Диагноз олигофрения что это – причины, симптомы, формы и степени олигофрении

Содержание

Олигофрения. Причины, виды и лечение олигофрении.


ОЛИГОФРЕНИЯ (от греч. olfgos — малый и phren — ум), малоумие — различные формы психического недоразвития, врожденные и рано приобретен­ные. Признаками, объединяющими всю группу Олигофрений, являются наличие умственного недоразвития и от­сутствие прогрессирования болезни.


Этиология.

Причины Олиглфрении различны. В большинстве случаев Олигофрения обусловлена воздействием внешних вредностей, повреждающих половые клетки (яйцеклетки, спер­матозоиды) родителей или нарушающих развитие центральной нервной системы плода во внутриутроб­ном периоде или ребенка в младенческом возрасте. Лишь в небольшой части случаев Олигофрпении ее причиной является патологическая наследственность.

  • К числу наиболее часто встречающихся внеш­них факторов, обусловливающих Олигофрению, относятся ин­фекции (грипп, воспаление легких, дизентерия, краснуха, менингиты и энцефалиты, сифилис и др.), перенесенные матерью во время беременности или ребенком в первые годы жизни,
  • интоксика­ции беременной матери (алкоголь, хинин и др.),
  • травмы ребенка во время родов и в младенче­ском периоде,
  • воздействие лучевой энергии,
  • дли­тельное голодание.
     
  • Были изучены Две формы Олигофрении инфекционного происхождения:
    • Олигофрения, обусловленная заболеванием матери в первые ме­сяцы беременности краснухой и проявляющаяся тяжелым слабоумием ребенка, дефектами зрения (катаракта) и слуха (глухота) в сочетании с поро­ками сердца;
    • Олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и сочетающаяся часто с поражением глаз, головной водянкой и эпилептическими припадками. Пара­зит — микроорганизм токсоплазма проникает из ор­ганизма здоровой матери в плод через плаценту.
  • В возникнове­нии Олигофрении большое значение имеют расстройства функ­ций
    Желез внутренней секреции
    (щитовидной желе­зы, мозгового придатка и др.).
  • Вредное влияние на развитие плода оказывают такие заболевания бере­менной женщины, как диабет, болезни крови, сердечно-сосудистой системы, почек и др., при которых нарушается питание плода и обеспечение его кисло­родом. В этой группе Олигофрении наиболее известны отдель­ные формы микроцефалии (малокровие), водянки мозга и болезнь Дауна (по имени англ. врача Л. Дауна, описавшего эту форму Олигофрении).

Различные проявления Олигофрении зависят также от вре­мени воздействия вредности: вредности, действую­щие на зачаток, плод, в раннем периоде беременности могут явиться причиной тяжелых пороков разви­тия мозга; повреждение плода в последние месяцы беременности или болезни ребенка в первые годы жизни дают менее глубокие дефекты развития.


Клинические симптомы.

Олигофрения проявляется не только умственным, но и физическим недоразвитием: отсталостью в росте, диспропорция­ми телосложения, неправильным строением черепа, задержкой или, наоборот, преждевременным поло­вым развитием.
Частыми признаками Олигофрений являются нарушение речи, движений, дефекты органов чувств.
Отмечаются также некоторые особенности и в пове­дении больных Олигофренией у одних — двигательное беспо­койство, неустойчивость настроения, повышенная раздражительность, неспособность контролировать свои влечения; у других, наоборот, преобладают вялость, заторможенность.

В зависимости от степени недостаточности интел­лекта при Олигофрении различают три группы:

  • Наиболее тяже­лая—Идиотия (от греч. idiot eia—в переносном смысле: грубость, невежество),
  • Менее тяжелая—Имбецильность (от лат. imbecillus—слабый, немощный),
  • Относительно легкая — Дебильность (от лат. debilis — слабый).

Это деление имеет практическое значение, так как для больных каждой из этих групп требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода.
 

При Идиотии речь отсутствует или ограничи­вается лишь отдельными словами, осмысление окру­жающего недоступно, простейшие навыки caобслуживания отсутствуют или очень слабо развиты. Эти глубоко слабоумные больные нуждаются в по­стоянном надзоре и уходе.

Имбециллы овла­девают элементами речи, но запас слов мал, а речь неправильна в смысле артикуляции. Мышление раз­вито слабо; владея определенным запасом предста­влений и отдельными конкретными понятиями, они неспособны к обобщению и отвлеченнохму (абстракт­ному) мышлению. Обучение их чтению, письму и счету очень затруднено даже в условиях специаль­ной школы: зная буквы, они с трудом складывают их в слова, отвлеченный счет им недоступен. При правильном воспитании им удается привить элемен­тарные навыки труда; однако возможности само­стоятельного приспособления к жизни у них ограничены, они нуждаются в опеке.

Дебилы владеют речью, двигательные нарушения у них наблюдаются реже и легче исправляются. Они более целенаправленны и могут обучаться грамоте в пределах 4—5 классов; но высшие фортмы познавательной деятельности, способность к отвлеченному мышлению у них недоразвиты. Поэтому они должны обучаться по соответствующей программе и особыми методами в условиях специальной (вспомогательной) школы. Дебилы могут овладеть несложной профессией, приспособиться к условиям жизни и вести тельное существование.


Профилактика.

В связи с тем, что большинство случаев Олигофрении связано с вредностями, действующими на зачаток и плод, а также на детей раннего возраста, наиболее действенным путем профилактики является система мероирпятий по охране беременных женщин, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте от травм, инфекционых и токсических заболеваний.

Очень важно установить особое наблюдение за детьми, подвергавшимся вредностям во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни. Важной профилактической задачей является раннее распознавание Олигофрении, своевременное начало лечения и медико-педагогические работы с больными детьми.

ЛЕЧЕНИЕ.

Лечение наиболее эффективно в тех случаях, когда известна причина недоразвития (сифилис, токсоплазмоз, внутрисекреторные нарушения и др.).

  • Во всех случаях Олигофрении применяется терапия, стимулирующая развитие интеллекта и речи ребенка (глютаминовая кислота, липоцеребрин, витамины).
  • При наличии двигательного беспокойства применяют успокаивающие средства (препараты брома, валерьяны, кальция).
  • При некоторых формах Олигофрении (больным с патологическим поведением, расторможением  грубых влечений) показано лечение
    аминазином.
  • Во всех случаях Олигофрении обязательно проведение лечебно-педагогических мер, специальных приемов обучения, воспитания и трудоустройства.

 

www.medglav.com

симптомы, степени, коррекция и лечение


Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Лица с диагнозом «дебильность» не служат в армии, не водят машины, не имеют право на приобретение и хранение оружия, не для них работа в государственных и муниципальных учреждениях. Систематическое наблюдение у психиатра повышает их шансы на адаптацию в окружающем мире.

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Профилактические меры

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

neurodoc.ru

Три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

Олигофрения характеризуется недоразвитием психики и интеллекта. Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте слабоумие. Название болезни происходит от греческих слов малый и разум. В непрофессиональной среде, для обозначения олигофрении, более корректными считаются выражения “психическая недостаточность” или “психическая задержка”.

Причины возникновения олигофрении

Выделяют три группы причин олигофрении – комплексы внутренних (эндогенные), внешних (экзогенные) и смешанных факторов.

К причинам, имеющим внутренний характер, относят все виды психического недоразвития, которые могут быть вызваны хромосомными патологиями, наследственными специфическими нарушениями обмена веществ и различными генетическими синдромами. Причиной олигофрении такого типа могут быть различные метаболические заболевания и разные типы мукополисахаридоза.

Второй комплекс причин болезни, общего психического недоразвития у больного составляют внутриутробные инфекции при ношении плода, иммуноконфликт крови матери и ребенка, алкоголизм, наркомания и другие пагубные привычки матери, которые могут спровоцировать серьезные нарушения при снабжении плода питательными веществами, а также родовые и послеродовые травмы черепа ребенка.

Третью группу причин составляют факторы смешанной этиологии, имеющие как эндогенный, так и экзогенный характер. Самые тяжелые формы олигофрении развиваются именно под совокупным воздействием сразу нескольких, различного рода негативных, факторов.

Степени олигофрении

В зависимости от клинической картины болезни, коэффициента интеллекта и выраженности умственного дефекта больного различают 3 вида заболевания, 3 степени олигофрении:

  • Дебильность
  • Имбецильность
  • Идиотия.

Легкая степень

Легкую умственную отсталость, олигофрению легкой степени в научной литературе называют дебильностью. У больных, страдающих олигофренией в степени дебильности коэффициент интеллекта оценивается в пределах 50-70 баллов. Такие пациенты могут жить самостоятельно. У них наглядно-образное мышление, отсутствует способность к абстрагированию, круг интересов ограничивается бытовыми вопросами. Больные имеют довольно развитую речь, способны совершать самые простые математические операции, могут отнять, сложить, посчитать деньги. Они в состоянии усвоить навыки примитивного ручного труда, основные правила общественного поведения. К обучению, уже на этой стадии олигофрении, не проявляют никакого интереса. Но надо отметить, что некоторые дети, страдающие легкой степенью олигофрении, несмотря на малопродуктивность мышления и нарушения психического развития, характеризуются частичной одаренностью.

Медлительность, без инициативность, инертность и плохое самообладание также считаются симптомами ранней стадии олигофрении. Больные слишком медленно и непрочно запоминают информацию, ослаблена способность концентрации внимания. Они легковнушаемы и готовы подчиниться другим, при этом поступки страдающих дебильностью часто необдуманны, не целенаправленны, совершенно непредсказуемы. Наблюдается также усиление примитивных, например, сексуальных влечений.

Обращаем ваше внимание, что дебильность следует отличать от так называемой пограничной умственной отсталости, которая формируется в следствии внешних факторов и не имеет столь необратимых последствий.

Имбецильность

Средняя степень олигофрении, характеризующийся умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития пациента, принятию называть имбецильностью. Олигофрения в степени имбецильности считается средним по тяжести расстройством психики и интеллекта, когда у пациентов наблюдается коэффициент интеллекта в районе 20-49 баллов.

Больные этой степенью олигофрении также могут себя обслуживать, выполнять простейшие упражнения. Мышление носит примитивный характер, больные косноязычны, словарный запас состоит всего лишь из нескольких десятков слов. Больные, страдающие имбецильностью также характеризуются инертностью, внушаемостью, отсутствием инициативы и потерянностью в новой обстановке.

При сохранении способности к самообслуживанию, люди, страдающие этой степенью олигофрении, часто оказываются не в состоянии выполнять даже самую примитивную производственную работу. Примечательно, что дети-имбецилы отличаются привязанностью к родным и близким людям, отмечается адекватная реакция больных на порицание или похвалу.

3 степени олигофрении

Глубокая форма умственной отсталости

Последней среди степеней олигофрении по степени тяжести является идиотия. Эта патология выражает самый глубокий уровень умственной отсталости, больные этой группы обладают коэффициентом интеллекта, не превышающем 20 баллов. Разумеется, что мышление при таком глубоком уровне заболевания практически неразвито. Речь и мыслительные процессы практически отсутствуют. Пациенты плохо понимают и, следовательно, не воспринимают обращенную к ним речь. Страдающие идиотизмом больные не способны действовать осмысленно, они общаются с окружающими только проявлением эмоций, выражающих удовольствие или неудовольствие.

Идиоты способны произносить лишь отдельные звуки или слова. Навыки самообслуживания полностью отсутствуют, больные целиком зависят от ухаживающих за ними людей.

При тяжелой форме заболевания, у пациентов снижены почти все виды чувствительности, даже болевые. Отсутствует разница между съедобным и несъедобным, горячим и холодным, высоким и низким, сухим и влажным.

Имбецильность и идиотия, в свою очередь, имеют по три степени развития, которые отличаются глубиной заболевания, причинами и сроками ее возникновения.

Мы представили основные симптомы и отличительные черты трех степеней умственной отсталости при олигофрении, основой борьбы с которыми является профилактика. Первичная профилактика должна быть нацелена на охрану здоровья беременных и всестороннее диагностику плода, что может предупредить рождение больного ребенка. Задача вторичной – раннее выявление и своевременное и полноценное лечение и реабилитация больных олигофенией.

7psihozov.ru

кто этот человек с симптомами, и раскрываем каждую степень болезни

Медицинской науке известно много заболеваний, среди них и олигофрения. Кто такой олигофрен? Чем он отличается от людей, каковы особенности? В этой статье будет рассмотрено, что такое олигофрения, симптомы, особенности поведения. Итак, олигофренией называют патологию, при которой наблюдается общее недоразвитие психики и расстройство интеллекта.

Данная патология может быть как врожденной, так и приобретенной, это форма слабоумия, полному излечению согласно данным медицины она не поддается. Причины могут быть разными, олигофрения — это серьезное заболевание, имеется три вида факторов появления заболевания.

  1. Заболевание обусловлено наследственной предрасположенностью. Часты повреждения генеративных клеток.
  2. Нарушения внутриутробного развития, которые могут быть вызваны инфекциями во время беременности, иммунными конфликтами плода с организмом матери, или чрезмерным увлечением алкоголем.
  3. Также нарушения могут быть перинатальными, возникающими уже после рождения в первые три года жизни ребенка.

Олигофрен — это больной человек, страдающий умственной отсталостью, и ему нужен соответствующий уход и присмотр со стороны людей здоровых. Олигофренией называют врожденную патологию, или приобретенную в детстве задержку в развитии, приводящую к неполноценному развитию психики, вследствие чего возникают различные интеллектуальные нарушения. Больные оторваны от жизни, многие из них способны заниматься простым трудом, и если патология слабо выражена и нет инвалидности, то их можно сделать полезными обществу.

Взглянем на клиническую картину, итак, кто такой олигофрен? Это человек, имеющий выраженные симптомы, причем они схожи для различных степеней заболевания. При психическом недоразвитии нарушаются познавательные процессы ребёнка, снижается память, словарный запас скудный, грамотность невысокая. Также имеет место отсутствие инициативы и способности к самостоятельному принятию адекватных решений с применением логики. Налицо нарушения в сфере коммуникации со сверстниками и прочими людьми. Отдельного внимания заслуживает неправильное реагирование соответственно ситуации или окружающей обстановке. Кроме того, плохо развито мышление абстрактное, пациенты повышенно внушаемы, и это сочетается с замедленным физическим развитием.

Степени олигофрении

У данного заболевания имеются различные степени. В зависимости от того, насколько сильно проявляются умственные дефекты и их степень, и выделяют три вида олигофрении:

Первая стадия

Первой стадией, дебильностью, называют самую лёгкую степень патологии. При тестах на IQ, коэффициент интеллекта, больные набирают от пятидесяти до семидесяти баллов. Такие люди с легкостью справляются, например, с арифметикой: сложение и вычитание, у них не вызывает затруднений, часто неплохо владеют речью. При слабовыраженной патологии такого ребенка практически не отличить среди сверстников с нормальными показателями здоровья.

Они обладают нормальной эмоционально-волевой сферой, способны к нормальным эмоциональным реакциям. Многие обладают хорошей памятью на выполнение механических действий. Концентрация внимания дается им явно нелегко, запоминают они кратковременно, их действия частенько бесцельны и импульсивны. Поведение плохое, эмоциональное состояние чаще всего негативное и они не владеют собой в полной мере, вследствие чего слабое самообладание, которое часто вызывает негатив у окружающих их людей.

Вторая стадия

А вот такой степени олигофрении, как имбецильность, присуще уже гораздо большее количество нарушений. При такой степени олигофрении IQ равняется 20−50 баллам, этим людям доступно произношение несложных фраз и простые речевые обороты. Скудный запас слов, не более трехсот. Некоторые больные едва ведут элементарный счет и знают некоторые буквы алфавита. Обладают частичной механической памятью и склонны подражать.

Имбецилы в эмоциональной сфере крайне бедны и однообразны. Они очень стеснительные и обидчивые. Смена обстановки для них не проходит легко, им необходимы опекуны. В трудовой практике они не особенно разнообразны и способны усваивать простейшие действия, занимаясь, например, мытьем посуды, уборкой, стиркой. В данном случае олигофрения уже заметна окружающим и больные выделяются на фоне сверстников. Физическое развитие слабое, сильно заметно отставание.

Стадия третья

А вот при следующей степени олигофрении, называемой идиотией, уровень IQ редко более 20, способность к нормальной речи сильно снижена и ограничена возможностью произношения отдельных слов и звуков. Они не способны заниматься осмысленной деятельностью. Серьезные нарушения психики и физическое недоразвитие приводит к умственной отсталости, ведь дети на первых годах жизни еще не сильно отличаются. Но с годами нарушения становятся все более очевидными. Часты аномалии в строении органов тела, навыки, с которыми легко справляются люди обычные, им недоступны, они практически неспособны к самообслуживанию.

Эмоции их далеки от разнообразия, они выражают только удовлетворение или недовольство в виде крика в сочетании с возбужденным поведением. Люди с этим диагнозом злобны и агрессивны, часто их ярость направляется на них же самих. Симптомы заболевания зависят от выраженности патологии и ее степени, при диагностике глубоко и тщательно оцениваются психическая сфера и физический статус человека.

Лечение олигофрении

В настоящее время еще не придумана такая терапевтическая схема, которая могла бы полностью излечить человека от болезни, поэтому применяется поддерживающая медикаментозная терапия.

Имеется двухуровневая классификация видов олигофрении и причин появления, которая используется в отечественной медицине:

  • олигофрения семейная или наследственная;
  • олигофрения эмбриональная с поражением плода во время беременности;
  • развитие олигофрении в связи с различными вредными факторами при родах и в последующие первые годы.

Также есть группа патологий с уже известной этиологией, а именно:

Олигофрении с известными причинами

  • наследственные, врожденные хромосомные и генные олигофрении;
  • патологии, развившиеся вследствие воздействий вредных веществ, микроорганизмов при внутриутробном развитии плода;
  • олигофрении по причине тех же вредящих веществ или микробов в первые месяцы и годы жизни ребенка.
  • олигофрении, развившиеся на фоне отрицательных явлений в социальной или психологической сфере.

В настоящее время имеется большое количество лекарственных препаратов для коррекции различных видов олигофрении. В основном это ноотропы, транквилизаторы и нейролептики, более подробно далее.

Лекарственные препараты для лечения олигофрении

При нарушениях метаболизма рекомендуется диета, а при кретинизме гормональные препараты. Для стимуляции психической деятельности назначают ноотропные препараты, витамины группы В. Для лечения страхов, фобий, излишнего возбуждения и агрессии показано назначение феназепама. Решающее значение для больных имеет социальная адаптация, трудовая практика и профессиональное приспособление, а также лечебные и воспитательные мероприятия, в которых, как правило, заинтересованы близкие люди, они обычно и определяют судьбу больного.

psiho.guru

Олигофрения | Info-Farm.RU

Олигофрения (дав.-гр. ὀλίγος — малый + φρήν — ум. Синонимы: аменция, слабоумие, деменция) — умственная отсталость, состояние значительно ниже среднего уровня когнитивных способностей человека; врожденное или приобретенное в раннем возрасте слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики человека в целом.

В медицинских кругах этот феномен также часто называют «ментальная ретардация».

В зависимости от степени нарушения выделяются:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • тяжелая умственная субнормальнисть;
  • идиотия.

Олигофрения (слабоумие) — врожденное или выраженное в раннем возрасте (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Врожденное слабоумие с признаками недоразвития (олигофренией) принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия с расстройством психической деятельности.

Общая характеристика

Олигофрения принадлежит к большой группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении). Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего организма больного.

Клинически однородная группа заболеваний различной этиологии, объединенных двумя обязательными признаками:

  • психическим недоразвитием с преобладанием интеллектуальной недостаточности
  • отсутствием прогредиентный.

Динамика олигофрении связана с возрастным развитием (эволютивная динамика) с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и различных экзогенных, в том числе психогенных, факторов.

К олигофрений не следует относить врожденные или детские прогредиентных заболевания, сопровождающиеся слабоумием, остаточные явления раннего органического поражения головного мозга с деменцией, а также вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением речи, слуха и т. Д.

Олигофренами не является малоодаренные дети и дети с временной задержкой развития в связи с заболеваниями, изнуряющих или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, эмоциональная депривация).

Во многих странах олигофрения сочетается с различными формами ранне возникшей деменции и задержками психического развития под обобщающим названием «умственная отсталость». Основным диагностическим критерием умственной отсталости считается количественная оценка интеллекта по стандартным психологическим тестам (коэффициент интеллекта). В пятнадцатом докладе Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по психогигиены (1967) указаны следующие критерии: легкая умственная отсталость — IQ = 50-70; средней тяжести — IQ = 35-50; значительная — IQ = 20-35; глубокая — IQ меньше 20.

Эпидемиологическая справка

Умственная отсталость широко распространена во всем мире (1 — 3% населения). Примерно 75% лиц, отнесенных к умственно отсталых, имеют легкую отсталость (IQ> 50). Другие, то есть те, у кого IQ <50, составляют примерно 4 на 1000 населения 10 — 14 лет. В последние годы отмечается некоторое увеличение количества умственно отсталых. Это объясняется ростом общей продолжительности жизни, а также уменьшением смертей детей с пороками развития и дефектами НС благодаря успехам медицины. Имеет значение и точный, чем прежде, учет олигофренов во многих странах.

Этиология

Этиологические факторы олигофрении в зависимости от времени воздействия принято делить на три основные группы:

  • наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток;
  • внутриутробные, действующие на зародыш и плод;
  • перинатальные и первых 3-х лет внеутробной жизни.

Несмотря на несомненные достижения в исследованиях этиологии умственной отсталости, во многих случаях она остается неизвестной (по разным подсчетам от 50 до 90%). Олигофренией с неясной этиологией и неясной клинической картиной условно относят к «недифференцированной» в отличие от «дифференцированной», при которой известна этиология или достаточно изучена клиническая картина.

Клиническая картина

Несмотря на большое разнообразие клинических форм, олигофрении свойственны общие признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие является диффузным, «тотальным»: страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом. Выявляются признаки недоразвития не только интеллекта и мышления, но и других психических функций (восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля и т. Д.).

Во-вторых, наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций — мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функций и инстинктов.

Более всего эта особенность проявляется в олигофренов в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциаций, предпочтение только конкретных связей, не выходят за рамки привычных представлений. Слабость абстрактного мышления отражают и особенности восприятия, внимания, памяти. Критика снижена, память недоразвита. Выраженность различных психопатологических проявлений при олигофрении напрямую зависит от глубины дефекта.

В анамнезе больных олигофренией обычно есть задержка физического и психического развития (статических и локомоторных функций, понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка). Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия.

Олигофрения нередко сопровождается пороками развития отдельных органов и систем. Эти пороки иногда настолько типичны, что позволяют поставить диагноз еще до проявлений психического недоразвития (например, микроцефалия, болезнь Дауна). Пороки физического развития — различные дисгенезия и дисплазии — чаще наблюдаются при внутриутробном поражения, причем грубые системные аномалии связаны с более ранними сроками поражения или патологией хромосомного аппарата.

Типовой, «настоящий», олигофрении не свойственна какая-нибудь характерная неврологическая картина, можно отметить лишь разлитую невыразительную симптоматику. Очаговая Резидуальная неврологическая симптоматика наблюдается в случаях осложненной олигофрении.

Классификация олигофрении

Существуют различные классификации олигофрении. Употребляемых — по выразительности слабоумия.

Существует и этиологическая классификация. В зависимости от темперамента олигофренов подразделяют на торпидных (заторможенных) и эретичных (возбудимых).

Олигофрении разделяются также на простые, при которых клиническая картина исчерпывается явлениями недоразвития, и осложненные, включающие, кроме признаков недоразвития, Резидуальная симптомы органического поражения головного мозга и признаки органического психосиндрома.

Клинические формы олигофрении по выраженности слабоумия: идиотия, имбецильность и дебильность. Однако, между ними нет четких границ, и существуют промежуточные состояния.

Идиотия — самое слабоумие (глубокая умственная отсталость) с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе; IQ <20.

У больных или нет реакции на обычные раздражители, или она неадекватна. Восприятие лиц с идиотией, очевидно, неполноценны, внимание отсутствует или крайне шаткая. Язык неразвитая, ограничивается звуками, отдельными словами, нет понимания обращенной к ним речи. Дети, страдающие идиотией, или совсем не овладевают статические и локомоторные навыки, или получают их очень поздно. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, могут питаться только жидкой пищей. Любая осмысленная деятельность при идиотии недоступна. Больные не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неряшливые. Оставленные без присмотра, остаются неподвижными или впадают в непрерывное неосознанное возбуждения с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т.д. Лица с идиотией нередко не отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны и связаны только с удовлетворением или недовольством, что выражается самым примитивным способом в виде возбуждения или крика. Очень легко возникает аффект озлобление, что оказывается в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары). Часто больные поедают нечистоты, жуют и суют все, что попадается под руку, упорно мастурбируют. Глубоком недоразвитию психики нередко соответствуют грубые дефекты физического развития. Встречаются и относительно более легкие формы идиотии.

Имбецильность — средняя степень слабоумия. Язык и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью не способны к обучению, нетрудоспособные, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. IQ = 20-50. Имбецилы обнаруживают довольно дифференцированные и разнообразные реакции на окружающую среду. Их речь косноязычна и аграматична. Они могут произносить несложные фразы, словарный запас достигает иногда 200-300 слов. Хотя развитие статических и локомоторных функций происходит при имбецильности с большой задержкой, больные усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать. Лицам с имбецильностью доступны несложные обобщения, они имеют некоторый запас сведений, неплохо ориентируются в обычном жизненном окружении. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивной виду, они могут усвоить элементарные знания, которыми пользуются, как штампами. Некоторые лица с имбецильностью обладают порядковым счетом, знают отдельные буквы, но усваивают только простые трудовые процессы (сбор, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом отмечаются крайне несамостоятельность, плохое переключение на различные процессы. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугорухови и инертны. На смену обстоятельств они дают своеобразную негативную реакцию. Их личность развита, чем при идиотии, они уязвимы, стесняются своих недостатков, адекватно реагируют на порицание или одобрение. Не обладая инициативой и самостоятельностью, лица с имбецильностью легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в постоянном надзоре и опеке. Следует учитывать также повышенную внушаемость имбецилов и склонность к слепому подражанию. Имбецильность разделяется на резко выраженную умственную отсталость (IQ = 20 — 34) и умственную отсталость средней тяжести (IQ = 35 — 49).

Дебильность — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложные трудовые процессы, возможно их социальное приспособление в известных пределах (IQ = 50 — 70). Легкую дебильность трудно отличить от психики на нижней границе нормы. В отличие от имбецилов, дебилы нередко обнаруживают довольно высокое развитие языка; их поведение более адекватно и самостоятельное, в определенной степени маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, подражания. Однако, наблюдения и специальные исследования выявляют у дебилов слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых к более сложным отвлеченных обобщений для них затруднен. В отличие от имбецильности, при дебильности возможно обучение в школе, но при этом оказываются отсутствие инициативы в самостоятельности в обучении, медлительность и инертность. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретные знания, усвоение теории им не удается. Эмоции, воля и вся личность при дебильности более развиты, чем при имбецильности. Характерологические особенности представлены гораздо шире, поэтому простое разделение лиц с дебильностью на торпидных (заторможенных, вялых, апатичных) и эретичных (возбудимых, раздражительных, злобных) недостаточный и условный. При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков, некоторую импульсивность поведения, повышенную суґестивнисть. Несмотря на это, лица с дебильностью неплохо приспосабливаются к жизни. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее выраженным и выступает не так выразительно. Многие практикующие врачи и дефектологи, учитывая широкий диапазон отставания и темпа психического развития, различают выраженную, среднюю и легкую (почти неотделимых от нижней границы нормального интеллекта) дебильность.

Клинические формы олигофрении, установленные по этиологии

Различают следующие группы и формы олигофрении:

Первая группа

Олигофрении, обусловленные наследственными факторами:

  1. настоящая микроцефалия;
  2. дизостотични формы — синдром Крузона, синдром Аперта и др.1889-90
  3. ксеродермични формы (синдром Совет)
  4. ензимопатични формы, обусловленные нарушениями белкового, углеводного, липидного и других видов обмена — фенил-кетонурия, галактоземия, гаргоилизм, синдром Марфана и др.1889-90
  5. болезнь Лоуренса-Муна-барде-невежда и другие жидкие наследственные заболевания;
  6. олигофрении, обусловленные хромосомными аберрациями — болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайн-Фелтера и др.1889-90
  7. олигофрении, вызванные мутагенным поражением генеративных клеток родителей (ионизирующая радиация, химические агенты и т.д.).

Вторая группа

Олигофрении, вызванные внутриутробным поражением зародыша и плода (эмбрио- и фетопатии):

  1. вирусными инфекциями, например краснухой беременных (рубеолярная эмбриопатия)
  2. врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом и другими инфекциями;
  3. гормональными нарушениями и другими эндогенными и экзогенными токсическими факторами.

Третья группа

Олигофрении, обусловленные вредными факторами перинатального периода и первых 3-х лет жизни:

  1. обусловленные иммунологической несовместимостью крови матери и плода, например конфликтом по резус-фактору;
  2. вызваны асфиксией плода и новорожденного, а также родовой травмой;
  3. вызванные перенесенными в раннем детстве инфекциями и черепно-мозговыми травмами;
  4. атипичные олигофрении, обусловленные врожденной гидроцефалией или краниостеноз, сочетающиеся с детским церебральным параличом, преобладающим недоразвитием отдельных систем головного мозга, тяжелыми нарушениями сенсорных функций и т.д.

Отдельные формы олигофрении

Настоящая (первичная), наследственно обусловлена, микроцефалия встречается довольно редко. Кроме малых размеров черепа, существуют диспропорция между небольшим черепом и нормальным ростом, резкое недоразвитие мозговой части черепа по сравнению с лицом, низкое покатый лоб, чрезмерное развитие надбровных дуг, вытянутая форма головы. Интеллектуальная недостаточность обычно соответствует идиотии или глубокой имбецильности. Несмотря на значительное слабоумие, отмечаются эмоциональная живость, повышенная подражательность и внушаемость. Микроцефалы эмоционально неустойчивы и подвержены аффекта гнева.

Ложная (вторичная), церебропатична, микроцефалия обусловлена ​​внутриутробным поражением зародыша или плода. Наряду с признаками недоразвития часто отмечаются очаговые неврологические симптомы и судорожные припадки; деформация черепа более грубая, чем при истинной микроцефалии, и сочетается с диспластическими телосложением; большая отсталость в росте и массе тела. Слабоумие более тяжелое, больные вялы, апатичны, мрачные. Четкой границы между настоящей и ненастоящей микроцефалией нет.

Синдром Совет — жидкая аномалия, сочетание ихтиоза с олигофренией. Наследуется по рецессивному типу. Кожа покрыта сухими чешуйками, напоминающие рыбью чешую. При тяжелых формах ихтиоза дети быстро умирают. Психическое недоразвитие часто сопровождается судорожными припадками. Существуют формы ихтиоза без слабоумия и других психических расстройств.

Невоидного формы слабоумия, или Факоматозы (болезнь Стерджа — Вебера — Краббе, болезнь Гиппеля — Линдау, нейрофиброматоз Реклинг-Хаузена, туберозный склероз), прогредиенты, и отнесение этих форм к олигофрении сомнительное и спорное.

Фенилкетонурия (фенилпировиноградная олигофрения) связана с нарушением обмена фенилаланина; наследуется по рецессивному типу. Слабоумие сочетается с депигментацией (от альбинизма к светлому цвету волос и радужной оболочки глаза) и примерно в 30% случаев с судорожными припадками. Слабо развита мозговая часть черепа. У некоторых больных является эпикант, гипертелоризм; иногда от них исходит своеобразный запах («мышиный», или «запах волка»). Отмечается питекоидна вне и неловкая походка, движения плохо координированы, с элементами стереотипии, Атетоидная и хореоподибних гиперкинезов. Мышечный тонус изменен. Резко выраженное слабоумие. Признаки психического недоразвития оказываются еще у новорожденных. В течение первого года жизни возможна тенденция к прогрессированию слабоумия, после 4 — 8 лет состояние стабильное.

Гомоцистеинурия связана с нарушением обмена метионина, наследуется по рецессивному типу, сопровождается задержкой психомоторного развития, судорогами, мышечной слабостью или спастичностью. Типичные глазные симптомы (эктопия хрусталика, катаракта, дегенерация сетчатки и др.), Покраснение кожи в области вилочковой дуг.

Галактоземия, фруктозурия и сукрозурия относятся к энзимопатий углеродного обмена, наследуются по рецессивному типу. Клиническая картина: с детства — поносы, гипотрофия и другие тяжелые соматические расстройства, приводящие в большинстве случаев к смерти. Психическое недоразвитие выражено сильно, сопровождается значительной вялостью, иногда судорожными припадками.

Энзимопатии, связанные с нарушением липидного обмена, сопровождаются, как правило, слабоумием (например, амавротична семейная идиотия, болезнь Ниманна-Пика). К олигофрений эти формы не относятся (упоминаются с учетом дифференциальной диагностики).

Гаргоилизм (мукополисахаридоз, множественный дизостоз) обусловлен, как полагают, накоплением мукополисахаридов в клетках ретикулоэндотелия печени, селезенки и костей. Нарушенное энхондрального и периостальная окостенения. В первые годы жизни медленно нарастает слабоумие, что связано с поражением клеток головного мозга продуктами нарушенного обмена. Гаргоилизм относят к олигофрений без должного основания.

Арахнодактилия (синдром Марфана). Редко встречается, наследственно обусловлена ​​аномалия развития; передается по доминантному типу. Характерный внешний вид больных: высокий рост, худоба, удлиненные и тонкие конечности, «паучьи» пальцы рук (что послужило основанием для обозначения всей аномалии). Пороки развития скелета соединены с пороками сердечно-сосудистой системы и глаз. Слабоумие — от глубокого до легкого; иногда умственной недостаточности вообще нет. В основе патогенеза заболевания лежат нарушения строения коллагена и эластичных волокон и связанные с этим поражения соединительной ткани. Биохимические нарушения близки к тем, что наблюдаются при мукополисахаридозы.

Болезнь Лоренса — Муна — Барде — Бидля — редкая разновидность наследственной олигофрении с 5 основными симптомами: гипогенитализме, ожирением, глазными расстройствами (пигментный ретинит, атрофия зрительных нервов), синдактилией или полидактилия и психическим недоразвитием, достигающим значительной степени.

Болезнь Дауна относится к олигофрений, обусловленных хромосомными аномалиями, связана с лишней 21 хромосомой. Частота болезни среди младенцев колеблется в пределах от 1: 600 до 1: 900. Установлено, что чем старше мать, тем больше риск появления ребенка с болезнью Дауна. Дети имеют небольшой рост, короткие конечности по сравнению с длиной туловища, короткие пальцы (большой палец расположен низко, мизинец искривлен), небольшой череп с уплощенным переносицей, кариозные зубы, растущие неправильно, высокое небо. Верхняя челюсть часто недоразвита, нижняя выступает. Язык толстый, с грубыми поперечными бороздами («мошоночную язык»). Уши маленькие, деформированы. Волосы на голове сухое, жидкое. Кожа шероховатая, на щеках часто румянец. У новорожденных на радужных оболочках глаз участки депигментации. Большое значение для распознавания имеют атипично расположенные складки на ладонях, изменение дактилоскопического узора. Половые органы и вторичные половые признаки недоразвиты. Наблюдаются врожденные пороки сердца, общая гипотония мышц и своеобразная походка с неловкими движениями. Моторика неловкая, лицо имеет маловыразительный, тупое выражение, рот полуоткрытый. Умственная отсталость в 75% случаев достигает имбецильности, в 20% — идиотии и только в 5% — дебильности. Больные отличаются повышенной внушаемостью, подражательность. Однако по сравнению с глубиной интеллектуального дефекта эмоциональная сфера представляется сохранной. Преобладают черты эретичных темперамента, но встречаются и торпидно больные.

Синдром Шерешевского — Тернера присущ только лицам женского пола. Обусловлен недостатком одной Х-хромосомы (формула кариотипа 45, ХО), в связи с чем отсутствует и половой хроматин. Больным свойственны половой инфантилизм, дисплазии, малый рост, короткая широкая шея с характерной крыловидной кожной морщиной от сосцевидного отростка височной кости до акромиального отростка лопатки. Уши низко расположенные, деформированные. Нередки пороки сердечно-сосудистой системы. Умственная отсталость отмечается не всегда, бывает разной степени, чаще нерезкого.

Синдром трипл-х наблюдается только у женщин, характеризуется лишней X-хромосомой и двойным половым хроматином в клеточных ядрах (формула кариотипа 47.ХХХ). Частота синдрома трипло-х выше, чем синдрома Шерешевского-Тернера. Клиническая картина во многом сходна, но более полиморфная. Отставание в умственном развитии отмечается почти у всех больных с синдромом трипло-х и выраженное больше, а в половом меньше, чем при синдроме Шеревського-Тернера. Рост и физическое развитие нормальные.

Синдром Клайнфелтера присущий только лицам мужского пола, обусловлен увеличением общего числа хромосом (47,48 и более) из-за лишнего Х-хромосому (формула кариотипа чаще 47, XXY, может быть и больше Х или Y-хромосом, но число X-хромосом всегда преобладает). Клинические проявления синдрома Клайнфелтера состоят из гипогенитализма и признаков смешанного пола. Яички недоразвитые или атрофические; слабо выражены вторичные половые признаки. Больные имеют высокий рост, евнухоподибни пропорции, во многих случаях гинекомастии, бесплодие. Степень психического недоразвития при синдроме Клайнфельтера варьирует в значительных пределах, но преобладает легкая дебильность; у небольшой части больных снижение интеллекта нет. У больных с незначительной умственной отсталостью сознание своей неполноценности нередко вызывает реактивные психические нарушения.

Синдром дубль-Y (XYY) встречается только у мужчин и связан с лишней Y-хромосомой. Характерные сочетание высокого роста с евнухоидный пропорциями и агрессивное поведение. Психическое недоразвитие выражено мало, отмечается примерно у 80% больных. Рубеолярная вирусная эмбриопатия связана с поражением зародыша вирусом краснухи от матери, болеет. Частота рубеолярная олигофрении коррелирует с частотой краснухи. Вероятность поражения эмбриона прямо зависит от сроков беременности (чаще 5 — 9 недели) Слабоумие сочетается с типичной триадой симптомов — пороки развития глаз, сердечно-сосудистой системы и слухового аппарата. Нередки дефекты зубов, общее физическое недоразвитие, пороки развития скелета и мочеполовых органов. Психическое недоразвитие больных бывает обычно очень глубоким, сопровождается импульсивностью.

Олигофрения, обусловленная врожденным сифилисом, часто возникает вследствие специфического поражения плода (фетопатия). Симптоматика врожденного сифилиса состоит из остаточных явлений перенесенного плодом специфического процесса и олигофрении. Признаки слабоумия оказываются очень рано и разной степени. Кроме психического недоразвития, возможны эпилептиформный, психопатоподобный и астенический синдромы. Обязательные резидуальные неврологические симптомы (прежде всего зрачковые), частые признаки специфического поражения органов чувств (кератиты, отиты, риниты), внутренних органов (мезаортит, цирроз печени) и костей (периостит, остеофиты). Характерны различные дисплазии (деформация черепа, изменение формы зубов, высокое небо, седловидный нос, искривление конечности и т. Д.) И нарушения трофики с общим физическим недоразвитием. Большое значение имеют лабораторные данные, в первую очередь специфические изменения в крови и спинномозговой жидкости (реакция Вассермана, кривая Ланге, реакция иммобилизации бледной трепонемы — РИБТ).

Олигофрения, вызванная токсоплазмозом, проявляется в основном как аномалия развития, но может быть и следствием внутриутробного или перинатального воспалительного процесса, касается прежде всего головного мозга и глаз. Слабоумие сочетается с тетрадой симптомов — глазные нарушения (хориоретинит, колобома, микрофтальмия, катаракта), гидроцефалия (или микроцефалия) и судорожные припадки. Наряду с этим отмечаются деформация черепа, асимметрия лицевого скелета, неправильное строение ушей, неба, зубов и другие недостатки. Возможно поражение внутренних органов. Неврологическая симптоматика резидуальная. Судорожные припадки возникают сериями. Психическое недоразвитие достигает глубокой имбецильности, идиотии. Нередки эпилептиформный, психопатоподобный и астенический синдромы. Для диагностики имеют значение исследования глазного дна, рентгенография черепа и лабораторные данные (положительная внутрикожная проба, реакция связывания комплемента в крови), а также эпидемиологические данные и анамнестические данные о выкидыши матери.

Олигофрения, обусловленная листериозом, обычно связана с внутриутробным поражением плода или (гораздо реже) с поражением головного мозга ребенка в раннем постнатальном периоде. Психическое недоразвитие при этом бывает очень глубоким, сочетается с признаками органического поражения ЦНС. Имеют значение данные лабораторных исследований, в частности реакция Пауля — Буннеля.

Гипотиреоидная олигофрения (кретинизм) — выраженный гипотиреоз, врожденный или ранней, частая из всех форм слабоумия, обусловленных эндокринными нарушениями. Различают эндемический кретинизм — врожденный гипотиреоз, возникает внутриутробно вследствие недостаточного содержания йода в воде, и спорадический кретинизм (наблюдается в любой местности), вызванный наследственным дефектом синтеза гормона щитовидной железы. Самостоятельная разновидность гипотиреоза — врожденная или рано приобретенная микседема; в ее основе лежит эмбриональный порок развития или атрофия щитовидной железы.

Клинические проявления

Клинические проявления эндемического кретинизма и врожденной микседемы очень похожи и зависят от недостатка тиреоидин. Основные признаки кретинизма — задержка физического и психического развития и «слизистый отек» (микседема). Психическое недоразвитие (от легкой дебильности до тяжелой идиотии) тем более выражено, чем раньше возник гипотиреоз и чем дольше длился его влияние на развитие больного, особенно без специфической терапии. Дефицит тиреоидин значительно изменяет клиническую картину олигофрении, в первую очередь привносит в нее симптомы эндокринного психосиндрома (нарушение поездов, ослабление побуждений, расстройства настроения).

Соматические признаки кретинизма и врожденной микседемы — отставание физического развития и диспропорция телосложения (длинное туловище, короткие конечности с широкими кистями и стопами, искривление голеней, резкий лордоз), недоразвития половых органов и вторичных половых признаков, «слизистый отек» (микседема), проявляющееся больше всего на лице и шее. Щитовидная железа может быть уменьшена или увеличена вследствие компенсаторной гипертрофии (зоб). Брахицефалия, низкий лоб, широкий запале переносицы с коротким носом, неправильное развитие зубов, деформация ушей, толстые губы, большой, не вмещается во рту, язык, жидкое сухие волосы, глухой низкий голос определяют внешний вид больных. Часто наблюдаются сонливость, брадикардия, снижение артериального давления, гипотония кишечника (вздутый живот, частые запоры), пупочная грыжа. Значительно выраженные симптомы вегетативной дистонии.

Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных, возникает при иммунологической несовместимости крови матери и плода, чаще по резус-фактору. В результате происходит гемолиз эритроцитов новорожденного и развивается гипербилирубинемия, что приводит к поражению базальных ганглиев и коры головного мозга («ядерная желтуха», или билирубиновая энцефалопатия). Триада симптомов: экстрапирамидные двигательные нарушения (главным образом атетоз), тугоухость и признаки слабоумия. Интеллект колеблется от нормального до выраженной отсталости; глубокое слабоумие наблюдается редко.

Олигофрения, вызванная асфиксией плода и новорожденного, а также родовой травмой. В внутриутробном и перинатальном периодах имеют значение и другие вредные факторы. Клиническая картина неоднородна: с одной стороны, симптомы недоразвития, с другой — остаточные явления повреждения головного мозга (энцефалопатия младенца). Слабоумие (от легкой дебильности до тяжелой идиотии) сочетается с неврологическими симптомами, явлениями астении, психопатоподобными особенностями поведения, а иногда и судорожными припадками.

Олигофрении, обусловленные раннем постнатальном инфекциями и травмами, имеют ряд общих особенностей. Отсутствуют характерные для врожденных форм олигофрении диспластичнисть телосложения и пороки развития отдельных органов. В связи с органическим поражением чаще оказываются резидуальные неврологические симптомы, диэнцефальный и гипертензионным явления. Психическое недоразвитие сочетается с симптомами органической деменции. Отмечаются психо-патоподибний или эпилептиформный синдром, стойкое снижение работоспособности.

Олигофрения, вызванная гидроцефалией, наблюдается только при тяжелой водянке головного мозга. Слабоумие колеблется от легкой дебильности до идиотии. Речь развита гораздо лучше, чем мышление; благодаря хорошей механической памяти больные имеют относительно большой запас слов, пользуются заученными речевыми штампами и сложными оборотами, не понимая их смысла. У больных хороший музыкальный слух, способность к устного счета. Они разговорчивы, эйфоричны, добросердечные, только некоторые раздражающие, угрюмы, склонны к аффективным вспышкам. Нередко бывают судорожные припадки. Физические признаки выраженной врожденной гидроцефалии достаточно типичны: большой череп с выпуклым лбом и уплощенными орбитами, треугольное лицо — маленькое по сравнению с большим черепом. Родничок долго не зарастает и сильно набухает. Кожа на голове тонкая, сквозь ней просвечивают выразительные контуры вен, особенно на висках и у корня носа. Почти у всех больных наблюдаются те или иные двигательные нарушения (парезы, параличи конечностей), застойные диски и атрофия зрительных нервов, диэнцефальных симптомы, а также недостатки слуха и вестибулярного аппарата. Давление спинномозговой жидкости при пункции повышено.

Краниостеноз — следствие преждевременного заращение черепных швов: резкая деформация черепа, на рентгенограмме изменение формы и структуры костей черепа, отсутствие одного или нескольких швов. В клинический картине значительное место принадлежит повышению внутричерепного давления (головная боль, рвота, расстройства сознания, снижение зрения). Умственная отсталость бывает по-разному выраженной, сочетается с признаками органического психосиндрома.

Олигофрения, что сочетается с детским церебральным параличом (ДЦП), наблюдается примерно в 60% случаев этого забо

info-farm.ru

Олигофрения, описание болезни

Олигофрения или умственная отсталость – этим термином обозначают группу заболеваний, которые характеризуются дефектом психического развития. Олигофрения бывает врожденной или приобретенной  в раннем детстве. Олигофрения может быть следствием болезни матери во время беременности такими заболеваниями, как сифилис, краснуха, токсоплазмоз, витаминной недостаточности, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет.

Другие причины олигофрении включают резус-несовместимость крови матери и плода, травма, асфиксия плода во время родов, остаточные явления менингита и энцефалита. Олигофрения также может быть унаследована. Данная умственная отсталость выражается в низком интеллекте и трудностях социальной адаптации.

Помимо термина «олигофрения», то есть слабоумие, для обозначения стойких состояний, сопровождающихся задержкой или неполноценным умственным развитием, также используют следующие названия: умственная отсталость, психическая ретардация, общее недоразвитие, психическая субнормальность, умственный дефицит.

На сегодняшний день достигнуты значительные успехи в изучении олигофрении, делаются попытки активного терапевтического вмешательства, установлены динамические тенденции клинической симптоматики. Все это в известной мере поколебало ряд традиционных, укоренившихся представлений об олигофрении как о неизменном состоянии психического недоразвития.

Существует множество вариантов этого заболевания, самые распространенные это дизметаболические формы и конфигурации обусловленные вирусными инфекциями,  протозоа – инфекциями, неблагоприятными мутациями.

Олигофрении – это многообразные заболевания, которые, можно объединить в единую клиническую группу из-за  наличия ряда характерных признаков. Без этих признаков нельзя поставить диагноз олигофрения.

Признаки:
  1. Поражение головного мозга на самых ранних этапах внутриутробного развития.
  2. Наличие принципиально тождественных патофизиологических механизмов.
  3. Отсутствие прогредиентности.
  4. Интеллектуальная недостаточность в сочетании с аффективно-ролевыми нарушениями.

Все это позволяет говорить об одном болезненном состоянии – олигофрении.   

У олигофренов коэффициент интеллекта (IQ) ниже 70.

Врожденное слабоумие необходимо отличать от приобретенного слабоумия (деменции) с признаками распада психической деятельности.

Все факторы, служащие причиной возникновения олигофрении делятся на:
  1. Наследственные (эндогенные).
  2. Внешние (экзогенные).

В зависимости от факторов выделяют формы олигофрении, которые связанные с наследственными факторами и с внешнесредовыми воздействиями (внутриутробными, родовыми и воздействующими в раннем детском возрасте). Но есть и формы умственной отсталости, вызванные сочетанием влияния наследственных (генетических) и внешних факторов.

20 – 25% случаев тяжелой умственной отсталости – наследственно обусловленная форма олигофрении. В целом, доля наследственных форм среди всех случаев олигофрении составляет от 69,5 до 90%.

Выявлено, что процент больных олигофренией детей от умственно отсталых родителей намного выше, чем от нормально развитых родителей. Если оба родителя умственно отсталые, то процент того, что их ребенок будет страдать олигофренией, составляет от 49,9 до 100 %.

Если же болен олигофренией один из родителей, то процент ниже, примерно от 33,3 до 58,1%. 

По статистике, 36,1% больных олигофренией имеют одного или обоих умственно отсталых родителей.

В зависимости от глубины умственной отсталости выделяют три её степени:

-дебильность;

— имбецильность;

— идиотию.

Значительное место в клинической картине олигофрений и ранних резидуально-органических состояний с интеллектуальными нарушениями в пубертатном периоде занимают расстройства настроения. Для олигофренов характерны дисфорические эпизоды и суточные колебания настроения. Выявленные различия по частоте расстройств настроения дают не только более полное представление о клинической картине, но и отражают предпочтительную связь между видом расстройств настроения и глубиной психопатологических нарушений. Так, эйфория обычно сочетается с о снижением критических способностей, а дисфория – с более выраженной дисгармоничностью личностных особенностей. Вместе с тем появление или исчезновение эпизодов нарушенного настроения является важным диагностическим признаком, свидетельствующем о разного рода динамических сдвигах.

При изучении нарушений в сфере влечений можно говорить о том, что на первый план выходят такие нарушения, которые имеют стойкий характер в силу их фиксации по типу патологической привычки или по механизму условно-рефлекторной связи, например, такие как склонность к злоупотреблению алкоголем, раннее курение, бродяжничество.

В клинических подгруппах олигофрений очень часто отмечаются бродяжничество, садистические наклонности и сексуальные извращения (значительно чаще в подгруппах с дебильностью).

Садистические наклонности, как и сексуальные извращения, в большей мере характерны для подгрупп с инфантилизмом.

Важное значение, имеет анализ поведенческих нарушений, которые обуславливаются психологическим кризом созревания.

psihiatriya-i-nevrologiya.ru

Что такое олигофрения: симптомы

Органическое поражение головного мозга во время внутриутробного развития может привести к недоразвитию психики, для характеристики которого используется термин «олигофрения». Данная патология проявляется в виде проблем с работой опорно-двигательного и речевого аппарата, а также снижения уровня эмоционального и интеллектуального развития. Рассматриваемое заболевание входит в категории полиэтиологических болезней, развивающихся в результате генетических аномалий, внешних негативных воздействий, а также под влиянием определенных болезней, перенесенных во время вынашивания плода.

Для определения стадии умственного развития в данной ситуации используются специальные диагностические методики. Также существуют особые методы, которые позволяют выявить причину недоразвития психики. В данной статье мы рассмотрим, что такое олигофрения, симптомы и методы социальной адаптации людей с подобной проблемой.

Олигофрения — это врожденное или приобретенное неполное умственное развитие

Характер патологии

Согласно медицинским данным, олигофрения является одной из форм психического дизонтогенеза, которая проявляется в виде недостатка интеллектуального развития. Данная патология развивается во время внутриутробного или постнатального периода. По данным статистики ВОЗ, примерно один процент населения земного шара страдает от этого заболевания.

Примерно у восьмидесяти пяти процентов людей с данным заболеванием присутствует легкая форма олигофрении. Тяжелая форма болезни наблюдается лишь у одного процента пациентов от общего числа больных. Исследователи вопроса распространённости болезни говорят о том, что приведенные ниже цифры являются неверными. По их мнению, рассматриваемый недуг имеется примерно у трех процентов населения, но так как симптомы заболевания могут иметь слабую выраженность, больные просто не попадают в подобные списки.

Также исследователи говорят о том, что олигофрения в два раза чаще регистрируется у мальчиков. Чаще всего болезнь диагностируется в возрасте от шести до восемнадцати лет. В случае с тяжелой формой заболевания, диагностировать олигофрению можно в первые годы после рождения. В случае с более легкими формами болезни, оценка интеллектуальных способностей и диагностика психической недоразвитости осложняется тем, что психика детей только начинает формироваться. К терапии олигофрении следует подходить комплексно. Очень важно, чтобы в процессе лечения участвовали не только психиатр и психоневролог, но и специалисты из области психологии, дефектологии и логопедии.

Классификация и причины появления болезни

Олигофрения — что это такое? Рассматривая этот вопрос, очень важно затронуть тему, относительно причины развития патологии. По мнению врачей, существует несколько основных факторов, которые могут выступить в качестве причины недоразвития психики:

  1. Генетические факторы – поражение плода в процессе внутриутробного развития.
  2. Преждевременные роды вызванные различными нарушениями в процессе беременности.
  3. Травмы и инфекционное заражение в момент родов.
  4. Педагогическая запущенность.

Важно обратить внимание на тот факт, что в определенных ситуациях выявить причину развития данной патологии — практически невозможно.

Олигофрен сложно поддается обучению

По мнению специалистов, тяжелая форма психической недоразвитости вызывается именно генетическими патологиями. К таким патологиям относятся синдромы: Дауна, Вильямса, Ангельмана, Ретта, Прадера-Вилли и ферментопатия. В роли провоцирующих факторов могут выступить употребление алкогольных напитков и наркотических веществ во время процесса вынашивания плода. Немаловажное значение в этом вопросе уделяется иммунологическому конфликту между ребенком и матерью, а также влиянию инфекционных агентов.

Для классификации олигофрении ранее использовались такие степени как идиотия, имбицильность и дебильность. На сегодняшний день МКБ отказались от данной классификации. В современных условиях данную болезнь подразделяют на четыре степени тяжести и обозначают с помощью терминов, где отсутствует негативная окраска:

  1. Легкая степень олигофрении – уровень IQ варьируется от пятидесяти до шестидесяти девяти.
  2. Умеренная – коэффициент интеллекта составляет от тридцати пяти до сорока девяти процентов.
  3. Тяжелая – степень интеллектуального развития варьируется от двадцати до тридцати четырех.
  4. Глубокая – уровень IQ составляет менее двадцати процентов.

Помимо данной классификации используются и другие методы, которые строятся на оценке выраженности расстройства речевого аппарата, проблем с концентрацией внимания и восприятия окружающей реальности.

Клиническая картина

Для олигофрении характерна такая особенность, как всестороннее поражение головного мозга. Наличие данного заболевания влияет не только на уровень развития интеллекта, но и затрагивает многие другие функции. У большинства пациентов наблюдаются проблемы с функциональностью опорно-двигательного аппарата, а также различные неврологические расстройства.

Рассматривая вопрос, кто такой олигофрен, важно обратить внимание на то, что у людей с этим диагнозом отсутствует способность к образному мышлению. Даже находясь в зрелом возрасте, человек продолжает мыслить на уровне учащегося младших классов. При наличии легкой формы недоразвитости мозга подобные проблемы имеют менее яркую выраженность. Однако даже в этом случае, больные проявляют сложности с абстрагированием и обобщением. Для рассматриваемой патологии свойственно: проблемы с концентрацией внимания и неспособность сосредоточиться на выполнении поставленных задач. Инициативность проявляется эпизодично и является следствием резких вспышек эмоциональной реакции.

Олигофрения – это тотальное нарушение мозговых функций

Следует сказать о том, что при олигофрении наблюдаются различные проблемы с памятью. Несмотря на это, в некоторых ситуациях у больных отмечается избирательное запоминание несложных данных. При общении олигофрены не используют сложных словесных оборотов, предпочитая применять короткие фразы. Ограниченность словарного запаса не только мешает строить правильную взаимосвязь между словами, но и приводит к различным ошибкам в создании предложений. Довольно часто у больных регистрируются нарушения в работе речевого аппарата.

Степень развитости навыков чтения зависит от формы тяжести заболевания. Больные с легкой формой психической недоразвитости не только обладают данным навыком, но и способны правильно понять прочитанное. Но здесь важно упомянуть о том, что при подобных нарушениях, люди нуждаются в большем времени для усвоения информации. В случае с тяжелой формой патологии, больные могут лишь распознавать отдельные символы, но сложить их в слова для них настоящая проблема.

Выраженность олигофрении в зависимости от возраста

Многих людей интересует вопрос, сколько живут олигофрены? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует сказать о том, что длительность жизни не зависит от уровня интеллектуальных способностей. Чаще всего на длительность жизни больных с психической недоразвитостью оказывает влияние окружающая среда и уровень заботы близких.

Также следует упомянуть о том, что яркость клинической картины психического недоразвития имеет тесную взаимосвязь с возрастом больного. Явные признаки наличия патологии проявляются в возрасте от шести до семи лет. Менее очевидные симптомы, свойственные психическим расстройствам, проявляются и в более раннем возрасте, однако поставить правильный диагноз очень сложно. В младенчестве олигофрения проявляется в виде повышенной раздражительности, проблем эмоционального характера и отсутствия интереса к окружающему миру. Многие дети с данным диагнозом испытывают трудности в освоении элементарных навыков, таких, как самостоятельное одевание обуви и применение столовых приборов.

В том возрасте, когда здоровые дети познают мир при помощи игр, олигофрены не проявляют к играм особого интереса. В более позднем возрасте больные начинают использовать простые игрушки. В возрасте, когда большинство детей начинают перенимать взрослое поведение, дети с недоразвитой психикой только начинают познавать мир при помощи различных взаимодействий с окружающими их предметами. Различные действия, позволяющие обучиться простым навыкам (лепка, игры с конструктором и рисование) либо осваиваются на примитивном уровне, либо попросту не вызывают должного интереса.

Также следует упомянуть о том, что детям с данным диагнозом сложно запоминать предназначение окружающих предметов, что значительно осложняет взаимодействие с миром. Хаотичная активность и осуществление шаблонных действий являются яркими признаками наличия психических отклонений. Многие врачи говорят о том, что для данного заболевания характерно замедленное развитие речевого аппарата. Маленькие пациенты произносят первые слова в том возрасте, когда большинство детей учатся произносить свои первые фразы. В дальнейшем подобные проблемы приводят к плохому восприятию словесных инструкций.

Олигофрены часто нуждаются в попечительстве и опеке родителей или государства

Методы диагностики

Как уже было сказано ранее, диагноз олигофрения устанавливается в возрасте от шести до восемнадцати лет. Для постановки правильного диагноза врачу потребуется провести не только беседу с пациентом, но и собрать данные анамнеза. Во время беседы, специалистом проводится оценки словарного запаса, уровня развитости речевого аппарата и способности к абстрактному мышлению. Немаловажное значение имеет уровень самооценки и восприятия собственного «я» в окружающем мире. Для оценки степени развитости интеллектуальных способностей используются специальные методики тестирования.

Обычно во время беседы, врач просит пациента объяснить смысл пословицы или какой-либо метафоры. Нередко используются различные тесты с рисунками, а также практические задания. Для того, чтобы оценить память, ребенку рассказывается история, которую он должен кратко пересказать. Чтобы выявить фактор, который повлек развитие олигофрении, требуется провести полное диагностическое обследование организма. Методы диагностики подбираются в соответствии с выявленными психическими, неврологическими и физиологическими нарушениями. Чаще всего пациентам назначаются процедуры магниторезонансной томографии и электроэнцефалографии головного мозга. Помимо этого, берутся пробы на наличие токсоплазмоза и сифилиса.

Методы лечения

Лечение психической недоразвитости осуществляется только в том случае, когда болезнь выявляется на ранних этапах развития. В других ситуациях, людям с данным диагнозом назначается лишь симптоматическое лечение. При наличии внутриутробной инфекции, лечение болезни проводится соответствующим методом. Для лечения олигофрении используются препараты, входящие в группу антиоксидантов, антигипоксандов и ноотропных средств. Помимо этого, применяются медикаменты, улучшающие обменные процессы в области головного мозга. Психомоторное возбуждение устраняется седативными препаратами.

Олигофрения (или умственная отсталость) — патология, которую невозможно вылечить

Одна из важных задач врачей, адаптировать пациента к дальнейшей реализации в социуме. Очень важно научить больного самостоятельно удовлетворять собственные потребности. Большинство людей с данной проблемой, из-за сложностей с пониманием окружающих, погружаются в добровольную изоляцию. Чаще всего к подобному решению, больных подталкивает недостаток эмоциональной взаимосвязи с ближайшим окружением.

В заключении необходимо отметить, что постановка рассматриваемого диагноза изменяет отношение родителей к своему ребенку. Изменение в отношении приводит к тому, что ребенок, не ощущающий должной эмоциональной поддержки, замыкается в себе. Данный фактор значительно осложняет дальнейшее обучение человека. Одна из важных составляющих психотерапии, научить родителей правильно относиться к своему особенному ребенку. К лечению олигофрении нередко привлекают логопеда, для того, чтобы провести коррекцию развития речевого аппарата.

Читайте также:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktovdepressii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *