Все о снах и сновидениях: Что значат сны и откуда они берутся
Что значат сны и откуда они берутся
Если вам снится, что вы задыхаетесь, это может быть сигналом о болезни легких. Если во сне вас завалило землей, возможно, не все в порядке с вашим сердцем. Можно научиться управлять своим сном — правда, опытные онейронавты говорят, что это скучно. О том, как ученые пытаются понять, что видит спящий человек, и откуда берутся вещие сны, — в отрывке из новой книги сомнолога Михаила Полуэктова.
Загадки сна. От бессонницы до летаргии
Михаил Полуэктов
Альпина нон-фикшн. 2019
[…] Систематическое исследование вопроса влияния внешних раздражителей на содержание сновидений провел Альфред Мори еще в 1867 г. Вот что он рассказывает о своих опытах:
«Наблюдение первое. Мне последовательно щекотали пером губы и кончик носа. И я видел во сне, что был подвергаем страшной пытке, что мне надели на лицо смоляную маску и потом быстро сорвали ее вместе с кожей губ, носа и лица.
Наблюдение второе. На некотором расстоянии от моего уха по металлическим щипчикам водили стальными ножницами. И я видел во сне, что слышу звон колоколов, потом этот звук превратился в набат — и мне казалось, что это во время июльских дней 1848 г…
Наблюдение девятое. Перед моими глазами пронесли несколько раз свечу, закрытую красной бумагой. И вот я вижу грозу, молнию — и воспоминание о страшной буре, вынесенной мной в Ла-Манше на пути из Мордлэ в Гавр, делается сюжетом моего сновидения»*.
По современным представлениям, чувственное ощущение частично пробивается через «таламический блок», возникающий в состоянии сна, и вторгается в ткань сновидения, модифицируя его. В большей части фазы быстрого сна (так называемая тоническая фаза), из которого довольно легко выйти, включение раздражителя в сюжет сновидения, по-видимому, предохраняет спящего от пробуждения. […]
При проведении контент-анализа сновидений, начиная с самых первых опытов [исследователя сна] Вильяма Демента, регулярно обнаруживалось, что количество слов, которыми испытуемые описывают свое сновидение, увеличивается по мере удлинения периода сна. Больше слов — дольше длится сновидение. Авторы этих исследований делают заключение о том, что продолжительность сновидения отражает естественное течение времени. Однако в более позднем исследовании было продемонстрировано, что при достаточно больших периодах сна, после которых получался отчет о сновидениях, количество слов, описывающих сновидение, изменяется по синусоиде: сначала их число увеличивается, но через 45 минут начинает уменьшаться. То есть
время в сновидении течет в соответствии с астрономическим в течение половины цикла сна, а затем оно начинает все больше сжиматься.
По результатам этой работы, проведенной в 2001 г., исследователи предположили наличие в мозге генератора сновидений с 90-минутным периодом. Определенный ответ на вопрос, соответствует ли течение времени в сновидении астрономическому, не получен до сих пор. Возможно, существует два типа сновидений, время в которых течет по-разному**.
Можно также сослаться на работу Данилина и Латаша, опубликованную в свое время в Nature: New Biology. Вся эта история построена на недоразумении: нет четкого и общепринятого определения сновидения! Поэтому разные исследователи подразумевают под этим термином разные вещи: Фулкес, например, находит сновидения везде, даже в бодрствовании… На самом деле во сне психическая активность изменяется, но не исчезает совсем, в отличие от наркоза, комы и т.п. В стадии 1 это гипногагические галлюцинации, в стадиях 2 и 3 — «мыслеподобная» активность, постепенно ослабляющаяся с углублением медленного сна, и лишь в фазе БС (REM) — «истинные» сновидения. Особенности отчетов из быстрого сна хорошо известны сомнологам; их главная характеристика, отличающаяся от всех других видов психической активности во сне, — высокая эмоциональность, которая подтверждается объективными данными нейросканирования. Стоит принять эти определения и изучать каждый вид психической активности во сне отдельно — и все встанет на свои места! — Прим. науч. ред.Использование ЭЭГ высокого разрешения (когда на область головы и шеи устанавливается 256 электродов) группой Джулио Тонони в 2017 г. позволило углубить представления о связи сновидений с типичными ЭЭГ-паттернами. Ученые обнаружили, что частота отчетов о сновидениях, с одной стороны, коррелирует с уменьшением мощности дельта-активности в задних отделах мозга, с другой — в тех же зонах мозга увеличивается мощность гамма-осцилляций. Это подтверждает распространенное предположение, что
Изменение числа слов в отчетах о сновидениях в зависимости от продолжительности сна в определенной фазе
во время переживания сновидений наиболее активно работают зоны мозга, связанные со зрительным восприятием (затылочная область) и обработкой сенсорной (чувственной) информации (теменная область).
При этом активность упомянутых мозговых зон сохраняется независимо от того, видит ли спящий сновидение в медленном сне или в быстром. Одной из интересных находок этого исследования явилось обнаружение различий мозговой активности в зависимости от определенности отчета о сновидении. Испытуемые, подробно рассказывавшие об образах сновидения, демонстрировали усиление гамма-активности в дополнительных зонах мозга, которые, по мнению авторов, отвечают за конкретизацию образов. В связи с этим возобновилось обсуждение вопроса: а можно ли вообще понять, что именно видел человек в сновидении?
Этот вопрос поднимался еще в 2011 г.
Стивеном Лабержем были разработаны техники обучения людей для того, чтобы видеть осознанные сновидения. Ключевым моментом одной из техник, получившей широкую известность благодаря фильму Кристофера Нолана «Начало», является задание постоянно спрашивать себя: «Сплю ли я?» Для этого осуществляется проверка реальности — выбирается элемент окружения с известными физическими свойствами и оценивается его поведение. В фильме это был волчок, который в сновидении мог крутиться бесконечно, несмотря на то что сила трения в реальном мире этого бы не позволила. Людей, обученных вхождению в осознанное сновидение, называют онейронавтами (онейрос по-гречески «сновидение, мечта»). Для экспериментальных целей их тренируют подавать сигнал о том, что они уже осознали себя спящими при помощи характерных движений глаз влево-вправо (это история уже не из фильма, а из реальной жизни). С использованием таких обученных добровольцев проводится изучение нейрофизиологических коррелятов осознанного сновидения и вообще исследуется так называемое «сознание верхнего уровня», свойственное лишь людям.
Несмотря на заманчивость предложения научиться управлять своим сновидением и реальную возможность для большинства людей сделать это, техника осознанных сновидений в общем-то остается невостребованной. С одной стороны, это связано с большими затратами времени и усилий для овладений ей. Точно так же обстоят в реальной жизни дела с аутотренингом или йогой — все знают, что это хорошо и полезно для здоровья, но пройти весь цикл обучения удается единицам. С другой стороны, меня недавно поразило мнение, высказанное на одном из семинаров по сну в Центральном доме ученых человеком, который научился управлять своими сновидениями. Он рассказал, что вначале был доволен обретенной способностью, поскольку смог совершать фантастические путешествия, встречаться с замечательными женщинами в своих сновидениях. Но достаточно быстро эти сновидения ему наскучили. Ничего нового он придумать не мог и потерял к ним интерес. Так что
с практической точки зрения осознанные сновидения оказываются нужны не всем. Наибольшую заинтересованность в использовании этого феномена высказывают исследователи сознания и психотерапевты.
Исходя из концепции бессознательного, человек, научившийся управлять сновидением, может под руководством психотерапевта осознать символическое значение своих сновидений. Даже без этих «психоаналитических штучек» осознанные сновидения оказались полезны в работе с кошмарами, давая человеку возможность активно противодействовать устрашающим образам сновидений или даже подружиться с ними.
[В работе немецких ученых по изучению двигательной активности в люцидных сновидениях] шести испытуемым, обученным входить в состояние осознанного сновидения, давалось задание: после того как они поймут, что находятся в своем сновидении, они должны были подать стандартный сигнал глазами (посмотреть вправо-влево), а после этого совершить установленное движение рукой — сжать ее в кулак. При этом они спали «в трубе» функционального магнитно-резонансного томографа (фМРТ) мозга. Двое испытуемых смогли полностью выполнить поставленную задачу. Изменения картины фМРТ, которые наблюдались в сенсомоторной зоне мозга онейронавтов во время представляемого во сне движения, оказались идентичными тем, которые возникали во время контрольного исследования в бодрствовании, когда они сжимали кисть или представляли ее сжимание. Ученые предположили, что в дальнейшем,
накопив много «элементарных паттернов» движений, фигурирующих в сновидении, мы сможем расшифровать его код — понять, какое действие представляется человеку, когда он видит сновидение.
Дополнительное подтверждение возможности понять, что видит спящий человек, было получено в 2013 г. группой ученых из Японии при изучении паттернов зрительного восприятия в процессе сновидений. В этом эксперименте при помощи фМРТ определялось, какая зона мозга активировалась при просмотре различных изображений, а затем эти показатели сравнивались с результатами описания испытуемыми того, что они видели во сне. Оказалось, что можно выделить специфические паттерны активности зрительной коры, соответствующие элементарным образам, которые, по отчетам испытуемых, встречались в сновидении, например образ здания, машины, женщины и т. д. Возможно, что дальнейшие исследования позволят раскодировать и зрительный (визуальный) ряд сновидения, несмотря на то что целостное представление, по классический теории, формируется в результате взаимодействия нескольких мозговых зон, а не работы одной только области зрительной коры. […]
Зоны мозга, связанные с движением и ощущением, расположенные в задних отделах лобной и передних отделах теменной доли, несмотря на то что они активируются во время сновидений, не вызывают видимого со стороны ответа — движения и ощущения в сновидении человеку только «видятся», подобно тому как психически больной в состоянии галлюциноза что-то видит и слышит, ему кажется, что он активно действует, но ничего из этого не регистрируется внешним наблюдателем. Причудливость сюжетов сновидений объясняется реактивацией следов памяти, связанных с восприятием информации о том, что делал или видел спящий, при этом более свежие или более важные для человека следы памяти реактивируются статистически значительно чаще, чем воспоминания о происходившем давно, просто для возбуждения свежих следов требуется меньшая интенсивность электрического сигнала.
Согласно теории [американского психиатра] Хобсона, состояние сновидения ближе к психическому заболеванию, например к шизофрении, чем к обычному бодрствованию.
Для шизофрении характерна избыточная активность «внутренней жизни» (галлюцинации) со скудостью внешних проявлений (апатия, бедность эмоций). С точки зрения авторов теории, в наибольшей степени «переключение» ощущений с внешних на внутреннее, изменение процессов запоминания и восприятия характерно для быстрого сна, однако может случаться и в медленной его фазе, только в меньшей степени. Этим объясняется и меньшая частота отчетов о сновидениях в медленном сне, и другой характер отчетов о сновидениях в нем (более спокойные, грезоподобные). С точки зрения Хобсона, в поздних периодах медленного сна (возникающих уже под утро) процессы мозговой активации, характерные для быстрого сна, внедряются в фазу медленного сна, предвосхищая возникновение следующего периода быстрого сна. Более афористично активационно-синтетическая теория сновидений Хобсона может быть сформулирована как «сказки, которые мозг рассказывает сам себе». […]
Психоаналитическая концепция сновидений, созданная Фрейдом и его последователями, поставила крест на попытках выделить универсальные символы сновидения для истолкования. Карл Густав Юнг писал: «В более широком смысле было бы большой глупостью допустить, что существует готовый систематический истолкователь снов, который достаточно лишь купить и найти в нем соответствующий символ. Ни один символ сна не может быть взят отдельно от человека, этот сон видевшего, как нет и единой однозначной интерпретации любого сна. Каждый человек настолько отличается в выборе путей, которыми его бессознательное дополняет или компенсирует сознание, что совершенно невозможно быть уверенным, что сны и их символика могут быть хоть как-то классифицированы. Правда, есть сны и отдельные символы (я бы предпочел назвать их «мотивами»), достаточно типичные и часто встречающиеся. Среди таких мотивов наиболее часты падения, полет, преследование хищными зверями или врагами, появление в публичных местах в голом или полуголом виде или в нелепой одежде, состояние спешки или потерянности в неорганизованной толпе, сражение в безоружном состоянии или с негодным оружием, изматывающее убегание в никуда… Но следует подчеркнуть, что эти мотивы необходимо рассматривать в контексте всего сна, а не в качестве самообъясняющих шифров».
Как же быть со сновидениями, которые могут показывать будущее не в виде каких-то там шифров, а в явной форме? Наиболее полная и детальная рубрификация так называемых вещих сновидений была предложена американскими психологами Стенли Крипнером и Джозефом Диллардом в 2001 г. в книге «Сновидения и творческий подход к решению проблем». Здесь мы представляем эту классификацию с добавлением в нее «сновидений о болезни», сделанным профессором Е.А. Корабельниковой.
Сновидения-совпадения.
Сновидения-умозаключения, в которых сновидящий интуитивно сопоставляет информацию, зачастую воспринятую вне ведома бодрствующего сознания, которая и трансформируется затем в сновидении в правильную оценку грядущих событий. Так, Михаил Васильевич Ломоносов увидел однажды во сне своего погибшего после кораблекрушения отца на некоем безлюдном острове. Его друг описывает эти события таким образом: «На возвратном пути морем в отечество (из Германии, где он учился) единожды приснилось ему, что видит выброшенного, по разбитии корабля, отца своего на необитаемый остров в Ледовитом море, к которому в молодости своей бывал некогда с ним принесен бурею… Нашел там (в Москве. — Прим. авт.) родного брата своего и услышал от него, что отец их того же года, по первом вскрытии вод, отправился, по обыкновению своему, в море на рыбный промысел; что минуло тому уже четыре месяца, а ни он, неже кто другой из его артели, поехавших с ним, еще не воротились…В ту же осень нашли подлинно тело Василия Ломоносова точно на том пустом острове и погребли, возложив на могилу большой камень». В данном случае Михайло Ломоносов, родившийся и воспитывавшийся в семье поморов, был осведомлен об опасности, которой они подвергались, отправляясь на лов рыбы, и, по-видимому, представлял маршруты плавания рыбаков. Эта информация на фоне расставания с семьей и беспокойства о родных в какой-то момент и сложилась в прогноз, который имел высокую вероятность того, чтобы сбыться.
Самоосуществляющиеся предсказания, т. е. те случаи, когда увидевший сон человек начинает бессознательно вести себя так, что сон сбывается. Такой случай описывает К.Г. Юнг: «Другой типичный случай произошел с одной дамой, чрезмерно высоконравственной. Днем она пребывала в надменности и высокомерии, зато по ночам ей виделись сны, наполненные самыми разнообразными непристойностями. Когда я заподозрил их наличие, дама с возмущением отказалась это признать. Но сны меж тем продолжались, и их содержание стало более угрожающим и отсылающим к прогулкам, которые эта женщина привыкла совершать по лесу и во время которых она предавалась своим фантазиям. Я усмотрел в этом опасность, но она не прислушалась к моим предостережениям. Вскорости в лесу на нее напал сексуальный маньяк, и только вмешательство людей, услышавших крики о помощи, спасло ее от неминуемого убийства».
Псевдоаномальные сновидения, о содержании которых человек либо сознательно лжет, бессознательно фабрикует или искажает факты. Так, например, упоминавшийся в начале главы сон Сципиона был придуман Цицероном для усиления назидательного эффекта его произведения.
Аномальные сновидения, в которых поступающая информация, возможно, выходит за пределы всего, что известно науке о пространстве, времени или энергии.
Сны о заболевании. Советский исследователь Василий Николаевич Касаткин в 1983 г. издал уникальную монографию «Теория сновидений», ставшую обобщением сделанных им 47 000 наблюдений за сновидениями. В ней он подробно описал особенности сновидений людей, страдающих различными заболеваниями. Зачастую эти необычные сны являлись предвестниками развития болезни. По наблюдениям В.Н. Касаткина,
для сновидений людей с болезнями легких характерны сюжеты утопления, протискивания через узкое отверстие, удушения. При болезнях сердца человек во сне может увидеть, что его завалило землей или он получил удар камнем, ранение в область сердца, при этом он просыпается с чувством страха.
В собственных исследованиях Е.А. Корабельниковой также было показано, что у людей, больных неврозами, сновидения встречаются чаще, они более яркие, эмоциональные. К особенностям восприятия в сновидениях пациентов с невротическими нарушениями относились также: большая доля фактора новизны (появление незнакомых людей, обстановки), симптомы прямой и обратной «возрастной трансференции» (восприятия себя старше или моложе своего возраста). В то время как события в сновидениях здоровых людей преимущественно происходили в настоящем, больные неврозами чаще переживали события прошлого и будущего времени. Их сновидения чаще оказывались незавершенными или имели неблагоприятный исход — в общем, сновидения больных с неврозами были отражением нарушения их психической адаптации.
В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.
Сны, сновидения
- Сон Словарь библейских образов
- Сны и сновидения Библейская энциклопедия
- О сновидениях. Как христианин должен относиться к сновидениям Сборник
- Православное отношение к сну свящ. Георгий Максимов
- Сон для удовлетворения потребностей свт. Феофан Затворник
- Сон прав. Иоанн Кронштадтский
- Сон свт. Иоанн Златоуст
- Сон преп. оптинские старцы
- Сон игумен Борис (Долженко)
- Сновидения Н.Е. Пестов
- Три рода сновидений
- Как относиться к снам
- О чем могут рассказать нам естественные человеческие сны
- Молитвы на сон грядущим с толкованием
Сны, сновиде́ния – призраки умственной деятельности, сопровождающие состояние частичного самозабвения (утраты самосознания) во время сна.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Ангел является во сне Иосифу (Мф.2:13).Три рода сновидений
Характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву. Вот как об этом пишет Н.Е. Пестов:
«Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования.
То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, которые допускала душа наяву.
Вот почему святые отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.
Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа Святого Божия».
Преподобный Никита Стифат (ученик преп. Симеона Нового Богослова) разделяет сны на:
- простые сны,
- видения,
- откровения.
«Из того, что представляется во время сна, иное есть мечтание, иное видение, иное откровение.
- Мечтания суть такие сновидения, которые не стоят неизменными в воображении ума, но которыми предметы перемешиваются, одни вытесняют другие или изменяются в другие; от них никакой не бывает пользы, и самое мечтание их исчезает с пробуждением; их презирать должно.
- Видения суть такие сновидения, которые во все время стоят неизменными, не преобразуются из одного в другое и так отпечатываются в уме, что остаются на многие годы незабвенными: они показывают исполнение будущих вещей, доставляют душе пользу, приводя ее в умиление представлением благоговейных видов, и видящего их делают самоуглубленным и претрепетным от неизменного созерцания представляющихся удивительных вещей; внимательные ревнители должны считать такие видения драгоценными.
- Откровения суть истинные выше всякого чувства созерцания чистейшей и просвещенной души, представляющие дивные некие божественные дела и разумения, тайноводство сокровенных Божиих тайн, суть наиважнейших для нас вещей и общее применение мирских и человеческих дел.
Из перечисленных видов сновидений первые свойственны людям чувственным и плотолюбивым, для которых бог чрево и укоризненное насыщение, ум которых объят тьмою, по причине нерадивой и страстями истертой жизни, и над которыми издеваются бесы посредством мечтаний: вторые — старательным ревнителям, очищающим душевные чувства и чрез видимое благодетельно возводимым к постижению божественных вещей; третьи — совершенным, действенно посещаемым божественным Духом и соединенным с Богом душой.
Не у всех людей сновидения бывают истинны, но у тех, ум которых очищен и чувства душевные просветлены, которые пришли к естественному созерцанию, у которых нет попечения о житейских вещах, ни заботы о настоящей жизни, долгие пощения которых установились в общее воздержание, а плоды и труды по Богу обрели покой во святилище Божием в ведении сущего и в высшей премудрости, у которых жизнь Ангельская сокровенна ныне в Боге и которых преуспевание в священном безмолвии возвело на степень пророков Церкви Божией, о которых и в книге Моисея сказал Бог: аще будет пророк в вас, во сне явлюся ему, и в видении возглаголю к нему (Числ. 12:6), — и в книге Иоиля: и будет по сих, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сыны ваши и дщери ваши, и старцы ваши сны узрят и юноши ваши видения увидят (Иоиль 2:28).
Ум, очищенный от всякой нечистоты, по блестящим и светлым разумениям бывает для души звездным небом, имея в себе Солнце правды сияющим, и светлые лучи богословия испускающим, в уяснение, что есть глубина и высота, и широта ведения Бога.
Приняв в недра свои эти лучи, Он изъясняет потом словом глубины Духа всем, имеющим Духа Божественного в себе, обнаруживает лукавство духов, и поведает о тайнах Царствия Небесного».
Обратившись к Библии, мы найдем в ней все три перечисленных рода сновидений.
О простых снах-мечтаниях говорится в книге Иисуса, сына Сирахова: Безрассудные люди обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале (Сир. 34:1-3). О таких снах говорит книга Екклезиаста: Сновидения бывают при множестве забот (Еккл.5:2) и продолжает: во множестве слов, много суеты (Еккл.5:6).
В Библии мы встречаем также множество снов-видений, требующих истолкования. Способность истолковывать сны по отношению сновидений к будущим событиям, конечно, была сверхъестественным даром, так как эти сны известны только единственно Верховному Виновнику их. Например, Иосиф получил Божественное откровение истолковать сон хлебодару и виночерпию (Быт.40:5-19). Не от Бога ли истолкования? —сказал он им (Быт.40:8) и растолковал сон; впоследствии Бог приводит Иосифа, чтобы он растолковал сон фараону (Быт.41). Да и злоключения Иосифа, промыслительные для его судьбы и судеб народа Божия, начинаются с его отроческих снов, которые он тут же истолковывает (Быт.37:5-11). Даниил по Божественному внушению напомнил и разъяснил забытый сон об исполине на глиняных ногах Навуходоносору (Дан. 2).
Знаменателен и сон жены Понтия Пилата. Перед казнью Спасителя она говорила Пилату: Не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф.27:19).
Наконец, к снам — откровениям мы без сомнения можем отнести видение Иаковом таинственной лестницы, соединявшей небо с землею, по которой сходили и нисходили ангелы Божии, а наверху стоял сам Господь (Быт.28:10-16). Этот сон, несомненно, свидетельствовал о неусыпном Промысле Божием, о мире и человеке, о том, что ангелы суть служители Божии между людьми и что сам Господь есть верховный Владыка и Промыслитель всего сотворенного.
В Новом Завете, в первой же главе первого из Евангелий, мы встречаем сон-откровение праведного Иосифа, усомнившегося в девстве Пречистой Девы. Когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф. 1:20-23). Волхвы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду (Мф.2:12), а после их ухода Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и
беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (Мф.2:13). Наконец, по смерти Ирода Ангел еще дважды является Иосифу во сне — сперва с вестью о смерти Ирода и повелением вернуться в землю Израилеву, а затем с указанием поселиться в Галилее (Мф.2:19-22). Так через сны Господь являет Свою волю о спасении всего мира, вершину Божественного Промысла.
Как относиться к снам
Святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно разъясняет нам святоотеческие принципы отношения к снам, характер снов и «технику безопасности». Последуем за его мыслью, выделив шрифтом важные для нас выводы.
«Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается… в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышленнем и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлений человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества. Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения. Таким образом сновидение само по себе не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой причины?»
Но святитель следует и дальше: ведь сны — это не просто аристотелевские «фантазии», а нечто более глубокое.
«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним». Видите, какая страшная ловушка может подстерегать нас через наши сны! А святитель развивает мысль о доверии снам: «Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности; это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов».
Но святитель признает, что даже в падшем, негодном состоянии наших душ могут быть нам даны сновидения, для души полезные.
«Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием — только эти помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему состоянию кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам Ангелы Божии или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию; даются весьма редко не по скупости к нам Божественной благодати – нет! По той причине, что все случающееся с нами вне общего порядка приводит нас в самомнение и колеблет в нас смирение, столько необходимое для нашего спасения».
Святитель Игнатий объясняет, почему нельзя возлагать свое упование на сны:
«Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Когда же просивший возразил: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются, — то получил в ответ: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. (Лк.16:29-31).
Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, Страшного суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь беспечную; напротив того, не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность».
Преподобный Иоанн Лествичник в прибавлении к Слову 3‑му своей «Лествицы» учит:
«Преобразуются демоны в ангелов света, принимают на себя часто образ мучеников и в сновидениях показывают нам общение наше с ними, а пробудившихся погружают в радость и возношение. Это да будет тебе признаком прелести (бесовского обольщения). Святые Ангелы показывают муку, суть смерть, от чего мы, проснувшись, исполняемся трепета и сетования. Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии. Верующий сновидениям вполне неискусен, а неверующий никакому сну — истинно любомудр. Доверяй только тем снам, которые возвещают тебе муку и суд, если же по причине их зачнет тебя тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов».
«Можно ли верить снам? — на этот вопрос святитель Феофан Затворник отвечает: — Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость».
А вот как суммирует «технику безопасности» в отношении к снам Николай Евграфович Пестов:
«Для нас… находящихся в значительной мере еще под влиянием лукавого духа, имеет приложение вышеупомянутое правило св. отцов — не придавать значения обычным снам.
Однако поскольку по милости Божией мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?
Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь духовному отцу, или старцу, или опытному в духовной жизни лицу можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особое значение.
…Как в отношении суждения о снах — являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений у иноков Старого Афона есть правило: «Не принимай и не отвергай».
Это мудрое правило спасает человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати; а также спасет и от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати».
И уж совсем просто и внятно поясняет правила отношения к сновидениям священник Григорий Дьяченко, великий популяризатор церковного учения начала XX столетия:
- Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду.
- Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.
- Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т. е. от диавола.
О чем могут рассказать нам естественные человеческие сны
Это те сновидения, на толковании которых основываются практически все сонники, пытаясь истолковать сновидения как внешние символы и привязать их к реальным событиям нашей жизни. Именно поэтому они ошибаются. Сны из нашей повседневной жизни, или другими словами бытовые сны, «сны-мечтания», показывают устроение нашей собственной души, поскольку здесь нет влияний божественной или демонической природы. Здесь наша собственная душа творит свои фантазии, которые созвучны ее природе на данный момент.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал использовать такие сны для оценки своего душевного состояния: «Если хочешь себя узнать в точности, каков ты, какие у тебя недостатки, привычки, страсти, пороки, — замечай свои сны, когда спишь днем и ночью, замечай их по возможности все и ты получишь картину, или отголосок душевного твоего направления, дурного и хорошего, и, узнавши себя, немедленно старайся исправить свои недостатки и как серпом срезать греховные плевелы».
Примерно о том же говорит и Евагрий Монах (в «Добротолюбии»): «Естественные телесные во сне движения, без мечтаний срамных, показывают, что душа некоторым образом здорова. Сплетение же таких мечтаний есть признак болезни души. Признаки бесстрастия определяются днём посредством помыслов, а ночью посредством сновидений».
Но самое подробное объяснение такой оценки сновидений мы находим у преподобного Никиты Стифата. «Тщательный может и по сновидениям угадывать движения и расположения души, и соответственно тому направлять попечение об устроении своего духовного состояния. Ибо по настроению внутреннего человека и его забот бывают и телесные движения и душевные мечтания. Кто имеет душу веществолюбивую и сластолюбивую, тому мечтаются стяжания вещей и денежные прибытки, также женские лица и страстные объятия, от которых случается с ним осквернение плоти и одежды. У кого душа любостяжательна и сребролюбива, тот и во сне видит всегда золото: то взыскивает уплаты, то умножает проценты, το прячет добытое в кладовую, то будто осуждается как немилосердный. Кто гневлив и завистлив, тому представляется, будто за ним гонятся звери или ядовитые пресмыкающиеся, и он испытывает великие ужасы и страхи. У кого тщеславием напыщена душа, — тому мечтаются добрая о нем молва, шумные ему встречи народные, предложение ему или получение им какого-либо чина и начальства. У кого душа горда и самомнением наполнена, тот видит себя разъезжающим на блестящих колесницах или летающим на крыльях по воздуху, а других всех трепещущими пред великостью власти его. Равным образом и боголюбивый человек, как ревностный о делах добродетели и неутомимый в подвигах благочестия, имея душу чистую от пристрастия к вещественному, видит во сне или исполнение будущих вещей, или откровение страшных видений, просыпаясь, всегда нaxoдит себя молящимся в умилении и мирном устроении души и тела, со слезами на ланитах и с беседою с Богом в устах».
Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями».
Во сне, когда сознание спит или дремлет, вступает в силу то, чего мы не осознаем и не воспринимаем наяву. Священник Александр Ельчанинов так суммирует это в своих «Записях»: «Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся — тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния — есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности.
Конечно, тут нужно различать и чисто психологические феномены (как молитвы и песнопения после длинных церковных служб), а также — просто влияние нашей физиологии, которой мы так подвластны, например, кошмарные видения при болезни печени. Но при достаточно объективной и умелой оценке характер и сущность наших сновидений могут много помочь в познании себя и на многое в себе открыть глаза».
***
Следуя св. Григорию Нисскому, сновидения есть «некие призраки умственной деятельности», «некие подобия бывшего наяву и отголоски произведенного чувством и мыслью».
«Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение, – говорит св. Игнатий Брянчанинов. – …Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него… В душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение».
Во сне, также как и во время бодрствования, человек открыт искушению падших духов. Православные подвижники считают, что падшие духи используют сновидения для вызывания особого доверия к себе, для введения человека на путь прелести.
«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна, – говорит св. Игнатий Брянчанинов. – И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним». Поэтому православный подвижник совершенно не должен обращать внимание на сны, чтобы не подпасть влиянию падших духов.
«Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих», – учит св. Иоанн Лествичник.
Блаженный Диадох Фотикийский называет неверие снам «великой добродетелью», призывая: «совершенно не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы».
«Когда будешь верить снам, то, точно, немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам, нам страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию», – говорит святой Макарий Оптинский.
«Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения», – учит св. Амвросий Оптинский.
«Сновидения. Жизнь души во сне»
Сексуальные сны, кошмары, забавная информация и многое другое
Помнишь ты это или нет, но тебе снятся сны каждую ночь. Иногда они счастливы, иногда грустны, часто причудливы, и, если вам повезет, время от времени вам снится сексуальный сон.
Это нормальная часть сна, на что мы тратим треть своей жизни. Хотя эксперты по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, что означают наши сны, исследования дали нам очень поучительную информацию о снах.
Вот 45 удивительных фактов о снах, от интересных до ночных кошмаров.
1. Быстрый сон — это самое приятное место
Наши самые яркие сны случаются во время сна с быстрым движением глаз (БДГ), который происходит короткими эпизодами в течение ночи с интервалом от 90 до 120 минут.
2. Утро лучше
В утренние часы снятся более длинные сны.
3. Выходные помогают запомнить
Вы с большей вероятностью вспомните свои сны в выходные дни или дни, когда вы спите, потому что каждый эпизод быстрого сна длиннее предыдущего.
4. Ваши мышцы парализованы
Большинство ваших мышц парализованы во время быстрого сна, чтобы вы не могли воплотить свои сны.
5. Наиболее распространены картинки
Мы видим сны в основном в картинках, причем большинство снов в основном визуальные, с небольшим звуком или движением.
6. Повторяющиеся сны имеют темы
Повторяющиеся сны у детей в основном о:
- столкновении с животными или монстрами
- физической агрессии
- падении
- преследуют
7. Не все мы видим цветные сны
Около 12 процентов людей видят черно-белые сны.
8. Странное — это нормально
Многие наши сны странные, потому что во время сна отключается часть мозга, отвечающая за осмысление вещей.
9. Наш день формирует наши сны
Большинство наших снов связаны с мыслями или событиями предыдущего дня или двух.
10. Знакомые лица
По данным Стэнфордского университета, вам, вероятно, только снится лицо, которое вы уже видели лично или по телевизору.
11. Низкий уровень стресса означает счастливые сны
У вас больше шансов увидеть приятные сны, если вы испытываете низкий уровень стресса и чувствуете удовлетворение в реальной жизни.
12. Не все так, как кажется
Утренний лес не имеет ничего общего с сексуальными мечтами или возбуждением. Ночное набухание полового члена вызывает у мужчин от трех до пяти эрекций каждую ночь, некоторые из которых длятся 30 минут.
13. Женщинам могут сниться поллюции
Поллюции бывают не только у мужчин. Женщины могут выпускать вагинальные выделения от возбуждения и даже до оргазма во время сексуального сна.
14. Секс-сны встречаются не так часто
Согласно исследованию, примерно 4 процента мужчин и женщин мечтают о сексе.
15. Сексуальные сны обычно связаны с чем-то одним
Большинство снов, связанных с сексом, связаны с половым актом.
16. Поза во сне имеет значение
Если вы спите лицом вниз, у вас больше шансов увидеть секс во сне.
17. Это также может заставить вас мечтать о других вещах
Сон лицом вниз связан не только с сексуальными мечтами, но и сны о:
- быть запертым
- ручными инструментами
- быть голым
- задыхаться и не дышать
- плавать
18.
Мужчины мечтают о разнообразииЖенщины чаще, чем двое мужчин мечтают о сексе с несколькими партнерами.
19. Женщины мечтают о знаменитостях
Женщины в два раза чаще видят сексуальные сны о знаменитостях по сравнению с мужчинами.
20. Секс во сне реален
Секс во сне, также называемый сексомнией, представляет собой расстройство сна, очень похожее на ходьбу во сне, за исключением того, что вместо ходьбы человек занимается сексуальным поведением, таким как мастурбация или половой акт во время сна.
21. Детям чаще снятся кошмары
Кошмары обычно начинаются в возрасте от 3 до 6 лет и уменьшаются после 10 лет.
22. Женщины более склонны видеть страшные сны подростковый и взрослый годы.
23. Ночные кошмары случаются в одно и то же время
Кошмары чаще всего приходятся на последнюю треть ночи.
24. У вас может быть заболевание
Если у вас повторяющиеся ночные кошмары, которые случаются достаточно часто и причиняют достаточно беспокойства, чтобы повлиять на вашу способность функционировать, у вас может быть состояние, называемое кошмарным расстройством.
25. Сонный паралич — это вещь
Около 8 процентов населения в целом испытывают сонный паралич, то есть неспособность двигаться, когда вы находитесь в состоянии между сном и бодрствованием.
26. Ваши чувства проявляются во сне
Например, у вас больше шансов увидеть негативные сны о потерянном близком человеке, если вы страдаете от посттравматических симптомов, чувства вины или вины за его смерть.
27. Праздники могут быть трудными
Печальные сны, которые снятся об умерших близких, чаще встречаются во время праздников.
28. Ночные страхи могут быть пугающими
Ночные страхи — это эпизоды сильного страха, крика и даже беготни или агрессивного поведения во сне.
29. У детей они бывают чаще
Почти 40 процентов детей страдают от ночных страхов, хотя большинство из них перерастают их к подростковому возрасту.
30. Они все еще могут быть у взрослых
Около 3 процентов взрослых испытывают ночные страхи.
31. Поздний прием пищи бесполезен
Прием пищи перед сном повышает вероятность ночных кошмаров, поскольку ускоряет обмен веществ, сигнализируя мозгу, что он должен быть более активным.
32. Лекарства играют роль
Некоторые лекарства, такие как антидепрессанты и наркотики, увеличивают частоту ночных кошмаров.
33. Отрицательные эмоции берут свое.
Согласно исследованию, замешательство, отвращение, печаль и чувство вины чаще являются движущей силой ночных кошмаров, чем страх.
34. Мы все видим вещи
Слепые люди видят во сне образы.
35. Фидо тоже мечтает
Все мечтают, в том числе и домашние животные.
36. Мы забывчивы
Люди забывают от 95 до 99 процентов своих снов.
37. Мы много мечтаем
Людям старше 10 лет каждую ночь снится не менее четырех-шести снов.
38. Мы можем быть пророческими
Некоторые верят, что сны могут предсказывать будущее, хотя доказательств этому недостаточно.
39. Зацикливаемся на негативе
Негативные сны встречаются чаще, чем позитивные.
40. Вы можете контролировать свои сны
Возможно, вы сможете научиться контролировать свои сны, используя техники осознанного сновидения.
41. Разговаривать во сне обычно неприятно
Согласно исследованию 2017 года, во время разговора во сне часто встречаются ругательства.
42. Внезапные мышечные спазмы — это не ваше воображение
Гипнические подергивания — это сильные, внезапные толчки или ощущение падения, возникающее во время засыпания.
43. Это может вызвать ощущение падения
Гипнические подергивания могут быть причиной снов о падении, что является одной из самых распространенных тем сновидений.
44. Сны о зубах могут иметь большее значение
Сны о выпадении зубов могут быть вызваны невыявленным раздражением зубов, таким как бруксизм, а не предчувствием смерти, как предполагает старый фольклор.
45.
Безусловно, самый ошеломляющий факт из всехНесмотря на то, что они пытались выяснить это с незапамятных времен, исследователи не знают, почему мы видим сны и какой цели они служат, если таковые имеются.
Каждый хоть раз задумывался о том, что означают его сны.
Сновидение — наиболее изученное когнитивное состояние. В то время как некоторые эксперты считают, что сны не имеют смысла и не выполняют никакой функции, другие считают, что наши сны что-то значат.
Существует ряд теорий о том, что означают сны, некоторые из наиболее признанных теорий включают:
- Психоаналитическая теория. Согласно этой теории, сны представляют бессознательные желания, исполнение желаний и личные конфликты. Сны дают нам возможность отыгрывать бессознательные желания в безопасности нереальной обстановки, потому что отыгрывать их в реальности было бы неприемлемо.
- Теория активации-синтеза. Эта теория, ставшая популярной в 1970-х годах, предполагает, что сны — это всего лишь побочный продукт вашего мозга, пытающегося обработать случайные сигналы от вашей лимбической системы, которая отвечает за ваши воспоминания, эмоции и ощущения.
- Теория непрерывной активации. Это идея о том, что наш мозг постоянно хранит воспоминания, даже когда мы спим. Это предполагает, что наши сны предоставляют место для хранения наших воспоминаний, пока они совершают переход от нашей кратковременной памяти к нашей долговременной памяти.
Они едва касаются поверхности теорий толкования снов. Вот еще несколько интересных теорий о значении снов:
- Сны — это симуляции угроз, которые помогают подготовиться к столкновению с угрозами в реальной жизни.
- Сны — это способ вашего мозга собирать и очищать бесполезную информацию за день, чтобы освободить место для новой информации на следующий день.
- Сновидение восходит к эволюционному защитному механизму притворяться мертвым, чтобы одурачить врагов. Это объясняет, почему наши тела парализованы во сне, но наш разум остается очень активным.
У экспертов может не быть конкретных ответов на вопрос, почему мы видим сны и какую функцию выполняют сны.
Что мы знаем, так это то, что все видят сны, и даже наши очень странные сны совершенно нормальны.
Сексуальные сны, кошмары, забавная информация и многое другое
Помнишь ты это или нет, но тебе снятся сны каждую ночь. Иногда они счастливы, иногда грустны, часто причудливы, и, если вам повезет, время от времени вам снится сексуальный сон.
Это нормальная часть сна, на что мы тратим треть своей жизни. Хотя эксперты по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, что означают наши сны, исследования дали нам очень поучительную информацию о снах.
Вот 45 удивительных фактов о снах, от интересных до ночных кошмаров.
1. БДГ-сладкий момент
Наши самые яркие сны случаются во время сна с быстрыми движениями глаз (БДГ), который происходит короткими эпизодами в течение ночи с интервалом от 90 до 120 минут.
2. Утро лучше
В утренние часы снятся более длинные сны.
3. Выходные помогают запомнить
Вы с большей вероятностью вспомните свои сны в выходные дни или дни, когда вы спите, потому что каждый эпизод быстрого сна длиннее предыдущего.
4. Ваши мышцы парализованы
Большинство ваших мышц парализованы во время фазы быстрого сна, чтобы вы не могли проигрывать свои сны.
5. Наиболее распространены картинки
Мы видим сны в основном в картинках, причем большинство снов в основном визуальные, с небольшим звуком или движением.
6. Повторяющиеся сны имеют темы
Повторяющиеся сны у детей в основном о:
- столкновениях с животными или монстрами
- физической агрессии
- падение
- погоня
7. Не все мы видим цветные сны
Около 12 процентов людей видят черно-белые сны.
8. Странное — это нормально
Многие наши сны странные, потому что во время сна отключается часть мозга, отвечающая за осмысление вещей.
9. Наш день формирует наши сны
Большинство наших снов связаны с мыслями или событиями предыдущего дня или двух.
10. Знакомые лица
По данным Стэнфордского университета, вам, вероятно, только снится лицо, которое вы уже видели лично или по телевизору.
11. Низкий уровень стресса означает счастливые сны
У вас больше шансов увидеть приятные сны, если вы испытываете низкий уровень стресса и чувствуете удовлетворение в реальной жизни.
12. Не все так, как кажется
Утренний лес не имеет ничего общего с сексуальными мечтами или возбуждением. Ночное набухание полового члена вызывает у мужчин от трех до пяти эрекций каждую ночь, некоторые из которых длятся 30 минут.
13. Женщинам могут сниться поллюции
Поллюции бывают не только у мужчин. Женщины могут выпускать вагинальные выделения от возбуждения и даже до оргазма во время сексуального сна.
14. Сны о сексе встречаются не так часто
По данным исследования, около 4 процентов снов мужчин и женщин связаны с сексом.
15. Сексуальные сны обычно связаны с чем-то одним
Большинство снов, связанных с сексом, связаны с половым актом.
16. Положение во сне имеет значение
Если вы спите лицом вниз, у вас больше шансов увидеть секс во сне.
17. Это также может заставить вас мечтать о других вещах
Сон лицом вниз связан не только с сексуальными мечтами, но также снится: и не дышать
18. Мужчины мечтают о разнообразии
Мужчины мечтают о сексе с несколькими партнерами в два раза больше, чем женщины.
19. Женщины мечтают о знаменитостях
Женщины в два раза чаще видят сексуальные сны о знаменитостях по сравнению с мужчинами.
20. Секс во сне реален
Секс во сне, также называемый сексомнией, представляет собой расстройство сна, очень похожее на ходьбу во сне, за исключением того, что вместо ходьбы человек занимается сексуальным поведением, таким как мастурбация или половой акт во время сна.
21. Детям чаще снятся кошмары
Кошмары обычно начинаются в возрасте от 3 до 6 лет и уменьшаются после 10 лет.
22. Женщины более склонны видеть страшные сны
Женщины видят больше кошмаров, чем мужчины в подростковом и взрослом возрасте.
23. Ночные кошмары случаются в одно и то же время
Кошмары чаще всего приходятся на последнюю треть ночи.
24. У вас может быть заболевание
Если у вас повторяющиеся ночные кошмары, которые случаются достаточно часто и причиняют достаточно беспокойства, чтобы повлиять на вашу способность функционировать, у вас может быть состояние, называемое кошмарным расстройством.
25. Сонный паралич — это вещь
Около 8 процентов населения в целом испытывают сонный паралич, то есть неспособность двигаться, когда вы находитесь в состоянии между сном и бодрствованием.
26. Ваши чувства проявляются во сне
Например, у вас больше шансов увидеть негативные сны о потерянном близком человеке, если вы страдаете от посттравматических симптомов, чувства вины или вины за его смерть.
27. Праздники могут быть трудными
Печальные сны, которые снятся об умерших близких, чаще встречаются во время праздников.
28. Ночные страхи могут быть пугающими
Ночные страхи — это эпизоды сильного страха, крика и даже беготни или агрессивного поведения во сне.
29. У детей они бывают чаще
Почти 40 процентов детей страдают от ночных страхов, хотя большинство из них перерастают их к подростковому возрасту.
30. Они все еще могут быть у взрослых
Около 3 процентов взрослых испытывают ночные страхи.
31. Поздний прием пищи бесполезен
Прием пищи перед сном повышает вероятность ночных кошмаров, поскольку ускоряет обмен веществ, сигнализируя мозгу, что он должен быть более активным.
32. Лекарства играют роль
Некоторые лекарства, такие как антидепрессанты и наркотики, увеличивают частоту ночных кошмаров.
33. Отрицательные эмоции берут свое.
Согласно исследованию, замешательство, отвращение, печаль и чувство вины чаще являются движущей силой ночных кошмаров, чем страх.
34. Мы все видим вещи
Слепые люди видят во сне образы.
35. Фидо тоже мечтает
Все мечтают, в том числе и домашние животные.
36. Мы забывчивы
Люди забывают от 95 до 99 процентов своих снов.
37. Мы много мечтаем
Людям старше 10 лет каждую ночь снится не менее четырех-шести снов.
38. Мы можем быть пророческими
Некоторые верят, что сны могут предсказывать будущее, хотя доказательств этому недостаточно.
39. Зацикливаемся на негативе
Негативные сны встречаются чаще, чем позитивные.
40. Вы можете контролировать свои сны
Возможно, вы сможете научиться контролировать свои сны, используя техники осознанного сновидения.
41. Разговаривать во сне обычно неприятно
Согласно исследованию 2017 года, во время разговора во сне часто встречаются ругательства.
42. Внезапные мышечные спазмы — это не ваше воображение
Гипнические подергивания — это сильные, внезапные толчки или ощущение падения, возникающее во время засыпания.
43. Это может вызвать ощущение падения
Гипнические подергивания могут быть причиной снов о падении, что является одной из самых распространенных тем сновидений.
44. Сны о зубах могут иметь большее значение
Сны о выпадении зубов могут быть вызваны невыявленным раздражением зубов, таким как бруксизм, а не предчувствием смерти, как предполагает старый фольклор.
45. Безусловно, самый ошеломляющий факт из всех
Несмотря на то, что они пытались выяснить это с незапамятных времен, исследователи не знают, почему мы видим сны и какой цели они служат, если таковые имеются.
Каждый хоть раз задумывался о том, что означают его сны.
Сновидение — наиболее изученное когнитивное состояние. В то время как некоторые эксперты считают, что сны не имеют смысла и не выполняют никакой функции, другие считают, что наши сны что-то значат.
Существует ряд теорий о том, что означают сны, некоторые из наиболее признанных теорий включают:
- Психоаналитическая теория. Согласно этой теории, сны представляют бессознательные желания, исполнение желаний и личные конфликты. Сны дают нам возможность отыгрывать бессознательные желания в безопасности нереальной обстановки, потому что отыгрывать их в реальности было бы неприемлемо.
- Теория активации-синтеза. Эта теория, ставшая популярной в 1970-х годах, предполагает, что сны — это всего лишь побочный продукт вашего мозга, пытающегося обработать случайные сигналы от вашей лимбической системы, которая отвечает за ваши воспоминания, эмоции и ощущения.
- Теория непрерывной активации. Это идея о том, что наш мозг постоянно хранит воспоминания, даже когда мы спим. Это предполагает, что наши сны предоставляют место для хранения наших воспоминаний, пока они совершают переход от нашей кратковременной памяти к нашей долговременной памяти.
Они едва касаются поверхности теорий толкования снов. Вот еще несколько интересных теорий о значении снов:
- Сны — это симуляции угроз, которые помогают подготовиться к столкновению с угрозами в реальной жизни.
- Сны — это способ вашего мозга собирать и очищать бесполезную информацию за день, чтобы освободить место для новой информации на следующий день.