Отличие ффнр от фнр: Что такое ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Отличия ФФН от ОНР? (спрашивает Ириннка V.I.P.)
Форумы
Вход
05.04.2011 15:20
Девочки, подскажите знающие, сама не могу разобраться. Чем отличается фонетико-фонематическое недоразвитие — ФФН от ОНР — общее недоразвитие речи. Заинтересовал этот вопрос, т.к. с ОНР садовский логопед ребенка не берет, направляет в логосад, а с ФФН будет заниматься (сужу по положению для логопунктов) Заранее спасибо за ответ.
Ириннка V.I.P.
05.04.2011 15:23
ну, речь же это не только звуки. ФФН — это когда проблема только в звуках. ОНР подразумевает, что есть еще что-то кроме звуков, напр. проблемы с грамматикой, перестановки слогов, словарь и т.д.
Натка_ **K**
05.04.2011 15:33
Как мне кажется, но я не логопед, у сына проблемы именно с звуками, т.
Ириннка V.I.P.
05.04.2011 15:49
я тоже не логопед:) Сходите к другому. По грамматике — есть требования, что должен уметь ребенок к этому возрасту. Какие падежи, предлоги. Должен правильно образовывать мн. число, помнится, мой ребенок в этом возрасте на диагностике у логопеда сказал «гнёзды». Простые предлоги должен правильно употреблять, это тоже грамматика. А еще он не смог образовать мн. число от такого простого слова как «вагон». Логопед написала в заключении » проблемы с обр. мн.числа муж. и ср.род».
Натка_ **K**
05.04.2011 21:14
Если проблема только в неправильном произношении — это дислалия. При ФФН, или фонетико-фонематическом недоразвитии, нарушен фонематический слух. Ребенок не просто неправильно произносит звуки, но, как правило, заменяет их акустически сходными: вместо Ш — С, вместо Ч — Ть, Сь, вместо Р — Л. Т.е. нарушено не только произношение, но и дифференциация, различение звуков на слух. Диагноз ФФН ставится после 5 лет, т.к. до этого возраста в силу физиологических причин ребенок может путать звуки, а к 5 годам слух уже должен быть в норме достаточно хорошо сформирован.
логопед
05.04.2011 21:30
как нам рассказали на семинаре (не берусь утверждать правильно ли..) ОНР это характеристика речи только при алалии, т.е. тяжелой речевой патологии.
НаDia **K**
05.04.2011 21:58
Быть того не может) У сына стояло ОНР при этом ни о какой алалии речи быть не могло.Creambird V.I.P.
06.04.2011 07:29
Это не так. Алалия, как правило, идет особняком, самостоятельным диагнозом, хотя она с ОНР из разных классификаций: клинической и психолого-педагогической. Сам диагноз АЛАЛИЯ из ниоткуда, на основании только внешних данных обследования, не берется, только после получения результатов исследований. В отличие от ОНР.
логопед
05.04.2011 21:42
Спасибо всем огромное, за ответы. Посмотрим что скажет еще один логопед, а уж дальше буду решать что то.
Ириннка V.I.P.
Открыть в форуме
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) в логопедии
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) является актуальной проблемой на сегодняшний день. Это отклонение характеризуется неправильным воспроизведением звуков при нормальных интеллектуальных способностях ребенка и хорошем слухе. У детей с ФФН отмечаются искажение, смещение и замена звуков, неправильное построение слогов в словах, незначительные нарушения лексики и грамматики в речи. Обследование, проводимое логопедом, включает изучение восприятия речи, возможности ребенка к произношению звуков, построению слогов в словах, связности предложений.
СодержаниеСвернуть
- Понятие и характеристика ФФН, классификация
- Сравнение фонетического и фонематического дефекта
- Клинические проявления
- Диагностические мероприятия
- Коррекция речевой дисфункции
- Профилактические мероприятия и прогнозирование результатов терапии
- Заключение
Понятие и характеристика ФФН, классификация
Что это − фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Под ФФН (или аббревиатура − ФФНР) понимается недостаточное формирование произносительной способности у ребенка из-за нарушения восприятия или неправильности произношения минимальной части слова (фонемы – компонента слова). В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.
Причины и факторы возникновения ФФН:
- Травмы головы во время родов.
- Отсутствие занятий с ребенком.
- Стрессовые ситуации.
- Проблемы психологического характера.
Сравнение фонетического и фонематического дефекта
В логопедии ФФНР подразделяют на 2 понятия: фонетическое и фонематическое нарушение речевой функции. Согласно сравнительной характеристике, эти 2 варианта имеют существенные различия. Фонетический дефект произношения характеризуется искаженным воспроизведением звука. Это состояние можно объяснить на примере пациента, не способного произнести звук «Р» (ребенок картавит). Пациент знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими. Это состояние изменяет устную форму речи, но при этом ребенок пишет все буквы в словах правильно.
Фонематическое изменение в речевой функции включает полную замену определенного звука другим («лодинка» вместо «родинка»). Ребенок не видит разницы между звуками (в этом случае «Л» и «Р»). Нарушение может сохраняться у пациента до 5-летнего возраста и старше. При фонематической патологии у ребенка может нарушаться речевая функция и правописание.
Классификация ФФН по степеням тяжести:
- Легкая – ребенок не способен различить (услышать) в речи только дефектные звуки, которые он сам не может правильно произнести. Остальные звуки ребенок различает хорошо.
- Средняя – пациент не может различать большое количество звуков в речи, которые относятся к разным фонетическим группам, при этом устная речевая функция ребенка сформирована нормально.
- Тяжелая – сильное нарушение распознавания и воспроизведения звуков в словах (ТНР – тяжелое нарушение речи), пациент не может выделить звуки, а также воспроизвести их последовательность.
Клинические проявления
Для правильного звукопроизношения очень важен фонематический слух. Благодаря ему пациент может отличать разные звуки друг от друга, правильно составлять структуру слова. Если фонематический слух нарушается, пациент не видит отличий звуков в словах, которые произносят окружающие, не может правильно их воспроизводить.
Симптоматика ФФН во время развития ребенка:
- Пациент меняет звуки в слове на те, которые ему удобнее произносить. Звуки «Л», «Р» заменяются на «И», «Л (мягкий звук)». Пример: ложка – лёжка, рама – лама.
- Ребенок изменяет все шипящие и свистящие звуки («Ш», «С», «Щ») на удобные для него твердые (взрывные) звуки («Д», «Т»). Пример: в слове самолет пациент меняет звук «С» на «Т», получается «тамолет». В слове шапка ребенок изменяет звук «Ш» на более звонкий «Т» или «Д», получается слово «тапка» или «дапка».
- Ребенок может некоторые звуки в отдельности произносить правильно, но при использовании их в словах у пациента возникают замены или ошибки произношения. Пример: звуки «Л», «Р», «С», «В» отдельно ребенок воспроизводит правильно, а в словах эти звуки часто заменены другими, схожими по произношению («рама» – «лама»).
- У пациента отмечаются затруднения в воспроизведении 2 и более звуков. Ребенок заменяет трудный звук другим, более простым для произношения. Пример: киса – тиса, собачка – тобачка, чашечка – ташечка, шишки – тишки.
При наличии диагноза ФФН ребенок может даже в 5-летнем возрасте говорить неправильно. В школьном возрасте недоразвитие речевой функции способно привести к ошибкам в письме, затруднениям в понимании школьного материала. Часто окружающие плохо воспринимают речь ребенка во время школьных занятий и повседневного общения.
Некоторые пациенты с ФНР могут иметь легкую степень патологии, грамотно писать. При этом они не способны воспринимать множество звуков в словах. Такая симптоматика значительно усложняет диагностику ФФН.
Сопутствующими симптомами ФФНР считаются уменьшение концентрации внимания, сниженная мыслительная функция при решении логических задач или при проведении какого-то действия. Ребенок с нарушением речевой функции часто плохо понимает абстрактные вещи.
Без коррекции ФФН у ребенка возникают затруднения в обучении, психические отклонения, сильная возбудимость, раздражительность.
Диагностические мероприятия
При обнаружении симптомов ФФН родители должны обратиться к логопеду. Логопеды есть в любой школе и детском саду. Логопедические занятия также можно посещать в специализированных центрах.
Наиболее популярными центрами лечения ФФНР и общего недоразвития речи (ОНР) являются:
- Клиника патологии речи в Санкт-Петербурге.
- Центр патологии речи и нейрореабилитации Шкловского В.М. (Москва).
- Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
- Центр коррекции речи Анны Белик (Санкт-Петербург).
Диагностика ФФН включает сбор анамнестических данных для определения возможной причины, а также логопедическое обследование. Врач смотрит карточку пациента или выписки из нее. Специалист спрашивает у матери о течении беременности, родов, психической обстановке в доме, наличии функциональных патологий мозга, а также биологических и физиологических изменениях в организме. Для врача имеет большое значение наличие психических травм и хронических стрессов, которые часто приводят к нарушению речевой функции. Накануне первого посещения логопедических занятий ребенок должен обследоваться у невролога, отоларинголога для исключения психических отклонений, органических поражений головного мозга, последствий травм головы, заболеваний речевого аппарата.
Для регистрации логопед заводит на ребенка речевую карту. В ней он описывает состояние слуховой функции, наличие или отсутствие заболеваний мозга. В карту также вписывается общее состояние здоровья, проведенные вакцинации, перенесенные заболевания.
Специалист проводит обследование аппарата артикуляции, оценивает состояние голосовых связок, дыхательной функции, необходимой для нормальной речи. Он делает несколько тестов на звукопроизношение, чтобы определить какие звуки пациент не может воспроизводить. Эти данные обязательно вносятся в карту.
Логопед оценивает словарный запас, наличие замен и смещения звуков, изменение структуры слова. Также оценивается способность выстраивания предложений. Доктор обязательно обращает внимание на дыхание во время воспроизведения слов и предложений.
Если ребенок умеет писать, то логопед смотрит на состояние письменной речи. Врач отмечает наличие грамматических ошибок во время написания слов, замены букв. После полного обследования доктор пишет заключение, а также составляет план занятий для коррекции речевой функции.
Коррекция речевой дисфункции
После полного осмотра и оценки речи логопед составляет план занятий, пишет рекомендации для детского сада или школы по проведению коррекции. Он также может самостоятельно осуществлять лечение ФФНР, назначив комплекс индивидуальных занятий с пациентом (возможно проведение домашних занятий). За время терапии логопед должен добиться исправления ошибок в произносимых словах, появления навыков фонетики, а также подготовить пациента к письму и чтению.
Занятия у логопеда могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия предполагают работу с несколькими детьми. На индивидуальных занятиях ребенок занимается один. Преимуществом групповых занятий является то, что дети могут учиться разговаривать друг с другом при помощи диалога, сценок и других видов общения. При этом они осуществляют сравнение звуков, учатся находить ошибки друг у друга, правильно строить предложения.
Если у дошкольника тяжелая форма нарушения речи, то его можно направить для занятий в специальный логопедический детский сад. Здесь собраны дети с нарушением речевой функции, поэтому занятия направлены на улучшение речи, чтения и письма. В группу такого детского сада детей зачисляют с 5-6-летнего возраста. Длительность коррекции составляет 10 месяцев.
Цели терапии ФФН:
- Освоение пациентом правильного произношения и артикуляции.
- Сформированный анализ и синтез речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Появление связной речи.
- Правильное составление словосочетаний и предложений.
- Обучение правильному письму, чтению.
- Улучшение внимания и памяти.
Для проведения занятий логопед использует гимнастические упражнения на развитие артикуляции, рисунки, игрушки, игры, карточки с написанными слогами и словами, книжки. Очень важно на практических занятиях создать спокойную и уютную обстановку. Она способствует снижению возбудимости ребенка, улучшает контакт между ребенком и педагогом. Для закрепления материала логопед дает задания, которые нужно сделать дома.
Одновременно с логопедическими и педагогическими занятиями ребенок нуждается в помощи психолога. Психолог поможет справиться со стрессовыми ситуациями, проблемами в семье. Также он помогает развивать память, мышление, мелкую моторику. Для этого проводят тренировку памяти (карточки с рисунками, таблицами), арт-терапию, игры с мелкими предметами, использование льда для стимуляции кровообращения рук и другие методики.
Коррекцию рекомендуется проводить до поступления в школу, чтобы расстройства речи не нарушали психическое здоровье пациента, не мешали обучению.
Профилактические мероприятия и прогнозирование результатов терапии
При своевременной логопедической помощи прогноз для ФФНР благоприятный. Скорректировать дефекты речи можно за 1-12 месяцев, в зависимости от выраженности симптоматики. Успех в лечении ФФНР зависит от правильных действий родителей, а также квалификации логопеда.
Профилактические мероприятия ФФНР в логопедии включают планирование беременности, исключение контактов беременной с инфекционными больными на протяжении всего периода вынашивания ребенка. Женщине во время беременности следует исключить употребление спиртных напитков, курения, избегать стрессовых ситуаций. Причиной появления нарушений развития речи у ребенка могут быть операции во время беременности, стремительные или длительные роды, а также начало родов раньше срока. При возникновении осложнений беременности нужно обязательно обратиться к гинекологу для обследования и лечения.
Важным фактором формирования речи считается нормальная психологическая обстановка в семье. Если у родителей возникают конфликты, ребенок может отреагировать на это нарушением речевой функции. Благоприятно влияют на развитие речи регулярные занятия с ребенком, чтение книг, обучение письму и другие мероприятия.
Провоцирующим фактором ФФНР может стать алкоголизм у одного из родителей, а также наркомания. Ребенок при этом испытывает стресс, который сильно мешает его развитию. Следует оказать психологическую помощь семье, а также провести лечение алкоголизма и наркомании.
Когда у дошкольника или школьника выявлены проявления задержки и недоразвития речевой функции, то следует самостоятельно обратиться к логопеду как можно раньше. После того как он проведет обследование и подтвердит, что это ФФНР, будут назначены коррекционные занятия. Лечение считается наиболее эффективным при раннем обращении пациентов.
Заключение
Речевое развитие имеет большое значение, так как оно позволяет нормально развиваться ребенку, дает возможность общаться со сверстниками. При наличии характеристик нарушения фонетики у пациента снижается возможность качественно обучаться. Пациент с ФФНР не способен нормально воспринимать речь, затрудняется выразить свои мысли. ФФН может помешать нормальной жизни ребенка, привести к несостоятельности во взрослом возрасте, поэтому очень важно проводить коррекцию недостатка речевой функции своевременно.
bash — Как сравнить и распечатать результат с помощью awk NR==FNR
Задавать вопрос
спросил
Изменено 7 лет, 1 месяц назад
Просмотрено 2к раз
У меня есть 2 файла. age2.txt и age3.txt
age2.txt
а=30 б=23 с=33 д=43 е=75
age3.txt
а=30 б=26 с=33 д=44 е=75
Мне нужна команда, которая:
сравнивает второй столбец обоих файлов и
печатает строку первого файла (age2. txt) с «пройдено», если найдено совпадение, или
печатает строку первого файла (age2.txt) с «сбой», если не соответствует
Ожидаемый результат
a=30 пройдено б=23 не удалось с=33 прошло д = 43 не удалось е=75 прошло
Когда я пытаюсь это сделать с помощью awk, я вижу, что для меня строка «сбой» повторяется для обоих условий (обратите внимание, что для b=23 и d=43 она повторяется..)
awk -F= 'NR==FNR {a[NR]=$2;next}a[FNR]!=$2 {print $line " Failed" ;} a[FNR]=$2 {print $line " Passed" ;}' age2.txt age3.txt а=30 Пройдено б=26 Не удалось б=26 Пройдено с=33 Пройдено д = 44 Не удалось д=44 Пройдено е=75 Пройдено
Может ли кто-нибудь помочь избежать повторения строки «failed»?
Заранее спасибо 🙂
- bash
- shell
- awk
- sh
Вам просто нужно добавить next
в Failed
:
awk -F= 'aNR=x} a[FNR]!=$2 {print $line " Failed" ;next} a[FNR]=$2 {print $line " Passed" ;}' age2.txt age3.txt
Результат:
a=30 Пройдено б=26 Не удалось с=33 Пройдено д = 44 Не удалось е=75 Пройдено
Если вы хотите, чтобы выходные данные отражали значение первого файла вместо второго, поменяйте местами входные файлы:
age3.txt age2.txt
Результат:
a=30 Пройдено б=23 Не удалось с=33 Пройдено д = 43 Не удалось е=75 Пройдено
1
Ваш awk можно упростить до следующего:
awk 'FNR==NR{a[$1]; next} {print $1, ($1 в a) ? "пройдено":"не пройдено"}' age3.txt age2.txt а=30 прошло б=23 не удалось с=33 прошло д = 43 не удалось е=75 прошло
Для сравнения только второго столбца используйте:
awk -F= 'FNR==NR{a[$2]; следующий} {напечатайте $0, ($2 в a) ? "пройдено":"не пройдено"}' age3.txt age2.txt
Более простым решением является объединение двух файлов с помощью paste
:
paste age2.txt age3.txt | awk -F'\t' '{напечатать $1, $1==$2?"пройдено":"не удалось"}'
2
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
linux — Есть ли разница между awk ‘NR%2==1’, awk ‘FNR%2’ и sed ‘n;d’?
спросил
Изменено 1 год, 8 месяцев назад
Просмотрено 4к раз
Сейчас я готовлюсь к большому конкурсу. Есть ли разница между следующими тремя командами? Упражнение просит нас напечатать каждую вторую строку команды
ls -l
, начиная с первой строки.
Первая команда:
ls -l | awk 'NR%2==1'
Второй:
ls -l | awk 'ФНР%2'
Третий:
ls -l | сэд 'н; д'
Я написал третий. Первые два, я не уверен, что понимаю, что они делают.
- линукс
- оболочка
- awk
2
В awk
, NR
и FNR
— номер записи текущей строки ввода, начиная с 1
для первой строки. Если вы обрабатываете несколько входных файлов, FNR
сбрасывается обратно на 1
в начале каждого файла, а NR
продолжает увеличиваться. В вашем случае, поскольку ввод поступает из stdin
, а не из именованных файлов, эти две переменные эквивалентны.
%
— оператор модуля, x % y
— остаток при делении x
на и
.