Темпы речи – .

2. Темп речи

Темп речи — не неоспоримая константа, определенная человеку с рождения, он должен быть направлен на поставленную цель. В силах каждого человека менять темп речив соответствии с ситуацией. Постоянная перестройка с одного темпа на другой поможет не только находить подход к разнообразным собеседникам, но и отрабатывать четкую программу при беседе по телефону.

Разговоры являются неотъемлемой частью жизни деловых людей. Следует помнить, что около трети нужной информации человеку дают звучание голоса собеседника, высота тона и тембр. Общаясь, собеседники уже в первые секунды разговора фиксируют свое внимание на таком немаловажном факте, как темп голоса. Это происходит непроизвольно и зачастую является решающим моментом в положительном или отрицательном отношении к предстоящему разговору.

Каждому человеку присущ свой определенный темп речи, который сформировался у него еще в детстве по законам первой сигнальной системы и который зависит от многих индивидуальных факторов, каковыми являются характер, темперамент, образ жизни. У разных лиц речь колеблется от быстрой к медленной.

Темп речи подразделяется на несколько этапов. Так, существуют низкий, средний и высокий темпы речи:

  • Низкий темп характеризуется замедленным произношением слов, большим растягиванием гласных звуков, долгим обдумыванием каждой фразы, большими паузами между словами и наличием в речи множества слов-паразитов. Речь очень тихая. Данный темп присущ людям с флегматическим и меланхолическим темпераментом, которые привыкли вести размеренный и спокойный образ жизни, предпочитают больше слушать, чем говорить.

  • Средний темп речи наиболее приемлем для ведения телефонных переговоров. Он характеризуется размеренностью, тщательным обдумыванием каждой фразы, паузы между предложениями не затягиваются, а служат для осмысления сказанного. При данном темпе отсутствуют непонятные и сложные фразы. Такой темп хорошо воспринимается на слух, внушает доверие и располагает собеседника к продолжению контактов. Человека с таким темпом речи характеризуют решительность и уверенность в своих действиях, твердое знание того, что ему нужно в данный момент.

  • При высоком темпе речи наблюдается быстрое построение фраз, окончание многих слов проглатывается и не слышится собеседнику, фразы, как правило, очень путанные и в них отсутствует порядок. Предложения произносятся практически без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». При быстром темпе речи очень трудно уследить за мыслью собеседника, иногда требуется повторение отдельных фраз для разъяснения общей картины. Ускоренный темп речи используют люди с холерическим темпераментом, порывистые и часто неуравновешенные. Иногда ускоренная речь может возникать вследствие подражания такой же речи окружающих. Данным людям практически никогда не интересно мнение их оппонентов, у них плохое слуховое внимание.

Темп речи всегда должен соотноситься с темпом речи адресата. Подстраивание под темп собеседника является в своем роде «присоединением» к нему, убеждает его в заинтересованности. Стоит прислушиваться к темпу речи оппонента еще и потому, что, кроме темперамента, скорость речи может указывать на эмоциональное состояние говорящего. Так, медленный темп речи может указать на подавленность или безразличие адресата к интересующему вопросу. Раздражительность и встревоженность проявляется в очень быстром темпе речи. Напряженность голоса собеседника также помогает определить состояние адресата, которое может выдавать в нем негативное отношение к разговору или недоверие.

Средняя скорость общения должна составлять около 125 слов в минуту. Она хорошо воспринимается при телефонных разговорах, более же быстрый темп вызывает многочисленные затруднения в прослушивании и восприимчивости материала. При быстром темпе до оппонента не доходит нужная информация. К тому же, телефон усугубляет недостатки речи, особенно неразборчиво по телефону слышатся числа, и числительные. Зная и разграничивая все вышеперечисленные темпы человеческой речи, можно менять и корректировать свой темп, подстраивая его под оппонента.

Для соблюдения темпа речи, нужно пользоваться паузами. С паузой речь становится отчетливой и внятной. Для выделения и подчеркивания какой-либо главной мысли следует высказывать эту самую мысль, выдерживая необходимую паузу, а после ее высказывания речь надо замедлить. Во время образовавшейся паузы предоставляется возможность оппоненту вступить в разговор, что позволяет перейти к диалогу. Но затянувшаяся пауза неуместна. Она напрягает и создает некоторое замешательство и суетливость, при такой паузе собеседник может почувствовать недоверие и некомпетентность в делах. Отсутствие пауз тоже настораживает и наталкивает на мысль, что оппонент или не уверен в своих силах, или хочет увильнуть от ответственности.

Для успешных переговоров и завершения планируемого дела нужно стараться подстраиваться под адресата. Совершенствовать и отрабатывать различные темпы речи можно с помощью записи своего голоса, а также развивая свои связки, занимаясь дыхательными упражнениями и, что самое главное, культивируя в себе хорошее настроение. Очень полезно читать стихи под такт, отбивая каждый слог ударом руки по столу, говорить под музыку, благотворны пение, физкультура, связанная с речью, — все, что упорядочивает движения.

Всегда следует придерживаться одного неоспоримого правила: «Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать, и только затем медленно говори». Только четко продуманная речь и мгновенно спланированный темп речи помогут адресату не только услышать информацию, но и создать более верное представление об оппоненте.

studfiles.net

Интенсивность, темп и ритм речи

Если вы хотите получить замедленный темп речи, учитесь выговаривать слова полностью, не пропуская окончания. Медленный темп позволяет контролировать высоту и эмоциональную окраску голоса. Если вы овладеете умением говорить медленно, но выразительно и четко, вы с легкостью сможете менять скорость и интенсивность речи.

Скороговорки – хлеб с водой для каждого диктора

Скороговорки по праву считаются самым древним и эффективным способом повлиять на свой темп и ритм речи. Это упражнение использовали античные софисты и демагоги, которые в погоне за способностью убеждать следили за своим голосом, улучшали его силу и тембр. Скороговорки используются в любом театральном университете, на факультетах журналистики и ораторского искусства. Регулярные повторения позволяют натренировать разборчивый быстрый темп речи.

Подойдут любые скороговорки, которые выговариваются с заминками. Не используйте стишки, которые «не ломают» язык. Чтобы определить, достаточно ли сложной является скороговорка, прочитайте ее несколько раз медленно, затем максимально быстро. Если ни разу не запнулись – переходите к следующей, потому что пользы от повторения простой скороговорки вы не получите, интенсивность речи останется на прежнем уровне. Не используйте стишки, имеющие меньше 5 строк. Оптимальное количество для новичка 7-10 строк по 5-10 слов.

Выпишите 5-10 стишков. Тренируйтесь осознанно не менее 20 минут в день, отложив остальные дела, проговаривая слова вслух. Используйте быстрый темп речи, постепенно повышая скорость произношения. Если у вас выдалась свободная минута (к примеру, в пробке), не будет лишним повторить упражнение.

Тренировка медленного темпа: растягивание слов

Замедленный темп речи тренируется максимально протяжным и правильным повторением слов. Отметьте для себя любые сложные или длинные словесные конструкции, проговаривайте их медленно и четко. На начальном этапе (первые 1-2 месяца) можно повторять слова по слогам. Также полезно пропевать ваши словосочетания низким голосом. Тренируйтесь в свободное время до хрипоты в голосе, но не менее 15 минут в день. Постепенно длительность упражнения можно увеличить до 30 минут.

Горловое пение – тренируйте темп оригинально

Интонация голоса, темп речи и ее тембр отлично тренируются с помощью горлового пения. Чтобы понять что это, послушайте народные монгольские песни или включите любую рок-композицию в жанре «hardcore» или «deathmetal». Если во время упражнения у вас начинает болеть горло, вы все делаете правильно. Темп речи и голоса после горлового пения понижается на 10-20 минут и возвращается в исходное состояние, когда связки восстановятся от временной нагрузки. Если практиковать подобные тренировки ежедневно по 10-15 минут, уже через неделю можно заметить существенные улучшения. Горловое пение помогает контролировать интонацию, темп речи и снижает тембр голоса на 0,5-1 октаву.

Тренируйтесь регулярно, не пропускайте ни одно из трех упражнений и уже через месяц окружающие будут заверять об изменениях в вашем голосе. Главное – это упорство, терпение и методичность.

piter-trening.ru

Темп речи

В работах Коменского, Руссо, Песталоцци мы на­ходим отдельные указания на необходимость воспита­ния у детей неторопливого темпа речи. Впервые кон­кретные советы по этому поводу мы находим у Ломо­носова. Он считал необходимым воспитывать речь детей так, чтобы каждый речевой период они произно­сили отдельно, то есть, окончив один, после него де­лать паузу. Части речевого периода, разделенные зна­ками препинания, он считал необходимым «отделять малую переменою голоса и едва чувствительною оста­новкою». Каждую фразу и звук выговаривать «чисто и ясно и в один дух излишне не захватывать, ибо сие по­нуждает часто в непристойном месте остановиться или, нескольких складов не до говоря, пропустить». Не сле­дует очень спешить в речи или «излишнюю протяж­ность употреблять, для того что от первого… бывает слу­шателям невнятно, а от второго скучно». Письменная речь

Письменную, то есть «зримую» речь Радищев счи­тал наиболее близкой к устной — «оба эти вида речи есть виды словесной речи. Другие органы чувств не могут обеспечить столь совершенное овладение речью». Бук­вы он называл «произвольно начертанными знаками», которые обозначают звуки, нами произносимые, или сло­ва. Он считал, что вообще в начале развития языка было начертание образов зримого, зримых изображений, ко­торые заменяли звучную речь, затем эта живопись ро­дила и иероглифы, и уже гораздо позже — буквы.

В свое время уже Коменский указывал на необхо­димость подготовительной работы по обучению малень­ких детей письменной речи в виде обязательных заня­тий по рисованию и письму. На четвертом-пятом году жизни ребенка, по его мнению, следует предлагать ему мел, чтобы он ставил точки, проводил линии, кресты, круги. Обучать его этому следует в виде игры или развлечения, так он постепенно приучится держать мел, а затем писать и буквы.

Оригинальный метод обучения письменной речи (звуковой аналитико-синтетический метод) предложил К.Д. Ушинский Достоинство этого метода, как считал его автор, в том, что он чрезвычайно рационален, учит сначала детей различать звуки, а потом изображать их, что он переходит со строгой последовательностью от легкого к трудному, развивает в детях внимание, дает им возможность самостоятельных действий с первых же занятий. Метод обучения письму, предложенный Ушинским, содержит следующие задачи:

  1. приучить глаз и руку ребенка к письму элементов букв;

  2. приучить слух ребенка к отыскиванию отдельного звука в слове;

  3. приучить язык ребенка к отчетливому произноше­нию звуков;

  4. приучить внимание ребенка останавливаться на словах и звуках, их составляющих;

приучить и глаз, и слух, и язык, и внимание ребен­ка разделять и складывать слова в уме, произноси­мые. в письме и чтении. В результате систематических и длительных уп­ражнений процесс чтения и письма у ребенка, по мнению Ушинского, будет терять характер сознатель­ности, приобретет «характер полусознательного или вовсе бессознательного рефлекса».

Правильность речи детей и возможные ее недостатки

Если суммировать представления великих педаго­гов о правильной речи ребенка, то она должна иметь такие качества, как: ясность, отчетливость и правиль­ность произношения; содержательность, многообразие и верное использование слов по смыслу; грамматичес­кую правильность, простоту и краткость выражений; эмоциональную выразительность, достаточную гром­кость, умеренность и уместность использования жес­тикуляции; разумную и красивую манеру поведения человека в разговоре, при выступлении.

«Ребенок, — писал Ж.Ж. Руссо, — должен уметь говорить связно, ясно, хорошо выговаривать, произ­носить точно и без аффектации, знать и соблюдать просодическое ударение, говорить всегда достаточно громко, но никогда громче, чем нужно. Голос должен быть и в речи, и в пении верным, ровным, гибким и звучным».

Красота речи, по мнению М.В. Ломоносова, заклю­чается «в чистоте штиля, в течении слова, в великоле­пии и силе оного». Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения и «от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Чистому «штилю» способствует прилежное изучение правил граммати­ки. Великолепию слова способствует «выбирание из книг хороших речений, пословий и пословиц». Силе слова помогает «старание о чистом выговоре при лю­дях, которые красоту языка знают и наблюдают». «Кто хочет говорить красиво, тому надлежит сперва гово­рить чисто и иметь довольно пристойных и избранных речений к изображению своих мыслей».

В разной степени в анализируемых нами литера­турных источниках авторы указывают на возможные недостатки детской речи. Я.А. Коменский, например, обращает внимание на возможные задержки форми­рования правильной речи у некоторых детей, несовер­шенство детской речи в виде картавости, неясности произношения.

Ж.Ж. Руссо, пытаясь объяснить возможные за­держки речевого развития у детей, видит их причину в «той стремительности, с которой учат говорить преж­де времени детей». А отсюда, по его мнению, дети не понимают в полной мере того, что им говорят взрос­лые, а взрослые не вполне понимают то, что хотят сказать дети. От излишней торопливости в обучении речи детей у них «нет времени ни научиться хороше­му произношению, ни хорошо постичь то, что застав­ляют их говорить».

Руссо, впадая в крайность, утверждал в связи с этим противоестественность раннего обучения речи детей. И потому считал, что поспешность взрослых в обучении детей («как будто боятся, что дети не научат­ся говорить сами собой») может вести к задержке ре­чевого развития. В его представлении безрассудная торопливость в этом производит действие, совершен­но обратное тому, которого добиваются, а именно: дети начинают говорить позднее и менее внятно. Дескать, излишняя предупредительность к тому, что дети долж­ны сказать, избавляет их от необходимости отчетливо произносить, и они едва удостаиваются открыть рот. Поэтому многие из них на всю жизнь могут сохранить недостаток произношения и невнятный выговор.

Несмотря на некоторую путаницу в объяснении раннего обучения речи детей как причины задержки речевого развития, Руссо тем не менее верно замеча­ет, что задержка речи у детей отражается впослед­ствии и на ясности их произношения. «Дети, начина­ющие говорить слишком поздно, никогда не говорят так отчетливо, как прочие». Руссо также верно подме­чает, что причиной позднего развития речи у детей может быть неразвитость («неуклюжесть») их орга­нов речи. «Их орган не потому остается неуклюжим, что они поздно заговорили — напротив, они потому и начинают говорить поздно, что родились с неуклюжим органом». Согласно своей точке зрения на природосообразность развития детской речи, он соответственно реко­мендовал Неторопливое и самостоятельное развитие речи ребенка на лоне сельской жизни. «Воспитанные в деревне, среди сельской простоты дети приобретут более звонкий голос, они не усвоят невнятного лепета­ния городских детей», — писал он. И далее: «Не следу­ет ребенка торопить, чтобы он говорил, он и сам на­учится хорошо говорить по мере того, как будет чув­ствовать полезность этого».

В отличие от Руссо И. Г. Песталоцци наоборот счи­тал необходимым и обязательным раннее обучение детей правильной речи, говорил о необходимости «не предоставлять всецело развитие органов речи случаю, что обычно ведет к запозданию».

Причиной недостатков детской речи К.Д. Ушинс­кий называл слабое развитие внимания у ребенка, отчего может быть «речь его очень отрывиста и бес­связна, выговор слов плох». Другой причиной непра­вильной речи ребенка, по его мнению, может являться то обстоятельство, что овладевая языком взрослых, он еще не вырос до этого языка, и потому «множество слов, употребляемых ребенком, еще не сделалось его духов­ным достоянием».

К числу недостатков детской речи великие педаго­ги, как указывалось выше, относили неправильное произношение звуков, слов, недостатки словаря, фра­зовой речи, недостатки использования выразительных средств, а также «излишне гладкое пустоговорение». В связи с этим настоятельно подчеркивается значи­мость воспитания у детей содержательности речи и разумного пользования ею.

«Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать», —- писал Коменский. И предупреждал, что учить ребенка «толь­ко умению говорить и не учить вместе с тем пони­мать — это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхност­ное украшение». Две особенности, по его мнению, решительно отличают человека от животного: разум и речь. Поэтому нужно проявлять одинаковую заботу о том и другом, чтобы и ум, и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы.

Пока дети еще учатся говорить, им нужно предо­ставлять возможность и свободу больше лепетать, го­ворить. Но когда они уже научатся говорить, будет весьма полезно научить их также и молчать. «Кто ду­мает, что молчание — дело ничтожное, тот неразумен». Дети должны приучаться не болтать постоянно, не выбалтывать всего, что попадется на язык, а разумно молчать, когда того требует дело или окружающая об­становка.

Ж.Ж. Руссо, осуждая пустоговорение, излишнюю болтовню, писал, что «дар речи дан людям не для того, чтобы они пользовались им не лучше, чем животные своими криками. Мы опускаемся ниже животных, ког­да говорим для того, чтобы ничего не сказать».

В.Ф. Одоевский, чтобы предупредить детскую болт­ливость рекомендовал следить за своей речью с деть­ми, чтобы она была четкой, простой, краткой, без рас­сеянности и небрежности.

К.Д. Ушинский настоятельно требовал бороться с детской болтливостью. «Всякие упражнения речи, — писал он, — не имеющие отношения к ее содержанию, только портят ее».

В целях воспитания правильной во всех отноше­ниях устной речи детей Ушинский рекомендовал вы­делять в каждом классе ежедневно 10— 15 минут, что­бы приучить детей «к особенно ясному, отчетливому, слогораздельному произношению каких-либо неболь­ших, вполне ими сознанных фраз; причем должно на­блюдать, чтобы слышна была каждая буква, хотя бы это казалось даже несколько аффектировано». Тогда уче­ники привыкнут к ясному слогораздельному произно­шению фраз, и учителю не придется бороться с дур­ным произношением детей, «которое по большей час­ти является причиной и дурного правописания».

В конкретные, обязательные задачи наставника Ушинский включал необходимость исправления недо­статков детской речи, пополнение словарного запаса ребенка и обучение его грамматически правильной речи.

studfiles.net

Темп речи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Темп.

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [1].

Темп речи может измеряться[1]:

  • числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
  • средней длительностью элемента.

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных[3].

В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности[1], в чём проявляется синтаксическая[4] функция интонации.

Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[5].

На практике

Согласно исследованиям, оптимальный темп речи для чтения аудиокниг на английском языке соответствует 150—160 словам в минуту. Для личной беседы — 190 слов в минуту. Для русского языка, в котором слова длиннее примерно на 20—30 %, этот темп будет ниже[6].

Примечания

Литература

  • Галло, Кармин. Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений = Talk Like TED. The 9 Public-Speaking Secrets Of The World’s Top Minds. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 253 с. — ISBN 978-5-9614-4899-3.

wikipedia.green

Темп речи Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Темп.

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [1].

Темп речи может измеряться[1]:

  • числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
  • средней длительностью элемента.

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных[3].

В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности[1], в чём проявляется синтаксическая[4] функция интонации.

Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[5].

На практике[ | ]

Согласно исследованиям, оптимальный темп речи для чтения аудиокниг на английском языке соответствует 150—160 словам в минуту. Для личной беседы — 190 слов в минуту. Для русского языка, в котором слова длиннее примерно на 20—30 %, этот темп будет ниже[6].

Примечания[ | ]

Литература[ | ]

  • Галло, Кармин. Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений = Talk Like TED. The 9 Public-Speaking Secrets Of The World’s Top Minds. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 253 с. — ISBN 978-5-9614-4899-3.

ru-wiki.ru

Темп речи — Википедия. Что такое Темп речи

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [1].

Темп речи может измеряться[1]:

  • числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
  • средней длительностью элемента.

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных[3].

В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности[1], в чём проявляется синтаксическая[4] функция интонации.

Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[5].

На практике

Согласно исследованиям, оптимальный темп речи для чтения аудиокниг на английском языке соответствует 150—160 словам в минуту. Для личной беседы — 190 слов в минуту. Для русского языка, в котором слова длиннее примерно на 20—30 %, этот темп будет ниже[6].

Примечания

Литература

  • Галло, Кармин. Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений = Talk Like TED. The 9 Public-Speaking Secrets Of The World’s Top Minds. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 253 с. — ISBN 978-5-9614-4899-3.

wiki.sc

Темп речи — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Темп.

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует, однако, заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них [1].

Темп речи может измеряться[1]:

  • числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;
  • средней длительностью элемента.

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных[3].

В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), — ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности[1], в чём проявляется синтаксическая[4] функция интонации.

Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах[5].

На практике

Согласно исследованиям, оптимальный темп речи для чтения аудиокниг на английском языке соответствует 150—160 словам в минуту. Для личной беседы — 190 слов в минуту. Для русского языка, в котором слова длиннее примерно на 20—30 %, этот темп будет ниже[6].

Напишите отзыв о статье «Темп речи»

Примечания

Литература

  • Галло, Кармин. Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений = Talk Like TED. The 9 Public-Speaking Secrets Of The World’s Top Minds. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 253 с. — ISBN 978-5-9614-4899-3.

Отрывок, характеризующий Темп речи


Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *