Ринолалия открытая это: причины, виды, симптомы, диагностика и лечение в Москве

Нарушение речи у ребенка Ринолалия

РИНОЛАЛИЯ

Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.

Ринолалия

Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Ринолалия — искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек.

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

  • Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

  • Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

  • При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

Причины ринолалии

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба, расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы, укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмоза, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.
Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.
Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.
Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.
Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии.

Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. общее недоразвитие речи.
Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.
При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.
Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м’], [н], [н’]), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Коррекция ринолалии в ЦКР «Цветик-Семицветик»

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.
Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводятся в до- и послеоперационной периоде. До операции логопедами проводится артикуляционная гимнастика. Ребенку предлагается дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).

На этом этапе идет работа над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), также логопед работает над развитием силы и гибкости голоса ребенка, над расширение словаря ребенка. Воспитывается слуховое внимание и фонематический слух.
Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Записаться на прием к логопеду

ЗАПИСАТЬСЯ

обследование и коррекционные занятия в Набережных Челнах

Медицинская статистика говорит о том, что дефекты развития лица, челюстей и зубов занимают второе место среди всех аномалий развития, уступая только дефектам конечностей. К часто встречающимся дефектам лица относят несращение верхнего нёба и губы — на 300 рожденных детей приходится 1 случай. Ринолалия — следствие неправильно сформированного челюстно-лицевого аппарата.

Что такое ринолалия?

Ринолалия или носовая речь — заболевание, при котором нарушается произношение звуков, изменяется тембр голоса в результате аномального нёбно-глоточного смыкания. Ребенок с патологией нёба не может полноценно овладевать речевыми навыками. Помимо этого, дети с расщелиной нёба (волчья пасть) чаще страдают от заболеваний верхних отделов дыхательной системы и среднего уха, что приводит к ослаблению слуха. Учитывая тот факт, что развитие речи напрямую связано со слуховым восприятием, у детей наблюдаются выраженные расстройства произношения букв, звуков.

Виды и причины ринолалии

Принято различать следующие формы ринолалии — открытую, закрытую и смешанную. Каждая из форм по причинам возникновения в свою очередь делится на органическую и функциональную. Органическая ринолалия возникает как результат врожденных аномалий развития. Функциональная форма является устойчивым симптомом основного заболевания без анатомических нарушений.

Открытая форма ринолалии

Открытая ринолалия устанавливается при отсутствии перегородки между носовой полостью и полостью рта. Патология характеризуется свободным, одномоментным прохождением воздушной струи через нос и рот во время произношения слов, предложений. При этом наблюдается назальный акустический диссонанс.

Функциональная открытая ринолалия развивается на фоне:

  • частых или хронических заболеваний носоглотки;
  • недостаточности нервных импульсов;
  • общем снижении мышечного тонуса;
  • неспособности больного с низким слухом контролировать собственную речь;
  • навязчивого подражания гнусавости.

Закрытая форма ринолалии

При закрытой ринолалии обнаруживается препятствие для прохождения воздуха во время разговора через нос или носоглотку. Органическая закрытая ринолалия — результат анатомических деформаций. Закрытая форма развивается у пациентов с гиперфункцией мягкого нёба, которое и является препятствием для прохождения воздуха в нос.

Смешанная форма ринолалии

Смешанная ринолалия — наиболее тяжелая форма болезни. Наблюдается у пациентов с нарушениями проходимости носовых ходов и недостаточности нёбно-глоточного аппарата. Больной не может произносить носовые звуки. При этом голос приобретает назальный оттенок, т. е. становится гнусавым.

Факторы риска

Учеными определены факторы, увеличивающие риск развития анатомических аномалий развития и последующей ринолалии:

  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности — грипп, хламидиоз, токсоплазмоз;
  • вредные привычки матери до зачатия и во время вынашивания плода;
  • заболевания эндокринной системы у матери и плода;
  • влияние токсических, химических и других ядовитых веществ во время беременности на мать и будущего ребенка;
  • отягощенная наследственность.

Согласно статистике, аномалии нёба и верхней губы чаще встречаются у детей, рождённых после многократных абортов. Особое значение придается возрасту родителей — чем старше, тем больше риск патологий.

Симптомы ринолалии

Аномалии развития нёба определяются сразу после рождения ребёнка. Расщелины верхней губы и нёба вызывают дисфункцию органов дыхания. Во время кормления ребенка молоко вытекает через нос. Недостаточное поступление питательных веществ мешает набору веса. Физическое развитие больного малыша не соответствует установленным нормам.

Во время дыхания воздух через расщелину нёба сразу поступает в нижние отделы дыхательной системы, не успевая согреться в носовых ходах. Дети с открытой формой ринолалии склонны к бронхитам, пневмониям, отитам. Как правило, с возрастом формируется неправильный прикус зубов.

Родители больных детей отмечают отсутствие младенческого лепета. У таких малышей наблюдается очень тихая, иногда беззвучная звуковая артикуляция. Речевое развитие сильно отстает — как правило, ребенок начинает говорить после двух лет. Произношение звуков дается с трудом, вызывая напряжение мимических мышц, губ, языка, крыльев носа. Создается впечатление, что ребенок гримасничает.

При ринолалии формируется вторичное расстройство слухового и фонематического анализа. Детям с открытой формой с трудом даются гласные звуки. При закрытой форме возникают проблемы с произношением согласных. В результате значительно затрудняется процесс обучения письму и чтению. Как правило, у таких детей позже диагностируют дислексию, дисграфию.

По мере взросления ребенок осознает дефекты собственного развития и речи, что влечет за собой психологические проблемы. Родители отмечают:

  • раздражительность;
  • склонность к депрессии;
  • замкнутость;
  • нежелание общаться со сверстниками.

Диагностика

Постановка диагноза у детей с ринолалией обычно не вызывает трудностей. При появлении характерной симптоматики назначается комплексное обследование ребенка, в которое входят:

  • консультация невролога, стоматолога, сурдолога, логопеда-дефектолога, психолога, а при необходимости и психиатра;
  • фарингоскопия — анализ состояния полости рта, нёба, глотки;
  • риноскопия — осмотр носоглотки и воздухоносных пазух носа;
  • видеофлюороскопия — рентгенологическое исследование, которое устанавливает уровень подвижности мягкого нёба, глотки при разговоре и в состоянии покоя.

Методы лечения ринолалии

На основании результатов комплексного обследования ставится вопрос о хирургической коррекции лица. В зависимости от типа аномалии осуществляется один из видов операции:

  • велофарингопластика;
  • уранопластика;
  • хейлопластика.

При наличии показаний ребенку удаляют аденоиды или носовые полипы, новообразования в области глотки. После хирургической коррекции обязательна логопедическая работа.

Центр восстановительной медицины в Набережных Челнах оказывает услуги, направленные на реабилитацию и восстановление речи у больных ринолалией. Об этой специализации клиники можно прочитать здесь cvmmed.ru.

На базе клиники организовано отделение, в котором работают специалисты в области логомассажа, логопедического тейпирования.

В программу логопедической коррекции входят занятия, направленные на нормализацию дыхания, обучение произношению звуков, расширение словарного запаса. Подробно о программе читайте по ссылке логопедическая коррекция.

С помощью логомассажа специалисты Центра воздействуют на твердое и мягкое нёбо, устраняют послеоперационные уплотнения. После лечебного курса у ребенка формируется тембр, гибкость и сила голоса. Об особенностях и видах логомассажа можно узнать здесь логомассаж.

Важно! Особенным детям с ринолалией можно помочь! Для этого следует как можно скорее обратиться к специалистам. Записывайтесь на консультацию в Центр восстановительной медицины по телефонам +7 (8552) 91-05-85, +7 (953) 482-66-62 и будьте уверены, здесь вашему ребенку обязательно помогут!

 

Отоларинголог и симптом гиперринолалии | JAMA Отоларингология – Хирургия головы и шеи

Отоларинголог и симптомы гиперринолалии | JAMA Отоларингология – Хирургия головы и шеи | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Артикул

Июль 1959 г.

ЭСТИ Д. ФРЕЙД, доктор философии.

Принадлежности автора

Нью-Йорк

Речевая клиника отделения уха, носа и горла Гарлемской глазной и ушной больницы.

Арка АМА Отоларингол. 1959;70(1):32-41. дои: 10.1001 / архотол.1959.00730040036006

Полный текст

Абстрактный

В своей частной, а также в своей клинической практике отоларингологу с относительной частотой приходится решать, какую терапию прописать в качестве средства для лечения расстройства, которое на непрофессиональном языке называется «гнусавый гнусавый звук». Этот термин, далеко не точный, обычно указывает на то, что в голосе больного присутствует какое-то носовое искажение, неприятное для воспринимающего уха. 1 В таких случаях специалист по отоларингологии констатирует, что его пациент страдает ринолалией, и его диагностической задачей будет определить, относится ли ринолалия к гипер-, гипо- или смешанному типу. *

Для фонетически неподготовленного уха не всегда может быть очень легко провести правильное различие между тремя типами ринолалии, и, поскольку терапия для каждого из них совершенно различна, мы советуем использовать простой инструмент, применение которого установит

Полный текст

Добавить или изменить учреждение

  • Академическая медицина
  • Кислотно-основное, электролиты, жидкости
  • Аллергия и клиническая иммунология
  • Анестезиология
  • Антикоагулянты
  • Искусство и изображения в психиатрии
  • Кровотечение и переливание
  • Кардиология
  • Уход за тяжелобольным пациентом
  • Проблемы клинической электрокардиографии
  • Клиническая задача
  • Поддержка принятия клинических решений
  • Клинические последствия базовой нейронауки
  • Клиническая фармация и фармакология
  • Дополнительная и альтернативная медицина
  • Заявления о консенсусе
  • Коронавирус (COVID-19)
  • Медицина интенсивной терапии
  • Культурная компетентность
  • Стоматология
  • Дерматология
  • Диабет и эндокринология
  • Интерпретация диагностических тестов
  • Разработка лекарств
  • Электронные медицинские карты
  • Скорая помощь
  • Конец жизни
  • Гигиена окружающей среды
  • Справедливость, разнообразие и инклюзивность
  • Этика
  • Пластическая хирургия лица
  • Гастроэнтерология и гепатология
  • Генетика и геномика
  • Геномика и точное здоровье
  • Гериатрия
  • Глобальное здравоохранение
  • Руководство по статистике и методам
  • Рекомендации
  • Заболевания волос
  • Модели медицинского обслуживания
  • Экономика здравоохранения, страхование, оплата
  • Качество медицинской помощи
  • Реформа здравоохранения
  • Медицинская безопасность
  • Медицинские работники
  • Различия в состоянии здоровья
  • Несправедливость в отношении здоровья
  • Информатика здравоохранения
  • Политика здравоохранения
  • Гематология
  • История медицины
  • Гуманитарные науки
  • Гипертония
  • Изображения в неврологии
  • Наука внедрения
  • Инфекционные болезни
  • Инновации в оказании медицинской помощи
  • Инфографика JAMA
  • Право и медицина
  • Ведущее изменение
  • Меньше значит больше
  • ЛГБТК-медицина
  • Образ жизни
  • Медицинский код
  • Медицинские приборы и оборудование
  • Медицинское образование
  • Медицинское образование и обучение
  • Медицинские журналы и публикации
  • Меланома
  • Мобильное здравоохранение и телемедицина
  • Нарративная медицина
  • Нефрология
  • Неврология
  • Неврология и психиатрия
  • Примечательные примечания
  • Сестринское дело
  • Питание
  • Питание, Ожирение, Упражнения
  • Ожирение
  • Акушерство и гинекология
  • Гигиена труда
  • Онкология
  • Офтальмологические изображения
  • Офтальмология
  • Ортопедия
  • Отоларингология
  • Лекарство от боли
  • Патология и лабораторная медицина
  • Уход за пациентами
  • Информация для пациентов
  • Педиатрия
  • Повышение производительности
  • Показатели эффективности
  • Периоперационный уход и консультации
  • Фармакоэкономика
  • Фармакоэпидемиология
  • Фармакогенетика
  • Фармация и клиническая фармакология
  • Физическая медицина и реабилитация
  • Физиотерапия
  • Руководство врача
  • Поэзия
  • Здоровье населения
  • Профилактическая медицина
  • Профессиональное благополучие
  • Профессионализм
  • Психиатрия и поведенческое здоровье
  • Общественное здравоохранение
  • Легочная медицина
  • Радиология
  • Регулирующие органы
  • Исследования, методы, статистика
  • Реанимация
  • Ревматология
  • Управление рисками
  • Научные открытия и будущее медицины
  • Совместное принятие решений и общение
  • Медицина сна
  • Спортивная медицина
  • Трансплантация стволовых клеток
  • Наркомания и наркология
  • Хирургия
  • Хирургические инновации
  • Хирургический жемчуг
  • Обучаемый момент
  • Технологии и финансы
  • Искусство JAMA
  • Искусство и медицина
  • Рациональное клиническое обследование
  • Табак и электронные сигареты
  • Токсикология
  • Травмы и травмы
  • Приверженность лечению
  • УЗИ
  • Урология
  • Руководство пользователя по медицинской литературе
  • Вакцинация
  • Венозная тромбоэмболия
  • Здоровье ветеранов
  • Насилие
  • Женское здоровье
  • Рабочий процесс и процесс
  • Уход за ранами, инфекция, лечение

Сохранить настройки

Политика конфиденциальности | Условия использования

«ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ» ГИПЕРРИНОЛАЛИЯ (RHINOLALIA APERTA) | JAMA Отоларингология–Хирургия головы и шеи

«ПОСЛЕОПЕРАЦИОННАЯ» ГИПЕРРИНОЛАЛИЯ (RHINOLALIA APERTA) | JAMA Отоларингология – Хирургия головы и шеи | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Артикул

Август 1951 г.

ЭМИЛЬ ФРОШЕЛЬС, MD

Принадлежность авторов

НЬЮ-ЙОРК

Арка АМА Отоларингол. 1951;54(2):140-142. doi:10.1001/архотол.1951.03750080028002

Полный текст

Абстрактный

ГИПЕРРИНОЛАЛИЯ означает слышимое прохождение воздуха через нос в неподходящее время, а именно во время произношения всех английских гласных и согласных, за исключением m, n, ng и соседних гласных. Я говорю, что они «слышны», потому что, согласно Шмидту 1 , некоторое количество воздуха может пройти через нос, не воспринимаемое ухом слушателя, настолько малое, что при обычном давлении он может пройти через отверстие около 3 мм. между небной занавеской и задней стенкой глотки. «Слышимый» относится к акустической остроте наблюдателя. Ухо, не слишком хорошо натренированное в этом отношении, может не обнаружить гиперринолалию небольшой степени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *