Морально этические проблемы искусственного оплодотворения: Морально-этические аспекты экстракорпорального оплодотворения
Морально-этические аспекты экстракорпорального оплодотворения
Цитировать:
Дьяконова Е.Д., Скалкин А.Ю. Морально-этические аспекты экстракорпорального оплодотворения // Universum: медицина и фармакология : электрон. научн. журн. 2020. № 1 (65). URL: https://7universum.com/ru/med/archive/item/8624 (дата обращения: 31.03.2023).
Прочитать статью:
АННОТАЦИЯ
В данной статье приводится обзор различных позиций относительно этичности проведения процедуры экстракорпорального оплодотворения, рассматриваются основные противоречия и моральные аспекты.
ABSTRACT
This article provides an overview of various positions regarding the ethics of in vitro fertilization, discusses the main contradictions and moral aspects.
Ключевые слова: экстракорпоральное оплодотворение, ЭКО, моральные аспекты ЭКО, этические аспекты ЭКО.
Keywords: in vitro fertilization, IVF, moral aspects of IVF, ethical aspects of IVF.
Вопрос этичности экстракорпорального оплодотворения изучается уже несколько десятков лет, однако до сих пор нет единого мнения относительно всех аспектов процедуры ЭКО. Противоречия касаются как самой возможности зарождения новой жизни искусственным путем, так и дальнейшего развития и существования такого ребенка. Рассмотрим каждый из вопросов подробнее.
Этично ли давать начало новой жизни путем ЭКО? С одной стороны, право каждой женщины – родить ребенка, а право каждой семьи – воспитывать этого ребенка и быть счастливыми. Основанием этого права в рамках либеральной идеологии является естественно-биологическая функция деторождения. Создание новой жизни, каким бы то ни было путем, не столь порицается обществом и религией, как аборт, стерилизация или контрацепция. Это борьба не против человеческой жизни, а борьба за возможность ее возникновения [1].
С другой стороны, нельзя забывать и о последствиях такой процедуры: развитие получает лишь один эмбрион, остальные же подвергаются криоконсервации.
Такие эмбрионы сохраняются на срок от 5 до 10 лет. Как поступать по истечении «срока хранения»? Обычная практика – уничтожение «лишних» эмбрионов, но иногда допускается их исследование в научных целях. На сегодняшний день принято прекращать развитие эмбриона на 14 дне [2].Такой срок выбран неслучайно. По-прежнему ведется спор о сроке, на котором эмбрион можно считать человеком, и большинство исследователей сходятся во мнении, что это период до 14 дня развития (когда появляются элементы нервной системы). Другие же ученые считают, что эмбрион является человеком с самого первого этапа его развития: от момента оплодотворения.
Спор вокруг срока появления «человеческого» в зародыше продолжается до сих пор, ведь многие исследователи придерживаются мнения, что особенностью человека является способность чувствовать, его личностные и эмоциональные характеристики, а их появление возможно только при наличии мозга и нервной системы, которые развиваются ближе к 30 дню от момента оплодотворения.
Этично ли проводить манипуляции с эмбрионами на 14 или 30 день, если учесть тот факт, что даже естественная беременность не всегда заканчивается родами? Довольно большой процент беременностей, произошедших естественным путем, прерывается на ранней стадии. Означает ли это, что все прервавшиеся беременности обязательно были связаны с возникновением новой личности из каждого раннего эмбриона?
Следующий этический аспект – оценка жизнеспособности эмбриона. Безусловно, предимплантационная диагностика (проводится перед подсадкой в полость матки полученного «в пробирке» эмбриона) полезна с медицинской точки зрения, т.к. позволяет снизить риск неудачной имплантации и последующего рождения ребенка с генетическими отклонениями. Однако в ходе такого анализа устанавливаются не только серьезные, несовместимые с жизнью патологии, но и менее серьезные заболевания, а также пол ребенка. Это позволяет «выбирать» будущего ребенка по набору признаков, а в некоторых случаях и корректировать их [3].
Интересно, что несколько лет назад, во многих странах было распространено убеждение, что данная технология со временем приведет к обострению евгенических идей и дискредитирует людей с ограниченными возможностями [4].
В процедуре ЭКО немало спорных моральных аспектов. Так, обсуждается моральная сторона появления детей в бесплодной паре. С позиции многих религиозных деятелей, брак не всегда имеет целью рождение детей. В таком случае, необходимо смириться и не заводить детей при помощи ЭКО, а усыновить из приюта [5, 6].
Еще большее отторжение вызывает идея проведения ЭКО незамужней женщиной – ребенок обрекается на проживание в неполноценной семье, что не может не повлиять на его психологическое состояние. Также спорным остается момент ЭКО при использовании донорского материала (например, при бесплодии мужа). В этом случае моральная сторона вопроса касается будущих взаимоотношений генетически не родных детей и родителей [7].
Более того, возможность зачатия ребенка от донора, освобождает самих доноров от какой-либо моральной ответственности за своих будущих детей. Возможное отношение таких детей к этому аспекту отношений тоже остается под вопросом.
Список литературы:
1. Бондаренко, В.В. Проблема ценностного статуса эмбриона в свете религиозно-философской парадигмы/ В.В. Бондаренко// Теология. Философия. Право. – 2017. — № 2. – С.23-43.
3. Харченко, Т.В. Морально-этические проблемы эмбриологии и перинатальной медицины. Взгляд врача/ Т.В. Харченко, М.А. Мурзакматов // Журнал акушерства и женских болезней. – 2004.- Т.LIII, № 3. – С.42-46.
4. Саввина, О.В. Дискурс о моральной оправданности и регулировании медицинских биотехнологий (на примере экстракорпорального оплодотворения)/ О.В. Саввина// Этическая мысль. – 2019. – Т. 19, № 1. – С.104-117.
5. Киященко, Л.П. Status praesens: проблема духовного, религиозного и этического в биомедицинских технологиях помощи пациентам с бесплодием/ Л.П. Киященко, Ф.Г. Майленова// Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2018. – Т. 19, № 4. – С.145-157.
6. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М.: Даниловский благовестник, 2000. — 188 с.
Этические проблемы новых репродуктивных технологий (на примере ЭКО)
Главная » Все конференции » Архив конференций / Conferences’ Archive » III Всероссийская неделя медицинской науки с международным участием » 75-я студенческая межрегиональная научно-практическая конференция «Молодые ученые — здравоохранению» » Гуманитарные науки » Этические проблемы новых репродуктивных технологий (на примере ЭКО)
- Гуманитарные науки |
- Краткие сообщения
ID: 2014-05-35-T-3832
Тезис
Баова А.Б., Суворина О.В., Гериханов И.И.
Научный руководитель: к. ф.н., ассистент Фахрудинова Э.Р.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
|
Ключевые слова
ЭКО этика
Файл
2014-05-35-T-3832.pdf
Мнения Кодекса медицинской этики AMA о вспомогательных репродуктивных технологиях | Journal of Ethics
Мнение 2.055 — Этическое поведение при использовании вспомогательных репродуктивных технологий
Следующие рекомендации призваны подчеркнуть ценность существующих стандартов для обеспечения этических норм при использовании вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ):
(1) Развитие медицинской профессии технические и этические рекомендации по АРТ должны быть сохранены. Просвещение специалистов и пациентов должно осуществляться путем широкого распространения информации. Такой материал должен включать информацию о показателях успеха в конкретных клиниках.
(2) Лабораториям репродукции, не участвующим в настоящее время в заслуживающей доверия программе профессиональной аккредитации, рекомендуется сделать это. Профессиональное саморегулирование также поощряется подписанными обязательствами соблюдать установленные этические стандарты и выполнять усилия по аккредитации лабораторий. Врачи, которым становится известно о неэтичных действиях, должны сообщить о таком поведении в соответствующий орган. Врачи также должны быть готовы предоставить показания экспертов, когда это необходимо. Специализированные общества должны обсудить разработку механизмов дисциплинарных мер, таких как аннулирование членства, для членов, которые не соблюдают этические стандарты.
(3) Пациенты должны быть полностью информированы обо всех аспектах АРТ, применимых к их конкретному клиническому профилю. Хорошо изученный, проверенный инструмент информированного согласия был бы полезен на благо пациентов и специалистов. Оплата, основанная на клиническом результате, неприемлема.
(4) Врачи и клиницисты, практикующие АРТ, должны использовать в рекламных материалах точные описания доступных услуг, показателей успеха, структуры оплаты и обязательств по оплате.
Если будет принято законодательство по регулированию лабораторий АРТ, практике рекламы или связанным с этим вопросам, оно должно предусматривать достаточные финансовые ресурсы для обеспечения возможности осуществления намеченных действий. Может потребоваться улучшенная законодательная защита для защиты врачей и их профессиональных организаций, когда они дают показания о неэтичном поведении коллег.
Мнение 2.14 — Экстракорпоральное оплодотворение
Техника экстракорпорального оплодотворения и трансплантации эмбрионов позволяет некоторым парам, ранее неспособным к зачатию, родить ребенка. Это также полезно в области исследований, направленных на понимание того, как возникают и передаются генетические дефекты, и как их можно предотвратить или лечить. Однако из-за серьезных этических и моральных соображений любая оплодотворенная яйцеклетка, имеющая потенциал для жизни человека и которая будет имплантирована в матку женщины, не должна подвергаться лабораторным исследованиям.
Со всеми оплодотворенными яйцеклетками, не используемыми для имплантации и сохраняемыми для исследовательских целей, следует обращаться в строжайшем соответствии с Принципами медицинской этики, руководящими принципами исследований и медицинской практики, изложенными в заключении Совета по исследованиям плода, и самые высокие стандарты медицинской практики.
Мнение 2.04 – Искусственная инсеминация от известного донора
Любой человек или пара, рассматривающие возможность проведения искусственной инсеминации от мужа, партнера или другого известного донора, должны быть проинформированы о полном спектре инфекционных и генетических заболеваний, на наличие которых может быть проведен скрининг донора или реципиента, включая возбудителей инфекционных болезней и болезней. Полное раскрытие истории болезни и соответствующий диагностический скрининг должны быть рекомендованы донору и реципиенту, но не являются обязательными.
Информированное согласие на искусственное оплодотворение должно включать информацию о рисках, преимуществах и вероятности успеха предлагаемого метода и потенциальных альтернативных методов. Физические лица должны получать информацию о скрининге, стоимости и процедурах конфиденциальности, когда это применимо. Будущие родители или родитель должны быть проинформированы о законах, касающихся прав детей, зачатых путем искусственного оплодотворения, а также о законах, касающихся родительских прав и обязанностей.
Целесообразно выбирать сперму по полу для предотвращения наследственного заболевания, сцепленного с полом. Однако врачи не должны участвовать в выборе пола по причинам гендерных предпочтений. Врачи должны поощрять предполагаемого родителя или родителей учитывать ценность обоих полов.
Если сперма заморожена и донор умирает до ее использования, замороженную сперму нельзя использовать или сдавать в целях, отличных от тех, которые первоначально предназначались донором. Если донор не оставил указаний, разумно разрешить оставшемуся партнеру использовать сперму для искусственного оплодотворения, но не передавать ее кому-либо еще. Тем не менее, донор должен быть проинформирован о такой политике во время пожертвования и иметь возможность отменить ее.
Мнение 2.05 — Искусственная инсеминация анонимным донором
У всех кандидатов на анонимное донорство спермы должны быть тщательно собраны истории болезни. Все потенциальные доноры также должны быть проверены на инфекционные или наследственные заболевания, которые могут неблагоприятно повлиять на реципиента или будущего ребенка. Для искусственного осеменения следует использовать замороженную сперму, поскольку это позволяет проверить донора на наличие возбудителей инфекционных заболеваний и болезней во время донорства, а также после некоторого интервала перед использованием исходной спермы, что увеличивает вероятность того, что сперма свободна от возникшие в крови болезнетворные бактерии. Врачи должны полагаться на руководящие принципы, сформулированные соответствующими профессиональными организациями, такими как Американское общество репродуктивной медицины, Центры по контролю и профилактике заболеваний и Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, при определении того, какие расстройства подлежат скринингу и какие процедуры использовать при скрининге. . Врачи должны вести постоянную запись, которая включает как идентифицирующую, так и неидентифицирующую информацию о состоянии здоровья и генетическом скрининге. За исключением исключительных ситуаций, когда может потребоваться идентифицирующая информация, врачи должны раскрывать только неидентифицирующую информацию, связанную со здоровьем, чтобы сохранить конфиденциальность донора спермы.
Врачи должны вести постоянный учет доноров для выполнения следующих обязательств: (1) исключать из пула доноров лиц с положительным результатом теста на инфекционные или наследственные заболевания, (2) ограничивать количество беременностей, наступивших от одного донора, чтобы чтобы избежать в будущем кровнородственных браков или размножения, (3) уведомлять доноров о результатах скрининга, которые указывают на наличие инфекционного или наследственного заболевания, и (4) уведомлять доноров, если ребенок, рожденный в результате искусственного оплодотворения, имеет заболевание, которое могло быть передается донором.
Информированное согласие на искусственное оплодотворение должно включать информацию о рисках, преимуществах, вероятности успеха предлагаемого метода и возможных альтернативных методах, а также затратах. Как реципиенты, так и доноры должны быть проинформированы о причинах скрининга и конфиденциальности. Они также должны знать степень доступа к неидентифицирующей и идентифицирующей информации о доноре. Участникам следует рекомендовать рассмотреть юридические последствия, если таковые имеются, искусственного оплодотворения анонимным донором.
Согласие мужа является этически приемлемым, если он должен стать законным отцом ребенка, родившегося в результате искусственного оплодотворения анонимным донором. Анонимные доноры не могут брать на себя родительские права или обязанности в отношении детей, рожденных в результате терапевтического донорского оплодотворения, и от них не требуется их брать на себя.
В случае незамужних женщин или женщин, состоящих в гомосексуальной паре, искусственное оплодотворение в качестве репродуктивного варианта вполне этично.
Целесообразно выбирать сперму по полу для предотвращения наследственного заболевания, сцепленного с полом. Однако врачи не должны участвовать в отборе сперматозоидов по признаку пола из соображений гендерного предпочтения. Врачи должны поощрять предполагаемого родителя или родителей учитывать ценность обоих полов.
В общем, неуместно предлагать компенсацию донорам для поощрения пожертвований сверх возмещения времени и фактических затрат.
- Этика/Здравоохранение,
- Профессионализм/профессиональное управление,
- Репродуктивное здоровье/экстракорпоральное оплодотворение
ЭКО: моральные и этические соображения
Нам очень жаль узнавать о вашей борьбе с бесплодием. Мы слышим от многих пар, столкнувшихся с разочарованиями и сомнениями из-за такого тяжелого бремени. Добавьте к этому конкурирующие точки зрения на варианты лечения, и обстоятельства могут показаться непреодолимыми. Как вы заметили, мнения об ЭКО в христианском сообществе различаются. Некоторые считают, что это приемлемо с этической точки зрения, в то время как другие считают, что это выходит за рамки Божьего плана продолжения рода. Но Библия не дает четких указаний по этому вопросу. И как неконфессиональное служение, «Фокус на семье» проявляет осторожность, когда вмешивается в такие разногласия. Тем не менее, мы можем предложить следующие мысли, которые руководствуются библейскими принципами.
Что такое экстракорпоральное оплодотворение?
ЭКО является одной из форм вспомогательных репродуктивных технологий. Он включает в себя объединение сперматозоидов и одной или нескольких яйцеклеток вне тела женщины в лаборатории. Через несколько дней эмбрион(ы) имплантируют в матку женщины. Сперма может быть от мужа или от донора. Точно так же яйцеклетки могут быть получены от жены или донора. И созданный эмбрион может быть имплантирован в матку жены или матку суррогатной матери.
Моральные и этические возражения против ЭКО
Экстракорпоральное оплодотворение имеет значение для святости человеческой жизни и института брака между одним мужчиной и одной женщиной. Это также представляет проблемы идентичности зачатых детей.
- Святость жизни. Человеческая жизнь имеет неизмеримую ценность во всех ее формах, включая самые ранние стадии, начиная с оплодотворения. Никогда не следует обращаться с эмбрионами небрежно или уничтожать их. К сожалению, некоторые практики ЭКО создают множество эмбрионов, которые, вероятно, погибнут или будут заморожены на неопределенный срок.
- Значение брака. Каковы последствия для задуманного Богом супружеского союза, если используется сперма третьего лица или если ребенка вынашивает суррогатная мать? Современная наука может выйти за свои границы, если она создает искусственные границы между сексом, зачатием и рождением ребенка.
- Конфиденциальность личности. Донорская сперма или яйцеклетки могут создать практические проблемы с идентификацией. Ребенок может задаться вопросом Кто я? и Кто моя семья? Исследования показывают, что люди, зачатые с помощью донорской спермы, в более позднем возрасте часто испытывают спутанность сознания.
Снижение возражений против ЭКО
Пары должны знать о моральных и этических возражениях против ЭКО. Однако мы считаем, что мужья, жены и врачи могут предпринять шаги, чтобы уменьшить опасения, связанные с ЭКО.
- Специалисты по фертильности могут защитить молодые человеческие жизни , создавая только такое количество эмбрионов, которое можно безопасно имплантировать в матку матери в момент их производства. Ни один из них не заморожен для будущих циклов ЭКО.
- Значение брака и идентичности ребенка может быть сохранено при использовании ЭКО только женатыми мужчиной и женщиной без участия третьих лиц (без донорской спермы, донорских яйцеклеток или суррогатного материнства).
Как узнать, подходит ли вам ЭКО
Пары, рассматривающие возможность экстракорпорального оплодотворения, должны подходить к решению с молитвой и под руководством пастора или другого зрелого христианина. Им также следует проконсультироваться со специалистом по фертильности — христианином, если это возможно. Взгляды и подход врача-христианина с гораздо большей вероятностью будут соответствовать ценностям защиты жизни, чем взгляды и подход врача, который не придерживается библейских взглядов. В любом случае, не бойтесь задавать вопросы. Пара, проходящая ЭКО, должна иметь полную информацию о процессе до начала лечения . Используйте приведенные ниже мысли в качестве отправной точки. Они доходят до сути заботы о жизни: убедиться, что зачатие каждого эмбриона чтит и сохраняет жизнь.
- Будет ли специалист создавать только то количество эмбрионов, которое будет имплантировано за один раз, чтобы ни один из них не был заморожен и не оставлен в резерве?
- Каковы риски для эмбрионов, которые будут созданы?
- Какие риски для матери?
- Каковы шансы на успех?
Поиск поддержки
Работа с бесплодием и вопросами, возникающими в связи с ЭКО, может быть сложной задачей.