Образования минусы – Плюсы и минусы современного российского образования

Плюсы и минусы современного российского образования

Довольно часто можно встретить споры насчет системы образования в Российской Федерации. Кто-то считает, что образование в стране явно ухудшилось в сравнении с советскими временами. Другие, наоборот, утверждают, что российское образование стало точным и качественным.

Общие сведения

Согласно многим исследованиям, качество российского образования значительно отличается от образования развитых зарубежных стран. Российская система образования включается в себя определенные структуры и стандарты. Основные общеобразовательные программы в России:

  1. Дошкольная.
  2. Начальная.
  3. Основная.
  4. Средняя.

Профессиональные программы образования разделяются на следующие категории:

  1. Средние специальные.
  2. Высшие.
  3. Послевузовское обучение.

Получить образование в России можно несколькими способами:

  1. В учебном заведении (очно, заочно).
  2. Путем самообразования.
  3. Экстернатом.

Несмотря на широкую структуру, образование в России имеет и минусы, и плюсы.

Плюсы

Естественно, положительные моменты присутствуют в современной системе отечественного образования.

  • Многообразие школьных знаний, широкий спектр изучения предметов. По окончанию школы многие выпускники обладают широким кругозором.
  • Активная социальная система в школах позволяет ученикам налаживать контакты со сверстниками, выстраивать с ними дружеские отношения, а также правильно держаться в коллективе и вежливо общаться со старшими. С детьми прорабатываются все коммуникативные навыки.
  • Выпускники российских школ имеют возможность поступить в престижное учебное заведение на бюджетную основу, чтобы в будущем получить высокооплачиваемую работу.
  • Иностранный язык во многих школах начинается изучаться с начальной школы, что является несомненным плюсом для ребенка. Кроме того, в некоторых образовательных учреждениях предусмотрено изучение нескольких иностранных языков для учеников. Это может стать значительным преимуществом в будущем, а также повлиять на карьеру.
  • Изучение информатики также начинается с начальных классов, что помогает школьникам ориентироваться в мире современных технологий. Компьютерные классы в школах оснащены современными компьютерами, интерактивными досками и прочей аппаратурой, через которую ученикам намного проще усваивать материал.
  • Значительный плюс — новая система ведения оценок и контроля за успеваемостью ребенка. Не так давно во многих российских школах появились электронные дневники, которые помогают следить за оценками учеников и учителям, и родителям. Кроме того, благодаря данной системе, всегда можно узнать о заданном домашнем задании. Этот принцип исключает нечестность со стороны учеников. Также в электронных дневниках имеется возможность узнавать о ближайших родительских собраниях, а сами родители могут участвовать в школьной жизни, предлагать какие-то идеи и вносить некоторые корректировки в процесс обучения.

Минусы

Обилие положительных сторон отечественного образования не исключает и недочеты, которые все чаще обсуждаются и критикуются людьми.

  • Несмотря на большой спектр знаний по различным предметам, современная система образования основана все-таки на общих стандартах. То есть главной целью не является развитие конкретного ученика. В школах идет большая нацеленность на оценки, которые зачастую имеют необъективное значение. Не всегда учителя берут во внимание таланты и способности отдельного ученика. В большинстве случаев каждый педагог считает свой предмет приоритетным, отчего школьникам бывает сложно вникнуть в темы урока.
  • Все чаще встречаются педагоги с достаточно низкой квалификацией. Если раньше такое явление было приемлемо в основном для провинциальных школ, то сегодня некомпетентных специалистов можно встретить практически в любых учебных заведениях страны. Основная причина проблемы — коррупция в ВУЗах. Молодые специалисты не нацелены на получения полноценных знаний, а интересуются только получением самого документа, подтверждающего наличие высшего образования.
  • Единый Государственный Экзамен также является больше минусом, чем плюсом. Экзамен не помогает определить адекватный уровень знаний конкретного ученика. Проверка заданий происходит автоматизированным путем, что не устраняет выявления ошибочных результатов. Получить высокий балл по ЕГЭ могут и троечники, некоторые из них вызубривают тестовые задания и запоминают правильные ответы наизусть, а кому-то удается списать или просто угадать правильный вариант ответа. Из-за этого многие грамотные ученики, которые стараются выполнять задания честным путем, не могут поступить в желаемые учебные заведения, а их места занимают троечники.
  • В некоторых колледжах и техникумах система обучения студентов значительно устарела и стала неактуальной. В таких случаях педагоги предлагают студентам абсолютно ненужный обучающий материал. В результате чего выпускники не могут найти достойную работу из-за некачественной подготовки по той или иной специальности.
  • В высшие учебные заведения студенты приходят в основном для того, чтобы получить диплом, а не сами знания. Во многих ВУЗах активно процветает коррупция. Преподаватели знают, что студентам нужен только документ для пропуска на хорошую должность, поэтому не выдвигают высоких требований для сдачи экзаменов, достаточно только заплатить нужную сумму.
  • Недостаточное внимание педагогов к учащимся. Все чаще преподаватели озабочены больше своим материальным положением, из-за чего не желают принимать активное участие в жизни школьников. Из-за невысоких заработков учителей дети не получают должного внимания и знаний.

Современное образование в России стремительно развивается и с каждым днем приобретает различные нововведения. Однако это не исключает того факта, что отечественное образование отстаёт на шаг от цивилизованных стран и нуждается в новых реформах.

Похожие записи

plusiminusi.ru

В чем минусы современного школьного образования?

Это глава из книги «Предназначение быть мамой».

Продолжение цикла статей о школе. Первая статья – «Почему наши дети не ходят в школу»

Вторая статья – «Мифы о школе»

  • Его насильственность

Наша система образования основана исключительно на «надо». Желания и интересы ребенка не учитываются. Даже ему химия не нужна, и он хочет работать продавцом, все равно таблицу Менделеева выучить придется. И наоборот. Если ты с детских лет хочешь стать врачом и хочешь уже в школе изучить анатомию более глубоко – не выйдет. Это не входит в план педагога.

  • Оно больше похоже на тюремное заключение

Есть такая заметка на просторах интернета, где очень убедительно школа сравнивается именно с тюрьмой. Из нее невозможно освободиться раньше срока, в ней ты абсолютно несвободен и зависим от учителя.  Ты должен делать то, что от тебя требуют, и поэтому мотивации никакой нет – ты делаешь все это лишь бы сделать. Ты не являешься личностью, ты просто один из толпы. И так далее.

  • Растянутость по времени.

Такое ощущение, что ради того, чтобы родители могли дольше работать, всю информацию растянули на года. Хотя многое можно было бы изучить в несколько раз быстрее. Так некоторые дети заканчивают школу экстерном. А те, кто учатся дома, иной раз на подготовку к экзаменам за год тратят всего один месяц в году. Тогда зачем каждый день долбить одно и то же? Я помню, как мне откровенно было скучно на уроках. Когда тему не просто прошли, а триста раз разжевали с разных сторон, как будто больше и поговорить не о чем.

  • Его негибкость – всем одно и то же.

Кому-то скучно, а кто-то ничего не понимает. Я бы с удовольствием во время урока не сидела полчаса, ожидая, когда все дорешают контрольную, а делала бы какие-то дополнительные, более сложные задания. И было бы здорово, чтобы дети сами могли решать, что они хотят изучать.

  • Его отсталость и несовременность

Помню, у нас информатика в школе проходила на таких огромных компьютерах, на которых не было никакой визуальной системы, лишь сложные наборы команд для вызова разных функций. Притом, что уже существовал «Виндоус» — несколько лет как.  А нашим школьным компьютерам было лет по пятьдесят, если не больше. Даже сложно назвать их компьютерами – огромные калькуляторы. И так не только в плане техники.

Любые новейшие открытия вы в школе не узнаете. Вам там расскажут о том, что написано в учебнике, даже если недавно кто-то это смог опровергнуть.

  • Создание унифицированных сотрудников 

Кого готовят школы? Ну давайте честно. Тех, кто может сидеть на одном месте, не высовываться, делать рутинную работу много лет. То есть удобных сотрудников, которыми в дальнейшем будет легко управлять – рублем и кнутом. Любое творчество в школе обычно не приветствуется, как и предпринимательство. Помню, как мы однажды продавали в школе мороженое – и получили за это «по шапке». Мол, нечего заниматься ерундой. Хочу ли я, чтобы мои дети такими были? Нет.

  • Нет самой важной – нравственной – базы.

Даже наоборот. За эти десять лет ребенок каждый день смотрит на то, как жить не надо, но впитывает это как норму. Чтобы выжить в коллективе ему часто приходится идти против своей совести – обманывать.

Он видит несчастных учительниц, работающих за копейки и ненавидящих свою работу. Или как минимум женщин, которые очень много трудятся, но мало что могут себе позволить. Большинство этих учительниц – по моей памяти – не замужем и самостоятельно растят детей, пребывая в сильном стрессе. При этом всячески костерят мужчин, даже на уроках. Помню, одна учительница в моей школе так ненавидела мужчин, что вызывая мальчишек к доске, очень долго их мучила и выдавала потом: «ну что с тебя взять, ты же мальчик! Садись, три». А девочкам оценки ставились просто так, из женской солидарности.

Учителей мужчин катастрофически мало, максимум – физрук и физик. Да и те обычно подавляются в коллективе директором-женщиной или женщиной-завучем. Идеальная картинка для взрослой жизни? Все ведь так живут, это норма!

Ничего не говорится о Боге. Или говорится настолько назидательно, что у ребенка в эту сторону все закрывается. Например, ввели сейчас «Основы православия» — но снова обязательно для всех, в назидательном порядке, еще попробуй откажись. И преподаются они часто так, что отбивают желание идти глубже.

 А дети ведь все впитывают, как губки. Образование же от слова «образ»! Какой образ у них перед глазами в школе?

  • Жесткие социальные условия и «травля» белых ворон

Кто определяет правила в детском коллективе? Обычно тот, кто наглее, смелее, сильнее и харизматичнее. При этом такой человек не обязательно умен, далеко не всегда обладает нравственной чистотой.  И правила создаются такие же.

В моем классе правила были заданы мальчишками, которые уже в пятом классе пили водку и курили.  Нормальными у нас считались те, кто умеют разговаривать матом, кто уже в седьмом классе с кем-то целуется и так далее. Остальные считались отбросами и ботанами. Девочек мучили меньше, но над ними постоянно и зло шутили. Мальчикам, которые выросли в интеллигентных семьях, устраивали проверки и головомойки. Постоянно. Это было в порядке вещей и никого не удивляло.

Обычную с вида девочку всем классом с упоением звали «жирной», над мальчиком, который очень медленно на все реагировал, всегда смеялись, считая и «тупым», и «тормозом», кому-то в сумку подкладывали мышь, на кого-то выливали воду на перемене, кого-то окунали головой в унитаз. И я училась в хорошей школе, в хорошем районе!

Любой, кто выделялся, всегда проходил серьезную травлю. Девочка, которая скромно одевалась и не встречалась с мальчиками, подвергалась гонениям и называлась исключительно «старая дева».  Мальчиков же просто били, отбирали у них деньги. Еще чаще так поступали с теми, кто был помладше на пару лет.

Сколько же нужно потратить душевных сил на переваривание всей этой гадости! Сколько лет потом нужно выводить все это из своей души! Казалось бы, посторонние тебе люди, но каждый день раскачивают твою лодку, не желая оставлять тебя в покое. И ты никуда не можешь деться из нее.

Есть и другой вариант – который выбрала я, отказавшись от себя и своих ценностей. Став такой же, как все. Делая совсем не то, что хочется. Подражая совсем не тем и непонятно зачем. Только разве он намного лучше первого? Возвращаться к себе ничуть не проще, чем избавляться от гадости, которую тебе набросали в душу, даже еще сложнее. Многое ведь становится привычным и кажется нормой.

  • Убивает мотивацию и любознательность

В школе единственная мотивация – это оценка – плохая или хорошая. Из страха перед двойкой стараешься сделать лучше. Мечтая о пятерке, исправляешь все ошибки. Делать что-то хорошо просто так, изучать что-то глубже просто так – никто не будет. Зачем?

Школа убивает в ребенке его природную любознательность своим насильственным вдалбливанием. Потому что лишние вопросы не задавай – а вдруг учитель сам ответа не знает? И вообще не мешай всем остальным, мало ли что тебе интересно. Дома на твои вопросы тоже отвечать никто не хочет. Читать лишние книги уже нет ни времени, ни сил – пока прочитаешь то, что «нужно». И все.  Нет любознательности, только обязательства и зубрение того, что неинтересно.

  • Школа увеличивает гордыню особенно у девочек, особенно по отношению к мальчикам

Девочкам такая система обучения дается проще. Они быстрее переключаются, им проще зубрить, ничего не понимая. Поэтому в школе они часто успешнее. Почти все отличницы – девочки. В моей школе среди золотых медалистов на десяток девочек был всего один мальчик. Только один.

И в такой обстановке у девочек сильнее растет гордыня.  Мол, смотрите, какая я молодец! Какая я умная, а вы все – тупые! И особенно тупыми, конечно, кажутся именно мальчики. Они учатся иначе, и им такая форма совсем не подходит.

Потом такая девочка подобным образом относится ко всем мужчинам – как к тупым, медлительным, глупым. Хотя они таковыми не являются, у них просто иначе работает мозг, они может быть, долго запрягают, зато потом не остановить! Мальчики способны уходить глубже, изучать со всех сторон, а не просто скакать по верхам.

Но девочка этого не понимает, у нее просто разрастается гордыня. Помогает ли это ей в семейной жизни? Точно нет.

  • Минимум двигательной активности

Что делают в школе дети в течение 5-6 часов? Сидят на одном месте. Несколько перемен, где можно побегать, но часто даже это нельзя. Пару раз в неделю у них физкультура – и все. Какой тут активный образ жизни? Мы вот так вырастаем – и продолжаем сидеть на попе ровно. А куда деть всю внутреннюю энергию и силу? И откуда черпать разрядку, вдохновение. 

  • Критика и удар по самооценке

Система, когда тебя публично спрашивают у доски, и потом ставят оценку, может нанести ребенку много ран. Потому что некоторые боятся отвечать у доски, кто-то все забывает от волнений, кому-то нужно время на то, чтобы включиться. Все дети разные. А публичный опрос подходит лишь некоторым. Остальным он может принести лишний стресс, переживания, в том числе и по поводу публичного выставления оценки учителем.

  • Нет связи с природой

Нет в школе природы. Дети весь день в каменных стенах. И городские дети изучают природу в теории, хотя можно было бы выйти на улицу и изучить ее на практике – в лесу, в парке, в огороде. Даже живые уголки в школах обычно какие-то не очень живые.

  • Школа закапывает таланты ребенка. 

Неважно, что ты любишь. В школе даже очень любимое тобой могут так старательно в тебя засовывать, что это вызовет отторжение. Я, например, любила математику в школе, пока у меня была учительница, которая сама ее очень любила. А потом – уже другая учительница – весь этот интерес успешно «похоронила». Потом попробуй откопай все это (а сейчас многие люди именно этим озадачены – поиском своих уже кем-то или чем-то убитых талантов).

  • Школа лишает родителей и детей общения.

Все сводится теперь к «уроки сделал?», «экзамен сдал?». А на большее сил и времени нет. Даже в выходные. Да и не о чем становится общаться. Родители заняты своей жизнью, дети — своей – и точек соприкосновения с каждым годом все меньше.

  • Дети становится такими, как те, с кем они общаются.

Каким бы ни был огурец – большим или маленьким, плотным или не очень, при попадании в рассол с другими огурцами он становится таким же, как и другие.

Он может быть чуть более соленым или чуть менее. Но он точно не сможет остаться таким, как был прежде. Вот так на нас влияет наше окружение. С кем мы находимся рядом, такими мы и становимся. Хотим мы этого или нет.

Поэтому окружение стоит выбирать очень внимательно, особенно для детей, которые все впитывают как губки. А какие дети ему попадаются в школе? Случайные, никак и никем не отобранные, подходящие ему только по возрасту и району проживания. Какие у них при этом ценности, какие семьи, какие планы? Что мы об этом знаем, отводя ребенка в школу?

  • Школа учит одному, а в жизни требуется другое.

Меня лично школа научила, что быть открытой и искренней это опасно. Что так я становлюсь слабой и уязвимой. И пока я так жила, моя жизнь была серой и достаточно трудной. В то же время именно с тех пор, как я начала учиться быть искренней и открытой с миром, все стало меняться. Так появился и тот сайт, и книги, и путешествия. Искренности сейчас очень мало, открытости тоже.

Мы все залезли в свои маленькие темные норки и сами с собой там варимся. Поэтому нам мало с кем интересно – и мало кому интересно с нами. Но если из норы своей все-таки вылезти и открыться миру и людям – можно столько всего узнать и понять!

И да, люди голодают по искреннему душевному общению. Каждому втайне хочется открыть двери тесной клетки вокруг своего сердца. Но это так страшно! Поэтому так восхищают люди, которые это делают. К ним тянутся, с ними хотят общаться.

Я могу долго перечислять, что еще в современном школьном образовании мне не нравится, что для меня неприемлемо и почему я не хочу помещать в такую среду детей. Но просто жаловаться смысла нет;  поэтому нужно делиться и своим позитивным опытом, как мы этот вопрос решаем.  У нас семейное обучение, домашнее.

 Конечно, мы к этому пришли не сразу. Так как у старшего сына есть особенности в плане речи, то в свое время это заставило меня пересмотреть свое отношение к школе. Был бы он изначально обычным ребенком, я бы наверняка не включила голову и отдала его в самую престижную школу. И даже не задумалась бы.

Я знаю много мам особых детей, чьи дети ходят в обычные школы. Это их суровая школа жизни, где им очень непросто. И мамы за это бьются, сражаются. И я когда-то тоже этого хотела. А сейчас я понимаю, что отдавать ребенка с особенностями в обычную школу – для самого ребенка вредно. Что ему это даст кроме стресса и травли одноклассниками? Может быть, это больше нужно маме, чтобы доказать всем, что ее ребенок такой же как и все – и в чем-то даже лучше?

В то же время я вижу, как много возможностей дает Даньке спокойная домашняя атмосфера, где ему легко быть собой. Весь день он рисует. С утра до вечера. Каждый раз – рисует все лучше и лучше,  его не нужно заставлять это делать, он сам пробует, экспериментирует. Через рисование же он научился писать. Сам. И читать. Тоже сам. И ему это интересно. Его не нужно заставлять и стимулировать.

Возможно, когда-нибудь мы куда-нибудь прикрепимся, сдадим какие-то экзамены – если он захочет. Мне это неважно. К тому же художник может зарабатывать на жизнь не меньше, чем менеджер. Если его талант никем не придушен. Может быть, когда-то он захочет пойти в школу – и я не стану препятствовать. Ни ему, ни его братьям. Но пока у нас домашнее образование.

Ольга Валяева — valyaeva.ru

Продолжение следует…

valyaeva.ru

Плюсы и минусы высшего образования

Российская система обучения, за последние десять лет  претерпела существенные изменения.  Эпоха перемен началась в 2003 году, когда было принято решение «подогнать» отечественную систему под европейские стандарты. Россия стала участницей Болонского процесса, цель которого —  формирование единой зоны европейского образования. Последствия данного решения вызывают неоднозначную реакцию, по сей день.

Тем не менее, российские ВУЗы, в соответствие с западными стандартами теперь выпускают магистров и бакалавров. Несмотря на все изменения, качество образования существенно снизилось, стоимость повысилась,  окончание ВУЗа перестало быть гарантией успешного трудоустройства, а российский диплом за границей в большинстве случаев, приходится подтверждать. Перед выпускниками все чаще встает вопрос о необходимости поступления в ВУЗ. Для ответа, на который, следует взвесить все достоинства и трудности подобного вида обучения.

Преимущества высшего образования

О важности и необходимости получения образования в ВУЗе выпускникам твердят родители и педагоги, и это не случайно. Такой диплом действительно увеличивает шансы на успешное будущее, и вот по каким причинам:

Трудоустройство. Невзирая на то, что современные работодатели зачастую реальный опыт и практические навыки ценят выше теоретических знаний, диплом все же дает конкурентное преимущество. Это отличный показатель обучаемости человека, не говоря уже о системных знаниях и широком кругозоре.  С точки зрения работодателя такой сотрудник более перспективный, а обучить его специфике работы не составит труда.

Выбор профессии. Для тех, кто принципиально не хочет провести пять-шесть лет жизни, за учебниками, осваивая теоретическую подготовку, доступ в некоторые профессиональные сферы будет попросту закрыт. В первую очередь это, конечно медицина, педагогика и юриспруденция. Не имея необходимых знаний сложно стать, например, архитектором или биофизиком, получить профессию инженера или дипломата.

Карьера. Если провести сравнительный анализ определенного количества крупных компаний, можно заметить, что руководители среднего звена, а тем более топ-менеджеры имеет одно, а чаще несколько высших образований в различных сферах. И делается это не для престижа, а для получения знаний, которые просто необходимы для грамотного руководства бизнесом в условиях жесткой конкуренции. Сотруднику, не имеющему диплома, достаточно сложно продвигаться по карьерной лестнице, так как при одинаковом уровне профессионализма, повышение будет предложено более «образованному» коллеге.

Любимое дело. Получать удовольствие от ежедневной рутины, можно только в случае большой любви к своему делу. Поиск своего направления и профессии у некоторых людей продолжается довольно долго, и высшее образование может посодействовать в этом вопросе. Имея на руках один диплом, гораздо проще и быстрее можно получить другую профессию или пройти переквалификацию.

Высшее образование. В чем минусы?

Несмотря на неоспоримую пользу, человек, решивший закончить ВУЗ, тем не менее, столкнется с определенными проблемами и трудностями. В первую очередь это, конечно, снижение доступности обучения за счет высокой стоимости. Пройти обучение за государственный счет можно только один раз, имея для поступления нужное количество баллов. В случае получения второго образования или недостаточном количестве баллов за обучение придется платить. Причем попасть на коммерческое отделение государственного ВУЗа  тоже не просто, в основе зачисления также лежит конкурс.

Стоимость образовательных услуг будет зависеть от выбранного факультета, региона и непосредственно учебного заведения, однако за последнее время суммы значительно выросли.  Студенты, родители которых, не могут полностью оплачивать обучение, зачастую вынуждены совмещать работу и учебу, что является серьезной нагрузкой.  Еще одной сложностью является длительность обучения.

За несколько лет проведенных в стенах ВУЗа формируется теоретическая база, но практические навыки и опыт также необходимы при трудоустройстве, что вынуждает студентов устраиваться на работу.  Еще одним минусом современной образовательной системы в России является ее качество. Количество частных вузов неуклонно растет, действительно высокий уровень обучения и хорошую репутацию, имеют немногие.

В результате потратив приличную сумму и время на обучение, выпускник подобного ВУЗа не получает необходимых знаний. Поэтому, при поступлении,  важно обращать внимание на государственную аккредитацию и лицензию рассматриваемого образовательного учреждения. Слишком низкая оплата предоставляемых услуг и месторасположение учебного корпуса также должны насторожить будущих студентов и их родителей.

Итоги

О плюсах и минусах получения высшего образования можно спорить бесконечно. В результате, окончательное решение каждый принимает сам, в зависимости от планов на будущее. Если есть цель сделать карьеру в российской или зарубежной крупной компании, освоить серьезную профессию или получить ученую степень, получение диплома ВУЗа будет необходимым этапом на пути к этой цели. Современные реалии, однако, таковы, что даже при наличии огромного желания не у каждого сейчас есть возможность получить данный вид образования.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Плюсы и минусы современной системы образования

Свременную систему школьного образования не ругает только ленивый. В ней есть свои плюсы и, разумеется, минусы (как и в любой другой системе). Определённо, современная система школьного образования нуждается в совершенствовании. Человек, окончивший советскую среднюю школу, имел разносторонние знания достаточно широкого спектра. Однако считалось, что советская школа выпускала грамотных людей, плохо приспособленных к реальной жизни. С тех пор в системе школьного образования многое изменилось. Считается, что нынешние школьные программы позволяют выпускникам лучше приспосабливаться к реальности. Ой, ли? Попробуем разобраться.

О минусах

К несомненным минусам современного образования можно отнести и, собственно, то, что, отойдя от советского образования, оно не слишком приблизилось к образованию, ориентированному на западную систему ценностей. Могло ли это произойти и произойдёт ли? И если произойдет, будет ли соответствовать реалиям жизни? Современную систему школьного образования определённо можно назвать переходной. Школы недостаточно финансируются, особенно школы в небольших городах, посёлках и сельские. Система школьных поборов «процветает» повсеместно. Школьные поборы напрямую с образованием не связаны, но сам факт наводит на определённые мысли. Ещё и ЕГЭ. Недовольны и учителя, и ученики. Обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием. Тесты ЕГЭ недостаточно продуманы. Формы сдачи подходят не всем детям (может, надо разработать альтернативные?). В школьном образовании возможности индивидуального подхода минимальны. В школе не слишком обращают внимания на таланты ребёнка и/или его способности и наклонности. Многие преподаватели позиционируют свой предмет как главный, что мешает ориентации ребёнка. Система оценивания весьма несовершенна. Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. Подход усреднённый, ведь надо учить всех. Учитель физически не может опросить каждого и уделить ему достаточно времени. Учащиеся перегружены занятиями, они получают много того, что им никогда не пригодится в будущем. Социальные отношения в классах несовершенны, «хорошие» ученики конфликтуют с «плохими» и наоборот.

О плюсах

Сумма школьных знаний достаточно многообразна, что даёт выпускнику относительно широкий кругозор. Ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. Отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. Таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. В процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми своего и другого пола. Выпускники кол имеют возможность продолжать образование и в будущем получить хорошую работу.

Что делать?

Некоторые особенно продвинутые родители всё чаще совсем отказываются от школьного обучения (или отказываются на определённом этапе) в пользу обучения домашнего. Мотивируется это тем, что школьная среда вредна для ребёнка, поскольку формирует патологическую личность, приучает к недостойной системе отношений, бездумному стадному поведению, учит унижать слабых, врать, хамить, опасна распространением наркотиков и возможностей беспорядочных сексуальных связей. Увы, в таких утверждениях есть немалая доля истины. Сумма и качество знаний, полученных в современной школе, многими людьми подвергаются большому сомнению. Платное обучение в ВУЗах и массовый ЕГЭ делают школьное образование не слишком нужным, по сути. Но стоит ли полностью лишать ребенка возможности обучаться в общеобразовательной школе? Несомненно, есть дети, которым больше подходят специальные школы, домашнее индивидуальное обучение и/или экстернат. Есть дети, которых бессмысленно обучать в общеобразовательной школе после определённого возраста. Такие старшеклассники прогуливают занятия или просто присутствуют на них, в лучшем случае, изображая активную мебель, в худшем – мешая учиться остальным. Тройку всё равно «нарисуют». Таких учеников, несомненно, полезнее обучать конкретным профессиям в системе профессионального среднего образования.

А скоро введут и 12-ти летнее обучение…

infourok.ru

Основные плюсы и минусы платного образования

За последние 20 лет получение знаний и диплома за деньги стало нормой нашей жизни. Конституция нашей страны гарантирует каждому гражданину получение бесплатного среднего образования. В отношении среднего специального и высшего существует некоторая особенность. Попытаться поступить на учебу за бюджетные деньги может каждый желающий, имеющий необходимые подготовку и документы, но количество бюджетных мест ограничено. Поэтому тем, кто не прошел по конкурсу, предлагается получение тех же знаний, но за определенную плату.

Где распространено платное образование

В настоящее время обучение за деньги вошло во все этапы получения образования:

  1. Среднее полное – гимназии, школы.
  2. Среднее специальное – техникумы, колледжи, училища, лицеи.
  3. Высшее – институты, университеты, академии.
  4. Курсы повышения квалификации, курсы по получению рабочей профессии, прочее.

Конечно оно доступно далеко не всем слоям населения, а лишь тем, которые имеют уровень дохода средний или выше среднего.

Плюсы и минусы платного образования в школах и гимназиях

Эти учебные заведения позволяют получить полное среднее образование. Практически в каждом более-менее крупном населенном пункте есть школы, в которых официально обучают за деньги. В чем же состоят преимущества платных школ в сравнении с бесплатными:

  • Наличие секций и кружков в самой школе. Плавание, гимнастика, танцы, каратэ — все это немногое из того, что может предложить своему ученику платное среднее учебное заведение. Безусловно, чтобы заинтересовать родителей и детей пойти учится за деньги, школы предлагают индивидуальные программы по развитию талантов и способностей у детей.
  • Более качественная материально-техническая база. Внесение платы за обучение предполагает создание максимально комфортной базы для получения знаний. Более современные компьютеры и программное обеспечение, бассейн, тренажеры, современная мебель и учебные принадлежности выгодно отличают платные школы от бесплатных.
  • Создание престижа учебного заведения. Руководство старается сформировать позитивный имидж, следит за качеством полученных знаний и прочее.
  • Забота о здоровье учащихся. В школах есть свой терапевт, стоматолог, психолог, которые следят за здоровьем детей, что особенно важно в тот момент, когда ребенок растет и развивается.
  • Качество питания. Меню формируется с учетом потребностей детей в витаминах, белках, углеводах и жирах. Поэтому на столах больше овощей и фруктов, чем в обычных школах. Детей кормят два-три раза в день.

Недостатки платных школ:

  • Как ни странно, но практика показывает, что в обычных школах уровень дисциплины среди учеников обычно выше.
  • Ученику из семьи со средним уровнем дохода будет сложно адаптироваться к коллективу, в котором учатся дети из богатых семей, из-за разницы в социальном положении.
  • Высокая стоимость обучения.
  • Уровень полученных знаний может не оправдать ожидаемых результатов и потраченных денег. Поэтому прежде чем сдавать ребенка в платную школу, лучше навести справки о ней.

Плюсы и минусы получения платного среднего специального и высшего образования

Преимущества:

  • Возможность осуществить свою мечту. Если не получилось поступить на бюджет, но эта специальность – предел всех мечтаний, то знания за деньги может быть выходом из сложившейся ситуации. В дальнейшем возможен вариант перевода на обучение за счет средств государства из-за освободившегося бюджетного места.
  • Конкурс при поступлении на платную специальность гораздо ниже, чем на бюджет. Поэтому шансы поступить возрастают.
  • Преподаватели делают поблажки «платникам». Этот факт могут подтвердить многие бывшие и настоящие студенты.
  • Деньги, уплаченные за обучение, стимулируют довести начатое до логического завершения.
  • Возможность учебы в европейских ВУЗах. Ни для кого не секрет, что получить европейское образование считается престижным, но в большинстве стран оно платное.

Недостатки:

  • Высокая стоимость. Размер оплаты зависит от престижности ВУЗа и специальности. К тому же обычно платить приходится за год обучения сразу. Это немалая сумма, которая бьет по карману.
  • Плата за обучение может повыситься. Хорошо, если в договоре прописана определенная сумма и она не будет увеличиваться до окончания учебы. Но на практике это не так. Обычно сумма возрастает с каждым годом. Студенту приходится с этим мириться, так как бросать все на полпути неразумно.
  • Деньги большие, а знания дают некачественные. Прежде чем заключать договор об оплате, соберите информацию об учебном заведении.
  • Обучение за деньги не освобождает от сдачи зачетов и экзаменов. Тот студент, который считает, что диплом у него уже в кармане, ошибается. «Платника» отчислят за несдачу сессии, как и бюджетника.
  • Финансовое положение студента может измениться за время учебы в худшую сторону. Поэтому возникнет необходимость совмещать учебу с работой. Это под силу не каждому.

Плюсы и минусы платных курсов

В чем же их преимущества?

  • Они дают знания узкого направления, которые необходимы для повышения квалификации.
  • Человек, обучающийся на курсах, имеет высокую заинтересованность в получении нужной ему информации.
  • Дают новейшие и более современные навыки.
  • Короткий срок обучения. К примеру, получить рабочую профессию на курсах можно за 2-3 месяца. В то время как в училище, чтобы получить ту же профессию, надо учиться 2-3 года.
  • Возможность получения знаний на расстоянии или через интернет.

Недостатки:

  1. Дают узкоспециализированные знания. Получить полноценное среднее специальное образование на курсах невозможно, не говоря уж о высшем.
  2. Курсы выдают документ об их окончании, который зачастую не имеет юридической силы при поступлении на работу.

Выводы

Вопрос о получении качественного образования всегда был и будет актуальным. А то каким образом оно будет получено, за деньги или бесплатно, каждый человек выбирает для себя согласно своим потребностям и возможностям.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Плюсы и минусы высшего образования. Так ли оно необходимо для успеха? | Easyfinance.ru

Для доказательства ненужности высшего образования обычно прибегают к ссылкам на авторитеты: вот посмотрите, сколько людей добились успеха не имея образования! Билл Гейтс, Пол Аллен, Стив Джобс, Стив Возняк, Генри Форд, Ричард Брэнсон… Все они либо не учились, либо бросили вузы. К сожалению, как бы ни был велик этот список, он ничего не доказывает.

Во-первых, список успешных людей с высшим образованием подлинней будет. Если мы говорим о финансах, то самые успешные инвесторы имели не просто высшее образование, а высшее финансовое: Уоррен Баффетт, Джордж Сорос, Питер Линч. В мире бизнеса тоже подобных людей немало. Google – это вообще дипломная работа Брина и Пейджа. Кто знает, бросили бы они университет, мы бы до сих пор пользовались поиском от Yahoo…

Общие зарубежные исследования дают следующие цифры: примерно 40% достигших финансового успеха не имеют высшего образования. Цифра довольно приличная, но она же означает, что 60% получили «вышку»… В России ситуация еще веселее: только 2% состоятельных людей не закончили вуз.

Но это связано с тем, что подавляющее большинство сегодняшних миллионеров и миллиардеров начинали свой путь еще в советские времена, когда образование было необходимым для продвижения по социальной лестнице… Думаю, что в будущем картина станет более похожей на общемировую.

Во-вторых, сами исследования о связи образования и достижения финансового успеха сделаны в стиле «британских ученых». Нельзя делать выводы на основе единичных примеров, да еще и самых успешных. Для выявления влияющих факторов есть определенные процедуры, которые в исследованиях финансового успеха просто игнорируются.

Известная байка, иллюстрирующая подход. Берем 200 человек с раком легких. Мы разобьем больных на две группы. Первая не будет получать лечения, вторая будет пить малиновый чай. В первой группе умерло 90%, остальные выжили. Во второй группе умерло 90%, остальные выжили. Какой вывод вы сделаете о влиянии малинового чая на лечение рака? Что НИКАКОГО влияния нет, верно?

Но консультанты действуют по-другому: они изучают выживших, и спрашивают, что те делали. Оказывается, они пили малиновый чай. Первый человек это говорит, второй, третий. Какой вывод делают авторы книг и методик? Малиновый чай работает! Ведь у них нет даже ни малейшей мысли о том, что результат может быть случаен.
Когда исследуют эффективность лекарств, то есть две группы: основная и контрольная. Основной дают лекарство, контрольной – плацебо. И смотрят, есть статистически значимое (!!!) отклонение в результатах. Только в этом случае можно говорить, что лекарство работает.

По аналогии: нужно взять две группы совершенно случайных людей, половина из которых будет с высшим образованием, а вторая – без. И сравнить их финансовые результаты. Таких исследований нет. Самое близкое, что мне удалось найти – это сравнение зарплат. У выпускников вузов начальная зарплата выше. Но этот ответ не полон. Сравниваются только начальные зарплаты, да и финансовый успех зависит не только от заработка на основной работе.

Плюсы высшего образования

— С образованием легче получить хорошую работу. Совершенно верно. При размещении вакансии отдел кадров может даже сразу отсеивать кандидатов без «вышки», если конкурс большой. А в аудиторской «большой четверке» еще и не все вузы котируются. В крупных международных компаниях есть потолок, который нельзя преодолеть без МВА. Впрочем, при длительной карьере значение образования падает, а на первый план выходят опыт и профессиональные достижения.

— Образование расширяет кругозор. Вы получаете множество знаний из разных областей и становитесь интересным собеседником. Очень спорный аргумент. По моему опыту самые интересные собеседники – это увлеченные чем-то люди, и не важно, какое образование они получали. Мне гораздо интереснее общаться с путешественником, который закончил начальную школу, чем с топ-менеджером с вышкой, чьи интересы ограничиваются карьерой и приобретениями потребительских благ.

— Образование дает специализированные знания. Верно, но с оговорками. Я бы не хотел, чтобы мне удалял аппендицит доктор, изучивший видео-курс «как стать хирургом за 21 день». Или чтобы мой дом рисовал архитектор, научившийся создавать модели в 3D-max. Но, как вы понимаете, список таких профессий очень невелик.

— Образование учит учиться. Работать с литературой, усваивать огромный объем знаний за ограниченное количество времени (за ночь перед экзаменом), вести переговоры с преподавателем, когда не знаешь предмета и т.п. Всему этому можно научиться и вне вуза.
Вуз дает полезные связи. Это да, студенческое братство создает довольно близкие отношения, которые действительно в будущем могут помочь достичь вам финансового успеха.

— Образование учит системному мышлению. Фундаментальное образование дает картину явлений в целом, позволяет увидеть взаимосвязи между различными областями. Это дает гибкость. Человек закончивший бухгалтерские курсы может стать бухгалтером, и даже неплохим. А выпускник финансового вуза может стать бухгалтером, аудитором, аналитиком, управляющим, финансовым контролером, андеррайтером…

Минусы высшего образования

— Высшее образование не учит созданию бизнеса. Совершенно верно. И такой задачи перед ним не стоит. Да, существуют «бизнес-школы», но это уже на совести их создателей. Ни один нормальный экономический и финансовый вуз не говорит о том, что учит создавать бизнес. О медицинских, технических, сельскохозяйственных вузах и говорить нечего. А финансовой свободы можно достичь и без своей фирмы.

— Высшее образование не учит инвестированию и управлению деньгами. Тоже верно. Хотя хорошее финансовое образование уж точно этому не мешает. Баффетт с Соросом тому примеры. Лично мне финансовая и математическая подготовка очень сильно помогает в понимании некоторых аспектов инвестиций и анализе финансовых инструментов.

— Стандартный набор предметов. Есть программа, ее должны изучить все студенты независимо от своих наклонностей и интересов. Верно, если вы стремитесь к красному диплому. В противном случае ничто не мешает вам нужные предметы изучать, а по «ненужным» учить необходимый минимум для сдачи экзамена и зачета.

— Оторванность от практики. Зачастую лекции читают люди, которые сами знакомы с предметом по учебникам. Что касается бизнес-специальностей и финансов, зачастую так и есть. Многое зависит от вуза.

Не секрет, что популярность юридического и экономического образования привела к тому, что такие факультеты открыли вузы, весьма далекие от экономики и юриспруденции. Неудивительно, что у них нет ни кадров, ни программ, отвечающих современным требованиям.

Уж как повезет: нам курс о гражданском праве читал действующий адвокат, о страховании рассказывал актуарий, об аудите – владелец аудиторской фирмы. Есть и обратные примеры: государственное управление, макроэкономику, теорию фирмы нам читали чистые теоретики, по сути пересказывавшие учебники.

— Огромные затраты времени. 4-5 лет каждый день по несколько часов. И не поспоришь. Это, наверное, самый главный недостаток «вышки». Время – ресурс ценный и невосполнимый. Лично я считаю, что высшее образование дается слишком рано. В 17-18 лет еще не сформирована личность, не определены жизненные интересы, и выбор образования является не осознанным, а под внешним давлением. Как шутят, для девушек вуз расшифровывается, как «выйти удачно замуж», а для молодых людей – «возможность увильнуть от забривания». После этого неудивительно, что выпускники считают «вышку» потерянным временем.

Самым оптимальным был бы вариант сделать высшее образование с цензом, как на МВА. Не принимать в вуз студентов со стажем меньше 3 лет по специальности. Обучение специальности – либо на работе, либо краткие курсы. Все равно, какой бы вуз не закончил студент, на серьезную должность его не возьмут, а выполнять обязанности низшего звена можно и без «вышки». Зато те, кто пойдет на высшее образование будут точно знать, зачем они его получают.

Так нужно ли высшее образование для успеха?

Я не устану повторять, что нужность любого действия или бездействия определяется целью.

Если вы хотите спасать жизни в операционной, создавать новые механизмы, открыть бозон Хиггса и определить состав темной материи – без высшего образования будет трудно. Вопреки распространенному заблуждению, что Эйнштейн был чуть ли не неучем, на самом деле у него – высшее образование по физике, полученное в лучшем швейцарском вузе.

Если ваша задача – заработать денег, то вопрос о высшем образовании более сложен. Оно может, как помочь, так и помешать. В вузе вас не научат продавать, управлять людьми, организовывать бизнес-системы. Но могут научить финансовому анализу, программированию, то есть конкретным специфическим знаниям. И чем точнее вы определите свой путь к успеху, тем яснее для вас будет ответ на вопрос: получать ли высшее образование.

Автор: Nick Cherry.

Более 260 000 человек уже используют EasyFinance.ru для контроля своих финансов, 55% пользователей заметно улучшают своё финансовое состояние, 25% – избавляются от долгов, 22% – достигают поставленных целей уже через год использования сервиса.

Мобильное приложение для Android

Мобильное приложение для iOS.

Общайтесь с нами в соцсетях:

Facebook

Twitter

ВКонтакте

Одноклассники

easyfinance.ru

Современное школьное образование в России: плюсы и минусы

Библиографическое описание:

Губская М. А., Веремчук А. С. Современное школьное образование в России: плюсы и минусы // Образование и воспитание. — 2018. — №2. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/88/3226/ (дата обращения: 01.07.2019).



Право на образование является неотчуждаемым конституционным правом каждого гражданина Российской Федерации. Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами. [1] И можно с уверенностью сказать, что вопросы образования затрагивают интересы всего населения страны. Качество образования влияет на перспективы благополучного развития государства, достаток и успех в личной карьере каждого человека. Это особенно значимо для современной России.

Но чем же является образование для современного человека? Образование является той ценностью, которая оказывает наибольшее влияние на развитие человека в целом; это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности. Именно образование отражает состояние общества, его динамичность. Благодаря ему страна обеспечивает себя высококвалифицированными кадрами, создает условия для экономического роста и высокой производительности труда. Как говорил Джозеф Аддисон: »Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим». [2]

В многополярном мире основными тенденциями современного образования считаются: всё больше расширяющаяся и углубляющаяся информатизация, гуманизация и гуманитаризация, многоуровневость, диверсификация (усложнение), индивидуализация, обновление и непрерывность. Современные условия, конечно же, требуют пересмотра традиционных образовательных парадигм, чтобы идти в ногу со всем цивилизационным миром. А это говорит о том, что нашей российской системе образования придется вносить изменения в структуру образования.

Проведем сравнительную характеристику классической системы образования и новой, современной неклассической системы образования.

Традиционная модель образования строится на типе — «образование — обучение», основной миссией, которой является — подготовить учащихся к социально-общественной жизни, к труду. Человек рассматривается как простая система. Образование воспринимается как трансляция культуры, главным образом господствующей в данном обществе. Основной функцией учителя — «передать» знания и опыт предшествующих поколений, то есть простое перенесение обработанного культурного материала в сознание учащихся. Методика обучения строится на повторении и запоминании чужих мыслей. Конечно, в таком типе образования ученик не будет является субъектом образовательного процесса, здесь отсутствует личность, он всего лишь объект обучения. Стиль преподавания — монологичный, авторитарный (со стороны педагога). Безусловно, здесь обучение преобладает над развитием, нет практически никакой установки на личностное самоопределение, идет формирование социально-типичного человека.

Современная неклассическая система образования подразумевает тип «образование — становление», в центре которой стоит человек, личность, его духовность, его становление и формирование. Основная миссия образования — обеспечение условий самоопределения и самореализации личности. Главная цель обучения — развить индивидуальность ученика, содействовать проявлению и развитию в ребенке не типичного, а ярко индивидуального. Человек воспринимается в этой парадигме как сложная система. Миссия учителя — не «передать» готовые знания, а научить получать знания, развить способности самостоятельно мыслить, уметь решать нестандартные задачи, знания должны служить средством мышления. Стиль преподавания — демократический, диалогические отношения между педагогом и учеником. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, созидание образа мира в самом себе, через свою активность в общественной и духовной жизни.

Основные тенденции мирового образования, конечно же, связаны с формированием информационного общества, где знание и информация занимают ключевые позиции в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Приобретение новых знаний и умений, ориентация на постоянное обновление вызывает необходимость постоянно повышать свою квалификацию, менять в течение жизни несколько раз профессию.

Как же происходит переход нового типа образовательной системы в России? Плюсы и минусы, достоинства и недостатки российской системы образования.

Переход и адаптированность к новым параметрам реальности в России проходит очень сложно и противоречиво. Одним важных факторов сложности перехода является стереотипность нашего мышления. Принцип индивидуализма и персонализма в новой системе образования для европейских стран это даже не новшество, а норма жизни, то для русского человека это духовные терзания, боль… Почему? Русское сознание — это соборное, коллективное мышление, имеющие глубокие исторические корни, человеку сложно отделить себя от целого.

Одни говорят о том, что вследствие новых изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Другие считают, что благодаря европейской стандартизации российские учащиеся получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Рассмотрим более подробно все аспекты современного российского образования. Из положительных аспектов можно выделить:

– разнообразие вариантов школьной подготовки;

– ведение новых способов контроля за оценками;

– возможность стажировки или обмена опытом за границей;

– участие школьников в международных олимпиадах, конкурсах онлайн;

– внимание к чистописанию в школах, в отличие от Запада;

– 100 балльная система оценивания делает возможным выявить лучших из лучших учащихся.

Но проведя анализ состояния современного образования, можно понять, что минусов наблюдается больше. Если говорить о высшем образовании, то они берут своё начало с 2003 года, когда Россия присоединилась к Болонскому процессу (процесс сближения систем высшего образования стран Европы), но так как мы акцентируем свое внимание на школьном образовании, то можно сказать, что проблемы начались с введения ЕГЭ в 2001 году.

Сначала — ЕГЭ был всего лишь экспериментом, но с 2009 года Единый государственный экзамен стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы.

Зачем был введен ЕГЭ? На это было несколько причин:

– разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов;

– создать равные условия при сдаче выпускных экзаменов для учеников, независимо от места их проживания;

– избежать коррупции при поступлении в вузы;

– привести к единообразию оценку знаний выпускников и тем самым сделать её более объективной;

– сравнить качество образования в разных школах и регионах.

– приблизить формы контроля знаний выпускников к системам, принятым во многих развитых европейских странах

Но хотя эксперимент и начался еще в 2001, даже к 2013 году устранить основные нарушения при проведении ЕГЭ все еще не удалось. По данным проверки, проведенной Генеральной прокуратурой, «итоги экзамена не всегда гарантируют зачисление в высшие образовательные учреждения наиболее способных и подготовленных учащихся». Главной проблемой остается то, что Единый государственный экзамен не может в полной мере и четко показать знания выпускника, применение такой процедуры позволяет оценивать только отдельные компоненты образовательного процесса [3]. ЕГЭ сводится лишь к оценке памяти учащегося по конкретному предмету, никак не способствует развитию творческого мышления, логики.

Разногласия по поводу ЕГЭ существуют и среди педагогов, родителей и учеников. Реформы, связанные с необходимостью выполнять Болонские договоренности, превращают школу в сферу услуг. Появились трудности при подаче заявок в вузы. Так как выпускник средней школы может рассылать заявки с результатами ЕГЭ в несколько учебных заведений, то в результате абитуриенты точно не знают, куда именно они в итоге поступят. А вуз, со своей стороны, не знает, сколько студентов зачислено.

При обсуждении основных преимуществ и недостатков ЕГЭ суть сводится в основном к тому, что существует необходимость отрегулировать систему ЕГЭ, чтобы объективно оценивать знания учащихся и прервать коррупцию в школе и вузе.

Как наглядный пример того, в каком состоянии находится наша система школьного образования, хотелось бы привести опрос, который устроил информационный канал Subscribe.Ru [4]:

«Большинство российских интернет-пользователей оценивает состояние системы школьного образования в России как «посредственное» (50 %), «плохое» (22 %) или «очень плохое» (11 %). Лишь 16 % дают ему положительную оценку.

Можно сказать, что негативное отношение к ЕГЭ обусловлено тем, что большинство респондентов уверены в том, что ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы по сравнению с традиционными выпускными экзаменами. Среди тех участников опроса, кто имеет детей школьного возраста, 50 % испытывают негативное и только 42 % позитивное отношение к ЕГЭ вообще или в его нынешнем виде, а 77 % при возможности выбора предпочли бы, что бы их дети/внуки сдавали обычные экзамены по старой системе и только 16 % согласились бы на ЕГЭ. Около 44 % опрошенных российских интернет-пользователей не видят никаких позитивных изменений в российском образовании с переходом на Единый государственный экзамен и лишь 17 % верят, что ЕГЭ помогает борьбе с коррупцией, 7 % — в то, что российское ЕГЭ соответствует общепринятым международным стандартам».

По данным интернет-опроса, 68 % учителей относятся к ЕГЭ отрицательно. Из 1400 опрошенных на сайте Интернет-сообщества учителей Pedsovet.su только 17 % проголосовавших уверены, что ЕГЭ — это благо для России; 14 % затруднились с ответом и 68 % высказались против.

Социологические опросы показывают, что студенты воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», «как изощренную пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку».

Но ЕГЭ — это всего лишь способ внешней оценки качества образования. Технология, не более. Учителю необходимо просто честно и качественно научить ребят своему предмету, познакомив их с форматом экзамена, а не участвовать в бесконечной гонке за максимальными баллами и не »натаскивать» на решение всевозможных тестов.

Около 51 % опрошенных считают главной задачей школьной реформы — не зацикливаться на формах проверки знаний, а повышать качество самого обучения. Преподаванию каких школьных предметов сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание в российских школах? По мнению российских интернет-пользователей в усилении нуждаются такие основные гуманитарные дисциплины, как русский язык и литература (84 %), математика (64 %), история (63 %), иностранные языки (57 %). Не меньшее значение должно придаваться повышению компьютерной грамотности, информатике (51 %), а также блоку естественно-научных дисциплин (50 %). Кроме этого, современная российская школа должна оставаться местом приобщения молодежи к основам права, законам государства (38 %), физической культуре (33 %) и воспитания трудовых навыков (31 %).

У ЕГЭ есть много возможностей для совершенствования и развития, и это необходимо продолжать делать, стремиться к более совершенному. Конечно, ЕГЭ не идеал, но это лучший из возможных вариантов в настоящее время. Ведь ЕГЭ позволяет избежать такого явления как коррупция, значительно снижает нагрузку на выпускников, так как ребята могут, сдав один раз ряд экзаменов, пробовать поступать в несколько университетов сразу и им не надо больше участвовать в экзаменах в каждом вузе отдельно.

Сегодня основным методом образования является его постоянное обновление. Инновация становятся главным принципом развития в этой сфере. Это ведет к постоянной смене установок, различных экспериментов, новых образовательных технологий. Но, главное — происходит отказ от традиций, от проверенных методик, дающих фундаментальные знания для учащихся.

Одним из главных аспектов стратегии новых реформ является — свобода плюрализма в образовании. Это проявляется в постоянном обновлении учебников, пособий, программ. Проходя конкурсную основу, новый учебник вытесняет лучший, но старый. Игнорируется мнения специалистов. Необходимо сказать, что нынешняя ситуация в российском образовании характеризуется отсутствием стандартов в процессе обучения, в учебниках и методических пособиях и во многом другом, несогласованностью задач на различных этапах обучения.

Как уже было оговорено ранее, одной из проблем является несовершенная система оценивания, которая не дает четкую объективную основу для оценки результативности.

Другой проблемой является процветание и развитие коррупции во многих образовательных учреждениях, а также снижение социального статуса учителей и преподавателей (это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий).

На наш взгляд для решения данных проблем, необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изменить методы обучения;
  2. Устранить перегруженность учебных планов;
  3. Ввести единую систему учебников и стандартизировать процесс обучения;
  4. Усилить гуманистическую направленность учебных дисциплин;
  5. Обеспечить достойную заработную плату для учителей, воспитателей;

Истинное образование определяется главной задачей — формированием духовно-нравственной личности, воспринявшей фундаментальные знания, и возросшей в русле национальной культуры и её плодотворных традиций. В условиях глобализации важно оставаться человеком, умеющим правильно выстраивать собственное бытие, нравственно распоряжаться научными знаниями, быть гуманным, справедливым, способствовать благу и развитию людей. [5]. Гуманизация образования формирует в личности общечеловеческие ценности, нравственность, социальные ориентации, осознание личностного достоинства, ответственность за свои поступки. Особенно это важно в школьные и студенческие годы, когда личность еще активно формируется. Важность данного направления гуманизма для обучения и воспитания молодежи неоспорима.

Для выпускника современной школы требуется уже не просто сумма готовых знаний и умений, а способность к их получению, необходимо развивать свою самостоятельность, активность. Важную роль в воспитании образованной личности играет педагог, который должен в школе создать все условия для развития таких способностей, он должен быть организатором учебного процесса и социально-творческой деятельности школьников. Педагог как профессионал должен иметь дополнительно психологическое образование, так как он имеет дело с человеком развивающимся, находящимся на стадии формировании своего сознания. Педагог должен исходить из знания психологи развития личности ребенка, знать основные подходы к пониманию характера, развития личности в определенные периоды жизни. Не менее важно, педагог должен делать акцент на развитие нравственных норм отношений — развивать и укреплять такие качества как — духовность, ответственность, толерантность, честность, как служение своему народу, чувство долга перед ним, неприятие насилия, способность к критическому мышлению. [5]

Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим устойчивого развития. Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии потенциала страны. Для этого следует достичь гармонии во всех сферах человеческой деятельности. Несомненные достижения в области модернизации образования не отменяют серьезных и пока не нашедших решения проблем. Коренная перестройка системы образования отличается сложностью, болезненностью, глубокими противоречиями. Наше стремление активно использовать европейский опыт приводит к забыванию, попиранию национальных традиций. Необходимо помнить, что механическое перенесение заимствованных моделей приводит к негативным последствиям. Необходимо привлекать к разработке путей модернизации научные институты и вернуться к общественному обсуждению процессов реформирования. Также нужно признать, что постоянное выдвижение новых задач, не согласующихся между собой и с другими задачами, нарушение последовательности в государственной образовательной политике наносит большой вред стабильности в образовании, не позволяет глубоко осмыслять и анализировать достижения и недостатки реформ

Современное российское образование имеет множество недоработок. Но стоит учитывать, что современное образование находится на пути постоянного совершенствования и развития, и в скором времени многие из проблем найдут оптимальное решение.

Литература:

1. Статья 43 Конституции РФ // constrf.ru. URL: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-43-krf.

2. Джозеф Аддисон, из The Guardian (1713), No. 111.

3. Когда и зачем ввели ЕГЭ // repetitor-live.com. URL: http://repetitor-live.com/kogda-i-zachem-vveli-ege/.

4. ЕГЭ-гэ-гэ-й, славяне! // Subscribe.Ru. URL: https://subscribe.ru/digest/children/school/n923033.html.

5. Веремчук А. С. Проблема формирования интеллигентности в высшей школе // Научная мысль Кавказа № 4 2016. С. 55–60

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, ЕГЭ, образование, знание, российская система образования, школьное образование, современное образование, российское образование, Единый государственный экзамен, школа.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *