Полигамен значение: Полигамен ли человек? / Стиль жизни / Независимая газета

Полигамен ли человек? / Стиль жизни / Независимая газета

Ученые выяснили, что мужчины примерно вдвое полигамнее женщин. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Сколько любви надо для полного счастья?

Московские барышни бросаются на женихов, как стервятники на падаль.

Отелло рассвирепело и задушило Дездемону.

Анна сошлась с Вронским совсем новым, неприемлемым для страны способом.

Из школьных сочинений

Полигамия – природа или распущенность? Моногамия – насилие над собой или высокие чувства? Страшно даже сказать, сколько копий, рук и ног сломано по этому поводу. Попробуем разобраться в теме спокойно и непредвзято. Без пропаганды разврата и оргий, но и без нудного морализаторства.

Известный российский сексолог Сергей Агарков приводит любопытную статистику.

Около 90% людей, которые стремятся к высоким жизненным достижениям, делают это для того, чтобы расширить круг и повысить качество доступных им партнеров. Грубо говоря, научусь играть на гитаре, чтобы девушки любили. Стану рок-звездой, чтобы куча девушек любила. Стану топ-моделью, чтобы найти миллионера. Однако непонятно, что тут является конечной целью – разнообразие ради разнообразия? Или же возможность выбрать одного наиболее подходящего человека и быть с ним счастливым?

Чуть больше половины участников крупного анонимного интернет-голосования признались, что хотя бы раз в жизни им доводилось изменять партнеру по серьезным отношениям. И это притом, что голосовали в основном девушки и женщины, которые, как считается, в среднем более склонны хранить верность. Интересно, каким был бы результат, если бы половину участников опроса составляли мужчины?.. Но опять же непонятно, чего хотели эти люди. Приключений и страстей? Или же они просто, не расставаясь пока со старым партнером, искали нового, поскольку старый их уже разочаровал?.

.

Известный советский психолог Игорь Кон рассказывал о следующем опыте. Мужчина занимался любовью с женщиной, потом засекалось время, когда он снова захочет и сможет заняться любовью. Так вот, на большой выборке было установлено, что если во второй раз дать ему другую женщину, то рефрактерная стадия, то есть время восстановления мужчины, будет меньше, чем если дать ему ту же самую женщину. То есть его мотивация будет выше.

А как сами люди относятся к неверности своих партнеров? Опрос, проведенный в США, показал, что почти 90% как мужчин, так и женщин живут по принципу «меньше знаешь – крепче спишь» и «правда хорошо, а счастье лучше». Если они не знают об изменах партнера, то им все равно.

Впрочем, еще один опрос показал, что средняя женщина для брака выберет скорее не страстного Аполлона, а полноватого домашнего мужчину. Почему? Потому что у него слабее половое влечение и он внешне менее привлекателен для других женщин. То есть выше шанс, что он никуда от нее не денется.

Значит, средней женщине верность партнера важнее его красоты и постельных подвигов.

Нет ли тут противоречия? Мол, как же так? То изменяй сколько хочешь, лишь бы я об этом не знала, а то вдруг – верность важнее внешности и чувственности, вместе взятых? Ключ к разгадке – это «лишь бы я об этом не знал(а)». Если об измене неизвестно и никогда не станет известно – ее как бы и нет, как считают почти все американцы. Ну а если известно – то ужас-ужас!

В России 80% разводов и расставаний инициируют женщины.
Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Кстати, именно неверность является в России самой частой причиной разводов – 24%. Впрочем, не сильно отстают бедность (21%), конфликтность (19%) и алкоголизм с наркоманией (16%). Причем 80% разводов и расставаний инициируют женщины.

Кстати, бывают и мужчины, которым «сохранность» женщины важнее ее внешности. Более того, я лично знаю девушку, которая легко бы стала красивой, если бы похудела. Она и хочет этого. Но ее мужчина не позволяет ей это делать. И не потому, что так уж любит полных. Нет. Он боится, что в стройной версии ее быстро уведут.

В ходе другого опыта мужчинам предлагали делить некую сумму денег. Вдруг в зале появлялись красивые девушки, после чего уходили. Мужчины с высоким уровнем тестостерона (мужского полового гормона) теряли интерес к финансовым спорам, продолжая думать о девушках. Мужчины с низким уровнем этого гормона делили деньги так же активно, как и до появления девушек.

Это подводит нас к важному выводу: все индивидуально.

Есть четыре группы людей по силе полового влечения.

Первая группа – это асексуалы и антисексуалы. Люди, которым секс безразличен или противен. Ясно, что эта группа малочисленна, к ней относится не более нескольких процентов населения.

Вторая группа – люди с умеренным влечением. Им нужен секс, но для них это далеко не главное в жизни. Длительное воздержание переносят спокойно, но на всю жизнь отказаться от секса не готовы. Возможно, вы удивитесь, но именно эта группа является наиболее многочисленной. К ней относится не менее 60% населения.

Третья группа – люди с сильным влечением. Секс для них – одна из важнейших вещей в жизни, но есть и другие интересы. Эта группа составляет не менее 30% населения.

Четвертая группа – люди, которым важен в жизни только секс. Другие интересы отсутствуют. Как и представители первой группы, эти люди тоже нетипичны: не более нескольких процентов населения.

Хранить верность – задача куда более легкая для представителей первой и второй групп, чем для третьей и четвертой. Так, амбал поднимет 50 кг без труда, а хлюпик, если и возьмет этот вес, то весь потом обольется. А ведь спрашивают с них – в нашем случае – одинаково. И за провал накажут одинаково строго.

По словам ученых, человек продолжает эволюционировать. Как вид он еще не определился, полигамен он или моногамен.

Тут можно спросить: а как же моральные принципы? Отвечаю. Влиять на половое поведение человека они вполне могут, а на его природу, разумеется, нет. Она задается биологически.

Огромный всемирный опрос, проведенный среди всех рас и на всех обитаемых континентах, показал, что на ближайший месяц средней женщине в идеале нужно 0,8 партнера, среднему мужчине – около 2. На ближайшие 10 лет средней женщине нужно 2–3 партнера, среднему мужчине – 5–6.

Отсюда следует, что мужчины примерно вдвое полигамнее женщин. И что средний человек по своей природе полигамен, но довольно умеренно. То есть, как и сказали ученые, стоит где-то посредине между полигамией и моногамией. К какому из этих полюсов ближе каждый конкретный человек, зависит от его пола и половой конституции, то есть врожденной силы влечения.

Впрочем, когда партнер очень ценен, хранить верность просто выгодно, так как это снижает риски его потери.

Напоследок – несколько соображений по этому поводу.

Полигамные люди гораздо счастливее моногамных – и гораздо несчастнее их.

Когда бросаем мы, это необходимое решение. Когда бросают нас, это предательство.

Неумение скрыть измену порой возмущает куда больше, чем сама измена.

Иные люди воспринимают весь мир как гарем, причем свой.

Легко быть святым, когда ты асексуал.

Есть ли что-то хуже, чем изменить партнеру и упорно скрывать это, продолжая жить во лжи? Да. Сказать ему правду.

Когда мы идем «налево», это порыв чувств. Когда другие – измена.

Правда разбивает не меньше сердец, чем ложь.

Когда мы учитываем внешность при выборе партнера, это эстетический вкус. Когда другие – бездуховность.

Легко и приятно хранить верность, когда человек этого достоин.

Полигамность | это.

.. Что такое Полигамность?

Полига́мия — многобрачие, при котором брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола. Имеет две формы — полигиния и полиандрия.

Обычай полигинии существовал у большинства народов во всех частях света и до сих пор существует у племён Африки, Меланезии, Америки и т. д., а также у исповедующих ислам и буддизм народов Азии и Африки. Нигде, однако, полигиния не встречается как общее явление для целых народов, так как в таком случае необходимо было бы по крайней мере вдвое большее число женщин, чем мужчин. Полигамия упоминается и в Ветхом Завете. Среди библейских многожёнцев — Авраам, Иаков, Исав, Давид и Соломон.

Обыкновенно полигамия является привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним является — по крайней мере первоначально, а фактически (например у султанов, шахов и т. д.) ещё и теперь — неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает полигамию известным числом жён (напр.

у мусульман — четырьмя). У индусов закон ввёл моногамию только у шудров, людей низшего и бедного класса; в варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев — 2 или 3, в варне брахманов — до 4.

Исследователи, принимающие для первобытного состояния человечества беспорядочное смешение полов, видят в полигамии прогресс; ограничение по крайней мере для одной стороны — для женщины; исследователи, исходящие из моногамической формы первобытного брака, смотрят на полигамию, как на явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при том принимающее характер моногамии, с разрешением иметь наложниц: это выражается обыкновенно тем, что первая жена является главною и считается хозяйкою в доме по преимуществу. Побуждения к полигамии могли быть многие; кроме стремления к разнообразию, здесь играет роль то обстоятельство, что в тропических странах женщины обыкновенно скоро стареют, и притом значительно раньше мужчин, а также, что, по существующему обычаю, дети кормятся грудью до двух лет и даже долее.

Обладание несколькими жёнами часто представляет выгоду ещё тем, что в лице своих жён мужчина приобретает больше рабочих сил, освобождающих его от необходимости личного труда. От нескольких жён рождается более детей, а дети, вырастая, также становятся работниками; дочери, выходя замуж, служат предметом продажи (за них уплачивается калым). Кроме того, обладание многими жёнами и обширным родством даёт большее значение в обществе, и это уже одно может вызывать стремление к полигамии. Хотя между несколькими жёнами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто устанавливает мирные отношения между ними, так как одна жена облегчает труд другой и содействует благосостоянию всех.

Из Библии известно, что жёны патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает протесты со стороны последних, причём не всегда достаточным является авторитет главы дома — факт, служащий одним из мотивов против полигамии. Что вторая и следующие жёны не считаются одинаковыми с первой женой, явствует из многих воззрений и обычаев. Так, у некоторых народов свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке, при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека своего класса, уже имеющего жену; если такой человек ищет ещё жену, то он вынужден обыкновенно брать её из низшего класса, и там жёны считаются как бы наложницами.

Содержание

  • 1 Многожёнство в Ветхом Завете и Древнем мире
  • 2 Полигамия в исламе
  • 3 Природа и полигамия
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

Многожёнство в Ветхом Завете и Древнем мире

  1. Авраам жену Сарру и наложницу Агарь
  2. Иаков имел две жены — Лия, Рахиль, и служанки жён — Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа). Бытие 29.30
  3. Соломон имел гарем из 700 жен и 300 наложниц. 3 Царств 11.3
  4. Давид имел 10 жён
  5. Ламех имел две жены. Бытие 4.19
  6. Ровоам имел гарем из 18 жён и 60 наложниц
  7. Исав имел две жены Иегудифа и Васемафа Бытие 26.34
  8. Артаксеркс II персидский царь, от своих 336 жен и наложниц имел 150 сыновей.
  9. Александр Македонский — Женщины Александра Великого — Гарем Александра — числом более 360 наложниц держался при царе как часть из персидских обычаев, заимствованных македонским царем. Как пишет Диодор: «Каждую ночь они проходили перед кушеткой царя, так что он мог выбрать одну, с кем делил эту ночь.»[2]
  10. Повесть временных лет так пишет о жизни Святого Князя Владимира до крещения:

«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. »

Летописец не указывает, остались ли наложницы у Владимира после крещения.

Полигамия в исламе

Ислам разрешает многожёнство (до 4 жен включительно). В большинстве стран гражданское законодательство запрещает многожёнство, в некоторых (например, Саудовская Аравия) разрешает. В России же второй (и далее) заключённый брак считается недействительным без разрыва первого, то есть юридически полигамная семья существовать не может, однако, встречаются случаи, когда мужчина сожительствует с несколькими женщинами (если говорить применительно к Исламу, то такой брак должен соответствовать мусульманским канонам, то есть должны быть соблюдены определённые правила вступления в брак, чтобы он считался заключенным. Иначе такое «сожительство» считается запрещённым) из одного мужчины и нескольких женщин, совместно с мужчиной проживающих, добровольно вступающих с ним в сексуальные отношения и ведущих совместное домашнее хозяйство.

Некоторые российские политики, к примеру, лидер ЛДПР Владимир Жириновский неоднократно выступали за внесение в Семейный Кодекс РФ поправок, узаконивающих многожёнство юридически. Большую поддержку подобные голоса встречают в среде российских мусульман: «Такая мера позволит обеспечить пропитанием и отцовской лаской внебрачных детей, которые сегодня есть у многих российских мужчин, а также брошенных детей» (сказал Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин). [1]

По словам другого видного деятеля российского ислама Равиля Гайнутдина, введение многоженства позволило бы ‘дисциплинировать российских мужчин’. ‘В наше время светскому человеку дозволено иметь хоть 40 жён, но все они незаконные — если же мусульманин женится по шариату, то он берёт на себя ответственность за каждую свою семью’, — подчеркнул муфтий. [2]

Природа и полигамия

В природе известны виды животных с моногамным и полигамным браком, но у этих видов самцы и самки рождаются в соответствующей пропорции.

У человека мальчики и девочки рождаются в соотношении от 49/51 до 51/49, т.е. человек по природе своей — моногамный (одножёнец). Однако если рассматривать моногамию как следствие примерно одинакового соотношения родившихся самцов и самок (а следовательно и примерно одинаковым соотношением самцов и самок), то следует учесть, что соотношение мужчин и женщин сильно менялось в пользу последних (в частности если рассматривать Средние века и Древний мир) в результате многочисленных войн.

См. также

  • Полиандрия
  • Моногамия
  • Бигамия
  • Агамия
  • Полигиния
  • Полиамория
  • Полигамность

Ссылки

Клуб полигамов

Почему клясться друг другу в вечной любви неразумно

  • Джош Габбатисс
  • BBC Earth

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Klearchos Kapoutsis CC by 2.0

В долговременные отношения вступают многие животные, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что их семейное счастье омрачается адюльтерами, внебрачными отпрысками и даже детоубийством. Как выяснил обозреватель BBC Earth, люди недалеко от них ушли…

Для многих из нас вступление брак — это особое событие. Практически во всем мире взаимное обещание двух людей быть вместе до самой смерти имеет большое юридическое, духовное и культурное значение. Узы брака считаются священными и для верующих, и для неверующих.

Поэтому услышав о животных, создающих постоянные семьи, мы немедленно впадаем в умиление: «Какая прелесть! Нам есть чему поучиться у этих австралийских короткохвостых сцинков!»

Впрочем, несмотря на обилие романтических историй, любовной лирики и слащавых открыток, единобрачие остается почти недостижимым идеалом.

  • Почему люди целуются, а большинство животных — нет
  • Почему морские котики насилуют пингвинов
  • Существуют ли гомосексуальные животные

Даже в моногамных, на первый взгляд, обществах распространены супружеские измены, и то же обычно можно сказать о моногамных животных.

Те немногие, кто хранит верность своим избранникам, делают это отнюдь не из романтических побуждений.

Если мы поймем, почему животным иногда удается жить постоянными семьями и почему еще чаще это у них не получается, мы сможем многое узнать о природе своих собственных взаимоотношений.

Так что забудьте о своих романтических идеалах, и добро пожаловать в мир влюбленных паразитических червей, неверных певчих птичек и бесстыжих обезьян.

Автор фото, Miles Barton Naturepl.com

Подпись к фото,

Каждый год происходит воссоединение моногамных семей короткохвостых сцинков

В природе самое главное — это размножение. Все живые существа в конечном счете стремятся передать свои гены потомству.

Моногамный образ жизни — это лишь один из множества способов, и у него есть два недостатка, которые заставляют животных делать выбор в пользу свободной любви.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Первый недостаток состоит в том, что моногамия не способствует генетической вариативности.

Самка, которая спаривается с несколькими разными самцами, сможет произвести генетически более разнообразное потомство, что повышает шансы на выживание — по крайней мере, для некоторых ее отпрысков.

Во-вторых, как отметил английский специалист по генетике Джон Бейтман, между самками и самцами существует огромная разница с точки зрения производства половых клеток. Иными словами, проще вырабатывать сперму, чем яйцеклетку.

Это означает, что среднестатистический самец имеет достаточное количество спермы, чтобы оплодотворить любое количество самок, тогда как самка с определенного момента не сможет произвести больше потомства за счет спаривания с большим количеством самцов.

В совокупности эти факторы побуждают представителей обоих полов искать себе несколько партнеров.

В итоге получается, что моногамия имеет смысл лишь в совершенно особых обстоятельствах, многие из которых кажутся до странности знакомыми.

Первое из них — просто территориальная близость.

Автор фото, SEM SPL

Подпись к фото,

Эти черви проводят всю свою взрослую жизнь в тесных объятиях друг друга

Если представители какого-либо биологического вида живут на большом удалении друг от друга, у них вырабатывается привычка просто любить того, кто рядом.

Они спариваются с первым встречным представителем противоположного пола и остаются с ним навсегда.

Одно из животных, на примере которого можно вывести это логическое умозаключение, — кишечные паразиты шистосомы Мансона.

Эти черви, снискавшие дурную славу тем, что вызывают у людей шистосоматоз, строят со своими партнерами по-настоящему близкие отношения: всю свою взрослую жизнь они проводят в тесных объятиях.

У каждого самца имеется так называемый гинекофорный канал, устроившись в котором, самка откладывает сотни яиц в кишечник человека, в организме которого паразитирует эта сладкая парочка.

Пищеварительный тракт человека — не лучшее место для поиска своей второй половинки, поэтому если такой червь встречает в организме хозяина существо противоположного пола, он не раздумывая соглашается провести с ним всю оставшуюся жизнь.

Еще одна ключевая причина выбора моногамного образа жизни зависит от родителей.

Автор фото, Michael D.Naturepl.com

Подпись к фото,

Древолаз-имитатор стал первой амфибией, оказавшейся моногамной

Если представители какого-либо биологического вида обитают в среде, богатой опасностями и бедной ресурсами, существует большой риск того, что их потомки умрут еще в раннем возрасте. В таких ситуациях сохранение семьи ради детей может помочь потомству дожить до зрелых лет.

Это доказали в 2010 году Кайл Саммерс и ее коллеги из Университета Восточной Калифорнии в городе Гринвиле, штат Северная Каролина (США).

Они обнаружили древолаза-имитатора — первую амфибию, которая, как оказалось, ведет моногамный образ жизни.

Ученые смогли установить прямую связь между стратегией спаривания представителей этого вида и тем фактом, что такие лягушки растят своих головастиков в крошечных лужицах, где очень трудно найти пищу.

В таких негостеприимных колыбелях головастикам требуется помощь обоих родителей, чтобы получить достаточно пропитания для выживания.

«Нам удалось связать эволюционное развитие моногамного образа жизни и практики воспитания потомства обоими родителями с изменениями в значении одного экологического фактора, а это редкая удача», — поясняет Саммерс.

Однако эти моногамные животные составляют исключение. Для многих видов размножение сводится к тому, чтобы произвести несколько тысяч яиц или сперматозоидов и надеяться на лучшее, так что они при всем желании не могут сохранять супружескую верность.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Ищу внебрачных связей!

Если мы хотим научиться чему-нибудь у природы, имеет смысл изучить опыт мастеров моногамного образа жизни — птиц.

По некоторым оценкам, 90% разных видов птиц являются моногамными. Или, по крайней мере, считаются таковыми.

Однако личная жизнь птицы бывает более бурной, чем в любой мыльной опере: в ней есть место и ревнивым супругам, и неверным партнерам, и незаконнорожденным детям.

Существуют два возможных уровня моногамии. Социальная моногамия означает, что самец и самка живут в едином пространстве, вступают в сексуальные отношения и совместно выполняют ряд задач, таких как воспитание потомства, но не обязательно воздерживаются от связей на стороне.

Сексуальная моногамия предполагает верность друг другу и встречается гораздо реже.

Циник сказал бы, что взаимоотношения между людьми — это социальная моногамия, маскирующаяся под сексуальную. В этом отношении у нас много общего с птицами.

В течение долгого времени ученые полагали, что связи, формирующиеся между птицами во время брачного сезона, безусловно основаны на принципах сексуальной моногамии.

Но это предположение оказалось наивным. Генетические и поведенческие исследования приоткрыли завесу тайны над миром птичьих семейных ссор, населенным неверными овсянками и «рогатыми» славками.

Такие развлечения на стороне обозначают трогательным эвфемизмом «дополнительная копуляция». На них в популяции приходится до 75% потомства.

Получается, что даже известные своей верностью птицы склонны к измене.

Раз в два года перелетные альбатросы возвращаются с моря, чтобы возобновить отношения со своими постоянными партнерами.

Но их связи отнюдь нельзя отнести к сексуальной моногамии. Судя по результатам генетических исследований, от 14% до 24% птенцов альбатроса рождаются от самцов, которые не являются постоянными партнерами их матерей.

При таком большом числе супружеских измен остается лишь гадать, зачем птицы вообще создают семьи.

Причина в этом случае та же, что и у древолазов-имитаторов, — родительская ответственность. Птенцы альбатроса — беспомощные комочки пуха; чтобы прокормить их, нужна слаженная работа обоих родителей.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Даже известные своей верностью птицы, такие как альбатросы, склонны к измене

Такие прочные семьи, как у альбатросов, — это исключение. Большинство птичьих союзов существует всего один брачный сезон.

Впрочем, по сравнению с млекопитающими, к которым относится и человек, птицы являют собой образец супружеской верности.

Причина этого отчасти физиологическая. У млекопитающих основным родителем по определению является кормящая самка.

Это означает, что такое же разделение труда между родителями, как у птиц, у млекопитающих невозможно.

При этом около 3-5% млекопитающих — от летучих мышей до волков — практикуют социальную моногамию.

Эти «семейные» животные ограничивают себя в спаривании по целому ряду самых разных причин.

К примеру, бобрам приходится не только заботиться о потомстве, но и строить плотины, поэтому от совместной работы их союзы только выигрывают.

А крошечные антилопы дикдик, хоть и не делят между собой родительские заботы, но все же хранят верность друг другу.

Разумеется, при этом ни один из этих видов при случае не пренебрегает возможностью дополнительной копуляции.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

В условиях дефицита самок самцы становятся любящими мужьями

Изучение поведения дикдиков указывает на одно из возможных объяснений их моногамного образа жизни — далеко не романтичное.

В рамках исследования, результаты которого были опубликованы в 2013 году, сотрудники Кембриджского университета (Великобритания) Тим Клаттон-Брок и Дитер Лукас проанализировали более 2 500 видов млекопитающих, чтобы выяснить, почему некоторые из них ведут моногамный образ жизни.

Ученые установили, что самцы принимают моногамные отношения только в том случае, если не могут доминировать над самками.

В условиях дефицита самок, как у дикдиков (и, кстати, у шистосомов), самцы эволюционным путем превращаются из свободолюбивых холостяков в любящих мужей.

Это помогает им снискать расположение хотя бы одной представительницы противоположного пола.

В одной из групп млекопитающих социальная моногамия является более распространенной. Такой образ жизни практикуют около 27% приматов, в число которых входят обезьяны и люди.

В надежде найти причину этого явления группа ученых под руководством Кита Опи из Лондонского университетского колледжа (Великобритания) изучила все виды приматов, от карликовых волосатоухих лемуров до шимпанзе, и зафиксировала наиболее популярные системы спаривания и другие поведенческие характеристики.

Затем они нанесли все известные черты на эволюционное дерево, что позволило им понять, на каких этапах первичной эволюции возникали различные модели поведения.

Результаты их исследований, опубликованные в то же время, что и выводы Клаттон-Брока и Лукаса, способны повергнуть в состояние шока.

Автор фото, Anup Shah Naturepl.com

Подпись к фото,

Шимпанзе чрезвычайно неразборчивы в половых контактах

Необходимость совместной заботы о потомстве и дефицит самок сильно коррелируют с моногамным поведением, что дает основания предполагать наличие взаимосвязи между ними.

Однако появлению постоянных пар в процессе эволюции предшествует только один фактор — уничтожение детенышей самцами.

У некоторых видов самцы часто убивают детенышей, заведенных самкой на стороне. Это может показаться нам ужасным, но такая практика помогает избавиться от потомков соперника и подготовить самок к очередному спариванию.

Представьте себе положение самца, чьи детеныши еще не выросли. Он будет вполне готов создать постоянную семью с матерью своих детей, если это необходимо, чтобы спасти свое потомство от гибели.

«Результаты нашего анализа четко указывают на то, что причиной развития моногамного образа жизни у приматов является практика детоубийства», — с уверенностью утверждает Опи.

Далее он высказывает предположение о том, что риск гибели потомства, возможно, является основным мотивом для создания семьи и у людей.

Может быть, это и правда, но, очевидно, в нашем случае этот мотив не так уж силен, потому что людей никак нельзя назвать строго моногамными.

Не говоря уже об отдельных ловеласах, в человеческой цивилизации существует множество обществ, для которых моногамия не является нормой: по некоторым оценкам, этот показатель составляет целых 83%.

Это наводит на мысль о том, что моногамия — явление скорее культурное, нежели биологическое.

Отношения между людьми в своей «естественной» форме могут быть совершенно другими. Ключ к разгадке снова следует искать у нашей биологической родни.

Автор фото, Andrew Walmsle Naturepl.com

Подпись к фото,

Гиббоны хранят друг другу верность всю жизнь, так что они куда более моногамны, чем люди

Человекообразные обезьяны — наши самые близкие родственники из ныне живущих существ. Их всего несколько видов, однако они сильно различаются с точки зрения практики спаривания.

Гиббоны моногамны, они создают семью на всю жизнь, хоть иногда и грешат адюльтером.

Шимпанзе живут общинами по несколько самцов и самок, которые совокупляются друг с другом без разбору.

Гориллы формируют полигинные группы, в которых один самец доминирует над несколькими самками.

Эти различия находят свое отражение в строении тела самцов и самок. У некоторых видов самцы и самки внешне не похожи: это явление называется «половой диморфизм».

К примеру, самцы могут отращивать себе огромные «украшения»: так, лоси носят на голове большие рога.

Чем больше у какого-либо вида развит половой диморфизм, тем меньше вероятность моногамии среди таких животных.

Если самцам приходится бороться за расположение различных самок, они могут вырастать до огромных размеров или обзаводиться – с помощью природы — нелепыми аксессуарами.

Если каждый самец довольствуется одной самкой, накал конкурентной борьбы снижается.

Это помогает объяснить, почему у гиббонов, которые создают постоянные семьи, половой диморфизм выражен не очень сильно.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Данные генетических исследований показывают, что европейские бобры хранят верность друг другу

Зато у горилл его хоть отбавляй: доминантные самцы просто огромны по сравнению с самками.

Люди находятся где-то посередине, примерно там же, где шимпанзе.

Аналогичным показателем являются половые железы самцов.

Если самцам часто приходится спариваться с самками, которые только что спаривались с кем-то другим, у них обычно развиваются крупные семенники.

Это позволяет им вырабатывать достаточное количество семенной жидкости, чтобы смыть сперму конкурента.

Если у самца есть постоянная самка, которая хранит ему верность, он не нуждается в больших половых железах.

Шимпанзе обычно не заводят себе постоянных партнеров, так что на размер половых желез им жаловаться не приходится.

Гиббонам и гориллам, напротив, по этой части похвастаться нечем. Люди снова оказались где-то посередине.

Это обстоятельство в сочетании с половым диморфизмом наводит некоторых ученых на мысль о том, что изначально стратегия спаривания у людей была, скорее, такой же, как у неразборчивых шимпанзе или даже у сторонников свободной любви бонобо, чем такой, как у моногамных гиббонов.

Так откуда же у людей такое стремление к верной любви на всю жизнь?

Автор фото, Kris Krug CC by 2.0

Подпись к фото,

Среди млекопитающих моногамия встречается редко, а вот у птиц — сколько угодно

В царстве животных моногамия в строгом смысле этого слова по большей части является мифом.

В тех случаях, когда она все же встречается, это объясняется либо сугубо прагматическими, либо леденящими кровь причинами.

Однако это ничего не говорит нам о том, какие чувства испытывают животные по отношению друг к другу.

Возможно, главной эволюционной причиной создания прочных отношений является стремление предотвратить детоубийство, но вполне вероятно, что животные об этом не думают.

Насколько мы можем судить, если звери обладают сознанием, то они испытывают эмоции, весьма похожие на любовь.

Может быть, правда и то, что по своей природе люди не моногамны. Но если люди чем-то и отличаются от животных, так это тем, что они способны при желании подавлять свои инстинкты.

Есть масса причин попробовать моногамный образ жизни. И даже если дорогие вашему сердцу отношения — всего лишь продукт жестокой эволюции, от этого они не становятся менее подлинными.

  • Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Earth.

Моральное принятие полигамии на рекордно высоком уровне — но почему?

Полигамия, практика, которую президент Джеймс Гарфилд однажды назвал «оскорбляющей нравственные чувства», теперь рассматривается 17% американцев как «морально приемлемая» по сравнению с 14% в 2016 году и самым высоким показателем за всю историю наблюдений, начиная с 2003 года.

Эти результаты взяты из опроса Gallup Values ​​and Beliefs, проведенного 3-7 мая. Несмотря на растущее признание этой практики за последние 15 лет, полигамия, или наличие нескольких супругов одновременно, остается одним из самых морально табуированных социальных норм поведения в глазах американцев.

Действительно, в течение первых семи лет (2003-2010) Гэллап измерял моральное восприятие полигамии американцами, процент взрослых американцев, которые сказали, что это «морально приемлемо», всегда выражался однозначными числами.

В 2011 году доля американцев, считающих полигамию «морально приемлемой», немного выросла до 11%, но это увеличение совпало с изменением определения слова «полигамия» в опросе. До 2011 года полигамия определялась как ситуация, когда «муж имеет более одной жены одновременно». Начиная с 2011 года это определение стало нейтральным с гендерной точки зрения, вместо этого полигамия определяется как ситуация, когда «женатый человек имеет более одного супруга одновременно».

Хотя это изменение в формулировке вопроса, возможно, привело к небольшому скачку процентной доли американцев, принимающих полигамию, оно, вероятно, не является причиной недавнего роста этой цифры. За последние пять лет процент американцев, считающих полигамию морально приемлемой, вырос с чуть более одного из 10 (11% в 2012 г. ) до чуть менее одного из пяти (17% в 2017 г.).

Конечно, это увеличение незначительно по любым меркам и может быть просто результатом более широкого сдвига влево в моральных вопросах американцев, продемонстрированного в последние годы. Или, как отмечает консервативный обозреватель Росс Даутхат в своем Блог New York Times : «Полигамия движется вперед вслед за социальным либерализмом…» Для Дутата и других социальных консерваторов, потепление отношения к полигамии является логическим следствием изменения социальных норм — что ценности, лежащие в основе социального либерализма, не предлагают «необязательных оснований для ограничения числа лиц, желающих вступить в брак».

Совершенно верно, что с 2001 года моральные представления существенно изменились по ряду социальных вопросов или моделей поведения, в первую очередь по отношениям между геями и лесбиянками, рождению ребенка вне брака, сексу между неженатыми мужчинами и женщинами и разводу. . Но эти поведенческие изменения не происходили изолированно. Они произошли одновременно с важными культурными и правовыми изменениями, включая растущую склонность к разводам после изменений в законах штатов в конце 2019 г.0019-й -й век и движение за права геев, которому в конечном итоге удалось легализовать однополые браки в 2015 году, и это лишь некоторые из них.

В отношении полигамии таких сдвигов не произошло. Это остается незаконным во всех 50 штатах. И только в этом году Палата представителей штата Юта, запретившая эту практику в 1895 году, чтобы получить допуск в профсоюз, приняла законопроект, который, среди прочего, ужесточил наказания для осужденных за полигамию. И хотя академические исследования показывают, что тайные полигамные браки действительно существуют в США, они необычны и в основном ограничиваются некоторыми группами иммигрантов-мусульман и мормонскими сектами, которые откололись от основной церкви.

Короче говоря, мало оснований полагать, что сейчас американцы чаще, чем когда-либо в прошлом, знают полигамию или являются полигамистами. Но есть один способ, с помощью которого американцы могут чувствовать себя более знакомыми с полигамией или симпатизировать ей: телевидение.

Начиная с середины 2000-х, в телевизионных шоу стали появляться полигамные персонажи, хотя эти изображения не всегда были благоприятными. Премьера шоу TLC «Жены-сестры» состоялась в 2010 году и, согласно The Washington Post , очеловечила семью полигамистов. Шоу прошло успешно и остается в эфире. Примечательно, что за время, проведенное в эфире, Гэллап заметил, что поддержка полигамии выросла почти на 10 процентных пунктов, хотя невозможно установить прямую причинно-следственную связь между шоу и изменением отношения.

Это не означает, что растущий уровень социального либерализма в этой стране по какой-то причине не способствовал принятию полигамии. Многие из моральных норм, которые больше всего изменились в США за последние несколько десятилетий, связаны с сексом и браком, включая отношения геев и лесбиянок, развод и рождение ребенка вне брака. Но это не так по всем направлениям. Например, внебрачная связь остается такой же морально токсичной в этом году, как и в 2001 году: примерно каждый десятый американец считает ее морально приемлемой (10% в 2017 году и 7% в 2001 году).

Нерелигиозные и нехристиане больше всего принимают полигамию

Хотя полигамные общества часто оправдывают свой образ жизни религиозными соображениями, именно американцы, которые не отождествляют себя ни с какой религией, больше всего принимают эту практику. В период с 2011 по 2017 год 32% американцев, не связанных с определенной религией или вообще не исповедующих религию, заявили, что полигамия «морально приемлема». Это соответствует общей тенденции тех, кто менее религиозен, быть более либеральным в социальных вопросах.

Американцы, отождествляющие себя с христианской религией, с меньшей вероятностью, чем в среднем по выборке, считают полигамию морально терпимой.

Сюда входят мормоны. Выборка Гэллапа за период с 2011 по 2017 год включает 167 американцев, которые идентифицируют свою религию как мормонов или Святых последних дней. Этот небольшой размер выборки требует осторожности в толковании, учитывая большую погрешность, связанную с этим, но примечательно, что 12% мормонов, которые считают полигамию морально приемлемой, примерно совпадают с цифрой для протестантов/других христиан (9).%) и католики (10%).

Эндрю Дуган — научный консультант Gallup.

Понимание роста моральной приемлемости полигамии

Одна вещь, которую я с нетерпением жду каждый май, — это раздел «моральная приемлемость» опроса Gallup Values ​​and Beliefs. является морально приемлемым или морально неправильным. Как недавно заметила моя коллега Меган Бреннан, ответы сильно различаются. Например, 90% американцев говорят, что противозачаточные средства приемлемы с моральной точки зрения, ставя их на первое место в списке, в то время как всего 9% говорят, что роман между женатыми мужчинами и женщинами является морально приемлемым, ставя такое поведение на последнее место.

В ходе опроса спрашивали о большинстве моделей поведения в списке с начала 2000-х годов, что дает нам отличные линии тренда для измерения того, как с течением времени менялись взгляды общественности на мораль в том или ином направлении. В обзоре Меган указано, что доля американцев, которые считают смертную казнь морально приемлемой, составляет сейчас 54% и является самой низкой в ​​нашей истории, когда задавали этот вопрос. Еще одной важной тенденцией стало повышение моральной приемлемости отношений между геями и лесбиянками, которое сейчас составляет 66% по сравнению с 38% (в 2002 г.). И важно отметить, что «женатые мужчины и женщины, имеющие интрижку» по существу сохраняют свое позиционирование как стойкое табу в американском обществе; 9%, которые сегодня говорят, что иметь дело морально приемлемым, всего на несколько пунктов выше, чем когда мы впервые спросили об этом почти 20 лет назад.

Но больше всего меня восхищает тенденция к полигамии . Когда Гэллап впервые включил полигамию в список в 2003 году, 7% американцев сказали, что это приемлемо с моральной точки зрения, а в 2006 году этот показатель упал до 5%. достигнув 16% в 2015 году, а в этом году — 20%, что является самым высоким показателем в нашей истории. Короче говоря, примерно за полтора десятилетия американское общество приняло полигамию в четыре раза больше.

Линейный график. Тенденция 2003 года о моральной приемлемости полигамии. 7% сказали, что полигамия была морально приемлемой в 2003 году, и этот процент постепенно увеличился до 20% морально приемлемой в 2020 году.

Ключевой вопрос, конечно, почему? Что стоит за этим подъемом моральной приемлемости полигамии?

Этот вопрос не нов. Мой коллега по Гэллапу Эндрю Дуган, отметив ту же тенденцию роста приемлемости полигамии несколько лет назад, написал анализ с изложением возможных объяснений. Теперь, когда признание полигамии достигло нового уровня, я думаю, стоит вернуться к этому культурному феномену.

Полигамия в контексте других видов поведения

Во-первых, важно определить полигамию в контексте широкого списка из 21 моральной проблемы, протестированной в майском опросе. Хотя приемлемость полигамии значительно возросла, ее относительное положение в конце списка моральных норм поведения не сильно изменилось. Полигамия сейчас занимает четвертое место в списке из 21 поведения, выше женатых мужчин и женщин, имеющих интрижку, клонирование людей и самоубийство. В 2003 году, когда мы впервые включили его, полигамия занимала второе место в списке из 16 проверенных форм поведения, на один процентный пункт считалось более приемлемым, чем женатые мужчины и женщины, имеющие интрижку, и на один пункт ниже, чем клонирование людей.

Полигамия в основном была частью нарастающей волны принятия американцами ряда моральных норм поведения. Это означает, что одно из объяснений растущей приемлемости полигамии — и, возможно, наиболее правдоподобное — заключается в том, что она является частью общей тенденции усиления либерализма в вопросах морали.

Чтобы проверить это, я сравнил приемлемость списка моделей поведения в совокупности наших опросов 2003–2006 годов с совокупностью данных за последние три года (2018–2020 годы). Между этими периодами приемлемость полигамии подскочила с 6% до 19%.%, прирост 13 пунктов. Но другие моральные вопросы также стали более приемлемыми, что подтверждает вывод о том, что взгляды на полигамию не меняются на пустом месте. Принятие американцами гомосексуальных или лесбийских отношений выросло на 22 пункта, в то время как рождение ребенка вне брака, секс между неженатыми мужчиной и женщиной и развод выросли примерно на столько же, сколько полигамия. Большинство других вопросов со временем стали, по крайней мере, несколько более приемлемыми, за исключением медицинских испытаний животных, смертной казни и ношения меха животных — единственных вопросов, которые сейчас считаются менее приемлемыми, чем полтора десятилетия назад.

Увеличение представленности полигамии в развлекательных СМИ

Другим довольно интересным объяснением более широкого признания полигамии американцами является более частое изображение полигамных семей в средствах массовой информации. У меня нет точного подсчета репрезентации полигамных отношений в популярной культуре (то есть книгах, фильмах, телевидении и т. д.) с течением времени, поэтому я делаю здесь некоторые предположения. Но нельзя отрицать, что в последние годы мы видели ряд изображений полигамии в популярных телесериалах и документальных фильмах, в том числе 9.0013 Жены-сестры , Большая любовь , Мои пять жен и совсем недавно Король тигров: Убийство, беспредел и безумие — то, чего мы не видели в прошлые десятилетия. Присутствие этих шоу в популярной культуре может иметь влияние на узаконивание полигамии, делая ее более рутинной и менее девиантной семейной договоренностью.

(В статусе полигамии произошли незначительные юридические изменения. Она по-прежнему незаконна во всех 50 штатах Союза, хотя Юта недавно уменьшила наказание за полигамию с тяжкого преступления до проступка, если не применяется сила или принуждение. участвует.)

Фактором может быть сокращение количества традиционных браков

Другое возможное объяснение более широкого принятия полигамии связано с изменениями в традиционном браке в американском обществе. Наши данные Гэллапа показывают, что женатые люди гораздо реже, чем холостые, считают полигамию морально приемлемой. Этот «разрыв в браке» во взглядах на полигамию со временем увеличивается: от разницы в три балла между состоящими и не состоящими в браке в совокупности за 2003–2006 годы до разницы в 10 баллов в совокупности за 2018–2020 годы. Кроме того, процент состоящих в браке людей во взрослом населении США снижается: с 53% состоящих в браке в нашей совокупности ценностей и убеждений Гэллапа с 2003 по 2006 год до 49%.% в совокупности за 2018-2020 гг.

Таким образом, две вещи, связанные с браком, повлияли на общий процент населения, считающего полигамию приемлемой: увеличение числа неженатых людей в популяции и тот факт, что эти неженатые люди с большей вероятностью считают полигамию приемлемой.

Тенденции в демографических подгруппах

Большинство взглядов на моральные вопросы различаются среди подгрупп населения, и полигамия не является исключением. Определяющими переменными, на которых основываются взгляды на полигамию, являются возраст (молодые люди гораздо более терпимы), религиозность (менее религиозные гораздо более терпимы), семейное положение (незамужние гораздо более терпимы) и политическая идентичность (демократы более терпимы).

Некоторые из этих демографических различий со временем увеличились. Процент молодых людей, считающих полигамию морально приемлемой, вырос с 9% до 34% с 2003-2006 по 2018-2020 годы, что значительно больше, чем среди пожилых американцев. Точно так же неженатые американцы больше приняли полигамию, чем женатые американцы, как и демократы по сравнению с республиканцами, а менее религиозные по сравнению с очень религиозными.

Мормоны приемлют полигамию не больше, чем население в целом

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней исторически отождествляется с полигамией, хотя церковь официально отказалась от полигамии в 1890 году и не считает полигамных людей членами. Наши данные показывают, что мормоны придерживаются официальной позиции своей церкви. Сводка Gallup всех опросов Values ​​and Beliefs с 2003 года включает интервью с 367 американцами, которые идентифицируют свою религию как мормонскую, и эта группа немного на меньше, чем в среднем по выборке, чтобы сказать, что полигамия морально приемлема.

Формулировка вопроса изменена в 2011 г., но, вероятно, не имеет значения одна жена одновременно». В 2011 году пункт был изменен на «Полигамия, когда у состоящего в браке человека одновременно более одного супруга». Это изменение формулировки совпало с ростом с 7% американцев, считавших полигамию приемлемой в 2010 году, до 11% в 2011 году. предполагая, что за увеличение отвечает нечто большее, чем изменение формулировки.

Bottom Line

Взгляды американцев на полигамию изменились вместе с их взглядами на ряд других форм поведения и социальных механизмов, касающихся структуры семьи и деторождения. Во всех обществах вырабатываются нормативные ограничения, регулирующие брак, секс и деторождение, хотя характер этих ограничений широко варьируется в зависимости от культуры и времени. В США очевидной тенденцией является общее ослабление нормативных ожиданий в отношении брака и сексуальных отношений. Американцы стали более терпимыми к официальным бракам между лицами одного пола и более терпимо относятся к идее о том, что люди могут иметь сексуальные отношения и иметь детей вне традиционного гетеросексуального брака (единственное исключение — сохраняющееся табу на женатых мужчин и женщин, имеющих интрижку). ).

Взгляды на полигамию следовали той же схеме, и хотя значительное большинство американцев по-прежнему не одобряют полигамные отношения, каждый пятый, кто считает такое поведение морально приемлемым, в относительном выражении намного выше, чем это было всего десять лет назад. половина назад.

Почему в американском обществе меняются нормы, касающиеся брака, секса и деторождения, — это, конечно, более широкий вопрос, но ответ на него выходит за рамки текущего описательного анализа ключевых тенденций.

Автор(ы)

Фрэнк Ньюпорт, доктор философии, старший научный сотрудник Gallup. Он является автором книг «Вопросы голосования: почему лидеры должны прислушиваться к мудрости народа» и «Бог жив и здоров» . Твиттер: @Frank_Newport

Связанные темы включают:

США Все новости Гэллапа Вопросы для голосования Религия Религия и социальные тенденции Общество и религия

Цена полигамии – блог Джейсона Коллинза

Из The Economist’s Free Exchange:

Экономисты часто утверждают, что полигамия… приносит пользу женщинам, поскольку увеличивает их рыночную власть. Это потому, что это означает, что на каждую женщину приходится больше брачных мужчин. …

Но как только женщина вступает в полигамный союз, кажется, что у нее будет меньше власти. Торговая власть в домохозяйстве часто зависит от того, кто и сколько вносит в производство и полезность домохозяйства. Каждый человек предоставляет определенные услуги и ресурсы для того, чтобы домашнее хозяйство функционировало, и это поддерживает баланс в браке. Но структура власти другая, когда у вас есть один мужчина и несколько женщин. Предельная ценность, которую может обеспечить каждая женщина, тем меньше, чем больше женщин прибавляется к семье. …

Вы можете возразить, что женщина сохраняет некоторую власть, потому что она может оставить брак и найти кого-то другого. В конце концов, у нее исключительная рыночная власть на рынке знакомств. Но расторжение брака обходится дорого, особенно если у женщины есть дети и она зависит от мужчины в финансовом отношении (и не имеет юридического признания). … В этих обстоятельствах ее рыночная стоимость снижается по мере ее старения.

Я нахожу аргумент о снижении мощности неубедительным. Похоже, это аргумент, основанный на иррациональности женщины. Эти потенциальные издержки не скрыты, и, что касается других браков в либеральных демократиях, женщина может вступить в брак, когда и на условиях, которые она считает подходящими. Да, власть может относительно уменьшиться, но это часть решения о браке. Если и существуют какие-либо ограничения ее переговорной позиции, то зачастую они выражаются в форме государственного регулирования брака и ограничений добрачных договоров. Если бы полигамия была законной, условие брачного контракта могло бы касаться других или потенциальных жен.

Есть еще один аргумент против полигамии, который я нахожу более убедительным. В полигамном обществе увеличивается число низкостатусных мужчин, которые не смогут найти себе партнершу. Эволюционная теория предсказывает, что эти мужчины предпримут любые действия, необходимые для получения доступа к партнершам. В июньской статье биолог-эволюционист Роб Брукс написал о похожей проблеме чрезмерного количества мужчин из-за выбора пола:

У многих видов животных, когда самцов слишком много, они часто так яростно соревнуются, чтобы ухаживать, завоевывать и даже принуждать немногочисленных доступных самок. в спаривании, от которого страдают все. То же самое происходит, когда предложение мужчин на брачном рынке превышает спрос со стороны женщин.

В книге «Голые ветки: влияние избыточного мужского населения Азии на безопасность» политологи Валери Хадсон и Андреа ден Боер утверждают, что насильственные преступления, азартные игры, наркотики, похищение и торговля женщинами процветают там, где слишком много мужчин.

В своей книге «Секс, гены и рок-н-ролл» Брукс обращается к полигамии более прямо:

Первая возможность заключается в том, что узаконенная полигамия несовместима со зрелой демократией. Более века назад Джордж Бернард Шоу заметил, что «любая система брака, которая обрекает большинство населения на безбрачие, будет жестоко разрушена под тем предлогом, что она оскорбляет нравственность». Он имел в виду недавний опыт мормонов, когда заметил, что «многоженство, испытанное в современных демократических условиях… терпит крах из-за бунта массы низших людей, которые обречены на безбрачие». В конце двадцатого века эту идею подхватили биологи. Ричард Александер утверждал, что богатым полигамным лидерам становится все труднее сохранять политическую поддержку мужчин с более низким статусом, когда эти мужчины не могут жениться и воспроизводить потомство.

Многоженство в долгосрочной перспективе несовместимо с гладко функционирующей демократией, потому что оно продвигает глубочайшие эволюционные интересы самых богатых и влиятельных мужчин за счет всех других мужчин и всех женщин. Деспотическое и кровавое правление позволяло королям и императорам древности накапливать феноменальное богатство, обильно жениться и содержать гаремы. Но везде, где обстоятельства затрудняли правление деспотов, элитам было легче добиться лояльности и поддержки своих подданных, если эти подданные имели долю в обществе, которую приносят брак и семья, и если элиты сами были явно моногамными. Большинство стран, где многоженство остается законным, — это страны, где демократическое правление, если оно вообще присутствует, лишь недавно заменило диктатуру или монархию. Можно прогнозировать, что в тех странах, где созревает демократия, государство перестанет санкционировать многоженство.

В некотором смысле, уже существует некоторая монополизация женщин мужчинами с высоким статусом посредством серийных браков и любовниц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *