Олигофрения это психическое заболевание: Олигофрения | Симптомы | Диагностика | Лечение

Олигофрения: особенности и симптоматика заболевания

Опубликовано 15.07.22

Степени олигофрении имеют решающее значение при выборе тактики лечения больного. Умственная отсталость впервые проявляется обычно до трехлетнего возраста, и при выявлении характерных для заболевания симптомов обследовать малыша нужно сразу. В половине случаев слабоумие – это следствие генетических нарушений.

Как проявляется олигофрения

Под олигофренией или умственной отсталостью понимается стойкое психическое недоразвитие, являющееся следствием органического поражения мозга при внутриутробном развитии или в ранний постнатальный период. Основной признак заболевания – снижение интеллекта, наряду с этим отмечаются волевые, эмоциональные, двигательные нарушения, проблемы с речью.

Помимо врожденных генетических причин олигофрения может возникнуть вследствие внутриутробного поражения мозга плода, после черепно-мозговых травм, менингита. Заболевание часто выявляется у детей с глубокой недоношенностью, что объясняется незрелостью всех систем.

Признаки олигофрении – это не только нарушение интеллекта. У олигофренов отмечается комплекс психических расстройств, в который входят:

  • Недоразвитие, затрагивающее эмоционально-волевую сферу. Проявляется агрессивностью, эмоциональной нестабильностью, снижением воли (гипобулией), безынициативностью, стойким и безосновательным ухудшением настроения;
  • Недостаточное развитие абстрактного мышления – неспособностью к анализу, обобщению;
  • Речевые проблемы;
  • Низкая степень обучаемости;
  • Скудный словарный запас;
  • Трудности с запоминанием;
  • Повышенная отвлекаемость.

Речь больного олигофренией без эмоций, чаще всего ограничивается короткими фразами. У олигофренов снижена способность к решению обычных бытовых вопросов. Они не могут сходить в магазин и купить нужные продукты, одеться по погоде, помыться. У них снижен уровень критики, больные легко попадают в зависимость от других людей. Способности к обучению и чтению зависят от степени выраженности нарушений. При легкой форме болезни больные могут научиться читать и понимать прочитанное, хотя это занимает много времени.

Классификация олигофрении

Олигофрения у детей корректируется при незначительной степени выраженности умственной отсталости. Цель лечения – развитие интеллектуальных способностей до той степени, при которой ребенок сможет самостоятельно ухаживать за собой, выполнять несложную работу, сдерживать эмоции.

Перед началом терапии обязательно устанавливается стадия интеллектуальных нарушений, всего их четыре:

  • Идиотия или глубокая УО. Отмечается значительное ограничение познавательных механизмов. Больные не понимают обращенную к ним речь, не узнают близких, не понимают разницу между горячим и холодным (следствие – ожоги), не ориентируются в пространстве. Они легко могут съесть несъедобные вещи, упасть с высоты, самостоятельно не оденутся. Речь обычно нечленораздельная или в виде отдельных слогов или простых слов. Из-за недоразвитых моторных функций олигофрены в стадии идиопатии испытывают трудности при передвижении. Поведение может быть вялым с преобладанием однообразных движений. Периодически случаются приступы агрессии, в том числе направленной на себя. Коэффициент умственного развития при идиопатии менее 20. Такие больные нуждаются в постоянном надзоре и круглосуточном уходе;
  • Тяжелый вариант имбецильности. Коэффициент интеллектуального развития в пределах 20-34 единиц. Обучение больных невозможно, они могут овладеть только самыми простыми навыками ухода за собой. Речь состоит из нескольких слов, запаса которых достаточно для сообщения о своих желаниях и потребностях. Часто отмечаются двигательные нарушения, неврологические заболевания;
  • Умеренный вариант имбецильности. Больные могут объясняться простыми фразами, хорошо владеют навыками самообслуживания, их можно обучить простой работе, но они также нуждаются в постоянном присмотре;
  • Легкая степень (дебильность). Познавательные нарушения характеризуются затруднениями при абстрактном мышлении и при формировании сложных обобщений. Темп психического развития при дебильности выше, чем при других стадиях УО, благодаря чему больные вполне могут адаптироваться к обычной жизни. При достаточном к ним внимании они могут закончить специализированные школы и училища, работать, часто самостоятельно заводят семью и заботятся о ней.

Диагностика олигофрении особых затруднений не вызывает. Диагноз ставится на основании осмотра больного, симптомов, беседы с родственниками, результатов ряда исследований. Улучшить мозговую деятельность путем приема лекарств можно только при ферментопатиях. В остальных случаях назначается симптоматическое лечение.

Нарушения при олигофрении у детей частично можно скорректировать при помощи совместной работы психологов, неврологов, дефектологов, логопедов. В Москве специалисты, помогающие больным с умственной отсталостью, есть в нашем центре «Доверие». Команда врачей работает не только с маленьким пациентом, но и с его родителями, обучая их правильно контактировать и заниматься с малышом.

Лечение олигофрении в Москве по цене от 2000 руб

Оглавление

Что такое олигофрения Причины формирования Симптомы олигофрении

Консультация главного врача, психотерапевта онлайн

Статья проверена экспертом

Ященко Екатерина Александровна

Врач-психиатр

Оценка статьи:

Круглосуточная психиатрия +7 (495) 128-74-68

Клиника доктора Шурова проводит диагностику и поддерживающее лечение олигофрении. Врачи поставят точный диагноз и подберут подходящую корректирующую терапию. Анонимность обращения гарантирована.

О болезни

Олигофрения — группа разных по происхождению и клиническим проявлениям состояний, которые отличаются врожденным или приобретенным в раннем детстве слабоумием.

Для данной аномалии развития центральной нервной системы характерен недоразвитый интеллект.

Выраженность психических нарушений зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Патологическое состояние стабильное, отсутствует прогрессирование.

Олигофрении часто сопутствуют пороки развития внутренних органов и систем. На легкой и умеренной формах умственной недостаточности своевременные коррекционно-лечебные мероприятия помогают улучшить качество жизни, социализировать пациентов, научить их обслуживать себя и получить несложную профессию.

Существует множество причин, из-за которых у ребенка может сформироваться олигофрения. В центре психического здоровья Доктора Шурова психотерапевт проведет все необходимые исследования.

  • Генетические факторы связаны с нарушениями в хромосомах и мутациями в генах (синдром Дауна, трисомия, синдром Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).
  • Недоношенность, преждевременные роды.
  • Патология во время беременности (нефропатия, анемия, эклампсия, нарушение кровообращения в плаценте).
  • Травмы во время родов (внутриутробная гипоксия, асфиксия).
  • Перенесенные в младенчестве заболевания (менингоэнцефалит, энцефалит, черепно-мозговая травма).
  • Отсутствие воспитания и обучения ребенка с младенчества.
  • Поражения головного мозга из-за употребления женщиной некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и других запрещенных препаратов во время беременности.
  • Заболевания у женщины, развившиеся во время беременности (сердечно-сосудистая недостаточность, диабет, заболевания печени и почек, эндокринные расстройства, инфекционные заболевания).
  • Иммунологический конфликт матери и плода из-за резус-фактора.

Симптомы

Для новорожденных до года существуют критерии, по которым можно распознать симптомы олигофрении:

  • Строение головы и лица непропорциональное.
  • Патологии внутренних органов (выявляются во время диагностики и консультации у профильных специалистов).
  • Чрезмерная бледность кожных покровов.
  • Отсутствие рефлексов.

После одного года дети с олигофренией отличаются от здоровых большим количеством симптомов:

  • Нарушения речи (отсутствие лепета и гуления, нет простых слов, произносит неправильные звукосочетания и построение фраз и предложений, плохо воспринимает чужую речь).
  • Отставание в психическом и физическом развитии: походка неустойчивая, покачивания в положении сидя, непроизвольные движения руками. Ребенок поздно начинает держать голову, сидеть и говорить. Если ребенок начинает ходить, то его походка неустойчивая, а координация движений нарушена.
  • Отсутствие интереса к животным, окружающим предметам, игрушкам, природе.
  • Отсутствие реакции на значимых взрослых (не узнает маму и других членов семьи).
  • Проявляемые эмоции не соответствуют ситуации (смеется, когда другие дети плачут, закатывает истерики без причины).

Диагностика

Диагноз “олигофрения” основывается на установлении дефекта психики и недоразвития интеллекта. Чтобы определить, глубину психического дефекта используют следующие методы:

  • Сбор анамнеза (состояние здоровья матери, информация о том, как проходили роды, наличие\отсутствие родовой травмы).
  • Психологическая оценка интеллекта, консультация врача для определения умственного и эмоционального фона, оценка речи, быстрота реакции на вопрос, эмоции во время разговора с доктором, величина словарного запаса, способность к абстрактному мышлению.
  • Лабораторные и инструментальные исследования для дифференциации умственной отсталости с другими диагнозами (педагогической запущенностью и прогрессирующими психическими заболеваниями). Проводится МРТ, выполняются анализы крови.

Методы лечения

Современный подход к лечению олигофрении подразумевает комплекс медико-педагогических мероприятий для адаптации и реабилитации больных. Отставание в развитии можно скорректировать на ранних стадиях, если заболевания было обнаружено на поздних стадиях, назначается симптоматическую терапию. При установленном диагнозе в клинике лечение олигофрении включает следующие меры:

  • Компенсирующая гормонотерапия при установленной эндокринной недостаточности.
  • Фармакотерапия при врожденном токсоплазмозе или сифилисе.
  • Диетотерапия при нарушениях активности ферментов в ЖКТ.

Если олигофрения вызвана внешними факторами, то проводится лечение, направленное на коррекцию или полное устранение негативного влияния на организм. Для этого назначаются:

  • Антибактериальные лекарственные препараты.
  • Хирургическая терапия гидроцефалии.
  • Детоксикационные методики.
  • Ноотропные препараты для стабилизации когнитивных функций.
  • Реабилитационные мероприятия, обучение навыкам самообслуживания, тренировка памяти, сеансы психотерапии, обучение по специальным методикам.
  • Консультации и лечение у психолога, невропатолога, логопеда.

Правильно подобранная терапия и выстроенная программа обучения позволяет развить у ребенка способности к базовой социализации.

Цель терапии: адаптировать ребенка к социуму. Родителям нужно найти подход к своему ребенку, чтобы сохранять с ним контакт, и общаться. Это позволит во время занятий с ребенком беседовать и играть в развивающие игры.

Преимущества лечения в клинике

В клинике доктора Шурова врачи-психотерапевты проводят диагностику олигофрении и поиск причин развития заболевания и назначают коррекционная терапия в соответствии с установленной степенью патологии. Преимущества терапии в клинике:

  • Команда высококвалифицированных специалистов: педиатров, неврологов, психотерапевтов, психологов. Подберут подходящее коррекционное комплексное лечение.
  • Полная анонимность обращения. О вашей проблеме не узнает никто. Сведения, передаваемые при оформлении медицинской карты, и вся подписанная вами документация.
  • Современное диагностическое и лечебное оборудование позволяет выявить отклонения.

Если вы заметили, что у ребенка появились проблемы с концентрацией внимания, он стал агрессивным или вялым, наблюдаются задержки в первый год манифестации патологии, обращайтесь к специалистам нашей клиники.

Они не только поставят диагноз после консультации и обследования, но и подберут комплексную терапию. Записаться можно по телефону или через оператора онлайн-чата

Все цены

Часто задаваемые вопросы

Информация о психических расстройствах

Панические атаки

Обсессивно-компульсивное расстройство

Лечение психических расстройств

Лечение панических атак

Лечение страхов и фобий

Помощь врача психиатра

Психиатр на дом

Стоимость услуг психиатра

Врач психотерапевт

Отзывы о работе клиники

5

Хочу выразить огромную благодарность психиатрической клинике. Мы обратились в больницу с диагнозом шизофрения у дочери.Последнее обострение совсем выбило нас и сил, препараты не действовали так как раньше, а состояние дочери только ухудшалось. Тогда мы и решили обратиться в частное учреждение. После консультации врач-психиатр назначил стационарное лечение, мы с женой не были в восторге от такого решения, но это была последняя наша надежда. Уже после первой недели стационарного лечения состояние дочки заметно улучшилось, а со временем полностью стабилизировалось. Уже больше года не случалось рецидивов, мы живем нормальной жизнью, о чем до лечения в клинике могли только мечтать. Хотелось бы отметить работу всего персонала психиатрической больницы. Медсестры контролируют все приемы лекарств, ответственно относятся к своей работе, и что немаловажно с пониманием относятся к пациентам.

Все отзывы

Умственная отсталость и шизофрения | JAMA

Умственная отсталость и шизофрения | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Артикул

13 апреля 1963 г.

Натан С. Клайн, MD

Принадлежности авторов

Orangeburg, NY

ДЖАМА. 1963; 184(2):163. дои: 10.1001/jama.1963.03700150117033

Полный текст

Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.

Абстрактный

В редакцию: — Д-р. Кляйн поднимает интересный и важный момент, который я правильно, но аккуратно обошел стороной в своем предыдущем ответе. В этом заключается различие между умственно отсталым (олигофреником) и умственно отсталым. Когда д-р Клейн заявляет, что я указываю на то, что шизофрения может привести к умственной отсталости, это именно так. Под умственной отсталостью я очень ясно подразумеваю задержку умственных процессов, независимо от причины. По этому вопросу имеется значительная литература, в том числе по дифференциальной диагностике (Бендер, Каннер, Фиш, Эйзенберг, Гольдфарб и др. ). Олигофрения представляет собой один из видов умственной отсталости, и в данном случае истории близнецов тот факт, что они предположительно нормально развивались до 4-летнего возраста, специально исключает врожденную олигофрению. Сосуществование олигофрении и шизофрении давно признано и описывается в европейской литературе под термином «пропф-шизофрения».0003

Предварительный просмотр первой страницы Просмотреть большой

Полный текст

Добавить или изменить учреждение

  • Академическая медицина
  • Кислотно-основное, электролиты, жидкости
  • Аллергия и клиническая иммунология
  • Анестезиология
  • Антикоагулянты
  • Искусство и образы в психиатрии
  • Кровотечение и переливание
  • Кардиология
  • Уход за тяжелобольным пациентом
  • Проблемы клинической электрокардиографии
  • Клиническая задача
  • Поддержка принятия клинических решений
  • Клинические последствия базовой нейронауки
  • Клиническая фармация и фармакология
  • Дополнительная и альтернативная медицина
  • Заявления о консенсусе
  • Коронавирус (COVID-19)
  • Медицина интенсивной терапии
  • Культурная компетентность
  • Стоматология
  • Дерматология
  • Диабет и эндокринология
  • Интерпретация диагностических тестов
  • Разработка лекарств
  • Электронные медицинские карты
  • Скорая помощь
  • Конец жизни
  • Гигиена окружающей среды
  • Справедливость, разнообразие и инклюзивность
  • Этика
  • Пластическая хирургия лица
  • Гастроэнтерология и гепатология
  • Генетика и геномика
  • Геномика и точное здоровье
  • Гериатрия
  • Глобальное здравоохранение
  • Руководство по статистике и методам
  • Рекомендации
  • Заболевания волос
  • Модели медицинского обслуживания
  • Экономика здравоохранения, страхование, оплата
  • Качество медицинской помощи
  • Реформа здравоохранения
  • Медицинская безопасность
  • Медицинские работники
  • Различия в состоянии здоровья
  • Несправедливость в отношении здоровья
  • Информатика здравоохранения
  • Политика здравоохранения
  • Гематология
  • История медицины
  • Гуманитарные науки
  • Гипертония
  • Изображения в неврологии
  • Наука внедрения
  • Инфекционные болезни
  • Инновации в оказании медицинской помощи
  • Инфографика JAMA
  • Право и медицина
  • Ведущее изменение
  • Меньше значит больше
  • ЛГБТК-медицина
  • Образ жизни
  • Медицинский код
  • Медицинские приборы и оборудование
  • Медицинское образование
  • Медицинское образование и обучение
  • Медицинские журналы и публикации
  • Меланома
  • Мобильное здравоохранение и телемедицина
  • Нарративная медицина
  • Нефрология
  • Неврология
  • Неврология и психиатрия
  • Примечательные примечания
  • Сестринское дело
  • Питание
  • Питание, Ожирение, Упражнения
  • Ожирение
  • Акушерство и гинекология
  • Гигиена труда
  • Онкология
  • Офтальмологические изображения
  • Офтальмология
  • Ортопедия
  • Отоларингология
  • Лекарство от боли
  • Патология и лабораторная медицина
  • Уход за пациентами
  • Информация для пациентов
  • Педиатрия
  • Повышение производительности
  • Показатели эффективности
  • Периоперационный уход и консультации
  • Фармакоэкономика
  • Фармакоэпидемиология
  • Фармакогенетика
  • Фармация и клиническая фармакология
  • Физическая медицина и реабилитация
  • Физиотерапия
  • Руководство врача
  • Поэзия
  • Здоровье населения
  • Профилактическая медицина
  • Профессиональное благополучие
  • Профессионализм
  • Психиатрия и поведенческое здоровье
  • Общественное здравоохранение
  • Легочная медицина
  • Радиология
  • Регулирующие органы
  • Исследования, методы, статистика
  • Реанимация
  • Ревматология
  • Управление рисками
  • Научные открытия и будущее медицины
  • Совместное принятие решений и общение
  • Медицина сна
  • Спортивная медицина
  • Трансплантация стволовых клеток
  • Наркомания и наркология
  • Хирургия
  • Хирургические инновации
  • Хирургический жемчуг
  • Обучаемый момент
  • Технологии и финансы
  • Искусство JAMA
  • Искусство и медицина
  • Рациональное клиническое обследование
  • Табак и электронные сигареты
  • Токсикология
  • Травмы и травмы
  • Приверженность лечению
  • УЗИ
  • Урология
  • Руководство пользователя по медицинской литературе
  • Вакцинация
  • Венозная тромбоэмболия
  • Здоровье ветеранов
  • Насилие
  • Женское здоровье
  • Рабочий процесс и процесс
  • Уход за ранами, инфекция, лечение

Сохранить настройки

Политика конфиденциальности | Условия использования

Розумова відсталість (олигофренія)

Умственная отсталость
… Олигофрения…
Не теряйте времени: 904 эти детские болезни можно вылечить0348

Лечение проводится в виде визитов всех специалистов по графику с возможностью в доступной форме дать ответы на вопросы всем родственникам и всем участвующим в обучении и исследованиях больного с диагнозом олигофрения.

Некоторые примеры инновационного лечения умственной отсталости

Денис Т., 27 лет.

Поступил в клинику в январе 2012 года на курс интенсивного комплексного лечения после перенесенного за 1 неделю до этого беспричинного эпистатуса с реанимацией. Из анамнеза – молодой человек в течение последних 15 лет болеет эпилепсией с частыми генерализованными тонико-клоническими приступами. Длительное время под контролем родственников принимает противосудорожные препараты, которые существенно не влияли на частоту и тяжесть эпилептических припадков. Реабилитологи Клиники при проведении кинезитерапии диагностировали предельно-отрицательный уровень физических возможностей: выносливости, силы, ловкости, координации, гибкости, скорости, а также неумение совмещать двигательные задачи.

 

Критический уровень физической подготовленности отягощался умеренной умственной отсталостью, нарастающей в течение последних 10 лет на фоне эпилептических припадков. В ходе курса кинезотерапии с обязательной медикаментозной коррекцией использовались различные упражнения для восстановления утраченных физических способностей и развития других, ставших со временем ведущими, а именно ловкости и быстроты. Другие способности, такие как сила, гибкость, достигли доброго уровня и принесли больному ощущение физического комфорта, уверенности, преобладания положительных эмоций. Различные упражнения без предметов и с предметами назначаются для начала тренировки внимания, где часть упражнений с разными предметами постепенно развивает выносливость, силу и другие физические качества. Например, упражнения с гимнастической палкой были направлены на работу верхних конечностей, на развитие мелкой моторики, гибкости. Упражнения у гимнастической стенки развивали не только силу, но и выносливость. В течение последующих двух курсов больной имел достаточный уровень силы и выносливости. Использовались упражнения с отягощением (приседания, поднятие веса перед грудью одной рукой).

 

В сумме силовой потенциал стал лучше на 60%. Упражнения с фитболом существенно развивают координацию движений и внимание. Упражнения со скакалкой повысили выносливость на 80% от начального уровня. На фоне лечения желание играть в футбол возобновилось и стало доминантным, техника удара ногой (жонглирование) мячом улучшилась на 80%. Появилась возможность играть в волейбол. Практически эффективность освоения этой игры была повышена с нулевого уровня до 60%. С каждым новым достижением повышалась самооценка больного, что выражалось в стремлении к самосовершенствованию.

Иштван И., 30 лет.

Судьба этого молодого человека сложилась так, что у него от рождения была задержка психоречевого развития. Со временем врачи выявили умственную отсталость средней степени. Общие судороги с потерей сознания ухудшили состояние, стали более тяжелыми и частыми. Учеба в интернате шла тяжело, явные признаки ухудшения нарастали. Благодаря своей матери, учительнице, Иштван попал в частный медицинский центр «Истына», где на тот момент лечились подобные пациенты. После прохождения детальной диагностики и после консилиума был разработан пролонгированный план медикаментозного лечения и педагогической коррекции.

 

Неотъемлемой частью лечения стала кинезотерапия, задачей которой было выявление природного физического потенциала при значительной имбецильности. Ежедневные тренировки шаг за шагом ведут юношу от состояния дезориентации в зале кинезитерапии к адаптации не только к учебному процессу, но и к пониманию устройства своего тела с возможностью управления им. Соревнования с реабилитологом в индивидуальном стиле игры принесли радость с положительным эмоциональным фоном, а понимание сути игры повлияло на ее результаты.

 

За несколько курсов тренировок Иштван проявил физический потенциал и в то же время непреодолимое желание совершенствоваться; стал инициативным, стал читать правила игры в настольный теннис, бадминтон, искать соперника. План реабилитации и процесс физической коррекции подбирался лично. Поскольку сила и выносливость Иштвана соответствовали его физическому развитию, необходимо было сделать упор на координацию, ловкость, скорость и гибкость. В начале курса больной был неуверен в себе. В ходе кинезитерапии Иштван получил навыки работы с такими предметами: обручи, гимнастические палки, медицинские мячи, фитболы, скакалки, мячи, что позволило уже на 1 месяц существенно сместить уровень физического потенциала. Благодаря комплексному подходу к кинезитерапии у пациентки повысилась самооценка, улучшилась координация движений на 70%, ловкость на 50%, гибкость на 60%, внимание на 50%, а выносливость и сила достигли соревновательного уровня, что является очень важно – прозвучал командный голос, как для будущего физического реабилитолога.

В настоящее время больной приобрел навыки игры в настольный теннис, бадминтон, волейбол и стремится к дальнейшему развитию. Кинезитерапевт составил перспективный план тренировок для участия в городских соревнованиях по бадминтону. Таким образом, лечение больных со средней и легкой степенью умственной отсталости необходимо проводить в определенные сроки, обеспечивающие рациональное использование максимальных нагрузок физического, умственного, психологического и речевого характера. Адекватное интенсивное лекарственное сопровождение является обязательным условием в достижении успеха уменьшения дефицита функций ЦНС, что катализирует успех будущих побед над олигофренией.

Loseva Anna Volodymyrivna — Kinesithrapist в клинике здоровых сосудов
Babii Igor Petrovich — Нейролог в клинических сосудах

9000. 9000 9003. или умственная отсталость — состояние, при котором происходит значительное ухудшение умственных способностей, требующее ухода или наблюдения со стороны другого лица, а также специальных занятий.

Умственная отсталость подразделяется на:

 легкая умственная отсталость;
 умеренная умственная отсталость;
 серьезная умственная отсталость.

При легкой умственной отсталости люди с некоторым опозданием приобретают речевые навыки, но большинство из них приобретает способность использовать речь с целью поддержки беседы и участия в клиническом опыте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *