Прощения попросила: Как надо просить прощения? Как быть, если простить нет сил? Отвечают священник и психолог
Как надо просить прощения? Как быть, если простить нет сил? Отвечают священник и психолог
26 февраля для православных христиан наступит Прощеное воскресенье. Можно ли просить прощения рассылкой в мессенджере? Что делать, если сил простить нет? На вопросы ТАСС ответили священник, председатель информационной комиссии Московской епархии Русской православной церкви Александр Волков и психолог, психотерапевт, директор Центра психологического консультирования ВШЭ Ирина Макарова.
Священник: Согласно христианскому учению, прощение является основой общения между Богом и человеком. Человек, нарушивший закон, данный ему Богом, просит у Него прощения — и через это прощение к Нему возвращается. И в отношениях между людьми, в христианском миропонимании, должно быть так же.
Прощение возвращает человека в правильное исходное состояние. Он осознает вину — и ему ее отпускают. Это восстанавливает правильные отношения между людьми. И как следствие, дает душевное и духовное облегчение.
Психолог: Если человек вольно или невольно причинил кому-то вред и осознает это, сожалеет об этом, то в нем возникает напряжение. И это напряжение важно не консервировать и не оставлять повисшим между собой и другим человеком, а выпустить из себя. Это и поможет укрепить контакт, и даст освобождение. Но важно извиняться, если человек действительно чувствует вину.
Священник: Ожидать от другого, что он что-то осознает и попросит прощения, — это не вполне христианский подход. Ведь человек, который нанес обиду, не всегда до конца ее осознает. А обида, которая нам кажется существенной, для другого человека может вообще не быть проблемой.
Но великодушие, милосердие и снисхождение — это, наверное, одни из самых благородных чувств, которые у нас есть. Простить можно, даже когда нас не просили о прощении.
И когда мы находим в себе силы не просто сделать это на словах, а принять человека по-настоящему, это выводит отношения на совсем другой уровень. Да, есть обстоятельства, в которых простить тяжело или даже невозможно, потому что проступок был чрезвычайный. Но христианство учит нас прощать даже в самых тяжелых ситуациях. Это не сиюминутное действие — на это может уйти много лет.
Психолог: Если от чьего-то поступка у человека возникло ощущение «это несправедливо, я это не заслужил, со мной нельзя так обращаться» — это неприятно. Особенно если ситуация была не до конца ясная и рождала много разных фантазий о том, почему с ним так поступили. И когда ему искренне говорят «извини, я не хотел чего-то плохого, я раскаиваюсь» — это восстанавливает равновесие и чувство несправедливости уходит. Это тоже определенное освобождение. Важен не сам факт, что у него просят прощения, а желание другого человека сохранить связь.
Священник: Любому человеку тяжело и прощать, и просить прощения. И для того, и для другого надо переступить через свою гордость, свое самолюбие. Нужно находить в себе силы смиряться и признавать свои ошибки. А человек чаще всего не хочет признавать ошибки — он хочет, чтобы конфликт решился просто так, без его усилия. Но это будет поверхностно, лицемерно и не по-настоящему.
Легко просить прощения тому, у кого есть на это внутренние силы, и тому, кто допускает, что он мог ошибиться. Если же у человека нет на это сил, значит, ему еще предстоит внутренняя работа, чтобы преодолеть себя и свой эгоизм.
Когда человек то и дело просит у всех прощения по привычке или «на всякий случай», то это получается очень поверхностно. Такой человек, наверное, пытается замести сор под ковер и сделать вид, что все хорошо, а не попросить прощения глубоко и по-настоящему. Это проявление лицемерия.
Психолог: Искренне попросить прощения непросто, потому что этому предшествует сложная внутренняя работа.
Если для человека унизительно просить прощения, скорее всего, он не может отделить себя от своих поступков. И тогда извиниться — значит признать себя плохим. Скорее всего, с этим связана какая-то история из детства. Например, родители говорили: «Встань в угол, осознай, потом подойдешь ко мне и попросишь прощения». И когда его наказывали, то обвиняли больше не в проступке, а в том, что он сам — плохой, раз сделал такое. И это было очень унизительно. Тогда извинения для человека могут быть связаны с ощущением, что его сейчас ломают.
А для кого-то сказать «извините» — это, наоборот, как чихнуть. Просто вылетает автоматически. И наверное, это обесценивает само слово. Но если человек постоянно извиняется, потому что действительно всегда чувствует себя виноватым, то ему, скорее всего, тяжело жить с таким грузом. Я думаю, это повод обратиться к психологу.
Священник: Мы живем в мультикультурном, мультирелигиозном пространстве, и традиции церковной жизни уже вошли в широкое употребление. Просить прощения в этот день для многих — просто ритуал, как и купание в проруби на Крещение Господне или освящение куличей на Пасху. В этом нет чего-то дурного, потому что для любого человека просить прощения — это доброе дело. И если так у него получится что-то наладить в своей жизни или в жизни других, это прекрасно.
Но это все равно довольно поверхностное отношение. Не стоит думать, что для человека, живущего вне христианской традиции, Прощеное воскресенье будет тем же, что оно есть для нас, христиан.
Психолог: Когда в году есть специальный день, в который мы можем «легально» попросить прощения, для многих это становится просто ритуалом. Чем-то упрощенным, чем-то формальным. Но иногда я вижу, как люди в Прощеное воскресенье извиняются совершенно искренне. Они готовятся к этому, переживают и просят прощения не у всех подряд, а у самых близких. У тех, кто настолько близок, что мы даже не замечаем, когда раним их.
Почему это часто делают нехристиане и невоцерковленные люди? Понимаете, «христианин», «воцерковленный» — это что-то внешнее. Но ведь есть же еще и внутреннее ощущение себя. Хорошо, когда это совпадает, но так бывает не всегда. Мне кажется, те, кто просят прощения в этот день, — это прежде всего люди чувствующие. В том числе — чувствующие веру внутри себя, независимо от отношения к церкви.
Священник: Любые веерные рассылки — поздравления с 8 Марта или с Новым годом, просьбы о прощении, что угодно — это что-то очень искусственное. Это просто проявление массовой культуры, массового сознания, в нем нет никакого смысла. Зачем просить прощения у людей, которых ты видишь раз в год? А вот чтобы сказать в этот день «прости» своим родителям, детям или близким коллегам, нужно усилие. Но именно это будет настоящим шагом к воссозданию правильных отношений.
Нам часто сложно попросить прощения глаза в глаза и написать в мессенджере может быть психологически легче. Я думаю, что в некоторых ситуациях лучше так, чем никак. Если очень сложно поговорить лично, то сообщение — это тоже небольшой шажок к исправлению ситуации. Но все равно это некоторая подмена. Только глядя друг другу в глаза, можно по-настоящему попросить прощения и простить. Только во взгляде или прикосновении можно ощутить намерение переступить через какие-то ситуации и рука об руку идти дальше.
Психолог: Мне кажется, разные люди могут вкладывать в такие вещи разные цели и смыслы. Кто-то просто думает: «Ну надо же контент какой-то делать. 8 Марта — поздравлю всех женщин, День лесоруба — обращусь ко всем лесорубам, Прощеное воскресенье — попрошу у всех прощения». А кто-то может написать пост «простите меня за все» действительно с каким-то внутренним посылом.
А когда люди в мессенджерах рассылают открыточки, да там еще и стоит пометка «пересланное сообщение»… Мне кажется, для них это просто способ реагирования: «Мне прислали — я переслал». Они об этом не задумываются. По моим личным наблюдениям, чаще всего это делают пожилые люди. Я думаю, так проявляется чисто техническая неосведомленность. Приходит картиночка хорошая, написано — «Прощеное воскресенье». Они думают — почему бы не поделиться этой картинкой и словами со своими близкими. Я знаю, что некоторых это раздражает, они злятся и обижаются. Ну, наверное, можно заблокировать такого абонента.
Священник: Дело не в том, какие слова вы говорите, а в том — как. Это может быть просто фраза «прости меня», без подробностей, но сказанная от сердца. Ведь часто за большим количеством слов теряется искренность.
Психолог: Это точно не то, что делается по шаблону, алгоритму или чек-листу: тут надо слезу пустить, тут сказать, что возмещу ущерб. Важно, чтобы это было сделано собственными словами, личностно. Пусть это будет нелогично, некрасноречиво и нескладно. Главное, чтобы было искренне.
Священник: «Бог простит» — это просто слова, которые принято говорить. Они замечательные, но мы не можем думать, что из-за одной формулировки прощение состоится, а из-за другой — нет. Важны не слова, которые вы произносите, а искренняя готовность принять человека и переступить через обиду.
Если вы понимаете, что не можете простить, честнее и правильнее сказать человеку: «Я пока не готов принять тебя таким, какой ты есть, у меня нет на это сил. Будут силы — я постараюсь изменить свое отношение к тебе». И если вы стремитесь к миру внутри себя, то нужно действительно искать в себе силы, чтобы простить.
Говорить в такой ситуации «Бог простит» — это несколько лицемерное решение. Смысл этой формулировки не в том, что мы хотим, чтобы Бог простил человека вместо нас. А в том, что мы просим Бога простить этого человека. То есть она могла бы звучать так: «Я желаю, чтобы Бог тебя простил». А если я не готов сделать это сам, вряд ли я готов просить об этом Бога.
Психолог: У психологов нет понимания «правильно» и «неправильно». Ответьте искренне, так, как вы чувствуете.
Если у вас просят прощения, но не так, как вам хочется, спросите себя: «А что мне нужно? Просто извинения, колебания воздуха или что-то другое?» Вполне возможно, что опять вылезут детско-родительские истории. Может быть, на самом деле вам хочется, чтобы пришел родитель и сказал: «Я плохой, я виноват, все будет по-твоему». И только так вы можете услышать извинения. А если он этого не скажет, то что? Ладно, если это не близкий человек, кто-то на работе, например, то отношения просто перейдут в фазу скрытой конфронтации. Мы будем улыбаться друг другу, но я знаю, что ты меня не любишь, и я тебя тоже не люблю. Но если это кто-то важный — что, наша близость на этом закончится? Мы пойдем разводиться? Спросите себя об этом. Не чтобы поставить ультиматум и продавить. А чтобы понять, что происходит в ваших отношениях.
Если вы не можете искренне принять извинения — можно сказать «Бог простит». Мне кажется, это защищающая фраза. Она как бы означает: «Я не могу сейчас ничего сказать, но есть кто-то, кто может решить за нас этот вопрос».
Бэлла Волкова
Папа римский попросил прощения у россиян, сообщили в ВСС
https://ria.ru/20230226/proschenie-1854383901.html
Папа римский попросил прощения у россиян, сообщили в ВСС
Папа римский попросил прощения у россиян, сообщили в ВСС — РИА Новости, 26.02.2023
Папа римский попросил прощения у россиян, сообщили в ВСС
Папа римский Франциск в день православного Прощеного воскресенья попросил прощения у всех, кого он мог обидеть в России, рассказал РИА Новости председатель. .. РИА Новости, 26.02.2023
2023-02-26T11:16
2023-02-26T11:16
2023-02-26T14:31
религия
россия
франциск (хорхе марио бергольо)
религия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/09/0e/1816772961_0:0:3076:1731_1920x0_80_0_0_84c675c8b0c3fa3a850dcd2edb68833a.jpg
МОСКВА, 26 фев — РИА Новости. Папа римский Франциск в день православного Прощеного воскресенья попросил прощения у всех, кого он мог обидеть в России, рассказал РИА Новости председатель Всемирного союза староверов (ВСС) Леонид Севастьянов, поддерживающий переписку с понтификом. В ноябре понтифик в интервью журналу «Америка», который издает орден иезуитов, заявил, что самую большую жестокость в ходе спецоперации на Украине якобы проявляют солдаты, воспитанные вне русской традиции. В качестве примера он назвал чеченцев и бурят.В середине декабря официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что по дипломатическим каналам получено обращение из Ватикана с извинениями за высказывания о чеченцах и бурятах. В Москве считают инцидент исчерпанным и рассчитывают на продолжение конструктивного взаимодействия с Ватиканом.
https://ria.ru/20230216/frantsisk-1852402124.html
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Дарья Буймова
Дарья Буймова
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/09/0e/1816772961_334:0:3065:2048_1920x0_80_0_0_a7d7d2ea6e2d7f23d2868370f99d3ec6.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Дарья Буймова
россия, франциск (хорхе марио бергольо), религия
Религия, Россия, Франциск (Хорхе Марио Бергольо), Религия
МОСКВА, 26 фев — РИА Новости. Папа римский Франциск в день православного Прощеного воскресенья попросил прощения у всех, кого он мог обидеть в России, рассказал РИА Новости председатель Всемирного союза староверов (ВСС) Леонид Севастьянов, поддерживающий переписку с понтификом.
«
«Папа русским и украинцам предлагает в Прощеное воскресенье простить друг друга, простить все обиды и сесть за переговоры. Христианская добродетель — это взаимопрощение и защита человеческой жизни. Нет такой цели, ради которой можно жертвовать жизнями людей», — добавил Севастьянов.
В ноябре понтифик в интервью журналу «Америка», который издает орден иезуитов, заявил, что самую большую жестокость в ходе спецоперации на Украине якобы проявляют солдаты, воспитанные вне русской традиции. В качестве примера он назвал чеченцев и бурят.
В середине декабря официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что по дипломатическим каналам получено обращение из Ватикана с извинениями за высказывания о чеченцах и бурятах. В Москве считают инцидент исчерпанным и рассчитывают на продолжение конструктивного взаимодействия с Ватиканом.
Папа римский заявил, что не задумывается об отставке
16 февраля, 14:01
Не проси у Бога прощения
Кайл был студентом университетского служения, в котором я работал десять лет назад. Основываясь на неправильном представлении о прощении, он часто боялся ложиться спать: что, если бы он умер во сне, забыв попросить прощения за конкретный грех того дня? Точно так же участников различных служений выздоровления можно обвинить в том, что они крайне интроспективны, всегда ищут новых грехов, а затем следуют через мрачные — иногда самобичевательные — просьбы о прощении. В своих перфекционистских тенденциях я регулярно борюсь с чувством вины за свой грех, что создает спираль стыда и временами сокрытия, поскольку я снова и снова прошу Бога простить один и тот же грех.
Однако в Новом Завете нет ни одного примера или повеления просить Бога о повторном прощении после воскресения. Если смерть Иисуса покрыла наш грех раз и навсегда, то в жизни после воскресения нет места, чтобы «просить у Бога прощения» за повторяющиеся грехи: во Христе они уже прощены, раз и навсегда.
«Просить» что-то ориентировано на будущее и условно; это поиск чего-то, что я могу получить или не получить. В семинарии я впервые смог сформулировать разрыв между двумя теологиями, которые я слышал: одна говорила, что мне нужно просить Бога простить любой грех, который я обнаружил. В другом (Божье новозаветное обетование) говорилось, что жертва Иисуса уже покрыла каждый грех, который я когда-либо совершал или когда-либо совершу.
Если во Христе Бог уже удалил наши прегрешения, то почему мы должны снова (и снова, и снова) просить Его о прощении нас? Если Бог уже простил мой грех (благодаря событию, которое произошло как в истории прошлого на кресте, так и в моем эмпирическом прошлом, когда я доверился Ему в этом прощении), почему каждая христианская традиция учит последователей Иисуса заново просить у Бога прощения, каждый раз, когда мы обнаруживаем очередной греховный поступок, мысль или желание?
Эти вопросы отправили меня в путешествие по Библии, когда я учился в семинарии. В большей части Библии слово «прощение» относится к правильному положению человека перед Богом, что в Ветхом Завете происходит через кровь жертвы. Однако в своем послании к Новому Завету Иоанн использует термин «прощение» по-другому, и это другое значение является отправной точкой для нашей неправильно применяемой практики «просить прощения».
В послании 1 Иоанна содержится стих, который чаще всего используется в обвинении последователей Иисуса в том, чтобы они просили у Бога прощения: «Если мы исповедуем наши грехи, Он верен и справедлив, чтобы простить нам наши грехи и очистить нас от всякой неправды» ( 1 Иоанна 1:9). Стоит отметить, что Иоанн не требует от читателей просить у Бога прощения за повторный грех. Но этот стих действительно читается так, как будто Божье прощение зависит от нашего исповедания.
Один законный способ толкования стиха совпадает с Иаковом: исповедание не приводит к Божьему «прощению», поскольку оно связано с нашим положением с Богом. Скорее, наше исповедание греха и обращение к Богу — это средство, с помощью которого Он возвращает нас к большей близости.
Вторая интерпретация проистекает из того, что письмо Иоанна адресовано читателям, которые считают себя христианами, но вместо этого полагаются на ложь — неверные убеждения, собственные религиозные действия или другие формы морали — как на основу своей веры, а не на истинные, кающиеся сердца, которые надеются на Иисуса. О них Иоанн прямо говорит, что Божья «истина не в [них]» (1 Иоанна 2:4).
Выросший в религиозной культуре, я всю свою жизнь видел версии аудитории Джона. Люди думают, что они «спасены», потому что ходят в церковь; они поддерживают иудео-христианские ценности; они немного более нравственны, чем их соседи. При этом некоторые религиозные люди ошибочно полагают, что это делает их христианами. Их статус основывается на их действиях, а не на фактическом изменении взглядов, преданности и зависимости.
В этом втором толковании призыв Иоанна в стихе 9 обращен не к верующим, чтобы неоднократно просить у Бога прощения, а к неверующим (которые думают, что они верующие) осознать свою глупость, впервые признать свой грех, покаяться и обратиться Богу. С этой точки зрения 1 Иоанна 1:9 на самом деле говорит о первоначальном Божьем прощении.
Какая бы интерпретация ни была правильной, этот стих не может быть о христианах, постоянно просящих у Бога прощения. Иоанн согласуется с остальной частью Нового Завета: (а) когда неверующий сначала обращается к Богу, признает, что он или она действительно грешник, и доверяет Иисусу как своему Спасителю, тогда Бог верен и справедлив и будет (это обетование , а не надежда) прости им всякий грех и очисти их от всякой формы (прошлой, настоящей и будущей) неправедности кровью Его совершенного Сына; и (б) если наш грех в отношениях отдаляет нас от близости с Богом, хотя наше правильное положение не изменилось, наше исповедание и возвращение — это все, что нужно Богу, чтобы восстановить эту утраченную близость.
Последний вопрос: «Что нам делать с нашим грехом?» Заявление о том, что Евангелие освобождает последователей Иисуса от постоянных просьб о прощении, также может звучать как призыв к христианам свести к минимуму наши повторяющиеся грехи. Это не может быть дальше от истины.
Правильный взгляд на прощение ведет нас не к низкому взгляду на грех, а к высокому взгляду на Бога и к более глубокому пониманию смерти и воскресения Иисуса. В то время как исповедальня требует покаяния и повторного прощения, некоторые церковные традиции отражают нашу правильную реакцию на продолжающийся грех: когда мы обнаруживаем грех, мы участвуем в «исповеди и уверении в прощении».
Эти действия предписаны и практикуются последователями Иисуса на протяжении всего Нового Завета и истории: когда мы обнаруживаем затяжной грех в нашей жизни, Евангелие призывает и наделяет нас силой исповедовать и покаяться, а также убедиться в нашем «прощенном» статусе перед Богом . Другими словами, исповедуя и заверяя, мы не преуменьшаем нынешний грех; вместо этого мы прославляем величие прошлой завершенной работы Иисуса.
В Евангелии контекст уже прощенного становится радостным актом поиска Божьей помощи, а не мрачным страхом Его наказания. «Боже, — могли бы мы сказать, — Ты открыл во мне что-то не похожее на Тебя. Но я знаю, что это уже прощено, и я свободен — поэтому я хочу признаться в своей неадекватности. Покоясь в Твоем прощении и милости, я нуждаюсь в Твоей помощи, чтобы стать более похожим на Тебя».
Мы должны благодарить Бога за то, что он показал нашу несостоятельность, и мы можем просить Его о помощи, чтобы обратиться от нашего греха к другому (лучшему!) делу. И по мере того, как Бог помогает нам отвратить нас от греха, мы постепенно превращаемся в чистых и незапятнанных людей, которыми Он уже объявил нас. Мы принимаем немного больше того дара, который он дал нам две тысячи лет назад.
Евангелие меняет наш взгляд на прощение! Сестра или брат, когда обнаружим грех, давайте просто исповедуем его Богу, попросим Его помочь нам обратить к Нему очи наши, и заодно будем уверены в Божьем прощении: этому мы и радуемся. Давайте больше не погрязнем в страхе и покаянии, пытаясь заслужить Божью благодать. Давайте перестанем просить у Бога прощения. Скорее, давайте отдохнем в прощении, которое он уже даровал. И давайте прославим благую весть Евангелия, поскольку она относится к нашему греху: «ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24).
Адаптировано из Читая Библию, упуская из виду Евангелие: восстановление после (шокирующе распространенных) способов неправильного понимания Библии в нашей повседневной жизни Бена Коннелли (© 2022). Издано Moody Publishers . Используется с разрешения.
Бен Коннелли — пастор, писатель, организатор и временами профессор. Для него большая честь ежедневно служить ученикам, лидерам служения и основателям церквей по всему миру через The Equipping Group, а также помогать руководить сообществом Salt+Light и Plant Fort Worth в Форт-Уэрте, штат Техас. Бен написал несколько книг, рабочих тетрадей, статей и публикаций, руководил работой по основанию церквей для нескольких организаций, а также преподавал в университетах и семинариях. У него и Джесс трое детей (Шарлотта, Мэгги и Трэвис), и иногда они также принимают на короткий срок приемных детей. Вы можете найти Бена на @connellyben в различных социальных сетях.
Прощение и просьба о прощении
Снисходя друг ко другу и, если кто имеет жалобу на другого, прощайте друг друга, как и Господь простил вас, так и вы должны прощать
(Кол. 3:13)
Прощение лежит в основе Евангелия. Все христианское послание вращается вокруг Божьего прощения через крест Христа и побуждает нас, как Его учеников, давать или просить прощения всякий раз, когда это необходимо. Повиноваться в этом вопросе или не повиноваться становится основным испытанием для оценки нашей христианской зрелости.
Чему учит Слово Божье о прощении? Нам нужно сначала узнать, что такое прощение, а затем мы рассмотрим его практические последствия.
Прощение выходит за рамки мира. Мир не всегда возможен. Несмотря на все шаги и усилия и несмотря на лучшее расположение духа, которое мы можем проявить, бывают ситуации, когда восстановить разорванные отношения не представляется возможным.
Если возможно, насколько это зависит от вас, живите в мире со всеми(Рим. 12:18). Тем не менее Пол, человек довольно хорошо знакомый с конфликтами, начинает свое выступление с двух предыдущих замечаний:
Если возможнои
насколько это зависит от вас. Эти две небольшие оговорки придают необходимый штрих реализма, освобождая нас от ошибочных ожиданий. Мир не всегда возможен просто потому, что он предполагает две стороны, а не только одну. Наша обязанность – чего от нас ждут – стараться жить в мире, проявлять инициативу, делать все возможное для того, чтобы «жить в мире со всеми». Как только мы это сделали, результаты оказываются в других руках, а не в наших.
Отец, прости им, ибо не ведают, что творят
(Луки 23:34). Пример Господа Иисуса весьма красноречив. Он никогда не жалел усилий, чтобы при любых обстоятельствах быть в мире со своими ближними, которых любил до самого момента своей смерти.
Тем не менее прощение не зависит от примирения, оно идет дальше восстановления отношений. Опять же, пример нашего Господа устанавливает стандарт. Пригвожденный к кресту, осмеянный, замученный врагами, на грани мучительной смерти, он произносит незабываемые слова, которые становятся глубоким резюме Евангелия:
( Луки 23:34)
Хотя примирение невозможно, всегда есть что-то, что христианин может и должен сделать: прощающий .
Практика прощения
Превращение ран в шрамы. Простить означает устранить любое негативное отношение, мысль или чувство по отношению к кому-либо. Вся горечь, ненависть, жажда мести и обиды должны исчезнуть как естественный результат искреннего прощения. В этом смысле прощение влечет за собой процесс, аналогичный заживлению раны: сначала это открытая рана, она легко кровоточит и болит. Но, однажды превратившись в шрам, он перестает болеть или кровоточить. Прощать — все равно, что превращать открытые раны в шрамы. Из этой иллюстрации мы можем сделать несколько важных выводов:
Долгий и дорогостоящий процесс. Готовность прощать может и должна быть немедленной; это воля Божья. Тем не менее завершение эмоционального и морального процесса прощения обычно требует времени. С того момента, как человек решает простить, и до завершения этого процесса путешествие может длиться долго. Давайте вспомним опыт Иосифа в Ветхом Завете. Ему удалось простить своих братьев (ср.
Вы можете сделать это в одиночку. Прощение может быть односторонним процессом: я могу и должен прощать, даже если другой человек не хочет прощать или получать прощение. Я могу простить тайно, в своем сердце, чтобы другой человек не знал об этом. Так было со Стефаном, который перед смертью сказал:
(Деяния 7:60). Мы должны быть готовы прощать, даже если нас об этом не просят, даже если против нас все еще грешат.
Снова друзья? Главной целью прощения является не восстановление когда-то общей дружбы, а устранение яда в сердце. Иногда отношения никогда не могут быть такими, как раньше, например, после серьезного оскорбления. Бог не требует от нас мазохистского представления, чтобы восстановить невозможные отношения. Примирение является желательным результатом, но, как мы уже говорили ранее, оно никоим образом не гарантировано. Тем не менее, Бог требует от нас любить нашего обидчика сверхъестественной любовью, которая есть плод Духа, агапе Христа. Кто-то сказал, что прощение — лучший способ освободиться от врагов. Это именно то, что Павел говорит в Римлянам 12:20–21.
Прощение требует забвения? Наш человеческий разум подобен набору воспоминаний, от которых не так просто избавиться. Мы не можем ожидать, что прощение сотрет наши воспоминания. Это было бы недостижимой целью. Прощение — это не удаление наших воспоминаний, а устранение яда наших воспоминаний. Когда мы прощаем, воспоминание о болезненном опыте остается, но оно уже не передает горечи или ненависти. Понять это помогает концепция шрама: шрам — это воспоминание о прошлой травме; он остается там навсегда, хотя не болит, не кровоточит и не заражается. Мы не можем стереть воспоминания нашего разума, но мы действительно можем удалить яд из этих воспоминаний. На самом деле, память может быть положительной вещью, потому что она позволяет нам избежать повторения одних и тех же ошибок или грехов. Ссылаясь на еврейский холокост, кто-то сказал, что помнить — это лучшая вакцина, которую нельзя повторять.
Проблема с утверждением «Я прощаю, но не забываю», которое часто слетает с уст некоторых людей, заключается в том, что они продолжают питать чувство мести и горечь в своем сердце. Они не просто вспоминают о событии, воспоминания еще нагружены хорошей дозой яда. Такое отношение греховно.
Бог единственный, кто может прощать и забывать одновременно, потому что он вне времени, Я, Я тот, кто изглаживает ваши прегрешения… и я не буду помнить ваши грехи
(Ис. 43:25)
Учимся прощать
Старая пословица гласит: Ошибаться свойственно человеку, прощать — божественному
. Если прощение имеет божественное происхождение, как мы можем продвигать такую первостепенную практику в человеческих отношениях? Обучение прощению основано на двух реальностях:
Осознавать наши грехи
Чтобы простить, необходимо осознать собственные ошибки. Если мы не сможем сначала увидеть «бревно» в собственном глазу, нам будет трудно простить ближнего. Иисус разработал этот принцип в доме Симона Фарисея (Луки 7:36–50). Саймон мог точно видеть прошлые грехи этой женщины, но он был слеп к своим собственным недостаткам. По этой причине Иисус открывает их,
ты не дал мне воды на ноги… ты не дал мне целования… ты не помазал мне голову маслом
(Луки 7:44-46). Примечательно, что это были грехи бездействия ; Иисус упрекает Симона не в том, что он сделал плохо, а в том, чего он не сделал хорошего. В глазах Бога наши грехи бездействия столь же серьезны, как и наши грехи совершения. Упрек Иисуса Симону намекает на ключевую мысль: сущность греха заключается прежде всего не в зле, которое мы делаем против нашего ближнего, а в добре, которое мы не делаем Богу: пренебрежение воздать Ему честь и славу, которых он заслуживает, становится первый шаг ко всем остальным грехам (как это ясно описано в Римлянам 1:21).
Поэтому, чтобы простить, нужно сначала осознать, через Божий свет, темные потаенные уголки в нашем собственном сердце. Нам нужно обнаружить тонкость греха, который «живет во мне» (по словам Павла): эгоизм в наших мотивах, высокомерие, гордость, лабиринт наших страстей, наша склонность к насилию, тщеславие и длинный список «дела плоти». Все это становится очевидным, когда мы смотрим в зеркало Божьего Слова. Мы склонны видеть соринку в глазу брата нашего, но страдаем от близорукость , когда речь идет о выявлении наших собственных недостатков.
Неспособность признать свои грехи является большим препятствием для прощения, потому что ведет к высокомерию и гордыне . Гордый человек склонен выносить суровые суждения о других, в то время как он снисходителен к себе. Это была проблема Симона в частности и проблема фарисеев в целом. Наоборот, признание собственных недостатков ставит нас в положение смирения , заставляет нас чувствовать себя «нищими» перед Богом и побуждает нас взывать к Богу последнее предложение молитвы Господней: прости нам долги (согрешения) наши, как и мы простили должникам (согрешениям) нашим
(Мф.