Методика обучения плаванию детей: Методика обучения плаванию.
Методика обучения плаванию детей младшего школьного возраста для сдачи норм комплекса ВФСК ГТО
%PDF-1.5 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream

Этапы обучения плаванию детей
Обучение плаванию детей первого года жизни
В научно-методической литературе принято разделять обучение плаванию детей первого года жизни на 5 этапов. Количество занятий на каждом этапе достаточно велико (от 25 до 50). Это объясняется тем, что ребенок в этом возрастном периоде еще не обладает необходимым запасом двигательных умений и навыков, а структуры головного мозга активно развиваются. Обучения в данном возрасте основано на использовании рефлексов (дыхательный, толчковый) и простейших движений.
Содержание занятий в воде с детьми раннего возраста составляют следующие упражнения:
1. На первом этапе — покачивания, проводки и погружения (25 занятий). Покачивания выполняют переводом ребенка из горизонтального положения на спине в полувертикальное и обратно. Ребенка поддерживают двумя руками: под затылок и область таза. Проводки выполняются от одного конца ванны до другого и обратно, чередуя положения тела (на груди, на спине). На последующих занятиях проводки усложняются: выполняют проводки по кругу, восьмеркой, зигзагами, одновременно с покачиваниями. Активно используют толчковый рефлекс, сгибая ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах и ставя их на стенку ванны. При отталкивании от стенки происходит скольжение по поверхности воды.
2. На втором этапе — проводки, погружения, скольжения (40-50 занятий). Задачами 2-го этапа являются: обучение самостоятельному лежанию на воде в положении на спине, сохранение горизонтального положения тела при беспрерывной проводке на груди с поддержкой одной рукой, погружение в воду на 5с с помощью взрослого, освоение новых видов поддержки. Основными упражнениями являются проводки, погружения и скольжения. На данном этапе определяется наиболее удобный вариант движений ребенка (попеременные, одновременные движения).
3. На третьем этапе — активные движения руками и ногами, ныряния (50-60 занятий). Основное внимание уделяется упражнениям для активизации движений ногами способом, наиболее удобным для ребенка. Освоение движений ногами идет до тех пор, пока ребенок не начнет работать ногами самостоятельно. Параллельно идет активизация движений руками. При выполнении упражнений на спине и на груди используют поддерживающие средства. С целью повышения активности ребенка можно использовать игрушку, которую сначала показывают ребенку, а затем удаляют от него, заставляя тянуться к ней и работать ногами. Продолжается освоение ныряния с помощью взрослого.
4. На четвертом этапе — ходьба по дну ванны, погружения, игры, плавание на спине или на груди с поддержкой взрослого (50-60 занятий). На данном этапе ребенка обучают плаванию на спине и на груди с самостоятельными движениями ногами или руками. Рекомендуется ходьба по дну ванны в начале и конце занятия с поддержкой. Продолжается освоение погружений в воду на несколько секунд. В программу этого этапа включаются игры и упражнения, основанные на проявляющейся в этом возрасте способности к подражанию.
5. На пятом этапе — погружения, самостоятельное плавание с помощью ног, упражнения на дыхание (3-4 месяца). На данном этапе можно переходить к занятиям в плавательном бассейне (с разрешения педиатра). Занятия рекомендуется проводить не реже 5 раз в неделю. Увеличивается продолжительность каждого занятия (до 50-60 мин), разрешается снизить температуру воды до 29-300С. На данном этапе ставятся следующие задачи: обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положении на спине с активной работой ногами; самостоятельное плавание в положении на груди; погружение под воду и доставание игрушек со дна бассейна. Проводится обучение выдоху на поверхность воды.
Деление на этапы носит условный характер, продолжительность каждого периода может быть изменена в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Эффект от занятий будет только в том случае, если занятия будут носить систематический характер (не реже 5 раз в неделю). В противном случае двигательные навыки не будут закрепляться. По данным зарубежных исследований (Кравчик С., Кравчик Я., Давыдов В., 2005), проведение занятий по плаванию 1 раз в неделю на протяжении 10 месяцев с детьми первого года жизни не позволяет научить их плавать на груди и на спине. Около 60% детей осваивают лежание на спине, до 30% малышей могут лежать на груди и только 2% детей могут научиться нырять. Дети 2-3-х лет успешно осваивают плавание на груди (до 90% обучаемых), а плавать на спине могут не более 9% детей.
Обучение плаванию детей имеет свою специфику. С физиологической точки зрения обучение ребенка какому-либо способу плавания — это построение специфической системы плавательных движений в конкретных средовых условиях (в воде). Но любой по сложности двигательный акт может быть построен только на основе уже существующих физиологических механизмов («движений»), которые, в зависимости от «потребностей» данного конкретного двигательного акта, могут быть вовлечены или не вовлечены в него в качестве его компонентов (С. Е. Павлов, 2000, 2004; Т. Н. Павлова, 2001). А потому на начальном этапе обучения плаванию необходимо обязательно учитывать и активно использовать уже сложившиеся у ребенка двигательные стереотипы.
Научными исследованиями показано, что к первому году жизни практически все движения ребенка еще не очень точны, так как не сформирован баланс мышц-антагонистов, несовершенна нервно-мышечная регуляция, появляются новые движения (ссылки у Д.А.Фарбер, М.М.Безруких с соавт., 2009). В этом возрасте ребенок способен выполнить простейшие действия по инструкции взрослого (найти взором требуемый предмет), но при этом легко отвлекается на раздражители окружающей обстановки, из-за чего часто не выполняет инструкцию. Только к 2,5-3 годам ребенок становится способным подчинять свои действия инструкции взрослого, а ее регулирующая роль приобретает стойкий характер. Особую роль в регуляции движений играет мозжечок. Он регулирует мышечный тонус и позу, обеспечивает плавность движений и тесто связан с серийными движениями.

Таким образом нельзя требовать от ребенка того, что еще недоступно ему в силу незрелого возраста. Грамотное использование плавания как средства физического развития будет иметь несомненное положительное влияние. Главная цель занятий плаванием с детьми первых лет жизни — укрепление здоровья и гармоничное развитие, а не рекорды в преодолении метров в воде.
Источник: Павлова Т.Н., Никитина С.М. Обучение плаванию детей грудного возраста: за и против // Детский тренер, № 1 — М., 2010.
Вот 5 методов эффективного обучения детей плаванию
Нет неправильного возраста, чтобы научиться плавать. Вот главные советы, как научить вашего ребенка плавать
Автор NewFolks
Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок боялся воды. Плавание — это веселое занятие, которое может способствовать здоровому образу жизни. Это также отличный способ сохранять прохладу в жаркие летние месяцы и тренироваться в помещении зимой, и это жизненный навык, который может принести пользу каждому. Как правило, рекомендуемый возраст для занятий плаванием — 4 года, но на самом деле нет неправильного возраста, чтобы научиться плавать.
Содержимое
- Превратите воду в удовольствие
- Поплавки превратят веселье в функциональность
- Покажите им, каково это без поплавка
- Научите их задерживать дыхание
- Дайте им очки и покажите им, как
Плавание — важный урок, который нужно усвоить для удовольствия вашего ребенка и особенно для его безопасности. К счастью, есть отличные методы и идеи, как научить ребенка плавать, чтобы он стал сильным, счастливым и уверенным в себе пловцом.
Сделайте воду веселой
Вода может быть пугающей, будь то бассейн, озеро или океан. Поэтому важно, чтобы ваш ребенок чувствовал себя комфортно в воде. Если они никогда раньше не были в воде или имели плохой опыт с водой, вы должны сделать все возможное, чтобы это выглядело весело. Наполните бассейн игрушками, поплавками и людьми, которых они любят. Ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно, когда вы и другие вокруг него. Их всегда будут отвлекать яркие, забавные игрушки, которые плавают вокруг.
Как только ваш ребенок поймет, насколько веселой может быть вода, вы сможете начать делать первые шаги к обучению. Начните медленно и всегда заставляйте их чувствовать себя в безопасности и поддерживайте. Ваш ребенок в кратчайшие сроки станет сильным пловцом, проявив немного терпения и практики.
Поплавки превращают функциональность в удовольствие
Веселые плавания в бассейне — это простой способ, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в безопасности. Если они все еще привыкают к воде, вы можете запустить их на больших плавучих плотах или трубах, которые полностью их поддерживают. После того, как они почувствуют себя более комфортно, вы можете дать им плавучие средства для рук, чтобы помочь им держаться над водой. Вы также можете использовать лапшу для бассейна или другие тонкие и длинные поплавки, которые будут поддерживать их тело, оставляя руки свободными. Таким образом, они могут практиковать простые гребки, такие как брасс или вольный стиль.
Поплавки — отличный способ медленно знакомить вашего ребенка с водой. Они как тренировочные колеса на велосипеде. Как только вы почувствуете, что ваш ребенок готов попробовать плавать без поплавков, вы можете снять их и помочь ему подготовиться к плаванию самостоятельно.
Покажи им, каково это без поплавка
В какой-то момент поплавки должны оторваться. Даже если вашему ребенку это может не понравиться, это важный шаг, чтобы показать ему, что он может сделать это самостоятельно. Как только вы уберете поплавки, вы должны быть системой поддержки вашего ребенка. Важно всегда держаться за них, обучая их правильным плавательным движениям. С практикой они смогут начать самостоятельно плавать на короткие дистанции. Затем эти короткие дистанции станут длиннее, и в ваших руках будет сильный маленький пловец.
Научите их задерживать дыхание
Плавание требует определенного уровня задержки дыхания, поэтому это важный навык, которому должен научиться ваш ребенок. Сначала покажите им над водой, а затем позвольте им попробовать это в течение нескольких секунд за раз. Вы можете помочь своему ребенку подготовиться, попросив его пускать мыльные пузыри под водой и зажать нос. Вы также можете заставить их практиковаться, прыгая в бассейн сбоку и задерживая дыхание, когда они погружаются.
Дайте им очки и покажите им несколько штрихов
Еще один отличный способ сделать так, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в большей безопасности во время уроков плавания, — это пара очков. Ваш ребенок будет чувствовать себя лучше, когда сможет четко видеть под водой. Очки предотвращают раздражение или жжение в глазах вашего ребенка и будут для него интересным способом увидеть, как круто выглядит подводный мир.
Плавание — важный урок, который должен усвоить каждый ребенок. Это позволит им наслаждаться бассейнами и океанами, всегда оставаясь в безопасности. Плавание придаст вашему ребенку совершенно другой уровень уверенности. Есть много замечательных методов и идей, которые помогут вашему малышу чувствовать себя более комфортно и уверенно в воде. Вы также можете записать своего ребенка на уроки плавания, чтобы убедиться, что он готов брать воду самостоятельно. Независимо от того, какие методы вы используете, вам понравится наблюдать за тем, как ваш ребенок развивает и совершенствует свои навыки плавания каждый день.
Рекомендации редакции
- Эти 9 простых рецептов без выпечки для детей идеально подходят для независимых пекарей
- 5 новогодних идей для детей, которые пропагандируют здоровые привычки
- 5 веселых игр для детей, в которые можно играть, когда на улице идет снег
- Погрузите своих детей в культуру, рассказывая им о праздниках по всему миру.
- 8 идей для упражнений в помещении, чтобы дети не скучали и не прыгали по стенам этой зимой
Как научить детей плавать дома
Время, проведенное в бассейне вне уроков плавания, важно для обучения детей плаванию дома. Это способствует обучению, прогрессу и развитию вашего ребенка в воде. Это также важно для его/ее фактического обучения плаванию. Как учителя плавания, мы знаем, что труднее всего научить ребенка какому-либо навыку или деятельности действительно может быть вашим собственным. Я часто сравниваю это с первым уроком вождения с партнером.
Так как же нам это сделать, я слышал, вы спрашиваете? Есть много подходов, которые вы можете использовать, но мы считаем, что самый важный, который никогда не подводит, — это просто сделать его УДОВОЛЬСТВЕННЫМ. Веселье никогда не проходит. Веселье в бассейне с ребенком в менее структурированной среде повысит его независимость. Это также поможет вашему ребенку развить более глубокое уважение к воде. Мы рекомендуем использовать стимулы, такие как игрушки или цветные мячи.
Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой, поэтому не стесняйтесь использовать все, что, по вашему мнению, может сработать для него/нее. Погода и температура являются факторами, которые необходимо учитывать, чтобы получить максимальную отдачу от вашего времени в воде. Мы рекомендуем следующие упражнения, которые помогут научиться плавать дома.
Когда вы начинаете учить детей плавать дома, вы можете помочь своему ребенку выполнять удары ногами. Это даст им лучшее понимание движения и движения в воде. Положите ребенка на живот и обнимите его руками за шею (обнимая вас). Затем, положив большие пальцы на их икроножные мышцы, вы можете мягко манипулировать быстрыми, легкими движениями ногой по поверхности воды. Это действие называется «обнимашки».
Вы также можете манипулировать ногами, удерживая их в сидячем положении. Упираясь спиной в ваш живот, манипулируйте их ногами на поверхности воды и идите вперед. Они известны как футбольные удары. Манипулируя ногами вашего ребенка, вы держите его под контролем и ограничиваете глубину удара. По сути, вы работаете над тем, чтобы получить красивые длинные ноги, острые пальцы на ногах и гибкие лодыжки.
Вы можете превратить это в игру, бросая цветной мяч на другую сторону и преследуя его. Удары ногами также можно практиковать на мелком уступе в бассейне, если он есть. Опять же, выступ контролирует глубину удара и, следовательно, не дает ногам слишком сильно сгибаться. Работа над достижением простых целей — удары ногой в течение 10 секунд — может быть интересным способом попрактиковаться в ударах ногами по уступу.
Еще один шаг к обучению детей плаванию в домашних условиях — плавание на спине, которое является ценным навыком в любом возрасте. Обычно этого легко добиться в возрасте до шести месяцев, потому что они немного менее подвижны. По мере того, как они учатся сидеть самостоятельно, положение на спине перестает быть для них предпочтительным. Начав с вспомогательных движений спиной, вы можете оставаться рядом с ребенком и поддерживать контакт лицом к лицу. Никогда не кладите ребенка на спину против его воли. Это может напугать их и значительно усложнить вашу работу по их обучению в долгосрочной перспективе.
Начните обучать плаванию на спине, встав позади ребенка, положив его затылок вам на плечо и шагая задом наперёд. Иногда пение или разговор с ребенком во время этого занятия может отвлечь его и отвлечь его внимание от текущей деятельности. Когда они почувствуют себя более комфортно, вы можете поддерживать их шею одной рукой, а другую руку подкладывать под спину.
Работа над расслаблением
Цель состоит в том, чтобы достичь точки расслабления, когда вы сможете медленно работать над устранением любого контакта рук с вашим ребенком. Мы рекомендуем говорить такие вещи, как «глаза в небо / крышу, держи свой живот в чистоте и сухости, ложись на поверхность воды».
Если у вас есть доступ к доске, обязательно используйте ее в качестве вспомогательного средства, когда ее кладут на живот, и побуждайте ребенка сжимать доску на животе. Ставьте маленькие цели по мере того, как они становятся более бесстрашными и уверенными в себе, дайте им цель в три секунды для начала. Увеличивайте это по мере роста уверенности.
Обезьяны на стене Обучение обезьян является чрезвычайно важным навыком безопасности для детей, чтобы они могли перемещаться из одной области в другую. Важно, чтобы ваш ребенок освоил крепкий захват стены; это может быть бассейн со стеной на уровне палубы или на высокой стене, так как, как правило, нет двух одинаковых бассейнов. Это улучшит силу, и по мере улучшения хвата они должны практиковаться самостоятельно в течение коротких периодов времени. Чтобы выучить обезьян, мы просто учим их двигаться вдоль стены, используя движение руки за рукой. Опять же, это может потребовать от вас некоторой помощи, и, как всегда, игрушки являются отличным стимулом для поощрения детей двигаться навстречу. Время от времени размещайте игрушки вдоль стены. По мере того, как ваш ребенок развивает этот навык и совершенствует его, важно, чтобы вы всегда оставались рядом и в пределах досягаемости рук.
Еще один шаг к обучению детей плаванию в домашних условиях — умение поворачиваться под водой, которое является важным навыком для любого ребенка, которому необходимо учиться и совершенствоваться. Мы рекомендуем обучать этому, как только ваш ребенок разовьет хороший контроль над дыханием. Вы можете сделать это, держа ребенка под мышкой и отворачиваясь от себя. Дайте спусковой крючок «имя, готово, вперед», поднимите и опустите ребенка под воду и поверните его спиной к себе, поощряя его тянуться к вашей рубашке.
Рекомендуется сначала начать с парочки из них над водой, просто чтобы познакомить ребенка с этим занятием и дать ему представление о ваших ожиданиях и о том, как он будет двигаться с вашей помощью. Помните, что есть много различных способов, которыми вы можете практиковать повороты с вашим ребенком, однако мы настоятельно рекомендуем вам убедиться, что ваш ребенок умеет поворачиваться спиной к стене со стороны бассейна.
Практика этих поворотов в обе стороны (поверните ребенка влево, а затем вправо) оттолкнет его от потенциального развития любимой стороны. Это занятие может превратиться в очень веселое занятие, если просто добавить одну-две песни или использовать игрушку, при которой они должны повернуться спиной (к вам или к стене), чтобы достать игрушку.
Предоставление вашему ребенку самостоятельной игры на выступе или на мелководье с некоторыми игрушками может быть очень полезным и повысить уверенность вашего ребенка в воде. Здесь они могут получить шанс сделать небольшие ошибки и исправить себя. Например, если они упадут из положения сидя, они могут выпрямиться, а если соскользнут с края, они могут повернуться спиной к стене. Я не могу не подчеркнуть, насколько важно всегда оставаться рядом со своим ребенком, независимо от того, чем вы занимаетесь, и оказывать ему помощь, если это необходимо.
Вещи, которые мы, взрослые, считаем само собой разумеющимися, могут быть довольно пугающими и незнакомыми для детей, такими простыми, как ходьба по пояс в воде. Это то, к чему взрослые обычно привыкли и могут делать с легкостью. Тем не менее, для малыша, который может контактировать с водой во время урока плавания только один раз в неделю, он может не привыкнуть ходить и сохранять равновесие в воде по пояс, особенно если есть много пользователей бассейна и движения воды. Предоставляя детям возможность самостоятельно сидеть, играть и исследовать мелководье, мы не только обеспечим им самоконтроль, но, что более важно, мы научим их уважению и любви к воде, поскольку они узнают разницу между глубоким и мелким.
Это занятие является отличным способом поощрения и развития самостоятельного плавания и учит детей менять направление в воде. Это то, что поможет вашему ребенку, когда вы можете быть на вечеринке у бассейна или на пляже, когда вокруг есть другие люди, делящие один и тот же водоем, где им может понадобиться маневрировать.
Чтобы попрактиковаться в этом упражнении, мы рекомендуем начинать с положения спиной к стене и держать ребенка под мышки сбоку (также спиной к стене). Давая сигнал, помогите им проплыть полукругом, вокруг вас и спиной к стене с другой стороны. Использование уступа или ступеньки в воде может быть очень полезным при обучении этому навыку. Вы можете сделать это занятие увлекательным, побуждая ребенка плавать к плавающей игрушке или цветному мячу. Когда они освоят это с вашей помощью, начните побуждать их отрываться от уступа самостоятельно и пинать и грести вокруг вас. Не забывайте тренироваться в обе стороны.
Прыжки и ныряние могут доставить массу удовольствия детям, которые уверенно чувствуют себя на мелководье. Обучая ребенка прыгать с края бассейна, мы даем ему возможность контролировать ситуацию, и он еще больше разовьет уважение к воде и чувство плавучести в более глубокой воде. Чтобы научить своего ребенка, убедитесь, что вы переместились в более глубокую часть бассейна.
Попросите ребенка сесть или встать на край, предложите ему прыгнуть к вам и пригласите его с распростертыми объятиями. Важно, чтобы вы не двигались после того, как они прыгнули, так как это может подорвать их доверие, особенно если это был процесс, чтобы добраться до этой точки. По мере того, как они будут любить это занятие и станут более уверенными в себе, вы можете начать использовать другие стимулы, а также развивать их текущие навыки и способности.
Некоторые примеры включают плавающие игрушки, чтобы они выпрыгивали, хватали игрушку и плыли обратно к уступу. Еще один хороший способ попрактиковаться — выпрыгнуть, проплыть вокруг вас и вернуться к уступу. Как и во всех бассейнах и водных средах, пожалуйста, подчеркните ребенку, что он может практиковать этот навык только тогда, когда рядом с ним в воде присутствует опекун, и его приглашают сделать это.
Независимые гребки и толчкиДля достижения хорошей мышечной памяти при самостоятельном плавании необходимо много манипуляций с ногами и гребками. Как и все, вы начнете с того, что будете помогать ребенку и осторожно манипулировать, если он еще не плавает самостоятельно.
Мы всегда рекомендуем начинать с малого. Так что просто заставить их оттолкнуться от выступа/бока бассейна само по себе уже достижение. Убедитесь, что они тянутся к вам и подтягиваются к вашей рубашке без вашей помощи.
Теперь у вас есть возможность укрепить навыки, над которыми они сейчас работают. Потренируйтесь бить ногами в положении «обниматься», посадите его на одно из своих колен и манипулируйте руками, выполняя движения весла, убедившись, что вы вытягиваете руки вперед и тянете их под воду обратно к бедру. Во время тренировки всегда держите руки под водой. Поверните их лицом к стене и попросите их оттолкнуться от ваших рук, ударить ногами и грести обратно к стене. Не забывайте поощрять, исправлять и, самое главное, хвалить.
Как правило, это хорошее стимулирующее занятие для того, чтобы научить детей плавать дома, а также для того, чтобы попытаться справиться с другими видами деятельности. Детям обычно нравится идея спускаться на дно бассейна за игрушками/предметами или отправляться на подводную охоту за сокровищами. Есть много преимуществ, которые можно получить от этого навыка. К ним относятся лучший контроль дыхания, повышенная независимость, хорошее вращение и восстановление. Мы предлагаем начать с малого, как всегда, поэтому в первый раз, когда вы делаете это, начните с мелкого уступа, где глубина воды довольно мала.
Есть несколько вещей, которые следует учитывать при изменении глубины. Пожалуйста, убедитесь, что ваш ребенок хорошо контролирует дыхание и чувствует себя комфортно под водой. Мы также должны помнить, что ваш ребенок будет менять положение в воде, переходя из плавающего положения на поверхности воды в более вертикальное положение, чтобы достать игрушки, и возвращаясь обратно в стоячее вертикальное положение.
Помощь ребенку, направляя его
Помогите ребенку в этих процессах, мягко направляя его. По мере того, как он станет более уверенным в себе, постепенно увеличивайте глубину и подведите ребенка к игрушке, поместив руку между его лопатками. Вы всегда должны направлять их вниз под углом, а не толкать прямо вниз вертикально. Опять же, по мере того, как уверенность и контроль над дыханием возрастают, вы можете показать им, как использовать руки, чтобы самостоятельно подтягиваться к низу. Просто поместите руки впереди и потяните руки вниз в стороны, это поможет изменить положение тела. Вы также можете давать словесные предложения, такие как «сделать стойку на руках под водой» или «опустить голову на дно и поднять ноги к небу/крыше».
Как только дети учатся подтягиваться в положение стоя, они также начинают учиться лазать. Эти моторные навыки обычно адаптируются от земли к воде, и именно здесь мы вмешиваемся и помогаем малышам научиться вылезать из бассейна. Этот навык может показаться несколько простым, но он так же важен, как и все остальные навыки, перечисленные выше.
Вначале, обучая малышей вылезать, вы должны поощрять их подтягиваться, используя локти, чтобы вытащить живот из воды, и колени, чтобы завершить маневр. Возможно, вам придется оказать некоторую помощь при первом изучении этого навыка. Самое замечательное в этом упражнении то, что вы можете объединить его со многими из перечисленных выше действий. Например, прыгнуть, развернуться, оттолкнуться от стены и вылезти.
Результаты вылезания из бассейна
Это приводит к тому, что ваш ребенок постоянно отрабатывает навык, что в конечном итоге приводит к тому, что ваш ребенок становится сильнее и лучше знакомится с этим очень важным навыком.