Кто наслаждение прекрасным: Жуковскому — Пушкин. Полный текст стихотворения — Жуковскому
50 важных идей, чтобы наслаждаться жизнью
17 606
Познать себяЧеловек среди людей
1. Занимаясь самосовершенствованием, не переставайте любить себя.
2. Психическое здоровье важнее рабочей встречи, домашнего задания, планов на ужин или любых других обязательств. Ставьте заботу о себе на первое место.
3. Не бывает хороших или плохих блюд. Важнее то, как вы относитесь к еде, телу и, в конечном счете, к себе.
4. Если партнер не прикладывает никаких усилий, значит, не стоит вашего внимания. Вероятно, сейчас вы хотите сказать «но…». Здесь не может быть никаких «но». Когда человек готов заботиться о вас, он обязательно показывает это. Вы заслуживаете того, кому не безразличны.
5. Внешность не определяет вашу значимость.
6. Жизнь — не соревнование. У вас нет цели взять верх над окружающими. Попробуйте предложить им помощь. Покажите другим, что они чего-то стоят, это поможет почувствовать собственную ценность.
7. Иногда трудные времена приходят не для того, чтобы разрушить вас, а для того, чтобы перенаправить. Если что-то идет не по плану, доверьтесь судьбе. Поверьте, вам уготовано нечто большее, но оно требует выбора иного пути.
8. Не всякая дружба длится вечно, это нормально. Вы можете ценить то, что вам подарили отношения, даже если сейчас они закончились.
9. Тело — лишь сосуд. Не зацикливайтесь на том, чтобы создать из него произведение искусства, пусть настоящим шедевром станет жизнь.
10. На планете живут миллиарды людей. Если кому-то вы пришлись не по душе, это не повод перестать любить себя. Вы можете быть самым спелым персиком, и все равно найдется кто-то, кто не любит персики.
11. Сосредоточьтесь на том, чтобы стать добрым и сострадательным, а не на том, чтобы всем нравиться. Любовь, которую дарите миру, возвращается бумерангом.
12. Потеря веса не делает жизнь лучше. Осознайте, что тревожит ум и сердце, и постарайтесь не вымещать душевные переживания на теле.
13. Нет ничего страшного в том, чтобы остаться в постели на целый день, когда мир кажется слишком сложным. Нет ничего страшного в том, чтобы попросить о помощи. Поиск поддержки не признак слабости. Напротив, признак большой силы.
14. Когда жизнь кажется простой и легкой, пусть она такой и будет. Не копайтесь в себе, не создавайте проблемы на пустом месте.
15. Осуждая других, вы не станете лучше.
16. У вас могут быть непродуктивные дни.
17. Вы можете набирать или терять вес, в этом нет ничего страшного.
18. Отношения должны возвышать, но не принижать.
19. Все может измениться за неделю, месяц или год. Не опускайте руки, продолжайте верить в себя.
20. Не страшно, если любите хобби больше, чем работу. Убедитесь, что вам хватает времени на то, что делает вас счастливым.
21. Уверенность в собственных силах делает вас привлекательнее в глазах окружающих.
22. Не стоит приравнивать один ужасный день или месяц к ужасной жизни. Помните, что впереди ждет много прекрасных моментов.
23. Простите прежнего себя за совершенные ошибки. Не стоит вечно цепляться за сожаления.
24. Любите себя вне зависимости от того, какие у вас формы и размер одежды. Нет критериев, которым вы должны соответствовать, чтобы жить в гармонии со своим телом.
25. Будьте с тем, кто ценит вас.
26. Не идите на поводу у общественного мнения. Употреблять алкогольные напитки или нет, решать только вам.
27. Не стоит ждать идеальных условий, чтобы начать делать то, о чем давно мечтали.
28. Однажды вы почувствуете облегчение от того, что все пошло не так, как ожидали.
29. Побалуйте себя и съешьте плитку шоколада на ночь. Жизнь слишком коротка, чтобы во всем себе отказывать.
30. Если терпеть не можете заниматься спортом, возможно, выбрали неправильный вид спорта.
31. Вы не обязаны ни перед кем оправдываться.
32. Ненависть к себе не приносит ничего хорошего, любовь к себе — вот верный путь.
33. У вас может быть много знакомых или несколько по-настоящему близких друзей. Ваша ценность не измеряется количеством людей, которые окружают.
34. Вы не можете всю жизнь контролировать и ограничивать себя, чтобы иметь идеальные формы тела. Выберите фасон одежды, который будет подчеркивать достоинства, в котором будете чувствовать себя более уверенно. Прекратите бороться с телом, будьте в одной команде.
35. Стать крутым — не самое важное, чего можно достичь в жизни.
36. В какой-то момент вы должны отпустить ожидания и постараться найти способ наслаждаться той жизнью, которая есть сейчас.
37. Никогда не поздно изменить взгляды и начать делать что-то новое.
38. Убеждения могут оказаться ложными. Чаще подвергайте их сомнению. Старайтесь различать, когда говорит тревога, а когда сердце.
39. Бояться нормально. Это не значит, что вы делаете что-то неправильно. Продолжайте идти вперед, даже если страшно.
40. Никакая диета не поможет полюбить себя сильнее.
41. Есть только один человек, которого вы обязаны впечатлить, — вы сами.
42. Вы куда больше, чем список ваших достижений.
43. Не стоит зацикливаться на принятых решениях и на том, были ли они верными. Каждый шаг открывает двери для новых возможностей, которые помогают принять новые решения. Вы можете постоянно переписывать собственную историю.
44. Относитесь к своему телу как к дому.
45. Окружите себя людьми, которые согревают сердце.
46. Не ищите одобрения. Чужое мнение не отражает того, кто вы.
47. Нет ничего страшного в том, чтобы поменять мнение или выбранный путь. Вы должны жить для себя. Люди, которые любят вас, примут и поддержат любое решение.
48. Строгая диета, четкий план тренировок не гарантируют хорошего самочувствия. Занимайтесь тем, что заставляет чувствовать себя живым, приносит удовольствие.
49. Мы не состоим из количества лайков в «Инстаграме» (запрещенная в России экстремистская организация), оценок, полученных на экзамене, или баллов, выставленных начальником. Мы гораздо больше, чем цифры.
50. Вам разрешено и даже строго рекомендовано любить себя.
Текст:Полина ФранкеИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Я могу проспать 14 часов и все равно чувствовать усталость»: что такое гиперсомния — рассказ от первого лица
«Начала жить половой жизнью, но почти никакого удовольствия не ощущаю»
«Она меня любит, я ее — нет. Уйти? Или можно влюбиться по собственному желанию?»
Секс и менопауза: правда и мифы
«Посмотрите правде в глаза»: что делать, если вы сожалеете о разводе — мнение психологов
20 вопросов, которые стоит задать мужчине в конфетно-букетный период
Тест: Высокочувствительный ли вы человек?
«Каждый день обещаю себе не обращать внимания на чужие слова. Но ничего не выходит»
Владимир Владимирович Путин цитата: На побережье вы можете наслаждаться прекрасным весенним днем, в то …
— Владимир Владимирович Путин
Высказывания, 2007
Взято из Wikiquote. Последнее обновление 2 июля 2022 г.
Темы
горы, зима, время, день, днем, снег, гора, побережье, дня, мочь, знать, настоящее, лыжаВладимир Владимирович Путин
354действующий президент Российской Федерации 1952Похожие цитаты
„Если наука и не знает в настоящее время чего-нибудь, то она будет знать это в будущем.“
— Климент Аркадьевич Тимирязев русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист 1843 — 1920
„Прошлое не может стать настоящим; мы не можем знать того, чего не знаем. Но прошлое, настоящее и будущее скрыты под одним покровом…“
— Генри Дэвид Торо американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель 1817 — 1862
„Ты не можешь знать по-настоящему, насколько всё чудесно, пока ты не увидишь контраст с тем, когда некоторое время не все было так чудесно.“
— Аланис Мориссетт канадская певица, композитор, актриса и продюсер 1974
„Если у вас прекрасное настоящее, то у вас будет прекрасным и прошлое.“
— Владимир Ильич Голобородько 1940
„Что мы вообще можем знать о мотивах поступков, сжигающих нас, и о том, что такое настоящая вина и настоящее раскаяние?“
— Олег Рой 1965
„Алкоголь приносит радость и горе. Радость мнимую, горе настоящее.“
— Александр Мельников
„Давайте построим ледяной дворец — величественный и большой, способный вместить тысячу человек. Наши дети могут учиться кататься на лыжах, мы можем построить там кафе и рестораны.“
— Сапармурат Атаевич Ниязов советский и туркменский партийный, государственный и политический деятель 1940 — 2006
„Откуда ты знаешь, что по-настоящему хорошо, если ты не знаешь чего-то по-настоящему плохого?“
— Шол МакЛохлин (JackSepticEye) 1990
„Я живу настоящим моментом. И он прекрасен.“
— Жан Поль Бельмондо 1933
„В настоящее время мы пытаемся сделать невидимой разницу между мужчинами и женщинами, а между тем эта разница прекрасна.“
— Ален Делон французский актёр 1935
Из интервью Алена Делона Le Figaro
„Сейчас я приезжаю домой и вижу прекрасную семью: жену и сына. Я абсолютно счастлив. Как я могу завидовать людям, которые более успешны, чем я. Умнее, чем я. Или тренируют лучше, чем я, а такие наверняка есть. Для меня это непонятно. Я воспринимаю жизнь как настоящее.“
— Юрген Клопп немецкий футболист и тренер 1967
Источник: https://gol.ru/materials/7877-klopp-psychology
„Что я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его ещё нет; не могу измерить настоящего, потому что в нём нет длительности, не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но ещё не прошло?“
— Аврелий Августин епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик 354 — 430
„Тот, кто по-настоящему знает себя, — мудрец; а тот, кто по-настоящему знает своего соседа — гений. “
— Минна Антрим 1861
„Русские — нормальные ребята. Катаются на лыжах, гуляют по городу, устраивают вечеринки, пьют водку. Но кто её не пьёт?“
— Джонни Депп американский актёр, режиссёр, музыкант, сценарист и продюсер 1963
„Я работаю с большим усердием. Во мне эту привычку воспитало образование. Я тратила шесть дней в неделю по семь часов в день на учёбу. На этом и основывается моя работа.“
— Алисия Викандер шведская актриса 1988
„Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости.“
— Николай Васильевич Гоголь, книга Мёртвые души
к поэме «Мертвые души»
„Существует огромная разница между знанием и пониманием: вы можете много знать о чем-то, по-настоящему не понимая этого.“
— Чарльз Франклин Кеттеринг 1876 — 1958
„Живите настоящим днем, каждым днем, как будто он может закончиться на закате, и как только ваша голова касается подушки, отдыхайте и знайте: вы сделали все, что в ваших силах. “
— Og Mandino 1923 — 1996
„Так что же такое время? Если никто меня о нем не спрашивает, то я знаю — что, но как объяснить вопрошающему — не знаю. Твердо же знаю я только одно: если бы ничего не проходило, не было бы прошедшего; если бы ничего не приходило, не было бы будущего; если бы ничего не было, не было бы настоящего. Но как может быть прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? А если бы настоящее не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность. Настоящее именно потому и время, что оно уходит в прошлое. Как же можно тогда говорить о том, что оно есть, если оно потому и есть, что его не будет. Итак, время существует лишь потому, что стремится исчезнуть.“
— Аврелий Августин епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик 354 — 430
ХI, 14, 17
«Исповедь»
„Настоящий мужчина хочет все, а настоящая женщина не знает, чего хочет.“
— Ричард Длинные руки 1939
Связанные темы
- Горы
- Зима
- Время
- День
- Днем
- Снег
- Гора
«Мы восхищаемся красотой бабочки, но.

―
Майя Энджелоу
Читайте больше цитат из Maya Angelou
Поделиться этой цитатой:
Нравится Цитата
Друзья, которым понравилась эта цитата
Чтобы узнать, что ваши друзья думают об этой цитате, зарегистрируйтесь!
Все участники, которым понравилась эта цитата
Гордон
92 книги
просмотр котировок
Аги
910 книг
просмотр котировок
Darcel
2004 книги
просмотр котировок
Стефано
149 книг
посмотреть котировки
R
0 книг
просмотр котировок
Лилиан
5 248 книг
просмотр котировок
سهام
23 книги
просмотр котировок
Мария
96 книг
просмотр котировок
Гая
901 книга
просмотр котировок
дианашаос
935 книг
Нитин
41 книга
просмотр котировок
марселин
14 книг
просмотр котировок
Эмма
215 книг
просмотр котировок
J
3896 книг
посмотреть котировки
Фаджс
1 книга
просмотр котировок
Челси
549 книг
просмотр котировок
Анжелика
167 книг
просмотр котировок
Джон
82 книги
просмотр котировок
Павел
26 книг
просмотр котировок
Адрианна
337 книг
просмотр котировок
Натали
63 книги
просмотр котировок
Сенна
17 книг
просмотр котировок
Сара
68 книг
просмотр котировок
Рия
2791 книга
просмотр котировок
Мохаммадреза
8 книг
просмотр котировок
Сэм
56 книг
просмотр котировок
Рейчел
235 книг
просмотр котировок
Николь
31 книга
просмотр котировок
Yigeeeeee
85 книг
просмотр котировок
Ракхи
115 книг
просмотр котировок
ci
7 494 книги
просмотр котировок
Фиона
160 книг
просмотр котировок
Oillie
202 книги
посмотреть котировки
книжный пьяница
121 книга
просмотр котировок
Абхишек
просмотр котировок
Мэй
12 книг
просмотр котировок
Алексей
96 книг
просмотр котировок
Bri
33 книги
просмотр котировок
Присцилла
210 книг
просмотр котировок
Генри
70 книг
просмотр котировок
Дина
615 книг
просмотр котировок
Фабьен
1670 книг
просмотр котировок
Сельма
48 книг
просмотр котировок
Валерия
901 книга
посмотреть котировки
ZAINAB
0 книг
просмотр котировок
Мишель
48 книг
просмотр котировок
Хизер
1421 книга
просмотр котировок
Нэнси
0 книг
просмотр котировок
Джозеф
839 книг
просмотр котировок
Патрисия
30 книг
Посмотреть котировки
Люкс
196 книг
просмотр котировок
Эшли
236 книг
посмотреть котировки
Сифедей
12 книг
просмотр котировок
Paxis
20 книг
Посмотреть котировки
Ясень
360 книг
просмотр котировок
Yilofe
3 книги
просмотр котировок
Vecir
7 книг
просмотр котировок
Мэйси
98 книг
просмотр котировок
Ричард
31 книга
просмотр котировок
Хайме
просмотр котировок
Росио
282 книги
просмотр котировок
Джессика
0 книг
просмотр котировок
Памела
67 книг
просмотр котировок
Меган
12 книг
просмотр котировок
Azeal
330 книг
посмотреть котировки
Лео
732 книги
просмотр котировок
Робин
724 книги
просмотр котировок
Робин
8 книг
просмотр котировок
Мэдисон
53 книги
просмотр котировок
Донован
5 книг
просмотр котировок
Кэти
581 книга
просмотр котировок
Клементс
4 книги
Сойер
5 книг
просмотр котировок
Джоанн
9 книг
просмотр котировок
антони
504 книги
просмотр котировок
Thanh
0 книг
просмотр котировок
Патрисия
11 книг
просмотр котировок
Тереза
3 книги
посмотреть котировки
Жан
4 книги
просмотр котировок
Эрика
138 книг
просмотр котировок
Ханна
216 книг
посмотреть котировки
Никола
256 книг
посмотреть котировки
Роро
1442 книги
просмотр котировок
Эмма
0 книг
просмотр котировок
« предыдущий
Все котировки
Мои Цитаты
Добавить предложение
Поиск по тегу
- любовь (91222)
- жизнь (71985)
- вдохновляющий (68372)
- юмор (41441)
- философия (27587)
- бог (24966)
- вдохновляющие цитаты (24555)
- правда (22381)
- мудрость (22138)
- романтика (20407)
- поэзия (20379)
- смерть (18493)
- счастье (17975)
- надеяться (17102)
- вера (16838)
- жизненные уроки (15442)
- вдохновение (15429)
- кавычки (14943)
- письмо (14161)
- мотивационный (13970)
- религия (13871)
- духовность (13498)
- отношения (13353)
- успех (12734)
- жизненные цитаты (12296)
- любовные цитаты (12145)
- время (11992)
- знание (10828)
- наука (10813)
- мотивация (10526)
Вопрос красоты? | Bigg Elephant
Природа красоты — одна из самых устойчивых и противоречивых тем западной философии, а вместе с природой искусства — одна из двух фундаментальных проблем философской эстетики. Красота традиционно считалась высшей ценностью наряду с добром, правдой и справедливостью. Это основная тема среди древнегреческих, эллинистических и средневековых философов, она занимала центральное место в мысли 18-го и 19-го веков, как это представлено в трактовках таких мыслителей, как Шефтсбери, Хатчесон, Юм, Берк, Кант; Гегель, Шопенгауэр, Ханслик и Сантаяна.
Возможно, наиболее знакомый основной вопрос теории красоты заключается в том, является ли красота субъективной — находится «в глазах смотрящего» — или же она является объективной характеристикой красивых вещей.
«Красота не является качеством самих вещей: она существует только в уме, который их созерцает; и каждый разум воспринимает разную красоту. Один человек может даже воспринимать безобразие там, где другой чувствует красоту; и каждый человек должен соглашаться со своими собственными чувствами, не претендуя на то, чтобы регулировать чувства других». (Юм 1757, 136)
Кант начинает свое обсуждение этого вопроса в «Критике суждения» (Третья критика) по крайней мере столь же решительно: понять то, чьё определяющее основание может быть не чем иным, как субъективным. Всякое отношение к представлениям, даже отношение к ощущениям, может быть объективным (и тогда оно означает реальный [элемент] эмпирического представления), за исключением только отношения к чувству удовольствия и неудовольствия, которым ничто в объекте не обозначается, но благодаря которому в субъекте возникает чувство, когда на него воздействует представление». (Кант 1790, раздел 1)
Однако, если красота полностью субъективна, то есть если все, что кто-либо считает прекрасным или воспринимает как прекрасное (как утверждает, например, Джеймс Кирван), то кажется, что это слово не имеет смысл, или что мы ничего не сообщаем, когда называем что-то прекрасным, кроме, может быть, одобрительного личного отношения. Кроме того, хотя разные люди, конечно, могут различаться в отдельных суждениях, также очевидно, что наши суждения в значительной степени совпадают: было бы странным или извращенным для любого человека отрицать, что совершенная роза или драматический закат красивы.
Мы часто считаем вкусы других людей, даже если они отличаются от наших, временно заслуживающими некоторого уважения, чего мы не можем, например, в случаях моральных, политических или фактических мнений. Все правдоподобные представления о красоте связывают ее с приятной, глубокой или любовной реакцией, даже если они не определяют красоту исключительно в глазах смотрящего.
В De Veritate Religione Августин прямо спрашивает, прекрасны ли вещи, потому что они доставляют удовольствие, или они доставляют удовольствие, потому что красивы; он решительно выбирает второе (Августин, 247). Счет Платона в «Пире» и Плотина в «Эннеадах» связывают красоту с реакцией любви и желания, но помещают саму красоту в царство Форм, а красоту конкретных объектов — в их участие в Форме.
К восемнадцатому веку, особенно на Британских островах, красота ассоциировалась с удовольствием несколько иначе: удовольствие считалось не следствием, а источником красоты. На это повлияло, например, различение Локком первичных и вторичных качеств. Локк и другие эмпирики трактовали цвет (который, безусловно, является одним из источников или локусов красоты), например, как «фантазм» разума, как набор качеств, зависящих от субъективной реакции, находящихся в воспринимающем уме, а не в мир вне разума. Без воспринимающих определенного рода не было бы цветов. Одним из аргументов в пользу этого было различие в цветовом восприятии людей. Например, некоторые люди дальтоники, а для человека с желтухой большая часть мира приобретает желтый оттенок. Кроме того, один и тот же предмет воспринимается одним и тем же человеком разного цвета в разных условиях: например, в полдень и в полночь.
Философы восемнадцатого века, такие как Юм и Кант, понимали, что что-то важное теряется, когда к красоте относятся просто как к субъективному состоянию. Они видели, например, что часто возникают споры о красоте отдельных вещей, как, например, произведений искусства и литературы, и что в таких спорах иногда можно привести причины, а иногда они будут найдены убедительными. Они также увидели, что если красота полностью зависит от индивидуальных переживаний, она перестает быть первостепенной ценностью или даже признаваться как ценность для всех людей или обществ.
«О стандарте вкуса» Юма и «Критика суждения» Канта пытаются найти пути через то, что было названо «антиномией вкуса». Вкус, как известно, субъективен: de gustibus non disputandum est (о вкусе спорить не приходится). С другой стороны, мы часто спорим о вкусах, и некоторых людей считают образцами хорошего вкуса или безвкусицы. Например, вкусы некоторых людей кажутся вульгарными или показными. У одних вкус слишком изысканно-утонченный, у других — грубый, наивный или вообще отсутствует. То есть вкус кажется одновременно и субъективным, и объективным: это антиномия.
Теперь, когда вопрос состоит в том, прекрасно ли что-то, мы не хотим знать, зависит ли что-либо или может зависеть от существования вещи для меня или кого-либо другого, но как мы судим об этом простым наблюдением (интуицией или отражение). … Мы легко видим, что, говоря, что это красиво, и показывая, что у меня есть вкус, я имею дело не с тем, в чем я завишу от существования объекта, а с тем, что я делаю из этого представления в себе самом. . Всякий должен признать, что суждение о красоте, к которому примешивается малейший интерес, весьма пристрастно и не есть чистое суждение вкуса. (Кант 1790, раздел 2)
Суждение о чем-либо как о прекрасном отвечает тому факту, что оно вызывает определенное удовольствие; но это удовольствие приписывается объекту, как если бы сам объект имел субъективные состояния.
«Теперь мы подошли к нашему определению красоты, которая, с точки зрения нашего последовательного анализа и сужения понятия, есть ценность положительная, внутренняя и объективированная. Или, выражаясь менее техническим языком, Красота — это удовольствие, рассматриваемое как качество вещи. … Красота есть ценность, то есть это не восприятие факта или отношения: это эмоция, аффект нашей волевой и оценочной природы. Вещь не может быть прекрасной, если она никому не доставляет удовольствия: красота, к которой все люди навсегда остались равнодушны, есть противоречие в терминах. … Таким образом, красота — это положительная внутренняя ценность; с удовольствием.» (Сантаяна 1896, 50–51)
В последние годы наблюдается возрождение интереса к красоте как в искусстве, так и в философии, и несколько теоретиков предприняли новые попытки обратиться к антиномии вкуса. В какой-то степени такие подходы перекликаются с Г.Э. Мура: «Сказать, что вещь прекрасна, значит сказать не то, что она хороша сама по себе, а то, что она является необходимым элементом чего-то, что есть: доказать, что вещь действительно прекрасна, значит доказать, что целое, которого он находится в определенном отношении как часть, действительно хорош» (Мур 1903, 201). Одна из интерпретаций этого может заключаться в том, что фундаментально ценной является ситуация, в которую погружены и объект, и переживающая личность; ценность красоты может включать в себя как черты прекрасного объекта, так и удовольствия переживающего.
Александр Нехамас в книге «Только обещание счастья» (2007) характеризует красоту как приглашение к новым переживаниям, способ, которым вещи приглашают нас, но в то же время, возможно, и отталкивают нас. Красивый объект приглашает нас исследовать и интерпретировать, но он также требует от нас исследовать и интерпретировать: красоту нельзя рассматривать как мгновенно воспринимаемую черту поверхности. И Нехамас, подобно Юму и Канту, хотя и в другом регистре, считает, что красота имеет неустранимое социальное измерение. Красота — это то, чем мы делимся или чем хотим поделиться, и общий опыт красоты — это особенно интенсивная форма общения. Таким образом, переживание красоты происходит не только внутри черепа переживающего, но и связывает наблюдателей и такие объекты, как произведения искусства и литературы, в сообщества оценивающих.
Историк искусства Генрих Вельфлин дает фундаментальное описание классической концепции красоты, воплощенной в живописи и архитектуре итальянского Возрождения:
«Центральная идея итальянского Возрождения — идеальная пропорция. В фигуре человека, как и в здании, эта эпоха стремилась достичь образа покоящегося в себе совершенства. Всякая форма развилась до самосущего бытия, свободно скоординированного целого: не что иное, как независимо живущие части… В системе классической композиции отдельные части, как бы прочно они ни были укоренены в целом, сохраняют известную самостоятельность. Это не анархия первобытного искусства: часть обусловлена целым, но не перестает жить собственной жизнью. Для зрителя это предполагает артикуляцию, переход от части к части, что является совершенно отличной операцией от восприятия в целом». (Вельфлин 1932, 9–10, 15)
Классическая концепция заключается в том, что красота состоит в расположении неотъемлемых частей в единое целое в соответствии с пропорциями, гармонией, симметрией и подобными понятиями. Это исконная западная концепция красоты, воплощенная в классической и неоклассической архитектуре, скульптуре, литературе и музыке, где бы они ни появлялись. Аристотель говорит в «Поэтике», что «чтобы быть прекрасным, живое существо и всякое целое, состоящее из частей, должно… представлять определенный порядок в расположении своих частей» (Аристотель, т. 2, 2322 [1450b34]). А в «Метафизике»: «Главными формами красоты являются порядок, симметрия и определенность, которые математические науки демонстрируют в особой степени» (Аристотель, том 2, 1705 г. [1078а36]). Этот взгляд, как предполагает Аристотель, иногда сводится к математической формуле, такой как золотое сечение, но его не нужно рассматривать в таких строгих терминах.
Фома Аквинский в типично аристотелевской плюралистической формулировке говорит, что «Есть три требования к красоте. Во-первых, целостность или совершенство, ибо если что-то нарушено, то безобразно. Тогда есть надлежащая пропорция или созвучие. А также ясность: откуда вещи, ярко окрашенные, называются красивыми» (Summa Theologica I, 39, 8).
Весьма убедительный ряд опровержений и контрпримеров идеи о том, что красота может быть вопросом любых специфических пропорций между частями, и, следовательно, классической концепции, дан Эдмундом Бёрком в «Философском исследовании происхождения нашего мира». Представления о прекрасном и возвышенном:
«Обращаясь к растительному царству, мы не находим там ничего прекраснее цветов; но цветы бывают всякой формы и всякого расположения; их превращают и придают бесконечное разнообразие форм. … Роза — большой цветок, но она растет на маленьком кустике; цветок яблони очень мал и растет на большом дереве; но и роза, и яблоневый цвет прекрасны. … У лебедя, по общему признанию, красивая птица, шея длиннее остального тела, а хвост очень короткий; это красивая пропорция? Мы должны допустить, что это так. Но что сказать о павлине, у которого сравнительно короткая шея, а хвост длиннее шеи и всего остального тела вместе взятых? … Есть некоторые части человеческого тела, которые, по наблюдениям, находятся в определенных пропорциях друг к другу; но прежде чем можно будет доказать, что в них заключается действующая причина красоты, нужно показать, что везде, где они найдены точными, тот, кому они принадлежат, прекрасен. … Со своей стороны, я несколько раз очень тщательно исследовал многие из этих пропорций и обнаружил, что они очень близки или совершенно одинаковы во многих предметах, которые не только сильно отличались друг от друга, но и были очень красивыми. , а другой очень далекий от красоты.
… Вы можете присвоить любые пропорции каждой части человеческого тела; и я ручаюсь, что художник будет наблюдать их все и, тем не менее, нарисует, если захочет, очень безобразную фигуру». (Берк 1757, 84–89)
Симпозиум — возможно, ключевой текст неоплатонизма и идеалистической концепции красоты — выражает переживание красоты как совершенного единства.
«В разгар попойки Сократ пересказывает наставления своей наставницы, некой Диотимы, в вопросах любви. Она связывает переживание красоты с эротикой или желанием размножаться (Платон, 558–59 [Symposium 206c–207e]). Но желание размножаться, в свою очередь, связано с желанием бессмертного или вечного: «И к чему вся эта тоска по размножению? Потому что это единственный бессмертный и вечный элемент в нашей земной жизни. А так как мы согласились, что любящий стремится к тому, чтобы добро навсегда принадлежало ему, то отсюда следует, что мы обязаны стремиться к бессмертию так же, как и к добру, то есть любовь есть стремление к бессмертию» (Платон, 559, [Симпозиум 206e–207a]).
«Кандидат на это посвящение не может, если его усилия будут вознаграждены, слишком рано начать посвящать себя красоте тела. Прежде всего, если его наставник научит его, как следует, он полюбит красоту одного отдельного тела, чтобы его страсть могла дать жизнь благородным речам. Затем он должен рассмотреть, насколько тесно связана красота любого тела с красотой любого другого, и он увидит, что если он посвятит себя красоте формы, то будет абсурдно отрицать, что красота каждого тела та же. Достигнув этого момента, он должен поставить себя во главу угла каждого прекрасного тела и привести свою страсть к одному из них в надлежащую пропорцию, считая ее незначительной или вообще не имеющей значения».
«Далее он должен осознать, что красота тела ничто по сравнению с красотой души, так что везде, где он встретится с духовной красотой, даже в шелухе некрасивого тела, он найдет ее достаточно прекрасной, чтобы влюбиться в нее». любить и лелеять — и достаточно прекрасен, чтобы пробудить в его сердце стремление к таким беседам, которые направлены на формирование благородной натуры. И отсюда он придет к созерцанию красоты законов и институтов. И когда он обнаружит, что всякая красота родственна любой другой, он придет к выводу, что красота тела, в конце концов, не так важна. …»
Плотин заявляет, что огонь — это самая прекрасная физическая вещь, «делающая всегда вверх самое тонкое и самое живое из всех тел, очень близкое к бестелесному. … Отсюда великолепие его света, великолепие, принадлежащее Идее» (Плотин, 22 [Эннеада 1.3]).
Для Плотина, как и для Платона, всякая множественность должна быть окончательно сожжена в единстве, и все пути исследования и опыта ведут к Добру/Красивому/Истинному/Божественному.
«Красота, можно сказать, или, во всяком случае, художественная красота, есть путь от чувственного и частного к Абсолюту и к свободе, от конечности к бесконечности, формулировки, которые…». Платон.
И Гегель, и Шефтсбери, связывающие красоту и искусство с разумом и духом, считают, что красота искусства выше красоты природы, на том основании, что, по выражению Гегеля,
«красота искусства рождается духа и рожденный свыше» (Гегель 1835, 2). То есть природный мир рожден от Бога, но красота искусства снова преображает этот материал духом художника. Эта идея достигает апогея у Бенедетто Кроче, который чуть ли не отрицает, что природа вообще может быть красивой, или, во всяком случае, утверждает, что красота природы есть отражение красоты искусства. «Истинный смысл «природной красоты» состоит в том, что определенные лица, вещи, места по своему воздействию на человека сравнимы с поэзией, живописью, скульптурой и другими искусствами» (Кроче 19).28, 230).
Эдмунд Бёрк, выражая древнюю традицию, пишет, что «под красотой я разумею то качество тех качеств в телах, которыми они вызывают любовь или какую-то подобную ей страсть» (Бёрк 1757, 83). В идеалистической традиции человеческая душа как бы познает в красоте свое истинное происхождение и предназначение. У греков связь красоты с любовью вошла в поговорку из раннего мифа, и Афродита, богиня любви, выиграла Суд Париса, пообещав Парису самую красивую женщину в мире.
Любовь изображается как нехватка или отсутствие, которое ищет своего удовлетворения в красоте: картина смертности как бесконечного стремления. Любовь всегда находится в состоянии недостатка и, следовательно, желания: желания обладать прекрасным. Тогда, если бы это состояние бесконечного стремления можно было натренировать на истине, у нас был бы путь к мудрости. Основная идея возвращалась много раз, например, романтиками. Он подпитывал культ идеализированной или куртуазной любви в Средние века, когда возлюбленный стал символом бесконечности.
Любовь изображается как нехватка или отсутствие, которое ищет своего удовлетворения в красоте: картина смертности как бесконечного стремления. Любовь всегда находится в состоянии недостатка и, следовательно, желания: желания обладать прекрасным. Тогда, если бы это состояние бесконечного стремления можно было натренировать на истине, у нас был бы путь к мудрости. Основная идея возвращалась много раз, например, романтиками. Он подпитывал культ идеализированной или куртуазной любви в Средние века, когда возлюбленный стал символом бесконечности.
Юм пишет в «Трактате о человеческой природе»:
«Красота — это такой порядок и строение частей, которые либо в силу первичного строения нашей природы, либо по привычке, либо по прихоти способны доставлять удовольствие и удовлетворение душа. … Следовательно, удовольствие и боль не только являются необходимыми спутниками красоты и уродства, но и составляют самую их сущность». (Hume 1740, 299)
Хотя это кажется двусмысленным, поскольку между обнаружением красоты в удовольствии или во впечатлении или идее, которые ее вызывают, Юм вскоре говорит о «чувстве красоты», где чувство, грубо говоря, доставляет удовольствие. или болезненная реакция на впечатления или идеи, хотя красота — это вопрос культивируемых или деликатных удовольствий.
Результатом такого подхода к красоте — или, возможно, крайним выражением этой ориентации — является утверждение позитивистов о том, что такие слова, как «красота», бессмысленны или лишены познавательного содержания, или являются просто выражением субъективного одобрения. Юм и Кант не успели объявить красоту вопросом чувства или удовольствия и, следовательно, субъективной, как они попытались избавиться от жала и прийти к критическому консенсусу.
Такое отношение к красоте часто используется, например, для критики различия между изящным искусством и ремеслом, и оно избегает чистой мещанства, обогащая понятие «использование», так что оно может охватывать не только выполнение практической задачи, но и особенно хорошо или с особым удовлетворением.