Толбатова наталья олеговна где принимает – Ограничение доступа
Курск | Детская неврология: лечить или не лечить? — БезФормата
Если еще несколько десятилетий назад нам не приходилось говорить о довольно обширном распространении неврологических нарушений у детей, то сегодня практически каждый новорожденный или ребенок первого года жизни имеет те или иные отклонения в этом статусе. Причем сами мамы по-разному реагируют на поставленный диагноз: кто-то следует рекомендациям врачей, кто-то больше доверяет советам соседки, которая своих пятерых воспитала и уж, конечно, является экспертом в этой области, а некоторые мамы просто выбирают страусиную тактику и отрицают очевидное. Откуда берется эта глобальная проблема и как быть, если ребенку поставлен неутешительный диагноз? Ответы на эти вопросы постараемся найти вместе с детским врачом-неврологом первой категории Натальей ТОЛБАТОВОЙ.
— Наталья Олеговна, в советское время большинство мам слыхом не слыхивали о детской неврологии. Это потому, что дети были здоровее?
— Трудно сказать – здоровее или нет, просто так было устроено общество: к детским неврологам тогда было не принято ходить, и обращались, как правило, уже при явных проблемах.
— А есть ли сейчас дети без неврологических патологий?
— Есть дети, у которых эти нарушения минимальны, и в таком случае им достаточно наблюдения, массажа или легкой коррекции.
— Многие родители встают перед дилеммой — лечить или не лечить имеющиеся нарушения?
— В том случае, когда мама принимает решение не лечить своего ребенка, она должна понимать, что практически каждый ребенок с перинатальным поражением ЦНС находится в группе риска по задержке моторного и речевого развития или по тому же самому синдрому двигательной гиперактивности с дефицитом внимания. И в дальнейшем, вероятно, ребенку могут понадобиться более серьезные препараты.
— Самый распространенный диагноз — перинатальная энцефалопатия. В чем причина этого заболевания?
— Гипоксия головного мозга ребенка, которая может возникнуть во время беременности и родов. В частности, если была угроза прерывания беременности или в случае, если беременность протекала нормально, но в этот период будущая мама перенесла какие-то простудные, вирусные заболевания. Также недостаточному поступлению кислорода к тканям головного мозга плода способствует малоподвижный образ жизни современной беременной женщины, которая предпочитает пешим прогулкам передвижение на автотранспорте и в целом не утруждает себя хотя бы минимальной физической нагрузкой, а в результате – «кислородное голодание» плода и слабые мышцы живота и таза у будущей мамы. Может сказаться и неблагоприятное течение родов, но это опять-таки проистекает от физической слабости современной женщины: у многих будущих мам нет хорошей родовой деятельности, а значит, им необходимо родовспоможение. Так возникает гипоксия головного мозга.
— Каковы признаки энцефалопатии?
— Она имеет разные симптомы. Например, у кого-то может быть синдром повышенной возбудимости, у кого-то, наоборот, синдром «вялого ребенка». В дальнейшем при мнимом выздоровлении, когда, казалось бы, ребенок восстановился, у него может наблюдаться нарушение речевых функций, низкая концентрация внимания, нарушение осанки, косолапые стопы – все это последствия перинатальной энцефалопатии. Поэтому ребенок должен наблюдаться у невролога даже тогда, когда нет существенных жалоб – не реже одного раза в год, особенно в первые три года жизни.
— У младенцев часто бывает судорожный синдром. Это предвестник эпилепсии?
— Не обязательно. В первые трое суток жизни они могут быть, но это не означает, что они будут повторяться. А судороги первого года жизни бывают как доброкачественные, которые проходят с возрастом, так и злокачественные. Все очень индивидуально и требует наблюдения врача.
— Может ли перинатальная энцефалопатия спровоцировать развитие эпилепсии?
— Эпилепсия бывает наследственного характера или возникает в результате поражения головного мозга — так называемая симптоматическая эпилепсия. Чем лучше качество обследования головного мозга с развитием прогресса, тем чаще выявляются случаи симптоматической эпилепсии. Если раньше эти симптомы считались неуточненными, то сейчас МРТ головного мозга с большим разрешением позволяет установить этот диагноз.
— Можно ли ребенку делать прививки при неврологических нарушениях?
— Неврологических противопоказаний нет. Если же возникают какие-то острые процессы, то каждый случай рассматривается в строго индивидуальном порядке.
— Часто даже маленькие дети жалуются на боли в шее. Это остеохондроз так помолодел?
— Да. У маленьких детей достаточно часто бывает нестабильность шейного отдела позвоночника, что в дальнейшем является причиной развития остеохондроза позвоночника. Залог здорового позвоночника – это крепкий мышечный корсет, то есть чем крепче мышцы, тем лучше они держат осанку и шею в правильном положении. Занятия лечебной гимнастикой, массажем и посещение спортивных секций — хорошая профилактика ранних остеохондрозов и возможность обойтись в дальнейшем без медикаментозного лечения.
— Еще одна распространенная проблема у детей — ночной энурез. Когда ребенок должен проситься на горшок?
— К трем годам у него должно быть сформировано это понятие. Но в каких-то индивидуальных случаях допускаются такие «неприятности» до четырех-четырех с половиной лет. Сам диагноз «энурез» ставится только с пятилетнего возраста. Причины бывают разные. Есть стрессовый, невротический энурез, когда недержание мочи появляется как невротическая реакция. А есть неврозоподобный энурез, когда просто не сформировался рефлекс: мочевой пузырь наполнен, но не подается сигнал в головной мозг. Ребенку назначается лечение, и чем раньше оно будет проведено, тем быстрее эти связи будут налажены. При этом очень важно соблюдать питьевой режим и до трех лет снять с ребенка памперсы!
— Часто родители жалуются на задержку развития речи у детей. Всегда ли это свидетельствует о какой-то патологии?
— Есть такие варианты, когда ребенок не говорит, но совершенно нормально развит. Но очень часто к неврологу на прием приходят дети, которые даже по уровню развития, понятий и навыков не соответствуют своему возрасту. И тут понятно, что речь идет вторым вагончиком за задержкой развития.
— Почему сейчас больше детей с различными нарушениями речи, чем, скажем, 20-30 лет назад?
— Во многом потому, что снижен речевой контакт мамы с ребенком, которого практически с рождения усаживают перед телевизором, поэтому современная мама разговаривает со своим ребенком значительно реже. Также играет свою роль ограничение свободы ребенка. Сейчас очень много разных приспособлений – прыгунки, ходунки, манежи, которые облегчают маме жизнь, но делают менее активным и эффективным ее общение с ребенком. Британские ученые на этот счет даже проводили исследования и выяснили, что дети, которые находятся в ограниченном пространстве на первом году жизни, развиваются с задержкой. Или же столь любимые многими родителями ходунки, которые показаны лишь в тех случаях, когда ребенок задерживается в своем развитии: например, ему уже год, а он не стоит и не ходит, тогда ему нужно показать, что есть вертикальная поза. А в остальных случаях ходунки не нужны и даже вредны. Ведь очень часто у ребенка бывает нарушение тонуса, которое с помощью массажа можно устранить. Но если ребенка с транзиторным гипертонусом сажают в ходунки, он приучается отталкиваться передней третью стопы, и у него закрепляется шаговое движение на цыпочках. Поэтому очень часто можно видеть детей, у которых уже нет повышенного тонуса, но они все равно продолжают ходить на цыпочках. Это тоже своего рода педагогическая запущенность.
— То есть такие дети неврологически здоровы и не нуждаются в медикаментозном лечении?
— Правильнее сказать, что эти дети изначально были бы здоровее, если бы у мамы был другой подход к воспитанию. Очень часто в основе какой-то задержки лежит педагогическая запущенность. Потом мы, конечно, ее лечим медикаментозно и помогаем устранить нарушения. Но всего этого можно было бы избежать, то есть в основе многих проблем, которые мы сейчас видим у современных детей, все-таки неправильный подход к воспитанию.
— Двигательная гиперактивность – где же та грань между патологией и темпераментом?
— Вообще, до пяти лет этот диагноз стараются не ставить. В дальнейшем двигательную гиперактивность определяют с помощью специальных неврологических тестов строго индивидуально. Если диагноз подтверждается, ребенку назначается соответствующее лечение, и при нормальном течении синдром двигательной гиперактивности должен скомпенсироваться к десяти-одиннадцати годам. Но иногда приходят мамы, которым просто не нравится, что их дети очень темпераментные, приходится объяснять, что ребенок в лечении не нуждается. Поэтому определить — лечить или не лечить двигательную гиперактивность – может только невролог или психолог. Очень часто таким детям показана помощь именно психолога: если еще пару лет назад в Курске было сложно найти хорошего специалиста, то теперь с этим проблем не возникает.
— С какого возраста желательно показать ребенка психологу?
— В три года нужно обращаться, если у мамы возникли какие-то вопросы и ей кажется, что ребенок неуправляемый или гиперактивный. И психолог может объяснить маме тактику поведения с таким ребенком. Ведь иногда можно обойтись и без таблеток: вовремя оказать подросшему ребенку психологическую помощь. А можно таблетку дать и не помочь — в ситуациях, когда имеется какой-то семейный разлад. В действительности, случаев двигательной гиперактивности не так уж много, если бы не бытовые семейные проблемы, которые провоцируют ее у некоторых детей.
— Если у ребенка возникают трудности в обучении, можно ли его как-то наставить на путь истинный?
— Если ко мне на прием приходит ребенок с нарушениями школьной адаптации, то для начала мне опять же хотелось бы ознакомиться с заключением психолога, а уже потом делать какие-то выводы. Так, нарушения памяти или концентрации внимания у ребенка поддаются медикаментозной коррекции. Однако при низкой мотивации к учебе никакой волшебной таблетки нет, значит, этот ребенок – пациент психолога, который, поработав с ним, сможет мотивировать его на учебу.
Подготовила Юлия ПРОНСКАЯ
«Задание для волшебной палочки» — SmolNarod.RU
Свой 60-летний юбилей Наталья Владимировна Толбатова ознаменовала выходом новой, восьмой по счёту книги стихов и прозы, которая так и называется – «Задание для волшебной палочки. Под таким же названием прошёл и её творческий вечер, вчера, в Центре культуры на улице Тенишевой в Смоленске.
Выступая здесь, руководитель регионального отделения Союза писателей России Олег Дорогань высказал небесспорную мысль, мол, поэты на Руси не знают, что такое счастье, они страдальцы.
А мне представляется, что Наталья Толбатова – вполне счастливый человек. В ней на удивление гармонично сочетаются высочайшего класса преподаватель математики и информатики, заслуженный учитель школы Российской Федерации, талантливейший поэт, красивая женщина, любящая жена и мать. Её поэзия – живая, трепетная, светлая, оптимистичная. Она созвучна времени, его вызовам, проблемам, болям, надеждам и помыслам. Наталья Владимировна гордится, что живёт среди простых людей и делит с ними все радости и горести.
На вечере, задушевном, прошедшем на одном дыхании, поэта-юбиляра приветствовали и поздравляли её коллеги по писательскому союзу, по литературному объединению «Родник» имени Ю.В.Пашкова, представители творческих организаций Починка и Рославля, посланцы Шаталовской средней школы, друзья и просто любители поэзии. В течение пролетевших как одно мгновение двух часов звучали стихи, рассказы, пародии Натальи Владимировны, песни по её текстам. И, конечно же – аплодисменты – дружные, искренние, благодарные.
Единственное впечатление омрачило моё впечатление об этом вечере – почему-то никто из властей Починковского района и области не удосужился поздравить со столь знаменательной датой достойнейшего представителя педагогического и поэтического цехов нашего региона. Кто же тогда у нынешних чиновников и слуг народа ходит в патриотах?
Александр Королев. Фото автора.
smolnarod.ru
Дедушка Анатолий Толбатов: Мы большая и дружная семья
У Анатолия Александровича Толбатова два сына, четыре внука и внучка. Для всех он пример и старший товарищ. И в труде, и в отдыхе.
Все три семьи Толбатовых живут по-соседству, дома объединяет один двор, а потому дети и внуки частые гости у бабушки с дедушкой.
Анатолий Александрович закончил школу № 3 Белгорода с серебряной медалью, а Харьковский авиационный институт — с красным дипломом. В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию.
Анатолий Толбатов — профессор кафедры сопротивления материалов и строительной механики БГТУ имени Шухова. Под его руководством более семи тысяч студентов освоили непростой предмет «сопротивление материалов». Анатолий Александрович — ветеран труда и «Почетный работник высшей школы».
«Я на протяжении 35 лет работаю в одном вузе. Занимал должности замдекана, затем декана строительно-технологического факультета. В течение 12 лет был проректором по учебной работе. Хорошую дисциплину читаю. Уважают её студенты, потому что они помнят: пока не сдашь сопромат – жениться нельзя», — рассказывает Анатолий Александрович Толбатов.
Со своей женой Натальей Яковлевной Анатолий Толбатов вместе уже 45 лет, в этом году отпразднуют сапфировую свадьбу. Говорят, за всё время никогда серьезно не ругались.
«Муж — глава, который решает все важные жизненные вопросы. Всех опекает в нашей семье, то есть, это наш настоящий мужчина, которого мы все ценим и любим», — говорит Наталья Яковлевна.
«Само слова «семья» подразумевает, что нас должно быть семь. Нас уже больше. Мы большая и дружная семья», — убеждён Анатолий Александрович.
Семья Толбатовых создала свой семейный ансамбль, ведь всех объединяет любовь к музыке. Невестка – преподаватель флейты в детской музыкальной школе № 4 Белгорода. Старший внук играет на гитаре, единственную внучку Арину привлекают фортепиано и синтезатор. Их главный успех – 2-е место на областном конкурсе «Папа, мама, я – музыкальная семья».
Дети и внуки семьи Толбатовых все свои чувства к любимому дедушке сумели передать в песне собственного сочинения.
www.belnovosti.ru