Диагност психолог – Психолог диагност, диагностика психологических заболеваний

Психолог диагност, диагностика психологических заболеваний

Психодиагностика (от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) является областью науки и одновременно важнейшей формой психологической практики, которая связана с разработкой и практическим применением разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека, а также перспектив его развития.

В качестве отдельного направления психодиагностика выделилась в начале 20 века из экспериментальной психологии. Иногда ее отождествляют с тестированием, однако оно является лишь средством, цель же диагностики — сбор информации об особенностях человеческой психики.

Виды и методы

Психодиагностика использует как высокоформализованные методики (на основе анкет, тестов, опросников), так и малоформализованные (на основе наблюдения, бесед, интервью, анализа продуктов деятельности). Как правило, эти методики применяются в комплексе и используются для следующих видов диагностики:

  • Определения черт личности.
  • Нейропсихологической диагностики.
  • Оценки психического развития (соответствие уровней развития памяти, внимания, интеллекта и т.д. возрастным нормам).
  • Выявления особенностей личности (типа темперамента, работоспособности и т.д.).
  • Определения психических состояний (уровень тревожности, агрессии и т.д.).
  • Профессиональной диагностики (профориентация, профпригодность) и др.

Чем занимается психолог диагност

Таким образом, психолог, диагностика которого основывается на анализе тестов, наблюдений, бесед и т.д., получает возможность не только дать оценку актуального состояния человека, но и прогнозировать его развитие, исходя из результатов исследования.

Диагностика может проводиться индивидуально или в группе и используется в самых разных жизненных ситуациях. В настоящее время в штате многих школ имеется психолог, который определяет готовность ребенка к школе и оценивает его развитие в соответствии с возрастными нормами.

Не менее важна работа такого специалиста и в профориентации: на основании диагностических тестов психолог диагност помогает подростку или молодому человеку определиться, какая область деятельности является для него предпочтительной.

Когда человек обращается к психологу с любыми проблемами в семейной и профессиональной сфере или межличностном общении, как правило, вначале специалист проводит диагностику для определения основных характеристик личности. А затем, на основании объективных данных, а также собственных наблюдений и бесед с клиентом психолог диагност делает выводы и намечает соответствующую стратегию индивидуальной работы.

Сегодня все больше людей озабочены проблемами личностного роста и развития, и результаты таких исследований помогают специалисту дать им рекомендации по работе в том или ином направлении для максимальной самореализации и реализации заложенного в них потенциала.

Чего бы вы ни хотели достичь: освобождения от застарелых комплексов, избавления от тревоги и страхов или самосовершествования — психодиагностика становится базой, на основании которой специалист может составить индивидуальный план работы. План, который наилучшим образом подойдет именно вам и поможет наиболее эффективно решить ваши проблемы.

Обращаясь к психологу, проводящему диагностику, нужно помнить, что он действует в рамках Этического кодекса, то есть, руководствуется принципом объективности и конфиденциальности, который исключает разглашение информации.

helpman.ru

Психологическая диагностика

 Глубокое исследование, которое позволяет выявить в начальной стадии психологические и психические расстройства, даже очень серьезные, носит название психологической диагностики. Она сочетает в себе разные подходы к человеку, основываясь на детальной информации о нем. Такой метод позволяет анализировать его психологическое состояние, оценить нервную деятельность, мыслительные процессы, возможности развития. Полученные исследования должным образом исследуются и обрабатываются специалистом, на их основании он делает профессиональные выводы.

 Эффективная работа психолога с пациентом невозможна без психологической диагностики. Это ключевое направление деятельность специалиста, ведь без такого процесса он не может осуществить консультирование, профилактику и провести экспертизу.
 
Психологическая диагностика – это отрасль науки, определяющий компонент проверки действенности как лечебного, так и педагогического процесса, помогающий распознавать способности индивидуума. Ее следует пройти любому человеку, даже со здоровой психикой, а не предполагающему у себя психическое расстройство, не говоря уже у тех, у кого есть предпосылки к психическим заболеваниям.
 

Психологическая диагностика поможет понять себя, причины неприятностей, неудач в личной жизни, тревожного состояния, депрессии, проблем в семье и на работе, снижения собственной оценки, нарушения сна и т.д. Ее нужно пройти сразу же при появлении подобных признаков, не оттягивая визит к специалисту «на потом», ведь они могу быть как незначительными, так и предвестниками достаточно серьезных нарушений психики.

Следует отметить, что психодиагностика является сопутствующим элементом и при лечении психиатрических заболеваний – с ее помощью определяется эффективность хода терапии на разных фазах.

 Специалисты Центра психоэндокринологии имеют высокую квалификацию и большой опыт по проведению психологической диагностики. Оценку состояния обратившегося к ним они проведут тщательно и качественно.
 

   Методы психодиагностики

 Такие исследования проводятся в комплексе и предполагают:
  • нейропсихологическое исследование определяет состояние и функциональность мозга, и т.д. Оно выявляет факторы нарушения высшей психической деятельности головного мозга;
  • диагностику структуры личности, которая исследует восприятие человеком окружающего мира, разные способности, концентрацию внимания, особенности мышления, характера, памяти;
  • диагностику семейных и межличностных отношений,
  • проверку социально-бытовых, профессиональных навыков. Она выявляет навыки человека, а также раскрывает его потенциал, взаимодействие с обществом, коммуникабельность;
  • патопсихологическое исследование выявляет степень таких состояний, как агрессивность, противостояния стрессам, тревожность, особенности поведения;
  • определение чувствительности к терапии, позволяющий выработать наиболее подходящий метод психотерапии. Главную роль здесь играет составление эмоционального портрета человека.
  

  Суть процесса

 Психодиагностика оценивает психологическое состояние людей, ее цель – поставить психологический диагноз. Главным, основополагающим этапом обследования является доверительная беседа со специалистом. Такое клиническое интервью, когда пациент откровенно рассказывает все о себе, что его беспокоит и дает свою оценку ситуации, а врач мягко задает ему наводящие вопросы, помогает установить тесные отношения с пациентом. Чтобы лучше «раскрыть» пациента, ему может быть предложено пройти психологические тесты, для этого специально разработанные.
 

Данная методика позволяет специалисту нашего Центра за короткое время собрать наиболее полную информацию о личности человека, определить, какие проблемы его беспокоят, и понять их причины. Все это поможет правильно подобрать самую результативную терапию, корректирующую поведение человека.

 

Но это далеко не все. Психодиагностику проводят еще и с помощью таких специальных процедур:

  • снятия электроэнцефалограммы;
  • генетических исследований;
  • проверку функционала нервных клеток с помощью молекулярно-биологических маркеров;
  • проведения МРТ — нейровизуализация мозга;
  • исследования периферических нервов, биоэлектрической активности нервной ткани головного мозга, вегетативной нервной системы;
  • психологическое консультирование.
 
Данные меры, примененные специалистами нашего Центра в комплексе, позволяют точно диагностировать состояние психики пациента.
 Каждому современному человеку стоит понимать, что к своему психическому здоровью в наше непростое время следует относиться очень внимательно и бережно. Поэтому не стоит пренебрегать психологической диагностикой, а необходимо пройти ее, чтобы знать все «подводные камни» и уметь обходить их.

arbat25.ru

Профессиональные функции психолога-диагноста

Профессиональные функции психолога-диагноста

К ведущим профессиональным функциям психолога-диагноста относятся:

  • Научно-методическая. Психолог-диагност владеет современными теоретическими знаниями в области психологии человека, психологии личности, психологии развития, социальной психологии, специальной психологии и т.п., а также общими теоретико-методологическими и методическими принципами психологического и психодиагностического исследования.
  • Диагностическая. Психолог-диагност организует и проводит психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, анализирует и интерпретирует полученный диагностический материал, составляет психологические заключения и рекомендации.
  • Прогностическая. Полученные в исследовании результаты психолог-диагност использует для прогнозирования индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного хода.
  • Консультационная. Полученные в ходе диагностики результаты с соблюдением всех правил этики доводятся до самого обследуемого или лиц, заинтересованных в них (родителей, учителей, заказчиков и т.п.). Цель обратной связи в психодиагностике — определение оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, обеспечения психологического комфорта, а также минимизации проблемных зон, ослабления эмоционального напряжения, внутриличностных и межличностных конфликтов.
  • Просветительская. Полученные в диагностическом исследовании результаты могут использоваться психологом с широкими слоями населения, специалистами смежных с психологией областях, особенно с лицами, участвующими в образовательном и воспитательном процессе. Цель подобной работы заключается в формировании и совершенствовании психологической культуры населения.
  • Экспертная. Психолог-диагност участвует в организации и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик и «психофизиологической цены» их успеха, а также выявление индивидуальных ограничений использования представленных на психодиагностическую экспертизу разработок.
      источник:
    • Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. — 671 с. (с. 46-47)
  • testoteka.narod.ru

    Исследование или диагностика? Пристальный взгляд дилетанта //Психологическая газета

    В различных профессиональных сообществах уже много лет то и дело вспыхивает дискуссия о роли статистической обработки получаемых результатов, о том, чем отличается истинная психодиагностика от научного исследования и т.п. Участие в них принимают специалисты-психологи разного уровня: от академических светил до рядовых практических психологов. Как-то в обсуждении старого на сегодняшний день, отклоненного ГД [2], «Проекта о психологической помощи» на страницах «Психологической газеты» даже целая группа авторов подписалась под утверждением, что диагностика и экспертиза — разные вещи. Вероятно, это им так виднее или выгоднее.

    Участвуя в этих дискуссиях, где стрелы и копья, и все, что под руку попадалось, летели, как в сторонников, так и в противников какой-то одной точки зрения, я долго не мог понять, в чем же заключается этот спор «остроносиков» и «тупоносиков» (по Джонатану Свифту). В одном из профессиональных практико-ориентированных психологических журналов даже была попытка провести обсуждение статьи доктора медицинских наук, профессора А.Н. Алёхина «Методологический диагноз психологической диагностике». Дискуссия не состоялась, и автор разместил свою статью на сетевом ресурсе («Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.». — 2011. № 2) [1].

    И вот тут, как в песне из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» в исполнении Л. Куравлева: «Вдруг как в сказке скрипнула дверь, все мне ясно стало теперь» (с). Просто не были разведены по сторонам дискуссионного ринга; как сами понятия и термины, так и участники предстоящего ристалища.

    Участников две группы. Первая — преподаватели вузов, теоретики, исследователи. Вторая — практики (психологи образования и других учреждений, независимые и «зависимые» судебные эксперты-психологи и т.п.). Каждый из них придерживается своего поля деятельности, считая его наиболее правильным.

    Первые преподают (порой и для будущих психологов-практиков), демонстрируют отдельные психодиагностические инструменты, что-то исследуют с их помощью, используя порой громоздкий арсенал математической статистики для обработки получаемых данных, но все они далеки от практики и плохо представляют себе, что это такое на самом деле.

    Вторые – команда более разношерстная. Кто-то занимается практикой, но как исследователь, кто-то до мозга костей практик. Одни из них не могут понять, почему занимаются не своим делом и ссылаются на то, что вот их так научили корифеи. Другие не могут понять, почему их коллеги, считают себя практиками, хотя на самом деле просто психологи-исследователи и далеко не психологи-диагносты. Были и психологи-эксперты: независимые, «зависимые», т.е. работающие под крышей лицензии экспертного учреждения (лицензирования экспертной деятельности в России для физических лиц официального нет). Не были разведены понятия «исследование» и «диагностика». Исследование обычно безличное, порой анонимное, порой безадресное.

    Кто такой психолог-исследователь? Исследователь берет какой-то один инструмент (порой — два или три инструмента, что особой роли не играет), запускает на случайную или конкретную выборку, получает данные, обрабатывает их статистически и пишет по результатам статью или отчет заказчику. Даже если запущенный им инструмент и относится к разряду «психодиагностических» — это не психологическая диагностика, а исследование и объем выборки хоть в одного человека, хоть в 100, хоть в 4000, хоть в десять тысяч испытуемых не имеет значения.

    Даже экспертиза учебников, учебных планов, программ обучения, психодиагностического инструментария и т.п. — только исследование, хотя и называется формально «экспертиза», «экспертная оценка». Да, здесь психолог эксперт, но от английского «expert», т.е. специалист. Также как термин «темпоральный» при одинаковой орфографии и орфоэпии в реальности имеет разные значения в зависимости от используемого этимона: «временной» (от англ. temporary) и «относящийся к виску (височной кости, височной области)» (от лат.  temporale). Кстати, этому виду экспертной (исследовательской) работы психолога посвящен один из специальных выпусков нашего ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology. Medicine» [3].

    Чем занимается психолог-диагност? Собственно психологическая диагностика (экспертиза) — это индивидуальная работа с конкретным субъектом во всей его целостности, сложности и индивидуальности. Вот именно тут и «собака зарыта». Психолог может использовать при работе с клиентом (подэкспертным и т.п. [пока за неимением другого подходящего термина будем использовать термин «клиент»]) хоть один, хоть море разливанное инструментов, но если он использует только это — он исследователь, и все его усилия в лучшем случае годны лишь для отчета или формальной отписки невзыскательному заказчику. Психолог-исследователь себя легко обнаруживает по традиционному вопросу к коллегам-психологам: «Какой методикой исследовать (далее указывается уже установленный вопрошающим «феномен»)?».

    Практическая психологическая диагностика (психодиагностическое исследование) — деятельность более сложная. Это не жонглирование психодиагностическими методиками и тестами [5; 6].

    Психодиагностическому исследованию предшествует ознакомление с запросом и сопроводительной к нему документацией (характеристика, обстоятельства дела (при запросе от адвоката, следователя, суда), сведения об успеваемости (у школьника), тетради с письменными работами (у школьника), продукты внеучебной деятельности (поделки, рисунки и др.) хобби и т.п.).

    Прежде, чем использовать ту или иную психодиагностическую методику, квалифицированный психолог-практик заключает с субъектом контракт (т.е. получает разрешение на работу с клиентом, обозначает границы своей компетенции и т.п.) Далее изучает жалобы, внешние проявления в поведении, ориентированность в пространстве и времени, и актуальное психофизическое состояние того, с кем работает. Психолог-диагност учитывает всю доступную ему информацию от внешнего вида, одежды, манеры держаться, отвечать на вопросы или задавать их, видимых или выведенных тату (можно прямо узнать о наличии скрываемых татуировок), вплоть до запаха, исходящего от клиента. Все это — данные, получаемые в ходе непосредственного наблюдения за клиентом, в общении с ним.

    В ходе беседы выясняются у взрослого (или у родителя ребенка) сведения о развитии и личный анамнез.

    Далее следует анамнез состояния. В принципе, здесь просто надо получить информацию на вопросы: «Когда?», «как?», «при каких обстоятельствах?», «как проявляется?».

    Беседа может сопровождаться и кратким проективным интервью по Й.Шванцаре (1978): «Что попросить у волшебника?» (или «Если бы ты был волшебником»), «Какой возраст лучше?» и т.п. [7].

    Только после этого практический психолог-диагност переходит к предъявлению психодиагностических методик. И вот тут психолог-диагност не забывает главного совета С.Я. Рубинштейн (1970) о том, что результаты, полученные при помощи одной методики, должны быть обязательно проверены сходной с нею, но другой методикой [4].

    Думается, всем понятно, что практическое психодиагностическое исследование редко завершается за один сеанс. Особенно, если это ребенок.
    Итогом работы с клиентом является психологическое заключение. Именно этот «вердикт» выносит психолог, он не ставит «диагноз» и, тем более, медицинский диагноз, даже если это врач или фельдшер по предыдущему образованию. Далее следуют ответы на запрос (а при судебно-психологической экспертизе или запросе к специалисту-психологу от адвоката на «вопросы, поставленные на разрешение») или формулирование пунктов коррекционной работы (для заказчика), или консультация родителя (лица его заменяющего).

    Вот этим отличается собственно диагностическое исследование (психодиагностика) психолога-практика от классического исследования его коллеги для теоретических (научных, диссертационных и т.п.) целей.

    А чем отличается психолог-профессионал от психолога-любителя?

    Первый четко знает границы своей компетенции и соответствующе позиционирует себя либо как психолога-диагноста, либо как психолога-исследователя. Второй — берется за все подряд, без разбора, в том числе за логопедию, за другие направления коррекционной педагогики и за психиатрию с психотерапией.

    Но более подробно этот вопрос, возможно, уместнее рассмотреть в другом эссе из серии «пристальный взгляд дилетанта».

    Литература

    1. Алёхин А.Н. Методологический диагноз психологической диагностике. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 27.04.2017).
    2. Кисельникова Н.В. Отзыв и предложения по изменениям и дополнениям к проекту Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» // «Психологическая газета» [Электронный ресурс]. URL: http://psy.su/feed/3870/#comments_all (14.07.2014).
    3. Многогранность экспертной работы глазами будущих психологов [Электронный ресурс] //PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2. — 408 с. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1821783
    4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — Ташкент: Медицина, 1970. — 215 с.
    5. Чупров Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования.- № 3, 2009 г. — С. 111-115.
    6. Чупров Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования.- № 4, 2009 г. — С. 124-127.
    7. Шванцара Й. и колл. Диагностика психического развития. — Прага: Авиценум, 1978. — С.116-120.

    psy.su

    Спец курс по психологической диагностике

    • Тема 1 — Первичная диагностика клиента методами арт-терапии


    Психологическое консультирование это в первую очередь стратегия! Но многие начинающие специалисты зацикливаются на тактике, стараясь применить какую либо технику к конкретному случаю. В этом и состоит одна из главных ошибок начинающего консультанта. А правильная стратегия начинается с качественной диагностики. 

    Что такое диагностика в арт терапии. Это 3 этапа работы с рисунком: 1) Это наблюдение за процессом создания рисунка, где все важно, выбор листа, выбор материала, с чего начал рисовать, чему уделил больше внимания чему меньше, про что забыл. 2) Это диагностика цвета, форм и символов 3) Это последующее обсуждение рисунка. На вебинаре мы самым тщательным образом рассмотрим все этапы, это позволит вам лучше понять клиента и подобрать эффективную стратегию дальнейшей работы.

    Что будет на вебинаре: 

    1. Набор изобразительных материалов арт-терапевта.
    2. Работа с сопротивлением клиента «Что делать! Клиент не хочет рисовать?»
    3. Важные этапы наблюдения за клиентом в процессе создания рисунка.
    4. Рисунок-формальность и рисунок с которым можно работать.
    5. Диагностика цвета и форм.
    6. Аналитический подход в работе с рисунком.
    7. Набор базовых диагностических методик арт терапевта.
    8. Работа с рисунком, вербализация как один из важных этапов работы с рисунком.

    • Тема 2 — Компетенция, рамки, границы и ответственность при психодиагностике и психотерапии


    Для того, чтобы клиент мог получить квалифицированную и эффективную помощь психотерапевт должен обладать определенным уровнем компетенции, уметь разделять ответственность с другими специалистами и сам им клиентом, использовать экологичные, безопасные «инструменты» в своей работе.

    На вебинаре мы разберемся: 

    — к кому конкретно каждый из клиентов должен обращаться за помощью: к психологу-консультанту, психотерапевту или психиатру;

    — каким образом построить правильные психотерапевтические отношения

    — какими знаниями и умения должен обладать психолог для оказания эффективной психологической помощи клиенту.

    Таким образом, на вебинаре поднимем такие вопросы:

    1. Компетенция психолога, психотерапевта, психиатра
    2. Как понять, что клиент «ваш» и вы можете быть полезны ему
    3. Основные виды психологической помощи
    4. Какие вопросы необходимо задавать клиенту на первичном интервью
    5. Как сформировать рабочий альянс
    6. Формирование и соблюдение границ и рамок в терапии
    7. Разделение ответственности
    8. Принцип четырех «Э»: этика, экологичность экспертность, эмпатия.

    • Тема 3 — Психологические защиты и психодиагностика


    Термин психологические защиты является базовым для всех психотерапевтов вне зависимости от направления психологии, к которому они относятся. Ведь, понимание того, как человек «защищается» от негативных переживания дает нам возможность определить какой тип личности или уровень организации у клиента. 

    Обладая подобными знаниями в психодиангостике мы можем лучше распознать проблему клиента и более эффективно, качественно и экологично помочь ему в его симптоматике.

    На вебинаре мы рассмотрим психологические защиты в зависимости от их принадлежности к зрелым (вторичным) и незрелым (первичным).

    На вебинаре будет необходимый теоретико-практический минимум по вопросам:

    1. Необходимость знания психологических защит
    2. Схема формирования психики
    3. Стадии психосексуального развития
    4. Уровни организации личности
    5. Типы личности
    6. Первичные защитные механизмы
    7. Вторичные защитные механизмы

    • Тема 4 — Гештальт-диагностика «трудного подростка»

    «Трудный подросток» — это, прежде всего, «еще не взрослый и уже не ребенок», кричащий о помощи… Это уникальная целостная система, которая на каком-то этапе жизненной истории была искажена и нуждается в «протянутой руке» квалифицированного психолога, психотерапевта.

    На вибинаре мы заглянем в мир «трудного подростка» через широкое окно гештальт-терапии. Мы сможем:

    1. Детально разобраться в понятиях «подросток обыкновенный/необыкновенный, трудный подросток»;

    2. Обсудить особенности диагностики и терапевтической работы гештальт-терапевта с «трудным подростком», где диагностика – уже терапия, а терапия – диагностика;

    3. Рассмотреть  в примерах, основные «опорные точки»:  «уровень энергии», «внутренние феномены»,  «кривая контакта: пре-контакт, контакт, фул-контакт и пост-контакт», «стратегии работы», «Фон и Фигура», «Фигура предъявления и Фигура избегания», «теория поля», «взаимодействие функций «ego», id и personality», «механизмы прерывания/организации контакта», «гомеостаз и творческое приспособление»;

    4. Заглянуть за кулисы потенциальных сложностей, ловушек и подводных камней в работе «бывалого психолога»;

    5. Попробовать на себе проективную методику  арт-гештальта: «Мудрец». Особенностью данной методики является, как диагностический, так и терапевтический эффект восстановления целостности внутреннего Я, с опорой на внутреннюю мудрую часть, которая есть в каждом из нас.

    • Тема 5 — Гештальт-диагностика семейной системы

    Семья, как целостная система – предмет интереса большинства психологов и психотерапевтов. Важной особенностью работы гештальт-терапевта с парой и семьей является умение видеть, слышать, ощущать, чувствовать, эмпатировать, осознавать, прояснять и переводить то, что происходит на приеме в режиме «онлайн» — «тут и теперь». 

    Опираясь на глубину личной терапии и профессионального опыта, терапевту важно сформировать безопасное пространство и поддерживающую среду «клиент-терапевтического альянса», помочь сформировать и реализовать запрос. 

    Рассматривая важные элементы такой работы, мы с вами поговорим о:

    1. Фоновой и процессуальной диагностике.
    2. Гештальт-терапие семьи, как поиске «хорошей формы».
    3. Уровне энергии — уровне жизни.
    4. Том, что такое гибкость и ясность семейной системы. Роли и отношения. Традиции и правила. Вовлеченность и границы…
    5. Эксперименте, как диагностическом инструменте.
    6. Терапевтические интервенции, как единстве поддержки фрустрации.
    7. Гомеостазе семейной системы (Упражнения: «Место отдыха моей души», «Мой домик»).
    8. Роли психолога/психотерапевта в возвращении целостности системе. Возможности и ограничения, сложности и успехи.

    • Тема 6 (2 занятия) — Психологическая диагностика отклонений в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста 


    За последние десятилетия во всем мире увеличилось количество детей с расстройствами психологического развития, своевременное обнаружение проблемы увеличивает шансы на успешную коррекцию. 

    В процессе обучения вы получите четкий алгоритм обследования ребенка; готовые подборки методик для обследования детей по возрастам; научитесь проводить диагностику основных сфер развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, используя патопсихологические методики, арт-терапевтичекие и символдраматические техники; узнаете каковы критерии того, что необходимо обращение к врачу (психиатру, неврологу) или дефектологу (олигофренопедагогу, логопеду).


    На 1м занятии изучим:

    1. Особенности диагностики в разные возрастные периоды.
    2. Диагностика когнитивной сферы (память, внимание, мышление, восприятие).
    3. Диагностика интеллектуальной сферы.
    4. Диагностика мотивационной сферы.
    5. Диагностика особенностей развития личности.
    6. Диагностика детско-родительских отношений.
    7. При каких показателях направить к психиатру, неврологу, дефектологу, врачам общего профиля.


    На 2м занятии коснемся таких тем:

    1. Применение в психологической диагностике арт-терапевтических техник.
    2. Особенности использования МАК в диагностике.
    3. Символдрама в диагностике нарушений развития.
    4. Основы патопсихологической диагностики.
    5. Диагностика наличия невроза и вида невроза.
    6. Критерии диагностирования депрессивных нарушений, страхов, ПТСР.

    Кроме записей 7 занятий курса вы так же получите записи 2х промо-вебинаров курса (их темы тоже будут указаны в сертификатах):

    1. Телесная диагностика в консультировании

    2. Экспресс-диагностика методами арт-терапии

    main.psychologionline.com

    Профессиональные функции психолога-диагноста\n — Страница № 1

    Социальное и научное значение психологической диагностики в
    значительной степени определяется широтой спектра ее взаимодействия с
    психологическими дисциплинами и с реальными жизненными ситуациями.
    В связи с этим психологу-диагносту в своей практической деятельности
    при решении многих психодиагностических проблем приходится
    реализовывать разнообразные функции. К ведущим профессиональным
    функциям психолога-диагноста относятся:
    • научно-методическая. Психолог-диагност должен владеть
    современными теоретическими знаниями в области психологии человека,
    психологии личности, психологии развития, социальной и возрастной
    психологии, специальной психологии и т. п. Ему необходимы также знания
    существующих психологических направлений и школ, общих теоретико-
    методологических, методических и этических принципов психологического
    и психодиагностического исследования. Для этого психолог-диагност ведет
    постоянную методическую работу по определению диагностических и
    прогностических возможностей инструментария, собирает сведения о
    появлении и апробации нового поколения методик;
    • диагностическая. Психолог-диагност организует и проводит
    психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными
    целями, задачами и гипотезой. Он анализирует и интерпретирует
    полученный диагностический материал, составляет психологическое
    заключение и подготавливает рекомендации;
    • консультационная. Полученные в ходе психодиагностики
    результаты с соблюдением всех правил этики психолог доводит или до
    самого обследуемого, или до лиц, заинтересованных в них (родителей,
    учителей, опекунов, заказчиков и др.). Цель «обратной связи» в
    психодиагностике — определение оптимальных психологических
    условий для развития и становления индивидуальности, обеспечения
    психологического комфорта, а также минимизации проблемных зон,
    ослабления эмоционального напряжения, внутриличностных и
    межличностных конфликтов. В ходе консультирования определяются фор-
    мы психологической помощи, ее длительность, возможные результаты.
    Психодиагностическое консультирование — обязательный элемент
    психодиагностического исследования при определении профессиональной
    пригодности, профессиональных и карьерных ориентации;
    • прогностическая. Полученные в исследовании результаты
    психолог-диагност использует для прогнозирования направленности
    индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного
    хода;
    • просветительская. Полученные в диагностическом исследовании
    результаты могут использоваться психологом в работе с широкими
    слоями населения, специалистами смежных с психологией областей,
    особенно с лицами, которые участвуют в образовательном и воспи-
    тательном процессе или оказывают социальную поддержку. Цель
    подобной работы заключается в формировании общей психологической
    культуры населения за счет развития представлений о психологии
    человека, его поведении в критических ситуациях, переживаниях;
    • экспертная. Диагност участвует в организации и проведении
    психодиагностических исследований, направленных на определение
    эффективности индивидуальных формирующих, развивающих,
    коррекционных программ, на разработку диагностических методик.
    Экспертная функция предполагает также выявление ограничений
    использования представленных на психодиагностическую экспертизу
    разработок и аппаратуры.

    botanim.ru

    МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

    МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

    Психодиагностика– этообластьпсихологическойнауки, в рамках которой разрабатываются способы, методы, приемыраспознавания индивидуально-типологических особенностей личности.

    Структура психодиагностики:

    I блок– общая теория психологического измерения

    II блок– частные теории и концепции, а также методики на их основе

    — тест личности Айзенка – 2 фактора

    — 16-ти факторный опросник Кэтелла – 16 факторов

    III блок– вне тестовая диагностика.

    Методы психодиагностики:

    беседа

    наблюдение(структурировано, фиксируется)

    эксперимент(лабораторный, естественный)

    тестирование(отличается своей измерительно-испытательной направленностью. Результат – количественная оценка измеряемого явления)

    опрос, анкетирование

    педагогическая документация наребенка– что, сколько посещал, трудности работы, продукты деятельности

    медицинская документация– анамнез, история развития, болезни

    сбор психологического анамнеза– информация о семье, окружение. Метод исследования личности – А.Е. Личко

    психобиографический анамнез– сбор информации о ситуации развития

    Тестирование

    Основные требованияк психодиагностическому инструментарию:

    1) Стандартизация– инструкция, стимульный материал, процедура, результаты, норма

    2) Валидность– соответствие уровню развития ребенка, предмету исследования, возрасту.

    Анна Анастази «Психологическое тестирование»: Валидность теста – характеристика того, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

    3) Надежность– точность и достоверность измерений. Чем более надежна, тем меньше ее результаты зависят от влияния посторонних факторов.

    Типы валидности:

    1) Дифференциально-диагностическая – характеристика того, насколько результаты теста позволяют отдифференцировать испытуемых по изучаемому показателю (к примеру, норма от патологии)

    2) Текущая– насколько результаты теста отражают актуальный уровень развития ребенка

    3) Прогностическая– от слова прогноз. Характеристика того, насколько по результатам теста можно определить будущее развития ребенка (ЗБР – зона ближайшего развития)

    4) Критериальная– от слова критерий – когда результаты теста соответствуют внешнему критерию.

    Основные психодиагностические подходы

    3 способа получить информацию:

    — объективный подход

    — субъективный подход

    — проективный подход

    Объективный – диагностика основана на оценке результатов деятельности испытуемого и способов этой деятельности (все тесты интеллекта и познавательной деятельности)

    Субъективный– диагностика основана на самооценках испытуемого, особенности своей личности (характера, ценностных ориентаций итд) – опросники личности и шкальные методики

    Проективный– диагностика основана на механизме проекции личности на слабо структурированный неоднозначный стимульный материал (все проективные методики). Методики Рошиха (чернильные кляксы)

    Рисуночные тесты – импрессивные – рисунок уже готов. Его остается только интерпретировать. Тест Розен-Цвейка (на толерантность к фрустрации)

    — экспрессивные – ребенок рисует – кактус, дом-дерево-человек, несуществующее животное итд

    Незаконченное предложение – проблемные зоны в системе личности человека.

    Проективный подход очень популярен, но сложности в том, что субъективизм профессионала при обработке результатов.

    Наиболее выигрышная диагностика та, в которой используются все подходы.

    Основные этапы психологического обследования ребенка (индивидуального)

    3 этапа.

    I. Подготовительный

    II. Основной

    III. Заключительный

    Подготовительный этап– выслушивание жалоб родителей (педагогов) и запросов к психологу. Запрос записывается письменно. Знакомство со всей документацией. Изучение работ, деятельности. Беседа с ребенком, наблюдение за его поведением и реакциями. Примерное представление, что за ребенок и какая может быть проблема. Познавательная среда, эмоционально-волевая сфера итд.

    Получить внутреннее согласиеребенка на работу с психологом. Положительная мотивация к обследованию.

    Основной этап– осуществление намеченного плана. Начало обследования. Проблему раскрываем, корректируем первоначальный план.

    Заключительный этап– 1) первичная обработка результата (подсчет сырых баллов)

    2) перевод первичных оценок в стандартные – для сопоставления разных методик между собой

    3) Сравнительный анализ этих оценок с нормативами, которые даны.

    4) анализ и интерпретация полученных результатов

    5) оформление заключения

    Схема заключения:

    должно быть адресным. Психолого-педагогическая рекомендация.

    3 основные части.

    1 часть – во время беседы….

    Беседа и наблюдение. Как он вступал в контакт, легко (нехотя итд) относился к обследованию итд, насколько добросовестно выполняя задание, реакция на успех и неуспех, сформированность самоконтроля, активность в решении задач, беспокойство, усидчивость/неусидчивость, истощаемость, понимание инструкции, как, с какого раза.

    Фиксируется все, что может помочь в диагностике.

    2 часть – описание всех результатов исследования

    2 основных правила: (1) – Описание и анализ результата предметно.

    Данные анализируются по предмету исследования, а не по методикам.

    Предмет – не эмоционально-волевая сфера, а понимание эмоций, тревожность итд

    (2) – Надо анализировать не только слабые стороны развития ребенка, но и сильные его стороны с целью выявления механизмов компенсации.

    Интерпретация – психологическое описание полученных результатов.

    3 часть – обобщение полученных данных

    Что выступает на первый план, на второй.

    Резюме. Психолог не ставит диагноз!Он ставит только психологический диагноз, т.е. никаких нозологий типаF84 или др. он не ставит.

    Л.С. Выготский писал, что конечным результатом деятельности психолога-диагноста является установление психологического диагноза, содержание которого связано с определением индивидуально-типологических особенностей личности.

    Психологический диагноз сопряжен с психологическим прогнозом.

    Понятие психологического диагноза и психологического прогноза по Л.С. Выготскому:

    3 условия психологического диагноза:

    1) симптоматический– выявление какого-либо нарушения, недоразвития

    2) этиологический – выявление причины, происхождения нарушения

    3) типологический– выявление, умение психолога вписать выявленные нарушения в динамическую картину личности.

    Личность видится более целостно. Но необходимо учитывать фактор развития ребенка 

    Психологический прогноз– умение психолога на основе знаний о прошлом и настоящем развитии ребенка настолько понять логику этого развития, чтобы спрогнозировать его будущее развитие.

    Кроме IQ, даваемого психологом, есть структура интеллекта – график по разным показателям.

    УО – отставание по всем показателям. ЗПР – показатели неравномерные, отставание по . одним, норма по другим

    Понятие функционального диагноза

    (медицинского, но расширенного)

    Возникло в реабилитационной медицине. Основной девиз реабилитационной медицины – апелляция к личности больного человека.

    Ф.Д. = мед.часть(у/о, от психологаIQи структура интеллекта)+ психол.часть(особенности личности)+ социал.часть(работа социального педагога: условия, семья итд. Социально-демографический паспорт на ребенка)

    Психол.часть и социал.часть составляют психологический анамнез.

    Диагностический обучающий эксперимент как метод псих-пед диагностики (ДОЭ)

    Обучение, обученность, обучаемость. Что из этого педагогическое, а что психологическое понятие?

    Обучение– процесс передачи знаний, навыков, умений от одного к другому.Педагогическаятехнология, эффективность оценивают педагоги.

    Обученность– степень усвоения знаний, умений, навыков в процессе обучения.Педагогическийинструмент диагностики обученности – контрольные, тесты, ответы у доски, с места и т.д.

    Обучаемость– способность ребенка к усвоению знаний.

    Психологическаятехнология. Определяет психолог, каков потенциал ребенка. Раскрывает структуру, способности, что ниже, выше или в норме. Конкретизирует, в чем именно способен ребенок.

    ДОЭявляется популярным методом психодиагностики, направленным на исследование потенциальных возможностей ребенка к обучению, в специально организованных условиях под воздействием взрослого. ДОЭ предназначен для качественной и количественной оценки показателя обучаемости ребенка.

    Обучаемость ребенка имеет 3 основных составляющих:

    1) активность в решении интеллектуальных задач – интерес к познаниям

    2) восприимчивость к помощи взрослого

    3) сформированность логического переноса усвоенного способа решения задач на новые, аналогичные.

    Методики, разработанные в варианте ДОЭ, отличаются высокой прогностической валидностью, а так же дифференциально-диагностической валидностью.

    Этот ДОЭ разработан на основе концепций Л.С. Выготского по зоне ближайшего развития и о соотношении обучения и развития.

    Обучение влечет за собой развитие, поэтому обучение направлено на зону ближайшего развития – ЗБР.

    Примером методики, разработанной для ДОЭ, является методика А.Я. Ивановойпод названием«Классификация геометрических фигур».

    Цель: выявление уровня умственного развития ребенка 6-9 лет, показателя его обучаемости.

    Стимульный материал: 2 набора карточек по 24 карточки в каждом с изображением геометрических фигур разной формы, цвета и величины.

    1 набор – 4 формы (круг, квадрат, ромб, треугольник) – 3 цвета (красный, желтый, синий) – 2 размера (большой, маленький)

    2 набор – 3 формы (круг, квадрат и пятиугольник) – 4 цвета (красный, желтый, синий и зеленый) – 2 размера (большой, маленький)

    К первому набору прилагается таблица с изображением всех фигур этого набора.

    ДОЭ состоит из 2х частей:

    1) обучающая– оказывается три вида помощи:

    — стимулирующая

    — организующая

    — содержательная, обучающая

    2) аналогичная заданию– стимулирующая помощь. при необходимости организующая.

    Обучающая помощь только в первой части. Строго дозирована. Каждая доза помощи – урок-подсказка (ном.1, ном.2, ном.3 итд)

    Вторая часть – дается похожее задание. Смотрится как усвоен первый этап эксперимента, перенос усвоенных способов решения задач на самостоятельную деятельность.

    На основании проведенной методики можно вычислить показатель обучаемости – ПО.

    ПО = ОР + ВП + ЛП

    ОР = ориентировочная реакция. пассивная = 0 баллов, активная = 1 балл.

    ВП = восприимчивость к помощи. ПИ – проявление инертности. за каждое по 1 баллу. КУ – количество уроков.

    ЛП – логический перенос – ППСЛФ = 0 баллов. Полный перенос словесно-логической формы – назвал и показал 3 формы.

    ЧПСЛФ = частичный перенос словесно-логической формы = назвал и показал 2 формы = 1 балл

    ППНДФ = полный перенос наглядно-действенной формы. не сказал, сделал 2 формы = 2 балла

    ЧПНДФ = частичный перенос наглядно-действенной формы. не сказал, показал 2 формы = 3б.

    ОЛП = отсутствие логического переноса = 4 балла.

    Нормативы:

    ПО норма – 0-5 баллов

    ПО ЗПР – 5-9 баллов

    ПО УО – 9-18 баллов

    Выявляет группу риска. Хороша для подготовки к школе.

    (Книга: Рубинштейн С.Я. Москва. «Экспериментальные методики патопсихологии», 2011 год.

    1 том – описание, 2 том – стимульный материал)

    Тесты интеллекта и познавательной деятельности

    Очень популярны, направлены на оценку общих способностей к познанию окружающего мира. Результат –IQ(количественная оценка) и уровень сформированности отдельных познавательных процессов (структура интеллекта).

    2 теории:

    КТЛ (культура свободного интеллекта) – интеллект обусловлен социальными условиями ребенка.

    Интеллект – наследственный фактор.

    Первый измерил умственные способности – Гальтон(труд – Измерения умственных способностей человека)

    1905г– появилась шкалаБине-Симона. Позволяла дифференцировать норму от патологии.

    Список заданий на 5-10 лет. Дают ребенку 6ти лет тест на 6 лет. Отвечает правильно – IQнорма. Не отвечает – дают тест на 5 лет и т.д.

    Модификацияшкалы — 1908-1911годы – они сами. Не только норму от патологии, но и диапазон нормы. Их заслуга в том, что они нашли способ диагностировать интеллект в диапазоне нормы и ввели понятие «умственный возраст».

    1927г – Л.С. Выготский написал статью с критикой шкалы Бине-Симона, но подчеркивал ее огромное психодиагностическое значение.

    1909г – Россия – разработка Рассолимо – предложил тест с дифференциацией УО от нормы, доказал что неуспевающие дети – не всегда УО.

    Не только IQ, но и нарисовал структуру интеллекта.

    Составляющие умственного развития ребенка:

    1) психический тонус

    2) память

    3) мышление

    Составил 7 типов умственного развития. Каждый параметр подробно – «Психологический профиль»

    Тест Равена – «Прогрессивные матрицы» — 1936г

    Внимание, мышление на невербальном уровне.

    Надежный, валидный, на исследование невербального интеллекта.

    Взрослый вариант – от 11 лет – черно-белый. Детский – 5-11 лет – цветной.

    Черно-белый вариант – 60 матриц. 5 серий. 12 заданий.

    1, А – наиболее легкие сложность и серия

    12, Е – наиболее сложные.

    Детский – 36 матриц, 3 серии. А, А/В, В. А/В – промежуточная серия.

    Результат – уровень интеллекта в %.

    Структуру интеллекта нарисовать нельзя.

    На детях, подростках используется процедура как тест результативности.

    Преимущества и ограничения теста Равена:

    + поскольку тест невербальный, его можно проводить с детьми неслышащими, с нарушенияим речи, с детьми-мигрантами.

    — нельзя измерить вербальный интеллект.

    Тест Амтхауэра – 1953г

    Русло проблем профотбора и профориентации. Для подросткового и взрослого возраста (от 11 лет).

    176 заданий – 90 минут. Результат группируется в 9 субтестов. На основании результата рисунок структуры интеллекта.

    «Структура интеллекта»

    Несколько аналогичных версий. Можно отслеживать динамику развития ребенка. Можно получить IQ. Тест работающий, диагностический, эффективный.

    Тест Векслера

    Основные принципы диагностики отклонения ПР ребенка на ПМПК

    ПМПК – психолого-медико-педагогическая К-комиссия, К-консультация, К-консилиум (школьный). ПР – психическое развитие

    Консилиум:

    — определить программу помощи ребенку

    — 1 месяц реализовывать – снова консилиум

    — отправить на комиссию смотреть динамику

    — рекомендовать ребенку класс компенсирующего обучения при массовой школе

    Консультация:

    — расширить функции комиссии

    — до организации комиссии помощь родителям и ребенку

    — работают как центры психологической помощи детям

    — у себя организуют коррекционно-развивающие группы

    — связь с родильными домами для статистики и сведений в РОНО и т.д., сколько и с какими патологиями родилось детей.

    ПМПКомиссия

    1 принцип– комплексного подхода к обследованию ребенка на ПМПКребенка смотрят разные специалисты и психологическое исследование является неотъемлемой частью клинико-нейропсихологического и социально-педагогического обследования ребенка. Знакомство с медицинской документацией. Только психолог даетIQ.

    2 принцип– возрастной валидности подбираемых методик.

    Розанова Т.В. – 9 возрастных этапов.

    3 принцип– динамического подхода к исследованию ребенка. Любое исследование ребенка должно организовываться с учетом фактора развития ребенка. Т.е. оценивается не только актуальный уровень ребенка, но и зона ближайшего развития (ЗБР).

    Чтобы реализовать этот принцип на практике, психолог опирается на: — сверху вниз (задание на возраст, полегче, 6летний, еще легче, еще легче, 5 летний…….)

    — снизу вверх (задание легкое – справился – сложнее – справился – сложнее……)

    4 принцип– психолог проводит всестороннее и целостное обследование

    5 принцип– взаимодействие, деятельностный подход.

    Соблюдение условий проведения психологического исследования.

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *