Кесватера татьяна викторовна: Биоритмологические аспекты адаптации к обучению на первом курсе колледжа девушек 17-18 лет, проживающих в условиях Европейского Севера + «

Биоритмологические аспекты адаптации к обучению на первом курсе колледжа девушек 17-18 лет, проживающих в условиях Европейского Севера + «

Текст научной работыДиссертация по биологии, кандидата биологических наук, Кесватера, Татьяна Викторовна, Москва

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

На правах рукописи

КЕСВАТЕРА Татьяна Викторовна

БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ НА ПЕРВОМ КУРСЕ КОЛЛЕДЖА ДЕВУШЕК 17-18 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА

03.00.13 — физиология человека и животных ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата биологических наук

Научный руководитель: доктор медицинских наук, В.П.Рыбаков

МОСКВА — 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ_5-10

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ

ИСТОЧНИКОВ __11-70

1.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ.

1.1.1. Адаптация. Общие вопросы. _ 11-15

1. 1.2. Адаптация к климато-географическим условиям Европейского Севера.__16-20

1.1.3. Адаптация к учебной деятельности._21-28

1.2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

1.2.1. Временная организация организма.

(Общая характеристика биологических ритмов)._29-43

1.2.2. Временные аспекты адаптации. _44-54

1.2.3. Временные аспекты адаптации к условиям Европейского Севера._55-59

1.2.4. Временные аспекты адаптации к обучению._60-70

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ__ 71-74

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ_75-146

3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ПУЛЬСА

3.1.1. Динамика среднедневных значений ЧСС с сентября по апрель месяц у «городских» и «сельских» девушек (групповые данные)._• 75-81

3.1.2. Анализ индивидуальных значений ЧСС у «городских»

и «сельских» студенток по точкам исследования. _81-83

3.1.3. Динамика абсолютной амплитуды ЧСС с сентября по апрель месяц у «городских» и «сельских» девушек (групповые данные)._83-89

3.1.4. Анализ индивидуальных значений абсолютной амплитуды ЧСС у «городских» и «сельских» студенток по точкам исследования._89-93

3.1.5. Динамика показателя суточной адаптивности ЧСС с сентября по апрель у «городских» и «сельских» девушек (групповые данные)._93-96

3.1.6. Дневная динамика ЧСС с сентября по апрель месяц у «городских» и «сельских» девушек (групповые и индивидуальные данные)._97-102

3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТОЛИЧЕСКОГО АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

3.2.1. Динамика среднедневных значений САД с сентября по апрель месяц у «городских» и «сельских» девушек (групповые данные)._ 103-107

3.2.2. Анализ индивидуальных значений САД у «городских»

и «сельских» студенток по точкам исследования. 107-109

3.2.3. Динамика абсолютной амплитуды САД с сентября по апрель месяц у «городских» и «сельских»

девушек (групповые данные).

_ 109-113

3.2.4. Анализ индивидуальных значений абсолютной амплитуды САД у «городских» и «сельских» студенток по точкам исследования.__ 113-116

3.2.5. Динамика показателя суточной адаптивности САД с сентября по апрель месяц у «городских» и «сельских» девушек (групповые данные)._ 116-119

3.2.6. Дневная динамика САД с сентября по апрель месяц у

«городских» и «сельских» девушек (групповые индивидуальные данные)._119-122

3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (МУР)

3.3.1. Динамика среднедневных значений ИУР с сентября по апрель месяц у «городских» и «сельских»

девушек (групповые данные)._123-125

3.3.2. Анализ индивидуальных значений ИУР у «городских»

и «сельских» студенток по точкам исследования. 125-129

3.3.3. Динамика абсолютной амплитуды ИУР с сентября по апрель месяц у «городских» и «сельских»

девушек (групповые данные)._ 129-132

3.3.4. Анализ индивидуальных значений абсолютной амплитуды ИУР у «городских» и «сельских» студенток по точкам исследования. _ 132-134

3.3.5. Динамика показателя суточной адаптивности ИУР с сентября по апрель месяц у «городских» и «сельских» девушек (групповые данные)._ 134-137

3.3.6. Дневная динамика ИУР с сентября по апрель месяц у «городских» и «сельских» девушек (групповые

и индивидуальные данные). _ 138-144

3.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОРИТМОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ У «ГОРОДСКИХ» И «СЕЛЬСКИХ» ДЕВУШЕК__ 145-146

ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 147-163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _ 164-171

ВЫВОДЫ_ 172

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ_173

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 174-200

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Организм человека, постоянно испытывающий, воздействия факторов окружающей среды, следует рассматривать как динамическую систему, которая осуществляет непрерывное приспособление к внешним условиям путем изменения уровня функционирования отдельных систем. Адаптационно-приспособительная деятельность целостного организма — это следующие друг за другом переходные процессы, требующие определенного напряжения регуляторных механизмов.

Климатические условия полярных и приполярных районов способствуют развитию в организме перестройки многих функциональных систем и определяют особенности его адаптации. Своеобразие экологических условий Севера характеризуется резко выраженной фотопериодичностью, повышенной гелио- и геомагнитной активностью, значительной изменчивастью метеофакторов и др. (Г.М. Дани-шевский, 1955; И.С. Кондор, 1968; А.П. Авцын, 1972; Н.Р. Деряпа, 1977; и др.). На организм человека в условиях высоких широт действуют не отдельные факторы, а комплекс метеорологических, геофизических, биогеохимических и социальных факторов, которые в своей совокупности оказывают интегральное влияние, вызывая суммарный потенцированный неблагоприятный эффект (B.C. Новиков; И.С. Сапов, 1984). Следовательно, состояние адаптации можно рассматривать как процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем организма, обеспечивающей его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в адекватных и неадекватных условиях среды.

Начало обучения в колледже связано с выраженными изменениями условий жизни студентов-первокурсников. Существует целый ряд факторов, создающих определенные трудности для студентов при адаптации их к условиям обучения в ВУЗе (колледже), а северного особенно: неблагополучная экологическая обстановка, смена климата, изменение бытовых условий, не-

совпадение способов преподавания в средней школе и ВУЗе, очень большие нагрузки при дефиците времени, чередование на протяжении дня многих лекций и практических занятий, предполагающих необходимость высокой лабильности нервной системы и способности к постоянно интенсивной умственной деятельности (М.Ю. Голубев, Н.М. Голубева, А.Р. Мустафин и др., 1995), что сопровождается разнообразными сдвигами в состоянии многих физиологических систем организма (А.Г. Щедрина, 1981; Н.В. Тимохова, 1994; и др.). Это особенно характерно для лиц, приехавших из села в город и начавших обучение на первом курсе, поскольку именно они попадают в резко отличные от привычного образа жизни условия

Известно, что на протяжении суток функциональное состояние всех систем организма отличается значительной вариабельностью, имеющей характер ритмических колебаний. Этот колебательный процесс подчинен строгим закономерностям и является одним из проявлений биологических ритмов жизнедеятельности. Его физиологический смысл заключается в обеспечении высокой адаптивности, выносливости и работоспособности человека.

Целый ряд исследователей (А.П. Авцын, 1972; P.M. Баевский, 1972; Н.И. Моисеева, 1978; В.П. Казначеев, 1982; и др.) рассматривают биологические ритмы как фундаментальное свойство живой материи, отражающее эволюционное приспособление организма к периодике геофизических циклов, и указывает на их роль в адаптивной саморегуляции функций. Учитывая, что биологические ритмы многие авторы (Г.Н. Данишевский, 1955; А.П. Авцын, 1972; Н.Р. Деряпа, 1977; P.M. Баевский, 1979, 1981; и др.) расценивают как способ и меру адаптации, можно считать, что особенности их структуры могут быть использованы как критерии оценки возможностей физиологической адаптации организма.

Суточная периодичность работоспособности находится в тесной связи с суточной периодикой ряда физиологических функций и, в особенности, с функционированием сердечно-сосудистой системы.

Считается оптимальным,

когда кривая учебной деятельности совпадает с динамикой колебаний физиологических функций или по крайней мере близка к ней. В этом случае совмещение времени учебы с биоритмологитческим оптимумом организма обеспечивает более высокий уровень работоспособности, а также повышает сопротивляемость организма утомлению.

Процессы адаптации к учебной деятельности достаточно хорошо описаны в литературе в отношении школьников, определены и обеспечивающие их механизмы. В тоже время в литературе практически отсутствуют сведения, посвященные анализу адаптационных перестроек у студентов-первокурсников, особенно в условиях Европейского Севера.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей процесса адаптации студентов, поступивших на первый курс педагогического колледжа и имеющих разный опыт социализации, на основе анализа биоритмологических проявлений их вегетативных функций и умственной работоспособности в течение учебного года.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Выявить закономерности динамики вегетативных показателей и параметров умственной работоспособности в период адаптации к началу обучения в колледже у девушек, не изменивших место жительства, и девушек, приехавших на обучение из сельской местности.

2. Изучить особенности течения адаптационных процессов на первом курсе колледжа у девушек, имеющих различную территориальную принадлежность: проживающих в городе Северодвинске и приехавших на обучение из Архангельской области.

3. Выявить биоритмологические типы у девушек 17-18 лет, проживающих на территории Европейского Севера.

Положения, выносимые на защиту. 1. Адаптация к учебной деятельности в начале обучения на первом курсе носит волнообразный характер, и характеризуется как общими закономерностями, так и отличиями в группах

«городских» и «сельских» студенток. 2. Величину норматива вегетативных показателей и умственной работоспособности следует определять как с учетом их суточных колебаний, так и сезонных изменений. 3. Биоритмологический профиль в данных природно-климатических условиям у девушек 17-18 лет в половине случаев представлен «аритмичным» типам, а у другой половины — включает в себя слабовыраженный «утренний» и «вечерний» типы примерно в равном соотношении.

Новизна исследования. Впервые проведено комплексное биоритмологическое исследование вегетативных показателей и параметров умственной работоспособности у девушек 17-18 лет, родившихся и постоянно проживающих в условиях Европейского Севера.

Выявлены закономерности течения адаптационных процессов на протяжении первого года обучения у студенток в условиях Европейского Севера.

Обнаружены как общие особенности (волнообразность процесса адаптации), так и отличия, связанные с различным опытом социализации. Показано, что у «сельских» студенток степень напряжения регуляторных систем при 1 адаптации к первому году обучения более выражена, чем у «городских» девушек.

В результате индивидуально-типологического анализа получены новые данные, характеризующие биоритмологический профиль девушек 17-18 лет данного региона.

На основе анализа экспериментальных данных впервые определены «условные» нормативы показателей сердечно-сосудистой системы и параметров умственной работоспособности для девушек 17-18 лет, проживающих на территории Европейского Севера.

Научно-теоретическая значимость. Изученные закономерности течения адаптационных реакций у студенток первого курса, позволяют уточнить представления о механизмах физиологической адаптации организма в процессе обучения.

Выявленные особенности изменения вегетативных показателей и параметров умственной работоспособности имеют важное значение для экологической и возрастной физиологии, т.к. могут быть базисом для дальнейших исследований по данной проблеме.

Научно-практическая значимость. Полученные данные позволяют оценить адаптивные возможности организма студентов на начальном этапе их обучения и спрогнозировать успешность социально-педагогической адаптации.

Предложенная методика определения состояния регуляторных систем организма в это время проста в применении и удобна для использования в условиях учебных заведений.

Выявленная типология биоритмологического профиля девушек одного календарного возраста указывает на необходимость индивидуально-типологического подхода к определению режима учебного процесса.

Материалы диссертации могут быть использованы специалистами в области возрастной физиологии, экологической физиологии, психофизиологии, валеологии, преподавателями вузов педагогического и медицинского профиля в лекционной работе по проблемам возрастной физиологии, возрастной психологии, экологической физиологии, а также в лекционном материале на курсах повышения квалификации преподавателей, руководителей средних специальных и высших учебных заведений.

Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на УП-1Х научно-практических конференциях «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Коломна, 1997-1999), V Ломоносовских чтениях (Северодвинск, 1998), научно-практической конференции «Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и учащейся молодежи в экстремальных условиях среды обитания» (Мурманск, 1999).

По материалам диссертации опубликовано 7 печатных работ.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 199 страницах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов. Работа иллюстрирована 17 таблицами и 13 рисунками. Библиография включает 176 отечественных и 97 зарубежных публикаций.

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ

ИСТОЧНИКОВ

1.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ.

1.1.1. Адаптация. Общие вопросы.

Адаптация (лат. Аёар1айо приспособление) — развитие новых биологических свойств у организма, популяции, вида, обеспечивающих их нормальную жизнедеятельность при изменении условий окружающей среды.

Среди многочисленных форм адаптации выделяют два основных типа: генотипическую, осуществляемую путем естественного отбора полезных для выживания признаков, и фенотипическую, или индивидуальную, которая проявляется главным образом в количественной модификации наследственно- детерминированных свойств. Способность к адаптации, т.е. к изменению поведения и биологических свойств организма, адекватных по отношению к изменениям внешней среды, является индивидуальной характеристикой, зависящей как от врожденных, так и приобретенных признаков (Н.А.Агаджанян, Н.Н.Шабатура, 1989).

Адаптация — процесс приспособления строения и функций организмов и их органов к условиям среды (БСЭ). При разработке проблемы адаптации и изучении индивидуальных особенностей организма необходимо знать какую роль в развитии процесса играют факторы эволюции, экологии, физиологии и социологии. Многофакторность корреляционных связей; возрастных, половых, конституциональных, пространственно-временных, социальных и др., а также взаимосвязи функциональных систем целостного организма с эндогенными и экзогенными факторами делают проблему адаптации наиболее значимой (В.И.Медведев, 1982). Существует несколько аспектов в определении адаптации (Т.Д.Семенова, 1973; Г.Селье, 1973; В.П.Казначеев, Р.М.Баевский, 1974; Г. М.Опаловская, 1974): а) адаптация используется для обозначения отношения равновесия, которое устанавливается между организмом и средой;

б) адаптацией называют процесс, при котором организм приспосабливается к новой среде; в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса; г) адаптация связывается с какой-то определенной целью, к которой стремится организм.

Адаптация каждого организма обеспечивается благодаря мобилизации имеющихся у него морфофункциональных резервов — «цена адаптации» (И.В.Давыдовский, 1973), которая определяется степенью напряжения регу-ляторных систем, в то время как уровень функционирования — это результат адаптации. Повышение степени напряжения регуляторных механизмов обеспечивается как усилением активности специфических нейрогуморальных систем, так и увеличением взаимодействия элементов в функциональной системе, вовлечением в процесс адаптации новых элементов (Р.М.Баевский, 1979). Адаптированность носит не только биологический, но и социальный характер (А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *