Олигофрения это психическое заболевание: Олигофрения | Симптомы | Диагностика | Лечение
Олигофрения: особенности и симптоматика заболевания
Опубликовано 15.07.22
Степени олигофрении имеют решающее значение при выборе тактики лечения больного. Умственная отсталость впервые проявляется обычно до трехлетнего возраста, и при выявлении характерных для заболевания симптомов обследовать малыша нужно сразу. В половине случаев слабоумие – это следствие генетических нарушений.
Как проявляется олигофрения
Под олигофренией или умственной отсталостью понимается стойкое психическое недоразвитие, являющееся следствием органического поражения мозга при внутриутробном развитии или в ранний постнатальный период. Основной признак заболевания – снижение интеллекта, наряду с этим отмечаются волевые, эмоциональные, двигательные нарушения, проблемы с речью.
Помимо врожденных генетических причин олигофрения может возникнуть вследствие внутриутробного поражения мозга плода, после черепно-мозговых травм, менингита. Заболевание часто выявляется у детей с глубокой недоношенностью, что объясняется незрелостью всех систем.
Признаки олигофрении – это не только нарушение интеллекта. У олигофренов отмечается комплекс психических расстройств, в который входят:
- Недоразвитие, затрагивающее эмоционально-волевую сферу. Проявляется агрессивностью, эмоциональной нестабильностью, снижением воли (гипобулией), безынициативностью, стойким и безосновательным ухудшением настроения;
- Недостаточное развитие абстрактного мышления – неспособностью к анализу, обобщению;
- Речевые проблемы;
- Низкая степень обучаемости;
- Скудный словарный запас;
- Трудности с запоминанием;
- Повышенная отвлекаемость.
Речь больного олигофренией без эмоций, чаще всего ограничивается короткими фразами. У олигофренов снижена способность к решению обычных бытовых вопросов. Они не могут сходить в магазин и купить нужные продукты, одеться по погоде, помыться. У них снижен уровень критики, больные легко попадают в зависимость от других людей. Способности к обучению и чтению зависят от степени выраженности нарушений. При легкой форме болезни больные могут научиться читать и понимать прочитанное, хотя это занимает много времени.
Классификация олигофрении
Олигофрения у детей корректируется при незначительной степени выраженности умственной отсталости. Цель лечения – развитие интеллектуальных способностей до той степени, при которой ребенок сможет самостоятельно ухаживать за собой, выполнять несложную работу, сдерживать эмоции.
Перед началом терапии обязательно устанавливается стадия интеллектуальных нарушений, всего их четыре:
- Идиотия или глубокая УО. Отмечается значительное ограничение познавательных механизмов. Больные не понимают обращенную к ним речь, не узнают близких, не понимают разницу между горячим и холодным (следствие – ожоги), не ориентируются в пространстве. Они легко могут съесть несъедобные вещи, упасть с высоты, самостоятельно не оденутся. Речь обычно нечленораздельная или в виде отдельных слогов или простых слов. Из-за недоразвитых моторных функций олигофрены в стадии идиопатии испытывают трудности при передвижении.
Поведение может быть вялым с преобладанием однообразных движений. Периодически случаются приступы агрессии, в том числе направленной на себя. Коэффициент умственного развития при идиопатии менее 20. Такие больные нуждаются в постоянном надзоре и круглосуточном уходе;
- Тяжелый вариант имбецильности. Коэффициент интеллектуального развития в пределах 20-34 единиц. Обучение больных невозможно, они могут овладеть только самыми простыми навыками ухода за собой. Речь состоит из нескольких слов, запаса которых достаточно для сообщения о своих желаниях и потребностях. Часто отмечаются двигательные нарушения, неврологические заболевания;
- Умеренный вариант имбецильности. Больные могут объясняться простыми фразами, хорошо владеют навыками самообслуживания, их можно обучить простой работе, но они также нуждаются в постоянном присмотре;
- Легкая степень (дебильность). Познавательные нарушения характеризуются затруднениями при абстрактном мышлении и при формировании сложных обобщений.
Темп психического развития при дебильности выше, чем при других стадиях УО, благодаря чему больные вполне могут адаптироваться к обычной жизни. При достаточном к ним внимании они могут закончить специализированные школы и училища, работать, часто самостоятельно заводят семью и заботятся о ней.
Диагностика олигофрении особых затруднений не вызывает. Диагноз ставится на основании осмотра больного, симптомов, беседы с родственниками, результатов ряда исследований. Улучшить мозговую деятельность путем приема лекарств можно только при ферментопатиях. В остальных случаях назначается симптоматическое лечение.
Нарушения при олигофрении у детей частично можно скорректировать при помощи совместной работы психологов, неврологов, дефектологов, логопедов. В Москве специалисты, помогающие больным с умственной отсталостью, есть в нашем центре «Доверие». Команда врачей работает не только с маленьким пациентом, но и с его родителями, обучая их правильно контактировать и заниматься с малышом.
Лечение олигофрении в Москве по цене от 2000 руб
Оглавление
Что такое олигофрения Причины формирования Симптомы олигофренииКонсультация главного врача, психотерапевта онлайн
Статья проверена экспертом
Ященко Екатерина Александровна
Врач-психиатр
Оценка статьи:
Круглосуточная психиатрия +7 (495) 128-74-68
Клиника доктора Шурова проводит диагностику и поддерживающее лечение олигофрении. Врачи поставят точный диагноз и подберут подходящую корректирующую терапию. Анонимность обращения гарантирована.
О болезни
Олигофрения — группа разных по происхождению и клиническим проявлениям состояний, которые отличаются врожденным или приобретенным в раннем детстве слабоумием.
Для данной аномалии развития центральной нервной системы характерен недоразвитый интеллект.
Олигофрении часто сопутствуют пороки развития внутренних органов и систем. На легкой и умеренной формах умственной недостаточности своевременные коррекционно-лечебные мероприятия помогают улучшить качество жизни, социализировать пациентов, научить их обслуживать себя и получить несложную профессию.
Существует множество причин, из-за которых у ребенка может сформироваться олигофрения. В центре психического здоровья Доктора Шурова психотерапевт проведет все необходимые исследования.
- Генетические факторы связаны с нарушениями в хромосомах и мутациями в генах (синдром Дауна, трисомия, синдром Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).
- Недоношенность, преждевременные роды.
- Патология во время беременности (нефропатия, анемия, эклампсия, нарушение кровообращения в плаценте).
- Травмы во время родов (внутриутробная гипоксия, асфиксия).
- Перенесенные в младенчестве заболевания (менингоэнцефалит, энцефалит, черепно-мозговая травма).
- Отсутствие воспитания и обучения ребенка с младенчества.
- Поражения головного мозга из-за употребления женщиной некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и других запрещенных препаратов во время беременности.
- Заболевания у женщины, развившиеся во время беременности (сердечно-сосудистая недостаточность, диабет, заболевания печени и почек, эндокринные расстройства, инфекционные заболевания).
- Иммунологический конфликт матери и плода из-за резус-фактора.
Симптомы
Для новорожденных до года существуют критерии, по которым можно распознать симптомы олигофрении:
- Строение головы и лица непропорциональное.
- Патологии внутренних органов (выявляются во время диагностики и консультации у профильных специалистов).
- Чрезмерная бледность кожных покровов.
- Отсутствие рефлексов.
После одного года дети с олигофренией отличаются от здоровых большим количеством симптомов:
- Нарушения речи (отсутствие лепета и гуления, нет простых слов, произносит неправильные звукосочетания и построение фраз и предложений, плохо воспринимает чужую речь).
- Отставание в психическом и физическом развитии: походка неустойчивая, покачивания в положении сидя, непроизвольные движения руками. Ребенок поздно начинает держать голову, сидеть и говорить. Если ребенок начинает ходить, то его походка неустойчивая, а координация движений нарушена.
- Отсутствие интереса к животным, окружающим предметам, игрушкам, природе.
- Отсутствие реакции на значимых взрослых (не узнает маму и других членов семьи).
- Проявляемые эмоции не соответствуют ситуации (смеется, когда другие дети плачут, закатывает истерики без причины).
Диагностика
Диагноз “олигофрения” основывается на установлении дефекта психики и недоразвития интеллекта. Чтобы определить, глубину психического дефекта используют следующие методы:
- Сбор анамнеза (состояние здоровья матери, информация о том, как проходили роды, наличие\отсутствие родовой травмы).
- Психологическая оценка интеллекта, консультация врача для определения умственного и эмоционального фона, оценка речи, быстрота реакции на вопрос, эмоции во время разговора с доктором, величина словарного запаса, способность к абстрактному мышлению.
- Лабораторные и инструментальные исследования для дифференциации умственной отсталости с другими диагнозами (педагогической запущенностью и прогрессирующими психическими заболеваниями). Проводится МРТ, выполняются анализы крови.
Методы лечения
Современный подход к лечению олигофрении подразумевает комплекс медико-педагогических мероприятий для адаптации и реабилитации больных. Отставание в развитии можно скорректировать на ранних стадиях, если заболевания было обнаружено на поздних стадиях, назначается симптоматическую терапию. При установленном диагнозе в клинике лечение олигофрении включает следующие меры:
- Компенсирующая гормонотерапия при установленной эндокринной недостаточности.
- Фармакотерапия при врожденном токсоплазмозе или сифилисе.
- Диетотерапия при нарушениях активности ферментов в ЖКТ.
Если олигофрения вызвана внешними факторами, то проводится лечение, направленное на коррекцию или полное устранение негативного влияния на организм. Для этого назначаются:
- Антибактериальные лекарственные препараты.
- Хирургическая терапия гидроцефалии.
- Детоксикационные методики.
- Ноотропные препараты для стабилизации когнитивных функций.
- Реабилитационные мероприятия, обучение навыкам самообслуживания, тренировка памяти, сеансы психотерапии, обучение по специальным методикам.
- Консультации и лечение у психолога, невропатолога, логопеда.
Правильно подобранная терапия и выстроенная программа обучения позволяет развить у ребенка способности к базовой социализации.
Цель терапии: адаптировать ребенка к социуму. Родителям нужно найти подход к своему ребенку, чтобы сохранять с ним контакт, и общаться. Это позволит во время занятий с ребенком беседовать и играть в развивающие игры.
Преимущества лечения в клинике
В клинике доктора Шурова врачи-психотерапевты проводят диагностику олигофрении и поиск причин развития заболевания и назначают коррекционная терапия в соответствии с установленной степенью патологии. Преимущества терапии в клинике:
- Команда высококвалифицированных специалистов: педиатров, неврологов, психотерапевтов, психологов. Подберут подходящее коррекционное комплексное лечение.
- Полная анонимность обращения. О вашей проблеме не узнает никто. Сведения, передаваемые при оформлении медицинской карты, и вся подписанная вами документация.
- Современное диагностическое и лечебное оборудование позволяет выявить отклонения.
Если вы заметили, что у ребенка появились проблемы с концентрацией внимания, он стал агрессивным или вялым, наблюдаются задержки в первый год манифестации патологии, обращайтесь к специалистам нашей клиники.
Все цены
Часто задаваемые вопросы
Информация о психических расстройствах
Панические атаки
Обсессивно-компульсивное расстройство
Лечение психических расстройств
Лечение панических атак
Лечение страхов и фобий
Помощь врача психиатра
Психиатр на дом
Врач психотерапевт
Отзывы о работе клиники
5
Хочу выразить огромную благодарность психиатрической клинике. Мы обратились в больницу с диагнозом шизофрения у дочери.Последнее обострение совсем выбило нас и сил, препараты не действовали так как раньше, а состояние дочери только ухудшалось. Тогда мы и решили обратиться в частное учреждение. После консультации врач-психиатр назначил стационарное лечение, мы с женой не были в восторге от такого решения, но это была последняя наша надежда. Уже после первой недели стационарного лечения состояние дочки заметно улучшилось, а со временем полностью стабилизировалось. Уже больше года не случалось рецидивов, мы живем нормальной жизнью, о чем до лечения в клинике могли только мечтать. Хотелось бы отметить работу всего персонала психиатрической больницы. Медсестры контролируют все приемы лекарств, ответственно относятся к своей работе, и что немаловажно с пониманием относятся к пациентам.
Все отзывы
Умственная отсталость и шизофрения | JAMA
Умственная отсталость и шизофрения | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]Эта проблема
- Скачать PDF
- Полный текст
Поделиться
Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn
- Процитировать это
- Разрешения
Артикул
13 апреля 1963 г.
Натан С. Клайн, MD
Принадлежности авторов
Orangeburg, NY
ДЖАМА. 1963; 184(2):163. дои: 10.1001/jama.1963.03700150117033
Полный текст
Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.
Абстрактный
В редакцию: — Д-р. Кляйн поднимает интересный и важный момент, который я правильно, но аккуратно обошел стороной в своем предыдущем ответе. В этом заключается различие между умственно отсталым (олигофреником) и умственно отсталым. Когда д-р Клейн заявляет, что я указываю на то, что шизофрения может привести к умственной отсталости, это именно так. Под умственной отсталостью я очень ясно подразумеваю задержку умственных процессов, независимо от причины. По этому вопросу имеется значительная литература, в том числе по дифференциальной диагностике (Бендер, Каннер, Фиш, Эйзенберг, Гольдфарб и др. ). Олигофрения представляет собой один из видов умственной отсталости, и в данном случае истории близнецов тот факт, что они предположительно нормально развивались до 4-летнего возраста, специально исключает врожденную олигофрению. Сосуществование олигофрении и шизофрении давно признано и описывается в европейской литературе под термином «пропф-шизофрения».0003
Предварительный просмотр первой страницы Просмотреть большой
Полный текст
Добавить или изменить учреждение
- Академическая медицина
- Кислотно-основное, электролиты, жидкости
- Аллергия и клиническая иммунология
- Анестезиология
- Антикоагулянты
- Искусство и образы в психиатрии
- Кровотечение и переливание
- Кардиология
- Уход за тяжелобольным пациентом
- Проблемы клинической электрокардиографии
- Клиническая задача
- Поддержка принятия клинических решений
- Клинические последствия базовой нейронауки
- Клиническая фармация и фармакология
- Дополнительная и альтернативная медицина
- Заявления о консенсусе
- Коронавирус (COVID-19)
- Медицина интенсивной терапии
- Культурная компетентность
- Стоматология
- Дерматология
- Диабет и эндокринология
- Интерпретация диагностических тестов
- Разработка лекарств
- Электронные медицинские карты
- Скорая помощь
- Конец жизни
- Гигиена окружающей среды
- Справедливость, разнообразие и инклюзивность
- Этика
- Пластическая хирургия лица
- Гастроэнтерология и гепатология
- Генетика и геномика
- Геномика и точное здоровье
- Гериатрия
- Глобальное здравоохранение
- Руководство по статистике и методам
- Рекомендации
- Заболевания волос
- Модели медицинского обслуживания
- Экономика здравоохранения, страхование, оплата
- Качество медицинской помощи
- Реформа здравоохранения
- Медицинская безопасность
- Медицинские работники
- Различия в состоянии здоровья
- Несправедливость в отношении здоровья
- Информатика здравоохранения
- Политика здравоохранения
- Гематология
- История медицины
- Гуманитарные науки
- Гипертония
- Изображения в неврологии
- Наука внедрения
- Инфекционные болезни
- Инновации в оказании медицинской помощи
- Инфографика JAMA
- Право и медицина
- Ведущее изменение
- Меньше значит больше
- ЛГБТК-медицина
- Образ жизни
- Медицинский код
- Медицинские приборы и оборудование
- Медицинское образование
- Медицинское образование и обучение
- Медицинские журналы и публикации
- Меланома
- Мобильное здравоохранение и телемедицина
- Нарративная медицина
- Нефрология
- Неврология
- Неврология и психиатрия
- Примечательные примечания
- Сестринское дело
- Питание
- Питание, Ожирение, Упражнения
- Ожирение
- Акушерство и гинекология
- Гигиена труда
- Онкология
- Офтальмологические изображения
- Офтальмология
- Ортопедия
- Отоларингология
- Лекарство от боли
- Патология и лабораторная медицина
- Уход за пациентами
- Информация для пациентов
- Педиатрия
- Повышение производительности
- Показатели эффективности
- Периоперационный уход и консультации
- Фармакоэкономика
- Фармакоэпидемиология
- Фармакогенетика
- Фармация и клиническая фармакология
- Физическая медицина и реабилитация
- Физиотерапия
- Руководство врача
- Поэзия
- Здоровье населения
- Профилактическая медицина
- Профессиональное благополучие
- Профессионализм
- Психиатрия и поведенческое здоровье
- Общественное здравоохранение
- Легочная медицина
- Радиология
- Регулирующие органы
- Исследования, методы, статистика
- Реанимация
- Ревматология
- Управление рисками
- Научные открытия и будущее медицины
- Совместное принятие решений и общение
- Медицина сна
- Спортивная медицина
- Трансплантация стволовых клеток
- Наркомания и наркология
- Хирургия
- Хирургические инновации
- Хирургический жемчуг
- Обучаемый момент
- Технологии и финансы
- Искусство JAMA
- Искусство и медицина
- Рациональное клиническое обследование
- Табак и электронные сигареты
- Токсикология
- Травмы и травмы
- Приверженность лечению
- УЗИ
- Урология
- Руководство пользователя по медицинской литературе
- Вакцинация
- Венозная тромбоэмболия
- Здоровье ветеранов
- Насилие
- Женское здоровье
- Рабочий процесс и процесс
- Уход за ранами, инфекция, лечение
Сохранить настройки
Политика конфиденциальности | Условия использования
Розумова відсталість (олигофренія)
Умственная отсталость
… Олигофрения… Не теряйте времени: 904 эти детские болезни можно вылечить0348
Лечение проводится в виде визитов всех специалистов по графику с возможностью в доступной форме дать ответы на вопросы всем родственникам и всем участвующим в обучении и исследованиях больного с диагнозом олигофрения.
Некоторые примеры инновационного лечения умственной отсталости
Денис Т., 27 лет.
Поступил в клинику в январе 2012 года на курс интенсивного комплексного лечения после перенесенного за 1 неделю до этого беспричинного эпистатуса с реанимацией. Из анамнеза – молодой человек в течение последних 15 лет болеет эпилепсией с частыми генерализованными тонико-клоническими приступами. Длительное время под контролем родственников принимает противосудорожные препараты, которые существенно не влияли на частоту и тяжесть эпилептических припадков. Реабилитологи Клиники при проведении кинезитерапии диагностировали предельно-отрицательный уровень физических возможностей: выносливости, силы, ловкости, координации, гибкости, скорости, а также неумение совмещать двигательные задачи.
Критический уровень физической подготовленности отягощался умеренной умственной отсталостью, нарастающей в течение последних 10 лет на фоне эпилептических припадков. В ходе курса кинезотерапии с обязательной медикаментозной коррекцией использовались различные упражнения для восстановления утраченных физических способностей и развития других, ставших со временем ведущими, а именно ловкости и быстроты. Другие способности, такие как сила, гибкость, достигли доброго уровня и принесли больному ощущение физического комфорта, уверенности, преобладания положительных эмоций. Различные упражнения без предметов и с предметами назначаются для начала тренировки внимания, где часть упражнений с разными предметами постепенно развивает выносливость, силу и другие физические качества. Например, упражнения с гимнастической палкой были направлены на работу верхних конечностей, на развитие мелкой моторики, гибкости. Упражнения у гимнастической стенки развивали не только силу, но и выносливость. В течение последующих двух курсов больной имел достаточный уровень силы и выносливости. Использовались упражнения с отягощением (приседания, поднятие веса перед грудью одной рукой).
В сумме силовой потенциал стал лучше на 60%. Упражнения с фитболом существенно развивают координацию движений и внимание. Упражнения со скакалкой повысили выносливость на 80% от начального уровня. На фоне лечения желание играть в футбол возобновилось и стало доминантным, техника удара ногой (жонглирование) мячом улучшилась на 80%. Появилась возможность играть в волейбол. Практически эффективность освоения этой игры была повышена с нулевого уровня до 60%. С каждым новым достижением повышалась самооценка больного, что выражалось в стремлении к самосовершенствованию.
Иштван И., 30 лет.
Судьба этого молодого человека сложилась так, что у него от рождения была задержка психоречевого развития. Со временем врачи выявили умственную отсталость средней степени. Общие судороги с потерей сознания ухудшили состояние, стали более тяжелыми и частыми. Учеба в интернате шла тяжело, явные признаки ухудшения нарастали. Благодаря своей матери, учительнице, Иштван попал в частный медицинский центр «Истына», где на тот момент лечились подобные пациенты. После прохождения детальной диагностики и после консилиума был разработан пролонгированный план медикаментозного лечения и педагогической коррекции.
Неотъемлемой частью лечения стала кинезотерапия, задачей которой было выявление природного физического потенциала при значительной имбецильности. Ежедневные тренировки шаг за шагом ведут юношу от состояния дезориентации в зале кинезитерапии к адаптации не только к учебному процессу, но и к пониманию устройства своего тела с возможностью управления им. Соревнования с реабилитологом в индивидуальном стиле игры принесли радость с положительным эмоциональным фоном, а понимание сути игры повлияло на ее результаты.
За несколько курсов тренировок Иштван проявил физический потенциал и в то же время непреодолимое желание совершенствоваться; стал инициативным, стал читать правила игры в настольный теннис, бадминтон, искать соперника. План реабилитации и процесс физической коррекции подбирался лично. Поскольку сила и выносливость Иштвана соответствовали его физическому развитию, необходимо было сделать упор на координацию, ловкость, скорость и гибкость. В начале курса больной был неуверен в себе. В ходе кинезитерапии Иштван получил навыки работы с такими предметами: обручи, гимнастические палки, медицинские мячи, фитболы, скакалки, мячи, что позволило уже на 1 месяц существенно сместить уровень физического потенциала. Благодаря комплексному подходу к кинезитерапии у пациентки повысилась самооценка, улучшилась координация движений на 70%, ловкость на 50%, гибкость на 60%, внимание на 50%, а выносливость и сила достигли соревновательного уровня, что является очень важно – прозвучал командный голос, как для будущего физического реабилитолога.
В настоящее время больной приобрел навыки игры в настольный теннис, бадминтон, волейбол и стремится к дальнейшему развитию. Кинезитерапевт составил перспективный план тренировок для участия в городских соревнованиях по бадминтону. Таким образом, лечение больных со средней и легкой степенью умственной отсталости необходимо проводить в определенные сроки, обеспечивающие рациональное использование максимальных нагрузок физического, умственного, психологического и речевого характера. Адекватное интенсивное лекарственное сопровождение является обязательным условием в достижении успеха уменьшения дефицита функций ЦНС, что катализирует успех будущих побед над олигофренией.
Loseva Anna Volodymyrivna — Kinesithrapist в клинике здоровых сосудов
Babii Igor Petrovich — Нейролог в клинических сосудах
Умственная отсталость подразделяется на:
— легкая умственная отсталость;
— умеренная умственная отсталость;
— серьезная умственная отсталость.
При легкой умственной отсталости люди с некоторым опозданием приобретают речевые навыки, но большинство из них приобретает способность использовать речь с целью поддержки беседы и участия в клиническом опыте.