Гендерное отношение – Гендерные Отношения в Современном Обществе

Гендерные Отношения в Современном Обществе

Если взять за основу разъяснение понятия «гендер» в словарях, которое толкуется как «социальный пол», то само выражение «гендерные отношения» можно рассматривать как социальные отношения членов общества, принадлежащих к разным биологическим полам. Главным в социальных взаимодействиях являются психические особенности личности, поведенческие свойства индивидуума.

То есть, говоря простым человеческим языком, можно сказать, что гендерные отношения – это несексуальные отношения между представителями мужского и представительницами женского пола в самом широком смысле этого слова. 

В новых анекдотах, в различных юморесках и иронических монологах, звучащих повсеместно со сцен и телеэкранов, муссируется вопрос «женской логики» и «мужской логики». Эти два понятия противопоставляются, как бы сражаются между собой. Хотя понятие «логика» тут совсем не к месту. Таким образом высмеиваются стереотипы гендерного поведения.

Гендерные отношения обуславливаются не биологическим полом, а социальным положением человека, его образованием, его материальным положением, его местом проживания. Например, никого не удивляет тот факт, что у пожилого бизнесмена появляется молоденькая жена или любовница, которая не работает, не учится, ничего не делает по дому, зато постоянно получает дорогие украшения и посещает рестораны. Такое распределение ролей в этой категории нашего общества является почти нормой. Однако будет наивным предполагать, что в обычной деревенской семье женщина будет в будний день расхаживать в шикарном дорогом наряде, спать до обеда и нанимать для уборки в доме домработницу. Здесь совсем другие понятия о распределении гендерных ролей в жизни.

В древнем мире распределение гендерных ролей в обществе играло немаловажную роль, ведь это помогало людям выживать. Мужчине надлежала роль повелителя, а женщине следовало подчинять во всем свою волю его желаниям. Он — был защитником, кормильцем и покровителем, Она — беззащитной, зависимой и послушной рабой. В противовес понятию «пола», современное слово «гендер» полностью уравнивает женщину с мужчиной во всех сферах жизни, позволяя учитывать и изучать ее гендерные психологические особенности, но не позволяя унижать подозрением в «слабости» женского пола.

Несмотря на то, что женщины давно перебороли основные обусловленные полом внутренние и внешние поведенческие роли и стали вести себя более свободно в обществе, занимаясь не только домашними делами, но и реализуя себя в качестве успешных профессионалов, очевидным остается явное сохранение стереотипа о более сильной (умной и успешной) маскулинной природе и слабой (ущербной) феминной, отраженного в языке. Обратите внимание, ведь слова «профессионал» или, к примеру, «библиотекарь»- мужского рода, а попытка назвать женщину «профессионалом» («библиотекарем») звучит как способ ее «маскулинизировать», придать ей мужские черты. В то же время если преобразовать слово грамматически и добавить к его корню суффикс и окончание женского рода «профессионалка» или «библиотекарша» — слово прозвучит оскорблением. С этим явлением уже давно борются на Западе, внося необходимые изменения в грамматику. К примеру в немецком языке все слова относящиеся к названиям профессий имеют форму и мужского рода, и женского в обязательном порядке.

Человек допустивший грамматическую ошибку и употребивший в отношении женщины форму слова с окончанием мужского рода, рискует попасть под подозрение, как сексист, женоненавистник. Невинный (на взгляд среднестатистического жителя России) промах в поведении европейца может повлечь серьезные последствия. Ненавязчивое предложение обратиться за помощью к психоаналитику будет самым мягким из имеющихся в арсенале средств пресечения такого антиобщественного поведения. Это результат борьбы европейцев за гендерное равноправие и способ профилактики проявлений насилия в отношении женщин.
В то же время для любого европейца очевидно невежество большинства наших граждан в вопросах гендерной психологии и равноправия полов. Пренебрегая законом о равноправии мужчин и женщин, «глава семьи» в России зачастую считает нормой поведения оскорблять, унижать свою «вторую половину». Нередко в таких семьях имеет место и рукоприкладство, даже членовредительство. Ужасно даже не то, что это явление существет, а то, с каким равнодушием общество к нему относится.

Однако именно устоявшиеся гендерные стереотипы заставляют наших граждан не замечать и то, что насилию зачастую подвергаются в семье мужчины со стороны своих жен. С рождения мальчикам внушают, что девочек нельзя обижать — ведь они слабые. Такие гендерные отношения в семье приводят к тому, что вырастая и попадая «под каблук» подруги жизни, некоторые мужчины порой получают прилюдно оплеухи и оскорбления, не имея возможности  (прежде всего — психологической) защитить себя.

В Америке существуют совершенно противоположные проблемы в гендерных отношениях. Известное повсеместно течение феминисток требует полнейшего равноправия. И поводом подачи заявления в суд может стать то, что мужчина пропускает даму вперёд в транспорте или раскрывает перед ней дверь.

Таким образом, понятие «гендерные отношения» относится к социальной сфере взаимодействия биологических полов, а возникающие в ней проблемы изучает гендерная психология.

fb.ru

15. Гендерные отношения в современной интерпретации.

Гендерные отношения — это различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.. — это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне.

гендерные отношения — это:

1. социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;

2. отношения между различными гендерными группами;

3. отношения между субъектами разного пола;

4. отношение личности к самой себе как представителю определенного пола.

гендерные отношения — одна из разновидностей социально-психологических отношений.

В многочисленных определениях «гендер» подчеркиваются следующие моменты.

Во-первых, гендерные характеристики социально обусловлены, они конструируются посредством социальных практик. термин «гендер» должен применяться тогда, когда речь идет о социально созданном делении общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто относится к женщинам .

Во-вторых, в основе конструирования гендера лежат властные отношения, явления сегрегации и иерархии. Социально сконструированным иерархии и сегрегации приписывается статус естественных, а протест против них воспринимается как агрессия и нарушение порядка вещей.

В-третьих, гендерная составляющая формируется и утверждается в ситуациях социального взаимодействия. Джудит Лорбер рассматривает «гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения»

Современные интерпретации гендерных отношений

Сегодня можно выделить три основные теории гендера:

1. Теория социального конструирования гендера.

2. Гендер как стратификационная категория.

3. Гендер как культурная метафора.

1 — источ¬ники данной теории. Прежде всего кон¬цепция П. Бергера и Т. Лукмана, которые утверждают, что социальная реальность является объективной и субъективной одновременно. С одной стороны, она объективна, потому что независима от индивида, с другой — субъективна, потому что постоянно изменяется индивидом. Следующий источник — теория половых ролей Т. Парсонса и Р. Бейлса

Итак, гендер понимается как организованная модель со¬циальных отношений между мужчинами и женщинами, кон¬струируемая основными институтами общества. Этот подход основан на двух постулатах:

1. Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, сред¬ствами массовой информации.

2. Гендер строится и самими индивидами — на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия задан¬ных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, вне¬шности, манере поведения и т. д.).

«Делать гендер» означает создавать такие различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, кото¬рые не являются естественными, сущностными или биологи¬ческими.

Гендер это система межличностного взаимодей¬ствия, посредством которого создается, утверждает¬ся, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социаль¬ного порядка.

Социальные конструктивисты сформулировали основное свое утверждение — пол не дается от рождения, а приобре¬тается в процессе социальных взаимодействий.

2 — Гендер как стратификационная категория

В этой теории гендер выступает как сеть, как структура и как процесс. Гендер есть иерархизирующий фактор социальных отношений. Помимо гендера такими категориями выступают класс, раса, возраст. Таким образом, уместно рассуждать не просто о стратификационной системе общества, но и о гендерно-стратифицированной, где наряду с традиционными факторами расслоения общества можно обозначить сочетания типа гендер-класс, гендер-раса и т. д. Центральное место отводится категории власти. Именно через категорию власти и доминирования определяются гендерные роли.

3 — Пол (гендер) как культурная метафора

Помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола феминистки обнаружили третий символический, или собственно культурный аспект. Мужское и женское существуют как элементы культурно-символических рядов:

Мужское — рациональное — духовное божественное — … — культурное

Женское — чувственное — телесное — греховное … природное

все, определяемое как «мужское» или отождествляемое с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим, а определяемое как «женское» — негативным, вторичным.

Оппозиция мужского и женского утрачивает биологические черты, а акцент переносится с критики в адрес мужчин на раскрытие внутренних механизмов формирования западной культуры. Пол становится культурной метафорой.

Оказывается, что метафора пола выполняет роль культурно-формирующего фактора. Иными словами, гендерная асимметрия является одним из основных факторов формирования традиционной западной культуры, понимаемой как система производства знания о мире.

studfiles.net

Гендерные отношения — MicroArticles

Гендерные отношения – одна из важнейших и актуальных тем в современной социологии. Формирование понятия гендера изменило всю социальную теорию. После того как это понятие вошло в язык науки (конец 60-х – начало 70-х годов XX столетия), любые социальные отношения стали рассматриваться, в том числе, и в контексте гендерных отношений. Потому что понятие «гендер» тесно связано с властной иерархией. До возникновения этого понятия, фокусом всех социальных теорий по умолчанию подразумевался мужчина.

Вопрос, имеют ли женщины в государстве те же права, что и мужчины, был поставлен еще на рубеже XVIII-XIX веков. Вообще, этот вопрос может многим показаться странным. Поскольку в том случае, когда единственным основанием всех юридических прав служит разум и свобода, как может существовать различие между двумя полами, которые обладают тем же самым разумом и той же самой свободой?

Сейчас тема гендерных отношений касается каждого из нас, в особенности девушек и женщин. Старшеклассницы XXI века очень амбициозны, нацелены на получение высшего образования, а впоследствии и на карьерный рост, на руководящие роли в современном обществе. Они не хотят довольствоваться только ролью матери и хранительницы семейного очага. Современные девушки не рассчитывают на защиту и покровительство мужчин. Именно поэтому мы все больше интересуемся проблемой гендерных отношений.

Во всем мире существуют утвердившиеся веками стереотипы о гендерных ролях мужчины и женщины. Традиционно мужчина воспринимается как добытчик, защитник и глава семьи, который способен управлять, командовать и властвовать. Женщина же видится слабой и беззащитной, зачастую недостаточно умной, способной только вести домашнее хозяйство и рожать детей. Считается, что место женщины дома, у плиты.

Эти стереотипы уже устарели. Это – прошлое. Это уже история.

По словам Стефана Васильева, постоянного координатора системы ООН в РФ, «Обеспечение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин – одна из восьми Целей развития тысячелетия, провозглашенных Организацией Объединенных Наций». Действительно, это очень важная цель. При всех победах, которых смогли добиться женщины более чем за сто лет борьбы, все-таки существуют проблемы. Одной из них является гендерная сегрегация – деление на женские и мужские профессии. Конечно, русские женщины уже добились многого: они кладут шпалы, водят большегрузные машины, поднимают штангу и летают в космос. Но высшие эшелоны власти для женщин все же остаются по преимуществу недостижимой мечтой. В нашей огромной стране только три женщины являются министрами: Эльвира Набиуллина – министр экономического развития и торговли, Татьяна Голикова – министр здравоохранения и социального развития, и Елена Скрынник – министр сельского хозяйства. А женщина-губернатор города вообще единственная в стране (Санкт-Петербург, Валентина Матвиенко).

Не пора ли всерьез задуматься об использовании типично женских навыков и черт характера, которые могут пригодиться государству?! Их ум, образование, творческие и организационные способности, интуиция, умение уделять внимание деталям и при этом контролировать все проблемы – все это нельзя не использовать. Не внедрять женские таланты во благо государства и общества – это расточительство, глупость и недальновидность.

Конечно, нельзя умалять достоинства мужчин, ведь многие из них находятся на своем месте. И не все мужчины принижают достоинства женщины. Достаточно просто сломать стереотип о гендерных ролях в обществе, и тогда изменится наше сознание. Мы будем воспринимать эту проблему по-другому. Тогда феминизм будет уже восприниматься не как борьба женщины против мужчины в социуме, а борьба мужчины и женщины совместно за улучшение гендерной ситуации.

Северные страны давно уже поняли, как можно использовать женский потенциал, и этим успешно пользуются. Например, «в Финляндии в начале 90-х годов министром обороны в первый раз стала женщина – Элисабет Рен. Генералы с удивлением смотрели на то, что их начальником является женщина, но скоро поняли, что это очень выгодно. Элисабет Рен была очень популярна, и назначение ее министром обороны было очень хорошим пиар ходом. Вооруженные силы Финляндии стали получать больше бюджетных денег». В Финляндии 18 министров и 8 из них женщины. А в Швеции уже в 1999 году министров-женщин было больше, чем мужчин (11 против 9).

«Тенденция усиления роли женщин в политике вплоть до избрания их президентами и премьерами ныне постепенно становится символом времени». Кроме того, что вопрос гендерных отношений очень актуален, он становится даже модным. Чуть ли не каждый второй сейчас рассуждает на тему роли женщины в обществе. К сожалению, дальше разговоров дело не доходит.

Наша страна не так давно вырвалась из жестких рамок, которые существовали у нас на протяжении более 70 лет. Мы «дорвались» до свободы, но мы не знаем, что с ней делать. Свобода и равноправие, в том числе и гендерное, – очень близкие понятия. Наше общество стало демократическим. Открылся железный занавес – к нам потекли идеи Запада. Демократические идеи и идеи гендерного равноправия возникали и развивались там постепенно. К нам же эти идеи хлынули потоком все сразу, иногда перемешиваясь, иногда деформируясь, а иногда и вовсе утрачивая первоначальное значение. Гендерные отношения можно назвать символом демократии, а, следовательно, и символом времени.

Мне кажется, что у женщин в нашей стране есть силы и возможность добиться гендерного равноправия и поднять рейтинг России в ежегодном отчете о гендерном равенстве хотя бы на несколько ступенек выше. На 2009 год Россия в этом отчете заняла лишь 51 место.

Несмотря на то что гендерные отношения – одна из наиболее обсуждаемых тем, необходимо не только продолжать эти дискуссии, но и начинать действовать. Делать хоть что-нибудь!

Две страны Северного региона, которые действительно начали действовать, – Финляндия и Швеция. Хотелось бы рассмотреть гендерные отношения в этих странах по-отдельности.. Но так как нельзя объять необъятное, я ограничилась только двумя сферами: трудовой и частной.

www.microarticles.ru

Гендерные отношения

Содержание статьи

Гендерные отношения

В последние годы проблеме гендерных отношений ученые и педагоги разных специальностей стали уделять больше внимания. В связи с этим была поставлена задача: Как нам понимать такую проблему? Психология гендерных отношений — это прикладная отрасль социальной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область знания. Появлению и развитию этой проблемной области знания предшествовала традиция изучения отношений вообще и межполовых отношений в рамках психологии, социальной психологии и социологии.

Заметим, что повышенный интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в западной социологии в 70-е годы прошлого века и сохраняется до настоящего времени. Схематизированные обобщенные образы женственности (фемининности) и мужественности (маскулинности) — таково типичное определение гендерных стереотипов.

Приводим значимый фактор — непосредственно пол индивида. Гендерные стереотипы разделяются мужчинами и женщинами не в равной мере, во-первых; и по-разному оцениваются, во-вторых. Считается, что гендерные стереотипы потому более распространены в молодежной среде, что с возрастом женщины становятся все более агентивными, и в стереотип женственности вносятся исправления, связанные с оценкой ее деятельности и социального положения. Другими возможными факторами могут выступать половая ориентация и социальный статус.

Гендерные отношения

Счастливый сынок в матушку

Эволюционный смысл биологической дифференциации полов. Половой диморфизм – совокупность особенностей организма, обеспечивающих быстрое создание новых генетических комбинаций. Асексуальные системы менее адаптированы к окружающей среде, неспособны эффективно элиминировать вредные мутации и относительно короткоживущие. Обеспечивая рекомбинацию родительских наборов генов, половое размножение создает лучшие условия для адаптации и сосредоточения вредных мутаций в одном геноме с последующим их удалением.

Самки и самцы в эволюционном процессе выполняют разные роли: самки обеспечивают сохранение генофонда, самцы способствуют накоплению изменчивости. Женский пол – стабилизирующее, консервирующее начало. Мужской пол – источник нового, изменчивого, обеспечивающий приток генетической информации.

Так, в японском обществе VII–Х вв. среди мужчин стало модным писать стихи на китайском языке, а женщины всецело оставались верными традициям национальной народной поэзии и никогда не писали китайских стихов. Нововведения мужчин закрепляются благодаря женщинам. Многие женские профессии изобретены мужчинами, но доведены до совершенства женщинами.

Половая дифференцировка индивида и формирование его половой идентичности осуществляются поэтапно на протяжении всего внутриутробного периода и до вступления в брак. Сложные генетические, гормональные, психофизиологические, социокультурные процессы поэтапно инициируют формирование индивида либо по мужскому типу (маскулинизация), либо по женскому типу (феминизация). Так, например, самцы обезьян, выросшие с матерью, но в изоляции от сверстников, оказались неспособны к нормальной копуляции.

Мужской организм более уязвим на каждом этапе своего развития. Наличие только одной Х-хромосомы ослабляет его иммунную систему. Любые повреждения или сбои в работе в половой системе в перинатальный период ведут к формированию женского организма или к более частым выкидышам мужских зародышей. Мужчины чаще страдают от инфекционных заболеваний. Вероятность возникновения повышенного артериального давления у женщин выше, но умирают от него чаще мужчины.

В крови мужчин на 20% больше эритроцитов, несущих кислород тканям. Поэтому у них интенсивнее обмен веществ, но процесс кроветворения менее эффективен. Дыхание у мужчин реже, но глубже, чем у женщин. При загрязнении воздуха мужчины подвергаются большей опасности.

Особенности энергетического обмена таковы, что даже сидя и отдыхая, мужчина теряет больше калорий, чем женщина. При нагрузках же мужчина быстрее теряет силы. Результатом могут быть ссоры вечером в выходные дни, когда мужчине нужен отдых после совместного пребывания на воздухе (или в постели), а женщине хотелось бы разделить домашнюю нагрузку пополам. Каждые десять лет у женщины снижается переносимость нагрузки на 2%, а у мужчины – на 10%, так что 60-летняя женщина способна переносить 90% нагрузки, которую она осиливала в 20 лет, а мужчина – только 60%.

Мужчины лучше решают пространственные задачи, женщины – коммуникативные. Женщины более подвержены групповому давлению. В процессе общения женщину более всего интересуют эмоции, мужчину же – информация. Говоря: “Да”, – женщина хочет показать, что она внимательно слушает мужчину. Мужчина же видит в этом согласие с собой.

Ключевым направлением исследований стало изучение гендерных технологий – каналов и механизмов формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций. Формирование гендерной идентичности рассматривается в связи с процессами первичной социализации и полотипизации, в которых главную роль играют семья , группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, дошкольные детские учреждения, начальная школа и другие матрицы мужского и женского воспитания в различных вариантах инициаций.

Социальный пол как предмет исследований фиксируется дифференцированно не только в системе полов, но и в стадийности этой системы. Поэтому в гендерном аспекте необходимо рассматривать не опыт пола, а опыт рода, соотнесенного с социокультурными характеристиками.

Для гендерного анализа разработан ряд методов, раскрывающих гендерный дисплей – многообразие проявлений полового поведения. Метод картирования (mapping) заключается в том, что жители одной и той же местности (села, микрорайона) рисуют карту своей местности, где они живут. Обычно объекты, более важные для рисующего, получаются на карте крупнее, а менее значимые – мельче или вообще отсутствуют. К примеру, на рисунках мужчин хорошо обозначены чайханы, где они проводят свободное время, дороги, обозначающие связь с внешним миром, спортивные объекты и т.п. На картах, нарисованных женщинами, в первую очередь заметны магазины, базары, детские сады, больницы. Сравнение карт дает возможность зримо выявить разные приоритеты мужчин и женщин, отражающие различия их рабочей нагрузки и образа жизни, и учитывать эти различия в развивающейся деятельности.

Сексуальные ритуалы. В архаическом обществе невинный ребенок воспринимался как бесполое существо – гермафродит. Точнее, как существо двуполое, своей целостностью подобное богу. От рождения человек обладает двойственной душой. Женская душа у мужчин сосредоточена в крайней плоти, а мужская душа у женщин – в клиторе. Возникает опасность, что мужчина не будет мужчиной, а женщина – женщиной. Коррекция исходной нерасчлененности и аморфности человека идет в двух полярных направлениях: удаление рудиментарных признаков противоположного пола и приобретение искусственным путем недостающих признаков противоположного пола.

Присущее изначальному хаосу дотворения состояние неразделенности полов преодолевается и порядок устанавливается в операциях обрезания – крайней плоти, клитора, больших губ и грудных мышц. Генитальная операция доделывает человека, выступая ритуальным аналогом творения людей. Человек не только рождается, но и делается, вырезается, после чего он приобретает возможность жениться (выйти замуж). Ритуальное членовредительство у разных народов включает: вырывание или подпиливание зубов и ногтей, ампутацию последней фаланги мизинца (на левой руке у мужчин, на правой руке – у женщин), выщипывание бровей, татуировки и насечки на теле, прокалывание ушей и ноздрей, растягивание губ и ушей, эпиляцию и бритье, стрижку.

Выражением зависти одного пола к другому является андрогинизм – присвоение форм противоположного пола, создающее временное или постоянное состояние символической целостности. Первоначально андрогинизм проявляется в кастрации, возвращающей человека к божественной бесполости. Первые представители духовенства (жрецы), как правило, были кастратами. В русской секте скопцов после удаления яичек и полового члена, клитора и малых губ, вырезали (выжигали) соски и всю грудь. Шаманы и жрецы носили женскую одежду и украшения, отращивали длинные волосы, занимались женской магией. В Ливии посвященным женщинам – храмовым проституткам – вырезали матку, чтобы их молодость и красота сохранялись как можно дольше.

История моды, с ее постоянными колебаниями то в сторону феминизации, то в сторону маскулинизации, завершает культурное дооформление частей тела, особенно женского.

Возрастной символизм культуры – система представлений об основных этапах жизненного цикла индивида, находящая выражения в системе возрастных субкультур.

Возрастная степень – деление жизненного пути индивида в движении от младенчества к старости. Систем возрастных степеней образует иерархию возрастных статусов индивида, приобретаемых в ритуалах перехода.

В первобытном обществе возраст был главным критерием при дележе добычи. Так, у поморов Русского Севера детей называли “зуйками”, отождествляя их с птицами, питающимися отбросами. Число налагаемых пищевых запретов обратно пропорционально статусу. В Австралии женщинам, детям и младшим мужчинам нельзя было есть мясо и яйца дикой индейки. Старейшины полностью освобождались от запретов и имели право первым прикасаться к пище во время трапезы.

Возрастной класс – совокупность людей, имеющих нормативно выделенную возрастную степень. Возрастная стратификация проецируется в социальное пространство. В жизни ньюкаса (Танзания) выделяется три поколения: деревни сверстников умершего вождя, старосты которых имеют ритуальные функции; деревни зрелых мужчины, сверстников правящего вождя, чьи старосты обладают административными (военными) функциями; деревни мальчиков и юношей, сверстников наследника вождя, которые питаются в доме родителей, но ночуют в отдельных хижинах. Деревни классифицируются как деревни “наших отцов”, “наших старших братьев” и “наших сыновей”. Мужчины деревни не имеют права на жен своих сверстников, хотя называют их женами.

Возрастная организация, критически важная для архаического общества, в настоящее время воспроизводится в неформальных малых группах, закрытых сообществах, а также в масштабе всего общества в форме конфликта поколений.

1) Познакомьтесь с основами физиологии размножения в царствах растений и животных. Какое максимальное количество полов возможно?

2) Какая рабочая сила более эффективна для домохозяйства: старики или старухи?

3) Какое место занимает боди-билдинг в гендерном строительстве?

3) Проведите картирование пространства высшего учебного заведения. Выделите гендерные различия.

5) Наблюдается ли в настоящее время конфликт поколений?

1. Антология гендерной теории. Минск, 2000.

2. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XX века: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988.

3. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.

4. Геодакян В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение // Женщина в аспекте физической антропологии. М., 1994.

5. Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов. М., 1998.

6. Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. М., 1999.

Гендерные отношения

Гендер — это модель женских и мужских ролей, их взаимоотношения в данном обществе, социопсихологические и социокультурные особенности.

Аспекты гендера — биологический пол, тендерная идентичность, конфликтные стереотипы М и Ж, гендерные роли (разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с полами) — самое важное для соц. работы.

Для обоснования подходов соц. результата признает необходимость проведения диагностики гендерного факта.

1 .С учетом женщин

2.Противопоставление муж. и жен.

3.Особых гендерных явлений (материнство, отцовство, домашний труд как сфера микро эк-ки).

Множество исследований позволили выявить проблемы: гендерные отношения в системе прав чел., равноправие на рынке труда, насилие в отношении женщин и девочек, гендерные отношения в семье.

Все население разделяется на категории. Социальные проблемы имеют различные категории населения; проблемы определены их возрастом, социальным, семейным положением, состоянием здоровья. В последнее время, внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, т.е. анализу проблем клиента и определению технологий оказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Такое внимание объясняется изменением положения женщин в обществе.

Социальная работа с мужчинами заслуживает выделения в отдельную отрасль. Однако, в России и во всем мире соц работа с мужчинами только развивается. Социальная работа с женщинами признается наиболее важной из всех сфер соц работы.

Причины выделения женщин в специфическую категорию клиентов соц работы:

1.Выполнение женщинами генеративной ( деторождение )

2.Подчиненная роль женщин в разделении труда

3.» Двойная занятость» женщин дома и на производстве и т. д.

Социальное положение мужчин и женщин в РФ и зарубежом:

1.все женщины которые хотят работать- работают

2.во власти преобладание мужчин

3.женщины сравнялись по образованности с мужчинами, а в некоторых странах превзошли.

Это определяет фундаментальное равноправие женщин. Однако, провозглашение равенства мужчин и женщин в международных документах , конституции РФ расходится с действительностью , т.к. в условиях соц напряженности решается соц проблемы за счет более слабых слоев – детей и женщин.

Гендерные Отношения в Современном Обществе

Если взять за основу разъяснение понятия «гендер» в словарях, которое толкуется как «социальный пол», то само выражение «гендерные отношения» можно рассматривать как социальные отношения членов общества, принадлежащих к разным биологическим полам. Главным в социальных взаимодействиях являются психические особенности личности, поведенческие свойства индивидуума.

То есть, говоря простым человеческим языком, можно сказать, что гендерные отношения – это несексуальные отношения между представителями мужского и представительницами женского пола в самом широком смысле этого слова.

В новых анекдотах, в различных юморесках и иронических монологах, звучащих повсеместно со сцен и телеэкранов, муссируется вопрос «женской логики» и «мужской логики». Эти два понятия противопоставляются, как бы сражаются между собой. Хотя понятие «логика» тут совсем не к месту. Таким образом высмеиваются стереотипы гендерного поведения.

Гендерные отношения обуславливаются не биологическим полом, а социальным положением человека, его образованием, его материальным положением, его местом проживания. Например, никого не удивляет тот факт, что у пожилого бизнесмена появляется молоденькая жена или любовница, которая не работает, не учится, ничего не делает по дому, зато постоянно получает дорогие украшения и посещает рестораны. Такое распределение ролей в этой категории нашего общества является почти нормой. Однако будет наивным предполагать, что в обычной деревенской семье женщина будет в будний день расхаживать в шикарном дорогом наряде, спать до обеда и нанимать для уборки в доме домработницу. Здесь совсем другие понятия о распределении гендерных ролей в жизни.

В древнем мире распределение гендерных ролей в обществе играло немаловажную роль, ведь это помогало людям выживать. Мужчине надлежала роль повелителя, а женщине следовало подчинять во всем свою волю его желаниям. Он — был защитником, кормильцем и покровителем, Она — беззащитной, зависимой и послушной рабой. В противовес понятию «пола», современное слово «гендер» полностью уравнивает женщину с мужчиной во всех сферах жизни, позволяя учитывать и изучать ее гендерные психологические особенности, но не позволяя унижать подозрением в «слабости» женского пола.

Человек допустивший грамматическую ошибку и употребивший в отношении женщины форму слова с окончанием мужского рода, рискует попасть под подозрение, как сексист, женоненавистник. Невинный (на взгляд среднестатистического жителя России) промах в поведении европейца может повлечь серьезные последствия. Ненавязчивое предложение обратиться за помощью к психоаналитику будет самым мягким из имеющихся в арсенале средств пресечения такого антиобщественного поведения. Это результат борьбы европейцев за гендерное равноправие и способ профилактики проявлений насилия в отношении женщин.

В то же время для любого европейца очевидно невежество большинства наших граждан в вопросах гендерной психологии и равноправия полов. Пренебрегая законом о равноправии мужчин и женщин, «глава семьи» в России зачастую считает нормой поведения оскорблять, унижать свою «вторую половину». Нередко в таких семьях имеет место и рукоприкладство, даже членовредительство. Ужасно даже не то, что это явление существет, а то, с каким равнодушием общество к нему относится.

Однако именно устоявшиеся гендерные стереотипы заставляют наших граждан не замечать и то, что насилию зачастую подвергаются в семье мужчины со стороны своих жен. С рождения мальчикам внушают, что девочек нельзя обижать — ведь они слабые. Такие гендерные отношения в семье приводят к тому, что вырастая и попадая «под каблук» подруги жизни, некоторые мужчины порой получают прилюдно оплеухи и оскорбления, не имея возможности (прежде всего — психологической) защитить себя.

В Америке существуют совершенно противоположные проблемы в гендерных отношениях. Известное повсеместно течение феминисток требует полнейшего равноправия. И поводом подачи заявления в суд может стать то, что мужчина пропускает даму вперёд в транспорте или раскрывает перед ней дверь.

Таким образом, понятие «гендерные отношения» относится к социальной сфере взаимодействия биологических полов, а возникающие в ней проблемы изучает гендерная психология.

Источники:
Гендерные отношения
В последние годы проблеме гендерных отношений ученые и педагоги разных специальностей стали уделять больше внимания. В связи с этим была поставлена задача: Как нам понимать такую проблему?
http://www.cs-alternativa.ru/text/2219
Гендерные отношения
Счастливый сынок в матушку Эволюционный смысл биологической дифференциации полов. Половой диморфизм – совокупность особенностей организма, обеспечивающих быстрое создание новых генетических
http://www.pseudology.org/Sex/Semyevedenie/31.htm
Гендерные отношения
Гендер это модель женских и мужских ролей, их взаимоотношения в данном обществе, социопсихологические и социокультурные особенности. Аспекты гендера — биологический пол, тендерная идентичность, ко…
http://socialpol.ru/otvety-k-gosam-po-socialnoj-rabote-gendernye-otnosheniya-v-sovremennom-obshhestve.html
Гендерные Отношения в Современном Обществе
Если взять за основу разъяснение понятия «гендер» в словарях, которое толкуется как «социальный пол», то само выражение «гендерные отношения» можно рассматривать как полоролевое отношение членов общества. Главным в этих отношениях является не половая принадлежность человека, то есть, не его органы, которые различают мужчин и женщин, а именно психические особенности личности, поведенческие свойства индивидуума.
http://fb.ru/article/34300/gendernyie-otnosheniya-v-sovremennom-obschestve

(Visited 10 times, 1 visits today)

psiholog4you.ru

Гендерные отношения | Диплом по психологии

Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности [11]. К гендерным отношениям относятся отношения между гендерными группами и отношения между субъектами разного пола. В каждом случае гендерные отношения зависят от гендерных представлений, стереотипов, установок и степени усвоения гендерных ролей участниками гендерных отношений.

Существуют две основные модели гендерных отношений, характерных для современности [11]:

  1. Партнерские отношения – это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью, имеет индивидуализированные цели и принимает во внимание цели и интересы другого. В таких отношениях важнее всего согласование позиций и устремлений партнеров. Общение и взаимодействие при партнерском типе отношений отличаются взаимоуважением и корректностью.
  2. Доминантно-зависимые отношения – отношения, не предполагающие равноправия позиций: одна сторона таких отношений занимает доминантную позицию, другая – зависимую. Один субъект отношений (доминирующий) побуждает другого подчиняться себе и учитывать цели и интересы, не согласующиеся с устремлениями другого (зависимого) субъекта.

Традиционная гендерная идеология предполагает доминантно-зависимый тип гендерных отношений: «мужчине отведена роль субъекта государственной, профессиональной и общественной деятельности, главы и кормильца семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом. Его прерогативой является внешний мир, культура, творчество, господство. «Естественное» предназначение женщины в этом обществе – сфера материнства, воспитания детей и домашнего хозяйства. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он – субъект властных отношений, она – объект его власти» [11, с.171].

В настоящее время реализуется эгалитарная государственная политика (политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для развития личности независимо от ее половой принадлежности во всех социальных сферах), и официально проблема дискриминации женщин не существует, т.к. равноправие полов закреплено в конституции страны несколько десятилетий назад [11].

Однако до настоящего времени сохранилось фактическое неравноправие представителей мужского и женского пола, предполагающее социальное доминирование мужчин, закрепленное в стереотипах маскулинности и фемининности, стереотипах гендерных отношений, берущих начало от традиционной гендерной идеологии, а также в традициях, обычаях и религиозных учениях. В частности, неравноправие проявляется в предпочтении мужчин в процессе профотбора при приеме на работу, в том, что, наиболее престижной и высокооплачиваемой работой занимаются мужчины, а высокая концентрация женщин существует только в отраслях и профессиях с наименее высоким уровнем оплаты труда, в том, что в семьях основная часть домашних обязанностей ложится на плечи женщин, и т.п. [5].

Таким образом, гендерные отношения в современном обществе характеризуются сочетанием элементов партнерской и доминантно-зависимой моделей отношений, при этом для женщин характерен в целом более низкий статус, чем для мужчин. Такая особенность гендерных отношений характерна не только для российского общества, но и наблюдается во всем мире [11].

Теоретический анализ представленных в литературе данных позволяет выявить две основные группы проявлений гендерных отношений в сфере общения людей:

  1. Проявления гендерных отношений, связанные с фактически существующим различием статусов гендерных групп. Приведем примеры таких проявлений в сфере общения:
    • «Интересные факты выявили Р.Хаген и А.Кан: в ре­альном межличностном взаимодействии и в чисто личностном плане высококом­петентные женщины не пользуются расположением не только мужчин, но и жен­щин. Авторами экспериментально было установлено, что и те и другие стремятся исключить из своей группы компетентных женщин. Авторы объясняют это тем, что высокая компетентность женщин нарушает существующие полоролевые сте­реотипы. Проигрыш мужчины женщине почти всегда означает снижение его само­оценки, поскольку «настоящий» мужчина должен всегда обыгрывать женщину» [6, с.184].
    • «Мальчики чаще, чем девочки, предпо­читают дружить с теми, кто добивается меньших успехов, и дистанцируются от тех сверстников, кто имеет лучшие учебные или спортивные показатели. Студентки же, наоборот, дружили с теми, кто добивался лучших результатов, чем они сами» [6, с.182].
    • «Обращения, направленные к мужчинам и женщинам, тоже различаются. Р. Рубин выявила при опросе университетских преподавателей, что студенты называют по имени молодых преподавателей-женщин гораздо чаще, чем мужчин. Спортивные обозреватели называют теннисисток по имени гораздо чаще, чем теннисистов (соответственно в 53 и 8% случаев). В лас­кательных прозвищах женщина превращается в еду или детенышей животных: сладкая, овечка, конфетка, котеночек, зайчик, цыпленок и т.п. По мнению психологов, это подтверждает отношение к женщине как человеку, имеющему более низкий статус» [6, с.185].
  2. Проявления гендерных отношений, связанные с социально-психологичес-кими феноменами внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации. Внутригрупповой фаворитизм – это психологическое стремление людей каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы (давать позитивные оценки членам своей группы), межгрупповая дискриминация – это стремление преувеличивать различия между членами своей и другой группами и давать при этом членам другой группы менее позитивные оценки в сравнении с членами своей группы [11]. Данные феномены характерны и для гендерных групп в форме так называемой гендерной консолидации: «Во многих работах показано, что оценки представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола … Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негативных качеств представителей других групп … Это свойственно как мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпуска­ют острые шутки и делают уничижительные комментарии по адресу представите­лей противоположного пола» [5, с.179-180].

Таким образом, гендерные отношения оказывают существенное влияние на общение людей. Однако процесс общения подвержен воздействию не только гендерных отношений, но и других многочисленных факторов: мотивов, целей, содержания общения, личностных особенностей общающихся, вида общения и т.д. В каждом конкретном случае значимость каждого из факторов может быть различна. Так, например, в деловом общении и взаимодействии мужчины и женщины проявляют себя и как представители гендерных социальных групп, и как субъекты профессиональной деятельности.

В наибольшей мере гендерные отношения проявляются в межгрупповом общении, когда общающиеся выступают как представители социальных групп (в данном случае – гендерных групп) и реализуют общественные отношения. На процесс межличностного общения, когда общающиеся выступают как уникальные личности, когда реализуются межличностные отношения, гендерные отношения могут оказывать значительно меньшее влияние. При этом чем больше продолжительность общения, тем дальше общение переходит от межгруппового уровня к межиндивидуальному.

Далее: Гендерные проблемы общения врача и пациента

psy-diplom.ru

Гендерные отношения — реферат



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                       ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                       Кубанский социально-экономический институт

                                         Инженерный факультет

 

 

Специальность 080502.65 Экономика и управление на предприятии (НГП)

 

Дисциплина Социология

 

Реферат

                           На тему «Гендерные отношения»

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнил студент 2курса

                                                                                        группы 10-ЭУНГ

                                                                                        Щербань М.С.

                                                                                        Преподаватель Скиба К.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

                                         

 

                                                  Краснодар 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.      Сущность и понятие гендерных  взаимоотношений………………………..4

2.      Модели гендерных взаимоотношений…………………………………….….6

3.      Гендерные группы как субъекты взаимоотношений………………….……8

4. Проблемы гендерных взаимоотношений в макросоциальной среде………12

5. Специфика гендерных отношений в системе межгруппового взаимо­действия………………………………………………………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………22


ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Интенсивное развитие гендерного направления в современных социаль­ных науках в нашей стране показывает нам, что гендерные исследова­ния — это не только отклик на соответствующие тенденции в западных социальных научных дисциплинах, но и продолжение развития пробле­матики пола и межполовых отношений в отечественной научной тра­диции.

Пол — одна из ключевых категорий социальной жизни. Процесс отнесения людей, предметов и видов деятельности к «мужскому» и «женскому» роду называется тендерной типизацией. Объектом исследования являются гендерные взаимоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и понятие гендерных  взаимоотношений

 

Гендерные взаимоотношения — это различные формы взаимо­связи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Гендерные взаимоотношения — это:

— социально организованные отношений на уровне общества, между государством и гендерными группами;

— отношения между различными гендерными группами;

— отношения между субъектами разного пола;

— отношение личности к самой себе как представителю определен­ного пола.

Гендерные взаимоотношения «встроены» в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности. Поэтому гендерные отношения рассматриваются как одну из разновидностей социально-психологических от­ношений.

Прежде всего, надо отметить, что термин «гендер» нельзя отождествлять с  понятием «пол». Пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди де­лятся на категории «мужчины» и «женщины», а гендер — к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на эти же категории («мужчины» и «женщины

Гендер – это социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер означает «социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин».

Представления о личностных свойствах мужчин и женщин называют гендерными стереотипами.

Культурные стереотипы — это существующие на уровне общественного сознания образы полов, которые можно обнаружить в средствах массовой информации, искусстве и литературе. Личные стерео­типы относятся к индивидуальным убеждениям о типичных свойствах мужчин и женщин.

Функционирующие в обществе гендерные представления, стереоти­пы, установки как отражение общественного сознания по поводу соци­альных ролей и статусов мужчин и женщин, различных аспектов их взаимодействия усваиваются индивидами как субъектами гендерных отношений.

Выделяются два вектора измерения гендерных отно­шений: горизонтальный, где основным параметром будет дифферен­циация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который будет определяться параметром иерархичности позиций мужчин и жен­щин или гендерных групп. Причем эти параметры анализа гендерных отношений будут касаться двух сторон любого вида отношений: объек­тивной стороны, которая представлена реальными практиками взаимо­действия, и субъективной, т.е. гендерными представлениями, стереоти­пами, установками и социальной идентичностью мужчин и женщин или гендерных групп, в которых практики и модели взаимодействия будут проявляться и под влиянием которых будут изменяться, корректиро­ваться, модифицироваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Модели гендерных взаимоотношений

 

Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой модели отношений.

Первая модель — партнерские отношения — характеризуется следующим: это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие инди­видуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и ин­тересы другого. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами. Общение и взаимодействие отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них.

.

Противоположная модель — доминантно-зависимая модель отно­шений — не предполагает равноправия позиций: одна сторона занимает доминантную позицию, другая — зависимую. В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и примять цели, не согласующиеся с собственными устремлениями и целями. Доминантная позиция включает в себя такие проявления в поведении, как уверенность а себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, ему присуще презрение к слабости и вы­ражена потребность в силе ради нее самой.

Женщины в большей мере ориентированы на партнерскую систему взаимодействия, а мужчины — на систему доминирования. Это объяс­няется тем, что существующие в обществе нормативные представления о мужественности ориентируют на проявление таких особенностей по­ведения, как активность, напористость, целеустремленность, сила, вы­раженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение добиться своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление аг­рессивности и директивности. Представления же о женственности по­ощряют проявлять в отношениях с другими людьми уступчивость, мяг­кость, деликатность, скромность, застенчивость, отзывчивость, умение понять и простить другого, жертвенность и заботливость.

Таким образом, видим, что традиционные гендерные представления побуждают мужчин и женщин как субъектов межполового взаимодей­ствия формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются несимметричностью, проявляющуюся в том, что один субъект властвует над другим и стремится уподобить чувства или действия другого своим планам, замыслам и желаниям. Традиционные представления о мужественности-женственности побуждают мужчин проявлять доминантную позицию в межличностных отношениях, а жен­щин — зависимую, и такое соотношение позиций обусловлено всем предшествующим опытом полоролевой социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Гендерные группы как субъекты взаимоотношений

 

Группы мужчин и женщин являются основными субъектами гендер­ных отношений. Основными социально-психологическими признаками образования гендерных групп являются социальные роли мужчин и женщин и их социальный статус, означающий положение в социальной иерархии. В про­цессе гендерной социализации у мужчин и женщин формируется чувство «мы», являющееся основным показателем социально-психологической общности. Гендерные группы — это устойчивые социально-психологи­ческие общности людей, члены которых, осознавая себя как мужчины и женщины, разделяют и выполняют нормы полоспецифичного поведения.

В обыденном сознании утвердилась довольно устойчивое мнение о том, что личностные особенности мужчин и женщин принципиально различны. Распространенными, на сегодняшний день, являются и понятия «мужская психология», «женская психология». В настоящее время к общепризнанным понятиям относятся выявленные различия в когнитивной сфере личностного развития мужчин и женщин и в сфере социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных и пространственных способ­ностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у муж­чин — пространственные. Наименьшие различия установлены в вер­бальных способностях в пользу женщин, наибольшие — в пространст­венной переработке информации и в пользу мужчин.

В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины характеризуются дружелюбностью и контактностью. Наиболее ярко выраженные различия в социальном поведении мужчин и женщин касаются агрессивных реакций и действий. Существует немало убеди­тельных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем жен­щины.

Маскулинные черты однозначно не отождествляются только с лич­ностными особенностями мужчин, а фемининные — с личностными проявлениями женщин, эти характеристики присущи и одному и другому полу, но в различной пропорции. Среднестатистический мужчина обла­дает более высокой степенью выраженности маскулинных характерис­тик, а среднестатистическая женщина — фемининных свойств и качеств.

Существуют убедительные данные о там, что мужчины и женщины между собой не различаются по таким психологическим характеристи­кам, как уровень самоуважения, мотивация достижения, творческие и аналитические способности, способность руководить. По­лученные данные о незначительных различиях в индивидуально-психологических характеристиках между мужчинами и женщинами как представителями больших социальных групп не позволяют говорить об особом психологическом складе или о специфической женской или мужской психологии.

Ни в одном регионе мира женщины и мужчины не обладают равными социальными, экономическими и юридическими правами. Гендерное не­равенство проявляется в сфере доступа к ресурсам и распоряжения ими. в сфере экономических возможностей, в сфере власти и в реали­зации личных интересов. Гендерная стратификация — процесс, посред­ством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между гендерами — систематически оценива­емыми.

Для измерения стратифицированного гендерного пространства обыч­но используются следующие критерии:

—              Позиция в иерархии доходов и как следствие способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль жизни).

—              Власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп индивидов друг на друга).

Дифференциация и иерархичность как проявления гендерного нера­венства имеют место и в распределении мужчин и женщин по сферам производственной деятельности. Женщины, как правило, работают в менее престижных и хуже оплачиваемых производственных областях. Эта ситуация определяется как явление «профессиональной сегрегации». Различают вертикальную и горизонтальную профессиональную сегрега­цию.

Горизонтальная профессиональная сегрегация — это неравномерное распределение мужчин и женщин как работников в различных профес­сиональных отраслях. Вертикальная профессиональная сегрегация дей­ствует в рамках одной и той же профессиональной группы. Существующая внутренняя система стратификации в рамках одной профессии способствует тому, что мужчины по сравнению с женщинами занимают более высокие статусные позиции в рамках профессии.

myunivercity.ru

Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: концептуализация и эмпирическая иллюстрация макроуровня

Гендерные отношения, как базовое понятие гендерных исследований в научной литературе социологического, политологического, экономического профиля преимущественно используется при рассмотрении проблем дифференциации, стратификации, доминирования в системе общественного устройства. В психологических публикациях категория «гендерные отношения» практически не встречается. Цель данной статьи заключается в теоретическом и эмпирическом исследовании гендерных отношений с использованием системы знаний социально-психологической науки. Для начала конкретизируем смысловое содержание категории «гендерные отношения» и определим ориентиры исследования гендерных отношений с позиций социально-психологического знания. Затем рассмотрим результаты одного из исследований гендерных отношений.

 

Гендерные отношения в системе социально-психологического знания

В гендерно-ориентированной литературе о гендерных отношениях говорится, как об отношениях между конкретными личностями мужского и женского пола или социальными группами, состоящими из мужчин или женщин [Здравомыслова Е., Темкина А., 2003]. Так как гендерные отношения довольно новая категория, включенная в научный дискурс, пока можно предложить лишь самое общее описательное определение этого понятия. Гендерные отношения — это различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, т.е. — это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения — это:

1. социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;

2. отношения между различными гендерными группами;

3. отношения между субъектами разного пола;

4. отношение личности к самой себе как представителю определенного пола.

Гендерные отношения «встроены» в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности. Поэтому мы можем рассматривать гендерные отношения как одну из разновидностей социально-психологических отношений.

Содержательные характеристики гендерных отношений и ориентиры для их изучения задаются смысловым контекстом категории «гендер» [см.: Большой толковый социологический словарь. 1999; Словарь гендерных терминов, 2002; Современный философский словарь, 1998; Лорбер Дж., 1994; Scott, 1988]. В многочисленных определениях концепта «гендер» подчеркиваются следующие моменты.

Во-первых, гендерные характеристики социально обусловлены, они конструируются посредством социальных практик. В социологическом словаре подчеркивается, что термин «гендер» должен применяться тогда, когда речь идет о социально созданном делении общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто относится к женщинам [Большой толковый социологический словарь. 1999. с. 109].

Во-вторых, в основе конструирования гендера лежат властные отношения, явления сегрегации и иерархии. Джоан Скотт, раскрывая содержание понятия «гендер», выделяет в нем две взаимосвязанные между собой части: «гендер — это конститутативный элемент социальных

www.humanpsy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *