Все о снах и сновидениях: Что значат сны и откуда они берутся

Содержание

Что значат сны и откуда они берутся

Если вам снится, что вы задыхаетесь, это может быть сигналом о болезни легких. Если во сне вас завалило землей, возможно, не все в порядке с вашим сердцем. Можно научиться управлять своим сном — правда, опытные онейронавты говорят, что это скучно. О том, как ученые пытаются понять, что видит спящий человек, и откуда берутся вещие сны, — в отрывке из новой книги сомнолога Михаила Полуэктова.

Загадки сна. От бессонницы до летаргии
Михаил Полуэктов
Альпина нон-фикшн. 2019

[…] Систематическое исследование вопроса влияния внешних раздражителей на содержание сновидений провел Альфред Мори еще в 1867 г. Вот что он рассказывает о своих опытах:

«Наблюдение первое. Мне последовательно щекотали пером губы и кончик носа. И я видел во сне, что был подвергаем страшной пытке, что мне надели на лицо смоляную маску и потом быстро сорвали ее вместе с кожей губ, носа и лица.

Наблюдение второе. На некотором расстоянии от моего уха по металлическим щипчикам водили стальными ножницами. И я видел во сне, что слышу звон колоколов, потом этот звук превратился в набат — и мне казалось, что это во время июльских дней 1848 г…

Наблюдение девятое. Перед моими глазами пронесли несколько раз свечу, закрытую красной бумагой. И вот я вижу грозу, молнию — и воспоминание о страшной буре, вынесенной мной в Ла-Манше на пути из Мордлэ в Гавр, делается сюжетом моего сновидения»*.

Все это — фантазии Мори! Можно ли им доверять? — Прим. науч. ред.

По современным представлениям, чувственное ощущение частично пробивается через «таламический блок», возникающий в состоянии сна, и вторгается в ткань сновидения, модифицируя его. В большей части фазы быстрого сна (так называемая тоническая фаза), из которого довольно легко выйти, включение раздражителя в сюжет сновидения, по-видимому, предохраняет спящего от пробуждения. […]

При проведении контент-анализа сновидений, начиная с самых первых опытов [исследователя сна] Вильяма Демента, регулярно обнаруживалось, что количество слов, которыми испытуемые описывают свое сновидение, увеличивается по мере удлинения периода сна. Больше слов — дольше длится сновидение. Авторы этих исследований делают заключение о том, что продолжительность сновидения отражает естественное течение времени. Однако в более позднем исследовании было продемонстрировано, что при достаточно больших периодах сна, после которых получался отчет о сновидениях, количество слов, описывающих сновидение, изменяется по синусоиде: сначала их число увеличивается, но через 45 минут начинает уменьшаться. То есть

время в сновидении течет в соответствии с астрономическим в течение половины цикла сна, а затем оно начинает все больше сжиматься.

По результатам этой работы, проведенной в 2001 г., исследователи предположили наличие в мозге генератора сновидений с 90-минутным периодом. Определенный ответ на вопрос, соответствует ли течение времени в сновидении астрономическому, не получен до сих пор. Возможно, существует два типа сновидений, время в которых течет по-разному**.

Можно также сослаться на работу Данилина и Латаша, опубликованную в свое время в Nature: New Biology. Вся эта история построена на недоразумении: нет четкого и общепринятого определения сновидения! Поэтому разные исследователи подразумевают под этим термином разные вещи: Фулкес, например, находит сновидения везде, даже в бодрствовании… На самом деле во сне психическая активность изменяется, но не исчезает совсем, в отличие от наркоза, комы и т.п. В стадии 1 это гипногагические галлюцинации, в стадиях 2 и 3 — «мыслеподобная» активность, постепенно ослабляющаяся с углублением медленного сна, и лишь в фазе БС (REM) — «истинные» сновидения. Особенности отчетов из быстрого сна хорошо известны сомнологам; их главная характеристика, отличающаяся от всех других видов психической активности во сне, — высокая эмоциональность, которая подтверждается объективными данными нейросканирования. Стоит принять эти определения и изучать каждый вид психической активности во сне отдельно — и все встанет на свои места! — Прим. науч. ред.

Например, сновидения при пробуждении из фазы быстрого сна яркие, эмоциональные, отчеты о них более подробные, максимальное количество слов, использованных для описания сновидения в быстром сне, в четыре раза превышает таковое в медленном сне.
Сновидения быстрого сна чаще имеют осмысленный сюжет, разворачивающийся во времени (имеется нарративная, т. е. повествовательная, структура), содержат много двигательной активности. Это объясняется тем, что сновидения в быстром сне, как предполагается, отражают процессы консолидации зрительной и эмоциональной памяти. В то же время сновидения, рассказываемые после пробуждения из фазы медленного сна, отличаются меньшей определенностью, это скорее «грезы», отвлеченные размышления, часто содержащие фабулу недавно произошедших событий или прочитанных / увиденных произведений. Считается, что эти особенности сновидений в медленном сне могут быть отражением процесса консолидации декларативной памяти (памяти на события). […]

Использование ЭЭГ высокого разрешения (когда на область головы и шеи устанавливается 256 электродов) группой Джулио Тонони в 2017 г. позволило углубить представления о связи сновидений с типичными ЭЭГ-паттернами. Ученые обнаружили, что частота отчетов о сновидениях, с одной стороны, коррелирует с уменьшением мощности дельта-активности в задних отделах мозга, с другой — в тех же зонах мозга увеличивается мощность гамма-осцилляций. Это подтверждает распространенное предположение, что

Изменение числа слов в отчетах о сновидениях в зависимости от продолжительности сна в определенной фазе

во время переживания сновидений наиболее активно работают зоны мозга, связанные со зрительным восприятием (затылочная область) и обработкой сенсорной (чувственной) информации (теменная область).

При этом активность упомянутых мозговых зон сохраняется независимо от того, видит ли спящий сновидение в медленном сне или в быстром. Одной из интересных находок этого исследования явилось обнаружение различий мозговой активности в зависимости от определенности отчета о сновидении. Испытуемые, подробно рассказывавшие об образах сновидения, демонстрировали усиление гамма-активности в дополнительных зонах мозга, которые, по мнению авторов, отвечают за конкретизацию образов. В связи с этим возобновилось обсуждение вопроса: а можно ли вообще понять, что именно видел человек в сновидении?

Этот вопрос поднимался еще в 2011 г.

группой немецких ученых из Института Макса Планка, которые изучали люцидные сновидения. Люцидными (осознанными) называются сновидения, в которых человек понимает, что спит, и частично может контролировать содержание своего сновидения. Сохранять волевой контроль в сновидении можно научиться. Пионером исследования осознанных сновидений стал американский психофизиолог Стивен Лаберж. В 1980-х гг. на базе Стэнфордского университета он провел серию исследований, направленных на изучение этого феномена. Было показано, что люцидность обычно не очень свойственна сновидениям: у 20% людей в общей популяции такие сновидения случаются хотя бы один раз в месяц, и только у 1% — несколько раз в неделю. Также обнаружилось, что во время осознанных сновидений ЭЭГ человека ведет себя не так, как это должно быть в быстром или медленном сне. В это время на ЭЭГ появляются быстрые частоты — альфа- и гамма-ритмы, отражающие наличие направленного внимания.

Стивеном Лабержем были разработаны техники обучения людей для того, чтобы видеть осознанные сновидения. Ключевым моментом одной из техник, получившей широкую известность благодаря фильму Кристофера Нолана «Начало», является задание постоянно спрашивать себя: «Сплю ли я?» Для этого осуществляется проверка реальности — выбирается элемент окружения с известными физическими свойствами и оценивается его поведение. В фильме это был волчок, который в сновидении мог крутиться бесконечно, несмотря на то что сила трения в реальном мире этого бы не позволила. Людей, обученных вхождению в осознанное сновидение, называют онейронавтами (онейрос по-гречески «сновидение, мечта»). Для экспериментальных целей их тренируют подавать сигнал о том, что они уже осознали себя спящими при помощи характерных движений глаз влево-вправо (это история уже не из фильма, а из реальной жизни). С использованием таких обученных добровольцев проводится изучение нейрофизиологических коррелятов осознанного сновидения и вообще исследуется так называемое «сознание верхнего уровня», свойственное лишь людям.

Несмотря на заманчивость предложения научиться управлять своим сновидением и реальную возможность для большинства людей сделать это, техника осознанных сновидений в общем-то остается невостребованной. С одной стороны, это связано с большими затратами времени и усилий для овладений ей. Точно так же обстоят в реальной жизни дела с аутотренингом или йогой — все знают, что это хорошо и полезно для здоровья, но пройти весь цикл обучения удается единицам. С другой стороны, меня недавно поразило мнение, высказанное на одном из семинаров по сну в Центральном доме ученых человеком, который научился управлять своими сновидениями. Он рассказал, что вначале был доволен обретенной способностью, поскольку смог совершать фантастические путешествия, встречаться с замечательными женщинами в своих сновидениях. Но достаточно быстро эти сновидения ему наскучили. Ничего нового он придумать не мог и потерял к ним интерес. Так что

с практической точки зрения осознанные сновидения оказываются нужны не всем. Наибольшую заинтересованность в использовании этого феномена высказывают исследователи сознания и психотерапевты.

Исходя из концепции бессознательного, человек, научившийся управлять сновидением, может под руководством психотерапевта осознать символическое значение своих сновидений. Даже без этих «психоаналитических штучек» осознанные сновидения оказались полезны в работе с кошмарами, давая человеку возможность активно противодействовать устрашающим образам сновидений или даже подружиться с ними.

[В работе немецких ученых по изучению двигательной активности в люцидных сновидениях] шести испытуемым, обученным входить в состояние осознанного сновидения, давалось задание: после того как они поймут, что находятся в своем сновидении, они должны были подать стандартный сигнал глазами (посмотреть вправо-влево), а после этого совершить установленное движение рукой — сжать ее в кулак. При этом они спали «в трубе» функционального магнитно-резонансного томографа (фМРТ) мозга. Двое испытуемых смогли полностью выполнить поставленную задачу. Изменения картины фМРТ, которые наблюдались в сенсомоторной зоне мозга онейронавтов во время представляемого во сне движения, оказались идентичными тем, которые возникали во время контрольного исследования в бодрствовании, когда они сжимали кисть или представляли ее сжимание. Ученые предположили, что в дальнейшем,

накопив много «элементарных паттернов» движений, фигурирующих в сновидении, мы сможем расшифровать его код — понять, какое действие представляется человеку, когда он видит сновидение.

Дополнительное подтверждение возможности понять, что видит спящий человек, было получено в 2013 г. группой ученых из Японии при изучении паттернов зрительного восприятия в процессе сновидений. В этом эксперименте при помощи фМРТ определялось, какая зона мозга активировалась при просмотре различных изображений, а затем эти показатели сравнивались с результатами описания испытуемыми того, что они видели во сне. Оказалось, что можно выделить специфические паттерны активности зрительной коры, соответствующие элементарным образам, которые, по отчетам испытуемых, встречались в сновидении, например образ здания, машины, женщины и т. д. Возможно, что дальнейшие исследования позволят раскодировать и зрительный (визуальный) ряд сновидения, несмотря на то что целостное представление, по классический теории, формируется в результате взаимодействия нескольких мозговых зон, а не работы одной только области зрительной коры. […]

Зоны мозга, связанные с движением и ощущением, расположенные в задних отделах лобной и передних отделах теменной доли, несмотря на то что они активируются во время сновидений, не вызывают видимого со стороны ответа — движения и ощущения в сновидении человеку только «видятся», подобно тому как психически больной в состоянии галлюциноза что-то видит и слышит, ему кажется, что он активно действует, но ничего из этого не регистрируется внешним наблюдателем. Причудливость сюжетов сновидений объясняется реактивацией следов памяти, связанных с восприятием информации о том, что делал или видел спящий, при этом более свежие или более важные для человека следы памяти реактивируются статистически значительно чаще, чем воспоминания о происходившем давно, просто для возбуждения свежих следов требуется меньшая интенсивность электрического сигнала.

Согласно теории [американского психиатра] Хобсона, состояние сновидения ближе к психическому заболеванию, например к шизофрении, чем к обычному бодрствованию.

Для шизофрении характерна избыточная активность «внутренней жизни» (галлюцинации) со скудостью внешних проявлений (апатия, бедность эмоций). С точки зрения авторов теории, в наибольшей степени «переключение» ощущений с внешних на внутреннее, изменение процессов запоминания и восприятия характерно для быстрого сна, однако может случаться и в медленной его фазе, только в меньшей степени. Этим объясняется и меньшая частота отчетов о сновидениях в медленном сне, и другой характер отчетов о сновидениях в нем (более спокойные, грезоподобные). С точки зрения Хобсона, в поздних периодах медленного сна (возникающих уже под утро) процессы мозговой активации, характерные для быстрого сна, внедряются в фазу медленного сна, предвосхищая возникновение следующего периода быстрого сна. Более афористично активационно-синтетическая теория сновидений Хобсона может быть сформулирована как «сказки, которые мозг рассказывает сам себе». […]

Психоаналитическая концепция сновидений, созданная Фрейдом и его последователями, поставила крест на попытках выделить универсальные символы сновидения для истолкования. Карл Густав Юнг писал: «В более широком смысле было бы большой глупостью допустить, что существует готовый систематический истолкователь снов, который достаточно лишь купить и найти в нем соответствующий символ. Ни один символ сна не может быть взят отдельно от человека, этот сон видевшего, как нет и единой однозначной интерпретации любого сна. Каждый человек настолько отличается в выборе путей, которыми его бессознательное дополняет или компенсирует сознание, что совершенно невозможно быть уверенным, что сны и их символика могут быть хоть как-то классифицированы. Правда, есть сны и отдельные символы (я бы предпочел назвать их «мотивами»), достаточно типичные и часто встречающиеся. Среди таких мотивов наиболее часты падения, полет, преследование хищными зверями или врагами, появление в публичных местах в голом или полуголом виде или в нелепой одежде, состояние спешки или потерянности в неорганизованной толпе, сражение в безоружном состоянии или с негодным оружием, изматывающее убегание в никуда… Но следует подчеркнуть, что эти мотивы необходимо рассматривать в контексте всего сна, а не в качестве самообъясняющих шифров».

Как же быть со сновидениями, которые могут показывать будущее не в виде каких-то там шифров, а в явной форме? Наиболее полная и детальная рубрификация так называемых вещих сновидений была предложена американскими психологами Стенли Крипнером и Джозефом Диллардом в 2001 г. в книге «Сновидения и творческий подход к решению проблем». Здесь мы представляем эту классификацию с добавлением в нее «сновидений о болезни», сделанным профессором Е.А. Корабельниковой.

  1. Сновидения-совпадения.

  2. Сновидения-умозаключения, в которых сновидящий интуитивно сопоставляет информацию, зачастую воспринятую вне ведома бодрствующего сознания, которая и трансформируется затем в сновидении в правильную оценку грядущих событий. Так, Михаил Васильевич Ломоносов увидел однажды во сне своего погибшего после кораблекрушения отца на некоем безлюдном острове. Его друг описывает эти события таким образом: «На возвратном пути морем в отечество (из Германии, где он учился) единожды приснилось ему, что видит выброшенного, по разбитии корабля, отца своего на необитаемый остров в Ледовитом море, к которому в молодости своей бывал некогда с ним принесен бурею… Нашел там (в Москве.  — Прим. авт.) родного брата своего и услышал от него, что отец их того же года, по первом вскрытии вод, отправился, по обыкновению своему, в море на рыбный промысел; что минуло тому уже четыре месяца, а ни он, неже кто другой из его артели, поехавших с ним, еще не воротились…В ту же осень нашли подлинно тело Василия Ломоносова точно на том пустом острове и погребли, возложив на могилу большой камень». В данном случае Михайло Ломоносов, родившийся и воспитывавшийся в семье поморов, был осведомлен об опасности, которой они подвергались, отправляясь на лов рыбы, и, по-видимому, представлял маршруты плавания рыбаков. Эта информация на фоне расставания с семьей и беспокойства о родных в какой-то момент и сложилась в прогноз, который имел высокую вероятность того, чтобы сбыться.

  3. Самоосуществляющиеся предсказания, т. е. те случаи, когда увидевший сон человек начинает бессознательно вести себя так, что сон сбывается. Такой случай описывает К.Г. Юнг: «Другой типичный случай произошел с одной дамой, чрезмерно высоконравственной. Днем она пребывала в надменности и высокомерии, зато по ночам ей виделись сны, наполненные самыми разнообразными непристойностями. Когда я заподозрил их наличие, дама с возмущением отказалась это признать. Но сны меж тем продолжались, и их содержание стало более угрожающим и отсылающим к прогулкам, которые эта женщина привыкла совершать по лесу и во время которых она предавалась своим фантазиям. Я усмотрел в этом опасность, но она не прислушалась к моим предостережениям. Вскорости в лесу на нее напал сексуальный маньяк, и только вмешательство людей, услышавших крики о помощи, спасло ее от неминуемого убийства».

  4. Псевдоаномальные сновидения, о содержании которых человек либо сознательно лжет, бессознательно фабрикует или искажает факты. Так, например, упоминавшийся в начале главы сон Сципиона был придуман Цицероном для усиления назидательного эффекта его произведения.

  5. Аномальные сновидения, в которых поступающая информация, возможно, выходит за пределы всего, что известно науке о пространстве, времени или энергии.

  6. Сны о заболевании. Советский исследователь Василий Николаевич Касаткин в 1983 г. издал уникальную монографию «Теория сновидений», ставшую обобщением сделанных им 47 000 наблюдений за сновидениями. В ней он подробно описал особенности сновидений людей, страдающих различными заболеваниями. Зачастую эти необычные сны являлись предвестниками развития болезни. По наблюдениям В.Н. Касаткина,

для сновидений людей с болезнями легких характерны сюжеты утопления, протискивания через узкое отверстие, удушения. При болезнях сердца человек во сне может увидеть, что его завалило землей или он получил удар камнем, ранение в область сердца, при этом он просыпается с чувством страха.

В собственных исследованиях Е.А. Корабельниковой также было показано, что у людей, больных неврозами, сновидения встречаются чаще, они более яркие, эмоциональные. К особенностям восприятия в сновидениях пациентов с невротическими нарушениями относились также: большая доля фактора новизны (появление незнакомых людей, обстановки), симптомы прямой и обратной «возрастной трансференции» (восприятия себя старше или моложе своего возраста). В то время как события в сновидениях здоровых людей преимущественно происходили в настоящем, больные неврозами чаще переживали события прошлого и будущего времени. Их сновидения чаще оказывались незавершенными или имели неблагоприятный исход — в общем, сновидения больных с неврозами были отражением нарушения их психической адаптации.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Сны, сновидения

  • Сон Сло­варь биб­лей­ских обра­зов
  • Сны и сно­ви­де­ния Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия
  • О сно­ви­де­ниях. Как хри­сти­а­нин должен отно­ситься к сно­ви­де­ниям Сбор­ник
  • Пра­во­слав­ное отно­ше­ние к сну свящ. Геор­гий Мак­си­мов
  • Сон для удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей свт. Феофан Затвор­ник
  • Сон прав. Иоанн Крон­штадт­ский
  • Сон свт. Иоанн Зла­то­уст
  • Сон преп. оптин­ские старцы
  • Сон игумен Борис (Дол­женко)
  • Сно­ви­де­ния Н.Е. Пестов
  • Три рода сно­ви­де­ний
  • Как отно­ситься к снам
  • О чем могут рас­ска­зать нам есте­ствен­ные чело­ве­че­ские сны
  • Молитвы на сон гря­ду­щим с тол­ко­ва­нием

Сны, сновиде́ния – при­зраки умствен­ной дея­тель­но­сти, сопро­вож­да­ю­щие состо­я­ние частич­ного само­заб­ве­ния (утраты само­со­зна­ния) во время сна.

Юлиус Шнорр фон Кароль­сфельд. Ангел явля­ется во сне Иосифу (Мф.2:13).

Три рода сно­ви­де­ний

Харак­тер снов отве­чает духов­ному состо­я­нию чело­века наяву. Вот как об этом пишет Н.Е. Пестов:

«Если чело­век не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву нахо­дится во власти стра­стей, при­стра­стий, бес­по­кой­ства и суеты. Иначе говоря, он нахо­дится во власти или под вли­я­нием лука­вого духа, кото­рый непре­рывно все­вает в него мысли и чув­ство­ва­ния.

То же про­дол­жает делать злой дух с чело­ве­ком и во сне. Здесь ему еще легче вла­деть душой, потому что воля чело­века ослаб­лена. Как бы насме­ха­ясь над бедной, пора­бо­щен­ной ему душой, злой дух застав­ляет ее пере­жи­вать неле­пые, иногда гряз­ные поло­же­ния, в соот­вет­ствии с той нечи­сто­той мыслей и чув­ство­ва­ний, кото­рые допус­кала душа наяву.

Вот почему святые отцы в каче­стве общего пра­вила запре­щают при­да­вать снам какое-либо зна­че­ние и тем более рас­ска­зы­вать их другим, считая их за откро­ве­ния из поту­сто­рон­него мира.

Но не то зна­че­ние будут иметь сны для людей, живу­щих живой верой и в бодр­ство­ва­нии стре­мя­щихся всегда удер­жать в себе Духа Свя­того Божия».

Пре­по­доб­ный Никита Стифат (ученик преп. Симеона Нового Бого­слова) раз­де­ляет сны на:

  1. про­стые сны,
  2. виде­ния,
  3. откро­ве­ния.

«Из того, что пред­став­ля­ется во время сна, иное есть меч­та­ние, иное виде­ние, иное откро­ве­ние.

  • Меч­та­ния суть такие сно­ви­де­ния, кото­рые не стоят неиз­мен­ными в вооб­ра­же­нии ума, но кото­рыми пред­меты пере­ме­ши­ва­ются, одни вытес­няют другие или изме­ня­ются в другие; от них ника­кой не бывает пользы, и самое меч­та­ние их исче­зает с про­буж­де­нием; их пре­зи­рать должно.
  • Виде­ния суть такие сно­ви­де­ния, кото­рые во все время стоят неиз­мен­ными, не пре­об­ра­зу­ются из одного в другое и так отпе­ча­ты­ва­ются в уме, что оста­ются на многие годы неза­бвен­ными: они пока­зы­вают испол­не­ние буду­щих вещей, достав­ляют душе пользу, при­водя ее в уми­ле­ние пред­став­ле­нием бла­го­го­вей­ных видов, и видя­щего их делают само­углуб­лен­ным и пре­тре­пет­ным от неиз­мен­ного созер­ца­ния пред­став­ля­ю­щихся уди­ви­тель­ных вещей; вни­ма­тель­ные рев­ни­тели должны счи­тать такие виде­ния дра­го­цен­ными.
  • Откро­ве­ния суть истин­ные выше вся­кого чув­ства созер­ца­ния чистей­шей и про­све­щен­ной души, пред­став­ля­ю­щие дивные некие боже­ствен­ные дела и разу­ме­ния, тай­но­вод­ство сокро­вен­ных Божиих тайн, суть наи­важ­ней­ших для нас вещей и общее при­ме­не­ние мир­ских и чело­ве­че­ских дел.

Из пере­чис­лен­ных видов сно­ви­де­ний первые свой­ственны людям чув­ствен­ным и пло­то­лю­би­вым, для кото­рых бог чрево и уко­риз­нен­ное насы­ще­ние, ум кото­рых объят тьмою, по при­чине нера­ди­вой и стра­стями истер­той жизни, и над кото­рыми изде­ва­ются бесы посред­ством меч­та­ний: вторые — ста­ра­тель­ным рев­ни­те­лям, очи­ща­ю­щим душев­ные чув­ства и чрез види­мое бла­го­де­тельно воз­во­ди­мым к пости­же­нию боже­ствен­ных вещей; третьи — совер­шен­ным, дей­ственно посе­ща­е­мым боже­ствен­ным Духом и соеди­нен­ным с Богом душой.

Не у всех людей сно­ви­де­ния бывают истинны, но у тех, ум кото­рых очищен и чув­ства душев­ные про­свет­лены, кото­рые пришли к есте­ствен­ному созер­ца­нию, у кото­рых нет попе­че­ния о житей­ских вещах, ни заботы о насто­я­щей жизни, долгие поще­ния кото­рых уста­но­ви­лись в общее воз­дер­жа­ние, а плоды и труды по Богу обрели покой во свя­ти­лище Божием в веде­нии сущего и в высшей пре­муд­ро­сти, у кото­рых жизнь Ангель­ская сокро­венна ныне в Боге и кото­рых пре­успе­ва­ние в свя­щен­ном без­мол­вии воз­вело на сте­пень про­ро­ков Церкви Божией, о кото­рых и в книге Моисея сказал Бог: аще будет пророк в вас, во сне явлюся ему, и в виде­нии воз­гла­голю к нему (Числ. 12:6), — и в книге Иоиля: и будет по сих, излию от Духа Моего на всяку плоть, и про­ре­кут сыны ваши и дщери ваши, и старцы ваши сны узрят и юноши ваши виде­ния увидят (Иоиль 2:28).

Ум, очи­щен­ный от всякой нечи­стоты, по бле­стя­щим и свет­лым разу­ме­ниям бывает для души звезд­ным небом, имея в себе Солнце правды сия­ю­щим, и свет­лые лучи бого­сло­вия испус­ка­ю­щим, в уяс­не­ние, что есть глу­бина и высота, и широта веде­ния Бога.

Приняв в недра свои эти лучи, Он изъ­яс­няет потом словом глу­бины Духа всем, име­ю­щим Духа Боже­ствен­ного в себе, обна­ру­жи­вает лукав­ство духов, и пове­дает о тайнах Цар­ствия Небес­ного».

Обра­тив­шись к Библии, мы найдем в ней все три пере­чис­лен­ных рода сно­ви­де­ний.

О про­стых снах-меч­та­ниях гово­рится в книге Иисуса, сына Сира­хова: Без­рас­суд­ные люди обма­ны­вают самих себя пустыми и лож­ными надеж­дами: кто верит снам, тот подо­бен обни­ма­ю­щему тень или гоня­ю­ще­муся за ветром; сно­ви­де­ния совер­шенно то же, что отоб­ра­же­ние лица в зер­кале (Сир. 34:1-3). О таких снах гово­рит книга Еккле­зи­а­ста: Сно­ви­де­ния бывают при мно­же­стве забот (Еккл.5:2) и про­дол­жает: во мно­же­стве слов, много суеты (Еккл.5:6).

В Библии мы встре­чаем также мно­же­ство снов-виде­ний, тре­бу­ю­щих истол­ко­ва­ния. Спо­соб­ность истол­ко­вы­вать сны по отно­ше­нию сно­ви­де­ний к буду­щим собы­тиям, конечно, была сверхъ­есте­ствен­ным даром, так как эти сны известны только един­ственно Вер­хов­ному Винов­нику их. Напри­мер, Иосиф полу­чил Боже­ствен­ное откро­ве­ние истол­ко­вать сон хле­бо­дару и вино­чер­пию (Быт.40:5-19). Не от Бога ли истол­ко­ва­ния? —сказал он им (Быт.40:8) и рас­тол­ко­вал сон; впо­след­ствии Бог при­во­дит Иосифа, чтобы он рас­тол­ко­вал сон фара­ону (Быт.41). Да и зло­клю­че­ния Иосифа, про­мыс­ли­тель­ные для его судьбы и судеб народа Божия, начи­на­ются с его отро­че­ских снов, кото­рые он тут же истол­ко­вы­вает (Быт.37:5-11). Даниил по Боже­ствен­ному вну­ше­нию напом­нил и разъ­яс­нил забы­тый сон об испо­лине на гли­ня­ных ногах Наву­хо­до­но­сору (Дан. 2).

Зна­ме­на­те­лен и сон жены Понтия Пилата. Перед казнью Спа­си­теля она гово­рила Пилату: Не делай ничего пра­вед­нику тому, потому что я ныне во сне много постра­дала за Него (Мф.27:19).

Нако­нец, к снам — откро­ве­ниям мы без сомне­ния можем отне­сти виде­ние Иако­вом таин­ствен­ной лест­ницы, соеди­няв­шей небо с землею, по кото­рой схо­дили и нис­хо­дили ангелы Божии, а наверху стоял сам Гос­подь (Быт.28:10-16). Этот сон, несо­мненно, сви­де­тель­ство­вал о неусып­ном Про­мысле Божием, о мире и чело­веке, о том, что ангелы суть слу­жи­тели Божии между людьми и что сам Гос­подь есть вер­хов­ный Вла­дыка и Про­мыс­ли­тель всего сотво­рен­ного.

В Новом Завете, в первой же главе пер­вого из Еван­ге­лий, мы встре­чаем сон-откро­ве­ние пра­вед­ного Иосифа, усо­мнив­ше­гося в дев­стве Пре­чи­стой Девы. Когда он помыс­лил это, — се, Ангел Гос­по­день явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Дави­дов! не бойся при­нять Марию, жену твою, ибо родив­ше­еся в Ней есть от Духа Свя­таго (Мф. 1:20-23). Волхвы полу­чили во сне откро­ве­ние не воз­вра­щаться к Ироду (Мф.2:12), а после их ухода Ангел Гос­по­день явля­ется во сне Иосифу и гово­рит: встань, возьми Мла­денца и Матерь Его и

беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Мла­денца, чтобы погу­бить Его (Мф.2:13). Нако­нец, по смерти Ирода Ангел еще дважды явля­ется Иосифу во сне — сперва с вестью о смерти Ирода и пове­ле­нием вер­нуться в землю Изра­и­леву, а затем с ука­за­нием посе­литься в Гали­лее (Мф.2:19-22). Так через сны Гос­подь являет Свою волю о спа­се­нии всего мира, вер­шину Боже­ствен­ного Про­мысла.

Как отно­ситься к снам

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) подробно разъ­яс­няет нам свя­то­оте­че­ские прин­ципы отно­ше­ния к снам, харак­тер снов и «тех­нику без­опас­но­сти». После­дуем за его мыслью, выде­лив шриф­том важные для нас выводы.

«Во время сна чело­ве­че­ского состо­я­ние спя­щего чело­века устро­ено Богом так, что весь чело­век нахо­дится в полном отдох­но­ве­нии. Это отдох­но­ве­ние так полно, что чело­век во время его теряет созна­ние своего суще­ство­ва­ния, при­хо­дит в само­заб­ве­ние. Во время сна всякая дея­тель­ность, сопря­жен­ная с трудом и про­из­во­ди­мая про­из­вольно под управ­ле­нием разума и воли, пре­кра­ща­ется… в душе про­дол­жают пло­диться мысли, меч­та­ния и чув­ство­ва­ния, но не в зави­си­мо­сти от разума и про­из­вола, а по дей­ствию бес­со­зна­тель­ному есте­ства. Из таких меч­та­ний, сопро­вож­да­е­мых свой­ствен­ным мыш­лен­нем и ощу­ще­ни­ями, состав­ля­ется сно­ви­де­ние. Оно часто бывает стран­ным, как не при­над­ле­жа­щее к системе про­из­воль­ных и наме­рен­ных меч­та­ний и раз­мыш­ле­ний чело­века, но явля­ю­ще­еся само­про­из­вольно и само­нравно по закону и тре­бо­ва­нию есте­ства. Иногда сно­ви­де­ние носит на себе несвяз­ный отпе­ча­ток про­из­воль­ных раз­мыш­ле­ний и меч­та­ний, а иногда оно бывает послед­ствием нрав­ствен­ного настро­е­ния. Таким обра­зом сно­ви­де­ние само по себе не может и не должно иметь ника­кого зна­че­ния. Смешно же и вполне нело­гично жела­ние неко­то­рых видеть в бред­нях сно­ви­де­ний своих пред­ска­за­ние своей будущ­но­сти или будущ­но­сти других или какое-нибудь другое зна­че­ние. Как быть тому, на суще­ство­ва­ние чего нет ника­кой при­чины?»

Но свя­ти­тель сле­дует и дальше: ведь сны — это не просто ари­сто­те­лев­ские «фан­та­зии», а нечто более глу­бо­кое.

«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодр­ство­ва­ния нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они иску­шают нас грехом, при­ме­ши­вая к нашему меч­та­нию свое меч­та­ние. Также, усмот­рев в нас вни­ма­ние ко снам, они ста­ра­ются при­дать нашим снам зани­ма­тель­ность, а в нас воз­бу­дить к этим бред­ням боль­шее вни­ма­ние, ввести нас мало-помалу в дове­рие к ним». Видите, какая страш­ная ловушка может под­сте­ре­гать нас через наши сны! А свя­ти­тель раз­ви­вает мысль о дове­рии снам: «Такое дове­рие всегда сопря­жено с само­мне­нием, а само­мне­ние делает наш умствен­ный взгляд на нас самих ложным, отчего вся дея­тель­ность наша лиша­ется пра­виль­но­сти; это-то демо­нам и надо. Пре­успев­шим в само­мне­нии демоны начи­нают являться в виде анге­лов света, в виде муче­ни­ков и пре­по­доб­ных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, убла­жают их житель­ство, обе­щают им венцы небес­ные, этим воз­во­дят на высоту само­мне­ния и гор­дыни. Такая высота есть вместе и поги­бель­ная про­пасть. Нам надо знать и знать, что в нашем состо­я­нии, еще не обнов­лен­ном бла­го­да­тию, мы неспо­собны видеть иных сно­ви­де­ний, кроме состав­ля­е­мых бредом души и наве­том демо­нов. Как во время состо­я­ния бод­ро­сти посто­янно и непре­станно воз­ни­кают в нас помыслы и меч­та­ния из пад­шего есте­ства или при­но­сятся демо­нами, так и во время сна мы видим только мечты по дей­ствию пад­шего есте­ства и по дей­ствию демо­нов».

Но свя­ти­тель при­знает, что даже в падшем, негод­ном состо­я­нии наших душ могут быть нам даны сно­ви­де­ния, для души полез­ные.

«Как уте­ше­ние наше во время бодр­ство­ва­ния нашего состоит из уми­ле­ния, рож­да­ю­ще­гося от созна­ния грехов своих, от вос­по­ми­на­ния о смерти и о суде Божием — только эти помыслы воз­ни­кают в нас от живу­щей в нас бла­го­дати Божией, насаж­ден­ной святым кре­ще­нием, и при­но­сятся нам Анге­лами Божи­ими, сооб­разно нашему состо­я­нию каю­щихся, так и во сне, весьма редко, при край­ней нужде, пред­став­ляют нам Ангелы Божии или кон­чину нашу, или адскую муку, или гроз­ный при­с­мерт­ный и загроб­ный суд. От таких сно­ви­де­ний мы при­хо­дим к страху Божию, к уми­ле­нию, к плачу о себе. Но такие сно­ви­де­ния даются весьма редко подвиж­нику или даже и явному и лютому греш­нику по осо­бен­ному неве­до­мому смот­ре­нию Божию; даются весьма редко не по ску­по­сти к нам Боже­ствен­ной бла­го­дати – нет! По той при­чине, что все слу­ча­ю­ще­еся с нами вне общего порядка при­во­дит нас в само­мне­ние и колеб­лет в нас сми­ре­ние, столько необ­хо­ди­мое для нашего спа­се­ния».

Свя­ти­тель Игна­тий объ­яс­няет, почему нельзя воз­ла­гать свое упо­ва­ние на сны:

«Воля Божия, в испол­не­нии кото­рой заклю­ча­ется спа­се­ние чело­века, изоб­ра­жена в Свя­щен­ном Писа­нии так ясно, так сильно, так подробно, что содей­ствие спа­се­нию чело­ве­ков нару­ше­нием общего порядка дела­ется наи­бо­лее излиш­ним и ненуж­ным. Про­сив­шему вос­кре­ше­ния мерт­вецу и посла­ния его к бра­тиям для уве­ща­ния их к пере­ходу с широ­кого пути на тесный ска­зано: у них есть Моисей и про­роки; пусть слу­шают их. Когда же про­сив­ший воз­ра­зил: нет, отче Авра­аме, но если кто из мерт­вых придет к ним, пока­ются, — то полу­чил в ответ: если Моисея и про­ро­ков не слу­шают, то если бы кто и из мерт­вых вос­крес, не пове­рят. (Лк.16:29-31).

Опыт пока­зал, что многие, спо­до­бив­ши­еся во сне виде­ния мытарств, Страш­ного суда и других загроб­ных ужасов, были потря­сены виде­нием на крат­кое время, потом рас­се­я­лись, забыли о виден­ном и вели жизнь бес­печ­ную; напро­тив того, не имев­шие ника­ких виде­ний, но поучав­ши­еся тща­тельно в законе Божием посте­пенно пришли в страх Божий, достигли духов­ного пре­успе­я­ния и в радо­сти, рож­да­е­мой изве­ще­нием спа­се­ния, пере­шли из земной юдоли скор­бей в бла­жен­ную веч­ность».

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник в при­бав­ле­нии к Слову 3‑му своей «Лествицы» учит:

«Пре­об­ра­зу­ются демоны в анге­лов света, при­ни­мают на себя часто образ муче­ни­ков и в сно­ви­де­ниях пока­зы­вают нам обще­ние наше с ними, а про­бу­див­шихся погру­жают в радость и воз­но­ше­ние. Это да будет тебе при­зна­ком пре­ле­сти (бесов­ского обо­льще­ния). Святые Ангелы пока­зы­вают муку, суть смерть, от чего мы, проснув­шись, испол­ня­емся тре­пета и сето­ва­ния. Если начнем поко­ряться бесам в сно­ви­де­ниях, то они начнут изде­ваться над нами и в бодр­ствен­ном состо­я­нии. Веру­ю­щий сно­ви­де­ниям вполне неис­ку­сен, а неве­ру­ю­щий ника­кому сну — истинно любо­мудр. Дове­ряй только тем снам, кото­рые воз­ве­щают тебе муку и суд, если же по при­чине их зачнет тебя тре­во­жить отча­я­ние, то и такие сны от бесов».

«Можно ли верить снам? — на этот вопрос свя­ти­тель Феофан Затвор­ник отве­чает: — Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустя­ков наве­вает в голову, а во сне это ему еще удоб­нее. Если какие сны сбы­ва­ются, то по сбытии бла­го­да­рите Гос­пода за милость».

А вот как сум­ми­рует «тех­нику без­опас­но­сти» в отно­ше­нии к снам Нико­лай Евгра­фо­вич Пестов:

«Для нас… нахо­дя­щихся в зна­чи­тель­ной мере еще под вли­я­нием лука­вого духа, имеет при­ло­же­ние выше­упо­мя­ну­тое пра­вило св. отцов — не при­да­вать зна­че­ния обыч­ным снам.

Однако поскольку по мило­сти Божией мы часто видим и чув­ствуем Божие вра­зум­ле­ние себе наяву, то и над неко­то­рыми снами сле­дует, может быть, заду­мы­ваться и попро­бо­вать их уяс­нить себе: не обли­чает ли Гос­подь меня в этом сне в каком-либо грехе, при­стра­стии или сла­бо­сти; не хочет ли Он в чем-либо вра­зу­мить меня или предо­сте­речь от чего-либо?

Конечно, все свои сны мы должны сохра­нять в тайне. Лишь духов­ному отцу, или старцу, или опыт­ному в духов­ной жизни лицу можно рас­ска­зы­вать сны для того, чтобы полу­чить разъ­яс­не­ние тех из них, за кото­рыми мы почув­ствуем особое зна­че­ние.

…Как в отно­ше­нии суж­де­ния о снах — явля­ются ли они бла­го­дат­ными или от лука­вого, так и в отно­ше­нии вообще всех сверхъ­есте­ствен­ных явле­ний у иноков Ста­рого Афона есть пра­вило: «Не прини­май и не отвер­гай».

Это мудрое пра­вило спа­сает чело­века от гор­до­сти и пре­воз­но­ше­ния, если такие явле­ния он будет при­пи­сы­вать бла­го­дати; а также спасет и от хулы на бла­го­дать, если дей­стви­тельно имело место про­яв­ле­ние бла­го­дати».

И уж совсем просто и внятно пояс­няет пра­вила отно­ше­ния к сно­ви­де­ниям свя­щен­ник Гри­го­рий Дья­ченко, вели­кий попу­ля­ри­за­тор цер­ков­ного учения начала XX сто­ле­тия:

  1. Если сны побуж­дают нас к добру и удер­жи­вают от зла, то счи­тайте эти сны пер­стом Божиим, ука­зы­ва­ю­щим вам на небо и откло­ня­ю­щим вас от дороги к аду.
  2. Если же вы не уве­рены или не имеете разум­ной при­чины думать, что сон про­ис­хо­дит от Бога, в осо­бен­но­сти если сон каса­ется не важных, без­раз­лич­ных пред­ме­тов, тогда нет надоб­но­сти обра­щать вни­ма­ние на сны и устро­ять по ним свои дей­ствия; будьте осто­рожны, дабы, обра­щая вни­ма­ние на каждый сон, не сде­латься суе­вер­ными и не под­пасть опас­но­сти согре­шить.
  3. Если, нако­нец, сон соблаз­няет чело­века на грех, то он есть след­ствие нашего испор­чен­ного, рас­стро­ен­ного вооб­ра­же­ния, нашей фан­та­зии, или же он про­ис­хо­дит от того, от кого да сохра­нит нас Бог Своею бла­го­да­тию, т. е. от диа­вола.

О чем могут рас­ска­зать нам есте­ствен­ные чело­ве­че­ские сны

Это те сно­ви­де­ния, на тол­ко­ва­нии кото­рых осно­вы­ва­ются прак­ти­че­ски все сон­ники, пыта­ясь истол­ко­вать сно­ви­де­ния как внеш­ние сим­волы и при­вя­зать их к реаль­ным собы­тиям нашей жизни. Именно поэтому они оши­ба­ются. Сны из нашей повсе­днев­ной жизни, или дру­гими сло­вами быто­вые сны, «сны-меч­та­ния», пока­зы­вают устро­е­ние нашей соб­ствен­ной души, поскольку здесь нет вли­я­ний боже­ствен­ной или демо­ни­че­ской при­роды. Здесь наша соб­ствен­ная душа творит свои фан­та­зии, кото­рые созвучны ее при­роде на данный момент.

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский сове­то­вал исполь­зо­вать такие сны для оценки своего душев­ного состо­я­ния: «Если хочешь себя узнать в точ­но­сти, каков ты, какие у тебя недо­статки, при­вычки, стра­сти, пороки, — заме­чай свои сны, когда спишь днем и ночью, заме­чай их по воз­мож­но­сти все и ты полу­чишь кар­тину, или отго­ло­сок душев­ного твоего направ­ле­ния, дур­ного и хоро­шего, и, узнавши себя, немед­ленно ста­райся испра­вить свои недо­статки и как серпом сре­зать гре­хов­ные пле­велы».

При­мерно о том же гово­рит и Ева­грий Монах (в «Доб­ро­то­лю­бии»): «Есте­ствен­ные телес­ные во сне дви­же­ния, без меч­та­ний срам­ных, пока­зы­вают, что душа неко­то­рым обра­зом здо­рова. Спле­те­ние же таких меч­та­ний есть при­знак болезни души. При­знаки бес­стра­стия опре­де­ля­ются днём посред­ством помыс­лов, а ночью посред­ством сно­ви­де­ний».

Но самое подроб­ное объ­яс­не­ние такой оценки сно­ви­де­ний мы нахо­дим у пре­по­доб­ного Никиты Сти­фата. «Тща­тель­ный может и по сно­ви­де­ниям уга­ды­вать дви­же­ния и рас­по­ло­же­ния души, и соот­вет­ственно тому направ­лять попе­че­ние об устро­е­нии своего духов­ного состо­я­ния. Ибо по настро­е­нию внут­рен­него чело­века и его забот бывают и телес­ные дви­же­ния и душев­ные меч­та­ния. Кто имеет душу веще­ство­лю­би­вую и сла­сто­лю­би­вую, тому меч­та­ются стя­жа­ния вещей и денеж­ные при­бытки, также жен­ские лица и страст­ные объ­я­тия, от кото­рых слу­ча­ется с ним осквер­не­ние плоти и одежды. У кого душа любо­с­тя­жа­тельна и среб­ро­лю­бива, тот и во сне видит всегда золото: то взыс­ки­вает уплаты, то умно­жает про­центы, το прячет добы­тое в кла­до­вую, то будто осуж­да­ется как неми­ло­серд­ный. Кто гнев­лив и завист­лив, тому пред­став­ля­ется, будто за ним гонятся звери или ядо­ви­тые пре­смы­ка­ю­щи­еся, и он испы­ты­вает вели­кие ужасы и страхи. У кого тще­сла­вием напы­щена душа, — тому меч­та­ются добрая о нем молва, шумные ему встречи народ­ные, пред­ло­же­ние ему или полу­че­ние им какого-либо чина и началь­ства. У кого душа горда и само­мне­нием напол­нена, тот видит себя разъ­ез­жа­ю­щим на бле­стя­щих колес­ни­цах или лета­ю­щим на кры­льях по воз­духу, а других всех тре­пе­щу­щими пред вели­ко­стью власти его. Равным обра­зом и бого­лю­би­вый чело­век, как рев­ност­ный о делах доб­ро­де­тели и неуто­ми­мый в подви­гах бла­го­че­стия, имея душу чистую от при­стра­стия к веще­ствен­ному, видит во сне или испол­не­ние буду­щих вещей, или откро­ве­ние страш­ных виде­ний, про­сы­па­ясь, всегда нaxo­дит себя моля­щимся в уми­ле­нии и мирном устро­е­нии души и тела, со сле­зами на лани­тах и с бесе­дою с Богом в устах».

Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов гово­рит: «Чем душа занята и о чем гово­рит наяву, о том меч­тает или фило­соф­ствует она и во сне: про­во­дит весь день в забо­тах о делах чело­ве­че­ских, об них же суе­тится она и в сно­ви­де­ниях; если же она все время поуча­ется в вещах боже­ствен­ных и небес­ных, то и во время сна она входит в них же и умуд­ря­ется виде­ни­ями».

Во сне, когда созна­ние спит или дрем­лет, всту­пает в силу то, чего мы не осо­знаем и не вос­при­ни­маем наяву. Свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов так сум­ми­рует это в своих «Запи­сях»: «Во сне, когда гаснет наше нор­маль­ное созна­ние, исче­зает кон­троль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не сты­димся — тогда всплы­вают из глубин под­со­зна­тель­ные пер­вич­ные основы нашего суще­ства, обна­жа­ются самые глу­бо­кие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, явля­емся самими собой. Типич­ные для наших снов образы, виде­ния и душев­ные состо­я­ния — есть самые верные, ничем не скры­тые про­яв­ле­ния нашей насто­я­щей лич­но­сти.

Конечно, тут нужно раз­ли­чать и чисто пси­хо­ло­ги­че­ские фено­мены (как молитвы и пес­но­пе­ния после длин­ных цер­ков­ных служб), а также — просто вли­я­ние нашей физио­ло­гии, кото­рой мы так под­властны, напри­мер, кош­мар­ные виде­ния при болезни печени. Но при доста­точно объ­ек­тив­ной и умелой оценке харак­тер и сущ­ность наших сно­ви­де­ний могут много помочь в позна­нии себя и на многое в себе открыть глаза».

***

Следуя св. Гри­го­рию Нис­скому, сно­ви­де­ния есть «некие при­зраки умствен­ной дея­тель­но­сти», «некие подо­бия быв­шего наяву и отго­лоски про­из­ве­ден­ного чув­ством и мыслью».

«Во время сна чело­ве­че­ского состо­я­ние спя­щего чело­века устро­ено Богом так, что весь чело­век нахо­дится в полном отдох­но­ве­нии. Это отдох­но­ве­ние так полно, что чело­век во время его теряет созна­ние своего суще­ство­ва­ния, при­хо­дит в само­заб­ве­ние, – гово­рит св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – …Во время сна всякая дея­тель­ность, сопря­жен­ная с трудом и про­из­во­ди­мая про­из­вольно под управ­ле­нием разума и воли, пре­кра­ща­ется: пре­бы­вает та дея­тель­ность, кото­рая необ­хо­дима для суще­ство­ва­ния и не может быть отде­лена от него… В душе про­дол­жают пло­диться мысли, меч­та­ния и чув­ство­ва­ния, но не в зави­си­мо­сти от разума и про­из­вола, а по бес­со­зна­тель­ному дей­ствию есте­ства. Из таких меч­та­ний, сопро­вож­да­е­мых свой­ствен­ным мыш­ле­нием и ощу­ще­ни­ями, состав­ля­ется сно­ви­де­ние».

Во сне, также как и во время бодр­ство­ва­ния, чело­век открыт иску­ше­нию падших духов. Пра­во­слав­ные подвиж­ники счи­тают, что падшие духи исполь­зуют сно­ви­де­ния для вызы­ва­ния осо­бого дове­рия к себе, для вве­де­ния чело­века на путь пре­ле­сти.

«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодр­ство­ва­ния нашего, имеют его и во время сна, – гово­рит св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – И во время сна они иску­шают нас грехом, при­ме­ши­вая к нашему меч­та­нию свое меч­та­ние. Также, усмот­рев в нас вни­ма­ние ко снам, они ста­ра­ются при­дать нашим снам зани­ма­тель­ность, а в нас воз­бу­дить к этим бред­ням боль­шее вни­ма­ние, ввести нас мало-помалу в дове­рие к ним». Поэтому пра­во­слав­ный подвиж­ник совер­шенно не должен обра­щать вни­ма­ние на сны, чтобы не под­пасть вли­я­нию падших духов.

«Никто в про­дол­же­ние дня не пред­став­ляй себе в уме слу­ча­ю­щихся во сне меч­та­ний; ибо и то есть в наме­ре­нии бесов, чтобы сно­ви­де­ни­ями осквер­нять нас бодр­ству­ю­щих», – учит св. Иоанн Лествич­ник.

Бла­жен­ный Диадох Фоти­кий­ский назы­вает неве­рие снам «вели­кой доб­ро­де­те­лью», при­зы­вая: «совер­шенно не верить ника­кому сон­ному меч­та­нию. Ибо сны наи­боль­шей частью бывают не что иное, как идолы помыс­лов, игра вооб­ра­же­ния или бесов­ские над нами нару­га­ния и забавы».

«Когда будешь верить снам, то, точно, немуд­рено впасть в пре­лесть. Святые отцы совсем отвер­гают и велят не верить снам, нам страст­ным и само­мни­тель­ным. Вместо того чтобы сму­щаться о пустой мечте, надобно смот­реть свои грехи и всегда себя уко­рять за неис­прав­ле­ние и сми­ряться, чем при­вле­чешь на себя помощь Божию», – гово­рит святой Мака­рий Оптин­ский.

«Более же всего осте­ре­гайся верить твоим снам и сно­ви­де­ниям, ста­райся забы­вать их и не при­пи­сы­вай им ника­кого зна­че­ния», – учит св. Амвро­сий Оптин­ский.

«Сно­ви­де­ния. Жизнь души во сне»

Сексуальные сны, кошмары, забавная информация и многое другое

Помнишь ты это или нет, но тебе снятся сны каждую ночь. Иногда они счастливы, иногда грустны, часто причудливы, и, если вам повезет, время от времени вам снится сексуальный сон.

Это нормальная часть сна, на что мы тратим треть своей жизни. Хотя эксперты по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, что означают наши сны, исследования дали нам очень поучительную информацию о снах.

Вот 45 удивительных фактов о снах, от интересных до ночных кошмаров.

1. Быстрый сон — это самое приятное место

Наши самые яркие сны случаются во время сна с быстрым движением глаз (БДГ), который происходит короткими эпизодами в течение ночи с интервалом от 90 до 120 минут.

2. Утро лучше

В утренние часы снятся более длинные сны.

3. Выходные помогают запомнить

Вы с большей вероятностью вспомните свои сны в выходные дни или дни, когда вы спите, потому что каждый эпизод быстрого сна длиннее предыдущего.

4. Ваши мышцы парализованы

Большинство ваших мышц парализованы во время быстрого сна, чтобы вы не могли воплотить свои сны.

5. Наиболее распространены картинки

Мы видим сны в основном в картинках, причем большинство снов в основном визуальные, с небольшим звуком или движением.

6. Повторяющиеся сны имеют темы

Повторяющиеся сны у детей в основном о:

  • столкновении с животными или монстрами
  • физической агрессии
  • падении
  • преследуют

7. Не все мы видим цветные сны

Около 12 процентов людей видят черно-белые сны.

8. Странное — это нормально

Многие наши сны странные, потому что во время сна отключается часть мозга, отвечающая за осмысление вещей.

9. Наш день формирует наши сны

Большинство наших снов связаны с мыслями или событиями предыдущего дня или двух.

10. Знакомые лица

По данным Стэнфордского университета, вам, вероятно, только снится лицо, которое вы уже видели лично или по телевизору.

11. Низкий уровень стресса означает счастливые сны

У вас больше шансов увидеть приятные сны, если вы испытываете низкий уровень стресса и чувствуете удовлетворение в реальной жизни.

12. Не все так, как кажется

Утренний лес не имеет ничего общего с сексуальными мечтами или возбуждением. Ночное набухание полового члена вызывает у мужчин от трех до пяти эрекций каждую ночь, некоторые из которых длятся 30 минут.

13. Женщинам могут сниться поллюции

Поллюции бывают не только у мужчин. Женщины могут выпускать вагинальные выделения от возбуждения и даже до оргазма во время сексуального сна.

14. Секс-сны встречаются не так часто

Согласно исследованию, примерно 4 процента мужчин и женщин мечтают о сексе.

15. Сексуальные сны обычно связаны с чем-то одним

Большинство снов, связанных с сексом, связаны с половым актом.

16. Поза во сне имеет значение

Если вы спите лицом вниз, у вас больше шансов увидеть секс во сне.

17. Это также может заставить вас мечтать о других вещах

Сон лицом вниз связан не только с сексуальными мечтами, но и сны о:

  • быть запертым
  • ручными инструментами
  • быть голым
  • задыхаться и не дышать
  • плавать

18.

Мужчины мечтают о разнообразии

Женщины чаще, чем двое мужчин мечтают о сексе с несколькими партнерами.

19. Женщины мечтают о знаменитостях

Женщины в два раза чаще видят сексуальные сны о знаменитостях по сравнению с мужчинами.

20. Секс во сне реален

Секс во сне, также называемый сексомнией, представляет собой расстройство сна, очень похожее на ходьбу во сне, за исключением того, что вместо ходьбы человек занимается сексуальным поведением, таким как мастурбация или половой акт во время сна.

21. Детям чаще снятся кошмары

Кошмары обычно начинаются в возрасте от 3 до 6 лет и уменьшаются после 10 лет.

22. Женщины более склонны видеть страшные сны подростковый и взрослый годы.

23. Ночные кошмары случаются в одно и то же время

Кошмары чаще всего приходятся на последнюю треть ночи.

24. У вас может быть заболевание

Если у вас повторяющиеся ночные кошмары, которые случаются достаточно часто и причиняют достаточно беспокойства, чтобы повлиять на вашу способность функционировать, у вас может быть состояние, называемое кошмарным расстройством.

25. Сонный паралич — это вещь

Около 8 процентов населения в целом испытывают сонный паралич, то есть неспособность двигаться, когда вы находитесь в состоянии между сном и бодрствованием.

26. Ваши чувства проявляются во сне

Например, у вас больше шансов увидеть негативные сны о потерянном близком человеке, если вы страдаете от посттравматических симптомов, чувства вины или вины за его смерть.

27. Праздники могут быть трудными

Печальные сны, которые снятся об умерших близких, чаще встречаются во время праздников.

28. Ночные страхи могут быть пугающими

Ночные страхи — это эпизоды сильного страха, крика и даже беготни или агрессивного поведения во сне.

29. У детей они бывают чаще

Почти 40 процентов детей страдают от ночных страхов, хотя большинство из них перерастают их к подростковому возрасту.

30. Они все еще могут быть у взрослых

Около 3 процентов взрослых испытывают ночные страхи.

31. Поздний прием пищи бесполезен

Прием пищи перед сном повышает вероятность ночных кошмаров, поскольку ускоряет обмен веществ, сигнализируя мозгу, что он должен быть более активным.

32. Лекарства играют роль

Некоторые лекарства, такие как антидепрессанты и наркотики, увеличивают частоту ночных кошмаров.

33. Отрицательные эмоции берут свое.

Согласно исследованию, замешательство, отвращение, печаль и чувство вины чаще являются движущей силой ночных кошмаров, чем страх.

34. Мы все видим вещи

Слепые люди видят во сне образы.

35. Фидо тоже мечтает

Все мечтают, в том числе и домашние животные.

36. Мы забывчивы

Люди забывают от 95 до 99 процентов своих снов.

37. Мы много мечтаем

Людям старше 10 лет каждую ночь снится не менее четырех-шести снов.

38. Мы можем быть пророческими

Некоторые верят, что сны могут предсказывать будущее, хотя доказательств этому недостаточно.

39. Зацикливаемся на негативе

Негативные сны встречаются чаще, чем позитивные.

40. Вы можете контролировать свои сны

Возможно, вы сможете научиться контролировать свои сны, используя техники осознанного сновидения.

41. Разговаривать во сне обычно неприятно

Согласно исследованию 2017 года, во время разговора во сне часто встречаются ругательства.

42. Внезапные мышечные спазмы — это не ваше воображение

Гипнические подергивания — это сильные, внезапные толчки или ощущение падения, возникающее во время засыпания.

43. Это может вызвать ощущение падения

Гипнические подергивания могут быть причиной снов о падении, что является одной из самых распространенных тем сновидений.

44. Сны о зубах могут иметь большее значение

Сны о выпадении зубов могут быть вызваны невыявленным раздражением зубов, таким как бруксизм, а не предчувствием смерти, как предполагает старый фольклор.

45.

Безусловно, самый ошеломляющий факт из всех

Несмотря на то, что они пытались выяснить это с незапамятных времен, исследователи не знают, почему мы видим сны и какой цели они служат, если таковые имеются.

Каждый хоть раз задумывался о том, что означают его сны.

Сновидение — наиболее изученное когнитивное состояние. В то время как некоторые эксперты считают, что сны не имеют смысла и не выполняют никакой функции, другие считают, что наши сны что-то значат.

Существует ряд теорий о том, что означают сны, некоторые из наиболее признанных теорий включают:

  • Психоаналитическая теория. Согласно этой теории, сны представляют бессознательные желания, исполнение желаний и личные конфликты. Сны дают нам возможность отыгрывать бессознательные желания в безопасности нереальной обстановки, потому что отыгрывать их в реальности было бы неприемлемо.
  • Теория активации-синтеза. Эта теория, ставшая популярной в 1970-х годах, предполагает, что сны — это всего лишь побочный продукт вашего мозга, пытающегося обработать случайные сигналы от вашей лимбической системы, которая отвечает за ваши воспоминания, эмоции и ощущения.
  • Теория непрерывной активации. Это идея о том, что наш мозг постоянно хранит воспоминания, даже когда мы спим. Это предполагает, что наши сны предоставляют место для хранения наших воспоминаний, пока они совершают переход от нашей кратковременной памяти к нашей долговременной памяти.

Они едва касаются поверхности теорий толкования снов. Вот еще несколько интересных теорий о значении снов:

  • Сны — это симуляции угроз, которые помогают подготовиться к столкновению с угрозами в реальной жизни.
  • Сны — это способ вашего мозга собирать и очищать бесполезную информацию за день, чтобы освободить место для новой информации на следующий день.
  • Сновидение восходит к эволюционному защитному механизму притворяться мертвым, чтобы одурачить врагов. Это объясняет, почему наши тела парализованы во сне, но наш разум остается очень активным.

У экспертов может не быть конкретных ответов на вопрос, почему мы видим сны и какую функцию выполняют сны.

Что мы знаем, так это то, что все видят сны, и даже наши очень странные сны совершенно нормальны.

Сексуальные сны, кошмары, забавная информация и многое другое

Помнишь ты это или нет, но тебе снятся сны каждую ночь. Иногда они счастливы, иногда грустны, часто причудливы, и, если вам повезет, время от времени вам снится сексуальный сон.

Это нормальная часть сна, на что мы тратим треть своей жизни. Хотя эксперты по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, что означают наши сны, исследования дали нам очень поучительную информацию о снах.

Вот 45 удивительных фактов о снах, от интересных до ночных кошмаров.

1. БДГ-сладкий момент

Наши самые яркие сны случаются во время сна с быстрыми движениями глаз (БДГ), который происходит короткими эпизодами в течение ночи с интервалом от 90 до 120 минут.

2. Утро лучше

В утренние часы снятся более длинные сны.

3. Выходные помогают запомнить

Вы с большей вероятностью вспомните свои сны в выходные дни или дни, когда вы спите, потому что каждый эпизод быстрого сна длиннее предыдущего.

4. Ваши мышцы парализованы

Большинство ваших мышц парализованы во время фазы быстрого сна, чтобы вы не могли проигрывать свои сны.

5. Наиболее распространены картинки

Мы видим сны в основном в картинках, причем большинство снов в основном визуальные, с небольшим звуком или движением.

6. Повторяющиеся сны имеют темы

Повторяющиеся сны у детей в основном о:

  • столкновениях с животными или монстрами
  • физической агрессии
  • падение
  • погоня

7. Не все мы видим цветные сны

Около 12 процентов людей видят черно-белые сны.

8. Странное — это нормально

Многие наши сны странные, потому что во время сна отключается часть мозга, отвечающая за осмысление вещей.

9. Наш день формирует наши сны

Большинство наших снов связаны с мыслями или событиями предыдущего дня или двух.

10. Знакомые лица

По данным Стэнфордского университета, вам, вероятно, только снится лицо, которое вы уже видели лично или по телевизору.

11. Низкий уровень стресса означает счастливые сны

У вас больше шансов увидеть приятные сны, если вы испытываете низкий уровень стресса и чувствуете удовлетворение в реальной жизни.

12. Не все так, как кажется

Утренний лес не имеет ничего общего с сексуальными мечтами или возбуждением. Ночное набухание полового члена вызывает у мужчин от трех до пяти эрекций каждую ночь, некоторые из которых длятся 30 минут.

13. Женщинам могут сниться поллюции

Поллюции бывают не только у мужчин. Женщины могут выпускать вагинальные выделения от возбуждения и даже до оргазма во время сексуального сна.

14. Сны о сексе встречаются не так часто

По данным исследования, около 4 процентов снов мужчин и женщин связаны с сексом.

15. Сексуальные сны обычно связаны с чем-то одним

Большинство снов, связанных с сексом, связаны с половым актом.

16. Положение во сне имеет значение

Если вы спите лицом вниз, у вас больше шансов увидеть секс во сне.

17. Это также может заставить вас мечтать о других вещах

Сон лицом вниз связан не только с сексуальными мечтами, но также снится: и не дышать

  • плавание
  • 18. Мужчины мечтают о разнообразии

    Мужчины мечтают о сексе с несколькими партнерами в два раза больше, чем женщины.

    19. Женщины мечтают о знаменитостях

    Женщины в два раза чаще видят сексуальные сны о знаменитостях по сравнению с мужчинами.

    20. Секс во сне реален

    Секс во сне, также называемый сексомнией, представляет собой расстройство сна, очень похожее на ходьбу во сне, за исключением того, что вместо ходьбы человек занимается сексуальным поведением, таким как мастурбация или половой акт во время сна.

    21. Детям чаще снятся кошмары

    Кошмары обычно начинаются в возрасте от 3 до 6 лет и уменьшаются после 10 лет.

    22. Женщины более склонны видеть страшные сны

    Женщины видят больше кошмаров, чем мужчины в подростковом и взрослом возрасте.

    23. Ночные кошмары случаются в одно и то же время

    Кошмары чаще всего приходятся на последнюю треть ночи.

    24. У вас может быть заболевание

    Если у вас повторяющиеся ночные кошмары, которые случаются достаточно часто и причиняют достаточно беспокойства, чтобы повлиять на вашу способность функционировать, у вас может быть состояние, называемое кошмарным расстройством.

    25. Сонный паралич — это вещь

    Около 8 процентов населения в целом испытывают сонный паралич, то есть неспособность двигаться, когда вы находитесь в состоянии между сном и бодрствованием.

    26. Ваши чувства проявляются во сне

    Например, у вас больше шансов увидеть негативные сны о потерянном близком человеке, если вы страдаете от посттравматических симптомов, чувства вины или вины за его смерть.

    27. Праздники могут быть трудными

    Печальные сны, которые снятся об умерших близких, чаще встречаются во время праздников.

    28. Ночные страхи могут быть пугающими

    Ночные страхи — это эпизоды сильного страха, крика и даже беготни или агрессивного поведения во сне.

    29. У детей они бывают чаще

    Почти 40 процентов детей страдают от ночных страхов, хотя большинство из них перерастают их к подростковому возрасту.

    30. Они все еще могут быть у взрослых

    Около 3 процентов взрослых испытывают ночные страхи.

    31. Поздний прием пищи бесполезен

    Прием пищи перед сном повышает вероятность ночных кошмаров, поскольку ускоряет обмен веществ, сигнализируя мозгу, что он должен быть более активным.

    32. Лекарства играют роль

    Некоторые лекарства, такие как антидепрессанты и наркотики, увеличивают частоту ночных кошмаров.

    33. Отрицательные эмоции берут свое.

    Согласно исследованию, замешательство, отвращение, печаль и чувство вины чаще являются движущей силой ночных кошмаров, чем страх.

    34. Мы все видим вещи

    Слепые люди видят во сне образы.

    35. Фидо тоже мечтает

    Все мечтают, в том числе и домашние животные.

    36. Мы забывчивы

    Люди забывают от 95 до 99 процентов своих снов.

    37. Мы много мечтаем

    Людям старше 10 лет каждую ночь снится не менее четырех-шести снов.

    38. Мы можем быть пророческими

    Некоторые верят, что сны могут предсказывать будущее, хотя доказательств этому недостаточно.

    39. Зацикливаемся на негативе

    Негативные сны встречаются чаще, чем позитивные.

    40. Вы можете контролировать свои сны

    Возможно, вы сможете научиться контролировать свои сны, используя техники осознанного сновидения.

    41. Разговаривать во сне обычно неприятно

    Согласно исследованию 2017 года, во время разговора во сне часто встречаются ругательства.

    42. Внезапные мышечные спазмы — это не ваше воображение

    Гипнические подергивания — это сильные, внезапные толчки или ощущение падения, возникающее во время засыпания.

    43. Это может вызвать ощущение падения

    Гипнические подергивания могут быть причиной снов о падении, что является одной из самых распространенных тем сновидений.

    44. Сны о зубах могут иметь большее значение

    Сны о выпадении зубов могут быть вызваны невыявленным раздражением зубов, таким как бруксизм, а не предчувствием смерти, как предполагает старый фольклор.

    45. Безусловно, самый ошеломляющий факт из всех

    Несмотря на то, что они пытались выяснить это с незапамятных времен, исследователи не знают, почему мы видим сны и какой цели они служат, если таковые имеются.

    Каждый хоть раз задумывался о том, что означают его сны.

    Сновидение — наиболее изученное когнитивное состояние. В то время как некоторые эксперты считают, что сны не имеют смысла и не выполняют никакой функции, другие считают, что наши сны что-то значат.

    Существует ряд теорий о том, что означают сны, некоторые из наиболее признанных теорий включают:

    • Психоаналитическая теория. Согласно этой теории, сны представляют бессознательные желания, исполнение желаний и личные конфликты. Сны дают нам возможность отыгрывать бессознательные желания в безопасности нереальной обстановки, потому что отыгрывать их в реальности было бы неприемлемо.
    • Теория активации-синтеза. Эта теория, ставшая популярной в 1970-х годах, предполагает, что сны — это всего лишь побочный продукт вашего мозга, пытающегося обработать случайные сигналы от вашей лимбической системы, которая отвечает за ваши воспоминания, эмоции и ощущения.
    • Теория непрерывной активации. Это идея о том, что наш мозг постоянно хранит воспоминания, даже когда мы спим. Это предполагает, что наши сны предоставляют место для хранения наших воспоминаний, пока они совершают переход от нашей кратковременной памяти к нашей долговременной памяти.

    Они едва касаются поверхности теорий толкования снов. Вот еще несколько интересных теорий о значении снов:

    • Сны — это симуляции угроз, которые помогают подготовиться к столкновению с угрозами в реальной жизни.
    • Сны — это способ вашего мозга собирать и очищать бесполезную информацию за день, чтобы освободить место для новой информации на следующий день.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *