Ирина толкачева: Ирина Толкачева | Photoplay

Содержание

Толкачева Ирина Вячеславовна | Институт филологии и журналистики

Доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученая степеньКандидат филологических наук
Преподаваемые дисциплины• Русская диалектология
• Введение в спецфилологию основного языка
• Историческая грамматика русского языка
• Актуальные проблемы этнолингвистики
• Актуальные проблемы науки и журналистика
• Имидж территории
Количество опубликованных научных работ37
Количество опубликованных учебно-методических работ6
Дата рождения1982
Дата защиты диссертации2012
Тема диссертацииНерегулярные фонетические явления как основа лексикализации (на материале нижегородских говоров)
Область научных интересов
Диалектная фонетика, лексикология и лексикография, лингвогеография, этнолингвистика.
Основные из опубликованных научных работ
  • Причины возникновения нерегулярных лексикализованных фонетических изменений в русских народных говорах // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. «Филология. Искусствоведение». – 2011. – №2 (1). – С. 345-350.
  • Утрата регулярности проявления диалектного фонетического явления как причина лексикализации (на материале нижегородских говоров) // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. «Филология. Искусствоведение»: Материалы международной научной конференции «Язык, литература, культура на рубеже XX-XXI вв.». – 2011. – №6 (2). – С. 670-675.
  • «Вторичные заимствования» в нижегородских говорах: опыт словаря // Диалектологический альманах: сборник мат-лов и исслед-ний. Выпуск I. – Воронеж: ВГПУ, 2013. – с. 184-195.
  • Особенности развития современных диалектных микросистем (на материале русских народных ковернинских говоров Нижегородской области) // Русский язык как государственный язык Российской Федерации в условиях полиэтнического и поликультурного региона: Мат-лы межрегион. конф. по проблемам функционирования русского языка как госуд. языка РФ 22-24 мая 2013. – Москва-Саранск, 2013.
  • Толкачева И.В. Особенности проявления диалектной языковой картины мира в диалектном слове (на материале нижегородских говоров) // Научное наследие Б.Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкознания (к 100-летию со дня рождения Б.Н. Головина): Сборник статей по материалам Междунар. научной конференции. – Н.Новгород: ДЕКОМ, 2016. С. 242-247.
    • «Диалектный словарь Нижегородской области» как источник этнографических исследований: к вопросу о семантической характеристике слова» // Диалектный словарь как лингвистический ресурс (К 25-летию Новгородского областного словаря): м-лы всерос.конф. – Великий Новгород, 2017 г.
    • Диалектный словарь Нижегородской области. Выпуск 1: Аба – Брячить / Сост.: Н.В. Казанцева, Л.А. Климкова, Е.А. Колтунова, И.В. Кузьмин, И.Ю. Абрамова, М.А. Агапова,И.В. Толкачева. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, 2013. – 199 с.
    • Диалектный словарь Нижегородской области. Выпуск 2: Бубанка – Вячить / Сост.: Л.А. Климкова, Е.А. Колтунова, М.А. Агапова, И.В. Толкачева. – Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2014. – 197 с.
  • Толкачева И.В., Прозорова А.Д. Глагольная лексика, отражающая отношение человека к труду, в нижегородских говорах // Русский язык в славянском мире: история и современность: сборник научных статей / под ред. И.Ю. Абрамовой. –– Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2018. – с.231-238.
Основные из опубликованных учебно-методических работ• Записи диалектной речи и их анализ: учебно-методич. пособие / Сост. Толкачева И.В. – Фонд образовательных электронных ресурсов ННГУ, регистрационный номер: 607.13.09. Размещение:www.unn.ru/e-learning/course/view.php?id=583 2013 г.
• Русская диалектология / Кузьмин И.В., Толкачева И.В. Электронный управляемый курс. Адрес размещения: www.unn.ru/e-learning/course/view.php?id=583. Размещение: 2014 г.
• Диалектологическая практика / Кузьмин И.В., Толкачева И.В. Электронный управляемый курс. Адрес размещения: www.unn.ru/e-learning/course/view.php?id=583. Размещение: 2014 г.
Повышение квалификации• 2015 г. – «Обеспечение качества образования через инновационные образовательные технологии» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)
• 2017 г. – Дополнительная профессиональная программа «Электронная информационно-образовательная среда вуза» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)
• 2018 г. – Дополнительная профессиональная программа «Оказание первой медицинской помощи» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)
• 2018 г. – Дополнительная профессиональная программа «Современные методы в филологии» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского)
Окончила филологический факультет Нижегородского госуниверситета (2005 г.).
С 2001 г. работала на кафедре истории русского языка и сравнительного славянского языкознания в качестве инженера-лаборанта.
С 2010 г. – работает на кафедре истории русского языка и сравнительного славянского языкознания в должности ассистента, затем – старшего преподавателя.
Является куратором научной работы студентов; ответственный за организацию практик студентов, обучающихся по направлениям 45.03.01 – Филология и 45.04.01. – Филология.

 

Интервью с Ириной Толкачевой

Wall берет интервью у критиков, фотографов, художников и кураторов, чье мнение и опыт нам глубоко не безразличны.


Ирина Толкачева — искусствовед, историк фотографии, преподаватель. Живет и работает в Москве.

Екатерина Васильева —

Ирина, спасибо, что согласились ответить на мои вопросы для Wall.

Что, по вашему мнению, помогает, а что мешает сегодня преподавателю фотографии в России? 

Ирина Толкачева — Не то, чтобы мешает, но удручает отсутствие общей системности в преподавании и изучении истории фотографии. По моим ощущениям (несмотря на большие и регулярные подвижки в этой области) у нас до сих пор теоретически плохо осмыслена фотография как часть контекста всей визуальной культуры. Нет большой истории фотографии на русском языке (куда была бы вписана и отечественная фотография), нет общего панорамного взгляда с точки зрения российского искусствознания. Много чего делается, но всё как-то фрагментарно, факультативно. Это же касается описанности и оцифрованности музейных коллекций, библиографии, истории фотографической периодики и т. п. Но, с другой стороны — всегда есть, чем заняться. 

ЕВ — Лучшие три выставки, которые вы посетили за последние 5 лет. Почему они лучшие. По возможности поставьте ссылки. 

ИТ — Очень субъективно: 

1 «Свежий слой» в Арсенале в Нижнем Новгороде, лето 2017. Диалог нижегородского стрит-арта с народным искусством. Впечатлила уровнем погружения в материал и масштабом его обработки. Довольно замороченная концепция была, тем не менее, как-то изящно решена, — как будто в логике сновидения, где не связанные друг с другом вещи вдруг соединяются и вроде так и надо.

Хотелось читать выставку, как книгу, в ней было много интересных штук, каждая из которых выходила в какую-то свою большую тему. https://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/264770-svezhiy-sloy

2 «Новый пейзаж» в фонде Екатерина, зима-весна 2019. О выставке много говорили и писали, не буду повторять. Очевидно, такая выставка должна было состояться минимум лет на семь раньше, но замечательно, что она вообще состоялась, демонстрировалась в разных городах и вызвала много рефлексии. Я очень хотела её посмотреть, потому что, кроме всего прочего, просто очень люблю сухой протокольный документализм и банальную повседневность. Гаражи, панельные дома, мусор, магазины, остановки — вот это всё. Что-то личное у меня. Завораживает, не могу оторваться.

www.ekaterina-foundation.ru/rus/exhibitions/2019/newlandscape/ 

3. Павел Отдельнов «Промзона». ММСИ, зима-весна 2019. Кроме важных исторических и человеческих вопросов, которые вызывают отклик у любого зрителя, выросшего в СССР, лично для меня эта выставка стала поводом в очередной раз задуматься об эффектности и эффективности сочетания разных медиа внутри одного проекта.

В частности, о живописи, которая часто в подобных выставках играет вспомогательную, прикладную роль, но очевидно ещё нужна автору и зрителю в качестве привычного и понятного инструмента. Это интересно.
www.mmoma.ru/exhibitions/petrovka25/pavel_otdelnov_promzona/ 

ЕВ — Как преподаватель с большим опытом работы как вы оцениваете аудиторию, приходящую слушать ваши лекции в разные институции. Существует ли проблема диалога преподаватель — студент? Если да, то в каких институциях больше? Боятся или стесняются слушатели задавать вопросы и конструктивно подвергать критике какие-то тезисы? Если да, то по вашему мнению, почему это происходит? 

ИТ — Больше всего проблем диалога там, куда люди приходят учиться сугубо техническим навыкам, то есть в фотошколах, ориентированных в первую очередь на ремесло. И меньше всего там, куда аудитория приходит, за историей фотографии как частью истории искусства и культуры, особенно современного искусства. В этом смысле вообще никакого напряжения как лектор я стабильно не испытываю только в школе «Свободные мастерские», где преподаю больше десяти лет.

В остальных местах бывают эпизодические трудности с коммуникацией, но, тем не менее — чем больше зритель изначально мотивирован, чем шире его культурных бэкграунд, тем легче выстраивается диалог, даже если в аудитории возникают споры. Вообще я очень люблю общаться с аудиторией, за годы преподавания у меня появилось много друзей среди слушателей. Не сказала бы, что люди стесняются задавать вопросы, критиковать или спорить. Большая или меньшая активность зависит, наверное, только от каких-то случайных вещей вроде размера помещения, количества людей, времени суток и т. п. 

ЕВ — У вас есть лекция: »Актуальные тенденции современности», в которой вы перечисляете ключевые слова: телесность, пол, здоровье, самоидентификация, экология, научное знание, кибербезопасность, постправда, фальсификации, понятия о прекрасном и безобразном, приватное и публичное в меняющемся мире. Скажите, пожалуйста, какие ресурсы помогают вам классифицировать эти тенденции. Следите ли вы за результатами международных современных фотоконкурсов.
Есть ли у вас предпочтения?

ИТ —  Я бы сказала, что эти тенденции актуальны в довольно широком временном охвате — то есть, как минимум в последние 10 лет (На самом деле скорее в последние 20-30). С точки зрения большой истории и моих попыток уместить многое, начиная с 19 века, в формат довольно коротких курсов — это пик актуальности.))) Я подписана на рассылки журналов, музеев, международных организаций, конкурсов и фестивалей: Unseen, British Journal of Photography, Lensculture, Foam, Calvert, Dazed и т. п., а также многочисленные блоги, но, конечно, не успеваю за всем уследить. Более-менее регулярно я читаю, пожалуй, только

BJP, а остальное — как получится. Постоянно стыжусь, комплексую и прокрастинирую. 

ЕВ — Вы были членом жюри Молодые фотографы России в 2016 и в 2017, на который сейчас идет прием заявок. Первый вопрос: работают ли наши молодые авторы — лауреаты с актуальными тенденциями современности? Если да, то с какими в основном? И второй: получается ли у них, на Ваш взгляд, сбалансировать найденный визуальный язык с текстовым сопровождением? 

ИТ — С текстовым сопровождением обычно всё в порядке.

Что касается тенденций, то «молодые фотографы» год за годом в основном продолжают снимать и описывать Россию по завету Сергея Максимишина, который десять лет назад сказал, что она остаётся самой неснятой страной. За эти десять лет, конечно, длинный путь пройден. Вот недавно, в связи с выставкой «Новый пейзаж» говорили о том, насколько сейчас среди российских авторов популярна deadpan-стилистика, хотя в мировом контексте этот тренд уже давно переработан. Но мы этот язык осознали в полной мере только к концу 2000-х и продолжаем увлечённо на нём говорить, потому что много ещё есть, что сказать. Виктория Мусвик недавно об этом писала. Но, кстати, на «Молодых фотографах» и этого не так, чтобы много. Меня лично порадовало несколько недавних попыток поговорить о гендерных вопросах, но они были робкими и немногочисленными. Почти совсем нет чего-то в духе, например, Сары Квинар — то есть, рефлексии по поводу взаимодействия аналоговой и цифровой фотографии в меняющемся мире, о визуальных ценностях и о том, как они трансформируются и т.  п. Но я бы не сказала, что всё перечисленное плохо. Мне кажется, что отечественные авторы ориентируются в мировом контексте всё быстрее. С другой стороны, есть ощущение, что конкурс с каждым годом всё меньше интересует молодых фотографов, следящих за трендами и активно получающими образование в области современного искусства. Это не способствует адекватности общей картины именно в рамках этого конкурса. Но может всё ещё изменится, откроется второе дыхание, а вдруг. 


ЕВ — Ваши любимые современные фотографы и почему. Если бы представилась такая возможность, чью выставку вы бы хотели курировать? 

ИТ — Мои последние увлечения (хотя некоторые уже давние), авторы, за которыми я слежу в соцсетях, доставляющие мне визуальную радость: Юлия Роднина, Дима Жаров, Роман Мокров, Ольга Титова, Алиса Липеровская, Алексей Васильев, Анастасия Руденко, Анастасия Богомолова, Мария Ионова-Грибина. Что касается выставки, то мне бы, наверное, была интересна коллективная выставка авторов, которые иронично работают с банальной повседневностью.

Тут одновременно сойдутся разные жанры и темы: пейзаж, натюрморт, тело, ностальгия, абсурд, тоска, эскапизм, ненависть, нежность, Родина и т. п. Из зарубежных фотографов люблю и не упускаю случая куда-нибудь вставить упоминание о Sian Bonnell, Amy Stein и Catherine Chalmers (хотя сайты последних двух что-то давно не обновлялись).

ЕВ — Как Вы думаете, где никто никогда не делал выставок, а это было бы весьма интересно? 

ИТ — В «Пятёрочке», «Дикси», «Перекрёстке» и т. п. Перформансы в супермаркетах были, а вот именно выставок — в диалоге с пространством и зрителем, кажется, не было. Дешевый большой супермаркет — это полный визуальный хаос и бессознательное движение масс, однако со всем этим мастерски работают маркетологи, манипулируя поведением покупателя. Мне кажется, это был бы нереальный челлендж для художника и куратора. 


ЕВ — Ваш любимый музей в Европе и почему? 

ИТ — Я бываю в Европе не так часто, как хотелось бы. Мои любимые музеи — это те, на сайты которых я хожу чаще всего, потому что там много интересного для меня контента.

Можно часами бродить по гиперссылкам. Хорошая замена перебиранию карточек в каталоге — так же затягивает. Сейчас это Музей Виктории и Альберта и Рейксмюсеум. 


ЕВ — Есть ли у вас женщины-художницы и женщины-писательницы, которыми вы восхищаетесь или к которым испытываете другие схожие по смыслу эмоции? Если да, то кто и почему. 

ИТ — Конечно, меня безмерно восхищают монстры и гигантессы вроде Марины Абрамович или Маргарет Бурк-Уайт (которая кажется мне вообще какой-то супергероиней). Но я бы здесь назвала современниц, соотечественниц и даже некоторых личных знакомых, которыми восхищаюсь прямо сейчас. Почему бы их не отметить. Например, Наташа Шарапова, Алина Десятниченко, Виктория Мусвик, Дарья Серенко, Надя Плунгян, Мария Ионова- Грибина, Марина Антонова. Восхищаюсь их энергией, работоспособностью, количеством достижений, интеллектом, остроумием, талантами, тактом, способностью выражать свои мысли, дискутировать и убеждать. 


ЕВ — Любимая книга (и) по теории искусства.  

ИТ — Сложный для меня вопрос. Ну, назову Иена Джеффри (Ian Jeffrey), который попался мне в юности и впечатлил способностью писать о фотографии легко, охватывая широкое культурное поле. 


ЕВ — В Facebook с декабря 2019 вы ставите посты с изображениями Святых Себастьянов из своей коллекции. Расскажите, пожалуйста, почему возник такой интерес и можете ли вы этот образ связать с практиками современных художников (фотографов). Если да, то с какими. 

ИТ — В 2017 году в рамках библиотечных мероприятий я готовила лекцию об образе святого Себастьяна в искусстве, с тех пор у меня сохранилась папка с картинками и несколько интересных историй. Мне кажется, все любят святого Себастьяна, — за андрогинность, красоту, наготу и широкий спектр культурных ассоциаций. Ну и, наверное, никакой другой христианский святой не сравнится с Себастьяном по массовой популярности. Я бы не сказала, что сильно погружена в тему, мои изыскания довольно поверхностны. В первую очередь, конечно, меня привлекают реакции и разговоры вокруг Себастьяна в связи с моим интересом к теме мужского тела в фотографии и искусстве.

А современные художники, мне кажется, постоянно обращаются к образу Себастьяна. Его стереотипная узнаваемость и весь культурный бэкграунд (в том числе его роль защитника от чумы и «чумы 20 века» и его статус гей-иконы) делают его незаменимым. На него отлично проецируются темы феминности-маскулинности, эротической чувственности, смирения и внутренней силы, крайней уязвимости и противостояния косности, мракобесию и жестокости. Одновременно Себастьян может быть и пародийным персонажем. В общем — фигура с бесконечным потенциалом как для пафосного высказывания, так и для иронии, постоянно всех вдохновляющая. В первые же пару недель себастьянового марафона Дима Жаров — фотограф, исследующий тему телесности и стереотипов, сделал автопортрет в образе Себастьяна, а художник Лев Никитин прислал мне ссылку на свою живопись с Себастьяном после FtM-перехода. Могу ещё вспомнить, например, проект Стиви Рэйлинн Джонсон тоже о мужском теле и уязвимости: https://www.featureshoot.com/2014/10/stevie-raelynn-johnsons-intimate-portraits-of-thirty-men/ Скачать

Андреа дель Сарто, начало 16 века 

Скачать

Карл Фишер, 1968

Скачать

Пьер и Жиль 1987

Скачать

Содома (Джованни Антонио Бацци), 1525

ЕВ — Пожалуйста, придумайте название для одной из моих следующих выставок на Wall-online. Эти названия я буду использовать для Open call.

ИТ —  «Скрытые фигуры», «Невидимые персоны» — что-то в этом роде. Для меня это про эйджизм, дискриминацию и отсутствие репрезентации, но каждый может вписать в это название свой насущный смысл.

Скачать

фото А. Кандалинцевой

Chalmers Research: Ирина Катаева

Показано 16 публикаций

2007

Сверхпроводниковый процессор цифровых сигналов

Ирина Катаева

Докторская диссертация

2007

Масштабируемое матричное умножение с гибридным цифровым сигнальным процессором CMOS-RSFQ

Ирина Катаева, Хенрик Энгсет, Анна Кидиярова-Шевченко и др.

IEEE. Том. 17 (2), с. 486-489

Журнальная статья

2007

Масштабируемое матричное умножение с гибридным цифровым сигнальным процессором CMOS-RSFQ

Ирина Катаева, Хенрик Энгсет, Сэмюэл Интисо и др.

устная презентация Конференция по прикладной сверхпроводимости (ASC) сентябрь 2006 г., Сиэтл, будет опубликована в IEEE Transactions on Applied Superconductivity в июне 2007 г. Vol. июнь

Бумага в производстве

2007

Интерфейс комнатной температуры для процессора цифровых сигналов RSFQ

Хенрик Энгсет, Райхан Рафик, Ирина Катаева и др.

IEEE Transactions по прикладной сверхпроводимости. Том. 17 (2), с. 979-982

Журнальная статья

2006

Новый дизайн блока параллельного умножения-накопления RSFQ

Ирина Катаева, Хенрик Энгсет, Анна Кидиярова-Шевченко

Сверхпроводящая наука и техника. Том. 19, п. S381-S386

Журнальная статья

2005

Сверхпроводящий цифровой сигнальный процессор

Ирина Катаева

Лицензионная диссертация

2005

Оптимизация сверхпроводящих микрополосковых межсоединений для быстрых однопотоковых квантовых схем

Райхан Рафик, Ирина Катаева, Хенрик Энгсет и др.

Сверхпроводниковая наука и техника. Том. 18 (8), с. 1065-1072

Журнальная статья

2005

Оптимизация временной задержки ячеек RSFQ

Самуэль Интисо, Ирина Катаева, Елена Толкачева и др.

IEEE Transactions по прикладной сверхпроводимости. Том. 15 (2), с. 328-331

Журнальная статья

2005

Дизайн RSFQ: паразитные эффекты

Самуэль Интисо, Ирина Катаева, Анна Кидиярова-Шевченко

EUCAS 2005 Вена

Плакат конференции

2005

Влияние линий питания смещения на производительность цепей RSFQ

Елена Толкачева, Хенрик Энгсет, Ирина Катаева и др.

IEEE Transactions по прикладной сверхпроводимости. Том. 15 (2), с. 276-279

Журнальная статья

2004

Оптимизация временной задержки ячеек RSFQ

Самуэль Интисо, Ирина Катаева, Елена Толкачева и др.

Конференция по прикладной сверхпроводимости

Журнальная статья

2004

Разработка высокопроизводительной архитектуры DSP для компенсатора помех RSFQ.

Анна Кидиярова-Шевченко, Константин Платов, Хунся Чжао и др.

Серия конференций Института физики. Том. 181, с. 187-194

Бумага в производстве

2004

Процессор цифровых сигналов RSFQ для подавления помех

Ирина Катаева, Хунся Чжао, Хенрик Энгсет и др.

Конференция по прикладной сверхпроводимости

Бумага в производстве

2003

Параллельный множитель RSFQ

Ирина Катаева, Хенрик Энгсет, Елена Толкачева и др.

Applied Superconductivity 2003, EUCAS sorrento Italy, номер серии конференций 181

Другой вклад конференции

2003

Генератор асинхронных последовательных умножителей и кодов расширения RSFQ для многопользовательского детектора

Анна Кидиярова-Шевченко, Константин Платов, Елена Толкачева и др.

IEEE транс. на прикладном суперконд. Том. 13 (2), с. 429-432

Журнальная статья

2003

Асинхронный протокол обмена данными между процессорами в многопользовательском детекторе RSFQ

Елена Толкачева, Хенрик Энгсет, Ирина Катаева и др.

Прикладная сверхпроводимость 2003, EUCAS Сорренто, Италия.

Журнальная статья

Различия в микрофлоре кишечника у пациентов с атеросклеротическими сердечно-сосудистыми заболеваниями и некоторыми фенотипами сердечной недостаточности

. 2022 31 октября; 10 (11): 2762.

doi: 10. 3390/биомедицина10112762.

Драпкина Оксана М 1 , Герман А Ашниев 2 , Ольга А Злобовская 2 , Адель А Яфарова 1 , Елена В Дементьева 2 , Анастасия Н Кабурова 1 , Иван О Мешков 2 , Шептулина Анна Ф. 1 , Киселев Антон Р 1 , Анна В Концевая 1 , Линар М Жамалов 1 , Сергей Н Корецкий 1 , Мария С Покровская 1 , Александра I Акиньшина 2 , Анжелика В Загайнова 2 , Мария В Лукашина 2 , Андрей В Кириллов 2 , Абрамов Иван А 2 , Лариса Р Толкачева 2 , Ирина О Бикаева 2 , Евгения В Глазунова 2 , Герман А Шипулин 2 , Мария М Боброва 2 , Валентин В Макаров 2 , Кескинов Антон А 2 , Юдин Владимир С 2 , Сергей М Юдин 2

Принадлежности

  • 1 Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины, 101990 Москва, Россия.
  • 2 Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками для здоровья Федерального медико-биологического агентства, 119121 Москва, Россия.
  • PMID: 36359282
  • PMCID: PMC9687836
  • DOI: 10.3390/биомедицина10112762

Бесплатная статья ЧВК

Драпкина Оксана М и др. Биомедицины. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2022 31 октября; 10 (11): 2762.

doi: 10.3390/биомедицина10112762.

Авторы

Драпкина Оксана М 1 , Герман А Ашниев 2 , Ольга А Злобовская 2 , Адель А Яфарова 1 , Елена В Дементьева 2 , Анастасия Н Кабурова 1 , Иван О Мешков 2 , Шептулина Анна Ф. 1 , Киселев Антон Р 1 , Анна В Концевая 1 , Линар М Жамалов 1 , Сергей Н Корецкий 1 , Мария С Покровская 1 , Александра I Акиньшина 2 , Анжелика В Загайнова 2 , Мария В Лукашина 2 , Андрей В Кириллов 2 , Абрамов Иван А 2 , Лариса Р Толкачева 2 , Ирина О Бикаева 2 , Евгения В Глазунова 2 , Герман А Шипулин 2 , Мария М Боброва 2 , Валентин В Макаров 2 , Кескинов Антон А 2 , Юдин Владимир С 2 , Юдин Сергей М 2

Принадлежности

  • 1 Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины, 101990 Москва, Россия.
  • 2 Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками для здоровья Федерального медико-биологического агентства, 119121 Москва, Россия.
  • PMID: 36359282
  • PMCID: PMC9687836
  • DOI: 10.3390/биомедицина10112762

Абстрактный

Для продолжения прогресса в лечении сердечно-сосудистых заболеваний необходимо улучшить общее понимание процессов, которые способствуют патогенезу сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Изучение роли кишечной микробиоты при различных заболеваниях сердца представляет большой интерес, поскольку найти такие достоверные связи не так просто, несмотря на то, что микробиота, несомненно, влияет на все системы организма. Настоящее исследование было проведено для изучения состава микробиоты кишечника у больных с атеросклеротическими сердечно-сосудистыми заболеваниями (АСССЗ) и синдромами сердечной недостаточности со сниженной фракцией выброса (HFrEF) и HF с сохраненной EF (HFpEF) и для сравнения этих результатов с микробиотой лица без этих заболеваний (контрольная группа). Фекальную микробиоту оценивали тремя методами: живые организмы определяли с использованием бактериальных культур, общий таксономический состав ДНК оценивали с помощью секвенирования нового поколения (NGS) гена 16S рРНК (V3-V4) и количественную оценку нескольких таксонов проводили с помощью qPCR (количественное полимеразной цепной реакции). Что касается метода бактериального посева, то во всех группах заболеваний наблюдалось снижение численности Enterococcus faecium и Enterococcus faecalis по сравнению с контрольной группой. Группа HFrEF характеризовалась повышенной численностью Streptococcus sanguinus и Streptococcus parasanguinis . Анализ NGS проводился на семейном уровне. По индексам альфа-разнообразия (Shannon, Faith, Pielou, Chao1, Simpson, Strong) между группами пациентов не наблюдалось существенных различий, за исключением индекса Faith для HFrEF и контрольной группы. Erysipelotrichaceae было значительно больше во всех трех группах; Streptococccaceae и Lactobacillaceae были значительно повышены в группах ASCVD и HFrEF. Эти наблюдения были косвенно подтверждены культуральным методом: два вида Streptococcus были значительно повышены в группе HFrEF и 9 видов.0421 Lactobacillus plantarum был значительно повышен в группе с АСССЗ. Последнее наблюдение также было подтверждено с помощью количественной ПЦР Lactobacillus sp. Acidaminococcaceae и Odoribacteraceae были значительно снижены в группах ASCVD и HFrEF. Участники из группы HFpEF показали наименьшую разницу по сравнению с контрольной группой по всем трем методам исследования. Обнаруженные закономерности расширяют базу знаний о возможных корреляциях кишечной микробиоты с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сходство и различие выводов, полученных тремя методами настоящего исследования, демонстрируют необходимость комплексного подхода к анализу микробиоты.

Ключевые слова: 16S рРНК; атеросклероз; кишечный микробиом; сердечная недостаточность; метагеном; кПЦР.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Цифры

Рисунок 1

Кривые разрежения, показывающие разнообразие Шеннона…

Рисунок 1

Кривые разрежения, показывающие индекс разнообразия Шеннона при различной глубине секвенирования. Кривые достигли…

Рисунок 1

Кривые разрежения, показывающие индекс разнообразия Шеннона при различных глубинах секвенирования. Кривые достигли плато примерно через 5000 последовательностей и показали сходный способ обогащения разнообразия для каждой группы, кроме здоровой когорты. Оценка для каждой нозологии начиналась с глубины секвенирования с нулевым индексом разнообразия.

Рисунок 2

Результаты обработки данных PCA…

Рисунок 2

Результаты обработки данных АКП (MALDI-TOF MS), установленная корреляция между лучшими…

фигура 2

Результаты обработки данных РСА (MALDI-TOF MS), установленная корреляция между лучшей дискриминантной осью и исходными показателями, распределение значений наблюдаемых групп по лучшей дискриминантной оси. Верхний ряд графиков — сравнение больных контрольной группы и больных атеросклерозом, средний ряд — сравнение больных контрольной группы и больных с СНсФВ, нижний ряд графиков — сравнение больных контрольной группы группа и больные с СНнФВ.

Рисунок 3

Анализ альфа-разнообразия…

Рисунок 3

Анализ альфа-разнообразия микробиома образцов. ** указывает p < 0,01.

Рисунок 3

Анализ альфа-разнообразия образцов микробиома. ** указывает стр. < 0,01.

Рисунок 4

Результаты обработки данных PCA…

Рисунок 4

Результаты обработки данных РСА (метагенома), установленная корреляция между лучшим дискриминантом…

Рисунок 4

Результаты обработки данных РСА (метагенома), установленная корреляция между наилучшей дискриминантной осью и исходными показателями, распределение значений наблюдаемых групп по наилучшей дискриминантной оси. Верхний ряд графиков — сравнение больных контрольной группы и больных атеросклерозом, нижний ряд графиков — сравнение больных контрольной группы и больных с СНнФВ.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Тезисы презентаций на собрании Ассоциации ученых-клиницистов 143 rd Луисвилл, Кентукки, 11–14 мая 2022 г.

    [Нет авторов в списке] [Нет авторов в списке] Энн Клин Lab Sci. 2022 май; 52(3):511-525. Энн Клин Lab Sci. 2022. PMID: 35777803 Аннотация недоступна.

  • Микробиота кишечника у пациентов с сердечной недостаточностью с сохраненной фракцией выброса (исследование GUMPTION).

    Хуан З., Мэй И., Цзян И., Чен Т., Чжоу И. Хуан Цзи и др. Front Cardiovasc Med. 2022 6 января; 8:803744. doi: 10.3389/fcvm.2021.803744. Электронная коллекция 2021. Front Cardiovasc Med. 2022. PMID: 35071367 Бесплатная статья ЧВК.

  • АНАЛИЗ ДИНАМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ МИКРОБИОТЫ КИШЕЧНИКА У ПАЦИЕНТОВ С ЧРЕЗВЫЧАЙНО ТЯЖЕЛЫМИ Ожогами методом высокопроизводительного секвенирования 16S рибосомной РНК

    Пан Ю.Ю., Фан Ю.Ф., Ли Дж.Л., Цуй С.И., Хуан Н., Джин Г.И., Чен С., Чжан С. Пан Ю.Ю. и др. Чжунхуа Шао Шан Цза Чжи. 2020 20 декабря; 36 (12): 1159-1166. doi: 10.3760/cma.j.cn501120-20200518-00271. Чжунхуа Шао Шан Цза Чжи. 2020. PMID: 33379852 Китайский язык.

  • Сердечная недостаточность, развившаяся после инфаркта миокарда, не влияет на состав микробиоты кишечника крыс.

    Латаро Р.М., Имори П.Ф.М., Сантос Э.С., Сильва ЛЕВ, Дуарте РТД, Сильва САА, Фалькао Дж.П., Патон Дж.Ф.Р., Сальгадо ХК. Латаро Р.М. и соавт. Am J Physiol Gastrointest Liver Physiol. 1 сентября 2019 г.; 317(3):G342-G348. doi: 10.1152/ajpgi.00018.2019. Epub 2019 17 июля. Am J Physiol Gastrointest Liver Physiol. 2019. PMID: 31314548

  • Дисбактериоз кишечника и сердечная недостаточность: путешествие по вселенной внутри.

    Мадан С., Мехра М.Р. Мадан С. и др. Сердечная недостаточность Eur J. 2020 апр; 22 (4): 629-637. doi: 10.1002/ejhf.1792. Epub 2020 13 марта. Сердечная недостаточность Eur J. 2020. PMID: 32168550 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Рекомендации

    1. Кассебаум Н. Дж., Арора М., Барбер Р.М., Бхутта З.А., Браун Дж., Картер А., Кейси Д.К., Чарлсон Ф.Дж., Коутс М.М., Коггесхолл М. и др. Глобальные, региональные и национальные годы жизни с поправкой на инвалидность (DALY) для 315 заболеваний и травм и ожидаемая продолжительность здоровой жизни (HALE), 1990–2015: Систематический анализ для исследования глобального бремени болезней 2015 г. Lancet. 2016; 388:1603–1658. doi: 10.1016/S0140-6736(16)31460-X. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Ван Х. , Нагави М., Аллен С., Барбер Р.М., Бхутта З.А., Картер А., Кейси Д.К., Чарлсон Ф.Дж., Чен А.З., Коутс М.М. и др. Глобальная, региональная и национальная ожидаемая продолжительность жизни, смертность от всех причин и смертность от конкретных причин по 249 причинам смерти, 1980–2015 гг.: систематический анализ для исследования глобального бремени болезней, 2015 г. Lancet. 2016; 388:1459–1544. doi: 10.1016/S0140-6736(16)31012-1. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Вос Т. , Лим С., Аббафати К., Аббас К., Аббаси М., Аббасифард М. Сотрудники ГББ 2019 по заболеваниям и травмам. Глобальное бремя 369 заболеваний и травм в 204 странах и территориях, 1990–2019 гг.: систематический анализ для исследования глобального бремени болезней, 2019 г. Lancet. 2020;396:1204–1222. doi: 10.1016/S0140-6736(20)30925-9. — DOI — ЧВК — пабмед
    1. Хатана К., Сайни Н.К., Чакрабарти С., Сайни В., Шарма А., Сайни Р.В., Сайни А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *