Можно ли общество избавить от отклонений: 1. В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения — естественная часть…
Урок обществознания в 10-м классе по теме «Отклоняющее поведение»
Цели:
- Разъяснить учащимся, что среди негативных отклонений от социальных норм особую опасность для общества и личности представляют преступность и наркомания. Противостоять этим опасностям должны объединенными усилиями государство, общество и каждый, кто не хочет губить жизнь свою и других людей.
- Развивать навыки оценочного суждения; умение работы с учебным текстом, наглядно представить выступления с помощью презентации, использование ИКТ.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Детские компьютерные презентации. Опорные конспекты. Опорные листы. Дополнительная литература.
Основные понятия: Девиантное поведение, делинквентное поведение, наркомания, алкоголизм, преступность.
I. ПОВТОРЕНИЕ
1. Фронтальный опрос:
1. Почему учебник, рассказывающий о человеке и обществе, начинается с анализа деятельности?
(Деятельность — это характерный для человека способ отношения к внешнему миру, его преобразование человеком. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека.)
2. Какова структура деятельности?
(В любой деятельности есть мотивы, цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат)
3. Виды деятельности?
(Практическая деятельность: материально-производственная и социально-преобразовательная. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
Духовная деятельность: познавательная; ценностно-ориентировочная, прогностическая.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей)
4. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом?
Хорошо это или плохо?
(Жизнь и деятельность людей, их поведение регулируются социальными нормами, которые возникли в обществе из объективной потребности в упорядочении общественных отношений)
2. Тест (Приложение №1)
Правильные ответы: 1-1, 2-1, 3-4, 4-1, 5-1
3. Заполни пробелы (можно предложить индивидуальное задание)
II. Изучение нового материала
План.
1. Понятие «отклоняющее поведение».
2. Девиантное поведение и поведение делинквентное.
3. Как проявляется отклоняющее поведение.
4. Позитивный характер отклонения.
5. Причины отклоняющего поведения.
6. Практическая работа. Характеристика социальных отклонений.
7. Можно ли избавить общество от отклонений?
1. Учитель: Всегда ли поведение людей соответствует социальным нормам?
(далеко не всегда, во множестве случаев происходит их несоблюдение)
Учитель: Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющим поведением.
И объявляет тему уроку.
В опорных листах учащиеся записывают определение (Приложение №2)
2. Учитель: Говоря об отклоняющем поведении, мы будем употреблять понятия:
Девиантное поведение и поведение делинквентное.
В опорных конспектах (смотри Приложение №1) прочитайте определения и выполните задания:
-Выписать термины и их определения в опорные листы (Приложение №2)
-В чем заключается разница между девиантным и делинкветным поведением?
Учитель: МОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬ ОБЩЕСТВО ОТ ОТКЛОНЕНИЙ? Ответ вы дадите в конце урока.
3. Учитель: Само по себе отклонение как бы не существует, оно возникает только в том случае, если уже есть норма и описываемый ею образец (стандарт) поведения. Любое отклонение - это всегда отклонение от стандарта.
Задание: Какое поведение мы будем называть абсолютным, а какое относительным?
(Приложение №1)
Учитель: Как проявляется отклоняющее поведение? (параграф 6, пункт 3, учебник)
- На уровне личности -> ?
- На уровне малых социальных групп -> ?
- На уровне государства -> ?
4. Учитель:
Ответьте, используя материал текста (Приложение №1)
(отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т.е. иметь полезные для общества следствия. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.)
5. Учитель: Почему проявления отклоняющегося поведения разнообразны?
(т.к. многообразны социальные нормы)
Учитель: Что их объединяет?
(вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения)
Учитель: Какие социальные отклонения особенно опасны? Объясните почему?
(как массовые явления)
Учитель: Назовите социальные отклонения, носящие массовый характер.
(Приложение №1)
(Преступления и иные правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм)
Учитель: Каковы причины отклоняющего поведения?
(Биологические:
К девиантному поведению склонны люди, деградировавшие к более ранним стадиям развития человека (размер и форма черепа, выступающая нижняя челюсть)
Психологические:
Для девиантов характерны психические нарушения (слабоумие, другие умственные дефекты, психопатия)
Культурологические
Основной причиной признается конфликт между нормами господствующей культуры и некоторой субкультуры
Экономические
Девиация возникает, когда общество переживает кризис, при котором усиливается дезорганизация общества)
Учитель: запишите их в опорные листы (Приложение №1)
6.
Выступают творческие группы:
Темы выступлений:
1. Преступления и иные правонарушения
2. Алкоголизм
3. Наркомания
В ходе выступления творческих групп учащиеся заполняют таблицы
(Приложение №2)
7. Итоги урока.
Учитель: Можно ли избавить общество от отклонений?
(Противостоять этим опасностям должны объединенными усилиями государство, общество и каждый, кто не хочет губить жизнь свою и других людей)
Вывод записывается в опорные листы (Приложение №2).
«Отклоняющееся поведение» — Обществознание — Планирование
Отклоняющееся поведение
Цели урока:
Развитие творческих, коммуникативных, креативных способностей и логического мышления учащихся.
Тип урока:
Комбинированный с использованием интерактивной доски.
Основные понятия урока:
Социализация.
Норма.
Группа риска.
Превентивность.
Девиация.
Компромисс.
Методические задачи урока:
Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Научить анализировать и оценивать факты, устанавливать связь событий.
План урока:
1Фронтальный опрос по теме: социальная норма.
2.Новая тема: «Отклоняющееся поведение » :
А). Понятие отклоняющегося поведения.
Б). Девиантное и деликвентное поведение.
В). Позитивный и негативный характер отклонений.
Г). Причины отклоняющегося поведения.
Д). Практическая работа над привычками.
Е). Можно ли избавить общество от отклонений?
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение одной из сфер общества: социальной сферы. Перед вами девиз нашего урока:
«Пусть нам не дано
Изменить все немедля,
Как хочется,-
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир»
Слова взяты из стихотворения Е. Евтушенко. Они символичны для нашего урока. В конце урока я попрошу Вас объяснить их.Опрос:
Давайте вспомним:
Что такое норма?
Дайте понятие социальной нормы?
Как воздействуют социальные нормы?
Перечислите виды социальных норм и дайте им объяснение.
Каковы функции социальной нормы?
Существует ли социальный контроль и каковы функции социального контроля?
Что такое санкции и каковы их виды?
Далее продолжим повторение в тетрадях. Откройте их и запишите дату , когда проходит урок:
Переходите к новой теме:
Перед Вами 2 рисунка: Опишите их. Что Вы заметили необычного?
-Да, на 2 рисунке движущийся камень. Это отклонение от нормы. И сегодня на уроке мы с Вами разбираем тему: «Отклоняющееся поведение». Запишите в тетрадь название темы урока. Открыли учебник на с. 207.Просмотрите 1 абзац и дайте определение отклоняющемуся поведению, и приведите примеры отклоняющегося поведения:
Отклоняющееся поведение- поведение нарушающее существующие нормы общества.
Примеры:
1. Перешел улицу на красный свет.
2. Припарковал машину на стоянке общественного транспорта.
3. Развел костер в неположенном месте.
4. Публично оскорбил пожилого человека.
Это примеры из учебника. А вы приведите свои примеры, например, из нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д. Форм отклоняющегося поведения , к сожалению, много. Социологи их выделили в 3 группы. Смотрим с.207.
На уровне личности . ( подросток стал заядлым курильщиком).
На уровне малых социальных групп .( семья алкоголиков не заботится о детях).
На уровне государства . ( чиновник взял взятку).
Приведите примеры отклоняющегося поведения на различных уровнях.
Все ли формы отклоняющегося поведения создают неудобства окружающим? с. 207-208. 4 и 5 абзацы. Нет, не все. Пример: Верующий человек уединился в скиту и стал вести аскетическую жизнь.
Отклоняющееся поведение бывает позитивным и негативным. Это поведение мы называем девиантным.
Сегодня мы с Вами работаем в группах. Каждая группа будет работать по определенному виду девиации.
Наркомания.
Курение.
Проституция.
Суицид.
Убийство.
Алкоголь.
На ответ Вам дается 3 минуты.
Слайд №7. Вставьте пропущенные слова в текст: Какие виды девиантного поведения для личности считаются самыми опасными:
Алкоголизм.
Наркомания.
Проверяем по учебнику . с .208.
Каковы последствия девиантного поведения?
Проблемы в семье.
Болезни: рак, СПИД и др.
Деградация личности.
Смерть.
Как вы думаете: в чем причины отклоняющегося поведения?
С. 211. 4 и 5 абзацы.
Стремление привлечь к себе внимание.
Обесценено чувство любви.
Стремление отомстить взрослым за причиненные обиды.
Не сформировались истинные ценности.
Более всего подвержена отклонениям молодежь. Почему? .ст. 211, 1 абзац .Смотрим раздел учебника. Он так и называется: « Почему они так поступают?»
Живут сегодняшним днем и не думают о последствиях применения наркотиков , алкоголя. сигарет.
Считают, что в любой момент могут остановиться, так как переоценивают себя
Молодежь склонна к рискованным действиям.
Существует ли контроль над девиантным поведением?
1.Общесвенное поведение.
2. Самооценка.
Отклоняющееся поведение делится на 2 вида: относительное и абсолютное.
Как Вы думаете : из того, о чем мы с вами говорили, что подпадает под понятие относительного, а что под понятие абсолютного отклонения? Записываем в тетрадях:
Относительное | Абсолютное |
наркомания | Преступление( убийство) |
алкоголизм | |
курение | |
суицид |
Записываем: преступное поведение называется деликвентным поведением.
Существуют меры социального воздействия на отклоняющееся поведение.
В отношении преступного поведения нужны жесткие запретные меры.
В отношении девиантного поведения необходимы разные виды социальной помощи: телефоны доверия, дома для бездомных, кризисные центры.
Можно ли искоренить девиантное поведение в современном обществе?
Нет, Отклонения не обязательно направлены в худшую сторону.
Есть отклонения, которые носят позитивный характер( национальные герои, великие спортсмены, передовики производства).
Ветераны. Их осталось так мало. А ведь мы им обязаны мирной жизнью. Но стоит открыть интернет и мы видим жуткие записи о нападении на ветеранов. Это тоже отклоняющееся поведение. И в преддверии Дня Победы еще раз хочется сказать: низкий поклон, Вам, дорогие.
Почему куришь, употребляешь алкоголь? В ответ слышишь: привычка. А что такое привычка?
Проведем упражнение « привычка» : перед Вами чистые листы бумаги. Давайте сложим их в 4 линии, тщательно разгладим, затем развернем и повторим, но уже по другим 4-м линиям. Что получилось в первом случае?
— Четкие красивые линии.
-А во 2-м?
-Мятые бумажки.
Так вот, в первом случае — это положительные привычки, которые следует развивать в себе, а во 2-м случае — вредные привычки, от которых следует отказаться.
Смотрим Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации, приобретает для индивида характер потребности.
Как воспитать в себе положительную привычку?
Надо научиться воспитывать в себе положительные привычки.
Не надо давать себе поблажку.
Тренировать себя.
Прислушиваться к авторитетным людям.
Человеческие ценности. Что это такое? Это все хорошее, полезное, нужное, чем можно гордиться, что можно передать из поколения в поколение. Это и хорошие привычки. А вот от вредных надо избавляться. И, в назидание, вам, я хочу привести одну притчу:
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести . Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал возле дома столб и после каждого проступка сына стал вбивать гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места — весь он утыкан гвоздями. Эта картина так подействовала на сына, что он стал исправляться. Тогда за каждый его проступок, отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал. Отец его спрашивает: Что ты плачешь? Сын : — Гвоздей-то нет, а дырки остались.
Вы должны помнить: хорошие , а особенно плохие привычки имеют долгую память. Делайте из этого правильный вывод.
А сейчас мы с Вами закрепим новый материал:
В данной теме были использованы определенные термины . Давайте их вспомним:
Превентивность.
Девиация.
Компромисс.
Социализация.
Группа риска.
Норма.
Какие отклонения относятся к позитивным, а какие к негативным?
И, вспоминая девиз урока:
« Пусть нам не дано
Изменить все немедля,
Как хочется,-
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир».
Вывод:
Можем ли мы сказать, что если каждый из нас задумается над своими поступками , мир станет лучше. Да!
На дом 28 параграф. Ответить на вопросы и разобрать статью №228 на с. 223
Новая книга профессора исследует отклонения от норм общества и законов
Профессор и заведующий кафедрой социологии Университета штата Нью-Йорк в Освего Тим Делани недавно опубликовал учебник «Социальные отклонения», который, по его словам, является естественным наследником почти всех книг — 16 из них — он писал раньше.
«Многие книги, которые я написал до сих пор, действительно привели к этой книге», — сказал Делани. «В «Social Deviance» я говорю о насилии и уличной преступности; ну, я изучал и писал об уличных бандах. Мафия тоже. Теории о том, почему люди совершают насилие — я написал несколько книг по социальным теориям. Я читал курсы по преступности белых воротничков — это еще одна глава в этой новой книге».
452-страничная книга от издательства Rowman & Littlefield посвящена социальным отклонениям во многих их формах, не только насилию и сексуальным отклонениям, но и кибер-отклонениям, экологическим отклонениям, отклонениям от веществ и многим другим.
«Сама идея социальных отклонений, большинство людей думают, что они знают, что это такое. Большинство людей знают, что когда вы нарушаете норму или нарушаете закон, это отклонение. Но это не так просто, когда вы действительно изучаете отклонения», — сказал Делани. .
Даже определение социальных отклонений может быть скользким. Он пишет о пяти различных определениях: нормативном, статистическом, абсолютистском, реактивистском и релятивистском.
Например, сторонники позитивных — реактивистских — отклонений отмечают, что нарушение закона иногда может привести к большему благу, как, например, когда демонстранты за гражданские права нарушали законы, которые сами сегодня считаются отклоняющимися. Абсолютисты, с другой стороны, могут утверждать такие запреты, как: «Это неправильно, потому что это неправильно по своей сути».
Сегодня о телесных наказаниях в школах говорят неправильные новости. По словам Делейни, в прошлом это было скорее нормой.
«Это одна из вещей, которые я обсуждаю в главе 1: Как представления об отклонениях меняются со временем», — сказал Делани. «Однажды учитель мог ударить вас в школе, и вы поступили неправильно. А когда вы пришли домой, ваши родители, вероятно, снова ударили вас: «Почему ваш учитель ударил вас? Что вы сделали неправильно? ‘»
Студенты, мало чем отличающиеся от большинства людей, очарованы социальными отклонениями, сказал он. «Одно слово «девиантный» вызывает у людей интерес. Студентам всегда нравился курс по девиантности. Большинство профессоров социологии хотят преподавать его», — сказал Делани, чей собственный онлайн-курс «Социология девиантности» полностью подписан в этом семестре. «Это действительно отличный курс, по которому можно написать книгу».
Студенты оценят использование учебника, сказал Делейни, потому что он использует современные примеры социально девиантного поведения, о которых они все слышали — ловля рыбы (использование сфабрикованных онлайн-идентификаций для обмана людей), секстинг, сообщения о мести в социальных сетях. и тому подобное. Как и в шести предыдущих книгах, он повсюду включает примеры из поп-культуры.
Более ранние книги Делани, у которого брали интервью и цитировали средства массовой информации по всей стране, включают «Социологию спорта: введение», «Классическая и современная социальная теория: исследование и применение», «За гранью устойчивого развития: процветающая среда». и «Американские уличные банды» и другие.
Функционализм и девиантность | Введение в социологию
Результаты обучения
- Объяснить функционалистские взгляды на девиантность
Рисунок 1. Функционалисты считают, что девиантность играет важную роль в обществе и может использоваться для оспаривания взглядов людей. Протестующие, такие как эти члены PETA, часто используют этот метод, чтобы привлечь внимание к своему делу. (Фото предоставлено Дэвидом Шэнкбоуном/flickr)
Функционализм
Социологи, придерживающиеся функционалистского подхода, интересуются тем, как различные элементы общества вносят свой вклад в целое. Они рассматривают девиантность как ключевой компонент функционирующего общества. Теория социальной дезорганизации, теория напряжения и теория социального контроля представляют собой основные функционалистские взгляды на отклонения в обществе.
Эмиль Дюркгейм: основная природа отклонения
Эмиль Дюркгейм считал, что девиантность является необходимой частью успешного общества и что она выполняет три функции: 1) проясняет нормы и повышает соответствие, 2) укрепляет социальные связи между людьми, реагирующими на девиантность, и 3) может помочь привести к положительным социальным изменениям и бросить вызов нынешним взглядам людей (1893 г.).
Например, законы о сегрегации оставались в силе в течение почти столетия в Соединенных Штатах после отмены рабства. Те, кто нарушал эти нормы, укрепляли свою легитимность для власть имущих, что часто приводило к еще более жестким законам и санкциям, что, в свою очередь, приводило к усилению подчинения или соблюдения норм. Нарушителей норм часто жестоко наказывали, даже линчевали, что приводило к усилению социальных связей среди белых расистов. С другой стороны, когда нарушения норм стали более распространенными и коллективными в результате различных исторических и культурных факторов (например, войны во Вьетнаме, других общественных движений, жестокости полиции, показанной по телевидению и т. д.), этот цикл продолжающегося отклонения в конечном итоге привел к социальной и юридические изменения. Ключевым примером этой динамики является Движение за гражданские права, которое исправило многие исторические ошибки, постоянно бросая вызов ценностям и нормам господствующего общества.
Точка зрения Дюркгейма о влиянии наказания за отклонение говорит о его аргументах о праве. Дюркгейм рассматривал законы как выражение «коллективной совести», то есть верований, морали и установок общества. «Преступление есть преступление, потому что мы его осуждаем», — сказал он (1893 г.). Он обсудил влияние размера и сложности общества как факторов, влияющих на коллективное сознание и развитие систем правосудия и наказаний. Например, в крупных индустриальных обществах, которые в значительной степени были связаны между собой взаимозависимостью работы (разделением труда), наказания за отклонения обычно были менее суровыми. В небольших, более однородных обществах девиация может наказываться более сурово.
Теория социальной дезорганизации
Разработанная исследователями Чикагского университета в 1920-х и 1930-х годах теория социальной дезорганизации утверждает, что преступления чаще всего происходят в сообществах со слабыми социальными связями и отсутствием социального контроля. Несколько социологов того времени, которые рассматривали город как лабораторию для исследований, получили прозвище «Чикагская школа». Среди этих социологов были Роберт Парк и Эрнест Берджесс (1916 и 1925), которые стали первыми, кто применил экологический подход, который исследовал общество так же, как эколог изучает организм и его среду, уделяя внимание социальным, институциональным и культурным контекстам людей. — экологические отношения. Они изучали девиантность, изучая быстрые изменения в районах, вызванные ростом населения, иммиграцией и урбанизацией в Чикаго. Парк, журналист и социолог, предложил программу по увеличению количества игровых площадок для противодействия социальной дезорганизации и преступности среди несовершеннолетних.
Сторонники теории социальной дезорганизации считают, что люди, выросшие в бедных районах, с большей вероятностью будут участвовать в девиантном или преступном поведении, чем люди из богатых районов с хорошей школьной системой и семьями, которые положительно участвуют в жизни общества. Теория социальной дезорганизации указывает на широкие социальные факторы как на причину отклонений. Человек не рождается преступником, но становится им со временем, часто в зависимости от факторов в его или ее социальной среде.
Рисунок 2 . Камден, Нью-Джерси. (Фото предоставлено Apollo 1758/Wikimedia Commons)
Хотя эта теория звучит здраво, критики утверждают, что она возлагает вину на сами районы, что дает политикам возможность указать на социальные проблемы, такие как употребление наркотиков, разрушенные семьи и насилие, как на эндемичные для районов с низким доходом, что позволяет их, чтобы обойти более крупные структурные проблемы, которые вызывают эти затруднения.
Давайте осмотрим Камден, штат Нью-Джерси, когда-то один из самых смертоносных городов Америки. В городе с населением 74 000 человек в 1995 году было 58 жертв убийств, а в 2012 году — 67 (примерно 87 убийств на 100 000 жителей), что поставило Камден на пятое место в стране. В 2017 году было совершено 22 убийства [1] .
Президент Барак Обама вместе с начальником полиции округа Камден Джоном Скоттом Томсоном совершает экскурсию по штаб-квартире полиции округа Камден.
В 2013 году полицейское управление Камдена было расформировано, переосмыслено и переименовано в полицейское управление округа Камден с меньшим количеством сотрудников, более низкой заработной платой и стратегическим сдвигом в сторону «охраны общественного порядка» (Holder, 2018). Начальник полиции, проработавший в полиции Камдена более 25 лет, говорит: «Ничто так не останавливает пулю, как работа», и подчеркивает важность расширения доступа к социальным услугам, экономическим возможностям и хорошим государственным школам. Делая акцент на множественных причинных факторах, он звучит как функционалист!
Укрепляя основные социальные институты в сообществах (макроподход) и работая над улучшением отношений между гражданами и полицией, то есть, как полиция видит себя и как жители относятся к полиции (микровмешательство), Камден дает нам пример того, как социологические теории могут помочь объяснить отклонение, но и информировать социальную политику.
Попробуйте
Теория деформации/теория отклонения от нормы аномии
В 1938 году Роберт Мертон расширил идею Дюркгейма о том, что девиантность является неотъемлемой частью функционирующего общества, разработав теория напряжения (также называемая теорией аномии отклонения ), в которой отмечается, что доступ к средствам достижения социально приемлемых целей играет роль в определении того, соответствует ли человек и принимает эти цели или бунтует и отвергает их. Например, с рождения нас поощряют к достижению американской мечты о финансовом успехе. Женщина, которая учится в бизнес-школе, получает степень магистра делового администрирования и получает доход в миллион долларов в качестве генерального директора компании, считается успешной. Однако не все в нашем обществе находятся в равных условиях. У человека может быть социально приемлемая цель финансового успеха, но у него может не быть социально приемлемого способа достижения этой цели. Гораздо более распространенным может быть молодой человек, который хочет финансовой безопасности и успеха, но посещает плохую школу и не может поступить в колледж, не имеет связей в бизнесе или финансах и может не иметь в своем ближайшем окружении руководителей. Молодого человека могут привлечь другие виды предпринимательской деятельности за пределами корпоративного мира, которые являются более доступными, такие как продажа краденого и/или наркотиков, азартные игры и/или другие виды уличной торговли. Другой путь может состоять в том, чтобы растратить деньги у своего работодателя. Эти типы преступлений будут обсуждаться позже, но это один из примеров контраста между «преступлениями на улицах» и «преступлениями в апартаментах».
Мертон определил пять способов, которыми люди реагируют на этот разрыв между наличием социально приемлемой цели и отсутствием социально приемлемого способа ее достижения.
- Соответствие : Те, кто подчиняются, предпочитают не отклоняться. Конформисты преследуют свои цели в той мере, в какой это возможно, с помощью социально приемлемых средств. Это самый распространенный вариант.
- Инновация : Новаторы преследуют цели, которых они не могут достичь законными средствами, вместо этого используя преступные или девиантные средства.
- Ритуализм : Люди, практикующие ритуалы, снижают свои цели до тех пор, пока не смогут достичь их социально приемлемыми способами. Эти члены общества сосредоточены на конформизме, а не на преследовании нереалистичной мечты.
- Отступление : Другие отступают и отвергают цели и средства общества. Например, некоторые нищие и беспризорники отошли от нормативной цели общества финансового успеха.
- Восстание : Горстка людей восстает и заменяет цели и средства общества своими собственными. Террористы или борцы за свободу пытаются свергнуть цели общества с помощью социально неприемлемых средств.
В Таблице 1 видно, как конформисты принимают социальные цели и средства, в то время как новаторы, приверженцы ритуалов, отступники и бунтари отвергают либо социальные цели, либо социальные средства, либо и то, и другое.
Таблица 1. Теория деформации. | |||
Социальные цели | Социальные средства | Примеры | |
Конформисты | Принять | Принять | студентов колледжей, профессионалов, которые стремятся сделать все возможное и преуспеть в своей работе |
Новаторы | Отклонить | Отклонить | торговцы наркотиками, казнокрады, игроки |
Ритуалы | Отклонить | Принять | рабочих, которые «отбивают часы» |
Отступники | Отклонить | Принять | бездомный, наркоман |
Повстанцы | Отклонить/Заменить | Отклонить/Заменить | радикалы, революционеры, террористы |
Смотреть
youtube.com/embed/06IS_X7hWWI?start=0&end=280&autoplay=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Девиантные субкультуры
В 1950-х годах группа социологов теоретизировала девиантность как субкультуру. Как вы помните из предыдущего модуля о культуре, субкультура — это группа, которая действует в более широком обществе, но отличается ценностями и нормами, регулирующими членство (формальное или неформальное). Субкультура обычно проявляет определенное сопротивление существующей социальной структуре и/или социальным нормам. Часто субкультурная группа явно эстетически отличается (например, готы, эмо, скейтеры и т. д.).
Большая часть этого раннего исследования была ответом на растущую обеспокоенность по поводу уличных банд в Чикаго в 1920-х и 1930-х годах, когда печально известные гангстеры, такие как Аль Капоне, появлялись в заголовках национальных газет. В 1927 году в книге Фредерика Трэшера «Банда: исследование 1313 банд в Чикаго » была освещена география деятельности банд в Чикаго и рассмотрен «Пояс бедности» как область, в которой членство в бандах было бы особенно привлекательным. Теоретики девиантных субкультур также использовали модели и методы Чикагской школы для изучения правонарушений.
Альберт К. Коэн (1955) заявил, что «решающим условием возникновения новых культурных форм является существование в эффективном взаимодействии друг с другом ряда акторов со сходными проблемами приспособления » (без акцента добавлено, стр. 12 и 59). Коэн (1955) заметил, что «сочувствующий моральный климат», в котором акторы воспринимают нормы и общие нормы, является результатом выгоды субкультуры от этих норм, которые являются «отказом от стандартов среднего класса». Уолтер Миллер (1958) расширил модель Коэна, выйдя за рамки «мальчиков-правонарушителей» и используя «более восьми тысяч страниц прямых данных и данных наблюдений» в «трущобном» районе Чикаго. Он перечисляет следующие шесть «главных проблем культуры низшего класса»: проблемы, жесткость, сообразительность, волнение, судьба и автономия.
Эта стипендия 1950-х годов отражала растущие беспорядки в Америке после Второй мировой войны по мере того, как холодная война набирала обороты, демонстрируя как страх перед идеологическим инакомыслием внутри, так и новую озабоченность по поводу малообеспеченных иммигрантских общин. Работа также подразумевала гендерно исключающую направленность, отрицающую роль женщин как потенциальных девиантных актеров.
Марвин Вольфганг и Франко Ферракути опубликовали книгу «Субкультура насилия» в 1967 году, в которой криминология, психология и социология соединились в попытке теоретизировать причины агрессивного поведения и убийств. Они использовали эмпирические данные, которые показали, что насилие локализовано среди определенных групп, и сказали, что это «отражает различия в изучении насилия как механизма решения проблем» (1967, стр. 159). Вольфганг и Ферракути предполагают, что системы ценностей субкультурных групп, особенно мужчин из городских районов, отличаются от центральных систем ценностей и приводят к большему насилию (19).67, 97).
Теория социального контроля
Другой функционалистской теорией девиантности является Трэвис Хирши (1969) теория социального контроля . Подобно исходному вопросу Конта: «Что удерживает общество вместе?» Хирши спросил: «Почему люди придерживаются социальных норм?» Другими словами, почему не являются людьми более девиантными ? Опираясь на работу Дюркгейма о социальной солидарности, Хирши рассматривал связи с традиционными социальными институтами как причину, по которой люди чувствуют себя связанными с обществом и, следовательно, с меньшей вероятностью будут девиантными. Он выделил четыре типа связей: привязанность, приверженность, участие и вера.
Давайте применим эти типы облигаций к примеру. Скажем, старшеклассник пытается решить, пропустить ли урок, чтобы пойти с друзьями в торговый центр. Он или она может рассмотреть следующее:
- Приложение : как их учитель и школьная администрация подумают о них, если они пропустят школу, и/или как это повлияет на мнение их родителей («Если мои родители узнают, что они будете очень разочарованы»).
- Обязательство : насколько они ценят свое образование и чего им будет не хватать («Мне нравится мой урок американской истории, и я бы пропустил раздел о десегрегации в школах»).
- Вовлеченность : сколько времени было потрачено на школу до этого момента («Зачем портить «чистый рекорд», пропуская один урок?»).
- Убеждение : как школьная политика посещаемости отражает мнение общества о важности образования («Я хочу поступить в колледж и знаю, что посещение занятий будет иметь большое значение для моего успеха и будущих перспектив работы»).
Мы также можем представить себе более серьезные формы отклонений и рассмотреть, как привязанность, приверженность, вовлеченность и вера могут действовать в других сценариях. Каким образом эта теория может помочь в разработке стратегий профилактики, особенно для молодежи? Например, как мы можем укрепить привязанность и преданность?
Попробуйте
Глоссарий
- теория социального контроля:
- теория, утверждающая, что социальный контроль напрямую зависит от прочности социальных связей, а девиантность является результатом чувства оторванности от общества
- теория девиантных субкультур:
- несколько теорий, утверждающих, что бедность и другие общественные условия порождают определенные субкультуры, благодаря которым подростки приобретают ценности, способствующие девиантному поведению
- теория социальной дезорганизации:
- теория, утверждающая, что преступление происходит в сообществах со слабыми социальными связями и отсутствием социального контроля
- теория деформации:
- теория, рассматривающая взаимосвязь между наличием социально приемлемых целей и наличием социально приемлемых средств для достижения этих целей
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.