Нарушение речи как называется – : ,
Нарушение речи у взрослых — причины и виды заболевания
Нарушение речи в любых проявлениях вызывает у обладающего им определенный дискомфорт: тяжело выражать свои мысли, не всегда окружающие адекватно реагируют на явные дефекты, затруднена социальная адаптация. Первые проявления данного заболевания возникают уже в раннем детстве, с годами они могут развиться в серьезные психологические проблемы. В эту группу специалисты включают несколько подвидов патологий, с разными причинами и проявлениями. Объединяет их одно: люди с такими отклонениями испытывают сложности с коммуникацией.
Причины нарушения речи
Специалисты разделяют детские и взрослые проблемы произношения. Чаще всего в первом случае речь идет о легких стадиях заболевания, в то время, как в более зрелом возрасте нарушения нормального функционирования систем человеческого организма обусловлено иными причинами, протекает в более тяжелой форме. Обобщенно нарушения классифицируют по 2 типам:
- органические – вследствие полученных травм головы, ушибов, повреждения органов артикуляции (языка, неба, губ, зубов), расстройства центральной нервной системы, слухового аппарата;
- функциональные – чаще всего возникают под воздействием внешних факторов (стресса).
К проявлениям 1 типа приводят перенесенные инфицирования, опухоли мозга, кровоизлияния (инсульты), закупорки сосудов, родовые травмы. Нарушения в преклонном возрасте развиваются на почве болезни Альцгеймера, Паркинсона, параллельно возникают проблемы с памятью, психоэмоциональные расстройства. Некоторые лекарства могут вызвать индивидуальную реакцию (снижение слухового порога восприятия), что также сказывается на нарушениях речи.
К факторам, влияющим на развитие дисфункции речевого аппарата, относят эпилепсию и алкоголизм, а также перенесенные ДЦП или инфекции (менингиты, энцефалиты, болезнь Лайма). Нередкими являются случаи нарушений речи при локальных поражениях мозга.
Функциональные расстройства чаще всего являются прямыми следствиями сильного потрясения, умственной отсталости, невылеченных детских патологий, психических состояний (испугов, истерий), воздействия медикаментов (антидепрессантов, транквилизаторов), наследственной предрасположенности.
Важно. Специалисты отмечают случаи наслоения причин функционального и иного характера, провоцирующих развитие нарушений темпа, характера речи. Часто после детального обследования у таких пациентов диагностируется органическое повреждение.
Виды нарушений речи
Нарушения речи у взрослых, их причины и виды разделяют в зависимости от симптомов, а также характерных проявлений. К ним относятся: афазия, алалия, брадилалия, дизартрия, дизорфография, дисграфия, дислексия, дислалия, а также заикание и задержка речевого развития.
Афазия – это нарушение речи, связанное с повреждениями отделов мозга или нервных связей между ними. При акустико-гностической разновидности корковый центр анализа/синтеза информации (область Вернике) не может адекватно обрабатывать поступающие данные, а также создавать на их основе импульсы в речевом аппарате. Практически всегда выражается в проблемах со счетом, письменными навыками, речью. Определяется при диагностировании мозга и сосудов методами МРТ, в результате комплексного обследования у логопеда, невролога, ЛОРа.
При акустико-мнестической афазии пациент страдает нарушениями слухоречевой памяти – плохо говорит, тщательно подбирая слова, путается и останавливается. Методы диагностики такие же, как и в предыдущем случае. При развитии заболевания на фоне возрастных изменений или перенесенных травм возникает расстройство ранее сформированных речевых навыков: больной, нормально разговаривавший до этого, начинает испытывать трудности с поддержкой диалога, составлением простых предложений.
Эфферентно-моторная форма проявляется в падении речевой функции, смещениях фонем (твердых-мягких, звонких-глухих), нарушении правильной артикуляции. Определяется при МРТ мозга, логопедическом обследовании.
Алалия выражается в серьезных проблемах с вербальным общением: от небольших проявлений до полного отсутствия речи. Связана она с повреждениями речевого центра коры мозга, случившимися в период внутриутробного развития, либо же в возрасте до 3 лет. Для данного заболевания характерны: задержка нормальных речевых реакций, скудный запас слов, трудности с пониманием структуры слова (разделение на слоги), ошибки в произношении фонем. Обследование проводят логопед и невролог, они же рекомендуют методы коррекции.
Смещение темпа, или брадиларию, можно узнать по замедлению разговора, задержке при письме и чтении. Еще один явный пример болезни – монотонное, слабомодулированное произношение, нечеткая артикуляция. Обследование проводится комплексно, с привлечением логопеда и психолога.
При дизартрии поражены речедвигательные функции в анализаторе мозга, а также система управления мышцами артикуляционной группы. Одновременно страдают моторика, дыхание, тембр и сила голоса. Диагноз ставится на основе электрограмм и магнитно-резонансной томографии мозга, логопедического тестирования, упражнений на устную и письменную речь.
Расстройство орфографических навыков при письме, не связанное с осознанием правил написания (произношения) называется дизорфографией. Больной делает специфические ошибки, которые выявляются при диктанте и устном общении. Частичными нарушениями письма страдают и пациенты с дисграфией, у которых недоформированы (нарушены) психические связи, отвечающие за процессы контроля/реализации письменной речи. Дислектические проявления характеризуются сбоями навыков чтения, замещениями фонем, замедленным (побуквенным) прочтением, трудностью восприятия прочитанного материала.
При дислалии пациенты сохраняют нормальную работу органов слуха, но не могут четко, с сохранением правильной артикуляции, произносить звуки. Иногда повреждения затрагивают челюстной отдел (неправильный прикус, строение зубов), что может быть обнаружено при стоматологическом осмотре.
Задержки развития речи впервые начинают проявляться на ранних этапах развития человека (до 3 лет включительно). Проявляются в бедном словарном запасе (меньшем, чем положено по возрасту), монотонной, безэмоциональной речи.
Заикание – это нарушение темпо ритмической организации речи со спазмическими, внезапными мышечными конвульсиями артикулярного аппарата, гортани, при которых больной прерывается на цикличном повторении определенного звука (иногда группы).
Важно. Большинство нарушений могут быть выявлены в результате комплексного обследования у различных специалистов, с проведением томограммы мозга (других способов диагностики). Применение отдельных методов не позволяет со всей уверенностью судить о заболевании, а также назначить эффективное лечение.
Симптоматика
Понятие нарушения речи включает в себя любые отклонения от нормального звукопроизношения, в том числе изменение темпа, нечеткую артикуляцию, перемещение фонем в слове, бедный словарный запас и другие. Каждое заболевание характерно определенными, знакомыми каждому специалисту симптомами. Выделить из них универсальные, подходящие для всех разновидностей, сложно, а иногда практически нереально.
Поэтому пациенты с прогнозируемыми проблемами речи проходят комплексное медицинское обследование, на основании которого складывается максимально полная картина недуга (и определяются возможные способы коррекции). Очень важно понимать разницу между нарушением экспрессивной речи у детей и такими же проявлениями у взрослых: в их основе могут лежать абсолютно разные причины.
У ребенка дефекты произношения развиваются на фоне перенесенных инфекций или родовых травм, у взрослого – после кровоизлияний, неправильного медикаментозного лечения или регрессивных процессов в головном мозге. При жалобах пациента на проблемы с речью, памятью терапевт направляет его на обследование.
Невролог изучает реакции нервной системы, оценивает их адекватность, отоларинголог определяет состояние органов слуха, гортани, выявляет вероятные патологии. Дополнительное тестирование у ортодонта помогает локализовать проблемы с развитием прикуса (у детей), формированием челюстей и зубов.
Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно, могут быть следствиями различных заболеваний. Необходимо как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, отоларингологу) для полного обследования. В случае органических повреждений мозга внешние симптомы могут быть слабо выражены, только детальное изучение томограмм, электроэнцефалограмм, МРТ, а также анализов крови позволит поставить точный диагноз.
Методы лечения
Выбор терапии во многом зависит от конкретной ситуации, а также возраста пациента. Для детей своевременно проведенная коррекция оказывается более эффективной, чем для взрослых (особенно после перенесенных инсультов, на фоне возрастных процессов в организме). В любом случае большинство пациентов, после прохождения курса лечения, будут чувствовать себя гораздо лучше, смогут вернуться к нормальному общению.
Всестороннее обследование и консультация у специалистов по поводу лечения поможет определить основные направления терапии: занятия с логопедом, пластику челюстного отдела, физиотерапию или специальную гимнастику.
В последнее время для стабилизации результатов и повышения эффекта лечения применяют сочетание нескольких методик: медикаментозной, массажа, лечебной физкультуры, психотерапевтических сеансов. Для ликвидации тяжелых дефектов проводят хирургическое вмешательство, а уже после этого приступают к активной терапии.
Способы лечения нарушений речи в домашних условиях
Терапию допустимо проводить и в домашней обстановке – нет ничего сложного в логопедической гимнастике, приемы которой покажет врач. Как для детей, так и для взрослых с нарушением речи характерно стремление к замкнутости, изоляции. Первый шаг на пути к победе – полноценное общение, создание у пациента (особенно маленького) ощущения, что он не является изгоем, повышение его самооценки. Меньше газет, телевизора и мультимедийных развлечений, больше – обычных человеческих разговоров.
Психологически важно при нарушениях в построении предложения с косвенной речью не одергивать говорящего, не делать ему замечания, а пытаться понять, терпеливо выслушивать то, что он пытается сказать.
Профилактика
Для взрослых универсальных профилактических мер не существует, специфика нарушений речи, зачастую связанных с поражением сосудов (отделов) головного мозга, не позволяет каким-либо образом прогнозировать развитие нарушений речи. У детей прогнозы более благоприятные, поскольку всегда существует вероятность с помощью грамотной коррекции свести влияние дефектов к минимуму (иногда на 100 % избавиться от них). Большую роль при этом играет социальная среда: с кем ребенок общается, на каком языке говорят в семье, достаточно ли внимания ему уделяют взрослые, не испытывает ли он стресс или потрясения.
Важно. Своевременное обращение к специалистам поможет избежать проблем с запоздалым лечением дефектов артикуляции, повысит шансы на благоприятный исход.
К биологическим факторам относят состояние матери в период беременности – питание, прием медикаментов, интоксикации, наследственность – все то, что может повлиять на проявление нарушений речи.
Дополнительные рекомендации врачей и полезные советы для борьбы с нарушениями речи
Современный человек чаще проводит время в интерактивной среде, заменяя нормальное общение суррогатным. Это негативно сказывается на его речевых навыках, манере поведения, мозговой деятельности, культурном уровне и на формировании личности в целом. Особенно опасны такие тенденции у детей: малыши с детства привыкают к многочасовому сидению у компьютера или телевизора, что ухудшает зрение и осанку, приводит к гиподинамии, набору лишнего веса.
Другие причины, например, нарушение акцентологических норм в речи близких не должны оказывать существенного влияния, если ребенок много читает, постоянно пополняет свой словарный запас и полноценно общается со сверстниками.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
blog.oratorskoeiskusstvo.com
Нарушение речи у взрослых: причины и виды
Расстройство разговорной функции у взрослого человека может возникнуть внезапно как проявление тяжёлого заболевания, развиваться постепенно либо присутствовать у пациента с детского возраста из-за оставленной без внимания патологии артикуляционного аппарата.
Нарушение речи у взрослых, причины и виды аномалий очень разнообразны. Это могут быть расстройства как импрессивной (восприятие звуков, чтение) так и экспрессивной речи (письменная или устная речь).
Общая характеристика нарушения речи у взрослых
Речь является наивысшей функцией человека. Она связана, в главной степени, со способностью человека мыслить, его памятью, чувствами. Правильное произношение звуков напрямую зависит от работы головного мозга, дыхательной системы и органов артикуляционного аппарата (язык, гортань, ротоглотка, зубы, губы).
В целом физиологические механизмы формирования речи разделяют на две формы.
Первая — импрессивная.
Вторая — экспрессивная.
С детальной характеристикой форм речи можно ознакомиться в таблице ниже.
Импрессивная |
Экспрессивная |
|
|
Основные симптомы нарушения работы артикуляционного аппарата у взрослых

Девушка с диагнозом – мутизм (фото: gidmed.com)
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
- Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Спазмы в органах речевого аппарата.
- Гнусавость. Изменение голосового тембра. Главной причиной возникновения данной аномалии является патологический процесс в области перегородки носа.
- Замедленность, заторможенность речи.
- Искажённое произношение звуков.
- Непонимание общего смысла речи.
- Охриплость, осиплость голоса.
- Невозможность выразить свои мысли.
- Слюнотечение.
- Невнятная дикция.
- Стремительный темп речи. Характеризуется проглатыванием отдельных звуков.
- Малый запас слов.
- Полное молчание пациента (мутизм).
Все проявления нарушений речи у взрослых являются существенным препятствием для полноценного общения пациентов и требуют лечения. Побороть данные симптомы самостоятельно практически невозможно.
Важно! Нельзя оставлять без внимания любую дисфункцию артикуляционного аппарата. Нередко речевые затруднения могут указывать на развитие тяжёлого заболевания (инсульт, опухолевый процесс в области головного мозга)
Причины нарушения речи у взрослых

Пациент с инсультом (фото: availclinical.com)
Нарушение речи у взрослых разделяют на два вида из-за причин, которые его провоцируют.
Например, такие, как органическое нарушение речи (ОНР). Причиной возникновения данного вида речевого нарушения являются черепно-мозговые травмы (ЧМТ), другие болезненные состояния, характеризующиеся поражением органов артикуляционного аппарата (язык, губы, носоглотка, зубы), отдельных звеньев нервной системы связанных с разговорной функцией, также заболевания слухового аппарата.
Признаки ОНР могут проявляться после таких перенесённых заболеваний, как:
- Острые вирусные инфекции.
- Опухоли головного мозга.
- Инсульт.
- Тромбоз.
- Родовые травмы.
- Болезнь Альцгеймера, Паркинсона. Страдают пожилые люди. Кроме речевого нарушения у больных наблюдаются расстройства психоэмоционального плана, проблемы с памятью.
- Приём некоторых антибиотиков, может оказать ототоксическое действие, привести к понижению слуха, и как следствие речевым расстройствам.
- Нейроинфекции (менингит, энцефалит, болезнь Лайма).
- Ботулизм. Тяжёлое инфекционное заболевание поражающее нервную систему человека.
- Спазм сосудов мозга.
- Прединсультное состояние.
- Алкоголизм.
- Детский церебральный паралич (ДЦП).
- Эпилепсия.
Функциональное нарушение речи (ФНР). Данная патология может возникнуть по причине действия на организм человека следующих неблагоприятных факторов:
- Сильный стресс.
- Общее недоразвитие речи 3, 2-го, 1-го уровней выявленное в детском возрасте, оставленное без полноценного лечения.
- Умственная отсталость.
- Неврозы.
- Тяжёлые депрессии.
- Сильный испуг.
- Истерия.
- Длительный приём антидепрессантов, транквилизаторов.
- Психические заболевания.
- Генетическая предрасположенность.
Однако следует заметить, что разграничение речевых нарушений, отталкиваясь от провоцирующих факторов относительно. Нередко у пациентов с ФНР впоследствии при детальном обследовании выявляют отклонения органического характера.
Типы речевой дисфункции

Пациентка с потерей голоса – афонией (фото: physiatrics.ru)
Нарушение речи у взрослых в зависимости от проявлений заболевания разделяют на такие типы, как:
- Тахилалия. Слишком быстрый темп речи с запинками и проглатыванием звуков. Может являться признаком эпилепсии, олигофрении.
- Афония. Люди, в силу различных причин (патологии гортани, стресс) могут разговаривать лишь шёпотом из-за потери звучности голоса.
- Дислалия. Нарушение в произношении звуков у пациентов с нормальным интеллектом, слухом, артикуляционным аппаратом.
- Брадилалия. Замедленная моторика речи, обусловленная затруднительным мышлением. Может присутствовать при энцефалите, депрессии тяжёлой степени, ЧМТ.
- Ринолалия. Наблюдается у людей с аномальным строением органов речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа», травмы нёба), проявляется разнообразными дефектами в произношении звуков.
- Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Может возникнуть в силу генетической предрасположенности, сильного стресса, испуга.
- Такое нарушение речи, как дизартрия характеризуется расстройствами в произношении звуков, речевой моторики из-за поражения головного мозга, также недостаточной иннервации артикуляционного аппарата. Возникает при ДЦП, инсульте, рассеянном склерозе, миастении.
- Алалия. Полное отсутствие речи либо глубокое недоразвитие речевой функции, чаще всего является следствием повреждения участков головного мозга, отвечающих за речь. Наблюдается при таких заболеваниях как ЧМТ, инсульт, аутизм.
Все вышеперечисленные симптомы связаны не только с трудностями в произношении, но и с восприятием речи, недостаточной способностью в самостоятельном формировании слов, предложений, точной формулировкой мыслей. То есть могут являться проявлением неполноценности, как импрессивной, так и экспрессивной речи.
Диагностика заболевания

Доктор оториноларинголог проводит осмотр пациентки с речевыми нарушениями (фото: dmu-medical.com)
Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно могут быть симптомом различных заболеваний. Необходимо, как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, оториноларингологу) для полного обследования.
Диагностика нарушений речи включает в себя следующие мероприятия:
- Анализ разговорной функции пациента, его жалоб.
- Сбор анамнеза. Необходимо выяснить, когда впервые возникли нарушения, с какими факторами были связаны первые проявления речевой дисфункции.
- Оториноларинголог обследует органы артикуляционного аппарата. Назначит рентгенологическое исследование.
- Невролог проверит рефлексы, выявит возможные нарушения психологического характера. При необходимости назначит компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга. Направит на сдачу анализов (общий анализ крови, мочи) для выявления инфекционного процесса.
Лечение

Транскраниальная микрополяризация (фото: axis-nsk.ru)
В первую очередь лечение нарушений речи у взрослых заключается в правильно поставленном диагнозе.
Для восстановления, как импрессивной, так и экспрессивной речи после исключения патологий головного мозга, психических заболеваний, органических повреждений органов артикуляционного аппарата необходимо обратиться к врачу логопеду.
Эффективны будут различные упражнения для коррекции речи с учётом индивидуальных особенностей человека.
Например, специальная дыхательная гимнастика, пение помогут избавиться от заикания. Также максимальную пользу принесут физиотерапевтические процедуры.
Например, такие, как:
- Транскраниальная микрополяризация. Новый метод, основанный на воздействии тока минимальной мощности, приближённого к физиологическим процессам организма, на головной мозг человека. Снижает нервную возбудимость, улучшает разговорную функцию, память. Способствует восстановлению зрения и слуха.
- Рефлексотерапия (иглоукалывание). Улучшает работу всех органов и систем в организме человека.
- Логопедический массаж.
Также, для полного избавления от речевой дисфункции, возможно, понадобится участие психотерапевта, психолога.
Различные психотерапевтические методики, помогут найти возможные скрытые причины, спровоцировавшие нарушения речи, приведут в норму эмоциональное состояние человека.
Пациентам, страдающим нарушением речи различной степени тяжести необходима помощь не только квалифицированных специалистов, но участие родственников, нормальные условия жизни, понимание близких людей, полноценное питание, что максимально будет способствовать восстановлению нервно-психического здоровья и речевого аппарата.
При речевых нарушениях необходимо обратиться к таким специалистам:
simptomyinfo.ru
Расстройство речи у взрослых людей: специфика паталогии

Нарушение речи у взрослых: причины и виды
Для многих возможность разговаривать – это средство для коммуникации с остальными людьми и окружающим миром.
Поэтому если человек утрачивает эту способность ему необходимо в первую очередь выяснить причину, а затем пройти комплексное лечение.
Если вовремя не спохватиться, то у больного может навсегда возникнуть дисфункция речевого аппарата.
Причины возникновения нарушений речи у взрослых
Нарушение речи у взрослых – это, патология которая проявляется в полном или частичном отсутствии речи.
В разговоре с человеком, страдающим подобным недугом, невозможно понять, о чём он говорит или просит, его слова неразборчивые и нечёткие.
У каждого человека данная патология проявляется по-разному. У одних людей подобные нарушения вызывают поспешную, но совершенно бессмысленную речь, а другие же наоборот логично и конструктивно выстраивают предложения, но при этом говорят очень медленно и неспешно.
Основные причины возникновения нарушения речи у взрослых людей:
- Ранее перенесённые травмы мозга;
- Наличие доброкачественных или злокачественных образований в головном мозге;
- Болезнь Паркинсона;
- Рассеянный склероз;
- Болезнь Вильсона;
- Злоупотребление алкоголем.
Также причиной могут стать банальные зубные протезы. При неправильном закреплении у пожилых людей наблюдается дисфункция речевого аппарата.
Еще нарушение речи у взрослого человека может возникнуть из-за болезней, которые вызывают парез мышц лица.
Парез – это неврологический синдром, обозначающий снижение силы. К таким болезням относят синдром Мийяра – Жубле, синдром Мебиуса, агенезию мышц, болезнь Бека и синдром Шегрена.
Также вызвать нарушения может миастения. Это аутоиммунная нервно-мышечная болезнь, которая характеризуется патологически быстрой утомляемостью поперечно-сосательных мышц.

Диагностика врачом нарушений речи у взрослого человека
Некоторые болезни вызывают не только парез лицевых мышц, но и нарушение артикуляции и речи у взрослых.
Данная патология возникает при синдроме Фуа-Шаван-Мари. При данном недуге поражается бассейн средней мозговой артерии.
Одной из наиболее распространённых причин нарушения речи у взрослых является болезнь Альцгеймера.
При данном заболевании наблюдается деменция (приобретённое слабоумие), частичная потеря памяти, трудности артикуляции. Чаще всего данный недуг поражает людей старше 65 лет.
Существуют такие виды нарушений речи у взрослого человека:
- Дисфония;
- Афония;
- Брадилалия;
- Тахилалия;
- Заикание;
- Дислалия;
- Дизартрия;
- Алалия;
- Афазия.
Спастическая дисфония
Данная патология больше распространена у людей в возрасте от 30 до 40 лет. Дисфония – это нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью.
Спастическая дисфония возникает вследствие длительного перенапряжения голосовых связок.
Также причиной появления данной патологии может являться перенесенная психическая травма.
При данной форме дисфонии наблюдается боль в области шеи и мышц головы, а также значительно изменяется тембр голоса. Проявляется недуг в неразборчивости речи и сложности произнести определенные звуки.
Афония
Афония – это патологическое состояние с потерей голосовой звучности.
При данной патологии у человека остаётся возможность разговаривать шепотом, но при разговоре он испытывает боль в горле.
Афония возникает из-за болезней бронхов или ларингита. Также данная патология может возникнуть при продолжительном крике или интубации.
Брадилалия
Брадилалия – нарушения темпа речепроизводства. Другими словами, при данном недуге очень медленный темп речи. Артикуляция при брадилалии нечёткая.

Страх у человека из-за нарушений речи
Данная болезнь возникает из-за болезни Паркинсона, опухолей в головном мозге, менингитов и энцефалитов.
Также брадилалия может передаться по наследственности или проявляться после травм головного мозга.
Тахилалия
Тахилалия – нарушение, проявляющееся в быстром темпе устной речи.
При данном недуге человек не делает грамматических или фонетических ошибок в произношении.
Причинами появления тахихалеи может стать:
- Болезнь хорея.
- Эпилепсия.
- Олигофрения.
- Травмы черепа.
- Наследственность.
- Образования в головном мозге.
- Миелит.
- Столбняк.
- Арахноидит.
Заикание
Заикание – это недуг, проявляющийся в виде нарушения речевой функции.
При заикании человек растягивает слоги, неправильно выговаривает слова.
Причины возникновения:
- Повреждения головного мозга.
- Стресс.
- Наследственность.
Дислалия
При дислалии человек неправильно воспроизводит звуки. Данный недуг появляется из-за наличия дефекта строения речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение неба и другие).

Возникновение нарушений речи после перенесенного инсульта
Также дислалия возникает из-за неграмотного речевого воспитания или в связи с отклонениями умственного развития.
Чаще всего данное заболевание проявляется у детей, но среди взрослых оно также встречается. У взрослых дислалия появляется по причине малой подвижности речевого аппарата.
Дизартрия
Дизатрия возникает по причине поражения центрального отдела речедвигательного анализатора.
При данном заболевании наблюдается расстройство артикуляции, фонации и речи.
Дизатрия возникает из-за ДЦП, нейросифилиса, рассеянного склероза и миотонии.
Встречается подобное нарушение речи у взрослых при инсульте и после проведенных нейрохирургических операций.
Алалия
Алалия – это недоразвитие речи, вследствие поражения речевых центров головного мозга.
Основными причинами появления алалии у людей старше 20 лет являются операции с применением общего наркоза, перенесенные черепно-мозговые травмы и гипотрофия.
Афазия
Афазия – это полная или частичная утрата возможности воспроизводить слова и звуки. Данное заболевание появляется из-за поражения коры головного мозга.
Афазия появляется из-за нарушения кровообращения в мозгу, при образовании абсцесса головного мозга, после инсультов и инфарктов.

Пораженные участки коры головного мозга при афазии
Также причиной развития недуга может стать эпилепсия или острая интоксикация токсическими веществами.
Больной афазией сложно распознаёт речь, у него наблюдаются нарушения концентрации внимания, появляются проблемы с чтением и запоминанием.
Лечение нарушений речи
Лечение нарушения речи у взрослых подбирается исходя из вида самого нарушения.
В основном лечение предполагает массаж, физиотерапию, ЛФК и приём медикаментов.
Медикаментозное
Лечение дизартрии подразумевает под собой ЛФК и приём медикаментов. Очень важно, чтобы лечение больного сопровождал еще и логопед.
Препараты для лечения дизартрии:
- «Пирацетам».
- «Финлепсин».
- «Луцетам».
Если у взрослого человека заторможенная речь после перенесенного инсульта, то есть дизартрия, то необходимо делать ежедневно упражнения для языка.
Для лечения афазии применяются ноотропные средства и препараты, улучшающие микроциркуляцию в тканях головного мозга.
Препараты:
- «Винпоцетин».
- «Пирацетам».
При афазии работа с логопедом является обязательной. Обычно для полного восстановления способности говорить потребуется пролечиться у логопеда не меньше 3 лет.

Пирацетам — для эффективного лечения нарушений речи
Для лечения дисфонии выписываются стимулирующие медикаменты:
- АТФ.
- Прозерин.
- Транквилизаторы.
Другие препараты для лечения нарушений речи:
- «Винпотропил».
- «Кавингтон».
- «Мемотропил».
- «Ноотропил».
Медицинская терапия должна включать в себя лекарства, улучшающие память, усиливающие обменные процессы в центральной нервной системе.
Крайне редко для лечения подобных заболеваний применяется оперативное вмешательство. Операция необходима для удаления опухолей и других образований, спровоцировавших расстройства.
Нарушение речи у взрослого после стресса требует не только ЛФК и приёма лекарственных препаратов, но и посещение квалифицированного психотерапевта или психолога. Вполне вероятно, что человек сам после перенесенной ситуации на подсознательном уровне поставил барьер на воспроизведение речи.
Лечение в домашних условиях
Для лечения расстройств речи можно также применять средства народной медицины.
Если у человека дизартрия, то поможет следующий рецепт: 1 ст. л. семян укропа заливается кипятком и настаивается 15 – 20 минут.
Затем настой процеживается и остужается. Принимать его стоит за 15 минут до еды в количестве 1 ч. л. Употребляется средство не больше 5 раз в день.
Если у пожилого человека замедленная речь, например, после инсульта то можно сделать настойку из женьшеня, посевной гречихи и мордовника.

Реабилитация последствий нарушений речи
При дисфонии (временной утрате голоса) рекомендуется полоскать горло водой соком лимона.
Большую роль в лечении нарушения речи играет ЛФК. Больному стоит ежедневно делать упражнения, если причиной расстройства стали парезы лицевых мышц.
- упражнение: вытяните губы, скручивая их в трубочку. Держите в таком положении 5 секунд, затем повторите;
- упражнение: нижней челюстью стоит захватить верхнюю губу, зафиксировать на 3 секунды, затем отпустить;
- упражнение: закрываем рот. Языком дотягивается до нёба.
Заключение
Лечение расстройства речи – длительный процесс. Очень важно, чтобы наряду с медиками и логопедами больному помогали дома.
Людям с такими проблемами стоит чётко и медленно высказывать свои мысли, не проявлять негатив и пренебрежение.
Видео: Лечение афазии
noalone.ru
Какие бывают расстройства речи. Основные симптомы и причины заболевания
Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.
Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:
Заикание
Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.
Существует несколько видов заикания:
- Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
- Клонический вид – повторение слогов и звуков.
Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.
Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.
Дизартрия
Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.
Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).
Разновидности нарушения:
- Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
- Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
- Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.
Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.
Дислалия
Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.
Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.
Олигофазия

Олигофазия
Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.
Олигофазия может быть:
- Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
- Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.
Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.
Афазия
Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.
Причиной заболевания могут стать:
- кровоизлияние в мозг;
- абсцесс;
- черепно-мозговая травма;
- тромбоз сосудов мозга.
Существует несколько категорий этого нарушения:
- Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
- Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
- Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
- Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
- Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.
Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.
Акатофазия
Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.
Шизофазия
Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.
Парафазия
Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.
Существует два вида нарушения:
- Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
- Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.
Подобные нарушения можно считать симптомом общего речевого недоразвития.
Расстройство экспрессивной речи
Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.
К симптомам этого нарушения также относят:
- небольшой словарный запас;
- грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
- невысокая речевая активность.
Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.
Логоклония
Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.
Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.
Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.
Лечение нарушение речи
onevroze.ru
Какими бывают нарушения речи
Алалия
Алалия – это проблемы с речью у малыша при развитом интеллекте и нормальном слухе.
Афазия
Афазия – частичное или полное нарушение речи, возникшее вследствие органического поражения отделов коры головного мозга, ответственных за речевую функцию.
Брадилалия
Брадилалия – это замедление речи в результате трудностей воспроизведения расчлененных звуков. В логопедии данную патологию относят к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. При осложнениях могут проявляться судорожные запинания – заикание.
Реклама и размещение на MedbookingДизартрия
Дизартрия – это нечленораздельность речи, нечеткое произношение слов, возникающее в результате нарушения иннервации речевого аппарата. При дизартрии страдают производимые звуки и слова посредством языка, глотки, зубов и щек, за координацию движений которых отвечает головной мозг.
Дисграфия
Дисграфия – это определенное нарушение письма при нормальном развитии интеллекта. Заболевание сопровождается нарушением по фонетическому принципу, что приводит к специфическим ошибкам, которые искажают звуковой состав слова.
Дислалия
Дислалия – это нарушение воспроизведения звуков у пациентов с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Недуг характеризуется отсутствием звуков, заменой, смешениями, искажениями при произношении.
Дислексия
Дислексия – это болезнь неврологической природы, сопровождающаяся невозможностью распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания, при этом общие обучающие способности не нарушены. Дислексия проявляется на начальной стадии учебы в школе либо в дошкольном возрасте. Дети с таким диагнозом отстают от своих ровесников в чтении и письме, однако умственные отклонения у них не наблюдаются.
Задержка речевого развития
Задержка речевого развития – это отставание в развитии речи от нормы. У большей части детей с диагнозом ЗРР имеются нарушения работы подкорковых структур мозга.
Заикание
Заикание – одно из сложнейших нарушений речи, которое характеризуется расстройством ее нормального ритма, повторениями отдельных слогов или звуков, непроизвольными остановками.
Заикание у детей
Заикание у детей – состояние, при котором происходит нарушение речевых характеристик: ритма, темпа, плавности речи.
Картавость
Картавость или дислалия – это патология звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Нарушения голоса
Нарушения голоса – группа заболеваний, для которых характерно полное или частичное отсутствие фонации.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это опухолевое образование доброкачественной природы. Имеет круглую форму, внутри состоит из долек, а снаружи покрыта капсулой.
Ринолалия
Ринолалия (палатолалия, гнусавость) – состояние, характеризующееся дефектом произношения звуков.
Тахилалия
Тахилалия – форма одного из нарушений устной речи, которая заключается в быстром (патологическом) темпе, без сопровождения фонетических, грамматических и лексических сбоев.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – расстройство речи, которое связанно с формированием у ребенка других речевых нарушений, связанных с дефектами произношения и восприятия. Наиболее часто диагностируется у детей дошкольного возраста (от пяти до семи лет).
Шепелявость
Шепелявость – это такое расстройство речи, которое характеризуется неправильным произношением шипящих звуков и свистящих звуков при сохранности грамматического строя, словарного запаса и сохранности понимания речи.
medbooking.com
Виды речевых нарушений
Нарушения речевого развития достаточно многообразны, они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность).
В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е.Левиной).
Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.
Клинико-педагогическая классификация
опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.
Таким образом, в логопедии выделяются 12 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах её порождения и реализации и 3 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.
- Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
- Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
- Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
- Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).
- Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).
- Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
- Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
- Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
- Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
- Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
- Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
- Дисорфография — стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости её в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходим в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
- Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно условно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
В нашей стране существует система специализированных детских садов. Одним из таких учреждений является детский сад для детей с нарушениями речи. Логопедический детский сад предназначен для детей с задержкой речевого развития и прочими логопедическими проблемами. К большому сожалению, во многих городах таких садов нет. И дети, имеющие тяжелые нарушения речи вынуждены посещать массовый детский сад. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления и мелкой моторики. В большей же части детских учреждений такие группы закрывались в связи с тем, что наполняемость детей в логопедических группах по нормативам почти в два раза меньше, чем в обычных группах. В этих массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Единственный выход в таких случаях – это оказание коррекционной помощи на логопедических пунктах, действующих на базе этих учреждений.
Детям школьного возраста оказывают помощь на школьных логопунктах. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и в большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости.
Успех коррекционного воздействия при любом виде речевого нарушения во многом зависит от того, насколько в семье заинтересованы в результатах работы и способствуют закреплению знаний полученных на занятиях.
logopediy-dly-detey.ru
Нарушение речи, причины и лечение
Различные нарушения могут сопровождаться тремя видами расстройств. При расстройстве экспрессивной речи у человека ограничен словарный запас, ему сложно запоминать и произносить длинные фразы. При экспрессивно-рецептивном расстройстве помимо перечисленных присутствуют проблемы с восприятием и пониманием речи, а при фонологическом пациент не способен произносить отдельные звуки. В зависимости от того, какой тип расстройства наблюдается, нарушения классифицируют на следующие виды:
Дизартрия
Это нарушение произношения, которое развивается из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. Заболевание обусловлено поражением нервной системы и приводит к ограниченной подвижности языка, мягкого нёба, губ и, как следствие, к затрудненной артикуляции. У детей патология часто сопровождается проблемами с чтением и письмом, в тяжёлых случаях — общей недоразвитостью речи.
Заикание
Это сбой ритма и плавности речи, многократное повторение отдельных звуков или слогов в словах. Патология связана с судорогами мускулатуры речевого аппарата, при которых происходят сбои дыхания, изменения высоты и силы звука. Проблема развивается на фоне наследственной предрасположенности, внутриутробных и родовых травм, сильных эмоциональных потрясений.
Дислалия
Это расстройство произношения звуков, при котором звуки и фонемы в устной речи полностью отсутствуют, замещаются или искажаются. Дислалия может быть:
- физиологической — нормальным явлением в детском возрасте, которое проходит само по себе;
- аудиогенной — связанной с дефектом слуха, при котором пациент не может распознать звук;
- функциональной — развивающейся из физиологической при отсутствии помощи логопеда.
Афазия
Это нарушение или полное отсутствие уже сформировавшейся речи, которое может случиться как в детском, так и во взрослом возрасте. Существуют следующие виды расстройств:
- афазия Брока — развивается при поражении двигательного речевого центра;
- сенсорная — возникает при проблемах в левой височной доле мозга;
- кондуктивная — связана с поражением соединений в фронтальной и височной долях.
cmrt.ru