Виктимное поведение психология жертвы: ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — Старовольская начальная школа Пружанского района

Содержание

Виктимное поведение, или Как мы сами притягиваем неприятности к себе

11 апреля 2015 г., 11:49

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Виктимность, виктимное поведение (от англ. victim – жертва) – предрасположенность человека попадать в ситуации, связанные с опасностью для его жизни и здоровья. В частности, это действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. Более мягкий вариант – это действия человека, которые усиливают вероятность того, что он попадет в какую-нибудь прескверную ситуацию.

Феминистки протестуют против этого термина, настаивая, что виктимология оправдывает насилие, перенося часть вины на жертву, которая-де из-за неосторожного поведения «сама виновата». Благодаря усилиям феминисток термин «виктимность« стал реже использоваться в западной криминалистике, но быстро перекочевал в жаргон психологов для описания бездумного и провокативного поведения людей, устраивающих себе серьезнейшие неприятности на пустом месте.

В отличие от мазохиста, человек с виктимным поведением не хочет испытывать страдания, но устраивает себе неприятности просто потому, что часто живет «без головы« и совершает элементарные поведенческие ошибки. Какие?

Беспомощное поведение

Наглые мужики пристают к самым разным женщинам, но чаще всего к тем, кто, как они чувствуют, будут от этого дрожать и бояться. Беспомощность жертвы притягивает наглеца и насильника.

Американский профессор Бетти Грейсон провела любопыт­ный эксперимент. Она предъявила си­дящим в разных тюрьмах и абсолютно не связанным между собой преступникам видеопленки с изображением иду­щих по улице людей. Это были простые прохожие, принадлежащие к различ­ным социальным и возрастным груп­пам и не знавшие, что их снимают. То есть, они вели себя абсолютно естест­венно, и видеозапись отражала реаль­ную сцену из жизни. Исследователи предложили заключенным определить, кого из изображенных на пленке они выбрали бы в качестве своих жертв. Поразительно, но факт: большинство указали на одних и тех же людей. Идеальный объект для нападе­ния выглядит приблизительно так: сутулые плечи, скованные движения, вя­лый, потухший, избегающий контакта взгляд, опущенная голова, неуклюжая плетущаяся походка. Показательна и степень вовлеченности в окружающий мир – человек, погрузившийся в глубо­кие размышления и не замечающий, что творится вокруг него, легко уязвим.

Итого: если девушка застывает от ужаса, вся трясется, но молчит или беспомощно отмахивается от наглых приставаний, это как раз то поведение, которое более всего привлекает тех, кто этим развлекается. К уверенным женщинам, которые на приставание способны спокойно повернуть голову и сказать: «Мужчина, у вас какие-то трудности?«, пристают существенно реже.

Мораль – осваивайте спокойное присутствие, учитесь уверенному поведению. Полезнейшие навыки!

Провокации, или элементарная неосторожность в криминогенных ситуациях

Если вы на улице имеете обыкновение доставать огромную пачку денег и размашисто ее пересчитывать, то ваши шансы на то, что кого-то это заинтересует и вас, в конце концов, огреют по голове и отберут ваши денежки – шансы на такое событие возрастают. Девушки, которые садятся поздно вечером в случайные машины или тем более голосуют на безлюдной дороге в три часа ночи, более виктимны, чем другие девушки, которые уже в шесть часов вечера возвращаются домой на троллейбусе.

Даже привычка девушки пристально смотреть в глаза мужчинам, не разбираясь, что это за мужчина и как он может это расшифровать, по крайней мере, в российской действительности, может сослужить ей дурную службу.

Вообще, очень важно не встречаться взглядом с подозрительным, выказывающим агрессивные намерения субъектом. Эту нехитрую рекомендацию дал большой знаток психологии животных Конрад Лоренц. В своей книге «Кольцо царя Соломона» он писал, что при встрече с незнакомой собакой ни в коем случае нельзя пристально смотреть ей в глаза. Животное воспринимает такой взгляд как вызов и часто спешит отреагировать агрессивно. Преступник, обуреваемый примитивными инстинктами, в чем-то подобен животному. Так что ни четвероногого, ни двуногого зверя лучше таким способом не дразнить.

Взгляд глаза в глаза между любящими людьми – объяснение в любви, а пристальный взгляд девушки в сторону незнакомого мужчины большинство мужчин воспринимает как приглашение к активному знакомству. Девушка не подумала, а мужчина уже возбудился. Как будем эту ситуацию разруливать?

Агрессия на агрессию

Сильные люди обычно вежливы с незнакомцами. Это обычный эволюционный механизм, описанный еще профессором-этологом В. Дольником в книге «Непослушное дитя биосферы», где он анализировал, почему наиболее жестокие драки происходят во время брачного периода у слабых животных, в то время как животные, способные легко убить противника своего вида, обычно ограничивают ритуальные бои вежливыми бесконтактными танцами. Голуби заклевывают конкурентов до крови, а змеи лишь стоят друг перед другом на хвостах, покачиваясь, но вовсе не стремясь вонзить в соперника свои ядовитые зубы. А все потому, что, веди себя змеи иначе, скоро бы на планете вообще не осталось змей, кроме ужиков. У нас – то же самое. Сильные и легко впадающие в ярость люди очень скоро выясняют, что в социуме умение вести себя приятно куда важнее умения отрывать противникам головы (а те, кто не выясняют, очень скоро оказываются либо в тюрьме, либо на кладбище). Неумение контролировать свою агрессию будет виктимным поведением для такого человека.

Спокойно извиниться, когда вас толкнули, гораздо вежливее и просто разумнее, чем толкать человека в ответ и начинать разборки.

Самоубийственная ревность

Удивительно, но самые ревнивые мужчины выбирают самых непостоянных девушек, а не самые постоянные девушки развлекают себя связями с очень ревнивыми мужчинами. Что тут сказать? Кого будут убивать эти мужчины – себя или девушку, сказать трудно; а вы примите свое решение – оно вам надо?

