Желание подростков – Доска желаний для подростка: как понять, чего ты хочешь

Содержание

Доска желаний для подростка: как понять, чего ты хочешь


Олеся Ахмеджанова

Мечты как птицы. Всегда с нами, но высоко-высоко — почти не достать. В подростковом возрасте они особенно яркие и красивые. Но что если ребенок не может сказать, чего ему хочется? Не понимает, как осознать и сформулировать желания. Выбрали несколько советов из книги «Чего ты по-настоящему хочешь», которые помогут понять себя. Дайте их почитать ребёнку.

Чего хочешь ТЫ

Каждый день все говорят тебе, что нужно делать. Родители, семья, друзья, учителя — все раздают советы. Конечно, прислушиваться к близким людям — полезно. Но гораздо важнее понять, чего же ты хочешь на самом деле.


Источник

Задай себе вопрос: «Чего на самом деле я хочу?». Подумай. Хочешь ли ты, чтобы тебя слушали? Одобряли. Поддерживали. Хочешь быть отличником, спортсменом, артистом, танцором? Научиться рисовать, кататься на сноуборде, сесть на шпагат? Может быть, ответы сразу возникнут в твоей голове. А может, не появится ни одного. Не переживай — это лишь повод, чтобы хорошо разобраться в себе. Чем мы и займёмся.

Анкета «Что меня вдохновляет»

Для начала советуем заполнить анкету. Анкета — отличный способ понять себя, во что ты веришь и что считаешь важным. Отвечай на вопросы честно, не пытайся казаться лучше или хуже. Можешь сохранить ответы в секрете, а можешь показать друзьям.

Чем мне нравится заниматься? Почему?

Что мне не нравится делать? Почему?

Что дает мне ощущение цели в жизни? Что придает моей жизни смысл?

К чему у меня талант? Что у меня хорошо получается? Как можно поработать над этим, чтобы у меня получалось еще лучше?

О чем мне нравится читать или смотреть фильмы?

О чем я думаю, витая в облаках?

Ответил? Прекрасно. На пути ещё один опросник.

Анкета «Найди свою мечту»

Эта анкета поможет определить твои ценности. Даже если ты ещё не определился с мечтой, ценности помогут тебе найти жизненный ориентир. Они определяют, кто ты есть и чего хочешь, делают тебя сильнее и смелее.


Источник

  • Напиши про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть твой друг, член семьи, учитель, тренер, сосед или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему ты считаешь их особенными?

  • Напиши о трех людях, которыми ты восхищаешься, но лично вы не встречались. Например, об известных людях, политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических личностях. За какие заслуги ты считаешь их великими?

  • Представь себя на выпускном вечере. Ты хочешь войти в праздничный зал, но тебя спрашивают: как ты думаешь, кем ты однажды станешь и чего добьешься. Что ты ответишь?

  • Через пять лет после окончания школы ты собираешься на вечер встречи выпускников, и тебя попросили сделать ролик о своей жизни. Какие события и достижения ты там покажешь?

  • Представь, что тебе исполняется семьдесят лет и твои друзья собираются наградить тебя Премией за достижения в жизни. Что они скажут о тебе? Какие твои достижения покажутся им особенными? Ты создавал произведения искусства? У тебя было свое дело? Ты был щедрым с друзьями? Хорошим родителем?

Итак, ты уже многое понял о себе. Составил карту ценностей. Написал о том, что тебе нравится. Определили свои увлечения и невероятные планы. Но как объединить эту информацию, чтобы она постоянно вдохновляла и мотивировала тебя? Очень просто — сделай доску желаний.

Доска желаний

Доска желаний — это коллекция картинок, фотографий, цитат, которые тебя вдохновляют. В них должны отражаться твои ценности, мечты и планы.

Это настоящее пространство для творчества — можно от души повеселиться и сотворить что-то необычное.

Чтобы сделать доску желаний, тебе понадобятся:

  • журналы, рекламные брошюры и прочие печатные материалы, из которых можно вырезать картинки;
  • мелкие вещи, как-то связанные с твоими мечтами: схемы или карты, билеты в театр, медиатор для игры на гитаре, горнолыжный абонемент;
  • одна или несколько твоих фотографий;
  • ножницы;
  • клей или скотч;
  • лист ватмана или плотной бумаги.

1. Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать. Найди картинки, которые отражают твои ориентиры. Если ты мечтаешь стать писателем, вырежи фотографию любимого литератора. Если ценишь в людях упорство, найди фото того, кто преодолел в жизни немало трудностей.


Источник

2. Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие черты, которые ты хотел бы видеть в себе — храбрость, ум, любознательность. Не забудь про жизненные ориентиры — сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным.


Источник

3. Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты. В середину листа прикрепи свою фотографию, а вокруг нее размести и приклей картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как тебе нравится.


Источник

Поздравляем: твоя доска готова! Повесь ее на видном месте, чтобы видеть ее перед сном и по утрам. Можно еще сделать фотографию коллажа и вложить ее в Дневник желаний, прикрепить к зеркалу или сделать заставкой на экране смартфона, чтобы всегда помнить о своих мечтах.

Доска желаний может меняться. Когда в твоей жизни появляется новая мечта, добавляй её на доску. Чем больше ты так делаешь, тем больше мотивируешь себя и тем четче вырисовывается твой путь.

По материалам книги «Чего ты по-настоящему хочешь»

Обложка поста отсюда

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Сексуальные желания подростков — ответы и советы на твои вопросы

Здравствуйте!!! Мне 15 лет…но уже около года у меня иногда возникают необъяснимые приступы животного желание в сексе… именно в данный момент, потом всё проходит, и я начинаю нормально жить…(я девственница)! Это нормально???
пороходниченко анастасия алексеевна

Здравствуйте, Анастасия! Конечно, сексуальные желания совершенно нормальное явление в вашем возрасте. Главное, адекватно на них реагировать, то есть, уметь сдерживаться, не бросаться без разбора на первую подвернувшуюся особь мужского пола, независимо от того, нравится он вам или нет.

Во время полового созревания кардинально меняются отношения между мальчиками и девочками. Подростки начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола. Зачастую между ними возникают романтические чувства. Приблизительно в этот период в романтических отношениях начинают проявляться элементы сексуальности. Сексуальность у тинейджеров проявляется в результате биологического созревания. Увеличенная выработка половых гормонов, особенно тестостерона, усиливает сексуальное желание и привлекательность у обоих полов.

Формирующиеся сексуальные влечения чаще всего сопровождаются повышенной возбудимостью – гиперсексуальностью. Так подросток может возбудиться и от просмотра кинофильма, и от собственных фантазий, и от рассказов сверстников. Гиперсексуальность характеризуется чрезмерной озабоченностью вопросами пола, иногда тотальной эротизацией окружающего мира, в котором видятся только аспекты, так или иначе указывающие на сексуальные проявления.

У юношей в период полового созревания желание заняться сексом возникает, в основном, из-за сексуального влечения к девушке. Поведением девушек чаще всего руководят эмоции (они хотят получить любовь, нежность и заботу со стороны партнера).

Но нередки исключения. Случается, что девушек привлекают больше сексуальные отношения, секс не как духовная близость, а как процесс.

Чрезмерная озабоченность характерна только для половины подростков-мальчиков, а среди девушек в возрасте 15–17 лет фиксированность на эротических проблемах выявляется не более чем у четверти. Подобного рода эмоциональная доминанта обычно носит временный характер и чаще всего сглаживается через несколько лет после прохождения подросткового периода. Другие подростки, напротив, демонстрируют небольшой интерес к сексуальности, но не лишены романтических переживаний и увлечений.

Характерной чертой подростковой сексуальности является разобщенность чувственного и нежного влечений. Дуализм любви и секса проявляется особенно резко у мальчиков. Юношеская мечта о любви и образ идеальной возлюбленной часто десексуализированы, то есть лишены половых критериев. Зарождающиеся привязанности обусловлены прежде всего потребностью в общении, самораскрытии, эмоциональном тепле. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первые свидания, первый поцелуй в этом возрасте важны не столько сами по себе, сколько как социальные символы, знаки взросления. Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден.

Представления о сексе у мальчиков-подростков преимущественно обезличены, отрезаны от остальной жизни, сфокусированы на желании физической разрядки и потребности самоутверждения. У девушек нет такой фиксированности на физическом сексе, как у мальчиков. В качестве необходимого компонента отношений ими указываются безопасность, комфорт и единство чувств.

Сексуальная активность подростков носит отчетливо экспериментальный характер, это процесс постижения собственных телесных функций, проигрывания множественных вариантов взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. Все это находит выражение в подростковой мастурбации, бурном, а иногда и безудержном фантазировании на эротические темы, легкости вовлечения в «бездуховные» сексуальные контакты, возможности участия в необычных (девиантных) действиях («групповой секс», контакты с лицами своего пола, различные варианты развратных действий, в том числе сексуальное насилие, и многое другое).

Постарайтесь принять свои собственные желания с пониманием и будьте готовы отказываться от их воплощения в жизнь, если это может привести к чему-то негативному, с вашей точки зрения.

Источники:

http://prelestnitsa.ru/semya-dom/259-seks-v-podrostkovom-vozraste.html

http://lib.rus.ec/b/110736/read

Полезный совет?

Расскажите друзьям


Внимание!

Напоминаем вам, что статья носит рекомендательный характер.
Для установления правильного диагноза нужна очная консультация врача!

www.domotvetov.ru

Сексуальное влечение: слишком сильное, слишком слабое?

18+

Мы обычно знаем, кто и что нас влечет, но очень часто не можем найти причину этого влечения. Половое влечение врожденно, однако с возрастом и новым опытом оно развивается, усложняется. Чаще всего влечение различается по силе: при чрезмерном влечении говорят о гиперсексуальности, при его ослаблении — о гипосексуальности, а в случае полного отсутствия влечения — об асексуальности. Как выражаются эти особенности сексуального развития у детей и подростков?

Вряд ли бывают родители, которых беспокоит недостаточное сексуальное влечение у маленьких детей. А вот гиперсексуальность, особенно если она проявляется еще до подросткового возраста, часто обращает на себя внимание. Самое распространенное проявление гиперсексуальности — мастурбация.

Если речь идет о подростках, то для них гиперсексуальность — нормальная возрастная особенность, а мастурбация как ее проявление — безопасный способ снятия напряжения и приобретения сексуального опыта. У детей помладше мастурбация также может свидетельствовать о повышенной сексуальности, связанной с разными причинами. Чтобы разобраться в них, может потребоваться профессиональная помощь детского и семейного психолога.

Детская гиперсексуальность

Бывают такие дети, которые по своему психосексуальному развитию обгоняют сверстников. В этом случае родители замечают не только частые прикосновения к половым органам, но и стремление затевать сексуальные игры, обнажаться, прижиматься, обнимать, целовать сверстников и взрослых. Стойкий характер подобного поведения, неспособность его контролировать — важные симптомы, которые могут указывать на нарушения в работе эндокринной системы или определенных отделов головного мозга.

К счастью, такие нарушения встречаются довольно редко. Чаще к психотерапевтам приводят мальчиков и девочек, у которых гиперсексуальность связана с невротическими расстройствами. Родителей озадачивает и шокирует упорное стремление ребенка к мастурбации, подглядыванию за переодеванием, физиологическими отправлениями лиц противоположного пола, к организации сексуальных игр.

Иногда такое поведение наблюдается лишь эпизодически, со временем прекращается. Если оно становится постоянным и назойливым, то, скорее всего, ребенок испытывает сложности в психологической и социальной адаптации. Мастурбация у детей до вступления ими в период полового созревания представляет собой проявление гиперсексуальности и одновременно частый симптом невротического конфликта.

Зигмунд Фрейд считал, что у таких детей затруднено формирование чувства стыда, эстетических и моральных представлений. Он подчеркивал, что возведение этих «плотин» — не только дело воспитания, что оно может быть обусловлено и наследственными факторами.

При чем тут родители?

Одной из причин детской гиперсексуальности, в частности, проявляемой мастурбацией, может быть депривация: недостаточное внимание к ребенку со стороны значимых взрослых в сочетании с повышенными к нему требованиями. Такие дети страдают от низкой самооценки, переживают чувства ненужности и одиночества. Дефицит впечатлений, положительных эмоций они нередко восполняют с помощью мастурбации, иногда испытывая при этом чувство вины, пытаясь бороться с желанием. Из-за этого мастурбация может приобретать навязчивый характер.

Другая причина невротической гиперсексуальности — постоянная, как правило, неосознаваемая родителями стимуляция сексуальных интересов ребенка: обнажение перед ребенком противоположного пола, призыв не стыдиться наготы, совместные купания, излишне нежные ласки, объятия и поцелуи в губы, частое совместное пребывание в одной постели.

Дисгармония супружеских отношений, сексуальная неудовлетворенность родителей могут провоцировать у отца или матери бессознательное стремление к сексуально окрашенным отношениям с ребенком противоположного пола. Подобные отношения с родителями вызывают у детей двойственные чувства: чувственное удовольствие, ощущение «значительности и обладания властью в семье», с одной стороны, и «сексуальный дискомфорт, чувство вины» — с другой.

При этом родители, как правило, уверены, что не воспринимают собственных детей как представителей противоположного пола, и не верят в то, что могут представлять для своих детей сексуальный интерес.

Родителям предстоит найти и устранить причину тревожности, те обстоятельства, которые стимулируют сексуальность ребенка

Родители 8-летней девочки пришли на прием, заметив, что дочь часто садится верхом на подлокотник кресла, совершает характерные движения. Выяснилось, что каждый день папа, пока жена готовит ужин, помогает дочери подмываться, несколько раз в неделю купает ее. В то же время мать девочки уже больше года отказывала мужу в интимной близости, ссылаясь на то, что не может достичь оргазма, и половой акт ей неприятен.

Всего три сеанса психотерапии понадобились для того, чтобы супруги обрели сексуальную гармонию, а у девочки после игровых занятий с психологом исчезла потребность в самоудовлетворении.

Сегодня, когда в обществе господствуют весьма либеральные взгляды на сексуальную мораль, не только родители, но и некоторые специалисты не осознают, что нужно обратить внимание на ребенка, если у него наблюдается навязчивое желание мастурбировать.

32-летняя Мария обратилась ко мне с жалобами на своего 6-летнего сына: он вел себя агрессивно с няней и с детьми в детском саду, к тому же у него появился мигательный тик. На вопрос о мастурбации ребенка она ответила утвердительно и даже с некоторой гордостью: «Да, он часто «нежится». Как свободная минутка выдается, так сразу в кровать бежит и «нежится». Настоящий мужик растет! Я иногда подхожу и заглядываю под одеяло, как он это делает. Раньше он стеснялся, а теперь перестал».

Конечно, ругать или тем более наказывать маленького ребенка за мастурбацию нельзя, но и поощрять ее тоже крайне неразумно. Для родителей это скорее сигнал: с ребенком что-то не в порядке, им предстоит найти и устранить причину его тревожности, те обстоятельства, которые стимулируют сексуальность ребенка, которому еще далеко до подросткового возраста.

Нередки такие ситуации, когда родители запрещают детям мастурбировать, ругают их за это, но одновременно сами неосознанно возбуждают их.

38-летняя Инна привела ко мне 10-летнего сына и рассказала, что уже два года борется с его онанизмом. У мальчика наблюдался также повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость и нарушения сна, он грыз ногти. Инна старается не оставлять его одного и даже сняла крючок в туалете. Когда мальчик идет в туалет, мать, подождав некоторое время, распахивает резко дверь и всегда застает сына за «недостойным занятием». Это происходит ежедневно.

Мать с сыном живут вдвоем, и, хотя в квартире две комнаты, спят они вместе в одной постели, так как «сын во сне часто раскрывается». Каждый вечер перед сном Инна снимает с себя всю одежду и надевает ночную рубашку в присутствии сына, причем уверяет, что мальчик не обращает на нее внимания. Она моет сына в ванной, иногда они купаются вместе. Только когда удалось убедить мать, что причина гиперсексуальности мальчика именно в ее действиях, психотерапия дала результат.

Одинокие мать или отец могут хорошо воспитать ребенка противоположного пола, но риск совершать ошибки у них выше

Важно понимать, что родители в большинстве случаев вовсе не хотят ни сексуально возбуждать ребенка, ни использовать его для удовлетворения собственных желаний. Однако их сексуальная неудовлетворенность оказывается для детей фактором риска. Осознав механизм происходящего, они могут успешно сотрудничать с психотерапевтами и общими усилиями устранить проблему.

В гармоничных семьях отец и мать служат для детей образцом мужского и женского поведения. Если один из родителей компенсирует за счет ребенка дефицит тепла, общения, положительных эмоций, сексуальных переживаний, ребенок испытывает постоянное напряжение и двойственные чувства: сексуальный интерес, удовлетворение любопытства сочетаются у него с чувством вины, желание прекратить подобные отношения — с невозможностью отказаться от такой увлекательной сексуальной игры.

Одинокие мать или отец могут хорошо воспитать ребенка противоположного пола, но риск совершать ошибки у них выше, они чаще нуждаются в психологической помощи. Появление у ребенка первых признаков стыда наготы должно быть встречено родителями с пониманием. Если ребенок 8–9 лет совсем не стесняется членов семьи противоположного пола, ему стоит объяснить, что он уже большой и должен следовать определенным правилам приличия.

Ни в коем случае нельзя впадать в другую крайность, требовать от ребенка чрезмерной стыдливости, создавать у него впечатление, что все связанное с половыми органами, с сексом постыдно и грязно.

Гиперсексуальность у подростков

Физиологические и психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, естественно проявляются повышенным интересом к сексу, к книгам и фильмам на эту тему, к противоположному полу, высокой сексуальной возбудимостью, мастурбацией. Последняя позволяет подросткам снять напряжение, которое имеет как физиологические причины, так и стимулируется примером приятелей и подруг, желанием проверить свои сексуальные возможности и получить удовольствие.

Взрослым стоит быть более внимательными к подростку в том случае, если они замечают у него сверхценное, тревожное или навязчивое отношение к сексу, свойственное детям, воспитанным в рамках чрезмерно строгой морали.

О том, что мастурбация стала навязчивой потребностью, говорит желание «не думать об этом» в сочетании с попытками бороться с «вредной, стыдной привычкой», страхом заболеть из-за нее, нарастающим чувством вины от невозможности справиться с собой. В семье, где секс табуирован и считается чем-то порочным, подобные переживания могут быть вызваны даже эротическими сновидениями.

Грязные разговоры, порнографические картинки позволяют подросткам «заземлить» их эротические переживания

Почти повсеместное использование подростками бранной лексики — еще одно проявление гиперсексуальности, которое обычно указывает на их неуверенность в собственной сексуальной «нормальности» и состоятельности. Используя матерные слова, тинейджер как бы пытается показать окружающим, что пренебрежительно относится к вопросам пола, что проблем в этой области для него не существует.

«Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают у многих подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены», — пишет Игорь Кон в своей книге «Психология старшеклассника» (Просвещение, 1980).

Что заставляет их решиться?

Либерализация сексуальной морали, обилие эротики и откровенных сексуальных сцен в рекламе, журналах, в кино и интернете, доступность порнографии, безусловно, подстегивают и без того разогретый гормонами интерес подростков к сексу. Но отправиться на поиски «взрослой» любви их заставляет потребность в близком общении и эмоциональном тепле.

Прообраз первой возлюбленной для мальчика — его мать, а ранние, часто случайные половые связи могут указывать не на стремление к взрослым сексуальным отношениям, а на желание вновь почувствовать материнскую ласку. Так что причиной ранних и беспорядочных сексуальных связей подростка часто служит не столько усиление полового влечения, сколько комплекс неполноценности, неуверенность в своей привлекательности и сексуальных возможностях, одиночество, жажда любви и внимания.

Другой причиной раннего начала половой жизни может быть желание самоутвердиться, казаться взрослее, отстоять свое право распоряжаться собственным телом в сочетании с неуверенностью в своей сексуальной состоятельности и желанием походить на «опытных» друзей-сверстников.

Поиски удовлетворения могут спровоцировать сексуальное экспериментирование, частую смену партнеров

При общей схожести эмоционального состояния главными для юношей и девушек оказываются разные мотивы. Для юношей — это чаще стремление к самоутверждению, независимости и самостоятельности, желание произвести впечатление на друзей, любопытство и экспериментирование, удовлетворение физиологической потребности.

Девушками чаще движут любовь и чувства к партнеру. Они испытывают давление будущего сексуального партнера или среды, желание избежать одиночества и быть как все, стремятся стать более популярной в среде сверстников и независимой от родителей.

Нередко сексуальный дебют случается без эротических переживаний, без влюбленности. Тогда он часто вызывает недоумение и разочарование, особенно если случается в неподходящем месте, поспешно, в состоянии опьянения. В результате вместо удовольствия и восторга — сожаление и неуверенность в себе. Как сказала одна девочка, «было быстро, больно и противно».

Но даже если секс принес физиологическую разрядку, отношения без любви не дают ожидаемого удовлетворения. Его поиски могут спровоцировать сексуальное экспериментирование, частую смену партнеров. Дефицит тепла, положительных эмоций, интимности такие сексуальные отношения не восполняют и поэтому надежд подростков не оправдывают. У них нарастает тревога, им становится труднее справляться с проблемами собственного предназначения, одиночества, жизни и смерти, смысла жизни.

Отсутствие желания

Гипосексуальность и асексуальность в подростковом возрасте — снижение и отсутствие сексуальных интересов, полового влечения. Как правило, сексуальное «равнодушие» сочетается с выраженным астеническим синдромом или с физическим инфантилизмом. Переживание сексуальной несостоятельности может в определенных ситуациях подтолкнуть подростка к сексуальному экспериментированию и раннему началу половой жизни, как и у гиперсексуальных сверстников.

Иногда в связи с особенностями воспитания и личностными установками подростки тщательно скрывают свой интерес к сексу. Это ложная гипосексуальность, при которой половое влечение присутствует, но подавляется. Подросток пытается бороться с собственной чувственностью, нередко изнуряет себя физическими упражнениями или учебой.

Отсутствие интереса к противоположному полу также может быть связано с тем, что подросток не способен решить задачу эмоционального отделения от родителей. Причиной, а иногда результатом этого могут быть отношения между подростком и родителем противоположного пола, в основе которых бессознательное влечение одного к другому.

Гармоничные отношения в семье, теплая эмоциональная атмосфера, соблюдение личных телесных и душевных границ, внимательное, уважительное отношение к детям, удовлетворение их жажды получения впечатлений и постепенного обретения самостоятельности способствуют благополучному сексуальному развитию — не слишком быстрому и не слишком медленному.

Дать созреть зеленым яблокам

Доверительные и дружеские отношения родителей с детьми помогут подросткам избежать ошибок и разочарований первой любви. Помогите взрослеющему ребенку разобраться в чувствах, отличить дружбу от влюбленности, любовь от влечения. Возможно, начать разговор поможет эта притча.

«Жил один человек, который никогда в жизни не пробовал яблок. А вокруг все говорили, какие яблоки прекрасные и вкусные, даже пели об этом песни. Очень захотелось человеку яблоки попробовать. Узнал он, что растут они на особых деревьях. Нашел яблоню и хотел яблоко сорвать. «Подожди! — сказали ему. — Яблоки еще не созрели, рано еще их есть».

Не послушался человек совета. Слишком велико было у него желание. Сорвал несколько яблок и съел. Яблоки были очень твердые, кислые, противные. А потом у него заболел живот. «И чего люди врут? — недоумевал он. — Знаю я, какие на самом деле яблоки, пробовал…»

Чувства тоже должны созреть, люди должны стать близкими и полностью друг другу доверять.

Об авторе

Игорь Добряков — кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова.

Читайте также

www.psychologies.ru

Подростковая сексульность. Три возраста сексуальности

Подростковая сексульность

Процесс полового созревания играет центральную роль в становлении личности подростка и очень тесно связан с формированием чувства собственной значимости и личностной идентичности. При этом подростки подходят к образу своего тела с завышенными требованиями. Они постоянно сравнивают себя со сверстниками, крайне болезненно реагируют на любые замечания в свой адрес, склонны находить у себя физические отклонения даже тогда, когда все показатели соответствуют норме. Особую тревогу у мальчиков вызывает рост гениталий, так как их размеры связываются с мужественностью и мужской потенцией. Молодые люди постоянно изучают себя, производят обмеры, сравнивают и обсуждают результаты. Многих беспокоят и явные проявления созревания: высказываются опасения, что эрекция будет заметна в самый неподходящий момент, например, во время ответа на уроке или в танце с девушкой.

Девочки недовольны большим количеством частей своего тела. Например, их волнует величина и форма ягодиц, ног, коленей, ступней. В нашей культуре символом женственности является грудь, поэтому ее недостаточные или чрезмерные размеры обычно тревожат девочек.

Усиленная секреция мужских половых гормонов (андрогенов) порождает так называемую подростковую гиперсексуальность, проявляющуюся в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях, бурных эротических фантазиях, навязчивой мастурбации. Гиперсексуальность характеризуется чрезмерной озабоченностью вопросами пола, иногда тотальной эротизацией окружающего мира, в котором видятся только аспекты, так или иначе указывающие на сексуальные проявления.

Однако в интенсивности эротических и сексуальных интересов наблюдаются значительные индивидуальные различия. Чрезмерная озабоченность характерна только для половины подростков-мальчиков, а среди девушек в возрасте 15–17 лет фиксированность на эротических проблемах выявляется не более чем у четверти. Подобного рода эмоциональная доминанта обычно носит временный характер и чаще всего сглаживается через несколько лет после прохождения подросткового периода. Другие подростки, напротив, демонстрируют небольшой интерес к сексуальности, но не лишены романтических переживаний и увлечений.

Характерной чертой подростковой сексуальности является разобщенность чувственного и нежного влечений. Дуализм любви и секса проявляется особенно резко у мальчиков. Юношеская мечта о любви и образ идеальной возлюбленной часто десексуализированы, то есть лишены половых критериев. Зарождающиеся привязанности обусловлены прежде всего потребностью в общении, самораскрытии, эмоциональном тепле. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первые свидания, первый поцелуй в этом возрасте важны не столько сами по себе, сколько как социальные символы, знаки взросления. Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден.

Представления о сексе у мальчиков-подростков преимущественно обезличены, отрезаны от остальной жизни, сфокусированы на желании физической разрядки и потребности самоутверждения. У девушек нет такой фиксированности на физическом сексе, как у мальчиков. В качестве необходимого компонента отношений ими указываются безопасность, комфорт и единство чувств.

Сексуальная активность подростков носит отчетливо экспериментальный характер, это процесс постижения собственных телесных функций, проигрывания множественных вариантов взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. Все это находит выражение в подростковой мастурбации, бурном, а иногда и безудержном фантазировании на эротические темы, легкости вовлечения в «бездуховные» сексуальные контакты, возможности участия в необычных (девиантных) действиях («групповой секс», контакты с лицами своего пола, различные варианты развратных действий, в том числе сексуальное насилие, и многое другое).

Подростковая мастурбация

Начало самостимуляции связано с примером сверстников или является неожиданной «находкой» в процессе игры с гениталиями. Она содержит элемент любопытства к своему изменившемуся телу, стремление познать функционирование полового аппарата и проверить потенцию, то есть прежде всего убедиться в своей нормальности. В дальнейшем мастурбация становится осознанным действием, средством, позволяющим снять или смягчить проявления физиологического дискомфорта, и призвана осуществить разрядку, дать физиологическое удовлетворение. Для подавляющего большинства мастурбация оказывается естественным этапом в развитии здоровой сексуальности, является нереализованной формой гетеросексуального влечения (вместо отсутствующего объекта желаний) и сопровождается соответствующими фантазиями, в которых большинство представляет близость с любимым человеком.

Интенсивность мастурбации у подростков варьируется в широких пределах: от нескольких раз в год до ежедневных и даже неоднократных в течение суток. Нормативных цифр тут нет и быть не может. Различия объясняются уровнем сексуальной возбудимости, фиксированностью на сексуальной сфере, особенностями половой конституции, частично – моральными запретами. Долгие годы считалось, что девушки прибегают к самостимуляции значительно реже юношей. Опросы последних лет показывают, что наблюдается постепенное сглаживание половых различий и в этом: почти 2 /3 девушек и 82% мальчиков сознались в мастурбации.

Мастурбация у подростков – специфическое проявление возраста, непатологическая суррогатная форма разрядки сексуального напряжения, в сущности безвредная и способствующая снижению повышенной половой возбудимости.

Гомоэротическая активность

В период полового созревания весьма распространенными оказываются преходящие гомосексуальные контакты, которые можно отнести к определенному этапу нормального психосексуального развития. Для мальчиков 13–16 лет свойственно стремление к поиску объектов для идентификации в среде сверстников. Потребность в эмоциональном контакте, интимности в этом возрасте очень высока и реализуется в однополой дружбе, тесно граничащей с влюбленностью, что может вести к физическим проявлениям доверительности, общению в виде телесной ласки, которая в некоторых случаях сопровождается оргастической разрядкой, а потому клинически рассматривается как гомосексуальные действия. Чаще всего наблюдаются разного рода генитальные игры, совместная и взаимная мастурбация, реже – орально-генитальные контакты. Подобное поведение может вызываться естественным любопытством, интересом к телу и гениталиям представителей своего пола, отражает потребность подростка познать свое изменившееся телесное «я» через сравнение с другими. Обычно гомоэротические действия носят эпизодический, несистематизированный характер и легко прекращаются при появлении гетеросексуальных привязанностей. В процессе опроса 10, 4% девушек и 3, 9% юношей признались в желаниях вступить в сексуальный контакт с лицом своего пола. Около 6% девушек и 2% юношей испытывали влюбленность к лицам своего пола, 5% девушек сообщили о том, что уже имели лесбийские контакты. Кстати, не менее 20% девочек впервые «по-настоящему» поцеловались не с мальчиком, а с лучшей подругой («давай попробуем, как это делается»).

Преходящая гомосексуальная активность является частью групповой активности, никогда не направляется на взрослых, а отношение к гомосексуалам в подростковой среде остается крайне негативным и даже агрессивным.

Гетеросексуальные контакты

Для многих молодых пар взаимное влечение и эротические чувства воплощаются в нежности и телесном контакте, получившем название петтинга. Этим термином называют телесные ласки и стимуляцию эрогенных зон партнеров, приводящие к оргазму без осуществления полового акта. Внешне невинная форма контакта (поцелуи, объятия и стимуляция поверх одежды или под ней) служит важным этапом на пути взаимного чувственного познания подростков. Это своеобразная школа овладения невербальным языком эротического общения, возможность реализации и закрепления эротических установок, следующий шаг на пути от мастурбации к зрелой сексуальности. Подобные контакты вызывают значительно меньше вины и страха у девушек, чем половая близость, так как лишены таких неблагоприятных последствий, как ранняя беременность, заражение болезнями, передаваемыми половым путем, а для некоторых это и возможность сохранения девственности.

Примерно половина юношей и около 40% девушек к 16 годам уже имеют сексуальный опыт. Средний возраст начала половой жизни у девушек составляет 16, 4 года. Мальчики начинают половую жизнь чуть раньше, но имеют разовые контакты. Девочки ведут более систематическую половую жизнь. Сексуальные победы легче одерживают те, кто уверен в себе, и эти успехи в интимной сфере придают подросткам еще больше уверенности.

Начало сексуальных отношений в таком юном возрасте часто не подкрепляется должной психологической и эмоциональной зрелостью. Ранние связи, как правило, осуществляются без любви, сближение происходит с человеком более или менее случайным. На влюбленность как причину первой близости указали только 24% девушек и 15, 5% подростков-мальчиков. Любопытство, стремление доказать вожделенную «взрослость», пример сверстников («так принято»), настойчивость партнера – вот основные мотивы, которые наряду с любовью и половой привлекательностью партнера неизменно называются подростками в качестве причины такой близости. При этом, чем раньше начинают подростки половую жизнь, тем меньше в ней эмоциональной привязанности и тем больше на первый план выходят другие мотивы – прежде всего желание самоутвердиться, ощутить свою значимость и исключительность.

Недостаточная личностная зрелость молодых людей иногда может привести к превращению сексуальных отношений в своеобразный спорт, игру, вариант борьбы со скукой и тяготеть ко все большей изощренности. При этом поведение подростков обычно характеризуется стремлением усилить возбуждение, поддержать яркость ощущений любыми способами: беспорядочной сменой партнеров, алкоголизацией, наркотизацией, привлечением других эмоций для усиления возбуждения (агрессия, боль, страх), групповыми действиями. К интимным отношениям как к приятному времяпрепровождению относится треть мальчиков и почти каждая четвертая девушка; 4% девушек рассматривают сексуальные отношения как возможность получить какие-то материальные выгоды.

Секс в этом возрасте – своего рода социально-психологический эксперимент, в котором подростки проверяют свои возможности и доказывают себе и другим собственную взрослость. Сексуально искушенные подростки имеют более высокую самооценку. В то же время каждый четвертый мальчик и каждая седьмая девочка признают, что им не позволяют вступить в сексуальный контакт собственные застенчивость и нерешительность. Одновременно секс – это нечто запретное и рискованное. Поэтому раньше всего в него вовлекаются подростки, которым нравится риск, или те, кто нуждается в самоутверждении. С другой стороны, среди имеющих опыт сексуальных контактов часто оказываются и те, кто вступил в близость в результате настойчивых уговоров и действий партнера или под влиянием сверстников.

Первый сексуальный опыт еще не означает начала регулярной половой жизни. Постоянного партнера имеют 20% девушек и только 13% юношей, для которых половые контакты чаще всего оказываются «проверкой себя» (11% предпочитают вступать в кратковременные связи).

Подростковая беременность

Из сексуально активных девушек только треть использует эффективные средства контрацепции, еще треть – менее эффективные (как, например, прерванный акт) и треть вообще не пользуется ничем. По результатам опроса школьниц, 5% девушек столкнулись с проблемой нежелательной беременности. В РФ ежегодно беременность прерывают примерно 40 тысяч девушек-подростков в возрасте до 17 лет.

Факт беременности часто осознается с запозданием. Первая реакция – стыд, страх, растерянность, потрясение. Одних это повергает в состояние безысходности, тогда как других побуждает надеяться на «чудо». Для семьи беременность подростка всегда драма. Очень важно, чтобы рядом с девушкой в этот период оказался хотя бы один взрослый, которому она доверяет. Очень болезненным является вопрос выбора – сохранение или прерывание беременности. Аборт для многих является серьезной психической травмой и чреват осложнениями для будущей репродуктивной функции.

И мальчикам, и девочкам нужно знать, как предохраняться от беременности. Почти каждая третья девушка, вступившая в половую жизнь, узнала о способах предохранения только от своего партнера. Это значит, что ни в семье, ни в школе у нее не было ни малейшего шанса ознакомиться с необходимой информацией.

Довольно типичным явлением для подростков оказывается гиперролевое поведение, то есть стремление мальчиков демонстрировать максимальную, с их точки зрения, мужественность, которая для них ассоциируется с агрессивностью и доминированием над лицами противоположного пола. Стереотип «настоящего мужчины», мужчины, который всегда и везде должен выступать и действовать с позиции силы, покорять и подчинять себе женщин, часто культивируется в молодежной среде. В нормативных случаях агрессивный компонент сексуальности у подростков ограничивается циничными разговорами, яркими фантазиями, особенно на высоте возбуждения во время мастурбации. Среди мальчиков каждый четвертый указал на эротические фантазии, в которых представлял себя насильником. В раннем подростковом возрасте имеют место нападения на девочек того же возраста, во время которых «насильники» ограничиваются ощупыванием грудей и гениталий через одежду. При опросе московских и петербургских школьников в 1993 году 24% девочек и 11% мальчиков сказали, что испытали сексуальное принуждение в отношениях со сверстниками. Нередко к насилию толкает подростков и непонимание различий в мужской и женской сексуальности.

Одну из многочисленных групп составляют также атипичные сексуальные контакты, отражающие экспериментирование подростков с собственной сексуальностью на пути познания и дисциплинирования своей биологической потребности. В подростковом возрасте транзиторные (преходящие) сексуальные отклонения либо воспринимаются как игра, забава, нечто второстепенное и малозначимое, либо (на следующем этапе) вызывают чувство вины и страха, что оказывается достаточным барьером на пути повторных действий.

Можно утверждать, что у подростков большинство отклонений в сексуальном поведении вызвано периодом юношеской гиперсексуальности, ограничением контактов с противоположным полом, невозможностью реализовать нарождающуюся сексуальную потребность социально приемлемым способом, а также экспериментированием с собственной сексуальностью. Все эти отклонения являются лишь относительно коротким этапом психосексуального развития на пути становления зрелой сексуальности, когда методом проб и ошибок конкретизируются и закрепляются эротические предпочтения.

Влияние родителей

Хорошо известен факт напряженных отношений между родителями и подростками. Но это не умаляет большого влияния семьи на глубинные установки подростков в отношении себя и своих будущих партнеров. Неровные родительские отношения часто оказываются причиной психологических проблем в формировании у подростков зрелой сексуальности и в установлении полноценных партнерских отношений. Отсутствие у мальчиков теплых отношений с матерью приводит к снижению уверенности в себе, сложностям в отношениях со сверстниками. Эмоциональная недоступность родителей может вести к голоду по признанию, по человеческому теплу, доверию. Отсюда неуверенность в себе и подсознательные поиски партнера значительно старше себя по возрасту, который мог бы заменить образ родителя. Девочки, испытывающие эмоциональные трудности и конфликты в родительской семье, раньше и более «бездумно» вступают в сексуальные контакты, пытаясь найти в них недостающие тепло, ласку и внимание.

Половое воспитание подростков

Подростковую сексуальность невозможно искоренить ни нравственными увещеваниями, ни уроками физкультуры, она не поддается педагогическому контролю взрослых. Главное, что могут и обязаны сделать родители, – это научить подростков принимать решения, связанные с вопросами пола, ответственно и разумно, избегая тем самым наиболее опасных последствий ранних половых связей. Только 17% неискушенных и 30% искушенных подростков считают, что имеют достаточные знания о сексе. Юношей волнует проблема гомосексуальных связей, миф о вреде мастурбации. Девушек интересует информация о прерывании беременности, сексуальной агрессии, последствиях случайных связей, средствах контрацепции. Типичная ошибка родителей и педагогов – недооценка реального уровня интересов и знаний детей и подростков. Взрослые большей частью запаздывают со своей информацией, сообщают необходимые сведения слишком поздно и в недостаточном объеме.

Сексуальное образование и доступность средств контрацепции, по мнению Всемирной организации здравоохранения, не приводят к ранней половой жизни, а наоборот, способствуют отсрочке половой активности и безопасному сексу. Самыми успешными являются программы, которые вводятся в школьный курс обучения раньше, чем школьники вступают в половые отношения, и которые вооружают учащихся не только знаниями, но и практическими навыками безопасного секса (например, лекции, обучающие правилам пользования презервативом или средствами профилактики венерических заболеваний).

Влияние окружающих. Подросток стремится утвердить свое «я» через формирование собственных эротических идеалов и ценностей. Вначале сильное влияние оказывают родительские взгляды (1), но постепенно они начинают пересматриваться под влиянием учителей, средств массовой информации и, самое главное, сверстников (2).

Различия в общественных оценках поведения у юношей и девушек. Мальчики-подростки воспринимаются с точки зрения успешности их сексуальной активности (1), а от девушек общество требует быть эротически привлекательными и сексуально сдержанными (2).

Возраст первых сексуальных партнеров у подростков:

1. Среди 13–14-летних девочек 40% лишаются девственности с совершеннолетними мужчинами; среди мальчиков этого возраста первый сексуальный опыт с совершеннолетней женщиной имеет каждый пятый.

2. Среди 17–летних юношей сексуальный дебют в своей возрастной группе имели 90%, среди девушек – 40%.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sex.wikireading.ru

Как подростку справляться со своим половым влечением? — Ан-Ниса

Вопрос:

Как подростку справляться со своими сексуальными желаниями, ведь он не может вступить в брак в 15-16 лет? (Марат)

Ответ:

Большое спасибо за ваш вопрос. Этот вопрос очень уместен и касается молодых людей обоих полов. С этой проблемой сталкиваются все люди, недаром в хадисе говорится, что те из них, кто научится владеть своими страстями, смогут укрыться в тени Арша (Престола Всевышнего) в Судный день (хадис привел Тирмизи).

Каждый нормальный здоровый человек обладает чувствами физического влечения к противоположному полу. Таким человека создал Всевышний, в этом скрыто много мудрости:

زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ الشَّهَوَاتِ مِنَ النِّسَاءِ وَالْبَنِينَ وَالْقَنَاطِيرِ الْمُقَنْطَرَةِ مِنَ الذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ وَالْخَيْلِ الْمُسَوَّمَةِ وَالْأَنْعَامِ وَالْحَرْثِ ذَلِكَ مَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَاللَّهُ عِنْدَهُ حُسْنُ الْمَآبِ

Разукрашена людям страстная любовь: к женщинам и детям и нагроможденным кинтарам [большому количеству] золота и серебра, и меченным [породистым] коням, и скоту [верблюдам, коровам, овцам], и посевам. Это – удел жизни ближней [преходящие блага этого мира], а у Аллаха – хорошее (по награде и возвращению) пристанище [Рай]!

(сура «Али Имран», 14)

Так что нет ничего плохого в том, что вы чувствуете влечение к противоположному полу. Если бы у вас не было подобных желаний, это было бы ненормально. Проблема заключается в том, что вы можете попасть под власть ваших страстей, но пока вы не состоите в браке, вы должны обуздывать ваши сексуальные желания.

Подавлять эти желания может быть трудно, поэтому они могут привести человека к совершению запретного (прелюбодеяния). Именно по этой причине Аллах в Коране запретил людям даже приближаться к зина (прелюбодеянию):

وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَا إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاءَ سَبِيلًا

И не приближайтесь к прелюбодеянию [избегайте даже причин, которые могут привести к нему], ведь это [прелюбодеяние] – мерзость [одно из наихудших деяний] и скверно как путь!

(сура «Аль-Исра», 32)

Здесь Аллах не сказал: «Не прелюбодействуйте», Он сказал: «Не приближайтесь к прелюбодеянию». Муфассиры (толкователи Корана) отмечают, что причиной этого является то, что совершение шагов, которые ведут к прелюбодеянию, в конечном счете, приводит к самому прелюбодеянию как таковому. Поэтому Аллах запрещает всякую возможность, которая может привести к прелюбодеянию, что включает в себя взгляд на женщин-немахрам, встречу с ними, просмотр материалов и литературы, которые возбуждают у человека желание, посещение мест и собраний, которые разжигают страсти человека, и т. д.

На основе учения наших праведных предков мы дадим вам следующие советы, которые могут быть чрезвычайно полезными для многих.

а) Первый шаг заключается в том, чтобы избегать всех тех вещей, которые возбуждают плотские желания человека, в особенности, не смотреть на харам.

б) Во-вторых, не занимайте себя дурными и похотливыми мыслями. Подобные мысли в вашем положении неизбежны, поскольку их вам может внушать шайтан, но вы не должны увлекаться ими. Вы не несете ответственность за мысли, которые приходят вам в голову, поскольку вы не можете контролировать этот процесс, но на вас будет грех, если вы увлечетесь этими мыслями. Очень важно понять эту разницу.

Как только вам приходят в голову похотливые мысли, вы должны немедленно заняться чем-то, что отвлечет ваше внимание. Если вы сможете сделать это, вы достигнете контроля над вашим нафсом и страстями. Как только вы переключитесь на что-то другое, у вас исчезнут дурные мысли. Поскольку существует общий принцип:

النفس لا تتوجه إلا شيئين في آن واحد

Человек не может уделять внимание двум вещам одновременно.

в) В-третьих, приложите усилия, чтобы больше размышлять о Всевышнем. Это в значительной степени способствует воздержанию от греха. Если человек действительно познает своего Творца и Господа, будет помнить, что Он постоянно видит его и наблюдает за ним, то он не осмелится совершить грех. Поистине, Аллах ведает обо всех ваших действиях, Он знает все мысли, которыми вы увлекаетесь в вашем сердце. Каждый день в течение нескольких минут задумайтесь над следующими аятами или, если возможно, уделите им несколько минут после каждого намаза:

النفس لا تتوجه إلا شيئين في آن واحد

Неужели он (человек) не знает, что Аллах видит его?

(сура «Аль-Аляк», 14)

وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنْتُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете.

(сура «Аль-Хадид», 4)

يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ

Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди.
(сура «Аль-Гафир», 19)

г) В-четвертых, если вы не в состоянии жениться, вы должны регулярно держать пост, если это позволяет ваше здоровье. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) рекомендовал это сахабам (да будет доволен ими Аллах), которые были не в состоянии вступить в брак:

يا معشر الشباب من استطاع منكم الباءة فليتزوج ومن لم يستطع فعليه بالصوم فإنه له وجاء

«О юноши! Тот среди вас, у кого есть возможность (вступить в брак), пусть женится. А если кто не может сделать это, тот должен регулярно поститься и это будет щитом для него (от грехов)».

(«Сахих» Бухари, хадис №2486, приводит Абдулла ибн Масуд)

ИншаАллах, практикуя данные выше советы, вы заметите существенное изменение в вашем физическом влечении, и вскоре получите контроль над ним. Тем не менее, как только у вас появится возможность жениться, вы должны сделать это. Однако вы должны жениться на должном и соответствующем основании. Брак — это не только удовлетворение ваших страстей. Как вы знаете, это также ответственность, компромисс, любовь, содержание семьи, уважение к супруге и т.п.

Почаще делайте дуа, а также совершайте салятуль-худжа (намаз нужды) ежедневно. Просите у Аллаха  силы и помощи в удержании вашего нафса, и чтобы Он защитил вас от зла шайтана и харама, и Аллах непременно защитит вас. Не стоит недооценивать дуа и помощь Аллаха. Подумайте о ребенке, которого обижают сверстники. Он слаб и не может защитить себя. Но если он скажет отцу, что, мол, такой-то постоянно бьет меня, и что такой-то издевается надо мной, то отец сразу же придет на его защиту и отразит любые опасности и зло от его сына. Это показывает любовь отца к своему ребенку, а также силу и мощь человека. Что тогда говорить о любви Аллаха к Своим рабам и Его силе и мощи? Конечно, это гораздо больше, чем любовь отца к своему ребенку, независимо от того, насколько грешны Его рабы.

Поэтому просите Аллаха, чтобы Он защитил вас от зла шайтана и своего нафса, которые преследуют вас и лишают вас хороших качеств. Могут ли быть какие-либо сомнения в том, что Аллах поможет вам в этой ситуации? Так доверьтесь же Аллаху, придерживайтесь данных выше советов и продолжайте делать искреннее дуа, и вскоре вы выйдете из вашего затруднительного положения, инша Аллах.

Пусть Аллах облегчит вам и всем нам воздержание от грехов. Амин.

А Аллах знает лучше.
Вассалям.

Муфтий Сухайл Тармахомед

9936


annisa-today.ru

Подростковый суицид: желание не умереть, а уйти от проблем?

22 апреля в Москве 11-летний школьник покончил с собой, выбросившись из окна. К сожалению, подобные новости становятся регулярными. Почему подростки добровольно уходят из жизни, и, как правило, подростки, жившие во внешне благополучных, а совсем не в асоциальных семьях? Как связаны ЕГЭ и подростковые самоубийства? На эти и другие вопросы отвечает Елена Дозорцева, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии, доктор психологических наук.

Нам, экспертам-психологам, нередко приходится принимать участие в посмертных экспертизах подростков, окончивших жизнь самоубийством. Наша задача – выяснить состояние ребенка перед тем, как он решился на самоубийство, узнать о тех его психологических особенностях, которые могли этому способствовать.

Психолого-психиатрические экспертизы выясняют, не было ли у подростка какого-либо психического расстройства, в каком психологическом состоянии он находился. В некоторых случаях самоубийство действительно связано с какими-то психопатологическими явлениями: серьёзной депрессией или тяжелыми и длительно протекающими заболеваниями.

Но большая часть подростков, совершающих суицид, не страдает психическими расстройствами. По крайней мере, в последнее время часто встречаются случаи, когда самоубийством оканчивали жизнь вполне успешные мальчики и девочки, которые хорошо учились, изучали иностранные языки, были творческими людьми, имевшими в перспективе хорошее будущее.

Но сам по себе подростковый период сложен и для людей, окружающих такого подростка, и для него самого: появляются новые проблемы, подросток начинает иначе воспринимать себя, чем в детстве. С одной стороны он чувствует, что появились другие, «взрослые» возможности, а с другой, он еще не готов воспользоваться всеми этими возможностями, сомневается в себе.

Быстрое взросление и, возможно, ускоренное психосексуальное развитие (которое чаще встречается у девочек) связано и с первыми влюбленностями, и с изменением внешнего облика. Все это может быть связано с проблемами, которые трудно разрешить взрослеющему человеку.

И поэтому часто первая неудачная влюбленность приводит к тому, что подросток просто не видит выхода из ситуации, на ней концентрируется, она становится для него сверхзначимой. Тогда и возникают мысли о том, чтобы уйти из жизни не потому, что подростку хочется умереть, а потому, что он не знает, как жить дальше с этой проблемой.

Здесь могут действовать и другие факторы: изоляция от сверстников и трудности общения, сомнения в себе… К сожалению, в этот период порой не очень хорошо складывается общение, взаимодействие между родителями и подростком. Подросток старается освободиться от опеки родителей, поэтому охраняет свой внутренний мир от вмешательства, не все им рассказывает, что его волнует.

Родители тоже могут несколько поверхностно смотреть на своего ребенка и думать, что у него нет никаких внутренних сложностей и тяжелых переживаний. Поэтому мы часто видим после трагедии, что случившееся просто как гром среди ясного неба для родителей, они ни о чем не подозревали.

А, оказывается, внутри ребёнка шли очень сложные и тяжелые внутренние процессы, которые он проживал рядом с родителями, но они не видели этого. Часто это бывает в неполных семьях, где мама должна зарабатывать на жизнь, поэтому у нее нет времени на полноценное общение с ребенком.

Фото: rg.ru

Нет контакта

Так что, на мой взгляд, одна из главных проблем здесь – именно отсутствие контакта между родителями и детьми, когда родители, например, не могут им объяснить, что неудавшаяся первая любовь не фатальна, когда дети не чувствуют какой-то защиты.

Особенность подросткового возраста еще и в том, что возникающие проблемы приобретают совсем другой масштаб, у подростков мышление во многом зависит от эмоционального состояния, когда захватывают эмоции, нюансы исчезают, вокруг лишь черное и белое. Поэтому подростки, которые стараются справиться со своими проблемами, воспринимают их слишком гиперболизировано.

Свою роль играет и отсутствие опыта в решении каких-то проблем, потому что, может быть, именно в благополучных семьях, когда все хорошо, ребенку не приходится ни о чем особенно заботиться, быть ответственным за что-то, он не получает опыта трудностей и ошибок.

Нередко подросток, собирающийся расстаться с жизнью, думает о том, что будет значить его поступок для окружающих, при этом, чаще всего, он концентрирован на себе или хочет донести таким страшным образом какую-то свою реальную или мнимую обиду до тех, кто, с его точки зрения, виновен в этой ситуации. В любом случае это не желание подростка не быть вообще, а попытка разобраться в ситуации, в которую он попал, отреагировать на нее.

Поэтому, больший опыт в практической жизни, в разрешении каких-то сложностей, может быть, в помощи другим людям, давали бы большую устойчивость самим подросткам.

Агрессия, направленная на себя

Подростки, которые пошли на самоубийство, часто внешне хорошо социализированы: они выполняют все социальные правила, нормы, в школе выглядят вполне адаптированными. Но, в то же время, у них копится агрессия, потому что они не могут справиться со всеми проблемами, которые на них обрушиваются. Эту агрессию они направляют не вовне, как это бывает часто у подростков с девиантным поведением, а на самих себя.

Этому способствует и то, что у нас вообще вокруг очень много агрессии, и с ней тоже сложно справиться. И вновь человек, который не может направить её вовне, находит выход, обращая агрессию на себя.

Внешних признаков у такого состояния немного, поэтому важно доброжелательное внимание и к подросткам, у которых вроде бы и нет каких-то особых причин для суицида.

Некоторые случаи, которые выглядят как самоубийство, таковым не являются. И здесь дело следователей разобраться, в чем дело. Действительно ли произошло самоубийство или это несчастные случаи при рискованном поведении подростков: либо падение с высоты, либо иногда это удушение. То есть подросток не стремится к смерти, он просто пробует разные рискованные возможности. Тщательный анализ экспертом состояния подростка в период, предшествовавший смерти, может помочь выяснить эти обстоятельства.

Подростковый возраст – возраст проб и ошибок, важно, чтобы эти ошибки не приводили к печальному результату.

Один из способов проявления большего внимания к подросткам – создание для них возможностей для обращения за помощью. Они не всегда идут к школьному психологу, который часто перегружен и не способен уделить внимание каждому.

Кроме того, если ребенок идет к школьному психологу, он не чувствует анонимности, а не все хотят раскрывать себя перед взрослым человеком, который его знает. В большей степени сейчас дети раскрываются в социальных сетях, в переписке с друзьями.

Фото: gettyimages.com

Возраст и страх перед будущим

Случаи суицида чаще встречаются именно среди подростков, хотя бывали случаи, когда дети девяти лет и даже моложе, добровольно уходили из жизни. В таких случаях особенно сложно разбираться в случившемся. Одной из причин может быть жестокое обращение.

Вообще же представление о необратимости смерти окончательно формируется лишь в 13-14 лет. Чем младше ребенок, тем более внимательно нужно изучать обстоятельства его гибели.

Среди причин, которые толкают подростка на самоубийство – неуверенность в том, что дальше все будет хорошо, страх перед будущим. Сейчас, мне кажется, подростки чувствуют себя немного брошенными. При этом к ним предъявляют очень большие ожидания.

Нередко родители ориентируются на завышенные стандарты, требуют, чтобы подросток выполнил жизненную программу, именно так, как они сами её видят, был суперуспешным. То есть от ребёнка ожидают совершенства, а когда он чувствует, что в реальности не соответствует этим требованиям, то обвиняет себя в том, что он не такой, каким его хотят видеть. На этой почве нередко и возникают мысли о самоубийстве.

Самоубийства молодых людей, которые иногда случаются в период сдачи ЕГЭ, возможно, отчасти тоже связаны с этим. И дело здесь не в ЕГЭ как таковом. Мы снова сталкиваемся с гипертрофированным представлением о том, что плохая оценка на экзамене – это конец жизни, просто катастрофа. Важно, чтобы подростку вовремя объяснили, что невысокая оценка на экзамене – вовсе не самая большая неудача в их жизни, ведь из этой ситуации всегда есть какой-то другой выход.

Подростки вообще должны представлять себе варианты возможностей и варианты неудач, варианты выходов из разных положений так, чтобы они не ощущали себя в безнадежном тупике. А это – уже задача родителей, взрослых.

Кто продал алкоголь?

В моей экспертной практике пока не было случаев суицида подростков, употреблявших курительные смеси. Хотя, действительно, ничего хорошего в этих смесях нет, ведь специалисты считают, что они хуже, чем традиционные наркотики, потому что еще быстрее разрушают нервную систему, мозг…

Что касается вообще наркотизации и алкоголизации при самоубийствах, то они нередко способствуют рискованному поведению и снижают страх смерти. У каждого человека есть определенный страх перед смертью и это достаточно серьезный барьер, который нелегко переступить. Поэтому подростки, которые решаются на такой шаг, иногда употребляют что-то «расслабляющее». В случаях, с которыми доводилось иметь дело мне, чаще таким средством был алкоголь. Причём порой его употребляли даже те подростки, которые раньше не пробовали спиртного.

То, что им не составляло труда получить алкогольные напитки, говорит о слабости закона о запрете продажи спиртного несовершеннолетним. В то же время реальное, действенное ограничение доступа подростков к алкоголю и другим психоактивным веществам позволило бы избежать многих трагедий.

Подготовила Оксана Головко

Читайте также:

www.pravmir.ru

У подростка нет желаний и стремлений – ищите правильную мотивацию

Мотивация подростков и ее отсутствие — «головная боль» родителей. И это то, что часто заставляет старшее поколение думать и переживать. Некоторые специалисты указывают, что отсутствие стремлений и желаний у подростков может быть связано с отсутствием самостоятельности, когда графиком жизни распоряжаются все, кроме самого подростка. Он живет и действует по рекомендациям и наказам родителей, следует жизненным обстоятельствам и так далее. Почему нередко отсутствует необходимая мотивация, как помочь подросткам и какова роль родителей и семьи, расскажет MedAboutMe.

Роль стимулов в социальном успехе

Для активной жизни подростка и даже взрослого человека нужны стимулы, заставляющие достигать целей, двигаться вперед. Это игра слов: «стимул» произошел от латинского слова, в буквальном переводе означающего острый металлический наконечник на шесте, используемый для управления крупным рогатым скотом, запряженным в повозку.

Этот «стимул» заставлял двигаться вперед, достигать определенных целей. В прошлом веке Эрих Фромм сформулировал концепцию мотивации, в которой выделил 4 вида стимулов: простые, сложные, внешние и внутренние. Каждый из этих стимулов мотивации уникален и заслуживает внимания. Если родители умеют правильно пользоваться этими принципами мотивации, то можно помочь подросткам добиться успехов.

Простые стимулы мотивации

Простые стимулы мотивации

Наиболее ярким примером работы простых стимулов можно назвать тандем животного и лакомства. Так, если подвесить перед глазами осла морковь, он ее будет видеть, но не сможет достать — это побуждает к движению вперед, достижению цели. Такова суть простых стимулов, при их действии возникает немедленный и практически автоматический ответ на «раздражение».

Популярная музыка, которая не оставляет равнодушным, но быстро забывается, некоторые книги, в обработке и осознании которых не нужно прилагать усилий, добиваться результата, — также простые стимулы. При их действии возникает реакция организма, но не личности.

Подростки по природе своей ориентированы на простые стимулы, то же самое можно сказать и про современное общество. Простые стимулы широко распространяются по телевизору, радио, в интернете. Практически все маркетинговые ходы и рекламные ролики используют простые стимулы, создающие и удовлетворяющие желания. По факту же эта простая мотивация сравнима с навязыванием желаний, заставляя желать и в последствии делать то, что выгодно другим.

Но, к счастью, у простой мотивации короткая «жизнь», она быстро теряет привлекательность, перестает действовать. Чем проще стимул, тем больше его приходится подпитывать, стимулировать и активировать. Стоит помнить, что если жизнь перенасыщена подобными стимулами, то быстро наступает насыщение, которое, в принципе, неизбежно. Создается желание получать все больше и больше, ведь простыми стимулами невозможно удовлетвориться. И, переступив определенную черту, можно встать на путь зависимости и саморазрушения.

Сложные внешние стимулы для подростков

Такие стимулы можно назвать вдохновляющими, в некоторой степени даже активирующими. Они действуют извне, из окружающей среды, заставляют проводить внутреннее усилие. Если подростки после получения определенной информации, стимуляции стремятся к размышлению, начинают искать детальную информацию и встают на путь самосовершенствования — это действие сложного внешнего стимула.

Для примера: просмотр фильма о супергерое. Одни подростки купят плакат и увлекутся биографией полюбившегося актера, другие — пойдут в тренажерный зал, станут волонтерами и постепенно добьются результатов в сфере «спасения мира». Казалось бы, простой, но такой сложный стимул извне станет мотивацией для подростка к сложным и длительным действиям по достижению определенной цели.

Главное отличие между сложными и простыми стимулами — первые не наедают, ведь они стимулируют выработку творческого ответа. Сами подростки одухотворяют свои стимулы, видят их постоянно, постепенно мотивирующие стимулы начинают открываться в новом свете.

Созревание таких стимулов можно видеть в поведении малышей. Примерно до 5 лет ребята отличаются активностью, продуктивностью, они сами находят себе стимулы и создают мотивацию. В этой возрастной группе они еще способны сотворить волшебный мир из любых подручных материалов, будь то бумага, камушки, кубики, а простая игра в обычной комнате превращается в увлекательное морское путешествие. При помощи игрушек совершаются самые сложные операции по спасению безнадежно больных пациентов.

Но примерно с 6 лет дети попадают под мельницу воспитательного процесса, взросления, вынуждены приспосабливаться к условиям внешнего мира. Эти условия становятся причиной того, что дети постепенно теряют непосредственность, становятся пассивными, и им теперь необходимы стимулы и мотивация извне. Действие простых стимулов быстро надоедает, пресыщается, но при формировании сложных — все иначе. Их не бывает много, и даже если достигнута определенная, ранее поставленная цель, созревает новая.

Внутренние стимулы

Если у подростка богатый внутренний мир, его жизнь разносторонняя, то о внешних стимулах можно не беспокоиться. Подростки сами могут ставить собственные цели и думать о средствах их достижения. Внутренние стимулы связаны с желанием узнавать, стремиться к победе, помогать, творить и преображать окружающий мир. Активность подростков идет изнутри.

Подростки не рождаются с определенным набором внутренних стимулов, их появление связано с процессом воспитания. Родители могут указывать путь, но пройти его подросток должен самостоятельно. Под внутренними стимулами можно подразумевать внутреннюю активность, нематериальные цели. Родители должны научить подростков ставить цели-достижения, которые помогут самореализоваться не только в материальном отношении, но и в социальном.

Как родителям создавать мотивацию у детей

Как родителям создавать мотивацию у детей

Родители должны побуждать ребенка «захотеть» что-то делать самостоятельно. Сначала это может быть все что угодно: поделка для родителей, бабушки или друзей, изучение иностранного языка, создание какой-то группы в интернете, развитие в коллективе.

Таким образом родители посылают мотивирующие импульсы извне, стимулируют внутреннюю активность. Если у подростка нет стимула учить скучный урок, то родители должны изменить подход к обучению. Это должны быть не скучные учебники и тетради, а, например, видео-, аудиоуроки, обучение в группах. Возможно, смена обстановки, подхода к обучению и подействует как лучшая мотивация на успех.

Психологи говорят о том, что внутренне мотивированные дети более успешны в учебе, причем получают от этого процесса удовольствие и не думают о слове «надо». Такие дети и подростки с готовностью и легкостью берутся за новые трудные задачи.

Мотивация подростков выражается и в личном примере: если родители амбициозны, ставят перед собой цели и достигают их. Подростки должны понять, что родители получают удовлетворение не только от полученной заветной цели, но и от самого процесса ее достижения.

medaboutme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *