Иванов александр павлович – Иванов Александр Павлович — Кафедра теоретической механики

Иванов Александр Павлович — Кафедра теоретической механики

Должность заведующий кафедрой
Ученая степень д.ф.-м.н.
Ученое звание профессор
Читаемые курсы Теоретическая механика (лекции и семинары)
Учебные пособия 1. Моделирование систем с ударами – М.: Изд-во МГАПИ, 1990.
Монографии 1. Динамика систем с механическими соударениями – М.: Изд-во Международная программа образования, 1997.
2. Основы теории систем с трением – М.–Ижевск: НИЦ «РХД», ИКИ, 2011. 
Основные публикации

1. Ivanov A.P. Stabiliztion of an impact oscillator near grazing incidence owing to resonance // Journal of Sound and Vibration. – 1993. – V. 162, N. 3. – P. 562–565.
2. Ivanov A.P. Bifurcations in impact systems // Chaos, Solitons & Fractals. – 1996. – V. 7, N. 10. – P. 1615–1634.

3. Ivanov A.P. On multiple impact // Journal of Applied Mathematics and Mechanics. – 1995. – V. 59, N. 6. – P. 887–902.
4. Ivanov A.P. Impact oscillations: linear theory of stability and bifurcations // Journal of Sound and Vibration. – 1994. – V. 178, N. 3. – P. 361–378.
5. Ivanov A.P. Energetics of a collision with friction // Journal of Applied Mathematics and Mechanics. – 1992. – V. 56, N. 4. – P. 527–534.
6. Ivanov A.P. Singularities in the dynamics of systems with non-ideal constraints // Journal of Applied Mathematics and Mechanics. – 2003. – V. 67, N. 2. – P. 185–192.
7. Ivanov A.P. The problem of constrained impact // Journal of Applied Mathematics and Mechanics. – 1997. – V. 61, N. 3. – P. 341–353.
8. N.N. Erdakova, Ivanov A.P. On a mechanical lens // International Journal of Non-Linear Mechanics. – 2016. – V. 79. – P. 115–121.
9. Ivanov A.P. On the control of a robot ball using two omniwheels // Regular and Chaotic Dynamics. – 2015. – V. 20, N. 4. – P. 441–448.
10. Ivanov A.P. On the variational formulation of dynamics of systems with friction // Nelineinaya Dinamika [Russian Journal of Nonlinear Dynamics]. – 2013. – V. 9, N. 3. – P. 478–498.
11. Ivanov A.P. A dynamically consistent model of the contact stresses in the plane motion of a rigid body // Journal of Applied Mathematics and Mechanics. – 2009. – V. 73, N. 2. – P. 134–144.

Научные интересы Аналитическая динамика, негладкие системы, удар, трение
Награды и премии Неоднократно премировался за лучшую статью в журналах «Прикладная математика и механика» и «Известия АН», сер. «Механика твердого тела». Медаль в честь 850-летия г. Москвы
Кандидатская диссертация Устойчивость лагранжевых решений проблемы трех тел. МАИ, 19.06.1981.
Докторская диссертация
Качественная теория движе­ния в системах с неудержива­ющими связями. Мех-мат МГУ, 1990.
Электронная почта [email protected]
Ссылки Google Scholar

mipt.ru

Александр Павлович Иванов

Искусствовед Александр Павлович Иванов родился в Петербурге в семье личного дворянина Павла Александровича Иванова (позднее — члена Совета Волжско-Камского банка). Окончил Первую петербургскую гимназию (1895) и математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета (1900). Служил помощником столоначальника в департаменте железнодорожных дел Министерства финансов и имел скромный чин коллежского секретаря (10-й класс табели о рангах). Но его истинным увлечением стали «изящные искусства» и литература. В 1904 г. Иванов опубликовал свою первую статью «Логэ и Зигфрид» — об операх Рихарда Вагнера («Мир искусства», № 6), в которой трактовал искусство как «подвиг освобождения уникальной или заколдованной красоты». Основные работы Иванова — книги и статьи о знаменитых русских художниках: М. А. Врубеле, Н. К. Рерихе и И. Е. Репине. Над монографией о Врубеле (первое издание — 1911 г.) Иванов работал много лет в контакте с женой и сестрой художника.

Семья Ивановых была близко знакома с А. Блоком. Брат Александра — писатель Евгений Иванов входил в круг ближайших друзей поэта, сестре Марии Блок посвятил стихотворение «На железной дороге». Об Александре Павловиче Блок писал: «А. П. Иванов, действительно, человек совершенно исключительный, как вся семья Ивановых. Оттого только, что живут на свете такие люди, жить легче; в них — опора».

После Октябрьской революции Иванов некоторое время продолжал работать в Министерстве финансов (Наркомфине). В 1920 г. поступил на работу в Русский музей — помощником хранителя отдела нового искусства, В 1927 г. стал хранителем отдела, с 1930 — научным сотрудником 1-го разряда. Был доцентом Ленинградского университета и Высшего художественно-технического института.

В 1931 покинул Русский музей по состоянию здоровья. Умер в Ленинграде в 1940 году (по другим данным — в 1933).

Фантастическое в творчестве автора.

Единственное опубликованное при жизни художественное произведение А. П. Иванова — фантастический рассказ (иногда называемый повестью) «Стереоскоп», с подзаголовком «Сумеречный рассказ», сочетающий в себе черты научной фантастики и «готики». Герой рассказа с помощью случайно купленного прибора проникает через фотографию в прошлое — в мертвый Петербург своего детства. «Стереоскоп», написанный в 1905 г. и опубликованный отдельным изданием четыре года спустя, удостоился похвального отзыва Валерия Брюсова («…написан рассказ г. Иванова очень хорошо, у автора есть свой слог, сдержанный, простой, но выработанный. Нам кажется, что у г. Иванова есть все данные, чтобы стать хорошим и интересным писателем») и был отмечен Блоком (Блок писал в письме Е. Иванову: «Хочу тебе сказать, что всё больше ценю «Стереоскоп»… Ещё больше понял его через рецензию Брюсова и через чтение Уэльса… Думаю, что это, вместе с Брюсовской прозой, принадлежит к первым в русской литературе «научным» опытам искусства, и глубоко приветствую это»). Хвалебную рецензию (которая, правда, так и не была опубликована в своё время, хотя предназначалась для журнала «Аполлон») написал на «Стереоскоп» Максимилиан Волошин. Волошин отмечает, что повесть — «несомненно, производит сильное впечатление ужаса. Но странно: этот ужас затаён не столько в событиях его, сколько в мастерских описаниях, дающих полную иллюзию фотографического мира. Эта повесть — безусловно новая и замечательная страница в области петербургской фантастики, начинающейся с «Пиковой дамы» и «Медного всадника».

«Стереоскоп» по праву относят к числу наиболее интересных произведений в русской фантастике начала прошлого века. В 1918 году рассказ был переиздан (известна положительная рецензия поэта и критика И. Оксенова на второе издание), а затем… незаслуженно забыт на несколько десятилетий.

Кроме того, к фантастике имеет отношение опубликованный лишь в 1993 году по черновикам автора рассказ «Городище», герой которого видит сцены из своей прошлой жизни, проходившей во времена древних русичей, а затем находит подтверждение своим видениям в реальности. На написание этого рассказа Иванова вдохновила статья Н. К. Рериха «На кургане».

fantlab.ru

Иванов Александр Павлович — Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества

[3(15).7.1813, Москва — 17(29).1.1868, там же]

Муж сестры Достоевского В.М. Ивановой, служил врачом при Константиновском межевом институте в Москве, а также учителем физики и естествен­ной истории в различных московских учебных заведениях, действительный статский советник. Умер от заражения крови, которое получил, де­лая операцию. Обручение Веры Михайловны Достоевской и Иванова состоялось 2 декабря 1845 г., однако Достоевский познакомился с Ивановым лишь после каторги и ссылки, в начале 1860-х гг., когда оказался в Москве. В 1863 г. Иванов был доверителем Достоевского при получении на­следства от А.А. Куманина. В 1866 г. Достоев­ский проводит лето вместе с семьей Ивановых на их даче в Люблине. Дочь А.П. и В.М. Ивановых М.А. Иванова вспоминает: «Ивановы занимали большую деревянную дачу. Их большая семья летом еще увеличивалась: А.П. Иванов брал к себе на дачу гостить студентов, которым некуда было уезжать, детям разрешалось приглашать товарищей и подруг. Так как Ф.М. Достоевско­му нужен был ночью полный покой (он обычно писал по ночам), а в даче Ивановых слишком было людно для этого, — то заплачет ребенок, то молодежь вернется поздно с гулянья, то вста­нут чуть свет, чтобы идти на рыбную ловлю, — Достоевский поселился рядом, в пустой камен­ной двухэтажной даче, где занял только одну комнату. К нему ходил ночевать лакей Ивано­вых, потому что боялись его оставлять одного, зная о его припадках. Но в течение этого лета припадок был всего один раз.

Однажды лакей, ходивший ночевать к Досто­евскому, решительно отказался это делать в дальнейшем. На расспросы Ивановых он расска­зал, что Достоевский замышляет кого-то убить — все ночи ходит по комнатам и говорит об этом вслух (Достоевский в это время писал «Преступ­ление и наказание»)».
Воспитанник Константиновского межевого института Н.Н. Фон-Фохт рассказывает в мему­арах «К биографии Ф.М. Достоевского»: «Я был принят в семействе Ивановых как родной и очень часто ходил к ним в отпуск, а летом проводил у них все свободное от лагерей каникулярное вре­мя. Об Александре Павловиче Иванове я бы мог многое написать, но это не составляет цели на­стоящих воспоминаний. Скажу только одно, что в институте решительно все, и служащие и вос­питанники, чрезвычайно уважали и любили А.П. Иванова, и когда он скончался, в январе 1868 года, то воспитанники несли гроб его на руках до самой могилы, отстоявшей от института на несколько верст. Вся Москва знала А.П. Ива­нова, и все глубоко сожалели о преждевремен­ной его кончине».
Писатель Н.Н. Полянский свидетельствует о том, что «Александр Павлович был человек «высочайшей нравственности», как вспоминали потом его сослуживцы <…>. Я хорошо помню «доктора Иванова» и его жену Веру Михайлов­ну, так как когда он умер, мне шел седьмой год, притом свои ранние детские болезни я перенес под наблюдением Александра Павловича, кото­рый за больными «ухаживал, как отец за свои­ми детьми».
У меня хранится его фотографическая кар­точка, подаренная им моему отцу и матери, с ко­торыми он и Вера Михайловна были очень друж­ны и видались почти каждый день в течение мно­гих лет. На этой фотографии Иванов снят в межевом, тогда военном, с погонами, сюртуке. У него довольно большие, аккуратно причесан­ные волосы и густые усы; удивительно добрые, задумчивые глаза. Все лицо — такое приятное, серьезное…
Я распространяюсь о нем потому, что, по сло­вам моего покойного отца, Александра Павлови­ча, своего шурина, очень любил Ф.М. Достоев­ский, и потому, что отец мой впоследствии, при чтении романов Достоевского, не раз говорил мне, что в некоторых его героях он замечает какие-то «духовные черточки», напоминающие покойного — «удивительного человека», Алек­сандра Павловича…». Жена писателя А.Г. Достоевская вспоминает, как после бракосочетания они езди­ли в Москву с Достоевским представляться Ива­новым, а брат писателя А.М. Достоевский рассказыва­ет, что когда он первый раз увидел Иванова, то «в личности Александра Павловича я нашел очень доброго, веселого и симпатичного челове­ка. Я с ним сошелся с первого же дня свидания, и он мне очень полюбился, каковые чувства я и сохранил к нему до конца его жизни».
Скорее всего, такие черты личности Иванова, как его поразительная доброта и самоотдача вошли в образ Льва Николаевича Мышкина в романе «Идиот». Во всяком случае, после полу­чения известия о смерти Иванова, Достоевский писал своему пасынку П.А. Исаеву 19 февраля (2 марта) 1868 г. из Женевы: «Я так был пора­жен смертью Александра Павловича и так жаль его. Кому он не делал добра! Редкий и благород­нейший был человек», а в письме к В.М., С.А. и М.А. Ивано­вым 1(13) февраля 1868 г. Достоевский указывал: «…Между тем как припомнишь этого чело­века, как припомнишь, как лежало к нему сер­дце, то станет так больно и жалко, что уж не рас­судком, а сердцем одним мучаешься <…>. Тако­го святого и дорогого человека нельзя себе и представить умершим. И пусть долго он пребы­вает памятью между вами всеми и служит соеди­нением всей семье, как и прежде всегда служил <…>. Вы пишете, что многие изъявляют сочув­ствие! Еще бы! Имея 10 человек детей, он почти усыновлял других детей. Десятки, сотни воспи­танников К<онстантиновского> училища его должны за отца считать.
А почему все мы его так любили, как не пото­му, что это был человек сам с редким, любящим сердцем. Кто его не любил! <…>. Вот он, кото­рый так глубоко умел чувствовать и имел такое сердце, — не пришел бы в отчаяние, а сейчас понял бы долг; у этого человека долг и убежде­ние — были во всем прежде всего <…>. Поймите же, что он наверно знает теперь о вас; никогда не теряйте надежду свидеться и верьте, что эта будущая жизнь есть необходимость, а не одно утешение…». Сохранилось два письма Иванова к Достоевскому (ИРЛИ. Ф. 100. № 29722. CCXIб. 5). В рассказе «Вечный муж» в лице семейства Захлебининых Достоевский вы­вел отчасти и семью Иванова.

www.fedordostoevsky.ru

Александр Павлович и Мария Павловна Ивановы

с 27 Октября 2016 по 26 Апреля 2017

 В рамках  экспозиции «Блок и его окружение»

Выставка посвящена двум представителям семьи Ивановых, занимающей важное место в истории дружеских взаимоотношений А. А. Блока с современниками.

Александр Павлович Иванов (1876—1933) — писатель, искусствовед — старший из трех братьев Ивановых. Блок называл А. П. Иванова «человеком исключительным». Неоднократно упоминая его имя в дневниках и записных книжках, подчеркивал схожесть их мировоззрений и ценность существовавшего между ними взаимопонимания.

С младшей из сестер — Марией Павловной Ивановой (1873—1941) — поэта связывали теплые доверительные отношения, она была лучшим другом его матери до самой ее смерти. М. П. Ивановой посвящено стихотворение «На железной дороге» (1911).

Выставка знакомит с документами из архива Ивановых, поступившего в фонд ГМИ СПб в составе коллекции Н. П. Ильина. Это внутрисемейная переписка, письма друзей и знакомых к Ивановым и от них, фотографии, книги, изобразительные материалы.

Самыми ценными экспонатами являются письма А. П. Иванова и М. П. Ивановой к А. А. Блоку, на двух из них присутствуют надписи, сделанные рукой поэта.

Большой интерес представляет переписка М. П. Ивановой. В числе ее корреспондентов яркие представители культуры серебряного века: философ и публицист В. В. Розанов, его дочь художница Н. В. Верещагина–Розанова, художница Т. Н. Гиппиус (сестра поэтессы З. Н. Гиппиус), писатель Б. С. Житков. А также близкие А. А. Блока: тетка поэта М. А. Бекетова и его мать А. А. Кублицкая–Пиоттух, Л. Д. Блок (особенного внимание заслуживает ее «письмо сестры милосердия», отправленное с фронта в 1914 году).

Помимо большого комплекса рукописных материалов экспонируются редкие печатные издания двух ярких работ А. П. Иванова: первая публикация фантастического рассказа «Стереоскоп» (1909), оформленная иллюстрациями его жены — художницы Е. А. Смирновой–Ивановой — а также монография, посвященная М. А. Врубелю, на которую А. А. Блок одобрительно ссылается в статье «Памяти Врубеля» (1910). Обе книги с авторскими дарственными надписями.

Вход на выставку по единому билету Музея-квартиры А.А.Блока


www.spbmuseum.ru

Автор: Иванов Александр Павлович — 2 книг.Главная страница.

Александр Павлович Иванов (11(23) октября 1881 – 1933) – русский советский искусствовед и писатель. Родился в Петербурге в семье личного дворянина, а затем члена Совета Волжско-Камского банка, Павла Александровича Ивáнова (ударение в фамилии делалось на втором слоге). Мать, Мария Петровна (урожденная Угрюмова), происходила из купеческого рода старообрядческого «федосеевского» согласия. В семье Ивановых было пятеро детей и очень дружная атмосфера. «Религиозная атмосфера патриархальной, на редкость дружной и сплоченной семьи Ивановых, налаженный обиход их уютной квартиры, с почти уже архаическим для того времени керосиновым освещением, со старинными иконами, киотами и лампадками по углам, поддерживались, прежде всего, ее заботами и ее влиянием», – отмечает Д. Е. Максимов.
В 1895 году окончил Первую петербургскую гимназию, а спустя пять лет – математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. С 1902 года служил помощником столоначальника (счетоводом) в Департаменте железнодорожных дел Министерства финансов и имел скромный чин коллежского секретаря (10-й класс табели о рангах).
Кроме официальной службы в департаменте серьезно увлекался «изящными искусствами» и литературой. Входил в круг художественного сообщества «Мир искусства». В начале 1905 года женился на Евгении Алексеевне Смирновой, которая была ученицей Н. К. Рериха и приходилась родной теткой художнику Б. А. Смирнову-Русецкому (1905-1933) из группы молодых художников «Амаравелла». Вместе с женой (художницей) он отправляется в путешествие в Германию и Италию для знакомства с работами живописцев.
В 1904-м в 6-м номере журнала «Мир искусства» опубликовал свою первую статью об операх Рихарда Вагнера «Логэ и Зигфрид», в которой трактовал искусство как «подвиг освобождения уникальной или заколдованной красоты». Основные работы А. П. Иванова – книги и статьи о знаменитых русских художниках: М. А. Врубеле, И. Е. Репине и Н. К. Рерихе. Над монографией о Врубеле, опубликованной в 1911 году, он работал много лет в контакте с женой и сестрой художника. А. П. Иванов был также другом, большим поклонником и корреспондентом Н. К. Рериха и в 1910-х гг. по предложению И. Э. Грабаря приступил к работе над монографией о художнике. Книга о Рерихе планировалась к выходу в московском издательстве И. Кнебеля, но рукопись погибла при погроме типографии 27 мая 1915 года.
Семья Ивановых была близко знакома с Александром Блоком. Брат А. Иванова – писатель Евгений Иванов входил в круг ближайших друзей поэта (ему поэт посвятил шесть своих стихотворений с 1903 по 1910 годы), сестре Марии Блок посвятил стихотворение «На железной дороге». Об Александре Павловиче Блок писал: «А. П. Иванов, действительно, человек совершенно исключительный, как вся семья Ивановых. Оттого только, что живут на свете такие люди, жить легче; в них – опора».
Единственное опубликованное при жизни А. П. Иванова художественное произведение – фантастический рассказ «Стереоскоп» (1909) – написан в традициях «готического романа», но более отклоняясь в сторону фантастики, чем ужаса. Кроме того, к фантастике имеет отношение увидевший свет лишь в 1993 году по черновикам автора рассказ «Городище», на написание которого автора вдохновила статья Н. К. Рериха «На кургане». Герой произведения, заблудившийся и уставший в лесистом сумрачном Безлюдье, видит сцены из своей прошлой жизни, проходившей во времена древних русичей, а затем находит подтверждение своим видениям в реальности.
После Октябрьской революции Александр Павлович некоторое время продолжал работать в Министерстве финансов (Наркомфине). В 1920 году поступил на работу научным сотрудником Государственной Академии истории материальной культуры по разряду нового искусства, а вскоре стал помощником хранителя отдела нового искусства в Государственном Русском музее. В 1927-м стал хранителем отдела, с 1930-го получает должность научного сотрудника 1-го разряда, но год спустя по состоянию здоровья покидает Русский музей. Будучи доцентом Ленинградского университета и Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа), организовывал выставки, читал лекции и вел практические занятия по русской живописи.
По воспоминаниям своих современников, Александр Павлович был человеком «редкой гармонии ума и сердца», истинным интеллигентом дореволюционной поры, обликом своим чем-то напоминая главного героя репинской картины «Не ждали». Жил в Ленинграде Зоологическом переулке за Биржевым мостом; ушел из жизни в 1933 году.
Трагической оказалась судьба и остальных детей семьи Ивановых. Сестра Александра Павловича Мария работала врачом, посвятила жизнь своему брату Евгению – детскому писателю, философу и богослову – и воспитанию его дочери. Еще один брат Петр стал известным эмбриологом, профессором, автор фундаментального научного труда. Но все они умерли во время Великой отечественной войны в блокадном Ленинграде. Только Петр Павлович смог эвакуироваться, но, даже не доехав до места назначения, скончался недалеко от Костромы.

Источник: Архив фантастики

litvek.com

Иванов А.П.

 ИВАНОВ Александр Павлович доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник

Родился 19 июля 1951 года.

Образование: В 1973 году окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
  Заведующий кафедрой теоретической механики Московского физико-технического института 
 Ведущий научный сотрудник сектора Неголономной механики   лаборатории «Нелинейного анализа и конструирования новых средств передвижения»  Московский физико-технический институт 
141700, Московская область, г. Долгопрудный, Институтский переулок, 9
[email protected] 
http://www.mipt.ru/


ПУБЛИКАЦИИ 

 Статьи

1. Иванов А.П.
Исследование разрывных бифуркаций в негладких динамических системах // Нелинейная динамика.– 2012.– Том 8 Номер 2.– с. 231-247
2. Иванов А.П., Шувалов Н.Д.
On the motion of a heavy body with a circular base on a horizontal plane and riddles of curling. // Regular and Chaotic Dynamics.– 2012.– Том 17 Номер 1.– с. 97-104
3. Иванов А.П., Иванова Т.Б., Шувалов Н.Д.
Об условиях отрыва волчка на абсолютно шероховатой опоре // Вестник Удмуртского университета. Математика. Механика. Компьютерные науки .– 2012. Номер 3.– с. 103-113
4. Иванов А.П., Шувалов Н.Д.
О движении тяжелого тела с кольцевым основанием по горизонтальной плоскости и загадках керлинга. // Нелинейная динамика.– 2011.– Том 7 Номер 3.– с. 521-531


Доклады

1. Иванов А.П. On a minimal principle in mechanics. IUTAM Symposium «From Mechanical to Biological Systems — an Integrated Approach», 05.06.2012 – 10.06.2012, Российская Федерация, Ижевск
2. Иванов А.П. Rigid body dynamics with moving masses and rotor on a rough surface. IUTAM Symposium «From Mechanical to Biological Systems — an Integrated Approach», 05.06.2012 – 10.06.2012, Российская Федерация, Ижевск
3. Иванов А.П. On a minimal principle in contact problems Euromech 514: New trends in Contact Mechanics, 27.03.2012 – 31.03.2012, Франция, Cargese
4. Иванов А.П. Friction in Curling Game MATHMOD 2012 — 7th Vienna International Conference on Mathematical Modelling, 15.02.2012 – 17.02.2012, Австрия, Вена
5. Иванов А.П. Analysis of discontinuous bifurcations in non-smooth systems. Geometry, Dynamics, Integrable Systems – GDIS 2011, 10.09.2011 – 16.09.2011, Португалия, Лиссабон-Синтра
6. Иванов А.П. Determination of Friction Low from Experimental Data 7th Europen Nonlinear Dynamics Conference., 24.07.2011 – 29.07.2011, Италия, Рим
7. Иванов А.П. On the «Smoothening» of Discontinuous Phenomena 7th Europen Nonlinear Dynamics Conference., 24.07.2011 – 29.07.2011, Италия, Рим
8. Иванов А.П. Теоретические и прикладные исследование эффектов трения и удара. Динамические системы и робототехника, 03.06.2011 – 06.06.2011, Российская Федерация, Ижевск

www.imash.ru

Александр Павлович Иванов | КулЛиб

загрузка…

Александр Павлович Иванов (11(23) октября 1881 – 1933) – русский советский искусствовед и писатель. Родился в Петербурге в семье личного дворянина, а затем члена Совета Волжско-Камского банка, Павла Александровича Ивáнова (ударение в фамилии делалось на втором слоге). Мать, Мария Петровна (урожденная Угрюмова), происходила из купеческого рода старообрядческого «федосеевского» согласия. В семье Ивановых было пятеро детей и очень дружная атмосфера. «Религиозная атмосфера патриархальной, на редкость дружной и сплоченной семьи Ивановых, налаженный обиход их уютной квартиры, с почти уже архаическим для того времени керосиновым освещением, со старинными иконами, киотами и лампадками по углам, поддерживались, прежде всего, ее заботами и ее влиянием», – отмечает Д. Е. Максимов.
В 1895 году окончил Первую петербургскую гимназию, а спустя пять лет – математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. С 1902 года служил помощником столоначальника (счетоводом) в Департаменте железнодорожных дел Министерства финансов и имел скромный чин коллежского секретаря (10-й класс табели о рангах).
Кроме официальной службы в департаменте серьезно увлекался «изящными искусствами» и литературой. Входил в круг художественного сообщества «Мир искусства». В начале 1905 года женился на Евгении Алексеевне Смирновой, которая была ученицей Н. К. Рериха и приходилась родной теткой художнику Б. А. Смирнову-Русецкому (1905-1933) из группы молодых художников «Амаравелла». Вместе с женой (художницей) он отправляется в путешествие в Германию и Италию для знакомства с работами живописцев.
В 1904-м в 6-м номере журнала «Мир искусства» опубликовал свою первую статью об операх Рихарда Вагнера «Логэ и Зигфрид», в которой трактовал искусство как «подвиг освобождения уникальной или заколдованной красоты». Основные работы А. П. Иванова – книги и статьи о знаменитых русских художниках: М. А. Врубеле, И. Е. Репине и Н. К. Рерихе. Над монографией о Врубеле, опубликованной в 1911 году, он работал много лет в контакте с женой и сестрой художника. А. П. Иванов был также другом, большим поклонником и корреспондентом Н. К. Рериха и в 1910-х гг. по предложению И. Э. Грабаря приступил к работе над монографией о художнике. Книга о Рерихе планировалась к выходу в московском издательстве И. Кнебеля, но рукопись погибла при погроме типографии 27 мая 1915 года.
Семья Ивановых была близко знакома с Александром Блоком. Брат А. Иванова – писатель Евгений Иванов входил в круг ближайших друзей поэта (ему поэт посвятил шесть своих стихотворений с 1903 по 1910 годы), сестре Марии Блок посвятил стихотворение «На железной дороге». Об Александре Павловиче Блок писал: «А. П. Иванов, действительно, человек совершенно исключительный, как вся семья Ивановых. Оттого только, что живут на свете такие люди, жить легче; в них – опора».
Единственное опубликованное при жизни А. П. Иванова художественное произведение – фантастический рассказ «Стереоскоп» (1909) – написан в традициях «готического романа», но более отклоняясь в сторону фантастики, чем ужаса. Кроме того, к фантастике имеет отношение увидевший свет лишь в 1993 году по черновикам автора рассказ «Городище», на написание которого автора вдохновила статья Н. К. Рериха «На кургане». Герой произведения, заблудившийся и уставший в лесистом сумрачном Безлюдье, видит сцены из своей прошлой жизни, проходившей во времена древних русичей, а затем находит подтверждение своим видениям в реальности.
После Октябрьской революции Александр Павлович некоторое время продолжал работать в Министерстве финансов (Наркомфине). В 1920 году поступил на работу научным сотрудником Государственной Академии истории материальной культуры по разряду нового искусства, а вскоре стал помощником хранителя отдела нового искусства в Государственном Русском музее. В 1927-м стал хранителем отдела, с 1930-го получает должность научного сотрудника 1-го разряда, но год спустя по состоянию здоровья покидает Русский музей. Будучи доцентом Ленинградского университета и Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа), организовывал выставки, читал лекции и вел практические занятия по русской живописи.
По воспоминаниям своих современников, Александр Павлович был человеком «редкой гармонии ума и сердца», истинным интеллигентом дореволюционной поры, обликом своим чем-то напоминая главного героя репинской картины «Не ждали». Жил в Ленинграде Зоологическом переулке за Биржевым мостом; ушел из жизни в 1933 году.
Трагической оказалась судьба и остальных детей семьи Ивановых. Сестра Александра Павловича Мария работала врачом, посвятила жизнь своему брату Евгению – детскому писателю, философу и богослову – и воспитанию его дочери. Еще один брат Петр стал известным эмбриологом, профессором, автор фундаментального научного труда. Но все они умерли во время Великой отечественной войны в блокадном Ленинграде. Только Петр Павлович смог эвакуироваться, но, даже не доехав до места назначения, скончался недалеко от Костромы.

Источник: Архив фантастики

coollib.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.