Экстремальные виды спорта

Как ни грустно это звучит, но практически каждый молодой человек, покупающий себе дорогой мотоцикл или снегоход, по сути будущий самоубийца. Кстати, другое название снегоходов – «убийцы олигархов«. Люди, которые прыгают со скейтборда на сноуборд, занимаются каньонингом, бабблингом, дайвингом, бейсджампингом и уверенные, что машина не умеет ездить меньше ста тридцати километров в час – это люди, которые играют со смертью в предельно опасные игры.

После того, когда я увидел в больнице десятки любителей парапланов, теперь уже навсегда прикованных к инвалидным коляскам по причине переломанного позвоночника и паралича ног – никто из моих друзей на параплане уже не полетит, будьте уверены. Я о них позабочусь, они мне еще дороги.


Может быть и вам есть ради чего жить?

  • Черты поведения
  • Автор Н.И. Козлов
  • Состояние Жертвы
  • Проблемное поведение
  • Курс — Не играю Жертву

Комментарии (21):

Иван, 14 апреля 2015 г., 13:10

Хорошая статья, спасибо. Но это все «избитые» истины. А взгляды разделятся на одинаковые половины, за исключением относительности: виктимное поведение имеет место; мы не виноваты в том, что с нами происходит. Сам, я, склоняюсь к первому варианту: мы делаем выбор, мы творцы своего мира. И пусть с разными возможностями, но одинаковыми целями (опять же — в общем: эйфория, лень, паразитирование). Как биовид, мы хотим жить за счет других. Посмею заявить, что мы вампиры от природы. И именно, развитие морали, делает нас людьми. Но это снова, придерживайтесь правилам,что противоречит природной лени… Как говорил Ошо, человек — это животное. А агрессия, в переводе с латыни, означает движение навстречу. Вот такие неожиданные выводы!

3

ответа

Гость, 28 июня 2017 г., 15:01

Это только часть общей картины…

Гость, 01 августа 2021 г., 22:10

Как биовид мы хотим создавать условия комфортной жизни, а не паразитировать. Стиль жизни паразита — это патология в случае человека.

Гость, 22 октября 2021 г., 02:40

Агрессия, раз уж мы здесь на Психологос, это движение, верно, но в противоположную сторону от любви. И это, скорее, действие, включающее поведение. Любовь — жизнь, агрессия — смерть. Мораль — это всего лишь культурная надстройка. В разные времена и у разных народов мораль претерпевала изменения. Но главное у нас есть мозг с подкоркой. Читайте, думайте, делайте выводы, но не останавливайтесь на объяснениях.

Татьяна, 14 апреля 2015 г., 17:38

Николай Иванович, есть какая-нибудь объективная причина, почему на странице «Психологос. Рассылка» уже какую неделю сверху висят картинки деструктивного содержания?

1

ответ

Н.И. Козлов, 14 апреля 2015 г., 17:56

Татьяна, а о чем идет речь? Можете прислать ссылки или скриншот? Адрес syntone@syntone.ru

1

ответ

Татьяна, 17 апреля 2015 г. , 19:53

Речь идет о конструктивных советах. Словами увидела: «Спокойное присутствие, уверенное поведение.»

Письменная Ольга, 15 апреля 2015 г., 06:58

Мне понравилась статья. Спасибо! Скажите, как-нибудь можно скачать это видео?

1

ответ

Н.И. Козлов, 15 апреля 2015 г., 07:19

Пожалуйста! https://vimeo.com/124805307

Евгеньевна Кристина, 22 апреля 2015 г., 13:57

Все верно! Но хотелось бы продолжения статьи. Интересно, почему люди ведут себя, как жертвы. Это подсознательная склонность к самоубийству?

2

ответа

Гость, 21 января 2020 г., 15:06

Думаю это результат воспитания. Виктимов взращивают родители, ведь такие дети намного более удобны. А как вести себя, будучи взрослым, никто не объясняет. Или отсутствия воспитания, где человеку изначально не привили понимание поведения в обществе и он живёт так всю жизнь. Также многие даже считают удобным быть жертвой и виктимное поведение помогает им оставаться жертвами. Ваши варианты тоже имеют место быть, и ещё много причин могут существовать.

Гость, 01 августа 2021 г., 22:18

Все просто: «виктимность» это выученная беспомощность, результат негативного жизненного опыта (напр. насилия со стороны родителей). А люди, ищущие быстрые и нечестные способы достижения цели (т.е. склонные к агрессии), просто пользуются ситуацией. «Виктимность» это неумение отстоять свои права, боязнь окружающих, неуверенность в себе, низкая самооценка и тд.

Евгеньевна Кристина, 22 апреля 2015 г., 14:04

Я считаю, что люди — это те же животные, разница лишь в том, что никто не вредит так планете, как люди. Животные строго следуют законам природы, а люди делают то, что им заблагорасудится не думая о последствиях. Вроде бы человек умнее животных, но правильно сказано: «Горе от ума».

Елена, 01 мая 2015 г., 14:21

Полезная статья, спасибо.

Фотина, 27 июля 2015 г.

, 22:21

Весьма полезная статья. Многие люди действительно не задумываются над своим поведением и не могут предвидеть последствий своих поступков. Этому ведь в школе не учат. А жаль.

Гость, 15 июня 2017 г., 22:25

С одной стороны, в признаках жертвы «избегающий контакта взгляд», с другой — рекомендация: «Важно не встречаться взглядом с подозрительным, выказывающим агрессивные намерения субъектом». Так надо смотреть в глаза или нет?

1

ответ

Гость, 28 июня 2017 г., 15:08

В первом случае «избегающий контакта взгляд» возникает у того, кто играет роль Жертвы — без наличия Агрессора. Во втором случае ситуация другая, тут Агрессор реален. Соответственно в первом случае — надо, во втором — по желанию.

1

ответ

Гость, 17 февраля 2020 г., 14:26

Как считал А.С. Пушкин, необходимой чертой всякого умного человека является умение сразу определить, с кем имеешь дело, и вести себя соответственно.

И это совсем не то, что хама нужно перехамить. Доводилось видеть, как хамка-администраторша растерялась после встречной фразы: «Позвольте не согласиться с Вашими доводами».

Гость, 16 января 2018 г., 09:40

Здравствуйте все. Очень интересная и познавательная статья. Спасибо за информацию, некоторые прописные истины воспринимаются с другой стороны… А вывод напрашивается один «Береженого Бог Бережет»!

Гость, 24 августа 2018 г., 06:32

Я обычно не люблю смотреть незнакомым людям в глаза. Потому что чужаки ведь, зачем на них смотреть. Это «избегание»? Когда на меня наезжали в школе — я с виду — невозмутимый, каменный человек, но внутри меня начинало трясти и возникало некое состояние «оцепенения» — всегда это в себе напрягало. И злость и желание двинуть обидчику, но и одновременно какая-то невозможность двинуться с места (может от страха, может от неуверенности). Интересно — излучаю ли виктимизацию?

1

ответ

Гость, 04 февраля 2020 г. , 23:33

Спасибо за статью! Иногда нужно смотреть, чтобы определить намерение противника и дело в том, как смотреть: обезоруживающе искренне прямо, или выражая покорность и усмирение, вызывая огонь на себя… Если хотите узнать про себя — посмотрите в зеркало, как на другого человека, и определите сами, что вызывает в вас тот другой в зеркале. Как бы вы отнеслись к таком взгляду и к такому человеку…

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Демонстративное поведение

Демонстративное поведение — выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, невзирая на потребности окружающих.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Виктимология

Виктимология (лат. victima — жертва, лат. logos — учение) — раздел криминологии, учение о жертве преступления, наука о потерпевших, обладающих индивидуальной или групповой способностью стать жертвами преступного деяния. На кого чаще бросаются собаки и насильники? Этот вопрос многих, наверное, удивит. Разве можно сравнивать рефлекторное поведение животных, не ведающих добра и зла, и психологию преступника, который намеренно причиняет страдания другим людям? Конечно, различие очень велико.

6Подробнее

виды виктимности, симптомы, примеры и лечение

«Синдром жертвы», «психология жертвы», «менталитет жертвы», «феномен жертвы» или виктимность — это все комплекс социальных, психических и физических признаков и черт личности, которые повышают возможность ее преобразования в жертву (к примеру, несчастного случая, деструктивного культа, преступления и т. п. ). Как избавиться от виктимности навсегда?

  • Что такое виктимность?
  • Факторы риска и причины возникновения виктимности
  • Основные симптомы виктимности
  • Лечение виктимности
    • Медикаментозное лечение
    • Психотерапевтическое лечение

Что такое виктимность?

Виктимное поведение — это определение, которое распространено в криминалистике и психологии (происходит от лат. victima — существо, приносящее в жертву). Криминалисты определяют виктимным противозаконное, безнравственное или вызывающее поведение пострадавшего, которое стало причиной для совершения преступления. В народе про это поведение говорят проще: сам напросился. Жертвы такого рода совершенно не желают оказываться в любых таких неприятных ситуациях, но все-таки все время в них «вляпываются».

Ущерб материальному благополучию, здоровью или жизни совершенно не обязательно может наносить другой человек — можно быть жертвой диких животных или вооруженного конфликта, несчастного случая, стихии, разных механизмов или аппаратов.

Жертв несчастных случаев и преступлений изучает отдельная наука, которая называется виктимология, ее идея зародилась несколько веков назад. Было доказано, что профилактика криминальности общества влияет не только во время воздействия на потенциального преступника (от семейного воспитания до наказания виноватого в назидание остальным). Виктимология уже с давних времен работает незримо в роли одного из средств, которое предотвращает преступления непосредственно с помощью потенциальных жертв.

Виктимность является выработкой в гражданах сознательного поведения, которое препятствует нанесению материального ущерба, нападениям и несчастным случаям. Причем это и тесное взаимодействие с архитекторами, которые продумывают городское пространство таким образом, чтобы в нем было минимум закрытых мест, хорошо подходящих для совершения противоправных действий.

Во многих развитых странах в школьных курсах производится инструктаж по виктимности. Детей учат не перебегать дорогу в неустановленных местах, не открывать дверь посторонним, не садиться в автомобиль к незнакомым людям и т. д. Выполнение самых элементарных правил каждый день спасает не одну тысячу жизней, а халатное к ним отношение — их губит.

В немалом зависит склонность к виктимному поведению и от семейного уклада. Например, в семье, в которой взрослые за свои слова отвечают и все обещания выполняют, дети больше склонны слушать их советы и в разных ситуациях выбирать правильные решения. Дети знают — родители правильно поступают, а, соответственно, и советы их также являются правильными. Помимо этого, в семьях с виктимными родителями, как правило, вырастают и виктимные дети. В психологии виктимного поведения существует три вида людей, которые провоцируют над ними насилие:

  • неустойчивые;
  • псевдопровоцирующие;
  • пассивно-подчиняемые.

Последний является наиболее распространенным (40%) и характеризуется тем, что жертва обороняется неуверенно и вяло, или совершенно не обороняется и выполняет все требования, которые выдвигает нападающий. Ко второму случаю относится ¼ жертв, эта ситуация характеризуется провокацией нападающего активным сексуальным заигрыванием и даже иногда совместным распитием алкогольных напитков (когда речь идет про изнасилование) либо в иных действиях, которые вызывают агрессию второй стороны. К первому типу пострадавших относится 35%, и он характеризуется резким изменением линии поведения, чередованию и непоследовательности остальных типов.

Виктимное поведение в психологии рассматривается как отклонение, которое основано на двух факторах, работающих порознь или одновременно: негативное влияние социума и личная предрасположенность. Подростки больше подвергаются психологическому комплексу виктимности.

С учетом криминологической классификации виды виктимного поведения делятся на:

  • пассивное;
  • интенсивное;
  • активное.

Активное поведение — это провокация преступления, при этом не редко преступник вначале не предполагал нападать на жертву. Интенсивное — это поведение, когда жертва правильно предпринимала попытки не допустить опасности, но это не смогло ее защитить. Пассивное поведение состоит в полном отсутствии сопротивления.

Факторы риска и причины возникновения виктимности

За долгие годы проводилось довольно много психологических исследований, которые были направлены на изучение разных сторон «виктимизации», с учетом которых выделяются такие факторы риска и причины развития и возникновения такого феномена, как виктимность:

Положение социально-психологического статуса семьи:

  • очень молодые родители, которые не в состоянии в силу своего возраста обеспечивать полностью семью;
  • неполная семья;
  • жизненная неустроенность, к примеру, у обоих из родителей низкая зарплата или у какого-то из родителей нет работы.

Особенности стиля и норм воспитания в семье:

  • аморальный жизненный образ родителей;
  • занижение достижений детей, негативные проявления относительно ожидаемых касательно его поступков и действий.
  • конфликты в семье;
  • эмоциональное отвержение, заброшенность и безнадзорность ребенка;
  • жестокое обращение с детьми, использование ребенка как средства давления и манипуляции.

Социальные причины:

  • напряженные отношения с учителями;
  • напряженные отношения со сверстниками;
  • наличие каких-то дефектов или травм;
  • опыт пережитого насилия;
  • нахождение в антисоциальных группах.

Вышеперечисленные факторы риска и причины активируют процесс формирования агрессивности, тревожности и неадекватной самооценки, что делает эмоционально неустойчивым человека, это увеличивает возможность превращения человека в жертву.

Основные симптомы виктимности

У человека с виктимностью могут отмечаться разные проявления поведения. Среди них можно выделить следующее:

  • высокий уровень нервно-психического перенапряжения выражается в нерешительности и застенчивости, сложности запоминания и сосредоточивания внимания, снижении интеллектуальной работоспособности, в результате этого появляются сложности в общении;
  • эмоциональная неустойчивость, то есть непредсказуемое выражение эмоций, которые проявляются в отсутствии самообладания и импульсивности, раздражительности, резких изменениях настроения;
  • повышенный уровень конформности, то есть неустойчивость давлению группы, неадекватная тяга к подчинению, абсолютная уступчивость и податливость мнению остальных, отсутствие независимости, беспрекословное согласие с мнением общества;
  • повышенный уровень тревожности, который выражается в угнетенном эмоциональном состоянии, апатии, недовольстве своим внешним видом и собой, потере интереса к занятиям, которые приносили удовольствие, в любой ситуации склонность видеть неблагоприятный исход, также вероятно увеличение артериального давления, повышенное потоотделение, учащение сердцебиения;
  • отсутствие критичности, то есть неспособность отказаться от предрассудков, отсутствие своего мнения по какому-то вопросу;
  • легкая внушаемость, доверчивость, робость;
  • неадекватно низкая самооценка выражается в постоянных жалобах на жизнь, склонность обвинять других и жаловаться на них, чувство жалости к себе, заостренность внимания на своих недостатках, любые замечания принимаются на свой счет, неоправданное чувство вины, ощущение постоянного страха ошибиться, отсутствие друзей;
  • излишняя добросовестность и высокая моральная ответственность, что обуславливает «готовность» быть жертвой;
  • выраженное провокационное поведение (человек не понимает, что его поведение провоцирует к насилию), к примеру, жена пьяному мужу предъявляет свое недовольство и претензии;
  • неспособность в проблемных ситуациях на себя взять ответственность за принятие решения;
  • конфликтное и противоречивое поведение, к примеру, открытость проявляется через обвинения и высмеивания, потребность в поддержке — угрозой разрыва отношений, общительность — с помощью навязывания контакта с другими людьми;
  • ощущение безнадежности и беспомощности проявляется в концентрации на выживании, постоянном страхе, отсутствие способности предугадывать результаты своих действий и своего поведения;
  • искаженное восприятие своих чувств может выражаться, к примеру, в восприятии желания открытости и искренности как выражение слабости, либо необходимость в поддержке — как доказательство своей ненужности и бесполезности.

Лечение виктимности

Лечение такого заболевания, как виктимность может производиться в нескольких направлениях: медицинскими препаратами и с помощью психотерапии.

Не существует конкретного лекарства против этого расстройства, поэтому выбор препаратов и подходов в психотерапии будет зависеть от причин и факторов появления нарушения.

Медикаментозное лечение

Может выполняться с помощью использования следующих групп препаратов:

  • Транквилизаторы. Производят противотревожный эффект, то есть снижают уровень страха и тревоги. Кроме того обладают миорелаксирующим и снотворным эффектом.
  • Антидепрессанты. Направлены на восстановление патологически плохого настроения, понижение выраженности нервно-психического перенапряжения и тревоги с помощью повышения количества серотонина в крови, отвечающего за сохранение баланса настроения.
  • Нормотимики. Направлены на смягчение «острых углов характера», на стабилизацию настроения, а также, вспыльчивости, импульсивности и раздражительности.
  • Седативные препараты снижают эмоциональное перенапряжение и вызывают успокоение. К этим средствам относятся: настойки мяты, пустырника и валерианы.

Психотерапевтическое лечение

Это лечение может производиться в таких направлениях:

  • Рационально-эмоциональное лечение. Основная задача — помочь пациенту устранить жизненный подход, который направлен на разрушение.
  • Когнитивное лечение. Основная задача — корректировка представлений, установок и мыслей, приводящих к неадекватному и дезадаптивному поведению. К примеру, пациент может получить такое задание: описать его ощущения в стрессовой ситуации, и фрагментарно определить осознаваемые условия, которые провоцируют проявление негативных установок. Этот метод называется корректировка и распознавание непроизвольных мыслей.
  • Поведенческое лечение направлено на формирование и сохранение навыков применения адекватных действий, устойчивого самоконтроля с помощью изменения неприемлемых действий на приемлемые, а также используя способы, ведущие к ликвидации дезадаптивного поведения. К примеру, нагнетание факторов, вызывающих тревогу, или способ «наводнения» (психолог ставит пациента в пугающую ситуацию, помогая ее преодолеть).

В рамках психотерапии также может использоваться музыкотерапия, основная задача которой гармонизировать душу и тело, уравновесить эмоциональное состояние с помощью музыкальных средств. Также используется арт-терапия, задача, которой гармонизация психического состояния человека через развитие способности самовыражения, а также достижение умиротворения и спокойствия. То есть, виктимное поведение — это то, что необходимо осознать, понять и научиться контролировать.

Менталитет жертвы: признаки, причины и что делать

Менталитет жертвы — это когда вы часто чувствуете себя жертвой, даже если доказательства говорят об обратном. Признаки включают частое обвинение других и проблемы с принятием личной ответственности.

У всех нас бывают дни, когда нам кажется, что весь мир настроен против нас.

Возможно, вы пытаетесь наладить контакт с другими, но они, кажется, не понимают степени вашей боли — или, внося позитивные изменения, вы можете саботировать себя или быстро сдаться.

Время от времени это естественно. Но если это похоже на вашу ситуацию большую часть времени (или все время), возможно, вы живете с чувством жертвы.

Менталитет жертвы может заставить вас чувствовать, что жизнь несправедлива. Вы можете даже чувствовать, что ничего не можете сделать, чтобы изменить обстоятельства, но это неправда. Всегда есть что-то , что вы можете сделать. Мы спросили двух экспертов, как справиться.

Менталитет жертвы — это когда человек чувствует себя жертвой в разных ситуациях, даже если факты говорят об обратном. Они могут чувствовать, что не контролируют то, что с ними происходит.

Такое мировоззрение может повлиять на многие сферы вашей жизни, такие как отношения, работа и здоровье.

Мышление жертвы может развиваться как механизм преодоления предыдущего травматического опыта, говорит доктор Джули Лэндри, клинический психолог из Сан-Антонио, штат Техас.

Может показаться, что вы мало контролируете внешние факторы своей жизни или не оказываете на них влияния. Она объясняет, что это обычно связано с:

  • переживанием нескольких ситуаций, когда вам не хватает контроля
  • постоянная эмоциональная боль, которая приводит к выученной беспомощности
  • предательство со стороны кого-то из самых близких

Люди с расстройством, связанным с употреблением алкоголя или психоактивными веществами, могут обнаружить, что менталитет жертвы удерживает их в спирали зависимости. Они могут чувствовать себя беспомощными, чтобы изменить свои обстоятельства, просить поддержки у других, чувствуя себя неспособными поддержать себя.

Менталитет жертвы может проявляться по-разному, говорит Лэндри. Это может быть ощущение, что мир хочет вас достать, или вам трудно взять на себя личную ответственность за то, что происходит в вашей жизни.

Признаки менталитета жертвы включают:

Поведенческие признаки

  • частое возложение вины на внешние факторы или других людей, когда что-то идет не так чрезмерная критика себя или других
  • самосаботаж
  • общение только с людьми, которые думают так же, как вы

Ментальные (когнитивные) признаки

  • восприятие мира как несправедливого или небезопасного
  • Когнитивные искажения, такие как катастрофизирование
  • Вредное мышление или пессимизм
  • Последние ошибки и вреда
  • Мысли о самообласти или самоубийстве

.

ограниченная эмпатия к другим
  • недоверие к авторитетным фигурам
  • ведение счета в отношениях
  • проблемы с принятием конструктивной критики
  • Эмоциональные признаки

    • Тревога
    • Депрессия
    • Ощущение невидимого
    • GUILT или SHALE
    • Низкая самооценка
    • Восприятие ARITINGE
    • . от того, чтобы помешать вам проявить себя на работе, до нарушения динамики ваших отношений. У вас также могут возникнуть проблемы с поддержанием привычек здорового образа жизни.

      Трудно сказать, является ли менталитет жертвы симптомом или чертой личности, так как необходимы дополнительные исследования.

      Одно исследование 2020 года предполагает, что менталитет жертвы может быть чертой личности, получившей название «Склонность к межличностной жертве (TIV)». В данном случае оно охватывает несколько типов отношений и включает четыре паттерна:

      • стремление к признанию себя жертвой
      • чувство морального превосходства
      • ограниченное сочувствие к другим
      • частые размышления

      чувство жертвы также может быть симптомом другого психического расстройства, в том числе:

      • пограничное расстройство личности (ПРЛ)
      • большое депрессивное расстройство (БДР)
      • нарциссическое расстройство личности (НПЛ)
      • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
      • комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (КПТСР)
        • определить первопричину ваших чувств, возможно, вам будет полезно поработать с терапевтом, знакомым с травмой.

          Если вы готовы изменить свои чувства, вам помогут многие стратегии.

          Обратитесь за профессиональной поддержкой

          Вам не обязательно проходить через это в одиночку. По словам Лэндри, терапия может помочь вам справиться с прошлой травмой и повысить свой эмоциональный интеллект. «Это может помочь вам научиться выбирать: выйти из ситуации или принять ее, а также взять на себя ответственность за то, что вы можете контролировать в жизни и как вы реагируете», — говорит она.

          Терапевт также может работать с вами над постановкой целей и развитием самоэффективности, чтобы вы чувствовали себя более ответственными за свою жизнь. Чтобы дополнить свою работу в терапии, рассмотрите возможность ведения дневника для обработки эмоций и развития практики благодарности, добавляет она.

          Попробуйте проявить сострадание к себе

          Найдите минутку, чтобы оценить себя за все, через что вам пришлось пройти, — говорит Кэти Зискинд, лицензированный брачный и семейный терапевт из Ниантика, Коннектикут.

          «Насилие может привести к стыду, вине, беспокойству, депрессии и низкой самооценке», — объясняет она. «Жертвы очень часто думают, что они являются причиной того, что кто-то жестоко обращался с ними, поэтому консультирование может помочь вам построить позитивный внутренний диалог, чтобы избавиться от любых самообвинений».

          Рассмотрите возможность изменения своей самоидентификации

          Исследования показывают, что в некоторых случаях может быть трудно преодолеть менталитет жертвы, если есть стимулы для сохранения этой роли — например, медицинские льготы, доход или другая форма безопасности .

          Вам может быть полезно изменить свой язык, говорит Зискинд. «Вместо того, чтобы называть себя жертвой, вы можете переключиться на то, чтобы называть себя жертвой жестокого обращения, что может дать больше возможностей и помочь создать эмоциональную уверенность в будущих отношениях».

          Попробуйте стать владельцем своей истории

          Исследование, проведенное в 2021 году, показало, что женщины, пережившие сексуальное насилие, смогли перейти от роли жертвы к менталитету пережившей:

          • получение социальной поддержки
          • восстановление своей истории установленный график исцеления

          Есть много способов рассказать свою историю, например, написать статью, чтобы помочь другим людям в аналогичной ситуации, стать волонтером в некоммерческой организации и создать искусство, среди прочих идей.

          Если вы знаете кого-то, кто проявляет признаки менталитета жертвы, это может расстроить вас, особенно если вы любите их и хотите, чтобы они отстаивали свою власть.

          В этом случае вам может быть полезно:

          • побудить их искать профессиональную поддержку
          • напомнить им, насколько они сильны и способны
          • установить и поддерживать здоровые границы искушение спасти других
          • узнайте, как предотвратить созависимость

          Работа с лицензированным специалистом может помочь вам почувствовать себя более уверенным, особенно если ваши проблемы связаны с травмой или психическим заболеванием. Возможно, вам будет полезно использовать ресурс Psych Central How to Find Mental Health Support.

          Помните: вы сильны. Ты получил это.

          Разгадка мышления жертвы

          Быстро: Оцените, насколько вы согласны с каждым из этих пунктов по шкале от 1 («совсем не я») до 5 («это я»):

          • Для меня важно, чтобы люди, причинившие мне боль, признали несправедливость по отношению ко мне.
          • Я думаю, что я гораздо более добросовестный и нравственный в своих отношениях с другими людьми по сравнению с их отношением ко мне.
          • Когда мои действия задевают близких мне людей, мне очень важно разъяснить, что справедливость на моей стороне.
          • Мне очень трудно перестать думать о несправедливости, которую другие сделали по отношению ко мне.

          Если вы набрали высокие баллы (4 или 5) по всем этим пунктам, у вас может быть то, что психологи определили как «склонность к межличностной жертве».

          СОЦИАЛЬНАЯ НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ

          Социальная жизнь полна неоднозначностей. Свидания не всегда отвечают на ваши текстовые сообщения, друзья не всегда улыбаются вам в ответ, когда вы улыбаетесь им, а лица незнакомцев иногда выглядят расстроенными. Вопрос: Как вы интерпретируете эти ситуации? Принимаете ли вы все на свой счет или считаете, что скорее всего у вашего друга просто плохой день, ваш новый парень все еще заинтересован, но хочет прикинуться крутым, и что незнакомец на улице был чем-то рассержен и не даже не заметили, что вы были там?

          В то время как большинство людей склонны относительно легко преодолевать социально неоднозначные ситуации, регулируя свои эмоции и признавая, что социальная неопределенность является неизбежной частью социальной жизни, некоторые люди склонны считать себя вечными жертвами. Рахав Габай и ее коллеги определяют эту склонность к межличностной жертве как «постоянное ощущение себя жертвой, которое распространяется на многие виды отношений. В результате виктимизация становится центральной частью личности человека». Те, у кого постоянное мышление жертвы, как правило, имеют «внешний локус контроля»; они верят, что жизнь человека полностью находится под контролем внешних сил, таких как судьба, удача или милость других людей.

          Основываясь на клинических наблюдениях и исследованиях, исследователи обнаружили, что склонность к межличностной виктимности состоит из четырех основных аспектов: (а) постоянный поиск признания своей виктимности, (б) моральный элитаризм, (в) отсутствие сочувствия к боли и страдания других и (г) частые размышления о прошлой виктимизации.

          Важно отметить, что исследователи не отождествляют переживание травмы и виктимизации с мышлением жертвы. Они отмечают, что мышление жертвы может развиться без серьезной травмы или виктимизации. И наоборот, переживание тяжелой травмы или виктимизации не обязательно означает, что у кого-то разовьется мышление жертвы. Тем не менее, мышление жертвы и виктимизация действительно имеют определенные психологические процессы и последствия.

          Кроме того, хотя выявленные ими четыре характеристики мышления жертвы были исследованы на индивидуальном уровне (на выборке израильтян-евреев) и не обязательно применимы к уровню групп, обзор литературы показывает, что существуют некоторые поразительные параллели. на коллективный уровень (который я укажу ниже).

          Отбросив эти предостережения, давайте углубимся в основные характеристики мышления вечной жертвы.

          МЫШЛЕНИЕ ЖЕРТВЫ

          Постоянно добиваться признания своей жертвы. Те, у кого высокие баллы в этом измерении, постоянно нуждаются в признании своих страданий. В целом это нормальная психологическая реакция на травму. Переживание травмы, как правило, «разрушает наши представления» о мире как о справедливом и нравственном месте. Признание себя жертвой является нормальной реакцией на травму и может помочь восстановить уверенность человека в своем восприятии мира как справедливого и справедливого места для жизни.

          Кроме того, жертвы обычно хотят, чтобы преступники взяли на себя ответственность за их проступки и выражали чувство вины. Исследования, проведенные на свидетельствах пациентов и терапевтов, показали, что подтверждение травмы важно для терапевтического восстановления после травмы и виктимизации (см. здесь и здесь).

          Чувство моральной элитарности. Те, кто набирает высокие баллы по этому параметру, считают себя обладателями безупречной морали и считают всех остальных аморальными. Моральный элитизм можно использовать для контроля над другими, обвиняя других в аморальности, несправедливости или эгоизме, при этом считая себя в высшей степени нравственным и этичным человеком.

          Моральный элитизм часто развивается как защитный механизм от глубоко болезненных эмоций и как способ поддержания положительного образа самого себя. В результате люди, находящиеся в бедственном положении, склонны отрицать свою агрессивность и деструктивные импульсы и проецировать их на других. «Другой» воспринимается как угроза, тогда как «я» воспринимается как преследуемое, уязвимое и морально превосходящее.

          Хотя разделение мира на тех, кто является «святыми», и тех, кто является «чистым злом», может защитить человека от боли и ущерба их самооценке, в конечном итоге это задерживает рост и развитие и игнорирует способность видеть себя и мир во всей его сложности.

          Отсутствие сочувствия к боли и страданиям других. Люди, набравшие высокие баллы по этому параметру, настолько озабочены собственной жертвой, что не обращают внимания на боль и страдания других. Исследования показывают, что люди, которые только что были обижены или которым напомнили о том времени, когда они были обижены, чувствуют себя вправе вести себя агрессивно и эгоистично, игнорируя страдания других и беря больше для себя, оставляя меньше другим. Эмили Зитек и ее коллеги предполагают, что такие люди могут чувствовать себя так, как будто они достаточно настрадались, чтобы больше не чувствовать себя обязанными заботиться о боли и страданиях других. В результате они упускают возможность помочь тем, кто, по их мнению, находится в их чужой группе.

          На групповом уровне исследования показывают, что повышенное внимание к виктимизации своей группы снижает сочувствие к противнику, а также к противникам, не связанным с ними. Было показано, что даже просто подготовка к роли жертвы увеличивает текущие конфликты, при этом подготовка приводит к снижению уровня сочувствия к противнику и к тому, что люди более склонны принимать на себя меньшую коллективную вину за текущий вред. На самом деле, исследование «конкурентной виктимности» показывает, что члены групп, вовлеченных в насильственные конфликты, склонны рассматривать свою виктимизацию как нечто исключительное и склонны преуменьшать, преуменьшать или прямо отрицать страдания и боль своего противника (см. здесь и здесь).

          Группа, полностью поглощенная своими страданиями, может развить то, что психологи называют «эгоизмом жертвы», когда члены не могут смотреть на вещи с точки зрения соперничающей группы, не могут или не хотят сопереживать страдания соперничающей группы и не желают брать на себя никакой ответственности за вред, причиненный их собственной группой (см. здесь и здесь).

          Часто размышляет о прошлой виктимизации. Те, у кого высокие баллы по этому параметру, постоянно размышляют и говорят о своих межличностных обидах, их причинах и последствиях, вместо того, чтобы думать или обсуждать возможные решения. Это может состоять из ожидаемых будущих преступлений прошлых преступлений. Исследования показывают, что жертвы склонны размышлять о своих межличностных обидах, и что такие размышления снижают мотивацию к прощению, усиливая стремление отомстить.

          На групповом уровне анализа виктимизированные группы склонны часто размышлять о своих травмирующих событиях. Например, с годами увеличилось широкое распространение материалов о Холокосте в еврейских израильских школьных программах, культурных продуктах и ​​политических дискуссиях. Хотя современные израильтяне-евреи, как правило, не являются непосредственными жертвами Холокоста, израильтяне все больше озабочены Холокостом, зацикливаются на нем и опасаются, что это может повториться.

          ПОСЛЕДСТВИЯ МЫШЛЕНИЯ

          В межличностном конфликте все стороны заинтересованы в поддержании положительного морального образа себя. В результате разные стороны, скорее всего, создадут две совершенно разные субъективные реальности. Правонарушители склонны преуменьшать тяжесть проступка, в то время как потерпевшие склонны воспринимать мотивы правонарушителей как произвольные, бессмысленные, аморальные и более серьезные.

          Таким образом, образ мышления, который развивается у человека — как у жертвы или как у преступника, — оказывает фундаментальное влияние на то, как ситуация воспринимается и запоминается. Габай и ее коллеги определили три основных когнитивных искажения, которые характеризуют склонность к межличностной жертве: искажения интерпретации, атрибуции и памяти. Все эти три предубеждения способствуют отсутствию желания прощать других за их предполагаемые проступки.

          Давайте углубимся в эти предубеждения.

          Предвзятость интерпретации

          Первая предвзятость интерпретации связана с предполагаемой оскорбительностью социальной ситуации. Исследователи обнаружили, что люди с более высокой тенденцией к межличностной жертве воспринимали как несерьезные правонарушения (например, отсутствие помощи), так и более серьезные правонарушения (например, оскорбительные высказывания в отношении их честности и личности) как более серьезные.

          Второе искажение интерпретации связано с ожиданием боли в двусмысленных ситуациях. Исследователи обнаружили, что люди с большей тенденцией межличностной жертвы с большей вероятностью предполагали, что новый менеджер в их отделе проявит меньше внимания и готовности помочь им еще до того, как они на самом деле встретились.

          Атрибуция вредоносного поведения

          Лица со склонностью к межличностной жертве также чаще приписывали негативные намерения со стороны правонарушителя, а также чаще ощущали большую интенсивность и продолжительность негативных эмоций после обидного события. .

          Эти результаты согласуются с работой, показывающей, что степень, в которой люди находят взаимодействие вредным, связана с их восприятием того, что причиняющее боль поведение было преднамеренным. Люди со склонностью к межличностной жертве могут более интенсивно переживать правонарушения, потому что они приписывают правонарушителю более злой умысел, чем те, у кого склонность к межличностной жертве ниже.

          Было обнаружено, что эта предвзятость существует и на коллективном уровне. Социальный психолог Ноа Шори-Эйал и ее коллеги обнаружили, что у тех, кто набрал более высокие баллы по шкале «Постоянная ориентация на жертву внутри группы», измеряющей убежденность в том, что члены своей группы постоянно подвергаются преследованиям и преследованиям со стороны разных врагов и в разные периоды времени, большая тенденция классифицировать чужие группы как враждебные своей группе и быстрее реагировать на такую ​​​​категоризацию (предполагая, что она была более автоматической). Лица с высокими показателями по этой шкале также чаще приписывали злонамеренные намерения членам чужой группы в 9 случаях.0011 неоднозначных ситуаций; а когда им напоминали об исторической групповой травме, они с большей вероятностью приписывали чужой группе злонамеренные намерения.

          Также следует отметить, что в их исследовании, несмотря на то, что большинство его участников были израильтянами-евреями, по-прежнему существовала небольшая вариабельность в степени, в которой люди одобряли постоянную ориентацию жертвы внутри группы. Это еще одно свидетельство того, что тот факт, что кто-то стал жертвой, не означает, что он должен считать себя жертвой. Мышление жертвы — это не то же самое, что реальное переживание коллективной и/или межличностной травмы, и существует ряд людей, которые пережили ту же травму, но отказались воспринимать себя как постоянных жертв внутри группы.

          Предвзятость памяти

          Те, у кого больше склонность к межличностной жертве, также имели большую предвзятость негативной памяти, вспоминая больше слов, представляющих оскорбительное поведение и чувство обиды (например, «предательство», «гнев», «разочарование»). ), и легче вспоминать отрицательные эмоции. Склонность к межличностной жертвенности не была связана с позитивными интерпретациями, атрибуциями или воспоминаниями позитивных эмоциональных слов, предполагая, что именно негативные стимулы активировали мышление жертвы. Эти результаты согласуются с предыдущими исследованиями, в которых было установлено, что размышления способствуют усилению негативных воспоминаний о событиях и узнаванию в различных психологических ситуациях.

          На групповом уровне группы, как правило, одобряют и помнят события, которые оказали на них наибольшее эмоциональное воздействие, включая события, в которых одна группа стала жертвой другой группы.

          Прощение

          Исследователи также обнаружили, что люди с высокой склонностью к межличностной жертвенности были менее склонны прощать других после обиды, выражали повышенное желание мести, а не простое избегание, и на самом деле были более склонны вести себя в мстительный образ. Исследователи утверждают, что одним из возможных объяснений низкой склонности к избеганию может быть более высокая потребность в признании среди тех, у кого высокие баллы по склонности к межличностной жертве. Важно отметить, что этот эффект был опосредован принятием точки зрения, что отрицательно коррелировало с тенденцией к межличностной жертве.

          Аналогичные результаты были обнаружены на групповом уровне. Сильное чувство коллективной жертвы связано с низкой готовностью прощать и повышенным стремлением к мести. Этот вывод повторялся в различных контекстах, включая размышления о Холокосте, конфликте в Северной Ирландии и израильско-палестинском конфликте.

          ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ

          Откуда берется мышление жертвы? На индивидуальном уровне, безусловно, играют роль многие различные факторы, в том числе реальная виктимизация в прошлом. Однако исследователи обнаружили, что тревожный стиль привязанности был особенно сильным предшественником склонности к межличностной жертве.

          Тревожно привязанные люди склонны зависеть от одобрения и постоянного подтверждения со стороны других. Они постоянно ищут уверенности, проистекающей из сомнений в собственной социальной значимости. Это приводит к тому, что тревожно привязанные люди видят других весьма амбивалентно.

          С одной стороны, тревожно привязанные личности ожидают отказа от других. С другой стороны, они чувствуют себя зависимыми от других, чтобы подтвердить свою самооценку и ценность. Что касается прямой связи между тревожной привязанностью и тенденцией к межличностной виктимности, исследователи отмечают, что «с мотивационной точки зрения тенденция к межличностной виктимности, по-видимому, предлагает тревожно привязанным индивидуумам эффективную основу для построения своих ненадежных отношений с другими, что включает в себя привлечение их внимания, сочувствия и оценки и в то же время переживание сложных негативных чувств и их выражение в отношениях».

          На групповом уровне Габай и ее коллеги указывают на потенциальную роль процессов социализации в развитии коллективной жертвенности. Они отмечают, что убеждениям жертвы, как и любым другим человеческим убеждениям, можно научиться (см. здесь и здесь). Через множество различных каналов, таких как образование, телевизионные программы и онлайн-социальные сети, члены группы могут узнать, что жертвенность может быть использована как силовая игра, и что агрессивность может быть законной и справедливой, если пострадала одна сторона. Люди могут узнать, что усвоение менталитета жертвы может дать им власть над другими и защитить их от любых последствий онлайн-моббинга и стыда, которые они могут навязать членам предполагаемой чужой группы.

          ОТ ЖЕРТВЫ К РОСТУ

          По правде говоря, в настоящее время мы живем в культуре, где многие политические и культурные группы и отдельные лица подчеркивают свою идентичность жертвы и соревнуются в «Олимпийских играх жертвенности». Чарльз Сайкс, автор книги «Нация жертв: упадок американского характера , », отметил, что это частично связано с правом групп и отдельных лиц на счастье и удовлетворение. Опираясь на работу Сайкса, Габай и ее коллеги отмечают: «Когда это чувство обладания правами сочетается с высокой тенденцией к межличностной жертве на индивидуальном уровне, борьба за социальные изменения, скорее всего, примет агрессивную, пренебрежительную и снисходительную форму».

          Но вот в чем дело: если процессы социализации могут привить людям мышление жертвы, то, несомненно, те же самые процессы могут привить людям мышление личностного роста. Что, если бы мы все узнали в молодом возрасте, что наши травмы не должны определять нас? Что возможно пережить травму и быть жертвой, чтобы не формировать ядро ​​​​нашей идентичности? Что даже возможно вырасти из травмы, стать лучше, использовать опыт, который мы получили в нашей жизни, для работы, чтобы вселить надежду и возможности в других, которые были в подобной ситуации? Что, если бы мы все узнали, что можно иметь здоровую гордость за свою группу без ненависти к чужой группе? Что, если вы ожидаете доброты от других, стоит быть добрым самому? Что никто ни на что не имеет права, но все мы достоин того, чтобы с ним обращались как с человеком?

          Это было бы настоящим сдвигом парадигмы, но оно соответствовало бы последним достижениям социальных наук, которые ясно показывают, что постоянное мышление жертвы заставляет нас смотреть на мир через розовые очки. Через ясную линзу мы смогли бы увидеть, что не все в нашей чужой группе злые, и не все в нашей группе святые. Мы все люди с одними и теми же основными потребностями принадлежать, быть увиденными, быть услышанными и иметь значение.

          Увидеть реальность как можно яснее — важный шаг к долгосрочным изменениям, и я считаю, что один из важных шагов на этом пути — избавиться от постоянного мышления жертвы в пользу чего-то более продуктивного, конструктивного, обнадеживающего и подходящего для построения позитивных отношений с людьми. другие.

          ОБ АВТОРАХ

            Скотт Бэрри Кауфман, доктор философии, психолог-гуманист, исследующий глубины человеческого потенциала. Он читал курсы по интеллекту, творчеству и благополучию в Колумбийском университете, Нью-Йоркском университете, Пенсильванском университете и других местах. Он ведет подкаст «Психология» и является автором и/или редактором 9 книг, в том числе « Transcend: новая наука о самоактуализации» , « Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind 9».

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *