Обучение детей дошкольного возраста счету: Методика обучения счету детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Статья:

Содержание

Обучение счету детей дошкольного возраста :: 0

Евсеева Ирина Владиславовна – учитель-дефектолог

Обучение счету детей дошкольного возраста

 Формирование количественных представлений – важный этап в развитии ребенка дошкольного возраста. Для успешного овладения навыками счета, детям необходима помощь взрослых.

Родители должны использовать каждую возможность, когда ребенку можно задать вопрос: «Сколько?» Например: «Сколько тарелок на столе?», «Принеси 5 ложек», «Сколько ложек ты принес? Почему ты принес 5 ложек?», «Сколько машин на стоянке?» и т.д. Обратите внимание, что необходимо считать не только расположенные в ряд множества, но и такие, где элементы располагаются, например, по кругу или в виде другой фигуры, или вообще ассиметрично. Нужно объяснить ребенку, что расположение предметов не влияют на результат счета, но очень важно не пропустить ни одного элемента.

Прежде чем ребенок осознает отношения между числами, он должен научиться сравнивать смежные множества, группы предметов, которые отличаются друг от друга на единицу.

Первое время каждую группу предметов или рисунков следует располагать в ряд. Тогда два сравниваемых множества расположатся в два ряда. Каждый элемент второго множества будет находиться строго под соответствующим элементом первого. Ребенок сначала раскладывает первое множество, например, пять кубиков в ряд, на некотором расстоянии друг от друга и пересчитывает их. Пересчитывание предметов – самое простое средство, с помощью которого можно узнать, на сколько осознанно ребенок употребляет числительное. После того, как ребенок посчитал кубики, предложите ему под каждым кубиком положить по машинке и пересчитать. Например, машинок оказалось четыре. Попросите ребенка сравнить каких предметов больше (меньше), кубиков или машинок. Ребенку следует отвечать так: «Кубиков больше, чем машинок, потому что их пять, а машинок – четыре» или «Машинок меньше, чем кубиков, потому что их 4, а кубиков 5. Число 4 меньше числа 5.

Упражнения на сравнение смежных множеств подводят ребенка к пониманию основного принципа построения натурального ряда чисел, где каждое последующее число больше предыдущего на единицу, и наоборот, каждое предыдущее меньше последующего на единицу.

Поиграйте с ребенком в игру «Назови число больше (меньше) на единицу». Взрослый показывает ребенку картинку, а ребенок пересчитывает предметы на ней и называет число на единицу больше (меньше), чем результат счета.

Другая игра «Назови скорей». В начале игры договариваются об условии: называть числа на один больше. Взрослый бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на один больше. Игра проводится в быстром темпе. Другой вариант задания: назвать число на 1 меньше.

Многие дети не различают порядковые и количественные числительные, не осознают их значение. Ребенок должен иметь представление о том, в каких случаях люди пользуются порядковым счетом. Малышу необходимо объяснить, что вопросы «который?», «какой по счету?» требуют особого пересчитывания.  При этом каждый предмет получает свой номер в ряду, и для ответа на вопрос «на котором месте» или «который по счету?» существенное значение имеет направление счета. При определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях — указывать, в каком направлении велся счет.

Обратите внимание, что часто дети затрудняются в согласовании числительных с существительными. Подберите для счета предметы мужского рода, женского рода, например, цветные изображения яблока, сливы и ананаса, и покажите, как в зависимости от того, какие предметы пересчитываются, изменяются слова один, два и так далее. Одно яблоко, одна слива, один ананас. Два яблока, две сливы, два ананаса и так далее. Очень часто дети числительное один заменяют словом раз. Когда ребенок начнет считать: «Раз, два, три», остановите его, возьмите в руки, например, мячик и спросите: «Сколько мячиков?» «Один мячик», — отвечает ребенок. — «Правильно, один мячик. Нельзя сказать «раз мячик». И считать надо так: один, два…».

Знакомство с цифрами

Для того чтобы усвоение цифр было не механическим, а осознанным, необходимо знакомить с ними ребенка после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Предложите ребенку положить на стол, например, кубик и спросите: сколько кубиков на столе? Количество предметов обозначается знаком. Этот знак называется «цифра». Цифра «один» обозначает число предметов — один кубик. Далее можно показать ребенку цифру 1, предложить раскрасить ее. Точно так же можно познакомить ребенка и с другими цифрами. Прежде чем знакомить ребенка с цифрой 0, предложите ребенку пересчитать, например, конфеты в коробке (4 штуки), а потом угостить ими своих родных: одну конфету маме, другую — папе, третью — бабушке, четвертую — дедушке. В коробке не осталось ничего. Это можно записать цифрой. На письме «ничего» обозначается цифрой 0. Ноль ставят самым первым слева в ряду других цифр.

Для закрепления цифр используются различные упражнения:

  • обведение пальцем, карандашом,

  • штриховка контурных цифр,

  • лепка цифр,

  • выкладывание с помощью палочек, песка, камушков и др.

    ,

  • чтение литературных произведений

Поиграйте с ребенком в игру «Разложи цифры по порядку!». Сначала ребенку предлагают карточки с нарисованными точками (числовые карточки) и их нужно разложить по порядку (от 1 до 10 или в пределах знакомого ребенку числа, например, от 1 до 6). Затем ребенку дают цифры и просят разложить их под соответствующей числовой карточкой. Эту игру можно повторять несколько раз, по мере того как ребенок будет узнавать новые числа и цифры, которыми они обозначаются. Таким образом ребенок постепенно будет усваивать числовой ряд не формально, а с опорой на наглядный материал.

  Литература:

Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет сад / Т.И. Ерофеева и др. – М., 1997

Щербакова Е.И. О математике малышам, 1984

 

Назад в раздел

Как научить ребенка считать до школы

Многие родители маленьких детей озадачены темпами развития школьной системы образования. С раннего возраста они начинают задумываться о развивающем обучении своего ребенка, о подготовке его в школу. Один из вопросов, который волнуют их – это обучение счету.

Как научить ребенка считать? Какой лучший возраст для обучения счету? Какие методики выбрать для этого? Эти и другие вопросы мы попробуем разобрать вместе.

Содержание

  1. Польза устного счета
  2. Лучший возраст для начала обучения
  3. Подготовка к обучению
  4. Как правильно учить
  5. Учимся считать до 10
  6. Учимся считать до 20
  7. Методика устного счета до 100
  8. Методики обучения в разном возрасте
  9. Для детей 2-3 лет
  10. Для детей 4-5 лет
  11. Для детей 5-6 лет
  12. Обучение в игре
  13. Игра «Приставляем кубики к цифрам»
  14. Игра «Гномики в домике»
  15. Игра «Молчанка»
  16. Игра «Лото»
  17. Игра «Арифметические лабиринты»
  18. Игра «Круговые примеры»
  19. Быстрые методики
  20. Методика Сергея Полякова
  21. Методика Петерсон
  22. Обучение по Зайцеву
  23. Какой метод лучше
  24. Полезные советы родителям

Польза устного счета

В чем польза устного счета? Ведь сейчас много разных приспособлений, при помощи которых можно быстро и безошибочно посчитать! Но ученые, изучая мозговые функции, пришли к выводу, что мозг современного человека функционирует все хуже и медленнее, чем раньше.

Это связано с тем, что человек перестал считать в уме. Умственный счет пробуждает активность мыслительной деятельности, смекалку, быстроту реакции, мышления.

Родителям надо понять, что освоение базовых навыков поможет малышу чувствовать себя уверенно и комфортно в школе. Для этого, важно дать ребенку приемы быстрого счёта в уме. Обучение устному счету будет легким и непринужденным, если вы будете придерживаться следующих правил:

  • Игра является лучшей формой для обучения счету.
  • Не загружайте ребенка сразу большим объемом информации.
  • Действовать необходимо мягко и непринужденно.
  • Придерживаться принципа последовательности и постепенности.
  • Регулярность занятий.

Лучший возраст для начала обучения

Начинаем обучать счету, как только малыш проявляет интерес к нему. Это обычно происходит около 2-ух лет. В этом возрасте он начинает играть с цифрами. Взрослые должны всячески поощрять и поддерживать это увлечение и показывать любимые игрушки, называя их количество, соотносить количество с соответствующей цифрой.

К старшему дошкольному возрасту ребенок считает предметы, начинает разбираться в составе числа. Главное, не торопиться и проводить обучение, опираясь на его интересы, включать игровые приемы.

Навыки устного счета у ребенка начинают формироваться обычно после 4-ех лет. Но к этому времени малыш должен накопить следующие умения:

  • Произведение счета до 10 и обратно;
  • Понимание простых математических действий — добавление и вычисление;
  • Понимание значений «много» и «мало», «большой» и «маленький»;
  • Знание геометрических фигур, основных цветов.

Счет в уме формируется на базе этих умений и навыков. Начинайте счет с небольшого количества предметов разными способами. Сначала вслух, потом про себя или очень тихо, не прибегая к пальцам и палочкам.

Постепенно надо увеличивать количественный ряд и закреплять пройденный материал. Весело и непринужденно это происходит в игровой деятельности или гуляя по улице. Вы просите ребенка сосчитать различные предметы, которые видите вокруг.

Потом усложняете задания.

Например, посчитай только круглые предметы, только желтого цвета и т.д. Не забывайте хвалить малыша за малейшие его достижения.

Подготовка к обучению

К 5-6 годам ребенок на хорошем уровне оперирует числами, усваивает количественный счет, делает несложные математические действия, не используя пальчики. Чтобы быстрее перейти к устному счету, необходимо научить его считать столбиком. После того, как ребенок научился производить счет в тетради при помощи воображения, он учиться считать в уме. Без визуализации здесь не обойтись.

Начинайте с несложных упражнений. Сначала малышу дайте задание посчитать в уме, потом озвучить, сколько получилось. Надо научить его представлять и считать предметы в уме. Упражняйтесь на любых предметах на протяжении дня.

После простых заданий можно перейти к более значительным. Попросить ребенка представить и посчитать игрушки — куклу, машинку и мишку. А сколько будет предметов, если принести домик? Затем переходите к более сложным задачкам. Первое время малышу будет трудновато обходиться без наглядности, но со временем он поймет суть и будет быстрее справляться с задачей.

Хорошо помогают упражнения с составом числа. Можно заготовить числовые карточки, где указан состав числа разными способами. Например, 3+4, 5+2 и т.п. При помощи них он научиться визуально представлять  действия, что очень важно при обучении счету в уме. Если это превратить в увлекательную игру, то ваш малыш будет считать всё подряд, плюс разовьется воображение.

Как правильно учить

Учимся считать до 10

Математические действия с числами очень увлекают детей. Сначала мы рассказываем своему малышу о том, всё в этом мире поддается подсчёту. Интерес к счету можно формировать при помощи различных средств: считалок, развивающих кубиков, считалок, стишков.

Чтобы счет пошел быстрее и эффективнее на уровне закрепления, предложите малышу подсказки:

  • пальцы рук;
  • детские развивающие программы;
  • набор дидактических игр;
  • счётный инструмент;
  • четверостишья про цифры или считалочки;
  • ежедневные упражнения в счете окружающих предметов.

Не стоит злоупотреблять пальчиками или палочками, чтобы малыш не привык к ним, так как они не активизируют память и мышление, а приводят только к механическому запоминанию.

Учимся считать до 20

Когда ваш карапуз освоил счет в пределах 10, можно перейти на второй десяток.  В этом случае также считаем различные предметы окружающего мира: деревья, кусты, цветы, машины и т.д.

В этом период важно не только узнавать числа, которые напечатаны на картинках, но иметь представления о единицах и десятках. Кстати, 5-летние дети хорошо усваивают эти вещи. Вам нужен будет счётный материал. Следующие последовательные задания помогут вашему ребенку усвоить материал:

  • Надо отсчитать 10 штук и расположить их друг за другом.
  • Затем пояснить, что это десяток и называется он «дцать».
  • Поверх палочек положите одну штучку контрастного цвета.
  • Напомните, что это единичка. Выходит одиннадцать, если приставить к слову один приставку «дцать».
  • Докладывая палочки, мы получаем следующие числа: 12, 13, 14 и так дальше.

В конце стоит подвести к выводу в счете – двухзначные значения чисел имеют в составе десятку и единицу.

Чтобы ребенок быстрее научился считать в уме, дайте более сложное задание — пусть малыш отыщет карточку с числом, которое на три единицы больше 14 или на две единицы меньше 12. Многократные упражнения закрепят навык счета в пределах 20.

Методика устного счета до 100

Чтобы научить ребенка считать до 100, надо прежде научить его написанию цифр. Это помогает малышу наглядно работать с числовым рядом, овладевая счетом в пределах 20. Далее надо объяснить ребенку алгоритм построения чисел, он всегда одинаков. Например, число 21 –это два десятка плюс единица, 22 — два десятка плюс 2 единицы и т.п.

  • Чтобы закрепить умение оперировать десятками, надо разложить десять палочек. Сделайте несколько рядов из 10 палочек, положите их друг под другом и посчитайте десятки. Покажите наглядно, чтобы к 50 приплюсовать 20, надо взять пять десятков соединить их с двадцатью десятками. Получится семьдесят десятков. Если ребенок усвоит это, то сможет спокойно посчитать до 100.
  • Чтобы помочь ребенку производить вычисления с двухзначными числами, надо показать, как они складываются. Например, надо сложить 13 и 16. Возьмите палочки, разложите в количестве 10 штук (это десяток), присоедините к ним 3 штуки желтого цвета (это единицы). Это число 13. Следом подберите соответственно число 16 (10 палочек одного цвета и 6 палочек зеленого цвета). Теперь сложите вместе с малышом сначала десятки, а потом единицы. (10+10=20 десятков, 3+6=9 единиц). Складывая 20 десятков с девятью единицами, получаем 29.

Таким образом, ребенок наглядно понимает принцип складывания, который впоследствии он будет использовать в устном счете.

Методики обучения в разном возрасте

Для детей 2-3 лет

Обучение счету маленьких карапузов проходит несколько этапов:

  1. Знакомим с множествами. Ребенок в этом периоде должен уметь сравнивать объекты – один и много (один мишка — много мишек).
  2. Учим сравнивать множества по количеству. Малыш должен с пониманием показывать «больше» и «меньше». Например, положить в одну коробку 4 машины, а в другую — 6 машин, и сравнить, в какую коробку положили больше или меньше кубиков.
  3. Учим сравнивать множества, разные по количеству предметов и уравнивать их путем прибавления или убавления.
  4. Закрепляем навыки счета путем заучивания стихов, просмотра детских развивающих программ, проигрывания игровых ситуаций.
  5. Используем для упражнения в счете повседневную жизнь. Гуляя по парку, посчитайте деревья, на детской площадке — количество мальчиков и девочек и т.д. Везде находите возможность посчитать. Ребенок будет повторять за вами. Вы сами не заметите, насколько быстро он научится считать.

Таким образом, к 3 года малыш постепенно усваивает понятия «один», «много», «ни одного».

Для детей 4-5 лет

В 4–5 лет ребенок начинает осваивать количественный счет. При обучении необходимо учитывать принцип наглядности. Так как у маленьких детей наглядно-образное мышление, он должен действовать с предметами – дотрагиваться до них, брать их в руки, переставлять.

Покажите, как считать предметы правильно, т.е. надо дотронуться до каждого кубика по порядку и озвучить соответствующее число.

Таким образом, малыш соображает, что каждый кубик, находящийся в ряду, соотноситься с называемым значением числа. Похожим образом учим малыша считать по порядку, называя предмет по порядку. Например, считаем ступеньки у лестницы.

Для детей 5-6 лет

В пять лет ребенок начинает считать в пределах  пяти, может отвечать на вопросы «Сколько всего?» и «Который по счёту?». Необходимо напоминать ребенку о соотнесении последнего числа с общим количеством предметов. Например: «Один, два, три. Всего — три куклы».

 Выполнение игровых заданий и упражнений дает возможность перейти к решению более сложных задач. Можно приступить к простым математическим действиям, раскрывая понятия — плюс, минус и равно. Все математические примеры необходимо подкреплять наглядностью. Например, у Кати было 3 сливы. Она собрала с дерева еще 5 слив. Сколько всего получилось слив у Кати? Подобные задачи решаете на вычитание. Важно, чтобы ребята четко усвоили суть счёта.

Таким образом, шестилетний малыш может посчитать предметы до десяти включительно, оперировать количественными и порядковыми числительными.

Обучение в игре

Игра «Приставляем кубики к цифрам»

По правилам надо выложить на стол несколько картинок с номерами: 1 и 2. Возле карточек кладем коробочку с одним кубиком. Спросите карапуза, сколько в коробке заполнено клеток. После правильного ответа показывается ему картинка, где нарисована циферка  1. Вы её называете и кладете вместе с коробкой. После того, как вы возьмете еще один куб в коробку, ребенок должен назвать количество кубиков без счета.

Как только получаете правильный ответ о нахождении двух предметов, надо положить рядом цифру 2. После называния цифрового значения вы  убираете от коробки карточку с номером 1, вместо неё кладете цифру 2. Таким образом, игру можно повторить.

После запоминания ребенком двух кубиков, он начинает определять количество предметов без счета. Вместе с этим он запоминает картинки с цифрами 1 и 2. В следующий раз он покажет соответствующую цифру, которая соответствует числу кубиков в коробке.

Игра «Гномики в домике»

Предлагаете карапузу представить, что коробок с кубиками является домишком, а клеточки – комнатами, шарики — маленькие гномики. После обозначения надо поставить в коробку куб. Предложить представить, что один гномик решил зайти в домик. Потом узнайте у малышни, если к гномику придет еще друг, что изменится в домике? Если он не может ответить на вопрос, то надо поставить возле дома еще куб. Ребенок сможет ответить на вопрос – в домике  находятся два гномика.

Спросите, сколько гномиков очутиться внутри дома, когда один гномик выйдет. Продолжайте играть, увеличивая сложность задания. Теперь накройте крышу домика. Надо закрыть крышу чем-то и сделать снова действие. После того, как дитё будет правильно говорить, вы должны убрать крышу у домика, чтобы малыш убедился в правильности ответа.

Игра «Молчанка»

Целью игрового упражнения является устный прямой и обратный счёт до 10, сравнение чисел. Вы задаете вопросы, а малыш показывает ответы молча на числовом веере. Например, назови предшествующее число числу 5?

Какое число следует за числом 7? Назови «соседей» числа 8? Можно использовать карточки с пустыми окошечками, дети с помощью веера выставляют пропущенное число. Вы предлагаете ребенку объяснить, почему получился именно такой ответ.

Игра «Лото»

Сделана по принципу известной игры «русское лото». Помогает закреплять названия чисел, навыки быстрого счета, арифметические действия в пределах 10 и 20.

Посредством её у детей развивается память, внимание, наблюдательность.

Игра «Арифметические лабиринты»

Это интересное занятие для дошкольников, которое закрепляет навыки счета. Суть игры в том, что нужно найти только те клеточки с цифрами, сумма которых составляет число десять и пройти лабиринт по ним.

В течение игры развивается быстрота реакции, умение быстро и правильно решать простые задачки, закрепляются навыки быстрого счета.

Игра «Круговые примеры»

Игра основывается на принципе построения цепочки. Каждый числовой пример должен начинаться с ответа предыдущего. Приготовьте заранее карточки с примерами.

Подбирать их следует так, чтобы решение предыдущего примера, являлось началом  последующего. Посмотрите, как примеры составить: 7-5=2   2+6=8   8+2=10  10-8=2  2+5=7. Вот таким образом получается круговой пример. Очень важно следить, чтобы не было ошибок.

Быстрые методики

Методика Сергея Полякова

Берет за основу целостность мышления ребят, при этом наряду с зрительной памятью активизируется и двигательная.

Представлен цикл упражнений с кубиками, на которых показаны цифры. Малыши узнают количественную характеристику предметов, не считая их.

Освоение идет с умения считать до 10. Затем идет прибавление не по единице, а по 3, 5, 6 и т.д. Так у детей развивается понимание «больше» и «меньше» на интуитивном уровне.

Методика направлена на то, что карапуз начинает запоминать число на кубиках, который основан на количестве похожих объектов.

Метод помогает ребенку узнавать количественный состав предметов, не пересчитывая их.

Самое главное, что занятия можно проводить в любом месте, где представлено хоть какое-то множество предметов. Большим плюсом методики является то, что занятия проводятся в форме игры по 15-20 минут.

Методика Петерсон

Основывается на строении «слоеного пирога». Сущность её в том, что в процессе обучения идет наслаивание изучаемого материала на уже имеющийся, как в слоеном пироге.

Учитываются возрастные особенности малышей. Занятия начинаются с трех лет в игровом формате.

Особенностью методики является то, что ребенок добывает знания самостоятельно и учится решать задачи и проблемы своими путями, поэтому знания получаются более глубокими.

Важно то, что есть возможность проводить занятия в домашней обстановке при помощи книжек и учебных пособий для каждого возраста.

Обучение по Зайцеву

Развивающие занятия начинаются с трехлетнего возраста. Основывается на комплекте разработанных схем, где представлены цифры от 0 до 9.

Первая схема дает возможность быстро делать математические операции в уме в пределах сотни.

Следующая таблица дает возможность осваивать трехзначные числа и их состав: сотни, десятки, тысяча.

Третья дается с целью манипулирования с многозначными числами.

Суть данной методики — показать взаимосвязь различных функций чисел на основе выполнения тренировочных заданий.

Автор уверен, что когда они выполнять задания, то быстрее осваиваются арифметические операции с числами в пределах ста.

Какой метод лучше

В наше время много разных методик, которые готовят детей к количественному счету и счету в уме. Классический метод, так называемый, счет по пальцам, уже не котируется, потому что он, якобы, устарел.

Современные авторы методик уверены, что  «бабушкин» метод не развивает у детей мыслительные процессы на должном уровне. Также были раскритикованы приемы счета по палочкам и линейке.

Они  предлагают другие варианты методик, которые чаще всего связаны с ассоциативным мышлением. Все они имеют свои плюсы и минусы. Главное, выбрать тот метод, который подойдет именно вашему малышу, научит считать в уме без напряжения. Выбор за вами!

Полезные советы родителям

Дети перед школой должны постоянно упражняться, чтобы научиться  устному счету. Поэтому некоторые родители нанимают своему чаду репетиторов уже перед школой. Острой необходимости в этом нет. С этими задачами могут справиться сами  родители. Особенно надо обратить внимание  тренировку навыка устного счета в повседневной жизни. Например:

  • Ходите вместе с ребенком за покупками. Обсудите с ним все предстоящие покупки. Дайте задание, чтобы малыш следил за покупками, считал купленные продукты, просчитывал как в уме, так и вслух все затраты. Во время закупок, спросите, что вы купили, что надо купить. Это развивает самостоятельность и тренирует память и внимание.
  • Гуляя, посмотрите на номерные знаки у машин. Можно выполнять арифметические действия. Это задание хорошо подходит для того, чтобы быстро считать. Возьмем, 738. Например, сложить все цифры между собой 7+3+8=18.
  • Использовать готовые развивающие пособия, где есть задачки для умственного счета. Тем более они сопровождаются картинками и стихами.
  • Старайтесь каждодневно уделять время пройденному материалу.
  • Не забывайте хвалить ребенка за каждое его достижение.

Как научить малышей и дошкольников считать и выучить числа

Хотя поначалу может быть трудно понять, что числа связаны с количеством, дети на самом деле довольно хорошо осваивают эти начальные математические навыки. Им просто нужно немного помощи и веселья, чтобы заставить их двигаться. В конце концов, знание строится само на себе, подобно языку. Итак, как же научить малышей и дошкольников считать и запоминать числа? Это то, что мы обсудим в этой статье.

Обучайте числам и счету с помощью теорий предварительного числа.

Концепция количества окружает нас повсюду. Куда бы мы ни посмотрели, один объект больше другого. Или на нашей тарелке больше гороха, чем моркови. Некоторые блоки квадратные, а некоторые прямоугольные. Блоки могут складываться, чтобы вырастить высокую башню. Воздушный шар может стать больше, если в него добавить больше воздуха. Это все математика в реальной жизни.

Когда ребенок находится в раннем возрасте, вы можете начать обучение числам, устно подчеркивая, что некоторые предметы большие, а некоторые маленькие. Вы также можете поднять палку и сказать: «Она очень высокая, она больше этой палки!»

Дети могут видеть, что, очевидно, существуют различия между количеством и размером. Но затем следует дать название этим количествам и размерам. Это требует изучения конкретной символики чисел и счета.

Научите малышей считать, превратив изучение чисел в увлекательное занятие.

В каком-то смысле здесь мы говорим о методах запоминания. И хотя карточки с цифрами и костяшки домино с точками могут быть полезны, мы не говорим о том, чтобы посадить малыша за парту и попросить его учиться, внимательно слушая. Дети учатся через игру. Еще лучше, когда они могут манипулировать объектами и прикасаться к ним во время обучения, их память об этих понятиях может быть усилена. Это называется кинестетическим обучением или тактильным обучением.

Итак, как сделать счет интересным для малышей?

Играй в игры! Пойте песни о числах! Точно так же, как мы учим песенку про алфавит, чтобы весело запомнить алфавит, мы также можем петь песенки о счете. «Раз, два, застегни мой ботинок» и «5 маленьких обезьянок, прыгающих по кровати» здесь точно уместны. На YouTube будет еще много песен и способов научить детей числам.

Во время рассказа перед сном вы также можете сыграть в простую игру «Повторяй за мной». Попросите ребенка повторять слово «раз», затем «два», затем «три» и так далее. Продолжайте делать это, пока они не узнают, что есть шаблон, которому нужно следовать.

Затем попробуйте переключить ходы, произнося числа. Вы говорите «один», а затем делаете паузу и спрашиваете: «Что дальше?» Сначала они могут не знать, потому что они могут не понимать, что эта забавная игра посвящена запоминанию. Но в конце концов они заставят очередь говорить «два» после одного, «три» после двух и так далее. Они также могут идти не по порядку, но вы можете исправить их, назвав правильный номер, если они пропускают один или два.

На данный момент они учат случайные слова путем запоминания. Мысль о том, что эти слова имеют отношение к количеству, возможно, еще не поглотила ее.

Начните с небольших приращений запоминания чисел с малышами

И важное замечание: не ожидайте, что ваш ребенок достигнет 10, начав с 10 чисел для запоминания. Это слишком сложно для двух-трехлетнего ребенка. Вместо этого начните с «раз, два, три!» Вы можете продолжать говорить это, как если бы это была общая фраза. Они могут даже повторять «раз, два…», и это нормально! Вы можете сделать «три» большим «праздничным» числом. Хлопайте и говорите: «Триееее!»

Затем вы можете перейти к четырем, пяти и так далее.

Обучение двухмерным представлениям чисел малышей и дошкольников

Что мы подразумеваем под двумерными представлениями чисел? Это в основном запись чисел на бумаге или использование карточек. Пусть дошкольники увидят написанную цифру 1 и поймут, что когда вы говорите «один», а они говорят «один», это относится к этому графическому символу. Затем аналогично с 2, 3, 4 и так далее.

Вы также можете нарисовать точки рядом с числами или использовать домино или игральные кости, чтобы показать детям, что числа также связаны с количеством.

Вы заметите, что в детских счетных книгах используется тот же метод. За исключением того, что вместо точек они будут показывать изображения, скажем, двух яблок, трех цветов, четырех друзей и так далее. Это также помогает детям в развитии речи, словарного запаса и ассоциации между количеством и числами.

Каждый день читайте детям такие книги для раннего развития. В игровой и сюжетной форме вы можете укоренить мысль о том, что печатные цифры, словесные слова и количество предметов связаны друг с другом.

Человеческий разум поразителен. Вам не нужно будет много объяснять, как это работает. Дети будут запоминать шаблоны и учиться повторять до тех пор, пока они не «получат это», «действуя». Просто не забудьте сделать это забавным, чтобы они захотели!

Смешивайте последовательности и шаблоны, чтобы обучать дошкольников отдельным числам

Когда ребенок разбирается в числах и достаточно уверенно произносит их по порядку (обычно до 10), вы можете начать с нескольких «трюков». В этом вам помогут рабочие тетради и рабочие листы. Они будут отображать набор чисел в случайном порядке. Спросите дошкольника: «Где цифра семь?» Вы можете помочь им найти страницу или указать на неправильную страницу и спросить: «Это номер семь?» Если они говорят «да», вы говорите «неееет», как будто это глупая игра. Затем снова спросите, указывая на другого: «Это число семь?» и повторять, пока они не сделают это правильно. Когда они понимают это правильно, вы говорите им: «Дааааа! Отличная работа!» и высокая пятерка.

Возвращайтесь к этому упражнению, пока они учатся контратаковать все выше и выше.

Постоянно считайте физические объекты вместе с детьми, чтобы учить числа

Наконец, когда вы с малышом, как и на всех уроках, попробуйте применить их в реальной жизни. Играя с кубиками, ставьте их друг на друга и считайте, показывая: «Раз, два! Это два квартала!» Когда вы нарезаете маленькие кусочки банана для малыша, покажите ему его тарелку и сосчитайте кусочки (очевидно, не считайте больше, чем он может понять). Вы можете сказать: «Осталось три куска! Раз, два, три» и указывайте, пока считаете их.

Вы можете сделать это, выстраивая камешки в парке, или считая обувь, надевая ее, и так далее. Сделайте счет частью их мыслительного процесса, чтобы они начали распознавать количество. Они должны уметь понимать не только «больше» и «меньше», «большой» и «маленький», и так далее.

В заключение: учите малышей и дошкольников считать, активно вводя числа в свою жизнь

Дети могут научиться считать в возрасте около 2 лет. Конечно, некоторые случаи всегда будут разными (раньше или позже). Но чтобы определить подходящий возраст, в котором можно начинать знакомить с цифрами, вы можете начать с малышей. Не ждите, конечно, больших успехов поначалу. Они все еще много принимают в этом возрасте. Буквы, цифры, предметы, слова, звуки, ощущения — они все это впитывают, и тоже быстро.

Но, сделав числа частью «нормы» их жизни, например, играя, поя или показывая количество, вы можете довольно легко научить считать в раннем детстве. Таким образом, к тому времени, когда они пойдут в дошкольное учреждение или детский сад, у детей будет база для развития более продвинутых математических навыков.

Дополнительную информацию об обучении маленьких детей счету см. в этих ресурсах (некоторые из них мы использовали для подготовки этой статьи):

  • https://en.wikipedia.org/wiki/Kinesthetic_learning
  • https://www.wikihow.com/Introduce-Numbers-to-Kindergartners
  • https://www. themeasuredmom.com/counting-books/
  • https://www.parentingscience.com/preschool-number -activities.html
  • https://www.parentingscience.com/preschool-math-lessons.html
  • https://www.allkidsnetwork.com/preschool/teach-numbers.asp
  • https://sciencing. com/use-montessori-methods-teach-counting-4530551.html
  • https://www.scholastic.com/teachers/articles/teaching-content/early-math-how-children-learn-about-numbers/

Кроме того, см. соответствующие сообщения в нашем блоге:

  • Как научить детей ясельного и дошкольного возраста цветам
  • 5 простых способов научить дошкольников алфавиту
  • 5 простых способов научить дошкольников основам фонетики
  • Как
  • обучать детей дошкольного возраста буквам (6 способов)
  • 8 Идеи для обучения дошкольников управлению деньгами и тому, почему это важно
  • Идеи для обучения фигурам в дошкольных учреждениях и детских садах

Забавные способы и игры для детей, чтобы считать деньги, монеты

Когда дело доходит до развития чувства числа, самым первым шагом является помощь нашим самым ранним ученикам в создании прочной основы для беглого счета. Несмотря на то, что нет недостатка в детских книгах и телевизионных программах, предназначенных для того, чтобы помочь дошкольникам научиться считать, нужно обучать беглой речи и постоянно практиковать ее, чтобы подготовить детей к будущим успехам в математике.

Итак, что родители могут сделать дома, чтобы считать легче и быстрее? Во-первых, мы установим несколько основных правил, как лучше всего научить детей считать с помощью различных коротких и увлекательных занятий. Затем мы рассмотрим лучшие стратегии, которые родители могут использовать дома, чтобы помочь ребенку в изучении математики и подготовить его к успеху.

Storytime-advertising-container

Передовые методы реализации упражнений на беглость счета

Прежде чем обсуждать конкретные упражнения, важно подумать о характеристиках стратегий, которые мы используем, чтобы убедиться, что они имеют смысл. Есть несколько ключевых компонентов, из которых состоят успешные стратегии счета, которые учителя используют в своих классах. В общем, прежде чем выбирать и осуществлять счетные действия, имейте в виду следующее:

Adsense-container

  • Делайте игры и занятия короткими и приятными, но делайте это часто. Маленькие ученики, особенно дошкольники, имеют чрезвычайно короткую продолжительность концентрации внимания! Часто говорят, что дети, как правило, должны оставаться сосредоточенными в течение двух-трех минут в год своего возраста. Например, можно ожидать, что среднестатистический четырехлетний ребенок будет выполнять задание где-то от восьми до двенадцати минут!

Имея это в виду, крайне важно, чтобы любые выбранные виды деятельности ограничивались небольшими управляемыми дозами. Чтобы обеспечить достаточную практику, постарайтесь включать в себя ежедневные занятия по счету и создайте распорядок дня, чтобы дети знали, что обучение является приоритетом. Делая игры короткими и часто практикуясь, у первых учеников будет много возможностей улучшить беглость речи.

  • Не ограничивайтесь простым заучиванием . Упражнения и методы запоминания действительно являются важными инструментами при обучении детей изучению и использованию ментальной арифметики, но это не должна быть единственная предлагаемая стратегия. Выходите за рамки упражнений, предлагая практические занятия, которые позволяют им считать, рассматривая и манипулируя объектами. Например, помогите ребенку считать монеты, которые легко найти в доме, и которые относятся к реальной математике.
  • Смешайте это! Часто чередуйте занятия. Всегда полезно иметь при себе несколько хитростей, когда дело доходит до математических занятий с детьми. Необходима постоянная практика, но она может стать повторяющейся и монотонной, если одно и то же действие используется изо дня в день. Обязательно найдите несколько идей, начиная от тех, что предложены ниже, до любых, которые вы можете найти в сети. Используйте такие сайты, как Pinterest, TeachersPayTeachers, или просто выполните несколько поисковых запросов в Google, чтобы найти больше идей для увлекательных и обогащающих игр со счетом.
  • Сделайте занятия интересными и приятными. Это, наверное, само собой разумеется, но чтобы удерживать внимание ребенка на какое-то время, занятия, которые он выполняет, должны быть игровыми и веселыми. Учащиеся начинают ассоциировать школу с тяжелой работой и домашними делами слишком рано в своей образовательной карьере, и дети дошкольного возраста должны находить обучение приятным и позитивным. Обязательно найдите занятия, в которых можно использовать ручные предметы и использовать яркие манипуляторы, предназначенные для привлечения внимания ребенка.
  • Держите его маленьким и не забывайте использовать числовые линии. Хотя может показаться заманчивым научить ребенка считать до 100 сразу, учащиеся должны развивать беглость речи на основе своего концептуального понимания чисел или счета. Прежде чем ставить высокие цели по счету до максимально возможного числа, используйте числовые линии в качестве одного из приемов, чтобы укрепить чувство числа вашего ребенка. Числовые линии — бесценные наглядные пособия, которые помогают понять, как работают числа, позволяя детям считать как в прямом, так и в обратном порядке. Как только дети освоят использование числовых линий для подсчета меньших чисел, переходите к подсчету в более высокие разряды и пропускайте счет.

Увлекательные способы улучшить навыки счета

Теперь, когда мы понимаем характеристики успешного счета, можно выбрать конкретные методы и игры, чтобы разработать план, наиболее подходящий для ваших учащихся. При планировании подсчета учитывайте следующее:

  • Используйте Singapore Math Strategies

Singapore Math — это всемирно известная стратегия, которая очень эффективна для развития у ребенка чувства числа и математических навыков. Он направлен на развитие математических способностей в уме с помощью конкретных, часто визуальных изображений чисел и методов решения задач. Например, на уровне дошкольного или детского сада дети могут практиковаться в действиях, которые позволяют им распознавать группу объектов и знать число, просто взглянув на группу предметов.

При планировании деятельности выбирайте практические манипуляции, которые можно разложить, чтобы визуально изобразить числа. Например, используйте разноцветные помпоны или высушенные зерна кукурузы, разложите их по группам и позвольте детям научиться быстро анализировать их, чтобы определить, сколько их в каждой группе.

  • Вдохновенные идеи Монтессори

Монтессори-занятия — это самостоятельный комплексный вариант, помогающий детям изучать математику и счет с помощью практических манипуляций. Что отличает его от других подходов, так это самостоятельный метод деятельности. В то время как взрослые могут настроить его и направлять детей через него, учащиеся должны начать и довести его до конца.

Чтобы спланировать мероприятие, будьте изобретательны! Можно использовать самые разные материалы, поэтому соберите коллекцию похожих предметов, желательно ярких, красочных, с которыми легко обращаться и их легко сосчитать! Общая идея состоит в том, чтобы отметить числа, до которых вы хотите, чтобы дети считали, начиная с 1-10. Разложите его на парте или столе и запишите числа подряд, оставив внизу место, чтобы учащиеся могли пересчитать свои предметы. Поручите им подсчитать каждое количество объектов, которые представляют написанное число, и поместите его вертикально под каждым числом. Дети не только будут считать каждый предмет, но и будут иметь наглядный пример количества для каждого числа!

  • Игры в кости

Игры в кости — отличный способ попрактиковаться в счете, так как можно придумать множество игр, в которые можно играть, чтобы занятия были разнообразными и веселыми! Попробуйте следующие игры в кости, чтобы помочь маленьким ученикам развить навыки счета:

    • Бросок и сопоставление номеров. Для этой игры планируйте использовать от пяти до десяти кубиков — на ваш выбор! Игроки бросают кости одновременно, ища совпадающие числа. Например, если на двух костях выпало число 2, это пара! Возьмите эти кости и удалите их из игры. Продолжайте катить, пока дети не найдут больше спичек, удаляя их по мере продвижения. Продолжайте играть, пока не закончатся все кости!
    • Раскраска игральных костей по номерам. Распечатайте страницу для раскраски и напишите числа, до которых считают дети (например, от 1 до 10), внутри картинки, которую нужно раскрасить. Пусть дети бросают кости и находят это число на своих листах, раскрашивая его цветами по своему выбору. Если при последующих бросках выпадает число, которое уже было окрашено, просто предложите детям бросить еще раз. Продолжайте, пока вся картинка не станет цветной!
    • Война игральных костей. War — популярная карточная игра, в которую раньше играл почти каждый. В этой версии игры игроки используют кости вместо игральных карт! Хотя можно использовать несколько кубиков, как и в карточной игре, если количество кубиков у вас ограничено, создайте жетоны или используйте жетоны. Чтобы играть, за каждый ход игроки сдвигают жетон к своему товарищу по команде. Вместе оба игрока бросают кости; человек с более высоким номером берет оба жетона, свой и своего товарища по команде. Если игроки выбрасывают ничью, они сдвигают другой жетон к своему противнику и бросают снова. Игрок с наибольшим числом забирает все четыре жетона! В конце игры, что может произойти после определенного количества ходов или когда у одного из игроков закончатся жетоны, побеждает игрок с наибольшим количеством жетонов!
  • Игры на деньги

Научить детей считать деньги — важная концепция, которую необходимо охватить, поскольку она применима к реальной математике. Хотя самые младшие ученики могут все еще осваивать счет единицами, эти ученики все еще могут использовать пенни или долларовые купюры для практики. Создайте простую игру, найдя что-нибудь в доме, чтобы «продать». Например, вытащите несколько конфет и установите цену за штуку.

Раздайте игрокам денежное довольствие, научите детей считать сдачу и откладывать правильную сумму денег, чтобы «купить» конфету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *