Причины функциональной дислалии – Функциональная дислалия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Содержание

Функциональная дислалия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Функциональная дислалия – дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены) неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального характера направлена на формирование артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого окружения.

Общие сведения

Как отдельная речевая патология, функциональное косноязычие впервые было выделено профессором-фониатром М. Симаном в 1955 году. В логопедии функциональные расстройства звукопроизношения противопоставлены механической дислалии, вызванной органическими нарушениями строения периферических органов речи, и дизартрии, связанной с нарушениями их иннервации. При функциональной форме дислалии анатомические дефекты и иннервационная недостаточность отсутствуют, неточность произношения фонем связана с незавершенным созреванием центрального речевого аппарата либо с пробелами воспитания. Своевременно нескорректированные дефекты артикуляции и фонематического слуха в последующем служат базой для формирования нарушений письма и чтения.

Функциональная дислалия

Причины функциональной дислалии

У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена, физический слух сохранен. Выявляемые произносительные дефекты обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре головного мозга. Функциональная дислалия может быть вызвана как биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:

  • Биологические предпосылки. Включают задержку психоречевого развития, соматическую ослабленность ребенка вследствие частых инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов, расстройств питания (дистрофий). Нарушение общего физического развития предопределяет нейродинамический дефицит, который выражается в ослаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения неточны, речевые кинестезии нечеткие, фонематический слух недоразвит.
  • Социальные предпосылки. К ним относятся случаи неправильного воспитания речи детей: подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных черт). На становлении детской речи отрицательно сказывается нахождение в двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения, нормативные для одного языка, могут переноситься в другой, где не являются нормой. Наконец, причиной дислалии может выступать позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на дефектное произношение и не участвуют в развитии речи ребенка.

Патогенез

Механизм возникновения функциональной дислалии связан с несбалансированностью и слабостью динамики нервных процессов в головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем без патологии, но равновесие возбуждения и торможения в них нарушено, раскоординировано. Характер ведущего дефекта определяется локализацией нарушений корковой нейродинамики. Если данное явление затрагивает центр моторной реализации речи (зону Брока), возникает преимущественно моторная недостаточность: первично страдает воспроизведение фонем, вторично – речевой слух. При локализации нейродинамических нарушений в сенсорной речевой зоне (центре Вернике) первичным дефектом являются недостатки звуковосприятия и звукоразличения; на этом фоне в экспрессивной речи возникают смешения и замены фонем.

Классификация

На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности, выделяют три формы функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. Данная классификация рассматривает психофизиологические механизмы речи, которые нарушены у ребенка и требуют логопедической коррекции в первую очередь:

  • Моторная дислалия. Обусловлена недостаточной готовностью органов артикуляции выполнять сложные речедвигательные акты: удерживать язык и губы в нужной позиции, переключаться с одной артикулемы на другую. В результате моторной неловкости и недифференцированности движений органов речи вместо правильного звукопроизношения закрепляется дефектное.
  • Сенсорная дислалия. Вызвана недоразвитием речевого слуха, ведущим к затруднению узнавания и различения оппозиционных звуков. При данной форме косноязычия не сформирована фонематическая система языка.
  • Сенсомоторная (смешанная) дислалия. Моторные и сенсорные акты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому в основе дефектного произношения могут лежать сочетанные нарушения. Так, при сенсорной недостаточности страдает формирование звуковых кинестезий, а неточность произношения, в свою очередь, отрицательно сказывается на выработке слуховых дифференцировок.

Кроме характера функциональных сдвигов в центральном звене речеобразования, при классификации учитывают ведущий дефект – фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием дислалия делится на несколько видов:

  • Акустико-фонематическая. В ее основе – неумение ребенка различать на слух акустически близкие фонемы. Дефекты звукопроизношения представлены либо отсутствием звуков, либо их смешением или заменами. Все звуки произносятся нормативно, не искажаются.
  • Артикуляторно-фонематическая. Нормативная артикуляционная база не сформирована, поэтому вместо правильных ребенок использует артикуляторно более простые или близкие звуки. На основе схожести фонем по месту или способу образования возникают их замены либо смешения.
  • Артикуляторно-фонетическая. Нарушения затрагивают фонетический уровень речи при полной сохранности фонематических процессов. Проявляется звуковыми искажениями – использованием в речи неправильных вариантов того или иного звука. Полное отсутствие звука встречается редко.

Симптомы функциональной дислалии

Различные формы косноязычия имеют общие проявления, вместе с тем, каждая из них характеризуется своим особым набором признаков. Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии. Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.

При акустико-фонематическом варианте звуки опознаются неверно, что сопровождается неправильным восприятием слова (вместо «бочка» – «почка», вместо «гора» – «кора»). Ребенок смешивает и заменяет фонемы, сходные по акустическим признакам (звонкие и глухие, твердые и мягкие, соноры (р-л), шипящие и свистящие). Редко наблюдается полное отсутствие той или иной фонемы по причине того, что ребенок не выделяет ее на слух ни в речи окружающих, ни в своей речи.

Артикуляторно-фонематическая форма дислалии может протекать двояко. В первом случае из-за несформированности артикуляторных укладов ребенок использует звуки, более простые по артикуляции. При другом варианте, несмотря на усвоение всех артикуляторных позиций, ребенок путает положение языка и губ, произнося слова то правильно, то неверно. Замены и смешения касаются звуков, близких по способу или месту образования: шипящих и свистящих (крыша» - «крыса»), смычно-взрывных передне- и заднеязычных («Толя» - «Коля»), твердых и мягких пар звуков («мал» - «мял»), соноров («рука» - «лука»), аффрикат («цапля» - «чапля»).

Произносительные дефекты при артикуляторно-фонетической форме представлены различными видами ротацизма, сигматизма, ламбдацизма, неточностью произношения небных звуков (каппацизмом, гаммацизмом, хитизмом, йотацизмом). Неправильный вариант звука (аллофон) близок по звучанию к нормированному, поэтому без труда распознается окружающими (например, картавое «р»). Искаженная артикуляция прочно закрепляется в фонетической памяти ребенка и самостоятельно не исчезает, однако никак не влияет на письмо.

Осложнения

Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной функции: сверстники с трудом понимают речь ребенка-дислалика, высмеивают и передразнивают его. Это может самым негативным образом отразиться на психическом здоровье, став причиной замкнутости, невротических расстройств, девиантного поведения у детей. Функциональная дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляторно-фонематическая формы, вызывает затруднения звукового анализа и синтеза, что в школьные годы проявляется ошибками на письме (дисграфией) и при чтении (дислексией). Ребенок допускает ошибки как при письме под диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения. Следствием этого служит неуспеваемость по гуманитарным предметам, что еще больше усугубляет социальную отверженность и уход в себя.

Диагностика

Определение формы дислалии (механической, функциональной) и вида последней проводится в рамках консультации логопеда. Полученные в ходе логопедической диагностики данные имеют ключевое значение для планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. Во время диагностики используется материал и задания, соответствующие возрасту обследуемого.

  • Сбор анамнеза. Осуществляется в ходе беседы со взрослыми - родителями или другими представителями ребенка. Основные интересующие вопросы касаются течения антенатального периода, доречевого и речевого развития ребенка, перенесенных в раннем детстве заболеваний, наличия в семье дефектов произношения и двуязычия. Логопед может попросить предоставить заключения невролога, отоларинголога, педиатра о состоянии здоровья ребенка.
  • Оценка речевой моторики. Для обследования артикуляторного праксиса ребенка просят выполнить ряд специальных упражнений: открыть и закрыть рот, вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке губы, высунуть широкий и узкий язык и др. При этом оценивается объем, точность, активность, темп выполнения движений, мышечный тонус.
  • Обследование звукопроизношения. Ребенку предлагают назвать изображенные на картинках предметы. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы предъявляемый звук находится в различных позициях: в начале, середине и на конце слов. При этом выявляется характер дефектного звукопроизношения: замена, пропуск, смешение, искажение звуков.
  • Проверка фонематического слуха. На данном этапе особое внимание уделяется проверке дифференциации фонем, сходных по звучанию или артикуляции. Ребенка просят повторять за логопедом слоги (са-ша, да-та), предъявляют картинки с изображением предметов, обозначаемых словами с оппозиционными согласными.

Практическую сложность может представлять дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии – при последней также имеет место нечеткость и смазанность артикуляции, однако также будет отмечаться паретичность или дистония мышц, нарушения речевого дыхания и просодики. Внутри функционального косноязычия наибольшую трудность представляет разграничение артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии.

Коррекция функциональной дислалии

При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии главным вектором будет являться развитие фонематики, при артикуляторно-фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляторно-фонематической – обоих процессов в равной степени:

  • Развитие артикуляционного праксиса. Достигается путем тренировки мышц, участвующих в произношении «трудных звуков», и уточнения артикуляционных поз. С этой целью рекомендуется к выполнению специальный комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на выработку направленной воздушной струи, логопедический массаж. Только после этого переходят к звукопостановке, закреплению и дифференциации вызванных звуков.
  • Развитие фонематических процессов. Ведется параллельно с работой над артикуляцией. Включает формирование слухового внимания, памяти, различения фонем. Ребенку объясняют отличия в артикуляционном укладе и характеристиках смешиваемых фонем. Используются игры на звукоподражание, узнавание неречевых звуков, упражнения на звуковой анализ и синтез.

Кроме тренировки навыков во время логопедических занятий, необходима их многократная отработка в группе детского сада и дома (повторение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение домашних заданий в рабочей тетради, заучивание чистоговорок и стихов). Только после закрепления сформированных речевых умений в ситуациях свободного общения логопедическая работа может считаться законченной.

Прогноз и профилактика

Несмотря на возможные трудности, функциональная дислалия поддается полной и стойкой коррекции. Сроки преодоления речевого дефекта индивидуально вариабельны, во многом зависят от количества нарушенных звуков, регулярности посещения занятий, заинтересованности ребенка и родителей в преодолении косноязычия. Нужно стремиться, чтобы все фонематические и произносительные дефекты были устранены в дошкольном периоде. В случае более позднего обращения, необязательного отношения к занятиям недочеты звуковосприятия и звукопроизношения могут приобрести стойкий характер и отразиться на письменной речи. Профилактика предусматривает охрану здоровья ребенка, начиная с его внутриутробного развития, внимание родителей к развитию детской речи (поощрение речевой активности, разучивание потешек и стихов, развитие ручной моторики), окружение ребенка правильными образцами для речеподражания.

www.krasotaimedicina.ru

Все о функциональной дислалии и ее лечении

Функциональная дислалия встречается в работе логопедов с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста чаще, чем любое другое нарушение. С виду безобидное неправильное произношение определенных звуков, свойственное чуть ли не каждому ребенку до 5 лет, может привести к серьезным проблемам, в том числе при поступлении в школу. Дислалия на прямую влияет на обучение письму, чтению, а значит затрудняет усвоение и других предметов. Но решить проблему можно, своевременно обратившись за помощью.

Основные отличия функциональной дислалии

Функциональная и органическая дислалия отличаются друг от друга принципиально. В их основе лежат разные причины, период проявления проблемы, да и методы устранения недостатка разные. В некоторых случаях сравнивать болезнь приходится с другим логопедическим нарушением – легкой степенью дизартрии. Их симптомы с обширным проявлением дислалии действительно схожи, но работа над исправлением строится принципиально другим способом. Задача специалиста: поставить точный диагноз, определить направления коррекционной работы и назначить лечение. Отличительные особенности приведены ниже в таблице.

Отличительные особенности Функциональная дислалия Органическая дислалия Стертая дизартрия
Основа проблемы Задержка в созревании речевого аппарата. Нарушения строения речевого аппарата. Нарушения иннервации речевого аппарата из-за неврологических проблем.
Причины
  • Общая задержка психоречевого развития.
  • Соматическая ослабленность организма из-за частых болезней.
  • Неправильное речевое воспитание.
  • Двуязычная или многоязычная окружающая среда.
  • Педагогическая запущенность.
  • Аномалии зубов (слишком маленькие, редкие и так далее).
  • Неправильное строение неба.
  • Толстые губы.
  • Короткая уздечка языка.
  • Нестандартный размер языка.
  • Проблемы в развитии в гестационном периоде.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Патологические роды.
  • Повреждения ЦНС в младенчестве.
  • Тяжелые инфекционные заболевания в первый год жизни.
Как проявляется Искажение или замена согласных. В основном при произношении страдают звонкие/глухие согласные, твердые/мягкие, шипящие, сонорные звуки. Искажение, замена и отсутствие согласных, для которых требуется межзубное произношение. Фонетические дефекты шипящих и сонорных: отсутствие или замена, озвончение/оглушение, смягчение и так далее.
Методы работы над нарушением
  • Тренировка мышц речевого аппарата.
  • Уточнение артикуляционных поз.
  • Логопедический массаж.
  • Постановка звуков.
  • Развитие слухового внимания.
  • Стоматологическое лечение.
  • Физиотерапия.
  • Медицинский массаж.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Логопедический массаж.
  • Механическая звукопостановка.
  • Неврологическое лечение.
  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
  • Логопедический массаж.
  • Звукопостановка.

Важно! Дислалия функциональная и механическая определяются логопедом, но при подозрении дизартрии назначается полноценное психолого-медико-педагогическое обследование.

Ключевые причины возникновения функциональной дислалии

Функциональная дислалия у детей может проявиться по множеству причин, но в их основе всегда лежат социальные или биологические факторы. Наиболее часто встречающимися в первой группе считаются:

  1. Лепетное общение с ребенком («сюсюкание») или неправильное произношение родителем одного или нескольких звуков («картавость»). Особенно тщательно за своей речью должен следить взрослый, проводящий с малышом наибольшее количество времени.
  2. Говорение дома на двух разных языках (или более). При этом он заимствует правила произношения одного диалекта и переносит их на другой, совершая ошибки.
  3. Узкое социальное окружение. Особенно сильное влияние эта причина оказывает, начиная с 3-х летнего возраста.
  4. Педагогическая запущенность, свойственная неблагополучным семьям, в которых на произношение малыша родитель не обращает внимания, редко читает книги, не занимается общим интеллектуальным развитием.

Что касается биологических факторов, оказывающих прямое влияние на формирование артикуляционной базы звуков при функциональной дислалии, то к ним можно отнести: небольшую задержку в психическом развитии, частые болезни в младенчестве и дошкольном возрасте, расстройства питания. Первая группа факторов становится причиной постановки диагноза гораздо чаще, чем вторая, но изучить анамнез логопеду все равно необходимо.

Важно! У ребенка с функциональной дислалией всегда есть отклонения в работе головного мозга, но они связаны с небольшой задержкой в развитии отдельных его участков, а не неврологическими болезнями.

Виды функциональной дислалии

Существует две основные классификации функциональной дислалии. Одна из них основана на речеслуховой и речедвигательной недостаточности, то есть ребенок плохо различает фонем или неправильно двигает языком при произношении звуков. Вторая – делит нарушение с учетом ведущего дефекта.

Виды дислалии, основанные на слуховой и двигательной недостаточности требуют логопедической работы в первую очередь.

К ним относятся:

  1. Моторная функциональная дислалия – обусловлена плохой подготовкой органов артикуляции. Малыш оказывается неспособен держать язык, губы в правильной позе и быстро переключаться с одной на другую. В результате происходит искажение фонемов, которое очень быстро закрепляется.
  2. Сенсорная функциональная дислалия – обусловлена плохим развитием речевого слуха. Ребенок не может узнать схожие звуки из-за чего страдает вся фонематическая система.
  3. Сенсомоторная – объединяет в себе признаки обоих видов.

К функциональной дислалии относятся также виды, основанные на ведущем дефекте. В зависимости от того, фонетические или фонематические нарушения свойственны, болезнь делят на следующие виды:

Виды Что в основе Как проявляется
Акустико-фонематическая Ребенок не различает близкие по произношению звуки. Некоторые фонемы искажаются, заменяются или полностью отсутствуют в речи.
Артикулярно-фонематическая Артикуляционная база не развита, в арсенале присутствуют только простые позы. Из-за использования только простых поз, возникновение звука происходит с ошибкой или он заменяется на схожий, более легкий.
Артикулярно-фонетическая Артикуляторные позы сформированы неправильно. Фонем искажается до схожего, но неправильного или заменяется новым, несуществующим в привычной для людей речи.

Чаще всего встречается функциональная полиморфная дислалия. Это значит, что одновременно присутствуют нарушения в произношении фонемов, находящихся в разных фонетических группах. Например, ребенок может не произносить или делать это с ошибкой в отношении звуков С (свистящий), Р (сонорный), К (заднеязычный), Ш (шипящий).

Лечение и коррекция функциональной дислалии

Поскольку часто механизмы функциональной дислалии берут свое начало одновременно от социальных (педагогических) и биологических причин, для коррекции логопед использует одновременно несколько методов. Для начала необходимо оказать помощь в расширении артикуляционной базы. Освоить сложные позы помогают гимнастика, массаж, проводимые перед началом каждого занятия.

Затем начинается работа по правильной постановке звуков, улучшению слухового внимания и памяти, дифференциации. В этом процессе хорошо себя зарекомендовали игр на звукоподражание, аналитические упражнения. Далее проходит процесс автоматизации новых фонемов. Ребенка учат строить длинные фразы, пересказывать рассказы, запоминать стихи.

Важно! Индивидуальной работы с логопедом для устранения функциональной дислалии недостаточно. Результат должен закрепляться в детском саду и дома.

Профилактика функциональной дислалии

Характеристика функциональной дислалии, ее причин и видов доказывает, что практически с самого рождения можно проводить профилактическую работу, чтобы избежать развития нарушения. Для этого необходимо бережно относиться к здоровью ребенка, укреплять его иммунитет. Во время болезни все силы малыша направлены на борьбу с ней, а значит развитие речевой, интеллектуальной и других сфер приостанавливается.

Важно обеспечивать правильное питание, не только в соотношении белков, жиров, углеводом и витаминов, но и по форме. С появления первых зубов необходимо предлагать малышу твердые кусочки пищи, чтобы мышцы речевого аппарата становились более подвижными и послушными.

Что касается речевого взаимодействия со взрослым, им рекомендуется с самого рождения малыша следить за правильностью произношения звуков в своей речи, много разговаривать, читать, обращать внимание на произношение ребенка. При необходимости, следует обратиться к логопеду за консультацией. Даже если по вашему мнению малышу не требуется дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии, специалист может научить как правильно взаимодействовать с малышом, чтобы ускорить процесс развития речи.

Видео

113

onlymama.ru

Функциональная дислалия (определение, причины, проявления).

Поделись с друзьями

Функциональная дислалия. История изучения, причины, виды, симптоматика

Функциональная дислалия - (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.При функциональной дислалии, в отличие от механической, не наблюдается заметных отклонений от нормы в строении артикуляторного аппарата. В ее основе чаще всего лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. Такие нарушения могут быть вызваны общей физической ослабленностью детей и другими причинами. По мере роста и развития ребенка эти небольшие отклонения нередко выравниваются, однако уже сформировавшееся неправильное звукопроизношение так и остается. Как уже говорилось, внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.Моторная функциональная дислалия связана с функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора. Это обусловливает некоторую неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка, что в свою очередь приводит к неточности артикулирования звуков и приблизительности их звучания. Это чисто фонетический дефект, поскольку полных замен одного звука речи другим здесь обычно не наблюдается.Сенсорную функциональную дислалию вызывают функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически близких звуков (звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и свистящих и др.). В этих условиях ребенок «соглашается» на полную замену одного звука речи другим и говорит, например, «сапка» вместо «шапка» или «лыбак» вместо «рыбак». Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер (ребенок не различает двух разных фонем), в дальнейшем обычно сопровождается и однотипными буквенными заменами на письме, характерными для одного из видов дисграфии.При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной, то есть сенсомоторной, дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуляторно или акустически близкими.

Все сказанное о функциональной дислалии не исключает, однако, и случаев чистого подражания, когда дефекты в произношении звуков у ребенка с совершенно нормальным речевым аппаратом бывают обусловлены только неблагоприятным социальным окружением.Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней никогда не страдает произношение гласных звуков.

Причины возникновения функциональной дислалии: 1. Неправильное воспитание речи ребёнка в семье "сюсюкают" с малышом. 2. Возникнуть по подражанию. 3. Двуязычие в семье. 4. Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ошибок;5. Дефекты звукопроизношения могут вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдается затруднение в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих;6Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. (она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому).

6.Вызвана снижением слуха (наблюдаются затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных).

7. Недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в половине случаев отмечается нарушение звукопроизношения.

students-library.com

Причины функциональной и механической дислалии

Дислалия – одно из самых распространенных логопедических нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста. Этим термином принято обозначать сразу несколько вариантов отклонений от нормы и в их основе лежат самые разные причины, часто не зависящие от самого ребенка и воспитывающих его взрослых. Но для исправления ситуации категорически важно определять основные причины дислалии у детей и выстраивать работу с упором на их устранение.

Основные причины возникновения дислалии

Хотя причины нарушений при дислалии могут быть вызваны несколькими группами факторов, наиболее часто в логопедической практике встречаются лишь несколько из них. Среди самых распространенных источников проблемы можно выделить:

  1. Неблагоприятное речевое окружение;
  2. Неправильное анатомическое строение речевого аппарата;
  3. Недоразвитие фонематического слуха;
  4. Плохая артикуляционная база.

Чтобы определить, с какой именно причиной связаны проблемы с развитием речи, логопеду необходимо не просто провести первичный осмотр ребенка, но и собрать медицинский анамнез, сведения о семье, по возможности, провести консультацию и с родителями. Именно их произношение временами становится первоисточником проблем. Если в основе лежит плохая артикуляционная база или нарушение фонематического слуха, логопед устраняет дефект не раньше 5-ти летнего возраста. Если же причиной плохой речи становятся воспитание и окружение, проводить работу можно раньше.

Важно! Коррекционная работа назначается только после выявления конкретных причин болезни.

Существуют и другие источники дислалии, привязанные к конкретному виду нарушений. Некоторые из них требуют только логопедической работы, другие – привлечения стоматолога, невролога, дефектолога.

Классификация причин дислалии

Все виды первоисточников речевых нарушений, способствующих постановке диагноза дислалия, можно классифицировать по природе их происхождения. Чаще всего выделяют 3 группы: социально-психологические, органические и биологические причины. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Вид Причины
Социально-психологические причины возникновения дислалии
  • Педагогическая запущенность ребенка
  • Неправильное речевое воспитание (например, «сюсюкание» со стороны взрослых или наличие у них собственных дефектов речи)
  • Билингвическая или полилингвическая обстановка в семье
  • Запоздавшее развитие
  • Ограниченное социальное окружение
Биологические причины возникновения дислалии
  • Общая физическая слабость
  • Частые болезни в период становления речи
  • Общее снижение слуха
  • Мозговая дисфункция
Органические причины
  • Короткая уздечка языка
  • Маленький или большой язык
  • Малоподвижные объемные губы
  • Нарушенный прикус зубов
  • Нестандартный размер зубов
  • Неправильное строение неба

Важно! В основе дислалии одновременно могут быть причины из разных групп.

Причины разных форм дислалии

Речевые нарушения по типу дислалии делят на 2 группы:

  • функциональная
  • механическая.

В основе каждой из них лежат свои причины.

Причины возникновения функциональной дислалии

Именно такой вид нарушений встречается чаще всего и требует в основном только логопедической помощи. Первоисточником здесь могут быть биологические и социально-психологические факторы в разных сочетаниях. Чаще всего в коррекции нуждаются дети, у которых выявляют:

  1. Ошибки в речевом воспитании. Здесь могут быть как уже указанное ранее «сюсюкание» и другое подражание детскому лепету, так и слишком быстрая речь взрослых, когда ребенок не успевает услышать все тонкости, а значит не может и воспроизвести их. Если один из родителей сам не умеет выговаривать некоторые звуки, то и ребенок практически всегда перенимает такую модель говорения.
  2. Билингвистическое или полилингвистическое воспитание. Модная в последние годы модель обучения детей с рождения нескольким языкам одновременно. Практически всегда при этом происходит заимствование особенностей произношения у одного языка и перенос его в другой. В более редких случаях ребенок и вовсе предпочитает отказаться от говорения на любом из языков и замолкает.
  3. Снижение слуха или неразвитость слухового восприятия. Ребенок просто не различает некоторые звуки и употребляет их с ошибками. Путаница свойственна для шипящих, а также парных глухих-звонких.
  4. Педагогическая запущенность характерна для неблагополучных семей или детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Сюда же можно отнести ограниченное социальное окружение. Общаясь только с мамой, ребенку трудно научиться различать особенности речи других людей.

Причины функциональной дислалии почти всегда устраняемы, а нарушение хорошо поддается логопедической коррекции. Существенных результатов можно добиться всего за год работы со специалистом. Что не относится к причинам функциональной дислалии, так это любые дефекты речевого аппарата. Они свойственны для другого типа нарушений и требуют более сложной работы.

Причины возникновения механической дислалии

В основе такой проблемы всегда лежат органические нарушения речевого аппарата. Сюда относят как изменения в костном строении, так и мышечные дефекты. Чаще всего произношение звуков затруднено из-за:

  1. Укороченной уздечки языка. В большинстве случае этот дефект обнаруживается еще в младенческом возрасте, поскольку мешает малышу нормально сосать молоко. В этом случае он быстро устраняется. Если речь идет о дошкольном возрасте, проблем с восстановлением нормальных функций речевого аппарата становится больше.
  2. Маленький или большой язык затрудняет артикуляцию в целом. В первом случае язык не достает до нужных точек для воспроизведения звуков, во втором – он слишком неповоротлив, что мешает подвижности.
  3. Нарушения прикуса и нестандартный размер зубов способствуют неправильному положению языка во рту. Чаще всего звукопроизношение затрудняется для шипящих согласных, но страдают и другие звуки. Решить проблемы без помощи стоматолога получается редко, поэтому требуется дополнительная консультация.

Причины механической дислалии трудно устраняются, а сама дислалия поддается коррекции только совместной работой логопеда и других специалистов (дефектолога, стоматолога). Как минимум назначается специальный массаж, хотя часто ребенку проводят определенные стоматологические процедуры.

Причины дислалии в детском и взрослом возрасте

Функциональные и механические или органические причины дислалии большей частью мешают детям дошкольного возраста. До 5 лет некоторым малышам даже не назначают логопедическую коррекцию, поскольку первоисточники оказывают незначительное воздействие или могут быть устранены без посторонней помощи. Если речь идет о педагогической запущенности или социальном окружении, ребенку помогает поступление в детский сад. Если проблемы кроются в органических нарушениях, речевой аппарат изменяется по мере роста ребенка. Тем не менее, наблюдать за дошкольником следует постоянно, чтобы перед подготовкой к школе устранить оставшиеся дефекты.

Важно! Некоторые причины дислалии, такие как педагогическая запущенность, не требуют сиюминутной коррекции, а подлежат наблюдению, таким образом, оказавшись в новой образовательной среде, у ребенка сами-собой исправляются ошибки в произношении.

Что касается взрослых, то причины развития дислалии у них обычно механические. Изменения могут быть связаны с возрастом (например, потеря зубов у стариков) или перенесенными травмами. Исправляются они полным устранением проблем или частичной их сглаженностью. Так, установки вместо коренных зубов съемных протезов может быть недостаточно, поскольку за длительный период их отсутствия наступает мышечная иннервация и другие нарушения. В таком случае может быть назначена логопедическая помощь, схожая с детской.

Дислалия настолько широко распространена в современном мире, что на ее причины родители часто не обращают внимания. Но при этом многие из них можно устранить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов или запрашивая ее в виде консультации для себя, чтобы развить некоторые педагогические навыки. Логопедические стандарты имеют гибкие рамки, подстраиваются под индивидуальность ребенка. Поэтому иногда лучше дать малышу больше времени для самостоятельного усвоения навыков говорения.

Видео

111

onlymama.ru

14. Дислалия. Понятие о причинах возникновения.

д. - нарушение звукопроизношения при норм. слухе и сохранной иннервации реч. аппарата.

проявл. в дефектах воспроизведения звуков речи:искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков др., смешении звуков и - реже- их пропусках.

выд. две осн. формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих звукопроизношения: функц. и мех.(орган.)

в тех случаях когда не наблюд. орган. нар. говорят о функциональной д. при отклонениях в строении периф.реч.аппарата (зубов,челюстей,языка,неба) говорят о механической д.

15. Механическая дислалия и ее причины.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при норм.слухе и сохранной иннервации артикул.аппарата.

Мех.или орган.д. - неправильное звукопроизношение,обусловленное орган.дефектами периферического артикул.аппарата. Возникает в любом возрасте вследствие ранения или травмы.

1.укороченная подъязычная связка (признак - невозможность поднятия языка, раздвоенный кончик языка). Звуки р, ш, ж.

2.неправильное строение челюсти (аномалия прикуса) - прогнатия,верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате чего передние зубы не смыкаются с нижними.

3.прогения - дефектное строение челюсти,при кот.нижняя челюсть сильно выдается вперед.

4.открытый прикус - верхняя и нижняя челюсть при смыкании образует промежуток. Открытый боковой (двусторонний,односторонний),открытый передний.

5.неправильное строение зубов. Зубы слишком мелкие и частые,либо большие и редкие, отсутствие зубов, зуб на зуб.

6.дефекты строения неба. Небо очень высокое ("готическое"), уплощенное небо, низкое.

7.аномалия строения губ - толстые (мясистые), узкие тонкие.

8.аномалии в строении языка. При большом языке - макроглоссия, маленький - микроглоссия. Все эти причины могут нарушать звукопроизношение.

16. Функциональная дислалия и ее причины.

Функциональная дислалия.

- дефектное воспроизведение фонем родного языка при отсутствии органических нарушений строений артикуляционного аппарата.

Возникает в детс.возрасте в процессе усвоения родного языка.

Причины:

социальные, биологические (соматическая ослабленность), недостаточная несформированность фонематического слуха, недостаточная подвижность органов артикуляции.

При незначительном снижении органов слуха, при интеллектуальной недочстаточности.

При функциональной дислалиинет органических нарушений цнс.

Нарушение звукопроизношения квалифицируется как фонологические (фонематические), обусловленные недостаточной несформированностью фонематического восприятия. К ним относятся замена и смешения звуков.

...и как фонематические - искажение звуков. причина - нарушена произносительная сторона речи.

Б.М.Гриншпун выделил 3 формы фукциональной дислалии:

1. аккустико-фонематическая (недостаточнная несформированность фонематического слуха. Ребенок неправильно различает на слух фонемы родного языка и неправильно их произносит. Напр.: "Словл на "ф"? - "фапоги")

2. артикуляторно-фонематическая:

- артикуляционная база ещё несформирована, звук заменяется на более простой (рыба - лыба)

- при отборе фонемы принимается неправильное решение (бывают замены и смешивания звуков)

3. артикуляторно-фонетическая (фонемы реализуются в непривычных формах. Напр.: "р" горловое (искажение))

По количеству нарушеннных звуков дислалия быв.: простая (до 4 зв.) и сложная (более 4 зв.)

В зависимости от группы звуков:

- мономорфная (нарушена только одна группа звуков. Напр., только шипящие)

- полиморфная.

studfiles.net

Дислалия (функциональная, механическая): причины, коррекция и лечение


Дислалия — патология, при которой наблюдается ненормальное воссоздание звуков. Дети и подростки с таким расстройством не могут правильно воссоздать речь, они её искажают, смещают звуки или не произносят вообще.

Такое нарушение приводит к проблемам с написанием букв, текстов, более серьезным осложнениям. Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) дислалия относится к коду F80.0 и F80.1: специфическое расстройство речевой артикуляции, расстройство экспрессивной речи соответственно.

Виды и формы дислалии

Выделяют два вида дислалии:

  1. Сложная – пациент не в силах воспринять, воспроизвести более четырех звуков.
  2. Простая – однотипные нарушения: мономорфные, полиморфные.

В логопедии формы дислалии классифицируют по звукам, с помощью таблицы на основе греческого языка:

  1. Йотацизм – плохое произношение слов с й.
  2. Ротацизм – слова со звуком р.
  3. Хитизм – трудности восприятия, воспроизведения звука х.
  4. Каппацизм – неправильное произношение слов со звуком к.
  5. Гаммацизм – проблемы с воспроизведением г.
  6. Сигматизм – в речи наблюдается замещение звуков друг другом.

Форм же у патологии три:

  1. Функциональная. Первая причина патологии кроется в речевом аппарате, органах звуковоспроизведения. Второй являются индивидуальные особенности строения нервной системы.
  2. Механическая она же органическая. Возникает из-за неправильного строения органов речи.
  3. Физиологическая. Человек не говорит на момент формирования речевого аппарата.

Функциональная дислалия, в свою очередь разделяется ещё на два типа:

  1. Сенсорная. Появляется вследствие нейронных повреждений отделов звуковоспроизводящих, звуковоспринимающих органов.
  2. Моторная. Развивается в результате повреждений речевых центров головного мозга и двигательного аппарата.

У заболевания разный характер нарушений:

  1. Акустический.
  2. Артикуляторно-фонетический. Причиной возникновения служит результат неполного формирования фонетического слуха.
  3. Акустико-фонематический. Появляется в результате неправильного артикуляционного расположения.

Полиморфным называют ещё один вид патологии. Этот случай связан с картавостью. У детей наблюдается расстройство в произношении нескольких групп звуков в одно время. Данный диагноз ставят детям старше 5 лет. Такой вид болезни считается одним из самых распространенных.

Причины, группы риска

В первую группу пациентов, которые чаще всего подвержены болезни, входят дети дошкольники и младшего школьного возраста. Встречается дислалия и у взрослых людей.

Причиной этому может стать наследственный фактор, травмы лицевых костей, мышц, полученные в старшем возрасте. Психологические травмы тоже оказывают влияние, встречаются случаи, когда человек перестает говорить после серьезного шока или глубокого душевного переживания.

Причины возникновения зависят от вида дислалии, но основной является аномальное устройство языка, губ, челюстей. Расстройство может развиться вследствие психологической травмы, различных болезней, происходящих во время развития речевого аппарата у ребенка.

Основные причины механической дислалии:

  • повреждения твердого неба, губ;
  • недоразвитие челюстей, костей лица, языка;
  • повреждение, недоразвитость лица, мимических мышц;
  • резцы имеют неправильную форму, недоразвиты.

Причины функциональной дислалии:

  • недостаточное внимание родителей к ребенку, психологическая травма;
  • подражание сверстникам, копирование неправильного воспроизведения букв, слов;
  • нарушения, проблемы со слухом.

Особенности клинической картины

Симптомы проявляются в искажении, замене, пропуске букв. Но есть определенные нюансы:

  1. При звуковом замещении симптомом болезни является изменение звука со слышимого на воспроизводимый. Это значит, что пациент производит слово, которое услышал, меняя в нем буквы.
  2. Если дислалия механическая, то больной использует в речи звуки, которые с самого начала отсутствовали в услышанных, оригинальных словах. Кроме этого, могут появиться трудности в определении схожих между собой звуков.
  3. Во время функциональной дислалии заметны ошибки в образовании одного, двух звуков. Со временем появляется изменение черт лица при получении травм, в результате которых, были повреждены кости лица, мышцы, ткани, органы.
  4. При дислалии сенсорного типа у пациента наблюдается нарушение различия схожих между собой звуков.
  5. Во время моторной патологии движения губ, языка не соответствуют воспроизводимым звукам.
  6. Отдельно выделяется сенсомоторная дислалия. При данном виде болезни в произношении звуков бывают разные проблемы. От замены букв до пропуска слов.

Сопутствующие расстройства

Кроме проблем с речью возникают нарушения письма или слуха. Некоторые дети становятся замкнутыми из-за не понимания со стороны родителей, сверстников. Патология может повлиять на состав генов, что может отразиться на потомстве или проявиться в будущем, даже если было излечено. Не исключено появление осложнений, таких как дисфагия, дислексия.

Кроме этого, может произойти искажение лица, челюсти, зубов, но только вследствие наследственности, полученной травмы.

Как ставится диагноз

Ребенка, а также родителей обследуют. Врач (логопед) задает вопросы, связанные с развитием, в том числе и внутриутробным, с прохождением родов, являлись ли они искусственными, естественными, наблюдались ли осложнения в речи у родителей.

После этого специалист берет для изучения медицинскую карту пациента.

Завершающим этапом обследования является проведение тестирования. Это нужно для того, чтобы определить уровень развития речи, слуха, зрения. Затем доктор начинает произносить слова, которые пациент должен повторить.

От правильности произношения слов будет зависеть оценка развития болезни. Пациенты с механическими нарушениями обследуются командой врачей (логопед, ортодонт, стоматолог, хирург, невролог).

Отличие дислалии от дизартрии

Дизартрия – это проблемы звукопроизношения из-за нарушений речевого аппарата. Отличий от дислалии немало:

  1. Возникнуть может при ослабленном здоровье.
  2. Расстройства вегетативной системы могут содействовать развитию болезни. К таким относятся: плохой сон, бессонница, бледность, повышенное потоотделение.
  3. У пациентов, страдающих недугом моторика в плохом состоянии, ловкость отсутствует, нарушена координация движений.
  4. Присутствует тремор пальцев, рук.
  5. Невозможность держать тело в неподвижном вертикальном положении, оно покачивается.
  6. Есть вероятность анемии некоторых, всех мимических мышц лица.
  7. У больного не получается жевать пищу, глотать воду, еду маленькими порциями.
  8. Мозговые процессы ухудшаются (снижается память, внимание, появляется утомляемость).
  9. Такие дети легко возбудимые, обладают отрицательным поведением, неуравновешенны.
  10. Речь отличается от нормы темпом, плавностью, смазывается звуковоспроизведение.

Коррекционные меры

Время проведения коррекции напрямую зависит от источника появления патологии. Если форма механическая, то стоматолог сразу начнет коррекцию дефекта.

При функциональной форме дислалии лечение проводится у логопеда в несколько этапов. На протяжении этого времени будет проходить развитие речи, а также памяти больного. Затем упор будет сделан на запоминание, правильное воспроизведение звуков. Обычно при простой форме дислалии на коррекцию уходит до 3 месяцев, редко около 6.

Многое зависит от того, как развилась болезнь и по какой причине. Так, если повреждены кости, мышцы, то лечением займется хирург. При проблемах с зубами корректировать дефект будет стоматолог. Если причина кроется в неправильном развитии речевого аппарата, то лечение осуществляет логопед.

Кроме того, болезнь возникает в результате проблем со звукоулавливающим аппаратом. В таком случае нужно обратиться к оториноларингологу.

Коррекция современного типа происходит на протяжении следующих этапов: подготовительный, формирование навыков речи, развитие коммуникативных способностей. На первом этапе выполняется коррекция губ, языка, посещение ортодонта при механическом виде заболевания.

Если патология функциональная, врач развивает речевую моторику с помощью гимнастики для губ и языка. На втором этапе больной, наблюдая за тем, как слова произносит доктор, учится правильному воспроизведению звуков.

Дополнительно происходит обучение автоматическому составлению слогов, предложений, текстов. На последнем этапе развивается умение правильно общаться с собеседником: воспроизведение звуков без ошибок, правильная постановка букв в словах, предложениях.

Прогноз

Прогноз зависит от уровня сложности заболевания, а также от времени потраченного на лечение.

Многие из пациентов восстанавливают собственные речевые функции. Прогноз будет отрицательным в том случае, если рекомендации врача не выполнялись, а ребенку не уделялось необходимое для его возраста внимание, домашнее развитие не дает результатов.

Превентивные мероприятия

У ребенка должен быть образец для подражания. Родители, сверстники должны произносить звуки правильно.

Посещение логопеда, стоматолога, ортопеда, хирурга является необходимой мерой профилактики.

Одной из причин возникновения патологии является психологическая травма. Стоит оградить ребенка от возможности получить такие повреждения. Это значит, что детям требуется спокойная обстановка, а самое главное отсутствие ссор в семье и должное внимание обоих родителей.

Профилактикой также служит и домашнее развитие. Можно решать задачи для соответствующего возраста, заниматься письмом, развивать память с помощью карточек с изображениями.

neurodoc.ru

Механическая дислалия - причины, симптомы, диагностика и лечение

Механическая дислалия – дефектное звукопроизношение, связанное с анатомическими аномалиями периферических органов речи. Проявляется искаженным произношением звуков (сигматизмом свистящих или шипящих, ротацизмом, ламбдацизмом, каппацизмом и др.), элизией звуков; иногда вторично страдают фонематические процессы, письменная речь. Органическая дислалия выявляется в ходе логопедической диагностики, включающей обязательный осмотр органов артикуляции и оценку речи ребенка. Коррекция звукопроизносительного дефекта осуществляется логопедическими средствами на фоне лечения, проводимого стоматологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом.

Общие сведения

Механическая, или органическая, дислалия является медико-педагогической проблемой, поскольку имеет в своей основе аномалии развития или приобретенные дефекты строения речевого аппарата. Как самостоятельную форму речевой патологии, механическую дислалию впервые выделил швейцарский медик Р. Шультц в 30 г.г. XIX века. Впоследствии это нарушение было подробно изучено представителями российской школой логопедии (М. Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, А. В. Ястребовой и др.). В отличие от функциональной дислалии, при которой недостатки звукопроизношения имеют центральное происхождение, при органической форме они связаны с дефектами строения периферических речевых органов и проявляются фонетическим недоразвитием. Сведения о распространенности отдельных форм дислалии в литературе не представлены.

Механическая дислалия

Причины механической дислалии

Патология строения костно-мышечных структур артикуляционного аппарата может быть врожденной либо приобретенной. Врожденные аномалии формируются внутриутробно, обычно затрагивают строение губ, языка (в т. ч. их уздечек), зубов, челюстей, нёба. Приобретенные дефекты могут возникать в любом возрасте и являются следствием челюстно-лицевых травм и заболеваний ЧЛО, сопровождающихся переломом костей лицевого скелета и челюстей, разрывом мышц, образованием рубцов и контрактур. С учетом анатомической локализации выделяют несколько групп причин механической дислалии:

  • Дефекты зубо-челюстной системы. Наиболее часто встречаются аномалии положения зубов (диастемы, отсутствие или неправильное прорезывание резцов), нарушения прикуса (прогнатия, прогения, открытый прикус, перекрестный прикус), дефекты челюстей (микрогнатия, микрогения). Данные патологии могут носить врожденный характер, являясь наследуемым признаком или результатом нарушений эмбриогенеза. Иногда они формируются уже после рождения вследствие травм зубов, вредных привычек (длительное сосание пальца), заболеваний (рахит, кариес), возрастной адентии.
  • Аномалии твердого и мягкого нёба. К ним относятся аркообразное (высокий свод) или низкое (пологий свод) небо, отсутствие или расщепление маленького язычка (увулы). Данные аномалии принадлежат к дизэмбриогенетическим стигмам, искажают произношение целого ряда звуков. Звукопроизносительные и просодические дефекты, вызванные небными и губными расщелинами, выделяются в самостоятельную нозологию – ринолалию.
  • Дефекты строения языка и губ. Внутриутробные особенности развития включают укороченную подъязычную связку, изменения объема языка по типу микро- или макроглосии, тонкие или толстые губы. К дефектам, формирующимся в процессе жизни в результате механических травм ЧЛО и стоматологических операций, относятся рубцы в области губ и полости рта, препятствующие нормативному произнесению звуков речи.

Патогенез

Аномалии строения органов речи обусловливают дефектное артикулирование, следствием чего становится искаженное звукопроизношение или отсутствие некоторых фонем в речи. При наличии зубных аномалий наиболее типично возникновение дефектов шипящих и свистящих, поскольку воздушный поток выходит через щели между зубами и челюстями, создавая излишнюю зашумленность. Также может страдать произнесение вибрантов, губно-зубных, взрывных и даже гласных звуков. Губные аномалии вызывают ограничение подвижности рта, неполное смыкание губ, следствием чего являются искажения лабиализованных гласных, губных и губно-зубных согласных. Для дефектов строения языка типичны нарушения шипящих и соноров, т. к. невозможен подъем кончика языка вверх, боковой сигматизм и общая неразборчивость речи. Однако в ряде случаев даже при наличии органических изменений речевых органов произношение может оставаться нормальным. Это объясняется тем, что ребенку удается достичь близкого к норме акустического эффекта с помощью компенсаторной артикуляции.

Классификация

Искаженное произношение фонем в логопедии обозначается терминами, образованными от соответствующих букв греческого алфавита (ро, лямбда, сигма, йота, каппа, гамма, хи) с помощью добавления суффикса «-изм». С учетом нарушенной категории звуков выделяют семь видов фонетических дефектов, которые встречаются при механической дислалии, каждый из которых имеет несколько возможных вариантов:

  • Ротацизм – дефекты произношения [р-р’]. Включает следующие виды аномальной артикуляции: велярный (вибрация мягкого неба), увулярный (вибрация маленького язычка), боковой (вибрация бокового края языка), щечный (вибрация щеки), двугубный (вибрация губ), носовой (гнусавый призвук) и одноударный (отсутствие вибрации) ротацизм.
  • Ламбдацизм – искажения звуков [л-л’]. Представлен двугубным (наподобие краткого «у» или английского «w»), межзубным (при высунутом между зубами кончике языка) и носовым (наподобие звукосочетания «нг») произношением фонемы.
  • Сигматизм – ненормированное произношение свистящих [c–c’], [з–з’], [ц] и шипящих [ж], [ш], [ч], [щ]. Разновидности сигматизма включают межзубное, губно-зубное (при смыкании нижней губы с верхними резцами), боковое и носовое артикулирование звуков. Для сигматизма шипящих также характерно нижнее (при опущенном за нижние резцы кончике языка), щечное (сопровождаемое раздуванием щек) и заднеязычное (наподобие «х» и «г») произнесение [ш] и [ж].
  • Йотацизм – нарушение произношения [й]. Встречается реже остальных дефектов. Чаще представлен отсутствием звука или его субституцией с помощью [л’] в нижней артикуляции.
  • Каппацизм, гаммацизм, хитизм - дефекты произношения заднеязычных [к–к’], [г–г’], [х–х’]. Неправильная артикуляция сводится к гортанному произношению, когда звуки приобретают характерное для южнорусского говора «придыхание».

Симптомы механической дислалии

Искаженное звукопроизношение наблюдается уже в период физиологической дислалии – т. е. в возрасте до 5 лет, маскируясь под возрастные несовершенства речи. Характерным для органической формы является нарушение звуков, близких по артикуляции (например, межзубное произношение всех переднеязычных при открытом переднем прикусе). В большинстве случаев механическая дислалия является полиморфной, или сложной, т. к. при ней нарушается несколько групп звуков (например, имеет место ротацизм, сигматизм шипящих/свистящих). Наряду с искажением, встречаются элизии (отсутствие) звуков. Вторично, на фоне неправильного артикулирования, может нарушаться слуховая дифференциация (в этом случае возникает ФФН) и интонационная сторона речи.

Дефекты фонетического строя речи отличаются стойкостью и не исчезают самостоятельно по мере взросления ребенка. Даже после хирургического устранения анатомических деформаций ребенок может продолжать пользоваться сформированной дефектной артикуляцией. Поэтому искаженное (т. е. ненормативное для русского языка) произношение требует как можно более раннего коррекционно-педагогического вмешательства.

Осложнения

Осознание ребенком своего дефектного произношения (картавости, гнусавости) может способствовать замкнутости, молчаливости, избеганию общения. При наличии фонетико-фонематического недоразвития в той или иной степени неизбежно страдает грамматический строй речи. В школьном возрасте на этой базе формируется дислексия и дисграфия. Аномалии органов артикуляции в комплексе с дефектным произношением могут вызывать насмешки со стороны сверстников и послужить причиной развития нервозности и психологических комплексов у ребенка. Школьная неуспеваемость, конфликты с одноклассниками, отвержение ребенка детским коллективом нередко приводят к отказу от школы, асоциальному поведению, а в долгосрочной перспективе – к социальной дезадаптации.

Диагностика

Механическая дислалия относится к междисциплинарным проблемам, требующим содружественного медицинского и педагогического подхода к диагностике. В рамках диагностических мероприятий выявляется само речевое нарушение, определяются его причины, выраженность анатомических отклонений в строении речевых органов. Только на основе всестороннего и грамотного обследования планируется поэтапное коррекционное воздействие. Диагностический алгоритм предполагает:

  • Логопедическое обследование. Логопед изучает строение органов артикуляции (языка, губ, челюстей, зубов, нёба), оценивает их подвижность (плавность, скорость движений, легкость переключения от одной позы к другой). Затем производится диагностика устной речи: по принятой методике поверяется состояние звукопроизношения и фонематического слуха. При формулировке логопедического заключения указывается вид речевого недоразвития (ФН или ФФН), форма дислалии (механическая) и разновидность дефекта (ротацизм, сигматизм и пр.).
  • Медицинское обследование. С учетом причин, препятствующих нормальному звукопроизношению, рекомендуются консультации стоматолога-хирурга, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга. Наряду с осмотром врачей-специалистов, ребенку может потребоваться выполнение рентгенографии лицевого скелета, ОПТГ, телерентгенографии, изготовление контрольно-диагностических моделей и др.

Коррекция механической дислалии

Коррекционный этап, также как и диагностический, складывается из медицинского и логопедического воздействия. Иногда эта работа проводится параллельно, в некоторых случаях стоматологическое лечение предшествует педагогическим методам. Сроки коррекции звукопроизносительных дефектов при механической дислалии колеблются от 3 до 6 месяцев.

Медицинское лечение. В зависимости от анатомической аномалии может производиться пластика уздечки языка или губы, ортодонтическое лечение с использованием механических или функциональных аппаратов, иссечение рубцов губ и т. д. Для ускорения реабилитационного периода используется физиотерапия и медицинский массаж.

Логопедическая коррекция. На подготовительном этапе с целью активизации органов речи проводится артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. Звукопостановка осуществляется, как правило, с механической помощью. На этапе автоматизации нормативное изолированное произношение закрепляется в слогах, словах, фразах и свободной речи. При некорригируемых деформациях ЧЛО сформировать правильное звукопроизношение не представляется возможным. В этих случаях допустимо ограничиться компенсаторной артикуляцией, дающей акустический эффект, максимально приближенный к норме.

Прогноз и профилактика

В результате целенаправленного медико-педагогического подхода большую часть случаев механической дислалии удается скорректировать. При завершении всего комплекса работы в дошкольном возрасте у ребенка в дальнейшем не возникает нарушений чтения и письма, его психологическое развитие протекает благополучно. Специфические расстройства школьных навыков развиваются при своевременно не устраненных дефектах артикуляции. Предупредить патологии развития органов речи позволяет контроль за течением беременности, отучение детей от вредных привычек (сосание пальца), регулярное наблюдение у стоматолога. Использование элементов логопедической гимнастики при занятиях с детьми позволяет развить подвижность артикуляционного аппарата и подготовить его к постановке звуков.

www.krasotaimedicina.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *