Дизартрия это – причины, симптомы, диагностика и лечение

Содержание

Дизартрия это страшно? Диагностика и лечение

Нарушение звукопроизношения у человека всегда вызывает дискомфорт и опасения. Что же означает, когда мы слышим диагноз — дизартрия?

Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением функций речевого аппарата, в ходе которого нарушается связь клеток и тканей с нервными окончаниями, что вызывает ограничение движения органов речи, тем самым затрудняя артикуляцию.

Дизартрическая речь отличается неразборчивостью и скомканностью. У детей может наблюдаться общее отставание развития из-за влияния заболевания на речь и письмо. У взрослых нарушений письма и слухового восприятия речи не выявляется. Несмотря на это, болезнь доставляет одинаковый дискомфорт в любом возрасте.

Классификация

Неврологическая классификация отклонения основывается на области поражения речедвигательного аппарата. Исходя из принципа локализации очага развития заболевания, выделяют следующие формы дизартрии.

Бульбарная

При этой форме заболевания происходит понижение мышечного тонуса или атрофия мышц речевого аппарата. Отклонение возникает по причине развития опухолевых или воспалительных процессов в продолговатом отделе мозга, что разрушает ядра двигательных нервов. Речь этой формы дизартрии отличается замедленностью, непонятностью и назальным звучанием.

Псевдобульбарная

Чаще всего диагностируется псевдобульбарная дизартрия у детей как результат перенесенного поражения мозговой деятельности в возрасте до года. Речь замедленная, невнятная с нарушенным воспроизведением свистящих, шипящих и сонорных звуков. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется ограниченным движением губ и языка. Больные склонны к обильному слюнотечению и усилению глоточного рефлекса.

Подкорковая

Развивается по причине поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптомы включают в себя медленную неразборчивую речь и частые непроизвольные движения мимических или артикуляционных мышц, что вызывает спазмы лицевых мышц и несдерживаемые гортанные выкрики. Возможно изменение темпа и тембра речи и нарушение интонации.

Мозжечковая

Этот диагноз ставится достаточно редко. Речь отличается колебаниями громкости, скандированием слов и выкрикиванием отдельных звуков. Также наблюдается неустойчивость походки, неловкость, нарушение равновесия.

Корковая

Характеризуется нарушением артикуляции. При правильном произношении слов может наблюдаться затрудненное воспроизведение слогов. Нарушения чтения и письма отсутствуют.

Согласно классификации логопедов, основанной на степени понятности речи, выделяют 4 формы дизартрии.

  1. На первой стадии нарушения речи незаметны окружающим и могут быть выявлены только специалистом. Эта стадия протекания заболевания также имеет два других названия: стертая дизартрия и дизартрический компонент.
  2. Отклонение становится заметно окружающим. Сохраняется понятность речи.
  3. Дефекты речи четко выражены. Речь больного понятна только близкому окружению.
  4. Речь абсолютно не понятна или отсутствует совсем.

Независимо от того, по каким принципам выделяются виды дизартрии, в первую очередь, важно выявление причины дизартрии.

Причины

 

Дизартрия у взрослых в большинстве случаев является следствием травмы или заболевания головного мозга. Так, причинами развития дизартрии у взрослого человека могут выступать следующие факторы:

  • травмы головы;
  • инсульт;
  • опухолевые образования на участках головного мозга;
  • операции нейрохирургического характера;
  • нейросифилис;
  • олигофрения;
  • болезнь Паркинсона;
  • рассеянный склероз;
  • миатония;
  • миастения и т.д.

Нередко такое заболевание диагностируется у детей до 5 лет. Обычно дизартрия у ребенка развивается параллельно с детским церебральным параличом, являясь его следствием. Это связано с поражением центральной нервной системы, которое может возникнуть как в период внутриутробного развития, так и после рождения в течение примерно 2 лет.

На еще не родившийся плод могут повлиять следующие факторы:

  • токсикоз во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при родах;
  • развитие патологий во время беременности;
  • затяжные или стремительные роды;
  • преждевременные роды и т.д.

Развитие дизартрии в послеродовой период обычно связано с перенесением инфекционных заболеваний головного мозга, среднего отита, тяжелого отравления, черепно-мозговой травмы и другими причинами.

Симптомы

При дизартрии в любом возрасте происходит нарушение речевой деятельности, вызванное ослаблением связи клеток и тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Это, в свою очередь, изменяет ритм дыхания в момент речи, делая его прерывистым и учащенным.

Речь дизартрика отличается нечеткостью и непонятностью. В зависимости от стадии дизартрии наблюдаются нарушения речи разной степени тяжести. Так, стертая дизартрия у детей дошкольного возраста и у взрослых характеризуется малозаметными нарушениями в произношении тех или иных звуков. Дальнейшие этапы развития заболевания отличаются более явными дефектами речи (пропуски звуков, замедленность речи). Наиболее тяжелая стадия дизартрии характеризуется параличом мышц речевого аппарата и как следствие неспособностью пациента к речи.

Артикуляционные нарушения проявляются, как правило, в повышении или понижении тонуса мышц речевого аппарата. При повышенном тонусе наблюдается напряженность мышц лица, шеи, губ и языка. В случае если болезнь протекает при пониженном мышечном тонусе, проявляется вялость в мышцах языка и губ. Губы и рот приоткрыты, характерно обильное выделение слюны.

В случае если диагностирована дизартрия у ребенка, как следствие происходит искажение слухового восприятия речи и другие нарушения, что вызывает развитие сопутствующих речевых отклонений смежного характера и отклонения в общем развитии ребенка.

Обычно дизартрию у ребенка выявляют не раньше 5 летнего возраста. Как правило, стертая дизартрия характеризуется нарушениями речи, которые заметны мало и легко поддаются коррекции, так что дети могут обучаться в обычных образовательных учреждениях. В случае если дизартрия у ребенка протекает в тяжелой форме, необходимо определить малыша в специализированные учебные заведения.

При дизартрии в дошкольном возрасте лечение должно начаться немедленно. Выявить заболевание самостоятельно в домашних условиях бывает сложно, так как в этом возрасте дети только формируют свои речевые особенности, и допущение ошибок вполне естественно. Родителям следует обратить внимание на некоторые другие факторы. Так, у детей, у которых возможен дизартрический компонент, нарушена мелкая моторика рук, что вызывает сложности с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц или молний, лепкой из пластилина и т.д.

Более того, даже стертая форма дизартрии у детей вызывает ослабление лицевых мышц и мышц речевого аппарата, вследствие чего лицо ребенка может выглядеть вяло, рот обычно приоткрыт, а недостаточный тонус мышц языка создает препятствия при звукопроизношении.

Диагностика

Диагностирование заболевания проходит в два этапа: неврологическое обследование, выполняемое при помощи проведения клинических анализов, и логопедическое обследование.

Анализы и процедуры, через которые пациент должен пройти в ходе неврологического обследования, включают в себя следующие:

  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция и другие процедуры.

Осмотр у логопеда направлен на выявление тех или иных дефектов речи и артикуляции у пациента. Оценивается деятельность артикуляционного аппарата и состояние мышц речевого аппарата и лицевых мышц, а также то, кто как пациент дышит.

Логопед также исследует изменения голоса в процессе звуковоспроизведения (тембр, темп, интонация), способность пациента к записыванию текста под диктовку, к списыванию текса, к чтению и пониманию того, что было прочитано.

Диагностика дизартрии включает в себя

Коррекция

Успешным считается лечение дизартрии, в результате которого пациент восстанавливает свои способности изъясняться понятно для окружающих. Для того чтобы достичь этой цели, необходим комплексный подход к тому, как лечить заболевание, в основе которого заложена верная диагностика дизартрии, грамотное медикаментозное лечение,  логопедическая коррекция дизартрии и физиотерапевтические меры.

Медикаментозное лечение назначается специалистом после полного обследования пациента. Однако решить проблему только медикаментозно не получится, поэтому в курс лечения больного включаются физиотерапевтические меры.

Пациенту назначаются лечебные ванны, специальные физические упражнения, иглоукалывание, разного рода массажи, а также такие нетрадиционные, но, тем не менее, действенные методы коррекции, как плавание и общение с дельфинами, лечение творчеством, созидательные и развивающие игры с песком и многое другое.

Логопедические меры по коррекции дизартрии направлены на восстановление артикуляционного аппарата. В ходе занятий логопед работает с пациентом над произношением звуков, постановкой правильного дыхания и голоса, выполняет специальную гимнастику для разработки артикуляционного аппарата, а также проводит массаж языка.

Лечение дизартрии у ребенка должно опираться на логопедические занятия, а также лечение в домашних условиях.

Упражнения для детей дома

Занятия с логопедом бессмысленны, если не проводится коррекция дизартрии в домашних условиях. Ребенок до 6 лет, больной дизартрией, остро нуждается в постоянном внимании своих родителей, которые, в свою очередь, должны посвятить много времени специальным занятиям, направленным на восстановление функций речи малыша.

Для начала необходимо проводить массаж мышц лица, в ходе которого нужно попеременно пощипывать и поглаживать губы, щеки и нижнюю челюсть ребенка. Также немаловажно научить своего ребенка осуществлять массаж самостоятельно, стоя перед зеркалом, что поможет ему изучить свое лицо и работу мышц языка и губ.

Для восстановления корректного функционирования речевого аппарата, важно оттачивания движений челюсти на открывание и закрывание рта, фиксация определенного положения челюсти, изображение звериного оскала и трубочки губами.

Ребенку понравится игра с конфеткой на палочке. Так, ребенок должен удерживать леденец во рту, а мама и папа стараться его вытянуть. По мере уменьшения размеров конфеты, удерживать ее будет сложнее. Можно также прикладывать конфету сначала к правому, а потом левому уголку рта, чтобы ребенок пытался достать ее языком в таком положении.

Развивать моторику рук в домашних условиях можно при помощи мелких предметов, вроде горошин или бусин, которые ребенок должен перебирать. Малышу понравится процесс, если родители постараются сделать так, что это будет выглядеть игрой для малыша.

Прогноз и профилактика

Многим пациентов и их близких волнует вопрос, можно ли полностью излечиться от дизартрии. Точных прогнозов на этот счет нет, так как в отношении коррекции дизартрии важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение.

Кроме того, абсолютное восстановление функций речевого аппарата возможно только в случае легкого протекания заболевания, то есть при стертой дизартрии. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста корректируется по мере взросления и развития ребенка. На последующих стадиях есть шанс на некоторое улучшение речи, но полностью тяжелая степень не лечится.

Больным дизартрией в любом возрасте необходимо постоянное внимание со стороны близких людей, что одним (с легкими формами заболевания) поможет бороться с дизартрией, а другим (с тяжелыми формами) – не чувствовать себя обделенными и изолированными. Дизартрия и ее последствия сильно влияют на социализацию человека, именно поэтому таким больным необходима забота и внимание.

vseorechi.ru

понятие, виды, степень, симптомы и лечение

Дизартрия – это расстройство речи в целом, а не затруднение в произношении отдельных звуков, в следствии недостаточной иннервации органов речевого аппарата: связок, языка, мышц мягкого неба, губ, дыхательных и лицевых мышц. Это заболевание может иметь свои последствия в виде нарушения письменной речи, чтения и поведения.

Причины дизартрии

В подавляющем большинстве случаев (более 80%) дизартрия сопровождается ДЦП (детским церебральным параличем) и вызывается теми же нарушениями в центральной нервной системе. Эти нарушения могут возникнуть, как во время беременности, так и в первые два года жизни, а также во взрослом состоянии.

К факторам возникновения дизартрии относятся:

  • Гипоксия
  • Токсикозы во время беременности
  • Резус-конфликт
  • Болезни матери
  • Родовые травмы и патологии беременности
  • Энцефалит, менингит
  • Черепно-мозговые травмы
  • Отит среднего уха
  • Гидройефалия
  • Интоксикация организма
  • Инсульт
  • Опухоли головного мозга
  • Рассеянный склероз, атеросклероз и т.д.

Симптомы дизартрии

Дизартрия проявляется в нечленораздельности речи, когда человек произносит слова нечленораздельно, как будто с «набитым ртом», может появляться гнусавость, как при гайморите, произношение слов по слогам с периодическим их проглатыванием, нарушения ритма речи.  

Дизартрия сопровождается повышенным тонусом мышц речевого аппарата, что вызывает быструю усталость. Также может возникнуть и обратное – гипотония, при которой становится вялым язык, губы, щеки, повышается слюноотделение.

При дизартрии страдает произношение всех звуков, в том числе и гласных, а также происходят нарушения речевого дыхания, которые влияют на интонации и громкость речи.

Виды дизартрии

Деление дизартрии на виды происходит по месту дислокации повреждения, по степени нарушения речи и по определяющему (наиболее выраженному симптому). Рассмотрим наиболее распространенный формы дизартрии.

Бульбарная дизартрия – развивается в следствие поражения продолговатого мозга. При данной форме дизартрии нарушается связ между мышцами артикуляции с ЦНС. В результате больному с трудом удаются правильные движения языка и губ, которые находятся в расслабленном состоянии. В целом лицо становится малоподвижным, по является повышенное слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия – в более чем 80% случаев возникает в следствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет, либо в любом возрасте при травмах головного мозга. При заболевании выражена атрофия мышц речевого аппарата, приводящая к монотонности речи, также затрудняется жевание и глотание, повышается слюноотделение.

Корковая (кортикальная) дизартрия – нарушение лобной коры в редультате травм, опухолей или перенесенных заболевания таких, как энцеыалит или менингит, в результате которых частитчно теряются нейромедиаторные функции. При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость. Нарушения в лобной извилине также приводят к дисфункции других мышц организма, помимо артикуляционных.

Мозжечковая дизартрия – нарушения реичи в следствие поражения мозжечка. Это заболевание встречается достаточно редко, чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Симптомами нарушений мозжечка и его связей с другими отделами мозга является мягкость неба и языка, «пьяная речь», скандирование отдельных звуков или слогов, затухание речи в конце фразы, нарушение ударений.

Степени развития дизартрии

В логопедии дизартрия подразделяется по принципу выраженности симптомов и понятности  речи для слушателей. Таким образом, специалисты выделяю 4 степени заболевания.

1 степень – стертая дизартрия. В этом случае симптомы почти не наблюдаются и в большинстве случаев выявить их может только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте около 5 лет. Симптомами стертой дизартрии могут быть: проглатывание или искажение слогов и звуков, плохая дикция, в целом невыразительная речь.

2 степень дизартрии (типичная) – когда дефекты произношения хорошо заметны, но речь остается понятной для слушателя.

3 степень (тяжелая) – речь существенно нарушана и доступна для понимания только близких

4 степень – сильные нарушения речи – полное непонимание окржающими или абсолютное отсутствие.

Диагностика дизартрии

Нарущениями речи у детей и взрослых занимаются логопеды и неврологи. Основными методами диагностики заболевания являются: ЭЭГ, электро- миография, нейрография, МРТ головного мозга.

При обследовании у логопеда происходит постановка диагноза исходя из анамнеза развития речи, произношения, дыхания, восприятия речи, артикуляции и многих других факторов, которые будут сопоставляться с данными неврологических исследований.

Лечение и профилактика дизартрии

Лечение различных видов нарушений речи всегда проходит комплексно с помощью трех основных направлений: логопедия, лечебная физкультура, медикаментозная терапия.

При постановке диагноза, логопед учитывает общую картину развития речи ребенка, а невропатолог опирается также и на анамнез беременности. При коррекции речи логопедом используются игровые методы, программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Важную роль в коррекции речи играет лечебная физкультура для артикуляционных мышщ и логопедический массаж.  Для успешной коррекции, крайне важно выявить нарушения на ранних стадиях.

Так как дизартрия, как правило, проявляется на фоне заболеваний ЦНС, необходима медикаментозная терапия, в которой используются: ноотропные вещества, препараты для сосудов, успокоительные, лекарства, стимулирующие метаболизм.

Заметим, что тяжелая дизартрия не поддается полному лечению, в таких случаях терапия направлено на максимальное восстановление функций речи и на социализацию ребенка. 


klinika-zdorovya.ru

причины, симптомы, лечение и прогноз нормального развития речи у ребенка

Дизартрия – это нарушения речи, которое вызывается разными болезнями нервной системы. Эти явления появляются из-за специфики функционирования речевого аппарата, связанной с нарушениями иннервации. Во время дизартрии речевые органы малоподвижны. Недостаточное развитие речевого аппарата может приводить не только к стертому произношению у ребенка, но и к полной неразвитости речи, затрудняющей обучение письму и чтению.

Дизартрия у детей: что это такое и почему появляется?

Дизартрию речи нельзя назвать самостоятельным заболеванием. Это симптом, который сопровождает разные болезни. Дизартрия может вызываться демиелинизирующими болезнями и нейроинфекциями, нарушением мозгового кровообращения.

Дизартрия у ребенка зачастую является следствием детского церебрального паралича или перинатальных факторов. Как правило, причинами появления дизартрии у детей до одного года являются:

  • токсикоз во время беременности;
  • заболевания матери;
  • гипоксия (кислородная недостаточность) плода;
  • родовые травмы;
  • сложные роды, которые сопровождаются патологией, в том числе затяжные или стремительные;
  • несовпадение резуса крови матери и ребенка;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия плода.

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием также может развиваться. Осложнения на нервную систему может дать одна из следующих болезней:

  • гидроцефалия;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • сильное отравление;
  • черепно-мозговая травма.

Симптомы дизартрии

Дизартрия собой представляет не только дефекты в речи — она проявляется и в неречевых нарушениях. В грудничковом периоде присутствуют такие симптомы:

  • ребенку сложно сосать;
  • малыш часто срыгивает;
  • происходит вялое сосание;
  • ребенок поперхивается во время кормления.

У ребенка развивается малопонятная и нечленораздельная речь. Болезнь сопровождается запоздалым развитием: ребенок не говорит, первое слово произносит в два-три года. Дизартрия определяется по одному или ряду симптомов:

  • Сильное напряжение лицевых мышц сменяется чрезмерной расслабленностью. Это называется дистония артикуляционных мышц.
  • Язык малоподвижен, рот полуоткрыт, мышцы лица вялые. Малыш разговаривает «в нос». Это явление называется гипотонией артикуляционных мышц.
  • Мышцы лица (тем более шеи, губ, языка) все время напряжены. Губы сомкнуты. Это состояние называется спазмом артикуляционной мускулатуры.
  • Нарушения дыхания при разговоре. Процесс речи сопровождается прерывистостью, учащением дыхания, укорочением вдохов. Голос у малыша слабый, монотонный и тихий, зачастую звуки проговариваются в нос.
  • Произношение речи стерто. В зависимости от тяжести нарушения нервной системы возможны разные степени дефектов произношения звуков. Так называемая стертая дизартрия проявляется в искажении или нечетком произношении определенных звуков, речь получается смазанной. Пропуск или замена звуков говорят о более тяжелой стадии болезни, при этом речь может быть непонятной, медленной и невыразительной. Твердые звуки становятся мягче, шипящие малыш проговаривает присвистывая, сквозь зубы. Зачастую происходит боковое произношение. В тяжелых ситуациях с наступлением полного паралича может наблюдаться немота.

Отличительной особенностью дизартрии является стойкость дефектов, их довольно тяжело преодолеть. Вторичным симптомом заболевания является нарушение слуховой дифференциации речи. Сложность произношения может приводить к недостаточному общению, что за собой влечет несформированность грамматического построения речи и скудость словарного запаса.

Психолого-педагогическая характеристика

Дети, которые страдают дизартрией, себя ведут совершенно не так, как здоровые малыши. Отмечаются сложности с развитием мелкой моторики рук, потому детям сложно застегнуть на пуговицы одежду, они не любят завязывать шнурки.

Слабая развитость моторики отражается и на процессе обучения. Дети с этой болезнью плохо держат шариковую ручку, им сложно писать с одинаковым нажимом, у многих появляется неразборчивый и неправильный почерк. Дети не любят использовать ножницы, поскольку это также у них вызывает осложнения.

Но не нужно самостоятельно ребенку устанавливать диагноз. Большинство отклонений в речи объясняются не такими опасными причинами. У ребенка школьного возраста может быть диагностирована дислалия. Данное речевое нарушение не связано с органическими причинами. При определении речевых дефектов нужно просто обратиться за консультацией к врачу.

Болезнь может сопровождаться нарушением музыкального слуха, поэтому детям сложно танцевать. Им трудно даются и физические упражнения.

Разновидности дизартрии

С учетом того, какая зона мозга повреждена, отличают и симптомы заболевания. По локализации пораженного участка и комплексу симптомов отличают несколько видов болезни:

  • Псевдобульбарная дизартрия у малышей отличается монотонностью речи, зачастую непроизвольным смехом или плачем. Нарушены структуры мозга, особенно проводящие корково-ядерные каналы. Во время псевдобульбарной дизартрии осложнен переход с одной артикуляционной позиции на другую. Возможны синкинезии (содружественные движения), избирательное нарушение произвольных движений, усиление глоточного рефлекса, обильное слюнотечение, дисфагия, поперхивание. Речь детей с псевдобульбарной дизартрией невнятная, смазанная, имеет носовой характер, значительно нарушено нормативное воспроизведение соноров, шипящих и свистящих. Псевдобульбарная форма считается самой распространенной.
  • Бульбарная дизартрия. Отличительной особенностью является отсутствие мимики. Зачастую болезнь сопровождается осложнением глотания, тем более жидкой пищи. Звуки трудно различимы, артикуляция невнятная. Поражены тройничный, лицевой, блуждающий, языкоглоточный и подъязычный нервы.
  • Мозжечковая дизартрия у малышей вызывает частую смену тональности и громкости речи, звуки растянуты. Нарушен мозжечок.
  • Корковая дизартрия. Дети неправильно выговаривают слоги, однако структура слов сохраняется. Нарушены отдельные участки коры мозга.
  • Холодовая дизартрия. Характеризуется дефектами речи, которые связаны с резким изменением температуры внешней среды.
  • Подкорковая дизартрия. Дети говорят в нос, речь невнятная и неотчетливая. Вероятна патология в форме самопроизвольных движений в разных мышечных группах. Нарушены подкорковые структуры, которые контролируют формирование речи.
  • Комбинированная форма. Зачастую является результатом травм у маленьких детей.

Что такое дизартрия по логопедической классификации? По логопедической классификации детская дизартрия отличается по степеням:

  1. Первая степень – стертая. Определяется в 4-5 лет. Стертая степень отличается искажением или смешением звуков. Осложнено проговаривание свистящих и шипящих звуков. возможна у детей с нормальным психологическим и физическим развитием. Определяется лишь специалистом. Стертая степень легче остальных поддается лечению.
  2. Вторая степень – речь детей понятна, однако присутствуют выраженные дефекты.
  3. Третья степень – речь детей нарушена настолько, что понятна лишь родителям.
  4. Четвертая степень – речь ребенка непонятна или не формируется.

Диагностирование болезни

Установить диагноз и определить лечение должны логопед и детский невролог. Для определения синдрома заболевания нужно выполнить обследование. Основополагающие процедуры во время исследования:

  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;
  • магнитная трансканальная стимуляция;
  • электронейрография;
  • электромиография.

Одновременно с этими обследованиями требуется и логопедическая оценка:

  • работы речевого аппарата: спектр движений языка, подвижность губ, движения нижней и верхней челюсти, состояние мягкого неба, правильность дыхания;
  • речи на определение нарушений: общая оценка, словарный запас, темп, ритм, правильность звучания определенных звуков, разборчивость произношения;
  • устной речи и письма.

Лечение заболевания

Лечение обязано проводиться комплексно. Для начала нужно бороться с основной болезнью, которая привела к появлению симптомов. Терапия в себя включает реабилитационные мероприятия, логопедическую коррекцию и медикаментозное воздействие. Логопедическая коррекция по развитию речевых навыков состоит из:

  • восстановления артикуляции с помощью массажа и специальных упражнений;
  • формирование мелкой моторики;
  • коррекции проговаривания звуков;
  • упражнения для дыхательных органов;
  • активное речевое общение;
  • работы над улучшением выразительности речи.

Дети могут заниматься индивидуально или в группе. Главное не форма, а четкое соблюдение предписаний врача и регулярность. Отличные результаты показывает посещение школы, детского сада, групп и кружков, которые предназначены для детей с проблемами речи. Положительное воздействие на процесс лечения оказывает дельфинотерапия.

Лечить медикаментозным способом необходимо основное заболевание. Назначается прием ноотропов. Эти препараты помогают активизировать работу мозга, улучшить память. Использование медикаментов лучше всего комбинировать с другими процедурами:

  • массажем, включая точечный;
  • лечебной гимнастикой;
  • гирудотерапией;
  • иглоукалыванием;
  • физиотерапией, в том числе лечебные ванны.

Лечебные мероприятия в домашних условиях

По согласованию с детским неврологом и логопедом некоторые лечебные мероприятия можно выполнять в домашних условиях. Дома можно делать упражнения для мимических мышц. Вот приблизительный перечень упражнений:

  • надувать поочередно щеки;
  • втягивать и надувать щеки;
  • закрывать и открывать рот, щелкая зубами;
  • сосать кусочек сахара или леденец;
  • имитировать сосание;
  • облизывать губы;
  • зажать зубами кусок бинта или марли и держать их, пока взрослый аккуратно пытается вытянуть ткань.

Отлично помогают тренировать речевую моторику скороговорки. Тем более полезны те, которые имеют звуки, которые плохо выговаривает ребенок.

Воспитание детей с нарушением речи

Когда дети осознают, что отличаются от остальных, то они замыкаются в себе и начинают отмалчиваться. Но это нельзя допускать, необходимо с ребенком установить дружеский контакт. Эти детки не должны себя чувствовать хуже остальных. Для этого родителям необходимо применять комплексную терапию и сохранять эмоциональную и тесную связь с малышом. Также нужно, чтобы мелкая моторика у ребенка все время развивалась. Это улучшит процессы обучения.

Профилактика и прогноз дизартрии

Лишь систематическая и своевременно начатая логопедическая работа по коррекции заболевания сможет дать положительный эффект. Немаловажную роль в эффективности коррекционно-педагогического воздействия имеет лечение основной болезни, усердие непосредственно пациента-дизартрика, а также его родных.

При таких условиях на почти полное восстановление функции речи можно рассчитывать только в случае стертой формы болезни. Овладев навыками правильного произношения речи, эти дети смогут успешно учиться в общеобразовательной школе, а требуемую помощь логопеда получать в школьных логопунктах или в поликлиниках.

При тяжелых стадиях возможно только улучшение состояния речевого аппарата. Немаловажное значение для образования и социализации детей с нарушением речи имеет преемственность разных видов логопедических учреждений: речевых отделений психоневрологических стационаров, школ или детских садов для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, содружественная работа невролога, логопеда, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста, психоневролога.

Медико-педагогическая работа по профилактике дизартрии у детей с перинатальным нарушением головного мозга обязана производиться с первых месяцев жизни. Профилактические мероприятия в детском раннем и во взрослом возрасте состоят в предупреждении токсических воздействий, травм головного мозга, нейроинфекций. Дизартрия – это не приговор, ее корректируют и лечат специалисты. Самое главное поддержать ребенка для достижения положительных результатов.

psiho.guru

Дизартрия – формы, причины, коррекция, симптомы, лечение

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи. Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение. Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация голосовых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

перейти наверх

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, голосовые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении. Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, Альцгеймера).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.
перейти наверх

Дизартрия у детей

Часто дизартрия проявляется у детей, что имеет своеобразные формы проявления. Ее можно распознать по:

  1. Трудностям в произношении всех звуков. Дети их коверкают, искажают.
  2. Трудностям с жеванием и глотанием.
  3. Недоразвитости мелкой и крупной моторики: трудно прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать из бумаги.
  4. Трудностям с освоением письменной речи.
  5. Трудностям в употреблении предлогов и при составлении предложений.
  6. Расстройству голосообразования, изменению интонации, ритма и темпа речи.

Комбинация всех расстройств, которые отмечаются у ребенка при дизартрии, отличается в зависимости от тяжести болезни, степени, очага поражения нервной системы и времени развития. Отличаются речевые, двигательные и психические расстройства у данной категории детей.

Таких детей следует обучать в специализированных школах, где сначала проводится диагностика и уточнение вида и степени болезни, после чего применяется индивидуальный подход к обучению малыша.

перейти наверх

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.
перейти наверх

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

перейти наверх

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.
перейти наверх

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют. Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц. Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.
перейти наверх

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

перейти наверх

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится. Здесь необходимо пользоваться услугами сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru и прочих специалистов. Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни. В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.
перейти наверх

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.

psymedcare.ru

что это такое: характеристика и лечение заболевания

Мамочкам приятно услышать первые звуки ребенка, начинающего говорить. Паника появляется, когда малыш подрастает, а речь остается невнятной. Посещение доктора не добавляет радости. Обнаруживается, что это симптомы серьезного заболевания со скрытыми последствиями. Важно знать, как проявляется дизартрия речи, чтобы начать лечение.

Причины дизартрии

Нарушения произношения наблюдаются не только в малолетнем возрасте, они характерны и для взрослых. Дизартрия – что это такое, насколько опасно и поддается ли лечению? Это заболевание – нарушение функций речевого аппарата, которое спровоцировано расстройством связи его и центральной нервной системы. Обнаруживается поражение головного мозга. Оно вызывает иннервацию – повреждение снабжения тканей нервными окончаниями. Мышцы, которые задействованы в произношении звуков, парализованы или ослаблены. При этом происходит нарушение звучания речи, артикуляции.

Статьи по теме

Средипричин дизартрииу детей отмечаются мотивы, связанные с перинатальным периодом. Сюда относятся:

  • влияние токсикоза матери на плод;
  • травма мозга при родах;
  • легкий вид асфиксии плода;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • недоношенность;
  • соматические заболевания матери;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гемолитическая болезнь новорожденного.

В старшем возрасте у ребенка это заболевание является спутником ДЦП, результатом перенесенного менингита, гнойного среднего отита, энцефалита. Среди причин у взрослых отмечают:

  • сосудистые заболевания мозга;
  • внутричерепные кровоизлияния;
  • инфекции нервной системы;
  • инсульты;
  • опухоли;
  • атеросклероз;
  • черепно-мозговые травмы;
  • церебральный паралич;
  • алкогольную интоксикацию;
  • слабоумие;
  • рассеянный склероз;
  • употребление наркотиков.

Симптомы

Для течения заболевания характерно нарушение во время речи дыхания. Оно становится прерывистым, учащенным, встречается укороченный вдох. Подмечаются симптомы, связанные с дефектами артикуляции, которые вызывают:

  • спазм мышц полости рта, шеи, губ, языка;
  • амимия – ослабление лицевых мускулов;
  • арефлексия – отсутствие рефлексов;
  • гипотония – неподвижность, вялость языка;
  • смена повышенного и ослабленного тонуса;
  • парез – снижение силы мышц из-за поражения нервов;
  • атония – отсутствие нормального тонуса.

Встречаютсяпризнаки дизартрии, вызванные нарушением звукопроизношения. Среди них отмечают:

  • ОНР – общее недоразвитие речи;
  • пропускание звуков;
  • слабую силу голоса;
  • искаженность звуков;
  • неритмичное дыхание;
  • смазанность речи;
  • отсутствие мимики;
  • замедленную, невыразительную речь;
  • неустойчивый ритм;
  • медленность речи;
  • смягчение твердых звуков;
  • монотонность произношения;
  • при полном параличе – немоту.

Мамам требуется обратить внимание на особые симптомы, которыми характеризуются заболевания у детей. Это поможет своевременно начать лечение. Наблюдаются такие признаки:

  • расстройство сосания;
  • подтекание молока;
  • поперхивания, срыгивания при кормлении;
  • нарушение жевания, глотания;
  • отсутствие лепета;
  • гнусавость;
  • невнятность;
  • позднее произношение первых звуков;
  • хриплость голоса.

Классификация дизартрии

В связи с местом размещения очага поражения, различаютформы дизартрии:

  • бульбарную, для нее характерен дизартрический синдром, вызванный местным параличом мышц;
  • корковую форму, спровоцированную поражением зоны, отвечающей за артикуляцию;
  • мозжечковую – дизартричное нарушение мозжечка, вызывающее растянутость речи;
  • псевдобульбарную, вызванную центральным параличом мышц, с характерной монотонностью;
  • подкорковую (экстрапирамидную), отличающуюся невнятной речью;
  • смешанную – включающую несколько видов разной степени тяжести.

Бульбарная­

Для этой модификации заболевания характерно нарушение движений, вызванное параличом мышц, часто наблюдаемое только с одной стороны. Прибульбарной дизартриивыявляются:

  • гиперсаливация – повышенное слюноотделение;
  • монотонность;
  • гипокинетические симптомы – нарушение общей моторики;
  • стирание звучания гласных;
  • отсутствие звонкости;
  • проблемы с кормлением грудничков – срыгивания, поперхивания.

Стертая

Часто встречающаяся разновидность болезни вызвана микроорганическими повреждениями головного мозга.Стертую дизартриюхарактеризуют:

  • дрожание голоса;
  • вялость речи из-за ограниченного движения языка;
  • слюноотделение при разговоре;
  • невнятность произношения;
  • искажение звуков;
  • ускоренная речь;
  • нарушение мелкой моторики;
  • неуклюжесть;
  • плохая дикция;
  • тихий голос.

Псевдобульбарная

Спастическое поражение мышц, отвечающих за речь, вызвано нарушениями коры головного мозга. Вследствие спазмов мускулатуры, припсевдобульбарной дизартрииотмечаются:

  • проблемы с глотанием;
  • слабый сосательный эффект у младенцев;
  • подтекание молока;
  • проблемы с координацией;
  • открытый рот;
  • невнятная, тихая, замедленная речь;
  • непроизвольный плач, смех;
  • спазм голосовых связок;
  • слабый выдох.

Корковая

Эта форма болезни считается одним из симптомов нарушения мозгового кровообращения.Корковая дизартрияхарактеризуется моторными изменениями:

  • отсутствием речевой плавности;
  • гнусавостью;
  • нарушениями модуляции и меняющейся громкостью;
  • замедлением темпа;
  • пропусками, заменой звуков;
  • нарушением произношения согласных;
  • нечленораздельной речью.

Подкорковая

Причиной появления этой формы болезни становится гиперкинетическая активность, непроизвольные движения мышц при артикуляции.Подкорковая дизартриявключает такую структуру дефектов:

  • внезапные выкрики;
  • нарушение мелодики речи;
  • неточное произношение отдельных звуков;
  • сбой темпа, ритма;
  • отсутствие эмоций;
  • монотонность;
  • повреждение речевого дыхания.

Мозжечковая

Основанием этого вида заболевания становятся поражения мозжечка. Для детей это очень редкая форма.Мозжечковая дизартрия(атактическая) имеет такие проявления, вызванные снижением тонуса языка:

  • невнятность речи;
  • вялая мимика;
  • замедленное, растянутое произношение звуков;
  • затухание голоса к окончанию фразы;
  • выраженная гнусавость;
  • нарушение модуляции ударений.

Диагностика дизартрии

Обследование больного проводят совместно логопед и невролог. Логопедическая диагностика включает компоненты:

  • состояние речевой, мимической мускулатуры;
  • характер дыхания;
  • оценку речевых функций;
  • изучение артикуляционного аппарата;
  • исследование темпа речи, ритма, звукопроизношения;
  • ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • синхронность дыхания, артикуляции, голосообразования.

Невролог для установки диагноза проводит исследования для выявления патологии мозга, нарушения кровотока, включающие методы томографии. Существуетразница между МСКТ и КТметодами. Первый – мультиспиральный – имеет преимущество. Производится большее количество срезов при сканировании с меньшим лучевым воздействием, высокой точностью. Кроме того, применяют методы диагностики:

  • электромиографию – измерение биоэлектрической активности мышц;
  • электронейрографию – изучение проходимости нервных импульсов;
  • энцефалограмму, определяющую активность головного мозга.

Лечение

Родителей волнует вопрос – лечится ли дизартрия у детей? Прогноз будет положительными, если вовремя обнаружили, что стали возникать проблемы. Как лечить дизартрию? Важно провести оздоровительный курс в дошкольном возрасте – исключатся трудности обучения, обеспечится нормальное психофизическое развитие. Одно из направлений – логопедия, которая использует:

  • пальчиковые упражнения;
  • массаж языка;
  • занятия по артикуляции;
  • коррекцию произношения;
  • дыхательную гимнастику;
  • формирование выразительной речи.

В домашних условияхлечение дизартриивключает:

  • медикаментозный метод с использованием ноотропных, седативных, метаболических и сосудистых препаратов;
  • ЛФК;
  • лечебные ванны;
  • точечный массаж;
  • гирудотерапию;
  • иглоукалывание;
  • пескотерапию;
  • использование рисования;
  • сказкотерапию;
  • оздоровление при помощи контактов с животными;
  • физиопроцедуры.

Видео

Внимание!Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!Рассказать друзьям:

Статья обновлена: 13.05.2019

sovets.net

Моторная дизартрия - Medside.ru

Читайте нас и будьте здоровы! Пользовательское соглашение о портале обратная связь
  • Врачи
  • Болезни
    • Кишечные инфекции (5)
    • Инфекционные и паразитарные болезни (27)
    • Инфекции, передающиеся половым путем (6)
    • Вирусные инфекции ЦНС (3)
    • Вирусные поражения кожи (12)
    • Микозы (10)
    • Протозойные болезни (1)
    • Гельминтозы (5)
    • Злокачественные новообразования (8)
    • Доброкачественные новообразования (7)
    • Болезни крови и кроветворных органов (8)
    • Болезни щитовидной железы (6)
    • Болезни эндокринной системы (13)
    • Недостаточности питания (1)
    • Нарушения обмена веществ (1)
    • Психические расстройства (30)
    • Воспалительные болезни ЦНС (3)
    • Болезни нервной системы (19)
    • Двигательные нарушения (5)
    • Болезни глаза (18)
    • Болезни уха (4)
    • Болезни системы кровообращения (9)
    • Болезни сердца (11)
    • Цереброваскулярные болезни (2)
    • Болезни артерий, артериол и капилляров (8)
    • Болезни вен, сосудов и лимф. узлов (7)
    • Болезни органов дыхания (33)
    • Болезни полости рта и челюстей (15)
    • Болезни органов пищеварения (28)
    • Болезни печени (2)
    • Болезни желчного пузыря (6)
    • Болезни кожи (32)
    • Болезни костно-мышечной системы (47)
    • Болезни мочеполовой системы (13)
    • Болезни мужских половых органов (8)
    • Болезни молочной железы (3)
    • Болезни женских половых органов (27)
    • Беременность и роды (5)
    • Болезни плода и новорожденного (3)
  • Симптомы
    • Амнезия (потеря памяти)
    • Анальный зуд
    • Апатия
    • Афазия
    • Афония
    • Ацетон в моче
    • Бели (выделения из влагалища)
    • Белый налет на языке
    • Боль в глазах
    • Боль в колене
    • Боль в левом подреберье
    • Боль в области копчика
    • Боль при половом акте
    • Вздутие живота
    • Волдыри
    • Воспаленные гланды
    • Выделения из молочных желез
    • Выделения с запахом рыбы
    • Вялость
    • Галлюцинации
    • Гнойники на коже (Пустула)
    • Головокружение
    • Горечь во рту
    • Депигментация кожи
    • Дизартрия
    • Диспепсия (Несварение)
    • Дисплазия
    • Дисфагия (Нарушение глотания)
    • Дисфония
    • Дисфория
    • Жажда
    • Жар
    • Желтая кожа
    • Желтые выделения у женщин
    • ...
    • ПОЛНЫЙ СПИСОК СИМПТОМОВ>
  • Лекарства
    • Антибиотики (211)
    • Антисептики (123)
    • Биологически активные добавки (210)
    • Витамины (192)
    • Гинекологические (183)
    • Гормональные (155)
    • Дерматологические (258)
    • Диабетические (46)
    • Для глаз (124)
    • Для крови (77)
    • Для нервной системы (385)
    • Для печени (69)
    • Для повышения потенции (24)
    • Для полости рта (68)
    • Для похудения (40)
    • Для суставов (161)
    • Для ушей (15)
    • Другие (306)
    • Желудочно-кишечные (314)
    • Кардиологические (149)
    • Контрацептивы (48)
    • Мочегонные (32)
    • Обезболивающие (280)
    • От аллергии (102)
    • От кашля (137)
    • От насморка (91)
    • Повышение иммунитета (123)
    • Противовирусные (113)
    • Противогрибковые (126)
    • Противомикробные (145)
    • Противоопухолевые (65)
    • Противопаразитарные (49)
    • Противопростудные (90)
    • Сердечно-сосудистые (351)
    • Урологические (89)
    • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Справочник
    • Аллергология (4)
    • Анализы и диагностика (6)
    • Беременность (25)
    • Витамины (15)
    • Вредные привычки (4)
    • Геронтология (Старение) (4)
    • Дерматология (3)
    • Дети (15)
    • Другие статьи (22)
    • Женское здоровье (4)
    • Инфекция (1)
    • Контрацепция (11)
    • Косметология (23)
    • Народная медицина (17)
    • Обзоры заболеваний (27)
    • Обзоры лекарств (34)
    • Ортопедия и травматология (4)
    • Питание (99)
    • Пластическая хирургия (8)
    • Процедуры и операции (23)
    • Психология (10)
    • Роды и послеродовый

medside.ru

Дизартрия - это... Что такое Дизартрия?

Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Проявления

Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича.

Формы дизартрий

Формы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм дизартрии:

  • бульбарная (d. bulbaris от гр. — луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг) обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одним из симптомов бульбарного синдрома;
  • корковая (d. corticalis) обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова;
  • мозжечковая (d. cerebellaris) обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
  • экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) (d. extrapyramidalis) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
  • паркинсоническая (d. parkinsonika) — вид экстрапирамидной дизартрии, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания;
  • псевдобульбарная (d. pseudobulbaris от др.-греч. ψευδής — ложный + бульбарный) обусловленна центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарного синдрома;
  • экстрапирамидная (d. extrapyramidalis) обусловлена поражением стриопаллидарной системы;
  • стёртая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом; часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной. См. Дислалия;
  • холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденной миопатии.

Диагноз

Диагноз дизартрии выставляется врачом с учётом заключения логопеда. Логопед, в свою очередь, исследует не только особенности и характеристики нарушения звукопроизношения, но и всех других сторон речи и отражает состояние речи в речевой карте. Немаловажная роль отводится исследованию общего интеллектуального развития ребенка, проводимого практическим психологом).

Лечение и коррекция

При дизартрии требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.

Прогноз

Прогноз неопределённый. Целью работы логопеда является достижение понятной окружающим речи.

Литература

  1. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6
  3. Психологический словарь / Под редакцией В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и других. — Москва: Педагогика, 1983. — 448 с. — 75 000 экз.
  4. Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 350. — 1424 с. — 100 000 экз.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *