Когда идти к логопеду: Когда надо идти к логопеду? — Детская поликлиника Литфонда
Когда идти с ребенком к логопеду, ответы на главные вопросы
Молодые родители, наблюдая развитие малыша, с нетерпением ждут, когда он заговорит. Первыми возникают звуки, затем образуются слоги. Лишь после появляются слова. Вот уже кроха мило лепечет на своём языке. Но выясняется, что сын подруги к этому возрасту называл предметы и говорил фразами. Некоторых родителей это беспокоит. Что делать? Ждать, когда «разговорится»? Идти к логопеду? Давайте выяснять.
Диагноз «задержка или нарушение речевого развития» может поставить только врач. Ни опыт подруг, ни обсуждения на форуме не должны стать основанием для окончательных выводов. Однако, родители должны знать основные этапы речевого развития. Важно не пропустить ситуацию, когда действительно требуется обратиться к специалисту.
Признаки нормального развития речи
Речь – инструмент общения. Формирование речевого аппарата тесно связано с психическим развитием и приобретением жизненного опыта. Ребенок учится говорить, копируя взрослых. Мамины песенки, прибаутки, проговаривание действий способствуют освоению речи. А вот мультфильмы – наоборот замедляют процесс. Дети должны вовлекаться в диалог, а не просто слушать или смотреть картинки.
Если малыш с рождения слышит речь, то к 12 месяцам он освоит следующие навыки:
- Гуление – протяжное произнесение гласных звуков и слогов: га, ба, уа.
- Лепет – многократное повторение одного слога: мамама, бабаба, дадада.
- Первые слова, состоящие из простых слогов: мама, папа, баба.
- Могут появиться сложные слова, произносимые на собственный лад. Макая – маленькая, дека – девочка.
Активный словарь ребенка должен выглядеть следующим образом:
- 1,5 года – 20-40 слов;
- 2 – 50-200;
- 3 – 800-1000;
- 4 – 1600 – 1900;
- 5 лет – 1900-2200.
Нужно осознавать, что понятие нормы — относительно. Но ориентируясь на логопедический календарь, легче отследить, как идет речевое развитие детей.
Рекомендуемый возраст для визита к специалисту
Специалист, который работает с дефектами речи, называется детский логопед. Прежде чем записываться на прием, понаблюдайте.
- Если вы видите, что малыш до года понимает обращенную к нему речь, гулит, лепечет в ответ – развитие идет правильно.
- В 1,5-2 года появляются фразы и простые предложения.
- В 2-3 – маленький человек активно общается со сверстниками, обогащая словарный запас.
- В 3 — осваивает свистящие звуки, а в 4 – шипящие.
- Произношение сложных Р и Л устанавливается в 5-6 лет.
- Ребенок старше 6 четко говорит слова, свободно строит предложения, составляет рассказ.
Если вы заметили отклонения, проконсультируйтесь со специалистом. Идти к логопеду имеет смысл не раньше 2-х лет. Обязательно посетите врача перед школой.
Рассмотрим особенности речевого развития у дошкольников более подробно.
1 ГОД
От года до двух кроха осваивает около 20-60 слов. Они имеют значение предложений: называют предметы, людей или действия (мама, дай, на). Малыш выучивает сложные слова, которые называет на свой лад: «мако» — молоко. Логопеды говорят не исправлять ошибки, а самим правильно называть нужный предмет, повторяя за ребенком. Например: «Что ты будешь пить? Молоко?».
2 ГОДА
От 2-х до 3-х речь заметно совершенствуется. Простые слова заменяются сложными. Дети начинают использовать предложения, состоящие из нескольких слов. Малыш чаще задет вопросы: «Почему?», «Где?». Появляются прилагательные, предлоги, союзы. Речь становится выразительной, грамматически правильной. Может сохраняться смазанное произношение. Кроха пропускает буквы или меняет слоги местами. Говорит то правильно, то неправильно, а иногда вовсе предпочитает молчать.
3 ГОДА
С 3-х до 4-х лет активный словарь детей становится более обширным. К этому возрасту случается садик или школа развития, добавляется общение со сверстниками.
Появляются новые звуки, которые раньше малыш не мог правильно произносить. Ребенок учится употреблять глаголы, прилагательные. Согласует их с существительными. Умело пользуется местоимениями, знает понятие рода, числа. До 4-х лет дети осваивают обобщающие термины: посуда, одежда, животные. Могут дать оценку: хорошо, красиво, чисто. Способны заметить ошибки в произношении у сверстников.
4 ГОДА
С 4-х до 5-ти лет речь продолжает улучшаться. Четырёхлетка говорит связно, способен рассказать небольшую историю. Слова в предложении согласуются почти без ошибок. Могут быть трудности с образованием множественного числа. Например: карандаш – карандаши, зеркало – зеркалы. Если взрослый подскажет правильный вариант, малыш легко запомнит. Дети начинают «играть» звуками. Придумывают рифмы, поют песни, учат стихи. Способны запомнить и правильно назвать фамилию, имя, отчество. К пяти годам дети активно общаются, речевое развитие идет полным ходом.
5 ЛЕТ
В возрасте 5-6 лет происходит качественный скачок в развитии. Дети способны рассказывать не только истории из жизни, но пересказывать небольшие истории, описывать картинки. Ошибок становится меньше, а сложных слов и предложений – больше. Получается произносить Р и Л – самые непростые звуки. Звукопроизношение чёткое и правильное.
6 ЛЕТ
К шести годам речевой аппарат почти полностью сформирован. Дети готовятся к школе, где им предстоит освоить чтение и письмо. В этом возрасте родители обязаны обратить пристальное внимание на речь. Ребёнок должен говорить связно и понятно. Если наблюдаются речевые дефекты, необходимо привести малыша к логопеду.
Памятка для родителей
Чтобы разговорить ребенка, необходимо следовать советам специалистов.
- Будьте примером. Говорите правильно, разборчиво, называйте вещи своими именами. Обогащайте свой лексикон. Не бойтесь использовать сложные слова, не забывая пояснять их значение.
- Не злоупотребляйте соской-пустышкой.
- Если кроха предпочитает молчать, хотя умеет объясняться словами, перестаньте на время понимать жесты и мимику. Выполняйте просьбу, если ребенок пользуется речью.
- Избегайте малышовых слов, особенно если ребенок старше 2-х лет. Пусть лучше будет машина, чем «бибика». Кроха быстрее освоит правильное произношение.
- Исправляйте ошибки мягко. Не ругайте за неправильное произношение, не дразните, не смейтесь.
Если видите существенное нарушение речевого развития, обратитесь к логопеду. Специалист пригласит вас на логопедическое занятие или подскажет, как заниматься самостоятельно дома. Занятия по развитию речи проводятся также в детских садах.
14 причин для обращения к логопеду
- Малышу исполнилось 12 месяцев, а гуления и первого лепета не слышно.
- К 2-м кроха имеет в своем лексиконе менее 50 слов, совсем не использует фразы и предложения.
- Испытывает трудности с произношением простых звуков.
- Трёхлетка умеет говорить только на своём языке, но не пользуется даже несложными словами и фразами.
- Понимает родителей, но сам предпочитает молчать.
- Речь малыша заметно отличается от сверстников.
- В возрасте 4-5 лет мало и невнятно говорит, произношение смазано, наблюдаются явные речевые дефекты.
- После пяти лет малыш продолжает произносить многие звуки мягко: «сяпка» вместо шапка.
- Ребенок старше 6 лет произносит некоторые звуки неправильно. В норме к этому возрасту проблем быть не должно.
- Стал заикаться, повторять слоги.
- В возрасте старше 6 лет с трудом учит стихи, не в состоянии составлять рассказ, не может ответить на простые вопросы.
- Ученик 1-2 класса систематически испытывает проблемы с письмом.
- У ребенка была травма, после которой ухудшилась речь или письмо.
- Предстоит школа, но вы подозреваете, что с учёбой могут возникнуть трудности.
Теперь вы вооружены знаниями. Это поможет обнаружить проблему вовремя и обратиться за консультацией к специалисту для выяснения причины. Но всё же помните, что диагноз способен поставить только врач. Задача родителей – быть внимательными к ребенку и позаботиться о его правильном и гармоничном развитии.
Как понять, что ребёнку нужен логопед
Сначала родители ждут, когда же ребёнок заговорит, потом умиляются, как смешно он коверкает слова, а потом начинают переживать из-за того, что малыш явно неправильно назвал «щуку». Так когда же вести ребёнка к логопеду, а когда можно расслабиться? Рассказывает психолог, логопед и автор серии книг «Логопедическая практика» Елена Янушко.
Почти в каждой семье с детьми рано или поздно возникает вопрос: «Нужно ли показать нашего ребенка логопеду?». Одни родители откладывают визит к специалисту до школьного времени, другие считают, что определенные проблемы с речью пройдут естественным путем. Третьи обращаются к логопеду сразу же после начала формирования у ребенка речи. Кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, важно рассмотреть его предысторию.
Как понять, есть ли логопедические проблемы у ребёнка?
Разные звуки появляются в речи ребенка поэтапно, в зависимости от степени сложности их произношения. Так называемые звуки раннего онтогенеза появляются в речи ребенка в 1-2 года — это звуки А, О, Э, П, Б, М. Звуки среднего онтогенеза появляются в речи в 2-3 года — это гласные И, Ы, У, и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Когда же речь идёт о правильном произношении, обычно имеются в виду звуки позднего онтогенеза: в 3-5 лет в речи ребенка должны появиться свистящие звуки С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, а в 5-6 лет — самые сложные звуки — Л и Р. Важно учитывать эти этапы при оценке речи своего ребенка. Например, не стоит беспокоиться, если в 3-4 года у ребенка отсутствуют звуки Л или Р. Стоит подождать до 5 лет и, если звук не появится, стоит обратиться к логопеду.
Встреча с логопедом — до детсада или до школы?
Чтобы вовремя начать работу над возможными проблемами, стоит показать ребенка-дошкольника логопеду минимум два раза — перед поступлением в детский сад и перед первым классом школы. Рекомендации логопеда позволят либо перестать беспокоиться по поводу речи ребенка, либо вовремя начать действовать, например, устроить малыша в логопедическую группу детского сада. Первый раз посетить логопеда стоит, когда ребенку исполнится 2-3 года, второй раз — в возрасте 5-6 лет, чтобы оставалось время на исправление проблем, если их выявит специалист.
Когда идти к логопеду нужно незамедлительно?
В ряде случаев важно не откладывать визит к логопеду — чем раньше вы начнете работу над ошибками в речи, тем легче их будет исправить. Например, если ребенок использует нефизиологические замены — говорит «хапка» или «фапка» вместо «шапка», «уампа» вместо «лампа», «тясы» вместо «часы», или «вук» вместо «жук». Стоит записаться на прием к специалисту, если у ребенка появилось искаженное произношение некоторых звуков — например, «картавое» Р (происходит вибрация не кончика языка, а мягкого неба и «маленького язычка»), «шепелявые» С, З (во время произнесения свистящих звуков язык просовывается между резцами), «хлюпающие» с неприятным для слуха оттенком Ш, Ж, и др. Коррекционные занятия с логопедом позволят избежать закрепления неправильного произношения звуков в речи. Иначе исправлять такое нарушение через год-два будет непросто.
Что нужно сделать для профилактики?
С детьми нужно много говорить и делать это нужно правильно. Читайте вместе книги, обсуждайте прочитанное, беседуйте на самые разные темы. Малышам в год-два предлагайте для повторения облегченные слова: мама, папа, няня, ляля и др., повышая уровень сложности постепенно. Разучивайте вместе простые фразы, которые можно использовать в играх и в повседневной жизни, например, «Мама, дай пить!», «Идем гулять, ляля!». Читайте стишки и потешки, предлагайте договаривать слова в конце строки и целые строки.
В дошкольном возрасте необходимо регулярно и качественно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, чтобы развить точные движения языка. Особое внимание необходимо уделять развитию фонематического слуха — это одна из основ будущей грамотности ребенка. Именно поэтому ребенку так важно слышать правильную, хорошо артикулированную речь.
Важно не забывать, что все упражнения нужно предлагать ребенку в игровой, увлекательной форме. Помочь в этом могут разные издания. Например, в альбоме «Логопедическая практика» есть интерактивный формат — по мере освоения определенных звуков ребенок закрашивает в альбоме фрагменты раскраски, отмечая тем самым свой прогресс. А иллюстрации помогают детям и родителям изучать и выполнять упражнения.
Иллюстрация: olga boat / Shutterstock
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
признаков того, что ваш ребенок должен обратиться к логопеду
Дети вернулись в класс, и школа в самом разгаре. Это означает домашние задания, классные проекты и подготовку к тестам. По ходу учебного года некоторые родители могут начать замечать, что их ребенок испытывает трудности с выполнением заданий и общением.
«У ребенка могут возникнуть проблемы с тем, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами, и это может быть очень неприятно», — говорит Барбара Миллер, логопед из Медицинского центра Ривервью. Знание того, когда обратиться за помощью к логопеду (SLP), может означать разницу между удовлетворительным или разочаровывающим образовательным опытом.
Нужен ли моему ребенку логопед?
Важно помнить, что каждый ребенок учится со своей скоростью. Чтобы определить, находится ли ваш ребенок на правильном пути, обратитесь к этим таблицам, опубликованным Американской ассоциацией речи, языка и слуха, в которых указано, когда большинство детей должны достичь каждого этапа.
Признаки того, что вашему ребенку может понадобиться логопед, незаметны, но заметны. «Один ранний признак, который обычно является тревожным сигналом, — это ребенок, который может следовать всем вашим командам, но испытывает трудности с вербальным выражением соответствующих ответов», — говорит Миллер. Другие знаки включают в себя:
12-15 месяцев:
- Издает только несколько звуков.
- Не использовать жесты, например, махать рукой или указывать пальцем.
- Не произнес первые слова.
18-24 месяца:
- Когда им что-то нужно, они хрюкают и указывают пальцем вместо того, чтобы общаться.
- Не часто используйте комбинации из двух слов.
- Уходя заканчивается такими словами, как «si-dow» вместо «сесть».
2-4 года:
- Не складывание двух- и трехсловных сочетаний.
- Говорит менее 50 слов.
- Преимущественно неразборчивая речь.
4-5 лет:
- Повторение первых звуков слов, например «б-б-б-шар» вместо «мяч»
- Невозможно следовать указаниям в классе, например «Нарисуйте на бумаге круг вокруг того, что вы едите».
- Большую часть времени повторяет звуки или слова.
Как работает логопед?
Педиатрическая логопедия помогает лечить детей с коммуникативными проблемами, как в том, как они говорят, так и в том, как они понимают общение. Логопедия также лечит проблемы с оральной моторикой, такие как жевание и глотание, а также артикуляцию, слуховую обработку и социальные навыки.
Первым шагом обычно является осмотр у логопеда, чтобы определить, с какими трудностями сталкивается ваш ребенок. SLP будут работать с вами и вашим ребенком, чтобы создать индивидуальный план, который поможет решить проблемы.
Сеансы обычно длятся около получаса, и на исправление разницы в речи может уйти до 15-20 часов. После вашего первоначального визита и диагностики команда будет работать с вами, чтобы составить график, который лучше всего подходит для вас и вашего ребенка.
Что такое расстройство речи?
Речевые расстройства влияют на то, как человек создает звуки для образования слов. У человека с нарушением речи могут возникнуть трудности с правильным произношением звуков речи, пропуском, соединением или искажением звуков, а также с процессами, используемыми для правильного воспроизведения речи.
Многие нарушения речи могут способствовать замедлению развития и проблемам с обучением в школе. «Существует тесная связь между проблемами речи и проблемами с успеваемостью в школе, потому что многие задания в классе начинаются с умения общаться», — отмечает Миллер.
Какие расстройства лечит логопед?
- Апраксия
- Аутизм
- Нарушения артикуляции
- Расщелина неба
- Задержка развития
- Дислексия (терапия Ортона Джиллингема)
- Ранняя задержка речи
- Исполнительное функционирование (внимание, организация)
- Нарушения экспрессивной и рецептивной речи
- Расстройства питания
- Нарушения беглости речи
- Проблемы с чтением/письмом
- Селективный мутизм
- Нарушения глотания
- Выталкивание языка
- Нарушения голоса
- Голосовые узелки
Как логопед помогает моему ребенку в чтении, письме и правописании?
Подход Ортона-Гиллингема — это мультисенсорный подход к обучению, который помогает различным учащимся, испытывающим трудности в обучении чтению, письму и/или правописанию.
Каждый урок разработан специально для вашего ребенка и использует три основных пути, чтобы помочь вашему ребенку учиться: зрение, звук и движение. Некоторые примеры того, как это используется в классе, включают:
- Фонограммы Flash Cards: Ребенка просят увидеть слово на карточке и произнести его
- Письмо на столе: Ребенок пишет слово на столе, сначала глядя на карточку, а затем не глядя. Они могут писать несколькими текстурами, такими как песок, глина для лепки и краска.
- Списки слов: Ребенок будет читать списки слов и игры, чтобы развить беглость чтения.
- Постукивание рукой или пальцем: Учащийся будет читать и составлять слово по буквам, постукивая рукой или пальцем.
«С практикой и решимостью большинство детских речевых различий можно устранить, — говорит Миллер. Родители играют решающую роль в успехе своего ребенка. Дети, которые быстро завершают программу и показывают наилучшие результаты, как правило, это те дети, чьи родители принимали участие в терапии. Спросите своего SLP о том, как вы можете помочь своему ребенку дома с упражнениями и занятиями, чтобы закрепить новые навыки.
Следующие шаги и ресурсы:
- Познакомьтесь с нашим источником: Барбара Миллер, MS, CCC-SLP
- Чтобы записаться на прием к ближайшему врачу, позвоните по номеру 800-822-8905 или посетите наш веб-сайт.
Материал, предоставленный через HealthU, предназначен для использования только в качестве общей информации и не должен заменять рекомендации вашего врача. Всегда консультируйтесь с врачом для индивидуального ухода.
5 причин, по которым взрослому нужен логопед
Логопеды, обычно называемые логопедами, — это медицинские специалисты, работающие с пациентами, у которых есть какие-либо проблемы с полостью рта. Эти проблемы варьируются от общего общения до голоса, языка и глотания.
Логопеды могут помочь пациентам улучшить их способность общаться и помочь им с расстройствами языка и горла. Логопед может лечить младенцев, детей и взрослых.
Пять важных причин, по которым взрослому человеку необходимо обратиться к логопеду, включают следующие:
1. Дисфазия и проблемы с глотанием
Рак и неврологические проблемы могут повлиять на движения губ, челюсти, языка, горла и гортани. Это может повлиять на глотание, жевание и речь, поэтому логопед может помочь вам восстановить эти движения или помочь вам научиться обходным движениям.
Вас, скорее всего, попросят пройти тест на глотание, во время которого вам дают пищу, чтобы вы ее проглотили, а терапевт наблюдает за движениями вашего рта и горла на мониторе. Монитор использует рентгеновскую технологию для захвата изображений в реальном времени.
2. Заикание
Заикание – это расстройство речи, при котором человек повторяет слова, растягивает их или с трудом произносит. Чувства могут влиять на заикание, и проблема может усугубляться напряжением или возбуждением.
Логопед может помочь взрослым, страдающим заиканием, преодолев их ситуационные страхи и отработав методы минимизации заикания. Могут быть определенные звуки, которые вам трудно произнести или закончить, и терапевт покажет вам, как справиться с этой проблемой, когда вы говорите.
3. Приобретенная апраксия
Апраксия – это нарушение речи и языковых способностей, вызванное повреждением головного мозга, которое может быть связано с заболеванием головного мозга или повреждением головного мозга в результате инсульта или травмы. Взрослые с апраксией могут испытывать трудности с правильным произношением слов, иметь речевые ошибки и несоответствия и постоянно нащупывать нужные слова. Ваш терапевт покажет вам, как снова восстановить свои разговорные способности.
4. Дизартрия
Дизартрия – двигательное нарушение речи, при котором речевые мышцы ослаблены, парализованы или повреждены. Это приводит к невнятной, неточной или трудной для понимания речи.
Взрослый с дизартрией не может контролировать свой язык, голосовые связки и гортань, и ему трудно произносить слова. Ваш логопед научит вас общаться, несмотря на эти проблемы.