Клиповое мышление википедия – Клиповое мышление — Википедия. Что такое Клиповое мышление

Содержание

Клиповое мышление — Википедия. Что такое Клиповое мышление

Кли́повое мышление (от англ.«clip»— отрезок чего-либо, отсечение, вырезка) — термин, впервые предложенный Элвином Тоффлером для обозначения восприятия человеком коротких ярких образов, появляющихся в телепередачах, новостях, видеороликах, газетах. При клиповом мышлении человек обрабатывает много разнородной обрывистой информации поверхностно, не делая глубоких выводов.

Термин “клиповое мышление” может обозначаться более широким- “клиповая культура”, и рассматриваться как составляющая общей информационной культуры, основанием которой является бесконечное мелькание информационных отрезков.

Константин Григорьевич Фрумкин определяет клиповое мышление, как одно из направлений развития отношений человека и информации, способность быстро переключаться между фрагментами с различной, разрозненной смысловой нагрузкой и неспособность восприятия длительной однородной информации.[1]

История понятия

Предпосылки появления клипового мышления были обнаружены в книге «Галактика Гутенберга» канадского философа Маршалла Маклюэна:

«…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры»[2].

Первое упоминание о клиповом мышлении зафиксировано в 1980 году в книге американского философа, социолога и футуролога Элвина Тоффлера “Третья волна”.

Э.Тоффлер описывает “клип-культуру” так: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами».[3]

В середине 1990-х годов на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы.Сюжеты таких видеоклипов представляли собой не законченный образ, целостную картинку, а цепочки из несвязанных между собой по смысловой нагрузке фрагментов. В России первым употребил термин «клиповое мышление» (или “клиповое сознание”) Ф.И.Гиренок. Он считал, что понятийное мышление в современном мире изживает себя, перестает играть важную роль и на смену ему пришло клиповое мышление: «…вот вы спросили, что сегодня происходит в философии. А происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после Дамаскина, понимание картинок. Мы сформировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое».

[4][5]

Признаки клипового мышления[6]

После того, как по телевидению начали транслировать видеофрагменты, клипы, восприятие такого формата информации вызывало разного рода затруднения.Со временем мозг начал привыкать и вырабатывать нужное восприятие. Сейчас об этом можно говорить как о признаках клипового мышления:

  • неспособность работать с большими объемами данных, но способность работать с несколькими небольшими задачами одновременно:
  • быстрая утомляемость
  • рассеянное внимание, трудности с концентрацией;
  • перманентное перевозбуждение;
  • быстродействие или спешка;
  • подверженность постороннему влиянию, повышенная внушаемость;
  • обширная, но бессистемная, поверхностная информированность в разных областях;
  • прокрастинация.

Критика клипового мышления

Березовская Ирина Петровна в своей статье «Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление»» пишет о том, что применение термина [клиповое мышление] породило ряд стереотипов, например, то, что «клиповое мышление считается исключительной принадлежностью молодежи, детей и тинейджеров,»[7]

Константин Фрумкин в своей статье «Клиповое мышление и судьба линейного текста» отмечает, что эпитетом «клиповое мышление» чаще всего «награждают» мышление подростков и молодежи, полагая, что данный вид мышления плох, также выделяет пять предпосылок появления клипового мышления. Одна из них заключается в том, что происходит ускорение темпов жизни, а вместе с этим и возрастание объема информационного потока. Это в свою очередь порождает проблематику отбора и сокращения информации.[8] Главный аргумент, опровергающий иллюзию того, что феномен «клиповое мышление» является феноменом современности, заключается в том, что в в США ещё в 19-ом столетии возник стандарт журналистики, который получил название «перевёрнутая пирамида». Он подразумевает подачу информации так, чтобы всё стало ясно ещё при прочтении заголовка и подзаголовка.

Андрей Кураев тоже считает, что клиповый вид мышления плох: «в итоге мешает человеку быть целостным, так что и для обладателей внутренне и внешне простого жизненного мира возрастает его противоречивость, а каждое внутренне противоречие делает человека менее психологически устойчивым.»

[9]

Елена Коган пишет, что под воздействием информационных технологий мышление становится бессистемным.[10]

Философ Анатолий Еляков отмечает, что погружение людей в мир интернет-технологий может привести к деградации мышления.[11]

Публицист и футуролог Сергей Переслегин считает, что клиповое мышление является главной причиной упадка среднего образования.[12]

Американский психолог Л. Розен в «Я, мое пространство и я: воспитание сетевого поколения» («Me, MySpace, and I: Parenting the Net Generation») отмечает, что у «поколения I» (Internet Generation), которое было воспитано в эпоху развития технологий, есть сильная сторона:возросшая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и делать уроки. Но есть и слабые стороны: рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

[13]

Исходя из критики, у клипового мышления есть как преимущества, так и недостатки.

Недостатки
  • поспешность в выводах: клиповое мышление требует быстрого восприятия и обработки информации, не подразумевая сосредоточенности и вдумчивости.
  • языковой минимализм: в связи с тем, что восприятие и обработка информации при клиповом мышлении характеризуется высокой скоростью, выражение мыслей тоже приобретает скоростной и компактный формат- сжатие, цитирование фраз из кино и мультипликационных фильмов, афоризмов с картинок в социальных сетях. Следствием этого являются трудности при формулировании мыслей и идей.
  • снижение способности к запоминанию: клиповое мышление характеризуется способностью обрабатывать большое количество коротких разнообразных,несвязных по смыслу фрагментов; в cвязи с этим мозг утилизирует устаревшую информацию с большой скоростью и готовится к обработке новой. Таким образом объем кратковременной памяти растет, но объем долговременной памяти значительно уменьшается.
Преимущества
  • ускорение реакции: клиповое мышление позволяет быстро переключаться с одного объекта на другой, ускоряет процесс принятия решения, повышает ориентацию в незнакомых обстоятельствах.
  • многозадачность: клиповое мышление позволяет выполнять и контролировать несколько небольших задач одновременно.
  • защита от информационных перегрузок: мозг при клиповом мышлении настроен не только на быструю обработку информацию, но и на быструю утилизацию, что позволяет избежать информационных перегрузок.

Примечания

См.также

Понятийное мышление Клиповая культура

wiki.sc

Клиповое мышление, что это такое? Как избавиться от кипового мышления

 Что такое клиповое мышление

В современном обществе термин «клиповое мышление» появился не так давно — в середине девяностых годов. Сначала это словосочетание означало восприятие человеком коротких ярких образов, появляющихся в СМИ: телепередачах, новостях, видеороликах, газетах и т.п. Само английское слово «clip» переводится  как отрезок чего-либо (стрижка, отрывок, фрагмент).

Это может быть короткий видеоролик, отрывок фильма или газеты. Слово «сlipping» часто обозначает подборку газетных вырезок на определённую тему. Клиповое мышление людей напоминает подобную подборку, только не связанных между собой, отрывков разнородной информации из разных источников: СМИ, коллег по работе, интернет, телефон и т.п. Получается, что клиповое мышление — это такое свойство мышления человека при котором человек способен или вынужден обрабатывать много разнородной обрывочной информации поверхностно, не вдумываясь, не делая глубоких выводов.

Клиповое мышление: минусы

Те, кто, слишком активно пользуется соцсетями еще больше усугубляют эту «клиповость» своего сознания, поскольку живое общение с людьми (смех, взгляд, сочувствие, улыбка) в таком случае сведено к минимуму. Эмоциональный интеллект не развивается, люди становятся все более чужими и непонятными друг для друга. Это наглядно показывает случай, произошедший в Великобритании в 2010 году.

В декабре того года одна женщина покончила с собой. Перед этим она в социальной сети разместила пост с отчаянным криком о помощи – своё предсмертное письмо. Никто не только не попытался ей помочь; люди, в том числе и так называемые «друзья» в этой сети, которых было больше тысячи, вообще никак не откликнулись. На следующий день эта сорока двухлетняя женщина свела счеты с жизнью так и не получив ни от кого «весточки».

Клиповое мышление — мышление интернет-зависимых.

Что же происходит с мышлением людей, которые злоупотребляют общением в соцсетях? Эти пользователи видят на экране компьютера информацию ещё более короткую и обрывочную, чем по телевидению, в газетных полосах, онлайн статьях и книгах. Эта информация и более поверхностная: смс, фото с подписями в ленте, видеоклипы, вырезки из передач и т.п. В ответ на эти сообщения люди также особо не напрягаются: картинка,  фраза,  фотография, смс и так далее. Как при таком общении возможно научиться оценивать другого человека, понимать  и сопереживать ему? Никак. Поэтому психологи всего мира бьют тревогу: «Клиповое мышление убивает в человеке человечность!» Проводимые недавно опросы подтверждают тревожную тенденцию: несмотря на постоянный рост круга общения, настоящих друзей у людей становится все меньше. Чувство одиночества и неудовлетворенности в этой связи обостряется. Как же в такой ситуации не будет повышаться риск депрессий, суицидов и нервно-психических расстройств? Зато интернет зависимость растёт и она уже стала проблемой современного общества. Конечно, у клипового мышления не только одни лишь сплошные недостатки, есть и некоторые достоинства.

Клиповое мышление: плюсы относительны

Оно, например, повышает способности человека к переключению внимания с одного объекта на другой. Есть и другие плюсы, о которых скажем ниже. Поэтому от клипового мышления нужно не полностью избавляться, как считают некоторые, его необходимо правильно использовать. Проблемы такое мышление создаст своему обладателю только в том случае, если данный индивидуум не развивает другие виды мышления, свои мыслительные способности вообще и качества личности в частности.

Глубина мышления; способность к анализу, синтезу, преобразованию, планированию; воображение; эмоциональный интеллект и другие составляющие присущие мышлению человека, образно можно сравнить с пальцами рук человека. Клиповое мышление, поскольку оно не должно быть основным, можно сравнить с мизинцем левой руки. Оно тоже, в какой-то мере необходимо, поскольку повышает способности к многозадачности человека и быстрому схватыванию информации.

Насколько удобно человеку пользоваться обеими руками и всеми десятью пальцами, настолько правильно и удобно пользоваться всеми перечисленными мыслительными способностями, в том числе и способностью пользоваться краткой, быстро теряющей актуальность, информацией.  Также: насколько неудобно остаться на всю жизнь с одной левой рукой и всего одним пальцем на ней, настолько ограничивает себя человек становясь рабом предлагаемых в интернете и по телевидению короткометражек. Человек сам, таким образом, становится простейшим набором короткометражек, а его жизнь калейдоскопом разрозненных фактов и осколков информации. Интересно, что у такого потребителя информационных услуг развивается привычка к постоянной смене сообщений и жажда новых. Усиливается желание искать «цепляющие» заголовки и видеоролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее.

Клиповое сознание — опасности

Ситуация с преимущественно активным клиповым мышлением в современном обществе стала угрожающе опасной. Вы и сами, уважаемый читатель, возможно уже заметили, что кино- и видеопродукция ориентирована на то чтобы человек мысля простыми картинками и короткометражками, не очень-то задумывался над смыслом жизни, над смыслом происходящего, а просто потреблял, потреблял еще раз потреблял. Все эти часто сменяющие друг друга сцены из фильмов и передач; пресса с её небольшими текстами, в которых авторы очерчивают только контуры проблем; телевидение с отрывочными блоками новостей не дают молодому человеку стать полноценной личностью. Они всевозможными способами притягивают внимание к себе, отучая людей  убедительно говорить, думать, дружить, строить общение в беседе, созидать, развиваться, мудро ставить цели и достигать их… Вот вам и ответ на вопрос о том, как СМИ влияет на человека

ПРИЗНАКИ КЛИПОГО МЫШЛЕНИЯ

Если у человека есть ВЕСЬ набор приведенных ниже признаков, тогда можно сказать, что в его сознании преобладает клиповость и он уже не способен глубоко мыслить и анализировать. Наличие одного какого-то признака об этом еще не говорит. Поэтому мы сделали небольшой кластерный анализ, выделив одну категорию для анализа «польза-вред» клипового мышления. Соответственно  в «пользу» входят положительные признаки, которые приносят пользу человеку, а в категорию «вред», будут входить нежелательные эффекты клипового сознания.  Итак, кластерно, набор отличительных особенностей клипового (урезанного) сознания:

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ — ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

  • Поспешность в выводах. Клиповость требует, если думать, то думать быстро. Здесь не до вдумчивости, сосредоточенности или проницательности.
  • Языковой минимализм. Короткометражность присущая мышлению, отражается и в речи говорящего. Мышление картинками не позволяет учиться формулировать свои мысли. Словарный запас не пополняется, поскольку его объём напрямую зависит от количества и глубины прочитанного и осмысленного в жизни. Часто носители клипового сознания прибегают к цитированию фраз из кино и мультипликационных фильмов, афоризмов с картинок в соцсетях и тому подобное.
  • Отрыв от реальности. Отсутствие личного опыта или его минимум; такой же минимум реального общения; присутствие сознанием в воображаемом мире (кино, картинки, видеоролики и т.п.) — всё это уводит человека от реальности. Он живет в воображаемом: несуществующем, придуманном или навязанном мире. И себя поэтому, он тоже не понимает. Он не может видеть своего места в реальной действительности, не может до конца понимать причины своих поступков и желаний и предвидеть их последствия.
  • Бедность эмоций. Человек становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью. У него теряется способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, так как для этого нужно представлять себя на месте другого человека и стараться понять его, задействуя воображение, логику, анализ и прочее… Поэтому
  • Отсутствие способности сопереживать и ставить себя на место другого, еще один признак клипового мышления. К тому же количество картин жесткости и насилия ежедневно поглощаемых людьми с экранов телевизоров и компьютеров, не позволяют человеку  успевать посочувствовать жертвам трагедий. Не успеет зритель увидеть одно, как тут же получает информацию о другом (возможно более страшном горе).
  • Снижение способности к запоминанию. Мозг утилизирует сиюмитную, устаревшую информацию. Поскольку этой информации через мозг пропускается тоннами, то тоннами она и утилизируется. Таким образом объем кратковременной (рабочей или еще оперативной) памяти, возможно и растет, объем же долговременной памяти, наоборот, значительно уменьшается. Для человеческой личности это очень страшно, так как личностью может  являться только такой индивид, который может осуществлять планирование, нести ответственность за свои поступки, накапливать и передавать опыт. А где же должен храниться этот опыт, как не в долговременной памяти? Что человек с клиповым сознанием передаст своим детям?!

Педагоги всего мира бьют тревогу

Педагоги, как и психологи всего мира забили тревогу — клиповое мышление создает проблемы в обучении, поскольку отличается своей узостью, урезанностью и ограниченностью. Современные ученики заметно отличаются от учеников десяти-пятнадцатилетней давности. Они быстро забывают то, чему их совсем недавно учили, плохо понимают чужие мысли, испытывают неимоверные трудности при написании изложения! В одном эксперименте ученикам старших классов предложили ответить на несколько элементарных вопросов из программы, которую они прошли в школе предыдущие годы. В результате выяснилось, что коэффициент усвоения знаний упал до 10% . Это по-настоящему актуальные проблемы современного общества и даже будущего, если что-то или кто-то не изменит данную ситуацию.

Клиповое мышление — положительные признаки -относительны

К величайшему сожалению, положительных признаков всего лишь два. Именно поэтому выше, мы сравнили это мышление с мизинцем левой руки. Он, конечно, нужен, но, может ли чувствовать себя полноценным человек, у которого только одна левая рука с одним мизинцем? Конечно нет. Итак, функции этого «мизинца (урезанного мышления):

  • Ускорение реакции. Действительно, человек с клиповым мышлением очень легко переключается с одного объекта на другой. Скорее всего такая способность повышает и интеллектуальную лабильность — способность переходить от осмысления к действию. Проще говоря, человек быстрее принимает решения. Но, вот продуманностью эти решения отличаются очень редко. Поэтому иметь клиповое мышление наряду с другими видами мышления полезно, так как оно помогает быстро ориентироваться во внезапно возникших сложных обстоятельствах. Если человек имеет определенную базу знаний и опыт, то правильное решение приходит мгновенно и его называют интуицией. Не имея ничего, кроме клипового сознания, человек скорее всего примет неверное решение, которое принесет ему вред.
  • Защита от информационных перегрузок. Как мы уже писали выше, мозг утилизирует ненужную информацию. Это своеобразный очиститель памяти.

Некоторые специалисты считают клиповое мышление механизмом адаптации к быстро развивающимся современным информационным технологиям. Однако, какого рода информацию впускать в свой мозг; делать ли социальные сети, новостные блоки и другие короткометражки основным источником информации, — решает человек сам. Подумайте, стоит ли делать свой мозг мусорной корзиной. Не лучше ли, если он станет копилкой драгоценных знаний и носителем информации о личности с большой буквы!

Эпоха клипового мышления

Французский социопсихолог Абраам Моль пришел к выводу, что под влиянием СМИ изменилась социокультурная ситуация (в настоящее время уже можно сказать, что не только на Западе, но и во всем мире). Случайная, хаотично воспринимаемая большинством субъектов разнородная информация не организуется сознанием в упорядоченные структуры, а по словам Моля состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей». Культура современного молодого человека (если это можно назвать культурой) образуется на основе случая и поэтому его личность определяют сведения случайно попавшие из разных источников. Представляете? Это мышление современной молодёжи! Да, эта информация как-то скреплена в мозгу между собой, но связи эти слишком зыбкие и непрочные.

Особенности клипового мышления

Представьте себе, что вместо красивого двухэтажного дома, за строительство которого вы заплатили кучу денег, вам предоставили большой макет из картона. Издали, на вид не отличишь, но это не полноценный дом, в котором можно укрыться от ветра, дождя, мороза, неприятных посетителей; где можно кушать, спать, общаться с друзьями или воспитывать детей… Эта просто большая картонная коробка разрисованная как дом. Можно ли в ней жить? Понятно, что нет. Так и мышление человека состоящее из набросанной в мозг бессвязной информации не может представлять полноценную личность. Ведь правильно  понимать и воспринимать мир оно не может. Попавший под влияние СМИ и интернета человек становится похожим на макет. Подобно макету такой человек имеет большинство признаков присущих личности человека и имеет внешность человека, но наполнение сознания другое.  Его восприятие происходящего и вас как собеседника и личности происходит искаженно. Вы для него просто обрывочный ролик (приятный или неприятный) в сегодняшней ленте его событий (пусть вы даже близкий родственник или спутник жизни). Ни о вас лично, ни о ваших вкусах, интересах, качествах, предпочтениях такой человек ни за что не будет узнавать. Ведь это слишком нудно и долго…

Даже посты в соцсетях размером более четырех абзацев кажутся большинству современных молодых людей непреодолимыми и потому нудными объёмами информации. По этой причине производители информационной продукции приходят к выводу, что  для упрощения восприятия необходимо сокращать объемы текстов. Но, ведь такое сокращение смысловой нагрузки способствует дальнейшей урезке в обработке и восприятии информации. Таким образом порочный круг способствующий  минимализму в мышлении (массовому отупению и деградации) разорвать представляется все более невозможным. Люди теряют способность мыслить глубоко, понимать чувства (свои и чужие), анализировать информацию, находить взаимосвязи в фактах, выделять важное, делать выводы и прочее. Всем этим сегодня успешно пользуются популярные блоггеры, такие, например, как Саша Спилберг. Интеллектуальная лень довела молодежь до того, что они готовы впустую тратить уйму времени на просмотр эпизодов чей-то жизни. Сами блоггеры, конечно умные и трудолюбивые люди, которые поняли, что молодежь в большинстве своём ленива и готова не создавать и изучать, чтобы строить свою жизнь, а просто прожить чужую жизнь, глядя в экран…

Что делать, чтобы клиповое мышление не стало основой личности?

  • Старайтесь анализировать увиденное;
  • Как можно больше общайтесь с содержательными людьми;
  • Читайте книги, помогающие увидеть смысл в жизни, книги о людях и их взаимоотношениях;
  • Тренируйте память;
  • Развивайте воображение.
  • Попробуйте объяснять письменно смысл тех афоризмов, которые так часто можно увидеть в соцсетях. Это поможет вам научиться формулировать свои мысли.
  • Смотрите полезное и интересное кино — комедии,  драмы, научно-познавательные фильмы с глубоким смыслом.

Пример последствия зависимости от соцсетей и клиповое мышление современных детей и подростков

PS. О том к чему может привести клиповое сознание, которое развивается благодаря активному использованию соцсетей, уже неоднократно писалось в СМИ. И вот недавно произошедшая трагедия еще раз подтвердила этот печальный вывод. 14 ноября 2016 года в поселке Струги Красные Псковской области произошёл случай, наглядно свидетельствующий о взаимосвязи между нравственной деградацией и слишком активным использованием социальных сетей. Как вы помните, двое 15-летних подростков открыли огонь по полицейским из двухэтажного дома. По словам сотрудников Следственного комитета, Росгвардия штурмуя дом, в котором прятались подростки, нашла тела школьников с огнестрельными ранениями.

Последние часы молодые люди, обиженные на своих родителей, вели трансляцию в Periskop, рассказывая как всё произошло: где они взяли деньги и оружие, сколько боевых запасов у них осталось, почему они приехали именно сюда и начали стрелять и так далее…

Судя по видео, молодым людям было очень приятно внимание общественности и их нарастающая популярность. Они даже просили, чтобы их трансляцию смотрело как можно больше людей. Молодец человек и девушка радовались, когда узнали, что про них уже сообщили в «Вестях»! По просьбе зрителей Денис выстрелил в телевизор, но поскольку тот загорелся, Денис выкинул его из окна, а потом снова выстрелил в него из ружья. Также в интернете они рассказывали как ранили маму одного из них, убили двух собак, стреляли в полицейскую машину и делали прочие, необъяснимые с точки зрения здравого смысла, вещи… Таким образом, разве интернет-зависимость и клиповое мышление не усугубили проблему социальной дезадаптации и отсутствие сочувствия взаимопомощи и  в современном мире?

Родителям стоит задуматься о том, сколько времени они уделяют своим детям и чему учат. Прежде чем что-то требовать от взрослеющих детей, необходимо спросить себя: научил ли я своего ребенка нравственным принципам и моральным нормам? Дал ли я ему необходимые внимание, заботу и поддержку? Научил ли я своего ребенка делать правильный выбор? Кто воспитывает моего ребенка — я сам или интернет?

Перейти на главную

Автор статьи: психолог

Лебедева Марина Николаевна

freefacts.ru

чем отличаются «люди экрана» от «людей книги»? — Моноклер

Рубрики : Культура, Последние статьи, Психология

Клиповое мышление — термин последних десятилетий, описывающий способ восприятия информации, характерный для нового поколения. XXI век формирует необыкновенно быстрый темп жизни. Пытаясь угнаться за ним, человек перестает углубляться в информацию и считывает лишь поверхностные факты. Чем опасно клиповое мышление? Могут ли у него быть положительные стороны? Как можно развить собственное мышление и не стать заложником «клиповости»? Разбираемся в глобальном преобразовании человеческой природы.

Первое, что приходит в голову большинства людей при слове «клип», — быстро сменяющийся видеоряд с МТВ или МУЗтв, чаще всего со слабо связанными между собой образами. И в этом представлении мы ушли не очень далеко — «клип» происходит от английского «clip», что означает «делать вырезки из газет или фильмов». Вырезая основные моменты и складывая их в общую историю, монтажер облегчает понимание зрителю и показывает общую картину, не углубляясь в предложенную им тему. Клиповое мышление работает по тем же принципам, что и видеоклипы, то есть человек воспринимает окружающую его действительность как последовательность никак не связанных между собой явлений, а не как однородную структуру, которая подразумевает под собой взаимосвязь всех частиц. Клиповое мышление называют глобальным преобразованием человеческой природы и огромной проблемой современного поколения, однако стоит ли так гиперболизировать это почти «хипстерское» понятие?

В конце 90-х, когда «поколение Пепси» уступило лавры поколению гаджетов, зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ Андрей Подольский задался вопросом о влиянии массмедиа, кино и только начавшего набирать популярность Интернета на современную молодежь. Он провел эксперимент с участием двух групп студентов. Одной группе предложили прочитать тексты с описанием проблемы некой девушки, другой же группе показали видеоролики с аналогичным содержанием. Оказалось, что у тех ребят, которые смотрели ролик, уровень понимания в шесть раз превышал показатели группы опрошенных традиционным способом. Картинка смогла не только заменить текст, но и превзошла его. Андрей Подольский прокомментировал результаты своего эксперимента так:

«Фильмы и сериалы дают готовое решение, точнее, его иллюзию».

Людям в наше время все сложнее рассуждать и мыслить логически, искать новые и неожиданные пути решения, ведь мы живем в огромном информационном поле, где необходимые сведения можно получить по одному клику или обычной голосовой команде. Неспособность анализировать информацию является следствием того, что ее образ не задерживается в мыслях надолго и быстро заменяется на другой, как при переключении каналов или просмотре новостей.

Производители потребляемой информации научились подстраиваться под современных людей и вкладывают огромные деньги в развитие киноиндустрии и книг, прибегая к более простым текстам, наполненным укороченными фразами со слабыми логическими связями.

Клиповое мышление не менее удобно для коммерции и рекламы. Реклама нацелена на эмоции, а не на осмысление, поэтому гораздо проще взывать к «низшим» чувствам людей и быть уверенным, что именно это и привлечет потенциального покупателя.

В 2010 году  российский философ и культуролог К.Г. Фрумкин выделил 5 основных причин появления клипового мышления:

  1. Развитие современных технологий, и, соответственно, увеличение информационного потока;
  2. Необходимость принимать больший объем информации;
  3. Многозадачность;
  4. Ускорение ритма жизни и попытки успеть за всем, чтобы быть в курсе событий;
  5. Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.

В последнее время на страницах СМИ часто встречается информация о том, что «клиповость» пагубно влияет на современное общество и является одной из острых социальных проблем. Однако всё не столь однозначно. Клиповое мышление — очень сложное и разнородное явление, у которого есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Клиповое мышление — это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни. Особенностями «клиповости» являются быстрота обработки данных, преобладание визуального восприятия, проблемы с восприятием длительной линейной последовательности и однородной информации. Это прямо противоположно понятийному мышлению, описанному Л.С. Выготским, которое позволяет человеку находить и выделять существенные признаки предметов, легко углубляться в информацию и осуществлять ее аналитической обзор. Тот, кто обладает понятийным типом мышления, досконально изучает и анализирует информацию, однако из-за этого времени на обработку уходит больше. Таких людей психологи часто называют «людьми книги».

В условиях ускоренного ритма человеку необходимо быть многозадачным и способным выполнять одновременно несколько действий. Информация поступает хаотичными потоками, и у человека не всегда остается время для глубокого и сосредоточенного анализа.

Как отмечает психолог, автор книги «Мастер жизни. Психологическая защита в социуме» С. Ю. Кличников, в данном случае клиповое мышление выступает в роли «фильтра» перед информационными перегрузками.

Да, человек с клиповым мышлением становится способен воспринимать лишь краткую информацию, но вспомним слова великого классика Л.Н. Толстого:

«Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

С одной стороны, применение клипового мышления помогает человеку быстрее запоминать информацию, что может помочь ему, например, в изучении иностранных языков или быстром запоминании небольших объемов данных. С другой стороны, кандидат психологических наук Татьяна Викторовна Семеновских в своем исследовании делает акцент на том, что оно помогает лишь запомнить некие «маркеры» — термины, слова, но общего понимания не дает.

Еще одним положительным качеством, которым обладают люди с клиповым мышлением, является многозадачность, о которой пишет известный американский психолог Л. Розен в своей книге «Я, мое пространство и я: воспитание сетевого поколения». Он отмечает, что дети «поколения эппл» могут одновременно учить уроки, слушать музыку, изучать социальные сети и разговаривать по скайпу. Однако разумными последствиями многозадачности являются рассеянность внимания и чрезмерная активность.

Валерий Опойцев, доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, в своей мини-лекции говорит, что нет ничего фундаментально страшного в клиповом мышлении. В современном мире люди с клиповым мышлением уходят с тех «глубин», на которых им просто неинтересно, и довольствуются поверхностными фактами. Однако, по его мнению, даже наука и цивилизация поверхностны. Как отмечает профессор, об этом еще в XX веке говорил австрийский математик К. Гёдель в своей теории о неполноте, смысл которой сводится к тому, что даже если мы опишем очевидные истины и постараемся построить на них всю систему знания, все равно найдутся утверждения, которые нельзя будет подтвердить или опровергнуть. Выходит, что даже наука не спускается «достаточно глубоко», а лишь стремится к этому.

Поэтому, считает В. И. Опойцев, люди, владеющие только фактами, все же умеют анализировать действительно необходимую им информацию, углубляясь в интересующие их темы. Кроме того, он отмечает, что новые условия жизни всегда требовали новых способов обработки информации, и клиповое мышление — это закономерный ответ на увеличившийся темп и проникновение разных типов информации во все сферы жизни.

Тем не менее, клиповое мышление далеко не безвредно — у этого явления существуют очевидные отрицательные стороны.

Так, в «Словаре практического психолога» С.Ю. Головина встречается информация о том, что в отличие от понятийного мышления, для клипового характерно отсутствие «контекста». Человек не опирается на собранную раньше информацию и не анализирует ее, опираясь на семантические связи между явлениями, которые существуют в контексте. У человека с клиповым мышлением возникают трудности с пониманием общей картины, и в результате он воспринимает лишь обрывочную информацию, которую он не способен сопоставить с другой. Возьмем самый простой пример — человек, увлекающийся политикой, способен объединить просмотренные новостные передачи в общую картину. Человек, который не так сильно заинтересован в этом, не сможет понять причин и следствий явлений, потому что они будут представляться ему как разрозненные, и он не увидит между ними связей. Человек с клиповым мышлением не видит этих связей, потому что привычный для него способ восприятия информации не позволяет им образовываться самопроизвольно. Это отражается и на деятельности человека. Так, о связи личного опыта  с поведением говорил К. Роджерс в фенотипологической теории. Он считал, что поведение человека определяет его опыт, а именно субъективная интерпретация явлений. Также он поддерживал идею, что человек ведет себя как целостный организм и его  нельзя свести к отдельным частям личности. А это значит, что последствия доминирования клипового мышления можно увидеть на всех уровнях существования индивида.

В статье «Google делает нас глупее?» Николас Карр отмечает,что переход от целостностного мышления к клиповому говорит о раздробленности сознания.

Чтобы не стать заложником клипового мышления, разрабатывается огромное количество методик и тренингов, посвященных концентрации внимания. Исследователи предлагают ежедневно анализировать даже очевидные, на первый взгляд, вещи. При этом самым доступным методом для нас является чтение. Оно позволяет видеть весь контекст и предлагает возможность самому анализировать полученную информацию.

Есть ещё одна методика, разработанная кандидатом физико-математических наук Л.И. Ястребовой для развития собственного мышления. Она основана на алгоритме работы «Анализируй-Структурируй-Систематизируй-Синтезируй-Анализируй», который предполагает:

  1. Анализировать, а именно, исследовать проблему;
  2. Структурировать, находить отдельные элементы видимого явления, процесса, ситуации;
  3. Систематизировать, отслеживать взаимосвязи полученных элементов;
  4. Синтезировать, пытаться увидеть единую картину во «взаимодействии» найденных элементов;
  5. Анализировать, оценивать полученный результат.

Этот механизм актуален для людей всех возрастов. Чтобы лучше его понять, представим, что вы купили набор Лего. Первое, с чего вы начнете, прочтение инструкции — это и есть анализ. Дальше вы раскладываете кирпичики к кирпичикам, окна — отдельно, двери к дверям и так далее — это структурирование. Синтезирование — осознание, что стена не должна быть слишком маленькой, чтобы в нее могли влезть окна. После вы собираете дом из всех элементов — это синтез. И последнее, что вы делаете: оцениваете полученное строение, сравниваете с тем, что было на коробке.

Итак, совсем неудивительно, что в век инстаграма и твиттера людям проще воспринимать короткую информацию или даже просто набор картинок, чем вчитываться в длинные тексты, воспринимать контекст или синтезировать информацию из обрывков. Некоторые СМИ приспособились под меняющийся ритм жизни и научились подавать информацию в том виде, в котором читатель вероятнее всего ее заметит — меньше текста, больше забавных картинок в превью. Кто-то спросит: «Ну, читаю я только заголовки новостей и люблю вечером расслабиться, листая паблики ВКонтакте, неужели это так страшно?». Нет, это не страшно, однако внимание, как и те же мышцы, нуждается в тренировке. Как пишут Даниэл Саймонс и Кристофер Шабри в своей книге «Невидимая горилла, или История о том, как обманчива наша интуиция»,  если мы будем воспринимать лишь поверхностные ярлыки, внимание станет рассеянным и нам будет все сложнее усваивать новую информацию. Необходимо уметь адаптироваться в современном мире и принимать условия «игры», не теряя при этом увлеченности и желания познавать и анализировать. Замена Твиттера на ЖЖ уже огромный прогресс в борьбе с клиповостью. Современные технологии помогают нам облегчить жизнь, упростить многие задачи, но неужели нам нужно упрощать работу нашего мозга?


Смотрим лекцию по теме «Поп-культура нового тысячелетия»: как мы начали мыслить твитами

Обложка: Pexels

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

monocler.ru

плюсы и минусы. Как избавиться от клипового мышления

Как-то сидя в ресторане за столиком в ожидании заказа, я наблюдала за множеством операций, совершаемых сотрудником заведения за минуту. Делая подсчёт на кассовом аппарате, он, не отрываясь от работы, стал отвечать на телефонный звонок. Официант из зала выкрикнул вопрос по меню, и парень с трубкой у уха, на секунду подняв глаза от кассы, ответил. Затем повернул голову с телефоном к входу и с улыбкой поприветствовал новых посетителей. Указав на свободные столики и проговорив несколько слов о сегодняшней акции, он продолжил общаться по телефону и клацать на кнопки кассы… Все его действия были доведены до автоматизма.

Пример пришёл мне в голову, когда я взялась за написание статьи о клиповом мышлении современных школьников и молодых людей: фрагментарном, быстром, поверхностном. Этот двадцатилетний парень — представитель поколения с таким восприятием действительности, которое считается проблемным, потому что юноша больше походил на робота, нежели человека. Ведь совершать одновременно множество второстепенных операций свойственно машине.

Сегодня очень ценятся «мультитаскные» работники. Хотя наука твердит о вреде многозадачности в том виде, в каком требуют современные работодатели; большинство хочет, чтобы нанятый сотрудник больше делал и меньше думал.

Такая непопулярная у подрастающего поколения умственная операция, как «думанье», больше свойственна людям постарше с понятийным мышлением, позволяющим смотреть на мир вдумчиво и целостно. Это прерогатива интеллектуально развитой личности. Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями. Есть мнение, что с ростом технического прогресса оно постепенно превращается в рудимент и уходит в прошлое…

Клиповое мышление: что это значит

Педагоги, психологи, физиологи и социологи сегодня потерялись в понятиях относительно клипового мышления. Ведь процессу думанья, если его разобрать на составляющие, свойственны такие мыслительные этапы, как внимание, восприятие, память, воображение, воспроизведение. А мышление есть совокупность этих умственных процессов, лежащих в основе познания.

Всех этих значений нет у слова клип: быстро сменяющиеся и несвязанные по смыслу обрывки информации, впечатления и образы, не требующие анализа и осмысления. Так что употребление вместе этих понятий кажется неуместным. Лучше уж сказать клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия и свойственное в большей степени молодежи, но не только.

Люди постарше, которым сейчас около 40 лет, заставшие советскую систему обучения в школе и вузе, также признаются, что разучились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги. Текст объёмом в сто – триста страниц — куда ни шло, но многостраничные произведения — увы. Буквы не складываются в слова, быстро утомляешься и появляется желание оптимизировать процесс, то есть «пробежаться по строчкам» и получить общее впечатление.

Такая потребность появляется, когда взаимодействуешь со множеством внешних раздражителей… Если у индивида нет желания укрыться от них: не видеть, не слышать, не понимать и не чувствовать, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии нервной системы и психики, а на первый план выходит стремление из массива информации выделить важное и приступить к действию, то это признак эволюции…

Первичная реакция здорового организма на изменившиеся условия существования — приспособление. В нашем контексте это защита мозга от перегрузки. Обороняясь от большого количества воздействующих факторов, он начинает действовать по короткому пути, больше работать с кратковременной памятью, чем с долговременной, характерной для мыслительного процесса.

Ускорение темпов жизни и возрастание потока информации порождает необходимость её отбора. Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требует выработки понятного всем языка образов. Клиповая подача информации сегодня везде. Её атрибуты: яркая визуализация, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокая скорость восприятия картинок, постоянное обновление.

Признаки клипового мышления

Когда в 90-е годы на ТВ впервые появился клип — беспорядочная смена картинок — многие не могли понять, что это. Постепенно мозг привык к такому формату и выработал нужное восприятие. Теперь мы уже говорим о признаках и следствиях клипового мышления, среди которых отмечают:

  • неспособность работать с большими объёмами данных;
  • быстрая утомляемость;
  • хаотичное рассеянное внимание;
  • трудности с концентрацией;
  • гонка за внешним образом и сменой впечатлений;
  • перманентное перевозбуждение;
  • быстродействие или спешка;
  • многозадачность;
  • подверженность постороннему влиянию;
  • повышенная внушаемость;
  • обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам;
  • поверхностность знаний и суждений;
  • прокрастинация

Некоторые из этих следствий нельзя назвать нормой, например, быструю утомляемость. И всё же признаки клипового мышления — требования времени, к которым лучше приспособиться и грамотно использовать. На смену информационному голоду прошлых десятилетий, пришло «инфоожирение». Спору нет, голод — это плохо, равно как и бесконтрольное потребление пищи. Аналогично и с поглощением информации.

Раньше школьники без труда сидели на уроке 45 минут. Характер обучения чаще всего был линейным: когда одно дополняло другое, постепенно выстраиваясь в единую систему. Теперь внимание ребёнка можно удержать всего 15 минут… Определённо педагогам приходится туго, и ситуация с современным образованием сложная.

Клиповое мышление: плюсы и минусы

Это явление времени имеет как плюсы, так и минусы. К минусам клипового мышления школьников относят рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и способности творить.

А также снижение чувствительности и понимания других, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления, излишняя тяга к комфорту.

Считается, что с клиповым мышлением многого в карьере не добьёшься, но исполнители из такой молодёжи хорошие, легко управляемые… Сторонники классического образования с беспокойством наблюдают, как основа интеллектуального развития — понятийное мышление уступает позиции клиповому. Бытует мнение, что людям с понятийным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клиповым — великими личностями. Может их синтезировать, чтобы состояться на жизненном поприще?!

К немногочисленным плюсам клипового восприятия подрастающего поколения специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под условия. Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. За счёт этого у молодых людей увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.

Они вынуждены запоминать много учебного материала, но память не перегружают, стараясь вычленять главное. Ни к чему хранить в голове ненужные данные, если под рукой интернет. Исчезла потребность в анализе и логике. Хотя некоторые предметы в школе и направлены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, поэтому подходит далеко не для всех учебных дисциплин.

Как избавиться от клипового мышления

Специалисты спорят, развитие или деградацию влечёт за собой клиповое мышление? В любом случае непросто перейти от понятийного восприятия действительности к клиповому и тем более обратно. Мозгу требуется время, усилия, саморабота, поэтому мы наблюдаем предсказуемую картину — борьбу противоположных мнений и недопонимание поколений.

По данным российского образовательного портала «Инфоурок», педагоги работают над изменением приоритетов обучения с помощью информатизации образования. Порой им кажется, что всевозможные девайсы и гаджеты не столько упрощают нашу жизнь, сколько усложняют…

Современные исследования показывают, что обучение — это расширение сети нашего понимания. Оно эффективнее, когда мозг берёт по кусочку новых сведений и присоединяет их к уже существующим. То есть, по сути, он не изменился, предпочитая постепенность, а не аврал информации.

Нейробиологи утверждают, что мозг, как и прежде, обрабатывает задачи последовательно и никак иначе, а многозадачность — это иллюзия, в которую впало наше общество, качества машины присвоив людям…

На первый план выходит развивающая функция обучения. Используются учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частная смена деятельности и многозадачность. Клиповость как элемент обучения присутствует, но не преобладает. Монотонность и злоупотребление линейной подачей материала исключены. Большое разбивается на блоки, упрощается. Изученное многократно повторяется.

По мнению педагогов, сегодня возникла настоятельная потребность и в культивировании живого общения между учениками, пока оно не исчезло совсем. Обязательно надо прививать вкус к чтению художественных произведений и обсуждению прочитанного в противовес бесконечному серфингу в интернете и безраздельному влиянию СМИ на юные умы.

Как прийти к равновесному мышлению

Можно ли совместить оба вида познания и сформировать нечто вроде равновесного мышления. Как говорилось выше, люди 30–40 лет находят в себе признаки клипового и ещё не утеряли свойства понятийного мышления. Совмещать малосовместимое помогают восточные практики: тренировка концентрации внимания, медитация, дыхательные упражнения, йога.

На Востоке давно провозгласили главенство трансцедентального разума, имеющего неограниченные возможности и переходного к более высоким уровням сознания, которое предполагает сохранение главных человеческих ценностей, отношений и созидательную деятельность.

Дыхательная медитация

Беспокойный ум человека — источник многих проблем современности. Если всё вокруг направлено на то, чтобы его взбудоражить, надо сознательно переводить мысли в спокойное состояние. Хорошо работает медитация, которую часто побаиваются, связывая с какой-то тайной: посидеть в тишине с прямым позвоночником кажется слишком простым для такого сложного понятия.

Между тем 5–10 минут сидения утром и столько же вечером, значительно улучшат состояние нервной системы. Практикующие отмечают, что обретается какая-то неосязаемая внутренняя опора, и день складывается по-другому, более осознанно.

Зачастую под медитацией понимают расслабление. Многие тренинги направлены именно на это. Самая известная и доступная из них — дыхательная медитация. Никаких специальных упражнений не требуется, только подсчёт собственного дыхательного цикла: вдоха-выдоха с небольшим растягиванием последнего и осмысленное сосредоточение на этом процессе. Уже через минуту можно почувствовать облегчение.

Обычно возбуждённому человеку рекомендуют: «Дыши глубже». Дышать надо не глубже, а медленнее, тогда эмоциональное состояние стабилизируется. Вспомните, когда вы в стрессе, — дыхание учащается. Замедляя его, вы вызовете обратный эффект.

Настоящая медитация — это не только и не столько расслабление, сколько большая внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности. Научные опыты показали, что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами и медитирующий, — разные вещи. Над головой второго приборы улавливают мощные электрические волны и ауру свечения…

Если практик захочет пойти дальше, то к его услугам профессиональные сообщества, где обучают настоящей медитации. Можно посетить ретрит, поучаствовать в випассане — необходимых этапах на пути освоения качественной медитации, которые помогут установить связь со своим «Я».

День тишины и «мауна»

В домашних условиях можно провести «День тишины». Ограничить себя в пользовании интернетом и общении с окружающими, если не на день, то хотя бы несколько часов. Выполнять простой физический труд: уборку по дому, облагораживание территории… Заняться хобби. Уйти в эти часы от повседневных забот, высоких скоростей и автоматизма. Позволить себе делать все дела в два раза медленнее, как бы привнося бдительность и осознанность в каждой действие. Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет яснее.

В йоге есть интересная практика, хорошо справляющаяся с говорливым умом. Мауна в переводе с санскрита означает молчание не только в речи, но и в уме. Хотя бы в течение двух часов нужно постараться никуда не выходить из дома, ни с кем не разговаривать, не включаться в обдумывание наплывающих мыслей, дать им побыть и уйти. А также не смотреть ТВ, отключить телефон, не читать, не делать требующих сильной концентрации дел. Лучше отвести такой практике сутки. Конечно, это требует определённого опыта, который по мере упражнений в молчании, придёт.

Видный индийский политический лидер и мыслитель ХХ столетия Махатма Ганди регулярно практиковал мауну. Во время молчания внутри себя он находил ответы на многие вопросы и добился почти невозможного — мягко и тактично с доброжелательной улыбкой отвадил колонизаторов всех мастей от своей страны, заставив их признать суверенитет Индии.

Практики концентрации

Современные курсы по медитации, помимо обучения расслаблению, ставят целью ещё и научить быстро сосредотачиваться на чём-то одном. Когда хорошо концентрируешься, даже трудная работа выполняется быстрее и качественнее. Вы погружаетесь в неё настолько, что ничего не замечаете. Большинство из нас работает, постоянно отвлекаясь на внешние раздражители, делая внимание слабым, расщеплённым и растрачивая ресурсы мозга.

У нас есть автоматическое и произвольное внимание. Обладатели клипового мышления склонны к первому — быстрому, импульсивному, многозадачному. А у людей с понятийным мышлением хорошо развито произвольное внимание, требующее таких волевых актов, как усвоение, понимание, анализ.

Внимание можно натренировать, как мышцу. Упражнений в концентрации много. Можно по 5 минут в день, ни на что не отвлекаясь, смотреть на точку на стене, янтру (рисунок), написанное слово или мантру. Созерцать нейтральный предмет, например, вазу. В йоге есть интересная практика концентрации на пламени свечи — тратака. Можно сосредотачиваться на различных частях тела — дришти.

Как работает сосредоточение, иллюстрирует пример из физики с рассеянным и однонаправленным светом — лучом. Концентрация — это умение собрать рассеянное внимание в луч ментальной энергии и направить его на выполнение дела. Хорошая концентрация не может быть длительной: 3–4 часа. Природа налагает ограничение на ресурсы мозга. Профессионалы придерживаются этого правила и многого добиваются.

Как ещё поддержать концентрацию? Находясь на природе. Неспроста в Японии среди учебных дисциплин для школьников ввели уроки созерцания и любования природой. А вот прогулки по городу растрачивают. Вспомните, сколько там рекламы и броских вывесок, борющихся за наше внимание. Эксперименты показали, что люди, побывавшие на природе, на 20 % лучше отдыхающих в городе выполняли свои повседневные задачи.

Сегодня в мегаполисах очень много людей с рассеянным истощённым вниманием. В таком состоянии человека можно убедить в чём угодно. Этим пользуются воротилы индустрии потребления, «впаривая» ненужные товары и услуги. На ум приходит финальная фраза из фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро». Коэн, главный герой, — топ-менеджер большой корпорации по доказыванию математических формул и теорем… Одновременно он занят поисками своего жизненного предназначения.

Однажды ему поручают довести до конца формулу, на которой сгинули многие хорошие специалисты. Дойдя до полного выгорания, он понимает, что у неё нет доказательства. Окончательно измучившись и во всём разочаровавшись, он в отчаянии бросается к боссу с вопросом, зачем тот заставляет людей работать над невозможными задачами… И получает ответ, что нужна какая-то цель, пусть даже иллюзорная. Видимость работы, смысла, суеты… Хаос приносит прибыль!

Лучше контролировать собственный «хаос», чтобы жизнь не заставляла решать иллюзорные задачи.

www.oum.ru

Почему в современном мире начинает преобладать клиповое мышление |

В последнее время все чаще можно услышать термин «клиповое мышление». Что же означает это понятие?

Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «вырезка», «отрезок», «отрывок». Таким образом, этот феномен представляет собой такой тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов.

Человек, обладающий клиповым мышлением, может эффективно работать только с короткими отрывками информации и ему трудно воспринимать большие и сложные объемы. Этому феномену, в той или иной степени, подвержены практически все современные дети и молодые люди.

Появление термина

Термин «клиповое мышление» или «клиповое сознание», зародился в психологии относительно недавно – в середине 90-х годов. Именно тогда на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы, сюжеты которых, как правило, представляют собой не целостный, законченный образ, а цепочку мало связанных между собой по смыслу видеокадров. Очень часто смысл звучащей песни оказывается логически не связанным с темой видеоряда, представленного зрителю.

В последующие годы все больше фильмов, мультфильмов и телешоу строятся именно по этому принципу: сюжет в них разделяется на короткие блоки информации, часто сменяющие друг друга и не имеющие особой логической связи. Еще одним ярким примером является телевизионная реклама: информация в ней преподносится очень быстро, кадры часто сменяют друг друга, даже не давая человеку до конца вникнуть в их смысл. Телевизионные новости тоже все больше перенимают этот принцип. Газетные и журнальные заметки становятся все более короткими, информация в них не несет глубины.

С появлением у людей возможности общаться сначала с помощью СМС по мобильному телефону, а затем в социальных сетях в интернете, проблема клипового мышления усугубилась еще больше. Люди привыкают общаться короткими сообщениями. Их мышление становится осколочным, фрагментарным. Такой человек начинает воспринимать окружающий мир, как своеобразный калейдоскоп разрозненных фактов и образов, у него появляется потребность все время получать новые порции информации, но при этом он не вникает в ее суть. Не осмыслив одной темы, человек переходит к другой, затем к третьей, быстро забывая увиденное и услышанное.

Клиповое сознание заставляет человека воспринимать жизнь не целостно, а как некий видеоклип – последовательность различных, не связанных друг с другом событий.

Плюсы клипового мышления

Как и у каждого явления, у феномена клипового мышления есть свои плюсы и минусы. В чем же выражаются его плюсы?

  • Развивает быстроту реакции. Люди, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро реагировать на внешние стимулы и изменения и оперативно подстраиваться под них.
  • Развивает способность решать несколько задач одновременно. Такое мышление формирует у людей многозадачность – способность делать несколько дел сразу (например, работать, слушать музыку, общаться в интернете, принимать пищу). Человек учится быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
  • Защищает мозг от перегрузки информацией. Многие психологи считают, что это своеобразный механизм адаптации к развитию информационных технологий, которые прочно вошли в жизнь современного человека и стали ее неотъемлемой частью. Человеческий мозг вынужден принимать и перерабатывать огромные объемы информации, что приводит к перегрузкам. Поэтому он подстраивается реагировать на поступающую извне информацию именно таким образом.
  • Порождает желание охватить как можно больше информации. Клиповое мышления заставляет человека выискивать и поглощать все новую и новую информацию, что весьма полезно для интеллектуального развития.

Его минусы

Помимо плюсов, такой тип мышления обладает и рядом минусов. В чем же состоят эти минусы?

  • Снижает способность к анализу информации. Люди, обладающие клиповым мышлением, часто оказываются неспособны анализировать даже самую важную информацию – выделять главные детали и ключевые моменты, а также принимать решения на основе проведенного анализа. В результате человек учится не осмысливать, а только потреблять информацию.
  • Снижает способность к концентрации внимания. Особенности клипового мышления делают людей неспособными сосредоточиться на одной теме – они с трудом могут удерживать внимание, перескакивают с одного вопроса на другой, не могут вникнуть в суть.
  • Снижает эффективность обучения и усвоения знаний. Современные школьники и студенты, которые являются основными обладателями клипового мышления, плохо воспринимают и запоминают учебный материал, не умеют правильно излагать свои мысли, им тяжело писать сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения. Коэффициент усвоения знаний современных детей и подростков падает.
  • Усиливает подверженность чужому влиянию и манипуляциям. Обладатели клипового мышления часто попадают под чужое влияние. В своих действиях они чаще всего руководствуются эмоциями, а не здравым смыслом, поэтому ими легче манипулировать. Телевизионные рекламы построены таким образом, чтобы человек, покупающий товар, руководствовался сиюминутными эмоциональными порывами. Люди с клиповым мышлением часто совершают ненужные покупки или действия, о которых потом жалеют.
  • Снижает чувство сопереживания. Люди, ежедневно поглощающие большие объемы информации, среди которой преобладают сцены жестокости и насилия, постепенно утрачивают способность сопереживать чужому горю, становятся равнодушными, теряют чувство ответственности, их перестают трогать трагедии окружающих.
  • Приводит к упрощению задач и решений. Клиповое мышление приводит к тому, что люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.

Методы борьбы с клиповым мышлением

Из всего перечисленного выше становится понятно, что феномен клипового мышления имеет больше недостатков, чем достоинств. Исследования психологов показывают, что, несмотря на развитие виртуального общения и дружбы в соцсетях, представители современного молодого поколения становятся все более одинокими в реальной жизни. Недостаток живого общения порождает замкнутость, чувство одиночества и неудовлетворенности. В результате этого возрастает риск возникновения депрессий, нервных расстройств, суицидального настроения. Поэтому психологи призывают людей к борьбе с проявлениями клипового мышления, пока оно не стало частью личности. Какие же методы борьбы можно использовать?

Прежде всего, нужно больше читать и анализировать прочитанное. Причем читать нужно не короткие рассказы, а объемные произведения с глубоким смыслом, призывающим к размышлению. Кроме того, существует немало художественных и познавательных фильмов, просмотр которых заставляет задуматься.

Тренировка памяти способствует развитию способности усваивать большие объемы информации. Развитие воображения делает мышление более гибким. Существуют разнообразные психологические методики тренировки памяти, внимания, воображения, логического, понятийного, образного мышления для детей и взрослых. Специальные тесты на определение разных типов мышления помогут оценить результаты тренировок.

Отказу от клипового сознания также способствуют содержательные беседы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения.

Следует помнить, что клиповое мышление может приносить пользу в определенных ситуациях, требующих быстрого реагирования или частого переключения внимания, но оно не должно становиться преобладающим типом мышления в повседневной жизни.

Документальный фильм “Клиповое мышление”

newgoal.ru

описание понятия, плюсы и минусы мышления

«Клиповое сознание» — термин, впервые использованный американским социологом, философом и футурологом Элвином Тоффлером для обозначения восприятия человеком ярких и коротких образов, которые регулярно появляются в новостях, на телевидении, в газетах, видеороликах. Главная особенность такого типа мышления заключается в том, что человеку при этом приходится обрабатывать большое количество обрывистой и совершенно разнородной информации. Причем обрабатывать поверхностно, не делая глубоких выводов. Со временем данный термин получил более широкое распространение после появления понятия «клиповая культура», стал рассматриваться в качестве составляющей общей информационной культуры, основанной на бесконечном и бесконтрольном мелькании информационных отрезков.

Понятие

Предпосылки к появлению клипового сознания изначально были обнаружены в труде канадского философа Маршалла Маклюэна «Галактика Губенберга». В этой книге 1962 года он ищет ответы на вопросы: «Кто такой человек печатной культуры (он его и называет «человеком Гутенберга»)? Как СМИ влияют на человеческое сознание (в то время речь в первую очередь шла о печатных средствах массовой информации)? Как массовая коммуникация превращает весь мир в «глобальную деревню»?»

В частности, Маклюэн писал, что на своем современном этапе развития общество начинает трансформироваться в глобальную деревню, а с развитием электронных средств коммуникации человеческое мышление возвращается к дотекстовой эпохе.

Первое упоминание клипового сознания мы можем найти у Тоффлера в книге «Третья волна», вышедшей в 1980 году. В ней он выделяет три основных стадии развития человечества: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Именно в этом труде философ впервые пытается сформулировать, что это — «клиповое сознание». Данное понятие он описывает на личностном уровне, когда каждого человека ослепляют и осаждают противоречивые фрагменты, не относящиеся к образному ряду, которые выбивают почву из-под его ног, обстреливая мгновенными кадрами, лишенными по отдельности всякого смысла.

История термина в России

О клиповом сознании, что это такое в современном мире, в России заговорили в 1990-е годы. Именно тогда на телевидении начали массово появляться музыкальные видеоклипы. Их сюжеты, по сути, представляли собой как раз такой незаконченный образ, целостной картинки не складывалось, а была только цепочка фрагментов, которые никак не были связаны между собой по смысловой нагрузке.

В нашей стране первым употребил этот термин специалист по вопросам экологии и философской онтологии Федор Иванович Гиренок. Клиповое сознание он называл тем, что пришло на смену понятийному мышлению в современном мире. Оно, по его словам, к 90-м годам XX века окончательно себя изжило, перестав играть действительно важную роль.

Говоря о клиповом сознании, Гиренок отмечал основные тенденции, которые происходили в современной философии. Ученый подчеркивал, что в мире происходит замена бинарного и линейного мышления на нелинейное. Если европейская культура в своих традициях выстраивается на системе доказательств, то отечественная, имея византийские корни, — на системе показа. Вот где клиповое сознание проявлялось у россиян. Он заявлял, что таким образом оно приходило на смену понятийному мышлению.

Признаки

Стоит отметить, что поначалу появлялись определенные трудности, когда на телевидении стали активно транслировать клипы, видеофрагменты, подавать информацию именно в таком ключе. Восприятие подобного формата вызывало определенные сложности. Но уже со временем ситуация изменилась кардинальным образом. Мозг современного человека начал привыкать, стал вырабатывать необходимое восприятие.

Вскоре уже стало возможным говорить об основных признаках клипового сознания. К ним относится неспособность индивида работать с большими объемами данных, но при этом отмечается умение одновременно решать несколько задач. К тому же у таких людей проявляется прокрастинация, быстрая утомляемость, перманентное возбуждение, трудности с концентрацией, как следствие — рассеянное внимание, спешка, подверженность постороннему влиянию, повышенная внушаемость. Люди с клиповым мышлением способны обладать поверхностными и бессистемными знаниями в самых разных областях.

Минусы

Отсюда вытекают основные недостатки, которые неизбежно наблюдаются у человека с подобным восприятием мира. Он часто приходит к поспешным выводам, так как это мышление требует быстрой обработки информации и ее восприятия, не подразумевая вдумчивости и сосредоточенности.

К недостаткам относят и значительное снижение способности к запоминанию. Это связано с тем, что человек вынужден обрабатывать в небольшой отрезок времени множество несвязанных по смыслу и разнообразных фрагментов. В результате мозг с большой скоростью утилизирует устаревшую информацию, готовясь начать обработку новых сведений. Это приводит к росту объема кратковременной памяти, но при этом объем долговременной памяти неустанно уменьшается.

Наконец, людям с таким сознанием и мышлением присущ языковой минимализм. Обработка и восприятие информации должны проходить при высокой скорости, в итоге и выражение мыслей приобретает компактный и скоростной формат. Примером этого становится цитирование фраз из кинофильмов и мультфильмов, афоризмов, которые человек увидел на демотиваторах, картинках в социальных сетях. Из-за этого ему труднее формулировать свои идеи и мысли, с этим постоянно возникают трудности.

Плюсы

Пожалуй, главный плюс клипового мышления — многозадачность. У человека появляется возможность одновременно контролировать и выполнять несколько небольших задач, порой совершенно разной направленности.

К тому же повышается реакция. Данное мышление позволяет моментально переключаться с одного объекта на другой, ускоряя процесс восприятия. В результате повышается ориентация в незнакомых окружающих обстоятельствах.

Наконец, современный человек оказывается защищен от информационных перегрузок. Его мозг перестраивается не только на быструю обработку информации, но и на ее утилизацию, что помогает избежать информационных перегрузок.

Критика

Все это приводит к тому, что многие подвергают критике само клиповое мышление и употребление этого термина. Например, появился стереотип о том, что оно присуще только подросткам и молодежи, хотя это в корне не так.

В своей статье культуролог и филолог Константин Фрумкин пишет, что данным эпитетом чаще всего определяют мышление подрастающего поколения, изначально полагая, что это плохо. При этом он выделяет несколько предпосылок к его появлению, одна из которых заключается в ускорении темпа жизни вместе с возрастающим информационным потоком. Это порождает проблему сокращения и отбора информации. Фрумкин не считает клиповое мышление продуктом современности, в качестве основного аргумента приводя тот факт, что в Америке еще в XIX веке появился стандарт журналистики под названием «перевернутая пирамида». Он как раз подразумевал подачу информации таким образом, чтобы человеку все становилось понятно уже после прочтения заголовка и подзаголовка. Это и есть аналог данного понятия.

Среди критиков клипового мышления — отечественный писатель и богослов Андрей Кураев, который считает, что оно мешает человеку оставаться целостным. Возрастает его противоречивость, которая делает его менее устойчивым с каждым новым внутренним противоречием. Некоторые даже называют такое мышление в числе главных причин упадка среднего образования.

Особенности у детей

В последние годы внимательному изучению подвергается клиповое мышление современных школьников. Значительная часть педагогов считает это действительно проблемой глобального масштаба, решение которой необходимо найти как можно быстрее.

Говоря о клиповом мышлении школьников, исследователи отмечают основные особенности восприятия несовершеннолетних. Они заключаются в том, что детям традиционно сложнее излагать свои мысли, они не хотят анализировать и читать, учить наизусть стихи и писать сочинения. Традиционно передача информации к ученику от учителя имела устный и прямой характер. В наше время клиповое сознание как одна из характеристик современных детей ставит преподавателя принципиально в другие условия. Теперь, чтобы заинтересовать ребенка, ему предстоит насыщать урок самыми разными видами подачи информации. Это могут быть изображения, соответствующие теме, яркие презентации, запоминающиеся цитаты и формулировки.

С одной стороны, учитель пытается подстроиться под клиповое мышление современных школьников, с другой — стремится развивать в них понятийное мышление. Этого удается добиться с помощью организации дискуссии по теме урока, специальных тренингов, на которых внимание ученика сосредотачивается на какой-то одной цели, задаче или предмете. В связи с этим родителям рекомендуется как можно чаще побуждать ребенка высказывать свое мнение по самым разным темам, а также уделять детям больше внимания, проводя с ними максимум свободного времени.

Как избавиться от такого состояния?

Безусловно, то, что происходит с современным обществом, является одним из последствий развития информационных технологий, это определенная и неизбежная ступень эволюции. Поэтому бороться с клиповым мышлением современных школьников бессмысленно, да и не нужно.

Но можно дать некоторые советы и самим подросткам, и их родителям, чтобы повысить обучаемость, научиться тратить больше времени на полезную и действительно необходимую информацию. От так называемого информационного мусора себя обязательно стоит оградить.

Для этого есть несколько рекомендаций, которые помогут клиповому сознанию молодежи лучше справляться со всем этим потоком информации, которая обрушивается на каждого из нас ежедневно. Так что рекомендуется перестать пристально следить за новостями, в которых слишком много незначительных событий и откровенного негатива. Полезно отписаться от социальных сетей. Это будет очень непросто, поэтому можно начать с того, чтобы отказаться от одной-двух соцсетей, которыми вы пользуетесь меньше всего, но все равно тратите на них время.

Вместо электронных книг начните читать бумажные, в качестве альтернативы можно начать слушать аудиокниги. Доказано, что информация в этом случае будет усваиваться лучше, как минимум на четверть. Устройте для себя один-два дня в неделю, в которые вы абсолютно откажетесь от гаджетов, насколько это будет возможным.

Сохранение эффективности

Немаловажным в современную эпоху будет сохранить эффективность своего мышления. Стоит признать, что до конца психология этого феномена не раскрыта, так как появился термин относительно недавно. Поэтому основные характеристики клипового сознания на мотивационно уровне еще не всеми и не до конца изучены. Чтобы оставаться сосредоточенным на собственных задачах и целях в таких условиях, достаточно выполнять несложные и эффективные рекомендации. Их собрал итальянский психолог Палладино, изложив в своей книге «Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления».

Всегда помните, что при каждом отвлечении от дел на ленту новостей или свой смартфон следует незамедлительно начать за собой наблюдать как бы со стороны, задавая простой вопрос: чего я сейчас не делаю? Это помогает избежать бесполезной траты времени, осознать собственное беспокойство по данному поводу.

Следует усиленно бороться с прокрастинацией, развивать уверенность в себе, а также эмоциональный интеллект. Ведь еще один недостаток клипового мышления заключается в том, что у человека остается ограниченное и откровенно скудное количество эмоций, которых ему катастрофически не хватает, чтобы выражать полную гамму своих чувств. Наконец, необходимо воспитывать в своих детях и себе самом духовность, прививая ценности, непреходящие во времени.

Дыхательная медитация

Интересно, что некоторые исследователи даже предлагают использовать специальные дыхательные медитации, которые помогут развивать понятийное мышление в противовес клиповому. Не секрет, что наш беспокойный ум является источником большинства проблем, существующих в современном мире. Когда все вокруг направлено исключительно на то, чтобы его дополнительно взбудоражить, необходимо в ручном режиме переводить мысли в спокойное состояние.

Эффективной в этом смысле может оказаться медитация. Между тем многие ее откровенно побаиваются, хотя, кажется, нет ничего проще, чем посидеть десять минут утром и вечером в тишине и с прямым позвоночником. Ведь потратив так немного времени на приведение своих мыслей в порядок, вы улучшите состояние своей нервной системы. Те, кто практикует подобные практики, отмечают, что внутри появляется некая сложноуловимая, но явная опора, из-за которой весь день складывается принципиально по-другому, более полноценно и осознанно.

Нередко под самой медитацией понимают непосредственно расслабление. Большинство тренингов преследуют именно эту цель. Пожалуй, самая известная и доступная из них — дыхательная медитация. Для этого не требуется каких-либо специальных упражнений, нужно только внимательно подсчитывать собственный дыхательный цикл. Вдох и выдох с небольшим растягиванием последнего, что помогает более осмысленно сосредоточиться на этом процессе. Будьте уверены, вы почувствуете заметное облегчение уже через минуту.

Ведь по-настоящему эффективная медитация — это не только расслабление, нередко это совсем не главное. Это еще и напряженная внутренняя работа, которая помогает открыть новые горизонты своей личности. В домашних условиях рекомендуется вовсе устраивать день тишины, в который вы отказываетесь от использования интернета и даже общения с окружающими. Если целый день посвятить себе проблематично, организуйте хотя бы несколько таких часов. В это время подойдет простой физический труд, уборка по дому, облагораживание территории, займитесь своим хобби, любимым делом.

fb.ru

Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться — Look At Me

Минус: Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.

   

минус: Ослабляет чувство сопереживания

Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.

   

Плюс: Ускоряет реакцию       

Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

Минус: Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний

Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %. «Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания.

   

Плюс: Защищает мозг от информационной перегрузки

Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.

   

 

Минус: Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию

Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл и способность анализировать и чаще делает ненужные покупки. После у человека может появиться чувство, будто им сманипулировали, но дать объяснение неприятному «послевкусию» сложно, ведь сознание «затуманили» эмоции. Как пример можно вспомнить один из трогательных рекламных роликов iPhone, приуроченный к Рождеству.

   

Плюс: Развивает многозадачность

Американский психолог Лари Розен в книге «Я, моё пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона «поколения интернета» (Internet Generation) — возросшая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.

   

 

www.lookatme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *