Православие как победить гнев и раздражение: как победить в себе зверя / Православие.Ru
Гнев, раздражительность и обидчивость / Православие.Ru
Во время поста гнев, раздражительность, обидчивость особенно часто мучают нас. Старцы Оптинские учили борьбе с этими страстями.
Истоки гнева и раздражительности
Почему же люди так часто раздражаются и гневаются? Иной скажет, что это от болезни, другой жалуется на нервы. Третий оправдает себя тем, что разгневался совершенно справедливо.
Иероним Босх. Гнев |
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».
Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:
«Дом души – терпение, пища души – смирение.
Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:
«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».
Гнев губит здоровье и сокращает жизнь
Преподобный Макарий предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:
«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».
Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:
«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».
Как исцелиться от гнева и раздражительности
«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».
Старец писал о раздражительности:
«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».
Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:
«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».
Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:
«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».
Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:
«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.
Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».
Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:
«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»
А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:
«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».
Если мы кого-то обидели
Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:
«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».
Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:
«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».
Если обидели нас
«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».
«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».
Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:
«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».
Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:
«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».
Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:
«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».
«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».
Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:
«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».
Одна сестра спросила у старца Амвросия:
– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.
На что старец ответил:
– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.
Если помириться не получается
Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:
«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».
Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:
«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».
Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.
Старец Паисий Святогорец: Как победить гнев?
Старец Паисий Святогорец будет прославлен в лике святых в ближайшее время, сообщает сайт «Святая гора». Недавно состоялась канонизация старца Порфирия Кавсокаливита; ожидается прославление и других афонских подвижников. Старец Паисий особенно любим в России — книги с его поучениями разошлись огромными тиражами. Добрая и простая беседа старца доступна и понятна и тем, кто только начинает свой пути в православии, и тем, кто уже много лет в Церкви.
— Геронда, я хочу освободиться от гнева. Вижу, на сколько неуместен для монаха гнев.
— Гнев, чистый гнев — это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам. А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства.
— Значит, геронда, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.
— Видишь ли, вначале человек гневается на других, потом, если будет подвизаться, станет гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на своего ветхого человека, на свои страсти. Потому старайся гневаться только на тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.
— Геронда, мои гнев и упрямство — это детские страсти?
— Нет, дорогая! Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит «не хочу, не буду!» Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку — хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается! Другие рвут на себе одежду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.
— Получается, что гнев — это вымещение злобы?
— Да, но не лучше ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?
Почему мы гневаемся
— Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.
— Это как? Если разражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.
— Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.
— Если у тебя нет мира с самой собой — значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.
— Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?
— Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева.
Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.
— Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.
— Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.
— Геронда, почему сегодня люди так легко раздражаются?
— Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным.
— Почему теперь, когда живу в монастыре, не гнева юсь, а в миру сильно гневалась?
Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение, как внешняя пыль, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.
«Гневайтеся, и не согрешайте»
— Геронда, негодование происходит от эгоизма?
Не всегда. Есть и праведный, священный гнев. Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил. Прежде чем подняться на гору Хорив, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хорива, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога. Пошли к Аарону и сказали ему: «Мы не знаем, что случилось с Моисеем. Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас». Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. «Он поведёт нас», — говорили люди. Тогда Бог сказал Моисею: «Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне». Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит: «Что случилось? Пришли иноплеменники!» «Это не боевые крики, это веселье», — ответил ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!.. Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.
Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. «Гневайтеся и не согрешайте» — не так ли говорит ли пророк Давид?
«Уготовихся и не смутихся»
— Геронда, как же мне преодолеть гнев?
— Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.
— А как не доходить до гнева?
— Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: «Уготовихся и не смутихся». Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: «Боже мой, сохрани меня от искушений». Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь
брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.
— Геронда, иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: «Промолчу», но под конец не выдерживаю, срываюсь.
— Что значит срываюсь? А сорванное потом куда девается? Сгорает? Похоже, в тебе мало смирения, поэтому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься. Нужно ещё чуть-чуть смирения. Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза молитву Иисусову, для просвещения. Одна женщина, когда сердилась, сначала читала «Верую» и потом открывала рот. Мирские люди, а, видишь, как подвизаются!
— Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?
— Относись к сестре по-доброму. Постарайся оправдывать её с любовью. Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.
Смирением и молчанием мы побеждаем гнев
— Геронда, как человек может победить гнев?
— Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. Почему мы называем змею мудрой? Хотя у неё есть сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл. Лягушонок своим молчанием и смирением… победил кота. Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить, как бубен.
— Когда у нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в тупик, и под конец я раздражаюсь.
— Видишь ли, одна из двух должна смириться и уступить, иначе никак. Если два человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен зайти первым, другой за ним: по-другому они не смогут её занести. Когда каждый стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень — только искры летят!.. Жители Фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: «Пусть твой козёл будет козочкой, а мой козлёнком» (козочка имеет большую ценность, так как даёт приплод), — и так избегали ссоры. Во всяком случае, тот, кто уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.
— А если человек внешне ведёт себя правильно и уступает, а в душе возмущается?
— Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с ним борется.
— Но почему, геронда, хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?
— Как же у него будет мир? Чтобы у человека был мир, он должен и внутренне быть правильно сориентирован. Тогда уходит гнев, беспокойство, и в человека входит мир Божий. А когда приходит душевный покой, то уничтожает чад гнева, душевные очи очищаются, и человек начинает видеть ясно. Поэтому Христос именно о «миротворцах» говорит, что они «сынове Божии нарекутся» (Мф. 5, 9).
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. «Слова». Том V. «Страсти и добродетели». Издательский дом «Святая Гора», М., 2008
Как контролировать гнев? | Веб-сайт Русской Православной Церкви
1 Во-первых, надо начать с внешних симптомов, раздражительности, мстительных поступков, потому что они так много вредят нам и другим, доставляют нам столько неприятностей. Нам нужно спланировать, как сдерживать свой гнев, потому что гнев — это быстро действующий демон. Прелюбодеяние требует времени, чтобы устроиться. (Я предполагаю — я обещаю вам и моей жене, что я ничего об этом не знаю!) Но резкие слова часто слетают с наших уст, прежде чем мы это осознаем. Иоанн Лествичник много говорит о гневе; должно быть, он имел дело со многими разгневанными монахами — или с самим собой? (Все приведенные здесь цитаты Сент-Джона взяты из Лестница Божественного Восхождения , Шаг 8.) Он писал: «Первый шаг к освобождению от гнева — молчать, когда сердце взволновано». Планируйте заранее, чтобы вы были готовы «сесть на это», держите рот на замке. Имейте в виду, что дьявол приходит к нам разными способами, особенно когда мы устали или находимся в состоянии стресса, так что будьте начеку. Планируйте так, чтобы, когда вы почувствуете приближение гнева, вы, например, десять раз произнесли Иисусову молитву, прежде чем заговорить. Планируйте так, чтобы, если вы все еще не держите себя в руках, вы изгнали демона до того, как он снова схватит вас.
2 Это предложение может показаться глупым и в чем-то непрактичным, но я думаю, что есть еще один способ — смотреться в зеркало, когда злишься. Я говорил вам, что на Афоне нет зеркал, чтобы монахи не соблазнялись тщеславием, но в данном случае это может помочь отвратить грех. Это может сработать, когда вы дома и собираетесь наброситься на кого-то из членов семьи: Быстрее! найди зеркало и посмотри на себя — выпученные глаза, искаженное, бесформенное лицо. Гнев так уродлив. Вы действительно хотите, чтобы люди запомнили вас таким? Святой Иоанн Лествичник говорит, что охваченные гневом выглядят «жалко».
3 Джон также советует: «Пение в умеренных количествах может… смягчить плохое настроение». Или в наши дни слушают музыку. Это не обязательно должна быть религиозная музыка. Что бы ни отвлекало наши мысли. Когда я чем-то расстроен, поп-музыка из моей молодости помогает мне успокоиться. Фрэнк Синатра?! Да! Бог может действовать таинственным образом.
4 У меня есть еще одно предложение: выработайте привычку к хорошим манерам. Неправильно называть кого-либо «рака» или [«х»] даже самому себе. Хорошая привычка говорить и вести себя по-доброму по отношению к людям может помочь контролировать гневные слова и действия.
5 Однако еще хуже, по крайней мере для разгневанного человека, держать гнев внутри и не справляться с ним. Нам нужно вытащить его, сделать операцию на раке, разрушающем душу. Святитель Иоанн Лествичник высказывает, на первый взгляд, странное предположение: «Я видел людей, избавлявшихся от [гнева] тем самым, что они вспыхивали, а потом изливали свою застарелую обиду, а вдобавок получали от своего обидчика либо какое-то возмещение, либо какое-то объяснение того, что вызвало [это]. Тех, кто молча затаил обиду… мне кажется, больше жаль, чем людей, склонных к вспышкам гнева». Это звучит опасно для меня, но иногда это может прояснить ситуацию. Часто люди не знают, почему мы на них обижаемся, и это хотя бы дало бы нам возможность объясниться, а им тоже объяснить. Тем не менее, я бы подождал, пока вы успокоитесь эмоционально, прежде чем говорить. «Контролируемый» гнев может быть полезен, особенно когда мы злимся на своих детей. В любом случае, не таите гнев. Выпустить пар как-нибудь. Может, купить боксерскую грушу и хорошенько потренироваться? Или напишите письмо или электронное письмо человеку, на которого вы злитесь, и 9 0007 не отправлять. Выбросьте это. Стереть его. D o не отправлять .
Как искоренить гнев
До сих пор мы рассматривали, как контролировать внешние симптомы гнева. Теперь попробуем разобраться с самой болезнью. Что вызывает ваш гнев?
1 Отойдите и подумайте об этом. Отцы говорят о гневе как о недостатке разума. Вспомните причины гнева, о которых мы упоминали ранее. Не сердитесь только. Вместо этого попытайтесь отстраниться и спросить: «Почему я злюсь?» Тогда разберитесь с этим. Делайте это быстро, потому что гнев накапливается сам по себе. Святитель Иоанн Златоуст писал (не помню где): «Если в первый день не справишься со своим гневом, то на другой день, а иногда и целый год будешь еще тянуть его. Гнев заставляет нас подозревать, что слова, сказанные в одном смысле, имели в виду совсем другое. И мы даже будем делать то же самое с жестами и каждой мелочью». Святой Павел советует: «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Ефесянам 4:26 (Я не уверен, что согласен с этим. Разногласия следует разрешать как можно скорее, но я думаю, что разумнее не пытаться делать это, пока вы оба не успокоитесь эмоционально.) Подумайте: Хочу ли я чувствовать себя так вечно? это жгучее страдание продолжаться во веки веков? Это был бы ад. Действительно, ад состоит в том, чтобы быть поглощенным нашим гневом и жалостью к себе.
2 Попытайтесь перенаправить свой гнев. Как и всякий грех, гнев — это что-то хорошее, вывернутое из формы. Святой Павел сказал: «Наш враг… не плоть и кровь, но… духовные силы злобы поднебесной». Ефесянам 6:12 Святитель Иоанн Златоуст где-то писал: «Гневайтесь на диавола… Вот почему Бог вооружил нас гневом». Обрушьте свой гнев на Сатану, источник всех зол.
3 Постарайтесь превратить свой гнев в любовь. Возьмите ту же энергию, которую вы тратите на гнев, и ежедневно молитесь за тех, на кого вы злитесь, — чтобы они изменились и, что еще важнее, чтобы ваше отношение к ним изменилось. Перестаньте осуждать их мотивы. Мы не знаем, почему люди ведут себя так, а не иначе. Простить их, что не значит забыть; это означает не возвращать им долг. (Первый шаг в прощении — не нанимать киллера. Затем двигаться дальше.) Найдите способ делать добро людям, которые вас разозлили. Совершайте благотворительные акции от их имени. «Любите своих врагов. Делайте добро ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Матфея 5:44 «Любовь покроет множество грехов». 1 Петра 4:8 «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Римлянам 12:21
4 Как всегда, для преодоления любого греха очень полезно регулярно исповедоваться и иметь духовного наставника, компетентного и любящего православного духовника отца или мать, который поможет вам в этом. .
5 Работайте над своей верой в Бога. Проводите больше времени в поклонении, молитве и духовном изучении, а также в его Церкви. Если кому-то действительно нужно отплатить, пусть это сделает Бог. «Помните, возлюбленные, не мстите за себя, но лучше дайте место гневу; ибо написано: «Мне отмщение, и Я воздам», — говорит Господь. Римлянам 12:19
6 К. С. Льюис где-то говорит, что хотя события нельзя изменить, их значение можно изменить. Например, злиться на супруга — это объективно плохо, но это может привести либо ко злу (большему отчуждению, разлуке, разводу), либо к добру (повышение понимания, прощение, более глубокая любовь, лучший брак) — в зависимости от того, что вы делаете с собой. это. Что бы ни вызвало ваш гнев, и тот факт, что вы были в гневе, нельзя изменить. Если вы лелеете его, размышляете о нем, барахтаетесь в нем достаточно долго и действуете на него, это может привести вас в ад. Но если вы допустите в это Бога и Его любовь, Он может использовать то же самое событие, тот же самый гнев, чтобы помочь вам лучше понять себя и других, преодолеть грех, стать сильнее духовно и превратить вас в более любящего, более прощающего, лучшего человека. и святой человек. То, что когда-то разозлило вас и угрожало отправить вас в ад, может привести вас на небеса. Если мы позволим ему, Бог может изменить смысл событий, раскрутить их и обратить все во благо — если не в этом мире, то в ином. мир, на который ты должен злиться?
Что делать, если вы вышли из себя1 Быстрее! скажи Богу, что ты сожалеешь.
2 Вскоре извинитесь перед человеком, на которого вы разозлились. Но, как я уже говорил, подождите, пока вы с ним или она не успокоитесь. Если вы сделаете это слишком рано, вы, скорее всего, просто снова погрузитесь в это! Прежде всего, d o не предполагайте, что другой человек знает, что вы сожалеете. Может быть, они есть, а может быть, и нет. Так что убирайся. Скажи: «Прости». Когда вы извиняетесь, никогда не пытайтесь оправдаться, даже если вы думаете, что вашему гневу есть какое-то оправдание. Просто скажи, что сожалеешь.
3 И как можно быстрее идите на исповедь. Подойдет ближайший священник, и в этом случае вам не придется исповедоваться во всех своих грехах; нормально упомянуть только этот эпизод, чтобы вы могли быстро убрать его с дороги, стереть его, оставить позади.
4 Если вы регулярно выходите из себя, дуетесь или «вынашиваете свои обиды», вам нужна помощь. Иди к своему духовному отцу или матери. Если у вас его нет, попробуйте найти. Если вы не можете найти опытного духовного наставника (и, возможно, даже если сможете), найдите профессионального консультанта. Узнайте, что не так внутри вас.
Как побороть раздражительность? | Сайт Русской Православной Церкви
Источник: Фома
Протоиерей Андрей Ефанов | 22 декабря 2020
Фото: Freepik
Протоиерей Андрей Ефанов
На вопрос читателя о том, как побороть раздражительность, отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Преодолеть ситуацию, когда все кажется раздражающим и вызывает гнев, можно, если есть решимость и воля.Как только вы решили изменить себя, действия должны быть предприняты немедленно и на нескольких уровнях.
Во-первых, вам нужно попросить Бога помочь вам измениться. Для этого можно молиться Богу своими словами каждый день и много раз, чтобы Господь помог вам 1) не проявлять гнева; 2) очистить свое сердце от гнева.
Также рекомендую читать утренние и вечерние молитвы каждый день.
У вас должна быть твердая решимость полностью изменить свое отношение к ситуации. Церковные таинства вам в помощь. Ведь изменить себя можно с помощью Божией. И знай, что Бог всегда на твоей стороне. Он против греха, но Он на вашей стороне и нет ничего такого, чего бы Господь не был готов простить, если человек искренне раскаивается в содеянном! Поэтому необходимо начать регулярно исповедоваться, ведь в Таинстве Исповеди человек получает благодать. Благодать исцеляет раны, нанесенные душе человека грехом, и помогает исправить неправильные модели поведения и мышления, к которым человек привык.
После исповеди вы можете спросить у священника, как часто вам нужно исповедоваться, и строго следовать этому совету.
Что касается Евхаристии, вы также можете спросить священника, как часто вам следует участвовать в этом таинстве.
Во-вторых, человеку нужно решить для себя, что впредь он ни на что не реагирует гневом. Знаете, в любой ситуации можно спокойно высказать свое мнение. Поэтому, прежде чем реагировать на слова или ситуацию, несколько раз произнесите молитву «Господи, помилуй». Это должно уберечь вас от необдуманных действий. Пообещайте себе награду за воздержание от гнева и крика полдня, например. Это могут быть какие-то фрукты или конфеты. Что-то символическое, но приятное вам. Так вы приучите себя к покою.
Можно придумать способ и обговорить дома, что, например, когда вас наполняет злость, вы начинаете рвать бумажку или делать что-то еще, чтобы выразить свои эмоции. Пусть ваши близкие поддержат вас в вашем желании бороться со своим гневом. Поверьте, такая работа по изменению себя достойна только уважения! Если кто-то начнет шутить или смеяться над вами, не обращайте внимания: это соблазн. Лучше самому все в шутку выразить: «Вот я, весь огненный, да, но теперь я борюсь со своим огнем и тушу его». Это занимает много времени, но это очень добрый поступок, поверьте! У вас будет столько свободной энергии для жизни!
Так же советую записаться на спорт, начать бегать, играть в футбол с друзьями и так далее, чтобы выплеснулись эмоции. Вообще спорт очень полезен для человека в любом возрасте. Если вы уже занимаетесь спортом, вам следует усилить тренировки.
В-третьих, вы можете проконсультироваться с психологом. Вместе с психологом вы сможете разобраться, почему в вас столько злости, что вы пытаетесь выпустить, что мешает вам спокойно общаться. Эту работу нужно делать параллельно с тем, что я написал выше.
И знай, что в твоем характере нет ничего особенного. Есть люди с разным темпераментом, вопрос в том, умеют ли они его контролировать или позволяют своему темпераменту управлять собой. Я не думаю, что тебе приятно быть кем-то или чем-то управляемым, верно? Поэтому я очень желаю вам, чтобы ваша работа над выдержкой и самодисциплиной приносила самые добрые и обильные плоды!
Да благословит вас Бог!
Поскольку вы здесь…
…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей. Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно. В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки. Мы глубоко убеждены, что проповедовать Христа за деньги неправильно.
При этом «Правмир» предоставляет ежедневные статьи автономной службы новостей, еженедельная стенгазета для церквей, лектория, фото, видео, хостинг и сервера. Редакторы и переводчики работают вместе для достижения одной цели: сделать возможными наши четыре веб-сайта — Правмир.ру, Неинвалид.ру, Матроны.ру и Правмир.ком. Поэтому наша просьба о помощи понятна.