Развитие памяти и внимания у детей: методики для улучшения памяти у детей

Содержание

Игры и упражнения на развитие памяти у дошкольников

Память — это способность нашего мозга сохранять, обрабатывать и систематизировать полученную информацию. Без памяти человек не смог бы накапливать знания и эволюционировать. Множество деталей ежедневно откладывается в сознании, чтобы в будущем нам было легче принимать решения, находить выход из нестандартных ситуаций, улучшать условия жизни.

Есть мнение, что интернет замещает память: зачем с детства забивать голову лишними фактами, если можно найти что угодно за пару секунд? Оказывается, не все так просто. Память включает в себя отрефлексированный опыт, который формирует реакции, ценности, когнитивные способности. Нужно развивать необходимые навыки с детства. Делимся эффективными упражнениями для развития памяти у детей дошкольного возраста, которые легко выполнять в домашних условиях.

Виды памяти

Разберемся, какие существуют разновидности памяти. Обычно психологи используют несколько классификаций в зависимости от главного признака, который характеризует процесс запоминания.

По сроку хранения информации

  1. Кратковременная. Быстрое, механическое запоминание небольших отрывков информации на непродолжительный срок. Объем такой памяти небольшой. Люди используют ее, когда нужно выучить номер телефона, адрес, пароль, даты.
  2. Оперативная. Похожа на кратковременную, но используется во время мыслительных процессов: например, устно решая арифметический пример, человек вынужден запоминать промежуточные результаты.
  3. Долговременная. Глубокое, основательное запоминание важных деталей, способных оказать влияние на жизнь. Это обширная система знаний, связанных между собой. Мы выделяем из кратковременной памяти наиболее важные фрагменты и усилием воли перемещаем их в долговременную.

По типу восприятия

  1. Зрительная. Готовность удерживать и при необходимости воспроизводить визуальные символы (память на лица, цвета).
  2. Слуховая. Тип сенсорной памяти, позволяющий сохранять звуковые образы и впечатления.
  3. Двигательная (мышечная). Запоминание и воспроизведение движений (танец, рисование, вождение). Помогает развивать координацию.
  4. Эмоциональная. Вид памяти, который усиливается при потрясении, всплеске чувств (удивлении, гневе). Запоминаются в первую очередь не факты, а ощущения.

По участию воли

  1. Произвольная. Требует сосредоточенности: мозг ставит задачу, целенаправленно концентрируясь на запоминании (например, во время подготовки к экзамену).
  2. Непроизвольная. В этом случае отсутствует стремление запомнить информацию, она откладывается в голове автоматически. Непроизвольная память работает особенно активно, когда мы выполняем что-то на практике или сталкиваемся с необычным, странным опытом. Также знания усваиваются самостоятельно, если тема связана с кругом интересов человека.

По форме хранения информации

  1. Образная память. Способность мозга собирать обрывки сенсорных впечатлений, комбинировать их и создавать образы, отсылающие к необходимой информации.
  2. Словесно-логическая. Язык становится хранителем данных, с его помощью происходит психический процесс запоминания. Слова, предложения, их внутренняя логика — основа этого вида памяти.

По участию мышления

  1. Механическая. Доскональное, поэтапное заучивание без использования ассоциаций и личных впечатлений.
  2. Логическая. Противоположность зубрежки: главную роль играет не форма, а смысл, который необходимо осмыслить и запомнить суть. Таким навыком владеет только человек.
  3. Ассоциативная. Использование уже накопленных представлений для связи с новым опытом.

Особенности памяти у детей дошкольного возраста

Память ребенка нуждается в особом подходе. Особенности восприятия и запоминания информации зависят от возрастного периода.

Дошкольников можно разделить на несколько возрастных групп.

  1. С 1 года до 2 лет совершенствуется нервная система малыша, а после 2 лет преобладает зрительная память. Возникают первые воспоминания, связанные с визуальными факторами.
  2. С 2 до 4 лет ребенок работает с механическим запоминанием деталей окружающего мира, повторяя слова и действия вслед за родителями. Также улучшается двигательная память.
  3. С 4 до 6 лет дошкольник начинает опираться на непроизвольную память, основанную на личных впечатлениях.

Дошкольникам и первоклассникам тяжело направлять силу воли на запоминание. Доминирует непроизвольная память, основанная на новизне. Знания лучше всего воспринимаются ребенком при непосредственном контакте с учителем. Одной из основных задач в этом возрасте является совершенствование произвольной, осознанной памяти.

Образная и эмоциональная память становятся ведущими. Через эти каналы восприятия ребенок будет усваивать азы математики, языков, естественных наук. Полностью полагаться на эмоциональную память нельзя: в стрессовой ситуации дети не смогут воспроизвести полученные знания, потому что сфера чувств будет заторможена.

Педагоги и родители должны понемногу вводить в программу занятий упражнения для развития логической, образной памяти. Именно она свойственна взрослым. Однако о других видах забывать тоже не стоит.

Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников

Выполнять упражнения на развитие памяти можно в домашних условиях. Для занятий не обязательно выделять свободное время — на первых порах упражнения выполняются в разговоре с ребенком, почти мимоходом.

Упражнения на развитие зрительной памяти у детей

  1. Показывайте картинки на 30 секунд, затем закрывайте их листом бумаги и просите ребенка описать изображенные предметы детально: цвет, форма, расположение.
  2. Хорошо работает следующее упражнение. Разложите предметы в хаотичном порядке, дайте понаблюдать за ними. Потом ребенок должен будет отвернуться, а вы уберете одну деталь. Задача малыша — быстро назвать исчезнувший предмет.
  3. Поиск отличий между изображениями развивает не только память, но и внимательность. Распечатайте или купите сборник головоломок, где требуется описать, что изменилось на второй картинке по сравнению с первой.
  4. Учите вместе с детьми важную информацию, которая пригодится в сложной жизненной ситуации: адрес дома, номера телефонов членов семьи, фамилию и имя. Сделайте табличку, поставьте на видное место.

Упражнения на развитие слуховой памяти

  1. Читайте книги вслух. После прочтения каждой главы ребенку следует пересказать содержание. Старайтесь читать с выражением, эмоционально, чтобы события запоминались легче.
  2. Учите с ребенком стихотворения наизусть. Родители нередко считают это занятие бесполезным, но в раннем возрасте оно критически важно для полноценного развития ребенка. Важно слышать ритм произведения, правильно ставить ударения.
  3. Переспрашивайте. Что секунду назад сказала героиня мультфильма? Какой была интонация? Что ответили ее друзья?

Игры и упражнения для развития двигательной и тактильной памяти

  1. На стол выкладываются кусочки ткани с разной текстурой (лен, шерсть, шелк). Ребенок должен потрогать их с завязанными глазами и спустя несколько минут назвать последовательность, в которой они были расположены.
  2. Танцы. Соберите ребят в группу и продемонстрируйте танцевальные движения, двигаясь от простых к сложным, комбинированным. Затем дети будут под музыку повторять то, что им продемонстрировали.
  3. Игра с запрещенными движениями. Игроки повторяют каждое действие ведущего. Взрослый договаривается с детьми, какое движение повторять нельзя (например, хлопать в ладоши). Кто оказался невнимательным, выбывает.

Упражнения на развитие ассоциативной памяти

  1. Чтобы развить ассоциативную память, потребуется индивидуальный подход к ученику. Желательно формировать образы, основанные на личных воспоминаниях. Например, при запоминании персонажей напоминайте ребенку о реальных случаях из жизни. Герои празднуют День рождения? Освежите в памяти последнюю вечеринку в честь этого праздника.
  2. В столбик записываются слова, к которым ребенок подбирает эпитеты (утро — свежее, раннее, осень — золотая). Упражнение также обогащает словарный запас.

Упражнения на развитие эмоциональной памяти

  1. Помогает чтение художественных диалогов по ролям. Проникая в характер персонажа, ребенок отождествляется с ним и запоминает реплики быстрее.
  2. Спектакли. Уютные домашние постановки в кругу друзей и родственников помогают избавиться от стеснительности, развивают творческие способности ребенка, укрепляют эмоциональный интеллект, который важен для коммуникации в обществе.

Упражнения для развития словесно-логической памяти

  1. Обсуждая с детьми прошедший день, просите их выстроить сюжетную линию, задавая наводящие вопросы. Сфокусируйте внимание на мелочах: какой была погода на улице, о чем разговаривали друзья и почему.
  2. Читайте книги вслух. После прочтения каждой главы ребенку следует пересказать содержание. Старайтесь читать с выражением, эмоционально, чтобы события запоминались легче.
  3. Напишите на карточках 3 слова, связанных по смыслу (дерево, птица, гнездо). Сделайте несколько вариантов и закройте одну лексему. Ребенку следует вспомнить и назвать слово, которое вы спрятали.

Упражнения для развития образной памяти

  1. Учите с ребенком стихотворения наизусть. Родители нередко считают это занятие бесполезным, но в раннем возрасте оно критически важно для полноценного развития. Как правильно учить стихи? Строить образы в воображении, чтобы каждая строчка звучала ярко, обдуманно. Объясняйте ребенку непонятные выражения, заглядывайте в словарь.
  2. Образы помогают запоминать последовательность предметов. Разложите перед малышом кубики с картинками. Задание — придумать историю о каждой картинке, связав их воедино. Подключается и творческая составляющая, воображение.

Как выполнять упражнения на развитие памяти?

  1. Следите за объемом внимания ребенка. У дошкольников он совсем мал — малыши способны удержать в памяти несколько предметов одновременно. Взросление, рост мозга, упражнения позволяют увеличивать «хранилище». Чтобы оценить прогресс, разложите на полу игрушки, накройте их тканью через 5 секунд и попросите ребенка назвать предметы. Обычно дети вспоминают 3-4 предмета из 10.
  2. Избегайте бездумного заучивания, зубрежки. В детском возрасте этот метод губителен для памяти. Лучше задействовать сразу несколько видов запоминания — проговаривать, рисовать, записывать нужную информацию.
  3. Повторение закрепляет положительный результат. Внесите этот пункт в расписание занятий с ребенком: утром учим стихотворение, вечером повторяем, через день рассказываем еще раз. Тогда информация прочно закрепится в долгосрочной памяти.
  4. Посвящая упражнениям половину дня, позволяйте ребенку отдыхать. Дети не умеют подолгу удерживать внимание, поэтому смена деятельности жизненно необходима. После перерыва повысится восприимчивость, и занятия можно будет продолжать с новыми силами. Регулярность и умеренность — лучшие помощники в развитии детской памяти.

Развитие памяти у детей 6-13 лет

Развиваем способность быстро запоминать и надолго удерживать большое количество нужной информации

узнать подробнее

 

как развить память у ребенка дошкольного возраста, методики развития внимания у детей

Детский мозг имеет поистине колоссальные возможности. Чем младше человек, тем больше он способен запоминать, причем знания, полученные в раннем возрасте, чаще откладываются надолго. Взрослый может забывать даже недавние события, но при этом отлично помнить подробности своей детской жизни. У пожилых людей это видно особенно наглядно: рассказывая о себе, мы можем вспомнить многое про каждый год, прожитый нами с 5 до 20 лет, но потом мы акцентируем внимание лишь на основных событиях жизни: свадьбе, рождении детей, интересных событиях.

Именно поэтому настолько важно не упустить самое благоприятное время для таких занятий, как развитие памяти и внимания у детей, и начать заниматься с ними как можно раньше.


Почему важно начинать упражнения с раннего возраста?

Еще одним наглядным фактом того, что наши мыслительные способности максимально активны в детском периоде, служит факт того, что активный лексический словарь, то есть слова, которыми мы пользуемся, формируется именно в первые десять лет жизни. За всю остальную жизнь, учась в средней школе, институте, читая и изучая новое, мы можем обогатить наш словарь только в два раза, но не более!

Но зачастую родители и педагоги стремятся вложить в детей побольше информации, обучая его математике, чтению и заставляя запоминать точные факты. При этом очень мало внимания уделяется тому, как развить у ребёнка память и внимание, а ведь навыки скоростного мышления – это основная база, на которой должно строиться успешное обучение.

Кроме того, на взрослого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, и, чтобы в ней ориентироваться, у нас в голове складывается чёткое её разделение на главную, необходимую для нашего будущего, и второстепенную. Для детей же почти вся информация оказывается главной, поэтому малыш без труда может назвать услышанные однажды названия всех двенадцати спутников Юпитера, в то время как взрослый может и не вспомнить, что у Юпитера они вообще есть, даже если прочитает несколько книг по астрономии. Но невнимательность и неспособность долго концентрироваться на одном и том же могут стать причиной плохой памяти ребёнка. Как её развить? Несложными упражнениями и заданиями, о которых будет сказано ниже.


Другая причина, по которой важно начинать занятия для лучшего усвоения именно в раннем возрасте – это свободное сознание. Для маленького человека ещё не существует никаких табу, в его голове не возникает сковывающая сознание взрослого мысль «Этого не может быть!». Малыш с готовностью готов поверить и в Деда Мороза, и в невидимых существ и с такой же лёгкостью он готов представить абстрактные понятия. Так для детей представить объёмную геометрическую фигуру не составляет труда, тогда как для многих взрослых даже наглядный рисунок может не помочь.

Что мы запоминаем?

Память построена, прежде всего, на образах и ассоциациях, на логических цепочках, которые образуются у нас в голове и прочно сплетаются друг с другом. И чем ярче эмоции, которые мы испытывали, узнавая о чем-то, тем крепче будут наши воспоминания. Человек сохраняет на всю жизнь впечатления о походе в горы всей семьёй, вкус похлёбки, приготовленной на костре, или неожиданно выскочившего зайца, принёсшего бурю эмоций. А математические формулы или формулы химических соединений запоминаются с огромным трудом и очень легко выветриваются из нашей головы, поскольку они не вызывают у нас никаких ассоциаций и эмоций.

По этой причине практически все методики развития памяти строятся на углублении ассоциативных и образных связей.


Виды мозговой деятельности у ребёнка

Существует множество классификаций, позволяющих разделить виды мозговой деятельности ребёнка по тому или иному признаку:

  • по времени хранения информации: кратковременная и долговременная;

  • по способу запоминания: механическая, логическая, оперативная;

  • по типу запоминаемой информации: двигательная, зрительная, слуховая.

Но для любого вида существует единое правило развития памяти дошкольников: запоминаемое должно вызвать яркие ассоциации. Чтобы запомнить абстрактную информацию, ребёнок должен её «раскрасить» – то есть представить в виде слуховых, зрительных или тактильных образов и постараться прочувствовать то, что необходимо запомнить. Малыша нужно учить слушать свои эмоции, размышлять о них. Такое «прислушивание к себе» поможет ему не только хорошо и надолго усвоить материал, но ещё и обогатит его внутренний мир, научит понимать свои чувства и переживания.

Как развивается мыслительная деятельность в раннем возрасте?


Первое, чем овладевает новорождённый – это двигательная деятельность. В первые месяцы своей жизни карапуз пробует выполнять различные действия – переворачиваться, держать игрушку, сидеть. И если что-то получается однажды, он стремится сделать это ещё и ещё, стараясь повторять те же действия, которые раньше приводили к желаемому результату: чтобы перевернуться, малыш сначала закидывает ногу, потом старается ручкой и плечом помочь себе выполнить переворот. Тем самым происходит запоминание. Многие мамы, уделяющие внимание вопросу «как развить память у ребёнка», с удивлением замечают, что если их юный исследователь изначально научился ползать или садиться нестандартным способом (например, ползать только назад или отталкиваясь пятками, сидя на попе), то впоследствии он будет повторять именно эту манеру выполнения действия.

Детское запоминание в первые месяцы жизни носит, скорее, рефлекторный характер: спокойствие при ощущении маминых рук, испуг от резких движений или громкой музыки. Более или менее осознанно грудничок начинает усваивать свои эмоции в возрасте полугода: он начинает воспринимать лица близких людей, настороженно относиться к незнакомым и непривычным звукам.

Ближе к году карапуз начинает овладевать образной деятельностью. Он запоминает вкус продуктов, структуру игрушек, расположение предметов, но в его голове сохраняется, прежде всего, не сама информация, а ощущения и ассоциации, связанные с тем или иным предметом. С формированием словарного запаса для него открывается возможность воспринимать мир с помощью слов и логики.


Зрительная

Как показывает практика, основной объем информации мы получаем с помощью зрения. Поэтому развитие детской памяти не может обойтись без активизации зрительного восприятия. Проверить, насколько учащийся владеет способностью воспринимать зрительные образы можно с помощью всем знакомых картинок «найди отличия». Если данное задание вызывает у него затруднения, значит, со зрительным вниманием необходимо серьёзно работать.

Существует огромное количество упражнений на улучшение зрительного восприятия, их очень любят печатать в детских журналах и пособиях для занятий родителей с детьми. Один из работающих методов – давать ученику картинку. Он должен смотреть на неё в течение какого-то времени, а потом, закрыв изображение, попытаться описать то, что он увидел. С каждым разом можно уменьшать время, а также выбирать более сложные картинки — сюжетные, с мелкими деталями, более прорисованные. Вы будете удивлены, насколько ваше чадо станет наблюдательнее и внимательнее. Как вариант, можно предложить нарисовать то, что он запомнил.

Двигательная


Развитие памяти у детей школьного возраста невозможно без совершенствования двигательной активности. Её формированию способствуют трудовые навыки. Помимо уроков труда, детей можно отдать в различные секции, где они будут учиться создавать что-нибудь своими руками, а также в спортивные кружки. При запоминании, сохранении и воспроизведении определенного порядка движений дети совершенствуют также внимательность, концентрацию и усидчивость.

Тактильная

Мелкой моторике, то есть ощущению и прикосновению, сегодня посвящено очень много внимания как в рамках дошкольной программы и образования младших школьников, так и в методиках работы родителей с малышами. И не зря, ведь тактильная деятельность напрямую связана с работой мыслительных процессов. Развитие памяти у детей дошкольного возраста всегда начинается с умения писать, рисовать, лепить и вырезать. Для дошкольников очень полезно перебирать маленькие предметы – пересыпать или разбирать крупы, играть с мелкими игрушками.

Для улучшения тактильного восприятия эффективно использовать следующее упражнение: на доску наклеить разные по своей структуре и форме материалы (ткань, дерево, бумагу). Учащийся с закрытыми глазами должен на ощупь понять, что перед ним. Как разновидность можно вылепить из пластилина объемную аппликацию или же слова и даже целые фразы для детей постарше.

Другой способ активизации тактильных ощущений – игра «Пощупай меня». Ученику с завязанными глазами предлагается потрогать любой предмет. После чего объект детского исследования необходимо спрятать, глаза развязать, а малышу предложить нарисовать то, что он держал в руках. Кроме моторных навыков, данное задание поможет развить воображение ребёнка.

Когда начинать проводить занятия?


Если Вы задаетесь вопросом «Как помочь ребёнку развить память и внимание?», всегда помните, что разные виды восприятия развиваются постепенно и слишком ранние или же наоборот, запоздалые занятия не принесут ожидаемого эффекта.

Запоминать надолго дети начинают не раньше, чем в 2-2,5 года. В это время можно пробовать разучивать с малышом стихи, рассматривать картинки, учиться лепить, строить, рисовать.

До этого времени можно работать над тактильной и двигательной активностью малыша, над усвоением зрительных образов.

Но, в любом случае, до 5-6-лет усвоение материала у ребёнка имеет непроизвольный характер. И усаживать его за стол, заставляя специально разучивать стихи, не стоит. Лучше проводить все занятия в игровой форме, привлекая наглядно-образное мышление: например, разыграть действие стихотворения или нарисовать образы.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста имеет уже более осмысленный характер. Уже к 5-6 годам он владеет произвольным запоминанием и, при наличии мотивации, способен выполнить задание самостоятельно.


Примеры и особенности занятий

В копилке хороших педагогов имеется несколько универсальных способов, как развивать память и лучше запоминать детям, которые могут оказаться полезными и взрослым. Работая с детьми, родители также тренируют и себя.

  1. Сказка перед сном. Сегодня, в век развития коммуникаций, педагоги бьют тревогу: родители детям не читают. Без ежедневного чтения возникают нарушения внимания и воображения. А вместе с ними и теряется мотивация к чтению у детей в будущем. Ежедневное чтение книг должно стать обязательным ритуалом. Причем видеть родителей, увлеченно читающих свои взрослые книги для маленького наблюдателя не мене важно, чем слушать детские истории.

  2. Игра – лучшее занятие. Возьмите в привычку постоянно увлекать учеников развивающими задачами. Для тех, у кого не хватает времени специально заниматься с ними, такой вариант очень удобен – кучу времени мы находимся в дороге, стоим в очередях, а ведь это время можно потратить на игры в «слова», «отгадай предмет», «найди отличия» и другие. Например, спросите, чем вчерашнее утро отличалось от настоящего, на что похоже облако.

  3. Ассоциации. В том, как развивать память и лучше запоминать детям, лучше всего помогают ассоциации. Для лучшего запоминания непонятных слов помогите малышу представить объект или предмет. Можно разбить его на составляющие и проследить этимологию слова.

  4. Чем позже ваш ребёнок начнет осваивать гаджеты – тем лучше. Конечно, бессмысленно советовать родителям совсем запретить использовать современные компьютерные технологии, но ограничивать школьника зачастую становится просто необходимо. Уже сейчас человек перестает запоминать надолго, поскольку гораздо проще посмотреть информацию в интернете.


Если Вы задумались над вопросом, как развить у ребёнка память и внимание, то это значит, что первый шаг на пути к исправлению ситуации Вы уже сделали. Главное – побольше общайтесь с ним, задавайте вопросы о прошедшем дне, о полученных знаниях, интересуйтесь его жизнью тогда, вместе с хорошим запоминанием, придёт и взаимопонимание. Ежедневные занятия помогут малышу не только лучше справляться с учебой, но и поможет ему стать более успешным человеком в будущем.


Курс развития памяти и внимания у детей

  • сможете держать в памяти все дела, все успевать, расширить профессиональные компетенции и повысить свой статус на работе, осваивать иностранные языки и даже другую профессию без отрыва от работы.
  • Перестанете чувствовать себя неловко из-за забывчивости и будете знать ответна любой вопрос!
  • Сможете обучить этим технологиям ребенка (с 3-го класса).
  • Увеличат концентрацию внимания, станут быстрее сосредотачиваться на задаче
  • Получат важные для развития интеллекта навыки и смогут применять их в учебе, а затем и в работе
  • Будут самостоятельно в разы быстрее делать домашние задания и сэкономят ваши нервы и время
  • Смогут быстро выучить таблицу Менделеева и успешно сдать экзамены
  • улучшат навыки запоминания, смогут освоить компьютер и даже начать учить иностранный язык!
  • Уменьшат риск проявления возрастных изменений мозга.
  • Смогут помогать внукам с домашним заданием или учить стихи!

Что дает курс?

Повышение скорости запоминания любой информации минимум в 3 раза и её сохранение в долговременной памяти

А также:

  • Запоминание классификаций, последовательностей, списков слов, иностранных слов, иероглифов, различных числовых данных.
  • Навыки обучаться новому в 2–3 раза быстрее, лучше структурировать информацию, держать ее в памяти в 5–10 раз дольше и восстанавливать в 4–6 раз быстрее.
  • Мотивацию на самообучение и достижение намеченных целей.
  • Возможность не только использовать техники самостоятельно, но и помочь своему ребенку в обучении.

Программа курса

1

Развитие зрительной памяти. Составление образов

2

Соединение образов

3

Правила повторения информации

4

Итоговое занятие по результатам первых трёх занятий

Смотреть остальные уроки

5

Соединение образов

6

Фонетическое кодирование или ассоциации

7

Фонетическое кодирование и парочки

8

Фонетическое кодирование и парочки

9

Фонетическое кодирование и парочки

10

Технология запоминания иностранных слов

11

Технология запоминания иностранных слов (глаголы, прилагательные)

12

Численно-буквенный код

13

Численно-буквенный код, характеристики

14

Повторение ЧБК и иностранных слов

15

Численно-буквенный код, запоминание дат

16

Численно-буквенный код, запоминание числовой информации

17

Метод последовательного приближения

18

Метод последовательного приближения (запоминание карт и флагов)

19

Метод последовательного приближения (запоминание графической информации)

20

Подведение итогов курса

Автор технологий

Николай Ягодкин

Самый известный в России специалист по технологии обучения и изучения языков

Вы будете владеть технологиями мнемотехнического запоминания:

терминов и определений

классификаций

иностранных
слов

формул
и схем

текстов
дословно

Отзывы

  • «Я в полнейшем восторге научилась запоминать разные виды информации»

    Закончила прохождение курса по развитию памяти. Я в полнейшем восторге. Научилась запоминать разные виды информации, такие как цепочки не связанной между собой информации, таблицы, тексты, картины, карты 200 знаков после запятой числа пи, таблицу Менделеева и т.д.. за очень короткие сроки например: штаты США все 50 всего за 15 минут без единой ошибке и многое другое. Теперь я с легкостью готовлюсь к любому экзамену. У меня появилось много свободного времени, которое я с удовольствием трачу, на любимое дело занятие плаваньем теперь не стоит вопрос, что выбирать учебу или спорт ведь у меня теперь на все хватает времени. Большое спасибо команде «Advance»! «теперь с легкостью могу запоминать информацию!».

    Женя Быкова
  • «Курс интересный и, что еще важнее, крайне полезный!»

    Курс интересный и, что еще важнее, крайне полезный! У меня всегда была очень плохая память, даже дату рождения брата  помнила. Но после первой половины курса поняла, что не в памяти дело — просто я не умела правильно запоминать. Пройдя курс, я смело могу сказать, что пределов у человеческой памяти нет!

    Вика Кузнецова

Бесплатный пробный урок

Специально для этого курса мы разработали бесплатный пробный урок, который поможет вам оценить качество

получить пробный урок

Курс развития памяти и внимания. Семейный

Пошаговые уроки с домашними заданиями для постановки навыка
Уникальные технологии по запоминанию различных типов информации
Мотивация на самообучение и достижение намеченных целей
Обучение в удобное для Вас время, с интенсивностью, которую выбираете Вы сами
Неограниченный доступ к курсу в течение года
Поддержка кураторов на протяжении всего периода обучения
Пошаговые рекомендации по совместным занятиям с ребенком
Количество уроков 20 уроков

3 390 ₽/мес

33 900 ₽

Купить

*можно прибрести по мат. капиталу

Мы — Центр образовательных технологий Advance

13 лет

учим людей раскрывать и развивать свой интеллектуальный потенциал, повышать личную эффективность

1,6 млн

человек приняли участие в наших курсах и семинарах

85 000

человек прошли наши полные курсы

Нас ценят эксперты образования

Благодарственное письмо от Московского государственного университета им. Ломоносова

«… рассчитываем на дальнейшее плодотворное сотрудничество»

Рекомендательное письмо от ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА

«Эксперимент проводился на двух группах»

Отзыв
Московского педагогического университета

«Это, безусловно, полезно
и эффективно»

Отзыв Лицея №17, г. Химки

«Положительная динамика в развитии когнитивных функций»

Встреча с главой Минобрнауки О. Ю. Васильевой

Наши выпускники и глава Минобрнауки

Рекомендательное письмо от директора года

«Методики способствуют развитию самостоятельности»

Благодарность от имени участников проекта «День знаний»

За успешное проведение мастер-класса «Эффективное обучение»

Рекомендательное письмо от школы «Летово»

«Рекомендуем Advance как надежного и компетентного партнера»

Мы развиваем образование

Рекомендательное письмо от Сбербанка

Альфа‑Банк. Благодарственное письмо

Акционерное общество «Финансовая Академия»

«Газпром трансгаз Санкт-Петербург»

В Парке [Будущего]. Благодарственное письмо

Advance. Сертификат соответствия методическим требованиям

Н. А. Ягодкин. Сертификат соответствия методическим требованиям

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

«За вклад в развитие интеллектуального будущего нашей страны»

Cambridge English. Меморандум о сотрудничестве

Участие в выставке

За помощь в организации и проведении Всероссийского Форума

За участие в корпоративном обучающем мероприятии «Неделя развития»

Благодарственное письмо от Российского движения школьников

Сертификат соответствия

СМИ о нас

Технологиями Николая Ягодкина уже в 2012 году заинтересовались федеральные каналы. В этом разделе мы собрали основные репортажи и статьи из экспертных изданий.

Читайте, смотрите — в интервью вы узнаете, что думают Николай Ягодкин и Александр Згода об образовании, обучении, бизнесе и развитии личности!

Первый канал

Николай Ягодкин и Advance на первом канале

Николай Ягодкин в гостях
«АиФ – Петербург»

Телеканал
«78»

О технологии изучения иностранных языков

Английский с нуля за две недели: секреты памяти

«ЧТД» – онлайн-издание про образование и развитие взрослых

Телеканал
«ТВ Центр»

Как удержать в голове большой объём информации?

Телеканал
«Санкт-Петербург»

Английский как инвестиция и о центре Advance

Дело его жизни:
Николай Ягодкин

«ПОнедельник» – Интернет-журнал
о бизнесе, карьере и образовании

РБК

Какой иностранный язык учить после английского

Мы используем файлы cookie. Вы&nbspне&nbspпротив?

Мозг: Внимание | Энциклопедия раннего развития детей


1Келли С. Рот, доктор философии, 2Стефания Конте, доктор философии,  1 Грег Д. Рейнольдс, доктор философии, 2Джон Э. Ричардс, доктор философии
1 Факультет психологии, Университет Теннесси, США
2 Факультет психологии, Университет Южной Каролины, США
, испр. ред.

PDF-версия

Введение

Внимание выполняет несколько функций, связанных с обработкой информации. Он выбирает определенные события или объекты в окружающей среде, на которых нужно сосредоточиться, и поддерживает фокус на интересующем объекте, пока обрабатывается информация, предоставленная этим объектом. Кроме того, пока внимание сосредоточено на одном объекте, переключение внимания на отвлекающие факторы подавляется. Эти аспекты внимания демонстрируют серьезные изменения в развитии на протяжении всего младенчества.

Субъект

Считается, что у младенцев внимание меняется с возрастом одновременно с изменениями в работе мозга. Модели внимания в раннем развитии основаны на поведенческих данных у младенцев человека, объединенных с данными об изменениях в функции мозга взрослых людей, не являющихся людьми и людьми, или клинических популяций. 1-7 На многие из этих моделей повлияло исследование Шиллера 8 , посвященное системам движения глаз у нечеловеческих приматов. Предполагается, что у младенцев от рождения до двухмесячного возраста движения глаз в основном управляются «рефлекторной системой», в значительной степени находящейся под влиянием примитивных областей мозга, расположенных под корой головного мозга (т. е. подкорковых). Таким образом, движения глаз и зрительное внимание обычно рефлекторны в раннем младенчестве. В возрасте от трех до шести месяцев добровольная ориентировочная сеть становится функционально зрелой. Эта сеть включает области теменной и височной коры, а также лобные поля глаза и участвует в способности произвольно переключать зрительное внимание с одного стимула на другой. 9-11 Через шесть месяцев передняя сеть внимания (или исполнительная система внимания) становится функциональной, поскольку области в префронтальной коре и передней поясной коре начинают играть значительную роль в поддержании зрительного внимания, подавляя при этом переключение внимания на дистракторы.

Проблемы

Традиционно зрительное внимание и развитие мозга младенцев измеряли с помощью показателей времени взгляда и отслеживания взгляда во время «задач с маркерами». Это поведенческие задачи, для которых четко определены задействованные области мозга, поэтому их можно использовать для косвенного изучения развития мозга у младенцев и детей. 12 Вместо этого Ричардс и его коллеги 13,14 предполагают, что интеграция прямых физиологических показателей мозговой активности дает более полную картину развития внимания. Большинство основных подходов к прямому измерению активности коры головного мозга (например, позитронно-эмиссионная томография, функциональная магнитно-резонансная томография) не могут быть использованы с участием младенцев из-за этических и/или практических соображений. Как спектроскопия ближнего инфракрасного диапазона (NIRS), так и электроэнцефалография (ЭЭГ) могут измерять нейронные реакции во время когнитивных задач у детей. Более того, методы локализации источника позволяют реконструировать нейронные генераторы активности, зарегистрированной на коже головы. Мы описываем, как эти методы могут быть применены для отслеживания развития активности мозга младенцев.

Контекст исследования

Внимание младенцев измеряется в лаборатории с использованием времени взгляда, частоты сердечных сокращений и электроэнцефалограммы (ЭЭГ). 15-18 Частота сердечных сокращений младенцев устойчиво снижается в периоды концентрации внимания, что вызвано активностью ствола головного мозга. 19 ЭЭГ измеряет электрическую активность, которая генерируется в головном мозге с помощью электродов на коже головы. Потенциалы, связанные с событием (ERP), — это зафиксированные во времени изменения в ЭЭГ, возникающие в ответ на определенное событие или задачу. Алгоритмы локализации источника можно использовать для определения того, какие области мозга являются вероятными источниками электрической активности ЭЭГ/ВП или ответа, зависящего от уровня кислорода в крови (ЖИРНЫЙ) NIRS, измеренного на коже головы. 16-18,20 Этот подход может обеспечить более прямое измерение активности мозга младенцев, связанной с вниманием.

Ключевые вопросы исследования

Ключевые вопросы исследования, решаемые в рамках этого направления работы, заключаются в том, какие области мозга участвуют в контроле внимания у младенцев, изменяются ли области, участвующие в контроле внимания, в ходе развития младенца, и определяются ли электрофизиологические показатели внимания согласуются с поведенческими показателями внимания. В конечном счете, все эти вопросы связаны с необходимостью узнать больше об отношениях между мозгом и поведением в младенчестве, сосредоточив внимание на растущем поле прямых нейрофизиологических измерений.

Недавние результаты исследований

В исследованиях ERP младенцев компонент, помеченный как Negative Central (Nc), более активен после характерных стимулов и, вероятно, связан с вниманием. 15,21,22 Reynolds and Richards 16 Обнаруженные области мозга, вовлеченные в компонент Nc, расположены в пределах префронтальной коры и передней поясной извилины. Помните, что это области, связанные с исполнительной системой внимания. Амплитуда компонента Nc увеличивается с возрастом, что указывает на повышенную активность префронтальной коры, связанную с вниманием, в младенчестве. 15,23,24 Это соответствует усилению произвольного контроля внимания, демонстрируя, что компонент Nc можно использовать для индексации вовлечения внимания в мозг. 25 Младенцы, как правило, предпочитают новые стимулы, 26 показывают увеличенную продолжительность взгляда и повороты головы на новые лица по сравнению со знакомыми лицами. 27 При повторении стимула компонент Nc показывает снижение амплитуды. 28 Например, младенцы, привыкшие к одной категории лиц, проявляют большую амплитуду Nc к новым лицам по сравнению со знакомыми лицами. 29 Эта чувствительность к лицам связана с состояниями внимания, определяемыми частотой сердечных сокращений. Младенцы демонстрируют большую амплитуду Nc во время периодов внимания, определяемых частотой сердечных сокращений, при просмотре лиц по сравнению с объектами, и они демонстрируют большую амплитуду Nc в целом во время состояний внимания по сравнению с состояниями невнимательности. 24,30 В совокупности эти результаты демонстрируют согласованность между поведенческими, сердечными и нейронными коррелятами (т. е. ERP и источниками) внимания младенцев. В последнее время анализ источников ЭЭГ стал применяться для исследования различных механизмов внимания 9.0004 31-33 и обработка лица 24,30 и языка 34,35 , что свидетельствует о важности этого метода как метода визуализации для исследования развития нервной системы.

Пробелы в исследованиях

Хотя применение анализа источника к данным ERP младенцев представляет собой важный шаг в измерении активности мозга младенцев, связанной с вниманием, еще многое предстоит сделать. Модели анализа источников для педиатрических популяций становятся более точными благодаря реалистичному описанию анатомии головы, обеспечиваемому структурной МРТ. Шаблоны МРТ, соответствующие возрасту, необходимые для точного исследования источника 36 доступны в базе данных МРТ нейроразвития. 37 Эти шаблоны были успешно использованы для реконструкции нейронных генераторов сигналов ЭЭГ и БИКС во время задач на внимание. 16,18,31–33,38 Дальнейшее применение этого подхода необходимо для лучшего понимания изменений внимания, связанных с развитием. Кроме того, необходимо добиться дальнейшего прогресса в разработке новых процедур для одновременного измерения поведенческих и нейронных коррелятов внимания младенцев. До тех пор, пока эти пробелы в исследованиях не будут устранены, наши знания об активности мозга младенцев и отношениях между мозгом и поведением будут ограничены методологическими ограничениями.

Выводы

Существует богатая история поведенческих исследований развития внимания в младенчестве. Кроме того, несколько ученых, работающих в этой области, предложили модели развития мозга младенцев, объединив поведенческие результаты исследований младенцев с исследованиями развития мозга у животных и взрослых. 1-7 Хотя многие из моделей могут точно описывать ход развития мозга младенцев по отношению к вниманию, в настоящее время модели остаются непроверенными из-за методологических ограничений. Однако был достигнут значительный прогресс, и теперь мы знаем, что существует согласованность между обычно используемыми поведенческими, сердечными и электрофизиологическими коррелятами внимания младенцев. 15,17 Мы сделали первый шаг в выявлении областей мозга, связанных с когнитивным развитием, продемонстрировав, что области префронтальной коры и передней части поясной извилины участвуют во внимании младенцев. 16-18,30,31,33 Также были разработаны шаблоны для младенцев, что позволило нам перейти от использования шаблонов для взрослых к интерпретации данных по младенцам. 37 Новые исследования могут быть сосредоточены на таких особенностях, как индивидуальная изменчивость и нейродивергентные популяции, теперь, когда у нас есть прочная основа. 39 Мы уверены, что исследования развития мозга и внимания младенцев будут продолжаться.

Выводы

Одно из основных следствий исследований детского внимания связано с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В настоящее время считается, что СДВГ затрагивает примерно 10% детей школьного возраста. 40 Симптомы СДВГ включают плохой контроль внимания, невнимательность, гиперактивность, плохой контроль импульсов и проблемы с управлением поведением. Имеющиеся данные указывают на то, что невнимательный аспект СДВГ может быть связан с дефицитом произвольной сети ориентации, тогда как гиперактивный аспект СДВГ может быть связан с плохо функционирующей исполнительной системой внимания. 41,42 У детей с СДВГ наблюдается задержка развития толщины коры 42 в префронтальной коре, а также измененное функционирование исполнительного внимания и сетей пассивного режима. 43 Эти системы включают в себя префронтальную кору и переднюю часть поясной извилины, области, определенные в наших исследованиях внимания младенцев как источники корковой активности, связанной с вниманием. 16,17  СДВГ обычно не проявляется у больных детей до школьного возраста. Этих детей могут направить к специалистам в области здравоохранения в связи с проблемами, связанными с контролем своего поведения в классе. Было бы идеально иметь более ранний метод выявления детей с риском развития СДВГ. Перспективой фундаментальных исследований детского внимания и развития мозга является потенциальная идентификация атипичных паттернов развития младенцев, которые могут предсказать более позднее начало СДВГ.

Ссылки

  1. Бронсон Г.В. Рост зрительных способностей: данные по моделям сканирования младенцев. Достижения в исследованиях младенчества . 1997; 11:109-142.
  2. Коломбо Дж. О нервных механизмах, лежащих в основе развития и индивидуальных различий в зрительной фиксации в младенчестве: две гипотезы. Обзор развития . 1995;15(2):97-135. doi:10.1006/древ.1995.1005
  3. Капюшон БМ. Сдвиги зрительного внимания у младенцев: нейробиологический подход. В: Rovee-Collier C, Lipsitt LP. Успехи в исследованиях младенчества . Том 9. Норвуд, Нью-Джерси: ABLEX Pub. Корп.; 1995:163-216.
  4. Джонсон М.Х. Созревание коры и развитие зрительного внимания в раннем детстве. Журнал когнитивной неврологии . 1990;2(2):81-95. doi:10.1162/jocn.1990.2.2.81
  5. Маурер Д., Льюис Т.Л. Открытая ориентация на периферические раздражители: нормальное развитие и основные механизмы. В: Ричардс Дж. Э., изд. Когнитивная неврология внимания: перспектива развития . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Пресс; 1998: 51-102.
  6. Познер М.И. Ориентация внимания. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 1980;32(1):3-25. дои: 10.1080/00335558008248231
  7. Ричардс Дж. Э. Развитие систем внимания. В: Де Хаан М., Джонсон М., ред. Когнитивная неврология развития. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press; 2002.
  8. Шиллер PH. Модель для генерации визуально управляемых саккадических движений глаз. В: Роуз Д., Добсон В.Г., ред. Модели зрительной коры. Чичестер, Нью-Йорк: Джон Уайли; 1985: 62-70.
  9. Познер М.И. Внимание в когнитивной нейробиологии: обзор. В: Газзанига М.С., изд. Когнитивные нейронауки. Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 1995:615-624.
  10. Познер М.И., Петерсен С.Е. Система внимания человеческого мозга. Ежегодный обзор неврологии . 1990;13(1):25-42. doi:10.1146/annurev.ne.13.030190.000325
  11. Петерсен С.Э., Познер М.И. Система внимания человеческого мозга: 20 лет спустя. Ежегодный обзор неврологии. 2012;35(1):73-89. doi:10.1146/annurev-neuro-062111-150525
  12. Ричардс Дж. Э. Развитие зрительного внимания и головного мозга. В: де Хаан М., Джонсон М.Х., ред. Когнитивная нейронаука развития. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press; 2003:73-98.
  13. Ричардс Дж. Э. Внимание в мозгу и раннем младенчестве. В: Джонсон С.П., изд. Неоконструктивист: новая наука о когнитивном развитии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2010:3-31.
  14. Ричардс Дж. Э., Хантер СК. Тестирование нейронных моделей развития зрительного внимания у младенцев. Психобиология развития. 2002;40(3):226-236. дои: 10.1002/dev.10029
  15. Ричардс Дж. Э. Внимание влияет на распознавание кратко представленных визуальных стимулов у младенцев: исследование ERP. Развитие науки . 2003;6(3):312-328. дои: 10.1111/1467-7687.00287
  16. Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Ознакомление, внимание и память узнавания в младенчестве: связанный с событием потенциал и исследование локализации коркового источника. Психология развития. 2005;41(4):598-615. дои: 10.1037/0012-1649.41.4.598
  17. Рейнольдс Г.Д., Кураж М.Л., Ричардс Дж.Э. Внимание младенцев и зрительные предпочтения: сходящиеся свидетельства поведения, потенциалы, связанные с событиями, и локализация коркового источника. Психология развития . 2010;46(4):886-904. дои: 10.1037/a0019670
  18. Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Локализация коркового источника младенческого познания. Нейропсихология развития . 2009;34(3):312-329. дои: 10.1080/87565640
  19. 1890
  20. Ричардс Дж. Э., Кейси Б. Дж. Развитие устойчивого зрительного внимания у младенцев. В: Кэмпбелл Б.А., Хейн Х., Ричардсон Р., ред. Внимание и обработка информации у младенцев и взрослых: перспективы исследований на людях и животных. Хиллсдейл, штат Нью-Джерси, Лоуренс Эрлбаум; 1992:30-60.
  21. Ллойд-Фокс С., Ричардс Дж. Э., Блази А., Мерфи Д. Г. М., Элвелл К. Э., Джонсон М. Х. Совместная регистрация функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области с нижележащими областями коры у младенцев. Нейрофотоника . 2014;1(2):025006. doi:10.1117/1.nph.1.2.025006
  22. Courchesne E, Ganz L, Norcia A. Потенциалы мозга, связанные с событиями, для человеческих лиц у младенцев. Развитие ребенка . 1981;52(3):804-811. дои: 10.2307/1129080
  23. Де Хаан М., Нельсон, Калифорния. Распознавание лица матери шестимесячными младенцами: нейроповеденческое исследование. Развитие ребенка . 1997;68(2):187-210. doi:10.1111/j.1467-8624.1997.tb01935.x
  24. Уэбб С.Дж., Лонг Д.Д., Нельсон, Калифорния. Продольное исследование потенциалов, связанных со зрительными событиями, на первом году жизни. Развитие науки . 2005;8(6):605-616. doi:10.1111/j.1467-7687.2005.00452.x
  25. Конте С., Ричардс Дж. Э., Гай М. В., Се В., Робертс Дж. Э. Реакции головного мозга, чувствительные к лицу, в первый год жизни. Нейроизображение . 2020;211:116602. doi:10.1016/j.neuroimage.2020.116602
  26. Мужество М.Л., Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Внимание младенцев к шаблонным стимулам: изменение развития от 3 до 12 месяцев. Развитие ребенка . 2006;77(3):680-695. doi:10.1111/j.1467-8624.2006.00897.х
  27. Фантц РЛ. Визуальный опыт у младенцев: снижение внимания к знакомым образцам по сравнению с новыми. Наука . 1964; 146(3644):668-670. doi:10.1126/наука.146.3644.668
  28. Рейнольдс Г.Д., Рот К.С. Развитие искажений внимания к лицам в младенчестве: перспектива систем развития. Границы психологии. 2018;9:222. doi:10.3389/fpsyg.2018.00222
  29. Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Визуальное внимание младенцев и повторение стимулов влияют на распознавание объектов. Развитие ребенка . 2019;90(4):1027-1042. дои: 10.1111/cdev.12982
  30. Диксон К.С., Рейнольдс Г.Д., Романо А.С., Рот К.С., Штумпе А.Л., Гай М.В., Мостеллер С.М. Нейронные корреляты индивидуации и категоризации лиц других видов в младенчестве. Нейропсихология . 2019;126:27-35. doi:10.1016/j.neuropsychologia.2017.09.037
  31. Гай М.В., Зибер Н., Ричардс Дж.Э. Корковое развитие специализированной обработки лица в младенчестве. Развитие ребенка . 2016;87(5):1581-1600. doi:10.1111/cdev.12543
  32. Се В., Маллин Б.М., Ричардс Дж.Е. Развитие функциональной связности мозга и ее связь с устойчивым вниманием младенцев в первый год жизни. Развитие науки . 2019;22(1):e12703. дои: 10.1111/указ.12703
  33. Се В., Ричардс Дж. Э. Взаимосвязь между скрытой ориентацией младенцев, устойчивым вниманием и мозговой активностью. Топография мозга. 2017;30(2):198-219. doi: 10.1007/s10548-016-0505-3
  34. Се В., Маллин Б.М., Ричардс Дж.Е. Развитие устойчивого внимания младенцев и его связь с колебаниями ЭЭГ: исследование анализа ЭЭГ и коркового источника. Развитие науки . 2018;21(3):e12562. дои: 10.1111/указ.12562
  35. Хямяляйнен Й.А., Ортиз-Мантилла С., Бенасич А.А. Локализация источника потенциалов, связанных с событием, для изменения высоты тона, нанесенная на карту МРТ, соответствующей возрасту, в возрасте 6 месяцев. Нейроизображение . 2011;54(3):1910-1918. doi:10.1016/j.neuroimage.2010.10.016
  36. Ортис-Мантилла С., Хямяляйнен Ю.А., Бенасич А.А. Преобразование генераторов ERP во времени в слоги у младенцев: исследование локализации источника с использованием соответствующих возрасту шаблонов мозга. Нейроизображение . 2012;59(4):3275-3287. doi:10.1016/j.neuroimage.2011.11.048
  37. Ричардс Дж. Э. Реалистичные модели корковых источников ERP . Неопубликованная рукопись. 2006.
  38. Ричардс Дж. Э., Се В. Мозг для всех возрастов: структурное развитие нервной системы у младенцев и детей с точки зрения всей жизни. Успехи в развитии и поведении детей . 2015;48::1-52. doi:10.1016/bs.acdb.2014.11.001
  39. Bulgarelli C, de Klerk CCJM, Richards JE, Southgate V, Hamilton A, Blasi A. Траектория развития лобно-височно-теменной связи как показатель сети режима по умолчанию: продольное исследование fNIRS. Картирование человеческого мозга. 2020;41(10):2717-2740. дои: 10.1002/hbm.24974
  40. Норейка В. , Георгиева С., Васс С., Леонг В. 14 проблем и их решения для проведения социальной нейробиологии и продольных исследований ЭЭГ у младенцев. Поведение и развитие младенцев. 2020;58:101393. doi:10.1016/j.infbeh.2019.101393
  41. Даниэльсон М.Л., Битско Р.Х., Гандур Р.М., Холбрук Дж.Р., Коган М.Д., Блумберг С.Дж. Распространенность диагноза СДВГ по сообщениям родителей и связанного с ним лечения среди детей и подростков в США, 2016 г. Журнал клинической детской и подростковой психологии . 2018;47(2):199-212. дои: 10.1080/15374416.2017.1417860
  42. Аман С.Дж., Робертс Р.Дж., Пеннингтон Б.Ф. Нейропсихологическое исследование основного дефицита при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: теории лобной доли против правой теменной доли. Психология развития . 1998;34(5):956-969. дои: 10.1037/0012-1649.34.5.956
  43. Шоу П., Экстранд К., Шарп В., Блюменталь Дж., Лерх Дж. П., Гринштейн Д., Класен Л., Эванс А., Гидд Дж., Рапопорт Дж. Л. Синдром дефицита внимания/гиперактивности характеризуется задержкой созревания коры головного мозга. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2007;104(49):19649-19654. doi:10.1073/pnas.0707741104
  44. Познер Дж., Парк С., Ван З. Соединение точек: обзор МРТ-исследований связи в состоянии покоя при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. Нейропсихологический обзор. 2014;24(1):3-15. doi: 10.1007/s11065-014-9251-z

Как цитировать эту статью:

Roth KC, Conte S, Reynolds GD, Richards JE . Внимание и раннее развитие мозга. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/brain/according-experts/attention-and-early-brain-development. Обновлено: сентябрь 2020 г. По состоянию на 9 октября 2022 г.

Текст скопирован в буфер обмена ✓

Развитие памяти — Better Kid Care — Penn State Extension

«Я думала о прошлом, когда мой папа был здесь» — Анна Перл, 3 года, описывает воспоминание

С первым вздохом жизни появляется возможность мыслить в обратном направлении или развивать память. Важно, чтобы у нас было понимание памяти и объема памяти. Объем памяти ребенка — это не обязательно размер его памяти, а то, сколько дети могут сделать со своей памятью. Хотя маленькие дети чрезвычайно способны во многих отношениях, объем их памяти ограничен в раннем развитии памяти.

Хотя исследования показали, что очень маленькие дети могут вспоминать воспоминания с конкретными деталями, для того, чтобы воспоминания стали автобиографическими или, скорее, частью истории жизни ребенка и реальными для них, в первую очередь должно быть развито чувство себя и личной идентичности. Дети не полностью развивают чувство собственного достоинства, как правило, до 1,5 или 2 лет. Наличие ощущения себя, «я», отдельного от других, дает место для организации памяти и развития личного смысла.

Хотя в младенчестве память не полностью развита, ранний детский период (от рождения до 8 лет) важен для формирования и развития памяти. Взгляд на развитие памяти дает новый способ думать и планировать для детей. Развитие памяти не только возвращает вас к опыту, имеющему смысл, но и представляет собой сложную когнитивную способность, которая важна во многих аспектах мышления и обучения, таких как язык и грамотность, планирование, следование указаниям, решение проблем, размышление, воображение и общая способность формировать положительное ощущение себя.

Запоминание начинается с понимания. Дети узнают о памяти, разговаривая с другими и переживая жизненные события в своем окружении. Если дети переживают события, которые они не полностью понимают, они с меньшей вероятностью запомнят это событие (или правильно припомнят события). Взрослые играют важную роль в том, чтобы помочь детям понять и запомнить. Самая важная роль для взрослых заключается в обеспечении отзывчивого, радостного и заботливого взаимодействия с детьми. Еще один важный, но простой способ помочь взрослым — это рассказывать истории и рассказы о событиях, особенно тех, которыми они поделились с детьми. Поступая таким образом, взрослый может вернуться к событиям, вызвать мысли и даже помочь детям вспомнить то, что они не могут вспомнить. По сути, взрослый реконструирует общую память.

Развитие речи

Язык помогает понять и сформировать память. Взрослые могут развивать язык с детьми, рассказывая истории, пересказывая события и задавая вопросы, связанные с опытом детей. Вопросы, которые касаются того, что, где, когда, почему и как, помогают детям собрать детали, описания и эмоции, связанные с опытом. В конце концов, дети будут задавать себе те же вопросы, что и взрослые. Когда дети смотрят внутрь себя, задают вопросы и пытаются понять свои мысли, они формируют воспоминания.

Развитие воображения

Чтобы дети могли воображать, они должны использовать информацию, хранящуюся в мозгу (вещи, которые они помнят и понимают). Когда происходит воображение, происходит перекомпоновка деталей по-новому. Наряду с развитием языка взрослые могут развивать детскую творческую игру, используя реквизит, материалы и фотографии — все, что может вызвать связь как с прошлыми воспоминаниями, так и сформулировать новые воображаемые идеи. Инструменты и материалы для рисования также являются хорошей поддержкой для документирования, организации и иллюстрации прошлых и будущих идей.

Направляющее поведение

Чтобы следовать указаниям и помнить правила в классе, дети должны уметь обрабатывать информацию. Чтобы обрабатывать информацию, дети должны классифицировать, понимать и реагировать на сообщение, которое дает им взрослый. Прежде чем они смогут обработать сообщение, все части сообщения должны быть поняты. Поскольку у детей ограниченный объем памяти, они могут пропустить часть сообщения или даже все, если им нужно обработать слишком много вещей одновременно.

Взрослые могут помочь детям запомнить и выполнить то, что мы от них просим, ​​давая простые и эффективные указания, например: «Пожалуйста, поставьте книги на книжную полку» вместо «Давайте убирать». Используйте четкие указания, что делать, а что не делать. Например, лучше попросить детей «пожалуйста, идите», а не «не бегайте».

Также помогает, когда взрослые четко объясняют «почему» того или иного направления. Например, когда детей просят убрать книги, мы можем объяснить: «Нам нужно поставить наши книги обратно на полку, чтобы мы могли найти их завтра». Ребенку не нужно использовать какую-либо память, чтобы задаться вопросом, почему он должен убрать книги, и он может сосредоточиться на задаче, а не на «почему».

Такие рутинные действия, как уборка, также могут помочь детям сформировать память. Повторяя поведение, база знаний детей увеличивается и становится более организованной. Благодаря повторяющимся действиям дети могут полностью обрабатывать информацию. Ответы запоминаются и становятся более автоматическими. Держите процедуры простыми и последовательными. Разбивайте действия на этапы и вводите этапы постепенно.

Взгляд на развитие памяти помогает практикующим врачам преднамеренно предоставить детям возможность начать мыслить в обратном направлении, развить эффективную память, приобрести навыки во всех областях развития, а также предоставляет ресурсы для выращивания значимых жизненных историй, которыми можно поделиться.

Каталожные номера:

  • Ева Мардер, доктор философии. ; Майкл С. Газзанига, доктор философии; Махлон Р. Делонг, доктор медицины; и Томас Вихманн, доктор медицинских наук, Отчет о ходе исследований мозга за 2008 г.

    .

 

 

 

СОВЕТЫ 13-9

Внимание!: что это такое, как оно развивается и как улучшить его у детей все остальные вещи, которые могут вас отвлечь. Это то, что позволяет нам идти по улице, не натыкаясь на фонарные столбы, написать сообщение в блоге, даже если в другой комнате ревет телевизор. Для детей внимание очень важно для обучения и достижения успехов как в учебе, так и в общении в школе. Если ребенок не обращает внимания на учителя, ему может быть трудно, например, научиться читать.

Как развивается внимание? У новорожденных очень ранняя форма внимания называется «ориентация на стимул». Если младенец слышит шум, он смотрит или поворачивает голову в его сторону. Такое внимание довольно непроизвольно. Он контролируется областью мозга, называемой теменной областью.

По мере того, как дети становятся старше, они начинают сознательно сосредотачиваться на вещах в течение более продолжительных периодов времени. Это называется устойчивым вниманием. Развитие и постоянное совершенствование устойчивого внимания продолжается на протяжении всего детства.

Наиболее произвольная часть внимания называется исполнительной функцией. Эти процессы позволяют детям сосредоточиться на задачах, сделать что-то менее веселое, даже если они на самом деле этого не хотят, планировать и контролировать импульсы. Эти процессы внимания контролируются в основном префронтальной корой головного мозга. Для их полного развития требуется много времени, и они все еще меняются по мере того, как дети переходят в поздний подростковый возраст.

Глядя на эти разные уровни развития, вы можете думать о внимании как о мышце. Все начинается с малого и не совсем под контролем ребенка. Со временем оно «крепнет», и ребенок может лучше контролировать собственное внимание. Подобно мышце, ребенок также может укрепить свое внимание, «упражняя» его, например, тренируя фокусировку на задачах.

Итак, как вы можете помочь детям развить способность концентрировать внимание? Вот несколько предложений:

  • Читать книги . Чтение полезно для многих вещей, включая внимание. Когда дети младенцы и малыши, вы можете читать им, указывая на интересные вещи в картинках. Это помогает им развивать свои способности добровольно сосредотачиваться на страницах. По мере того, как дети становятся старше, они могут начать читать вам и развивать свою способность концентрировать внимание на все более и более длительные периоды времени. Вы хотите начать с небольшого количества времени для младенцев и детей ясельного возраста и удлинить время, когда дети становятся старше. Одно практическое правило для дошкольников заключается в том, что они должны быть в состоянии сконцентрироваться на одном задании в течение двух-пяти минут в год. Таким образом, средний 4-летний ребенок может концентрироваться от 8 до 20 минут. Но здесь есть большие различия, и дети развиваются с разной скоростью. Также количество времени, которое дошкольник может уделить внимание, будет зависеть от того, насколько сложная задача. Так что не беспокойтесь, если вашему ребенку 4 года, и он сосредотачивается всего 5 минут. Вы можете помочь им тренировать эту мышцу внимания.

 

  • Делайте занятия интересными . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сосредоточился на задаче, полезно, если она интересна. Даже младенцы устают смотреть на одно и то же снова и снова. Они «привыкают» и отводят взгляд. Это не означает, что вам обязательно нужны клоуны и фейерверки, чтобы поддерживать интерес вашего ребенка. Но, особенно если то, что вы хотите, чтобы они сделали, сложно, например, уборка их комнаты, смешивание вещей может облегчить им дальнейшую работу. Таким образом, для уборки комнаты они могут устраивать «гонки», чтобы убрать все блоки и посмотреть, как быстро они это сделают. Затем посмотрим, смогут ли они убрать лего быстрее. И помните, когда ваш ребенок хорошо справляется с концентрацией внимания на чем-то сложном, вы хотите подкрепить его!

 

  • Сведите к минимуму отвлекающие факторы . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сосредоточился или попрактиковался в сосредоточении внимания на задаче, вы должны убедиться, что вокруг него не происходит много других вещей, которые будут конкурировать за его внимание. Опять же, чем сложнее или сложнее то, на что вы хотите, чтобы они обратили внимание, тем меньше отвлекающих факторов они смогут игнорировать. Думайте о внимании как о кувшине, полном воды: все, что находится вокруг кувшина, может истощить немного воды, а самые простые, самые громкие или самые красочные предметы будут истощать больше всего. Поэтому, если вы пытаетесь научить свою дочь писать свое имя, а на заднем плане работает телевизор, это, скорее всего, отнимет у нее больше внимания, чем более сложная задача письма.

 

  • Играть в игры . Многие детские игры хороши для развития внимания. Хорошим примером является игра «Память». Дети должны сосредоточиться на карточках, чтобы выяснить, где находятся пары. Или попробуйте что-то вроде Red Light/Green Light. Лидер поворачивается спиной к другим детям и говорит: «Зеленый свет!» Дети могут двигаться к ведущему, пока он не повернется и не скажет «Красный свет!» Тот, кто не останавливается, когда ведущий говорит «красный свет», выбывает из игры. Ребенок, который первым доберется до ведущего, становится новым ведущим. Это помогает с вниманием, потому что дети, которые двигаются, должны смотреть, чтобы увидеть, когда ведущий собирается повернуться.

 

  • Объясните , как выглядит . Иногда мы предполагаем, что дети понимают, что мы имеем в виду, когда просим их быть внимательными. Но они могут быть не уверены, КАК обращать внимание. Один из способов объяснить, как обращать внимание, звучит так: « Чтобы обратить внимание, нужно пять вещей (покажи 5 пальцев): твои глаза смотрят на меня, твой рот тих, твое тело спокойно, твои уши слушают, а твой нос дышит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *