Причины гиперактивности: Гиперактивность у детей – статьи о здоровье

Гиперактивность у детей – статьи о здоровье

10.11.2022

Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Ребенок с синдромом гиперактивности неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают примерно в 6 раз чаще девочек.

Причины развития симптома гиперактивности

Причиной развития синдрома гиперактивности могут быть неблагоприятные факторы течения беременности: гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стрессы во время беременности, неправильное питание во время беременности, курение.

Также повлиять на развитие заболевания могут затяжные или, наоборот, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности.

Иные факторы: наличие у ребенка неврологических заболеваний, конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями, излишняя строгость в отношении ребенка, отравление тяжелыми металлами, например, свинцом. Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.

Признаки синдрома ДВГ следующие:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

    Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр. ) , отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют) , могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных) , а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).

Диагностика

Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов.

На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка. Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье.

Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты. Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.

Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.

Лечение

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными.

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Иногда врачи используют ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга.

Гиперактивность ребенка — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения

Подтверждаю Подробнее

  • ИНВИТРО
  • Библиотека
  • Симптомы
  • Гиперактивность ребенка

СДВГ

Гипоксия плода

20640 10 Августа

Гиперактивность ребенка: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Гиперактивность ребенка, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) принято относить к гиперкинетическим расстройствам. Это состояние может снижать качество жизни ребенка и его родителей, влиять на процесс обучения, воспитания и на формирование личности, что определяет высокую актуальность данной темы и поиск способов профилактики и коррекции СДВГ.

Ребенок с СДВГ с трудом может концентрировать внимание на происходящем, отвлекается, быстро переключается на новые раздражители.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может приводить к значительным нарушениям социальной адаптации и нервно-психического развития ребенка.

Разновидности СДВГ

Гиперактивность ребенка может быть изолированной или сочетаться с другими психическими особенностями, такими как расстройство поведения, эмоциональные расстройства и т.д.

Гиперкинетические расстройства могут протекать с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, однако наиболее частой является смешанная форма гиперкинетических расстройств.

В соответствии с представлениями о причинах развития гиперактивности ребенка выделяют энцефалопатические формы, связанные с органическим поражением нервной системы, дизонтогенетические формы, возникшие как следствие отклонений нервно-психического развития с формированием психопатий, а также смешанные формы.

Возможные причины гиперактивности ребенка

Непосредственной причиной развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.

В ходе многочисленных научных исследований была выработана следующая точка зрения: процессы торможения в центральной нервной системе являются значительно более энергозатратными и сложно устроенными, нежели процессы возбуждения. Поэтому гиперактивность ребенка — признак слабости нервной системы и связана с ее быстрым утомлением и истощением.

Каковы же причины этих отклонений в работе нервной системы? Выделяют три группы факторов, которые могут приводить к чрезмерной активности ребенка: биологические, генетические и социально-психологические.

К первой группе факторов относятся различные неврологические заболевания, т.е. органические (структурные) изменения в центральной нервной системе.

К генетическим факторам относится наследственная предрасположенность — семейные, генетически запрограммированные особенности функционирования нервной системы и протекания процессов возбуждения и торможения в ней.

Наконец, значительный вклад в развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью вносят особенности социального окружения ребенка. Часто именно неблагоприятные факторы окружающей ребенка среды становятся триггером, т.е. пусковым механизмом, развития гиперактивности на фоне уже существующих органических заболеваний нервной системы и наследственной предрасположенности.

Интересен тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается практически в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Заболевания, при которых развивается СДВГ

К заболеваниям, сопряженным с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся в первую очередь болезни центральной нервной системы. Они могут быть следствием перенесенной в утробе матери гипоксии, различных заболеваний матери во время беременности (гестозов, эклампсии), употребления алкоголя, курения, применения некоторых лекарственных препаратов, недоношенности и переношенности ребенка, нарушения течения родов (стремительные, длительные роды) и т.д. Патологические состояния нервной системы могут приводить к формированию у ребенка гипоксически-ишемических и других видов энцефалопатии, которые в старшем возрасте проявляются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или сочетанием гиперактивности с психическими и неврологическими отклонениями.

Причиной развития гиперактивности ребенка может быть та или иная инфекция, поражающая головной мозг, новообразование, эпилепсия.

Описаны случаи СДВГ на фоне несбалансированного питания, дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в частности магния.

Гиперактивность ребенка может быть связана с такими психическими отклонениями, как различные тики, синдром Туретта, которые характеризуются наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, высказываний и т.

д.

Гиперактивность ребенка часто развивается на фоне токсических поражений мозга.

К каким врачам обращаться при появлении гиперактивности ребенка

Первым врачом, к которому следует обратиться при подозрении на избыточную активность и дефицит внимания у ребенка, является врач-педиатр. Специалист оценивает выраженность СДВГ у ребенка и при необходимости направляет к неврологу, психиатру, психологу, логопеду и другим специалистам.

Как правило, лечением детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимается команда специалистов, что позволяет полно и системно подойти к лечению данного состояния.

Диагностика и обследования при СДВГ

Для постановки диагноза требуется клиническое исследование, цель которого — оценка различных психических функций ребенка. Врач проводит тщательный опрос родителей и ребенка, клиническое (психопатологическое) исследование с применением различных шкал, инструментальных и функциональных методов диагностики.

К дополнительным методам, позволяющим выявить первичные причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод фиксации электрической активности головного мозга для исключения эпилепсии, а также регистрации косвенных признаков органического поражения головного мозга;

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.

2 840 руб Записаться

  • реоэнцефалография проводится с целью оценки состояния сосудистого русла и кровоснабжения головного мозга;
  • нейросонография (ультразвуковое исследование внутричерепных структур) с целью визуализации структурных изменений головного мозга;
  • Нейросонография

    Не инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого …

    2 690 руб Записаться

  • компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга используются с целью обнаружения органического поражения головного мозга. Стоит подчеркнуть, что эти два метода не являются взаимозаменяющими для большинства патологий, т.е. одни отклонения лучше диагностируются при помощи компьютерной томографии, другие – при помощи магнитно-резонансной.
  • КТ головного мозга и черепа

    Сканирование головного мозга, черепа и окружающих их тканей, позволяющее диагностировать различные патологии.

    4 590 руб Записаться

    МРТ головного мозга

    Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

    5 140 руб Записаться

    Что делать при СДВГ

    В первую очередь, родителям не следует списывать проявления СДВГ на вредный характер своего ребенка. Гиперактивность и недостаток внимания являются веским аргументом для консультации с врачом. До обращения к специалисту следует избегать факторов, которые способны вызвать возбуждение ребенка, будь то громкая музыка, показ кино и мультфильмов с напряженным сюжетом. Детей в период обострения гиперактивности не следует переводить в другие образовательные учреждения и подвергать воздействию каких бы то ни было стрессовых факторов.

    Особой настороженности требуют остро развивающиеся изменения в поведении ребенка, т.к. они могут быть вызваны прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, а также ее токсическим поражением.

    Избыточная активность ребенка, сочетающаяся с дефицитом внимания, может привести как к задержке и отклонению в нервно-психическом развитии, так и к травмам, поскольку такие дети склонны к импульсивным поступкам.

    Лечение СДВГ

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью требует комплексного подхода к лечению. С этой целью применяют медикаментозные и немедикаментозные средства. К первым относятся лекарственные препараты, направленные на восстановление баланса процессов торможения и возбуждения, происходящих в центральной нервной системе. К немедикаментозным методам лечения относится педагогическая, дефектологическая коррекция, а также психотерапия. Зачастую требуется проведение психологической работы не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением (родителями, братьями и сестрами и т.д.). Это связано с тем, что в развитии данного синдрома огромную роль играет среда и психологическая обстановка в семье.

    Если гиперактивность ребенка выявлена на фоне органических заболеваний головного мозга, основу лечения составляет терапия данных заболеваний.

    Источники:

    1. Корень Е.В., Куприянова Т.А. Клинические рекомендации по гиперкинетическим расстройствам (СДВГ). Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России. Москва, 2015.
    2. Практикум по психиатрии: Учебное пособие под ред. М.В. Коркиной. Москва: РУДН, 2014.

    ВАЖНО!

    Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
    Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

    Рекомендации

    • Дефицит магния

      9887 04 Февраля

    • Спастичность мышц

      9738 04 Февраля

    • Ураты в моче

      10720 16 Января

    Показать еще

    Гипоксия плода

    Родовая травма

    Аденоиды

    Рахит

    Неправильный прикус

    Прикус – это особенности положения зубных рядов при смыкании челюстей. В норме прикус обеспечивает контакт всех зубов верхней и нижней челюстей, что дает возможность осуществлять полноценное откусывание и жевание пищи.

    Подробнее

    Инсульт

    Энцефалит

    Черепно-мозговая травма

    Гипоксия плода

    Заикание

    Заикание: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

    Подробнее

    Энцефалит

    Желтуха

    Аутизм

    Церебральный паралич

    Гипоксия плода

    Менингит

    Глухота

    Задержка речевого развития

    Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

    Подробнее

    Cпастичность

    Паралич

    Контрактура

    Задержка развития

    Эпилепсия

    Гипоксия плода

    Гиперкинезы

    Церебральный паралич

    Церебральный паралич: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

    Подробнее

    Энцефалит

    Клещевой энцефалит

    Полиомиелит

    Гиперхолестиренимия

    Мигрень

    Гипертермия

    Простуда

    ОРВИ

    Ишемия мозга

    Болит голова

    В основе головной боли лежит раздражение болевых рецепторов, расположенных в:

    • твердой мозговой оболочке и сосудах мозга;
    • надкостнице черепа, сосудах мягких тканей головы, мышцах.

    Сама же мозговая ткань не содержит болевых рецепторов.

    Подробнее

    Ничего не найдено

    Попробуйте изменить запрос или выберите врача, или услугу из списка.

    Врач не найден

    Попробуйте изменить запрос или выберите врача из списка

    Медицинский офис не найден

    Попробуйте изменить запрос или выберите медицинский офис из списка

    Терапевт Травмотолог-ортопед Эндокринолог Уролог Гинеколог Врач ультразвуковой диагностики Врач-кардиолог Врач-педиатр

    Ничего не найдено

    Попробуйте изменить запрос

    Спасибо!
    Вы успешно записались на прием

    Подробную информацию отправили на вашу электронную почту

    Подпишитесь на наши рассылки

    Введите e-mail

    Даю согласие на обработку персональных данных

    Подписаться

    Гиперактивность: причины, диагностика и лечение

    Обзор

    Гиперактивность — это состояние необычной или аномальной активности. Часто бывает трудно совладать с окружающими гиперактивного человека, такими как учителя, работодатели и родители.

    Если у вас гиперактивность, вы можете испытывать тревогу или депрессию из-за своего состояния и того, как люди реагируют на него.

    Общие характеристики гиперактивности включают:

    • постоянное движение
    • агрессивное поведение
    • импульсивное поведение
    • легко отвлекаться

    Если вы изо всех сил пытаетесь оставаться на месте или концентрироваться, в результате у вас могут возникнуть другие проблемы. Например, это может:

    • привести к трудностям в школе или на работе
    • обострить отношения с друзьями и семьей
    • привести к несчастным случаям и травмам
    • увеличить риск злоупотребления алкоголем и наркотиками

    Гиперактивность часто является симптомом основное психическое или физическое состояние здоровья. Одним из основных состояний, связанных с гиперактивностью, является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

    СДВГ делает вас гиперактивным, невнимательным и импульсивным. Обычно диагностируется в молодом возрасте. Хотя некоторые люди могут быть впервые диагностированы во взрослом возрасте.

    Гиперактивность поддается лечению. Для достижения наилучших результатов важны раннее выявление и лечение.

    Гиперактивность может быть вызвана психическими или физическими состояниями. Например, этому могут способствовать состояния, влияющие на вашу нервную систему или щитовидную железу.

    Наиболее распространенные причины:

    • СДВГ
    • гипертиреоз
    • мозговые расстройства
    • расстройства нервной системы
    • психологические расстройства
    • употребление стимулирующих препаратов, таких как кокаин или метамфетамин (мет)

    Дети с гиперактивностью могут иметь проблемы с концентрацией внимания в школе. Они также могут демонстрировать импульсивное поведение, например:

    • говорить вне очереди
    • выбалтывать вещи
    • бить других учеников
    • проблемы с тем, чтобы оставаться на своем месте

    Взрослые с гиперактивностью могут испытывать:

    • короткую продолжительность концентрации внимания
    • трудности с концентрацией внимания на работе
    • трудности с запоминанием имен, чисел или фрагментов информации

    депрессия.

    Во многих случаях у взрослых, страдающих гиперактивностью, признаки гиперактивности проявлялись еще в детстве.

    Если вы или ваш ребенок испытываете гиперактивность, поговорите со своим врачом.

    Ваш врач спросит о симптомах, в том числе о том, когда они появились. Они спросят о недавних изменениях в вашем общем состоянии здоровья и о любых лекарствах, которые вы принимаете.

    Ответы на эти вопросы помогут вашему врачу определить тип вашей гиперактивности. Это поможет им узнать, вызвана ли гиперактивность новым или существующим заболеванием или побочным эффектом лекарств.

    Ваш врач может также взять образец крови или мочи для проверки уровня гормонов. Это поможет им узнать, есть ли у вас гормональный дисбаланс. Например, гиперактивность может быть вызвана дисбалансом гормонов щитовидной железы.

    Очень важно правильно поставить диагноз, чтобы эффективно лечить ваше заболевание.

    Если ваш врач считает, что гиперактивность вызвана основным физическим заболеванием, он может назначить лекарства для лечения этого состояния.

    Гиперактивность также может быть вызвана психическим заболеванием. В этом случае ваш врач может направить вас к специалисту по психическому здоровью. Специалист может назначить лекарства, терапию или и то, и другое.

    Терапия

    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и разговорная терапия часто используются для лечения гиперактивности.

    КПТ направлена ​​на изменение ваших моделей мышления и поведения.

    Разговорная терапия включает обсуждение ваших симптомов с терапевтом. Ваш терапевт может помочь вам разработать стратегии, чтобы справиться с гиперактивностью и уменьшить ее последствия.

    Лекарства

    Возможно, вам придется принимать лекарства для контроля гиперактивности. Эти препараты могут быть назначены детям или взрослым. Они оказывают успокаивающее действие на людей с СДВГ.

    Лекарства, используемые для лечения гиперактивности, включают:

    • декметилфенидат (фокалин)
    • декстроамфетамин и амфетамин (Adderall)
    • Dexstroamphetamin . Ваш врач или специалист по психическому здоровью будет контролировать прием вами лекарств.

      Ваш врач может также посоветовать вам избегать стимуляторов, которые могут вызвать симптомы. Например, они могут побудить вас избегать кофеина и никотина.

      Если не лечить, гиперактивность может нарушить вашу работу, учебу и личные отношения. Это может быть признаком основного заболевания, требующего лечения.

      Если вы подозреваете, что у вас или у вашего ребенка гиперактивность, обратитесь к врачу. В зависимости от основной причины, они могут порекомендовать лекарства, терапию или и то, и другое. Они также могут направить вас к специалисту для лечения.

      Лечение может помочь вам справиться с гиперактивностью и ограничить ее влияние на вашу жизнь.

      Гиперактивность: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

      URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/003256.htm

      Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.

      Гиперактивность означает повышенную подвижность, импульсивность действий, меньшую продолжительность концентрации внимания и легкое отвлечение.

      Гиперактивное поведение обычно означает постоянную активность, легкость отвлекаемости, импульсивность, неспособность сконцентрироваться, агрессивность и подобное поведение.

      Типичное поведение может включать:

      • Непоседливость или постоянное движение
      • Блуждание
      • Слишком много разговоров
      • Трудности при выполнении спокойной деятельности (например, при чтении)

      Гиперактивность определить нелегко. Часто это зависит от наблюдателя. Поведение, которое кажется чрезмерным одному человеку, может не показаться чрезмерным другому. Но некоторые дети, по сравнению с другими, явно гораздо более активны. Это может стать проблемой, если мешает учебе или дружбе.

      Гиперактивность часто считается скорее проблемой для школы и родителей, чем для ребенка. Но многие гиперактивные дети несчастливы или даже подавлены. Гиперактивное поведение может сделать ребенка мишенью для травли или затруднить общение с другими детьми. Учеба в школе может быть более сложной. Гиперактивных детей часто наказывают за их поведение.

      Чрезмерное движение (гиперкинетическое поведение) часто уменьшается по мере взросления ребенка. К подростковому возрасту он может полностью исчезнуть.

      Состояния, которые могут привести к гиперактивности, включают:

      • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
      • Заболевания мозга или центральной нервной системы
      • Эмоциональные расстройства
      • Повышенная активность щитовидной железы (гипертиреоз)
      • 9000 Активность часто хорошо поддается конкретным направлениям и программе регулярных физических нагрузок. Но ребенку с СДВГ может быть трудно следовать указаниям и контролировать импульсы.

        Свяжитесь с лечащим врачом вашего ребенка, если:

        • Ваш ребенок большую часть времени кажется гиперактивным.
        • Ваш ребенок очень активен, агрессивен, импульсивен или испытывает трудности с концентрацией внимания.
        • Уровень активности вашего ребенка вызывает социальные трудности или трудности с выполнением школьных заданий.

        Медицинский работник проведет медицинский осмотр вашего ребенка и спросит о симптомах вашего ребенка и истории болезни. Примеры вопросов включают, является ли поведение новым, всегда ли ваш ребенок был очень активным и ухудшается ли его поведение.

        Медицинский работник может порекомендовать психологическую оценку. Также может быть пересмотр домашней и школьной среды.

        Активность — повышенная; Гиперкинетическое поведение

        • Центральная нервная система и периферическая нервная система

        Чавес-Гнекко Д., Фельдман Х.М. Развивающая/поведенческая педиатрия. В: Zitelli BJ, McIntire SC, Nowalk AJ, Garrison J, ред. Атлас детской физической диагностики Зителли и Дэвиса . 8-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2023: глава 3.

        Морроу К. Психиатрия. В: Клейнман К., Макдэниел Л., Моллой М., ред. Справочник Гарриет Лейн .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *