Психические отклонения в пределах нормы – Психические отклонения в пределах нормы, как называются?

5 психологических отклонений, ставших нормой современного общества

Симптомы, ставшие нормой нашего общества

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Ирина Медведева, директор Общественного института демографической безопасности, в одном из выступлений сказала следующее: «Мы живем в обществе, в котором грубые психиатрические симптомы – именно те симптомы, которые принадлежат настоящей психиатрии, выдаются за эталоны моды и поведения». С этим утверждением трудно не согласиться, если выйти за рамки сознания и обывателя. Приведем некоторые из них:

  1. «Чистота – половина веры». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Неопрятность. По психиатрическим меркам неопрятность является показателем тяжелого психиатрического расстройства. Она может обнаруживаться при таких нервных расстройствах как деменция, депрессия, шизофрения, нарастающее слабоумие, алкоголизм, наркомания. Здесь имеется ввиду не «ситуативная» или временная неряшливость, связанная с нехваткой времени или сил, а неряшливость как часть образа. И такое явление сегодня имеет место быть. Так как рваные джинсы, разные по длине полы пальто и платьев, неправильно застегнутые пуговицы и другие «нарушения в опрятности» являются частью имиджа многих молодых людей.

  1. «Стыдливость не приносит с собой ничего, кроме блага». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Культ секса. СМИ – главный «проводник» культа секса в массы. Юмористические передачи, фильмы, реклама и даже мультфильмы – все пропитано идеей сексуального раскрепощения. То, что у нормальных людей остается скрытым, теперь выносится на всеобщее обозрение и обсуждение. Интимный стыд считается пережитком средневековья. Но не это ли является признаком нравственного вырождения общества?

С точки зрения специалистов, это не только навязывание разного рода извращений, подобных вуайеризму (когда показывают происходящее в чужих спальнях), но и популяризация сексопатологических отклонений, являющихся частью психопатологии. Более того, пропаганда секса, происходящая в форме лекций и рассказов о так называемом безопасном сексе, провоцирует в молодом поколении пренебрежение семейными, брачными отношениями, являющимися одной из важных составляющих для человека со здоровой психикой. При отсутствии брачных отношений неизбежны психические нарушения, что в целом ведет к деградации общества.

  1. «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб одежды, несчастен раб убранства!» Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Культ денег и роскоши. Мы живем в то время, когда человек может пренебречь самым необходимым, чтобы купить то, что впечатлит окружающих. Будь то новая машина, шуба или айфон. Человека оценивают по его финансовому положению, его духовные ценности отходят на второй план. Духовный голод в данном случае утоляется не работой над своими комплексами, а приобретением вещей, заполнением внешнего пространства. И на этом фоне интересен тот факт, что наименьшее число самоубийств насчитывается в бедных странах, в то время как рост материального благосостояния в Европе сопровождался увеличением числа самоубийств. «Потребительское» отношение к человеку, при котором он воспринимается сквозь призму его благосостояния, приводит к комплексам и массовым неврозам.

  1. «Клянусь предвечерним временем! Воистину, в убытке каждый человек, кроме тех, которые уверовали, творили благие деяния, заповедовали друг другу терпение и заповедовали друг другу истину» Коран, сура «Аль-Аср», «Предвечернее время», аяты 2–3.

Культ успешности. Каждый человек хочет быть успешным. Но успех, не служащий удовлетворению не только материальных, но и духовных потребностей человека, часто приводит к депрессиям. «Успешный человек на приеме психолога» – сегодня это стало правилом, нежели исключением. В современном обществе из успеха сделали идола, которому люди поклоняются, забыв самих себя. И вроде бы ничего плохого в этом не было бы, если бы в это понятие не «пихали» всякие далекие от успеха вещи, например, такие как деньги, слава, почет и т.д. Ведь успех – это, прежде всего душевное состояние, а не то, что думают о тебе другие.

Человек должен и может стремиться к успеху, но важно иметь ясное представление о его содержании. Потому что, когда мы, купившись на блестящую обертку, тратим свою жизнь и силы на гнилую начинку, это в конце концов приводит к разочарованиям, сожалению, психическим расстройствам и к суицидам. Нельзя не вспомнить также излишний рационализм, характерный для тех самых «успешных». Рационализм, который преподносится как прагматизм. Это тоже один из признаков шизофрении. Так как в противовес распространенному мнению, шизофрения характеризуется не иррациональностью, а напротив – излишней рациональностью, исключающей чувства сопереживания к другим.

  1. «Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов» Коран, сура «Ан-Ниса», «Женщины», аят 36.

Нарциссизм. В каждом веке были свои «модные» психические отклонения. Если еще в начале практики Фрейда это были расстройства истерического характера, то в наше время «модным» стал нарциссизм. Возможно, это связано с развитием технологий, способное «объединить» людей почти со всего мира в единое интернет-сообщество. Если раньше для самоутверждения и всеобщего признания людям нужно было годами работать, изобретать, творить, то сегодня людям не нужно идти на такие подвиги, достаточно успешных фото и красивых страниц. Но нарциссизм – это не только про соцсети. В предисловии к книге «Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма» Сэнди Хотчкис пишет следующее: «О нарциссизме трудно сказать что-то новое. Всегда существовали пустые, жадные, склонные к манипуляциям люди с подверженным инфляции самовосприятием, которые не принимали в расчет интересы других людей.

В современной культуре тревожит именно та степень, в которой психологические изъяны других людей повсеместно получают знаки одобрения. В наше время, в современную эпоху нарциссизм не только терпят – его одобряют и восхваляют. Многие наши лидеры и обожаемые нами общественные деятели рисуются, выставляя на всеобщее обозрение свои нарциссические склонности, и нам не терпится подражать их исключительности. Их возмутительное поведение не оставляет нас равнодушными и кажется нам обаятельным и привлекательным, и потому мы позволяем себе им «восторгаться». Пока мы не научимся распознавать, какое поведение является здоровым, а какое нет, мы будем ходить в тумане, и утверждение, что «так делает каждый», не поможет оправдаться тем, кто катится при этом под откос».

Нарциссизм – нарушение, на алтарь которого возносятся не только поступки, вызывающие у общества изумление, шок, интерес, но и благородные дела, такие как благотворительность, помощь ближнему, верность идеалам и т.д. А значит он опасен еще и тем, что даже благие дела ставит под сомнение, сомнение в искренности и нравственности их совершившего.

Сегодня те или иные психиатрические симптомы настолько распространились, что воспринимаются как норма. Как писал Бальтасар Грасиан в книге «Наука благоразумия»: «Каждому народу, даже весьма просвещенному, свойственен какой-либо природный недостаток; соседи обычно подмечают его со смехом либо со злорадством.

Вытравить или хотя бы прикрыть эти родимые пятна – немалое искусство: такой человек прославится как исключение среди своих земляков – а что редко, то дорого. Бывают еще недостатки фамильные, сословные, должностные, возрастные, и если все они сойдутся и не будет человек стараться от них избавиться, то чудищем станет несносным». Наверное, дополнения будут излишними.

Ася Гагиева

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Понятие «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике — Мегаобучалка

норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Использование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий.

То, что не соответствует норме, обозначается другим словом — «отклонение».

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом.

Позитивныеже отклонения в поведении: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

Типы отклонений: физические, психические, педагогические и социальные.

Физическиеотклонения от нормы связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворит-м качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.

ВОЗ в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

• недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

• ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;



недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие, принятое в западных странах, «лица с ограниченными возможностями здоровья». Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. малый и ум)

Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии, К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — попытки к самоубийству.Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.

Педагогические отклонения. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. Ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу.

Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время.

· Главное личностное затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в общество, заключается в их дальнейшем профессиональном самоопределении и получении профессионального образования. Однако получение желаемого образования, отвечающего интересам и способностям детей, осложняется различными обстоятельствами: уменьшается количество учебных заведений начального профессионального образования, среднее и высшее профессиональное образование можно получить на конкурсной основе, увеличивается платное обучение, для подростков зачастую характерна неадекватная оценка своих возможностей и др.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма«. Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение соц. ролей и соц. опыта.

Разновидностями проблем детей с отклоняющимся поведением являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. Причины такого поведения связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью соц-го положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др.

Физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.

Психические:задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность.

Педагогические: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования.

Социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.

megaobuchalka.ru

Психические отклонения

Психически здоровым считается человек, умеющий приспособиться жизненным реалиям и способный разрешать попадающиеся ему на пути проблемы. Человек с психическим отклонением – это противоположность психически здоровой личности. По данным ВОЗ каждый четвертый житель земного шара страдает тем или иным видом психического отклонения.

Неотъемлемыми «компонентами» психических расстройств являются изменения мышления, чувств, поведения, а вместе с этим и соматические нарушения.

Причины возникновения большинства расстройств доселе неизвестны ученому миру.

Признаки отклонений

Опасностью психических отклонений является то, что это еще не болезнь, но уже и не здоровье. Это тонкая грань, которую очень легко переступить, причем в сторону опаснейшего исхода.

К примеру, признаком психического отклонения может быть навязчивая мелодия, которая не покидает вашу голову вот уже две недели. С каждым такое бывало, и, в большинстве случаев, все проходит и в мозге одна пластинка сменяется другой. Но, с другой стороны, это может быть симптомом грядущей шизофрении.

Или же слишком сложный «переходной возраст» вашего сына – часто мальчики в таком возрасте перестают интересоваться тем, чем занимались все школьные годы напролет, замыкаются в себе и размышляют о смыслах всего сущего. Это случается и проходит со временем с большинством подростков, также как и девочки начинают считать себя уродливыми, толстыми и кривоногими, но в случаях, когда перемены слишком обострены, стоит обратиться к психологу.

Главный симптом психического отклонения, который нужно иметь в виду – это изменение восприятия мира. Человек может изменить свой взгляд на ход вещей или изменить виденье себя в этом мире, при этом у него резко меняется настроение.

Самыми распространенными первыми тревожными сигналами являются:

  • неспособность справиться с повседневными проблемами;
  • грандиозные идеи;
  • тревожность;
  • гнев, агрессия;
  • апатия;
  • резкие изменения привычного режима дня;
  • мысли, разговоры о суициде;
  • резкие перемены настроения.

 

womanadvice.ru

Отклонения в психическом развитии | Статьи |

Опубликовано: 17 мая 2016 в 09:26

В развитии человека могут быть отдельные проблемы, которые приводят к отклонениям в общем развитии. Недостатки появляются с рождения или в процессе развития человека.

В зависимости от степени дефекта и времени его наступления одни проблемы могут полностью преодолеваться, другие — частично корригироваться, третьи — компенсироваться, четвертые — не поддаваться воздействию вообще. В любом случае при обнаружении отклонения нужно помнить, что чем раньше произойдет вмешательство, тем значительнее будет его влияние, чтобы нейтрализовать имеющийся дефект в развитии.

Онтогенез и дизонтогенез

Понятие «развитие» включает в себя два сложных определения:

  • онтогенез — индивидуальное развитие человека;
  • филогенез — общее развитие человеческого вида в целом.

Естественно, что онтогенез должен протекать в соответствии с филогенезом. В пределах нормы считаются незначительные отклонения в темпе развития. Если же отличия онтогенеза от филогенеза значительные, то речь идет о дефектах развития.

Дефекты бывают двух видов:

  • частный дефект — повреждение или недоразвитие отдельных анализаторов;
  • общий дефект — нарушение регуляторных и подкорковых систем.

Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность отклонений в психическом развитии. Первичные нарушения вытекают из физиологического характера дефекта (проблемы слуха, зрения, поражения головного мозга). Вторичные нарушения появляются уже в процессе нарушенного развития.

Как правило, вторичными нарушениями являются отклонения в психическом развитии ребенка, которые следуют за первичными нарушениями. В качестве примера, можно указать  случаи глубоких отклонений в психическом развитии у детей с врожденными нарушениями слуха.

Проблемы с анализатором не имеют прямого влияния на психику, однако они делают невозможным развитие речи. Отсутствие речи, включая непонимание слов, приводит к слабому развитию интеллекта и отклонениям психического развития.

Таким образом, даже незначительные первичные нарушения могут вызвать глубокие вторичные нарушения.

Варианты отклонений в психическом развитии

Отклонения в психическом развитии могут иметь разные варианты:

  1. Дизонтогенез по типу стойкого недоразвития, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых форм. Примером такого варианта является олигофрения.
  2. Задержанное психическое развитие характеризуется медленным темпом развития, отклоняющимся от нормы. Часто развитие ребенка фиксируется на каких-либо этапах, независимо от календарного возраста.
  3. Поврежденное развитие констатируется в случаях, когда генетически человек не имеет отклонений в развитии, но в результате повреждений происходит нарушение развития. Факторами, оказывающими негативное влияние на развитие ребенка, являются:
  • внутриутробные и родовые травмы;
  • инфекционные заболевания с негативными осложнениями;
  • интоксикации;
  • повреждения центральной нервной системы на более ранних этапах развития.

Примером поврежденного развития является деменция.

  1. Дефицитарное развитие связано с нарушениями в деятельности отдельных анализаторов (слуха, зрения), которые приводит к глубоким вторичным нарушениям в виде отклонений в психическом развитии.
  2. Искаженное развитие — сложное сочетание определенных нарушений в развитии и ускоренного развития отдельных функций. Примером такого варианта является ранний детский аутизм.
  3. Дисгармоничное развитие наблюдается при нарушении пропорциональности в развитии отдельных психических функций, а также психических функций. Примером дисгармоничного развития может быть психопатия.

Группы лиц с отклонениями в развитии

Людей с отклонениями в психическом развитии условно разделяют на несколько групп. Основанием для классификации является первичное нарушение, которое, в свою очередь, вызывает вторичный дефект психического развития.

1 группа — лица с нарушением слуха. Людей с недостатками слуха разделяют на две группы:

  • глухие (неслышащие) — лица полностью глухие или с остаточным слухом, который невозможно использовать для накопления речевого запаса. Эта категория подразделяется на неслышащих без речи (ранооглохших) и неслышащих, сохранивших определенную часть речи (позднооглохших). Уровень психического развития этой категории зависит от времени потери слуха. Чем раньше теряется слух, тем меньше шансов для развития речи, а, следовательно, и интеллекта.
  • слабослышащие дети — с частичной недостаточностью слуха, затрудняющее речевое и соответственно интеллектуальное развитие.

2 группа — лица с нарушением зрения. Эта категория также подразделяется на слепых (с полным отсутствием зрения или небольшим светоощущением) и слабовидящих. Нужно отметить, что прямого влияния на развитие интеллекта отсутствие зрения не оказывает. Однако надо понимать, что накопление речи у детей происходит путем бессознательного копирования действий артикуляционного аппарата взрослых. Поэтому очень часто при нормальном слухе, незрячие дети имеют задержку речевого и психического развития.

3 группа — лица с нарушением опорно-двигательной системы. Узкое некомбинированное нарушение не вызывает нарушений психического развития.

4 группа — лица с нарушением эмоционально-волевой сферы. К этой категории относятся дети с ранним детским аутизмом в разной степени выраженности.

5 группа — лица с нарушением интеллекта. Эта категория разделяется на две группы:

  • дети с задержкой психического развития — нарушением темпа психического развития;
  • дети с умственной отсталостью — стойким нарушением познавательной деятельности (олигофрения, деменция).

6 группа — лица с тяжелыми стойкими нарушениями речи (логопаты).

7 группа — лица с комбинированным (смешанным) дефектом: слепоглухонемые, умственно отсталые слабовидящие и т.д.

Нужно помнить важную истину: чем раньше выявлен дефект в развитии ребенка, тем больше шансов помочь ребенку приблизиться к нормам развития.

Не откладывайте диагностику проблем психического развития. При малейших подозрениях на отклонения в психическом развитии обратитесь к специалисту.

 

Похожие материалы:

www.psyportal.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.