Оксана кирилюк: Выкуй счастье, мастер! Женщина-кузнец Оксана Кирилюк о переменах, стереотипах и любимом деле
Выкуй счастье, мастер! Женщина-кузнец Оксана Кирилюк о переменах, стереотипах и любимом деле
ДОСЬЕ. Оксана Кирилюк. По образованию экономист-международник. Осваивала на дистанционных курсах ландшафтный дизайн. Училась управлять самолетом. Получила морские права и профобразование сварщика. Изучала иностранные языки. Основала первую школу бального танца в Молодечно – после 8 лет успешной работы передала городскому Дворцу культуры. Создала первый в городе конноспортивный клуб, а через 2 года, узнав, что лошадь испытывает боль во время верховой езды, ликвидировала предприятие. Опыт ландшафтного дизайнера воплотила в авторский курс, который преподает много лет. Затем освоила профессию кузнеца и занимается ею более 12 лет.
Почему «летают» немногиеКажется, столько всего успеть нереально одному человеку за полжизни. Но Оксана – вот она, реальная, сидит рядом, разговаривает. Задаю вопрос, не страшно ли каждый раз начинать новое дело с нуля?
– Когда я чего-то боялась в детстве, мама говорила: «Подойди и посмотри на то, что страшно. Ты поймешь, что бояться нечего», – отвечает Оксана.
Такое воспитание привело к тому, что, повзрослев, она внимательно изучала новое, обследовала, раскладывала ситуацию на составляющие и только затем делала выводы. Оставалось действовать. Привычка все анализировать и сегодня помогает ставить цели и смело идти к ним.
– Если нет угрозы для жизни – чего бояться?! Страхи чаще – это обыкновенное нежелание что-то делать, – говорит она. – Лениться – в природе человеческой. Лень – эволюционный механизм, который помогает не делать лишних движений: получил заряд энергии – рационально используй его или максимально долго сохраняй. Людям проще найти тысячу причин, чтобы чего-то не делать, чем одну возможность, которую можно взять и реализовать.
“Страх и лень – то, что мешает людям менять реальность, которая не устраивает, идти к счастью и радости жизни”.
Многие также боятся заниматься тем, что нравится, открывать свое дело. Иногда вовсе не потому, что не получится: этого невозможно узнать, пока не попробуешь себя в деле. Мешают… родственники, друзья, знакомые. Из желания оградить от боли, от зависти или по другим причинам, но они пытаются препятствовать новым начинаниям.
– «У тебя не получится… А оно тебе надо? Сейчас такая страшная безработица – зачем терять теплое место? Сидишь себе на стульчике – и сиди дальше…» – слышит со всех сторон начинающий предприниматель. И в завершение коронная фраза: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Потому сейчас многие и не «летают», – с грустью говорит Оксана.
– А если просто не знают, как летать? – спрашиваю.
– Знают, – уверенно отвечает собеседница. – Но также знают, что для этого придется приложить усилия, а параллельно учиться, приобретать необходимые навыки. И результатов придется подождать несколько лет. А на диване удобно уже сейчас. Перефразируя Эдисона, могу с уверенностью сказать: большинство людей упускают возможность реализовать мечту, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу.
Желая помочь женщинам, которые боятся работать на себя, но хотят преодолеть страхи и сделать первые шаги в новый этап жизни, Оксана регистрирует общественную женскую организацию. Будет помогать на общественных началах. Спрашиваю, почему?
– Не задумывалась. Если спросить у сороконожки, как ходит, она запутается и перестанет переставлять ноги, – шутит Оксана. – Мне нравится, когда у кого-то что-то получается. И монетизировать эту сферу не хочу, иначе все станет обычным бизнесом.
В любой сфере в любом деле, которое мы начинаем с нуля, все этапы в общих чертах идентичны, утверждает Оксана Кирилюк. И не верить ей сложно. Спрашиваю, с чего начинала она, когда оставила офис и профессию экономиста. Оказывается, к тому времени уже четко осознавала, что это не то, что будет двигать ее по жизни, потому что работа с цифрами не вдохновляла.
– В этот переломный момент я спросила себя, чем хочу заниматься, чтобы с душой – ух! – чтобы горела этим, – эмоционально вспоминает она. – Когда внутри появляется «мне нравится!», я сначала нащупываю, насколько оно глубокое. Помогают два классических вопроса себе: «Выполняла бы я эту работу, если бы за нее не платили?» и «Занималась бы я этим делом, если бы попала на необитаемый остров?» Отпадают такие понятия, как заработок, престиж, становится понятно, насколько глубок интерес к делу.
Первыми Оксану увлекли бальные танцы. Решила открыть школу танца в Молодечно. Хотелось заниматься самой – и чтобы людям это тоже нравилось. Привычно разложив ситуацию на составляющие, что называется, взяла быка за рога – и отправилась в Федерацию бальных танцев.
Председатель федерации Борис Попов поддержал идею. Они с супругой стали приезжать и давать уроки. Открыли сразу 2 отделения – бальные и эстрадные танцы. В желающих освоить танцевальные па недостатка не было: сразу набралось около 10 групп, в каждой по 30 человек. И люди постоянно подтягивались.
– На тот момент понятия «реклама» еще не существовало. Я просто пошла в автопарк, предложила расклеить на окнах автобусов объявления.
Ей и тут пошли навстречу.
– Я не вложила тогда в рекламу ни копейки. Да, сейчас уже так не получилось бы. Зато есть другие возможности, надо только анализировать рынок.
А тогда в результате такой рекламы получился просто «взрывной спрос». Дело закипело. Через 3 года Оксана начала и сама преподавать. Когда дело твое – все сразу складывается, получается, замечает она.
Со временем бальные танцы «исчерпали себя как творческий процесс», и Оксана затеяла новые проекты.
– Сегодня детей часто неверно ориентируют: либо идти по стопам родителей, либо мама, папа сами чего-то не добились и теперь используют ребенка. А ему, может, совершенно другого хочется! – говорит Оксана. – Важно найти свое дело.
Как выковать счастье?Приходилось ли кому-то видеть выкованный в железе ветер? Оксана утверждает, что способна выковать все. Только однотипные изделия не любит изготавливать, зато любую человеческую фантазию готова воплотить в реальность. Воспользовавшись утверждением, задаю провокационный вопрос, может ли она выковать счастье?
– Когда я что-то делаю, то именно из состояния счастья. Получается, каждое изделие – уже счастливое, – сразу готов ответ. – Чем больше счастливых людей вокруг, тем быстрее мир меняется к лучшему. У нас все проблемы – от глубоко несчастных людей.
“Все проблемы в нашей жизни – от глубоко несчастных людей.”
При этом Оксана не верит в энергетику, проповедует, скорее, научный скептицизм. Но, говорит, когда человек изготавливает изделие, в нем через соответствующие линии отпечатывается эмоциональное состояние. Грустно – появятся одни линии, которые окружающие «считают» с изделия, радостно – почувствуют вибрации других, солнечных эмоций.
Позитивные ощущения Оксана черпает в «жизни в удовольствие»:
– Есть жизнь «для удовольствия»: она как карточный домик – ветер подул и рассыпал. А мне достаточно увидеть рисунок облаков или красивый оттенок неба – и я буду питаться этим впечатлением весь день. Потому что живу «с удовольствием» – ощущаю чистую радость от любого соприкосновения со внешним миром.
Светлана ЛОКТЫШ
Фото Валерия КАРТУЛЯ и из архива героини
Женщина-кузнец из Белоруссии рассказала о своем увлечении
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
В мире
23. 03.2016 15:50
Поделиться
Экономист из Молодечно Оксана Кирилюк виртуозно владеет кузнечным молотом
Инна Кабышева ([email protected])
Частная кузница Оксаны Кирилюк в Молодечно — внушительных размеров помещение с высокими потолками, в котором в двадцатиградусный мороз можно согреться разве что у горна.
Холодное пространство оживает, как только в нем появляется хозяйка: Оксана присоединяет кабель к мобильному телефону — и в мощных колонках, спрятанных от пыли под полиэтиленовой пленкой, звучит… Шопен.
Вот-вот в работу включится огромный «метроном»: почти восьмитонный пневматический молот, под тяжестью которого раскаленное докрасна железо формуется, словно пластилин, будет стучать в такт вальсу великого композитора. Каждый уголок кузницы наполнится особой музыкой — шумной, индустриальной и в то же время романтичной, как и сама Оксана Кирилюк. Кузнец, демонстрирующий, что в этой прекрасной творческой профессии женщине самое место.
Не хочется говорить, будто Оксана развенчивает устоявшиеся стереотипы. Она вообще не из тех, кто привык что-то кому-то доказывать. Говорит, просто занимается делом, которое любит и которому готова посвятить всю себя. Сегодня она — «железная леди», ловко орудующая молотом, садовник, способный «вырастить» из металлического прута розу или выковать ветку виноградной лозы.
А пришла она в кузницу после нескольких лет работы экономистом: в ее трудовой книжке есть записи о работе на совместном белорусско-голландском швейном предприятии, в отделе внешнеэкономической деятельности предприятия «Электромодуль», в колледже Белкоопсоюза.
— Однажды я поняла, что не хочу проживать жизнь, придуманную не мной. И все разом изменила. Сейчас взахлеб делаю свою работу, понимаете? Это же не просто способ заработать деньги. Я получаю удовольствие от проживания момента, от соприкосновения со стихиями — огнем, металлом.
Оксана чиркает спичкой — и в горне вспыхивает пламя. К музыке кузницы добавляется еще одна партия — шум поддува. Мы вдыхаем запах дыма, а Оксана тем временем подбрасывает угля.
— Всегда можно переучиться. Я часто слышала о себе: раз могу заниматься любимым делом, значит, у меня муж — олигарх. Нет! Все своими силами. Просто к переменам в жизни нужно подготовиться: отложил сумму, которой тебе хватит на полгода, и все, прекращай заниматься неинтересным, учись чему-то новому. И вообще не стоит долго думать: раздумья необдуманности ради — пройденный этап. Победа любит подготовку. Делайте план. Я все фиксирую на бумаге. А потом стараюсь по пунктам избавляться от лишнего.
Оксана берет в руки клещи, зажимает ими кусок железа — и вот уже языки пламени танцуют вокруг металла, раскаляя его докрасна. Кузнец включает молот и кладет раскаленный кусок железа между бойками. Теперь солирует огромный гудящий механизм: одной ногой Оксана нажимает на педаль, и молот отрывистым стаккато бьет по детали. Удар, еще удар — из железа кузнец формирует тонкий лепесток. Пока это лишь заготовка, над ней еще придется потрудиться вручную. Но и такие небольшие лепестки коллеги Оксаны предпочитают делать на «семидесятках» — молотах поменьше. «Помощник» Оксаны более чем в два раза тяжелее.
— Серьезная штука, на нем идет 80 процентов работы. Бытует мнение, что чем тяжелее молот, тем меньше мелкой работы можно на нем делать. Нет. Если ты понимаешь, как он устроен, и если механизм хорошо отрегулирован — можно выполнять практически ювелирную работу. Здесь сила удара конкретная, но я приловчилась. Вообще, когда начинала работать, ходила по лезвию ножа. Мужчины, у которых училась, как-то не акцентировали внимание на технике безопасности. А мне в голову не приходило, что может быть форс-мажорная ситуация! В итоге все испытывала на себе: случалось, и волосы дрелью вырывало. Но сейчас, конечно, есть опыт и сноровка. В отличие от многих коллег-кузнецов я предпочитаю работать килограммовым или 800-граммовым молотком. Мужчины часто форсируют силой: они работают большими молотками по два с половиной килограмма, при этом довольно плохо прогревают железо. Я же стараюсь его хорошо раскалить — и оно поддается. Попробуете?
Оксана протягивает железный прут. Ее энтузиазм заразителен: недолго думая, беру в руки арматуру и превращаюсь в подмастерье. Слежу за каждым движением учителя: сначала раскалить прут. Потом двойными ударами молотка немного вытянуть и заострить его. А затем согнуть так, чтобы железный стебель повторил форму живого растения.
— Берите вот этот, с желтыми полосками — самый результативный мой инструмент, — указывает мастер на небольшой старенький молоток. — Я не заморачиваюсь внешним видом инструментов, могу ковать камнем на камне. Мне все равно, с помощью чего будет исполнен замысел: художник может написать картину акварелью, углем, гуашью… Главное — результат. Разогрейте-ка еще вот эту часть, видите, появился небольшой залом, но он исчезнет, если удары наносить вот сюда.
И действительно, прут поддается, и под молотком рождается небольшой симпатичный завиток. Вот она, железная сказка! Оказывается, ковка — невероятно увлекательное занятие!
— Результат — это лишь маленькая часть. Процесс должен доставлять удовольствие, — рассуждает Оксана. — Это всегда познание, соприкосновение, дорога, путь. Это, по сути, приключение. Понимаете? Я хочу создать парк скульптур. На вырученные деньги построила бы приют для лошадей. Возможен даже такой обмен: я делаю парк, а кто-то приют. Туда можно будет прийти и пообщаться с лошадьми. Понять, насколько лошади умные. Именно они когда-то привели меня в кузницу. Я 15 лет назад спасла беременную кобылу, которую должны были отправить на мясокомбинат. Арендовала для нее конюшню. Разгружала сено, чистила стойло. Помещения под конюшни часто приходилось ремонтировать. Бывало, требовался сварщик — я решила освоить и это непростое дело. А когда пришла на практику в железнодорожное депо и забрела в кузницу — поняла, что это мое. Настоящее. И с этим уже никогда не расстанусь!
А есть ли в России девушки-кузнецы?
При нынешних кузнечных технологиях «художнику по металлу» уже не требуются мускулы, тем не менее женщина-кузнец в России — большая редкость. В Туле работает у горна и наковальни 37-летняя Наталья Забелина, кующая в прямом смысле оружие для мужчин. А в подмосковном Королеве очень известна Маша Архангельская, которая с 16 лет участвует в выставках кузнецов-оружейников, проходящих дважды в год в Москве. Единственной женщиной-кузнецом в Сибири называют Анну Мельгизину, она, кстати, возглавляет некоммерческую организацию художников-кузнецов Алтайского края.
Союз. Беларусь-Россия — Федеральный выпуск: №10(734)
Поделиться
Беларусь
Главное сегодня
Николай Патрушев: Вашингтон давно уже стал чемпионом мира по числу развязанных войн и конфликтов
Заблокированы авиасообщение, медпомощь, работа местных властей. Что известно о новых забастовках в Израиле
ТАСС: Начальник полиции Мариуполя Михаил Москвин получил контузию после покушения
Читатели «Гуанча» раскритиковали ответ НАТО на слова Путина о ядерном оружии в Беларуси
WP: Запад забыл о своей оборонной промышленности, поддерживая Украину
Кредиты и депозиты Silicon Valley Bank проданы американскому банку First Citizens
Железная леди
Оксана входит в кузницу и подключает свой телефон к мощным динамикам, спрятанным от пыли под полиэтиленовой пленкой; Шопен заполняет комнату. Ее 8-тонный пневматический молот, словно метроном, долбит раскаленное железо в такт вальсу композитора. Неожиданная мелодия прекрасно дополняет индустриальный шум кузницы, так же как Оксана – женское творчество в этой «мужской» среде.
Оксана, конечно, развеивает стереотипы в выборе профессии, но ей нечего доказывать, просто говоря, что она любит свое призвание и предана ему. Она «железная леди», ловко владеющая молотом, «выращивающая» розу из металлического стержня или выковывающая лозу.
Несколько лет Оксана работала экономистом на совместном белорусско-голландском швейном предприятии, затем занималась внешнеэкономической деятельностью «Электромодуля» в Белкоопсоюзе. Она отмечает: «Я поняла, что не хочу жить жизнью, придуманной другими, поэтому пошла другим путем. Теперь я горю желанием работать каждый день, не только зарабатывать деньги, но и получать удовольствие от контакта со стихиями огня и металла».
Оксана зажигает спичку и в горне вспыхивает огонь; слышно, как подсасывает воздух и пахнет дымом, как Оксана подбрасывает угли.
«Всегда можно переучиться. Раньше я беспокоилась, что вся тяжесть домашнего хозяйства ляжет на моего мужа, но это не обязательно так. Нужно просто хорошо подготовиться, отложив средства на полгода. Тогда вы перестаете делать то, что вас больше не интересует, и учитесь чему-то новому. В общем, решиться не долго, и отложить заботы. Если вы готовитесь, то вы планируете успех. Составьте свой план, зафиксируйте его на бумаге, а затем уничтожьте все лишнее».
Оксана берет клещи, сжимает кусок железа, и языки пламени начинают танцевать вокруг металла, нагревая его докрасна. Затем она переключается на молоток и вставляет раскаленный кусок железа между ударниками. Огромный гудящий механизм теперь занимает в ее композиции сольную позицию. Она нажимает на педаль одной ногой, и с резким стаккато молоток ударяет, превращая утюг в тонкий лепесток. Теперь требуется ручная манипуляция с использованием малогабаритных молотков 70-х годов. Автоматический молот в два раза тяжелее.
«Это большой инструмент», — признает она, говоря, что он выполняет 80 процентов работы. Вы можете подумать, что такой тяжелый молот не способен на тонкую работу, но все дело в настройке и мастерстве кузнеца. Она также отмечает: «Когда я начала работать, я ходила по лезвию бритвы с точки зрения безопасности». Во время обучения ей выдергивали волосы дрелью, и она поняла, что безопасность должна быть приоритетом. Теперь у нее есть необходимые опыт и навыки, и она предпочитает работать с относительно легким молотком весом 1 кг или 800 г, нагревая утюг до более высокой температуры, чтобы обеспечить его пластичность. Ее коллеги-мужчины, как правило, используют молотки весом 2,5 кг.
Оксана предлагает мне железный прут, приглашая попробовать свои силы, и ее энтузиазм заразителен. Не раздумывая, я беру арматурные стержни и копирую ее демонстрацию нагрева железа, прежде чем сделать двойной удар, чтобы немного сплющить и заострить его. Далее сгибаем его, чтобы железо начало принимать форму стебля растения.
Она предлагает мне маленький молоток с желтыми полосками, который ей нравится больше всего. Она признается: «Меня не волнует внешний вид инструментов, лишь бы они выполняли свою работу. Художник может рисовать акварелью, углем или гуашью. Главное — результат. Когда эта часть нагреется, вы увидите небольшую трещину, но она исчезнет, если вы ударите сюда».
Железный стержень поддается, и под молотом появляется небольшой завиток. Это железная сказка! Работа в кузнице невероятно увлекательна!
«Результат — это только одна маленькая деталь; процесс должен приносить удовольствие», — размышляет Оксана. Всегда есть путь понимания и приключений. Я хочу создать парк скульптур в обмен на то, что кто-то заплатит за конюшню для лошадей. Лошади такие умные. Фактически, они привели меня к тому, чтобы стать кузнецом. Пятнадцать лет назад я спас беременную кобылу, которая шла на мясокомбинат. Я снял для нее конюшню, которую наполнил сеном. Конюшни часто нуждаются в ремонте, поэтому я решил освоить сварочное дело, обучаясь в железнодорожном депо. Я пошел в кузницу и тогда понял, что это мое призвание, которое я никогда не захочу оставить».
Инна Кабышева
Кстати
Есть ли еще женщины-кузнецы?
Новые технологии ковки означают, что «художникам по металлу» не нужны мускулы, которые когда-то требовались. Тем не менее, женщины-кузнецы все еще редки. В Туле 37-летняя Наталья Забелина кует оружие для мужчин, а в Королеве хорошо известна Маша Архангельская. С 16 лет участвует в кузнечно-оружейных выставках, которые два раза в год проходят в Москве. Между тем сибирячка Анна Мельгизина возглавляет некоммерческую организацию художников-кузнецов в Алтайском крае.
Комитеты — EMA — Европейская ассоциация магнетизма
Ряд европейских школ по магнетизму поддерживается руководящим комитетом, научным председателем, избираемым специально для каждой сессии, и научным консультативным комитетом. Для школы 2023 года они подробно описаны ниже.
Организационный комитет
Председатели
Хулио Камареро : Мадридский автономный университет / IMDEA Nanociencia
Родольфо Миранда : IMDEA Nanociencia / Мадридский автономный университет
Co-directors
(of the Instituto Nicolás Cabrera – UAM Summer School, supporting ESM2023)
Julio Camarero : Universidad Autónoma de Madrid /IMDEA Nanociencia
Farkhad Aliev : Universidad Autónoma de Madrid
Alberto Bollero : IMDEA Nanociencia
Организационный комитет
Оксана Чубыкало-Фесенко : Instituto de Ciencia de Materiales de Madrid – CSIC
Juan de la Figuera : Instituto de Química Física Rocasolano – CSIC
Paolo Perna : IMDEA Nanociencia
Lucas Pérez : Universidad Complutense de Madrid / IMDEA Nanociencia
Руководящий комитет
Руководящий комитет Европейской школы магнетизма представляет собой небольшую группу лиц, посвящающих свое время сохранению Школа на ходу. Комитет несет ответственность за ключевые действия, как описано в уставе школы. Среди прочего, этот комитет выбирает сайты для хостинга и темы для Школы.
Olivier FRUCHART , General Chair
Spintec (CNRS — CEA — Univ. Grenoble Alpes), Grenoble, France
Bertrand DUPÉ , Vice-Chair
University of Liège, Belgium
Leon ABELMANN
KIST Europe, Saarbrücken, Germany
Stephen BLUNDELL
Кафедра физики, Кларендонская лаборатория, Оксфордский университет, Великобритания
Victorino FRANCO
Universidad de Sevilla, Spain
Olivier ISNARD
Institut Néel (CNRS — Univ. Grenoble Alpes), Grenoble, France
Andrei KIRILYUK
Radboud University, Nijmegen, The Netherlands
Marek PRZYBYLSKI
Научно-технический университет, Факультет физики и прикладной информатики, Краков, Польша
Научно-консультативный комитет
Как указано в уставе Школы, Научный консультативный комитет ( SAC) предоставляет предложения по выбору лекций и лекторов.