Психические отклонения в пределах нормы – Психические отклонения в пределах нормы, как называются?

Содержание

Психическая норма и патология: где границы?

Норма — установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Нормы существуют лишь там, где есть человеческие потребности и соответственно цели. В природе, не включенной в человеческую деятельность, норм нет. Соответствует норме и, следовательно, является нормальным лишь тот объект, который служит достижению не любой, а лишь благой цели, т. е. объект, включенный в процесс реализации смысла человеческой жизни.

Виды норм:

  • Статистическая — уровень или диапазон уровней функционирования организма, который свойственен большинству людей.
  • Идеальная — идеальный образец состояния человека; субъективный, произвольно устанавливаемый норматив, который принимается за совершенный образец.
  • Функциональная — оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели.
  • Социальная – контролирует поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому или установленному властью образцу.
  • Индивидуальная – предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Норма задает границы количественных изменений объекта, в которых он сохраняет свое качество служить средством для достижения благой цели. Различают нижнюю границу нормы (минимум), верхнюю (максимум) и “золотую середину” между ними (оптимум). Оптимальное средство для достижения поставленной цели называют также идеальным. Норма — это частный случай меры — интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. В ряде случаев (напр. в заповеди “Не убий”) минимум, максимум и оптимум нормы сливаются, идеал и норма становятся неразличимыми.

Границы нормы лишь в простейших случаях задаются только целью. Никаких умозрительных критериев для определения границ нормы нет. Для этого необходимо знание не только чистой теории, но и реального положения дел.

Наиболее известная область применения нормы — диагноз как познавательный прием, позволяющий установить, находится ли реальный эмпирический объект в границах нормы. Именно эту задачу решают медицинский, социальный, технический и др. виды диагноза. Норма — довольно грубый критерий для диагностирования. Она делит объекты на два класса — годные и негодные для достижения цели и игнорирует все различия внутри этих классов.

Социальные, медицинские, технические, грамматические, гносеологические и другие нормы изучаются особыми отделами наук и даже целыми науками. Наиболее тщательно разработана теория социальных норм. Здесь выделяют две главные системы нормативной регуляции — мораль и право. Социальные нормы различают также по области применения (общезначимые и специфические), по способу фиксации (устные и письменные), по способу выражения (предписания и запреты), по средствам, обеспечивающим их выполнение (внутренняя потребность и внешнее принуждение) и т. д.

Норма — в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт — для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта (объектов) (которые могут рассматриваться, как девиация, патология). В этих науках понятие нормы тесно связано с изучением патологии.

Патология – это нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биомеханизмов регуляции поведения).

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам».

www.psychologos.ru

Психическая норма

Психическая норма

Введение

Вопрос определения, что является нормой в отношении психики человека, а что можно считать психическими отклонениями, является достаточно сложным, и граница между нормой и отклонением может быть довольно-таки расплывчатой.

Каким образом мы учимся отличать норму от патологии? В процессе развития, с ранних лет мы познаем себя и других людей. Мы видим, что люди отличаются между собой, и что они реагируют на одни и те же события по-разному. Мы учимся взаимодействовать друг с другом, и в процессе становления личности, столкновения с различными социальными институтами, мы знакомимся с определенными правилами, установленными обществом, — правилами поведения, правилами мышления.

Существуют некие общественные правила поведения, обусловленные исторически, с целью сохранения жизни, здоровья и благополучия людей в социуме. Такими правилами могут быть обычаи, традиции и нравственные нормы. Во всех мировых религиях также очерчены определенные правила поведения, мышления, которые, будучи верно истолкованы, направляют человека по пути его развития и сохранения его от разрушения себя и окружающего мира.

Мы учимся гармонично взаимодействовать с такими правилами, принимать их либо не принимать, исходя из собственного отношения к ним либо отношения к людям, их представляющим. Для кого-то одни правила могут быть понятными и принятыми в силу их совпадения с личными характеристиками человека, в том числе его характером. А для других такие же правила могут вызвать негативную реакцию, и это также будет обусловлено его собственными качествами характера.

В таком случае может возникнуть вопрос — какие правила брать за основу для определения «нормальности» или «ненормальности» психики человека? Что вообще означает понятие «норма»? Как можно отличить человека психически здорового от человека с психической патологией? Что является психической патологией?

В этой работе я попытаюсь ответить на указанные вопросы и разграничить клинические проявления психической нормы и патологии.

1. Психическая норма

Психическая норма — относительное понятие, она может быть определена лишь оценочным суждением с использованием тех или иных критериев. В свою очередь, именно при ограничении определенной психической нормы, очерчивании ее пределов, возможно, отличить и установить здоровые состояния человеческой психики и наличие психических отклонений, то есть фактически — отклонений от психической нормы. Что же означает само понятие психической нормы?

1.1 Определение психической нормы

Норма — понятие социально обусловленное. Это руководящее правило, образец. Это среднестатистическая величина, то, что характерно для большинства людей. Обратимся к определению понятия «нормы» в словарях русского языка.

Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки). 3) В полиграфии — совокупность сведений (номер типографского заказа, сокращенное название издания или фамилия автора книги), помещаемых в левом нижнем углу 1-й полосы печатного листа (из «Энциклопедического словаря» под редакцией Введенского Б.А.).

Норма — 1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-н. Н. поведения. Нормы литературного языка. Войти (прийти) в норму (прийти в порядок, в обычное состояние). 2. Установленная мера, средняя величина чего-н. Н. выработки. Н. высева семян. Н. выпадения осадков. В норме кто-что (разг.) — чувствует себя нормально, находится в нормальном состоянии (из «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И.).

Норма — (ж. лат.) общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Нормальный вес, мера, принятые за общее где-либо правило и служащие основаньем; единица веса и меры (из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даль В.И.).

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма — этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

Наиболее распространенным пониманием понятия «психической нормы» является следующее — это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.

То есть при определении психической нормы существует привязка к определению образцов, стандартов, к определению отклонений, то есть понятие «психическая норма», в свою очередь, опирается на определение критериев общепринятого, наиболее распространенного, и понятие «патология».

Таким образом, к определению «психической нормы» можно отнести: — состояние индивидуальной психики относительно самой себя; — соответствие общественным правилам, стандартам, наиболее распространенным характеристикам, которые являются неким образцом; — способность к адаптации, к принятию решению, к самостоятельной жизнедеятельности в обычных, «нормальных» условиях; — отсутствие психических болезней, патологий.

По сути указанных определений психическая норма — это состояние, в котором человеку комфортно, при способностях к жизнедеятельности и здоровому взаимодействию с окружающим миром, при отсутствии отклонений, и которое соотносится с общепризнанными (по различным критериям), некими установленными правилами.

1.2 Основные подходы к определению «норма — патология»

В психологии одним из источником заимствования является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма — патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни». В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и заболеванием существует множественные многообразные ступени.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы»:

. Статистический подход. Этот подход состоит в понимании нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут понимать как аномальную. Грубо говоря, исходя из статистического подхода, быть нормальным — значит быть как все, соответствовать усредненному стандарту оценки возможностей человека. Однако, поскольку нормативы, полученные статистическим путем, обусловлены культурно, исторически, территориально, они являются относительными и не могут в полной мере быть критериями «нормальности». Отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Статистически «нормальное» общество не будет развиваться. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

. Адаптационный подход — исходит из такого утверждения, что быть нормальным — значит быть приспособленным, адаптированным. Достоинство такого подхода состоит в целостном взгляде на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Последователи этого подхода рассматривают «норму» в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития. В целом норма и не норма — это постоянно процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма — процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации. Понятие «нормы» смещается до границ индивида. Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы значительно снижается.

. Культурно-релятивистский подход. Исходя из такого подхода, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что совершенно нормально для одной социальной группы, для прочих будет рассматриваться как патология. То есть, нормальное — это то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований, исключают однозначное определение нормального и патологического поведения. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (например, требования родственников, друзей, трудового коллектива, социальной среды и т.д.). Кроме того, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

. Психопатологический подход. Является достаточно распространенным среди исследователей, которые стали принимать за основу оценки негативные критерии нормы. Исходя из этого подхода, норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Таким образом, здоровье определяется через нездоровье, норма — через аномалию. Однако, и этот подход не лишен некоторой однобокости.

. Гуманитарный (гуманистический) подход. Проявляется в оценке нормы самой по себе при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот подход прямо противоположен психопатологическому подходу, поскольку описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Рассматривает не отсутствие тех или иных ущербов и недугов, а самочувствие личности как некоторое особое достояние, полнота.

Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма — это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

непосредственность, простота, естественность;

центрированность на цели;

независимость и наличие потребности в уединении от суеты;

автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;

спокойное отношение к социальным поощрениям;

свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;

вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;

глубокие межличностные отношения;

разграничение целей и средств;

философское чувство юмора;

сопротивление окультуриванию.

Э. Фромм выделяет следующие характерные черты нормы: — продуктивное дело, т.е. созидание; — связь человека с внешним миром через эмоции и переживания; — постижение объективной реальности своим интеллектом; — осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми; — отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным; — постоянное возрождение нормального человека; — нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

Исходя из вышеизложенного, границы между «нормой» и «ненормой» есть динамичны, поэтому вопрос о «норме» и «ненорме» должен решаться «здесь и сейчас». В психологии сформулированы несколько подходов, которые имеют свои достоинства и недостатки, и применению их должен предшествовать анализ индивида сразу в нескольких направлениях, чтобы найти верное решение в отношении него. Подходов к пониманию «нормы» и «ненормы» достаточно много, поэтому для решения определенных задач в своей практике психолог должен выбирать наиболее уместный и правильный подход к норме в данном, конкретном случае.

1.3 Психическое здоровье

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология <#»justify»>2. Определение акцентуации

Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности <#»justify»>3. Психическая патология

Патологическое поведение, мысли и эмоции — это поведение, мысли и эмоции, которые сильно отличаются от наших представлений о том, что является нормой. Суждения о том, что считать патологией, зависят от разных обстоятельств. В мире, в котором мы живем, могут сильно воздействовать на психику крупные катастрофы и различные бедствия. И какую реакцию на негативные события в таком случае можно назвать здоровой, нормальной, а какую — нет?

3.1 Определение психической патологии

Патология (от греч. pathos — страдание и logos — учение) — учение о болезнях; отклонение от нормы. Патологический — больной, ненормальный. Кант называет патологическим то, что определяется чувствами или влечениями (а не является самодеятельным, не определяется свободным разумным решением).

Психология <#»justify»>Выводы

В настоящее время уже не возникает сомнений в размытости границ между «нормой» и «патологией». Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно просторно представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока ещё далека от решения в виду своей сложности. Но, используя выведенные принципы, подходы и критерии в психологии и психиатрии, а также развивая и расширяя границы своего понимания человека в совокупности с определяющими его качества обстоятельствами, в том числе внешним факторами, мы имеем возможность найти и обозначить границы — где психическая норма, а где есть психическая патология.

Список литературы

1.Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. — Москва: Медицина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)>, 2003. — Т. 1-4. — 2440 с.

2.Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002. — 960 с.

.Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 28-30. — 607 с.

.Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология — 2-е изд, — М.: Медицина, 1984. — 272 с.

.Личко А.Е. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Психопатии и акцентуации характера у подростков <http://www.psychology.ru/library/00034.shtml> / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0>, В.Я. Романова <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&action=edit&redlink=1>. — Санкт-Петербург <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3>: Речь <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%B5%D1%87%D1%8C_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>, 2009 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2009>. — 256 с.

.Маслоу А.Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М., 2001. — 592 с.

.Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики <http://www.tchernyshova.ru/Fromm-Chelovek-1.html> = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics (1947 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1947>) / Перевод Э.М. Спировой <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0&action=edit&redlink=1>. — Москва <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0>: Аст, 2010 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2010>. — 352 с.

.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA>. Институт русского языка им. В. В. Виноградова <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%BC._%D0%92._%D0%92._%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0>. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2002. — 939 с.

.Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. — М.: Инфра-М, 2003. — 576 с.


Теги: Психическая норма  Контрольная работа  Психология
Просмотров: 44133
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Психическая норма

diplomba.ru

признаки психологического заболевания и симптомы различных болезней

Болезни психики невооруженным взглядом незаметны и поэтому очень коварны. Психические отклонения значительно осложняют человеку жизнь, когда он и не подозревает о присутствии проблемы. Специалисты, которые изучают данный аспект безграничной человеческой сущности, говорят, что признаки психических заболеваний есть у многих из нас, но обозначает ли это, что каждому второму жителю на планете необходимо лечиться? Как узнать, что человек действительно болен и ему необходима квалифицированная помощь?

Что такое психическое расстройство?

Определение «психическое расстройство» охватывает большой круг отклонений от нормы душевного состояния людей. Нарушения внутреннего здоровья, про которые идет речь, не нужно принимать как отрицательное проявление негативной стороны личности человека. Как и любое физическое заболевание, психическое расстройство является нарушением механизмов и процессов восприятия реальности, из-за чего создаются определенные сложности. Люди, которые столкнулись с данными проблемами, плохо могут приспособиться к реальным жизненным условиям и не всегда верно трактуют действительность.

Признаки и симптомы расстройств психики

К характерным признакам отклонений психики относятся нарушения мышления, настроения и поведения, которые выходят за рамки общепринятых культурных убеждений и норм. Чаще всего общая симптоматика характеризуется угнетенным душевным состоянием. Причем человек теряет способность к полноценному выполнению обычных социальных функций. Весь спектр признаков и симптомов можно поделить на ряд групп:

  • когнитивные – неоправданные патологические убеждения, нарушения памяти, осложнения четкого мышления;
  • физические – бессонница, боли в разных частях тела;
  • поведенческие – злоупотребление активными психическими препаратами, неспособность производить простых действий по самообслуживанию, неоправданная агрессия;
  • эмоциональные – внезапное ощущение страха, печали, тревоги;
  • перцептивные – состояния, когда человек замечает явления, которых не видят другие люди (передвижения предметов, звуки и т.п.).

Причины психических отклонений

Аспект этиологии этих болезней полностью не изучен, потому современная медицина не может точно определить механизмы, которые вызывают психические отклонения. Однако можно определить некоторые причины, связь которых с душевными расстройствами научно доказана:

  • заболевания головного мозга;
  • стрессовые состояния в жизни;
  • медицинские проблемы;
  • генетическая расположенность;
  • наследственные причины;
  • сложные обстоятельства в семье.

Помимо этого, врачи отмечают ряд частных случаев, которые собой представляют конкретные отклонения, происшествия или состояния, на фоне которых появляются серьезные психические расстройства. Причины, про которые пойдет речь, зачастую происходят в повседневной жизни, и потому приводят к ухудшению психического здоровья человека в самых неожиданных ситуациях.

Алкогольная зависимость

Систематическое злоупотребление спиртными напитками часто приводит к расстройствам психики человека. В организме человека, страдающего хроническим алкоголизмом, постоянно содержится большое количество продуктов распада этилового спирта, которые вызывают серьезные изменения мышления, поведения и настроения. В связи с этим возникают опасные нарушения психики, среди которых:

  • Белая горячка. Частое посталкогольное психическое расстройство, которое появляется из-за глубоких нарушений процессов обмена во всех системах и органах организма человека. Белая горячка выражается в судорожных припадках и расстройствах сна. Чаще всего перечисленные явления проявляются через 60-80 часов после завершения употребления спиртного. У человека появляются резкие изменения настроения, постоянно меняя веселье на беспокойство.
  • Психоз. Душевное заболевание, которое объясняется нарушением процессов обмена в головном мозге. Токсическое воздействие этилового спирта затмевает сознание человека, но последствия появляются только через несколько дней после завершения потребления алкоголя. Человека захватывает мания преследования или чувство страха. Помимо этого, у него могут появляться различные навязчивые идеи, которые связаны с тем, что кто-то хочет ему нанести моральный или физический ущерб.
  • Галлюцинации – ярко выраженные представления, доведенные патологически до уровня восприятия реальных объектов. Человеку кажется, что окружающие его предметы и люди падают, вращаются или покачиваются. Искажается восприятие течения времени.
  • Бред. Психическая болезнь, которая называется бредом, у человека выражается в проявлении непоколебимых умозаключений и суждений, не соответствующих действительности. В этом состоянии у больного появляется светобоязнь и нарушается сон. Грань между сном и реальностью становится размытой, человек путает одно с другим.

Травмирование головного мозга

При травмах головного мозга может появиться целый комплекс значительных психических болезней. Вследствие повреждения мозга запускаются сложные процессы, которые приводят к помутнению сознания. После этих случаев часто имеют место такие психологические заболевания:

  • Онейроид. Редкий вид психологической болезни при травмах нервных центров мозга. Характеризуется обездвиженностью и постоянной сонливостью. На определенное время человек может хаотично возбуждаться, а после опять замирать без движения.
  • Делирий. Тяжелое психологическое расстройство, когда у человека появляются зрительные галлюцинации. К примеру, человек, которые пострадал в автокатастрофе, может видеть группы людей, двигающийся транспорт и другие объекты, связанные с аварией. Нарушения психики погружают человека в состояние тревоги или страха.
  • Сумеречные состояния. Чаще всего проявляются в вечернее время. Появляется бред, человек становится сонливым. Иногда больной погружается в состояние ступора. Сознание человека наполняется различными картинами возбуждения, вызывающие соответствующие реакции: от брутального аффекта до психомоторного расстройства.

Соматические болезни

На фоне соматических нарушений человеческая психика очень серьезно страдает. Развиваются нарушения, от которых почти нельзя избавиться. Приведем список психических заболеваний, которые при соматических расстройствах медицина считает наиболее распространенными:

  • Деменция. Страшное заболевание, которое расшифровывается как приобретенное слабоумие. Данное психологическое нарушение зачастую встречается у людей возрастом 55-80 лет, которые имеют заболевания соматического характера. Диагноз «слабоумие» ставится больным с пониженными когнитивными функциями. Соматические заболевания приводят к необратимым процессам в головном мозгу. Причем психическая вменяемость не страдает.
  • Корсаковский синдром. Болезнь, которая собой представляет сочетание нарушения памяти касательно происходящих событий, появления ложных воспоминаний и потеря ориентировки в пространстве. Серьезное психическое заболевание, не поддающееся лечению известными медицине способами. Человек все время забывает о событиях, которые только случились, зачастую задает одни и те же вопросы.
  • Астеническое неврозоподобное заболевание. Отклонение психики, когда у человека появляется разговорчивость и гиперактивность. Человек часто впадает в кратковременную депрессию, постоянно переживает фобические расстройства. Чаще всего страхи не меняются и имеют четкие очертания.

Эпилепсия

Практически у каждого человека, который страдает эпилепсией, отмечаются психические нарушения. Расстройства, появляющиеся на фоне этого недуга, бывают постоянными (перманентными) и единичными (пароксизмальными). Описанные ниже случаи психических заболеваний, в медицинской практике встречаются чаще всего:

  • Эпилептические расстройства настроения. Чаще всего эти психические расстройства выражаются в форме дисфории, характеризующейся одновременным сочетанием беспричинного страха, тоски, злобы и многих иных ощущений.
  • Транзиторное (переходящее) психическое заболевание. Продолжительные отклонения состояния человека от нормального. Переходящее психическое нарушение собой представляет продолжительный психический припадок, который усугублен состоянием бреда. Приступ может продолжаться от 2-3 часов до целого дня.
  • Психические приступы. Медицина определяет несколько видов данного расстройства. Все они характеризуются в резких изменениях поведения и настроения человека. Психический приступ у пациента, который страдает эпилепсией, сопровождается громкими криками и агрессивными движениями.

Злокачественные новообразования

Появление злокачественных опухолей зачастую приводит к изменениям состояния психики человека. С увеличением новообразований на головном мозге повышается давление, из-за этого появляются значительные отклонения. В этом состоянии у человека отмечаются тоска, бредовые явления, беспричинные страхи и многие иные симптомы. Все это указывает на наличие таких психологических заболеваний:

  • Нарушение памяти. С проявлением данного отклонения появляются симптомы корсаковского синдрома. Человек путается в событиях, происходивших только что, теряет логику событий, задает одни и те же вопросы, и т.п. Помимо этого, в таком состоянии у больного часто изменяется настроение. На протяжении нескольких секунд эмоции человека могут переходить с дисфорических на эйфорические, и наоборот.
  • Аффективные расстройства. Как правило, эти нарушения психики происходят при опухолях, которые развиваются в правом полушарии. Из-за этого появляются приступы тоски, страха и ужаса. Эмоции, которые вызваны патологией структуры мозга, отображаются на лице человека: зрачки расширяются и сужаются, изменяется цвет кожи и выражение лица.
  • Галлюцинации. Они бывают обонятельными, тактильными, вкусовыми и слуховыми. Эти отклонения чаще всего проявляются при наличии новообразований в височных зонах мозга. Зачастую одновременно с ними развиваются вегетовисцеральные нарушения.

Сосудистые нарушения головного мозга

Патологии работы сосудов и кровеносной системы моментально отражаются на состоянии психики человека. При развитии заболеваний, которые связаны с понижением или повышением артериального давления, отклоняются от нормы функции мозга. Тяжелые хронические нарушения приводят к появлению очень опасных психических отклонений, среди которых:

  • Церебрально-сосудистые психозы. Этиология этих психических отклонений полностью не изучена. Причем медицина уверено называет два вида церебрально-сосудистого психоза: затяжной и острый. Острая стадия выражена делирием, сумеречным помрачением рассудка, эпизодами спутанности. Затяжная стадия психоза отличается состоянием оглушенности.
  • Сосудистые деменции. Данный диагноз обозначает слабоумие. По своему симптому сосудистые деменции похожи на следствие некоторых соматических заболеваний, появляющихся в престарелом возрасте. Мыслительные и творческие процессы в этом состоянии практически полностью угасают. Больной теряет желание поддерживать контакт с кем-то и замыкается в себе.

Виды психических нарушений

Психические расстройства у людей могут появиться независимо от этнической принадлежности, возраста или пола. Механизмы появления психических заболеваний полностью не изучены, потому медицина не может дать конкретные определения. Однако на сегодняшний день четко установлена связь между определенными возрастными рамками и заболеваниями психики. Для любого возраста характерны свои наиболее часто встречающиеся расстройства.

У престарелых людей

В престарелом возрасте на фоне таких болезней как бронхиальная астма, почечная или сердечная недостаточность и сахарный диабет появляется множество психических отклонений. К старческим психологическим заболеваниям относятся:

  • деменция;
  • паранойя;
  • синдром Пика;
  • маразм;
  • синдром Альцгеймера.

Виды нарушений психики у подростков

Зачастую душевные подростковые заболевания связаны с неблагоприятными факторами в прошлом. Обычно отмечаются такие психические расстройства:

  • нервная булимия;
  • продолжительная депрессия;
  • дранкорексия;
  • нервная анорексия.

Психические заболевания самостоятельно не лечатся, потому при проявлении любых подозрений на нарушения психики необходимо срочно обращаться за помощью к психотерапевту. Беседа пациента с врачом сможет помочь быстро определить диагноз и выбрать правильную схему лечения. Практически все заболевания психики излечимы, если своевременно обратиться.

psiho.guru

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было милосердно-сострадательным.

В современных США и западноевропейских государствах практически реализуется концепция интеграции людей, имеющих те или иные отклонения, в общество, согласно которой эти люди рассматриваются как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограниченные возможности. Понятие «человек с проблемами» широко используется в США, а понятие «люди с ограниченными возможностями» больше характерно для европейских стран.

Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями, прежде всего здоровья, становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями, и прежде всего детей, следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Но даже в условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам. Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно или неосознанно – происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы.

Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно верное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений.

Сложность в определении понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а кроме того со временем преобразуются, изменяются. Так, в США после второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным, «нормальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной для здоровья человека привычки, курение считается признаком дурного тона.

Причем, чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от предписанных норм.

При этом важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Использование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится определенный коэффициент для того или иного реального газа.

В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение».

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Типы отклонений

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это – идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им.

На начало 90-х

psylist.net

Вопрос 30.Понятия нормы и отклонения от нормы в развитии личности. Теории отклонения в развитии личности, типы отклоняющегося развития, их характеристика.

Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы.

Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно верное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений.

Сложность в определении понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а потом всё время изменяются.

При этом важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение».

Для соц. педагогики понятие «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и соц-го поведения ребенка. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер.Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества, напротив, служат развитию социальной системы.

Отклонения от нормы условно делят на 4 группы:

1)Физические отклонениясвязаны со здоровьем и определяются медицинскими показателями.

2)Психический недостаток– это временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, как крайние формы этого вида отклонений выступаютаутизм– состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, исуицид– попытки к самоубийству, а также повреждения мозга,нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей.Мера одаренности и таланта устанавливается по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Для диагностики физических и психических недостатковсоздается постояннаямежведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В ее задачи входит проведение возможно более раннего обследования детей и выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и удовлетворения прав реб-ка на получение образования, а также консультирование родителей, пед., мед.работников, соц. педагогов и др. специалистов.

3) Педагогические отклонения, когда ребёнок не получил образование, т.к. не посещал школу. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование.

4) Социальные отклонениясвязаны с понятием социальная норма.Соц. норма– правила, образец действия или поведения людей или группы, которая официально установлена в обществе.

Соц.нормы делятся на 2 группы: 1. универсальные, распространяющиеся на каждого чел-ка в обществе;2.частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессион-й деят-ти или жизнедеятельности людей (например, врач, учитель, социальный педагог и др.).

Особенностью соц.норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение соц. норм и ценностей, вхождение в соц-ю среду, усвоение соц-х ролей и соц-го опыта.

В социологической, педагогической и психологической литературе основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением. Для этой категории детей используются различные термины: трудный, ребенок с девиантным, асоциальным поведением, с устойчивыми отклонениями в поведении.

Причины отклоняющегося поведения тоже хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового возраста, неопределенностью соц-го поведения в обществе, нестабильностью развития страны, возникающей экстренной ситуации, из которой реб-к самостоятельно найти выход не может.

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные соц. службы. Дети, совершившие соц-но опасные деяния и достигшие 11 лет, по решению суда с учетом заключения ПМПК могут направляться в спец. школы или специальные профессиональные учебные заведения.

Среди детей, имеющих отклонения в соц. развитии, выделяют детей, оставшихся без попечения родителей. Это дети-сироты и соц-е сироты. Для них существуют специальные образовательные соц-е учрежд-я: дома ребенка, дет.дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, соц-е приюты и т.д.

В реальности «чистых» отклонений не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Соц. отклонения у реб-ка обычно имеют в качестве причин отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения.

Любая «поломка», любое ограничение потенциальных возможностей человека неизбежно затрагивает всю организацию в целом и ведет к «социальному выпадению». Это явление изучается учеными разных областей знания – социологии, психологии, социальной педагогики, медицины и др. Каждая из этих наук предлагает свои теории «выпадений».

Так, отклонения в поведении детей, имеющих ограниченные возможности, рассматривались вначале в русле медицинской модели. Согласно этой теории, несоответствие социальной норме в поведении ребенка рассматривается как патология здоровья. В качестве причин, вызывающих отклоняющееся поведение, выдвигались эндокринные нарушения, нарушение созревания (акселерация и недоразвитие), органические мозговые нарушения, генетические отклонения и др.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках медицинской модели сформировалась теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, которая получила широкое распространение во многих развитых странах. Суть ее заключается в следующем. В обществе имеются люди, физические и психические возможности которых ограниченны, но это не мешает им осуществлять хотя бы элементарную социально полезную деятельность, например, обслуживать себя или выполнять какую-либо простую работу. Это значит, что при необходимом профессиональном обучении такие люди могут материально сами себя обеспечивать, а не становиться обузой и бременем для государства, которое их должно содержать. Кроме того, они могут быть источником дешевой рабочей силы, что также выгодно государству. Таким образом, в этой теории очевиден приоритет государства над личностью.

В 60-х годах XX века на смену медицинской модели пришла социальная модель, развитию которой послужила теория психоанализа.

В фокусе этой модели находятся не внутренние причины (болезнь, нарушения в развитии и т. д.), а взаимосвязь между отдельным человеком и социумом. С этой точки зрения ограничение возможностей человека вызвано во многом отношением к нему окружающих людей, выделяющим его из общества, а также барьерами, которые существуют в окружающей его среде, рассчитанной прежде всего на здоровых людей. Другими словами, ограниченные возможности как проблема являются результатом социальной, экономической и политической дискриминации таких людей в обществе. Чтобы преодолеть ее, необходима интеграция людей с ограниченными возможностями в общество на их собственных условиях.

В рамках социальной модели отклоняющееся поведение детей стало рассматриваться во взаимосвязи с процессами семейного воспитания и межличностного взаимодействия. С разработкой теории изменились приоритеты в объяснении социальных выпадений. Неадекватное поведение детей и подростков стало рассматриваться как деформированный процесс накопления социального опыта, как результат субъективных нарушений, связанных с семейным неблагополучием, недостаточной педагогической культурой родителей, негативным балансом поощрений и наказаний, отсутствием любви к ребенку и другими факторами. Постепенно накапливающиеся неразрешенные конфликты и приводят к отклоняющемуся поведению. А поскольку оно обусловлено не только болезненными-процессами, на которые практически невозможно влиять, становится возможной его коррекция. Таким образом, социальная модель позволила рассматривать поведение ребенка не только как отклоняющееся, но и корректирующееся.

Работа соц.педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждения нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, а также – на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или другие отклонения. Для работы соц.педагога важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. В соц-х отклонениях м/унормальным типом поведения и отклоняющимся располагается большое количество стадий, переходных ступеней от нормы к отклонению. Поэтому бывает сложно провести четкую грань м/уестественным проявлением характера реб-ка и отклонениями в нем.

studfiles.net

Психические расстройства – что это такое, их виды и признаки — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. Что такое психическое расстройство?
  2. Виды психических расстройств
  3. Психические расстройства личности (психопатия)
  4. Симптомы и признаки психических расстройств
  5. Психические расстройства у женщин
  6. Психические расстройства у мужчин

Здоровье человека может рассматриваться как моральное и физическое. Психологическое состояние играет важнейшую роль в нормальной жизнедеятельности человека.

К сожалению, в наши дни почти 30% населения имеют некоторые расстройства психического характера. В большинстве таких случаев нарушения почти незаметны. При этом поведение и жизнеспособность в обществе остается в пределах нормы. У других же категорий имеются явные проблемы, которые приносят дискомфорт больному и окружающим его людям.

Что такое психическое расстройство?

Для того чтоб четко знать, как помочь человеку с моральными отклонениями, необходимо понимать, что такое психическое расстройство.

Группа болезней, влияющих на общее состояние нервной системы и поведение человека – это и есть психические расстройства. Данные заболевания могут возникать вследствие нарушения в процессах обмена веществ в мозге человека. Психическое расстройство может иметь такие последствия:
  • человек начинает мыслить неразумно;
  • не в состоянии самостоятельно принимать верные решения;
  • слишком эмоционально реагирует на происходящее;
  • делает неадекватные поступки;
  • возникает невозможность полноценного общения.

При острых видах расстройства пациенты трудно переносят действительную реальность, и не могут сосуществовать в обществе.

Виды психических расстройств

Чтоб знать, какие бывают психические расстройства, нужно четко понимать причину их возникновения. Вследствие нарушения структуры или работы головного мозга может появиться расстройство психики. Влияющими факторами при этом могут быть две категории:

  • Экзогенные. Имеется в виду внешние действующие на организм обстоятельства: наркотики, яды, алкоголь, вредные излучения, вирусы, психические травмы, травмы и патологии головы.
  • Эндогенные. Сюда относятся генные отклонения и болезни, передающиеся по наследству.

Не очень радует тот факт, что причины достаточно большого количества психических расстройств до сих пор неизвестны.

В группу людей, более склонных к психическим нарушениям попадают:

  • пациенты с сахарным диабетом;
  • люди с нарушением работы сосудов головного мозга;
  • больные инфекциями, и пр.

В медицине есть классификация, которая наглядно отображает виды психических расстройств. С помощью нее есть возможность быстро определить возможный диагноз, и приступить к незамедлительному лечению.

Видео про виды и признаки психических расстройств

Типы расстройств, которые встречаются наиболее часто:

  • Тревожное состояние. Пациенты с такой болезнью реагируют на сложившуюся ситуацию, предмет или человека с сильно выраженными эмоциями (страх, ужас, тревога). При этом человек сам не может управлять своим поведением, которое не соответствует адекватной реакции.
  • Расстройства настроения. Больные постоянно находятся в унынии, или внезапно впадают в абсолютно счастливое состояние, эти периоды могут сменять друг друга. Сюда относятся депрессии, мании и пр.
  • Нарушения представления и мышления. Возникают галлюцинации и бред, например, шизофрения.
  • Пищевые расстройства. При таком виде психического расстройства возникают бурные реакции в вопросах пищи и массы тела. Примеры: анорексия, булимия, переедание.
  • Нарушение контроля воли. Пациенты с такими заболеваниями неспособны противостоять чьим-либо убеждениям, они поддаются на любое действие. Пример: клептомания, пиромания.
  • Расстройство личности. Такие люди всегда отличаются своим экстремальным поведением, и не всегда приживаются в обществе. Например, антисоциальное поведение, паранойя.

Другие расстройства очень разнообразны, они имеют свою специфику и проявление.

Психические расстройства личности (психопатия)

Категория психические расстройства личности включает отдельную группу психических заболеваний. У пациентов наблюдается долгое постепенное искажение мышления и поведения, считающиеся в обществе, как нездоровые. Манера поведения таких людей обычно приводит к разногласиям в семье, на работе, и других контактах. Они часто подвержены конфликтам.

Причинами появления такого рода болезней могут стать: наркотики, алкоголь, токсические вещества, травмы головы.

Проявление может быть как легкой, умеренной, так и тяжелой стадии. Пациент не в состоянии осознать, что нездоров, и что ему нужна помощь. Больной думает, воспринимает, чувствует и относится к окружающим не так, как все.

Лечение такого расстройства длительное, но эффективное, имеющее множество различных методик. Важно, чтоб в лечении принимал участие высококвалифицированный специалист.

Пограничные психические расстройства – это отдельная категория заболеваний, к которым могут относиться имеющие общие и различительные черты с психическими. Возникать и протекать таковые могут впоследствии некоторых социальных факторов. В данную группу не относятся невротические и нервозные симптомы.

Пограничные расстройства можно лечить, как и другие заболевания подобного рода. Важными аспектами при этом остается правильная диагностика и система лечения.

Симптомы и признаки психических расстройств

Каждое расстройство психики сопровождается определенными нарушениями мышления, поведения, не соответствующие общепринятыми в обществе. В большей мере признаки психического расстройства связаны с таким состоянием, когда пациент угнетен, и организм не в состоянии выполнять некоторые функции.

На первых этапах симптомы психических расстройств могут быть незначительны и незаметны, но при отсутствии лечения могут приобрести резко выраженный характер. Знакомые, близкие люди, или сам больной замечают такие изменения:

  • Физиологические (болевые ощущения, бессонница).
  • Моральные (возникновение внезапной печали, тревоги, страха, радости).
  • Когнитивные (неспособность ясно мыслить, нездоровые убеждения, нарушение памяти).
  • Поведение (агрессивность, невыполнение элементарных дел).
  • Галлюцинации (зрительные, слуховые и пр.).

Если данные симптомы были обнаружены, являются ненормальными (появляются без причин), то в таком случае необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Психические расстройства у женщин 

Поскольку женщины отличаются от мужчин, они имеют свои особенности в психическом отношении тоже. Признаки психического расстройства у женщин чаще всего связаны с некоторой группой заболеваний, например:

  • Депрессивное состояние. Женский пол страдает от депрессий в два раза чаще, чем мужской.
  • Тревоги и фобии. Встречаются столько же, сколько и у мужчин, но имеют более тяжелые последствия. Особо опасны они при беременности.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Часто случается после перенесения травм.
  • Попытки суицида. Хоть и смертельных случаев от суицида больше среди сильного пола, но женщины гораздо чаще осуществляют попытки это сделать.
  • Пищевые расстройства. Женщины очень подвержены анорексии, булимии и обжорству.

Симптомы психического расстройства у женщин и у мужчин (одного и того же заболевания) могут значительно отличаться. Это обуславливают такие факторы:

  • биологические – гормональные особенности организма;
  • социально-культурные – положение женщины в обществе ниже мужчины, множественные обязанности, внимание внешности, опасность перед теми, кто может причинить вред (воры, насильники).

Психические расстройства у мужчин 

У сильного пола психические расстройства встречаются чаще. Основные заболевания психики у мужчин – это шизофрения, неврозы, маниакально-депрессивные синдромы, фобии разных видов. Зачастую боле подвержены расстройствам молодые люди.

Видео о том, какие бывают психические расстройства

Признаки психического расстройства у мужчин зависят от самой болезни и могут проявляться следующим образом:

  • Частые перепады настроения. Состояние может изменяться от веселого до грустного и совсем безразличного без всякой на то причины.
  • Фатальная ревность. Без причины, которая переходит разумные пределы.
  • Обвинение окружающих в своих неудачах и проблемах.
  • Склонность обижаться по пустякам.
  • Замкнутость в себе.
  • Неряшливость.

В отдельных случаях могут наблюдаться обратные эффекты проявления морального отклонения.

Причин, разновидностей и симптомов психических расстройств огромное количество. Некоторые факторы происхождения до сих пор так и остаются неизвестными. Моральные отклонения могут по-разному проявляться у мужчин и у женщин. Лечение психических заболеваний зависит от целого ряда факторов, которые должен определять высококвалифицированный специалист.

А Вы знакомы с людьми, имеющими психические расстройства? Что Вы думаете об этих заболеваниях? Поделитесь своим мнением в комментариях.

www.rutvet.ru

Понятие нормы в психиатрии. — МегаЛекции

В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма – патология».

На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход

Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.

Адаптационный подход

Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности.

Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

Культурно-релятивистский подход

Не решает проблемы и подход с позиции культурного релятивизма. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.



Психопатологический подход

Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию.

 

Шизофрения. Этиологические факторы. Основные формы шизофрении: простая, параноидная, гебефреническая, кататоническая, резидуальная (остаточная), постшизофреническая депрессия. Психосоциальная реабилитация больных шизофренией.

Шизофрения— это «хроническое эндогенное заболевание, проявляющееся различной негативной и позитивной симптоматикой, и характеризующееся специфическими нарастающими изменениями личности. (заболевание протекает продолжительное время и несет в себе определенную стадийность и закономерность в смене симптомов и синдромов. При этом негативные симптомы — это «выпадение» из спектра психической деятельности ранее существовавших признаков, характерных для этой личности — уплощение эмоционального реагирования, редукция энергетического потенциала. Позитивные же симптомы — это появление новых признаков — бреда, галлюцинаций.)

В мире страдают шизофренией около 45 млн. человек; ежегодно диагностируется около 4,5 млн. новых случаев. Распространенность за период жизни обычно указывается от 0,8 до 1%, однако систематический обзор исследований, проведенных в 2002 году, дал результат 0,55%. Заболеваемость шизофренией повышена в городских условиях проживания. Обнаруживаются вариации заболеваемости в масштабах земного шара и внутри отдельных стран.

Этиологические факторы

Этиология шизофрении (предрасполагающие факторы)

До сих пор не существует единой концепции этиологии и патогенеза шизофрении, которую бы разделяли большинство психиатрических школ мира. На современном этапе развития психиатрии с известной долей условности можно выделить две основные группы теорий этиологии и патогенеза этого заболевания — теории психогенеза и биологические теории. Последние представлены генетической гипотезой, биохимическими концепциями, дизонтогенетической теорией (теорией нарушения развития мозга) и иммунологическими концепциями, которые обычно объединяют с инфекционно-вирусными гипотезами. Однако все перечисленные теории не являются абсолютными и часто дополняют одна другую.

Теории психогенеза шизофрении имеют, скорее, историческое значение. Выделяют психодинамическую модель шизофрении, согласно которой причина этого заболевания лежит в нарушении интерперсональных взаимоотношений. Разновидностью этой модели можно считать представления, вытекающие из положений фрейдистской школы о подсознательной реакции на интерпсихический конфликт, возникающий в раннем детстве. Вторая модель психогенного развития шизофрении экзистенциальная,предполагающая изменение «существования» больного, его внутреннего мира. Сама болезнь в соответствии с этими представлениями есть особая форма экзистенции.

Среди биологических теорий шизофрении одно из главных мест занимает дофаминовая теория, согласно которой существует связь между особенностями обмена дофамина на мозговом уровне и патологией поведения, характерной для шизофрении. В соответствии с этой гипотезой предполагается, что при шизофрении повышается активность дофаминовой системы мозга с увеличением выделения дофамина, усилением дофаминовой нейротрансмиссии и гиперчувствительностью дофаминовых рецепторов, т.е. предполагается, что дофаминовые нейроны находятся в гиперактивном состоянии. При этом негативные симптомы при шизофрении связаны со снижением активности мезокортикальной части дофаминергической системы, а позитивные — с гиперактивностью подкорковых дофаминергических структур. Антипсихотическое действие нейролептиков при шизофрении, согласно данной гипотезе, определяется способностью этих препаратов связывать не менее 70 % дофаминовых D2-рецепторов. Кроме того, очень высокая антипсихотическая активность атипичных нейролептиков последней генерации (оланзепин, рисперидон, клозапин и др.) объясняется их способностью связывать не только дофаминовые D2-, D3-, D4-рецепторы, но и серотониновые, адренергические, холинергические и гистаминовые рецепторы.

Аутоинтоксикаицонная гипотеза связана с обнаружением в биологической жидкости больных шизофренией разнообразных белковых физиологически активных токсических субстанций, дающих нейротропные эффекты.Эти токсические соединения в эксперименте подавляли жизнедеятельность объектов, использованных в качестве тест-систем, изменяли нейрональную активность изолированных клеток мозговой ткани in vivo и в культуре in vitro, они нарушали интегративные формы поведения различных животных и человека.

Рецепторно-нейрохимические теории включают в себя серотониновую гипотезу (недостаточность серотониновой нейротрансмиссии), норадренергическую гипотезу (дегенерация норадренергических нейронов) и некоторые другие.

Аутоиммунная гипотеза шизофрении основывается на представлениях об аутоиммунных процессах. При этом по какой-то причине организм человека начинает вырабатывать антитела к антигенам тканей мозга.

Наследственная гипотеза. Считается, что шизофрения передается по наследству от больных родителей. Если шизофрения зарегистрирована у одного из родителей, то этим же заболеванием будут страдать 16,4% детей, если же больны оба родителя, их число увеличивается до 68,1 %. Братья и сестры больных шизофренией страдают этим видом патологии в 14,3 % случаев. При заболевании шизофренией одного из монозиготных близнецов развитие ее у другого близнеца отмечается в 86,2 % случаев. Это соотношение у дизиготных близнецов снижается до 16,4 %.

Гипотеза нарушения развития мозга (дизонтогенетическая). Сущность этой гипотезы сводится к тому, что определяющая появление шизофрении патология может возникать под влиянием генетических, токсических, вирусных и других факторов в пренатальном периоде. Происходящие при этом структурные изменения, будучи компенсированными в силу высокой пластичности развивающегося мозга, могут предшествовать манифестации болезни. Мозговая патология выражается не в грубых морфологических изменениях, а в незрелости определенных клеточных систем или в искажении их развития. Важным в теории дизонтогенеза является предположение, что отклонения в развитии мозговых структур на клеточном и субклеточном уровнях лежат в основе риска по шизофрении, а развитие клинической симптоматики происходит под влиянием стрессовых факторов.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *