Краткое определение гигиена – Гигиена определение, цель, предмет, методы. Окружающая среда природные и социальные элементы

Гигиена: правила гигиены, личная гигиена, гигиена одежды. | ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

СТАТЬИ О ГИГИЕНЕ

 

Гигиена как наука представляет собой очень широкое понятие, охватывающее практически все стороны жизни людей. Слово «гигиена» произошло от греческого hygienos, что означает «приносящий здоровье». Определений Гигиене очень много, но, пожалуй, все они означают одно: гигиена – это наука об улучшении и сохранении здоровья человека.

Гигиена включает в себя множество разделов, таких как: гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена труда, спортивная гигиена, личная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена окружающей среды, военная гигиена и т.д. Так как тематика сайта полностью входит в понятие «Гигиена», то для простоты понимания в данном разделе сайта мы охватим лишь тему Личной гигиены.

Личная гигиена — свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена — это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей (коллективы предприятий, семьи, члены различных сообществ и даже жители целых регионов).

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

1. Гигиена тела. Кожа человека защищает весь организм от всевозможных воздействий окружающей среды. Соблюдение чистоты кожи чрезвычайно важно, ведь кроме защитной функции, она выполняет следующие функции: терморегулирующую, обменную, иммунную, секреторную, рецепторную, дыхательную и другие функции.

  • Мойтесь ежедневно теплой водой. Температура воды должна быть 37-38 градусов, т.е. немного выше нормальной температуры тела. Через кожный покров человека за неделю выделяется до 300 г сала и до 7 литров пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались необходимо эти выделения регулярно смывать. В противном случае на коже создаются благоприятные условия для размножения болезнетворных микробов, грибков и других вредных микроорганизмов.
  • Принимать водные процедуры (ванна, душ, баня) с применением мочалки необходимо не реже одного раза в неделю.
  • Следите за чистотой рук и ногтей. Открытые участки кожи особенно подвержены загрязнению. Грязь, содержащая болезнетворные микробы может попасть с рук в рот через пищу. Дизентерию, например, называют болезнью грязных рук. Руки нужно мыть до посещения туалета и обязательно после туалета, перед едой и после приема пищи, после контакта с животными (как уличными, так и домашними). Если Вы находитесь в дороге, то руки необходимо протереть влажной салфеткой, чтобы устранить хоть некоторое количество микробов.
  • Ноги нужно мыть каждый день прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потовыделение.

2. Гигиена волос. Правильный уход за кожей головы и волос нормализует деятельность сальных желез, а также улучшает кровообращение и обменные процессы. Поэтому к процедуре мытья головы необходимо относиться ответственно.

  • Голову необходимо мыть по мере загрязнения. Сказать точное количество раз невозможно. Частота мытья волос зависит от различных факторов: длины волос, типа волос и кожи головы, характера работы, времени года и т.д. Зимой, как правило, голову моют чаще, потому что  головной убор не дает коже головы дышать, из-за чего кожного сала выделяется гораздо больше чем обычно.
  • Не стоит мыть волосы горячей водой. Волосы могут стать очень жирными, так как горячая вода активизирует работу сальных желез. Кроме этого, такая вода помогает моющим средствам (мылам и шампуням) оседать на волосах в виде серого налета, который сложно смывать.
  • Тщательно относитесь к выбору средств по уходу за волосами (шампуни, бальзамы, лосьоны и т.п.). Волосы очень хорошо впитывают воду, а с ней и вещества, которые могут навредить волосам, коже головы и организму в целом.
  • После полоскания волосы полезно обдать прохладной водой.
  • Вытирать голову после мытья желательно теплым полотенцем, а затем дать волосам просохнуть на воздухе. Феном пользоваться нежелательно, поскольку он очень сушит волосы.
  • При расчесывании волос недопустимо использование чужих расчесок.

3. Гигиена полости рта. Правильный уход за ротовой полостью способствует сохранению зубов в хорошем состоянии на долгие годы, а также помогает предупредить очень многие заболевания внутренних органов.

  • Чистить зубы необходимо ежедневно утром и вечером.
  • После приема пищи обязательно полощите рот.
  • При появлении первых признаков заболевания зубов или десен незамедлительно обращайтесь к стоматологу.
  • Для профилактического осмотра посещайте стоматолога не реже двух раз в год.

4. Гигиена нательного белья и одежды и обуви. Немаловажную роль в личной гигиене занимает чистота нашей одежды. Одежда защищает тело человека от загрязнений, механических и химических повреждений, охлаждения, попадания насекомых и так далее.

  • Нательное белье необходимо менять после каждого мытья, т.е. каждый день.
  • Носки, гольфы, чулки, колготки меняются ежедневно.
  • Одежду необходимо регулярно стирать.
  • Недопустимо ношение чужой одежды и обуви
  • Одежда и обувь должны соответствовать климатическим условиям.
  • Желательно отдавать предпочтение  одежде из натуральных тканей, и обуви из натуральных материалов.
  • Покрой одежды и обуви должен учитывать анатомические особенности и соответствовать размеру человека.

Более подробную информацию читайте в статье «Гигиена одежды».

5. Гигиена спального места.

  • У каждого члена семьи должны быть свое полотенце и своя постель.
  • Постельное белье необходимо менять еженедельно.
  • Спальное место должно быть удобным.
  • Перед сном необходимо проветривать спальное помещение.
  • Перед сном нательное белье рекомендуется менять на ночную сорочку или пижаму.
  • Старайтесь не допускать на постель домашних животных.

И еще немного о гигиене:

chudesalegko.ru

Гигиена человека. Биология 9 класс Сапин

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Гигиена — это… Что такое Гигиена?

— профилактическая медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, оптимальные, научно обоснованные требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей. Выдающийся филолог и врач В.И. Даль определил гигиену как “искусство или знание сохранять здоровье, оберегать его от вреда”.

Зачатки практической деятельности в области гигиены и санитарии уходят в глубокую древность. Появление научных основ гигиены связывают с именем Бернардо Рамаццини (1633—1714), автора книги “О болезнях ремесленников” (1700). Важная веха в становлении гигиены — шеститомный труд Йогана Петера Франка (1745 — 1821) “Система всеобщей медицинской полиции”, выходившей с 1799 по 1819 гг., в предисловии к которому говорится: “Медицинская полиция —  это наука о профилактике, знание, которое ставит своей задачей охранять человека от вредных результатов совместной скученной жизни, удержать его физическое благополучие и отсрочить до возможно более крайних пределов наступление естественного конца жизни”. В 1805 — 1808 гг. Й.П. Франк возглавлял Петербургскую медико-хирургическую академию. Крупный вклад в развитие гигиены внес Макс Петтенкофер  (1818—1901).

В России становление гигиенической школы происходило при активном участии А.П. Доброславина (1842—1889), Ф.Ф Эрисмана (1842 — 1915), В.А. Субботина (1842 —1896),  И.И. Моллесона (1842 — 1920),  Г.В. Хлопина (1863 — 1929). Период развития отечественной гигиены после 1917 г. связан с именами Н.А. Семашко (1874—1949),  З.П. Соловьева (1876 — 1929), А.Н. Сысина (1879 —1956),  А.Н. Марзеева (1883 — 1956), С.А. Томилина (1877 — 1952). В более поздние годы гигиенические проблемы в нашей стране успешно разрабатывали  Ф.Г. Кротков, В.А. Рязанов, Р.А. Бабаянц, К.А .Буштуева, А.А. Минх и др.

В отличие от экологии  человека гигиена ограничивается местами непосредственного обитания и работы человека (жилище, предприятие, населенное место и т. п.). Современная гигиена включает ряд разделов: общую, коммунальную, социальную, военную, транспортную (с подразделами по видам транспорта), профессиональную, детей и подростков, жилищную, радиационную, сельскохозяйственную, питания, и ряд других. В последние годы выделяют гигиену окружающей среды.

Общая гигиена — раздел гигиены, изучающий общие закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека, а также методические подходы к их исследованию. В настоящее время общая гигиена рассматривается как синоним гигиены окружающей среды и коммунальной гигиены. Г.И. Сидоренко  с соавторами  пишут: “гигиена окружающей среды —один из разделов медицинской науки, разрабатывающий медицинские аспекты охраны окружающей среды как научной основы профилактики неблагоприятных воздействий факторов среды на население. Целью гигиены окружающей среды является научное обоснование общих принципов и подходов к оздоровлению условий жизни, труда, быта и отдыха, охране и укреплению здоровья населения в непрерывно изменяющихся условиях окружающей среды”.

Н.В. Лазарев (1966) сформулировал представление о геогигиене , которая должна заниматься изучением изменений геогигиенических характеристик биосферы, возникающих под влияние человеческой деятельности в поисках способов предупреждения или смягчения нежелательных для человечества изменений.

Особое место в ряду гигиенических наук (и сближающее гигиену с экологией человека) занимает социальная гигиена , которая изучает положительное и отрицательное влияние социально-экономических факторов на здоровье населения и его отдельных групп и вырабатывает научно-обоснованные рекомендации для осуществления мероприятий по предупреждению или устранению влияния вредных для жизнедеятельности людей социально-экономических факторов в интересах охраны и повышения уровня общественного здоровья. Социальная гигиена единственная медицинская дисциплина, которая подходит к анализу всех патологических явлений, составляющих предмет медицинского изучения, не с точки зрения их индивидуальных проявлений, с какой они получают наиболее наглядный интерес для индивидуальной медицины, а под углом зрения их социальной обусловленности (Томилин, 1925). 

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.

human_ecology.academic.ru

Гигиена это что такое Гигиена: определение — Педагогика.НЭС

ГИГИЕНА

от греч. hygieinos — целебный, приносящий здоровье) — раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающий мероприятия, направленные на предупреждение возникновения болезней и создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Гигиена

гр. – целебный, приносящий здоровье) – одна из медицинских наук о влиянии окружающей среды на организм человека, о правилах предохранения человеческого организма от заболеваний и сохранения здоровья. Гигиена – наука интегративная, объединяющая в себе данные физиологии, психологии, других отраслей медицинских знаний и др. В свою очередь, гигиена глубоко структурирована, в ней выделяются множество частных гигиен: питания, труда, быта, умственной деятельности и т.д.; личная гигиена и коммунальная; половозрастная гигиена – детей, подростков, юношей, девушек и т.д. Слово «гигиена» произошло от имени греческой богини здоровья Гигеи. Ее изображали с чашей в руке, в которую змея источает целебный яд. Гигиена и педагогика тесно связаны: образование и воспитание, будучи видом профессиональной деятельности, также нуждаются в гигиеническом обеспечении, дабы не быть по отношению к человеку разрушительной силой. При лицензировании и аттестации образовательных учреждений соблюдение гигиенических требований последними является обязательным условием.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Гигиена

Легенда гласит, что у греческою бога врачевания Асклепия (Эскулапа) было две дочери Панакея (Панацея) и Гигия. Обе владели даром целительства, но между собой постоянно спорили. Высокомерная Панацея считала себя всеисцеляющей и гордо заявляла, что она может найти и подарить людям одно лекарство от всех болезней сразу, а скромная Гигия говорила, что одного единственною средства на все случаи жизни быть не может, иначе зачем бы человеку были даны разум и способность к творчеству. Но человек не знает Законов Жизни и мы должны научить его этим Законам. Так и разошлись дочери бога врачевания Асклепия по разным дорогам: Панацея лечит людей различными ядами — порошками, микстурами, таблетками, а Гигия просвещает людей, проповедует среди них Законы Жизни, преступать которые нельзя никому. Гигия верит, что овладев законами жизни, люди смогут передавать их друг другу и своим детям, что со временем все человечество станет физически и духовно здоровым, а сама жизнь на Земле – прекрасной. Эта легенда говорит, что искусство жить уходит своими корнями в искусство быть здоровым, что оно возникло задолго до появления на свет такой области человеческой деятельности как медицина.  

Оцените определение:

Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

didacts.ru

1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами.

Гигиена — наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает, оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от феческого слова hygienos, что значит «целебный, приносящий здоровье».

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать термины «гигиена» и «санитария».

Гигиена — это наука, а санитария — совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

1) Изучение влияния факторов окружающей среды — природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Методы гигиены:

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. Гигиенические обследования и наблюдения или «санитарные описа­ния». При этом обычно заполняются санитарные карты.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3. Экспериментальные методы — эксперименты на лабораторных моде­лях.

В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник но гигиене.

В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по эксперименталь-

гигиене.

Джон Саймон.

В 1848 году в Англии был издан первый в мире закон об общественном вии и создано первое в мире государственное учреждение по охране здо-я. Среди выдающихся деятелей общественной медицины того времени >ой место занимает Джон Саймон — санитарный врач и хирург, один из (вэположников общественной гигиены в Англии. •-Саймон создал крупную школу английских общественных врачей, деяте-санитарного и санитарно-промышленного надзора. Вместе со своими со-никами он изучал причины смертности рабочих в связи с условиями их а, санитарным состоянием их жилища, питанием и тд. Организованные группой Саймона обследования, проводились с целью ения таких важных гигиенических проблем как общесанитарное состоя-промышленных центров, условия труда и профессиональные заболевания, ащные условия, питание, эксплуатация труда женщин и. детей, детская >тность, связанная с вынужденным участием женщин-матерей в промыш-юм производстве.

Развитие промышленности и успехи естествознания способствовали раз-го экспериментальной гигиены, основоположником которой явился не-сий врач Макс Петтенкофер (1818 — 1901).

Макс Петтенкофер.

Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер лупил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафед-которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском универси-

По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был по­ен первый гигиенический институт, который послужил примером для уч-дений такого рода и явился центром развития гигиенической науки. Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником совре-юй научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила ■и исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, игандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления юй жизни.

Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как :а об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и :пления.

Макс Петтенкофер первым применил точные-методы естественных наук учению окружающей среды — воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее ния на организм человека и здоровье населения.

При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами [едования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв ену на уровень точной экспериментальной науки. Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах.

На первое место необходимо поставить фундаментальные рцЫш уме мши и вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки л<*> рокачественности воздуха жилых помещений по степени содержания угле».и слого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воз­духообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углеки­слоты в воздухе применяется и в настоящее время.

Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бакте­риологической школой.

В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по

гигиене.

Влияние Макса Петтенкофера на развитие гигиены во всех европейский странах огромно. По примеру Мюнхена кафедры гигиены стали создаваться во всех университетах. Как правило руководители вновь создаваемых гигие­нических кафедр считали своим долгом посетить Мюнхен и поработать в ги­гиенической лаборатории Макса Петтенкофера. В их числе были и наши первые научные деятели в области гигиены — Доброславин, Эрисман, Суббо­тин, Судаков и другие.

Развитие гигиены в России. Виднейшие представи­тели.

Основоположник отечественной терапии М. Я- Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье «людей здоровых, предохранить их от бо­лезней…».

Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является «важнейшим предметом деятельности всякого практического врача».

Великому хирургу Я. И. Пирогову принадлежат слова о том, что «будущее принадлежит медицине предохранительной».

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общест­венное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, гигиене питания.

Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором ряда учебников по гигиене и монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Учеником Хлопина был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.

Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.

В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Н. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов.

studfiles.net

1.Понятие о гигиене. Предмет, цели, задачи и актуальность гигиены. Структура гигиены и краткая характеристика ее дифференцированных отраслей

Гигиена (от греч. hygieinos — здоровый) — одна из старейших об­ластей медицинских знаний, наука, цель которой — охрана здоровья и профилактика заболеваний человека. Это наука о сохранении, ук­реплении и повышении здоровья общества.

С этой целью необходимо изучать влияние различных факторов внешней среды, в том числе физических нагрузок, на функцио­нальное состояние организма человека, состояние его здоровья и работоспособность. Английский ученый Э.А. Парксе считал, что «ос­новная задача этой науки заключается в том, чтобы сделать разви­тие человека наиболее совершенным, упадок жизни — наименее быстрым и смерть — наиболее отдаленной».

Под внешней средой понимается сложный комплекс природ­ных, социальных, бытовых, производственных и других факто­ров, в которых протекает жизнь, труд и отдых человека на протя­жении всей его жизни.

Неблагоприятные изменения условий внешней среды, превы­шающие по своему уровню и качеству приспособительные воз­можности организма человека, могут нарушить сформировавши­еся в процессе онто- и филогенеза взаимоотношения организма человека с внешней средой и привести к формированию различ­ных функциональных отклонений или развитию патологических процессов в организме.

Резкие колебания метеорологических условий, значительное заг­рязнение воздуха, неблагоприятные бытовые и производственные условия, недоброкачественная вода, длительное физическое и пси­хическое перенапряжение, недостаточный или избыточный уро­вень двигательной активности, нерациональное питание — основ­ные факторы, которые могут привести к кратковременному обра­тимому или стойкому нарушению состояния здоровья человека.

Один из ведущих методологических принципов гигиены — прин­цип единства организма и среды: организм и среда рассматривают­ся как неразрывное целое, основные элементы единой системы «организм — среда».

Именно на основе изучения особенностей влияния различных факторов внешней среды на организм человека разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила создания благо­приятных условий труда, быта, отдыха и занятий физической куль­турой.

Объектом гигиены выступают различные группы населения, у которых необходимо проводить профилактику различных заболе­ваний. Предметом гигиены как науки является изучение процесса взаимодействия организма с различными факторами внешней среды. В связи с этим гигиенические мероприятия носят вероят­ностный, преимущественно популяционный характер и удовлет­воряют запросы больших групп населения, а не отдельного че­ловека.

Они направлены на повышение устойчивости организма чело­века к возможным неблагоприятным влияниям окружающей сре­ды, улучшения состояния здоровья, физического развития, по­вышения работоспособности и продления активного долголетия. Для этого применяются следующие гигиенические методы:

оптимизация условий и режимов труда и отдыха;

рациональное питание;

оптимизация двигательной активности;

закаливание.

При решении частных гигиенических задач используются са­мые разные методы.

2.Краткая история становления гигиенических знаний. Предмет, цели и задачи гигиены физической культуры и спорта.

Гигиена физического воспитания и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; орга­низации и содержания занятий физическими упражнениями; объ­ема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.

На основе изучения влияния этих факторов разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила. Они обеспечи­вают создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, повышения их оздоровительной эффек­тивности, общей и специальной (спортивной) работоспособно­сти, уровня спортивных результатов без ущерба здоровью зани­мающихся.

Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в про­филактике различных заболеваний, связанных с воздействием фак­торов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физи­ческими упражнениями, повышении оздоровительной эффектив­ности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физиче­ской культурой и спортом.

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как на­уки является изучение процесса взаимодействия организма чело­века с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта со­стоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической куль­туры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического раз­вития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для это­го, относятся:

оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

рациональное питание;

оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физи­ческими упражнениями;

закаливание.

История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рас­сматривать физическое воспитание как средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукрепляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.).

В XVII в. в трудах К. Славинецкого и Я.Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в ко­торой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического разви­тия занимающихся.

Впервые эта система получила научное обоснование в XVIII—XIX вв. в России. Основоположником теории физического образования и воспи­тания стал Петр Францевич Лесгафт. Его научно-педагогическая дея­тельность началась в стенах Петербургской медико-хирургической ака­демии. Он защитил диссертацию доктора медицины (1865), а затем — доктора хирургии (1868). К числу наиболее крупных работ П. Ф.Лесгафта принадлежат «Руководство по физическому воспитанию детей школьно­го возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отно­шении анатомии к физическому воспитанию».

studfiles.net

Гигиена — это… Что такое Гигиена?

Гигие́на (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения — факторы среды и реакцию организма человека, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.

Факторы среды разнообразны и подразделяются на:

Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария. Эти мероприятия реализуются в комплексе: архитектурно-планировочное, санитарно-техническое, медико-профилактическое, организационно-планировочное, санитарно-законодательное и др. направления.

Результатом санитарно-законодательного направления являются существующие гигиенические нормативы — предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), а также такие, как ОБУВ, ПДД, ДКМ. По сути, именно гигиена обеспечивает безопасность существования индивидуума, предотвращая воздействие вредных факторов.

В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы:

  • Гигиена окружающей среды — изучающая воздействие природных факторов — атмосферного воздуха, солнечного излучения и т. п.
  • Гигиена труда — изучающая воздействие производственной среды и факторов производственного процесса на человека.
  • Коммунальная гигиена — в рамках которой разрабатываются требования к градостроительству, жилищу, водоснабжению и т. п.
  • Гигиена питания — изучающая значение и воздействие пищи, разрабатывающая мероприятия по оптимизации и обеспечении безопасности питания (часто этот раздел путают с диетологией).
  • Гигиена детей и подростков — изучающая комплексное воздействие факторов на растущий организм.
  • Военная гигиена — направлена на сохранение и повышение боеспособности личного состава.
  • Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
  • А также некоторые узкие разделы: радиационная гигиена, промышленная токсикология и др.

Основные задачи гигиены

  • изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и иных факторов.
  • научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;
  • научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.

Гигиена и экология

Гигиена тесно взаимосвязана с общей экологией и экологией человека. Часто гигиена и экология человека занимаются общими вопросами (например, вопросы демографии). Но есть существенное различие — экология не изучает отдельного индивидуума и не разрабатывает мероприятия по улучшению его жизни и здоровья. Стоит отметить также, что Российские экологические нормативы — ПДВ и ПДС, в настоящее время рассчитываются исходя из гигиенических нормативов — ПДК.

История гигиены

В средние века санитарное состояние именно европейских городов, по нынешним меркам, было ужасающим. Узкие улицы были захламлены мусором, выбрасывавшимся на мостовую прямо из домов. Когда этот мусор начинал мешать движению, король или местный сеньор приказывал его убрать, чистота поддерживалась затем несколько дней, и всё начиналось снова[1]. Помои выливались зачастую прямо из окон в текущую по улице канаву, причём статуты некоторых городов специально обязывали хозяев трижды предупреждать об этом прохожих криком «Поберегись!». В ту же канаву текла кровь из боен, и всё это затем оказывалось в ближайшей реке, из которой брали воду для питья и приготовления пищи. О степени захламлённости и грязи, царившей в городах, можно судить уже по тому, что в средневековом Париже существовали улицы Дерьмовая, Дерьмяная и Дерьмишная, улица Смердящая Дерьмом, попросту без прикрас улица Дерьма и наряду с тем улица Писей[2].

Что касается личной гигиены, то по тогдашним представлениям забота о теле полагалась греховной, а чрезмерно частое мытьё и связанное с тем лицезрение собственного нагого тела — соблазнительными. «Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже», — предупреждал об опасности Св. Бенедикт.

По воспоминаниям современников, когда с убитого Архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета совлекли одежду, оказалось, что на его теле «потревоженные вши кишели как вода в кипящем котле». Дизентерия и брюшной тиф буквально выкашивали сражающиеся армии, дело дошло до того, что Людовик Х вынужден был ввести моду на брэ с глубоким разрезом.

I Международная выставка по вопросам гигиены была проведена в Дрездене лишь в 1911 году.

Выдающиеся гигиенисты

Примечания

См. также

Ссылки

biograf.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *