Признаки ффнр у дошкольников: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — что это, симптомы, признаки, особенности и лечение детей с ФФНР в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Практическое задание 3 Цель


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.

Практическое задание 3

Цель: развивать умение дифференцировать норму и патологию речевого развития на основе интерпретации продуктов речевой деятельности.

Задание 1. Охарактеризуйте основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Приведите примеры из литературы и/или из собственных наблюдений за детьми. 

Признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Сюда чаще всего относятся свистящие, или шипящие звуки, звуки [р], [л], реже звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, взрывные и фрикативные.

При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей произношения звуков. К ним относятся:

– недифференцированное произнесение пар или групп звуков, то есть один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков. Например, мягкий звук

[ш] заменяет [с] и [ш]; ребёнок произносит ш’апка вместо шапка, ш’ани вместо сани. Например, вместо звуков с, ч, ш ребёнок произносит звук тьсумка-тюмка, чашка-тяска, шапка-тяпка;

– нестойкое употребление в речи звуков. Одно и то же слово ребёнок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно, например, слово шука как ссюка, шука и чука.

– замены одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию. Так, например, вместо [р] произносится [л], вместо [ш] — [с], вместо [ш] — [ф]. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками [т], [т], [д], [д].

Ребёнок произносит тапка вместо шапка, тани вместо сани, дух вместо жук и т.д. Группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками т, д, р заменяется на л, ш заменяется на ф: собака-табака-фабака, рыба-лыба, шуба-фуба;

– смешение звуков в речи. В одних случаях ребёнок употребляет звуки правильно (например, кошка, сани), в других взаимозамещает их, например, говорит: «коска». Ребёнок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребёнок умеет правильно произносить звуки р, л, с изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит  «старял стлагает дошку».

Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искажённым произнесением звуков.

У некоторой части детей с фонетико-фонематической недостаточностью отмечается бедность словарного запаса, аграмматизм, то есть элементы общего недоразвития речи. Для таких детей характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость; наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи.

Задание 2. Дайте развернутую характеристику уровней речевого развития. Ответ занесите в таблицу.


Уровень речевого развития

Автор, выделивший уровень

Характеристика

1 уровень

Р.Е.Левина


Скачать 47,3 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

причины и прогноз, классификация и признаки, методы коррекции

Существуют разные нарушения развития детей. ФФНР в логопедии расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При такой проблеме ребенок не различает на слух звуки, но физиологический слух у него сохранен.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей

У детей с ФФНР речь развивается особенным образом. У них искажаются или заменяются некоторые звуки. Количество нарушенных фонем может достигать большого количества — около 20.

Некоторые звуки могут смешиваться в один невнятный. Например, в «Основах дошкольной логопедии» Филичевой, Орловой, Тумановой приведены варианты такой проблемы. Вместо [С] и [Ш] звучит усредненный [Ш], а вместо [Ч], [Т] — искаженный [Ч].

Подобное нарушение может выявить только логопед

Подобная проблема может проявляться по-разному. Иногда дошкольник правильно говорит звук в изолированной позиции, но в речи он его заменяет или искажает.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей выражается в том, что у малыша полностью нормальный физиологический слух, но они не различают звуки. В таком случае это может выражаться в заменах твердых звуков на мягкие, шипящих на свистящие и т. п.

Классификация

Прежде чем разбираться с ФФНР в логопедии, что это у детей, нужно понять какие виды нарушения выделяют специалисты.

Важно! Логопед должен хорошо понимать особенности развития речи ребенка на данный момент времени.

При первом уровне фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к формированию звукового анализа сформированы недостаточно.

Родители не всегда могут обнаружить ФФНР у ребенка, поэтому им нужна помощь логопеда

При втором уровне нарушается восприятие мышц речевого аппарата. Дошкольник не ощущает положение языка или губ, поэтому он не делает разницы между некоторыми звуками.

Выраженность и причины появления

Иногда специалисты выделяют ФФНР по степени проявления:

  • Легкая — нарушено несколько звуков, которые заменяются или искажаются.
  • Средняя — неправильно произносится большее количество звуков из разных групп.
  • Тяжелая — ребенок не различает звуки на слух, не может определить позицию в слове.

Часто детям с ФФНР сложно произносить слоги со стечением согласных — стружка, трамвай и другие. Книгу «Основы дошкольной логопедии» Филичева написала для специалистов. В ней содержится информация о причинах появления речевых проблем.

Обратите внимание! До года каждый малыш очень чувствителен к любым болезням и травмам. Многие из инфекционных заболеваний могут негативно сказаться на развитии центральной нервной системы.

Важно и то, как протекает беременность. Если она тяжелая, то есть риск получить неговорящего ребенка. Недоношенность или продолжительные роды могут быть причиной гипоксии. При недостатке кислорода начинают погибать клетки головного мозга.

Иногда на раннее развитие малыша влияет обстановка. Маленькое количество социальных контактов, большое обилие компьютерных игр и телевидения приводит к тому, что речь ребенка формируется неправильно.

В детском возрасте малыши чувствительны к обстановке. Чем больше с ними разговаривают взрослые, тем лучше, так как это стимулирует дошкольников разговаривать.

Логопедические методы коррекции ФФН

Чтобы помочь ребенку успешно преодолеть ФФН, с ним нужно заниматься по определенной системе. Это должен делать логопед, так как каждое занятие строится особым образом.

В саду специалист может брать детей каждый день на небольшой урок — это позволяет ускорить процесс. Родители являются неотъемлемыми участниками процесса и поэтому дома они тоже должны заниматься с ребенком.

Важно! Только логопед может правильно определить вид нарушения и составить коррекционный маршрут.

Помимо того, что ведется работа над звукопроизношением — проводится артикуляционная гимнастика, упражнения которой помогают сформировать правильное произношение звука. После проводится постановка и автоматизация.

Гимнастику могут проводить родители в домашних условиях

Специалист на индивидуальных занятиях развивает навыки звукового анализа, фразовую речь, лексический словарь. Дополнительно корректируется произвольное внимание и память, речевой слух.

С младшего дошкольного возраста важно развивать способность различать разные звуки. С ребенком проводят игры на угадывание звучащего музыкального инструмента, неречевых звуков (журчание воды, дождь, пение птиц и многое другого).

Главные характеристики заболевания

Помимо того, что при ФФН нарушается звукопроизношение, страдают и другие психические функции. Прежде всего, внимание. Оно неустойчивое, ребенок легко отвлекается и не может долго концентрироваться на чем-то одном.

Характеристика таких детей должна включать оценивание уровня развития всех высших психических функций — память, речь, мышление. Дошкольнику в средней группе детского сада будет сложно запоминать материал и участвовать в активной деятельности.

Задания дети с ФФНР выполняют с большим количеством ошибок. Они быстро устают и начинают испытывать раздражительность.

Прогноз и профилактика

Своевременное выявление нарушения и постоянная коррекционная работа в дошкольном периоде позволяет почти полностью избавиться от проблемы к первому классу.

Особо лечить ФФНР нет смысла, так как при таком нарушении отмечаются незначительные проблемы. Невролог может назначить поддерживающие препараты, которые позволят улучшить работу нервной системы.

Важно! Курс лекарств и дозировки может назначать только врач.

Для профилактики ФФНР необходимо с раннего возраста заниматься с малышом. Мама должна петь ему, рассказывать потешки, читать сказки, играть с ним. Это позволит стимулировать его речевое развитие.

В силу возраста детям тяжело даются традиционные занятия, где педагог и они сидят за столами. Игровая логопедия создает особые условия, которые позволяют проводить все уроки нетрадиционно.

Логопед с ребенком занимается на разной территории — на диване, полу или под столом. Специалист использует мыльную пену, бумаги и другие материалы. Подвижные игры сменяются спокойными моментами.

Сенсорные бассейны можно делать из круп и украшать маленькими фигурками

Например, логопедическое занятие по теме «Транспорт» можно проводить с разными машинками и дорогами. При хорошей погоде можно пойти на улицу. Такие интересные уроки проводятся в открытой форме, и ребенок может сам выбирать, чем ему заниматься.

Тема «Весна»

Каждое занятие должно быть посвящено определённой теме и это позволяет подбирать задания, которые будут развивать все стороны речи. Логопед обязательно пишет конспект, который позволит ему выстроить структуру урока.

К концу садика дети должны хорошо знать времена и месяцы года. «Весна» логопедическое занятие в подготовительной группе проводится в марте или апреле.

С детьми обсуждают тематическую картину, спрашивают слова во множественном числе (лужа-лужи, капля-капли и т. п.) и просят назвать эти же слова в ласковой форме.

Весеннюю тему лучше обсуждать на улице в теплой погоде. Тогда дети смогут наглядно увидеть, что это за время года. Если рядом есть парк, то нужно пойти туда. Так дошкольники хорошо познакомятся с темой «Весна».

Тема «Транспорт»

Для занятия можно использовать презентацию, которую включают на компьютере. Такая деятельность позволяет разнообразить учебу в старшей дошкольной группе.

Сначала с детьми обсуждают виды машин, потом просят классифицировать их (наземный, воздушный, водный). Можно добавить игры на исключение или изображения с недостающими элементами.

Важно! Желательно включать задания на словообразование: «один-много», «скажи ласково» и т. п.

В старшей группе еще не занимаются развитием звукового анализа. Еще вариант занятия — с помощью тематических игрушек. В таком случае на каждого ребенка нужен отдельный конспект.

Тема «Посуда»

Для проведения урока понадобится комплект кукольной посуды. С детьми обсуждают назначение каждого предмета и особенности его использования. Обговаривают варианты применения, например, в сковороде жарят или варят? Тарелки нужны для приготовления пищи? Половником едят?

С игрушечной посудой можно осуществлять разные манипуляции и ее приятнее держать в руках, чем картинки

Подобную тему можно совместить с темой «продукты». Тогда с детьми обсуждается и то, как готовить разные продукты.

Мало кто из родителей понимает, что может обозначать аббревиатура ФФНР. Особенности нарушения и его проявления подробно изложены в специальной литературе. Работы Филичевой считаются классическими и основополагающими.

Самоанализ занятия

Каждому логопеду нужно регулярно оценивать свою деятельность. Поэтому самоанализ проведенного занятия позволяет выявить сильные и слабые места. Необходимо определить, какие цели были поставлены и удалось ли их достигнуть.

Обязательно оценивается насколько ребенку было интересно заниматься, были ли все задания подобраны с учетом возраста. Отдельно рассматриваются действия педагога — помощь, поощрение и похвала.

Родителям не стоит бояться выявления ФФНР у ребенка, так как эта проблема вполне решается. Важно своевременно ее выявить и приступить к коррекции в дошкольном возрасте.

Предупреждающие знаки для детей младшего возраста

Para leer en español, haga clic aquí.

Каждые 9 минут государственные органы отвечают на очередное сообщение о сексуальном насилии над детьми. 1   Сексуальное насилие над детьми может включать в себя сексуальный контакт с ребенком, но также может включать и другие действия, такие как разоблачение себя, обмен непристойными изображениями или съемка неприемлемых фотографий или видео с ребенком. Эти преступления могут оказать серьезное влияние на жизнь и развитие ребенка и часто продолжают сказываться на нем в более позднем возрасте. Изучение предупредительных признаков сексуального насилия над детьми часто является первым шагом к защите ребенка, находящегося в опасности.

Признаки того, что ребенок мог подвергнуться сексуальному насилию

Выявить сексуальное насилие не всегда легко, потому что преступники часто предпринимают шаги, чтобы скрыть свои действия. Некоторые признаки заметить легче, чем другие. Например, некоторые предупреждающие знаки могут быть замечены опекуном или родителем и часто являются сигналами о том, что ребенку требуется медицинская помощь. Прислушивайтесь к своим инстинктам. Если вы заметили, что что-то не так, или кто-то в жизни ребенка доставляет вам дискомфорт, даже если вы не можете понять, почему, важно доверять своей интуиции, продолжать следить за признаками жестокого обращения и поговорить с ним. ребенок, который может подвергаться жестокому обращению в соответствии с возрастом.

Предупреждающие знаки:

Физические признаки:

  • Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП)
  • Признаки травмы области гениталий, такие как необъяснимое кровотечение, кровоподтеки или кровь на простынях, нижнем белье или другой одежде

Поведенческие признаки:

  • Чрезмерные разговоры или знание сексуальных тем
  • Хранить секреты Не говорить так много, как обычно
  • Нежелание оставаться наедине с определенными людьми или боязнь быть вдали от основных опекунов, особенно если это новое поведение
  • Регрессивное поведение или возобновление поведения, из которого они выросли, например сосание пальца или ночное недержание мочи
  • Слишком уступчивое поведение
  • Сексуальное поведение, не соответствующее возрасту ребенка
  • Проведение необычного количества времени в одиночестве
  • Попытка не снимать одежду, чтобы переодеться или помыться

Эмоциональные признаки:

  • Изменение пищевых привычек
  • Изменение настроения или личности, например, повышенная агрессия
  • Снижение уверенности или самооценки
  • Чрезмерное беспокойство или страх
  • Увеличение необъяснимых проблем со здоровьем, таких как боли в животе и головные боли
  • Потеря или снижение интереса к школе, занятиям и друзьям
  • Кошмары или страх одиночества ночью
  • Самоповреждающее поведение

Этот список может показаться слишком сложным, чтобы помнить о нем, когда вы ищете ребенка в своей жизни, и некоторые признаки кажутся противоречащими друг другу, например, чрезмерная уступчивость или сопротивление, или проявление регрессивного поведения или продвинутого сексуального поведения.

Самое главное, о чем следует помнить при поиске признаков сексуального насилия над детьми, — это следить за внезапными изменениями в поведении. Доверяйте своей интуиции и не игнорируйте свои чувства, если что-то кажется неправильным. Если ребенок говорит вам, что кто-то вызывает у него дискомфорт, даже если он не может сказать вам ничего конкретного, выслушайте.

Признаки того, что взрослый причиняет вред ребенку3 процента жертв сексуального насилия над детьми знают преступника. 2   Сюда входят члены семьи, члены религиозных общин, тренеры, учителя и другие помогающие специалисты.

Будьте осторожны со взрослыми, которые проводят время с детьми и демонстрируют следующее поведение:

  • Не уважает границы и не слушает, когда кто-то говорит им «нет»
  • Прикасается к прикосновениям, которые ребенок или его родители/опекуны назвали нежелательными
  • Пытается быть другом ребенка, а не играть взрослую роль в жизни ребенка
  • Кажется, у него не соответствующие возрасту отношения
  • Беседы с детьми об их личных проблемах или отношениях
  • Проводит время наедине с детьми вне своей роли в жизни ребенка или придумывает предлоги, чтобы остаться с ребенком наедине
  • Выражает необычный интерес к сексуальному развитию ребенка, например, комментируя половые признаки или сексуализируя нормальное поведение
  • Дарит ребенку подарки без повода и причины
  • Проводит много времени со своим ребенком или другим ребенком, которого вы знаете
  • Ограничивает доступ ребенка к другим взрослым

Принять меры непросто, но важно

Выявить случаи сексуального насилия над детьми не всегда легко, а вмешаться, если вы подозреваете, что что-то не так, может быть еще сложнее. Держать ребенка подальше от обидчика может означать серьезные перемены в вашей собственной жизни, даже если вы находитесь вне семьи ребенка.

«По мере того, как все начинало налаживаться, я прокручивал его в уме. Как такое могло произойти? У меня было так много стыда, так много вины за то, что я привела этого человека в свой дом, чтобы он приставал к моему ребенку. Какая я мать?» — сказала Лиза, мать выжившего и член бюро докладчиков RAINN. «Вина и стыд были оглушительны, но в то же время я знал, что должен сделать то, что необходимо для моей дочери».

Если что-то кажется вам неправильным, обратите внимание на это чувство и изучите его глубже. Если ребенок говорит вам, что кто-то вызывает у него дискомфорт, даже если он не может сказать вам ничего конкретного, выслушайте. Поговорите с кем-нибудь, кто может помочь вам понять, нужно ли об этом сообщать, например, с сотрудником вашего местного поставщика услуг по сексуальным домогательствам. Тем временем, если вы являетесь родителем или имеете влияние на расписание ребенка, не ставьте ребенка в потенциально небезопасную ситуацию.

Помните, вы не одиноки. Если вы подозреваете, что ребенок в вашей жизни может подвергаться сексуальному насилию, вы можете поговорить с кем-то, кто обучен помогать. Позвоните на национальную горячую линию по вопросам сексуального насилия по телефону 800.656.HOPE (4673) или пообщайтесь в онлайн-чате на сайте online.rainn.org.


1 Министерство здравоохранения и социальных служб США, Управление по делам детей и семей, Управление по делам детей, молодежи и семей, Детское бюро. (2019). Жестокое обращение с детьми 2017.

2 Бюро статистики юстиции США. 2000 г. Сексуальное насилие над малолетними детьми по заявлению правоохранительных органов. 2000.

Причины и передача заболеваний рук, ящура и рта

Español (испанский) | Распечатать

Болезнь рук, ящура легко распространяется через

  • Контакт между людьми
  • Респираторные капли, содержащие частицы вируса, когда инфицированный человек кашляет или чихает
  • Контакт с загрязненными поверхностями и предметами

Болезни рук, ящура и рта заразны

Болезни рук, ящуров вызываются вирусами. Человек, зараженный одним из этих вирусов, заразен, что означает, что он может передавать вирус другим людям.

Вирус может передаваться другим людям через выделения инфицированного человека

  • Из носа и горла, такие как слюна, слюна или носовая слизь
  • Жидкость из волдырей или струпьев
  • Фекалии (фекалии)

Люди с болезнью рук, ящура и рта обычно наиболее заразны в течение первой недели болезни. Иногда люди могут передавать вирус другим в течение нескольких дней или недель после того, как симптомы исчезнут, или если у них вообще нет симптомов.

Пути распространения

Заразиться ящуром можно через

  • Контакт с респираторными каплями, содержащими вирусные частицы после кашля или чихания больного
  • Прикосновение к зараженному человеку или другой тесный контакт, например, поцелуи, объятия или совместное использование чашек или столовых приборов
  • Прикосновение к фекалиям инфицированного человека , например, при смене подгузников, затем прикосновение к глазам, носу или рту
  • Прикосновение к предметам и поверхностям , на которых есть вирус, например дверные ручки или игрушки, затем прикосновение к глазам, носу или рту

В редких случаях вы также можете заразиться вирусом, проглотив рекреационную воду, например воду в плавательных бассейнах. Это может произойти, если вода не обрабатывается должным образом хлором и загрязняется фекалиями человека, страдающего заболеванием рук, ящуров и рта.

Болезни рук, ящуров и рта распространены

HFMD распространена и в США встречается в основном летом и осенью , но вы можете заболеть ею в любое время года.

Поскольку это распространенное и обычно легкое заболевание, дети могут продолжать посещать детские сады и школы , если они:

  • У них нет лихорадки.
  • Отсутствие неконтролируемого слюнотечения при язвах во рту.
  • Чувствовать себя достаточно хорошо, чтобы участвовать в школьных мероприятиях.

Поговорите с лечащим врачом вашего ребенка, если вы все еще не уверены, когда он может вернуться. В некоторых случаях местный отдел здравоохранения может потребовать, чтобы дети с HFMD оставались дома, чтобы контролировать вспышку.

Вирусы, вызывающие заболевания рук, ящура и рта

Заболевания рук, ящура и рта вызывают вирусы, принадлежащие к семейству энтеровирусов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *