра Невского (1860 г.), бриллиантовыми подвесками к ордену Александра Невского (1866 г.), орденом Святого Владимира I степени (1870 г.). ).
|
Немного о родстве А. М. Потемкина и Светлейшего князя Григория Потемкина – Таврического:
- отец Александр Михайлович имел светлейшего князя 8-юродные племянники, а у Александра 8-юродные велик-не фу, название было.
- мать Александра Михайловича Татьяна Энгельгард имела Г. А. Потемкина – родную племянницу Таврическую, мать ее приходилась сестрой Светлейшему князю.
Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин (1739-1791) детей не имел, поэтому его княжеский титул не передавался.
Потемкина Т.Б., урожденная княгиня Голицына жена А. М. Потемкина. | Всю свою жизнь Т. Б. Потемкина посвятила делу помощи ближним и была известна на всю Россию своим благочестием и широкой благотворительностью. Не было ни одного богоугодного учреждения или богоугодного заведения, в котором бы она принимала и не принимала бы участия. Пребывание в усадьбе «Артек» Александра и Татьяны Борисовны Потемкиных в разное время с 1835 по 1838 и 1864 годы (конечная остановка автобуса № 2 Горная, детский лагерь «Алмаз», парк комплекса детских лагерей» Горный» и лагерь «Морской»). |
15 и 16 сентября (28 и 29 сентября н. в.) 1837 года имение Артек посетила царская семья: император Николай I и императрица Александра Федоровна в сопровождении большой свиты.
Николай I (1796 – 1855) , Российский Император, в 1825 г. Почетный член Петербургской АН (1826 г.), сын Императора Павла I. | Вступил на престол после смерти брата императора Александра I Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлено Полное собрание законов и Свод законов Российской империи, введены новые цензурные правила (1826, 1828). В царствование Николая I Россия участвовала в войне:
|
Великий Князь Цесаревич Александр Николаевич | Российский император Александр II в 1855 году. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провел ряд реформ (земских, судебных, военных и др.). г. В царствование Александра II закончилось присоединение к России Северного Кавказа (1864 г.), Казахстана (1865 г.), значительной части Средней Азии (1865-1881 гг.). На жизнь Александра II был совершен ряд покушений в 1866, 1867, 1879, 1880 годах. 1 марта 1881 года Александр II был убит народом. Россию называли Царем-Освободителем.
|
Императрица Александра Федоровна (1798 – 1860) | Великая княгиня Мария (1819 – 1876) | Николай I (1796 – 1855) |
Дочь прусского короля Фридриха Вильгельма. Замужем за великим князем Николаем Павловичем, впоследствии императором Николаем I c 1(13) июня 1817. | Дочь российского императора Николая I и сестра Александра II, герцогиня Лейхтенбергская Президент Академии художеств в Санкт-Петербурге (с 1852). | Четвертый сын Павла I и Марии Федоровны. Младший брат императоров Александра I и Николая I. |
Гости Татьяны Борисовны и Александра Михайловича Потемкиных были:
Василий Андреевич | Русский поэт, академик Петербургской АН (1841), основоположник русского романтизма. Участник войны 1812 года. Суд (1815). Наставник будущего императора Александра II (1826-1841). Приход имения Артек 6 (18) сентября 1837 г. В. А. Жуковский изучал Пушкинское пространство в Крыму. Во время поездки Жуковский ни разу не расстался с карандашом и пластинкой. Зарисовки поэтом каких-либо мест Крыма составили знаменитый «Альбом Жуковского» (всего около 100 рисунков).
|