Темпы речи – .
2. Темп речи
Темп речи — не неоспоримая константа, определенная человеку с рождения, он должен быть направлен на поставленную цель. В силах каждого человека менять темп речив соответствии с ситуацией. Постоянная перестройка с одного темпа на другой поможет не только находить подход к разнообразным собеседникам, но и отрабатывать четкую программу при беседе по телефону.
Разговоры являются неотъемлемой частью жизни деловых людей. Следует помнить, что около трети нужной информации человеку дают звучание голоса собеседника, высота тона и тембр. Общаясь, собеседники уже в первые секунды разговора фиксируют свое внимание на таком немаловажном факте, как темп голоса. Это происходит непроизвольно и зачастую является решающим моментом в положительном или отрицательном отношении к предстоящему разговору.
Каждому человеку присущ свой определенный темп речи, который сформировался у него еще в детстве по законам первой сигнальной системы и который зависит от многих индивидуальных факторов, каковыми являются характер, темперамент, образ жизни. У разных лиц речь колеблется от быстрой к медленной.
Темп речи подразделяется на несколько этапов. Так, существуют низкий, средний и высокий темпы речи:
Низкий темп характеризуется замедленным произношением слов, большим растягиванием гласных звуков, долгим обдумыванием каждой фразы, большими паузами между словами и наличием в речи множества слов-паразитов. Речь очень тихая. Данный темп присущ людям с флегматическим и меланхолическим темпераментом, которые привыкли вести размеренный и спокойный образ жизни, предпочитают больше слушать, чем говорить.
Средний темп речи наиболее приемлем для ведения телефонных переговоров. Он характеризуется размеренностью, тщательным обдумыванием каждой фразы, паузы между предложениями не затягиваются, а служат для осмысления сказанного. При данном темпе отсутствуют непонятные и сложные фразы. Такой темп хорошо воспринимается на слух, внушает доверие и располагает собеседника к продолжению контактов. Человека с таким темпом речи характеризуют решительность и уверенность в своих действиях, твердое знание того, что ему нужно в данный момент.
При высоком темпе речи наблюдается быстрое построение фраз, окончание многих слов проглатывается и не слышится собеседнику, фразы, как правило, очень путанные и в них отсутствует порядок. Предложения произносятся практически без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». При быстром темпе речи очень трудно уследить за мыслью собеседника, иногда требуется повторение отдельных фраз для разъяснения общей картины. Ускоренный темп речи используют люди с холерическим темпераментом, порывистые и часто неуравновешенные. Иногда ускоренная речь может возникать вследствие подражания такой же речи окружающих. Данным людям практически никогда не интересно мнение их оппонентов, у них плохое слуховое внимание.
Темп речи всегда должен соотноситься с темпом речи адресата. Подстраивание под темп собеседника является в своем роде «присоединением» к нему, убеждает его в заинтересованности. Стоит прислушиваться к темпу речи оппонента еще и потому, что, кроме темперамента, скорость речи может указывать на эмоциональное состояние говорящего. Так, медленный темп речи может указать на подавленность или безразличие адресата к интересующему вопросу. Раздражительность и встревоженность проявляется в очень быстром темпе речи. Напряженность голоса собеседника также помогает определить состояние адресата, которое может выдавать в нем негативное отношение к разговору или недоверие.
Средняя скорость общения должна составлять около 125 слов в минуту. Она хорошо воспринимается при телефонных разговорах, более же быстрый темп вызывает многочисленные затруднения в прослушивании и восприимчивости материала. При быстром темпе до оппонента не доходит нужная информация. К тому же, телефон усугубляет недостатки речи, особенно неразборчиво по телефону слышатся числа, и числительные. Зная и разграничивая все вышеперечисленные темпы человеческой речи, можно менять и корректировать свой темп, подстраивая его под оппонента.
Для соблюдения темпа речи, нужно пользоваться паузами. С паузой речь становится отчетливой и внятной. Для выделения и подчеркивания какой-либо главной мысли следует высказывать эту самую мысль, выдерживая необходимую паузу, а после ее высказывания речь надо замедлить. Во время образовавшейся паузы предоставляется возможность оппоненту вступить в разговор, что позволяет перейти к диалогу. Но затянувшаяся пауза неуместна. Она напрягает и создает некоторое замешательство и суетливость, при такой паузе собеседник может почувствовать недоверие и некомпетентность в делах. Отсутствие пауз тоже настораживает и наталкивает на мысль, что оппонент или не уверен в своих силах, или хочет увильнуть от ответственности.
Для успешных переговоров и завершения планируемого дела нужно стараться подстраиваться под адресата. Совершенствовать и отрабатывать различные темпы речи можно с помощью записи своего голоса, а также развивая свои связки, занимаясь дыхательными упражнениями и, что самое главное, культивируя в себе хорошее настроение. Очень полезно читать стихи под такт, отбивая каждый слог ударом руки по столу, говорить под музыку, благотворны пение, физкультура, связанная с речью, — все, что упорядочивает движения.
Всегда следует придерживаться одного неоспоримого правила: «Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать, и только затем медленно говори». Только четко продуманная речь и мгновенно спланированный темп речи помогут адресату не только услышать информацию, но и создать более верное представление об оппоненте.
studfiles.net
Интенсивность, темп и ритм речи
Если вы хотите получить замедленный темп речи, учитесь выговаривать слова полностью, не пропуская окончания. Медленный темп позволяет контролировать высоту и эмоциональную окраску голоса. Если вы овладеете умением говорить медленно, но выразительно и четко, вы с легкостью сможете менять скорость и интенсивность речи.
Скороговорки – хлеб с водой для каждого диктора
Скороговорки по праву считаются самым древним и эффективным способом повлиять на свой темп и ритм речи. Это упражнение использовали античные софисты и демагоги, которые в погоне за способностью убеждать следили за своим голосом, улучшали его силу и тембр. Скороговорки используются в любом театральном университете, на факультетах журналистики и ораторского искусства. Регулярные повторения позволяют натренировать разборчивый быстрый темп речи.
Подойдут любые скороговорки, которые выговариваются с заминками. Не используйте стишки, которые «не ломают» язык. Чтобы определить, достаточно ли сложной является скороговорка, прочитайте ее несколько раз медленно, затем максимально быстро. Если ни разу не запнулись – переходите к следующей, потому что пользы от повторения простой скороговорки вы не получите, интенсивность речи останется на прежнем уровне. Не используйте стишки, имеющие меньше 5 строк. Оптимальное количество для новичка 7-10 строк по 5-10 слов.
Выпишите 5-10 стишков. Тренируйтесь осознанно не менее 20 минут в день, отложив остальные дела, проговаривая слова вслух. Используйте быстрый темп речи, постепенно повышая скорость произношения. Если у вас выдалась свободная минута (к примеру, в пробке), не будет лишним повторить упражнение.
Тренировка медленного темпа: растягивание слов
Замедленный темп речи тренируется максимально протяжным и правильным повторением слов. Отметьте для себя любые сложные или длинные словесные конструкции, проговаривайте их медленно и четко. На начальном этапе (первые 1-2 месяца) можно повторять слова по слогам. Также полезно пропевать ваши словосочетания низким голосом. Тренируйтесь в свободное время до хрипоты в голосе, но не менее 15 минут в день. Постепенно длительность упражнения можно увеличить до 30 минут.
Горловое пение – тренируйте темп оригинально
Интонация голоса, темп речи и ее тембр отлично тренируются с помощью горлового пения. Чтобы понять что это, послушайте народные монгольские песни или включите любую рок-композицию в жанре «hardcore» или «deathmetal». Если во время упражнения у вас начинает болеть горло, вы все делаете правильно. Темп речи и голоса после горлового пения понижается на 10-20 минут и возвращается в исходное состояние, когда связки восстановятся от временной нагрузки. Если практиковать подобные тренировки ежедневно по 10-15 минут, уже через неделю можно заметить существенные улучшения. Горловое пение помогает контролировать интонацию, темп речи и снижает тембр голоса на 0,5-1 октаву.
Тренируйтесь регулярно, не пропускайте ни одно из трех упражнений и уже через месяц окружающие будут заверять об изменениях в вашем голосе. Главное – это упорство, терпение и методичность.
piter-trening.ru
Темп речи
В работах Коменского, Руссо, Песталоцци мы находим отдельные указания на необходимость воспитания у детей неторопливого темпа речи. Впервые конкретные советы по этому поводу мы находим у Ломоносова. Он считал необходимым воспитывать речь детей так, чтобы каждый речевой период они произносили отдельно, то есть, окончив один, после него делать паузу. Части речевого периода, разделенные знаками препинания, он считал необходимым «отделять малую переменою голоса и едва чувствительною остановкою». Каждую фразу и звук выговаривать «чисто и ясно и в один дух излишне не захватывать, ибо сие понуждает часто в непристойном месте остановиться или, нескольких складов не до говоря, пропустить». Не следует очень спешить в речи или «излишнюю протяжность употреблять, для того что от первого… бывает слушателям невнятно, а от второго скучно». Письменная речь
Письменную, то есть «зримую» речь Радищев считал наиболее близкой к устной — «оба эти вида речи есть виды словесной речи. Другие органы чувств не могут обеспечить столь совершенное овладение речью». Буквы он называл «произвольно начертанными знаками», которые обозначают звуки, нами произносимые, или слова. Он считал, что вообще в начале развития языка было начертание образов зримого, зримых изображений, которые заменяли звучную речь, затем эта живопись родила и иероглифы, и уже гораздо позже — буквы.
В свое время уже Коменский указывал на необходимость подготовительной работы по обучению маленьких детей письменной речи в виде обязательных занятий по рисованию и письму. На четвертом-пятом году жизни ребенка, по его мнению, следует предлагать ему мел, чтобы он ставил точки, проводил линии, кресты, круги. Обучать его этому следует в виде игры или развлечения, так он постепенно приучится держать мел, а затем писать и буквы.
Оригинальный метод обучения письменной речи (звуковой аналитико-синтетический метод) предложил К.Д. Ушинский Достоинство этого метода, как считал его автор, в том, что он чрезвычайно рационален, учит сначала детей различать звуки, а потом изображать их, что он переходит со строгой последовательностью от легкого к трудному, развивает в детях внимание, дает им возможность самостоятельных действий с первых же занятий. Метод обучения письму, предложенный Ушинским, содержит следующие задачи:
приучить глаз и руку ребенка к письму элементов букв;
приучить слух ребенка к отыскиванию отдельного звука в слове;
приучить язык ребенка к отчетливому произношению звуков;
приучить внимание ребенка останавливаться на словах и звуках, их составляющих;
приучить и глаз, и слух, и язык, и внимание ребенка разделять и складывать слова в уме, произносимые. в письме и чтении. В результате систематических и длительных упражнений процесс чтения и письма у ребенка, по мнению Ушинского, будет терять характер сознательности, приобретет «характер полусознательного или вовсе бессознательного рефлекса».
Правильность речи детей и возможные ее недостатки
Если суммировать представления великих педагогов о правильной речи ребенка, то она должна иметь такие качества, как: ясность, отчетливость и правильность произношения; содержательность, многообразие и верное использование слов по смыслу; грамматическую правильность, простоту и краткость выражений; эмоциональную выразительность, достаточную громкость, умеренность и уместность использования жестикуляции; разумную и красивую манеру поведения человека в разговоре, при выступлении.
«Ребенок, — писал Ж.Ж. Руссо, — должен уметь говорить связно, ясно, хорошо выговаривать, произносить точно и без аффектации, знать и соблюдать просодическое ударение, говорить всегда достаточно громко, но никогда громче, чем нужно. Голос должен быть и в речи, и в пении верным, ровным, гибким и звучным».
Красота речи, по мнению М.В. Ломоносова, заключается «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного». Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения и «от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Чистому «штилю» способствует прилежное изучение правил грамматики. Великолепию слова способствует «выбирание из книг хороших речений, пословий и пословиц». Силе слова помогает «старание о чистом выговоре при людях, которые красоту языка знают и наблюдают». «Кто хочет говорить красиво, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольно пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей».
В разной степени в анализируемых нами литературных источниках авторы указывают на возможные недостатки детской речи. Я.А. Коменский, например, обращает внимание на возможные задержки формирования правильной речи у некоторых детей, несовершенство детской речи в виде картавости, неясности произношения.
Ж.Ж. Руссо, пытаясь объяснить возможные задержки речевого развития у детей, видит их причину в «той стремительности, с которой учат говорить прежде времени детей». А отсюда, по его мнению, дети не понимают в полной мере того, что им говорят взрослые, а взрослые не вполне понимают то, что хотят сказать дети. От излишней торопливости в обучении речи детей у них «нет времени ни научиться хорошему произношению, ни хорошо постичь то, что заставляют их говорить».
Руссо, впадая в крайность, утверждал в связи с этим противоестественность раннего обучения речи детей. И потому считал, что поспешность взрослых в обучении детей («как будто боятся, что дети не научатся говорить сами собой») может вести к задержке речевого развития. В его представлении безрассудная торопливость в этом производит действие, совершенно обратное тому, которого добиваются, а именно: дети начинают говорить позднее и менее внятно. Дескать, излишняя предупредительность к тому, что дети должны сказать, избавляет их от необходимости отчетливо произносить, и они едва удостаиваются открыть рот. Поэтому многие из них на всю жизнь могут сохранить недостаток произношения и невнятный выговор.
Несмотря на некоторую путаницу в объяснении раннего обучения речи детей как причины задержки речевого развития, Руссо тем не менее верно замечает, что задержка речи у детей отражается впоследствии и на ясности их произношения. «Дети, начинающие говорить слишком поздно, никогда не говорят так отчетливо, как прочие». Руссо также верно подмечает, что причиной позднего развития речи у детей может быть неразвитость («неуклюжесть») их органов речи. «Их орган не потому остается неуклюжим, что они поздно заговорили — напротив, они потому и начинают говорить поздно, что родились с неуклюжим органом». Согласно своей точке зрения на природосообразность развития детской речи, он соответственно рекомендовал Неторопливое и самостоятельное развитие речи ребенка на лоне сельской жизни. «Воспитанные в деревне, среди сельской простоты дети приобретут более звонкий голос, они не усвоят невнятного лепетания городских детей», — писал он. И далее: «Не следует ребенка торопить, чтобы он говорил, он и сам научится хорошо говорить по мере того, как будет чувствовать полезность этого».
В отличие от Руссо И. Г. Песталоцци наоборот считал необходимым и обязательным раннее обучение детей правильной речи, говорил о необходимости «не предоставлять всецело развитие органов речи случаю, что обычно ведет к запозданию».
Причиной недостатков детской речи К.Д. Ушинский называл слабое развитие внимания у ребенка, отчего может быть «речь его очень отрывиста и бессвязна, выговор слов плох». Другой причиной неправильной речи ребенка, по его мнению, может являться то обстоятельство, что овладевая языком взрослых, он еще не вырос до этого языка, и потому «множество слов, употребляемых ребенком, еще не сделалось его духовным достоянием».
К числу недостатков детской речи великие педагоги, как указывалось выше, относили неправильное произношение звуков, слов, недостатки словаря, фразовой речи, недостатки использования выразительных средств, а также «излишне гладкое пустоговорение». В связи с этим настоятельно подчеркивается значимость воспитания у детей содержательности речи и разумного пользования ею.
«Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать», —- писал Коменский. И предупреждал, что учить ребенка «только умению говорить и не учить вместе с тем понимать — это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение». Две особенности, по его мнению, решительно отличают человека от животного: разум и речь. Поэтому нужно проявлять одинаковую заботу о том и другом, чтобы и ум, и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы.
Пока дети еще учатся говорить, им нужно предоставлять возможность и свободу больше лепетать, говорить. Но когда они уже научатся говорить, будет весьма полезно научить их также и молчать. «Кто думает, что молчание — дело ничтожное, тот неразумен». Дети должны приучаться не болтать постоянно, не выбалтывать всего, что попадется на язык, а разумно молчать, когда того требует дело или окружающая обстановка.
Ж.Ж. Руссо, осуждая пустоговорение, излишнюю болтовню, писал, что «дар речи дан людям не для того, чтобы они пользовались им не лучше, чем животные своими криками. Мы опускаемся ниже животных, когда говорим для того, чтобы ничего не сказать».
В.Ф. Одоевский, чтобы предупредить детскую болтливость рекомендовал следить за своей речью с детьми, чтобы она была четкой, простой, краткой, без рассеянности и небрежности.
К.Д. Ушинский настоятельно требовал бороться с детской болтливостью. «Всякие упражнения речи, — писал он, — не имеющие отношения к ее содержанию, только портят ее».
В целях воспитания правильной во всех отношениях устной речи детей Ушинский рекомендовал выделять в каждом классе ежедневно 10— 15 минут, чтобы приучить детей «к особенно ясному, отчетливому, слогораздельному произношению каких-либо небольших, вполне ими сознанных фраз; причем должно наблюдать, чтобы слышна была каждая буква, хотя бы это казалось даже несколько аффектировано». Тогда ученики привыкнут к ясному слогораздельному произношению фраз, и учителю не придется бороться с дурным произношением детей, «которое по большей части является причиной и дурного правописания».
В конкретные, обязательные задачи наставника Ушинский включал необходимость исправления недостатков детской речи, пополнение словарного запаса ребенка и обучение его грамматически правильной речи.
studfiles.net
Темп речи — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Темп.Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [1].
Темп речи может измеряться[1]:
- числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
- средней длительностью элемента.
Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных[3].
В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности[1], в чём проявляется синтаксическая[4] функция интонации.
Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[5].
На практике
Согласно исследованиям, оптимальный темп речи для чтения аудиокниг на английском языке соответствует 150—160 словам в минуту. Для личной беседы — 190 слов в минуту. Для русского языка, в котором слова длиннее примерно на 20—30 %, этот темп будет ниже[6].
Примечания
Литература
- Галло, Кармин. Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений = Talk Like TED. The 9 Public-Speaking Secrets Of The World’s Top Minds. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 253 с. — ISBN 978-5-9614-4899-3.
wikipedia.green
Темп речи Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Темп.Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [1].
Темп речи может измеряться[1]:
- числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
- средней длительностью элемента.
Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных[3].
В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности[1], в чём проявляется синтаксическая[4] функция интонации.
Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[5].
На практике[ | ]
Согласно исследованиям, оптимальный темп речи для чтения аудиокниг на английском языке соответствует 150—160 словам в минуту. Для личной беседы — 190 слов в минуту. Для русского языка, в котором слова длиннее примерно на 20—30 %, этот темп будет ниже[6].
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
- Галло, Кармин. Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений = Talk Like TED. The 9 Public-Speaking Secrets Of The World’s Top Minds. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 253 с. — ISBN 978-5-9614-4899-3.
ru-wiki.ru
Темп речи — Википедия. Что такое Темп речи
Материал из Википедии — свободной энциклопедииТемп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [1].
Темп речи может измеряться[1]:
- числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
- средней длительностью элемента.
Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных[3].
В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности[1], в чём проявляется синтаксическая[4] функция интонации.
Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[5].
На практике
Согласно исследованиям, оптимальный темп речи для чтения аудиокниг на английском языке соответствует 150—160 словам в минуту. Для личной беседы — 190 слов в минуту. Для русского языка, в котором слова длиннее примерно на 20—30 %, этот темп будет ниже[6].
Примечания
Литература
- Галло, Кармин. Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений = Talk Like TED. The 9 Public-Speaking Secrets Of The World’s Top Minds. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 253 с. — ISBN 978-5-9614-4899-3.
wiki.sc
Темп речи — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Темп.Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует, однако, заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [1].
Темп речи может измеряться[1]:
- числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
- средней длительностью элемента.
Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных[3].
В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности[1], в чём проявляется синтаксическая[4] функция интонации.
Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[5].
На практике
Согласно исследованиям, оптимальный темп речи для чтения аудиокниг на английском языке соответствует 150—160 словам в минуту. Для личной беседы — 190 слов в минуту. Для русского языка, в котором слова длиннее примерно на 20—30 %, этот темп будет ниже[6].
Напишите отзыв о статье «Темп речи»
Примечания
Литература
- Галло, Кармин. Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений = Talk Like TED. The 9 Public-Speaking Secrets Of The World’s Top Minds. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 253 с. — ISBN 978-5-9614-4899-3.
Отрывок, характеризующий Темп речи
Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
wiki-org.ru